17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I

Автор - Дмитрий Паушкин (Москва)

Участники:

Дата похода:
С 25.06.04 по 07.07.04

Сборы
Сама идея родилась сразу после окончания похода нашей компании по реке Нерской (наш первый водный поход) на юге Московской области. Там, на антистапеле, мы разговорились с одним походником, который тоже разбирал байдарку и был, видно, водником со стажем. Он-то и вдохновил на поход в Карелию своими рассказами о красотах северной природы и об отсутствии людей и, соответственно, мусора в Карелии (на Нерской и того, и другого на майских праздниках было просто выше крыши).
Все начало лета, во время сдачи экзаменов, мысли были только о походе. И не удивительно, что сессия прошла мимо вместе с результатами сего умного процесса. Да и не очень-то и хотелось этим заниматься - поэтому решили, что как только сдадим последний экзамен, в тот же день рванем из Москвы.
Но когда приехали за неделю до намеченного отправления на вокзал, выяснилось, что 4 плацкартных места рядом (по цене 675 р. от Москвы до Чупы) есть только на поезд, отправляющийся 25-го в 1:15. Нормуль.
Последний экзамен сдали плохо, что только подогрело наше желание убраться из пыльной Москвы.
Раскладку по еде никто не считал. Брали "на глазок"! В общем-то, и маршрута конкретного не было, а вернее, никто его не расписывал по дням пути. Так что чисто студенческий поход! Раздолбайство, конечно, зато все делали сами.
В результате еды набрали много, шмоток - еще больше, что привело к нереально большим рюкзакам и обилию пакетов в руках (там было то, что в рюкзаки уже ну никак не влезало).
Времени на сборы, естественно, не хватило (все вещи и продукты окончательно упаковывали в нашей с Женей квартире), и где-то около 12 ночи взмыленные от сборов побежали на вокзал.
Вроде, пока собирались, Влад ничего такого не пил, но когда подошли к остановке, он легко тормознул пустой троллейбус (который шел в парк) и мы без остановок доехали до вокзала (там парк и расположен) за 100 рублей. Для Москвы случай редкий, прямо-таки уникальный.

Поезд
Погрузка в поезд прошла успешно. Заняв свое плацкартное "купе", были приятно удивлены тупостью проводника - на любой вопрос касательно маршрута поезда он с завидным постоянством отвечал: "Да хрен знает"!
Поезд в Чупу прибывал в 4.45 или около того. Перед выгрузкой сильно волновались: вещей - много, нас - мало, а поезд стоит всего две минуты. Но все прошло ОК! Еще в Москве по e-mail мы договорились о заброске. "Кереть-тур" не подвел! Встретили нас прямо у поезда, рассказали что да как, слили бензину для примуса и вообще отдельное им спасибо!!! (заброска от Чупы до начала Нольозерки стоила 1200 р.) www.whitesea.ru; kerettoure@onego.ru.
Ну и конечно же, карельские комары!!! Нам с ними не повезло в двух позициях: во-первых, мы приехали на север Карелии слишком рано (лето по температуре там наступило за два-три дня до нашего приезда) и комариный сезон был в разгаре. А во-вторых, это просто какие-то летающие лошади!!! После возвращения в Москву любые жалобы по поводу страшных комаров вызывали улыбку. В Карелии их просто тучи!!!! Огромные тучи!!!! Нереальные тучи!!!! Там, видимо, полигон для размножения комаров, и потом их (карельских комаров) развозят по всей России. Москитницы и реппелент (Gardex) помогают, но не сильно.
Мы, когда собирались, взяли с собой старые палатки. Без хорошей защиты от комаров. В результате ночью почти не спали. Комары под утро набивались в палатку в таких количествах, что под конец похода до черта измученные этой природной мелюзгой, начали спасть в москитницах. Хотя все равно не спасало. Надо было покупать хорошие палатки!!!
Первое достаточно плотное знакомство с вышеупомянутыми крылатыми тварями произошло на стапеле. Пока собирали байдарки, вокруг каждого участника похода вилось по большому рою комаров. Нормально. А еще были мошки! Если комары - существа достаточно откормленных размеров и не пролезают в сетку москитницы, то мошки, которые кусают больнее комаров, так как откусывают кусочки кожи, - самое то!!! Набивалось их в москитницу много, они мерзко жужжали перед глазами, в ушах. Было очень неприятно. Одно мне непонятно: почему, пролезая в москитницу, мошки сразу теряют интерес к вашему мясу??? Все до единой мошки пытаются выбраться на свободу и абсолютно не кусаются!!! Это было мне непонятно, хотя отчасти облегчало пребывание в Карелии.

