Тип материала: Описание Регион путешествия: Таджикистан
Сезонность - май - сентябрь
Категория сложности - V
Схема

Зеравшан (в верховье - Матча) начинается от Зеравшанского ледника и течет на запад между Зеравшанским хребтом на юге и Туркестанским на севере. В низовье, где расположены города Пенджикент, Самарканд и Бухара, река полностью разбирается на орошение. Чтобы попасть на Зеравшан, необходимо доехать по железной дороге до станции Хаваст, а оттуда автобусом до поселка Ура-Тюбе. От Ура-Тюбе попутной машиной до поселка Айни, расположенного уже на Матче, и дальше до кишлака Матча. Вверху река населена незначительно. Возможность подъезда сильно зависит от состояния дороги, особенно мостов. При благоприятных обстоятельствах можно доехать до кишлака Самжен или даже до кишлака Лянглиф, откуда до начала сплава (кишлак Тро) 2 км. Выше Тро река течет многими протоками в широкой долине, поэтому начинать там сплав не имеет смысла.
Второй путь на Матчу потребует 5 - 6 дней. Из поселка Гарм, куда можно добраться из Душанбе, пройти 60 км вдоль притоков Вахша - Сорьога и Дюбурсы, затем через перевал Ходжа-Муссо выйти на приток Матчи Пияврут и по нему - к самой Матче в 20 км выше Тро.
Питание Зеравшана в основном ледниковое, поэтому уровень воды в нем сильно меняется в течение дня, особенно на Матче (в пределах 1,5 м). Почти по всей реке левый берег более крутой и менее доступный для разведки или обносов. Дорога идет по правому берегу. Везде можно найти топливо для костра: плавник, сухие ветки тополя, кустарника, фруктовых деревьев. С материалом для рамы плота на камерах гораздо хуже - только тополь и арча. Вдоль реки много садов: абрикосы, яблоки, персики, грецкий орех. Река отличается большой скоростью течения, мутной водой. Препятствия требуют тщательной разведки и страховки. Всю реку можно разбить на 4 участка.
Верхняя Матча начинается от истока и заканчивается у кишлака Риомуг (длина отрезка 110 км). Выше Тро река практически нигде не течет одним руслом, а разбивается на протоки в галечниковом русле. Выше и ниже устья Тро (справа) - первый каньон Верхней Матчи. Он очень опасен, особенно его вторая часть. Требуется оценить возможность прохождения в зависимости от уровня воды. За каньоном сложный порог. У кишлака Худгиф второй каньон, длиной около 3 км. Минимальная ширина русла в нем 6 м. Особенно опасно самое начало каньона у моста, где расположен крутой слив. После нескольких шивер - третий, короткий, каньон, затем четвертый - очень бурный, длиной около 700 м. Ниже впадения Худгифа (справа) - последний, пятый, каньон Верхней Матчи, короткий и бурный, с прижимом к левому берегу. На последующих 2 км реки еще 2 порога. Отрезок заканчивается за мостом перед входом в Большой каньон.
Нижняя Матча начинается Большим каньоном и заканчивается у поселка Айни в устье Фандарьи (длина отрезка 83 км). Наиболее серьезное препятствие на этом отрезке - Большой каньон длиной 60 км. Река течет здесь между высокими скальными берегами, разрываемыми кое-где ущельями притоков. Мест, где можно выбраться наверх, немного. Первые 5 км Большого каньона не имеют особенно сложных препятствий, затем Матча уходит в непроходимую щель шириной 2 - 3 м и длиной 40 - 50 м. Обнос по левому берегу!
Дальше на протяжении 12 км чередуются крутые сливы и мощные прижимы. Опасный порожистый участок (длиной 4 км) расположен за кишлаком Виткон. Разведка по правому берегу. Трудные пороги находятся за кишлаками Обурдон и Шамтуч. За Шамтучем 2 порога, второй - непроходим. Обносить придется сразу оба порога по правому берегу. На оставшемся участке Большого каньона не меньше 10 порогов, из них 6 очень сложных. Большой каньон кончается у кишлака Рарз. До устья Фандарьи (слева) еще 4 порога, один из них (ниже кишлака Рарз) очень серьезный. У кишлака Засун низкий мост над водой.
Верхний Зеравшан начинается от устья Фандарьи и заканчивается у кишлака Дашты-Казы (длина отрезка 58 км). Берега густо заселены, много садов. По правому берегу близко от воды хорошая дорога, по левому берегу также есть дорога, но похуже. На первых 10 км насчитывается 6 порогов, из них очень сложный - непосредственно после устья Фандарьи. В районе кишлака Дар-Дар короткое скальное ущелье с трехступенчатым порогом, проходимость которого сомнительна. Дальше трудных препятствий нет. От кишлака Виткент горы понижаются, долина расширяется. За кишлаком Урметан низкий канатный мост, который придется обнести.
Нижний Зеравшан начинается от кишлака Дашты-Казы. До Пенджикента остается 50 км. Река делится на протоки, препятствий почти нет. По берегам растут виноград, овощи. Встречаются и заболоченные места. Закончить сплав нужно в районе кишлака Гусар: дальше плыть трудно из-за множества проток и полностью заболоченных берегов, к которым нельзя пристать.
Поход заканчивается осмотром древнейших городов Средней Азии: Пенджикента, Самарканда и Бухары.
Литература: 52, 59.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.