Виды туризма

10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 454 0
Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.

Муниципальная (коррекционная) школа - интернат №30 для слабослышащих детей г. Уфы
МО РБ
Туристский клуб "ПАРУС"

Маршрутная книжка № В 10 - 03
Руководитель группы: Яковец А.В.
Адрес руководителя: 450064, Башкортостан, г. Уфа ул. Кольцевая д. 185/1, кв. 69.
Башкирская Республиканская маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает: маршрут имеет II (вторую) категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке БашРМКК, водной комиссии

Содержание:
I. Справочные сведения
      1. Проводящая организация
      2. место проведения
      3. Справочные сведения о маршруте
      4. подробная нитка маршрута
      5. Определяющие препятствия маршрута
      6. Список участников похода
      7. Туристический опыт
II. Общая смысловая идея похода
III. Варианты подъезда и отъезда
      1. Подъезд к началу маршрута
      2. Переброска от Б. Инзера до М. Инзера
      3. Отъезд
      4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
      5. Изменения маршрута и их причины
IV. График движения
V. Техническое описание маршрута
      1. Литература, использованная при подготовке
      2. Краткий обзор района путешествия и рек
      3. Дневник похода
      4. Потенциально опасные участки и явления на маршруте
      5. перечень наиболее интересных объектов и занятий на маршруте
VI. Дополнительные сведения о походе
      1. Техническое описание
      2. Весовые характеристики груза
      3. Раскладка продуктов питания
VII. Смета расходов
VIII. Итоги. Выводы. Рекомендации
      1. Итоги и выводы
      2. Сплавсредства
      3. Анализ недоработок и ошибок
      4. Рекомендации

I. Справочные сведения

1.Проводящая организация:
Туристический клуб "Парус" при школе интернате №30 для слабослышащих детей.
Адрес: 450062. Башкортостан, г. Уфа, ул. Первомайская, 86/а, Тел.64-11-67

2. Место проведения:
Южный Урал, реки Лемеза, Инзер, М. Инзер.

3. Справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части, км Продолжительность, дней Сроки проведения
общая ходовых
водный II (вторая) 52 12 5 31 апреля - 11 мая 2003 г.


4. Подробная нитка маршрута:
г. Уфа - ст. Бриштамак - д. Бриш - д. Искушта - р. Лемеза - сплав по р.Лемеза (вдп. Атыш) до поляны Лемезаюрт - Французская поляна - р. Инзер ст. 71 км. - ст. Инзер - ст. Айгир - пор. Айгир - ст. Инзер - г. Уфа

5. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия К. сл. Длина (м) Характеристика Путь прохождения
1 Пор. «Большой камень» II 550 После крутого слива в пороге сразу стоит высокий вал = 2 м. Перехлест валов и вся масса воды ударяется в левый прижимный берег. Держать суда по центру реки, отгребая от левого прижимного берега.
2 Пор. «Черная Речка» III 800 Русло сжимается, стоячие валы, водные ямы, «бочки», водовороты. У порога два слива. Первый слив - направом повороте, нужно проходить у левого берега. Так безопаснее и есть пространство для маневрирования. Второй слив начинается через 400м на левом повороте. Проходить – у правого берега, там нет прижимного течения.
3 Пор «Айгир» IV 700 Порог характерен косыми валами, они идут от берега по диагонали. В горле порога прямой вал, высотой более 1,5 м. далее большое нагромождение камней. На входе нужно сместить судно к самому центру реки, пройти линию двух больших камней, далее по основной струе.
4 Пор. «Синие скалы» IV 400 Сразу начинается после поворота, вода прижимается к правому берегу, закручивается в спираль и падает через большой продолговатый камень в водяную яму. Нужно уйти от слива с камня ближе к левому берегу, а потом продолжить движение по центру реки.


6. Список участников похода

Ф.И.О. участника Год рождения Обязанности в группе Место работы, учебы
Экипаж К - 4 (Яковец А.В.)
1 Яковец Александр Владимирович 1953 Руководитель, капитан К-4 РЦДТЮТ и Э, инструктор - методист
2 Субханкулов Вадим Асхатович 1985 Зав. снаряжения Учащийся шк-инт № 30
3 Боровие Вадим Александрович 1986 Штурман, картограф Учащийся шк-инт № 30
4 Ибрагимов Алмаз Динарович 1984 комендант, отв. за костровые Учащийся шк-инт № 30
Экипаж К-4 (Чупина И.А.)
1 Чупина Ирина Александровна 1958 Зам. руководителя. Капитан К-4 Воспитатель шк-инт. № 30
2 Окишева Яна Анатольевна 1980 медик Учитель шк-инт № 30
3 Фаикуллина Гузель Тагировна 1980 завхоз Воспитатель шк-инт. № 30
4 Валеев Марат Фазитович 1985 реммастер Учащийся шк-инт № 30
Экипаж К-2 (Латыпов И.Н.)
1 Латыпов Искандер Нурисламович 1982 Фотограф и видеооператор, капитан К-2 студент УГППК
2 Баранов Денис Геннадьевич 1982 реммастер студент ПЛ -64
Запасной член команды
1 Спиридонов Александр Алексеевич 1983 летописец Учащийся шк-инт № 30


8. Адрес хранения отчета, наличие видеоматериалов
Отчет хранится: экземпляр № 1- Баш РМКК, водная комиссия;
экземпляр № 2 - т/к "Парус",
г. Уфа, ул. Первомайская, 86 а, т.64-11-67
К отчету прилагаются: заявочная книжка № 10-03, видеокассета с фильмом о походе.

II. Общая смысловая идея похода
а) повышение туристско-спортивного мастерства;
б) ознакомление с новыми для т/к "Парус" туристскими районами;
в) социальная адаптация глухих и слабослышащих людей. Основной целью похода считалось приобретение туристского опыта, повышение спортивного мастерства участников.
Т.к. маршруты по рекам Южного Урала известны, о них много информации, часто посещаемы туристами, для похода был выбран этот район. А, учитывая, что 10 человек из 11 членов команды, проходили пороги "Айгир", "Синие скалы", р. Б.Инзер, предпочтение отдали маршруту по р. Лемеза и р. М. Инзер из-за возможности провести тренировочный процесс. Уровень трудностей на этом маршруте повышается плавно, что делает маршрут привлекательным для прохождения. Соответственно, определяется выбор судов (К-4- 2шт и К-2 ) и формировались экипажи.
Отдельные задачи, стоящие перед группой:
- Отработка элементов техники водного туризма в условиях весеннего похода;
- Отработка тактических приемов прохождения локальных препятствий;
- Отработка способов разведки и страховки экипажами "с воды";
- Знакомство с достопримечательностями маршрута;
- Активный отдых;
- Фото и видеосъемка для использования в качестве учебного материала в работе т/к "Парус".

III. Варианты подъезда и отъезда

1.Подъезд к началу маршрута

Пункт назначения Вид транспорта Расстояние (км) Отправление Прибытие Время в пути
Г. Уфа-ст.Бриштамак Электро­поезд 137 7.45 10.30 03.05
Ст. Бриштамак - д. Искушта автомашина 25 3.15 13.05 01.35

На станции Бриштамак местные жители сами встречают туристов в сезон походов. Но цена за доставку до д. Искушта - 1500 руб, а если пройти до д. Бриш - цена может уменьшиться до 700 руб.

2. Переброска от Б. Инзер до М. Инзера

Пункт назначения Вид транспорта Расстояние (км) Отправление Прибытие Время в пути
71 км - пос.Инзер Электропоезд 38 05.15 06.20 01.05
Пос. Инзер - ст. Айгир Рабочий поезд 16 13.20 14.00 0.40


3. Отъезд

Пункт назначения Вид транспорта Расстояние (км) Отправление Прибытие Время в пути
Ст. Айгир - пос. Инзер Электропоезд 16 11-20 12-00 0-40
пос. Инзер - г. Уфа Рабочий поезд 162 16-00 21-40 5-40

Примечание: указанное время - Уфимское

4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:
При необходимости аварийного выхода с маршрута возможно использовать следующие варианты:
- Р. Лемеза, пор. "Черная речка" 8 км до д. Искушта
- Р. Б. Инзер, 6 км до ст. 71 км (туннель);
- Р. М. Инзер, 1 км до ст. Айгир и 16 км до пос. Инзер.
Запасной вариант путешествия:
- М. Инзер - Б. Инзер - Лемеза

5. Изменения маршрута и их причины:
Мы планировали поход III кат. сложности по маршруту:
- пос. Отнурок - пеший переход к р. Б. Инзер - сплав до д. Бриштамак
переход до д. Искушта - сплав по р. Лемеза до вдп. Атыш
переход на р. М. Инзер - сплав - пор. Айгир - ст. Инзер.
Но т.к. ледовое покрытие в верховье р. Б. Инзер стояло до 10 мая, прохождение данного маршрута не удалось и было заменено походом II к. сложности по р. Лемеза и М. Инзер.

IV. График движения

Дни пути Дата Участок перехода Путь,
км
Способ перед-
вижения
ЧХВ чис-
тое ход. вре-
мя
Харак-
тер пре-
пят-
ствия
Метеоусловия
1 31.04 Г.Уфа - ост. Бриштамак 137 Электро-
поезд
3.05 Пасмурно,
мелкий дождь,
+4С
Бриштамак-д.Бриш 2 Пешком 0.40 Грунт. дорога
Д.Бриш-д.Ишкушта 23 Авто 0.45
Д.ишкушта-сплав по р.Лемеза доп.Красный Камень 4 Сплав 0.30 П. Крас-
ный
Ка-
мень
2 1.05 П.Красный Камень-п.Черная речка 2 Сплав 0.30 П. Чер-
ная
речка
Пасмурно, во второй половине дня переменная облачность, ветер боковой.+7С
3 2.05 Прохождение п.Черная речка - Сплав П.Чер-
ная
речка
Утром солнечно, к обеду пасмурно, гроза.+8С
4 3.05 П.Черная речка-поляна Лемезаюрт 30 Сплав Шивера,
на при-
токе вдп.
Атыш
Пасмурно, ветер встречный. +6С.
5 4.05 Поляна Лемезаюрт-Французская поляна 10 Пешком 3.00 Пере-
вал Лемеза-
юрт
Солнечно
+12С.
Переправа через р.Инзер Сплав
Пешком до ост. «71км» 3 Пешком 1.00
Ост. «71км»-ст.Инзер 38 Электро-
поезд
1.05
6 5.05 Ст.Инзер-ст.Айгир 22 Злектро-
поезд
0.40 Солнчно, ветер слабый.+10С.
Ст.Айгир-п.Айгир 1,5 Пешком 0.20
7-11 6-10.05 Тренировки, участие в соревнованиях «Айгир2003» Сплав, заносы, страховка 6 - солнечно +11С
7 - солнечно +10С
8 - переменная облачность +8С
9 - пасмурно, дождь +6С
10 - дождь +4С
12 11.05 П.Айгир-ст.Инзер 20 Сплав 2.30 Пасмурно, мелкий дождь, ветер встречный +6С, после обеда солнечно
Ст.Инзер - ст.Уфа 162 Электро-
поезд
5.40


V. Техническое описание маршрута

1. При подготовке к походу, мы использовали и брали за основу следующие материалы:
1) "Башкирия туристская". Путеводитель: Башкирское кн. изд-во, 1985, Составитель: Марушин В.А.
2) "Где отдыхать уфимцам" - Уфа: НУР - Полиграфиздат, 1998. В.А. Марушин.
3) "Путеводитель по Башкирии" - Уфа, Баш. кн. изд-во 1965 под ред. Вахрушева Г.В, Шишкина Е.К.
4) "Туристские спортивные маршруты" - М.: Профиздат, 1989 Составитель: В.Ю. Попчиковский.

2. Краткий обзор района путешествия и рек
Башкирия удивительно красива и разнообразна по своей природе: величественные горные хребты и живописные холмы, обширные равнины, реки и озера, луга и степи, леса и поля, богатые полезными ископаемыми недра земли.
Раскинулась Башкирия на просторах Южного Урала и прилегающего к нему с запада Предуралья.
Горы Южного Урала - это целая система горных хребтов, разделенных широкими межгорными понижениями.
В Архангельском районе выделен водопад Атыш на притоке р. Лемеза, образованный подземной карстовой речкой. На территории Белорецкого района находится порог Айгир на р. М.Инзер - верный экзаменатор туристов, здесь проводятся соревнования в майские праздники. По территории этих районов протекают реки Малый Инзер и Лемеза. Они имеют четко выраженные пороги средней сложности.
От деревни Бриш идет лесовозная дорога через хребет Бирьян до деревни Искушта. Дорога в некоторых местах размыта. На самой вершине хребта - дорога разветвляется, нужно идти по левой, так путь короче на 3 км. Река Лемеза берет свое начало между хребтами Ашмар и Аралташ, выше деревни Лемеза. Ниже деревни Искушта Лемеза течет еще спокойно около километра, придерживаясь западного направления. Долина со спокойными изгибами гор, заселенных до самых вершин. Только кое-где проглядывают из таежной хвойной тайги скальные выходы.
Еще не видишь бушующих порогов, а уже чувствуешь их суровое дыхание, невольно подбираешься, смотришь вперед, чтобы не пропускать ориентир порогов Большой камень и Черная речка - большую красную скалу, нависающую над водой перед самым сливом.
После крутого слива в пороге сразу стоит высокий вал, что у Черной скалы, река уходит в камни. Но при приближении видно, что по крутому скату русла, загроможденного огромными валунами, несется большой поток воды, весь в стоячих валах, изрытый водяными ямами и "бочками", водоворотами. Порог пройден и судно мчится по 6 км- метровой шивере. Справа впадает река Касык и открывается широкая пойма. Далее - водопад Атыш, образований одноименной речкой. О красоте его много говорилось и писалось. Из большой, шириной 6м., пещеры - грота, с высоты более 4 м совершенно отвесно падает стена воды. Несколько веков назад вода низвергалась не одним, а несколькими потоками. Один из них падал из небольшого отверстия с высоты более 10м., хорошо видимого в верхней восточной гости пещеры - грота. Третий поток устремлялся вверх там, где и сейчас, разрушая сверху вниз небольшой толщины, скальную перемычку. Остатки ее хорошо видны. От вдп. Атыш начинается пешеходная часть пути. Чуть ниже устья ручья Бердяш - берег низменный, немного заболоченный, порос невысоким чернолесьем.
Поднявшись на небольшую поляну, раньше здесь стояли дома лесоповалыциков, выходили к лесопункту Лемезаюрт и спускаемся к перевалу Яланкас. Тропа, то опускается в неглубокие разделы, то поднимается по склону. Далее она спускается к глубокому оврагу, справа - отвесная замшелая скала с неглубокому гротом. По тропе - на юг и попадаем на поляну, на которой когда - то и построил завод предприниматель-француз. Сейчас от завода осталось лишь выровненные площадки - террасы да отвалы шлака.
Далее на электропоезде до ст. Инзер и на рабочем поезде, идущем в сторону Белорецка, до станции Айгир. Железная дорога идет по правому берегу скалистого каньона, нависает мостами над рекой, бешено рвущейся в узкости речной долины. С обеих сторон встают громады скалистых отвесов. С севера реку прижимает отрог Малого Ямантау, а с юга - хребет Караташ. Река клокочет, водоворотит, гремит брызжет водой, омывая береговые круги. Для осмотра порога следует вернуться назад, вниз по течению реки, километра на три. Здесь заканчивается сила Айгирского порога, чтобы вновь, чуть ниже, разбушеваться в новом порыве на следующем пороге, называемом "Синие скалы".

3. Дневник похода

1 мая - четверг
Наша команда собралась в электричке, которая следует до ст. Йнзер. Сели в нее очень удачно, часть команды еще в Черниковке, заняла места и мы все хорошо устроились. В 7.45 электричка отправилась из Уфы. В электричке много туристов, встретили знакомых. Многие поют туристские песни под гитару. У всех очень хорошее настроение.
В 11.45 электричка прибыла на станцию Бриштамак. Мы быстро выгрузились т.к. стоянка всего 2 минуты. Нас встретили местные жители, которые предлагали за 120 руб. с человека довезти нас до Искушты. Но мы отказались и пошли по дороге пешком.
Дорога поднималась вверх, была размыта, и мы боялись забуксовать. Ехали около часа. Когда прибыли на место, все были удивлены тем, что вокруг была зима: сугробы снега и шапки снега на деревьях. Пройдя пешком еще немного, мы оказались на берегу реки Лемеза. Там встретили 3 команды туристов из г. Набережные челны, Нефтекамска и из Уфы - заслуженных мастеров спорта: Верхотурова С, Моисеева из т.к. "Каскад" (имена нам неизвестны).
К 13:30 ребята собрали дрова, и девочки приготовили обед.
Дождь идет все время, иногда мелкий, а временами сильный.
Вода в Лемезе небольшая. Решили идти и делать стоянку в другом месте. Собрали катамараны, погрузили рюкзаки. Все одели гидрокостюмы. У Субханкулова Вадима и Боровика Вадима - новые модные гидры, но только по колено, под низ они надели капроновые колготки, думая, что это их спасет от холодной воды.
Экипаж на катамаране Чупиной И.А. сделал крепления для ног из рюкзаков.
В 14.00 отчалили. Вода неспокойная и очень холодная. Через 30 минут пути, после первого каскада, сделали остановку. Место для стоянки выбрали на правом берегу. Берег низкий, почва влажная, но много дров. На левом, более высоком берегу, дров нет. Разожгли костер, начали готовить ужин. На стоянке стало уютно и тепло. За ужином обсуждали дальнейший маршрут. Т.к. от ЗМС по туризму мы узнали, что на Б. Инзере стоит лед, то решили туда не торопиться и назавтра сделать тренировку на пороге. Т.к. почва была очень мягкая и мокрая, то под тяжестью тел она продавилась, и вода затекла к мальчикам в палатку. Палатка у девочек осталась сухой.

2 мая - пятница
Подъем был в 8:45. Все мальчики оказались мокрыми, некоторые чуть-чуть, местами, а кто спал в центре палатки, промокли сильно. Решили подсушить спальники и вещи. Погода пасмурная, но дождя нет. Пока высохли, нас обогнали ЗМС и еще две команды. Вышли в 13:30. Хорошо, дружно прошли второй каскад. Перед порогом "Черная речка" решили произвести разведку. На берегу много народа, все осматривают порог. Первыми проходили порог экипаж с Яковцом А.В. Все задуманное и запланированное по прохождению порога выполнить не удалось, но прошли без повреждений. Вторыми пошел катамаран с Чупиной И.А. Первые камни и бочку прошли хорошо. Но т.к. Ирина Александровна перед основными порогами провалилась между каркасом и деревянными слегами, она не успела отрулить, и нас забросило на камень правым бортом, а потом в бочку. В этот момент Окишева Я.А. чуть не оказалась в воде, но ее успел подхватить Валеев Марат и она вернулась в рабочее положение. Яковец кричал нам "Гребите!"- мы все дружно начали грести и выровняли катамаран. Течение вынесло нас к берегу, но Ибрагимов Алмаз не успел поймать брошенный спасконец, нас снесло ниже, примерно на 30 метров. Мы увидели, что у нашего катамарана полностью разошелся каркас. От полного рассыпания катамарана нас спасли поперечные деревянные слеги. Если бы их не было, катамаран мог сложиться пополам. Мы сдули катамаран, наладили каркас и спустились до Черной речки. Здесь встали на стоянку и решили остаться на дневку. Здесь очень много туристов - палаточный городок, 12 групп. Есть туристы из Татарстана, г. Миасс, г. Челябинск. г. Нефтекамск и др. В течение дня туристы все подходят и подходят. Пока мы сплавлялись - стояло солнце, около 4 часов. Но после того, как мы поставили лагерь - пошел дождь. На этот раз стоянка очень удобная и сухая. Стоим на левом берегу. Пока готовили обед. Разбирали прохождение порога. А.В. Яковец объясняет ребятам, как правильно нужно грести, чувствовать друг друга, понимать течение. В 19:20 Яковец и Субханкулов Вадим ушли спать - очень устали и перенервничали. Вечером еще долго обсуждали прохождение. Яна смеется: "Если бы не Марат, мы бы все погибли! Теперь без Марата никуда не пойду!" Спать легли в 23:00. перед сном все приняли аспирин и аскорбиновую кислоту, чтобы не заболеть от холодной воды.

3 мая - суббота
Утром, в 7:00 было солнечно. Субханкулов В. и Ирина Александровна встали самые первые и начали готовить завтрак. Вода в реке прибыла примерно на 20 см. Камень, где вчера еще мыли посуду, сегодня оказался под водой. Бочка, откуда вчера выбирались, почти не видна. После завтрака мы начали тренировку на пороге. Первый экипаж: Яковец А.В., Субханкулов В., Боровик В., Ибрагимов А., прошли порог хорошо, но при посадке катамаран провели по затонувшему бревну и сучком оцарапали левый баллон. Образовалось узкое отверстие, через которое постепенно выходил воздух.
Поменяв Яковца на Валеева М., решили пройти порог еще раз. Когда катамаран зачалился, то увидели, что на каркасе срезались болты, и он разошелся. Второй экипаж в это время ждал у начала порога своей очереди, но т.к. катамаран сломался, пришлось возвращаться в лагерь. Начался дождь, который перешел в ливень, а потом и в грозу. Дорогу размыло, идти было трудно, особенно в гидрокостюме.
Ребята начали ремонтировать катамаран, другие готовил обед. К обеду ремонт закончили. После еды тренировался второй экипаж, вместе с Яковцом А.В.: Спиридонов А., Фаткуллина Г. Т., Окишева Я.А. Тренировались на спортивном катамаране, т.к на другом нет креплений для ног, что увеличивает риск падения. Прошли порог хорошо. Следом шел экипаж К-2. После зачаливания двойки все увидели, что левый нос полностью сдут. Как это произошло - неизвестно. На этом наша тренировка закончилась. Вечером ремонтировали катамараны и гидрокостюмы.

4 мая - воскресенье
Утром, после завтрака, стали собирать вещи. К 11:00 катамараны были готовы. Погода пасмурная, идет мелкий дождь.
После обеда вышли. Шли спокойно, видели белку, уток, еще одно животное (не знаем его названия, может быть выдра). Дошли до водопада Атыш. Первый катамаран встал в устье р. Атыш, а второй прошел дальше. Причалили к берегу, сходили к водопаду. Воды много, внутри гротов тоже вода. Завязали веревки на дерево желаний. И пошли дальше. Погода испортилась, дождь сменился мелким мокрым снегом, стало холодно. После 40 мин. Пути зачалились к левому берегу. Сняли груз, вышли и разобрали катамараны, пока Яковец А.В. ходил на разведку. Сделали перекус. Вдоль ручья поднялись на поляну Лемезаюрт. Здесь встали на ночевку. Вечером под тентом, возле костра пытались высушить рюкзаки и оболочки катамаранов.

5 мая - понедельник
Встали рано, упаковали рюкзаки, после завтрака вышли на перевал. Сначала дорога очень мокрая, мы то спускались, то поднимались по склонам. На пути встречается снег, но больше огромные грязные лужи. Погода улучшилась, дождь прекратился. Когда подходили к Французской поляне, выглянуло солнце, но очень ветрено. На берегу Инзера собрали один катамаран, переправились на левый берег. По железной дороге шли 6 км. до станции "71км". Дождавшись электричку, следующую до Инзера, мы загрузили вещи и сели в нее. Приехали в Инзер вечером, около 18:00. Рабочий поезд до ст. Белорецк уже ушел, и мы вынуждены были ночевать в поселке. Мы остановились в гостинице для железнодорожников, т.к. там был душ. А девочки мечтали о душе или о бане уже 3 дня. Поужинав в кафе, мы легли спать.

6 мая - вторник
После завтрака мы пошли на базар - докупить продукты. Сели в Белорецкий рабочий поезд около 12: 30. Доехали до ст. Айгир. Вернулись пешком к порогу, хотели встать на прошлогоднее место, но оно оказалось занято. Встали на место команды "Волна". Занялись обустройством лагеря: поставили палатки, собрали дрова, собрали катамараны. Вечером мы обсуждали положение о чемпионате, выясняли, кто на каких судах будет участвовать.

7 мая - среда
Погода была очень хорошая, солнечно и тепло. Утром, после завтрака, мы переехали на другое место, освободив стоянку команды "Волна". Рядом с нами стояли отец с сыном из г. Москва. Обустроив и эту стоянку, мы сели обедать. После обеда мальчики начали навешивать ворота и тренироваться перед чемпионатом приволжского Федерального округа России по водному туристскому многоборью "Айгир-2003". Ребята отрабатывали технику и тактику прохождения порога, второй катамаран стоял на страховке ниже по течению.

8 мая - четверг
Утром пасмурно, но сухо.
После завтрака мы пошли встречать вторую половину нашей команды : Ахтямову р.М., Субханкулолва Ф, Карпусь С, Кутдусова Э., Чепайкину О., Файрушина Т., Фаткуллину Л.Т. и Чупина П.В.
После обеда часть команды тренировалась, другая часть занималась хозяйственными вопросами: подсчетом количества продуктов. После расчетов выяснилось, что тушенки, хлеба и частично круп до конца соревнований не хватит. Ирина Александровна с Радой Михайловной пошли в пос. Инзер за продуктами. Обратно они вернулись на рабочем поезде, который остановился прямо у лагеря. Вечер прошел за обсуждением тренировок, разъяснением положения о чемпионате и разработке тактики прохождения ворот, спасработ и эстафеты.

9 мая - пятница
После завтрака пошли на построение. В 10:00 было открытие соревнований. Окишева Я.А, Фаткуллина Г.Т, Фаткуллина Л.Т, Ахгпяшва Р.М и Чупин П.В встали на судейство. Остальные члены команды ушли готовиться. В 12:00 начали соревноваться катамараны - 2. От нашей команды выступали: Баранов Д. и Латыпов И. В 16:00 - соревнование катамаранов - 4 и рафтов. К - 4 -Субхангулов В., Боровик В., Ибрагимов А., Валеев М.. Рафт - Субхангулов В., Боровик В., Ибрагимов А., Латыпов И.
Соревновались очень долго. Погода была плохая, дул ветер и шел мелкий дождь. Носить катамараны было трудно, т.к. спуск размыло и стало очень скользко.
Вечером все обсуждали прошедший этап и готовились к предстоящим соревнованиям.

10 мая - суббота
С утра ребята готовили эстафетные палочки для соревнований.
В 12:00 началась эстафета, после - спасработы. После обеда - соревнования на каяках и байдарках. От нашей команды участвовал Боровик Вадим. Он впервые на каяке проходил порог. Все за него очень переживали.
Вечером обсуждали, как будем отъезжать. Народа на соревнованиях было очень много, и мы боялись, что в рабочий поезд все не уместимся. Поэтому решили, что часть команды уйдет сплавом до пос. Инзер. А другие уедут на поезде.

11 мая - воскресенье
С утра встали, начали упаковывать вещи. Первые вышли из лагеря, те кто едет на поезде. Латыпов И., Баранов Денис., Окишева Я.А, Фаткуллина Г.Т. - убрали вещи, уложили на катамаран и пошли по Инзеру. Погода была пасмурная и дул сильный встречный ветер. Порог прошли хорошо, т.к. до этого все тренировались. После этого вода стала спокойнее. Встали у пос. Инзер, около моста, разобрали катамаран и повесили все сушиться. Девочки ушли на станцию искать команду, мальчики собирали вещи. Когда все собрались вместе, решили пообедать в местной столовой. После обеда сели на электричку и поехали в Уфу. В Уфе были около 23 часов.

4. Потенциально опасные участки и явления на маршруте:
Опасными на маршруте являются порог Большой камень, Черная речка, Айгир.
Из природных явлений опасны резкие подъемы воды.

5. Перечень наиболее интересных объектов и занятий на маршруте:
Из туристских достопримечательностей впечатляет водопад Атыш, пороги Черная речка и Айгир.

VI. Дополнительные сведения о походе

1. Техническое обеспечение группы:
- видеокамера "Panaconic"
- аккумуляторы для видеокамеры - 2 шт.
- зарядное устройство для видеокамеры.
- видеокассеты (30 мин) - 2 шт.
- фотоаппараты - 3 шт.
- фотопленка (36 кадров) -4 шт.
- компас - 3 шт.

2. Весовые характеристики груза на 1 участника


п/п
Характер груза Вес (кг)
мужчины
Вес (кг)
женщины
1 Общественное снаряжение 15 10
2 Продукты питания 12 7
3 Личное снаряжение 8 8
Итоги 35 25


2. Раскладка продуктов питания
Раскладка в этом походе была стандартная 800 гр. В основном, все продукты были куплены в Уфе.
В д. Искушта и пос. Инзер - мы докупали хлеб, колбасу и шоколад.

VII. Смета расходов

№ п/п Статья расходов На одного участника (руб) На группу 1 1 человек (руб)
1. Транспортные расходы:
а) г. Уфа - ст. Бриштамаи.
б) д. Бриш - р. Лемеза 64 700
г) пос. Инзер — г. Уфа.
2. Питание:
а) на активной части маршрута
550 6050
б) в поселке Инзер 50 550
3. Ремнабор - 2 шт. 20 220
4. Мед. Аптечка. 60 660
5. Расходные материалы (для фото и видеоаппаратура) 40 440
6. Составление отчета, фотографии. 20 220
7. Расходы по подготовке маршрутных документов 10 110
8. Проживание в пос. Инзер. 100 1100
Всего: 914 10050


В смете не учтены расходы на приобретение и изготовление личного и группового снаряжения.

VIII. Итоги, выводы, рекомендации

1. Итоги и выводы
Несмотря на то, что нам пришлось изменить маршрут из-за природных явлений: ледяной покров на р. Б. Инзер стоял до 10 мая, мы считает, что пройденный маршрут соответствует II к. с, с элементами III к.с. (пор. Черная речка и пор. Айгир).
Во время прохождения маршрута был осуществлен полноценный учебно-тренировочный процесс, наработан хороший опыт по прохождению порогов и страховки "с воды". Отснят хороший фото и видеоматериал, который будет использован в дальнейшей работе т/к "Парус". Адаптация глухих и слабослышащих членов команды в условиях весеннего похода прошла в полной мере. Данный маршрут удобен тем, что нет долгих пеших переходов, удобством заброски - на автомашине, плавностью нарастание сложности препятствий и разнообразия их по характеру и трудности.

2. Сплавсредства
Выбор судов себя оправдан, но заметим, что катамаран, обязательно, должен быть с креплениям для ног. Это обеспечит максимально безопасное прохождение порогов.

3. Анализ недоработок и ошибок, совершенных группой

№ пп Ошибка Причина Последствия Правильное решение
1 У экипажа 2 (К-4), катамаран был без креплений для ног Отсутствие у т/к «Парус» еще одного спортивного катамарана К-4 На порогах члены экипажа чувствовали себя не очень уверенно. Периодически гребцы теряли равновесие. Брать катамараны с креплениями для ног.
2 На первой стоянке была очень вязкая почва, им палатка мальчиков утром была слегка затоплена Привлекло обилие дров, не обратили внимания на низменность места стоянки. Почти у всех мальчиков промокли спальные мешки и частично вещи. Выбирать более высокие стоянки, с относительно сухой почвой.


4. Рекомендации
а) Обязательно, брать катамаран с креплениями для ног.
б) Выбирать места для стоянок более тщательно.
в) С порога Айгир лучше уходить сплавом, т.к. после окончания соревнований, на рабочий поезд до ст. Инзер очень много желающих.
г) Берите с собой свечу или сухое горючее. В дождь развести костер крайне сложно.
д) Берите таблетки и средства от клещей.

Счастливого сплава!

Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.Отчет о водном туристском путешествии II (второй) категории сложности по рекам Лемеза, Малый Инзер (Южный Урал), совершенном с 31 апрель по 11 май 2003 г.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию