Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1981
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 410 0
Автор - Геннадий Сергеев (Уфа)

Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с. слушателей семинара по средней туристической подготовке, май 1981 г. Путешествию предшествовали зимние лекции со слушателями в турклубе "Орион".

1 мая
Праздничный и весенний день. Сияет солнце, душа так и поет. Мы едем по "БЧМ" (белорецко - чишминской магистрали). За окнами проплывают величаво седые скалы южного Урала. Где-то внизу под насыпью, чертыхаясь и ныряя, несет свои мутные (весенние) воды река Инзер. На лицах слушателей семинара явно вырисовывается удовольствие процедурой покачивания из стороны в сторону в вагоне 665 поезда, в который мы так удачно вписались и с которым так сроднились за эту зиму. Вы спросите - почему? Да все потому, что народ привык к 665 поезду (попросту - электричке) и 71 километру за эти последние месяцы своих путешествий - походов выходного дня на лыжах по этим лесам.
Итак, утром, в 5-00 мы вышли из дома N 32 - нас было шестеро, и все ночевали у меня. Это было связано с тем обстоятельством, что городской транспорт в раннее время не ходит, а я жил в 15 минутах ходьбы от вокзала, и поэтому те, кто проживал далеко от вокзала, пришли ко мне. А поезд был ранним. На вокзале нас поджидала уже толпа туристов. Все стремились вырваться на простор речной волны после длительной "зимней спячки". Народ кучковался и оживленно обсуждал всевозможные варианты прохождения приинзеровских мест. Поезд шел не спеша, местами останавливался в незапланированных местах, и тогда веселый народ - туристы выглядывали в окна, пытаясь углядеть там чуточку красоты природной. Казалось, идет все хорошо и ничто не предвещает изменений в ранее намеченном графике путешествия. В поселке Инзер, до которого следовал 665 поезд, мы вышли. А так как до поезда Инзер - Белорецк оставалось 4 часа, мы решили приготовить обед. Набрали воды на станции и поднялись вверх на горку. К слову сказать, в нашей группе было 3 девчонки и 8 парней. Обед был благополучно приготовлен, и к 4 часам, после приятного обеденного отдыха, все были готовы к дальнейшему путешествию. Здесь же, в поселке Инзер, нас перехватили егеря и лесники. Объяснили, поправили, проверили и направили… Было исключительно ясно, что они (вся эта братия) не хотят нас допускать до реки Б. Инзер, а вернее не позволить высадиться в К. Зпани (а проще в Карталах), где находится мост через р. Б. Инзер и где намечалось начало нашего водного путешествия. Мотивировали они это тем, что все это - заповедные места. Пришлось ехать до станции Улу-Елга. Здесь есть узкоколейка до п. Ишля и далее. Мы же решили добраться до п. Ишля и далее до р. Б. Инзер по речушке Сюрензяк. Наверное, это было не лучшее решение, и в этом мы убедились чуть позже. Самым лучшим решением было бы возвратиться пешком по ж. д. назад, до моста, и оттуда быстренько свалить по р. Б. Инзер незаметно от егерей. Но этого не произошло, и вся наша гвардия, а она состояла из семинаристов (порядка 8-10 групп, таких как моя, ну и где-то 60-70 человек в совокупности). Всем этим семинаром руководил Михаил Сергеев. Решение было принято, и весь наш семинар направился на поляну, к реке Сюрензяк, где была представлена возможность нам всем разместиться. Произвели первую разведку. Решили проходить пока только плотами (без байдарок) и только тех групп, кто заявлен на 2 к. с. Я не припомню ни в отчетах, ни на словах, чтобы кто-то до нас эту речку проходил. В этом смысле мы были как бы первопроходцами (и, наверное, вынужденными). Река Сюрензяк напомнила своими потоками нашу р. Сутолку, что рассекает г. Уфу на две части - и этим можно было бы все сказать для наших жителей города. Стояла весна, и теперь, когда снега почти все растаяли, когда бурными и стремительными потоками сбегали в одно общее русло ручейки, именно в это время р. Сюрензяк казалась впечатляющей и бурлящей. По ней вполне можно было идти на надувном плоту (или на рафте, как сейчас любят это плавсредство называть). Правильнее было бы сказать, что Сюрензяк была практически не проходимой. Но это мы ощутили чуть позже, на следующий и послеследующий день. А пока, вечером, мы самую малость отметили первое мая. Семинаристов было, как я уже заметил, много, и палаточный городок, выросший на не просохшей еще земле, так и кипел возбужденными голосами его жильцов. Играли гитары, пели песни - народ веселился. Боб, любитель музыки, достал свой магнитофон и запустил свои любимые, в стиле диско. Вечер сгущался, стало холоднее, вода значительно поднялась. Решили выставить дежурных, контролирующих уровень воды. Дежурили по часу. Одним из первых дежурил Ефимов В. Все это время я сидел у костра и играл на гитаре. Рядом были Боб и Алик.

2 мая
Подъем был не скорым. Народ копошился, перебирая вещички, перекладывал с места на место и еще не ощутил четко своих прямых обязанностей в группах. Первыми начал прохождение плот М. Сергеева. (А до этого были организованы тренировки по обкатке плотов, байдарок и самих участников). Первый же плот получил пробоину уже через 3-4 минуты после старта. Неудачно развернув судно на повороте, экипаж погрузился в воду. Дыра была большой. На этом же месте кильнулась байдарка. Первые километр - полтора продвигались почти половину дня. Еще один плот получил пробоину (плот Боба). На этом участке потеряли в общей сложности 7 весел и столько же сломали. Участок был трудным. Узкая извилистая река, порой с невообразимыми заворотами и вывихами, продиралась сквозь заросли и кусты. Быстрое течение мчалось куда-то в дебри и порой казалось - это не река, а тротуар или просто тропа, что продирается сквозь неухоженный парк и куда-то вниз, под горку. Местами кусты надвигались так низко, что и нагибаясь на плоту, по-пластунски, невозможно было увернуться от цепких и колючих щупальцев кустарника. Повороты реки были резкими и неожиданными, прижимы завалены всевозможной ерундой. Ширина русла была чуть больше габаритов ТЛП (туристическая лодка-плот) и составляла где-то 1,5 - 2 размера этого плота. Радиус разворота соизмерим с длиной плота и при относительно высокой скорости течения невозможно было увернуться от всех кустарников и поперек лежащих стволов деревьев. Приходилось идти на постоянной обратной отработке веслами, при этом поперечно перемещаясь (как кораблик) по руслу от одного берега к другому. Иногда этот непрерывный процесс приостанавливался, если в какой-то момент слаженность экипажа нарушалась, и тогда приходилось выбираться из возникшей ситуации в зависимости от сложности в которую они попадали. Последующий участок был не легче. Он начинался стремительным сливом и порожистым участком, образованным искусственно, при строительстве железной дороги, расположенной в непосредственной близости от реки. Порог "Взрывной " - так назвали мы его. По сложности прохождения оценивается на "тройку". Порог представляет собой слив, несколько стоячих валов, на проходе слева - зубец, справа - коряга. После порога стремнина уносит судно на 2-3 км вниз по течению. Скорость течения здесь составляет 10-12 км \час. Пристать к берегу трудно из-за кустарника (если приспичит - можно, но не нужно). На этом участке было пробито два плота (корягами), потеряно 5-6 весел и столько же сломано. Смею заметить, что для такой трассы и для туристов с минимальным начальным опытом, для такого количества экипажей - этот результат не так уж плох. Перед мостом сделали остановку, организовали общий обед.
По поводу прохождения предыдущих участков. Первый участок я проходил дважды. Один раз проходил со своим экипажем. Второй раз отгонял плот участников семинара которые шли на 1 к. с. Второй участок проходил 3 раза. Первый раз проходил в показательном экипаже в составе: Сергеев М., Ефимов В., Хайретдинов В. (Липычъ), Сергеев Г., второй - со своим экипажем и третий - за группу единичников. Точно так же провели работу и выше названные члены экипажа показательного заезда. Ближе к вечеру обнесли участок за ж. д. мостом, т. к. представлялся этот участок скверным для прохождения: в фарватере движения находились железобетонные блоки с торчащими из них проволокой. Накрапывал дождь. После холодной ванны на воде, мы приняли холодный душ сверху. Развели костер, сделали лагерь. Снова играл магнитофон Боба (батарейки еще не сели), горел костер, настроение было нормальным.

