20 января 2013
( г. Хабаровск )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: VI

Дата: 15-31 июля 2006 г.

Руководитель: Балыков Ю.А. (Хабаровск)

Содержание

I. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)
I.1. Проводящая организация
I.2. Место проведения похода
I.3. Общие справочные сведения о маршруте
I.4. Подробная нитка маршрута
I.5. Определяющие препятствия маршрута
I.6. Фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, факс, e-mail руководителя похода и его участников
I.7. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов
I.8. Поход рассмотрен
II. Содержание отчёта
II.1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и.т.п.
II.2. Варианты подъезда и отъезда
II.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
II.4. Изменения маршрута и их причины
II.5. График движения
II.6. Техническое описание прохождения группой маршрута
II.7. Потенциально опасные участки, (препятствия, явления) на маршруте
II.8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и иных объектов на маршруте
II.9. Дополнительные сведения о походе
II.9.1. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения
II.9.2. Список литературы, используемой для подготовки к походу
II.9.3. Особенности погодных условий
II.10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения по всему маршруту
II.11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1.1. Проводящая организация

1.2. Место проведения

Республика Алтай.

1.3. Общие сведения

Вид туризма К.с. Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
пешеходный VI 200 17 16 15июля –31 июля

I.4. Подробная нитка маршрута

с. Тюнгур-пер. Козуяк(н/к) - р. Аккем - Водопады на р. Текелю - оз.Аккемское - р.Ярлу - траверс хребта(пер.Текелю,1А- пер.Звездочка,1Б - пер. Сиреневый,1А) - пер. - Сиреневый(1А,п/п) - пер. Новосибирцев(2А) - лед. Менсу - пер. Титова(2А) - пер. Делоне(2Б) - Ниж. Берельское плато - В.Белуха Вост.(3А, восх.) - пер. Делоне(2Б) - Аккемский ледник - пер. Надежды(1А) - р. Ак-Оюк - пер. Буревестник(2А) - пер. Рижский(н/к) - оз.Кучерлинское - р.Кучерла - с.Тюнгур

I.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия К.т. Длина препятствия Характеристика препятствия Путь преодоления
г.Белуха Восточная 4506 Скально–ледовый гребень, ледовый гребень, закрытые ледники, БПВ, свежие лавинные конусы Подъем с Ниж. Берельского плато в обход п.Берельского. По ю–в и южному гребням Белухи. Спуск по пути подъема. Подъем ВП–450м. Спуск–ВП–500м. Организация станций страховки. Движение в связках.
Перевал Делоне 3400 Ледовый склон 45–50°. Закрытый ледник Подъем: ВП–300м. Станции страховки. Спуск: с/с,связки
Перевал Новосибирцев 2 900 Ледник до30°. скалы–60°,сн.–лед. Подъем: – с/с, в связках. Спуск: ВП–250м.
Пер. Буревестник 3200 Ск.– ледовый, БПВ. Спуск:мелкая осыпь–45°, ледник. Подъем: с/с по ск. гребню. ВП – 7+10+50м. Спуск: с/с
Пер. Титова 2340 Ск.–ледовый. Подъем: закрытый ледн., 50°.,бергшрунд. Спуск: ск.кулуар–45°. Подъем: ВП–70м.,ледник Спуск: ВП–7м.
Траверс хребта 7 км Скальный, высота стен до10м. свободное лазание, взаимная страховка, с/с
Переправа через р.Аккем 10 м Переправа над водой по бревнам Организация перильной страховки
Морены притока Менсу   Крупные подвижные камни, каменные завалы. Свободное лазание, с/с

I.6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников

Балыков Юрий Александрович - руководитель группы - капитан команды, фотограф.

Мастер спорта России международного класса, заслуженный путешественник России, трехкратный чемпион России по спортивным походам. Туристский стаж 38 лет.

Сложные походы (5-6 к.с.) : Камчатка, Хр. Сунтар-Хаята, хр. Кодар, хр. Южно-Муйский, хр. Баргузинский, хр. Хамар-Дабан, Восточные Саяны, Алтай, хр.Черского.

Восхождения: в. Ключевской, г. Победа(Якутия),г. Мусс-Хая, п. БАМ, г. Эльбрус(зап.) и др.

Участник областных, ЦС "Локомотив", Республиканских и Всесоюзных соревнований по технике пешеходного и горного туризма, старший инструктор спортивного туризма. Судья по спорту 1категории

680009, г. Хабаровск, ул. Большая,7-179. Тел. (4212)-70-07-69.

Бондарь Павел Ахмедович - зав. снаряжением. Чемпион и серебряный призер чемпионатов России по спортивным походам. Туристский стаж - 15 лет.

Сложные походы(5-6к.с.) : Камчатка, хр. Сунтар -Хаята, Саяны, хр. Южно-Муйский.

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева,76А-77/ Тел.69-90-94моб.

Брейтман Геннадий Львович - ответственный за продовольственное снабжение.

Кандидат в мастера спорта. Двукратный чемпион, серебряный и бронзовый призер чемпионатов России по спортивным походам. Туристский стаж 25 лет. Сложные походы: Камчатка, хр. Сунтар-Хаята, хр. Кодар, хр. Южно-Муйский, Саяны, хр. Черского.

680030, г. Хабаровск, ул.Блюхера,1а-29, тел. (4212)-21-88-86 (д).

Снисаренко Сергей Иванович - транспортное обеспечение. Призер Чемпионата края по спортивным походам. Туристский стаж 16 лет.

Сложные походы: Камчатка, Киргизия, Саяны,

680021, г. Хабаровск, ул. Служебная, 4-16. Тел. (4212)-42-17-63(д).

Манушин Геннадий Александрович - реммастер, фотограф

Туристский стаж 5 лет.

Сложные походы: хр. Кодар, хр. Дуссе-Алинь.

г. Хабаровск, ул. Д.Бедного, 21-97, тел.(4212)21-06-34(д).

Филиппов Виктор Семенович - санинструктор. Туристский стаж 35 лет.

Серебряный и бронзовый призер чемпионатов России по спортивным походам.

Сложные походы: Камчатка, хр.Сунтар-Хаята, хр.Кодар, хр.Южно-Муйский, хр.Баргузинский, Саяны, Алтай, хр.Черского.

Мастер спорта по греко-римской борьбе, участник чемпионатов России и Мира по лыжным гонкам среди ветеранов.

680032, г. Хабаровск, ул. Карбышева,75-5. тел.(4212)-52-27-63.

Усенко Андрей Александрович - участник похода, призер чемпионата края по спортивным походам.

Сложные походы: Саяны, Баджальский хр.

680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 34-99., тел31-31-07(дом.)

I.7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

680000, г. Хабаровск, ул. Калинина,79А. Краевой центр спорта

I.8. Поход рассмотрен Центральной маршрутно-квалификационной комиссией

II. Содержание отчета

II.1. Общая смысловая идея похода

Есть на земле места, куда тянет вернуться вновь и вновь. И это, должно быть, естественно, ведь там осталась когда-то частичка нашей жизни. Одним из таких мест для меня является горная страна Алтай.

…Далекий 1976 год. Турбаза Катунь. Всесоюзный семинар руководителей сложных походов. Руководитель семинара мастер спорта СССР Аверин Леонид Александрович.

Ребята со всего огромного СССР от Находки до Прибалтики, от Ленинграда до Ашхабада собрались здесь. Всем нам предстояло пройти Северо-Чуйские и Южно-Чуйские гольцы сложными походами. Прекрасные виды на такие вершины, как Машей, Мечта, Сказка, Красавица; бирюзовые озера и ленты голубых ледников и по сей день живут в моей памяти. А недавний поход наших земляков из г. Комсомольска -на- Амуре с успешным восхождением на Белуху окончательно довел до кипения мой интерес к Алтаю. Никаких сомнений! На Алтай! И, конечно же, на Белуху. Ведь я там еще не был и мои ребята тоже. Этот поход я решил посвятить памяти моих товарищей по группе с которыми мне 30 лет назад довелось разделить трудности и радости того алтайского похода. Тем, кто еще в строю и тем, кого уже нет среди нас. Нет Аверина, нет Эдика Экке -руководителя нашей группы. Но живет светлая память об этих ребятах.

Ввиду того, что Алтай за все эти годы стал одним из самых популярных туристических районов наше страны, а информацию теперь можно черпать из сети Интернет, сложностей при выборе маршрута не возникало. Ясно, что в центре похода должно быть восхождение на Белуху. И оставалось спланировать подходы. Так, чтобы с постепенным набором сложности локальных и протяженных препятствий, а также высотной акклиматизации подойти к горе на пике спортивной формы.. Поэтому хорошая тропа в начале маршрута и постепенный рост сложности перевалов от н/к до 2Б определил наш заявленный и пройденный маршрут. Укороченный маршрут определился потому, что шесть участников из состава группы имели возможность на использование только половины отпуска. Кстати сказать, наличие в рамках чемпионата укороченных походов можно только приветствовать. Хотя в начале появление таких походов было принято нами в "штыки". И если бы не было такого класса, наш поход вряд ли бы состоялся.

Заход по Аккему привлекателен еще и тем, что можно оставить заброску в надежном месте, например, в домике ПСО или на ГМС. Эту возможность мы, конечно же взяли в расчет при составлении маршрута. Облегчение веса рюкзаков небольшое-2,5кг., но все-таки. При составлении маршрута хотелось как можно больше включить таких удивительных, обросших легендами мест, как озеро Духов, долина Ярлу, долина Семи Озер, озеро Кучерлинское. Таким образом, и сложился красивый, логичный и сложный спортивный поход. Одним из тактических приемов при организации переправы через Аккем было использование легкого катамарана.

Несмотря на то, что на маршруте была возможность пополнить запас продуктов, все продукты были приобретены и расфасованы дома. Набор продуктов был обычным, проверенный годами. Дополнением к пищевому рациону в этот раз были витамины "Компливит", которые принимались по две таблетки в день. Вес продуктов составлял 750гр. на человека в день. Приготовление пищи в безлесной зоне планировалось на газе. Учитывая неустойчивую погоду в горах, в графике были запланированы резервные дни. И, конечно же, находясь под Белухой, приоритет отдавался восхождению в ущерб прохождению перевала Буревестник(2А) на выходе.

Тактика движения по маршруту применялась обычная, с организацией обедов. Исключение составляло восхождение на Белуху, где планировались перекусы из калорийной, легкоусвояемой пищи. Средняя продолжительность ходок планировалась 40-45 минут. При подготовке к походу было уделено большое внимание технической и физической подготовке. Все участники хорошо представляли маршрут и имели твердый морально- волевой настрой на преодоление всех трудностей похода.

II.2. Варианты подъезда и отъезда

К стартовой точке нашего маршрута мы добирались следующим образом. Самолетом 4 часа полета от Хабаровска до Новосибирска. От Новосибирска до Бийска вечерним поездом, 10 часов. Утром на перроне нас встретили представители турфирмы "БийскАлтайТур". Об этом договорились еще в Хабаровске. После оформления проездных документов, тут же на вокзале, садимся на "Газель" и отправляемся в дальнюю дорогу (800км.).

Завтракаем в пос. Усть-Сема. В с. Тюнгур прибываем в 15.30., переезжаем через висячий мост на правый берег Катуни и через несколько десятков метров оказываемся на территории турбазы "Белый Кречет". Делаем разведку, посещаем турбазу "Высотник", которая рядом, через дорогу. На этом берегу есть еще одна база "Тюнгур"(Уч-Сумер).Но мы оставляем выбор на этих двух. Останавливаемся на Белом Кречете, т.к. там и цены поменьше, да и люди нам понравились.

В Тюнгуре есть возможность нанять лошадей. Аренда одной лошади 500р. в сутки, плюс лошадь каюра. До Аккемского озера берут за трое суток. Двое суток поднимаются вверх и один день берут за возвращение в Тюнгур. От Тюнгура есть возможность сплавиться на рафтах до устья Аккема (100р. счел.). Оттуда за 100 р. перевозят на левый берег Аккема, откуда можно начинать маршрут вверх. Есть еще один вариант заброски на устье Аккема на автомобиле. Таким извозом занимается Осокин Михаил, проживающий в Тюнгуре. Короче говоря, есть несколько вариантов. Выбор остается за путешественником. Разбить бивак можно и на берегу Катуни, он рядом. Но лучше все-таки (спокойнее) на территории базы. В Белом Кречете берут 30 р. с палатки. Есть масса и других вариантов заездов и отъездов. За деньги сейчас можно многое. Это и самолетом через Барнаул, а потом прямо от а/порта в Тюнгур. И от Новосибирска можно в ночь выезжать автобусом.

II.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

II.3.1. Аварийные выходы с маршрута

Из района похода, Катунского хребта, в качестве аварийных предусматривались выходы в с. Тюнгур по рекам Аккем, Кучерла. По долинам этих рек хорошие тропы, а на Аккемском озере стоит база ПСО, которая имеет связь с "большой" землей.

II.3.2. Запасные варианты

Как уже отмечалось, ради восхождения на Белуху мы готовы были жертвовать прохождением перевала Беревестник(2А). Поэтому в качестве запасного варианта предусматривалось прохождение более простого перевала Рига-турист(1Б) или прохождение перевала Буревестник без перевала Рижский.

II.4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут, пройденный группой, в целом соответствует заявленному варианту.

По просьбе сотрудников ПСО "АК-КЕМ" была произведена замена прохождения перевала Звездочка траверсом гребня, включая седловины перевалов Звездочка, Текелю, и Сиреневый. В верховьях р.Ярлу был разведан перевал в правый исток реки Ярлу. Сняты некоторые вопросы, которые интересовали ПСО. Пройден новый перевал Сиреневый(1А) из бассейна р.Ярлу к концу ледника Текелю. Уделяя особое внимание восхождению на Белуху было решено подниматься на г.Ярлу после восхождения со стороны оз.Аккем. Но непогода и лимит времени не позволили нам сделать это. Кроме того, по совету ПСО из-за неблагоприятной ледовой обстановки на ледопаде Менсу было решено заменить его прохождение перевалом Титова. Все эти мероприятия согласовывались с предложениями ЦМКК по удлинению маршрута.

II.5. График движения

1 С. Тюнгур – р. Аккем 18,0 5
  С. Тюнгур – пер. Кузуяк 15,0 4.1 Грунтовая автодорога, лесная дорога Облачно
  Пер.Кузуяк– стоянка «Три березы» 3,0 0.5 Лесная дорога Облачно
2 Ст. «Три березы» – ст. «Водопад Текелю» 18,0 5.2 Тропа, местами грязная Солнечно
3 Стоянка «Вдп.Текелю»– вдп.Текелю.)– оз.Аккемское 14 4.23   Т= +8°С
  Вдп.Текелю (рад.) 2 1.3 Переправа через р.Аккем по бревну. Крутые скальные участки на подходе к водопаду. Солнечно
  Стоянка «Вдп.Текелю»– оз.Аккемское 12 2.53 Лесная тропа Солнечно
4 Оз Акемское – р.Ярлу. 16 5.3
  Оз.Аккемское–р.Ярлу 5.5 1.35 Переправа через озеро на лодке,тропа Перем.обл. Т= +5° С
  Траверс гребня: Пер.Надежда– пер.Текелю– пер.Сиреневый 10,5 5.25 Скальный гребень, легкие и сред. скалы,осыпи Перем. облач., небольшой дождь со снегом
5 Р. Ярлу – пер. Сиреневый (1А) р.Текелю 4.5 3.25
  Разведка перевала 1,0 1.05 Мелкие осыпи. Крутые глинистые склоны Перем. облач., Т= +10°С
  Р.Ярлу– пер.Сиреневый 2,2 1.5 Средние и мелкие осыпи Перем. облач.,
  Пер.Сиреневый–р.Текелю 1.3 0.3 Средние и крупные осыпи, морена Пасмурно, дождь
6 Р.Текелю – пер. Новосибирцев (2А)–пр.р.Менсу 14 10.5
  Р. Текелю– перевал 6,5 3.5 Ледник, в конце закрытый. Тропление. Движение в связках Перемен. облачность
  Спуск с перевала 0.5 3.3 Скалы, ледник Перемен. облачность
  Ледник–пр.р.Менсу. 7,0 2.1 Ледник, морены,завалы из крупных камней
7 Пр. р.Менсу–лед.Менсу. 9 3 Курумы, моренные холмы, ледник. Т= +7° С солнечно
8 Лед. Менсу– пер.Титова(2А)–лед. 5   Ледник
  Лед. Менсу–перевальная седловина 4   Ледник Т= +8° С туман, солнечно
  Седловина–лед.Титова 1 0.4 Крупные осыпи, ледник
9 Лед.Титова– пер.Делоне(2Б)– Н.Берельское плато 21 7.33
  Лед.Титова – пер.Делоне 1,0 3.35 Ледник, ледовый склон до 50°. Групповая страховка, станции страховки Солнечно.
  Пер. Делоне– Н.Берельское плато 5,0 3.1 Закрытый ледник. Связки Солнечно.
10 Н.Берельское плато     Отсидка До обеда сплошная облачность. После солнечно.
11 Восхождение на в Белуха–Вост.(3А) 6,0 14.45
  Подъем на вершину. 3,0 9 Траверс борта, лавинные конуса. ВП – 300м.– ск/лд.гребень. ВП – 150м сн/лд. гребень. Движ. в связках С утра солнечно, на ю–в гребне плотная облачность
  Спуск с вершины 3 5.45 Закрытый ледник. Дв.в связках. ВП–500м Облачно, «молоко»
12 Н.Берельское седло– пер.Делоне(2Б)– Томские стоянки 7,5 6.05
  Н.Берельское седло– пер.Делоне 5 3 Закрытый ледник. Связки Небольшой дождь, переменная облачность комары
  Пер. Делоне–Томские стоянки 2,5 3.05 . Ледник, ледовый склон до 50°. Групповая страховка, орг. станций страховки Солнечно
13 Томские стоянки– пер.Надежда (1А)–оз.Аккемское 16,0 7.15
  Том.стоянки – перевал 7,5 3.15 Ледник, морены, каменные завалы, осыпи ср. Перем. облачность
  Перевал–Оз.Аккемское 8,5 4 Ледник,морены. Средние осыпи 45°, курумы Перем. облачность
14 Оз.Аккемское–долина Семи Озер 4 1.55 Крутой ригель, тропа С утра дождь, после обеда перем обл.
15 Долина Семи Озер– пер.Буревестник (2А)– оз.Кучерлинск.. 12 9.1
  Подъем на перевал 3,0 4.5 Разруш. гребень, с/с. ВП100м, мелкая осыпь, ледник на спуске Перем. обл. На гребне кратковр. дождь
  Перевал– оз. Кучерлинское 9 4.2
16 Оз.Кучерлинское– р.Кучерла (Ур. Езек–Оре) 17 5.5 Лесная тропа Перем. облачность
17 Ур.Езек–Оре–с.Тюнгур 18 5.05   Снег, неудовл. видимость

• с/с- самостраховка
  • БПВ- большой перепад высоты

II.6. Техническое описание маршрута

День первый. 15.07.2006 г.

с. Тюнгур -пер. Кузуяк(н/к) - стоянка "Три березы".

Выходим рано. По хорошей, накатанной дороге доходим до с. Кучерла. Перед нами на горизонте виден залесенный гребень с незначительным понижением перевала Кузуяк.

После села дорога плавно подходит до начала перевального взлета. Далее начинается тягун. Дорога местами очень грязная. И кажется непроходимой для автомашины. Но старый, замытый дождями след все же просматривается. Во второй части подъема подъем становится еще круче. Дорога делает серпантин по склону. Мы же поднимаемся прямо вверх по тропе. Первая соль этого похода на спине. Рюкзаки имеют стартовый вес и тянут вниз.

На седловине, слева от дороги стоит дерево, увешанное ленточками. Мы тоже повязываем свою, с просьбой к местным богам подарить нам удачу и хорошую погоду. Но, увы! Надо было бы налить, а мы не сделали этого. И пошел дождь. Сначала мелкий, потом уже настоящий. Прячемся под накидками и продолжаем спуск. Дорога после перевала более полого спускается в долину Аккема. Так по дороге доходим до стоянки "Три березы" и не решаемся идти дальше и мокнуть по высокой траве. К вечеру дождь утих. Недалеко от стоянки в сторону пер. Кузуяк лаяли гураны, как бы приветствуя нас. Так закончился первый день похода.

День второй. 16.07.2006 г.

Стоянка "Три березы" - ст. "Водопад Текелю".

По грязной тропе и мокрому высокотравью продолжаем движение вверх по долине Аккема. Тропа закрытая. Правый борт долины просматривается плохо из-за обильной растительности. Навстречу попадаются группы. Камней на тропе мало. Хороший плодородный слой черной почвы создает хорошие условия для произрастания трав и деревьев. На одной из стоянок с изображением идола на кедре останавливаемся на обед. Светит солнце, погода налаживается. После обеда тропа выходит на пойму реки. Отсюда мы впервые увидели богиню Белуху и Аккемскую стену.

Хватаемся за фотоаппараты и пытаемся своими зумами приблизить эту красоту. Крупный курумник проходим по низу, недалеко от уреза воды.

Тропа некоторое время идет по пойме реки. На стоянке "Водопад Текелю" бросаем рюкзаки и делаем разведку переправы. У нас не было информации о том, что здесь лежат бревна и для переправы мы подготовили вариант с катамараном. Однако, по результатом изысканий выяснилось, что спокойных мест на реке в ближайшей местности нет. Мутные потоки воды стремительно несутся с одним примерно уклоном вниз. Можно пробовать переправляться сразу после стрелки Аккема и Текелю. Но надо ли искусственно делать это, если можно организовать переправу по бревну. Так и порешили. Пока готовили ужин, мимо нас проходила пара молодых людей. Парень работал на приюте "Ак-кем" проводником и сказал, что тропой правого берега сейчас никто не ходит и она порядком заросла. И не рекомендовал идти ею. С косы напротив переправы делаем вечерние снимки Белухи.

День третий. 17.07.2006 г.

Стоянка "Водопад Текелю" - оз.Аккемское.

С утра наводим переправу. Первого выпускаем на "усах". Бревно очень скользкое. На противоположном берегу за дерево закрепляем веревку и натягиваем перила.

Остальные участники со страховкой благополучно переправляются на противоположный берег. Слабая тропа тянется вверх неподалеку от русла р.Текелю. При подходе к ущелью куда срывается водопад она круто взбирается вверх. Некоторые участки достигают 70град. Последний участок перед выходом на наклонную полку пролазим по поваленному сухому стволу дерева почти вертикально. С небольшой площадки на краю обрыва открывается отличный вид на водопад.

Здесь надо быть предельно внимательным, т.к. обрыв совсем близко. Сделав снимки водопада, проходим еще выше. Верхняя часть водопада сверху смотрится не так эффектно. Чтобы миновать на спуске очень крутые участки уходим влево и, траверсируя крутые залесенные склоны и поваленные деревья, спускаемся на пойму. По натянутой переправе переходим на левый берег и продолжаем путь. Тропа до приюта "Ак-Кем" более сухая и открытая.

На приюте делаем длительную остановку, перекусываем в столовой. Цены примерно в два раза выше, чем внизу. На территории приюта большой рубленый дом, баня, несколько стационарных палаток. Продолжая движение, через полчаса приходим на ГМС. И еще через 12 мин. на бочки ПСО. Неподалеку от бочек на свободных площадках устраиваем бивак. В домике спасателей встаем на учет, долго беседуем по нитке нашего маршрута, по вопросам безопасности и т.д. Оставляем у ребят часть продуктов на оставшиеся три дня для выхода в Тюнгур.

День четвертый. 18.07.2006 г.

Оз Аккемское-р.Ярлу-траверс переваловЗвездочка(1Б)-Текелю(1А)-Сиреневый(1А)

Раннее утро выдалось безоблачным. Тихо. В зеркале озера отражение Аккемской стены. Жаль, что очень сильный контраст для фото. Но все равно руки тянутся к аппарату, чтобы оставит на память эту необыкновенную красоту.

На истоке озера реку можно бродить, несложно. Но решаем переправиться на лодке за 300руб.

После переправы выходим на хорошую тропу и втягиваемся в хвойный лес. Далее тропа спускается на пойму реки и где по террасе, где по пойме едет вверх по долине.

Вскоре проходим большой бивак рериховцев, расположенный недалеко от каменного городка с энергетическим камнем. Проходим и мы процедуру заряда энергией земли и космоса, чтобы хватило на весь поход.

Далее проходим в верховья долины и становимся на бивак. Какие ощущения от энергии долины? Лично я стал писать без очков и где-то их за ненадобностью оставил. И еще про мои командирские часы. Они, будучи заведенными три дня назад, до этого места не хотели идти. И я в сердцах их чуть было не выкинул. Но в этом месте они вдруг пошли. Какое-то совпадение, или действительно есть тут какие-то энергетические силы? Во всяком случае, думаю, что посещение долины и ночевка благотворно подействовало на каждого участника, и мы в дальнейшем успешно прошли намеченный маршрут.

После обеда выходим на траверс. По крутому осыпному склону поднимаемся вверх в направлении выраженной седловины.

Кое- где траверсируем склон. Страховка ледорубами. На гребне обнаруживаем тур и снимаем записку. Оказывается это перевал Текелю(1А), хотя предшествующая группа приняла его за Звездочку.

Отсюда открывается отличный вид на перевал Новосибирцев, который нам еще предстоит пройти.

Уходим по гребню в направлении пер. Звездочка. Сложность пути по мере приближения к перевалу возрастает, приходится заниматься свободным лазанием. Кое-где попадаются крутые короткие участки. На подходе к перевалу пошел дождь, который тут же перешел в крупчатый снег. Похолодало. Из тура на перевале извлекаем записку предшествующей группы. Обследуем начало спуска. Каких- либо следов не находим. Вероятно, группа обошла это опасное место. Узкие скальные ворота, через которые можно было бы начинать спуск сильно разрушены и камнепадоопасны.. Метрах в 50 от седловины в сторону пер. Текелю возможен короткий спуск. 30 метров по крутым скалам и дальше до самого низа по осыпям. Но если пройти еще немного дальше по гребню, то можно вообще спуститься без веревок.

Возвращаемся на перевал Текелю и продолжаем траверс гребня. Минуя вершинку по крутой осыпи, страхуясь ледорубами, спускаемся на седловину.

Тура на седловине не обнаруживаем. Пройдя еще дальше по гребню до второй седловинки, возвращаемся. По крутой уплотненной глинистыми породами осыпи спускаемся в долину и до нашего бивака. На всем протяжении спуска страховка ледорубами. В целом сложность гребня оцениваем 1Б к.с.

День пятый. 19.07.2006г.

Р.Ярлу - разведка перевала - пер. Сиреневый(1А) - р.Текелю.

Как и договорились, по просьбе спасателей выходим на поиски перевала на правый исток р.Текелю с невысокого глинистого гребня слева по ходу. Держим направление на коричневую вершину, замыкающую гребень. Если подняться на нее, то дальше по пологому гребню несложно выйти на основной водораздел. Это мы оценили еще вчера. Решаем сделать разведку боем. Покидаем бивак и с рюкзаками серпантином поднимаемся на гребень.

Оказалось на вершину подниматься с гребня проблематично. Высота подъема приличная и самое главное, не за что крепить веревку. А страховка здесь должна быть обязательной. Оставляем рюкзаки на гребне и делаем разведку склона за вершиной. Там все оказалось круто, порода сыпется и сползает. Нет здесь перевала. Любуемся с гребня цветными стенами цирка верховъев Ярлу испещренными крутыми кулуарами. Ничего не остается делать, как спускаться вниз по пути подъема.

Только теперь уже прямо по линии падения воды. Мелкая осыпь (лифтовка) помогла нам и спуск произошел в пять раз быстрее.

Уходим в верховъе долины, в самый угол по нашим следам, на перевал. Крутизна склона увеличивается. Обходим два скальных кулуара-щели справа по склону. Приходится ботинками пробивать ступени. Самостраховка ледорубами. Выше скальных кулуаров уходим влево траверсом крутого склона и далее серпантином выходим на гребень. Сооружаем тур посередине седловины и называем перевал Сиреневый по характерному цвету склона. Далее спуск вниз. Сначала по зеленке 30 град., затем выход направо под склон вершины и по крупным и средним осыпям до дна долины Текелю. Погода стала портиться. Верховья Текелю за ледником затянуло. Пошел дождь. Пора обедать. Решаем становиться на бивак. Идти в такую погоду на перевал 2А не имело особого смысла. Готовим площадки около воды на максимально возвышенном участке между озером и началом ледника Текелю. За озером конечные морены, а за ними пологая зеленая долина, плавно поворачивающая налево, чтобы потом водопадами устремиться к Аккему. В промежутке между дождями устраиваем тренировку на леднике. Перевал оцениваем 1А к.с.

День шестой . 20.07.2006 г.

Р. Текелю - пер. Новосибирцев(2А) - прит. р. Менсу

Ночью прошел сильный дождь. Думалось, как бы он не доставил нам неприятностей. Но все обошлось. Уровень воды в ручье поднялся незначительно. Выходим в этот раз рано, в 5.50. Сквозь облака пробивается утреннее солнце.

На лоб ледника выходим без кошек. Крутизна подъема позволяет. Далее пологая часть.

Справа тянется гребень, который мы траверсировали вчера. Отсюда хорошо просматриваются все варианты спуска. Вскоре одеваем кошки и поднимаемся справа-налево. Ледник пока открытый, крупные трещины обходим стороной. Чем выше, тем больше снега на леднике. Организуем связки и уже до самого спуска с перевала продвигаемся в связках. В самой верхней части ледника проходим бергшрунд. Он, к счастью, не такой широкий, можно перешагнуть, но закрыт снегом. Глубина снежного покрова достигает 30 см.

На скальном гребне снимаем рюкзаки и готовимся к спуску. Время 10.00. На скалах находится два тура. В одном из них находим записку группы Воронежского ГКТ. Оставляем свою. Погода хорошая. Спуск начинаем по скалам выше узкого языка ледника, сползающего в сторону Менсу. Первую веревку закрепляем за петлю. Всего по скалам прошли 4 веревки.

Пятая веревка с выходом на ледник. Далее с самостраховкой ледорубами осторожно спускаемся на лед. Двое участников пустили свои рюкзаки по склону и они благополучно скатились по снегу до льда. Выкат на пологую часть нормальный, плавный. Попадаются отдельные камни.

На льду, на камнях собираемся всей группой и продолжаем движение по открытому леднику вниз. В конце левой ветви ледника снимаем кошки и по средними и крупным камням подходим к озеру, обозначенному на карте. Вода в озере мутная, поэтому останавливаемся не доходя до озера у более чистого ручейка.

После обеда до конца дня путь пролегал среди морен и огромных скальных глыб, бог весть откуда свалившихся . Скалы вроде бы далеко. Идти по такой дороге тяжело. К тому же дождик делает камни предательски скользкими.

Впереди гремит гром, на небе появляется радуга. Это вселяет надежду на скорое прекращение дождя. А конца и краю этого каменного хаоса не видать. В 20.45 на небольшой зеленой лужайке чудом сохранившейся среди моря камней становимся на бивак. И вода тут рядом в глубине между камней слегка журчит. Как в награду за наш трудовой день. На лужайке цветет бадан, шикша, несколько кустиков смородины-каменушки и одинокий куст можжевельника. Вот такая уютная поляна приняла нас на свою грудь.

День седьмой. 21.07.2006 г.

Ледник Менсу.

Утро солнечное тихое. С новыми силами выходим на, кажется, безбрежную россыпь крупных, еще не обсохших камней. Многие камни живые. Через 40 минут лазания выбираемся на долгожданную зеленку. Край ригеля. Дальше спуск к леднику. По крутому, травянистому склону с самостраховкой спускаемся под боковую морену ледника Менсу. Затем поднимаемся на ее гребень и спускаемся на ледник.

Белуха и Делоне прикрыты облаками. Лишь изредка показывается пик Берельского и юго-восточный гребень Белухи по которому нам предстоит совершать восхождение. Но на пути знаменитый ледопад Менсу. Информацию по его прохождению мы так и не нашли. Вероятно, его ходят не часто, стараются обойти стороной. А выглядит он впечатляюще. После отдыха идем в сторону ледопада. Ледник открытый. Солнечно, красиво. Вот только бы еще Белуха скинула свой белый платочек.

Перед ледопадом, не доходя до сворота в цирк перевала Титова, становимся на обед. И решаем сделать разведку ледопада. Посмотреть его немного поближе. Спасатели не советовали его проходить. И у нас был вариант обхода его через перевал Титова.

Пока готовится обед, готовим площадки под палатки. Благо, в достатке мелкой породы в виде крупного песка. А в низу по долине, нет-нет да и прогремит гром. После обеда одеваем снаряжение и выходим на ледник. И там, выше, пред нами открылись все его прелести

Это и большие трещины, уходящие куда-то в ледовую бездну, и снежные мосты, и сераки и каменные грибы и голубоватые пятна ледовых обвалов. Огромные толщи льда под отрицательными углами свисают с боковых скал. И это еще не все мы видим. А там, на верху должно быть не один ряд поперечных трещин. Картина суровая. Спасатели говорят, что последнее, мощное землетрясение 2003 года возмутило спокойное течение ледника, сильно осложнило ледовую обстановку. Рассказывали случаи, когда группу засыпало камнепадами с боковых скал ледника. Фотографируемся. А внизу уже стеной дождь. Спешим, чтобы не попасть под него и почти успеваем. К счастью дождь больше напугал. И ужинаем за палаткой, созерцая вечерние красоты окружающего пространства. Завтра перевал Титова.

День восьмой. 22.07.06.

Перевал Титова.

С утра туман заполнил долину Менсу. Проходим скалистый борт и поднимаемся сначала по камням, потом и по леднику. Наверху ригеля одеваем кошки.

Туман все-то колдует, создавая завораживающие картины, и не дает рассмотреть наш перевал. Ледник открытый. Трещины обходим. Благо, они короткие. Поднимаемся в направлении скального гребня, что правее перевальной седловины. Вот наконец-то туман покинул долину, частично растворившись под ярким утренним солнцем.

Виден бергшрунд и цепочка чьих-то следов к перевальной седловине.

Под перевальным взлетом одеваем страховочные принадлежности, готовим веревки, крючья. Затем косым траверсом поднимаемся к бергу. Здесь закрепляем рюкзаки. И первый участник выходит наверх с нижней страховкой. Первая перильная веревка 50 м вертикально вверх, а вторая косым траверсом к скалам, немного правее перевальной седловины. Поскольку выход с рюкзаком через берг требует длительной подготовки для вытаскивания участника через него, решаем рюкзаки вытягивать отдельно. Это, конечно, заняло немало времени, но было в какой-то степени оправдано. Снега на ледовом склоне немного, крутизна -50 град.

Перевальная седловина - узкая выемка в скальном гребне, на которой вся группа не в состоянии разместиться. Поэтому фотографируемся, прижимаясь к скалам, а фотографу пришлось встать на самостраховку.

Снимаем из тура записку туристов из южного Кузбасса от августа прошлого года. Почему-то ребята, оставившие свой след на снегу, не сняли ее. С перевала открывается прекрасная панорама Аккемской стены от Белухи Западной до Короны Алтая. Главная вершина закрыта мощным гребнем пика Делоне.

На страховке короткий спуск(7м) до крупно-глыбовой осыпи. Далее на самостраховке. Где-то посередине склона на большом плоском камне останавливаемся на обед. Подошло время. Погода прекрасная. Загораем, сушимся.

После обеда продолжаем спуск. Характер склона такой же. А вот и ледник. Круто взбираемся наверх и оказываемся на леднике. Над нами возвышается ледовый склон перевала Делоне, освещенный ярким солнцем. Решаем проходить его завтра с новыми силами, а не месить мокрый снег. Задача на следующий день выйти на нижнее Берельское плато, откуда и запланировано восхождение на Гору.

День девятый. 23.07.2006.

Перевал Делоне(2Б) - Нижнее Берельское плато.

Спать на леднике было прохладно, температура -2,5 град. Корона Алтая, как раз напротив которой и расположился наш бивак, озарилась утренним солнцем.

К нашей группе по дороге к перевалу присоединился одинокий альпинист из Томска. Познакомились и продолжали путь вместе. Один он не решался идти дальше на Белуху. Все-таки неуютно и опасно одному среди глубоких ледовых трещин и снегов. До бергшрунда поднимались без связок. Дальше уже так не пойдешь.

Готовим нижнюю станцию страховки, начинаем работать на подмерзшем крутом склоне. Тактика передвижения обычная. Первый с нижней страховкой без рюкзака выходит на веревку. Организует станцию страховки и принимает остальных. Остальные по перилам с верхней страховой и т.д.

Пройдя пять веревок, подошли к местной коротенькой веревке. Первый на нижней страховке проверил ее. Состояние ее вроде бы и ничего, но на самой середине находится большой узел. И заниматься перестежкой не очень то хотелось.

На перевал вышли в 11.30. Впереди сияла на ярчайшем солнце "сковородка"-верхнее плато ледника Менсу. Солнце столько, что даже не знаешь, какую коррекцию вводить в экспозицию. Снимаем вчерашнюю записку нашего нового члена команды. Вчера он не решился пересекать сковородку и подниматься на седло. Он здесь, как и мы, впервые. И правильно сделал. К тому же он оказался хорошим компанейским парнем.

Крутой участок, уже успевший подплавиться, проходим осторожно, страхуясь ледорубами. Движение только в связках. Трещины проходим слева направо. Идем по следам, которые узенькой цепочкой тянуться на Берельское седло. Трещины на подъеме пересекаем спокойно. Они не широкие.

В 15.45 вышли на плато. Там уже стояло две палатки. Одна палатка: двое литовцев, вторая: двое ребят из Питера и Владимира. Литовцы с утра на восхождении. Питерцы же отдыхали после трудного вчерашнего дня. Не владея хорошей информацией по маршруту восхождения, они приняли гребень п. Берельского за юго-восточный гребень Белухи и траверсировали его. После спуска с него они все-таки поднялись и на ю-в гребень. Но, увы! Не хватило времени и сил, чтобы преодолеть оставшийся путь до вершины.

Устанавливаем рядом палатки, заглубляемся в снег и фирн. Готовимся к завтрашнему восхождению. Усталые, но довольные литовцы пришли поздно, затратив на восхождение 16 часов. Погода им благоприятствовала. Один из питерцев попросился к нам в группу. У них был еще один день в запасе.

День десятый. 24.07.06.

Непогода. Отсидка.

В ночь погода стала резко портиться. Подул сильный ветер. Потом повалил снег. Все вокруг затянуло. Сбиваем с палатки слои снега. Спать было холодно. Ну, что поделать? Выход не получился. Завтракаем в палатке. Сразу после обеда погода стала также быстро налаживаться. Вскоре показалось яркое солнце и голубое небо над Менсу. Литовцы свернули палатки и вышли под Делоне. Вскоре за ними вышли и питерцы. Погода отличная, хоть вору идти на восхождение.

К вечеру снизу подошли трое земляков из Владивостока. Планируем выйти как можно раньше. Но и по темноте шарахаться по свежим лавинным конусам пика Берельского как - то не хочется. На чистом голубом небе появились перистые облака - предвестники плохой погоды. Правда, из опыта прошлых походов погода, как правило, ухудшалась через сутки. Утешая себя этим, ложимся спать рано.

День одиннадцатый. 25.07.06

Г.Белуха.Восхождение

Часа в три ночи я вылез из палатки и был просто очарован от увиденного.

Черно- синее небо раскинулось надо мной огромным шатром. Ковш Большой Медведицы опрокинулся прямо над пиком Берельского и из него рассыпались по небу тысячи хрустальных звезд. Они переливались всеми цветами радуги и были настолько крупными и близкими, что, казалось, можно было дотянуться до них рукой. Темные силуэты гор на востоке подчеркивали всю строгость и красоту мироздания.

Возвращаясь к палатке, я увидел еще более потрясающую картину. Прямо из-за нашей палатки, стоящей на краю пропасти взметнулся в небо Млечный путь. Палатка -полусфера, слегка заиндевевшая, серебрилась под звездным светом и так была похожа на космический корабль, летящий по этому Млечному пути! Картина поистине фантастическая!

Можно было еще долго любоваться этой красотой, но холод загоняет меня в палатку. Задраиваю "люки", застегиваю спальник и лечу…, лечу…- в этом необъятном космическом пространстве.

Выходим в 5.30. Холодно. Восход где-то совсем близко. Солнце озарило небосвод за пиками над ледником Менсу. Идем в связках, прижимаясь к подошве склона пика Берельского. Лавинные конуса сошедших накануне лавин смерзлись и создавали дополнительные трудности. Перед крутым подъемом направо, на верхнее плато кое-кто снимает лишнюю одежду. Солнце уже начинает свою работу.

И вот она перед нами, эта заветная Гора!

Четко смотрится ее силуэт на фоне фиолетового неба. Кажется близко. Но мы только в начале пути. Ветер, который носился над седловиной, добрался и до нас. Но на небе ни облачка. Продолжаем подъем в сторону седловины между пиком Берельского и юго-восточным ребром Белухи. Чем ближе к седловине, тем сильнее ветер.

Первая перильная веревка перед выходом на скалы. Еще виден внизу ледник Менсу. Но на второй веревке все скрылось. Навешиваем веревку за веревкой, где на петли, где вкручиваем ледобуры. По пути попадаются старые петли. Но они почему-то не совпадают с длиной наших веревок, да и как определить их качество, надежность. Поэтому надеемся только на свое снаряжение. Иногда попадаются и отбеленные, выцветшие на солнце куски веревок, торчащие из-подо льда. Камни хоть как-то помогают противостоять ветру. Иногда кажется, что может и сдуть порывом. А лететь, ой, как далеко.

После прохождения ю-в гребня собираемся и в разрывах облаков выбираем путь по южному гребню. В связках подходим до бергшрунда и от него начинаем подъем с организацией групповой страховки. После прохождения двух веревок гребень немного выполаживается, но все равно навешиваем третью веревку, т.к. все тот же ветер, да и видимость 30 м. Дальше в связках продолжаем движение подальше от края надува. Видели снизу, какие огромные карнизы свисают с вершины.

Но вот вроде бы гребень пошел вниз. Может мы уже проходим самую высшую точку, т.е. вершину горы? Никто из нас здесь до этого не был. Всматриваемся сквозь облачную пелену в торчащие ниже нас камни и обнаруживаем тур. Да, это и есть вершина!

Спускаемся к туру. Снимаем записку, оставляем свою. Фотографируемся. Короткий перекус. Досада одолевает - ничего не видно. А так хотелось.

Не мешкая, уходим обратно по пути подъема. Спускаемся также по веревкам. Последний-с нижней страховкой. Наощуп подходим к юго-восточному гребню. Видимость стала еще хуже. Проходим на спуске 7 веревок. После скал решили не рисковать и навесили дополнительную веревку. Кругом одно "молоко". Следов никаких. На душе потихоньку подкрадывается тревога. Не хотелось бы оказаться под нависающими глыбами ледника. Маневрируем среди огромных трещин, пересекаем снежные конуса лавин. И вот уже на спуске в разрыве облаков, показалась фигурка человека, продвигающаяся навстречу нам. А за ним, поодаль, и наши палатки.

Вздох облегчения. И вскоре мы, заснеженные, с сосульками на бородах, но счастливые стояли у наших палаток и принимали поздравления - "С горой!". Время на часах 20.40. За наше отсутствие на седло подошла группа из Белоруссии. Фотографируемся.

Ужинаем в палатке. По пробке спирта за удачное восхождение. Немного песен, чтобы разогнать непогоду. И глубокий сон уставших путников.

Москвичи вернулись с восхождения где-то в 23 часа.

День двенадцатый. 26.07.06

Нижнее Берельское плато - пер. Делоне - Томские стоянки.

Подниматься не спешим. "На улице" сплошное "молоко". У ребят из Владивостока нет времени на отсидку, но зато есть GPS. Все вместе фотографируемся на память и провожаем ребят. Они тут же растворяются в облаках.

Погода к обеду разгулялась к нашей всеобщей радости. Щелкаем затворами фотоаппаратов. Обедаем и собираемся тоже выходить. А на наши места уже подходит группа и Челябинска. Группируемся по связкам и покидаем седло. Снег на солнце немного раскисает, но идти нормально.

На седловине перевала Делоне отдыхаем и начинаем навешивать веревки. Проходим до берга те же шесть веревок. Внизу на леднике у большого камня собираемся и все вместе спускаемся до Томских стоянок. Ледник "Арбуз" обходим справа по ходу. Среди камней есть свободные площадки для наших палаток. Над нами возвышается Аккемская стена. Отсюда она смотрится не так впечатляюще. Ракурс не тот.

День тринадцатый. 27.07.06

Перевал Надежда.

Утром прощаемся с нашим товарищем по связке. Ему надо за два дня добежать до Тюнгура. Следом выходим и мы, помолчав минуту у памятного камня.

Идем сначала краем ледника. Перед ледопадом сворачиваем вправо на морену, затем опять выходим на ледник. Первая долина справа наша.

Пересекаем боковую морену и начинаем подъем по зеленому курумнику к склонам горы Борис. На повороте влево долина завалена гигантскими глыбами. Приходится заниматься свободным лазанием. Среди каменного хаоса попадаются крохотные полянки с зеленой травой и трогательными цветами. Поднявшись выше, на пологую долину, просматриваем наш перевал Надежда. Подробного описания его прохождения мы так и не нашли перед походом. Стали закрадываться какие-то сомнения. Где же все-таки седловина? Перед нами на месте перевала стоит обрывистая скальная стена никак не похожая на 1А.

Поднимаемся выше. Делаем разведку. И с верхней точки обнаруживаем узкую полку, уходящую в сторону перевальной седловины. По осыпям поднимаемся до начала этой полки и по ней выходим на перевал. Здесь, в нескольких метрах от выхода находится тур и табличка новосибирцев. Снимаем записку туристов из Новосибирска, оставляем свою. Перекусываем, фотографируем Аккемскую стену.

Спускаемся, забирая левее. Так кажется проще. Сразу под седловиной открытый ледничок. Можно идти без кошек. Дальше траверсируем морены слева от озерка. Это верхнее озеро скорее напоминает лужу. И в сухую погоду вероятно совсем исчезает. После поворота долины вправо проходим второе озеро значительно выше уреза воды. И вскоре оказываемся на краю высокого ригеля, за которым далеко внизу виднеется изумрудное озеро Духов. Ручей срывается вниз водопадом. И здесь без веревок нечего делать. Значит, есть где-то более простой путь спуска. Остается подниматься значительно выше, влево походу. И там вверху находим крутую осыпь, уходящую вниз. По этой осыпи, с самостраховкой спускаемся с ригеля к изголовью озера. Его обходим справа, хоть и слева путь кажется короче. Минуя крупные осколки скал, выходим на зеленые террасы и по ним до конца озера. Место весьма живописное.

По слабой тропе подходим до края этой висячей долины. Здесь ручей также устремляемся вниз водопадиками и быстротоками. Среди крупных камней, кое-где свободным лазанием, спускаемся в зеленую долину, более просторную. По слабой тропе доходим до очередного сброса. Это последняя ступень, которую надо преодолеть, чтобы оказаться в долине Аккема.

Спускаемся прямо вниз. По заросшему курумнику. По пути спуска попадаются небольшие туры. Четкого следа на камнях не видно. Внизу пресекаем ручей по камням и выходим на боковую морену. Здесь набитая тропа. По ней подходим к строящейся часовне, расположенной в самом конце верхнего озера. Правда, при нас оно было обезвоженным. Лишь маленькие ручейки извивались по песчаному дну. По тропе, прижимаясь к реке, подходим к мосту через Аккем. Состояние моста удовлетворительное. Дальше по заболоченной тропе у борта долины доходим до ручья Ак-Оюк вытекающего из долины Семи Озер. Свободна хорошая площадка. Решаем остановиться здесь.

День четырнадцатый. 28.07.06

Долина Семи Озер.

С утра низкая облачность, дождь. Но все равно приятно после продолжительного пребывания среди снегов и камней посидеть у дымного костра. Хотели сходить на г.Ярлу, но куда по такой погоде? Отсыпаемся. Перед обедом сходили к спасателям. Сообщили о своем прибытии и рассказали о том, что они просили выяснить в верховьях Ярлу. Починяемся в палатках. После обеда все равно надо выходить, т.к. у нас уже лимит резервных дней исчерпан.

К нашей великой радости погода стала резко улучшаться. Пока еще солнце не спряталось за гребни гор торопимся подняться в долину Семи Озер под перевал Буревестник.

Прямо от нашего бивака, в нескольких метрах от ручья начинается очень крутой подъем на ригель висячей долины. С тропы открывается хороший вид на Аккемскую стену и Белуху.

Видны также озеро Аккемское, Бочки, ГМС. Таким образом, по тропе подходим под перевал и на последних зеленых лужайках становимся на бивак. Похолодало. Осматривая пути прохождения перевала, замечаем две фигурки на кромке ледника в районе перевальной седловины. Если группа будет спускаться по леднику, то нам придется идти гребнем. Дабы не оказаться под ними и не получить неприятностей. Спасатели говорили, что это троечный гребень. Но безопасность - прежде всего.

День пятнадцатый. 29.07.06

Перевал Буревестник -пер. Рижский- оз.Кучерлинское.

Наш выход с бивака и начало спуска верхней группы совпали по времени. Но нам надо еще подтянуться под гребень. Прощаемся с зеленой лужайкой и, минуя морены, поворачиваем в направлении гребня.

Плотной группой, контролируя неустойчивые камни, начинаем подъем. Крутизна на отдельных участках достигает 55 градусов. После выхода на рыжий гребень идти стало лучше. Немного попугал небольшой дождь. За рыжим гребнем путь опять осложнился. Приходится искать обходы крутых участков.

Ключевым участком оказалась последняя веревка перед выходом на основной гребень. На нижней страховке первый участник поднимается на гребень и закрепляет веревку. Выход остальных с рюкзаками оказался непростым делом. В начале веревки нужно было преодолеть нависающую скалу.

Но через пять часов подъема группа вышла на гребень. До перевальной седловины простой спуск по осыпям.

На седловине две еще "теплых" площадки под палатки, пучки свежего зеленого лука. Фотографируемся у тура. Меняем записку.

Спуск с седловины несложный, по мелкой осыпи до ледника. Внизу выходим на открытый ледник и по нему до осыпей правого бокового склона. Спускаемся к озеру, которое находится на перевале Рижский. Снимаем записку, оставляем свою. Обедаем.

После обеда поднимаемся над озером в обход прижимов и верхом продолжаем движение в направлении оз. Синее. По травянистому склону крутизной до 30 градусов спускаемся к ручью и вдоль него, минуя небольшой каньон, выходим на морену перед озером. Погода стала опять портиться. И на выходе с морены нас накрыл дождь. На зеленке, недалеко от озера, пережидаем дождь минут 20. За это время он, отгремев над нами, направился в соседние долины.

По травянистой террасе подходим к крутому спуску на оз.Зеленое. Погода наладилась. На берегу озера отдыхаем, фотографируемся. Цвет озера не произвел никакого впечатления. Синее гораздо красивее, вот если бы еще не было дождя. По каменистому берегу озера подходим до перегиба долины и начинаем крутой спуск по залесеному склону. Справа бесится вода, низвергаясь вниз каскадами небольших водопадов. Тропы как таковой нет. Постепенно узкая долина ручья становится положе. Переходим на правый берег и по тропе спускаемся к озеру Кучерлинское. Тропа местами крутая и спускается серпантином. На бивак на берегу озера, в 200 метрах от устья нашего ручья, приходим к 9 часам вечера.

День шестнадцатый. 30.07.06

оз.Кучерлинское- р.Кучерла.

Путь от стоянки до моста в конце озера проходим по тропе, которая петляет неподалеку от уреза воды. Здание турбазы видно издалека. У моста расположились группы туристов. Оставляем рюкзаки и идем на территорию турбазы. С тропы открываются отличные виды на озеро. На территории турбазы есть магазин, сауна с открытым бассейном, жилые домики, национальные юрты (алтайская, монгольская).

Тропа от моста круто поднимается на борт. Отсюда, сверху, живописная панорама озера.

Через две ходки на существующей стоянке останавливаемся на обед. Тропа по пути разбивается на рукава и можно, увлекшись, уйти в сторону перевала на оз.Аккемское.

До конца дня продолжаем движение по тропе и на просторной поляне с избой становимся на ночлег. Это место называется Езек-Оре. Что в переводе с алтайского означает: долина- возвышенность. Здесь уже стояла группа студентов из Барнаула.

День семнадцатый. 31.07.06

Р.Кучерла - с. Тюнгур.

Утро тихое, пасмурное. Варим на газе завтрак и после завтрака выходим на тропу. Через час подходим к урочищу Куйлю. Останавливаемся в беседке и знакомимся с наскальными рисунками грота. Он совсем рядом.

Дальше тропа поднимается высоко над рекой и затем опять спускается вниз. Встречаются стоянки с кострищами у воды. Затем тропа опять забирает очень высоко над поймой реки и спускается на урочище. Места живописные.

После летника, который остался внизу, начинается степь. Видна дорога. Терпко пахнет полынью и от этого воздух какой-то особенный. Настоящая степь!

К обеду подошли к мосту через Кучерлу. После открытых степных полян дорога входит в красивый парковый лес. У моста через Кучерлу обедаем, едим черную смородину, которой здесь хватает на всех.

После моста, минуя с. Кучерла приходим на турбазу Белый Кречет, где мы остановились и где нас уже поджидали. Приветливые улыбки сотрудников, суета туристов, запахи от которых мы уже немного отвыкли.

До бани успели сходить на левый берег в с. Тюнгур. Купили там знаменитого алтайского меду и кедровых орешков. На следующее утро на заказанном заранее автобусе выехали в г. Бийск.

II.7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1. Водные переправы через реки Аккем, Кучерла.

2. Лавинная опасность вероятна на перевалах и вершинах при наличии снега.

3. Продолжительная непогода в горах. Низкая облачность, отсутствие видимости. Отрицательные температуры.

4. Землетрясения - хоть и не частое, но очень опасное явление.

5. Курумы, крупные осыпи. Особую опасность представляют при прохождении в дождливую погоду.

6. Крутые снежно-ледовые и скальные участки, закрытые ледники

Наиболее интересные природные объекты на маршруте - это Аккемская стена, озера Кучерлинское и Аккемское, долина р.Ярлу с каменным городком, оз.Духов, долина Семи Озер, водопады на р.Текелю Особое место здесь занимает высочайшая вершина Сибири г.Белуха с ее окружением.

Интересным объектом являются также древние наскальные рисунки грота Куйлю по долине р. Кучерла.

II.9. Дополнительные сведения о походе

II.9.1. Перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения

1. Ледоруб - 7 шт.
  2. Верёвка основная, 50 м - 3 шт.
  3. Верёвка вспомогательная, 50 м - 2 шт.
  4. Лепесток, восьмерка - 7 шт.
  5. Карабины альп. - 26 шт.
  6. Крючья ледовые - 15 шт.
  7. Крючья скальные- 10 шт.
  8. Жумары - 7шт.
  9. Молоток ледовый - 1 шт.
  10. Страховочные системы - 7 шт.
  11. Каски - 7 шт.
  12. Страховочные петли 1.5 м. + 3 м - 7 шт.
  13. Расходная верёвка - 18м
  14. Айсбайль - 1шт
  15. Палки телескопические - 1пара.
  16. Альпеншток - 4шт.
  17. Палки лыжные - 2 пары.
  18. Кулачковые зажимы - 7 шт.

Основная обувь на маршруте - трекинговые ботинки. Запасная, бивачная,- кроссовки.

Как уже отмечалось, специально для похода был изготовлен легкий катамаран. Но в этом походе он нам не пригодился. Палатки использовались каркасные. Дополнительный вес компенсировался удобствами и скоростью установки. Все снаряжение эффективно участвовало в работе и отдыхе.

II.9. 2. Список литературы, используемый для подготовки к походу

1. А.А. Лебедев "В горах Алтая", Москва, Изд.И.В.Балабанов.,2005г.
  2. П.П. Захаров "Инструктору альпинизма", ФИС, 1988 г.
  3. Я.Г. Аркин, П.П. Захаров, "Люди в горах", ФИС,1986 г.
  4. Материалы сайтов Интернета
  5. Отчеты А.В.Баринова (г.Саров) и В.Н. Буреева (г.Комсомольск-на -Амуре)

II. 9.3. Особенности погодных условий

Погодные условия района путешествия, как и любого горного, зависят от высотности и гористого рельефа. Отрицательные температуры воздуха и выпадение снега в горах - обычное явление в летний период. Лучшее время для летних походов июль - август. При хорошей погоде внизу перевалы и вершины могут быть локально покрыты густой облачностью. Это в свою очередь приводит к неудовлетворительной видимости при которой восхождение может оказаться рискованным.

Нам с погодой повезло. Дожди имели грозовой характер и быстро заканчивались. Затяжных дождей не наблюдалось. Говорят, затяжные дожди бывают здесь редко. Погода на подступах к вершине резко менялась. Мы потеряли немного на отсидке - всего один день.

II.10. Стоимость проживания, питания, средств передвижения

7. 485
  8. 175

Итого: 25 400

** - приобретение веревок, газа, бензина, горелок.

Поход финансировался за счет средств спорткомитета и собственных.

В смете не учтены расходы на приобретение личного снаряжения.

II.11. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

За 17 дней нами пройден классический линейно-кольцевой пешеходный маршрут с большим количеством сложных локальных и протяженных препятствий.

Совершено восхождение на высочайшую вершину Сибири г. Белуха Восточная (4506). Маршрут пройден в нормальном темпе, в соответствии с заявленным, на высоком психологическом уровне и завершен точно в установленное время. Тщательная проработка маршрута и правильно выбранная тактика, включая и подъезды - залог этого успеха.

Маршрут заявлялся, как укороченная шестерка. Это новый для нас вид маршрута.

На основании имеющегося опыта прохождения нами настоящих шестерок могу сказать, что этот поход можно считать 50- процентной шестеркой. Возможно здесь не так много протяженных препятствий в виде стлаников, болот и прочих прелестей таежной местности, но вполне достаточно локальных препятствий. Так, что три таких похода вполне могут соответствовать обычному походу шестой к.с.

По рекомендации ЦМКК и по просьбе спасателей ПСО "Ак-Кем" мы несколько удлинили маршрут и включили прохождение траверса хребта по перевалам Звездочка, Текелю и Сиреневый. Причем перевал Сиреневый пройден нами впервые. Кроме того, была произведена разведка перевала по гребню между двумя истоками р. Ярлу. По условиям безопасности и рекомендациям спасателей была произведена замена прохождения ледопада Менсу на перевал Титова(2А). В результате такой замены пришлось пройти перевал Делоне(2Б) в обоих направлениях с полной выкладкой. Правильно построенный маршрут позволил подойти к преодолению главного препятствия на маршруте - г. Белуха в отличной спортивной форме. Такой подход - общепринятая практика и рекомендуется для последующих групп.

ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА

г. Бийск

1 ООО "БийскАлтайТур" Раиса Валентиновна Моб.тел. 89039579519. Факс. (3854) 324222

Любовь Васильевна Моб.тел. 89059817422

с. Тюнгур

1 Мед, Автом. доставка к устью Аккема Осокин Михаил Ул. Набережная,5, тел. 29425

Приложения

Спортивный поход команды Хабаровского края по Катунскому хребту проведен в рамках Чемпионата России по спортивным походам и путешествиям в классе укороченных маршрутов в соответствии с Правилами проведения спортивных походов и Кодексом путешественника.

Заявленный маршрут рассмотрен и утвержден Центральной маршрутно- квалификационной комиссией. В походе приняло участие семь человек. По объективным причинам не смогли принять участие Щадрин В.И. и Светличный И.А. Вместо них дозаявлен Манушин Г.А. Замена согласована с ЦМКК и Хабаровской краевой МКК. Группа перед началом похода была поставлена на учет в ТССР и Дальневосточном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России, а на маршруте в ПСО "Ак-Кем"

Стартовый взнос согласно Положению был перечислен на расчетный счет ТСС России в феврале 2007г.

Отчет о походе составлен в соответствии с типовой формой отчета о туристском спортивном походе.

Капитан команды - Ю.А. Балыков
Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)Отчет о спортивном походе VI к.с. по Алтаю (Республика Алтай, Катунский хребет)