День первый
На берегу Нольозерки нас высадили где-то около 7 часов утра.
Мы с Женей быстро собрали RZ-ку, после чего представитель прекрасного пола отправился готовить завтрак и ловить рыбу, а я пошел помогать ребятам с "Салютом". Улов: средних размеров окунь и какая-то очень хорошая (вкусная, легко ловится, отлично чистится) рыба с красными глазами и плавниками. Только после погрузки в байдарки мы их зачем-то отпустили... Видимо, еще не привыкли к отсутствию поблизости круглосуточных московских магазинов с богатым ассортиментом продуктов.
Все, плывем (стартанули где-то около 12 дня - время примерное, потому что часы в походе были только у Влада, а мы с Женей старались отдохнуть от этого прибамбаса цивилизации). У Жендоса и Влада - старый "Салют". Сколько ему лет никто не помнит- мы его взяли у знакомых, которые провожали нас со словами: "Если вы его (Салют) не соберете, то выкиньте подальше". Так этот "Салют" - кривой. У него кильсон кривой, и из-за этого ребятам постоянно приходилось бороться с тем, что судно ведет влево.
Водные просторы Карелии отличаются от рек и озер средней полосы большим количеством огромных подводных камней, которые с непривычки очень сильно пугают.
Если не брать в расчет большое количество комаров, то погода отличная - светит солнце и очень тепло!
Камни все чаще пугают из-под прозрачной воды своими огромными размерами. Впереди слышен странный звук сильно журчащей воды... ... подплываем: это первая шивера на Нольозерке сразу за левым поворотом. Пошли смотреть. Вернее, пошел один Влад, только он смог подойти близко с самой шивере с берега: вокруг нее много воды ( в лесу) и большие болотные сапоги близко были только у Влада. Ходил он долго, мы начали его очень громко звать, а когда Влад вернулся, высказал свое пфе, так как мы своими криками отвлекали его от изучения шиверы.
Тропы для обноса не было, было принято решение идти. Первая в жизни шивера. Для Жени Козлова это вообще первый водный поход и буквально его первый час на воде в маленькой байдарке. Для всех остальных - второй. В общем, прошли без проблем. Шивера оказалась простая, без всяких там подводных камней. Главное - идти по центру.
Здорово! Снова большая водная гладь (в сравнении с шиверой). Только она быстро закончилась, и перед нами - вторая шивера. Опять пошли смотреть. Шивера сложная, почти прямо-таки порог! Не пройдем, особенно с нашим опытом. Нашли тропу для обноса на правом берегу, но решили проводить байдарки. Теперь болотные сапоги достал и Жендос и вместе со Владом стали проводить свой "Салют". У нашего экипажа был небольшой перерыв. Женя достала удочку. В тот солнечный день рыба клевала как сумасшедшая: Женя забрасывает удочку (в поход мы взяли 500 калифорнийских червей и ловили, в основном, на них) и тут же вытаскивает с рыбиной. За минуту выловили 6 рыбин. Седьмая уже попалась на пустой крючок, который был заброшен в качестве эксперимента. При следующем забросе без наживки крючок зацепился за камни и остался там. К этому времени экипаж Салюта закончили проводить свою байду и занялись нашей (у Жени были невысокие сапоги, а у меня вообще сапог не было).
Прошли вторую шиверу. Нольозерка сузилась, течение усилилось. Третья шивера. "Салют" шел первым, его немного развернуло перед входом в шиверу. Ребятам пришлось долго возиться, чтобы поставить байду на нужный курс. Только в результате в шиверу они вошли неточно, и их начало разворачивать. К концу шиверы их уже развернуло перпендикулярно потоку и посадило на камень. Хорошо, что шивера там была достаточно широка и течение не сильное, поэтому их не кильнуло. Жендос выскочил из байды и они вместе со Владом, который еще махал веслом во все стороны, сняли судно с камня и оттащили к берегу. Потом они показали нам форватер, в который сами попасть не смогли. И мы рванули.
Вошли в шиверу по центру, а затем стали смещаться чуть ближе к левому берегу (в конце шиверу делит на две большой камень посреди русла, на этот камень и налетел боком "Салют"). Кругом бурлит вода, но страха почему-то нет. Все, проходим камень, на которой сели ребята, и кажется, что шивера позади. Вдруг что-то начинает сильно скрести по шкуре. Глухой стук по костям байды где-то между Женей и мной. Дальше я не слышал, чтобы что продолжало скрести по шкуре, но четко помню, как под кильсоном начинает спереди прибывать вода. Вот тут было какое-то смешанное ощущение страха и тревоги: мы продрались на выходе из шиверы в достаточно глубокое и широкое место (так тогда казалось), спасиков нет, старых, дырявых гермомешков мало (в них только спальники), да и вообще все вещи к байдарке не привязаны (полное раздолбайство!!!). Когда мы в ускоренном темпе доплыли до левого болотистого берега и выбрались на него, поджилки сильно тряслись. Выяснив, что дыра даже если и большая, то воды через нее поступает немного, что дает нам надежду добраться до противоположного берега, куда только что причалил "Салют", команда которого нашла именно этот берег, как самое лучшее место для отдыха и ремонта.
