15 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Протяженность пешей части - 20 км
Протяженность сплава - 385 км (115 км против течения)
Продолжительность сплава - 18 - 20 дней
Сезонность - июль - август
Категория сложности - IV

Маршрут включает подъем по Усе и Малой Усе, волок 2 - 3 дня на Малую Кару и сплав по Малой Каре и Каре. Добраться до Усы лучше всего из Воркуты автобусом или попутной машиной до поселка Советский, откуда до реки 16 км. Дорога к Усе хорошая. Маршрут можно начинать и от станции Елецкий, где железная дорога Сеида - Лабытнанги пересекает Усу, однако это увеличит подъем против течения на 50 км.
Уса до слияния Большой (слева) и Малой (справа) Усы - быстрая река с перекатами. В месте слияния - порог, поэтому рекомендуется пройти немного по Большой Усе, а затем перенести байдарки на Малую. Малая Уса - быстрая река шириной 15 - 20 м, с перекатами и камнями. На ней около 10 порогов, чередующихся с плесами. На плесах можно двигаться на веслах, перекаты и пороги приходится преодолевать на бечеве или проводкой. Сразу после впадения в Малую Усу справа подряд трех ручьев она сужается "Воротами" - двумя отвесными скалами, небольшой слив. В 500 м за "Воротами" серия из 6 порогов с прижимами. Подниматься нужно до устья небольшого ручья, впадающего справа несколькими рукавами. Устье этого ручья находится почти напротив устья другого ручья, впадающего слева, и первой вершины около реки (тоже по левому берегу). В устье ручья впервые встречаются заросли ивняка.
Волок на Малую Кару нужно начинать вдоль ручья. Первые 4 км по ручью идти на байдарках, затем ручей сильно сужается и мелеет, но проводка возможна. Ручей вытекает из озерка в 10 - 11 км от Малой Усы. Проводка возможна вплоть до озерка и еще 3 км по ручью, впадающему в него со стороны перевала, Затем надо разбирать байдарки и начинать волок. Впереди просматривается хребет, идущий с северо-запада на юго-восток. От места начала волока двигаться на северо-запад, выйти на западный (правый) исток ручья и по нему подниматься к перевалу. Подъем довольно пологий. Спуск с перевала приводит к Малой Каре, в 3 км выше ее слияния с Большой Карой.
Путь по Малой Каре и Каре описан в маршруте 1.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.