27 октября 2021

Сплав Китой 2020 или Новички камикадзе
Супрун Иван, Новиков Антон

КИТОЙ 2020
Рассказ о «сплаве» на катамаранах двойках без наличия опыта. Сплав Китой 2020 с хорошим концом

ПРЕДИСЛОВИЕ
Автор Иван был со мной в туре на реку Хайт Большая Белая в 2019. Он отправился в поход несмотря на мой категорический совет не ходить ни с кем на сплав по Китою. Отсутствие опыта — это сомнительная техника и психология. То есть наряду с малой водной практикой также и неспособность принимать адекватные решения в горнотаежной обстановке в целом — ввиду отсутствия опыта. Фамилии «мастеров спорта» ввиду гуманности не раскрываются. В данном случае при наличии приличной водной практики присутствует «не адекват» в принятии решений, как во время похода так и перед походом.
В рассказе Ивана сохранены авторские текст и лексика. В целом события в рассказе редкостный долбоебизм. Но надеюсь поучительный многим водникам с опытом двух рек. Друзья берегите себя. Подумайте хорошо о походе перед выходом в поход. Примите адекватное решение! — «Ни одна вершина и порог не стоят человеческой жизни.»

Состав группы 4 человека
Я (Иван)
П (Павел)
Д (Денис)
Л (Леша)
Два катамарана двойки
Заброска проходила в ночь на 21-22.08. 2020

Иркутск-Монды
Иркутск — Монды, после посёлка Монды через 3 км дорога уходит направо параллельно реке Иркут с основной трассы Монды-Орлик, далее около 50 км до озеро Ильчир (от него берет начало Иркут). После озера Ильчир проехали 6 км, свернули направо к реке Самарта (возле брода через который грузовики возят отработанную породу, ориентир кучи породы) не доехав до посёлка Самарта 8 км. Уже наступило утро, собрали катамараны, поплыли по Самарте. Воды было мало, мелко, иногда толкали катамараны по воде. Проплыв около 6 км разбили первый лагерь на левом берегу (берег заболоченный покрыт мхом), поменялись партнерами: я плыл с Денисом, а Павел плыл с Лешей, чтобы набраться опыта, так как в паре с Павлом у нас было много не слаженных действий и ошибок. Проплыли слияния Самарты и Узылты, дальше название реки стало Китой. Первый порог Унитаз мы с Денисом прошли по левому руслу с адреналином, так как прижало к скале секунд на 40.Второй катамаран мы обнесли порог Унитаз по правой стороне вчетвером, спуская его по воде держали руками, было сложно, тяжело и опасно. Я находился справа со стороны основного течения, в какой-то момент меня чуть не унесло в порог. Решив выйти на берег, начал обходить судно сзади, но не смог сделать шаг против течения. Стоять на месте было сложно, тогда Павел протянул мне руку чтобы помочь выбраться. В этом мероприятии не обошлось без потерь: у меня уплыл правый неопреновый ботинок, который сверху я одевал на гидроботы.
Далее река бежит через огромные горы высотой 3000 м - красота завораживающая! По пути мы увидели добытчиков золота по левой стороне, у них было 6 больших солнечных батарей и желтый экскаватор. Далее по течению после них на воде стала появляться бежевая пена и фактически исчезла рыба. Во время второй ночевки начала прибывать вода из-за дождей и поднялась сначала на 80 см. У нас создались проблемы с питьевой водой и рыбалкой, плыть далее по большой воде стало опасно и сложно. Остановились на один день и сделали баню в палатке на разогретых камнях, установив на них сверху палатку. Поменялись обратно партнерами: я присоединился
к Павлу, Денис поплыл с Лешей. Из-за такой перестановки начались проблемы со сплавом, ввиду нашей неопытности.
Верхние Щеки
Первая ступень водопада
Подошли к верхним щекам, первый экипаж ждал нас справа перед непроходимым водопадом. В этот день мы с Павлом чуть первый раз не погибли.
Подходя к смертельному водопаду я и Павел не успевали причалить, сильным течением нас несло прямо в узкую щель, куда уходил огромный поток воды. Благо что парни страховали нас на правом берегу. Денис, видя сложность нашей ситуации, бросил в нашу сторону ранее приготовленную марковку, попав ей в середину катамарана. Павел схватился за неё и наш катамаран поменял направление в сторону берега. Благополучно причалили. Обнесли вещи и 2 судна метров 20 по правой стороне непроходимого водопада Верхних Щек. Далее экипаж Дениса и Леши перегнали свой катамаран по основным порогам Верхних Щек, оставив его вернулись за нашим катамораном и перегнали его. Мы с Павлом в разных местах снимали на видео, как парни сплавлялись. Идти пешком по правому берегу было очень сложно - отвесная скала и нет тропы. В какой-то момент я поскользнулся и уже начал срываться вниз, но успел схватиться руками за куст шиповника. Я удержался, даже иголки шиповника не показались мне болючими, после полученного испуга. Всей командой мы проследовали до стоянки по правой стороне, где на пологом берегу лежит огромный черный камень, а сверху на нём возвышается пирамида из камней, сигнал о священном месте.
Рыбы в Китое было мало, но в речках, которые впадают в него ее было гораздо больше. Здесь мы поймали и поели вдоволь рыбы за все время похода.
Вода прибывала. Общее поднятие примерно на 1 м. На высоте гор были видны огромные потоки воды, ручьи которые ранее можно было перешагнуть превратились в непроходимые высокие сливы воды. Проходя далее, мы с Павлом налетели на большой сливной камень, за ним оказался провал и бочка. Я пытаясь сманеврировать сломал весло (оно попало между рамой ката и камнем). Через 15 мин Павел выронил весло из рук на ровном месте. На руке у него удалены два пальца полностью и один наполовину после травмы и поэтому Павел не мог крепко держать весло (!!! - Прим. редактора). Используем два запасных весла, одно своё, другое взял у второго экипажа. Далее происходит первый киль (переворот катамарана), одна сторона судна попадает на основное течение на обливной камень, вторая внизу по более медленному течению, из-за этого нас переворачивает, резко становиться темно. Открываю глаза под водой и вижу катамаран наверху, цепляюсь за раму, влезаю на судно, весло в руке. Первый экипаж страхует нас, останавливает катамаран носом своего судна, перекрывая дорогу по течению.Спускаю ноги вниз, чувствую дно и причаливаю.
Павел выплывает сам на мой правый берег теряя при этом второе весло. По счастливой случайности, Денис ранее поймал весло, которое потерял Павел вначале.
Моткины Щеки
СКАЛЫ ПОХОЖИЕ НА ВОРОТА
Дошли до стоянки На правом берегу не далеко от входа в Моткины Щеки (шишка, брусника и немного голубики повсеместно) переночевали. Далее подошли к воротам в Моткины Щеки, это две похожих скалы прямо на берегу метров по 15 высотой, с виду похожие действительно на ворота. Река - сложная вода, большая, везде огромные шиверы и мощные пороги 4-5 кат. Остановились там где Москвичи построили деревянный городок, здесь их отдыхало около 50 человек, жили месяц - левая сторона реки.
В начале каньона Моткиных Щек, пороги появляются сложные с прижимами к скалам и высокими обливными камнями. На очередном пороге попросил Дениса пройти порог вместо Павла (он шёл по берегу пешком). С Денисом проходить пороги было очень легко, он координировал мои действия и у него было много сил в руках, мы легко управляли вместе моим катамараном. После пошли в шиверы и пороги с Павлом, хотели пройти слева по тихому течению, но не успели перестроиться. Одна гондола попала на быстрое русло, из-за этого катамаран развернуло, в огромные четыре шиверы и порог зашли задом и опять поймали киль. Очень жёстко, чуть не утонули оба, это был самый сложный и опасный переворот за время похода. Открыл глаза, судно опять вверху, весло в руке, залез через раму наверх, взобрался на гондолу. Павел оказался сбоку и держался за катамаран, весло плыло рядом, он его поймал и передал мне. Я держал два весла пытаясь ими грести к левому берегу, сложив весла вместе, начались пороги. Павел отцепился от судна. На порогах я опять слетел с катамарана, но держался за раму сзади. Оказываясь под водой, глаза всегда держал открытыми, бился каской об камни и раму, часто дыхание заканчивалось. Я чуть не захлебнулся, оказавшись в пене. Утонуть там очень легко, так как всплывая не можешь достичь открытого воздуха, кругом бурлящая вода, на которой ты не можешь толком грести руками и в полной степени дышать. Когда силы уже заканчивались я отпустил судно, но успел почти вплотную подогнать его к левому берегу перед скалой в форме пальца. Плыть с двумя вёслами и тащить катамаран было очень тяжело. Зацепившись за камень еле выбрался на берег, 15 мин лежал восстанавливал дыхание. Катамаран оказался возле меня в 7 метрах ниже, его крутило в водовороте рядом со скалой. Все это произошло перед Порогом Водопад в каньоне Моткиных Щек.
Приплыл первый экипаж и достали катамаран, при этом Павел оказался на правому берегу, по берегу дошёл до нас. Возникла сложность переправить Павла на левый берег, перевезти с другим экипажем не было возможности так как ниже порога Палец начинался непроходимый каскад водопадов (вода была большая и очень быстрая, опасная). Павла переправляли на другой берег 1,5 часа. После двадцатой попытки Денис перекинул конец морковки ему, хотели привязать веревку к спас жилету и втроем вытянуть на наш берег. После скалы был большой водоворот и яма, так что промахнувшись морковкой ее было тяжело вытаскивать из воды даже без человека, в связи с чем Павла было бы невозможно вытянуть, чтобы его не утянуло в водоворот и он не пошёл ко дну. Леша принял решение по веревке переправить мой катамаран Павлу, наш конец морковки привязали к левой стороне судна, другой веревкой привязали к правой стороне. Павел перетянул его к себе, к катамарану привязали спас жилет ребят (надувной более безопасный, так как наши с ним жилеты оказались не способны удержать человека на поверхности воды, они быстро намокали и не вытягивали на верх. Павел сел на правую сторону судна, мы начали его подтягивать втроем, я тянул крайний. Конец верёвки я провел через угол скалы, тянуть было очень тяжело, на руках остались кровавые следы и мозоли, на середине течения левая гондола начала уходить под воду, была вероятность что весь катамаран уйдёт под воду, такое сильное давление от течения было. В итоге Павла переправили, перешли через ручей где высокий распадок из камней, поднялись наверх и разбили лагерь слева 15 метров от тропы, недалеко от края горы. Утром отнесли вещи до лагеря на высокой горе, потом вернулись за катамаранами. Сдули и скрутили их на раму веревками, перенесли до лагеря около 2 км. Сложность была в том, что мы взяли один насос на два судна (для экономии места), это была большая глупость. При его поломке мы не смогли бы накачать катамараны, а если бы разлучились со вторым экипажем, то остались бы без насоса. Необходимо иногда подкачивать катамаран, так как ночью бывает холодно и он к утру чуть сдутый становиться. Мы с Павлом перевернувшись второй раз и чуть не утонув, приняли решение обходить каньон Моткиных Щек пешком. Договорились с Денисом и Лешей, что они сначала перегонят свой катамаран, оставят его и вернуться за нашим, а мы с Павлом пойдём пешком. Леша советовал идти по левой стороне реки. Утром собрав часть вещей в рюкзаки и разделив еду (Денису и Леше оставили еды больше, так как мы должны были встретится вечером или на следующий день) мы выдвинулись в путь. Рюкзаки получились довольно тяжелые.
ОДНИ на Китое
В 10.28 мы с Павлом пошли через ручей по левой стороне Китоя, удаляясь от стоянки на горе. Прошли около 1 км и наткнулись на реку Эхе-гол с отвесным каньоном высотой 20 м, на другой стороне была каменная скала такой же высоты. Визуально выше располагались деревья и поверху можно было пройти.
Мы решили направиться вверх по течению Эхе-гола найти брод, чтобы перейти и вернуться обратно к Китою по другой стороне реки. Тропа была не звериная, широкая, протоптанная. Явно человек там ходил, но дорога сложная, то в гору то с горы. Иногда попадаются распадки - лучше обходить по верху, там они меньше становиться и более пологие. Продвигаться оказалось лучше в средней части горы, где расположено больше крупных деревьев, там почва более твёрдая и идти легче. Периодически надо было смотреть на русло, в поисках места для переправы. В итоге мы все дальше отдалялись от Китоя.
Уйдя прилично далеко, в тихом месте я решил перейти речку с рюкзаком. Течение было сильным, глубина примерно по пояс. Дойдя чуть дальше середины я не смог больше двигаться вперед и еле стоял на ногах, два раза чуть не смыло ниже на пороги. Вернулся обратно с намокшим рюкзаком. Речка была многоводна, встречались пороги, шиверы и водопад 15 метров высотой (недалеко от устья). Тропа привела нас к домику, который наполовину сгорел и деревянным строениям (думаю там бывают добытчики золота). Дальше попадались большие распадки из рассыпных камней, внизу были небольшие ручьи.
Наткнулись на речку шириной в 3 метра, в силу быстрого течения перейти решили ее по сваленному дереву через русло, высота над рекой была 1.5 метра до камней, бревно длиной около 3,5 метров без коры, мокрое и скользкое с небольшими сучками по 30 см. С тяжёлым рюкзаком переходить было опасно. Идти приходилось маленькими шагами боком, осторожно перенося вес тела с ноги на ногу.
Река Эхе-гол не становилась меньше, брода не было. Уже позже я узнал, что в устье реки есть натянутый металлический трос и оборудование для переправы через неё, установленный ранее группой рафтеров. Пройдя ещё около 1 км, приняли решения возвращаться обратно в лагерь откуда вышли.
Дошли в лагерь только к вечеру, когда начало темнеть. К нашему удивлению внизу у русла стоял наш катамаран и вещи. Денис и Леша за ними так и не вернулись, условия договора не выполнили. Они просто нас оставили и уплыли домой (хорошо хоть наш катамаран спустили вниз с горы по веревкам). Надежда оставалась что нас спасёт МЧС на вертолете, они через день летали на высоте.
Что касается еды и продуктов, начали себя ограничивать почти с самого начала, на третий день похода, когда стала подниматься вода, так как точно не знали когда вернёмся. После того как мы разошлись с ребятами, с едой стало ещё тяжелее, ели не полную тарелку макарон утром и тарелку вечером.
Через день начал летать белый вертолёт Ми-8 МЧС. Переночевав ночь надеялись дать сигнал вертолету о бедствии. И одновременно ждать когда упадёт уровень воды, она в свою очередь медленно спадала. Утром приготовил кедровые ветки для большого костра, из березы срубил надпись SOS выложил на верху горы, где открывается прекрасный вид на Китой на непроходимый каскад водопадов. Погода была ясная, но вертолёт в этот день не летал.
Утром решили всё-таки плыть, другого варианта спастись не видели, вода немного упала. С рассветом упаковали все вещи на катамаран, Павел предложил обнести часть порогов по берегу.Несли судно с вещами около 100 метров (вещей было не так много, часть из них осталась у Дениса и Леши). После 48 порога сели на катамаран, переплыли на правый берег, пошли смотреть лоцию. Перед нами был порог 49 с сильным прижимом к скале. В целом порог прошли нормально, но когда прижало к скале левая часть судна, где сидел Павел начала с водой подниматься вверх по скале и мы в третий раз перевернулись. Открыл глаза снова под водой под катамараном, весло в руке, через раму залез наверх на гондолу. Павла рядом не было, проплыв метров 30 услышал его крик о помощи. Он кричал что тонет, опять начались пороги и я принял решение отпустить судно, чтобы спасать Павла. Переплыл с веслом на правый берег. Мой товарищ застрял в бочке и с трудом там бултыхался. Добежав до него, я увидел что Павел сам карабкается на камень возле берега. Он снова потерял весло, а катамаран уплыл в каньон со всеми вещами и едой.
ПЕШКОМ в Моткиных Щеках
У меня осталась в кармане смотанная в мешочек и скотч зажигалка, а нож висел на спас жилете . Я остался в гидрокостюме, тонких гидроботах 3 мм , в штанах и куртке непромокаемой, каске и спас жилете. Павел остался в гидрокостюме и неопреновых носках 5 мм резиновых калошах , непромокаемой куртке и штанах, каске и спас жилете. Все это произошло не доходя до устья Эхе-гол.
Пошли по правому берегу в низ по Китою. Пытались искать катамаран, но он уплыл далеко. Шли сначала на высоте 20-30 метров, потом поднимались выше, так как каньон Моткины Щеки глубокий и скалистый. Периодически пытались спуститься к Китою чтобы найти судно, но все было безрезультатно.
Тропы звериные, в основном влажный мягких мох, попадалась иногда брусника, ели ее. Шишки здесь было мало, а если лежала на земле, то выпотрошенная кедровкой и бурундуками. Попадались часто распадки от 10-30 метров глубиной с ручьями внизу, из них часто пили воду. Иногда отдалялись от Китоя в право, потом возвращались левее. Шли посередине горы, иногда поднимались выше середины, так легче всего идти среди толстых деревьев с хорошей корневой системой.
Увидели низко летящий вертолёт, пытались подать ему сигнал, но в лесу он нас не видел. Мне идти в гидроботах становилось все тяжелее, появились большие мозоли.
Прошли за день три или четыре горы, дошли до конца каньона Моткиных Щек. Впереди виднелась ещё высокая и длинная гора с лысой верхушкой на той стороне Китоя. Перед ней Китой резко поворачивает вправо и течёт в сторону Шумака.
Начало темнеть, дошли до ближайшего ручья и остались на ночевку. Заготовили дров на ночь, разожгли костёр. Спать было тяжело, периодически мучал голод, тревожно было на душе. Поспали за ночь не больше двух часов, постоянно поддерживая костёр, чтобы зверь не подошёл и можно было согреться. Гидроботы на ночь с трудом снял и голые ноги держал рядом с костром (было тепло от костра и комфортно) мозоли все увеличивались, ноги болели.
Что касается медведя который там водится, то мы видели его место стоянок, часто встречались его кал и следы пребывания, в какой-то момент даже запах мочи почувствовался. Во время движения по лесу я издавал голос: пел песни и громко разговаривал с Павлом, надеясь, что медведь услышит нас и испугается. Он очень пугливое животное и боится запаха человека, дыма костра и избегает место присутствия людей, если конечно он не сильно голоден. Встречи с медведем так и не произошло за все 16 дней похода.
Проснувшись раньше рассвета пошли дальше, скалы по нашей стороне становить иногда ниже и мы могли спускаться к Китою. Порогов уже почти не было, появлялись каменные пляжи, реже попадались отвесные скалы с обоих сторон.

В какой то момент пришлось опять подняться по скальнику вверх, чтобы перейти с одной горы на другую. Перед нами оказался распадок высотой 40 метров отвесной скалы с двух сторон. Отойдя от Китоя поверху метров 300, обнаружили проход дальше.
Что касается вскарабкивания по скалам, то лучше это делать там где растут хоть какие-то кусты, чтобы за них хвататься, но его следует сначала проверить сильно потянув на себя. Когда залезаешь лучше соприкасаться шестью точками, обеими руками, двумя коленками и стопами или пальцами ног. Бывает на скалах растёт влажный мох, он может выскользнуть из под руки или ноги, поэтому надо сначала проверить место опоры.
Отдельное внимание занимают мухи, не большие они роем всегда находятся возле тебя. Мухи кусают в открытые участки кожи очень больно, оставляя красную точку в виде прыща, поэтому приходилось куртку всегда держать плотно закрытую с капюшоном. Два дня погода днем была жаркая и солнечная, но приходилось весь день потеть в гидрокостюме и темной куртке.
Шли на высоте от 50-70 метров по скалам с деревьями, тропа плохая
идти тяжело. Попался крупный распадок между сопок-гор, обходили его дальше от Китоя.
По правой стороне отвесных скал возле Китоя становиться меньше и далее почти пологий лес возле берега граничит с рекой, появляются длинные галечные пляжи. По левой стороне реки более выражена отвесная скала с резким выходом к воде и более крутым берегом. Увидели высокий красивый водопад около 30-40 метров. Ели по дороге бруснику, когда натыкались на неё.
Пройдя так от рассвета до вечера приняли решение перейти Китой на другой берег, так как Леша и Денис сказали что все люди и домики будут встречаться по левой стороне. Выбрали место для переправы там где река разбилась на две протоки, стала шире и мельче. Благополучно перебрались.
Начали появляться кусты на галечных пляжах. Наткнулись на облепиху, поели ее.
На нашем берегу не было ни одной березы чтобы взять кору для костра, возникла проблема. По счастливой случайности Павел нашел кусок бревна из березы который принесло водой ранее, взял с него немного коры. Решили остановиться на ночлег. Разожгли костер, пожарили один гриб маслёнок на двоих, жарился он долго и ему требовался сильный жар, на этом поедание грибов закончилось, за весь поход по половине гриба только съели.
Шалаш сделали из кустарника с почти сухими листьями. Для него я заготавливал ветки около 30 штук метра 2 в длину. Павел готовил дрова на ночь из длинных не толстых брёвен, разламывая их между двумя деревьями.
Расположились под тополем, натянули веревку между деревьями и на неё с одной стороны под углом разложили ветки. Со стороны верховья Китоя на нас шла огромная грозовая туча с молниями и громом. Когда стемнело начался дождь. Вода на глазах начала пребывать. Уснуть было невозможно, ливень с порывистым ветром усилился. Сильный дождь шёл почти всю ночь, два раза затихал минут на 20, а потом опять продолжался с прежней силой. Надолго костер оставлять не получалось он начинал тухнуть из-за дождя, становилось холодно. Дрова заготовленные ранее кончились и найти новые в темноте было невозможно. Начали жечь ветки используемые для шалаша, они все равно не спасали нас от дождя как крыша. В эту ночь не получилось поспать ни одной минуты, она была очень сложная для нас. За 1,5 часа до рассвета дождь кончился. Только появились сумерки мы пошли в путь. Далее увидели по правой стороне слияние реки Шумак с Китоем. После ночной грозы горы оказались в снегу.
Пройдя часа 2-3, начала появляться наряду с брусникой ягода костяника.Она казалось очень вкусной, так как от брусники начинала сходить эмаль с зубов и болеть язык, от костяники таких проблем не было.
Не доходя около трех километров до реки Билютай, устье которой находится на правой стороне, противоположной от нас. В лесу, метрах в 7 от воды, идёт четко выраженная охотничья тропа с распиленными деревьями для прохода по ней. Тропа к нашему счастью привела нас к двум домикам, бане и зимовью. Находится это место не доходя до стрелки реки Билютай и Китоя 200 метров. Зимовье расположено не на берегу, а в глубине леса метров 50 от берега. Рядом с баней вырыта яма 5 метров в диаметре в которой находится цепь и кормушка для животных. Цепь предположительно для привады на медведя, а кормушки для оленя и изюбря.
В бане в одной из стенок сделано крестовидное отверстие в стене, с которого удобно стрелять в направлении ямы. Вокруг зимовья повсюду следы изюбря. Баня и домик сделаны из кругляка лиственницы, в очень хорошем состоянии.
Придя к домику около 12.00 дня мы остановились в нем. Из еды обнаружили 700 грамм гречки и 100 грамм манки. Сварили гречку, в разваренном виде получилось по пол тарелки. Съесть сразу всю часть своей каши я не смог, осилил половину, остальное съел через 2 часа, видимо желудок сократился и отвык принимать много пищи.
В аптечке обнаружил зеленку, йод и вату. Сняв с трудом гидроботы увидел на ногах пять кровоточивших мозолей стертых до мяса. На голени обеих ног тоже были повреждения до кости, полученные при вскарабкивании о камни. В области кистей было около 10 не больших открытых ран. Промыл раны водой и обработал некоторые зелёнкой, остальные йодом, перемотал раны на ногах. После голой, холодной и мокрой земли леса, где мы провели две ночи, домик показался пяти звёздочным отелем. В нём было хорошее постельное белье, тёплые и мягкие одела, две комфортных кровати, прекрасная печка с заготовленными сухими дровами и березовой корой, еда, чай, масло растительное, соль и вся необходимая посуда. Павел нашёл удочку с верховым настроем и одной мухой. Днём ему удалось поймать трёх небольших хариусов.
Время с Павлом мы определяли по солнцу и биологическим часам, погрешность была максимум 30 мин. Это мы определили
раньше, когда Денис сравнивал иногда время со свои телефоном.Около 14.00 пролетел над нами белый вертолёт МЧС, но довольно высоко, улетел в вверх по Китою.
Я вышел на галечный пляж с веслом ,
которое нёс всю дорогу и никогда при перевороте катамарана не выпускал из рук. Оставил его для того чтобы встретившиеся нам люди понимали что мы рафтеры и когда вертолёт пролетал иногда над нами им размахивал. Лёг на пляже в красной каске, оранжевом спас жилете и веслом в ожидании вертолета, белый вертолёт не пролетал обратно в этот день. В ясный день пролетало обычно три вертолета: два чёрных, они летали высоко и с большой скоростью, и один белый МЧС, он летал иногда высоко, иногда медленно и ниже чем другие вертолеты.
Пожарили на сковородке рыбу, съели ее. Ближе к вечеру затопили баню, она была шикарной. Павел сделал веник из можжевельника. Баня сделана по всем канонам, к печке буржуйке приделаны несколько больших плоских камней и рядом плотно лежат камни ,
которые сильно нагреваются.
СПАСЕНИЕ
В этот день мы вымылись как следует и легли сытыми спать в тёплые постели. С утра проснувшись решили собираться и идти дальше. В силу своих травмированных ног договорились, что Павел мне отдаст свои колоши, так как перебинтованные ноги никуда не помещались, а сам пойдёт в резиновых сапогах, которые мы позаимствовали в домике. Для себя в домике я нашёл штаны, футболку, рюкзак и зелёнку с йодом и ватой. Павел взял резиновые сапоги, кофту, штаны, удочку и рюкзак. Наконец - то смогли снять гидрокостюмы и надели нормальную одежду. Там же для нашего счастья нашли палатку, которую пришлось взять с собой. Ещё взяли котелок, металическую тарелку, ложку и кружку.
Выйдя на берег и пройдя около 200 метров при слиянии Билютай и Китоя, на другой стороне увидели разбитый двумя рыбаками лагерь. Попытались у них что-то спросить, но из-за сильного шума реки речи слышно небыло. Пошли дальше по краю леса, вдруг над нами низко пролетел вертолёт МЧС, но в силу того, что мы были в лесу он нас не заметил Я предложил Павлу идти по берегу, пока вертолёт не вернётся. Обычно вертолет всегда возвращался по руслу Китоя. По берегу дорога была гораздо тяжелее, огромные камни и принесённые водой деревья встречались на пути, а по лесу шла довольно ровная звериная тропа. Павел сказал что пойдёт по небольшому скальнику сверху на высоте метров 30 метров от берега.
Начинались Билютские пороги. Пашу не было видно около часа. Он спустился вниз к Китою, и оказалось что отстал от меня на 400 метров идя своей дорогой по горам, хотя у меня дорога была тоже не простая. По пути мне попадались большие камни, через которые было тяжело перелазить , были большие скопления брёвен и веток принесенных течением. Шёл я медленнее чем Паша, в силу своих травмированных ног. В итоге выяснилось, что идти по берегу в этой местности было актуальнее.
Через 2-3 часа, после того, как мы вышли из домика, вертолёт возвращался вдоль Китоя и летел низко. Услышав и увидев его, я лёг на камни возле воды, и начал размахивать веслом. Вертолёт не долетев до меня метров 150, завис в воздухе. В этот момент я испытал безумное счастье и минуты радости.
Слёзы появились на моих глазах и некоторое время я плакал от пережитого ужаса. Мозг понимал, что наступил конец этой сложной жизненной ситуации. Я ждал этого мгновения долго, много раз представляя его в своей голове глядя на пролетающий мимо меня вертолёт. Через какое-то время, он повернув вправо скрылся из вида. Вернулся через 5 минут и начал искать место для посадки вблизи нас, чуть ниже по течению. Приземлился профессионально на крупные камни. Павел успел подбежать к вертолету первым, открылась дверь и из неё выскочили два спасателя, один из них снимал все происходящее на планшет, другой помогал нам погрузиться в вертолет. Оказалось, что подойти к заведённому вертолету не просто, от него дует сильный ветер .
Трудно до конца описать переполнявшие меня эмоции счастья и радости. Быстро загрузившись вертолёт взлетел и направился в сторону Иркутска. Спасатели сразу нас спросили о самочувствии, нужна ли медицинская помощь.Уточняли сколько мы находились без еды, протягивая банку тушенки. Я им объяснил, что мы не так давно ели в домике и чувства голода сейчас нет. В кабине МЧС находилась команда из 6 человек, пять мужчин и одна девушка, трое в кабине пилота и трое в салоне. Близко сидящего от меня спасателя звали Андрей, я его спросил видели ли они наш перевёрнутый катамаран. Он ответил что да, видели, он застрял среди камней в высоком каньоне. Уточнил возможно ли вернуться и забрать катамаран и вещи, на что спасатель мне ответил нет, так как это трудно и опасно для всех нас, вертолёт может задеть скалы и упасть в каньоне. Я заметил, что в вещах наши паспорта, без которых невозможно будет быстро улететь в Москву, придётся ждать восстановления документов. Тогда Андрей собрал весь экипаж в кабине пилота и они обсудили этот вопрос. Через 5 минут, вертолёт с эффектным маневром полетел влево боком вниз, развернувшись, направился обратно в каньон Моткины Щеки.
Мы пролетали те места где ранее с Павлом проходили пешком. Вид с вертолета на долину Китоя, водопады рек, пики гор казались безумно красивыми. Вдруг пилот завис над каньоном, обнаружили наш катамаран, из-за ветра от вертолета с деревьев слетала листва. Вход в каньон для вертолета был узок. Андрей готовил снаряжения для спуска по верёвке. Он попросил у меня спасательный жилет. Я понял так , что он планировал спуститься к катамарану и снять оттуда перевязанный желтый мешок с документами.
Когда вертолёт начал спускаться меж скал к реке, я был поражён профессионализмом пилота , он так ювелирно управлял им, держась близко с двух сторон между отвесных скал каньона. Андрей начал по верёвке спускаться вниз, но катамаран от сильно ветра вызванного вертолетом вдруг отцепился от камней и поплыл вниз по течению реки. Спасатель вернулся обратно и пилот поднялся вверх и пролетел чуть дальше. На небольшой каменистом берегу начали приземление. На моё удивление пилот смог зависнуть над берегом на расстоянии 30 см и держать вертолёт на весу так долгое время. Найдя наиболее подходящее место для посадки, он приземлился и заглушил двигатель. Андрей с другим спасателем взяли веревку, привязав к ней камень, встали у ближайшего куска скалы, чтобы зацепить веревкой проплывающий мимо катамаран. Он появился только через 40 минут. Когда катамаран проплывал мимо, ребятам не удалось зацепить его верёвкой . Проплыв дальше метров 200 он зацепился за камень на левом берегу. Перелетев на вертолете к нему, приземлились на маленьком каменистом пляже. За вещами из катамарана отправились два спасателя и Павел.
Оставив их втроем на этом месте, остальной экипаж и я отправились искать упавший самолёт с шестью пилотами, который пропал около недели назад. Открывающиеся виды сверху были потрясающие. Вернувшись через 20 мин за ребятами, я увидел, что они практически заканчивают разбирать катамаран на берегу, сдули баллоны и разобрали раму. Паше надо сказать отдельное спасибо, это он попросил ребят спасти катамаран. Я выскочил из севшего вертолета и побежал помогать загружать мешки с вещами и разобранный катамаран на борт. Подойти с вещами к заведённому вертолету было сложно, от него исходил сильный ветер с песком и забивал глаза.
Взлетев мы направились в сторону Иркутска. Во всей красе увидел равнинную часть приангарья. Приземлились в аэропорту Иркутска, рядом с самолетами и взлётной полосой, от места посадки до выхода из аэропорта нас перевёз пассажирский автобус. Спасатели позвонили ближайшим родственникам, за нами приехали и забрали с аэропорта. Стоит обратить внимание, что даже не имея лишнего веса, во время этого похода потеря моего веса составила целых 15 килограмм за 16 дней. Павел тоже сильно исхудал.
В завершении, хотелось бы отметить, что маршрут по Китою очень сложный и опасный, а во время паводка становиться непроходимым. Без хорошего опыта сплава на Китой ехать ни в коем случае нельзя . Желательно, чтобы в группе был хоть один человек, который проходил весь маршрут ранее. В противном случае, есть вероятность погибнуть, даже опытным мастерам спорта по рафтингу или вас измучают длительные обносы по скалистому берегу. Самые опасные участки это: водопад Веретено в Верхних Щеках, непроходимый порог-водопад после скалы Палец и одноименного ей порога, а также пороги 53-54 после реки Эхо-гол. Это если вода маленькая. При большой и средней воде на каждом втором пороге можно перевернуться и утонуть. Статистика такова, что из 10 групп которые впервые проходят Китой, 4 группы попадают в сложную жизненную ситуацию и часто гибнут люди. Глядя на большую, быструю и мутную воду появляется огромный страх сплавляться по этой реке. Меня страх преследовал начиная с первого подъема воды до самого конца сплава. Побывав на маршруте во время паводка, а он там бывает чаще чем маленькая вода, хочется назвать Китой рекой — смерти, там часто встречаются памятные таблички о погибших людях, такие же как на кладбище.

"Китой Река - Раздольные берега"
С Саянских ледников, стремительный течёт Китой.
И в трепете волны и в дерзости напора
таёжный изумруд блестит, в его воде святой
расплёскивая зелень хвойного простора.

Безудержно - строптивая, Сибирская река
живительною влагой горы раздвигает
сверкающим смычком, она терзает берега
и музыкой воды, к нам в сердце затекает.

И там творит, божественное таинство души
рисуя образы красот родного края
увиденные где то, в глубине лесной глуши
духовные истоки с памятью сплетая.

А ты потомок, край родной - Раздольный, воспевай!
Китойскою водой, родник души наполни
с крестом нательным на груди, носи и не снимай
целуй его с молитвой, прославляй и помни.