Стали переплывать. Воды под кильсоном уже было прилично и не было видно, насколько быстро она прибывает, поэтому доплыли спокойно. Высадились, разгрузились, перевернули байду. Осмотрелись: берег высокий, где-то над нами мелькает сквозь сосны очертания избы. Но комаров!!!! Оба экипажа очень сильно измотаны. В поезде почти не спали две ночи, и еще такие непривычные нагрузки. Короче все воспринимается как во сне.
Быстро заклеиваем байду скотчем и плывем дальше.
Проплыли небольшое озерцо с хорошими волнами. Четвертая шивера. Длинная с правым поворотом где-то посредине шиверы. Вход - узкий, с большом подводным камнем. Пройти в принципе можно, но после приключений на предыдущей шивере не хочется. После осмотра выяснилось, что шивера очень длинная. И сразу осмотреть ее всю не представляется возможным. Вход в шиверу байдарки проводим, а дальше садимся и плывем. Страшно. "Салют" ушел далеко вперед, и по его стопам пройти не получится. Идем на свой страх и риск. Течение несет очень быстро. То тут, то там в прозрачнейшей воде проносятся мимо огромные камни, внезапно появляющиеся в поле зрения и исчезающие за кормой. Если бы налетели на один такой камень, то мы бы долго кормили бы комаров в этом болотистом месте, пытаясь выловить шмотки из реки и восстановить изуродованную байдарку. Но все хорошо, и нас выносит на спокойную воду. Плывем.
Впереди - последняя, пятая шивера. Ее решили проводить (сил для обноса не было). Для храбрости дринкнули согревашки (вино), закусили изюмом с орехами.
Первым стали проводить "Салют". Жендос вел "Салют" за нос, Влад - за корму.
Камни в шивере скользкие, байдарка все время норовит плыть по быстрому течению и постоянно тянет за собой Влада. А еще мое шилоподобное желание помочь вылилось в то, что, когда байдарка проходила узкую стремнину и сильно терлась о камни, я легонько ее подтолкнул от камней в самую стремнину. Течение сильно рвануло байду вперед, байда потянула кормовую веревку, веревка - Влада. Владу некого было тянуть, и, громко высказывая свое недовольство в матерной форме, он полетел в стремнину вслед за байдаркой. Мы бы долго вылавливали Влада из быстрой шиверы со здоровыми камнями, если бы кормовая веревка была бы чуть длиннее. А так получилось, что байда плыла около предполагаемого места падения, и Влад, сделав небольшое усилие, приземлился прямо на корму "Салюта".
Теперь течение нас уже не несет, приходится огромные водные глади перегребать самим. Насколько удалось сориентироваться, Нольозерка кончилась точно, и мы не то в Нольгубе, не то в Верхней Пажме (по двухкилометровке не понятно).
Обычно мы на RZ легко догоняли и обгоняли "Салют". А здесь ("Салют" первый прошел последнюю шиверу и поэтому уплыл вперед) ну никак не могли его догнать. С экипажем "Салюта" удалось пообщаться только на ближайшем островке. Оказалось, что, после проводки шиверы, у них открылась значительная течь, которую он обнаружили на середине водной глади, когда воды набралось уже прилично.
Островок был отличный: маленький, сильно продувался (комаров не было вообще!!!), много дров! На карте он находится прямо в центре большого водного пространства сразу за мостом и избой, которые находятся в самом конце Нольозерки.
Высадились мы на него где-то около 18 часов.
Где-то до 21 - 22 клеились, обедали, отдыхали, половили рыбу. Выяснилось, что на червя и у берега ловится хорошо окунь и красноглазая неизвестная нам рыбина, а подальше, на глубине, на блесну ничего не ловится. Зацепов было много. В целях экономии блесен и лески мы их отцепляли: если с берега тянуть блесну бесполезно, подплывали к месту зацепа с противоположной от берега стороны и вытаскивали блесну. В Карелии на озерах очень много топляка и затонувших деревьев, что делает блеснение весьма проблематичным. Правда, в конце мы научились проводить блесну по самой поверхности. Как Влад сказал, это не совсем правильно, зато блесна возвращались и иногда даже с рыбой.
После небольшого отдыха отправились дальше. В Нольгубе (наверное, все-таки, это была она) между двумя избами мы поплутали, взяв сильно к северу. В конце концов нашли, куда плыть. А доплыть мы хотели до Нольизбы. Изба эта стоит на острове, который разделяет протоку в Нотозеро на две рукава. Остров мы нашли, а избы на нем не было видно с воды, несмотря на небольшие размеры острова.
Высадились, нашли сгоревшие остатки Нольизбы, разбили лагерь часа в 4 утра.
Прошли 11 км.

День второй
Спали плохо. Комаров на стоянке было до жути много. И два холмика, рядом с которыми были расположены палатки, при ярком дневном солнце оказались муравейниками. Утром встали и было такое ощущение, что мы приехали сюда не отдыхать, а на какую-то каторгу. Сил было очень мало, а комаров много!!!
До вечера клеили байдарки. Перед вечерним отплытием решили, что на Кукас мы не пойдем. Озеро Кукас было основной целью нашего маршрута, но состояние байдарок, как нам показалось, не позволяло нам пройти такое расстояние с большой уверенностью в успешном возвращении (байды текли, и "Салют" разваливался). Решили, что идем сразу до Княжой через озеро Пудос и Иван-гору.
В эту ночь (выплыли мы около 21) мы дошли до Частых островов при полном штиле; попытались найти обнос на Пудос - не нашли. Влад, когда искал тропу для обноса, чуть не провалился несколько раз в глубокие ямы между камнями. Эти глубокие ямы и незнакомая тайга с теоретической возможностью встретить медведя сильно вывели Влада из состояния душевного равновесия. Вернуть обратно его смог только коньяк. И мы решили идти в обход по воде в озеро Пудос.
Мы не нашли избу на частых островах: вроде бы и остров тот, и ходили мы по нему долго, но не избы, не следов ее существования там мы не нашли. Стали слышны вдалеке проходящие моторки - людей почти два дня мы не видели и не слышали.
В архипелаге Частые острова есть роскошный остров для стоянки: если ставить остров, где должна стоять изба, по левому борту, и плыть прямо вдоль этого острова с избой, то проплыть мимо этой стоянки невозможно. Еще издали видно, как огромный камень выдается в озеро, чуть в глубине острова виден очаг и бревна. А места для палатки - просто такое ощущение, что природа специально приготовила их для отличного сна: наверху острова есть супер-лужайка с подстилкой из мха. И влево от очага есть тоже отличное место для палаток. А самое главное - на острове почти не было комаров.
Доплыли мы до острова где-то около 5 и рухнули спать.
Прошли 8 км.

День третий
Дрыхли до вечера. А когда проснулись, решили, что никуда не поплывем. Откуда-то появились комары. Женя наловила много вкусной рыбы (окуня и красноглазая). Сварили вкусную уху, поужинали и легли спать.

День четвертый
К двенадцати часам выплыли в Пудос. Погода сильно испортилась: солнце скрылось, ветер усилился. Но с другой стороны, исчезли комары. Это было очень приятно. Пока плыли в Пудос, испытали на себе хорошее волнение на большой воде - таких волн еще не видели.
Как только зашли в Пудос, волны поутихли. Стоянок в Пудосе около очень много. Две - в узкой протоке, соединяющей Пудос и Нотозеро. Еще одна на правом берегу (если идти к Иван-горе) за небольшим островом: нужно оставить остров по правому борту, а потом держать курс на Иван-гору. Упретесь точно в стоянку с баней (там даже клеенку кто-то оставил). Мы на этой стоянке и встали. Пообедали и решили штурмовать Иван-гору!
Прежде чем подойти к Иван-горе, предстояло перебраться через речку Пудос. Ее дельта состоит из двух рукавов, разделенных островом. Нам пришлось строить переправу через дальний от Иван-горы рукав (на нашем пути от стоянки он был первый). Срубив 3 дерева, мы соорудили что-то типа моста. На самом деле, конструкция, очень похожая на мост лежала на дне быстрины порога, через которой мы сделали переправу. Проходя остров, обнаружили еще 2 стоянки: одна с баней, стоит на озере Пудос; вторая без бани и стоит на ближнем к Иван-горе рукаве реки Пудос. Через этот порог переправа уже была.
Еще одна наша цель - восхождение на Иван-гору не была достигнута. Да, у подножья Иван-горы есть достаточно потоптанная система тропинок. И все они ведут через переправы к восхождению на гору. И уже у самой горы (после прохождения второго рукава р. Пудос) одна тропинка уходит вверх, на гору, а другая идет прямо, по подножью горы. Мы пошли по первой, зашли в болото, устали и решили идти назад в лагерь. Влад хотел совершить одиночное восхождение на гору, но когда мы стали обсуждать, что будем делать, если он заблудится и не вернется в срок, его желание сразу же отпало. Все вернулись в лагерь.
Вечером мы с Женей залезли в баню. Просто кайф!!!! Остальные почему-то отказались... только после бани пришлось немного побегать по ветру и дождю, который внезапно пошел. Это было очень зря - наутро это очень чувствовалось.
Прошли 3,8 км

День пятый
После завтрака решили все вместе пойти на рыбалку на р. Пудос. Забавно, но втроем за три-четыре часа рыбалки ничего не поймали. Жендос рыбу не ловил, но время провел с большей пользой - что может быть лучше сна на нагретом солнцем огроменном валуне, когда вокруг - тучи комаров!!!
После обеда погода начала портиться. Влад с Жендосом пошли клеить байдарку, а мы с Женей - ловить рыбу. После дневного провала сначала не было настроения. Но потом у Жени начался обычный карельский клев: закидываешь удочку - через 30 секунд вытаскиваешь рыбину. Я ловил на блесну и очень боялся ее зацепить. Собственно, это был второй раз, когда я ловил рыбу на блесну, и спиннинг с блеснами был новый, его купили специально для ловли рыбы в Карелии. Было очень удивительно и необычно, что на блесну схватила огромная щука, сантиметров 70. Она долго трепыхалась на берегу, и мы не знали, как ее "усмирить". А потом взяли и долбанули ее головой об камень. С непривычки сильно дрожали руки, после нескольких попыток поймать что-нибудь еще на блесну, случился зацеп. Но потом, мы вытащили блесну с байдарки.
Эта щука была очень вкусная!
После обильной трапезы было решено отправляться на тот остров, с которого мы приплыли, несмотря на позднее время. Погода продолжает ухудшаться, сгущаются тучи, поднимается сильный ветер, но до острова мы догребли. Разбили лагерь и рухнули спать.
Прошли 3,8 км.

День шестой
Просыпаемся пораньше утром и идем пересекать Нотозеро. В это время ветер был достаточно сильный, на озере большие волны. Плыть весьма экстремально.
Пересекаем пролив между Частыми островами и островом Ракха. Волны большие, с барашками, идут с востока. С экипажем "Салюта" мы разошлись обходить остров Ракха с разных сторон: "Салют" пошел огибать остров с северо-восточной стороны, прямо на большие волны; мы с Женей пошли с юго-западной стороны. Владу на этом переходе (как он потом рассказывал) было не по себе. Он сидел на корме "Салюта" и видел, как на волнах нос байдарки здорово "ходил" относительно кормы, и байда сильно выгибалась посередине (скрепить носовую и кормовую часть байдарки удалось только по кильсону и фальшбортам, стрингера мы не смогли состыковать и поэтому между центральными шпангоутами установили палки-распорки). Создавалось впечатление, что при прохождении очередной волны байдарка просто может сложиться на середине Княжегубского водохранилища.
Севернее Острова Ракха есть маленький, хорошо продуваемый остров, где мы остановились пообедать.
И, отдохнув, рванули к реке Тюлле.
Прошли вход в губу Зимнюю и перед последними 2 километрами открытой воды встали на островке проверить "Салют", который очень сильно набирал воду. На этом островке я все-таки отправил на дно блесну, на которую попалась здоровая щука - с-руку (а).
Все это время от острова Ракха мы шли под прикрытием маленьких островов, которых нет на двухкилометровке и которые отлично защищают от огромных волн открытой воды. Ветер был очень сильный и дул с юга-востока, а мы шли с западной стороны водохранилища. Вот только теперь острова заканчивались и перед нами простиралось 2 километра больших волн с барашками.
Плыть по большим волнам было страшно-прикольно. Страшно потому, что волны нередко дохлестывали до борта судна (юбок не было на обеих байдарках) и немного воды попадало в байдарку. Но так получалось только когда мы ставили байдарку так, что волны почти прямо ударяли в наш борт, но чаще мы резали волны кормой. А прикольно потому, что чувствуешь, как покоряешь волну.
Пройдя больше половины пути до спасительного входа в Тюлле, на пять минут остановились под прикрытием небольшого островка. Подождали, пока к острову подгребет экипаж "Салюта", и рванули дальше.
На левом берегу (если идти с юго-востока) прямо при входе в Тюлле есть хорошо оборудованная стоянка на косе. Ее минус в том, что ее часто посещают. Из-за этого там очень много мусора.
Эту стоянку мы сразу не заметили и пошли к правому берегу. И только когда наша байдарка вошла в спокойную воду под правым берегом, мы смогли оглядеться: на правом берегу ничего похожего на стоянку мы не увидели. Пришлось пересекать Тюлле в самом ее начале при том, что большая волна, заходящая сюда из Нотозера, била прямо в борт байдарки. "Салюту" повезло чуть больше - они вовремя успели изменить курс и шли еще по Нотозеру так, что волну резала их корма.
После нашей удачной высадки на стоянку погода преподнесла нам сюрприз: ветер из штормового превратился сначала в легкий бриз, а затем исчез вовсе. Как следствие, появилась туча комаров и сделала наше пребывание на этой косе невыносимым. Спать мы легли где-то около 3 часов ночи.
Прошли 10, 8 км.

День седьмой
Проснулись достаточно рано - комары спать не давали. Быстро позавтракали и собрались плыть. Вода была идеально спокойная. Полный штиль. Светит солнце и освещает дне на неглубоких участках реки. Плыть по Тюлле было очень приятно!
Недалеко от озера Лопского правый берег Тюлле (если плыть из Нотозера) отступает вдаль, создавая достаточно большую и очень живописную заводь, с большим количеством отмелей и островков. А на другом берегу, сразу за заводью, есть небольшой мыс, куда мы решили причалить и пообедать. На этом мысу мы нашли туристскую коптильню и сделали вывод, что здесь много рыбы. Все пошли заниматься обедом, а я пошел ловить рыбу. Погода была солнечная, ветра не было, время обеденное, хочется есть. Следовательно, хочется поймать вкусную и большую рыбину. Но рыба не клевала. В конце концов, я зацепил блесну. Сел в байду и долго пытался ее вытащить. Наверное, за рыбой надо было плыть к противоположному берегу, в заводи с травой.
После обеда в Тюлле стали появляться моторки.
После легкого переваривания вкусной ухи, рыбу для которой наловила на червя Женя на предыдущей стоянке, отправились дальше. Перешли Лопское озеро вместе с Полярным кругом. Влад в Москве очень хотел напиться по поводу пересечения Полярного круга. Но в полевых условиях желания ни у него, ни у остальных участников похода не было. Пообщались с людьми, моторка которых сломалась (остальные люди на моторках проносились на большой скорости мимо, создавая большие и неприятные волны). Моторки шли одна за другой - была пятница, вечер, и народ, приехавший на дачи (в Лопскую Запань) шел ловить рыбу.
При выходе из озера Лопского пообщались с дедушкой, который ловил рыбу с весельной лодки. Дедушка говорил с финским акцентом. У него мы узнали, что в Лопской Запани магазина нет, рыбалка в этом году не очень хорошая и что до деревни еще не далеко. Здесь меня поразила тишина и слышимость: когда мы отплыли от деда метров на пятьсот, впереди показалась первая изба. Вслух я задал почти риторический вопрос: "Это ли Лопская Запань?!"
К моему удивлению дедушка ответил: "Да. Она и есть."
В Москве я бы подумал, то он сидит где-то на корме нашей RZ-ки.
Зашли в деревню, пообщались с местными жителями. Жендос выменял у бабушки за 30 рублей буханку черствого хлеба и рецепт, как сделать его мягким. В течение последующих двух дней Влад и Жендос наслаждались его вкусом. Доесть буханку мы им помогли.
У бабушки узнали, что до Княжой еще около 40 километров. Жендос очень радовался, что бабуля, несмотря на ее достаточно преклонные года, была в очень здравом уме без признаков маразма и очень внятно отвечала на вопросы. Например:
- Бабуля, как быстрее плыть до Княжой?!
- Да все время прямо, а там свернете ....
На самом деле оказалось, что действительно от Запани нужно плыть все время прямо, чтобы удачно попасть в Ковдозеро. Это было весьма удивительно, потому как на Нотозере мы все время натыкались на неотмеченные на карте острова и петляли между ними. А здесь - прямой проспект. Класс!
После озера Пажма, которое осталось справа от нас, решили сделать стоянку на ужин, а потом пройти еще дальше для поиска на Ковдозере продуваемых островов без комаров.
Там очень рыбные места, как нам показалось - много островов и травы в воде. И мы не ошиблись. Наловили больших окуней, и снова на мою блесну взяла щука. Она была поменьше той, на Пудосе, но все равно очень вкусной. Однако без героического поступка Влада мы бы ее не отведали бы. Дело в том, что эта щука ну никак не хотела вытаскиваться на берег на леске - она постоянно дергалась и пыталась уйти на глубину (в отличие от первой щуки, которая прямо сама выскочила на берег). Здесь Влад в своих болотных сапогах рванул в воду, схватил щуку и вытащил ее на берег. Точнее, он ее вытолкал сначала руками, потом ногами. При этом щука его сильно поранила его руку. Рука долго болела и кровоточила.
Вкусно закусив щукой-срукой, отправились дальше. Жендос, быстро переваривший витаминное мясо щуки, предложил перейти Ковдозеро, пока погода не испортилась, так как к этому времени солнце пряталось, стал подниматься ветер и пошел моросящий дождь.
Когда мы вышли в Ковдозеро и проплыли по нему пару километров, ветер стал еще сильнее, и силы кончились. Решили стать на стоянку. Время было около 2 часов ночи.
Ужасно усталые, быстро поужинали и отправились спать.
Прошли 15,4 км.

День восьмой
Наутро встали поздно, решили устроить дневку. Снова пошли ловить рыбу: Женя наловила много окуней и хороших красноглазых рыбин на уху, а мы с Владом поймали три щуки. Влад поймал одну, но очень большую.
На озере волны были очень большие.

День девятый и десятый
С утра был очень сильный ветер. Идти не было смысла.
До вечера опять ловили рыбу. Повезло больше всех Жене. Она выловила больших окуней на уху.
В 21 час решили отплыть, так как ветер поутих.
Поплыли на северо-восток, к острову Серебряный. По пути заметили большое количество стоянок на южной стороне Кривых островов. Там даже бани были. А еще на Кривых островах стоит какая-то металлическая конструкция, похожая на смотровую вышку.
После погребли к острову Филин и, оставив его по левому борту, вышли из двухкилометровки. Дальше у нас была пятикилометровая карта Мурманской области. Где-то за островом Филин мы встретили двух байдарочников из Беларуси. Поинтересовались, далеко ли до Княжой. Они сказали, что нет, и что идти еще часа 2-3. Посоветовали пройти Ковдозеро ночью, так как днем на нем обычно большие волны. А мы им показали дорогу, как лучше выйти из Ковдозера в Тюлле. Как плыть им объяснял я, и объяснил им неправильно - отправил их слишком сильно к западу вместо юга.
Но и они в долгу не остались. В Княжую мы попали только к обеду следующего дня, хотя гребли не переставая. И всю дорогу удивлялись, как же так можно пройти такую дистанцию за каких-то 2-3 часа???
Чтобы попасть из Ковдозера в Княжую, надо пройти по одной из двух проток. А мы взяли чуть юго-восточнее и попали в какую-то безымянную губу, в которой достаточно долго плавали, нашли плотину с приспособлением для вылова из воды леса, позавтракали около этого огромного сооружения и пошли искать протоку к Княжой. Немного поплутали, но потом нашли нужный путь и стали выгребать к цивилизации. Перед самим поселком встречалось большое количество моторок. Люди на одной моторке решили поизучать нас и пошли очень близко с байдарке. Сначала это нас немного напугало, потому что было непонятно, зачем моторка идет прямо на байдарку. Когда же лодка прошла мимо, она создала немало проблем с быстрым разворотом для встречи волны от моторки носом, а не бортом.
Где-то около 12-13 часов дня мы высадились на берегу, недалеко от станции Княжая. Устали до черта. Антистапель устроили уже в каком-то коматозном состоянии. С другой стороны, это не удивительно: мы ведь без остановки проплыли 40 км. График движения был приблизительно такой: где-то после 21 выплыли, гребли до 2 часов ночи, затем, решив, что Княжая - уже за ближайшим мысом, остановились помыться, попрощаться с нетронутой карельской природой перед выходом к цивилизации; часов в 6 утра двинули дальше, по дороге выяснили, что Княжой нет за ближайшим мысом и не совсем понятно, сколько до нее еще идти. В общем, к середине дня до Княжой все-таки добрались.
На антистапеле забавно было общаться с пьяным браконьером (на участке его строившейся дачи мы устроили антистапель), который нам втирал про пойманную собственноручно щуку нереальной длинны в человеческий рост. Еще он нам рассказал, что течение на Тюлле меняется: утром река течет в одну сторону, а вечером в другую. Это из-за приливов и отливов. Одному из строителей этого браконьера мы оставили много калифорнийских червей, старый "Салют" в собранном состоянии, палатку (старую, рваную брезентовую) и спальник. Просто не было сил упаковывать и тащить в Москву такое барахло.
Насколько можно судить по пятикилометровке, конечной точкой нашего водного маршрута был поселок Затон. Там, как выяснилось, нет магазина. Магазин есть только на станции Княжая, прямо у вокзала, и в Лесобирже (наверное, это тоже поселок). Лесобиржу мы проходили первой, но там как-то было слишком много технических сооружений. И мы ее прошли. Из поселка Затон до станции Княжая ходит автобус раз в полчаса. Ехать там минут 10, не больше. А вот проходит ли маршрут этого автобуса через Лесобиржу, мы не выяснили. Еще мы не выяснили, ходит ли от Княжой паром (или что-то вроде того) до деревни Моша. Сотрудники "Кереть-тур" (еще при заброске) сказали, что там давно уже ничего не ходит. Однако пока мы плыли, нам два раза попалась на глаза большая моторная лодка, очень похожая на пассажирский транспорт.
На вокзал прибыли в 16-20 в состоянии полной невесомости - все виделось как глубокий сон (касса работает с утра - 10 или 11 до вечера 20-30). Немного проснуться нас заставило то, что билетов в плацкарте (4 рядом) на ближайшие поезда нет. Свободного купе тоже не было. Пообщавшись с сотрудников РЖД полчаса, решили ехать на ближайшем поезде в разных плацкартных вагонах (630 руб. за один билет Княжая-Москва). Есть! Билеты и нас!
Теперь - поход в долгожданный магазин. Голова от увиденного там закружилась, захотелось всего и сразу. А вот после приема цивилизованной пищи раздолбанные лавки захолустной станции Княжая кажутся мягкими креслами, и очень тянет в сон. Жендос продвинулся в этом направлении дальше всех - трехместную лавку он принял за домашний диван и в одиночку развалился на нем (мы сидели на такой же соседней лавке втроем). Чуть углубившись в объятия Морфея, Жендос громким храпом решил поведать всему вокзалу, насколько ему хорошо. Его красная физиономия могла пролить свет на причину такого блаженства, хотя это был просто карельский загар. На вокзале было немного народу ( нас - четверо и еще человека три-четыре стояло в очереди в кассу), но всех такое поведение Козлова очень позабавило. Чуть позже Жендос, видимо, почувствовал легкий дискомфорт и подтянул ноги, высоко подняв коленки. Вокзал наполнился звоном монет, падающих из кармана безмятежно спящего человека. Жендос громко всхрапнул и проснулся.
Влад в это время наслаждался пивом, которое потом разлил, образовав на полу вокзала весьма неприятную лужу.
А вообще мы здорово походили на укурков, которые везут в своих рюкзаках нереальной количество дури: глаза у всех прифигевшие, лица красные, движения сильно заторможенные.
В половине десятого вокзал закрыли, и нам пришлось дожидаться поезда на свежем воздухе. С комарами и сном боролись как могли. Женя уснула на платформе, лежа на надувном коврике под большим количеством вещей (от ночной прохлады и комаров). Влад с Жендосом прогуливались по платформе, обсуждая проводниц с останавливающихся в Княжой поездов. Я то укрывал Женю, то просто наслаждался вечерними комарами.
Когда пришел поезд, наступило просто вселенское счастье: в вагоне нет комаров, не надо никуда грести, и вообще тепло и сухо!

Заключение
Поход получился классный, только мы очень устали из-за бессонных ночей благодаря комарам. Еще не видели ни одного животного. Это очень странно - перед походом все очень боялись встретить медведя, лося и прочую большую и опасную живность. Клещей не было вообще. Во всяком случае, мы их не видели, и они на нас не покушались.
Дождей было очень мало, они были скорее моросящими.
Мало использовали репеллент - два из трех баллончиков аэрозоли были привезены в Москву, один даже непочатый.
В поезде решили, что следующим летом пойдем в Карелию уже на месяц, обязательно посетим Кукас, заберемся на Иван-гору, наловим много вкусной рыбы, накоптим ее и привезем в Москву. А вот в Москве придется долго отдыхать после этого похода!

Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу Отчет о походе по Княжегубскому водохранилищу