3 мая
Оказался самым насыщенным днем. За этот день в моей группе были пробиты оба плота. Но все по порядку. Рано утром мы поднялись и быстро собрались. Моросил мелкий, противный дождь. Сидеть в этой дыре не очень-то и хотелось. Наши два плота были готовы к выходу на воду, и Миша дал нам добро на выход. Мы помчались, как резвые лошадки, которых некому приструнить. Река изобиловала, как и вчера, всевозможными поворотами и выкрутасами, от которых мы неплохо увертывались. Мой плот шел впереди, второй же плот Боба (кличка у него была Дилон за его музыкальность) - чуть сзади. На одном из поворотов сделал разведку. Участок был опасным. Три поворота, на каждом из которых торчали приличные коряги. За то время, пока я проводил разведку, плот Боба не сумел организоваться с зачаливанием и влетел как раз в эти виражи без разведки. От того, что Боб не сумел зачалиться, его плот занесло и после этого уже в малоуправляемом режиме потащило по разворотам реки. Процесс развивался стремительно, и через некоторое время на деревьях, поваленных над рекой, на каждом из поворотов уже висело по одному из членов экипажа. Оставшиеся два члена экипажа - Боб и Валера - сумели-таки вдвоем зачалить плот чуть ниже того злополучного места. Я стоял на берегу и наблюдал, как на другом берегу Ольга медленно выкарабкивается по дереву. Все трое вывалившиеся из плота, были дамы. Двое оказались на этом берегу и одна - на другом. Было холодно, и я сочувствовал им. Всех собрали на один берег, организовали переодевание и согревание.
Через некоторое время, где-то через час, уже мой плот не сумел вписаться в поворот и нас стало затягивать под сучки и коряги. Через момент я почувствовал, что погружаюсь в воду. В считанные секунды наш плот превратился в безжизненную резиновую тряпку. Ребята, в попытке удержать плот и рюкзаки, ухватились за него и за ветки. Течение было сильное. Нам кое-как, с помощью стоявших на берегу ребят, удалось вытащить ТЛП и груз, находившийся в нем. При этом уплыло два весла. Наш плот был старенький и односекционный, без надувного дна, и поэтому при первой же значительной пробоине плот моментально спустился, и мы оказались в воде практически мгновенно. В этой ситуации при удержании плота за чалку получил ожог от репшнура, впрочем все закончилось нормально. После этого мы грелись у костра. Грелись оба экипажа. За это время добрые люди с соседней группы помогли нам залатать дыру и поставить заплатку. Чуть позже я поставил на нее еще одну для надежности - пробоина была большой. Моросил дождь, и заплатки, естественно, не могли хорошо получиться. С места крушения мы ушли последними. Шли без обеда. В это время основная часть групп (а, точнее, все остальные) варили обед и ждали нас в надежде, что мы скоро появимся. Но этого не случилось, и все, что было сварено для нас, вылилось и стало даром (от слова дар) божьим для "красы природной". Мы проскочили участок от места крушения до стоянки на обед быстро и, не зачаливаясь, одними из первых устремились вперед. Опять кустарник, развороты, прижимы… разведка наиболее опасных участков. До деревни Ишля дошли нормально. Перевернулась одна байдарка. В деревне оказалась старая, полуразрушенная плотина со сливом. В этом сливе торчит великое множество бревен, проволок, кустарника. Здесь же были пробиты еще два плота, но уже не из моей группы. Плот Ефимова В. раскололся пополам (баллон полностью лопнул поперек). Плот Боба проскочил этот участок, не получив и царапины. Всего попыток проскочить было 3 или 4. После этого все остальные обнесли эту дурацкую плотину. Сходили в деревню, запаслись хлебом и молоком. Настроение поднялось, но не надолго. Где-то на 20 минут или на 30. Через 2-3 поворота реки плот Боба не вписался и получил солидную пробоину. Таким образом, за этот день в моей группе не осталось ни одного человека, кто не побывал бы в воде. За этот день трижды побывала в воде Татьяна Полякова (абсолютный рекорд), дважды Ольга Сергеева, Серега, Айрат. После прокола плота Боба мы долго еще стояли: клеились, развели костер, съели свежий хлеб и молоко, только что закупленное в п. Ишля. Заплатка удалась на славу, но одновременно в это же время заметили, что на моем плоту отошла старая заплатка. Время было позднее, сгущались сумерки. Было сыро. Стоянка, организованная остальными участниками семинара, была где-то в километрах 2-3 от нас (по суше). Было решено сложить все веши в плот Боба, кроме рюкзаков, которые были не тяжелые, и часть группы отправилась пешком с рюкзаками до основной стоянки, а мы - сборный экипаж (Я, Боб, Валера, Айрат) на одном плоту отправились перегонять все остальное по воде. Было уже не так светло когда плот, неплохо загруженный, помчался сквозь кусты по замысловатым извилинам Сюрензяка. Причалили, можно сказать, когда было уже темно. Народ был удивлен нашей смелостью и вместе с тем поражен нашими потенциальными возможностями судовождения. Нас встретили. Помогли донести груз. Мы были сегодня последними. Моросил мелкий противный дождь. На ужин (а он получился где-то в 12 часов ночи) были изготовлены клецки картофельные, которые мы так и не доели, хотя жрать хотелось как никогда. Одновременно мы быстренько расправились с несколькими банками рыбных консервов, выпили чаю и все завалились спать. Спал как убитый.

4 мая
Наутро подыматься не хотелось. Но необходимо было клеиться и делать весла. Я встал в 6-47 вместе с дежурными. Сбегал за дровами, развел костер, начал сушить вещи, плот. У всех и все было мокрое от вчерашних купаний. Костер моментально оброс всевозможными вещами, из-за чего пришлось организовывать еще один - сушильный костер. Погода стояла на удивление хорошая. Впервые за последние дни солнце сияло, и даже не верилось, что может существовать еще такая прелестная и теплая погода. Мы клеились. И хотя наша группа встала первой, ей не суждено было сегодня стартовать во главе семинара. Много времени отняла заклейка больших заплат и переклейка заплат возле клапанов. Сходили в деревню, благо она была недалеко, взяли 1,5 квадратных метра фанеры за 100 гр. спирта, сделали три весла. На вагонетке отправили груз к месту старта. Рядом с рекой проходит узкоколейка, на которой стоял тарантас. Вот на этой-то железяке мы, как впрочем и все остальные группы, перевезли груз (снаряжение) на 2-3 км. В этом месте участок реки сплошь (наглухо) завален кустарником, и о прохождении его не было даже и намека. Заплату на моем плоту еще раз переклеили, т. к. она стравливала. Вышли на реку в 16-30, плот Боба где-то в17-00. Но недолго пришлось идти по Сюрензяку - от силы полчаса. Потом - Большой Инзер. Впадение в Большой Инзер несколько неожиданно. Кривая и кустлявая до неприличия, узкая до невозможности речка вдруг обрывается и … невооруженному взору открывается картина, напоминающая ровную гладь моря, в безветренную спокойную погоду. Большой Инзер с непривычки поражает своей шириной и невозмутимостью, возможностью спокойно и без всякой суеты развернуть плот в любое положение, без особых усилий. От такой неожиданности не сразу понимаешь, куда грести. Впрочем, течение у Большого Инзера в такую пору всегда бывает неплохим, и оно не заставляет долго определяться с направлением движения. Ширина реки порядка 60 метров, скорость течения 8-10 км\час. Идем по реке до 21-00 час. Стоянка неплохая. Широкое поле, много дров и некуда сходить по "азимуту". За три дня прошли где-то 35-40 км.

5 мая
День печати

Выпустили газету без названия. Были разрисованы типичные ситуации и эпизоды отдельных участников этого путешествия, в котором были отражены все нюансы пребывания на плоту, на деревьях, в воде и над водой. Вместе с тем были вручены звезды (то ли октябрятские, то ли пионерские - не знаю), которые по случаю оказались у меня: всем тем, кто побывал в воде и соответственно по времени пребывания в ней. Это были боевые награды от командора, они были пришиты в тот же час на штормовки. Вышли не рано - не поздно. Шли нормально. Встретили катамаран из Свердловска. Вечером организовали стоянку на отличной поляне. Устроили футбольный матч. Разделились. В моей команде играл Ефимов В. Мы выиграли 6:1 и после матча каждый из игравших в нашей команде произвел по 6 ударов в стенку, состоящую из пятых точек проигравшей команды. А вечером состоялась церемония посвящения в туристы молодежи, которые впервые участвуют в таком походе.

6 мая
Встал, как обычно, утром. Группа вышла в 10-15. В 13ом часу были в поселке Инзер. Делали лоцию, хронометраж движения. Встретили группу КСС.
Утки по пути следования. Утки. Много уток. Очень много уток. Ужасно много уток. Кошмарно много уток. Мы погрязли в утках. Вот такой, казалось бы, незамысловатый сюжет движения по Большому Инзеру. Наверное, это некоторая расслабленность после всего пройденного по Сюрензяку. Впрочем есть на этой реке и хорошие валы, и перекаты, и как бы порог Сырышта, и несет течение будь здоров по весне. Река красива, симпатичны ее берега и скалы. В 16--00 отправляемся на электричке в сторону г. Белорецк, но только до станции Айгирь. Это недалеко. От станции по шпалам в обратную сторону по направлению к порогу Айгирь. 2 км - и мы у цели. В самом конце порога устраиваем лагерь. Делаем первую разведку порога. Производим замер скорости течения на входе в порог. Результат поражает. И действительно, в этом году подъем воды большой - и Малый Инзер в это время просто красавец, особенно на участке порога Айгирь. Итак, скорость течения реки - 21 км\час. Первое впечатление это - сравнение с рекой Ципой. Мощь, напор, струя, прижимы, валы - все похоже на Ципу. Высота вала - до 2 метров. Решили, что для прохождения порога группа не подготовлена в части снаряжения. Не было фартуков для плотов, да и байдарок тоже. Было жаль, действительно жаль, что мы так и не прошли его в тот момент (я имею ввиду не участников семинара на 2 к. с., а руководителей групп, которые этот порог проходили и до, и после, но в этот момент порог был как никогда хорош).

7 мая
День радио

Решили проходить третью часть порога с зачаливанием возле лагеря. В прохождении участвовали только "двоечники", и то не все. По сложности порог тянул не ниже чем на "четверку". Перед прохождением все участники семинара делали зарисовки, составляли кроки, проводили разведку порога. После зарисовок и ознакомления с порогом, перешли к практической части учебного процесса, т. е. прохождению самого порога (нижней третьей части порога). Ответственным за ознакомление и зарисовки крок был я. После зарисовок установили страховку - двое с морковками на берегу; человек на мосту (в то время еще был навесной канатный мост, сейчас он разрушен, и остались только легкие воспоминания в виде груды камней с обеих сторон реки) который должен был подавать веревку в плот при аварийной ситуации, второй конец веревки был закреплен на берегу. В этом случае, смягчая удар и как бы по радиусу судно подчаливало к берегу. Кроме этих мер, принятых для страховки, чуть ниже по течению стоял страховочный экипаж. Ответственным за спасработы был Валера (Липычъ). Руководителем прохождения и одновременно консультантом по всем вопросам был Михаил Сергеев. Первым экипажем открывшим трассу была команда Липыча. Прохождение было нормальным. Потом прошли друг за другом еще два экипажа. Эти прохождения я не видел. Стоял со своим экипажем на страховке. После этого меня сменил Липычъ, а я его, в смысле пошел на прохождение. Экипаж состоял из 6 человек. Народ подобрался крепкий: Валера - 110 кг, Игорь - 90 кг, Серега чуть больше 80 кг и т. д. После первого разворота и вхождения в порог - четвертая часть ТЛП была залита водой и судно стало трудно управляемым. После каждого вала (а они были не как не меньше 1,5 м ) воды становилось все больше и больше. Плот становился все более неуправляемым. И если для разворота его на 90 градусов достаточно было по одному гребку по диагонали сидящих в нормальных условиях гребцов, то сейчас нужно было выкладываться по полной программе. У настоящих рафтов эта ситуация не возникает, т. к. внизу (в днище) установлен специальный дренажный клапан, который регулирует состояние набранной внутрь воды. Ее никогда не бывает много (как говорится: скока вешать в граммах). Для нашего же ТЛП достаточно было бы установить фартук и все, что и бывает на больших реках. В нашем же случае их не было, кстати поэтому мы и не пошли в порог с самого начала. В сердцах я матерился, а может быть даже и вслух, но идти нужно было до конца, и из последних усилий мы вывели судно из струи, после чего наполовину наполненный водой плот зачалили к берегу. Кстати, вес такого плота никак не менее тонны, а то и поболее. Такой плот, как утюг - его не перевернет никакая волна, но и управлять им невозможно. Мы прошлись по всем основным валам и не подставили ни одному из них свой борт. На берегу же мы еще долго потом отчерпывали котелком воду из плота. Потом стояли опять на страховке. И вновь прошли трассу, но уже вчетвером. На этот раз команда состояла уже из Сереги, Айрата, Валеры Б. и меня. Мы прошли по левому берегу, обойдя все основные валы и бочки. Хотя перед первой бочкой нас и развернуло, но прошли мы весь участок четко. На берегу народ ожидал, что мы, как и в первый ра,з пойдем по всем валам, устремив в нашу сторону всю фотографирующую аппаратуру. Но мы скромно пробрались между левым берегом и бочками, оставив все основные валы справа, что в значительной мере огорчило наших фоторепортеров. Зато в этот раз мы с гораздо меньшими усилиями зачалились, и воды в плоту было по минимуму.
После обеда лагерь свернулся и мы отправились в дальнейшее путешествие по М. Инзеру. Вплоть до впадения или, лучше сказать, слияния с Большим Инзером участок был хорош для проверки умения навыков туристов-водников. Местами встречались валы по 1 м, неплохие прижимы с завалами, большие бочки. В одной из бочек, раскинувшейся по всему руслу реки со сливом посередине, на плоту Боба выпал Валера Б. Мы шли следом за экипажем Старцева (Боба) и не заметил того момента, как выпал Валера. Видел ручку от весла… в бочке, потом Валеру на баллоне плота, всего мокрого и без каски. Все произошло неожиданно и быстро. За это время Валера успел побывать под плотом, оттолкнуться от него, потерять каску, при этом не потеряв весла, и быстро забраться на плот с помощью Боба. Следом за этой бочкой была еще одна, как раз после слива двух предыдущих. От этой бочки Боб увернулся. Обе бочки мой экипаж прошел четко. Во второй бочке снесло в воду Агузарова в соседней группе. Перед первой бочкой наполовину перевернулась байдарка Миши и Галины Петровны. Помогая им выбраться, плот Пстыги В. влетел в первую бочку, а за тем и вторую, но все прошло благополучно. Малый Инзер проскочили чуть меньше чем за 2 часа - от Айгиря до впадения в Большой Инзер. Чуть ниже поселка Инзера, уже на реке Инзер, не доходя до Тюльмы, сделали стоянку (неплохую). Все были в достаточно мокром состоянии, и поэтому принятые 20 гр. горячительного только придали сил. За время прохождения М. Инзера из моей команды были отобраны два матроса и переведены в качестве капитанов на плоты единичников, с чем они неплохо справились.

8 мая
До Зуяково оставалось немного, где-то около 30 км. Это расстояние мы преодолели за 3 часа (может чуть меньше). С утра поднимались, не спеша. Погода была "летная" (не в том смысле, что было лето, а всего лишь в том, что солнышко появилось и самолеты могли бы летать, но их не было) и настроение соответствующее погоде. Перед выходом наша группа решилась сняться на фотоаппарат, после чего к ней присоединились остальные, и получилось грандиозное зрелище: с одной стороны куча народу - с другой куча фотоаппаратов и один человек. Съемки затянулись на пару десятиминутий. Удовлетворившись съемками, группы загрузились и отправились в дальнейшее путешествие по р. Инзеру. Скорость течения составляла порядка 8км\час. Ширина реки была почтительной и скорости потока не ощущалось. Воды было много. Много мостов. Еще больше уток. И совсем много солнца. Обдувал прохладный ветерок и жары как бы не ощущалось. Но вот легкое дуновение прекращалось, и тогда лучи солнца начинали пронизывать своими колючими, жесткими уколами наши одежды, проникая внутрь, и в этот момент невозможно было не снять спасик, свитер, каску. Но вскоре вновь набегал порыв освежающего ветерка и наши молодые тела, еще не успевшие за время похода загореть, покрывались гусиной кожей. И тогда, как по команде - беззвучной, но убедительной, туристы облачались в исходное обмундирование водников и продолжали свой незамысловатый путь по водной глади в сторону Зуяково. В Зуяково железная дорога непосредственно близко подходит к реке и станция практически находится в нескольких десятках метрах (может, чуть дальше) от реки. Здесь значительная часть команды завершала свое путешествие: Миша с Галей, группа Ефимова В. , часть группы Агузарова, часть моей группы. В Зуяково закупили немного продуктов и сделав перекус, помахали ручками оставшимся, отправились вниз по реке. До "Французской" поляны оставалось где-то 30 км. Довольно быстро доходим до 71 км. Останавливаемся возле избы N 10. Эта изба сплавщиков. Когда-то по Инзеру сплавляли лес и были плотогоны. Теперь этого нет, а избушки остались. Одна из них была в свое время облюбована нами, и мы ее поддерживали в надлежащем порядке, выезжая всю зиму на выходные дни. Отсюда мы делали радиалки с выходом на лыжах через перевал на р. Лемезу и водопад Атыш. Но это было зимой. А теперь мой плот первым зачаливается. Выгружаемся. Вокруг избушки грязно и не прибрано, как и ожидалось после зимы и таяния снега. Через 25-30 минут после прибытия, мимо проходит электричка, на которой и находятся сейчас наши друзья, закончившие путешествие в Зуяково. Вечером устраиваем субботник, наводим порядок. Агузаров и его команда спят в избе. Кстати когда-то (сейчас не вспомню, в каком году, но это было по осени, когда уже падал желтый лист) сюда приезжал бард - певец Коган и вместе с ним мы (и особенно с Агузаровым) певали песни. К нам присоединились Алик и некоторые другие группы. Наша же группа установила палатки чуть в стороне от избушки. Сегодня праздничный ужин. Поздно вечером, после песен и гитары у костра, медленно расходимся по палаткам и избам, предчувствуя завтрашнее окончание маршрута.

9 мая
День победы

Это день - поистине день победы. В деревнях все пьяные, никого не найдешь, чтобы поставить печать в маршрутке об окончании путешествия. Даже на станции Рав-Тау не нашлось в этот день печати.
Но все по порядку. Утром никто не хотел вставать. Я встал первым. Развел костер, разбудил дежурного, Липыча, Агузарова. Завтракали все вместе. Дежурить было лень, и Пстыга сварил для всех какую-то бурдомагу, которую, впрочем, все охотно ели. Около часа вышли на воду. Прошли Французскую поляну, деревню Карагай, в которой не нашлось печати. Далее побывали на станции Рав-Тау, где можно было пилить рельсы (как говорит Агузаров) - никого не было на станции - хоть шаром покати. Пошли дальше. Попали в деревню Азово. После Азова мы пилили еще 15 км до моста и пришли где-то в 18-00. В Азово мы обошли все учреждения, и даже на почте не оказалось печати. Делать нечего - пошли на хату к председателю сельсовета. А оттуда - в сельсовет с председателем во главе, где и довершили-таки свое дело и проставили печати в наши маршрутные книжки. После Азово мы более часа пилили по плесам навстречу ветру, продвигаясь не очень споро, хотя течение реки было заметным. Ветер мешал продвижению вперед, однако же он сделал и доброе дело - над нами к вечеру не оказалось ни одной тучки, собравшихся поутру. Невдалеке показался очередной ж. д. мост через Инзер, и мы поняли что это то, что надо, т. е. 44 км железной дороги, где и должна быть остановка электрички. Зачаливаемся на левом берегу, готовим снаряжение к пешему марш-броску на электричку, просушиваем плоты, готовим ужин. За час мы управились и где-то в восьмом часу вечера уже ждали в боевом режиме электричку с горячими котелками и с только что приготовленным ужином. Но не долго нам пришлось ждать. Подозрение, что мы одни на остановке (туристы, да еще и в 9 мая) не давало нам покоя и, в особенности, некоторым членам, таким как Алик. Он не поленился и забрался на горку, локальный максимум на здешних высотках, и невозмутимым голосом сообщил нам, что на том берегу за небольшим поворотом стоит толпа народу и ожидает по всей видимости электричку. А мы стояли здесь, и пойдя по вероятному способу определения остановки и исходя из того что стоял какой-то железнодорожный сарай и еще кое-какие вещички, ждали прибытия чудо - электрички. И вот теперь, не зная через какое мгновение появится электричка, мы с рюкзаками и поверх уложенными упаковками с плотами и другим снаряжением, держа в руках котелки с нашим еще горячим ужином, устремились вприпрыжку через железнодорожный мост по шпалам за 0,5 км, как заправские спринтеры, не замечая груза за спиной и в руках. Довольно быстро очутились на другой стороне. Отдышавшись - осмотрелись. Кругом множество народу. Деревни не видать. Как будто из болот, откуда-то из лесов, повылазили один за другим пьяные деревенские рожи, все без исключения (да простят меня сельчане, но это надо видеть; хотя что тут говорить - ведь праздник же всенародный!). И старики, и старухи, и молодежь. Но электрички все не было, и мы решили съесть все, что недавно сварили и так бережно, и аккуратно переместили с другого берега Инзера. За 5-10 минут мы опустошили два котла с супом и компотом. Много не показалось. Только через 40 минут появилась электричка. Она опаздывала. И вот мы загрузились в электричку, посмотрели на платформу и несколько были удивлены: весь народ толпившийся на платформе, - остался стоять на месте и лишь десятая часть стоявших села на электричку и поехала вместе с нами. А мы опасались не втиснуться в нее и как уже теперь поняли - напрасно. Все разместились вполне прилично. Поезд мчался скоро и оттого он быстренько нагнал то время что запаздывал. В Уфе нас встречала Ольга Г. , подружка Ольги С. В 23 -00 я был дома.

Подобные путешествия туристические клубы г. Уфы проводят теперь почти традиционно и ежегодно по весне, исключая, конечно же, р. Сюрензяк. Под эгидой ТСС республики проводят марафоны, где группы проходят этот маршрут и вместе с тем проводятся дополнительные конкурсы и полосы препятствий. По результатам конкурсных баллов выявляются победители марафона.

Из тех кто участвовал в нашем семинаре - многие уже побывали и на 4 и на 5 к.с., да и сами водят группы.

P. S. В 2003 году путешествие по Б. и М. Инзеру было организовано братьями Овчинниковыми в мае месяце (один из братьев, кстати, был в той команде о которой я рассказал в "Кругосветке по Лемезе…"). Я почему-то оказался на данный момент в отпуске и присоединился к ним - посмотреть (может быть отдохнуть) и вспомнить, как это было тогда и сопоставить те дни с этими. Оговорюсь сразу - отдохнуть не пришлось, пришлось поработать (но это как поглядеть и с какой стороны).
В этот раз мы отправлялись не утренним 665, а вечерним (Сбайским) 675 поездом. И к сожалению, он не останавливается в Карталах (не путайте со знаменитыми Карталами в Челябинской области, где я когда-то служил, и о которых снят голливудский фильм про боеголовки). Поэтому пришлось ехать как и ранее до Улу-Елги. А далее по шпалам обратно - 5 км до Карталов. Груз приличный. В плане предусматривалась возможность остановки поезда на мосту (возле моста) через Большой Инзер, но этого не произошло в связи с тем, что основная масса группы ехала в плацкарте и при этом мирно, как "убитые", спали в 3 часа ночи, когда поезд стоял (целых полчаса) в п. Инзер и где менялся тяговый экипаж. Здесь нужно было договариваться с экипажем. Но увы - все хорошо спали. Утром (то бишь через 30-40 минут) все как один вышли в Улу-Елге и бодренько пошли до реки в пешем порядке. Собственно, тут можно заметить, что Овчинников Юра - любитель некоторых экстремальных путешествий (правда, не до такой, видимо, степени, чтобы решиться добираться до Большого Инзера по Сюрензяку). Экстрим заключался в другом - в 4-30 (утра) выходим из Улу-Елги. Где-то в 6 с небольшим - на Большом Инзере (группа из 17 человек растянулась по времени на пешке, так как снаряжение не было подготовлено к пешему переходу). Завтрак, подготовка катамаранов к сплаву. После 9 с небольшим первые катамараны стартовали. Всего три четверки и две двойки. В 24-00 мы в
п. Инзер (а это 110 км по воде). Воды было не много, может быть оттого и показался Большой Инзер не таким уж большим, как в прежние года. Я с интересом предвкушал место слияния р. Сюрензяк с Большим Инзером по ходу сплава. Ничего похожего на то, что было тогда, в 81 году при выходе из Сюрензяка в Большой Инзер, не было, хотя представить можно было бы ту картину, если добавить метр, ну или полметра воды до уровня тогдашней воды, и "болото" было бы обеспечено. На сегодняшний день река была в русле, хотя и под завязку, поэтому Большой Инзер был не так грандиозен. Впрочем, течение было хорошим (порядка 10 км\час). Задача, поставленная на старте, была выполнена, и за один световой (не совсем) день с 4-30 утра и до 24-00 мы прошли от Улу-Елги и до п. Инзер 115 км (в т. ч. 5 км пешки) группой 17 человек. Этот же путь с "небольшой" поправкой на р. Сюрензяк мы с Михаилом Сергеевым прошли группой семинаристов в количестве 57 человек за 4 дня. Но это - так, для сравнения. Каждый волен в выборе маршрута. Кстати, пока мы здесь повторяем "спринтерский марафон", Михаил Сергеев вместе с Римом Миргазовым (теми самыми, что в прошлом году прошли р. Томпуду) идут где-то сейчас параллельным курсом по Гангу в Индии. Но это к слову.
Вечером (точнее, ночью) мы в п. Инзер. Группы растянулись на финише примерно в пределах часа. Наша группа (катамаран-четверка) пришла где-то около 24-00. Таким образом, 5 км пешки, 110 км по воде за один день, с учетом того, что пришлось собирать катамаран, делать завтрак, правда без остановки на обед и с перекусом. А на завтра 7-30 рабочая электричка в сторону г. Белорецка и мы готовимся на нее. Нам необходимо попасть на ст. Айгирь, где послезавтра на трассе порога Айгирь открываются соревнования под эгидой ТСС и Минспорта Башкирии. Статус соревнований определен как чемпионат Приволжского округа и Урала (чемпионат 2003 года). Подъем в 5 утра. В 6-00 на другом берегу. Разборка катамаранов до уровня, который бы позволял транспортировать в электричке. Пешка 2 км до ж. д. станции. 7-30 отправка на рабочей электричке. 8-00 на станции Айгирь, а точнее чуть-чуть не доезжая до нее. На этот раз нам повезло и мы договорились остановить электричку на месте стоянки - чуть ниже порога и не доезжая до станции Айгирь 2 км. Это наше фирменное место стоянки, где раньше стоял т. к. "Кировец", а теперь эту эстафету перенял турклуб "Энергетик". Выгрузились, поставили лагерь. Завтра 9 мая, начало соревнований. Народ все прибывает и прибывает. Одна из групп "Энергетика" под командой Хлыбова сплавилась по М. Инзеру от д. Бердагулово и, пройдя порог сходу, зачалилась и заняла намеченное место в лагере. Некоторые группы прибывали с пройденных маршрутов по рекам Зилим, Лемеза, Сакмара. Все это связано с тем, что время с первого числа и до 9 мая было достаточным для прохождения маршрутов, находящихся поблизости. Обычно Айгирские соревнования проводятся 1 мая, и уже после соревнований группы разъезжаются по маршрутам - так было привычней. Но в этом году, идя навстречу пожеланиям участников соревнований в Свердловской области и Ханты-Мансийском округе, которые проводятся в те же сроки, традиционные соревнования на Айгире перенесены на 9 мая. По-видимому в связи с этим, ну может быть отчасти и погодой, которая по сравнению с прошлогодней не такая солнечная, на соревнования прибыло не так много народа, как это было в прошлом году. В прошлом же году, по высказываниям очевидцев (себя я к ним также причисляю), народу вместе с болельщиками и спортсменами-горниками, которые здесь же но чуть повыше соревнуются на скалах, было порядка 2 …2,5 тысяч. Один характерный пример. В день заезда прибыла рабочая электричка и туристы разгружались из нее вместе со снаряжением где-то (не соврать бы) минут 40, не меньше. Дело дошло до того, что сзади подкатил обычный поезд и ему пришлось подождать, пока разгрузится рабочая электричка. Ну а в этом году на участие в соревнованиях были заявлены порядка 20 команд. В программе соревнований: прохождение трассы на катамаранах К2, К4, рафты, эстафета, спасработы, конкурс бивуаков, конкурс песни. Группы туристов продолжали прибывать с маршрутов на соревнования. Одна из уфимских групп Коли Полякова прибыла с р. Лемезы. Они прошли порог "Черную речку" и забросились на "Айгирь". С Лемезы пришло печальное известие о гибели двух каякеров из Тольятти (светлая память погибшим ребятам). В связи с этим хотелось бы еще раз упомянуть, что наши реки в весеннюю пору не являются реками 2 к. с. , как это утверждено в Москве. Пороги "Черная речка " на р. Лемеза и "Айгирь" на Малом Инзере это пороги не ниже 4 к. с., а реки Малый Инзер в связке с Большим Инзером и Лемезой - это чистая тройка (весенняя). Лидерами соревнований, как и в предыдущие годы были две команды "Волны " из Уфы, они и заняли два первых места в общекомандном зачете. За третье место поборолась наша команда турклуба "Энергетик". В частности, я участвовал в экипаже на рафте. В спасработах команда "Энергетик" взяла второе место. Спонсорами призов за победы в соревнованиях как в командном, так и в частных видах были уже всем известные РИК (Разин) и Серебрянный Пик - производители туристского снаряжения и просто старые добрые знакомые туристы. Соревнования завершены 11 мая, и весь состав участников (и не только их) соревнований сплавился по М. Инзеру до п. Инзер большой и затяжной кавалькадой из судов всевозможных конструкций. И это выглядело большим праздником для водителей автомобилей, которые в это время проезжали по трассе Уфа-Белорецк, расположенной от п. Инзер вплоть до правого притока р. Реветь. Остается сказать "Спасибо" этому фестивалю туризма и до свидания, до следующих прохождений!

22 мая 2003 г.

Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.Водное путешествие по Южному Уралу 2 к. с., совершенное в мае 1981 г.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию