15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Автор: Александр Лифанов (Москва)

1. Справочные сведения:

Средства сплава - 4-х местные катамараны
Район проведения похода - Гиссаро-Алай, Таджикистан
Нитка маршрута:
г.Москва – г.Душанбе – к.Гускеф – справ по рекам Арху и Мардай-Миена до к. Ромит – к.Канязь-Поен- сплав по рекам Канязь и Сорбо до к. Ромит – сплав по реке Кафирниган до форелевого завода – 63 км. шоссе Душанбе – Анзобский перевал – сплав по реке Варзоб – Душанбе – Нурек – Душанбе - г.Москва
Условия проведения похода - вода, характерная для времени проведения похода.
Адрес хранения отчета Библиотека МГЦТК
Поход рассмотрен МКК МГЦТК

1.2. Список группы

Судно № п/п Фамилия имя отчество, разряд, звание Год рождения Туристская подготовка
Катамаран  1 1 Лифанов Александр Валентинович МС, ст. инструктор 1957 Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу, Казан-Коксу – 6Р, Шавла, Сумульта, Башкаус-Чулышман, Туполанг, Китой-Онот, Чорох  – 5Р
2 Палагута Константин Алексеевич МС, инструктор 1949 Ойгаинг-Пскем -6р, Чарын, Чон-Кемин, Чилик; - 6у, Бий-Хем – Улуг-О, Жом-Болок – Ока – 5Р
3 Тройков Михаил Александрович КМС, инструктор 1958 Чилик, Чон-Кемин, Кекемерен, Матча, Обихингоу –6у, Жом-Болок – Ока, Китой –Онот, Чорох  – 5у
4 Гарькавый Сергей Иванович КМС, инструктор 1954 Чаткал, Чилик, Чон-Кемин, Матча, Обихингоу –6у, Казан-Коксу, Туполанг  – 5у
Катамаран  2 5 Великанов Юрий Аркадьевич МС, ст.инструктор 1948 Чилик, Ойгаинг-Пскем - 6р, Бий-Хем, Жом-Болок-Ока - 5р, Кекемерен, Чаткал – 6у
6 Башкирова Ирина Михайловна МС, инструктор 1967 Кекемерен –6у, Чаткал, Башкаус-Чуя, Чон-Кемин, Жом-Болок – Ока, Бий-Хем – Улуг-О, Чорох - 5у
7 Савин Алксандр Александрович 1р 1952 Кекемерен, Мал.Нарын – Нарын, Обихингоу – 6у, Бий-Хем, Китой, Чилик, Чорох – 5у.
8 Граве Александр Николаевич 1р 1953 Кекемерен – 6у, Хара-Мурин – Снежная, Ока – 5у

1.3. График движения

Дата Дни пути Участок Способ передвижения Активно (км)
10.08   Москва – Душанбе Самолет

16.08 6 Сплав до к.Хушон Сплав 18
17.08 7 Сплав до устья р.Сардай-Миена Сплав 9
18.08 8 Заброска на реку Канязь автомобиль
19.08 9 Сплав по реке Канязь до р.Ханако Радиальный выход на водопады Сплав Пешком 7 15
20.08 10 Сплав по реке Сорбо до к.Сорбо Сплав 18
21.08 11 Сплав по реке Сорбо до Ромита Сплав по реке Кафирниган за к.Ромит Сплав Сплав 25 5
22.08 12 Сплав по реке Кафирниган за р. Ес Переезд на реку Варзоб Сплав Автомобиль 15
23.08 13 Сплав по реке Варзоб Антистапель Сплав   15
24.08 14 Переезд на Нурекское водохранилище Автомобиль Катер
25.08 15 Радиальный выход в горы Пешком 20
26.08 16 Переезд в Нурек Переезд в Душанбе Душанбе – Москва Катер Автомобиль Самолет

2. Содержание отчета
2.1. Общая смысловая идея похода

Группа, совершившая этот поход относится к категории возрастных. Средний возраст участников перевалил за полтинник. А из этого следует, что и физические кондиции участников уже не те, что были двадцать лет тому назад, и пройдено уже столько, что найти что-то новое и одновременно посильное уже не просто. Иными словами, на рядовой пятерке нам скучно, а на супер шестерке – физически тяжело. Резюмируя изложенное, необходимо было найти маршрут, где никто, или по крайней мере большинство из нас не был, желательно без волока или с минимальной пешкой и чтобы было по возможности тепло и комфортно. Естественно, при таких условиях надо выбирать маршрут либо в южных районах когда-то огромного СССР, либо за пределами его.  Если бы не были ограничены в финансовых средствах, выбор бы был проще – Белый Нил, верховья Амазонки, реки Новой Зеландии и Мекка экстремалов – Непал и Тибет. Однако, цена нормального похода с учетом перевозки снаряжения туда начинается с 2000 USD, а ограничения сверху нет. Можно, конечно, пойти еще раз в Турцию, где мы были в прошлом году. Поход туда обходится даже дешевле, чем в Сибирь, но это надо делать не позднее июня по условиям водности, а отпуска у всех уже спланированы на август-сентябрь.

Еще раз просмотрев затертый до дыр старый перечень маршрутов СССР и книжку Фурнэ о походах в Средней Азии, мы остановились на Кафиргигане и его притоках. Это было вызвано рядом причин.

Во-первых, в свое время все мы перепрыгнули через этот маршрут, перейдя с Саянских и Алтайских пятерок на Среднеазиатские шестерки. Четверочные с элементами шестой Сорбо - Кафирниган  и Сардай-Миена – Кафирниган не давали полноценного по тем временам месячного похода, а переезды с реки на реку, мягко говоря, не приветствовались, да и найти транспорт для переезда было достаточно тяжело. Тогда нам казалось, что бессмысленно оформляться на шестую категорию сложности, а в зачет получить четверку. К тому же проблемы с посещением заповедника. Лучше уж выбрать любую беспроблемную шестерку поблизости от Душанбе, благо их много.

Во-вторых, после распада СССР в Таджикистане царили война и разбой. Только альпинисты и горные туристы рисковали ходить на Памир в район пиков Ленина и Коммунизма, забрасываясь туда из Киргизии, так как в этом случае вероятность быть остановленным и ограбленным была минимальна. Так продолжалось более 10 лет. Сейчас война закончилась, центральная власть укрепилась и худо-бедно обеспечивает законность и безопасность жителей. За последние два года довольно много групп сходило в Таджикистан без проблем, что позволяло сделать вывод о нормализации обстановки в регионе.

В-третьих, заброска на притоки Кафирнигана теперь предельно проста – несколько часов машиной из Душанбе. Причем, поскольку дорога идет вдоль реки на всем протяжении маршрута, машина может сопровождать группу, что, в свою очередь, дает возможность группе идти на разгруженных судах и не очень заботиться о ежедневном выборе стоянок, предпочитая базовые лагеря. Наличие машины упрощает и делает более эффективными предварительные просмотры участков сплава, когда капитаны вечером просматривают участок сплава, намеченный на завтра, маркируя и запоминая места зачалок для детальных просмотров и страховок.

В-четвертых, нам не удалось найти сведений о группах, проходивших Кафирниган с притоками полностью или частично в августе. То есть перед нами был чистый лист в смысле препятствий и полное отсутствие адекватной лоции, что само по себе интересно. Кроме этого за более чем 10 лет с последнего прохождения маршрута препятствия могли (или даже должны) были измениться.

В результате была сформулирована цель похода – пройти по возможности полно интересную в спортивном смысле часть Кафирнигана и его притоков, оценить возможность прохождения истоков и притоков Кафирнигана по  летней воде, составить по возможности хорошее техническое описание маршрута и, тем самым, способствовать возрождению сплава по Сорбо и Сардай-Миене, когда то одному из самых популярных маршрутов туристов водников СССР. Ну, и кроме того, естественно отдохнуть на природе, в охотку полазить по горам, позагорать и покупаться, с ухмылкой вспоминая о дождливой Московской "зеленой зиме", оценить изыски местных садов и огородов.

2.2. Организация путешествия

Учитывая опыт предыдущих групп, забрасывающихся на маршрут через Душанбе,  мы обратились к Дмитрию Мельничкову, представляющую фирму "Авиатранс". Фирма в основном занимается продажей авиабилетов, но существует и побочный заработок – организация трансферов для таких групп, как мы. В Душанбе, по слухам, есть и другие фирмы занимающиеся приемом туристов, но они в основном принимают горнолыжников, охотников и альпинистов, причем чаще всего из дальнего зарубежья. Выйти ни на один сайт фирмы, которая бралась бы осуществить трансфер группы в горы  и сопровождение сплава автомобилем, нам не удалось.

Впрочем, связи с Мельничковым по почте (dmelnichkov@hotmail.com) оказалось достаточно. Связаться с ним можно и по телефону  992 – 37 – 226 – 28 – 74  (226 – 28 – 75,  226 – 10 – 38), но сам Дмитрий в офисе бывает крайне редко. Если его нет, то можно спросить Ирину Амбицкую, которая в свою очередь может передать всю информацию Дмитрию.

Для легализации на территории Таджикистана требуется регистрация в ОВИРе, для чего нужна одна фотография и 30 долларов с каждого члена группы, плюс еще один доллар в день с каждого в качестве экологического сбора. Получив эти две бумажки, вы смело можете смотреть в глаза любому милиционеру. Внимание! Оформить эти документы в воскресенье невозможно – ОВИР закрыт, поэтому приезжать лучше в будний день.

Мы решили, что неплохо бы было, чтобы нас сопровождал автомобиль, так как это сильно упрощает выбор мест для стоянок и делает некритичным выбор продуктов. Машина с водителем в Таджикистане обходится в 35 долларов в день. Отдельно оплачивается бензин и группа обязана кормить шофера. Цена на бензин и солярку приблизительно равна Московской, с тем условием, что в Таджикистане бензин бодяжат всякой гадостью и предпочтительней заправляться в Душанбе или в его окрестностях. Для переезда с Сардай-Миены на Канязь мы также заказали машину для перевоза катамаранов, чтобы сэкономить день на разборке – сборке судов.

О продуктах заботиться практически не надо. В Душанбе невозможно купить только то, с чем есть проблемы в Москве, то есть сублимированные продукты, отдельные виды супов и т.п. Использование сопровождающей машины позволяет полностью отказаться от подобных изысков, а все остальное есть в изобилии. Цены в Душанбе не сильно отличаются от Московских цен.

До Душанбе из Москвы можно добраться либо на поезде, который стал ходить регулярно (варианты с пересадками не рассматриваются), либо на самолете. Поезд – это более четырех суток в вагоне, напоминающем о гражданской войне в 20-х годах прошлого века. Вы вряд ли выберете этот вариант, если Вы не мазохист. С самолетом проще. Есть две авиакомпании, осуществляющие рейсы Москва – Душанбе "Домодедовские авиалинии" и  "Точикистон". Цены на билеты в них приблизительно одинаковы, причем Москва – Душанбе стоит дешевле, чем Душанбе – Москва. Если вы берете билеты месяца за два до полета, то перелет туда и обратно обойдется в 12,5 – 14 тысяч рублей, если за месяц, то в 16 тысяч рублей, а если вылетаете через неделю, то 22 – 28 тысяч рублей.  Багаж свыше 20 килограмм обойдется вам в 2 доллара за килограмм перевеса. Негабаритные весла и рамы катамарана принимают без проблем.

Кстати, о багаже. Отправить багаж из Москвы в Душанбе поездом или автомобилем нам не удалось, хотя в принципе это возможно. Отправить багаж из Душанбе в Москву можно только с сопровождающим из-за таможенных препонов. Если вы посчитаете разницу между оплатой в самолете за перевес (10 – 15 килограмм на человека) и стоимостью отправки груза на поезде, то становится ясно, что заморачиваться с железной дорогой не стоит. Однако, при перевозке багажа самолетом надо быть внимательным. Нас предупредил Дмитрий Мельничков, что частенько груз пассажиров самолетов, прилетает не с ними, а значительно позднее. Это объясняется двумя причинами. Первая - авиакомпания грузит на рейс коммерческий груз, требующий срочной доставки, за плату, а уже оплаченный груз пассажиров оставляет до того времени, когда не будет коммерческого груза. Вторая, вместо запланированного ТУ-154 компания посылает более экономичный Boeing 737, который при равной загрузке пассажирами груза берет значительно меньше. В результате компания получает сверхприбыль, практически ничем не рискуя, а вы – проблемы, испорченный отпуск и хамское отношение. В представительстве "Домодедовских авиалиний" подобную политику с негодованием отмели, после чего наш багаж в самолет не погрузили. Добиться того, чтобы наш багаж летел вместе с нами, а не когда-нибудь потом, стоило нам большого количества нервной энергии, три с половиной часа непрерывной ругани с постоянно врущим представителем авиакомпании. Уже в Москве мы узнали, что в июле 2006 года в Душанбе состоялся суд, где ответчиком выступали "Домодедовские авиалинии" по поводу недельного и более опоздания багажа пассажиров рейса Москва – Душанбе. Юрист авиакомпании без зазрения совести заявил, что неделя – это разумный срок запаздывания багажа. Не знаю, чем окончился , но даже, если авиакомпания будет признана виновной, компенсация может составить мизер – какой-то процент от 20 долларов за килограмм груза, а отпуск будет испорчен начисто. Заметим, что на рейсе Душанбе – Москва багаж доставляется без задержек.

Вещи, которые вам будут не нужны в походе или при осмотре города, вы можете смело оставлять в камере хранения Душанбинского аэропорта за 3 сомони (24рубля) в сутки за место. Такси может стоить от 8 сомони за машину в пределах города, до 10 сомони с носа за поездку в Нурек или Ромит.

Поселиться в гостиницу в Душанбе не проблема. Недалеко от вокзала две гостиницы уровня одна - две звезды "Душанбе" и "Вахш". Номер в каждой из них обойдется в 10 – 14 долларов в день.

Для подготовки похода мы использовали отчеты из библиотеки Московского клуба туристов №№ 4536, 4826, 5190, 5330. Отчеты были нами отсканированы и переданы на сайт Tlib.ru для дальнейшего использования всеми туристами. Мы считаем, что это лучшая общественная работа в интересах Московского клуба туристов, которую мы могли сделать на этапе подготовки своего похода. Топографические карты брались по адресу www.vir.nw.ru/maps/tjk/index.htm.

2.3. Краткая характеристика района путешествия

В этом кратком обзоре мы не пытаемся дать описание всего Таджикистана, слишком разнообразного и самобытного. Здесь не будет сравнительной характеристики туристических возможностей этого района по сравнению с другими. Мы просто приводим информацию, которая может быть полезна при выборе именно этого района.

Наш маршрут проходил в Кухистане – горной области Таджикистана, размещенного между Матчинским высокогорным узлом на востоке и Кштут-дарьей на западе, Гиссарским хребтом на юге и Туркестанским хребтом на севере. Хребты в районе похода относительно невысокие, как правило, около 3000 метров. В то же время отдельные острые вершины могут быть значительно выше – около 5000 метров. На склонах хребта много  ледников длиной от 0,5 до 3 километров. Склоны хребтов развиты по разному – северные короткие и крутые, южные длинные и сильно расчлененные.

Для этого района, как впрочем и для всего Таджикистана, характерны высокая сейсмичность, лавиноопасность и селеопасность. Землетрясения  силой более 5 баллов случаются практически ежегодно, вызывая оползни и завалы. Так же ежегодно случаются и сели большей или меньшей силы. В долинах рек Сорбо и Сардай-Миены зимой обычно ложится снеговой покров метровой глубины, что необычно, исходя из широты местности и относительно невысотного расположения этих долин. Бурное таяние снега начинается в мае, вызывая при таянии сильный, а порой и катастрофический, паводок. Все эти факторы не могут не учитываться туристами при подготовке путешествия. Нельзя полностью полагаться ни на одну достаточно старую лоцию, либо просто при планировании сплава весной или в начале лета.

Климат в указанном районе резко континентальный. Относительно холодная (до 20 градусов мороза) зима сменяется короткой дождливой весной (конец апреля – начало мая), а после этого следует сухое и жаркое лето, которое тянется до начала октября практически без дождей. Заметим, что верховья Сорбо и Сардай-Миены и здесь, как и в случае со снеговым покровом, являются исключением в Таджикистане, поскольку летом здесь не редки послеполуденные короткие (до часа по продолжительности) дожди и грозы. В октябре небо становится более облачным, но дожди быстро сменяются теплыми и погожими днями.

Питание рек в верховьях Кафирнигана в основном относится к снего-ледниковому и лишь малые притоки имеют в основном дождевое питание. Значительный суточный перепад температур (до 30 градусов) обуславливает заметные суточные колебания уровня воды, как притоков, так и крупных рек. Разница уровня воды составляет обычно 15 – 20 сантиметров, но в узостях и порогах колебание уровня воды может достигать до полуметра, что позволяет группе при желании выбирать оптимальное время для прохождения препятствия.

Как и в других районах Таджикистана, в долинах рек Сорбо и Сардай-Миены ветер утром дует с гор в долину, а в послеобеденное время – из долины вверх по реке, причем в последнем случае ветер может достигать значительной силы. Есть и еще одно характерное для района явление "афганец", то есть горячий южный ветер, несущий из гор Афганистана пыль и песок. Это проклятье для низовий Кафирнигана и Душанбе, где "сгорают" сады и огороды, становится душно, отменяются авиарейсы. Однако, летом в верховьях Кафирнигана это явление воспринимается как подарок природы – солнце закрыто пеленой пыли и не так жарко.

Долина Кафирнигана и долины его притоков хорошо освоены людьми. В нижней части Сорбо и Сардай-Миены кишлаки встречаются каждые 6 – 8 километров. Почти все мало-мальски ровные и заросшие площадки у реки давно поделены и обнесены заборами, что, впрочем, не мешает туристам договориться с хозяином конкретного огорода о ночлеге на его участке, причем бесплатно. Проблема одна – с дровами. Не то, чтобы проблема стояла очень остро, но если есть возможность запастись лесиной при просмотре или отпилить плавник на берегу, то стоит это сделать. Кстати, мы советуем брать группам с собой полноценную пилу и топор, поскольку местные жители отпиливают в основном ветки, а толстый ствол или пеньки высотой до метра бросаются на месте.

На Кафирнигане от Ромита до форелевого хозяйства (реки Ес) свободных мест, удобных для стоянки практически нет. Ночевать можно на территории баз отдыха за умеренную плату. Иное дело верховья рек. Здесь расположено довольно много пасек, а совсем высоко в горах расположены летние пастбища скота. Мест для установки лагерей достаточно, с дровами проблем нет. Особенно хороши стоянки на другом от дороги берегу. Это не означает, что на вашей стоянке не будет посторонних, так как через реки перекинуто достаточное количество тросов, позволяющих попадать местным жителям в любую точку речного берега для рыбной ловли и сбора дров. Мы были первыми туристами за пятнадцать лет, поэтому отношение к нам было достаточно тактичным. У нас не пропало ничего! При этом, когда мы оставляли катамараны без присмотра в шести – восьми километрах от базовых лагерей (естественно, сняв от соблазна все спасконцы), местные водители лишь сокрушенно  качали головами на наше легкомыслие. Поступать таким же образом тем, кто пойдет за нами, мы советовать не решаемся. Вообще же отношение местных жителей было чрезвычайно радушным. Лепешки, фрукты и овощи, мед и кислое молоко – все это дарилось нам от чистого сердца в каждом кишлаке, где мы останавливались. Единственно, что мы купили на маршруте – барана, причем за смешные по российским меркам деньги.

Животный мир района похода когда то был необычайно богат. Залогом это был Ромитский заповедник, занимающий более 16 тысяч гектаров. После распада СССР, когда по Ромиту и другим кишлакам гуляли тинейджеры с автоматами и было полное беззаконие, большинство животных в заповеднике было выбито. Местные жители и сейчас активно охотятся и ловят рыбу, невзирая ни на какие запреты. В горах до сих пор отстреливают кабанов и медведей, причем сами местные жители их не едят по мусульманской традиции, но сдают их на переработку либо меняют у русских на бензин. Аналогично поступают и с выловленной форелью, сдавая ее в рестораны. Объектами охоты являются также сурки, зайцы, дикобразы и куропатки, объектами рыбалки – маринка и горный усач. На тропинках и у ручьев реально столкнуться с гюрзой, других змей практически нет. Остальные животные настолько редки, что встретить горного козла и барана большая удача.

Отдельно скажем о насекомых. Осенью никаких кровососущих, как правило, уже не бывает. Но в августе в нескольких местах стоянок вечером мы подверглись массированной атаке мошки, причем настолько мелкой, что глаз ее не видит, а ухо не слышит. Тем не менее, на следующий день вся группа истово расчесывала многочисленные зудящие места укусов.

Растительный мир района очень разнообразен. Много плодовых деревьев и кустарников, причем, как домашних в заброшенных садах, так и диких. Яблоня, алыча, груша, абрикос, грецкий орех, ежевика, барбарис, инжир, шиповник, фисташка и горький миндаль встречаются повсеместно. Компоты и варенье можно готовить на маршруте практически ежедневно. В верховьях рек встречаются березовые рощи с вековыми деревьями. Несмотря на засушливое лето, по берегам ручьев можно найти золотой корень, зверобой, душицу, мяту. Весной, вблизи отступающего снега можно с успехом собирать грибы. Это можно делать и летом, если подняться по крутым распадкам под ледник.

Раньше для посещения заповедника требовалось получить разрешение компетентных органов. Заповедник существует и сейчас. Автотранспорт и экспонаты музея растащены, работа в заповеднике практически не ведется по причине отсутствия финансирования. Хочется надеяться, что когда-нибудь он вернет себе былую славу, но по всему видно, что это будет очень не скоро. Если при въезде в Таджикистан вы заплатите экологический сбор в размере 1 USD за один день за каждого человека, то сможете посещать любые заповедные места с чуством выполненного долга.

В административном отношении поход проходил по Ромитскому району, отделенному от других районов Таджикистана своим КПП и шлагбаумом. Но КПП остался скорее как память о войне, когда в Ромите были сосредоточены силы исламской оппозиции центральной власти. Была настоящая война с артиллерийской перестрелкой и бомбежками. Для того, чтобы помешать вводу в район тяжелой техники, были взорваны мосты через реки. Сейчас об этом напоминают остовы разбитых зданий и сооружений. Мосты в основном восстановлены, кишлаки отстроены заново, в зонах отдыха идет реконструирование старых сооружений и строительство новых. В горах неспешно восстанавливаются старые производства – золотые и угольные штольни, что заставляет хозяев этих предприятий поддерживать дороги в приличном состоянии.

Автомобильный транспорт является основным в Таджикистане. Железная дорога практически полностью захирела, а авиация не пользуется популярностью по причине дороговизны. Автобусное междугороднее сообщение в Таджикистане также практически отсутствует. Однако, частные автомобильные перевозки переживают бум. В различных районах Душанбе спонтанно появились площадки, на которых собираются владельцы автотранспорта, готовые отвезти вас куда угодно. Так, до Хорога с двумя водителями машина гарантированно доходит за 18 часов. Цена на трансфер договорная, но для россиян вполне приемлемая. Цена на бензин практически такая же, как в России и, как в России, она постоянно растет. При желании можно договориться с водителем, чтобы он сопровождал группу, но в этом случае туристы обязаны его кормить и оплачивать горючее по мере необходимости. Наиболее популярны для перевозки людей ГАЗ-24 (везет до 5 пассажиров и 4-5 мешков в не закрывающемся багажнике) и УАЗ "буханка" (везет столько, сколько набьется – 15 человек и более) без верхнего багажника, ставить который запрещают местные правила. Среди грузовиков популярны бортовые ЗИЛ-130 и ГАЗ-51 с газовым оборудованием, но можно встретить и ГАЗ-66. Иногда возят и на других автомобилях, в том числе на относительно редких иномарках. Заправок много в Душанбе и на памирском тракте. В провинции, даже в относительно близком Ромите, купить горючее большая проблема, так что выезжая из столицы надо залить бензобак машины по пробки. Естественно, что нанимая машину необходимо заранее договориться обо всем с водителем, иначе, как и других восточных странах, он будет пытаться содрать с вас что-нибудь сверх договоренной оплаты. В нашем случае таксист с воплями пытался кроме оговоренной платы получить еще и за перевозку груза в багажнике, на что получил твердый отказ.

Планируя маршрут с началом в Душанбе можно не заботиться о закупках продуктов в Москве. Все можно купить на месте по московским ценам, исключая разве что сублимированные продукты. Любые крупы, макаронные изделия, колбасы, сыры, консервы продаются на импровизированных рынках около вокзала, а также вблизи гостиницы Вахш. Хлеб, а точнее лепешки, можно приобрести, а чаще получить в подарок, у жителей кишлаков. Валюту лучше менять в обменных пунктах. Курсы разнятся, но очень мало, поэтому можно менять практически в любом. В кишлаках тоже кое-что по мелочи можно докупить – соль, сахар, овощи. При удаче можно купить и барана на шашлык. Большой баран обойдется в 30 – 40 USD. Вообще говоря, деньги можно и не менять и платить русскими, но в этом случае проигрыш будет 20 процентов, так как при курсе 1 сом за 8 рублей вам придется платить 10 рублей за 1 сом. Доллары США ходят наравне с российскими рублями. Так как курс рубля к USD в Душанбе практически полностью соответствует московскому, брать с собой рубли или доллары безразлично.

Район похода посещался туристами-водниками с 1971 по 1990 годы и долгое время, наравне с Чаткалом был одним из самых популярных маршрутов Средней Азии. Большую роль в популяризации района внес Фурнэ из Самары. Ему удалось собрать и обобщить большое количество информации о реках и перевалах в этом районе. Нельзя не отметить также заслуги Говора из Новосибирска, который не только прошел ряд рек Гиссаро-Алая, но и составил качественные отчеты, доступные последующим группам. В настоящее время туристы были на практически всех реках, речушках и ручейках района, куда можно воткнуть катамаран или надувную лодку. Другой вопрос о полноте прохождения и о сроках прохождения. Во время пика посещаемости района в середине 80-х годов прошлого века походы проводились в сроки от 15 сентября до 7 ноября. Есть, правда, отдельные сведения о попытках прохождения рек района на майские праздники, но такое прохождение всегда было неполным и иногда заканчивалось аварией. В то же время, справочные данные, приведенные ниже, говорят о потенциальной возможности прохождения притоков Кафирнигана первого и второго порядка. У нас нет достоверных сведений о летних прохождениях маршрутов, а это уже совсем другая вода и совсем другие препятствия. Поэтому освоение этого, казалось бы давно и хорошо освоенного туристами района, может продолжаться и дальше.

Отчет о водном спортивном походе пятой категории сложности по Гиссаро-Алаю (реки Арху, Сардай-Миена, Канязь, Сорбо, Кафирниган, Варзоб), совершенном с 11 по 27 августа 2006 года Отчет о водном спортивном походе пятой категории сложности по Гиссаро-Алаю (реки Арху, Сардай-Миена, Канязь, Сорбо, Кафирниган, Варзоб), совершенном с 11 по 27 августа 2006 года

Географические и гидрологические характеристики рек в поселке Ромит (по данным справочника "Ресурсы поверхностных вод СССР")

Сардай-Миена Сорбо Кафирниган
Площадь водосбора (кв.км) 1190 1260
Средняя высота водосбора (м) 2880 2820
Длина реки от истока (км) 64 82
Средневз-вешенный уклон             (м / км) 26 21

Месяц Среднемесячные расходы (куб.м / с)
Сред. Макс. Мин. Сред. Макс. Мин. Сред. Макс. Мин.
1 9,13 14,20 7,21 10,30 13,00 7,35 19,43 27,20 14,56
11 11,70 19,00 9,16 13,00 20,90 9,00 24,70 39,90 18,16
12 10,10 17,90 7,95 11,30 14,60 8,19 21,40 32,50 16,14

2.4. Замечания к техническому описанию

Мы не считаем наш сплав первопрохождением, поскольку доступны достоверные прямые или косвенные сведения о прохождении всех заявленных к прохождению рек в 70 – 80 годы прошлого века. Однако, развал Советского Союза, а затем продолжительная война в Таджикистане привели к тому, что район нашего похода не посещался туристами более десяти лет. За это время на всех реках неоднократно сходили сели, полностью перекрывая течение и образуя озера, которые затем промывались, смывая и меняя конфигурацию старых порогов и образуя новые. Бывали и землетрясения. К тому же подавляющее большинство групп сплавлялись в этом районе не раньше второй половины сентября и даже в ноябре, то есть по воде заметно отличающейся по уровню от той, с которой столкнулись мы. Поэтому группа вынуждена была идти в режиме первопрохождения, что, собственно, и было оговорено при заявке похода в МКК. Кроме указанного, средства сплава тех лет значительно отличались от современных судов. Ходили на ЛАСах, ПСНах, катамаранах модели "две сосиски" с посадкой на пятой точке. Соответственно и лоции писались с указанием всех препятствий, включая дорожки валов и перекаты, которые сейчас можно классифицировать препятствием 1 – 3 категории сложности, что перегружает описание маршрута, основные препятствий которого имеют пятую категорию. В приведенном ниже техническом описании все препятствия ниже четвертой категории сложности отмечены не будут. Названия препятствий также могут отличаться от данных ранее названий, поскольку практически все препятствия существенно отличаются от описанных предыдущими группами, к тому ж11е мы стремились называть препятствия "говорящими" названиями, а не взятыми с потолка (например, "Поп с гармонью"???).

Категорирование препятствий осуществлялось по уже общепринятой системе с тремя буквенными подкатегориями. Отметим, что категорирование проводилось с учетом особенностей нашей группы, наших судов сплава и нашего уровня воды. По сравнению с осенней водой, уровень воды у нас был значительно выше. Сплав осуществлялся на больших катамаранах "верблюд" с водоизмещением более двух тонн. В экипажах все гребцы имели опыт неоднократного прохождения препятствий шестой категории сложности, в том числе и в составе одной группы. Поэтому, несмотря на то, что в нашей группе от года к году и суда, и участники, и их распределение по экипажам меняется,  можно говорить об относительной схоженности группы. Для более слабых групп пороги могут оказаться несколько сложнее. При большем уровне воды (в мае – июле) сплав станет технически проще, но опаснее, при меньшем уровне воды (сентябрь – ноябрь) техничность сплава возрастет, но опасность уменьшится.

Для групп с небольшим опытом хождения по среднеазиатским рекам или без него неожиданностью может стать довольно большие суточные колебания воды – в пределах до тридцати – сорока сантиметров на каждой из рек. Поэтому, малорасходные участки рек Арху, Сардай-Миены и Канязя мы проходили не ранее полудня, несмотря на то, что прохождение маршрута в послеобеденное время связано с просмотрами и ожиданиями на страховке в сорокоградусную жару.

2.5. Техническое описание
2.5.1. Описание сплава по реке Арху

Длина реки Арху от слияния с Капандаром до слияния с  Сардай-Миеной около 6 километров. Cреднее падение 20 метров на километр.

При подготовке похода нами планировалось изучить возможности и целесообразность сплава по верховьям Сардай-Миены выше кишлака Гускеф и по реке Арху. Во время заброски мы выехали к Сардай-Миене в километре выше слияния Сардай-Миены (фото 1). Река представляет собой небольшой ручей с расходом до 8 кубометров в секунду, который стекает через мелкие гребенки и перекаты. Сплав по реке был признан нецелесообразным, поскольку регулярно пришлось бы перетаскивать суда через мелководье. Однако, есть косвенные сведения, что весной в начале мая река была пройдена, что не удивительно, так как в это время регулярно случаются дождевые паводки и уровень воды может быть на метр, а то и больше выше, чем у нас. Заметим, что хорошая дорога идет по крайней мере до золотого прииска в двадцати километрах выше Гускефа, а вообще – практически до перевала в долину Сурхоба, так как вплоть до 90-х годов прошлого века там выращивали картофель. В Арху воды оказалось по меньшей мере в три раза больше, чем в Сардай-Миене.

Для заброски на Арху можно воспользоваться двумя путями. Либо снизу, по набитой тропе левого берега от слияния Арху и Сардай-Миены, либо из долины Варзоба через перевал. Через перевал можно попасть как в верховья Арху, так и в верховья ее правого притока Капандара, который несет гораздо больше воды, чем сама Арху. Этим путем воспользовалась в свое время Самарская группа, которая собственно и осуществила первопрохождение Капандара и Арху. Указанный поход проводился в конце сентября, поэтому ряд порогов группой пройден не был, как по условиям низкой водности, так и по превышению сложности препятствий того уровня, который был заявлен самарцами. Мы забрасывались снизу, организовав базовый лагерь в березовой роще на правом берегу Арху в трехстах метрах выше слияния с Сардай-Миеной.

12.08.2006

После того, как сплав по Сардай-Миене выше впадения реки Арху был признан нецелесообразным, машина вернулась от кишлака Гускеф вниз к мосту через Арху. Березовой рощи ниже моста, где стапелевались практически все группы, больше нет. Она снесена селем, который сошел около 10 лет назад. Однако, роща в 300 метрах выше моста на правом берегу Арху осталась. Здесь мы сделали базовый лагерь (фото 2). Поскольку время было еще не позднее, то после установки палаток  решили разведать реку Арху до впадения в нее Капандара. Вдоль левого берега Арху идет набитая тропа, проложенная иной раз по оврингам.

Капандар, сливаясь с Арху несет в нее в три раза больше воды, чем сама Арху. После слияния расход воды в Арху по нашей оценке составлял от 15 до 20 кубометров в секунду при ширине реки около  20 метров и падении около 20 метров на километр.

В низовьях Капандара троп вдоль реки нет, то есть для нас стало очевидно, что сплав надо начинать от слияния Капандара и Арху, тем более что ниже слияния в тени прибрежного ивняка есть подходящее место для стапеля. Стапелеваться в базовом лагере безусловно проще, но перенос собранных катамаранов вверх по тропе, пусть и набитой, но местами проходящей по курумнику и зарослям кустарника, безусловно неоправдан. Сплав же по Арху всеми членами группами был признан интересным.

13.08.2006

С утра по холодку уходим с катамаранами к месту стапеля. Водитель машины сказал, что в округе у него полно друзей и он готов съездить за лепешками, кислым молоком и бараном. Вся группа единогласно дала "добро" на покупку барана.

На сборы катамаранов ушло время до половины третьего дня, после чего экипажи в полном составе подробно просмотрели все препятствия. Здесь нас застиг единственный на маршруте дождь, а точнее – гроза. Я видал подобное в Египте. Над головой прочерки молний, иссиня-черные тучи и крупные капли, лишь изредка долетающие до земли. "Неистовство" погоды длилось минут двадцать, после чего грозовой фронт сместился в сторону хребта и, по всему видно, что там дождь был не шуточным.

После просмотра порогов мы вернулись в лагерь и застали там шофера, разделывавшего барана, причем не ягненка, которого продают обычно туристам, а, похоже, самого большого барана из отары, которого шофер выбрал лично.

14.08.2006

Поскольку мы заметили, что суточные колебания уровня воды довольно значительны, сплав решено было начать ближе к обеду, чтобы камни в порогах были более покрыты водой.

Через полтора километра после слияния Капандара и Арху падение Арху заметно возрастает, в русле реки лежат два больших камня – это ориентир начала порожистого участка. Чалится надо к отмели левого берега на заросшую галечную отмель. Ниже  отмели тропа левого берега проходит по отвесной скале.

Порог "Калитка" (4B). Короткий порожек с габаритным (2,5 м) проходом под левым берегом. Центр реки перекрыт крупными надводными камнями. После прохода у левого берега требуется резкий уход в центр струи для ухода от навала на прибрежные камни левого берега. Страховка и просмотр с левого берега. За порогом требуется причалить к песчаной отмели левого берега для просмотра следующего порога.

Оба судна прошли в единственно возможный проход без проблем (фото 3,4).

Порог "Верхний" (5B). Начинается на левом повороте реки. Ориентир порога – огромная глыба на повороте под правым берегом. Просмотр и страховка с левого берега. В потоке большое количество обливных и надводных камней, образующих жесткие бочки и задающие сложную линию движения – от правого берега в центр, далее вновь к правому берегу и резкий траверс реки под левый берег, уходя от большого полуобливного камня в правой трети реки.

Оба судна прошли намеченной линией движения. В конце порога носовые первого катамарана не смогли удержать нос судна и катамаран развернуло  кормой вперед (фото 5). Носовые гребцы отметили жесткость воды, что говорит о значительном уклоне в пороге (фото 6).

Ниже порога метров 400-500 шиверы, которая проходится маневрированием в центре струи, после чего в центре русла лежит большой камень – одинец. Перед ним надо зачалиться к левому берегу для просмотра следующего препятствия.

Порог "Средний" (5A). Перед камнем – одинцом несколько бочек до метра, которые приходится прошибать на скорости. Ниже камня река делится островами на несколько проток. Самая водная протока – у правого берега, но в этой протоке несколько больших полуобливных камней, значительно затрудняющих проход. Эта протока до конца с левого берега не просматривается. Более чистый, хоть и более мелководный проход сначала левой протокой, а затем между островами в правую протоку. Далее требуется проходить в левой части русла. Ниже река перекрыта  тремя грядами крупных камней с узкими проходами. Реализовать линию движения достаточно сложно из-за высокой скорости течения и малым расстоянием между грядами. Ниже гряд камней река делится островом на две протоки. Правая протока, более водная, в нее проще попасть, но она заканчивается каменным завалом (в меньшую воду, возможно, можно найти проход между камнями, образующими выходной слив и камнем, запирающим этот слив несколькими метрами ниже, в нашу воду сила навала исключала такой маневр для катамарана – четверки). Левая протока заметно мельче, прохождение по ней также требует интенсивного маневрирования, но она, безусловно, проходима. Однако попасть в эту протоку довольно сложно. Просмотр и страховка порога с левого берега.

Для прохождения порога нами была вырублена часть веток, свисавших с левого берега в воду и мешавших чистому прохождению судов. Экипажи наметили следующую линию движения: cначала между островами, затем под левый берег, после чего в центр и далее резко под левый берег с разворотом в уловке левого берега и далее в левую протоку. Первый катамаран прошел именно таким путем (фото 7-13). Второй катамаран заранее выставился носом к левому берегу и, поэтому, обошлось без телемарка в улове. Далее снова требуется зачалиться к левому берегу. Впереди последнее препятствие реки Арху.

Порог "Нижний" (5А).  Начинается через 100 метров после предыдущего. Гребенка на заходе отжимает струю вправо. В центре струи стоит большой обломок скалы. Основная струя идет между ним и правым берегом и лупит в прижим с подсосом под береговую скалу правого берега. Пройти слева от обломка скалы мешает надводный камень, который заставляет проходить между ним и левым берегом, а туда трудно попасть из-за указанной выше гребенки под левым берегом. Далее несколько относительно простых узких ворот между камнями  и небольшими валами.

Мы намечали проходить порог где-то после трех дня, когда вода поднимется по сравнению с утренним уровнем на 15 – 20 сантиметров, но препятствия выше прошли быстрее, чем намечали. Поэтому уровень воды при прохождении был несколько ниже, чем мы расcчитывали и отдельные обливные камни в гребенке были сухими. Первый катамаран на заходе с трудом ушел в узкий проход между камнем и гребенкой но при этом был развернут потоком кормой вперед, так что первые ворота были пройдены кормой. К последующим воротам экипаж успел развернуть судно носом по течению и прошел их без проблем (фото 14). Второй катамаран, оценив прохождение первого, предпочел силовой метод, то есть экипаж не уходил в центр струи от гребенки под левым берегом, а разогнал судно и прошел через нее, отталкиваясь на гребенке веслами от дна реки. Это было не очень эстетично, зато гораздо безопаснее.

Ниже до впадения Арху в Сардай-Миену препятствий нет.

После прохождения Арху в группе были дебаты, идти ли в этот день дальше. Фракция любителей свежей баранины одержала сокрушительную победу. Капитаны судов были отправлены "куда подальше", то есть на просмотр участков завтрашнего сплава, а остальные с вожделением принялись варить, жарить и парить мясо, которое в избытке лежало на противне и в канах. Капитаны судов, тем временем, окончательно убедились, что общее между теми лоциями, которые мы имели и в реальным маршрутом только одно – расположение и наименования кишлаков.

2.5.2. Описание сплава по реке Сардай-Миена

Длина реки Сардай-Миены от  слияния с Арху до слияния с  Сорбо около 40 километров. Cреднее падение около 25 метров на километр.

15.08.2006

Вышли на воду не рано, опять таки из-за уровня воды.

От слияния Арху и Сардай-Миены до моста через Сардай-Миену два простых порога с громадными пнями в русле реки, оставшимися от смытой березовой рощи. От моста начинается километровая шивера. Проходы между камнями достаточно широкие, падение постепенно увеличивается. Впереди левый берег реки – отвесная скала, правый – селевой вынос. Это ориентир порога. По словам водителя, сель здесь сходит практически каждый год, поэтому конфигурация порога может ежегодно значительно меняться.

Порог "Селевой" (5С). Ориентир – левый берег - бом в километре ниже моста на правом повороте, правый берег – селевой вынос. Длинный (более 500 метров) порог. Начинается резким сужением русла, перегороженного двумя грядами крупных камней. Проход возможен только под левым берегом, сначала через слив с бочкой и далее через "люстру", слабо прикрытую водой.  Далее требуется уйти в центр реки от прижима к левому берегу в наиболее глубокую часть русла. В русле валы до 1,5 метров, отдельные обливняки. Ниже река разбивается на протоки. Сначала основная правая, затем левая. Во всех протоках много камней Линия движения – ближе к островам. Заканчивается порог под следующей отвесной скалой левого берега. Под скалой несколько обливных камней с мощными пенными ямами. Просмотр и страховка осуществляется с правого берега (правая протока в конце порога достаточно мелкая и ее можно перейти по камням не замочив ног).

Шиверу перед порогом оба экипажа прошли по основной струе через метровые и более валы, что остудило воздух в баллонах и позволило полностью накачать их перед "Селевым". Перед прохождением была выставлена береговая страховка у места, где река разбивается на протоки и в конце порога. Первый катамаран прошел первые два слива чуть левее, чем надо – сказалось свальное течение и экипажу с трудом удалось избежать навала на камни под левым берегом. Далее экипаж первого катамарана удержал намеченную линию движения (фото 15,16). Экипаж второго катамарана, оценив прохождение первого, держался гораздо спокойнее и прошел первую часть порога идеально, но в конце порога несколько расслабился и поймал пенную яму, в результате чего заканчивал прохождение кормой вперед.

После порога метров 300 быстротока, а потом начинается следующее препятствие, в которое вошло несколько порогов из старой лоции. Дело в том, что все локальные препятствия слились в одно. Четкие ориентиры каждого из них точно определить нельзя.

Шивера "Злая" (5A). Длинное, около 4 километров, препятствие. Препятствие мы заранее просмотрели в предыдущий день. Сложность шиверы постепенно увеличивается к концу, где можно условно выделить три двухсотметровых ступени-порога (5B), ориентиры которых – появление больших камней в струе и по берегам, а также локальное увеличение падения реки. Эти ступени расположены за 200 метров, за 500 метров и за километр до конца препятствия.  Основное препятствие в шивере – мощные валы и бочки, порой больше 1,5 метров. Ширина проходов  между камнями в шивере позволяет достаточно комфортно маневрировать в ней. Желательно просмотреть препятствие с дороги, идущей по правому берегу реки. При необходимости можно выставлять береговую страховку в основном с правого берега.

Шиверу проходили сходу. После вчерашнего просмотра стало очевидным, что идти надо по основной струе и линия движения, которую экипажи интуитивно выберут с воды, в целом совпадает с той линией движения, которая была намечена нами с берега. В шивере есть достаточно мест, где при желании можно причалить к берегу и отдохнуть, но, при четком исполнении маневров, передохнуть можно и между отдельными грядами в шивере. Оба экипажа прошли препятствие без проблем и зачалились перед следующим препятствием.

Порог "Себдаринский". (5A).  Ориентир порога – впереди на высоком правом берегу видна роща пирамидальных тополей. Река поворачивает налево, в обход древнего селевого выноса с растущим на нем садом. Перед следующим правым поворотом реки – порог. Просмотр и страховка с правого берега. Порог начинается мощной шиверой с валами. Дальше в струе появляются крупные камни, которые отжимают струю к левому берегу. В струе вал, затем мощная бочка  и далее еще два вала. Река поворачивает направо с небольшим прижимом и порог заканчивается перед впадением Себдары.

Мы зачалились на правом берегу у дороги перед левым поворотом. На самом деле можно было бы пройти еще метров двести и зачалиться непосредственно перед камнями к правому берегу. Линия движения очевидна – через все валы и бочки по основной струе, что успешно выполнили оба экипажа (фото 17).

Порог "Пропасть" (5A). Начинается на следующем правом повороте после впадения реки Сепдары. Просмотр и страховка с правого берега. Перед поворотом несколько бочек, после чего на повороте крутая горка, река делится на две протоки  каменным островом. Обе протоки проходимы. В левой протоке большое количество надводных камней и она более пологая, чем правая. Правая протока более полноводная, надводных камней в ней нет, зато есть очень мощные бочки и валы. После слияния проток в русле еще несколько бочек практически через всю реку.

После просмотра порога мы выбрали для прохождения правую протоку, так как маневрирование в левой протоке подходит скорее для катамарана – двойки или каяка, а не для наших четверок. Оба экипажа заходили в порог по центру, а далее смещались ближе к правому берегу, прошибая основные валы и бочки (фото 18 - 24).

Через 800 метров после порога в реке простая шивера длиной около 400 метров, после чего река успокаивается. До места стоянки в километре ниже кишлака Вистон препятствий нет. Стоянку мы нашли на правом берегу в зарослях ивняка. Там было все, и ровная площадка, и дрова, и достаточное количество мошки и муравьев.

16.08.2006

До впадения речки, которая протекает через кишлак Пишандоч, препятствий нет. Приток впадает, как обычно, по мощному старому селевому выносу, который Сардай-Миена обтекает, образуя длинный правый поворот с несложным порогом.

Порог "Пишандоч" (4С). Ориентир порога – длинный правый поворот у старого селевого выноса правого притока. В первой ступени порога в русле отдельные камни, мощные валы. Центральная часть струи относительно чистая. Ближе к концу порога река делится островом на две части. Это вторая ступень порога. Левая протока чище, правая более пологая, но сильно забита камнями. Общая длина порога 400 метров. Просмотр и страховка с правого берега.

Прошли порог сходу по основной струе. В конце порога оба экипажа выбрали левую протоку.

До следующего препятствия около трех километров сплава по несложным шиверам, после чего слева впадает приток и начинается правый поворот. Это ориентир следующего препятствия.

Порог "Новак" (4С). Ориентир правый поворот после левого притока. Река падает крутой горкой. Ближе к обоим берегам обливные камни, в центре реки бочки до 1,5 метров и пенные ямы. Длина порога 50 метров, за порогом река заметно выполаживается и продолжается шиверой с широкими проходами и полутораметровыми валами. Просмотр и страховка с правого берега.

Порог прошли сходу по основной струе.

Далее около километра сплава по быстротокам, после чего впереди виден мост. Здесь можно остановиться для просмотра следующего препятствия.

Порог "Мост" (5А). Ориентиры: левый берег – отвесная скала, над рекой – мост, на правом берегу видны большие камни. Порог включает в себя две ступени. В короткой первой ступени река скачет по большим обливным камням, образуя мощные пенные ямы и бочки. Наиболее чистый проход в левой трети русла через бочку. Ступень заканчивается пологим сливом в левой трети русла под мостом и высоким стоячим валом. Вторая ступень следует через 50 метров быстротока после первой на правом повороте реки. Река образует мощный перекат и шиверу за ним до следующего левого поворота длиной около 200 метров с большим количеством камней. Более чистый проход у правого берега. Просмотр и страховка с правого берега.

Первый катамаран прошел порог сходу, но дал отмашку второму пристать к берегу с целью фотографирования. Линия движения в пороге достаточно четко определяется с воды в левой трети реки. Следует все-таки опасаться навала на камень левого берега под мостом, но навал не сильный. Второй катамаран полностью повторил линию движения первого (фото 25,26).

Далее до притока Аукул сплав продолжается  по технически простым, но требующим внимания шиверам. Перед впадением притока находится следующий порог.

Порог "Берберы" (5А). Оринтир – правый поворот русла, в русле большие камни. Левый берег отвесный. Ниже порога справа впадает ручей. Просмотр и страховка с правого берега. Порог начинается мощнейшим перекатом с большим перепадом уровня воды. Река делится на две протоки. Правая протока заметно уже, но чище. Далее, после слияния проток, можно выделить еще две ступени порога, образованные крупными камнями, образующими достаточно широкие ворота, но с жесткими валами и бочками в проходах. Требуется интенсивная работа по удержанию судна, которое струя постоянно отжимает к левому берегу. Порог заканчивается прижимом к правому берегу на правом повороте, уход от которого не сложен и остатками старого моста.

Катамараны прошли порог сходу правой протокой и далее по основной струе.

Через 500 метров через реку перекинут пешеходный мост.

Порог "Коху" (4B).  Расположен под мостом в одноименном кишлаке. В русле довольно много камней, но основная линия движения в левой трети реки чистая с отдельными валами. Длина порога 50 метров.

Порог прошли по основной струе сходу.

До следующего препятствия 300 метров.

Каскад "Зигзаг" (5A). Начинается на правом повороте. Левый берег – отвесная скала. На входе крутой полутораметровый слив, далее 50 метров лавировки между глыб, на выходе двое ворот с крутыми метровыми сливами между них. Далее через 100 метров очередная ступень – бурный крутой перекат, после которого на каждом повороте расположена мощная шивера – перекат (фото 27). Камни стоят достаточно широко, но между ними мощные валы и бочки высотой около полутора метров. Общая длина каскада более 2 километров. Каскад идется по основной струе, но если экипаж неуверенно чувствует себя в жестких валах и бочках, то следует просмотреть каждый поворот.

Мы проходили каскад сходу по основной струе тандемом. Заметим, что в нашем случае, при относительно большой воде, ряд препятствий, приведенных в старых лоциях, соединился в одно. Оценка каскада дана интегральная, так как каждое отдельное препятствие можно оценить от 4С до 5А.

Перед правым притоком Обихушон река несколько успокаивается. Дорога отходит далеко от реки, пересекая старый селевой вынос правого притока, а река обходит вынос, делая по обыкновению длинный правый поворот. И, как обычно, напротив правого притока река образует порог.

Порог "Туннель" (5С) Ориентир порога – левый поворот, дорога уходит от реки. Далее на правом повороте необходимо зачалиться. Просмотр и страховка с правого берега. Просматривать лучше с террасы над водой, так как пройти вдоль воды довольно сложно, особенно учитывая то, что весь берег зарос ежевикой. На входе в порог три четверти реки от правого берега перекрыты полуобливными плитами. Можно идти либо через плиту под правым берегом, либо через узкий крутой слив под левым берегом. Далее у левого берега лежит обломок скалы, вынуждающий держаться правее. Ниже по течению гряда мелких камней у правого берега отжимает струю влево, где она наваливает на еще один обломок скалы и на гряду из крупных обливняков, идущих от этой скалы к левому берегу. Проход либо в слив правее обломка скалы, куда попасть сложно из-за опасности навала на обломок, либо левее скалы в крутой слив с пенной ямой. Далее еще один большой обломок в центре струи с сильным навалом. Слева от него чисто, справа два слива с камней. Ниже река перегорожена камнями сначала справа, а затем слева. Требуется интенсивный S-образный маневр в валах и бочках. Дальше река поворачивает направо и порог продолжается еще 200 метров. В русле большое количество обливных и полуобливных камней. Чище сначала у левого берега, а потом у правого. Порог заканчивается на левом повороте, откуда виден кишлак Хушон. Общая длина порога около полукилометра.

Первый катамаран зашел в порог под левым берегом, после чего с трудом ушел от навала на скалу у  левого берега. Дальше прохождение продолжилось в левой части русла. При проходе через слив у левого берега, пенная яма была пробита слишком легко и катамаран по инерции бросило на скалу в центре потока. Усилия экипажа уйти от навала успехом не увенчались. Катамаран лагом вынесло на гладкую скалу и, только благодаря наплывам, его не перевернуло (фото 28). Правый задний гребец выскочил на камень, отжимая катамаран вниз. Левым гребцам удалось продернуть судно вдоль камня (фото 29,30). Окончание порога проходили втроем. Шли по намеч/bенной линии движения и до зачалки прошли без проблем (фото 31). Вторым этапом прохождения порога было снятие гребца с камня. Снимали его образцово-показательно. На камень подали два спасконца и без проблем переправили гребца к берегу за несколько секунд (фото 32 - 35). Экипаж второго катамарана пошел порог правым вариантом. Сливы на заходе катамаран продавил легко, а затем экипаж выкинул нос на последние камни гряды под правым берегом, после чего его развернуло и он кормой прошел в чистый слив между скалой и правым берегом. Далее он прошел справа от скалы, на которой до того грустил гребец первого катамарана, и ниже по единственно возможному пути с S-образным маневром, после чего по основной струе.

После приключения мы решили не идти порог Хушон в тот же день. Мы были в графике, а грузовая машина для переброски нас на Канязь должна была придти только через день. Поэтому мы договорились с хозяином в первого сада Хушона, что оставим в саду катамараны в независимости от того, где будем ночевать. Единственно, что весла, каски и т.п. отнесли к хозяину в гараж от греха, ибо не надо соблазнять местных мальчишек. Водителю нашей машины удалось поймать директора Ромитского заповедника и договориться с ним о том, что мы сделаем базовый лагерь в охранной зоне заповедника на левом берегу Сардай-Миены. Машиной нас перебросили к месту ночлега.

17.08.2006

С утра вернулись к оставленным катамаранам и подготовили их к сплаву. После этого просмотрели порог.

Порог "Хушон" (5B). Начинается ближе к середине кишлака Хушон. После серии заходных валов и бочек река делится  на две протоки. Левая протока забита камнями. В правой протоке большое количество обливных камней и отдельные надводные камни. В русле стоят жесткие валы и бочки. Проход сначала в ворота под правым берегом, далее через бочку в центр струи, левее или правее большого обливного камня в центре, дальше снова ближе к правому берегу, после чего (в середине острова) в притирку к острову (правее проход перекрыт двумя камнями) и после слияния проток резко вправо, уходя от обливной скалы в центре русла под мостом. Дальше необходимо проходить ближе к правому берегу и вставать на страховку.

В пороге выставили двух страховщиков – в центре порога и за мостом. Порог прошли со свежими силами без проблем. Первый катамаран прошел центральный камень в протоке справа (фото 36), а второй – слева, это было единственное различие в линии движения (фото 37) в начале порога, далее суда шли одинаково (фото 39,39), как и было намечено перед прохождением.

Дальше около четырех километров спокойного сплава по быстротокам и слабым шиверам. После этого река входит в невысокий каменный коридор, после крутого правого поворота впереди открывается порог.

Порог "Ромит" (4С). Ориентир – начало каменного коридора. Порог лучше всего просмотреть с дороги, а страховать в районе моста через Сардай-Миену в ста метрах ниже. Порог представляет из себя высокий, около полутора метров, прямой водопадный слив через всю реку. Несмотря на то, что слив сформирован несколькими глыбами, лежащими в воде, высота его по всей ширине реки  приблизительно одинакова.  В нижнем бьефе слива у правого берега лежит скала, поэтому оптимальное прохождение – по центру русла. Скорость реки невелика, как перед сливом, так и после.

Слив проходили по центру реки. Особых проблем он не вызвал, разве что несколько тормознуло в пенной яме за сливом (фото 40).

Далее в струе перед мостом и под мостом лежит несколько камней, после чего река разливается протоками и через километр от моста Сардай-Миена сливается с Сорбо. Мы вынули суда из воды и, не разбирая, доставили их в базовый лагерь выше дома отдыха заповедника Ромит. На этом сплав по Сардай-Миене был закончен.

С окончанием сплава одновременно сдохло сцепление нашей машины – корзинка сцепления развалилась пополам. Шофер отправился в Душанбе за новой корзинкой, пообещав вернуться завтра в 10 утра, а мы посетили Ромит, до которого было более двух километров от базового лагеря. Почта, да и вообще связь, в Ромите не работает. Желавшие позвонить в Москву с сотовым телефоном отправились в Калтуч, кишлак в девяти километрах ниже по Кафирнигану, где начинает работать сотовая связь. Туда регулярно ходят маршрутки. Остальные посетили местные магазины на тему закупить что-нибудь к празднованию окончания первой части маршрута. Несмотря а то, что Таджикистан – мусульманская страна, в Ромите нет проблем с холодным пивом, да и с напитками покрепче, а вот магазины довольно бедные.

18.08.2006

Утром ожидали водителя с новым сцеплением. Прождав до 11 утра, группа захвата вновь отправилась в Ромит, ибо мимо Ромита все равно никто не проедет. В 12.30 появилась машина ЗИЛ-130, которая должна была перевезти наши катамараны, в кабине которой помимо шофера ЗИЛа сидел и наш шофер. На переустановку сцепления ушло еще два часа, после чего мы погрузили катамараны в кузов грузовика и тронулись в сторону верховьев Канязя.

Дорога по Сорбо заметно хуже, чем по Сардай-Миене, где ее регулярно расчищают работники золотого прииска в районе кишлака Пичеф. Но особенно плохой дорога становится за мостом через реку Ханако. Местные тут ездят только на "козлах". Водителю ЗИЛа несколько раз приходилось вылезать из машины и с помощью сына, лома, а то и домкрата сдвигать скатившийся с гор камень. Меж тем темнело, а стоянок в узком ущелье не наблюдалось. При желании можно было, конечно, воткнуть палатки между больших камней, но уж больно не хотелось ночевать в таких скотских условиях.  Неожиданно, после очередного подъема на селевой вынос, у дороги обнаружились две небольшие полянки, окруженные невысокими деревьями, а невдалеке шумел ручей. Идеально. Здесь мы остановили машины, так как уже было довольно темно, а водитель ЗИЛа перешел с таджикского на русский матерный, в деталях описывая где он видел эти камни, эту дорогу и что все они сделали с шинами, трансмиссией и мостами ЗИЛа.

2.5.3. Описание сплава по реке Канязь

Длина реки Канязь от  места старта до слияния с  Ханако около 7 километров. Cреднее падение около 25 метров на километр.

19.08.2006

Утром быстро осмотрели место, где мы остановились. Прямо от лагеря начинался сплавной участок, выше по Канязю сплошной завал из крупных камней, который протянулся метров на 300 (фото 46,47), да еще надо где то зачалиться и вытащить катамараны на дорогу. То есть, если начинать сплав от водопадов, то обнос составит метров 500 – 600. Кратко посовещавшись, мы решили начать сплав от лагеря и, возможно, сделали ошибку, так как выше по реке есть еще один очень красивый порог. Но об этом ниже. Всем хотелось на воду, так как в предыдущий день сплава не было вовсе, а за день до этого сплавлялись очень недолго. Катамараны подкачали и спустили к воде в месте, где уже не было габаритных непроходов в русле.

От места старта река дробится на протоки, на островах растут деревья. Одна из проток, как правило, непроходима. Из-за сильного падения реки кажется, что воды недостаточно, однако при внимательном просмотре можно наметить относительно чистую линию движения.

Шивера "Крутая" (5A). Начинается сразу за непроходом в устье селя, сошедшего по правому притоку (фото 48). Просмотр и страховка с правого берега. Шивера характеризуется большим падением воды и относительно малым расходом, который усугубляется тем, что река несколько раз образует острова. Линия движения сильно зависит от уровня воды. Требуется интенсивное маневрирование на пределе возможностей управления четверкой, в противном случае придется продираться через едва покрытые водой камни. Длина шиверы около 2 километров.  За 200 метров до распадка с ручейком на левом берегу река собирается в одно русло, падение реки несколько уменьшается и река течет быстротоком без препятствий.

Катамараны шли препятствие без промежуточных зачалок, стараясь придерживаться заранее намеченной линии движения по основной струе. Обоим экипажам это удалось в большей или меньшей мере, так как полностью избежать столкновения с камнями не удалось никому. Перед левым распадком необходимо зачалиться для просмотра следующего препятствия.

Каскад "Ловушка" (5B). Начинается за левым распадком и тянется более двух километров. Заканчивается каскад через 300 метров после левого притока. В принципе, весь участок это один непрерывный порог, в котором встречаются отдельные короткие (до 30 – 50  метров) быстротоки, на которых можно зачалиться для отдыха. Для удобства описания разобьем его на ступени, поскольку "ловушек", то есть мест, где очевидный с воды проход ведет в каменный мешок, не одна, а несколько. Просмотр и страховка всего каскада с правого берега.

Первая ступень начинается шиверой с большим количеством камней, в которой сначала более чистые проходы расположены в правой части русла, а в конце правая часть русла полностью перекрыта камнями, и проход остается только под скалой левого берега, на которую идет навал воды, после чего вновь надо уходить в правую часть русла. Далее в центре реки лежит большой обломок скалы. Проход справа от него проблематичен из-за узости прохода и лежащей у правого берега гряды обливных камней. Струя слева от скалы упирается в еще один большой камень в русле, после чего струя выводит на гряду обливных камней у левого берега. Ниже вся струя собирается в узком русле, образу полуметровые валы.

Первый катамаран без проблем прошел участок до скалы в центе реки в соответствии с намеченной линией движения, но рядом со скалой взял несколько левее, чем следовало, опасаясь навала на следующий камень. Нос катамарана ушел со струи и носовые не успели довернуть его вправо. В результате, вместо ухода за второй камень вправо, катамаран лагом вылетел на сухие камни гряды под левым берегом (фото 49). Экипажу пришлось перебрасывать судно через камень. Экипаж второго катамарана, увидев ошибку первого, решил проходить порог в том же стиле, что и порог "Туннель" несколькими днями раньше. Нос катамарана был выброшен на гряду у правого берега, после чего струя довернула катамаран и сбросила его кормой вперед в узкий слив правее скалы. Ниже скалы экипаж еще раз развернул судно и зачалился для просмотра следующей ступени (фото 50). Между первой и второй ступенями на крутом левом повороте в русле стоит трактор, на который сильно валит струя. Пройти можно и справа, и слева от него.

Вторая ступень. Река снова немного разливается и поворачивает направо, образуя горку с крутым падением. В центре потока торчит обломок скалы, напоминающий окаменевший ствол дерева. Правее скалы река скачет по обливным и сухим камням, левее скалы проход чистый но струя наваливает сначала на скальный левый берег, а затем еще и на обломок скалы под левым берегом, образуя довольно значительный прижим.

Первый катамаран прошел ступень сходу, поскольку не успевал зачалиться после того, как экипаж снял судно с камней. Прохождение, естественно, было правее обломка скалы в центре, поскольку сходу идти в прижим не хотелось. Катамаран съехал по гряде камней, благо, что почти все они были обливные и обкатанные водой. Линию движения с прохождением под скалой с воды не видно, так как она воспринимается, как мощный прижим с подсосом. Второй экипаж прошел, предварительно просмотрев препятствие левее обломка скалы, уйдя от прижима (фото 51,52).

Третья ступень. После большого количества отдельных камней в русле река слева на три четверти перекрыта грядой, а проход под правым берегом приводит в каменный завал. Расстояние между завалом и грядой, идущей от левого берега не велико, что вызывает сомнение в возможности чистого прохода на четверке. Далее в струе несколько бочек.

Первый экипаж, после слалома в верхней части порога, намеренно вывел судно на плиту в центре потока, слегка залитую водой, под небольшим углом влево. Катамаран переполз через плиту и довернулся влево настолько, что гребцам только оставалось сделать гребок вперед, уведя судно от завала (фото 53). Далее последовал простой сплав по поворотам. Второй катамаран выехал на плиту только правым баллоном, пустив левый по узкому чистому сливу между камнями (фото 54). После плиты катамаран развернуло носом вправо, но при этом он потерял скорость, поэтому экипаж успел развернуть его влево и миновать завал.

Четвертая ступень. В русле много камней, но проходы шире, чем в предыдущих ступенях. Объективно эта ступень проще остальных. Через 200 метров после левого притока падение реки заметно уменьшается. Левый берег – отвесная скала. На этом каскад заканчивается.

Четвертую ступень оба катамарана прошли без проблем тандемом по основной струе.

Далее до впадения правого притока Ханако сложных препятствий нет – отдельные шиверки и перекаты. За впадением Ханако на правом берегу обширная поляна в тени больших деревьев. Здесь любят останавливаться местные пастухи и рыбаки. Мы же решили не переносить сюда лагерь, а сходить на разведку вверх по Канязю. С катамаранов сняли чалки и спасконцы и отнесли их через автомобильную дорогу за высокую дамбу, несколько укрыв их в кустах от посторонних глаз, после чего вернулись в лагерь и, переодевшись, отправились вверх по дороге.

После нашего лагеря отвратительная дорога тянется еще полкилометра, после чего становится приличным проселком, идущим высоко над водой. В стороне от дороги видны остатки заброшенной штольни. В этом месте от основной дороги отходят две заросшие дороги. Вниз ведет старая дорога, которую, видимо, снесло одно из землетрясений или обвалов, вверх идут остатки дороги к штольне. Внизу в реке очень красивый порог, сложность которого трудно оценить с такой высоты, но то, что она не ниже, чем 5В, очевидно. Так как единственный вариант прохода этого порога – прыжок с "люстры" в центре потока, мы назвали порог "Трамплин" (фото 44, 45). Далее дорога выводит к луговине, на которой установлено несколько пасек. От дороги вниз к реке тянутся сады, почва слегка заболочена. Внизу тоже виднеются пасеки. Внимание, вечером на дорогу выползают змеи. Рядом с дорогой мест для стоянок нет, но возможно что-то можно найти ближе к реке. Далее дорога спускается вниз к мосту через Канязь. Под мостом река довольно шустрая, несмотря на большое количество камней и остатки металлоконструкций пройти на катамаранах вполне реально. Кстати, от моста до "Трамплина" заметных препятствий нет. По мосту дорога переходит на левый берег Канязя. В этом месте есть одна полянка, на которой при необходимости можно разбить лагерь. Из того, что мы увидели можно сделать вывод, что нам сильно повезло – мы устроили лагерь на самой лучшей поляне на Канязе. Далее тропа поднимается в гору и выводит к водопадам (фото 41, 42, 43). Впрочем, подойти к водопадам нам не удалось, мы их фотографировали издали. Удовлетворившись видом водопадов, мы вернулись назад в лагерь.

2.5.4. Описание сплава по реке Сорбо

Длина реки Сорбо от слияния Канязя с  Ханако до слияния Сорбо с Сардай-Миеной около 43 километров. Cреднее падение около 20 метров на километр.

20.08.2006

С утра собрали лагерь и доехали до спрятанных катамаранов. Катамараны остались в неприкосновенности. После недолгих сборов сплав был продолжен. До кишлака Варв и еще около двух километров ниже сложных препятствий нет. На правом берегу видна ограда и ореховые деревья. Дальше река делает резкий правый поворот, в воде видны крупные камни. Это ориентир препятствия.

Порог "Севенард" (5B). Ориентир – большие камни в струе на правом повороте, на левом берегу лесистый распадок, в котором впадает приток Могосы. Просмотр и страховка с правого берега. В некоторых лоциях это препятствие делят на два – "Севенард" и "Сюрприз", но в большую воду препятствия неразделимы, зачалка между ними нецелесообразна и вряд ли возможна. Порог начинается разгонной шиверой с отдельными бочками в русле. Дальше река поворачивает направо и каменный остров делит ее на две протоки. Заход в левую протоку проблематичен из-за большого количества камней, хотя, при необходимости, там можно пройти. Правая протока широкая, в ней крутая горка. Вода скачет по крупным обливным камням, образуя довольно внушительные бочки. После слияния проток основная струя в центре потока поворачивает налево и наваливает на надводный камень. Далее под правым и левым берегами поток прыгает через гряды камней, поэтому наиболее целесообразный проход в центре реки. В 20 метрах после камня, на который наваливает струя, в центре реки пенная яма, сильно тормозящая судно, а за ней  метрах в восьми ниже еще одна, тоже внушительная, после чего также в восьми метрах струя наваливает на  пару камней в центре реки. Между этими камнями и грядой правого берега ворота шириной метра три с пологим сливом, но в правой части слива стоит обливник,  который сужает чистый проход. Впрочем, можно прыгнуть и через него. Дальше на прямом участке реки мощная шивера. Река делится каменным островом на две протоки. Проходить можно любой, но в правой в конце протоки вода идет через крупные камни, образуя мощные пенные ямы. В левой протоке мощные валы и бочки. Впереди виден большой камень у правого берега, за ним улов. Это место зачалки для просмотра следующего препятствия.

Первый катамаран зашел в порог по центру левой протоки, после чего на горке сдвинулся левее, заранее уходя от навала на камень в центре русла. Далее катамаран прошел через центральную пенную яму, где его заметно тормознуло. Во вторую яму катамаран вошел ближе к камню под правым берегом и далее в центр слива между камнями, уходя от обливника справа (фото 55). Дальше прохождение шло сначала по центру потока, а затем по левой протоке, где с воды проход выглядел проще. После прохождения порога катамаран зачалился за камнем – ориентиром следующего препятствия.

Второй катамаран практически полностью повторил линию движения первого, за исключением того, что первую и вторую пенные ямы он практически обошел слева, но в ворота между камнями ровно зайти не сумел и зацепил правым баллоном сухой правый камень в воротах. Катамаран, естественно, развернуло и сбросило под правый берег. Катамаран кормой вперед переехал через обливной камень ниже слива, после чего развернулся и продолжил сплав (фото 56).

Порог "Крокодилы" (5С). Ориентир – большая скала на правом берегу с уловом за ней, большая скала в русле. Просмотр порога с правого берега, страховка с левого берега. В начале порога большая скала делит русло на две части слева от нее вода идет через каменную гряду, справа чистый широкий слив и невысокая бочка за ним. Ниже по течению гряда камней слева сжимает реку. В струе валы около метра. Далее следует небольшой левый поворот. За поворотом в центре стоит еще одна скала, не такая большая, как первая. Проход справа от нее ведет в каменный завал. Слева от скалы, чуть ниже нее мощная бочка, перекрывающая линию движения. Между ней и левым берегом остается узкий проход, но обход бочки довольно трудоемок, так как надо уходить со струи. Ниже бочки струя сильно наваливает на третью скалу, справа от которой прохода нет, а слева чистый слив. После этого слива струя наваливает на левый берег и скатывается под левым берегом с горки крупных обливников. Далее река делает еще один слабый левый поворот. На повороте крутые полутораметровые валы. Ниже по течению следует правый поворот и мощная шивера продолжается. Порог заканчивается  в 300 метрах ниже моста, переброшенного через реку.

Первый катамаран прошел первый слив правее скалы и держался ближе к каменной гряде (фото 57). На первом левом повороте катамаран перешел в левую треть реки и пробил бочку с разгона, после чего его стало наваливать на третью скале. Экипажу удалось увести судно от навала, но струя не дала выровнять судно носом вперед на горке. Горку проходили кормой вперед, а ниже попытались развернуться (фото 58). Это удалось только после того, как пару основательных валов прошли лагом. Дальше шли по основной струе и прохождение участка ниже, после того, что было пройдено до этого не оставило никаких эмоций. Второй катамаран зашел в порог под левым берегом и постоянно придерживался его. Перед бочкой катамаран не разогнался и был в ней остановлен, после чего вышел из нее полулагом, носом влево, и перед третьей скалой ушел совсем  к левому берегу, где сделал телемарк, после чего носом вперед сплавился по горке под самым левым берегом. Дальше прохождение было таким же, как у первого катамарана.

От предыдущего препятствия до кишлака Сорбо полтора – два километра. Перед кишлаком на правом берегу небольшой огороженный ореховый сад. Здесь мы остановились на ночлег, предварительно договорившись с хозяином. Воду брали из арыка, куда она попадает из левого притока по водоводу через Сорбо. Вечером просмотрели порог и обсудили возможность его прохождения. Окончательное решение решили принять утром.

21.08.2006

Порог "Сорбо" (6В). Ориентир порога – дома кишлака Сорбо на правом берегу и подвесной мост над рекой. Просмотр с правого берега, эффективная страховка в пороге невозможна, возможна только с воды ниже основной части порога (за правым поворотом реки). Общая длина порога более километра.

Порог начинается за мостом. Шесть больших обломков скал перегораживают русло по диагонали от левого берега к правому. Скалы, стоящие у берегов – надводные, остальные – обливные. Расположение камней  таково, что вода, натыкаясь на скалу, частично переливается через нее метровым водопадом, а основная часть валит на скалу, стоящую правее и ниже по течению. Единственный чистый проход возможен в габаритную щель под левым берегом. Впрочем, возможен прыжок и через любой из камней в центре. Далее в центре струи две обширных пенных ямы, практически полностью перекрывающие проход. Опять – таки чистый узкий язык есть под левым берегом, но ведет он в прижим под скалу, лежащую на левом берегу.  После этого прижима, который безусловно можно пройти, в русле на участке около 30 метров навалены большие обливные камни, которые образуют крутую горку с большими пенными ямами. Проход возможен в левой части русла через все бочки. После горки струя собирается в воротах шириной метров 10 из двух надводных камней и образует полутораметроваый слив с пенной ямой. Теоретически, за пенной ямой можно поставить страховщика с морковкой на правом берегу, так как на горке переворот катамарана или смыв за борт гребца вполне реален. Здесь же единственный в пороге чистый улов под правым берегом (фото 59,60,61). Практически, для того, чтобы отдельно плывущему человеку поймать спасконец в бочках и пенных ямах потребуется не столько мастерство страхующего, сколько удача. Далее струя вновь несколько расширяется. В русле до левого поворота несколько гряд камней, в основном, покрытых водой, которые полностью перекрывают реку, образуя мощные бочки в сливах. Непосредственно перед левым поворотом одна из гряд образует откровенный полутораметровый водопад в центре русла, в то же время центральная часть русла практически свободна от надводных камней.  На левом повороте река разливается еще шире, падение уменьшается. Под правым берегом слишком много камней и мелко, основная струя идет слева, где большие обливные камни образуют несколько "люстр" высотой более метра, а дальше, до правого поворота  просматривается хаос из пенных ям и бочек. За правым поворотом порог продолжается, но здесь уже проще, так как резко уменьшатся количество камней в русле. Основное препятствие – мощные бочки и пенные ямы за обливными камнями. Обойти все их вряд ли возможно. Порог заканчивается под пешеходным мостом в километре за кишлаком Сорбо.

Порог безусловно проходим и безусловно относится к шестой категории сложности, поскольку страховка в нем иллюзорна. Наиболее опасна горка в верхней части порога, поскольку, как бы не выбиралась линия движения, а в нашу воду она однозначно выбирается под левым берегом, идти через горку все равно придется. Вероятность успешного прохождения этой части тем выше, чем больше водоизмещение катамарана и чем он устойчивей, так как надо быть готовым к тому, что из очередной бочки судно может выйти не носом по течению, а лагом, да и в левой части русла на заходе можно поймать под баллон какой-нибудь из многочисленных мелких обливников, который довернет катамаран не в том направлении, куда требуется экипажу. Можно было бы обнести первую часть порога (несмотря на изгороди и узкую тропу) и стартовать из уловка на правом берегу. Но в этом случае остаток порога необходимо классифицировать как 6А, так как страховка с берега на участке в 400 метров отсутствует полностью из-за ширины реки и обилия пенных ям и бочек, а линия движения идет сначала по центру потока, избегая навалы на прибрежные камни, а на левом повороте в левой трети русла.

Наша группа вполне могла пройти этот порог, и опыта хватало, и суда в принципе тянули такое препятствие, и разрешение МКК на прохождение имелось, и шестерочных порогов до этого маршрута мы уже прошли не один десяток. Было только одно несоответствие. Мы все-таки стремились пройти маршрут пятой категории сложности, пускай и на верхней грани сложности этой категории. То есть, поскольку окончательная классификация маршрута предполагалась после его прохождения, нам не хотелось, чтобы к пятерке добавилась маленькая приставка усл., поскольку это сразу переведет маршрут из возможного класса популярных в элитный класс редко посещаемых. Действительно, зачем оформляться как на шестерку в маршрут, который заведомо слабее других шестерочных маршрутов этого района (Муксу, Обихингоу, Ягноб, и т.п.), когда можно сразу заявиться на более престижную реку.

В результате, после недолгого обсуждения, решено было обвезти катамараны  до правого поворота реки. Суда спустили к воде по крутому откосу и продолжили сплав.

От правого поворота до подвесного моста несколько сот метров продолжается порог "Сорбо". Этот участок, а также двести метров за подвесным мостом можно оценить категорией 5А, поскольку здесь необходима интенсивная работа в основной струе для того, чтобы вовремя уходить от больших обливников и мощных бочек. Проходили тандемом.

Дальше долина реки расширяется. Мощь воды заметно возросла и, если в осенних лоциях этот нижний участок реки описан, как достаточно спокойный, то в нашу воду на нем можно выделить несколько заметных препятствий. Справа виден приток со старым селевым выносом, это ориентир следующего препятствия.

Шивера "Сурхоб" (4С). Мощная шивера за впадением справа одноименного притока. Ориентир – дорога отходит от реки, пересекая старый селевой вынос, река обходит его слева. Просмотр и страховка с правого берега. В русле набросано много камней, струя наваливает на них, образуя мощные бочки. Линия движения сложная с маневрированием в валах с целью уйти от наиболее мощных бочек. Проходили тандемом.

Далее до кишлака Депир сложных препятствий нет. Следующее препятствие, очень похожее на предыдущее находится в полукилометре за Депиром.

Шивера "Депир" (4С). В полукилометре за Депиром серия коротких порогов-шивер на протяжении 800 метров. Заканчивается шивера 200 метровым порогом на левом повороте под скалой правого берега. Ориентир – дорога уходит далеко от реки, пересекая старый селевой вынос. Прохождение по основной струе с маневрированием в валах. Просмотр и страховка с правого берега. Проходили тандемом.

До следующего препятствия около километра сплава.

Порог "Кумоч" (5A). Порог образован так же, как и два предыдущих препятствия – на старом выносе правого притока. Сам приток Кумоч впадает в середине порога. Ориентир тот же, что и выше. Дорога отходит от реки, в русле реки видны большие камни. Струя более концентрирована, чем в шиверах выше по реке. Река делает сначала резкий левый поворот, затем следует прямой участок, после чего река поворачивает направо. На левом повороте крутой свал воды, в русле несколько больших обливных камней с мощными бочками за ними. На правом повороте падение уменьшается, порог постепенно переходит в шиверу. Длина препятствия 300 метров. Просмотр и страховка с правого берега.

Порог проходили тандемом с предварительным просмотром.  На левом повороте шли в левой трети русла, после прохождения левее мощной бочки в центре струи  смещались вправо, уходя от бочек под левым берегом, после чего выход из порога шли под правым берегом.

Следующее препятствие расположено за мостом в кишлаке Тавиш.

Порог "Тавиш" (4С). Порог 400 метров за мостом в кишлаке Тавиш. В русле камни, проходы между ними достаточно широкие.

Проходили сходу в левой трети русла.

Порог "Яфрак" (4В). Короткий порог искусственного происхождения. Видимо, порог образован в результате взрывных работ на автодороге. Камней много, но скорость течения в пороге невысока, что позволяет пройти его без проблем.

Прошли сходу, тандемом.

Следующее заметное препятствие расположено в двух километрах ниже Яфрак.

Порог "Крест" (5А). Ориентир порога – распадок и приток справа и небольшой ручей, впадающий слева (они, вместе с Сорбо, образуют на топографической карте крест). Река делает левый и сразу правый повороты. Порог возможно новый, образованный недавно сошедшим селем. Порог короткий (100 метров), но с заметным падением. В русле подводные камни с бочками за ними и навалы на надводные камни. Просмотр и страховка с правого берега.

Порог проходили сходу тандемом, сначала в узкий проход под правым берегом, далее маневрируя в правой трети русла.

Далее до Ромита сложных препятствий нет. Перед слиянием с Сардай-Миеной Сорбо растекается мелкими протоками, в протоках лежат стволы снесенных деревьев. Наиболее глубокая правая протока.

За слиянием Сорбо и Сардай-Миены река носит название Кафирниган. Ниже слияния на правом берегу обширный галечный пляж, откуда есть выход в центр поселка Ромит. Несмотря на обилие детворы на пляже, мы позволили себе устроить небольшой отдых. Часть группы осталась около катамаранов, а остальные вышли в поселок, где дождались сопровождающую нас машину.  Шофер сказал, что мы можем переночевать на территории бывшего дома отдыха энергетиков на левом берегу Кафирнигана в пяти километрах ниже Ромита.

От Ромита до автомобильного моста через Кафирниган в пяти километрах ниже препятствий нет. Мы зачалились перед мостом, по которому проходит дорога к угольным копям выше в горах на левом берегу Кафирнигана. Дом отдыха находится мягко говоря в состоянии запустения и разрухи, но кое-что все таки сохранилось. Одну палатку мы поставили на бывшей волейбольной площадке, остальные члены группы устроились под крышей на достархане над рекой, не утруждая себя постановкой палаток. Ночлег нам обошелся по 30 рублей с носа.

Перед ужином капитаны, как обычно, решили просмотреть участок завтрашнего сплава и потратили на это довольно много времени, стучась в двери турбаз и домов отдыха, а также перелезая через заборы и отбиваясь от охраняющих сады азиатских овчарок. Препятствия, в основном, удалось просмотреть до порога Явроз включительно. Осмотр осложняется тем, что практически весь правый берег реки выкуплен в частные владения и, в соответствии с этим, разгорожен с использованием колючей проволоки. Стучаться в ворота в половине случаев бесполезно. Людей нет, зато в наличии азиатские овчарки, сторожащие территорию и бросающиеся на все, что движется. Поэтому идти на просмотр лучше всего с хорошим дрыном.

2.5.5. Описание сплава по реке Кафирниган

Длина реки Кафирниган  от начала до реки Обиес (Ес) около 20 километров. Cреднее падение 15 метров на километр.

22.08.2006

Сплав начали рано, наметив в этот день закончить сплав по Кафирнигану. До кишлака Калтуч препятствий нет.

Порог "Калтуч" (5B). Порог расположен за мостом в кишлаке Калтуч. Река делает сначала левый, а затем правый повороты. В русле много обливных и надводных крупных камней. Очень мощные бочки. Заход в порог более чистый под левым берегом, а выход из порога – под правым. Просмотр с правого берега, страховка спасконцами неэффективна из-за ширины реки.

Проходили тандемом сначала ближе к левому берегу, а после левого поворота реки уходили вправо. Первый катамаран влетел в большую бочку в центре русла при пересечении реки и был практически остановлен в ней. Второй катамаран, увидев это, пошел левее и влетел в подобную бочку пятьюдесятью метрами ниже. Таким образом, обойти все большие бочки в пороге скорее всего не получится (фото 63, 64).

До следующего препятствие около километра.

Порог "Входной" (5А). За левым поворотом в струе появляются крупные камни. На правом повороте находится порог с большим количеством камней в русле. Просмотр и страховка с левого берега.

Проходили порог тандемом под левым берегом, лавируя между большими обливными камнями и бочками (фото 62).

Шивера "Зайрон" (4С). В предыдущих лоциях на участке от порога "Входной" до кишлака Явроз авторы насчитывали от 7 до 10 порогов и шивер. В нашу воду все это слилось в одну многоступенчатую шиверу, которую вполне можно идти без просмотра, уворачиваясь от навалов на отдельные крупные надводные камни и избегая попадания в большие бочки и пенные ямы. Общая длина шиверы более 4 километров (фото 65).

Препятствие проходили тандемом сходу.

Порог "Явроз" (5С). Ориентиром порога является самолет MиГ-15, стоящий в пионерском лагере "Горная сказка" на левом берегу Кафирнигана. При желании на дороге, которая идет по высокому правому берегу можно рассмотреть табличку "Явроз". За автомобильным мостом, ведущим в пионерлагерь река делает левый поворот, а через 200 метров быстротока – правый. На правом повороте начало порога.

На правом повороте реки в реке крупные камни, как надводные, так и обливные, за которыми мощнейшие бочки. За поворотом в середине русла более чисто, много камней под правым берегом. Это первая ступень порога просмотр и страховка затруднены густой растительностью на правом берегу.

Ниже находится вторая ступень порога. Река делится на две протоки. В левой протоке очень много камней и она не просматривается с правого берега. Правая протока достаточно полноводная для прохода судов (в нашу воду перейти ее вброд невозможно). В правой протоке так же, как и в левой, много камней, но она более пологая. При слиянии проток в центре русла мощнейшая бочка, а ниже нее вал, которые можно обойти либо слева, прижавшись к отвесной скале левого берега, либо справа, подрезав гребенку на выходе правой протоки.

Первую ступень первый катамаран проходил, ориентируясь на просмотр в предыдущий день и был за это наказан. Шли под самым правым берегом в крутой узкий слив между камнями. Такая линия движения позволяла обойти все бочки, расположенные левее. Далее предполагалось уйти в центр струи и затем, после поворота, зачалиться к правому берегу. На практике же в нижнем бьефе слива оказался камень, торчащий из воды сантиметров на 15. В предыдущий день мы смотрели порог вечером, когда вода была выше и этот камень был залит водой, а при сплаве катамаран рамой врезался в камень с такой силой, что у двух гребцов упоры вырвало с мясом, а третий оказался за бортом. Хорошо еще, что ему удалось удержаться за раму. Далее судно подвсплыло и катамаран перебросило через камень. Судно оказалось в 5 метрах от правого берега, где крупные камни тормозили струю, а широкие проходы между этими камнями позволили экипажу зачалить судно к правому берегу. После того, как смытый гребец занял свое место, а упоры были заново подвязаны, экипаж перечалил катамаран в улов, который был первоначально намечен для зачалки.

Экипаж второго катамарана, пронаблюдав за перипетиями прохождения первого, решил идти левее, ближе к центру потока. На правом повороте ему пришлось идти последовательно через три мощных бочки. Первая бочка практически остановила судно, а через две последующие экипаж протягивал судно с помощью интенсивной гребли.

На второй ступени пути судов так же были различны. Первый катамаран шел в правой протоке ближе к острову, обогнув надводные и подводные камни, но пройдя через пару не очень мощных бочек. На слиянии проток катамаран до бочки и вала в центре потока пересек реку, уйдя под левый берег. Второй катамаран, явно под действием прохождения первой ступени, предпочел держаться под правым берегом, облизывая обливные камни и гребенки, но при этом не попав ни в одну бочку (фото 66).

После недолгого отдыха и сплав был продолжен.

Порог "Двойной" (5А). Порог начинается через пятьсот метров за Яврозом. В нашу воду вместо несложных шивер возник двухступенчатый порог с валами до двух метров в основной струе. Двухсотметровые ступени разделены трехсотметровым быстротоком.

Проходили тандемом левее основной струи.

Порог "Выходной" (5A). Порог расположен за подвесным мостом, перед которым можно зачалиться к левому берегу для просмотра. Камень, в центре потока, на который идет навал в малую воду, в нашу воду был под водой и пенная яма за ним мало уступала подобной в начале Камбаратинского каньона на Нарыне. Туда не хотелось никому. У левого берега река скатывается по  крутой горке. Ниже горки несколько камней образуют ворота с пологими сливами.

Порог проходили с просмотром. Оба экипажа заходили в порог по центру струи, после чего уходили влево, прижимаясь к горке и дальше шли под левым берегом (фото 67).

От этого порога до впадения реки Ес (или Обиес) около двух километров сплава по быстротокам. Ниже впадения река выходит на широкую равнину с промышленным пейзажем. Сплав решили прекратить, поскольку сплав по жаре без сколь ни будь заметных препятствий нам не интересен. К тому же в лоциях полно упоминаний о бетонных блоках и арматуре в реке. О своем решении мы не пожалели, поскольку пока ехали на машине вдоль низовьев Кафирнигана, не увидели ни одного места, куда бы нам захотелось попасть.

2.5.6. Описание сплава по реке Варзоб

У нас осталось довольно много времени до отлета в Москву. После недолгого обсуждения решено было съездить в Варзобское ущелье, чтобы оценить возможность прохождения этой реки на катамаранах. С формальной точки зрения для подобного шага мы должны были испросить согласие выпустившей нас МКК. Фактически, у нас не было сомнения, что такое разрешение будет немедленно дано, так как формальный и фактический опыт всех участников группы позволял нам прохождение любого маршрута. В то же время в составе группы было два члена Московского МКК, а практически все остальные работали в советское время в МКК районных клубов, а так же в МКК Динамо и Торпедо. Следует также учесть и то, что контроль за прохождением группы на территории Таджикистана не осуществлял никто, поскольку институт контрольно-спасательных служб здесь разрушен до основания. Таким образом, роль МКК в нашем случае являлась чисто формальной.

При заезде в верховья Варзоба мы сразу с неудовольствием отметили, что практически все мало-мальски ровные берега реки огорожены и застроены. Здесь расположены дача президента Таджикистана, дачи таджикских министров, дачи управления делами президента Таджикискана и даже дача, которую Рахмонов по слухам подарил Путину. По виду других "хатынок" становится очевидно, что дома новых таджиков тоже находятся здесь. В общем, это такой таджикский вариант Успено-Рублевского шоссе. Где-то процентов 25 – 30 реки нельзя ни просмотреть, ни простраховать.

На реке Варзоб каждый год проходит довольно мощный паводок, после которого приходится ремонтировать смытые куски автодороги и латать промоины в берегах. Автодорогу сейчас капитально реставрируют, а точнее делают новую автомагистраль силами китайцев. Естественно, что весь строительный мусор летит в реку, а берега реки выкладывают бетонными плитами и кубами.

Мы заехали по шоссе до того места, где выше по реке находился участок с габаритными в нашу воду непроходами. Здесь наш шофер договорился со сторожем одного из застолбленных, но пустых участков на правом берегу реки о нашем ночлеге. Естественно, не бесплатно. Вечером просмотрели небольшой участок реки. Экипаж второго катамарана отказался от прохождения  реки, мотивируя отказ наличием арматуры и бетонных кубов в русле. В итоге мы решили идти участок реки одним экипажем со страховкой и фотосъемкой с автомобиля.

23.08.2006

Вышли на воду утром. Река представляет из себя узкий концентрированный поток шириной от 10 до 25 метров, с расходом около 20 кубометров в секунду и падением около 25 метров на километр. Река падает практически равномерно без плесов и быстротоков. Вся река - это практически непрерывный порог категории 4С – 5А. Чалка на реке затруднена практически полным отсутствием достаточных по размеру уловов, бетонными блоками и арматурой, свисающей с берегов в реку (фото 68 - 72).

Мы прошли по реке около 15 километров, остановившись перед участком с дачей президента Таджикистана. Пошли бы и дальше, но один из гребцов при зачалке сильно ударился ногой. Несмотря на наколенник и щиток, нога была разбита настолько, что он не мог встать в упоры, а заменить его было не кем, так как страхующие нас из экипажа второго катамарана были без снаряжения. На пройденном участке мы сделали один обнос метров 200 по дороге. В этом месте вся вода реки сливается в узкую щель под скалу правого берега. В щели лежат крупные камни, которые делают безаварийный сплав маловероятным (фото 70).

Прекратив сплав, мы вернулись в лагерь, где разобрали все суда и высушили их. Последние два дня мы провели на Нурекском водохранилище. До Нурека мы доехали на автомобиле, а дальше по водохранилищу на катере. На водохранилище мы остановились в устье левого притока в тени заброшенных садов затопленного при строительстве плотины кишлака  (фото 73). На этой внезапно образовавшейся дневке, был сделан радиальный выход по окрестным горам.

2.6. Выводы и рекомендации
  1. Намеченный маршрут был пройден полностью и безаварийно.
  2. Опережение графика движения произошло не в ущерб безопасности прохождения, а вследствие заметного завышения километража в лоциях предыдущих групп, а также из-за того, что опыт группы превышал уровень сложности реки.
  3. Маршрут может быть пройден полностью без обносов, включая завал на Канязе и порог "Сорбо" на реке Сорбо в мае – июле по большой воде. В этом случае маршрут можно оценить шестой категорией сложности. В это же время, наверняка, можно пройти и все пороги Капандара, не пройденные раньше по низкому уровню воды.
  4. Маршрут интересен тем, что при прохождении верховьев рек требуется навык гребного слалома, а при прохождении нижней части Сорбо и Кафирнигана – навык сплава по рекам с большими валами и бочками.
  5. По нашему мнению пройденный нами маршрут (с учетом обноса основной части порога "Сорбо") следует оценить пятой категорией сложности, поскольку он объективно проще, чем сплав по Муксу, Чулышману, Обихингоу и другим эталонным рекам шестой категории сложности.
  6. При прохождении порога "Сорбо" маршрут может быть оценен категорией 5усл., поскольку это единственный порог такого уровня (очень сложный и длинный, без эффективной страховки) на маршруте.
  7. В августе на маршрут может быть выпущена группа, уже имеющая опыт сплава по рекам с большим падением и относительно большой водой, поскольку маршрут значительно сложнее популярных сегодня Улуг-О,  Жом-Болокa, Шавлы, а также и других эталонных Саянских пятерок (в не паводковую воду).
  8. Начиная с середины сентября река не станет технически проще, но будет значительно безопаснее, чем в августе. Категория сложности, по нашему мнению, не должна измениться.
  9. Сплав по Кафирнигану ниже реки Обиес (Ес) может быть обусловлен только проблемами с транспортом. Раньше такой сплав по практически равнинной реке в индустриальном пейзаже оправдывался наматыванием необходимых для получения категорий километров, а теперь это бессмысленно.
  10. Сплав по Варзобу на катамаранах может проводиться летом (май – август), но вряд ли будет интересен. Сплав по Варзобу в принципе может рассматриваться для прохождения в качестве добавки к основному маршруту или в качестве раскатки перед основным маршрутом. При сплаве по Варзобу желательно заранее решить вопрос с ночлегами и прохождением по реке особых объектов (дачи Президента Таджикистана, дачи Совмина Таджикистана и т.п.)