16 Января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Маршрут включает подъем по Хулге и Манье, 3-4-дневный волок через Уральский хребет и сплав по Большому Патоку и Щугору. Путь начинается из села Саранпауль. Подходы и подъем по Хулге и Манье до устья Народы описаны в маршруте 17.
Манья остается спокойной равнинной рекой и выше устья Народы. Только в 16 км за ним, на левом берегу Маньи, появляются первые скалы. Чуть ниже их на левом высоком берегу заброшенная база геологов. Далее берега повышаются, все чаще к воде выходят скалы, течение убыстряется. Надо перейти на подъем бечевой. Бечевник хороший.
Часто встречаются каменистые перекаты. От базы геологов по левому берегу реки идет тропа к устью ее левого притока Кедрасью, где также есть заброшенная база геологов. В 14 км выше устья Кедрасью в Манью впадает слева река Хобею. От устья Хобею скорость течения увеличивается, а глубина уменьшается. В 12 км за устьем Хобею Манья принимает слева реку Парнук. Отсюда байдарки можно провести еще 10 - 12 км, примерно до устья ручья Фейкошор (справа). Далее начинается волок.
Волок идет по тропе вверх по долине Маньи до слияния двух ручьев, образующих эту реку, а затем по долине левого (северного) ручья - на северо-запад к перевалу. Тропа тянется лесом, который кончается в 5 км от перевала. Подъем пологий. Спуск с перевала - на запад по долине ручья, впадающего в правый исток Большого Патока, а затем на юго-запад до слияния правого и левого истоков реки. Отсюда уже возможна проводка байдарок.
Через 20 - 25 км от начала сплава Большой Паток принимает слева реку Выраю, затем через 4 км - Потымью (тоже слева). Далее он становится более многоводным и широким. Масса перекатов и несложных порогов. Течение быстрое, берега местами скалистые. Иногда река разбивается на протоки. В 14 км от устья Потымью впадает река Вангыр (слева), затем Седью (справа). От устья Седью Большой Паток - широкий и полноводный. От устья Седью до Щугора 56 км.
Путь по Щугору описан в маршруте 18. Вариантом маршрута является волок в верховье Вангыра. Истоки Маньи близко подходят как к истокам Большого Патока, так и к истокам Вангыра. Пройдя по тропе к самому началу правого истока Большого Патока, можно, двигаясь на северо-запад, выйти на перевал через водораздел Большого Патока и Вангыра. Перевал (высотой около 800 м) находится юго-западнее вершины 1413 м. На перевале маленькое озеро. Спуск с перевала по ручью, впадающему в Вангыр. Ручей, называемый Скалистым, впадает в Вангыр там, где река делает излучину, обращенную к юго-востоку. Всего от места выхода на Большой Паток с Маньи до Вангыра 11 км. По Вангыру можно начать проводку байдарок, а затем и сплав. Вскоре на левом берегу будет заброшенная база геологов.
От устья ручья Скалистого Вангыр поворачивает на северо-запад. Долина расширяется, река образует протоки и острова. Встречаются завалы. Постепенно Вангыр поворачивает на запад. Справа впадает река Харота. За ее устьем начинается сложный порожистый участок длиной 20 км. Ширина реки здесь 60 - 70 км. Обилие камней. Пороги кончаются с поворотом реки на север. Она делается проще, много мелей, попадаются перекаты. Вангыр принимает правые притоки со склонов Курсомбайского хребта. Вскоре он впадает в Косью. На стрелке рек жилая изба охотника и рыбака Мезенцева.
Сплав по Косью до железной дороги (станция Косью) трудностей не представляет.
Источник:1976.

Сканирование и обработка: 2002.