29 января 2021
Тип материала: Отчет
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI

Отчет

о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору по маршруту: Кихос-Ойакачи-Касанга-Хатуньяку-Ольин-Пиатуа, а также участки рек Рио Топо и Верхняя Мисахуали  совершенном с 10.11.2016 по 24.11.2016 Руководитель А.Л. Рахманов

e-mail: alrakhmanov@mail.ru

Москва 2016

Справочные данные

1. Основная нитка маршрута: г. Кито - г. Баэса – сплав по рекам Кихос, Ойякачи и Косанга

– г. Тена – попытка сплава по Рио Топо, сплав по рекам Хутанньяку, Ольин, Пиатуа, попытка сплава по верховьям реки Мисахуали.

1. Протяженность водной части маршрута – 170 км

1. Продолжительность водной части – 15 дней

1. Тип судов: 2-х местный катамаран – 5 штук

1. Сроки проведения: с 10.11.2016 по 24.11.2016 (г.Кито - г.Кито)

1. Количество человек – 10.

№

ФИО

г.р.

Основной опыт за последние 7-8 лет

Обязанности

Рахманов Александр Львович (Москва)

1948

Апуримак-Котауси (Перу, 6р), Тама-Коси и Марсианди (Непал, 6р), Шахдара-Гунт-Сорбинский каскад (6р), Ойтал-Тар-Кекемерен (6р), Кекемерен-

Мал.Нарын-Чонкемин (6р), Чуя (Мажой, с эл. 6)

Рук., переводчик, к1 Белрафт

2ТТ

Морозов Игорь Юрьевич (Луганск)

1963

Муксу (6у), Н.Башкаус (6у), Сарыджаз (6у), Апуримак- Котауси (6у), Шахдара-Гунт-Сорбинский каскад (6у),

Тула-Бери (Непал, 6р), Литанг (Китай, 6у), Чулышман (6у), Кара-Алаха-Аргут (6р)

Зам. рук., навигация,

к2 Белрафт 2Т

Николаев Сергей Александрович (Москва)

1947

Апуримак-Котауси (6у), Тама-Коси и Марсианди (6у), Шахдара-Гунт-Сорбинский каскад (6у), Кекемерен- Мал.Нарын-Чонкемин (6у)

Ремонт, к2 Белрафт 2Т

Кривошей Алексей Николаевич

1975

Кекемерен-Нарын-Чон Кемин (5 с эл 6у), М.Нарын- Чонкемин (5у), Лепсы-Тентек (5 с эл. 6у), Ойтал-Тар-

Каракульджа-Акбура (6у), Чилик-Чарын (5у)

Завхоз, к3 Кулик

Черноморский Станислав Моисеевич

(Новосибирск)

1970

Апуримак-Котауси (6у), Чулышман (6у), Кекемерен (6у), Карагем-Аргут (6у), Тентек (6у), Китой (5у), Чуя (Мажой, с эл. 6)

Медик, к1 Белрафт 2ТТ

Иванова Тамара Юрьевна (Долгопрудный)

1982

Ойтал-Тар-Кекемерен (6у), Ортотентек-Тентек (6у), Тамакоси-Марсианди (6у), Апуримак-Котауси (6у), Шахдара-Гунт-Сорбинский каскад (6у), Чулышман

(6у), Чуя (Мажой) (с эл. 6)

Фото, к4 Fox 802

Сумароков Иван Александрович (Ярославль)

1981

Н.Башкаус (6р), Сарыджаз (6у), Ойтал-Тар-Кекемерен (6у), Ортотентек-Тентек (6р), Тамакоси-Марсианди (6у), Чулышман (6р), Чуя (Мажой) (с эл. 6)

Видео, к5 Белрафт 2ТТ

Дронова Юлия Валериевна

1983

Карагем-Аргут-Катунь (6у), В. Башкаус-Чулышман (5у), Китой (5у), Чилик-Чарын (5у), Чонкемин-

М.Нарын (6у), Чуя (Мажой, с эл. 6)

К3 Кулик

Иванов Михаил Константинович (Новосибирск)

1977

Ойтал-Тар-Кекемерен (6р), Ортотентек-Тентек (6у), , Апуримак-Котауаси (6у), Карагем-Аргут (6р), Чулышман (6р), Акалаха-Аргут (6у), Чуя (Мажой, с эл.

Финансы, Fox 802

Полевщиков Сергей Валерьевич

1972

Карагем-Аргут (6у), Китой (5 с эл 6 у), Чулышман (6у), Чуя (6у), «Кекемерен-ралли 2015», 3-е место

Видео, к5 Белрафт 2ТТ

Помимо перечисленного, участники имели большой опыт других сложных водных и горных походов, а также хорошую общефизическую подготовку.

График движения

Даты

Дни пути

Участок

Активно (км)

Примечания

Переезд из Кито в Баэсу (около 80 км)

В гостиницу Каса

де Родриго

Стапель до 11-00, сплав по Кихосу от моста

№2 до г. Борха, участок от 4 до 5а кс

Сплав по Кихосу от г. Борха до моста Бомбон, фон 4-5а, ключевой порог Эль Торро

5б

Возвращение в гостиницу в Баэсу

Сплав по Кихосу, участок Чизхаус от устья Папальякты до насосной станции, непрерывная цепь порогов 5-6а кс

Просмотр по левому берегу всего участка Чизхаус, возвращение в

гостиницу в Баэсу

Сплав по Кихосу, участок Чизхаус и One- two-bridge, от насосной станции до трубопровода после моста №1, фон 4-5 кс, пороги до 5с, ключевой порог Пигли-Вигли 6а кс

Частичный просмотр по левому берегу участка One-two- bridge, возвращение в

гостиницу в Баэсу

Сплав по Кихосу, One-two-bridge от трубопровода после моста №1 до моста №2, фон 4-5 кс, пороги до 5б, ключевой порог Эскина (Угол) 5с-6а

Поездка на вдп Сан Рафаэль и вдп. на реке Мало,

возвращение в гостиницу в Баэсу

Сплав по реке Ойакачи от пешеходного моста до устья, фон и пороги 4-5 кс

Возвращение в гостиницу в Баэсу,

неудачная прогулка по тропе инков

Сплав по нижней секции реки Косанга, фон

4-5 кс, пороги до 5с кс

Переезд в Тену

Сплав по реке Хатуньяку (или Нижняя Напо)

до Пуэрто Напо, 3-4 кс

Тену

Попытка сплава по Рио Топо, река перегорожена плотиной и убрана в канал,

река не пригодна для сплава

Возвращение в Тену

Сплав по реке Ольин от моста автодороги, фон 5+, водопад 6с, порог со сливом 6б кс,

пороги до 6а кс

Ночевка на прибрежной

песчаной отмели

Сплав по нижней секции реки Ольин до

устья, фон 5 кс, пороги до 5с кс

Тену

Сплав по реке Пиатуа от автомобильного моста до моста около устья р. Анзу, в нашу воду сплошной порог без возможности

нормального просмотра и страховки, участок 4-5 с усложнениями до 6 кс

Возвращение в Тену

Попытка сплава по верхней Мисахуали,

сплошной порог 4-5 с усложнениями до 6 кс

(мало воды)

Утром антистапель и сборы

Выезд части группы в Кито и

другой части в г. Баньос

Итого по воде пройдено около 170 км.

Предварительная подготовка и сопровождение

Первый раз мы побывали в Южной Америке в 2013 году в Перу, где прошли речки Апуримак и нижний каньон Котауаси. Поход получился очень удачным со всех точек зрения. Хотелось еще раз побывать в этом интересном и своеобразном регионе. Естественно, второй раз ехать в Перу было бы не рационально, хотелось посмотреть новую страну и желательно тропическую. После недолгого изучения каякерских сайтов и политической обстановки в регионе наш выбор пал на Эквадор. Во-первых, каякинг и рафтинг в этой стране достаточно развиты. Во-вторых, политическая и криминальная обстановка довольно спокойны.

Приятным сюрпризом для нас было обнаружить, что в Интернете имеется отчет Светланы Цветковой о катамаранном походе в Эквадоре. Не менее полезным и ценным оказались контакты с Леонидом Горенбургом, который был в Эквадоре дважды. Он вывел нас на полезный контакт через Фэйсбук с Родриго Моралесом Вегой (Rodrigo Morales Vega, "https://www.facebook.com/Hostal-La-Casa-de-Rodrigo-207355775970336/" rel="nofollow") или просто Родриго. Родриго владелец хостела Каса де Родриго, ГПС точка (77, 0°27'45.38"Ю, 77°53'39.58"З). В этом хостеле часто живут каякеры, которые сплавляются по рекам в окрестностях Баэсы.

Родриго оказался ценнейшим человеком во всех отношениях. Он сам каякер и горник. Отлично знает все местные реки. Может проконсультировать по многим специфически водным вопросам, а также организовать заброску на маршрут и выброску с него.

Для подготовки маршрута мы использовали отчет Светланы Цветковой 2013 года ("http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=39357" rel="nofollow"&page=1), дневник Леонида Горенбурга 2014 года("http://exleo.livejournal.com/334.html" rel="nofollow") заметки Олега Головкина ("http://golovkin.lib.ru/Ecuador/start.htm" rel="nofollow"), а также англоязычные источники ("https://www.smallworldadventures.com/rivers/" rel="nofollow""https://www.smallworldadventures.com/kayakers-guide-ecuador/" rel="nofollow""http://www.boofsessions.com/p/rivers-in-ecuador.html" rel="nofollow"). Всего этого, советов от Родриго и его друзей в Тене вполне хватило для планирования маршрута.

В Тене мы жили в хостеле Paraiso, ГПС точка 107 (0°59'12.29"Ю, 77°48'47.01"З). Очень хороший отель, хотя и не самый дешевый (17 долларов в сутки с завтраком). Основным нашим водителем-гидом в Тене был Марко, друг Родриго. Марко не водник. Однако, он знает все точки входа-выхода на местных речках и теоретически подкован. К его советам об уровне воды и времени необходимом для сплава следует прислушиваться.

Особо надо отметить, что Родриго и Марко люди очень четкие и обязательные.

Они ни разу нас не подвели.

Географический район

Все пройденные нами речки находятся в центральной части Эквадора на восточных склонах Анд. Они относятся к бассейну Амазонки. Реки в районе Баэсы – это Кихос и его притоки (правый Ойакачи и левый Косанга). Кихос – это исток Рио Кока, которая впадает

в Рио Напо. Реки в районе Тены – это притоки Рио Напо. Рио Напо является большим левым притоком Амазонки, впадая в нее в районе города Икитос.

Все пройденные секции речек находятся на небольшой высоте (2200-300 метров над уровнем моря) в районе тропических лесов. Это обстоятельство надо учитывать при планировании похода. Леса на берегах абсолютно непроходимы. Выйти с речки и попасть на нее можно только в тех местах, где к берегу подходит дорога или, хотя бы тропа.

Эпидемическая обстановка в стране спокойная. В прививках нет острой необходимости (весьма подробно этот вопрос прокомментирован в отчете Цветковой). Но мы все же сделали прививки от желтой лихорадки.

Климат в регионе влажный, частые дожди. Страна находится на самом экваторе. Потому резкой смены сезонов здесь нет. Однако, мы были в относительно сухой сезон, который в этом районе продолжается с мая по декабрь. По словам местных каякеров у нас на всех реках была средняя вода, кроме Ойякачи и Верхней Мисахуалли, где была явно малая вода. При этом нам очень повезло, не было ни одного паводка, хотя дожди шли часто. Цветкова и Горенбург схватили несколько паводковых дней, хотя ходили примерно в те же сроки, что и мы.

Реки текут часто в узких ущельях, иногда каньонах. Большое падение, много камней. Характер рек очень разный от полноводного нижнего Кихоса до крикинговой Рио Пиатуа.

Вода в реках теплая. На речках в районе Тены можно было обойтись без гидрокостюмов (вода выше +20). Днем жарко (часто около 30 градусов). В солнечные дни очень жарко. Ночью в районе Баэсы прохладно (10-15 градусов), а в районе Тены и ночью очень тепло (выше 20 градусов).

1. Финансы

Организация похода

Перелет Москва-Кито: наша группа сборная из разных городов, но 8 человек летело через Москву. Пользовались совместным рейсом авиакомпании Иберия и LAN, маршрут туда Москва-Мадрид-Кито, обратно Кито-Гуаякиль-Мадрид-Москва. Цена билетов примерно 1100 долларов с человека. Весь багаж, кроме негабаритных упаковок катамаранов и весел, бесплатно (23 кг в багаж + небольшой рюкзак 56см x 45см x 25см в салон, вес ограничен условием, что вы сами сможете его погрузить на верхнюю багажную полку). Каркасы и весла для 4-х катамаранов сложили в две упаковки. За каждую заплатили 80 евро туда и столько же обратно. Но правила год от года меняются, надо за ними следить.

Траты на месте: за две недели сплава было потрачено по 530 долларов на человека (транспорт, проживание, питание). Мы жили в гостиницах, питались в кафе, не экономя, возили надутые катамараны.

Итого получилось примерно по 1650 долларов с человека.

Местная валюта обычные доллары США. Желательно брать с собой мелкие купюры, с разменом стодолларовых бумажек постоянно возникают проблемы.

Характерные цены: гостиница (эконом) от 10 до 20 долларов за ночь. Примеры: (1) Баэса, хостел Родриго по 12 долларов, (2) Тена, хостел Парайсо 17 долларов с завтраком, (3) Кито, хостел Хуана де Арко по 10-12 долларов (в зависимости от номера). Однако, есть хостелы и дешевле, от 6 долларов. Все хостелы, в которых мы жили, очень приличные, удобное расположение, горячая вода, чисто, вежливо и безопасно.

Еда в приличном месте: завтрак от 3 до 5 долларов, обед-ужин от 5 до 12 долларов. По минимальной цене сытно, но без затей, по максимальной много и вкусно. Из еды очень вкусная жареная рыба, севиче, супы, мясные блюда. Жареная курица очень дешева. Всего дают по многу. Из напитков стоит выделить свежевыжатые соки, вполне нормальное пиво. Кофе в Эквадоре плохой. Жареные бананы и юкка на любителя. На завтрак обычно

дают яичницу или омлет, сок, чай или кофе, джем, булочки. Но в ресторане и утром можно заказать мясные или рыбные блюда.

На рынках, в гостиницах, при найме транспорта можно торговаться, уступают в пределах разумного, обычно 10-20%, иногда и 30-40%. В Баэсе вряд ли уступят, там нет конкуренции.

1. Транспорт, подъезд-отъезд на реки, разное

Авиабилеты

Покупали в компании Иберия. Наши авиарейсы:

Туда:

Вылет 10 ноября, 2016, 07:15 аэропорт Домодедово, Москва, рейс IB 3143

Прилёт: 10 ноября, 2016 10:35 аэропорт Барахас, Мадрид

Вылет: 10 ноября, 12:35 аэропорт Барахас, рейс IB 6463 Прилёт: 10 ноября, 16:40 аэропорт Mariscal, Кито, Эквадор UIO Обратно:

Вылет: 1 декабря, 2016, 18:10 аэропорт Mariscal, Кито, рейс IB 6463 XL 1521 Прилёт: 01 декабря, 19:05 аэропорт Симон Боливар, Гуаякиль, Эквадор GYE Вылет: 01 декабря, 20:05 аэропорт Симон Боливар, рейс IB 6464

Прилёт: 02 декабря, 14:05 аэропорт Барахас, Мадрид

Вылет: 02 декабря, 23:30 аэропорт Барахас, Мадрид, рейс IB 3144 Прилёт: 03 декабря, 6:25 аэропорт Домодедово, Москва

Проблем со стыковками не было, всюду успевали с запасом.

Местные переезды

Дороги в Эквадоре довольно хорошие. В городе такси стоит примерно 3-5 долларов, такси в аэропорт, автобусный терминал от 10 до 20 долларов (багаж+пробки). Для междугородних переездов логично и удобно пользоваться рейсовыми автобусами, билеты от 10 до 20 долларов на расстояния в 100-300 км. Можно отправить несопровождаемый багаж, скажем, из Тены в Кито, 10 долларов за место. На речку заезжали с надутыми катамаранами на такси-пикапах или джипе Родриго. В зависимости от расстояния цена от 20 до 100 долларов за рейс туда-обратно за машину. Пикап или джип берут до трех катамаранов-двоек (Фото 1). Машины каждый раз приезжали четко в назначенное время и ни разу не ломались по дороге.

1. Раскладка

Всю раскладку закупали на месте в магазинах, часто по дороге на реку. Вода, сыр, колбаса-ветчина (хамон), хлеб, сладкое, фрукты. Нам нужны были только перекусы и ужин-завтрак для одной ночевки в лесу. Отметим, лднако, что колбаса была не очень вкусной, а сыры только мягких соротов.

1. Связь и навигация

Сотовая связь была везде в населенке и местами на дорогах. Спутниковый телефон не брали, в нем на нашем маршруте не было смысла.

Следует отметить, что для иностранцев оформить местную симку проблемно. Нужен эквадорский паспорт для её активации. Возможно, в столице есть варианты и для иностранцев, но в Тене в виде исключения нам активировала симку на свой паспорт добрая сотрудница офиса сотового оператора.

В кафе и гостиницах обычно есть вайфай, скорость не высокая, но для приема почты и чтения новостей вполне приемлемая.

ГПС, брали три штуки, один основной (непромокаемый) везли вне гермы.

Нашли приличные «Бумажные» карты Эквадора (см. "http://www.mapsfinder.ru/maps/maps_of_south_america/maps_of_ecuador/large_detailed_physi" rel="nofollow"

cal_map_of_ecuador.jpg, а также обзоргую карту в конце отчета), но пользовались ими только в гостиницах, при сплаве вполне хватало ГПСов.

Рации не брали. Именно нашей команде они оказались не актуальны. Менее ровным по составу группам, вероятно, рации пригодились бы.

1. Разное

Для россиян и украинцев въезд в Эквадор безвизовый на 90 дней. Посольство РФ в Эквадоре: г. Кито, ул. Reina Victoria 462 y Ramón Roca, Телефон:(+593)-2-252-6361/6375, телефон консульского отдела: +(593) 2-250-50-89 E-mail: embrusia_ecuador@mail.ru

Дрова есть везде, легко пилятся и рубятся, но горят очень плохо. Твердые, не смолистые, отсыревшие. Брали маленький топорик, маленькую складную пилу и два канна. С газом для горелок проблема. В Баэсе и в Тене его нет в магазинах. По-видимому, его надо искать в Кито или в каких-то центрах, где тусуются альпинисты и горники.

Рассветает в 5-30 часов, темнеет в 18 часов. Лучше вставать с рассветом.

Природное. Тропический лес по берегам абсолютно непроходимый, это сплошная зеленая стена (Фото 2). Опасных животных (змей, скорпионов, многоножек, аллигаторов) не встречали, но они здесь есть. Видели раздавленных змей на дорогах. Очень много муравьев. Летучих насекомых было не много. Есть мошка, но количество вполне терпимое. Репеллент местный брали, но почти не использовали. Много красивых бабочек (Фото 3) и птиц. Видели обезьян.

Стоять придется на песке или камнях, в лес с палаткой не сунешься.

Большое количество водопадов и ручейков. Берег местами буквально сочится водой (Фото 4). По береговым террасам ходить не очень приятно, они раскисли от воды. Постоянно проваливаешься в жидкую грязь под травой. Местные ходят в сапогах не из-за змей и насекомых, а из-за грязи. На полянах вблизи населенных пунктов пасутся коровы, иногда ламы или альпаки (Фото 5).

Население на берегах встречается около мостов, дорог и населенных пунктов. В лесу нет никого. Местные жители настроены очень дружелюбно. Это обычные фермеры или туристы. На реке проблем с местными жителями никаких, все доброжелательны, готовы помочь. Но в больших городах надо держать ухо востро. Одного из нас в центре Кито пытались ограбить прямо средь бела дня. Спасла только быстрая реакция.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 1. Перевозка катамаранов (Баэса, справа и слева домики хостела Родриго, справа чуть впереди ресторан Джины). Все фотографии Тамары Ивановой.

Фото 2. Тропическая береговая обстановка.

Фото 3. Бабочки.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 4. Берег сочится водой (река Ольин, выше водопада под мостом).

Фото 5. Животноводство. На левом снимке виден забор и строения насосной станции на реке Кихос, секция Chees house. На правом альпака.

Язык. На английском почти не говорят, даже в городах с этим проблемы. Необходимо кому-то хоть чуть знать испанский, иначе будут трудности.

Рекомендации по экскурсиям смотрите на соответствующих сайтах. По окончании сплава мы посетили город Баньос (горячие источники, водопад Котел дьявола, восхождение на вулкан Тунгурауа), озера Килотоа (Фото 7.1) и Куикочи (Фото 7.2) в кратерах вулканов, побережье океана (город Пуэрто Лопес и остров Де Ла Плата) и столицу Кито (Фото 8).

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 6. Заброска на речку.

Фото 7.1 Озеро Килотоа

Фото 7.2 Озеро Куикочи

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 8. Вид на долину Кито от последней станции канатной дороги.

Техническое описание пройденного маршрута

Мы сначала приведем лоции рек, а потом дневник похода. На обзорной карте (Карта 1 в конце отчета) показан весь район водной части путешествия. Ключевые названия выделены синими овалами. По словам местных гидов, на всех реках во время нашего сплава была средняя вода.

Лоции пройденных участков рек в районе Баэсы (Кихос и его притоки)

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Схема 1. Район Баэсы (из отчета С. Цветковой).

Схема 2. Верхняя часть реки Кихос (из отчета С. Цветковой).

Река Кихос (схемы 1, 2 и 3).

Эту реку обычно делят на 8 секций. Мы прошли 6 верхних секций.

Чизхаус (Cheese house или Casa de queso). Участок от слияния Кихоса и Папальякты до капитального автомобильного моста №1, длина 5 км, уклон 20 м/км, расход около 25 м3/c, 6 кс (класс 4+/5 международный). Находится на высоте около 2000 м над уровнем моря. Самый сложный участок Кихоса. Между порогами есть чалки. Участок можно просмотреть по террасе левого берега. Заросли, в меньшей степени загородки из колючей проволоки и грязь, затрудняют просмотр. Начало сплава ГПС точка 90 (0°26'3.39"Ю, 77°58'4.37"З), выше моста через Кихос, чуть ниже устья Папальякты. Хорошая площадка для старта, к ней есть съезд с дороги. От машины до старта надо пронести катамараны метров 200 вдоль берега.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 9. Порог Ключевое место.

Фото 10. Порог Ключевое место.

До моста 300 м каменистой шиверы 4-5 кс. Чалка около моста на левом берегу, ГПС точка 91 (0°26'7.48"Ю, 77°57'52.36"З). Здесь начало порога, который в лоции С. Цветковой называется Ключевое место, 6а (Фото 9 и 10). Начало в 100 м ниже моста. Каменистые горки, сливы до полутора метров, длина порога около 300 м. Просмотр и страховка с левого берега.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 11. Порог у насосной станции.

Фото 12. Порог у насосной станции.

Далее до следующего порога примерно 600 метров сложной шиверы 5 кс с возможными чалками. Причалили на левый берег, пройдя примерно две трети этого участка, в точке ГПС 92 (0°26'25.62"Ю, 77°57'38.18"З). Впереди левый поворот, забитый камнями, на левом берегу примерно в 200 метрах видна ограда и постройки насосной станции. Далее пошли на просмотр по левому берегу для выбора чалки перед порогом у насосной станции. Охрана разрешила нам проходить через насосную станцию, хотя порог можно смотреть, не заходя на ее территорию.

Прошли оставшуюся часть прогона, 200 метров, шивера 5 кс, в которой еще два каменных лабиринтика. Старт в порог в районе ГПС точки 93 (0°26'43.59"Ю, 77°57'33.72"З), до порога метров 30-40.

Порог у насосной станции, 6а, порог на завершении левого поворота, 50 м, слив выше 2 м с относительно непростым заходом и еще менее простым не чистым выходом (Фото 11 и 12). Осмотр, обнос, страховка по левому берегу.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 13. Порог Проблемный.

Далее 150-200 м идет сад камней на прямом участке, бочки, фон 4-5 кс. Впереди правый поворот. Чалка на левый берег перед поворотом в точке ГПС 95 (0°26'39.11"Ю, 77°57'25.97"З). Просмотр следующего порога.

Порог Проблемный, 5с, порог на правом повороте, 50-70 м, довольно крутое падение (Фото 13). Заход по мелкой шивере, справа завал из камней, у ЛБ большой камень, слив у левого берега.

До порога Piggly-Wiggly более 2 км мощной и сложной шиверы 5 кс, но шли сходу. Чалок не много. Подвесной мост, потом участок крутого падения, остров (идти по правой протоке). За островом чалка к левому берегу. Здесь большой улов и съезд с дороги к реке. Точка ГПС 96 (0°27'5.29"Ю, 77°56'46.14"З). Далее основной порог участка Piggly-Wiggly. Порог Piggly-Wiggly, 6а. Длина 400 м (Фото 14-16). Правый берег скальный. В нашу (невысокую) воду порог явным образом делился на две ступени. Первая – крутопадающая шивера с невысокими (порядка 1 м) сливами и навалами на камни, проход однозначный - по основной струе, которая на выходе упирается в каменную гребенку с негабаритными проходами. Не доходя до этой гребенки, необходим уход по мелководной части вправо. После этого – вторая ступень, просматриваемая только с острова – крутопадающий трек с концентрированной струей и парой обливных камней в русле.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 14. Порог Piggly-Wiggly, начало.

Фото 15. Порог Piggly-Wiggly, середина.

Фото 16. Порог Piggly-Wiggly, выходная ступень.

Участок до моста №1. Сложная шивера 5 кс. Длина около 1 км. Чалок не много. Пороги, много камней. Чалка на левый берег перед мостом №1 (первый капитальный автомобильный мост через Кихос). Отсюда есть выход на дорогу. Далее идет вторая секция реки.

1. Между мостами №1 и №2 (One-two bridge). Секция по характеру похожа на предыдущую, но заметно проще. Длина 4-5 км, уклон 15-17 м/км, расход около 30 м3/c, 4/4+ международный. Единственный, требующий осмотра порог, Esquina (Угол).

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 17. Порог Esquina, общий вид.

Фото 18. Порог Esquina.

Порог у моста №1 5б. Под мостом прямой участок с большими глыбами в русле, у левого берега еще торчало бревно. Сливы и бочки. На выходе река делает правый поворот. Далее фоновый сплав по участку с большим уклоном, 5 кс. Есть несколько мест с камнями, увеличивающимся уклоном и бочками. Можно все идти сходу или с короткими разведками выделяющихся из фона мест. Таких мест несколько. Это крутые каменистые горки. Линия движения читается с воды.

Порог Esquina (Угол), 5с. Длина примерно 150 м. Заход по шивере, потом крутой желоб со сливами (Фото 17 и 18). Расположен на резком правом повороте реки. Левый берег скала. Правый травянистая терраса. Перед порогом река уходит влево от дороги и трубы, идущей по берегу. Смотрели порог с левого берега. В этом варианте первый катамаран идет без береговой страховки.

Далее еще 1 км шиверы 4-5 кс. Камни, бочки. Шивера тянется до капитального автомобильного моста №2. Перед мостом порожек. Чалиться надо в маленькие улова на ЛБ перед мостом. Здесь хороший выход на дорогу. Под мостом и сразу за ним есть маленькие улова на 2-3 ката, но катамараны оттуда неудобно вытаскивать.

Участок от моста №2 до городка Borja (Борха), схема 3. Длина 9-10 км, 10-15 м/км, расход около 30-40 м3/c, 4-5- кс, 2.5-3 часа сплава.

Спуск к реке с левого берега перед мостом №2. Сразу порог 5 кс, камни, бочки. Хорошо виден с моста. Далее шиверы чередуются с прогонами до слияния с Rio Cosanga. Шиверы обычно простые на входе, потом на повороте резкое падение, камни и бочки. Все сходу. Примерно за 1 км до впадения Rio Cosanga мост №3, ГПС точка 80 (0°27'1.85"Ю, 77°51'36.01"З). Здесь расположены две довольно мощные шиверы (5 кс). От начала участка до слияния с Rio Cosanga, ГПС точка 81 (0°27'12.11"Ю, 77°51'2.25"З), примерно 2-

2.5 часа хода. По берегам сплошная стена тропического леса, цветы, высокие пальмы. Местами скальные выходы. Очень красиво. Расход Rio Cosanga (река Косанга) примерно половина от Кихоса. На стрелке отмель. Через 0.5 км от стрелки водомерный пост на левом берегу. После слияния с Rio Cosanga Кихос заметно упрощается, но есть отдельные шиверы с валами и бочками. Река бъется на протоки. У городка Борха мост через Кихос. Выход на дорогу у моста неудобный. Удобнее проплыть еще 150-200 м и причалить на левый берег на песчаный пляж, где есть идеальный пологий выход на дорогу, ГПС точка 82 (0°24'59.93"Ю, 77°49'59.45"З).

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Схема 3. Нижние секции Кихоса до моста около городка Бомбон (из отчета С. Цветковой).

Участок от Borja до моста через Rio Sardinas Grande, схема 3. Длина 5 км, 10-15 м/км, расход около 40-50 м3/c, 4 кс. Идут шиверы. На полпути порог Pica Piedra, 4 кс, ГПС точка 83 (0°23'57.93"Ю, 77°49'14.91"З), в его конце мост. Это немного усиленная шивера, в конце сливчики с камней. Далее еще 2.5 км шивер до устья Рио Сардинас. По дороге два моста и водомерный пост.

Фото 19. Порог El Toro.

Участок от моста через Rio Sardinas Grande до моста ниже Эль Чако, схема 3. Длина 13-14 км, 50-60 м3/c, около 10 м/км, 4+ кс.

Идут простые, но мощные шиверы, перекаты, протоки. Примерно через полтора км начинается каньон Эль Чако (El Chaco Canyon) он же ущелье Линарес (Linares Giorge). По берегам джунгли. Каньон начинается постепенно. В каньоне невероятно красивые базальтовые берега. Основной порог участка порог El Toro (5б). Остальные пороги тоже имеют какие-то названия, но они все проходятся сходу. Около одного из них

остановились передохнуть, ГПС точка 84 (0°21'51.71"Ю, 77°48'55.28"З). Валы бочки, сужение.

Порог El Toro, 5б. Примерно через 2км от входа в каньон (Фото 19), ГПС точка 85 (0°21'15.63"Ю, 77°48'48.26"З). Заход – мощная шивера, после которой основная струя разделена на две части крупным камнем, слева водопадный слив 1.5-2 м с навалом на береговую скалу в левой части, справа – пологая горка с несильным прижимом к скале правого берега. Проходили справа. Слева большой улов.

Продолжаются шиверы и пара порожков (все сходу). Потом порог перед мостом Puente Fucundo, 5а. Бочки у ПБ и в центре. Перед мостом удобная полка. Далее более простой участок каньона. Мост Puente Fucundo, точка ГПС 86 (0°20'43.46"Ю, 77°48'40.16"З), примерно посередине участка. Здесь можно вылезти на дорогу. Далее характер реки: плес, мощная шивера на повороте.

Под мостом сужение русла. Красивейший участок каньона. Спокойная вода. Каменистый остров. Потом продолжение шивер. Крутое падение и камни. Порог на повороте с прижимом к левой скале. Шивера на повороте, в конце через реку натянуты тросы канатной переправы. Далее слабая шивера. Потом длинная шивера помощней. Каньон постепенно заканчивается. Берега понижаются, берега становятся осыпными конгломератными. Буйная растительность. Каньон закончился. На левом берегу дорога и домики. У стрелки с Rio Oyacachi (большой левый приток) мощная шивера. Чуть ниже стрелки на левом берегу пляж, купаются местные отдыхающие. Удобный выход на дорогу, ГПС точка 87 (0°19'7.51"Ю, 77°47'23.63"З).

1. Участок от моста ниже Эль Чако до моста Бомбон (Bombon), схема 3. Длина участка 5 км, около 60-70 м3/c, около 10 м/км, 5- кс. Мощная вода, шиверы, большие бочки. Ущелье с вертикальными стенками. Под подвесным мостом у левого берега большая бочка. Потом метров 300 спокойной воды и порог.

Порог Curvas Peligrosas, 5a. 100-150 м, S-образный с большими котлами в верхней части и большой бочкой в нижней части. Все легко обходится обходится – верхняя часть слева, а нижняя справа. Осмотр с левого берега. ГПС точка 88 (0°18'30.16"Ю, 77°46'15.62"З).

Далее еще несколько мощных шивер-порогов. Они именные, но мы все шли сходу. В конце ущелья мост около поселка Бомбон, Puerte Bombon, ГПС точка 89 (0°17'47.02"Ю, 77°45'28.66"З). Мост в красивейшем каньоне. Выход из ущелья на дорогу с правого берега за мостом. Там небольшая песчано-галечная отмель с водомерным постом (трос через реку). По заброшенной довольно крутой дороге можно выйти на шоссе. Здесь заросли съедобной гуайавы (желтая шкурка, красная мякоть).

По двум нижним секциям Кихоса мы не стали сплавляться, поскольку они слишком просты.

Река Ойякачи (Rio Oyacachi), левый приток Кихоса, схема 3. Для катамаранов по средней воде пригодна только нижняя секция. Она относительно простая и мелководная по малой воде (которая была у нас), расход 20-25 м3/c, уклон около 20 м/км, 4-5 кс. Сплав занимает 3-4 часа, участок 10-15 км. Река в каньоне, выход из каньона с грузом до устья проблематичен. Практически весь участок крутопадающая шивера с крупными камнями разных типов. Характер порогов: шивера, поворот реки, камни и крутая горка. Пороги нижней части посложнее, так как они помощнее. Речка красивая с прозрачной водой. Три или четыре места смотрели и снимали. В том числе последний порог.

Дорога вдоль реки грунтовая, но вполне хорошая. Старт от пешеходного моста, ГПС точка 98 (0°17'35.52"Ю, 77°50'53.31"З). Через 30-40 минут сплава в русле бревно, ГПС точка 99 (0°18'51.94"Ю, 77°49'55.61"З).

Порог со скалой 5 кс. Характерное место, все забито камнями. Сначала шивера, потом горка, запертая по центру скалой высотой более 2 м. Проход и слева (получше), и справа (похуже).

Далее сплошная шивера-порог 4 км по ГПС. Ходят местные жители, значит где-то рядом есть выход из каньона.

Порог под навесным мостом 4+кс (Фото 20). Начинается шиверой за 100 м до навесного моста. Сходу. Мост ГПС точка 100 (0°19'21.68"Ю, 77°48'46.18"З). До устья 2.6 км по прямой.

Порог перед а/м мостом 5 кс. Начинается шиверой, сам порог под мостом, ГПС точка

101 (0°19'20.62"Ю, 77°47'31.42"З). Все русло перегорожено плитой, слив под мостом. Проходили справа. За порогом громадное улово.

Сплав завершается шиверой при впадении в Кихос, ГПС точка 87 (0°19'7.51"Ю, 77°47'23.63"З).

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 20. Порог под навесным мостом на Ойакачи.

Река Косанга (Río Cosanga), нижняя секция, 5+ кс (класс 4/5 межд.), 10 км, 20-25 м3/c, уклон около 20 м/км. Очень красивая речка, лавовые скалы, буйные джунгли, водопады в десятки метров на притоках, тропические птицы. Удобный подъезд по хорошей дороге. Сплав занимает около трех часов. Очень динамично, мощно, узкие проходы, довольно жесткий слалом. Но все же относительно безопасно, река узкая, воды мало. Потому оценка 5+ кс, а не 6 (Фото 21).

Фото 21. Вход в очередной порог на Косанге

Старт около подвесного моста, ГПС точка 102 (0°30'19.98"Ю, 77°52'37.92"З). Спуск к воде по травяному склону. Сразу после старта на Косанге очень хороший порог. Прошли сходу, но пришлось поработать. Далее река не дает расслабиться. Сплошной шивера- порог примерно две трети секции. Промежуточная точка ГПС 103 (0°29'37.91"Ю,

77°52'10.94"З) здесь подвесной мост, накрытый крышей. Последняя треть реки проще. Устье ГПС точка 81 (0°27'12.11"Ю, 77°51'2.25"З). Закончить сплав удобно в том же месте, где кончается третья секция Кихоса, за мостом около городка Борха, ГПС точка 82 (0°24'59.93"Ю, 77°49'59.45"З). Все шли сходу, причаливали для отдыха. Смотрели и обрабатывали один не отмеченный порог, так как заход с воды был не понятен. Речка всем очень понравилась.

2. Лоции пройденных участков рек в районе Тены (долина Напо)

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Схема 4. Долина Напо вблизи города Тена (из отчета С. Цветковой).

Хатуньяку (Jatunyacu) или Верхняя Напо (Alto Napo), схема 4. Маршрут на один день, 30 км с большим расходом, 3 кс. Сплав занимает 3 часа. В переводе с индейского Хатуньяку означает Большая Река. На испанском ее так и называют Rio Grande. Старт на

высоте около 500 метров над уровнем моря, жарко, влажно. Ехать от Тены довольно далеко и дорого (см. Схему 4 и Карту 1). Дорога грунтовая. Мутноватая серая вода, несложные пороги. Река очень широкая. Большие бочки легко обходятся. Красивые берега, горы. По берегам довольно много индейских деревушек. Старт в точке ГПС 104 (1° 4'58.74"Ю, 77°56'58.97"З). Примерно на полпути деревушка на левом берегу, большой песчаный пляж, остановка для отдыха, ГПС точка 105 (1° 4'29.43"Ю, 77°53'48.59"З) (левое Фото 22). Финиш у нового большого автомобильного моста около городка Puerto Napo после слиянии с рекой Анзу, ГПС точка 106 (1° 2'36.75"Ю, 77°47'35.07"З). Хатуньяку – речка для отдыха.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 22. Индейская деревушка и грот на реке Хатуньяку.

Ольин (Río Hollín), длина сплавного участка около 50 км, 5+/6 кс, уклон (на глаз) около 20 м/км на порожистом участке, расход примерно от 30 (начало) до 60 (устье) м3/с. Сплав занимает минимум два дня, но лучше планировать три дня. Начало сплава около моста на дороге, которая ведет от шоссе Тена-Баэса на Пуэрто Франсиско де Орельяно, ГПС точка 112 (0°41'45.18"Ю, 77°43'48.72"З). Дорога хорошая, асфальтированная, ехать  от Тены немногим более часа. Река крутопадающая, безумно красивая. Чистая вода, скальные коридоры, множество водопадов на притоках, непроходимый тропический лес. На реке 5-6 подвесных мостов. Но троп рядом не заметно, похоже, что почти все мосты заброшены. Примерно две трети реки сложные, сплошная цепь порогов и шивер, последняя треть проще, но не дает расслабиться.

Фото 23. Водопад под мостом на реке Ольин.

Сразу на старте под мостом отвесный водопад высотой примерно 7 метров (Фото 23,25). С моста выше видна еще пара водопадов на притоках (Фото 4). Если стартовать выше водопада, то, либо, надо спуститься на правый скальный берег и стартовать тюленьим стартом (так поступил экипаж кат. 5), либо прорубаться через заросли к чаше водопада на правом притоке и стартовать оттуда (так рекомендуют каякеры, но мы об этом узнали только дома). Если стартовать ниже водопада, то надо спускать катамараны

по грязной тропе через густые заросли (Фото 24) на каменистую отмель. Тропа начинается от дороги метров за 50 до моста.

Водопад под мостом, 7 м, 6с (Фото 24). Сложный вход, но простой выход, за водопадом большой спокойный участок пригодный для страховки с воды и с правого берега.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 24. Спуск к воде за водопадом.

Фото 25. Прохождение водопада на реке Ольин катамараном 5.

После старта идут сплошные пороги слаломного типа, иногда с приличными сливами и бочками. Эту непрерывную цепь препятствий можно оценить 6а кс. Пятнадцать минут чистого времени, сложный сплав без разведки. Река уходит под нависающую скалу. Чалка на левый берег для просмотра порога Пещера. ГПС не поймал спутники, но промахнуться невозможно, скалу и чалку перед ней хорошо видно с воды.

Порог Пещера, 5с-6а кс (Фото 26). Длина 150 метров, несколько мощных сливов, два из них в пещере. Проход с воды не читается, сливы в пещере проходятся слева (хуже по центру слева от большой скалы), сливы за пещерой проходятся справа, за сливами прижим к скале правого берега.

Фото 26. Порог Пещера.

Далее продолжается сложный живой сплав по фону 5/5+ кс. Иногда смотрели не просматриваемые с воды участки, заодно переводили дыхание.

Фото 27. Порог с высоким сливом. Неудачная попытка прохождения.

Порог с высоким сливом 6б (Фото 27). Примерно 50 минут сплава от Пещеры, ГПС точка 113 (0°42'44.29"Ю, 77°43'47.95"З) ниже на 100 метров порога. Длина 100-150 м, оба берега скальные, но есть каменистые террасы и чалки к обоим берегам. Однако, пройти вдоль порога по берегу невозможно, скалы выходят к воде с обоих берегов. Начинается

порог крутой шиверой-горкой с неприятными бочками и слева, и справа, которые и являются ключевыми для прохождения порога. Потом почти отвесный сложный слив высотой около 3 м, потом три большие скалы делят русло на четыре части. В крайнюю левую часть (непроходимая) и крайнюю правую (сильный прижим к правому берегу, проход проблематичный) не попасть. Левая средняя часть – габаритный непроход, но туда несет струя после слива. Единственный проход по правой центральной струе, но попасть туда не просто. За скалами спокойная вода в широком скальном коридоре. Чалка за порогом на отмель левого берега. Обнос порога по левому берегу с пропихиванием катамаранов через щель между берегом и скалой.

Фото 28. По Ольину.

Фото 29. Лагерь на Ольине.

После порога сплав в том же стиле: сложный живой слалом на довольно мощной воде (Фото 28). Чалки есть, но мест для стоянки мало. По дороге две-три низкие полки, которые может залить в случае ночного дождя. На одной из них мы и остановились, ГПС

точка 114 (0°43'51.03"Ю, 77°42'36.46"З), Фото 29, менее часа сплава от порога с высоким сливом.

Река немного упрощается, но расслабиться не дает. Еще через 1.5-2 часа она упирается в огромную скалу, пологий слив и мощный прижим. Наверное, в паводок река промывает себе дополнительное русло, примерно на 2 метра выше текущего уровня воды. И там есть площадка намытого песка, вполне ровная, на которой можно поставить несколько палаток. Здесь был лагерь Горенбурга, ГПС точка 115 (0°46'23.75"Ю, 77°41'16.90"З). С правого берега падают два красивых водопада.

Ниже река заметно упрощается, но пороги шиверы продолжаются, прогоны стали длиннее, но два-три порога были вполне сильные, а вода стала гораздо мощнее. Скучно не было. Справа впадает заметный приток, потом справа же впадает река Хондачи, она значительно меньше Ольина. На стрелке хорошая стоянка. Всего от стоянки Горенбурга до финиша 5-6 часов сплава.

Ольин впадает в Мисахуали недалеко от города Тена около городка Puerto Misahualli. Финиш около моста, ГПС точка 116 (0°56'50.87"Ю, 77°45'0.99"З)

Река Пиатуа (Rio Piatua), левый приток реки Anzu, впадает ниже городка Санта Клара. Длина сплавного участка 15-16 км, уклон равномерный 20 м/км (Фото 30). Расход оценить затруднительно, река широко растекается по руслу, забитому камнями. Красивая река. Прозрачная вода, камни светлые, красивые, круглые. Река течет не в каньоне, но местность безлюдная. По средней воде Пиатуа – это сплошная шивера с порогами от 4 до 6 кс (оценка О. Головкина). К реке ведет хорошая грунтовка. Старт в конце дороги около моста через реку, ГПС точка 118 (1°13'9.81"Ю, 77°57'55.61"З). Финиш около нового моста недалеко от устья, ГПС точка (117 1°14'41.71"Ю, 77°53'23.67"З). На финише прямо около моста база отдыха, есть магазинчик. Сплав занимает примерно 5-6 часов. Река необычная для сплава на катамаранах. Это крикинговая каякерская речка, пройденная на катамаранах. По совокупности препятствий и их опасности, я оцениваю участок, как 6 кс. Страховка и просмотр речки сильно затруднены, она широкая и вся забита высокими (!) камнями, узкие проходы, высокие сливы. Опасность оценивается сразу же после оверкиля, когда вас несет по узкой щели между камнями и вы падаете с высокого слива.

Фото 30. На Пиатуа.

Короткий участок Верхней Мисахуали. Выше г. Тена, прошли около 3 км. Уклон 30 м/км, расход 15-20 м3/с, 5+ кс (Фото 31). Напоминает Пиатуа, но другой характер русла – не равномерное падение, а пологие относительно несложные участки и крутопадающие ступеньки через крупные глыбы с невыраженной основной струей. В Пиатуа как раз на таких ступеньках струя концентрировалась. Старт сплава по Верхней Мисахуали ГПС точка 120 (0°48'39.11"Ю, 77°49'14.44"З). Финиш ГПС точка 121 (0°50'14.19"Ю,

77°48'41.51"З). Сплав прекратили сразу по двум причинам. Объективная: маловато воды для катамаранов. Много мест, где катамараны приходится волочить через камни. Субъективная: устали после Ольина и Пиатуа. Нужна была дневка, а на нее не было времени.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 31. На Верхней Мисахуали.

Рио Топо – пропавшая река. На реке построили плотину, ниже плотины никого не пускают, но туда и соваться незачем. Основная вода забрана в трубу, которая идет на турбину. Часть воды возвращается в речку километра за два до устья, куда не так просто попасть. Итого остается примерно километр шивер до плотины и два километра после. Нет смысла туда ехать 100 км от Тены. Старт ГПС точка 110 (1°21'24.07"Ю, 78°12'29.25"З). Плотина ГПС точка 111 (1°21'42.10"Ю, 78°12'40.31"З).

Фото 32. Групповое фото на память.

Дневник похода, описание прохождения маршрута

10.11.16. Прибыли в аэропорт Домодедово за три часа до вылета, перепаковались. На каждого рюкзак в багаж 23-24 кг и сумка в салон, две негабаритные упаковки на восьмерых. Проблем с багажом не возникло, негабарит оплачен, все остальное бесплатно. В 7.10 вылетели из Домодедово в Мадрид. В Мадриде рейс на Кито задержали. Но где-то в районе 21 часа мы вышли из здания аэропорта в Кито, встретились с Юлей и Алексеем, которые летели через Кубу и Панаму. Погрузились в две машины, которые нам подогнал Родриго. Часа через два были уже в гостинице. Дорога хорошая, но горная. Гостиница нормальная, 12 долларов за ночь, чистенько, горячая вода, рядом отличный ресторанчик Джины. Размещение 2+3+5.

11.11.16. Ресторанчик открывается около 7. Но завтракали в этот раз в полдевятого. Отстапелились. Родриго подогнал свой джип и вызвал еще такси-пикап. Около 12 погрузились и поехали на Кихос к мосту №2. Решили начать с нижних секций Кихоса. Они идеальны для раскатки. Стартовали около часа дня. Машину заказали на пять в районе финиша у моста около городка Борха. Начало сплава довольно живое, уклон большой, бочки жесткие. Но мы быстро приспособились, а речка постепенно упростилась. Шли все без разведки, но не отказывали себе в отдыхе на берегу. На финиш прибыли около четырех. Родриго это предвидел (он нас предупреждал) и приехал раньше. Ужин- обед традиционно у Джины.

Ночью шел дождь. Так было почти каждую ночь. Дождь часто накрапывал и днем. Но это гораздо лучше, чем жара, которая здесь стоит в солнечную погоду. Но мазаться защитным кремом от солнца здесь надо в любую погоду. Те, кто этим пренебрегал, ходили с ожогами. Отмечу еще, что почти на всех реках есть москиты и мошка. Но количество умеренное. Репеллентом пользовались редко, и то не все.

Практически весь маршрут мы шли в таком порядке. Первым шел самый сильный катамаран №5, вторым катамаран №2 или №3, потом №4, а замыкал группу адмиральский катамаран №1. Иногда из тактических соображений (съемка, страховка) этот порядок менялся.

В дальнейшем мы завтракали и ужинали у Джины (один раз ей изменили и поняли, что ошиблись). Вообще ресторанчик Джины – самое вкусное место на нашем пути по Эквадору. В 9-00 грузились на джип Родриго (3 ката) и на такси-пикап (2 ката). Цена за машину зависела от расстояния. Мы не торговались, цены были примерно те же, что у Цветковой и Горенбурга, а хорошие отношения дороже сэкономленных нескольких долларов. По дороге туда или обратно покупали еду на перекус и воду.

12.11.16. Солнце. Жарко. Продолжение нижних секций Кихоса. Стартовали на месте вчерашнего финиша. Красиво, мощно, но просто. В устье Ойакачи много народу, купаются, загорают, тусуются несколько каякеров. Покатали на катамаранах местных детишек. Закончили раньше пяти около моста Бомбон. На финише нас ждал Родриго. Угостил нас местной самогонкой, которую мы пили из плодов дикой гуаявы, растущей около моста. У адмирала сегодня день рождения. Отметили припасенной для этого красной икрой.

13.11.16. Поехали на верхний Кихос, на Чизхаус. По дороге видели вулкан Антисану. Обрабатывали очень долго первый порог. Потом медленно шли до насосной станции. Жара нас замедлила, и десять человек, это много. При этом адмирал и его напарник не успели толком просмотреть начало первого порога, из-за этого экипаж катамарана 1 вылез на камни посреди порога, перепутав место смещения со струи вправо. Прокол в организации. Бросили каты на чалке перед насосной станцией. Шесть человек рано уехали. Тамара, Саша, Игорь, Михаил пошли по левому берегу смотреть речку. Бегло посмотрели весь участок до моста № 1, более подробно пороги у насосной станции, Проблемный, Пигли-Вигли и порог с бревном около моста №1. Шел небольшой дождь. Дошли пешком до гостиницы.

Утром мимо нас проехала группа каякеров, это наши знакомые, они тоже живут у Родриго. Вообще, каякеры на маршруте встречались, но не очень много. Их почти не было на сложных секциях пройденных речек. Рафтов мы не видели совсем.

14.11.16. Утром три катамарана 3, 4 и 5 прошли слив около насосной станции. Экипажи 1 и 2 слив обнесли по левому берегу. Обнос простой. Пользуясь вчерашней разведкой, дальше пошли быстрее. Причалили перед порогом Проблемный и быстро его прошли. Потом без разведки дошли до Пигли-Вигли. Здесь пришлось повозиться. Для разведки и страховки надо было перебраться с левого берега через протоку на остров, а в протоке воды не мало. Наметили линию движения, порог прошли без приключений. Потом без разведки дошли до моста № 1. И начали проходить секцию Bridge-to-bridge, она же One- two-bridge. Посмотрели начло с моста и немного по дороге. С правого берега, где дорога, реку видно плохо, но для прохождения начала достаточно. Дошли до трубы, которая переброшена через реку. Чуть ниже ее причалили. Саша и Игорь пошли на разведку. Прошли примерно километр-полтора, потом тропа закончилась, начался бом. Наметили чалку к террасе на правом берегу, здесь травяной склон, на шоссе ведет широкая тропа. По дороге на нас пытался напасть бык, пришлось от него уйти на прибрежные камни, а назад возвращаться с дубиной. Перечалились. Оставили каты внизу, поднялись на дорогу. Там уже ждал Родриго, которому шофера и полиция донесли, где и когда мы вылезаем на дорогу.

15.11.16. Утром оказалось, что Сергей Николаев заболел, что-то желудочное началось накануне. Экипаж катамарана 2 этот день пропускает. Отмечу, что это была единственная болезнь в команде на маршруте. Пришлось Игорю и Стасу Черноморскому вытаскивать один катамаран наверх. Прошли участок быстро. Смотрели и обрабатывали только порог Эскина. Участок достаточно веселый. Закончили там, где стартовали в первый день, у моста №2. Съездили на водопад Сан-Рафаэль (Фото 33). По пути обратно заехали на водопад на реке Мало (Magic cascad). Очень красиво.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Фото 33. Водопад Сан-Рафаэль, 150 м. Самый крупный и мощный водопад Эквадора, как по высоте, так и по объему воды (расход регулируется плотиной выше водопада).

16.11.16. Прошли Ойякачи, около 10 км. Саша и Стас (кат-1) не ходили, так как Саша потянул боковую мышцу. Все шли сходу, включая пороги у мостов. В одном из сливов

два ката заехали под бревно, Тамара получила по скуле, Игоря сбросило с судна. Купались, прыгали со скал в воду. Чалка в Кихосе на пляже после стрелки. Речка красивая, но в нашу среднюю воду с точки зрения сплава не очень интересная. Машина приехала раньше назначенных пяти часов, так что ждали совсем недолго. Саша и Стас пошли гулять по тропе инков, которая идет по левому берегу Кихоса. Выход на нее от подвесного моста в районе One-two bridge. Поднялись почти вертикально на триста метров по тропе в лесу. Лес не продувается, очень жарко. После подъема никакого желания идти по открытому солнцу вдоль реки не возникло. Вернулись назад. По дороге поели дикой ягоды моро.

17.11.16. Нижняя Косанга практически крикинговая речка. Очень красивая и спортивная. Вышли в Кихос и встретились с машинами, чалка ниже моста в городке Борха, там, где финишировали в первый день. Приехали в хостел не поздно. Собрались и на двух машинах переехали в Тену. Катамараны не сдували. Дорога заняла пару часов.

В Тене Родриго привез нас в гостиницу Парайсо и познакомил с хозяйкой сеньоритой Нормой (пожилая симпатичная женщина) и водителем-гидом Марко. Но первую ночь пришлось провести в другом хостеле, довольно душном и неудобном, в Парайсо нет свободных мест. Утром перебрались в хостел Парайсо к Норме. Очень хорошее место. Чисто, горячая вода, завтрак, отличный дворик. В Тене заметно жарче и влажнее, чем в Баэсе. Вода в реках теплее 20 градусов.

Гуляли по Тене. Тена большой город с довольно симпатичной центральной частью, ресторанами и магазинами. Мы обычно завтракали в гостинице, а ужинали в городе в разных местах. Больше всего понравился китайский ресторан около центра, от гостиницы километра полтора.

Расписание у нас было прежнее. Завтракали около восьми. В девять за нами приезжал Марко со вторым такси и вез нас на очередную речку.

18.11.16. Утром переехали в новый хостел. Юля и Алексей устроили себе день отдыха на берегу. Остальные, как выяснилось, устроили его на реке Хатуньяку. Красиво, но очень просто. К концу сплава заскучали сильно. На берегах реки индейские деревушки. Домики на сваях. Это уже не кечуа, основные обитатели Эквадора. Это индейцы из сельвы. Кечуа напоминают по сложению чурбачки: невысокие, широкие во все стороны. Эти индейцы также низкорослые, но более изящные и смуглые. Эквадорские кечуа по бытовой культуре практически европейцы, здешние индейцы более патриархальны по одежде и образу жизни.

19.11.16. Поездка на Рио Топо. Ехали и заранее радовались. Все имеющиеся у нас источники нахваливали эту речку. Ехать далеко и не дешево, по 100 долларов за машину. По дороге полиция впервые придралась к надутым катамаранам, их нужно было обозначить красной тряпочкой. Подъехали к устью Рио Топо и задумались. Воды мало, камней много. Марко советовал повернуть назад, что-то говорил про новую плотину. Но мы не послушались, а зря. Выгрузились, прошли меньше километра, уперлись в плотину. Дальше охрана не пускает, но и смысла нет, вода из реки уходит на турбину по водоотводному каналу, в русле остается очень мало. Адмирал поехал на попутке со сменным инженером искать машину. Ехать пришлось километров 20 до поселка Рио Негро. Вот здесь испанский язык очень пригодился, даже инженер (молодая симпатичная девушка) очень плохо говорит на английском, шоферы не знают ни слова. Для людей был зафрахтован пикап, а для катамаранов большой грузовик. Везти катамараны на пикапах местные категорически отказались, боятся полиции. Каты положили в кузов. Туда же добровольно сели Ваня, Стас, Игорь, Миша и Тамара, пообещав из кузова не высовываться. Вернулись в хостел в темноте.

20.11.16. Поехали на Ольин. По плану поездка на два дня с единственной на маршруте ночевкой в джунглях. Взяли с собой палатки, тент, два котелка, складную пилу и топорик. Из еды два обычных перекуса, на ужин рис с сублимясом (0.5 кг везли из России) и макароны с сосисками на завтрак. Ехали по хорошей дороге. Приехали. Речка выше

всяких похвал. Красивая и очень спортивная. Как потом мы поняли, надо было закладывать на Ольин три дня, два маловато для выполнения программы максимум. Ваня и Сергей Полевщиков (катамаран 5) прыгнули водопад. Опасным был старт перед водопадом. На старте Иван был вынужден выпрыгнуть в воду, чтобы катамаран не опрокинулся. Он залезал назад на судно на струе. Пришлось отстояться перед прыжком. Прыгнули удачно вышли на киле, но у Сергея порвался упор. Потому кувырнулись под водопадом. Поставили катамаран на киль сами. Зачет! Но к сожалению, потеряли много времени. Постановка страховки, разведка, починка, - все вместе, - заняли слишком много времени. Пошли вниз по реке около часа. О второй попытке прыгнуть с водопада не могло быть и речи.

Через пятнадцать минут очень динамичного сплава порог Пещера. Действительно, часть порога в пещере, в полутьме. Обработали порог. Прошли. Уже полтретьего. Еще минут через 40-50 порог с высоким сливом. Уже больше трех, солнце ушло. Из графика мы совершенно выбиваемся. Здесь совершаем тактическую ошибку. Бегло посмотрев порог, решаем его проходить, совершенно недооценив основную сложность порога. Первый катамаран идет без страховки. Уже когда он отчаливает, мне с берега становится ясно, что будет авария. Перед сливом мощная коварная бочка, она не даст правильно зайти в слив. Так и получилось, оверкиль. Катамаран забивает в негабаритную щель, а экипаж промывает сквозь нее на плес. Ликвидация последствий, обнос катамаранов по левому берегу, мелкий ремонт. На обработку порога нужно время, которого нет. В лоции указано, что единственная стоянка часа через два с половиной-три после этого порога. По этой причине пришлось запретить прохождение порога остальным экипажам и торопиться вниз.

После пяти на левом берегу нашли место, где можно поставить палатки. Место плохое, слишком близко к воде: если ночью пойдет дождь, то у нас могут быть большие неприятности. По всем описаниям в наши сроки паводки на Ольине обычное дело. Но выбора нет, в шесть стемнеет, а будут ли еще стоянки, не ясно. Возникла неожиданная проблема с дровами. Их много, но они не горят. Древесина очень плотная, не смолистая и еще, по-видимому, отсыревшая на ежедневных дождях. Не помогает плексиглас, не горят ни стружки, ни лучина. Дело решает насос. Дуем насосом в костер, тогда огонь горит, а еда готовится.

21.11.16. Выходим на воду в восемь часов. Продолжается напряженный сплав. Практически все идем сходу, смотрели бегло 1-2 порога. На берегах две-три полочки для стоянок, но они, как и наша, почти у самой воды. Стоянка Горенбурга единственное место, где можно стоять, не опасаясь паводка. До нее от старта часа четыре чистого ходового времени. За этой стоянкой река становится проще, появляются места для лагеря. Но работать и весьма интенсивно приходится почти до финиша. Проходим устье Хондачи, впадаем в Мисахуали. Ближе к пяти часам оказываемся на финише около моста в Puerto Misahualli. Все сильно устали. На завтра решаем выбрать речку покороче и попроще.

22.11.16. Выбрали Пиатуа, по справочнику 6.4 км порогов, международный класс 4. Выбирать Пиатуа для отдыха было ошибкой. Заехали сначала на финиш. Река широкая, спокойная, база отдыха, пиво, рафты, каяки. Вверху виден густой лес высоких камней. Приехали на старт. Не торопясь, собрались. Кое-кто попрыгал со скалы в воду. Марко тоже прыгнул пару раз. Речка маленькая, впереди виден не сад, а джунгли высоченных камней, уклон щадящий. И тут началось. Уклон резко вырос через пару сотен метров,  впал большой приток, каменные джунгли продолжались до самого финиша. То есть, с одного моста виден вход в них, а с другого выход. Так больше 15 км. Никакого ослабления посередине. Шли все практически без разведки и страховки. Каждый сам по себе. Подстраховывали друг друга в трех-четырех местах. Но это страховка по типу «я тебя вижу». Более эффективную страховку не выставить, речку толком не просмотреть. Она широкая, проход по лабиринтам камней, который с берега не просматривается и не страхуется, уловов между лабиринтами мало. Такой жесткий слалом был для всех

новинкой. Кувырнулись катамараны 1 и 5. Катамаран 5 решил объехать сидящих на мели и ушел в негабаритный лабиринт. Катамаран 1 кувырнулся в высоком сливе, неудачно заходя в него. Катамаран 4 получил тяжелые повреждения каркаса, на катамаране 3 Тамара травмировала колено, а Михаил потянул мышцу. Экипажу катамарана 2 тоже досталось. Приплыли на финиш после пяти часов. Уже подумывали, что будем делать в темноте. Питьевая вода кончилась на жаре еще днем. Потому на финише жадно пили холодные напитки, купленные в местном ларьке.

23.11.16. Решили завершить сплав прохождением Верхней Мисахуали. Пошли три ката из пяти. У Стаса болят коленки, Алексей травмировал больную ногу и катамаран у них с Юлей не в сплавном состоянии. Перепад в секции 300 м на 10 км. Прошли около трех км, крикинг похожий на Пиатуа, но воды совсем мало и сил после трех дней бешеной работы не много. Нашли выход от реки к дороге и окончили сплав. Тамара с Мишей пошли ловить машину, остальные разбирают и сушат суда. Тамара и Миша на попутках доехали до хостела, вывали такси-пикап. Тамара поехала за оставшимися ребятами. Сборы и прощальный ужин в любимом китайском ресторанчике.

24.11.16. Сплавная часть путешествия закончена. Утром уезжаем из Тены. Группа делится по интересам. Игорь Морозов, Сергей Николаев и Иван Сумароков едут в Кито. Они хотят посмотреть город, а 25-го у них уже самолет. Тамара, Саша, Михаил, Стас и Сергей Полевщиков едут в Баньос. Юля и Алексей решают на день задержаться в Тене и поплавать на каяках, потом собираются в Баньос вслед за первой пятеркой. День у них получился удачный, прошли с гидом и группой каякеров Хатуньяку, которую пропустили в первый день в Тене. Тамара, Саша, Михаил, Стас и Сергей приехали в Баньос, заселились в отель (10 долларов за ночь), съездили на автобусную экскурсию по окрестностям и на водопад Котел Дьявола. Водопад впечатлил.

25.11.16. Игорь, Сергей Николаев и Иван после обеда 24-го и до обеда 25-го погуляли по Кито, а вечером улетели домой. Юля и Алексей поплавали на каяках по Хатуньяку и погуляли еще по Тене. Пятерка неугомонных пошла в трекинг на вулкан Тунгурауа, потом отправила катамараны багажом в Кито. Вечером в темноте пошли на горячие источники, где встретили Юлю и Алексея. После купания в источниках посидели в ресторане недалеко от них, послушали национальную индейскую музыку. Зажигательно. В ночь пятеро уехали на вулкан Килатоа, Алексей и Юля остались в Баньосе. Приехали в Килатоа в полночь, заселились в гостинице рядом с кратером. Гостиницу зафрахтовали заранее на Букинге. И правильно сделали.

26.11.16. Посмотрели лагуну Килатоа. Очень красиво. Пообедали, уехали в Латакунгу. Там купили билеты на 9 вечера на Манту. До автобуса сидели в кафе.

27.11.16. В шесть часов утра были в Манте. Сразу же пересели на автобус до Пуэрто Лопес. Там нашли дорогую и отличную гостиницу Виктор Гюго (28 долларов с завтраком за сутки) прямо на берегу Тихого океана. Алексей и Юля подтянулись к вечеру, но поселились в другой гостинице. Поплавали в океане. Записались на экскурсию на Исла де ла Плата. Сходили в город, поели, потом опять поплавали. День пассивного отдыха.

28.11.16. Экскурсия на остров Исла де ла Плата. Плавание по океану. Видели близко двух горбатых китов. На острове строжайший заповедный режим. Олуши голубые и красные, фрегаты и прочие птицы. Пробовали снорклинг. Большие черепахи, красивые рыбы. Вечером после ужина сели в автобус и поехали в Кито.

29.11.16. Приехали часа в 4. Встретились в автобусном терминале с Юлей и Алексеем. Они завтра улетают. Проехали в город. Посмотрели отель за 10 долларов, не очень. Но Юля и Алексей в него заселились. В это время Стас совсем рядом нашел другой отель в ту же цену, но на порядок лучше. Старое колониальное здание, пафосный холл, большие номера, чистенько и уютненько, почти в центре. Называется Hostal Juana de Arco на улице Гуаякиль, около площади Сан Доминго. Выспались, позавтракали. Погуляли по городу. Посмотрели великолепный готический собор Дель-Вото-Насиональ. Поднялись на  канатке (Фото 8). Посмотрели Экватор. На Сашу прямо в центре города напал грабитель,

сорвал сумку с деньгами и паспортом с плеча. Но убежать не успел. Адмирал его успел схватить и сумку отобрал. Все было очень быстро, грабитель профессионал своего дела. Спасла хорошая реакция.

30.11.16. Встали рано, в 6.20 вышли из гостиницы, Тамара, Саша и Миша поехали на кратерное озеро Куикочи. Погуляли там. Вернулись. Сходили в музей. Съездили втроем на терминал Китумбе, забрали багаж. Грузовой терминал был закрыт. Пригодилось хоть какое-то знание испанского. Уговорили за чаевые в 10 долларов приемщицу выдать нам багаж после закрытия терминала. Сергей и Стас гуляли по городу. Вечером прощальный ужин с ромом.

1.12.16. Съездили на рынок за сувенирами. Побродили по городу. После обеда поехали в аэропорт на заказанном микроавтобусе за 30 долларов. В аэропорту была неразбериха с багажом. LAN отказался брать негабарит. Пришлось его оформлять через Иберию, благо рейс общий. Пригодился часовой запас по времени, с которым мы прибыли в аэропорт. Вылетели по расписанию в Гуаякиль, оттуда в Мадрид. Багаж в Кито регистрировали москвичи до Москвы, новосибирцы до Новосибирска.

2.12.16. Приземлились в Мадриде почти по расписанию. У Тамары есть шенгенская виза, и она отправилась в Прадо, погуляла по Мадриду. Остальные четверо кисли восемь часов в аэропорту до посадки на рейс до Москвы.

3.11.16. Около шести утра приземлились в Домодедово. Путешествие завершено.

Выводы и рекомендации

Пройден интересный маршрут в новой для нас стране. Маршрут соответствует 6 категории сложности. Опыт группы позволил его пройти без большого напряжения. К шестой категории сложности можно отнести реку Пиатуа, первую секцию Кихоса Чизхаус, верхнюю часть пройденного участка реки Ольин. Достаточно сложны также Косанга и вторая секция Кихоса. Хатуньяку на порядок проще. Ойакачи по малой воде также заметно проще остальных речек

Ольин, Кихос и Косангу можно настоятельно рекомендовать тем, кто будет сплавляться в Эквадоре на катамаранах. Для любителей жесткого слалома Пиатуа будет также весьма подходящей речкой, если вода в ней будет средней или повыше. При более высоком уровне воды, чем был у нас, для таких же любителей слалома можно рекомендовать и Верхнюю Мисахуали.

Если планировать полное прохождение нашего участка Ольина, то лучше заложить на это три дня. Тогда можно будет обработать водопад под мостом и порог с высоким сливом. На остальные речки одного дня было достаточно.

Практически весь маршрут, кроме двух верхних секция Кихоса, мы шли в следующем режиме. Впереди самый сильный экипаж. Он причаливал для просмотра только, если линия движения не читалась с воды. Что делалось совсем не часто. Такая тактика была обусловлена не только тем, что по перечисленным рекам отсутствуют подробные описания, но и береговой обстановкой. Ходить по тропическим зарослям практически невозможно. Но здесь надо обратить внимание на опыт нашей группы. В соответствующей таблице перечислены только походы последних лет. Все участники группы ходят сложные маршруты (или участвуют в соревнованиях) регулярно. Кроме того, все поддерживают свою физическую подготовку на хорошем уровне.

Погода во время сплава была оптимальной. Вода была средней. Паводков не было.

Под сильные дожди мы попадали два раза за две недели.

Регион обладает развитой инфраструктурой для туризма (дорогами и гостиницами). Дороги и доступный транспорт позволяют планировать сплав с переездами между реками.

Темнеет в Эквадоре сразу после 18 часов. Потому сплав надо начинать пораньше.

Если планировать несколько ночевок на природе, то газовые горелки будут не лишними.

О снаряжении

Мы брали обычное для сплава по сложным рекам снаряжение. Проверенные в походах суда, на каждом из них два запасных весла, спасконец-морковка, чалка, обвязка. На группу брали запасной спасконец. Альпинистское снаряжение на маршруте не нужно. В рациях нет особой необходимости.

Если говорить об индивидуальном снаряжении, то можно обойтись без гидрокосюма. У нас один человек его вообще не брал. Почти все перестали его надевать после 3-4 дней сплава.

Мы сэкономили на лагерном снаряжении, так как планировали только 1-2 ночевки на природе. Брали два котелка, топорик Fiscar 0.5 кг и складную пилу 0.4 кг, небольшие палатки, самые легкие спальники, минимум теплых вещей.

Обязательно надо включать в снаряжение солнцезащитный крем (достаточно 30) и темные очки.

При описанном стиле хождения всю раскладку можно закупить на месте. На группу мы брали стандартную аптечку и обычный групповой ремнабор.

Полезные точки ГПС

(даны в порядке нашего прохождения этих точек)

Номер

0°26'7.48"Ю, 77°57'52.36"З

Кихос, порог Ключевое место

0°26'25.62"Ю, 77°57'38.18"З

Кихос, начало осмотра порога у Насосной станции

0°26'43.59"Ю, 77°57'33.72"З

Кихос, порог у насосной станции

0°26'39.11"Ю, 77°57'25.97"З

0°18'51.94"Ю, 77°49'55.61"З

Бревно на Оякачи

0°19'21.68"Ю, 77°48'46.18"З

Оякачи, порог около подвесного моста

0°19'20.62"Ю, 77°47'31.42"З

Оякачи, порог перед устьем (автомобильный мост)

0°30'19.98"Ю, 77°52'37.92"З

Старт нижней части Косанги

0°29'37.91"Ю, 77°52'10.94"З

Косанги, порог

1° 4'58.74"Ю, 77°56'58.97"З

Старт на Хатуньяку

1° 4'29.43"Ю, 77°53'48.59"З

Хатуньяку, пляж около индейской деревушки

1° 2'36.75"Ю, 77°47'35.07"З

0°41'45.18"Ю, 77°43'48.72"З

Старт на Ольине

0°42'44.29"Ю, 77°43'47.95"З

Ольине, порог с высоким сливом

0°43'51.03"Ю, 77°42'36.46"З

Наш лагерь на Ольине

0°46'23.75"Ю, 77°41'16.90"З

Ольине, лагерь Горенбурга

0°56'50.87"Ю, 77°45'0.99"З

Ольин, финиш у моста за его устьем

1°14'41.71"Ю, 77°53'23.67"З

Финиш сплава по верхней Мисахуали

Обзорная карта.

Отчет о водном путешествии 6 к.с. по Эквадору

Карта 1. Карта района путешествия (фрагмент карты "http://www.mapsfinder.ru/maps/maps_of_south_america/maps_of_ecuador/large_detailed_physi" rel="nofollow" cal_map_of_ecuador.jpg). Для масштаба, расстояние между Кито и Баэсой примерно 75 км.

Ключевые названия выделены синими овалами.