10 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
     По рекам Каре, Большой Каре, Щучьей, Малой Щучьей, Малой Усе и Усе

Протяженность пешей части - 60 км (подход и два волока)
Протяженность сплава - 200 км (53 км против течения)
Продолжительность сплава - 13 - 15 дней
Сезонность - июль - август
Категория сложности - III

Маршрут включает подъем по Каре и Большой Каре, волок на Большое Щучье озеро, сплав по реке Щучьей, подъем по ее притоку Малой Щучьей, волок на Малую Усу и сплав по Малой Усе и Усе. Продолжительность волоков 4 дня.
Начало пути описано в маршруте 1. Волок на Большое Щучье озеро идет от устья большого левого безымянного ручья выше устья Лымбатояхи (справа). Вверх по правому берегу ручья тянутся малозаметные ворги, сливающиеся постепенно в хорошую тропу. От начала волока до ручья Пырь-Яха-Тоня 15 км. Перепад высот 60 м. Водораздел выражен неявно. Везде заболочено. По Пырь-Яха-Тоне можно вести байдарки, а ближе к Большому Щучьему озеру даже плыть. На ручье много ольхи.
Пырь-Яха-Тоня впадает в северный конец Большого Щучьего озера, протянувшегося почти на 13 км. Из его юго-восточного конца вытекает Щучья - крупнейшая река восточного склона Полярного Урала. В 1 - 2 км от ее истока на правом берегу стоит изба. Здесь Щучью пересекает вездеходная дорога со станции 106-й км. Первые 4 км река быстро течет в глубоком русле. На 5-м км она разбивается на множество мелких проток. Такой же характер имеет река Малая Щучья, впадающая здесь же справа. Примерно через 500 м Малая Щучья собирается в одно русло, скорость течения большая, масса камней. Подняться можно на 2,5 - 3 км, дальше нужно разобрать байдарки и начать волок (на бечеве идти нельзя).
Вдоль правого берега идет ворга. Вскоре она уходит на юго-запад вдоль правого безымянного притока, начинаются болота глубиной по колено. Ворга выводит на перевал - заболоченную котловину, открытую с востока в долину Малой Щучьей, а с запада в долину Малой Усы. Малая Уса образуется слиянием трех ручьев. Через 3 км можно уже спускать байдарки на воду и осуществлять проводку.
До озера Усваты река мелкая, часто разбивается на протоки. Длина озера 3 км. За ним река течет 3 км одним руслом, затем опять разбивается на мелкие протоки. Еще через 1 км Малая Уса входит в каньон длиной 7 км, с высотой скал 2 - 3 м. Каньон проходим, но требует разведки. Затем долина расширяется, течение становится медленным. Через 10 - 12 км котловина кончается, на реке первый порог (проход левой протокой). До слияния с Большой Усой еще около 10 таких порогов с валами 0,5 - 0,7 м. Последний порог расположен при слиянии Малой (справа) и Большой (слева) Усы, образующих Усу.
Дальше Уса спокойна, встречаются перекаты, порогов нет. По берегам иногда высятся скалы. В 15 - 18 км ниже слияния Малой и Большой Усы на правом берегу большой каменистый пляж, откуда идет дорога в поселок Советский (16 км). Здесь маршрут заканчивается.
При запасе времени можно доплыть до станции Елецкий, однако плавание по Усе уже неинтересно: река спокойная, берега низкие.
Литература: 7, 10, 15, 20, 21.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.