17 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Руководитель: Борис Карабин (Балашиха)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №6095

4. Координаты некоторых характерных точек на маршруте;
  5. Итоги похода, выводы и рекомендации
Справочные сведения о походе

Проводящая организация – Некоммерческое партнерство "Балашихинский клуб туристов".

Паспорт маршрута

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность, кмПродолжи-
тельность
Сроки проведения
ВодныйЧетвертая5832924.07.2004 – 21.08.2004

Нитка маршрута: Балашиха – Москва – Северобайкальск – Новая Чара – р. Чина (сплав от нижнего Амудисского озера) – р. Калар (сплав до устья) – р. Витим (сплав до пос. Витим) – ст. Куанда – Северобайкальск – Красноярск – Москва – Балашиха.

№ п/пФамилия И. О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1Карабин Борис Николаевич1956Катунь 5-р (кат.), Курчум, Прут3у-р (байд.)Руководитель, реммастер, капитан кат.- 1 ("двойки")
2Карабин Алексей Борисович1986Чирка-Кемь 3-у, Кереть 2-уРыбак, матрос катамарана-1
3Калашников Сергей Константинович1950Она 4-р,Храми 2у-рКапитан катамарана-2 ("четверки")
4Карабин Алена Борисовна1988Чирка-Кемь 3-у, Кереть 2-уФотограф, матрос катамарана-2
5Загрядский Николай Вячеславович1969Б.Зеленчук 3у-уФинансист группы, матрос кат.-2
6Афанасьева Людмила Анатольевна1957Катунь 5-у (кат.), Курчум 3у-у (байд.)Завхоз, медик группы, матрос катамарана-2

Варианты подъезда и отъезда

Подъезды к началу маршрута можно осуществить из поселка Новая Чара. Добраться до Новой Чары можно либо на поезде (через поселок проходит трасса БАМ), либо самолетом, через с. Чару, которое расположено в нескольких километрах от Новой Чары и связано с ней регулярным автобусным сообщением. Правда, достоверных сведений о работе аэропорта в Чаре в настоящее время мы не имеем. По рассказам местных жителей известно только, что он действует и может принимать небольшие самолеты и вертолеты. Возможны также разнообразные комбинации железнодорожного и авиатранспорта, поскольку недалеко от трассы БАМа и Транссиба есть несколько аэропортов: в Нижнеангарске (примерно 25 км от Северобайкальска), в Братске, в Иркутске, Чите, Улан-Удэ.

Поскольку прямой поезд из Москвы до Новой Чары ходит не каждый день, нам показалось удобным сделать пересадку в Северобайкальске. В нескольких сотнях метров от вокзала расположен торговый центр и рынок, тут же рядом почта и переговорный пункт. Буквально за пять минут можно дойти и до Байкала. Также, в Северобайкальске мы встали на учет в КСО, в соответствии с указаниями областной МКК. Северобайкальский КСО находится в здании пожарной части на улице Космонавтов, дом 6. Доехать туда можно на маршрутном такси №1 от площади у торгового центра или просто дойти пешком, примерно за 20 минут.

От Новой Чары начинается следующий этап заброски к началу маршрута. До строительства БАМа вариантов было всего два (точнее – полтора, поскольку второй был весьма ненадежен): пешком примерно 100- 150 км, в зависимости от точки начала сплава или с караваном оленей, если удавалось нанять проводников. Сейчас в верховья Калара (вернее – одного из его истоков – Чины) можно доехать на автомобиле повышенной проходимости или гусеничном тягаче. Причем большая часть пути проходит по вполне приличной грейдерной дороге, ведущей в поселок Чинейский, где ведется интенсивное строительство рудника и горнообогатительного комбината по добыче редкоземельных металлов.

Поселок расположен примерно в 10- 15 км от истока Чины. За последние три-четыре года туда от Новой Чары проложена железнодорожная ветка, вдоль которой и идет дорога. По словам местных жителей уже осенью этого года рудник должен начать работу, следовательно, транспортное сообщение между поселком и Чарой должно стать регулярным и достаточно интенсивным. С другой стороны, рудничный поселок является закрытой для посторонних, режимной территорией. Любой транспорт, кроме рудничного, может свободно проехать через территорию поселка, но только без остановок. Водители, работающие на руднике, без разрешения местной охраны также вряд ли согласятся брать попутчиков. Не факт, что туристам "в пешем строю" разрешат проследовать через территорию поселка без предварительного согласования. Железнодорожная же ветка на момент нашего приезда находилась в нерабочем состоянии, хотя и может быть запущена в довольно короткие сроки.

Проходимость дороги сильно зависит от погоды. Так, для ГАЗ-66 дорога доступна только в сухую погоду, когда уровень воды в реках и ручьях не сильно превышает меженный. Даже трехосный "УРАЛ" со всеми ведущими колесами не всегда может одолеть путь до Амудисских озер. А дождевые паводки в этих краях нередки, в чем мы убедились и сами. Особенности рельефа местности и строения верхних слоев почвы приводят к резкому подъему воды даже после, казалось бы, небольших дождей. Уровень воды может подняться на метр и даже выше в течение 30-60 минут! Правда, и проходят паводки достаточно быстро: после прекращения осадков, реки возвращаются к нормальному уровню в течение одних – двух суток.

Беглый опрос водителей около вокзала в Новой Чаре не выявил желающих довезти нас до реки. Поэтому мы отправились на поиски владельца собственного "УРАЛа"-вахтовки Анатолия Ивановича Мисюры, который, по имеющейся у нас информации уже несколько лет подвозит туристов из Новой Чары к началу самых популярных в этих местах маршрутов. Его адрес: Читинская обл. Каларский район, ст. Новая Чара, м/к "Тополек", дом 12 кв.2. Еще за несколько дней до выезда из Москвы мы отправляли ему телеграмму с просьбой встретить нас на станции, но как выяснилось позднее, он ее не получил. Микрорайон "Тополек" - это группа коттеджей, расположенных примерно в 300- 400 м от вокзала, за многоэтажными домами. Если выйти из здания вокзала, надо повернуть налево и идти по привокзальной улице.

Водитель оказался дома, и был свободен, поэтому уже через 40 минут мы ехали к реке. Правда, стоило это удовольствие гораздо дороже чем мы рассчитывали: 5500 руб. с группы (в этом году такую цену Мисюра брал со всех, насколько нам известно). Перед отъездом отправили телеграммы о выходе на маршрут. Место расположения телеграфа – у торгового центра, недалеко от вокзала.

Дорога заняла у нас примерно 6 часов и обошлась без происшествий. По пути подобрали троих туристов из Перми, которых за день до нас тот же водитель так и не смог довезти до Амудисских озер из-за паводка. Кроме того, обогнали ГАЗ-66 из геологической партии, который вез туда же шестерых москвичей. На одном из многочисленных бродов у них залило карбюратор, и машина встала. Москвичи приехали примерно через 3 часа после нас, причем везшие их мужики говорили, что едут по этому маршруту первый и последний раз и больше не дадут втянуть себя в подобную авантюру.

Классический водный маршрут по Калару начинается от устья его левого притока Читканды. Туда от Амудисских озер можно добраться пешком за 2 – 3 дня по береговым тропам и старому зимнику, идущему от Чары через зимовье "Борода" к ныне нежилому поселку Бурпала. Путь этот хорошо известен и неоднократно описан в туристской литературе. Однако, проведенная нами пешая разведка и консультации с водителем, а также семьей эвенков, кочующей летом в этих местах, привели нас к выводу о доступности участка реки от Амудисских озер до устья Читканды для сплава при том достаточно высоком уровне воды, который мы наблюдали. Поэтому было принято решение строить катамараны на стрелке Чины и Амудисы. Дальнейшие события подтвердили правильность этого решения.

Отъезды после окончания водной части похода также не вызвали у нас затруднений. Доплыв до мостов через Витим в пределах одноименного поселка (мостов - поскольку рядом с железнодорожным расположен и автомобильный), мы разобрали суда и упаковали рюкзаки на удобной полочке левого берега в начале поселка. Отсюда до остановочного железнодорожного пункта "Витим" примерно 600- 700 м по хорошо укатанному проселку. Два раза в день здесь останавливается местный поезд, на котором можно уехать в Куанду или Таксимо. Поезда дальнего следования здесь не останавливаются. Местные жители называют этот поезд электричкой, но на самом деле это маневровый тепловоз с одним плацкартным вагоном. Вечерний рейс в сторону Таксимо уходит примерно в 18-45 по местному времени, а примерно через 15-20 минут следует встречный поезд на Куанду.

!! Внимание!! На левом берегу Витима местное время отличается от московского на +5 часов, а на правом – уже на +6 часов.

И в Куанде, и в Таксимо останавливается ежедневный поезд Новая Чара – Северобайкальск. По четным числам здесь ходит поезд Тында – Москва, а летом по вторникам и пятницам - поезд Тында – Кисловодск.

Мы сделали нестандартный ход, уехав не на запад – в Таксимо, а на восток – в Куанду. Это маленькая станция (там даже касса не работала), и народу на ней ожидало Северобайкальского поезда гораздо меньше, чем потом садилось в Таксимо. Да и в поезде было еще относительно свободно. Правда, плацкартные вагоны были уже забиты под завязку, в купейном было всего два свободных места, зато в общем мы свободно заняли 6 верхних полок и, разложив спальные мешки, относительно спокойно провели ночь.

В Северобайкальске взять прямые плацкартные билеты до Москвы не удалось. Нам предложили билеты до Красноярска и от Красноярска до Москвы на фирменном поезде. Поскольку разрыв между поездами в таком варианте составлял примерно 16.5 часов, мы отказались и взяли билеты только до Красноярска. Из Северобайкальска ходит также поезд до Новосибирска и до ст. Лена (г. Усть-Кут), откуда можно на прямых поездах добраться до Москвы. В принципе возможен и экзотический вариант: на "Ракете" через Байкал до Иркутска, а уже оттуда – поездом до Москвы. Однако расписания рейсов "Ракеты" и их стоимости мы не выясняли.

До отправления поезда оставалось около 12 часов и просидеть их на вокзале было бы просто преступлением. Поэтому, решив насущные дела (визит в КСО, звонки и телеграммы об успешном заершении маршрута, закупка продуктов в дорогу, посещение столовой и т.п.), мы отправились на пригородный курорт Гоуджекит, где находятся целебные горячие источники с сероводородной водой. Добраться туда можно маршрутным такси от привокзальной площади (40 руб., примерно 50 мин. езды, отправление примерно в 11, 14, 16 и 18-30 по местному времени) или местным поездом до станции Гоуджекит (15 руб., около 45 мин. в пути). Удовольствие от горячей целебной ванны после достаточно напряженного двухнедельного похода я даже не буду пробовать описать. Кто испытывал – тот поймет. Лечебный эффект тоже не замедлил сказаться: царапины и ссадины заживали прямо на глазах, синяки от упоров на нежных девичьих ножках исчезали как туман под солнечными лучами. И это всего за полтора часа и каких-то 40 рублей!

Остаток дня провели на Байкале, где половина группы даже искупалась. Там же, в прибрежном леске сварили последнюю походную кашу.

В Красноярске нам удалось без проблем взять плацкартные билеты на проходящий пассажирский поезд № 339 Чита-Москва. Время между поездами (примерно 5 часов) было использовано нами для закупки продуктов в дорогу, небольшой экскурсии по городу и посещения музея И. Сурикова, расположенного на ул. Парижской коммуны (проезд от вокзала – на троллейбусе №7 до ост. "ул. Парижской Коммуны").

Аварийные выходы с маршрута

Выбранный нами маршрут проходит в основном по ненаселенной местности, поэтому возможности аварийно покинуть его весьма ограничены.

На участке от Амудисских озер до устья Каларского Калакана в случае потери судна можно по старому зимнику вернуться пешком в Новую Чару, или хотя бы дойти до рудничного поселка Чинейский, где постоянно есть люди и можно рассчитывать на помощь. Однако это достаточно тяжелый и длинный путь, который может занять несколько дней, причем возможно – в весьма неблагоприятных погодных условиях.

На участке от устья р. Джемку до устья р. Мудопхит можно добраться до метеостанции "Катугин", стоящей в устье одноименного правого притока Калара. На метеостанции постоянно проживают три семьи. От метеостанции есть дорога до поселка Катугино, находящегося примерно в 24- 28 км выше по течению притока. А поселок, в свою очередь, связан дорогой с Новой Чарой. Правда, регулярного сообщения нет ни по одной из этих дорог, да и проходимость их сильно зависит от погодных условий. Но даже в лучшем случае они доступны только автомобилям повышенной проходимости и гусеничным тягачам.

Следующая точка на маршруте, где постоянно есть люди – поселок Средний Калар. По непроверенным сведениям из литературных источников, отсюда можно связаться с "большой землей" по радио. Скорее всего, здесь можно получить и какую-то медицинскую помощь. Но постоянного транспортного сообщения летом с другими населенными пунктами Средний Калар не имеет (по сведениям А. И. Мисюры). В советские времена здесь действовал аэропорт и существовали регулярные рейсы местной авиации в Читу, Чару и другие пункты. Судьба его в настоящее время нам неизвестна. Однако, по словам местных охотников-эвенков, сейчас предпринимаются шаги по возрождению некогда успешно существовавшего здесь оленеводческого колхоза. В этой связи в недалеком будущем возможно и оживление транспортных коммуникаций. Технически нет никаких препятствий добраться на мощной моторной лодке от Среднего Калара до деревни Бамбуйки и ниже.

Деревня Бамбуйка, расположенная в 700- 800 м выше устья на одноименном притоке Витима – последний, обозначенный на карте, населенный пункт до самого окончания маршрута. С воды еле видны крыши крайних домов деревни. Так же, как и Средний Калар, в прежние времена Бамбуйка имела собственный аэропорт для местной авиации. Сейчас его судьба нам также неизвестна. Однако, сюда ходят моторные лодки из поселка Витим.

В нескольких километрах выше устья Бамбуйки, на правом берегу Витима расположен хутор, которого нет на картах и о котором мы не нашли упоминаний ни в одном из имевшихся источников информации. А в этом поселении стоят несколько домов, баня, теплица, большой загон для скота. На берегу мы видели "Урал" и две дюралевые моторные лодки на автоприцепах. К реке ведет хорошо заметный с воды съезд. Причем все это явно не вчера завезено и построено.

На нашем маршруте и в относительной близости от него есть несколько мест, где с большой вероятностью можно встретить людей. Назвать их аварийными точками выхода нельзя, но знать о них, на случай аварийной ситуации, не помешает. В верховьях Калара эвенки-оленеводы несколько раз за лето посещают поселок Бурпала и зимовье "Борода". Обитаемо зимовье в устье Каларского Калакана (дом расположен примерно в 300 м ниже устья на левом берегу Калара и виден с воды), где постоянно живет охотник Михаил Богданович. Действует и обитаема база геологов в устье двух притоков Калара, впадающих в него друг напротив друга: правого – Южного Сакукана и левого – Лучи. База состоит из трех деревянных домов, расположена на левом берегу Ю. Сакукана вблизи его устья и с Калара видна плохо. По сведениям челябинских туристов, бывавших в последние годы на Ципе, в устье левого притока Ципы – р. Жалю – существует постоянное поселение, а на левом же притоке Ципы – р. Хайта расположена база геологов.

Обобщая все приведенные сведения, необходимо подчеркнуть, что туристам, собравшимся на маршрут по Калару, в основном следует рассчитывать только на собственные силы. Несмотря на кажущуюся техническую несложность, маршрут может представлять серьезную угрозу для здоровья и жизни именно вследствие невозможности быстрой эвакуации с него практически на всем протяжении. Поэтому даже небольшая авария или травма могут здесь иметь самые серьезные последствия.

График движения

ДниДатыУчасток путиКмВремяОпределяющие препятствия
-24.- 29.07Москва - ст. Новая Чара---
129.07ст. Новая Чара – Амудисские озера~100~6 час-
230.07Дневка, строительство катамаранов---
331.07Полудневка. Сплав за порог "Бобслей"101.75Мелководные разбои, шиверы с большим количеством камней (1-2 к.с.), порог "Бобслей" 3 к.с.
401.08Сплав за преп. №14 (ниже устья р. Сакукан)75.5Мощные шиверы и пороги 3-4 к.с. Много камней, валы более 1 м, "бочки". Большинство требует просмотра
502.08Дневка---
603.08Сплав ниже устья р. Кудир305.25Мощные шиверы до устья Читканды (3-4 к.с.). Ниже разбои, шкуродерные перекаты. Скорость течения падает.
704.08Сплав до р. Амнунакан324.75Шиверы первого верхнего каскада. Препятствия несложные, идутся без просмотра
805.08Сплав за устье р. Джемку415.5Слабые шиверы первого и второго каскадов. Препятствия легко преодолеваются сходу
906.08Сплав до р. Мудопхит425.75Два порожка перед р. Катугин
1007.08Сплав до р. Букунор405.75-
1108.08Сплав до р. Чукчуду. Полудневка262.75Перекаты, острова в русле
1209.08Сплав за устье р. Биримианы575.8Препятствия залиты паводком. Изредка раскачивает валы до 1.2 м. Появляются достаточно мощные "водяные поганки" и воронки
1310.08Сплав за устье р. Талакит625.5Разбои, перекаты в пределах Среднекаларской котловины
1411.08Сплав за устье р. Толор585.6Шиверы с валами до 1.5 м
1512.08Сплав до устья Калара. Сплав по Витиму за устье р.Ципы635.5Порог "Центрифуга"
1613.08Сплав до устья Ниж. Дзелинды. Полудневка275.0-
1714.08Сплав до Сивакской шмверы736.25Мощные шиверы "Широкая речка", "Верхняя Тузалинская", "Нижняя Тузалинская", "Тулдунская", "Сивакская". Валы до 2 м
1815.08Сплав до пос. Витим. Сборы, отъезд в Северобайкальск151.5Шиверы "Таксимская", "Ивановская". Валы более 1.5 м
-16 - 18.08Северобайкальск - Красноярск---
-18 - 21.08Красноярск - Москва---

Характеристики р.Калар

Калар (в верхнем течении — Чина) - река на севере Читинской области РФ, правый приток р. Витим. Длина 511 км (по другим данным – 535 км), площадь бассейна. 17 400 км 2. Питание главным образом дождевое. Замерзает в середине октября, вскрывается в середине мая. Берёт начало на хребте Удокан. Чина вытекает из небольшого озера, расположенного в широком заболоченном распадке на водоразделе с реками Кемен (Нгевен) и Ингамакит, (бассейн р. Чара). Чинское озеро лежит на отметке примерно 1750 м (по другим данным 1730 м). Вытекая из него, река на протяжении 7 - 8 км, вплоть до крутого, почти на 90? поворота на восток, представляет собой ручей глубиной 15 - 30 см и шириной 2 - 10 м. После поворота Чина выходит в Верхне-Каларскую котловину, протянувшуюся с запада на восток больше чем на 50 км. Ширина котловины в среднем 3,5- 4 км. Дно ее, с ровной поверхностью, имеющей плавное падение вниз по реке, сильно заболочено и покрыто лиственничным редколесьем. Через 10 км после поворота русло Чины почти целиком занято многолетней наледью, длиной около 3 км и шириной 0,5 - 0,6 км. Толщина льда в отдельные годы достигает 2,5 - 3 м. Река пропилила в нем узкую, глубокую щель. Характер Чины не меняется до устья Амудиссы. Здесь уже много воды, но часты еще разбои на протоки и непроходимые мелкие перекаты. Лежащие на высоте около 1330 м Амудисские озера находятся на расстоянии всего около 0,5 км от реки. При впадении Амудиссы, Чина имеет ширину в межень 25 - 30 м и глубину от 0,5 до 0,7 м. Далее, река прорезает Каларский хребет и далее течёт между Каларским хребтом на севере и хребтом Янкан на юге.

Техническое описание

Вся водная часть маршрута проходила в условиях высокой воды на Чине и Каларе. Уровень воды в Витиме был примерно на 1.0 – 1.2 м ниже максимального уровня затопления прибрежных камней и скал. Поэтому вид, характер и сложность многих именных препятствий существенно отличались от приводимых в описаниях для обычного в этот период уровня воды. Большинство же несложных шивер и порогов, составляющих львиную долю общего количества препятствий на реке, просто были залиты и не могли быть обнаружены нами. Это делало и наше прохождение, и описание реки очень непохожим на "стандартный" вариант. Очевидно, также с осторожностью следует пользоваться приведенными хронометрическими данными, поскольку в нашу воду скорость течения на некоторых участках, скорее всего, отличалась от скорости при обычном в это время уровне воды. Уровень воды был определен по рассказам местных жителей (в точке старта), затоплению прибрежных кустов, травы и камней в русле, по сравнению вида характерных мест с описаниями из отчетов прошлых лет.

Следует также отметить, что все авторы единодушно утверждают: при изменении уровня воды в реках этого района не только сложность, но и сам вид большинства препятствий на них может существенно измениться, причем как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения.

31.07. Точка нашего старта находится на правом берегу Амудисы, примерно в 400- 500 м ниже последнего из цепочки Амудисских озер. На карте в этом месте стоит значок "изба", однако на деле здесь только крытый рубероидом балаган с буржуйкой, где обосновались приехавшие вместе с нами трое эвенков: женщина с сыном и братом.

Глубокая разведка (до устья Амудисы, вброд через Чину, на правый берег и до вершины прибрежного холма на следующем повороте) по приезде показала, что воды в реке вполне достаточно для наших катамаранов. Амудиса, вообще, переполнена водой до краев. В Чине, хоть и торчит немало камней, но проходов в почти 70-метровом русле тоже достаточно. А чуть ниже должны быть довольно крупные притоки. Значит, стартовать будем отсюда.

Полянка небольшая и при нашем уровне воды едва не заливается стремительным потоком. Еще 20-30 см - и нам грозит потоп. Рядом с балаганом кострище, в нижнем углу поляны – еще одно. С дровами туго: ближайшее сухое дерево находится примерно в 600 м, ближе все вырубили. "Еще в прошлом веке" - как сказал один из эвенков. Еще вчера все окрестности полянки были в воде, поэтому была и бытовая проблема: негде уединиться. Сегодня вода спадает и по некоторым тропинкам уже можно перейти с нашей полянки на "большую землю" без сапог или гидрокостюма.

Деревья в окрестностях только двух пород (если не считать карликовой березки): кое-где по берегам ива, все остальное – лиственница. С большим трудом, чуть не за километр от стоянки, находим несколько сухих стволов, пригодных для изготовления рам катамаранов. Знать бы заранее, что не придется идти пешком – взяли бы из дома дюралевые трубы.

Но, что сделано - то сделано и мы готовимся к сплаву. Отчаливаем в 17-15. До впадения в Чину препятствий нет. Мощный ровный поток подхватывает наши катамараны, как перышки, и со скоростью примерно 6-7 км/час несет вперед. В Чине приходится уже маневрировать, но зафиксированные в памяти результаты разведки позволяют пройти на плаву все просмотренное пространство. Ширина русла Чины здесь явно превышает 60 м. По берегам голубоватыми глыбами лежат остатки наледи, упоминаемой в старых отчетах. Однако в русле льда нет ни здесь, ни дальше. Река разбивается большим лесистым островом на протоки. Выбираем наиболее полноводную и сваливаемся в нее.

Ниже острова русло опять расширяется и река мелеет. Скорость течения остается высокой, но вода не очень жесткая. Сносить начинает, когда заходишь в поток выше, чем по колено. Пару раз чиркаем по камням, но не садимся. К нашему счастью практически все камни здесь хорошо окатаны, острых граней нет.

Далее, на протяжении примерно 5- 6 км характер реки не меняется. Широкие и мелкие участки разбоев чередуются с локальными сужениями русла, где расположены шиверы с довольно большим количеством камней. Обычно шиверы заканчиваются сливом, после которого невысокие – около полуметра стоячие волны. На участках разбоев, если смотреть издали, кажется, что камней вообще больше чем воды.

Скорость течения на всем участке не падает ниже 5-6 км/час, местами увеличиваясь до 8-9 км/час. Сплав носит слаломный характер и достаточно напряжен. Примерно через 40 минут сплава причаливаем к верхнему краю длинного лесистого островка перед плавным правым поворотом для отдыха и просмотра наиболее многоводной – левой – протоки. Вся трава на острове (а его высота не менее метра) "причесана" вниз по течению. Значит, несколько дней назад здесь шла вода. На островке заросли курильского чая. На камнях у воды здесь, да и не только здесь, часто можно встретить стрелки дикого лука.

В просмотренной протоке ничего сложного не обнаруживается, и мы продолжаем сплав. Постепенно, к концу этого участка, долина реки начинает сужаться, вода все чаще собирается в единое русло, шиверы становятся мощнее. Наконец, подходим к первому препятствию, которое по нашему мнению заслуживает собственного имени.

Препятствие № 1 - порог "Бобслей" (предлагаемое нами название). Расположен на небольшом левом повороте. Правый берег здесь крутой, обрывистый, левый – пологий, сложен крупными валунами. Перед поворотом небольшое, чашевидное расширение русла, скорость потока слегка падает из-за подпора. В чаше торчат из воды несколько крупных валунов, осложняющие просмотр препятствия с воды. Шум воды издали почти не слышен, так как берега отражают звук вниз. За 25- 30 м до входа в препятствие виден урез воды, ниже которого периодически всплескивают бурунчики. Само препятствие представляет собой довольно крутую горку с крупными валунами. Русло имеет здесь вид желоба с виражом, по которому вода, разгоняясь, скатывается вниз через крупные подводные плиты. Именно за сходство с трассой для ледовых саней мы и предлагаем название препятствия. Длина желоба примерно 70 – 80 метров, ширина потока – 15- 20 м, перепад уровней – не менее двух метров. На всей горке система стоячих валов, идущих от берегов "косичкой". Максимальная высота валов до 1.5 м. В середине горки, в центре струи расположена "бочка" высотой около 70 см. За препятствием быстроток примерно 400 м до начала следующего препятствия.

Увидев резкое понижение береговой линии на подходах к препятствию, катамаран-двойка, шедший здесь первым, притормозил в тени камня перед началом входной шиверы. Оценив обстановку с высоты роста капитана, стоящего на раме, решили не делать дополнительного просмотра. Дождались чуть запоздавшей на предыдущем слаломном участке четверки и прошли препятствие тандемом. "Бочка" в центре не представляла для катамаранов угрозы, так как была недостаточно мощной, чтобы остановить судно, да и ширина потока позволяла уйти от нее в любую сторону. Однако, определенную порцию адреналина мы все же получили.

В нашу воду это препятствие, мы считаем, средней сложности. Для байдарок просмотр обязателен, поскольку с наплыва "бочка" не видна, да и линия движения неочевидна. При повышении уровня воды, валы и "бочка", скорее всего, станут еще мощнее, а при понижении уровня на месте "бочки" появится обливной или даже полуобливной валун, который может значительно осложнить жизнь экипажу любого судна.

Примерно в 250 м ниже конца препятствия №1 мы остановились на ночлег на высоком левом берегу. Берег около стоянки обрывается в воду довольно высокой галечной осыпью, зато наверху ровная и мягкая полянка в редколесье и будто специально притащенный ствол, около которого так удобно развести костер. С дровами здесь, как впрочем, и на всем маршруте, проблем нет. Вечером в окрестностях стоянки набрали сыроежек на жаренку. А стоящие рядом три пермяка угостили свежепожаренным хариусом, которого наловили в изобилии. У нашего рыбака пока успехов нет. Надеемся, временно.

Примерно в 100 м выше нашей стоянки, метрах в 30-40 от берега мы обнаружили большую и глубокую яму, диаметром около 3.5 м, из которой непрерывным потоком вытекала вода, сбегая по каменистым ступенькам к реке. Расход этой подземной речки составлял не менее трех-четырех десятков литров в секунду. Чуть выше этой таинственной ямы, в лесу стоит избушка-зимовье, в рабочем состоянии. С реки зимовье не видно. Вечером чуть-чуть покрапал дождик, а ночью было довольно холодно.

01.08. Примерно в 100- 150 м ниже нашей стоянки, на прямом участке реки расположено препятствие № 2. Шивера достаточно мощная, но короткая и послабее предыдущей. Длина ее около 100 м, падение – примерно 0.5- 0.7 м. В струе уютно расположилась группа больших светлых валунов, валы чуть выше 0.5 м. Проходы между камнями достаточны для катамарана, хотя и требуется маневрировать, чтобы не сесть на камни. Просмотрев шиверу еще со стоянки, мы легко преодолеваем ее в походном строю.

Далее, примерно через 150 м быстротока расположено препятствие № 3 – шивера. Расположена перед левым поворотом. Длина около 150 м, падение более 1.3 метра. Шивера сильно засорена камнями и для прохождения требуется интенсивный маневр. Просмотр – с правого берега.

Примерно через 100 м после препятствия № 3, за левым поворотом русла находитсяпрепятствие № 4 – шивера. Длина около 200 м, падение около 2 м. Мы просматривали шиверу с правого берега. В струе многочисленные обливные и полуобливные валуны. Некоторые размером превышают размеры наших судов. Три самых больших из них могут служить ориентирами: мы заходили чуть левее центра, смещаясь потом вправо, так, чтобы оставлять "жандармов" левее судна, но идти впритирку к ним. После каждого "жандарма" локальный слив с косыми валами, норовящий сбить судно с курса. На выходе требуется очень резкий маневр (можно вправо, можно и влево), поскольку громадный обливник лежит прямо в струе, в 10- 15 м ниже выхода из последнего слива, и слой воды над ним всего несколько сантиметров. Причем правильная линия движения с воды неочевидна. В сочетании с высокой скоростью течения – до 9 км/час – это делает шиверу достаточно сложной. Рекомендуем ставить сигнальщика внизу, на правом берегу. Увы, ни одному из наших экипажей пройти здесь чисто не удалось – кто проехался по камню, а кто и посидел на нем. Но обошлось без последствий: камень плоский и хорошо окатан.

После этой шиверы мы причалили на обед к небольшой песчаной проплешине между деревьями правого берега. После обеда, с новыми силами продолжили прохождение. После выхода из препятствия № 4, до правого поворота идет быстроток, отдельные камни в струе, но они легко обходятся. За правым поворотом находится препятствие № 5 – порог "Талаканский" (предлагаемое нами название). Ориентиром ключевого места порога может служить громадный, темный "жандарм" в русле у левого берега. Левый берег в этом месте крутой, поросший лесом. Чуть ниже камня в реку впадает довольно крупный приток, пропиливший себе узкое глубокое ложе в камнях. По его названию и предлагается название порога. "Жандарм" как бы придавил собой край плиты, собственно и образующей ступеньку порога. Пространство между ним и левым берегом забито валунами разных размеров. Слив довольно узкий и бурный, так как вся правая часть реки занята крупногалечной отмелью. Высота ступеньки примерно 0.7 м, высота валов на сливе более 1.2 м, ширина слива около 3- 4 м. Заход в слив осложнен крупногабаритными обливняками в струе, на предшествующих сливу 100 м. Ниже основного слива участок с повышенным уклоном (около двух метров на 60- 70 м длины), где также валы около 1 м. Камней в русле много и линия движения получается весьма извилистой. Требуется интенсивный маневр. Заканчивается порог расширением русла и неким подобием улова, куда влетает основная струя. Общая длина порога около 250 м.

Порог был просмотрен нами во время обеда и затем успешно пройден обоими экипажами. При повышении уровня воды по отношению к нашему, можно предположить увеличение высоты валов, возможно появление вала с обратным гребнем. При существенном снижении уровня воды, в основном сливе возможен габаритный непроход для катамаранов, а может быть и для байдарок. Страховку с воды удобно ставить с левого берега в тени "жандарма", рядом с которым идет основная струя.

После небольшого быстротока и плавного изгиба реки следует препятствие № 6 - шивера. Она полностью подпадает под классическое определение этого типа препятствий. Это действительно участок реки с повышенным уклоном, быстрым течением и густо засоренный камнями всех сортов и размеров. Длина шиверы примерно 200 м, падение более 1.5 м. Просмотр по правому берегу. Несмотря на значительную ширину русла, проходы для катамарана довольно узкие, и чтобы в них попасть требуются интенсивные маневры. При этом приходится преодолевать четыре локальных косых слива после наиболее крупных плитообразных валунов в русле.

После короткого, относительно спокойного участка подходим к препятствию №7 – порогу. Он начинается на крутом правом повороте русла реки. С левого берега в русло вдается коса, сложенная крупными камнями. Поток воды сжимается, разгоняется и, отразившись от обломков скал на правом берегу, уходит в довольно крутой полутораметровый слив. После слива вся струя с разгону бьется в большой обливной камень у правого берега. От слива до камня примерно 30 метров, что совсем немного, учитывая высокую скорость течения. Высота валов на сливе и после него более 1.2 метра. Общая длина порога около 120- 150 м. Просмотрев порог по правому берегу, оба наших экипажа преодолели его чисто.

Через пару минут хода после этого препятствия, подходим к препятствию № 8 – шивере. Это препятствие по виду и сложности похоже на препятствие № 6. Длина – около 350 м, несколько локальных сливов между каменными глыбами. Линия движения достаточно сложна, требуется интенсивный маневр. Общий перепад более 3 м. Валы на выходной горке более 1 м. Просмотр – с правого берега. Прохождение тандемом.

После выхода из препятствия, причаливаем в небольшой заводи у скалистого мыса правого берега перед довольно крутым правым поворотом. Несмотря на значительную крутизну склона, довольно легко удается взобраться на скалу. Поверху проходит явно выраженная тропка, которая за поворотом реки спускается к воде. Здесь видны и следы стоянки – место довольно удобное. Разведка показала, что примерно в 80- 100 м после поворота находится мощное и опасное препятствие № 9 – порог "Клыки"(предлагаемое нами название).

Порог находится за правым поворотом реки. Правый берег вдается в русло скалистым мысом, высотой около 15 м, левый – каменистая осыпь. После поворота правый берег понижается, а левый, напротив, становится крутым, почти отвесным. В месте расположения порога примерно 3/5 ширины русла от правого берега занимает крупногалечная отмель, через которую сочится вода. На границе отмели стоит большой, острый обливник. Основной поток воды идет в оставшуюся между ним и левым берегом примерно 5-метровую щель. Однако она перегорожена плитой, разломившейся на три части. Правая и средняя части плиты торчат из воды мощными острыми клыками (отсюда и предлагаемое название), готовыми перемолоть любое судно, попавшее на них. Узкий проход, чуть шире двух метров остается у самого левого берега. Высота слива в проходе чуть более 1 метра. Неровности левого берега и полуобливные клыки справа от прохода создают в нем косой пульсирующий вал высотой более 1.2 м. Заход в слив осложняется камнями в воде у левого берега сразу за поворотом и навалом основной струи на обливник справа от прохода. Кроме того, с наплыва клыки практически не видны впене. Если идти без просмотра, может создаться обманчивое впечатление просто высокого крутого слива.

Суда нашей группы успешно преодолели порог, благодаря сделанному просмотру. Вал на сливе слегка притормозил двойку, но не остановил. Более тяжелая четверка пробила его без потери скорости. Порог "Клыки", по нашему мнению, требует обязательного просмотра при любом уровне воды, поскольку он не только сложен, но и опасен. При повышении уровня воды примерно на 20- 30 см (при нас уровень в этом месте был ниже максимального паводкового примерно на 1.2 метра, судя по следам на камнях) возможно, откроется мелководный проход в правой части русла, а в левой образуется мощнейшая "бочка". При понижении уровня воды возможно образование габаритного непрохода, но мощности струи будет еще достаточно, чтобы натворить бед с любым судном, попавшим в "Клыки".

Сразу же после выхода из "Клыков" необходимо пересекать струю, уходя под правый берег, поскольку через 50- 60 метров начинается препятствие № 10 – шивера. Собственно говоря, и эти 50- 60 метров достаточно засорены камнями, но дальше начинается участок с явно выраженным уклоном. Длина шиверы примерно 250- 300 м. Береговая линия здесь почти прямая, но углубление русла, по которому течет основной поток, имеет извилистую форму. Сначала ложе реки прижимается к правому берегу, затем смещается к центру, поворачивая поток почти перпендикулярно берегу, затем разворачивается опять направо. Здесь у правого берега образуется небольшая заводь, ниже которой река разбивается на две протоки. Эту точку и можно считать концом препятствия. Падение высоты на шивере составляет не менее 2 м, так что когда смотришь на нее с сидения катамарана, воды между камнями почти не видно. Зато камней тут – на любой вкус и размер. Описывать линию движения в подробностях бессмысленно: на каждых 10- 20 м требуется какой-то маневр. Но в целом, мы сделали заход от правого берега, далее – смещение к центру, затем свал влево по первому из локальных сливов (второй оказался мелким, в чем лично убедился экипаж четверки) в обход галечной отмели в центре русла. Далее – резкий маневр вправо и чалка в заводи правого берега перед разделением реки на две протоки. Из-за обилия камней скорость потока в этой шивере чуть ниже, чем в предыдущих, но и при этом работать приходится в полную силу.

!! Внимание !! Чалка после этого препятствия и просмотр следующего обязательны, поскольку сразу за препятствием № 10 начинается самое сложное и опасное (в нашу воду) на реке препятствие № 11 – порог "Три бандита" (предлагаемое нами название). Порог расположен на плавном изгибе реки вправо. Река в этом месте делится на две протоки длинным высоким островом, поросшим густым лесом. Левый берег высокий, крутой, почти отвесный. Правый более низкий, поросший лесом. В конце левой протоки с берега в воду вдается большая скала характерной прямоугольной формы. Она хорошо видна еще при подходе к развилке русла. Длина порога примерно 180- 230 м. Общее падение высоты в пороге составляет по нашей оценке около 2.5- 3 м. В левой, более узкой и относительно чистой протоке падение в основном приходится на три ступени. Первая находится почти сразу после входа в протоку. Здесь находится относительно пологий слив (примерно 0.7 м на 7- 10 м длины) через каменную гряду, перегородившую русло. Надо заметить, что вход в протоку сильно засорен обливными и полуобливными валунами. Далее, примерно в 50- 60 м от конца протоки русло перегораживают три обломка скалы, стоящие в воде на одной линии. Это и есть те самые три "бандита", "в честь" которых и предлагается назвать порог. Эти скалы треугольной формы высоко торчат над водой, деля русло на четыре примерно равные части, и образуя второй слив. Справа от крайней скалы места побольше, но там галечная отмель. Промежутки между каменными "бандитами" оставляют вопрос о габаритной проходимости этого слива открытым. Перед левым проходом в струе виден обливной камень, за линией "банды" примерно в 15- 20 м также видны буруны над обливняками. На траверзе нижнего конца острова расположен последний – самый мощный – слив в левой протоке. Вода устремляется здесь как бы через несколько ступенек широкой лестницы общей высотой не менее 1.5 м и с разгона бьется в основание той самой прямоугольной скалы, которая служит ориентиром порога. Здесь образуется мощный прижим, возможно с подводным карманом. Причем, с виду последний слив кажется достаточно мелким, так как весь покрыт пеной. От конца слива до скалы не более 15 м.

Правая протока примерно вдвое шире левой, но гораздо сильнее засорена камнями. Камней столько, что поначалу мы вообще не видели возможности сплава по этой протоке. Падение делится примерно поровну между входной шиверой, занимающей всю длину протоки и крутой выходной горкой на выходе из нее. Здесь слив также идет через ступенчатую каменную гряду высотой около 1.5 м.

Просмотр проводили по правому берегу. Здесь у воды можно пройти по заметно натоптанной звериной тропке до слияния проток. Осмотрев снизу выход из левой протоки, и с учетом имеющейся информации о гибели в этом пороге несколько лет назад пермского туриста, мы пришли к выводу, что идти будем по правой протоке. Левая опасна возможным габаритным непроходом во втором сливе (чтобы выяснить это необходимо переправиться на остров или на левый берег, но на нем у кромки воды прохода нет). Но даже если удастся успешно преодолеть строй "бандитов", судну придется резко уходить от прижима, одновременно маневрируя по последнему, крутому и мелководному сливу. При нашем уровне воды мы посчитали эту задачу почти невыполнимой, особенно для более тяжелой четверки (прохождение на разгруженном судне не рассматривалось, так как за оставшееся светлое время мы не успели бы организовать просмотр левой протоки, обнос вещей и страхующего судна, а затем обнос его же обратно для прохождения. Мест же для лагеря здесь нет). Что будет с экипажем, если судно сломает на каменных зубьях второго слива, мы не стали даже и гадать. Да и возможности страховки на этом препятствии в нашей группе мы посчитали недостаточными. Учитывая количество камней в правой протоке, мы решили, что будем проходить ее на плаву до тех пор, пока это будет возможно, а затем оставшуюся часть протоки проведем суда. Однако, оказалось, что воды достаточно для прохождения всей протоки, включая выходную горку. Чистых проходов для катамарана не было. В нескольких местах пришлось пропускать между баллонами довольно высокие камни, причем на высокой скорости. Катамаран-четверка чуть не задел рамой один из таких зубьев, что могло бы кончиться поломкой поперечины. Поэтому прохождение вышло неожиданно интересным и эмоциональным. В конце концов, оба экипажа прошли порог без эксцессов.

Просмотр порога считаем обязательным в любую воду. Препятствие действительно опасно. Причем, при уровне воды выше нашего опасной может стать и правая протока, в которой, без сомнения, образуются мощные "бочки" и валы. В левой протоке проход через второй слив станет более широким, но не менее сложным, из-за образования мощных завихрений во всех плоскостях после скальных обломков в русле. В то же время увеличится скорость течения в третьем сливе и усилится прижим после него к скале. При понижении уровня воды, правая протока станет непроходимой, да и в левой может образоваться габаритный непроход второго слива и шкуродер на третьем. Похоже, оптимальный вариант в этом случае – проводка по правой протоке или обнос препятствия по правому берегу.

Далее, на участке реки длиной около 1 км расположены препятствия №№ 12, 13 и 14– шиверы-пороги. Они несколько похожи друг на друга и представляют собой длинные горки с постепенно увеличивающимся уклоном. В начале каждой шиверы в русле довольно много камней, так что требуются маневры. Кончаются эти шиверы мощными сливами высотой от 1 до 1.5 м с валами после них. Однако, по сравнению с предыдущими препятствиями, эти кажутся попроще и мы прошли их без предварительного просмотра, в походном строю. Ниже препятствия №14 по берегам две высокие скалы образуют косые ворота, в которые устремляется река. К скалам есть несильные прижимы, но мы без проблем от них ушли.

В нескольких минутах сплава ниже "ворот" находится препятствие № 15 – шивера. Расположена на плавном изгибе русла влево, перед высокой отвесной скалой у воды на правом берегу. Перед скалой на правом берегу, у начала склона, завал из плавника. На левом берегу, на траверзе скалы небольшой песчаный пляжик. Длина шиверы примерно 200 м, падение около 1.5 м. Состоит из входного участка, основного слива и прижима к скале правого берега в конце. Прохождение не вызвало у нас затруднений.

Ниже препятствия № 15 река делает сначала крутой правый поворот, затем столь же крутой левый. После него мы встали на ночлег на моховой полянке в редколесье левого берега. У воды в этом месте довольно длинный галечный пляж. К ночи заметно похолодало, небо затянуто тяжелыми низкими тучами.

02.08. Ночью и утром довольно холодно. Полностью замерз в котелке недопитый вечером чай. А около 9 часов утра вдруг повалил снег. И не какая-нибудь хилая крупка, а тяжелые, крупные – "новогодние" - хлопья. Это было очень красиво и неожиданно. Снегопад становился все гуще, и вскоре почти перестал различаться даже противоположный берег реки. Причем, выпавший снег и не думал таять, а плотным ковром укрывал и мох, и камни, и палатки и катамараны. Выход было решено отложить. Однако погода не улучшалась, и мы решили провести незапланированную дневку. Через полтора-два часа после начала снегопада, начался и камнепад. Со зловещим рокотом со скал правого, отвесного, берега в воду периодически плюхались довольно увесистые булыганы. Катились камни и со склонов на нашем берегу, но гораздо реже. Слава Богу, мы стояли по всем правилам – далеко от склонов, на ровном месте. Вскоре после полудня камнепад начал утихать. В принципе, после обеда идти уже можно было, поскольку сплошной снегопад прекратился, и немного потеплело, однако ни особой необходимости в этом, ни настроения у нас не было. Свободное время не пропало даром. Женская часть группы не утерпела и устроила "головомойку", главный рыбак (не без помощи добровольцев) поднял свой авторитет довольно большим уловом хариусов. Были также проведены небольшие ремонтные работы: починен тент одной их палаток, треснувший под весом снега, приведен в порядок один из баллонов катамарана-четверки, травивший в предыдущие дни больше, чем нам казалось допустимым. В общем, не зря говорится: - что ни делается, все к лучшему. К следующему утру, отдохнув и приведя себя и снаряжение в полный порядок, мы были готовы к дальнейшему сплаву. Снегопад прекратился только около 16 часов дня, а около 19 часов, почти перед закатом даже на пару минут выглянуло солнышко. Правда, тепла оно не принесло, но настроение улучшило. Ночью опять был мороз, но уже не такой, как в предыдущую ночь. А может, просто привыкаем?

03.08. Погода с утра явно налаживается. К моменту нашего отчаливания уже нет и следа от вчерашнего снега, хотя утром склоны окрестных гор были еще седые.

Через сто метров от стоянки подходим к препятствию № 16 – шивере. Она находится в конце прямого участка реки перед левым поворотом. Шивера короткая, не более 80- 100 м, но крутая. Левый берег отлогий, сложен галечником. Правый – отвесный, скалистый. Перепад уровней около 1.0- 1.2 м. Вода уходит вниз по шивере двумя основными потоками, обтекая каменистую гряду в центре русла. Правый проход узкий и более-менее чистый, но он уводит прямо под правый берег, в каменный "карман", образованный нависающими над водой скалами. Слева проход несколько шире, но он мелкий и сильно засорен камнями. Проход неочевиден. Хорошо, что во время дневки мы внимательно изучили это препятствие. Заходили из-под самого левого берега, затем уже на самом сливе пришлось совершить резкий маневр сначала вправо, почти поперек реки, затем влево. Места для маневра мало – каких-то 12- 15 м и пройти абсолютно чисто не удалось: оба катамарана слегка чиркнули баллонами по камням. Однако, двойка этим и ограничилась, не потеряв скорости и не изменив курса. Четверку чуть притормозило и слегка развернуло, но опытный капитан тут же исправил положение.

Далее, почти подряд, идут еще семь довольно мощных шивер – это препятствия №№17 - 23. Они отделяются друг от друга небольшими участками более-менее спокойного быстротока. Все шиверы не очень длинные, 150- 200 м, и кончаются довольно крутыми горками со сливами. После препятствия № 17, на правом повороте реки в нее впадает левый приток. Перепад уровней на каждой из шивер этого участка от 1.5 до 2 м, максимальная высота валов – чуть более 1 метра. Шиверы эти, сами по себе, достаточно сложные и интересные, зачастую требуют интенсивных маневров, но по сравнению с пройденными в предыдущие дни, все же преодолеваются легче. Всего, на прохождение препятствий №№ 16 – 23 мы затратили 40 минут.

Затем долина реки резко расширяется. Река поворачивает на юг. В вершине этого изгиба слева в Калар впадает значительный приток. Это р. Читканда. Чуть выше этого места по правому берегу также видна выраженная долина притока, но сейчас воды в нем нет. Около устья Читканды основной поток Калара прижимается к высокой скале левого берега. Это препятствие № 24. Большая часть русла в этом месте занята мелкой галечной отмелью, но все же нам удается пройти между отмелью и прижимом по краю струи.

Напротив прижима, на пологом правом берегу видим пустой катамаран-двойку. Выше, между деревьями видна стоянка. Это шестеро москвичей, которые забрасывались на Амудисские озера параллельно с нами, но решили не отступать от классических описаний и обойти весь верхний участок по берегу. Ну, и напрасно! Верхний участок является украшением водной части этого маршрута.

Почти сразу за впадением Читканды, Калар широко разливается по плоской долине, начинаются разбои. Однако скорость течения постепенно падает, но остается в пределах 4 - 7 км/час. Выбрать единственный глубокий проход между многочисленными камнями довольно сложно сходу и несколько раз нам приходится сталкивать суда с камней. Примерно в 5 минутах хода от стрелки, на правом берегу видна избушка-зимовье.

Еще через полчаса хода по многочисленным протокам, на пригорке левого берега видим изгородь загона для скота и пару домиков. К воде спускаются отчетливо заметные колеи дороги. Чуть выше дороги в Калар впадает под прямым углом довольно крупный ручей (или маленькая речка?). На площадке береговой террасы видны остовы нескольких развалившихся домов и бани, груды ржавых деталей от автомобильных двигателей и остатки кузова вездехода. Один домик цел и явно поддерживается в рабочем состоянии. Внутри печка-буржуйка, на лавке лежит меховая шкура, на столе спички и сигареты. Поскольку как раз подошло время, организуем обед, благо щепы для костра в избытке, и можно не тратить время на поиски дров.

Обеденное время пролетает быстро, и мы продолжаем сплав. Через 20 минут хода после зимовья видим крупный левый приток, приходящий из явно выраженной долины. Через 40 минут хода – еще один левый приток. Примерно в это же время, на правом берегу впервые на маршруте видим елку и березу. Еще примерно через 1 час хода проходим правый и левый притоки друг напротив друга. Похоже, дошли до Кудира.

Еще через 40-50 минут хода, в заводи левого берега, недалеко от воды стоит избушка. Ниже нее с крутого берега стекает ручей. Издали, сквозь деревья на склоне, было видно как этот ручей многометровым водопадом обрывается со скал, теряясь затем в густом подлеске, и снова выныривая из него уже перед самым устьем.

В районе избушки впервые замечаем обширные участки песчаного, а не галечного дна. Ниже появляются и достаточно большие участки берегов с песчаными склонами. На протяжении всего участка реки от устья Читканды до этой избушки идут мелкие разбои и многочисленные перекаты. Однако постепенно долина реки сжимается, вода все чаще собирается в единое русло. А здесь горы уже совсем близко подбираются к воде. Скорость течения на перекатах достигает 7-9 км/час, на плесах падает до 3-5 км/час.

Ниже избушки оба берега становятся неровными, то бугристыми, то с явными признаками заболоченности. Это один из немногих участков реки, где мест для стоянок практически нет. Пройдя еще около часа, мы все же нашли (примерно в 19-55 по местному времени) ровную площадку на террасе правого берега за правым поворотом реки. И на нашем берегу, и на противоположном в этом месте есть небольшие, но заметные мелкогалечные отмели.

Впервые за время похода, погода весь день была хорошая. Солнце почти не пряталось за облака, и было почти тепло. Правда, во время обеда прошел небольшой грибной дождик.

04.08. Поскольку вчера встали на ночлег несколько позже желаемого, немного подустали, то и утренние сборы идут неспешно. Выходим в 11-40. В 11-55 видим левый приток. Через 15 минут проходим еще один левый приток, а еще через полчаса проходим крупный левый приток. Перед ним препятствие № 25 – шивера с небольшими – до 1 м – валами, а после него – прижим. В 13-20 и в 13-40 проходим два крупных правых притока. На всем протяжении этого участка много мелких ручьев стекают в Калар с обоих берегов. Места для стоянок найти можно.

На обед встали на песчаном правом берегу, на левом повороте, в месте соединения основного русла с сухой паводковой протокой. Во время обеда, у воды, среди камней обнаружили ржавую железную цепь внушительных размеров. Назначение ее оставалось непонятным, пока самый нетерпеливый и любопытный из нас не выворотил из песка большой валун, мешавший достать всю цепь. Это оказалась цепь противоскольжения от какого-то немаленького грузовика, судя по ее размерам.

Примерно в 15-40 (через 25 минут хода после обеда) проходим правый приток, еще через 20 минут – левый. Еще 10 минут хода, и мы причаливаем в устье Каларского Калакана. Приток очень крупный, сравнимый по ширине с самим Каларом. В устье его каменистая шивера. Вытекает из-за горы с правильной куполовидной вершиной, которая маячит перед глазами примерно полтора часа до стрелки. На стрелке, по левому берегу Калакана стоянка с деревянным слипом для спуска моторной лодки. Наверху кострище, старый брезентовый тент, различные хозяйственные мелочи. На пне висит оранжевый морской спасжилет. Стоянка явно часто используется, что и неудивительно: всего в 300 м ниже на левом берегу Калара стоит явно обитаемое зимовье. Судя по отчетам наших предшественников, здесь постоянно живет охотник М. Богданович.

Перед впадением Каларского Калакана должен начинаться долгожданный Первый Верхний каскад порогов . Однако, в нашу воду выше него была только одна "приличная" шивера. Ниже шиверы встречаются довольно часто, не менее двух на километр пути, но и они нас разочаровывают. Шиверы гораздо слабее тех, что мы проходили на верхнем участке, высота валов не превышает метра, камней в русле немного. Все шиверы преодолевались нами сходу, в походном строю. Судя по описаниям из других отчетов, в малую воду эти шиверы представляют определенную сложность, поэтому и мы не будем исключать их из общего списка препятствий, дабы не вызывать у последователей ложного пренебрежения к реке. Итак, на этом участке мы насчитали 9 шивер – это препятствия № 26-34.

Примерно через час с четвертью хода от устья Калакана видим избу на левом берегу. Еще через 45 минут сплава проходим заметный правый приток. Через 15-20 минут хода после этого места останавливаемся на ночлег. Место выбрали на правом берегу, перед правым поворотом. В этом месте на реке низкий галечный островок и галечная же отмель у правого берега. За поворотом шумит очередная шивера. Стоим прямо в редколесье, без поляны. Но места хватит еще не на одну такую группу. Кстати, чуть выше нас и обнаруживаем вечером следы нескольких давних стоянок. У берегового откоса полоса голубики, но не все ягоды еще спелые. Много мелкой белобокой брусники.

Погода весь день была вполне приличной: солнечно, даже тепло, когда нет ветра. Практически нет ни комаров ни гнуса, что удивляет, но отнюдь не огорчает.

05.08. Собираемся в рекордные сроки и выходим "всего" в 10-32. Через 10 минут хода на правом берегу видим балок, установленный на тракторные сани. Балок был выкрашен в голубой цвет, но краска уже несколько выцвела. Напротив него, на откосе левого берега лежит дюралевая "Казанка-5Н", также выкрашенная в ярко-голубой цвет. Рядом – бело-голубой мощный подвесной мотор (возможно какой-нибудь "Вихрь"). Выше, на террасе видна 200-литровая бочка, также бело-голубой окраски. Балок закрыт, да и по состоянию лодки с наплыва не видно как давно ею пользовались последний раз.

Через час хода на правом берегу видим у воды избу из почерневших бревен. Чуть ниже слева в Калар впадает заметный приток. На всем участке многочисленные, но слабые шиверы. Большинство камней залито. Скорость течения 5-7 км/час. А вот в меньшую воду здесь может быть гораздо веселее! Участок довольно однообразен. Река здесь течет в узком лесном коридоре, зажатая горами и подступающей прямо к воде тайгой. Несмотря на значительную извилистость русла, скорость течения остается высокой. Три из пройденных шивер следует включить в общий список препятствий: это препятствия № 35-37. Четких ориентиров у них нет, кроме шума воды и барашков над камнями. Линия движения с высоты катамаранных сидений видна хорошо.

Ниже избы экипаж четверки видел на левом берегу, вдали от воды медведя, который быстро скрылся в зарослях. Интересно, что двойка, шедшая первой, зверя не заметила. Вообще же, следы медведей, причем довольно свежие, мы видим практически каждый день, так что появление их обладателя почти неудивительно.

На обед встали в 13-45 на левом берегу, на песчаном откосе перед левым поворотом. По прямой, от точки старта утром до точки обеда наш GPS показал 13 км. По реке же мы прошли не менее 20- 22 км, поскольку она здесь сильно петляет.

Во время обеда из-под песка выковыряли несколько дюралевых штампованных деталей: то ли фальшборта от мотолодки, то ли внутренняя обшивка от вахтовки. Вид деталей уж больно знаком, но погнуты и искорежены они так, что сразу и не сообразишь, где видел подобное. Наверное, это место и названо у Гроховского "косой с остатками самолета…" Правда, в его дневнике никаких комментариев. Очевидно, предполагалось, что каждый интересующийся может сам добраться и посмотреть. А что, координаты же есть…

Примерно через полчаса хода после обеда на левом берегу видим еще один синий балок. Ниже него в реку втекает заметный ручей. Через 45 минут хода в устье левого притока видим почерневшую, приземистую избу. Еще три четверти часа сплава и мы подходим к довольно крутому правому повороту реки. Калар в этом месте довольно широко разливается. В русле большой лесистый остров, делящий реку на широкую – левую и узкую – правую, протоки. Напротив острова, из хорошо разработанной долины в Калар слева вливается широкий и мутный поток. Это Джемку. В ее устье, на левом берегу просторная по здешним меркам изба, рядом внушительная поленица дров. Ниже устья Джемку воды Калара теряют свою кристальную прозрачность, и уже насовсем. Возможно, поэтому и уловы наших рыбаков становятся дальше скудными.

Где-то на этом участке нас догоняют шестеро москвичей на двух катамаранах, стартовавшие одновременно с нами. Вместо приветствия, кто-то из них кричит: "Это вы тут нашу рыбу выловили?" Столица, что поделаешь. Это не лечится. Напутствуемые нашими объяснениями, что мы ловим исключительно свою рыбу, а ихняя еще вчера проплыла вниз, они гордо обгоняют нас и уходят за очередной поворот.

Встали на ночлег примерно через час хода от устья Джемку, на террасе левого берега, за галечной отмелью и песчаным склоном. За площадкой, на которой мы расположились, начинается типичное верховое болото, где много спелой морошки и спелой голубики. Ягод столько, что мы еще до ужина наелись ими до отвала. На болотном мху много больших глубоких следов, кроме наших, разумеется. Олени?… Медведи?… На всякий случай ходим есть ягоды парами и периодически осматриваем окрестности. Но все спокойно. Погода весь день солнечная. Тепло без всяких оговорок. К вечеру все щеголяют с обгорелыми носами и руками. Лепота!

06.08. Собираемся не торопясь, но выходим относительно рано. Через 10 минут хода видим правый приток. Еще через несколько минут, после левого поворота, на высоком правом берегу аккуратное зимовье, рядом поленица дров. Через 40 минут сплава еще один правый приток. На этом участке впереди часто появляется на горизонте характерная трехглавая скала на гребне гор. Река течет быстро, но спокойно.

Через 1 час 40 минут чистого ходового времени после притока проходим одну за другой две шиверы - препятствия № 38 и 39 . Шиверы довольно мощные, но несложные для наших судов. Вот при более низких уровнях воды тут пришлось бы покрутиться. Ниже второй шиверы между деревьями на правом берегу мелькает нечто, похожее на разрушенную избу.

Еще через 15 минут сплава, с чувством хорошо выполненной работы останавливаемся на обед. Стоим на пляже правого берега. GPS показывает расстояние от старта 9.95 км по прямой. Мы же прошли чуть не вдвое больше.

Примерно через 600- 700 м после точки обеда, после левого поворота видим устье Катугина. Перед ним препятствие № 40 - шивера в скальном сужении русла. Это единственное препятствие на участке, предшествующем Катугину, описание которого соответствует действительности. Есть и большой скальный выступ с правого берега, и обломки скал в струе. Валы около 1 м, свободного места достаточно. Проходим без проблем. Для байдарок дело осложнится наличием значительной турбулентности потока.

На стрелке, с воды видны колеи дороги, уходящей от воды вверх по склону, и большая темно-красная цистерна, установленная на опорах довольно высоко над землей. Полагаем, что именно там и находится гидрометеостанция, и решаем зайти. Встретили нас приветливо. Поговорили немного "за жизнь" и отправились дальше. Во время разговора нам сообщили, что от метеостанции есть дорога (наверное, слово не совсем точное, но, полагаю, смысл будет понятен) до поселка Катугино, находящегося примерно в 24- 28 км выше по одноименному притоку. А оттуда уже можно на "Урале" добраться и до Новой Чары. Об этом же говорил и водитель, завозивший нас на старт похода.

Местные дети провожали нас до судов. Для них мы какое-никакое, а развлечение. В устье Катугина (впрочем, как и везде на этой реке) много очень красивых окатанных водой камней. Народ пополняет свои коллекции.

Через 15 минут хода после устья Катугина, на скалистом мысу правого берега у слияния двух проток, перед изгибом русла вправо, на высоте 10- 12 м от воды видим белый обелиск. Причаливаем, чтобы посмотреть. На небольшой площадке среди скал стоит стандартная, крашеная когда-то белой краской, железная пирамида под красной звездой. Нержавеющая табличка, размытая водой фотография, остатки увядших лесных цветов в эмалированной кружке у подножия обелиска. Тишина. На табличке читаем: "Максимов Николай Николаевич 27.05.58 – 4.07.95". Кем был этот человек? Геологом, туристом, охотником? Что случилось тогда в этом спокойном на вид месте? Кто приносит сюда цветы? Мы не знаем. Но, глядя на необъятное зеленое море тайги вокруг, прорезанное широкой лентой реки, наверняка, каждый из нас в душе желает вечного успокоения этому человеку.

Постояв немного у обелиска, трогаемся дальше. Примерно через 35-40 минут сплава видим на левом берегу избу около устья левого притока. Через полчаса проходим мимо устья правого притока, а еще через 40 минут проходим левый и правый притоки, расположенные почти друг напротив друга.

Через 15 минут после этого места встаем на ночевку на пригорке, на левом берегу, над песчаным пляжем. Когда стали переносить от катамаранов к месту стоянки рюкзаки, мимо нас на расстоянии не более 15 метров пробежал рослый северный олень с одним обломанным рогом. Скорее всего, он пасся где-то неподалеку, между склоном горы и берегом, и пути отступления вглубь тайги у него не было. Погода и сегодня была неплохая, но к вечеру начинает натягивать облака. На стоянке довольно много брусники, но она мелкая и почти вся еще белобокая.

07.08. Выход опять для нас ранний – в 10-35. В 10-45 и в 11-40 минуем два левых притока. Еще через 80 минут ходового времени проходим характерное место: два именных притока впадают в Калар с разных сторон друг напротив друга. Это Южный Сакукан (справа) и Луча (слева). Калар в этом месте делает резкий зигзаг сначала вправо, затем влево. На стрелке Сакукана и Калара издали видны три дома с высокими двускатными крышами. Где-то рядом вьется дымок. Судя по нашей схеме, это база геологов, и, судя по дымку – действующая.

Примерно через 15 минут хода встаем на обед на широком галечном пляже левого берега. Едва успели разлить суп по мискам, как начался сильный ливень. Небо, копившее влагу уже полтора дня, словно прорвало. Быстро доедаем пайки и уходим дальше. Тут же, как по команде, ливень утихает и превращается в нудный моросящий дождик, который прекратился только к вечеру.

Через 70 минут хода после обеда проходим устье левого притока, рядом с которым стоит очередное зимовье. Чуть ниже – приток справа. Не считая жителей метеостанции, вот уже больше недели мы не видели здесь людей, но часто расположенные "избушки-зимушки" не дают сформироваться ощущению полной оторванности от остального мира.

Еще один правый приток видим через 1 час 20 минут. Судя по схеме, мы вроде имеем реальные шансы добраться до крупного правого притока - р. Чукчуду, где хотим сделать дневку. Почему именно там? Во-первых, в Каларе вода после Джемку мутная и рыба не клюет, а на притоке у наших рыбаков будут шансы. Во-вторых, Чукчуду несет свои воды из района расположения вулканов, и в дельте могут быть красивые (еще более красивые !!) камни. Наконец, в третьих, мы знаем, что это сплавной приток и интересно посмотреть хотя бы на выходные шиверы. Уж очень интригует фраза из дневника Гроховского о валах чуть не до небес в устье этой реки. Да и вообще, пора уже отдохнуть. Короче: "Дранг нах Чукчуду!!"

На схеме вроде обозначены четкие ориентиры, предшествующие появлению Чукчуду: отдельно стоящая гора на траверзе правого поворота, после правого притока, затем остров в русле, на левом повороте реки и скальная стенка по правому берегу. В ее конце должна быть шивера (или порог?) с большими валами, а уж затем и сам приток. Правда, на схеме эта река обозначена, в отличие от "официальной" карты как Чукунда, а ее правый именной приток – не Канкса, а Канука (честно говоря, я думаю, что оба этих варианта ошибочны), однако нет сомнений, что речь идет об одном и том же притоке Калара.

И, действительно, вся последовательность ориентиров после пройденного правого притока имела место быть, за одним маленьким исключением – не было собственно Чукчуду. Несколько обескураженные таким поворотом событий, мы решили идти дальше. Тем более, что судя по координатам устья Чукчуду из дневника Гроховского, до него оставалось по прямой всего несколько километров. Правда, река здесь довольно извилиста, но все же… Решаем идти до победного конца и удлинить рабочий день – ведь впереди дневка. И вот, снова видим ручей справа, за ним гору, затем остров на левом повороте и скальную стенку справа. Есть и несильная шиверка в конце скальной стенки. И за ней….. правильно, снова нет никакой Чукчуду. Да еще GPS нагло утверждает, что по прямой, расстояние между нами и неуловимым притоком почти не изменилось. Принимаем решение прекратить погоню и вставать на ночлег. Место нашлось быстро, на левом берегу, на ровной площадке среди редколесья над песчаным пляжем. К вечеру погода начала исправляться, среди облаков даже появились просветы чистого неба. Ночь, как и большинство предыдущих на высотах ниже 1000 м, также была достаточно теплой. За день заметно упал уровень воды в реке, и она несколько очистилась от мути, хотя до первозданной прозрачности ей далеко.

08.08. Утром завозились с завтраком, и вышли в 11-10. Почти сразу после выхода на левом берегу видим очередное зимовье. Через 20 минут хода – левый приток. Затем, перечисленная выше группа ориентиров повторяется еще дважды. Как говорится в подобных случаях: "уж полдень близится, а Чукчуду все нет!". Так и не найдя неуловимый приток, в 14-00 мы решили остановиться уж если не на дневку, то хоть на полудневку. Тем более, что погода и настроение располагают больше к отдыху, чем к работе. Тепло, солнечно, тихо.

Встали на ровной моховой площадке выше широченного крупногалечного пляжа, на левом берегу. Его ширина, пожалуй, единственный, хоть и не очень существенный минус выбранного места. В лесу много голубики и брусники, причем спелой. Места для установки палаток приходится сначала объедать. Мылись, стирались, сделали к ужину блины с голубично-брусничным вареньем, ловили рыбу. Наш главный рыбак почти вытянул полуметрового ленка, но тот уже в воздухе оборвал леску и утащил с собой блесну, поводок и грузило. Спать ложились при ясном звездном небе, в самом благостном расположении духа.

09.08. Ночью пошел дождь, и лил потом, не переставая, весь день. Впервые за поход перед завтраком пришлось натягивать тент. Вышли в 11-20, дождавшись пока хоть чуть-чуть рассеется густой туман. А уже в 11-30 наконец-то увидели устье Чукчуду. Река действительно большая. По ширине можно сравнить, пожалуй, только с Каларским Калаканом, но расход явно меньше. Мелко. Прозрачная вода. И никаких "стояков", о которых писал Гроховский, в поле зрения. Плохо представляем, как могли здесь сплавляться челябинцы. Наверное, эта река проходима только при очень высоком уровне воды. Небольшая площадка для стоянки недалеко от устья есть, но назвать ее хорошей я бы не рискнул – места мало, да и то плотно закрыто низкими ветвями деревьев. Кроме того, все пространство перед площадкой занято широкой галечной отмелью, по которой плыть уже нельзя, а ходить еще глубоковато. Для рыбалки тоже надо искать место выше по течению притока, на что у нас уже времени не оставалось. В общем, хорошо, что мы вчера сюда не доплыли. Правда, красивых камешков в дельте действительно много. Причем, есть совсем необычные: сплавленные воедино куски совсем разных пород. Народ, конечно, не утерпел и стал потихоньку загружать этими диковинками оба судна. Видя, как катастрофически увеличивается осадка катамаранов, я немедленно дал команду на отплытие.

Через 20 минут хода, мы услышали мощный низкий гул. Так мог бы шуметь приличных размеров водопад или, на худой конец, какой-нибудь завалящий шестерочный порог. Но по описанию ни того, ни другого впереди не предвиделось. Тем не менее, приняв все меры предосторожности, мы медленно двинулись вперед. Вскоре все стало ясно. Это бушевал Станнах – еще один именной правый приток. В отличие от абсолютно прозрачной и безмятежной Чукчуду, Станнах был переполнен мутной, плотной водой до краев. Ревущий поток с гулом катил в Калар изрядные булыжники и периодически выплевывал обломки перемолотых сучьев, и даже стволы деревьев. Ярость воды впечатляла.

На стрелке Калара и Станнаха с воды видно зимовье и рядом обитый жестью лабаз на железном столбе. Снимок этого места я хорошо помню по одному из отчетов. Сделав и свою версию фото, продолжаем путь.

Далее, на участке до самой Биримьяны, практически из каждого распадка в Калар стекали притоки различной величины и мощности – от маленького ручейка до внушительного потока. Причем, все левые притоки были с прозрачной водой, а правые – через один - мутные, вздувшиеся.

Сильный ветер дует в лицо. Очень холодно. Порогов Биримьянского каскада пока нет, все залито паводком. Кое-где небольшие валы. Замерзли так, что на обед встали на 40 минут раньше обычного, на левом берегу, на песчаном пляже, заваленном плавником. Приходится вновь ставить тент. Зато быстро отогрелись, повеселели. Мир вокруг снова приобрел приятные тона. Обедали 2 часа вместо обычных 1 часа 20 минут.

За время обеда уровень воды в реке поднялся не менее, чем на 60 см. Сначала я обратил внимание на то, что весла "четверки" лежат на берегу уж очень близко к воде. Оттащил повыше, посетовав на разгильдяйство экипажа. Но других мыслей не возникло. И только когда через 15 минут увидел те же весла снова почти в воде, наконец сообразил в чем дело. А к концу обеда оба катамарана, вытащенные почти полностью на берег при чалке, уже спокойно плавали над этим самым местом. Хорошо, что были привязаны. С этим, к слову сказать, у нас было заведено строго: если экипаж оставлял судно хоть на пять минут, его (судно) обязательно привязывали, а не просто вытаскивали на берег. И, как мы убеждались неоднократно – не зря.

Почти сразу после отчаливания видим на левом берегу два дома. Возможно, это база геологов, обозначенная на схеме. Порогов все нет. Примерно через 50 минут хода после обеда проходим мимо скалы "Медведь" на правом берегу. Издали она действительно напоминает вставшего на дыбы хозяина тайги. Чуть ниже нее, примерно в 5 минутах хода, на скалах обрывистого правого берега, довольно высоко над водой видим обелиск: пятиконечная звезда из полированной нержавейки укреплена на металлической треноге.

Ниже этого места прошли с полдесятка довольно мощных шивер с валами до 1.5 м. Полагаем, они будут в том или ином виде встречаться при любом уровне воды, поэтому заносим их в общий список препятствий. Это – препятствия №№ 41-45. Однако при нашем уровне воды ни одна из них не занимала всего русла. Около одного из берегов всегда оставались свободные проходы. В меньшую воду их может и не быть. Хотя и сейчас мы ими не пользовались. Стараясь не пропустить ни одного приличного вала, гонялись за ними по всей реке. Благо, суда позволяют. Байдаркам здесь пришлось бы поработать: струя довольно мощная, отбойные валы закручивают и рвут ее, местами появляются довольно существенные "поганки". А вот обещанных многочисленных прижимов, тем более Z -образных, мы не видели.

Примерно в 17-47 прошли устье Биримьяны. Похоже, все основные препятствия каскада остались не просто позади, но и внизу, то есть под нами, залитые паводком. Зато скорость течения почти автомобильная: грубые подсчеты на технической остановке показывают около 15 - 16 км/час! Дождь потихоньку прекращается, небо светлеет, но сильный и очень холодный ветер никак не хочет угомониться, стараясь выдуть из нас остатки тепла.

Вскоре после Биримьяны, горы отступают от реки, долина расширяется. Мы вплываем в пределы Среднекаларской котловины. По описанию, сейчас скорость течения должна упасть чуть ли не до 1-2 км/час. Однако, куда там! Река несется, не снижая скорости.

Встали на ночлег в 19-10 на правом берегу, вскоре после левого поворота. Здесь ровный лесистый берег обрывается к реке довольно высоким галечным склоном. На нем наискосок лежат упавшие стволы деревьев. На повороте видели избу и навес рядом (похоже на летнюю кухню). Около очага возились двое мужчин. Увидев нас, они приветственно замахали руками. Поприветствовав их, в свою очередь, мы проплыли дальше. А вечером, уже на нашей стоянке мы вновь встретились с этими людьми. Это оказались двое охотников-эвенков из Среднего Калара. Они недавно добыли дикого северного оленя, а теперь шли устраивать засаду на лося, который по их сведениям обитает на озере неподалеку.

"Почему не пристали?" – Удивлялся старший из охотников. – "Мяса бы взяли". Мы вежливо поблагодарили, сославшись на дефицит времени. Вообще, держались они очень корректно, с уважением к нам и чувством собственного достоинства. Эта встреча оставила у нас приятные воспоминания. По словам охотников, до села Средний Калар по береговой тропе осталось около 23 км. Значит и по реке примерно столько же, поскольку русло здесь петляет не сильно, плесы довольно длинные, а повороты плавные. По прямой, мы за сегодняшний день продвинулись к финишу на 38.4 км. А по реке – прошли около полусотни километров. Даже для байдарки солидный переход.

Около нашего лагеря просто заросли крупной спелой голубики, которой мы и отдали должное в свободное время. После захода солнца ветер потихоньку начал стихать. Ночь прошла спокойно.

10.08. Утром опять поднялся ветер, холодно, хотя и солнечно. За ночь вода упала на 40- 45 см, но скорость потока все еще остается высокой. Если вчера было около 15 - 16 км/час, то сегодня – примерно 12 - 13 км/час. Неспешно собираемся и продолжаем путь. За 1 час 40 минут дошли до Среднего Калара. За несколько минут до него проходим под двумя высоко натянутыми над водой тросами. Похоже на переправу. На обоих берегах видны решетчатые металлические конструкции, к которым крепятся тросы.

Чуть выше этого места встретили большую деревянную лодку, идущую под мотором против течения. На корме пожилой эвенк у мотора, на носу – женщина в ватнике и цветастом платке. Вся лодка заполнена разновозрастными детьми. В ответ на наши приветствия над лодкой поднимается лес рук, все улыбаются. А затем женщина достает из-под ватника фотоаппарат-"мыльницу" и начинает нас снимать. Вот это да! Судя по всему, импортные фотоаппараты здесь – дело привычное, а вот отечественные туристы на самодельных катамаранах – экзотика!

А еще недалеко от Среднего Калара в течение нескольких минут слышали довольно громкий низкий и ровный гул. Звук был непохож ни на звук автомобиля, ни на звук самолета или вертолета, ни на тарахтенье моторной лодки. Скорее – на звук какого-то стационарного агрегата с довольно мощным и высокооборотным двигателем. Немного погудев, он так же плавно затих, как и начался.

Само село хорошо заметно с воды. Правда, напротив него русло делится надвое большим островом, поэтому, при желании пристать следует держаться правого берега. У нас такого желания не было, и мы без остановки миновали село по основной – левой протоке. На обед встали ниже, на левом берегу. В прибрежном лесу набрали немного маслят.

После сытного обеда мы продолжили наше "ралли Калар-Витим". На всем протяжении Среднекаларской котловины река течет в широкой пойме, нередко делится на протоки низкими галечными островами. В таких разбоях нам часто приходилось проходить по мощным перекатам, но при правильном выборе линии движения воды всегда хватало, и мы ни разу не садились на мель. При более низких уровнях воды, возможно, некоторые острова превратятся в полуострова, и количество проток сократится.

Примерно через 15- 20 км после Среднего Калара горы снова начинают придвигаться к реке, превращая долину местами почти в ущелье. На стоянку встали в 19-20 в начале северного изгиба "большой петли" - так мы назвали гигантский зигзаг, выписываемый рекой примерно на полпути от Среднего Калара к Витиму. Зигзаг настолько велик, что хорошо заметен даже на карте-десятикилометровке.

Против обыкновения, место для ночлега нашлось не сразу. Здесь часто склоны окрестных гор обрываются прямо в воду, не образуя обычных вверху прибрежных террас. В найденном нами местечке такая терраса была, но доступ к ней от воды был прегражден полосой прибрежных ивовых кустов, выросших прямо на пляже у воды. Пришлось кое-где загибать ветви ив, расчищая проход наверх. Поляны, как таковой, не нашлось, стояли на густой моховой подстилке в редколесье. Впервые за поход вечером донимали комары и мошка. Пришлось даже до заката походить в накомарниках.

Ночью обитатели двух из трех наших палаток отчетливо слышали громкое сопение рядом с лагерем, причем никто из нас так и не признался в авторстве звуков. При этом надо добавить, что по краю площадки, где мы расположились, проходила довольно натоптанная тропка, не очень то похожая на человечью. Я лично ничего не могу сказать про эти звуки, поскольку, пока другие их слушали, был занят тем, что спал, и отвлекаться от этого занятия не стал.

11.08. Утром проверили наличие вещей и продуктов. Вроде все цело и лежит там же, куда и клали. На таких условиях, пускай себе сопят хоть каждую ночь. (А, впрочем, был ли мальчик?…)

За ночь вода поднялась на 60- 70 см. Весь прибрежный пляж затоплен. Среди кустов плавают наши катамараны, предусмотрительно привязанные с вечера. Грузиться приходится, стоя по колено в воде, что не слишком удобно, зато не располагает к затягиванию сборов. Нескоько минут пришлось потратить на поиски мешка с трофейными камнями, который один из участников вчера просто положил на землю рядом с катамараном. Нашли!

Вода снова очень мутная. Скорость течения увеличилась, достигая на отдельных участках, по нашим оценкам величины 17-18 км/час. Вскоре после выхода река окончательно собирается в единое русло, но продолжает выписывать большие петли. За день насчитали 21 крупный поворот русла (без учета мелких изгибов). Это хорошо согласуется с нашей схемой. Все препятствия, если они тут и были, находятся сейчас довольно глубоко под нами. Уровень воды примерно на 1.2- 1.5 м ниже максимального паводкового. Погода солнечная, но прохладный ветер не дает насладиться теплом, которого этим летом так не хватает.

Стремительно движемся вперед. Пейзажи сменяются с почти автомобильной быстротой, скрашивая однообразие гладкой гребли. На "большой петле" и ниже, на скалах стали появляться характерные, почти белые прослойки на темном фоне монолита. Раньше мы их не видели.

Для обеда причаливаем к симпатичной песчаной косе на левом берегу, и неожиданно находим здесь только что покинутую стоянку: еще не остывшее кострище и уложенные вокруг бревна для сидения. Рядом с кострищем находим бирки от пакетиков чая "Липтон" и фольгу от сыра "Виола". Все ясно – это москвичи, стартовавшие вместе с нами.

После места обеда долина реки еще сильнее сжимается, и несколько километров подряд оба берега круто обрываются в воду. Мест для стоянок здесь нет. Затем горы несколько расступаются. Перед одним из левых поворотов, на зеленом склоне правого берега хорошо видна приметная скала в виде головы динозавра или какого-то другого животного. Вскоре после этой скалы, на прямом участке реки проходим мощную шиверу с валами около 1.5 м в левой части русла.

Примерно через 10 минут хода, перед крутым левым поворотом характерная темная скала вдается в воду с левого берега. Срываясь с нее, поток образует крутые валы высотой более 1 м. Через 50 минут проходим довольно большой левый приток, ниже которого стоит дом. Далее, в конце прямого участка, перед правым поворотом, еще один левый приток. После поворота, в расширении русла два галечных острова. Напротив нижнего из них, на высоком левом берегу встаем на ночевку, как обычно, в 19-00. По прямой, прошли 34.2 км, хотя по реке – не меньше 55 км.

12.08. Ночью начался дождь и шел затем без перерыва почти до обеда. Опять утром ставили тент и загидривались еще в палатках. Холодно. Собирались медленно, вышли в 11-40. За ночь вода упала на 60- 70 см. Стало заметно медленнее и течение, хотя несет все равно весьма неплохо.

Примерно через 40-50 минут после выхода прошли мимо стоянки москвичей около устья крупного правого притока. Похоже, это Джело, а они там днюют.

Дальше река течет в узкой ложбине, образованной склонами окрестных гор. Насколько видит глаз, нет ни одной горизонтальной линии на местности, кроме линии уреза воды. Со стоянками на этом участке напряженка. Горы невысокие, но довольно живописные. Низкие облака висят прямо посреди склонов. Иногда кажется, что их нижний край можно достать веслом.

На обед встали, как обычно, в 14-00. До обеда, по прямой прошли 18.2 км. Поев и отдохнув, продолжили путь в 15-20. За первым же поворотом после обеденной остановки видим препятствие № 46 – порог "Центрифуга". В отличие от многих других мест на реке, этот порог описан везде одинаково и везде точно и узнаваемо. Река в этом месте проходит через местное расширение русла почти правильной круговой формы. Поток, в высокую воду, делится на три части двумя галечными островами. При понижении уровня воды сначала закроется левая протока, затем, возможно, и средняя. Правая – основная. Здесь вода идет по правильной круговой дуге под правым отвесным берегом, сложенным скальными породами. В конце дуги с правого берега в воду выступает скала, с которой поток срывается, образуя приличный вал и мощнейшее улово между ним и берегом. Вода кипит в его вершине, как в кастрюле на большом огне. Отразившись от скалы правого берега, поток почти под прямым углом к общему направлению течения реки несется в противоположному берегу, где сливается со струями, приходящими из средней и левой проток, и еще раз круто изменив направление, уходит дальше. Единственное, чего не было при нашем уровне воды, так это прижимов сначала к правому, затем к левому берегу. Так что прохождение и этого препятствия не вызвало у нашей группы затруднений.

После "Центрифуги" через 15-20 минут, как-то незаметно подошли к устью Калара. Кажется, что прошли всего-ничего, хотя GPS показывает расстояние от точки обеда 6.21 км по прямой. Фотографируем стрелку снизу. В устье Калар чуть ли не шире Витима. Но у нас уровень воды паводковый, вода мутная, а Витим безмятежен и прозрачен, как слеза младенца. Похоже на низкий уровень. Или только похоже? Да и течет Витим как-то вяло. Не по-нашему это, не по-каларски!

Тем не менее, примерно за 2.5 часа доплываем до устья Ципы. Вода в ней абсолютно спокойна. Никак не верится, что всего в нескольких десятках километров выше эта мирная речушка ревет и пенится, образуя мощные и сложные пороги. Несколько раз встречали длинные плоские галечные острова, усеянные по всей светлой галечной поверхности разнообразными валунами. Вот уж действительно сад камней!

На расстоянии нескольких километров перед устьем Ципы и нескольких после него, приличных мест для стоянок практически нет. Береговые склоны покатые, горизонтальных площадок почти нет. А там, где есть – или места заболоченные, или кочкарник или такие густые заросли кустов и подлеска, что пробраться не несколько метров от воды вглубь леса – серьезная проблема. Пока искали стоянку, набрели на кусты черной смородины, усыпанные спелой ягодой. Но она оказалась жутко кислой.

Только через час с четвертью хода и поисков места, нам удается найти неплохую стоянку на правом берегу с каменистой косой после довольно крутого правого поворота (от устья Ципы, по GPS – 3.21 км). Над галечным пляжем здесь есть небольшая песчаная площадка с кострищем. Она настолько невелика, что мы с трудом размещаем свои три палатки так, чтобы их не достали искры от костра. Но выбирать не приходится – уже полдевятого, и светлого времени остается немного.

Стоянка явно пользуется популярностью. У кострища лежат несколько чурок и досок от ящика (с гвоздями!), а также размокшая и разорванная книжка в остатках бумажного переплета. На ближайшем к кострищу кусте чей-то драный черный носок, через который уже проросли новые ветки. Ассортимент явно не туристский.

Между нашей площадкой и основной береговой террасой широкая полоса очень густого кустарника. С трудом продравшись через нее в поисках дров, я попал на отличное чуть всхолмленное редколесье. Под ногами толстая моховая подстилка, густо поросшая брусничником. Но сами ягоды, которые в низовьях Калара были уже совсем спелыми, здесь по большей части еще белобоки. Между камнями на пляже снова виднеются стрелки дикого лука, который на нижнем Каларе практически исчез (а может быть его "месторождения" просто оказались затопленными…). К вечеру несколько распогодилось, но довольно прохладно.

13.08. Как и положено в пятницу, 13-го, с утра все пошло не так. С ночи и до половины одиннадцатого накрапывал дождик. Несильный, но сборы он замедлил. Затем, вроде, распогодилось, но стоило нам отчалить от берега в 11-30, как поднялся сильнейший встречный ветер. Почти сразу после выхода ветер усилился настолько, что идти на веслах стало невозможно. Пришлось бурлачить, благо берега позволяют.

Основной способ был таким: длинная веревка привязывается за носовой угол рамы, ближний к берегу. На этот же борт, на нос садится один человек. Второй идет с веревкой по берегу, стараясь поддерживать равномерное ее натяжение. Задача матроса на судне – уводить нос от камней между судном и берегом и подруливать, не давая судну уходить с курса. Скорость движения таким способом ограничивалась только скоростью "пешехода" и у нас достигала иногда 4.5-5 км/час. Надо сказать, что береговая линия на этом участке представляет собой (по крайней мере, на одном из берегов в каждой точке) пологий каменистый пляж, передвигаться по которому несложно. Местами камни лежат настолько плотно и образуют такую гладкую поверхность, что невольно напоминают брусчатку Красной площади. Кстати, практически везде на Витиме, за исключением нескольких мест на шиверах, камни в воде и прибрежные камни имеют острые грани и плохо окатаны, в отличие от Калара, где практически все камни от гальки до "трамваев" имеют округлые формы.

Ради эксперимента, экипаж "двойки" пробовал и проводку судна "корабликом" - за две веревки, привязанные к носу и корме. Результаты также были удовлетворительными, но первый способ нам понравился больше. Идти старались по наветренному берегу. Во время проводки все члены экипажей находились в надетых и застегнутых спасжилетах и касках.

До обеда (т.е. до 14-00), таким способом удалось пройти, как нам любезно подсказал наш GPS, 8.99 км по прямой. Ушедшая в отрыв "двойка" остановилась на траверзе большого острова, на правом берегу, где среди больших валунов было большое количество сухого плавника. Это позволяло без лишних затрат энергии и времени приготовить обед в укромном, защищенном от ветра углублении между камнями.

Начав приготовление обеда, мы попытались выйти на связь по рации с приотставшей "четверкой". Однако наладить голосовую связь не удалось, даже когда оба судна уже находились в прямой видимости. К моменту окончания обеда погода не изменилась. Ясное небо, иногда легкая облачность и сильный встречный ветер. Ветровые волны, гуляющие по всей реке, достигают высоты более полуметра. Принимаем решение оставаться на месте обеда до 17-30, в надежде на затихание ветра, а время использовать для выпечки запланированных на ужин блинов и сбора брусники, которой на береговой террасе над местом нашей остановки обнаружилось великое множество. И действительно, за час с четвертью силами половины группы мы набрали более 11 литров спелой брусники. А под склонами береговой террасы нашлось и довольно много маслят.

Ушли с места обеда в 17-50, так и не дождавшись стихания ветра. Снова бурлачили, пройдя до 19-50 5.99 км по показаниям GPS. Ужин организовали без постановки лагеря и распаковки судов, решив максимально использовать длину светового дня. Ужинали на небольшой прибрежной полочке, где среди зарослей ивы скопилось немало сухого плавника. Пока готовили и ели, ветер наконец-то стих. Заметно оживилось и течение на этом участке (увы, оно на Витиме есть не везде).

Ушли с места ужина около 20-50 и плыли до 22-20, покрыв при этом по прямой расстояние 10.2 км. Примерно через 20 минут после отплытия от места ужина, на левом повороте видели довольно большой правый приток, в устье которого на воде стояла дюралевая "Казанка". Ниже устья, наверху среди деревьев угадывались очертания дома. Наблюдали на закате очень красивую панораму гор Южно-Муйского хребта, через который нам еще предстоит проплыть.

На ночлег встали на двух микрополянах в лесу над высоким обрывом правого берега. Поскольку уже темнело, выбирать особо не приходилось. На одной из полян обнаружили геодезический опорный пункт. Правда, самого знака мы так и не нашли. Есть только полуотломанная от стойки алюминиевая табличка с надписью о том, что этот самый знак охраняется государством. Решив немного побыть в роли государства, я утром как следует, прикрепил табличку к основанию.

14.08. Утро выдалось прохладным, но небо почти ясное. Выход в 11-35. Ветра, слава Богу, нет. Но и течение, вчера бодро донесшее нас сюда, вскоре почти замирает, как бы потратив на нас последние силы. Так оно и будет - то ускоряться, то исчезать - до устья Бамбуйки, после которого до самого выхода в Муйскую котловину, наконец, заработает в полную силу.

Примерно через 5-7 минут после выхода, видим крупный левый приток. Скалы левого берега в районе его устья сложены "кирпичиками". Вода в притоке прозрачная. Далее, река выписывает большую дугу влево. На всем ее протяжении скалы правого берега до максимального паводкового уровня (примерно на 1.2- 1.5 м выше нашего уровня) белесые, как бы вытертые, а выше – темные, серо-коричневые. В середине дуги в Витим впадает мелкий, но хорошо заметный на фоне скал, правый приток.

Через два поворота реки, в русле большой лесистый остров. Основная протока широкой дугой огибает его справа. В ней быстрое течение, невысокие валы. Левая протока короткая и просматривается насквозь, но течение в ней потише. В нашу воду проходимы были обе протоки.

Через 50 минут после отплытия от стоянки, на крутом правом повороте слева видим то ли устье левого притока, то ли узкий извилистый залив. Вроде, и долина небольшая подходит к реке, вроде и похоже на реку, но течения в устье не наблюдается.

В 13-10 проходим мимо большого хутора, расположенного на правом берегу, на плоской луговине между двумя характерными холмами. Верхний по течению имеет один склон полностью заросший лесом, а другой – абсолютно голый, скалистый. На нижнем, посередине склона, обращенного к реке, растет полоса леса, тянущаяся от подножья холма к его вершине по травянистому склону.

Примерно в 13-50 проходим устье Бамбуйки, впадающей в Витим двумя мутными потоками. С воды видны крыши крайних домов одноименной деревни. По сравнению с Витимом, расход воды в Бамбуйке невелик.

Останавливаемся на обед примерно в полукилометре ниже устья Бамбуйки, на правом берегу. Он здесь менее удобен для выхода, но левая часть русла ниже Бамбуйки жутко грязная, песка и ила в воде чуть ли не больше чем самой воды, и пить такую смесь не хочется. Чтобы наверстать вчерашние потери времени, решаем и сегодня идти по вчерашнему варианту, то есть двигаться и после ужина. Тем более, что Бамбуйская котловина кончается, река втягивается в горы и течение наконец-то становится устойчиво сильным.

Через 1 час 20 минут хода после обеда на левом повороте видим небольшой, но шумный правый приток. Долина реки ощутимо сужается, песчаные берега уступают место крупногалечным и скалистым. Еще через 40 минут проходим препятствие № 47 - слабую шиверу. Как потом выяснилось, это была одна из первых именных шивер этого участка. Какая именно – мы выяснить не смогли, так как ни одно описание под нее точно не подходило. Больше похоже на "Широкую речку".

Через 20 минут подходим к следующему препятствию - мощной шивере (препятствие № 48), шум которой слышен издали. Уклон реки здесь также резко увеличивается, что заметно на глаз. Просмотр препятствия показывает, что это препятствие похоже наБольшую Тузалинскую шиверу , хотя и не полностью ему соответствует.

Шивера расположена на прямом участке реки после небольшого левого и перед правым поворотом реки. Правый берег крутой, скалистый. Левый берег представляет собой большую и низкую каменистую косу, занимающую пространство от уреза воды до подножия склона борта долины. Коса сложена крупными валунами и обломками скал преимущественно темных оттенков (серых, коричневых), которые хорошо окатаны. Кое-где между валунами виден песок. Во второй трети участка коса вдается в русло, сжимая поток. Ниже, у левого берега образуется небольшая заводь. Выступающие скалы правого берега и подводные плиты создают значительное волнение. В правой части русла высота валов превышает 1.5 м, но у левого берега валы ниже. Камней в русле, мешающих проходу наших судов, практически нет – линия движения видна и вполне реализуема. Ширина русла в самом узком месте около 45- 50 м. Как мы и предполагали, данная шивера оказалась Большой Тузалинской.

Примерно через 15-20 минут после Большой Тузалинской, проходим препятствие № 49 - Малую Тузалинскую шиверу . Опять же, вопреки описанию, не могу сказать, что она является зеркальным отражением предыдущей. Но, что она слабее предыдущей – это точно. Затем река утихомиривается.

Примерно через 40 минут хода на крутом сером склоне правого берега видим укрепленный бревнами вход в заброшенную шахту. Из черного зева шахты торчат остатки рельсов, внизу, около воды валяются искореженные вагонетки. Поднявшись по склону ко входу в шахту (кстати, подниматься лучше не по осыпи рядом со входом, а по твердым скалам сбоку, идя галсами), мы увидели, что крепь поддерживает только сам вход, а дальше опоры сняты. Рельсы уходят вглубь шахты и теряются в темноте. Поглядев на потрескавшийся свод, мы не решились двинуться в шахту, тем более, что и источников света с собой не было, да и время поджимало.

На наружных бревнах крепи наши предшественники не преминули выцарапать свои адреса. По надписям выходило, что на этой реке бывали группы из Челябинска, Ельца, Смоленска (и не единожды), Перми, Екатеринбурга, Москвы и т.д. Тем более обидно, что так мало отчетов и фотографий в туристских библиотеках и Интернете. Мы не стали портить бревна своими каракулями и, сняв на память вход в шахту, двинулись в путь.

Примерно через 15 минут хода пристаем для приготовления ужина у маленького ручейка, стекающего водопадом со скал правого берега в реку. Через 1 час 15 минут, подкрепившись,продолжаем движение.

Почти сразу после отчаливания, пройдя короткий зигзаг "право-лево", видим устье Тулдуни. Ошибиться невозможно: других крупных притоков слева здесь нет. Да и характерный рисунок левого берега, с хорошо запоминающимся названием – Многообещающая Коса – вот он, рядом. На левом берегу Витима рядом с устьем Тулдуни на небольшой площадке стоит какая-то группа. У воды видим пустой катамаран-двойку.

Чуть ниже начинается препятствие № 50 - Тулдунская шивера . Имевшееся у нас ее описание, так же сильно отличалось от действительности, как и для предыдущих шивер. Для надувных судов она проходима в любом месте, но высота валов в правой части русла при нас была не менее 2 м, причем это не единичные стоячие волны, а две системы валов по 100- 150 м каждая. Камней в русле близко к поверхности нет, за исключением выступающих в воду обломков скал правого берега во второй части шиверы. Скорость течения на этом препятствии примерно 12-15 км/час. Влияния Тулдуни на основной поток мы практически не ощущали. Возможно, потому, что уровень воды в ней был невелик, судя по мелкой дельте и прозрачной воде притока. Впрочем, это мы оценили мельком, на ходу, поскольку проходили Тулдунскую шиверу походным строем, без просмотра. Длина шиверы в описании кажется нам также завышенной. Практически, она кончается перед поворотом влево, где начинается более спокойный быстроток, с изредка встречающимися подводными плитами и камнями в русле.

Далее, за поворотом, проходим еще одну шиверу (препятствие № 51), но слабее предыдущей. Несколько плит в русле не ухудшают проходимости реки, зато дают нам возможность еще раз покататься на высоких – почти 2-х метровых валах. Возможно, лоция объединяет эти две шиверы в одну – Тулдунскую, тогда понятна фраза о длине опасного участка в 1.5 км. Но между ними есть достаточно длинный, сравнимый с длиной каждой из этих шивер, участок совершенно гладкой воды!

Идем дальше, посматривая по сторонам в поисках места для ночлега. Однако берега на этом участке крутые, скалистые, ровных площадок практически нет. Примерно через 20 минут хода после Тулдуни, проходим препятствие №52 – шиверу. Она расположена сразу после локального правого поворота реки. Длина примерно 300- 400 м. В русле находятся несколько подводных плит и отдельных камней, образующих волнение до 1.3 м и две "бочки" в правой части русла. Линия движения просматривается с наплыва и мы прошли шиверу, не останавливаясь. Судя по описанию, это не может быть ничем иным, кроме как шиверой Сивак – "… самой опасной, по местным понятиям…". Ну-ну.

В конце шиверы, на левом берегу, у подножия склона, вроде виднеется подходящая для ночлега площадка, но мы выходили из шиверы почти у самого правого берега, когда заметили ее, а траверс такой мощной струи без сноса для наших судов невозможен. Провести же суда потом у берега помешают большие глыбы курумника, которыми сложен левый берег. Да еще неизвестно, подойдет ли нам это место. Несмотря на позднее время (уже 21-20), решаем идти дальше. Вскоре, на резком правом повороте, где из ущелья с белесоватой осыпью стекает к Витиму небольшой левый приток, видим слева небольшую песчаную площадку с одиноким деревом в углу. Оно! Берег и здесь неудобен для чалки, но выбирать уже не приходится. Вытаскиваем суда на громадные - выше роста – обломки скал. Хорошо, что вода изрядно над ними потрудилась, стесав острые грани.

Быстро ставим палатки. Вблизи полочка оказывается более покатой, чем хотелось бы, но поскольку она песчаная, а весла всегда под рукой, исправить этот недостаток удается легко. В нескольких метрах от площадки, вода как бы специально для нас приволокла и бросила между двух камней отличное ошкуренное бревно для сидения, а перед ним – охапку сухого плавника. Осталось только поднести спичку – и вот уже веселый огонек освещает место нашего последнего ночлега на реке. Все вычисления и ориентиры однозначно свидетельствуют, что правый поворот, на котором мы стоим – последний перед впадением правого притока - р. Таксимы. Следовательно, впереди нас ждут еще две именные шиверы и, всего через каких-то 12- 15 км – наша главная цель – Витимский мост. Сегодня мы установили абсолютный рекорд нашей группы, пройдя за день около 80 км по реке. Погревшись немного у огня, с чувством приятной усталости после хорошо сделанной работы, расходимся по палаткам.

15.08. Последнее утро на воде в этом походе выдалось прохладным, но ясным. Выходим в 10-45. Через несколько минут проходим препятствие № 53 – Таксимскую шиверу. Шивера короткая но достаточно сложная. Валы ниже, чем на Тулдунской, но не менее 1.6 м. Линия движения несколько извилистая из-за каменистых отмелей на входе (в меньшую воду, возможно это низкий остров) и выходе, однако хорошо читается с наплыва, поэтому идем без просмотра. Сама Таксима – довольно крупный приток. Если уж по Тулдуни сплавляются, возможно, проходима и эта река.

Ниже шиверы, за поворотом, течение ослабевает, зато начинается довольно сильный встречный ветер. Слава Богу, не такой, чтобы остановить нас совсем, но движение сильно замедляется. Плывем в узком скальном коридоре, который пропилил себе Витим. Последней именной шиверы не находим. Есть только небольшие быстрины со слабым волнением.

В 11-50 вдали видим мост. Но тут течение сдыхает окончательно. Впереди по левому берегу видны нисходящие к воде скалы – последние отроги Южно-Муйского хребта, через который мы только что прошли. За ними – просторы Муйской котловины. Почти 40 минут по практически стоячей воде догребаем до моста. Точнее – мостов, поскольку вплотную за железнодорожным, притулился и автомобильный мост.

Останавливаемся выше моста, не доходя до выходящих к реке домов поселка. Здесь небольшая галечная коса отделяет узенькую протоку от основного русла. На берегу хорошая, ровная полка, где можно разобрать суда и просушить вещи. Чуть дальше полка переходит в дорогу и уходит влево-наверх. Есть кострище и следы предыдущих "разборок". Все. Водная часть похода успешно завершена. Разбираемся, сушимся, обедаем.

В разговорах с местными жителями делюсь своими сомнениями по поводу уровня воды в реке: по описаниям похоже на высокий, но глаза говорят обратное. Здешние "специалисты" авторитетно подтверждают, что воды сейчас в Витиме мало. Про Парамский порог говорят с уважением, однозначно утверждая, что он непроходим для наших судов. Но я же читал обратное…

Небольшая тучка, прыснувшая было в обед грибным дождичком, затем, как бы извиняясь, уходит в сторону, вновь открывая солнце. Остальные ее товарки тоже вежливо ждут, пока мы сядем в поезд, и только потом разражаются сильным ливнем. Перед посадкой в поезд фотографируемся, поставив фотоаппарат на рельс БАМа. Вернемся ли сюда еще? Хотелось бы, но загадывать не будем. Пока же звучит наша обычная "молитва": - До свидания, Река! Здравствуйте, новые реки!

Перечень наиболее интересных природных объектов в районе проведения похода

1. Прежде всего, это Чарские пески. В 5 км от села Чара находится 10-километровый песчаный массив, своеобразная "Сахара" в миниатюре. Здесь все от настоящей пустыни — тонкий струйчатый песок, ветровая рябь полос, многократно повторяемые цепи двурогих барханов высотой в многоэтажный дом, песчаные "флаги" на гребнях... Но есть и такое, чего не увидишь нигде, кроме Забайкалья: рядом с желтым теплым песком соседствует холодная голубая наледь; вместо верблюдов по барханам бредет караван оленей с каюром-эвенком, а среди песчаных гребней вдруг встречаешь оазис, где пальмы уступили место северным лиственницам. К пескам ведет дорога (зимник), пересекающая в 3 км от села реку Средний Сакукан. Глубина брода в межень - 0,4 м при ширине русла 30 м. Возможно подняться сюда вверх по реке Чара на моторной лодке.

2. Не менее интересен район Чина-Вакатской сейсмогеннной структуры - предполагаемый эпицентр землетрясения, содрогнувшего Становое нагорье 2 февраля 1725 года. Это самая активная внутриконтинентальная сейсмическая область Земли. Здесь поперек расположенной на высоте двух километров ледниковой долины прошла трещина, разорвавшая Удоканский хребет. Пропасть глубиной около трехсот метров перехватила истоки реки Чина, каскадами водопадов уведя воду в соседний бассейн - к реке Нижний Ингамакит. Произошло явление, известное у географов под названием "перехват речной долины". От основного разлома во все стороны разбежались "мелкие" - шириной по 20- 30 метров и под сотню метров глубиной трещины, в каждую из которых водяными обвалами рухнули притоки древней Чины, оставив в ложе некогда бурной реки лишь пару - другую озер.

Исчезла, уйдя через Ингамакитский разлом, древняя Чина. Чина нынешняя, сливаясь из мелких ручейков, стекающих в долину ниже "перехвата", превращается в более - менее полноценную реку лишь через семьдесят километров. Там, соединившись еще с несколькими речками, она образует Калар - один из крупнейших притоков Витима - знаменитой "Угрюм-реки".

3. Яркие впечатления несомненно оставит экскурсия в Мраморное Ущелье в верховьях Среднего Сакукана. Кроме обычных красот сурового горного района, здесь можно наблюдать живописный трехметровый каскад брызг водопада из-под толстой наледи, голубое озеро, обычно покрытое плавающими льдинами, поля конечной морены и ледник им. Нины Азаровой. Скромная могила инженера-геолога Н. И. Азаровой, погибшей здесь в 1949 г. находится под отвесными гранитными скалами правого берега у второго (на пути от Чары) моста через Средний Сакукан. Рядом с перекрестием геологического молотка и ледоруба куст цветущего рододендрона.

Ледник имеет длину около 2 км и выделяется резкой продольной асимметрией языка: левая часть языка лежит значительно выше правой, что, вероятно, обусловлено дополнительным питанием глетчера за счет мощных зимних лавин и метелевого переноса снега с западных склонов цирка. Тыльная часть долины цирка разрушена и открывает для групп, имеющих достаточное количество веревки и альпинистский опыт, путь в долину одного из верхних левых притоков Верхнего Сакукана. Если стоит хорошая погода, то можно сделать экскурсию на перевал Медвежий и на глетчер, "декорированный" в нижней части языка ледниковыми грибами и столами с высотой ножек до 1 м. Путешествие в Мраморное ущелье из Чары и обратно – примерно 100 км.

4. В 100 км от Чары, но только вниз по течению одноименной реки, находится еще одно интересное место - народный курорт "Горячий ключ". Возможность посещения минерального источника определяется наличием попутной моторной лодки: ведь по реке от села Чара до Ключа почти 100 км. Это расстояние вниз по изрядно извивающейся, но вместе с тем быстрой и полноводной Чаре проходится за день. Минеральные источники расположены не на берегу, и курорт с реки не виден. Ориентиром служит появление на Чаре так называемого Утюга — клинообразного острова под высокоствольным лесом. Пристав против него к левому берегу, надо подняться по тропе через лес к озеру. На его противоположной стороне несколько больших изб. Деревянная дощечка на одной из них гласит: "Каларский курорт". Рядом — сероводородный источник с температурой до 50°, лечебная грязь.

5. Расположенное в живописной котловине, обильное сиговыми породами рыб, окуней, щукой, озеро Орон — крупный водоем Привитимья. При длине более 25 км и ширине 3- 5 км он своей конфигурацией в плане несколько напоминает сапог, у которого носок "просит каши". Озеро тектонического происхождения и имеет глубины до 180 м. Проточная, вполне пригодная для питья вода озера пополняет Витим. Однако при высокой воде на последнем (амплитуда колебаний уровней среднего Витима достигает нескольких метров) — уже Витим стекает в Орон. Орон по красоте не уступает другим, более известным озерам Сибири, например Телецкому. В настоящее время озеро находится на территории Витимского заповедника, поэтому посещение его должно быть согласовано с дирекцией этого учреждения и, увы, не бесплатно.

6. Проложив маршрут из Чары к верховьям притока Калара – реки Чукчуду – можно увидеть самый значительный в Сибири, вулканический район, открытый профессором В. П. Солоненко в 60-х годах нашего столетия. Здесь тянется на 60—70 км в юго-западном направлении узкая полоса, к которой приурочены все известные вулканы Удокана.

7. Еще более удивительное открытие было сделано совсем недавно. Это - забайкальские гейзеры. Гейзеры – это переходное звено между действующими вулканами и термальными источниками, характерный признак недавней вулканической деятельности.

Сотрудник Читинского института природных ресурсов СО АН СССР Ф. М. Ступак слышал от старожилов-эвенков, что высоко в горах Удокана есть эймнахи (ямы) с теплой лечебной водой, много горячих ключей, а некоторые бьют из-под земли фонтанами. Летом 1983 года Федор Максимович с большим трудом пробрался в эти малодоступные районы хребта и сделал удивительное открытие. Как он рассказывает, в верховьях ручья Кислый ключ, одного из притоков реки Эймнах, расположен потухший вулкан, лавы которого несколькими потоками когда-то затопили старую долину ручья. Его нынешняя долина представляет собой глубокий каньон, прорезавший потоки лавы. Левый берег ручья - круто наклоненная к его руслу травертиновая (из известковых туфов) терраса. Вблизи уреза воды вдоль террасы видны многочисленные выходы сильно газирующих минеральных вод, и в ущелье местами чувствуется запах сероводорода.

Два уникальных для Удокана источника резко выделяются среди других. Травертиновая ванна одного из них находится на вершине небольшого с крутыми склонами купола размером в верхней части два на три метра. Сама ванна размером полметра на метр, заполнена мутной водой с температурой 18 градусов Цельсия. Глубина ванны с полметра. Вода спокойно сливается по всему периметру ванны. Но еще более удивительное явление в ста метрах по течению выше. Прямо в русле ручья поднимается невысокий, около двадцати сантиметров, травертиновый конус. В его верхней части четыре отверстия величиной около сантиметра, из которых периодически, каждые две-три секунды, с шумом выбрасывается на полтора-два метра сильно насыщенная газом минеральная вода.

До сих пор считалось, что гейзеры есть только в Исландии, США, Новой Зеландии и на Камчатке. Открытие долины гейзеров на Камчатке в 1941 году было целой сенсацией. Не меньший интерес вызывает и каларский гейзер на Удокане. К тому же он уникален в своем роде, от других известных гейзеров отличается миниатюрным размером и температурой воды.

Осмотреть все вулканы за один маршрут практически невозможно из-за сложного рельефа местности и сложности маршрута, что определяет низкую скорость перемещения группы по маршруту. Однако можно составить такой маршрут, который позволил бы осмотреть некоторые наиболее интересные из них, такие как Вакат, Аку, Чепе (и минеральные источники рядом), Сыни. Возможны и другие варианты.

8. К числу уникальных природных объектов смело можно отнести и такие известные пороги на р. Витим как Парамский и Делюн-Оронский.

Приведенный перечень объектов далеко не исчерпывает список интересных мест, которые могут увидеть любознательные туристы при посещении описываемого района. Он только показывает, насколько богат ими Витимский край - край знаменитой Угрюм-реки.

Координаты некоторых характерных точек на маршруте

Имя точкиШиротаДолготаВысота точки, мПримечание
NCHARA56°47.108'N118°14.821'Е130Координаты взяты на выезде из поселка, недалеко от памятного знака "Горнякам Чины".
OST156°30.515'N118°44.086'Е723Остановка по дороге на Чину
SAKUKA56°32.679'N119°11.608'Е1364Стоянка после преп. №1
TALAKA56°32.842'N119°16.706'Е1301Стоянка с дневкой после преп. № 15
3080456°20.783'N119°29.185'Е1225Место стоянки 03.08.04
OBED 0456°15.282'N119°32.696'Е1091Место обеда 04.08.04
KALKAL56°19.523'N119°29.786'Е1090Устье левого притока. Рядом - шивера довольно мощная
KALK56°13.637'N119°31.785'E1073Устье Каларского Калакана
4080456°06.282'N119°31.669'E1067Место стоянки 04.08
OBED 0556°00.648'N119°24.232'E1031Место обеда 05.08
5080456°02.097'N119°19.471'E1002Место стоянки 05.08
DEMKU55°59.763'N119°19.552'E992Ниже устья Джемку на 200- 250 м
OBED 0656°03.873'N119°10.393'E976Место обеда 06.08
6080456°02.847'N118°55.569'E963Место стоянки 06.08
LUGA56°03.778'N118°44.128'E927Чуть ниже устья Лучи и Ю. Сакукана (на 250- 300 м)
7080456°02.394'N118°25.367'E907Место стоянки 07.08
08 LP56°00.722'N118°17.439'E903Крупный левый приток (первый за день)
8080456°00.489'N118°11.717'E883Место стоянки 08.08 (полудневка)
CU55°59.648'N118°10.797'E860Устье Чукчуду
12080455°24.704'N115°54.318'E554Место стоянки 12.08
OBED 1355°29.499'N115°52.972'E542Место обеда 13.08
UVIN 1355°32.730'N115°53.311'E543Место ужина 13.08
13080455°38.324'N115°54.145'E540Место стоянки13.08. Координаты взяты на тригонометрическом знаке
POSEL55°44.731'N115°51.793'E537Жилой хутор выше устья Бамбуйки
BAMB55°47.533'N115°50.006'E525Ниже устья Бамбуйки на 300 м. Примерно здесь же и обедали
UVIN 1456°02.667'N115°45.666'E507Место ужина 14.08
14080456°07.485'N115°45.148'E489Место стоянки 14.08
15080455°51.294'N115°55.907'E473Место стоянки 15.08.2004 Финиш водной части похода

Итоги похода, выводы и рекомендации

1. Пройденный маршрут соответствует заявленной категории сложности. Хорошо подходит для первого знакомства с районом. Может служить основой для прохождения различных связок рек в бассейне Витима и совершения комбинированных походов. Может быть рекомендован другим группам для прохождения в период с начала июля до середины августа.

2. Рекомендуемые суда – разборные байдарки всех типов для технически хорошо подготовленных групп, не планирующих пешей части, и катамараны - для менее подготовленных (или планирующих пешую часть). В большую воду для катамаранов река представляет спортивный интерес на участке выше Читканды. В малую воду техническая сложность нижних участков может существенно увеличиться.

3. Поставленные задачи группа выполнила. Все участники показали хорошую спортивную, туристскую и общефизическую подготовку, повысили свой спортивный уровень и готовы к прохождению более сложных маршрутов.

Отчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 годаОтчет о водном походе 4 кат. сл., проведённом в Забайкалье по рекам Чина - Калар - Витим в июле - августе 2004 года