Виды туризма

13 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 639 0

Отчет из библиотеки МЦГТК, №5567

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский (Москва)

Содержание
1. Состав группы
2. Общая характеристика района путешествия
3. Общая характеристика водной части
4. Подходы и сходы с маршрута
    - 4.1 Подъезд
    - 4.2 Отъезд
    - 4.3. Аварийный сход с маршрута
5. График прохождения
    - 5.1. Таблица
    - 5.2. Картографический материал
    - 5.3. Техническое описание и график прохождения маршрута
    - 5.4. День первый (30.04.99)
    - 5.5. День второй (1.02.99)
    - 5.6. День третий (2.05.99)
    - 5.7. День четвертый (3.05.99)
    - 5.8. День пятый (4.05.99)
    - 5.9. День шестой (5.05.99)
    - 5.10. День седьмой-день восьмой (6.05.99 - 7.05.99)
6. Список снаряжения
7. Смета расходов
8. Выводы и рекомендации
9. Литература

1. Состав группы

N
Фамилия Имя Отчество
Год Рождения
Подготовка Опыт
Обязанности в группе
Средства сплава
1 Прусов СИ. 1960 Урик V руководитель Каяк каркасно-надувной
2 Кабанов А.С. 1977 Мста II рук фотограф Таймень-2, капитан
3 Турчанов А.Н. 1955 Кутсайоки-Тумча III метеоролог Каяк каркасно-надувной
4 Щербаков И.А. 1981 Мета II фотограф Таймень-2, капитан
5 Циганенко А.Н. 1979 Таруса – Нара I ремонтник Таймень-2, матрос
6 Андреянов А.А. 1979 Шуя Саян. II(III) ремонтник Таймень-2, капитан
7 Радостин С.В. 1980 Шуя Саян. II(III) летописец Таймень-2, матрос
8 Моргунова А.Е. 1981 Таруса - Нара I Завхоз Таймень-2, матрос

Путешествие проводилось силами турклуба "Фортис" МГТУ МАМИ

Цель путешествия:
1. Повышение спортивно-туристической квалификации
2. Составление отчета для МГЦКТ

2. Общая характеристика района путешествия

Поход по реке Сакмара даже самому равнодушному к природной красоте человеку доставит поистине огромное удовольствие. Сочетание причудливых скал различного цвета и непредсказуемой формы в контрасте с изобилующими домашней живностью (коровы, козы, лошади, овцы ) ярко зелеными лугами накладывают неизгладимое впечатление даже на самую черствую душу. Величественные горы, поросшие березками и соснами, быстрая река, не обделенная быстротоками и шиверами, порогами и завалами, изобилует в летнее время рыбой (в то время как на майские праздники ловится лишь колючий ерш).
Маршрут мало посещаем московскими туристами. На реке часто встречаются местные путешественники, недоброжелательно относящиеся к москвичам (называться туристами из Урюпинска, на вопрос: "где это?" отвечать: "под городом Черноморском).
Климат горный, очень изменчивый: ливень за день может смениться градом, а солнечная погода - дождем, ветер колеблется от 0 м/с до ураганного шквала, ночи за неделю выпадают от теплых +10, до морозных-10.
Маршрут достаточно сложен технически и имеет удобные пути подъезда и выезда. Его можно квалифицировать III категориии сложности в зависимости от сроков и способов прохождения препятствий.

3. Общая характеристика водной части

По водному маршруту реки Сакмара в МГЦКТ удалось найти отчет лишь 1953 года. С тех пор московскими туристами маршрут заброшен или отчеты не предоставлялись.
Понятно, что с того времени география реки изменилась , но основные и самые интересные препятствия остались нетронутыми стихией.
Протяженность реки Сакмара от автомобильного моста близ деревни Юмашево до моста в городе Кувандык 221 км.
Река быстрая и узкая в начале, к концу маршрута ( около 50 км до Кувандыка) замедляется и расширяется, появляются завалы (вполне проходимые), не дающие скучать и волей-неволей заставляющие сосредоточиться, дабы не собирать по берегам обломки каркасов , обрывки шкур и покалеченные тела членов экипажей.
Пороги же начинаются километров через 10-15 после моста в Юлдыбаево (они же и являются самыми интересными):
порог " Ложный Яманташ" - II к.с. порог " Яманташ ":
1ая ступень - III к.с.
2ая ступень - III к.с. (в зависимости от пути прохождения)
Зая и 4ая ступень - II (IV) к.с. порог (1) - II (III) к.с. порог (2) - III к.с. порог "Баракал" - III к.с.
На всех препятствиях страховка осуществляется с берега морковкой и при возможности катамаранами других групп из уловов.

4. Подходы и сходы с маршрута

4.1. Подъезд

Время в пути от г. Москвы до г. Магнитогорска 35 часов для поезда № 94 . Отправление из Москвы в 15.14 , прибытие в Магнитогорск в 3.40
От Магнитогорска ходит пассажирский поезд Уфа - Сибай.№675. Отходит в 7.25, приходит в Сибай в 11.00.
Сразу на вокзале автобусный парк (автобус до Юмашево - 27 р. с человека). На автобусе доехать до Юмашево, попросить высадить на мосту, сразу под мостом река Сакмара, там же можно собраться (хорошее место для стоянки)

4.2. Отъезд

Варианты отъезда
1) Проплыв до г. Кувандык, сразу после автомобильного моста справа есть место для сборки судов (ночевка невозможна т.к. это центр города), от моста до железнодорожного вокзала 10 минут ходьбы.
2) Не доплывая до г. Кувандык 2 - 4 км, слева - хорошая стоянка, где можно переночевать и собрать суда.
Ориентиры:
1. Крутой 2-х метровый берег, но позволяющий причалиться и вытащить суда на берег.
2. Овраг, выточенный в холме водой (овраг большой - 3 м в ширину и 6 м в высоту). Двигаясь вдоль оврага, метров через 200 будет автодорога, ведущая в г. Кувандык (метров 500-600).
По городу ходят автобусы (2 р. на 1999 г.), легковые такси, при везении можно поймать грузовик, - все это довезет до вокзала. Пешком идти по городу гружеными очень трудоемко, т.к. до вокзала 1,5-2 км.

4.3. Аварийный сход с маршрута

На протяжении всего маршрута по берегу попадаются деревни, из которых ходит автобус до города.

5. График прохождения

5.1. Таблица

Даты
Дни пути
Участки маршрута
Способы передвижения
28.04.99
до
30.04.99
3 г. Москва - г. Магнитогорск поезд
30.04.99 1 г. Магнитогорск - г. Сибай г. Сибай - д. Юмашево поезд, автобус
1.05.99 1 д. Юмашево - пор. Яманташ сплав
2.05.99 1 пор.Яманташ-д.Малое Галеево сплав
3.05.99 1 д. Малое Галеево - порог(1), шиверы сплав
4.05.99 1 Порог «Баракал», порог(2), шивера 500 м - небольшое плато, напротив поле сплав
5.05.99 1 Плато - небольшая поляна, рядом большой ручей сплав
6.05.99 1 Поляна - заброшенная дорога сплав
7.05.99 1 Дорога - овраг. Овраг - г. Кувандык - Кувандык - поезд сплав, поезд
8.05.99 до 9.05.99 2 Г. Кувандык - г. Москва поезд

5.3. Техническое описание и график прохождения маршрута

5.4. День первый - поезд, автомобильный мост (30.04.99)

3.40 приехали в Магнитогорск. Настроение бодрое, погода солнечная (к 7 часам стало видно солнце), сбегали на вокзал, узнали, что поезд Уфа - Сибай уходит в 7.25. Приехали в Сибай. Сходили на почту (30 минут ходьбы от железнодорожного вокзала). Все ниже указанное время - местное. В 15.00 с автостанции, расположенной на железнодорожном вокзале, уехали рейсовым автобусом до д. Юмашево. В 18.10 разбили лагерь в 50 метрах от бетонного моста. Собрали суда, поели. Отбой.

5.5. День второй - д. Юмашево - пор. Яманташ (1.05.99)

Подъем в 7.00. Погода значительно ухудшилась: небо заволокло тучами, накрапывает противный дождь. Кое-как собрали вещи, плотно поели и двинулись в путь.
Река изобилует шиверами, течение быстрое. К 11.35 по левому берегу лицезрели деревню Малое Юмашево, а уже в 12.00 появился первый порог. Местные жители нас осведомили, что это не тот Яманташ, который мы ищем, а порог Ложный Яманташ.
16.00. Ой. Вот и Яманташ, этот уже настоящий. Порог состоит из 4х ступеней. Все прекрасно обносятся по левому берегу. Там и хорошие стоянки (надо заметить, что около Яманташа полно местных туристов).
1ая ступень - прохождение более удобно слева, но можно пройти
справа и посередине. С правой стороны бочка. Через 50 м быстротока 2ая
ступень. Удобнее прохождение слева, получше прострелить валы по середине.
Река делает поворот налево, и сразу за поворотом З и 4ая ступень. С правого
берега на скале стоит памятник водным туристам, погибшим при прохождении
этих ступеней, которые проходятся вместе Проход осуществим по всей
ширине реки, в зависимости от средств сплава. Для байдарки лучше проход
слева. 19.30 Сразу за порогом на правом берегу разбили лагерь.

5.6. День третий - порог Яманташ - д. Малое Галеево (2.05.99)

8.45 - подъем. В 100 метрах от стоянки скальник (слева на берегу), сразу за ним порог (1). При прохождении лучше придерживаться правого берега. Порог переходит в шиверу длиной метров 400.
В 17.42 проплыли приток Крепостной Зилаир, а перед ним линия электропередач. В 19.45 проплыли деревню Верхнее Галеево, через 1,5-2 км слева - стоянки.
В 19.36 деревня Малое Галеево, на реке - остров, за ним встали на стоянку. На протяжении всего дня река изабилует шиверами.

5.7. День четвертый - д. Малое Галеево - шивера 500 м (3.05.99)

10.30 отчалили. 12.33 Порог "Баракал", начинающийся шиверой. К концу порога огромный камень, справа от него обливняк (с воды не видно). Слева от камня бочка, а справа слив с косым стоячим валом, по нему и удобнее всего проходить, прижимаясь к правому берегу. Через 200 м от порога приток справа.
16.45 Порог (2) с островом по середине удобный подход слева по сливу, но возможны и другие пути прохода. Сразу после порога справа отличная стоянка.
19.40 Шивера длиной 500 м, начинающаяся мелью и усыпанная камнями. В конце шиверы валы высотой около 2 м. С воды ничего этого не видно, после шиверы хорошая стоянка на правом берегу. Там мы и встали.

5.8. День пятый-шивера-небольшое плато, напротив поле (4.05.99)

Это праздничный день, т.к. у члена группы День рождения.
10.35 - отплытие. 11.15 - проплыли дом из белого камня слева, через 50-70 м приток справа.
13.58. По левому берегу большая деревня Янтышево, чуть далее неасфальтированная автомобильная дорога слева
16.45. Железобетонный мост, пересекающий реку, справа от моста деревня.
18.40. Встали лагерем с правого берега. Серьезных препятствий за этот день не было.
Река все такая же быстрая, с шиверками и быстротоками и прижимами на поворотах. Много поганок и др.

5.9. День шестой - плато - неболыпая поляна, рядом большой ручей (5.05.99)

13.10. Отчалили, через 40 мин сплава с правого берега приток Улан-3алаир. На протяжении всего дня над рекой появляются линии электропередач
18.00. Автомобильный мост (железобетонный), с права от моста деревня. Река начинает расширяться, горы становятся ниже, течение медленнее. Мы выплываем из Башкирии в Оренбургскую область.

5.10. День седьмой - день восьмой (6.05.99-7.05.99)

Порогов, шивер и перекатов больше не встречается, но река все равно остается интересной, т.к. через каждые 50-100 м попадаются огромные деревья, лежащие поперек реки, интересные разветвления и протоки по которым можно поплавать.
В середине восьмого дня, не доплыв до Кувандыка несколько километров, встали на левом берегу для разборки и сушки судов. Вокруг красивые горы.
Перед концом маршрута имеет смысл забраться на самую высокую гору, сорентироваться сколько километров осталось до Кувандыка и в последний раз увидеть и сфотографировать прекрасный вид.

6. Список снаряжения

Наименование
Кол-во
1 Комплект нижнего белья 2
2 Комплект нижнего белья шерстяной 1
3 Ветрозащитный костюм 1
4 Капроновый костюм (рабочий) 1
5 Шерстяной костюм (сплавной) 1
6 Шерстяная шапочка 1
7 Панама 1
8 Ботинки 1 пара
9 Сплавные кеды 1 пара
10 Толстые шерстяные носки 2 пары
11 Носки х/б 3 пары
Специальное снаряжение
12 Каска 1
13 Спасжилет с карабином и шнуром L-70 cm 1
14 Гидрокостюм 1
15 Гидромешки 3
16 Стропорез 1
Туристическое снаряжение
17 Спальник 1
18 Коврик 1
19 Реп. Шнуры L-4 м 2
20 Карабин 1
21 Личная посуда 1 комп.
22 Нож 1
23 Спички, оргстекло 1 комп.
24 Набор ниток, иголок, булавка 1 комп.
25 Компас 1
Общественное снаряжение
26 Сплавные средства  
-каркасно-надувной каяк; 2
-таймень-2 3
27. Спас конец 3
28. Пила 1
29. Топор 2
30. Таганок 1
31. Каны 1 комп.
32. Руковицы костровые 1 пара
33. Тент групповой 1
34. Аптечка 1
35. Рем. Набор 1 комп.
36. Веревка d-12 L-40 м 1
37 Чальные концы 3

7. Смета расходов

Наименование
На одного человека руб.
Кол-во Чел.
Итого Руб.
1 Проезд фирменным поездом в г. Магнитогорск 279 8 2232
2 Поезд до Сибая 17.75 8 142
3 Автобус до Юмашево 20.1 8 160.8
4 Городской автобус в Кувандыке 2 8 16
5 Поезд от Кувандыка до Москвы 178 8 1424
Итого 496.85 8 3974.5

8. Выводы и рекомендации

Это путешествие можно рекомендовать только туристам, имеющим опыт сплава по горным рекам. Пороги рекомендуем просматривать, т.к. с воды практически ничего не видно. Местные говорят, что где-то на маршруте должны быть пещеры. Мы их не искали, но при желании их было бы интересно посмотреть. При наличии альпинистского снаряжения и желания покорить 500-метровые скальники можно замечательно полазить,т.к. на всем маршруте таких возможностей множество. Данный маршрут рекомендуется как тренировочный перед летним походом 3-4 категории сложности.

9. Литература и источники информации, использованные при подготовке
похода

1) Отчет №438 МГЦКТ 1953
2) Описание маршрута из Интернет
3) "Вводные маршруты СССР. Европейская часть."М.ФиЗ 1973

Отчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 годаОтчет о водном походе 2-й с элементами 3-й категории сложности, совершенном с 1 мая по 7 мая 1999 года

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию