N.S.P.
( г. Москва )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2004

В эту поездку мы на собственном автомобиле посетили (осмотрели снаружи) 10 церквей Московской области, расположенных в треугольнике дер. Красновидово (на бетонке) - Архангельское - Звенигород (в сам Звенигороде не заезжали - оставили на потом). Желание возникло давно и особенно окрепло после покупки замечательной книжки из серии Ле Пти Фюте "Выходные в Подмосковье". Третье издание этой книги (2003) можно купить во многих магазинах Москвы примерно за 200 руб. Вся Московская область разбита в книге по географическому принципу на 17 однодневных маршрутов, в которых описаны расположение и рекомендации по порядку осмотра основных достопримечательностей - храмов и усадеб. Так что желающим самостоятельно ознакомится с историей и архитектурными памятниками нашего края не надо думать о планировании поездки - все это продумали авторы (даже приведены номера автобусов, на которых можно доехать до описываемых мест). Очень удобно, что в книге для каждого маршрута приведены соответствующие карты, планы местностей наиболее крупных объектов, а также краткие исторические справки. Правда, тут же можно отметить, что карты не очень подробные (пригодится более подробная карта Московской области), да и все иллюстрации в книге черно-белые. И еще: на мой взгляд, авторы слишком оптимистично планируют очень большие маршруты на один день. Мы, например, только половину первого маршрута завершили к 16-00 и в оставшееся время немыслимо бы было пройти оставшуюся часть, несмотря на длинный световой день летом.
Так сложилось, что мы живем недалеко от осмотренных мест, и нам сам бог велел начать с первого маршрута книги, который как раз посвящен западу области. Правда, мы его слегка модифицировали: добавили 3 храма от бетонки и до Нахабино и исключили Москву (Фили, Троице-Лыково) и как, уже сказал, прошли только первую половину - до бетонки, добавили только церковь в Ершово. Сразу отмечу скрупулезность авторов - маршрут описан довольно точно (можно только порекомендовать добавить километраж) и ни одной церкви не пропущено! На всем маршруте довольно приличные дороги, кроме небольшого участка около Николиной Горы. Правда, от Архангельского и до бетонки везде по одной полове в каждую сторону.
Для поездки мы выбрали прекрасный солнечный субботний день - ведь храмы в основном небольшие и в будни в большинстве своем, наверное, открыты. Правда, и нам пришлось увидеть закрытые двери. После утренней службы (заканчивается где-то в 10-11) и до вечерней (начало в 16-17), оказывается, закрывают не только входные двери храмов, но и ворота на самой территории - с этим мы столкнулись в Ильинском, Петрово-Дальнем (там вообще церкви нет, а ворота закрыты) и в Уборам (самое обидное), т.е. 30% от посещенных мест! Честно говоря, это неприятно поразило - ни с чем подобным (закрытая территория православных храмов) нигде прежде не сталкивались. Не знаю даже, чем это объяснить, может быть какой-то "элитарностью" тех мест (многие места вдоль дороги огорожены высоченным зеленым забором - за ним живет и отдыхает наша "элита")? Короче, если кто решит проехать тем же маршрутом - учтите этот печальный опыт.
Поездка по православным храмам на западе Московской области Итак, теперь по порядку сами памятники. Подробно их описывать и дорогу к ним не буду - это здорово сделано в упомянутой книге. Вообще-то я каждое место заснимал на цифровую камеру, но сейчас нет возможности проиллюстрировать свой рассказ. Первым делом мы заехали в дер. Лужки . В ней в живописном месте на высоком берегу Истры стоит Петропавловская церковь (пожалуй, здесь - тот редкий случай, когда я не соглашусь с авторами книги - это место стоит посетить)! Церковь небольшая, выкрашена в веселый желтый цвет. Есть колокольня с колоколом, но выглядит хуже (обшарпана). А между ними - развалины, которые пытаются восстановить.
Далее - назад на бетонку, через мост и тут же поворот к Москве и километров через 5-7 - Аносино. Эти места особенно поразили (в лучшую сторону). Ведь я там был лет 25 назад, когда там мы помогали колхозу убирать картошку, и смутно помню запустение вокруг (на территории монастыря как раз был картофельно-сортировочный пункт). Как же много сделано с тех пор!.. Часть территории женского монастыря уже приведена в идеальный порядок, а другую еще предстоит сделать. Мы были в субботний день (родительская суббота), и в этом день на территории храма работали люди, как и в некоторых других храмах. Короче - молодцы.
Поездка по православным храмам на западе Московской области Еще примерно километров 5 - и мы в Павловской Слободе, где шикарный храм Благовещения - красивая территория вокруг и неплохое убранство внутри. Тут же оговорюсь, что по всему маршруту нам не попалось храмов с древним внутренним убранством (тут надо иметь в виду, что в 1941-м поблизости проходила линия фронта). Однако снаружи храм выглядит замечательно, ну прямо, как в Суздале.
Далее мы выехали на Рижское шоссе (до него примерно 7-10 км), еще столько же до Красногорска и свернули направо на Ильинское шоссе и далее уже по путеводителю в книге (о расстояниях я уже говорить не буду - между объектами не более 3-5 км). Больше всего времени (часа полтора) у нас ушло на прогулку по Архангельскому (территория парка огромная). Поездка по православным храмам на западе Московской области Тут начинались совершенно незнакомые мне прежде места, и иногда приходилось немного поплутать. Например, в Архангельском мы поставили машину далеко от входа - у проходной санатория (на территории парка находится то ли госпиталь, то ли санаторий). Правда, в итоге это оказалось удобным на выходе - мы как раз оказались у своей машины (парковка платная - 30 руб., но вроде теперь поменяются арендаторы стоянки). От парковки до кассы идти метров 500 (идти вдоль забора и повернуть направо). Поездка по православным храмам на западе Московской области Билеты стоят по 35 руб. Мы ориентировались по плану из книги - посетили маленькую, но живописную церковь на высоком берегу Москвы-реки (правда, вид загораживали деревья), прошлись до главного санаторного (?), спустились к реке и потом пошли назад другой дорогой. К сожалению, самый приметный дворец-музей находится на реставрации, и его надо обходить кругом.
После этого по схеме заехали в Никольское-Урюпино. Там небольшая оригинальная церковь св.Николая, которая неплохо Поездка по православным храмам на западе Московской области смотрится снаружи. Так как здесь уже мы попали во время, когда утренняя служба закончилась, то мы практически и не были внутри - только в небольшом коридоре у входа. Двери дальше были закрыты, но, судя по мусору - идет ремонт-реконструкция. Поблизости симпатичный пруд, а через мостик - территория с развалинами усадьбы в самом худшем виде. Даже не очень понятно, зачем авторы привели схему усадьбы - ее осматривать - одно расстройство, кроме может быть пруда с островком посередине (да и то - пруд зарос уже сейчас, а что будет летом ?)
Поездка по православным храмам на западе Московской области Вернулись назад на Ильинское шоссе и доехали до Ильинского с красивой церквушкой, но ее территория была закрыта (рядом какая-то особо важная совсем огороженная территория с солидной проходной и отсутствием всякой вывески)! Поблизости - мост через Москву-реку, но места там совершенно рядовые.
Поехали дальше в Петрово-Дальнее и снова - облом. Территория усадьбы огорожена, и опять висят замки. При этом непонятно, что они охраняют - ведь церкви совсем нет (она была снесена еще в 1937). Разочарованные, поехали дальше и остановились у поворота - рядом с проходной очередной крутой огороженной территории. Рядом по плану должно быть место, где Истра впадает в Москву-реку, и нам очень хотелось взглянуть на это. Спустились вниз и вновь увидели проходную с охраником. Черт знает что - наши власти совсем оборзели - захватывают самые красивые места. Может, огородами вдоль реки и можно было бы дойти до слияния, но хорошей дороги не было видно, и мы плюнули на все это.
Поездка по православным храмам на западе Московской области Далее по неинтересной дороге переехали по мосту Истру и на горке остановились в Дмитровском. Храм ничем особенным не удивил и, как ожидалось, был закрыт.
По еще менее интересной дороге доехали до Уборы. Они запомнились большим количеством никак не обозначенных лежачих полицейских на дорогам (порой метров через 5-10 - как они сами-то ездят?) и самой оригинальной церквью Спаса Нерукотворного. И снова облом - закрыта территория, Поездка по православным храмам на западе Московской области причем была видна приоткрытая дверь в храм. Нам было предложено явиться к 16-00, но ждать было неохота, и мы с сожалением тронулись дальше. Дальше был самый живописный (в лесу петляя) и самый разбитый участок дороги, и это - до знаменитого места отдыха в Николиной Горе. Поначалу удивились - такая дрянная дорога до такого места! А потом оказалось, что метров через 200 выезд на основную трассу - стало быть, мы ехали по какой-то объездной дороге. Смотреть там нечего, и мы двинулись вперед.
Церковь в Аксиньино одна из самых молодых (ей нет и 150 лет) - но симпатичная снаружи (вся красная) и очень неплохая внутри. Мы и здесь попали в неурочное время, но рядом оказался очень приятный настоятель храма, и он нам позволил войти во внутрь (я там даже осмелился сделать пару снимков) и даже подарил буклет-описание храма. Моей жене этот храм понравился больше всех.
Далее километров 7 ехали до бетонки, и здесь мы прервали маршрут по книге до следующего раза (впереди, судя по описанию, осталось еще примерно столько же). Да, мы не доехали, может быть, до самого красивого места - Саввино-Сторожеского монастыря. Но мы там уже были раньше, а бегом не хотелось (приедем отдельно и спешить не будем). C бетонки мы свернули и доехали по своей инициативе до Ершово - там довольно Поездка по православным храмам на западе Московской области обычная церковь, хорошо выглядящая снаружи и внутри. Поблизости - одноименный дом отдыха, куда и зашли на разведку. Идея - вскоре заехать туда на пару дней и уже оттуда делать марш-броски по окрестностям (кстати, путевки стоят по 760 рублей, а территория дома отдыха неплохая - с двумя прудами).

Итог. Очень красивый маршрут, но надо больше времени. Маршрут явно рассчитан на два дня (если только не ехать мимо храмов и не вылезать из машины - тогда, наверно, хватит и дня). Но смысл этого - отметиться? И еще - запасайтесь едой. На воздухе - хороший аппетит, мы быстро съели свои небольшие запасы, и даже пришлось заезжать в магазин. Но стоит ли на поиски еды тратить время (тем кто хочет культурно покушать - по пути попадались разные заведения, часть из них описана в книге)?