Виды туризма

15 января 2013
Климин С.В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1997
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 964 0
Руководитель: Климин С.В. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Выбор маршрута;
  3. Заброска на маршрут;
  4. Выход с маршрута;
  5. Состав группы;
  6. График движения группы;
  7. Техническое описание маршрута;
  8. Итоги путешествия, выводы,рекомендации
Паспорт маршрута

Вид путешествия: пеше-водный.

Средства сплава: 2-х и 4-х местные катамараны.

Протяженность маршрута: водная часть - 235 км; пешеходная часть - 51 км.

Количество участников: 16 человек.

Уровень воды: Верхний Урик, Хоньчин – высокий.

Выбор маршрута

Урик привлек наше внимание после того, как наиболее интересные реки Восточного Саяна (Китой, Онот, Жом-Болок) были пройдены большей частью нашей группы. Однако, сложность маршрута по Урику в стандартном исполнении не превышает 4 кат. сл. Наиболее интересный участок реки - "Амбартагольские Щеки" обносится подавляющим большинством групп либо из-за малой или большой воды, либо из-за недостатка опыта. Первоначальный график нашего движения был спланирован таким образом, что мы могли около 2-х суток ожидать благоприятного уровня воды в этом препятствии.

На всем своем протяжении Урик имеет два достаточно мощных сплавных притока: левый - р. Хоньчин и правый - р. Даялык. Каждый из этих притоков по отдельности или в связке с Уриком уже были пройдены. При внимательном изучении отчетов оказалось, что наиболее интересные участки Хоньчина и Даялыка находятся практически рядом с их устьем. Таким образом, возникла идея связать Урик с двумя притоками одновременно путем коротких пешеходных переходов.

Кроме того, из разговора с иркутским водником Л. Измайловым мы получили некоторые сведения о наличии в верхнем Урике ещё одного каньона. Однако забираться выше он не рекомендовал, так как поймать там сплавную воду нереально и, в любом случае, в каньоне много обносов. Таким образом, первоначальный график движения предполагал стандартную заброску по р. Зун-Холба, с возможным прохождением каньона на ней, прохождение "Амбартагольских Щек", переход на р. Хоньчин вдоль по Эбер-Губдолу, сплав с прохождением Губдольского прорыва и Нижнего Ущелья р. Хоньчин, переход на р. Даялык по р. Дабан-Жалга, прохождение Хара-Жалгинского каньона на Даялыке и дальнейший сплав по р. Урику. Достаточно жесткий график был рассчитан на 18 ходовых дней и включал в себя около 60 км пешеходных переходов, а также три стапеля.

Уже на маршруте в этот график были внесены существенные изменения. Во-первых, наличие водителя "шикарного" вездехода, прекрасно знающего дорогу в верховья Урика, а также предпаводковое состояние рек на тот момент позволило нам исключить первую пешеходную часть, заменив её на более привычное и интересное занятие. Об изменении конечной точки заброски было дано сообщение в МКК. Во-вторых, качество тропы в устье Эбер-Губдола было признано нами неудовлетворительным. Кроме того, перед "Амбартагольскими Щеками" мы встретились с группой из Новокузнецка под руководством Дудкина В.Ф., которые, по их словам, в начале 80-х годов делали первопрохождение р. Хоньчин. Из их рассказов мы сделали вывод, что по любой воде (кроме паводка) сплавной интерес на Хоньчине представляют только последние 4 км Нижнего Ущелья, а по левому берегу от устья вверх идет прекрасная тропа. Таким образом, вторая пешеходная часть сокращалась до минимума без особого ущерба для спортивного сплава.

На наш взгляд оба этих изменения делают маршрут более логичным и насыщенным в спортивном отношении.

Заброска на маршрут

Заброска на р. Урик начинается со ст. Слюдянка, куда ежедневно из Москвы ходят 4 - 5 поездов (в зависимости от четного или нечетного дня). Наиболее удобным в этом отношении является поезд №184 Москва - Хабаровск, который отправляется в 0.50 с Ярославского вокзала и прибывает в Слюдянку в 6 часов утра по местному времени (+5 часов). Уже не первый год встречаемся с забавным курьезом, когда половина туристов - попутчиков в поезде едет только до Иркутска, так как в кассах продажи билетов их заверяют, что поезда в Слюдянке не останавливаются. Дело в том, что во всех автоматических справочных, которыми пользуются операторы касс станция называется "Слюдянка- 1".

От ст. Слюдянка до пос. Монды раз в день ходит рейсовый автобус, отправлением 7.00 по местному времени. Резкое снижение пассажиропотока в последние 2 - 3 года внесло значительные коррективы в маршрут следования автобуса. Теперь он оставляет пассажиров в пос. Кырен и следует до пос. Хойтогол. Через 4 часа автобус возвращается и следует далее до Монд. Таким образом, в Монды рейсовый автобус прибывает около 18 часов, что достаточно неудобно.

Мы решили воспользоваться услугами заказного автобуса, для чего ещё в поезде объединились с группой москвичей и дали телеграмму из Новосибирска с просьбой забронировать места до Монд на 26 человек. Точный адрес не известен, однако "Слюдянка, автостанция, директору" оказалось достаточно. В Слюдянке, одновременно с рейсовым автобусом, подъехал наш заказной. В Култуке на автобазе оплатили счет за аренду автобуса на 1 млн. 800 тыс. рублей и через 5 часов были в пос. Монды. На пути следования, перед пос. Торы стоит пост "экологического контроля". В прошлом году здесь брали по 8 тыс. с человека в день. Стоимость проезда в этом году, а также понятие "день пребывания" нам никто объяснить не смог, так как на посту никого не оказалось.

В пос. Монды проблем с автотранспортом практически нет. Люди сидят без работы, а грузового автотранспорта в личном пользовании много. К прибывающему автобусу съезжаются практически все водители. Оказалось, что дорога на Зун-Холбу (конечный пункт нашей заброски) объявлена закрытой выше пос. Самарта в связи с работой очередного рудника. Этот запрет чисто символический, как правило, группы туристов пересаживают на другие машины или просто требуют доплатить круглую сумму. Однако, при плохом стечении обстоятельств, в Самарте можно и заночевать.

Мы достаточно долго выбирали машину, так как шел дождь и хотелось ехать под крышей. Водитель крытого ГАЗ-66 с которым мы начали договариваться о заброске выразил опасения, что ближе к вечеру мы можем не уехать дальше Самарты и предложил нам заброску прямо до верховий Урика, где он 5 лет назад работал в геологической партии. Учитывая, что в горах второй день шли дожди и р. Иркут в Мондах была близка к паводковому уровню, мы решили, что сплав с верховий Урика будет достаточно интересен в спортивном отношении. Сообщение об изменении конечного пункта заброски было своевременно выслано в городскую МКК.

Дорога из пос. Монды поднимается вверх по р. Иркут и через 45 км забирается на перевал Окинский, высотой чуть более 2000 м. В нескольких километрах выше поселка находится граница Окинского района и там строится очередной пропускной пункт. Вполне возможно, что со следующего года в смете расходов туристской группы появится новая графа.

От перевала около часа езды вдоль р. Оки до её правого притока р. Улзыты. За мостом начинается дорога вверх по притоку. Состояние дороги вполне приличное и только в 2 - 3 местах она размыта ручьями, преодолеть которые не составило труда для ГАЗ-66. Последние 3 км дороги до моста через Урик не успели отсыпать гравием и она теряется в болоте. Наша машина застряла не доезжая 1 км до моста, хотя по сухой погоде подъехать прямо до моста вполне реально. В плане стоянки и стапеля место такой выгрузки было достаточно удобно: сухая и ровная площадка прямо на дороге, наличие строевого леса и защиты от ветра. Ближе к реке лес заканчивается, берега голые, заболоченные и сильно продуваемые. За мостом на возвышении видны остатки стоянки геологической партии, дорога идет вверх через перевал к озеру Хара-Нур. От моста через Урик до устья Зун-Холбы около 30 км. В 1 - 1.5 км ниже моста виден глобальный поворот долины Урика на восток. Заброска из пос. Монды до места стапеля заняла около 6 часов (примерно 140 км).

Выход с маршрута

Выезжать с маршрута можно тремя способами:

1. Зачалиться на левый берег р. Б.Белая сразу напротив устья Урика. Здесь на высоком галечном берегу есть место для разборки и просушки судов. Отсюда около 3 км вверх по Белой до пос. Инга. Из поселка раз в сутки ходит рейсовый автобус до Черемхово, отправление автобуса в 13.00 по местному времени.

2. От стрелки с Уриком можно проплыть по Б.Белой около 15 - 20 минут до хорошо заметной горы на левом берегу. Здесь дорога вплотную подходит к реке и есть удобные стоянки среди деревьев. В этом месте можно подсесть на рейсовый автобус из Инги а также ловить проходящие попутки. До пос. Инга по дороге 6 км. Все группы, шедшие впереди нас заканчивали маршрут именно здесь.

3. К вышеописанному месту сплава мы подошли после обеда (около 17.00). Здесь уже стояли две группы, ожидавшие рейсовый ПАЗ из Инги на следующий день. Так как мы отставали от графика на 1 день, ещё почти сутки ожидания нас не устраивали. От параллельной группы из Иркутска под руководством Л. Измайлова мы узнали, ниже по течению через Б. Белую построен новый автомобильный мост. В 7.30 утра по нему проходит рейсовый автобус из пос. Онот, и вообще движение по этой трассе более оживленное. От стрелки с Уриком до моста оказалось около 15 км (чистое сплавное время 2 часа 40 мин при усиленной работе веслами). На левом берегу у моста есть место для стоянки в лесу. Мост достаточно широкий, и в случае дождя под ним можно сушить снаряжение. Поздно вечером в будничный день проходящих машин не было и мы заночевали. На следующее утро в 7.00 были уже на мосту, однако рейсовый автобус из пос. Онот, появившийся в 7.40 и шедший полупустым, даже не пожелал остановиться. Рано утром в сторону Черемхово идут КРАЗы с прицепами и везут тальк. На одной из таких машин, верхом на камнях мы доехали до пос. Голуметь (около 15 км от моста). На въезде в поселок находится местное лесничество, где мы сразу же договорились с водителем крытого ГАЗ-66. Из Голумети около 14.00 идет свой рейсовый автобус до Черемхово, а также проходящий автобус из Инги. К этому времени мы уже были на вокзале в г. Черемхово.

Состав группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности
1 Климин Сергей Валентинович 1964 Кёкё-Мерен6р, Ав.Койсу 4(6)р, М.Нарын 5р, МС руководитель
2 Сечко Олег Юрьевич 1966 М.Нарын 5у, Чаткал 5у, Китой - Онот 5у -
3 Бабурова Оксана Борисовна 1966 М.Нарын 5у, Чаткал 5у, Китой - Онот 5у врач
4 Корнейко Владислав Вячеславович 1964 Вама-Водла4у. фото
5 Вилинский Дмитрий Борисович 1976 Кёкё-Мерен 5у, М.Нарын 5у. отв.за снаряжение
6 Ларионова Надежда Юрьевна 1976 Кёкё-Мерен 5у, Аксаут - Кубань 3(4)у. фото
7 Кузичев Василий Алексеевич 1976 Кёкё-Мерен 5у, Аксаут - Кубань 3(4)у. -
8 Мягкова Светлана Сергеевна 1974 Кёкё-Мерен 5у, Аксаут - Кубань 3(4)у. летопись
9 Сечко Сергей Юрьевич 1970 Кёкё-Мерен 6у, М.Нарын 5у. видеосъемка
10 Буковский Виктор Геннадьевич 1958 Китой 5у, Куторамакан 5у, Гориф-Сорбо-Канязь 5у. рыболов
11 Стрелкова Людмила Федоровна 1968 Чая 4у, Куторамакан 5у, -
12 Антипов Алексей Александрович 1977 Аксаут - Кубань 3(4)у -
13 Медников Марк Григорьевич 1958 Кёкё-Мерен 6 у, М.Нарын 5у, Китой - Онот 5у. реммастер
14 Мандрыкин Сергей Викторович 1969 Пскем 6у, М.Нарын 5у, Китой - Онот 5у. видеосъемка
15 Левчук Андрей Николаевич 1972 Урик 4у, Она 4у, Пшеха 3у. -
16 Александров Филипп Григорьевич 1976 Уксуньоки 3(4)у, Чирка - Кемь 4у завхоз

График движения группы

Даты Дни Участки маршрута Км Способ преодоления Примечания
2.08 - 6.08 1-5 г.Москва - г.Слюдянка- пос.Монды - мост через р. Урик - ж/д, автобус, попутка -
7.08 6 мост через р. Урик - - Стапель №1, сборка судов
8.08 7 мост через р. Урик - начало Хара-Жалгинского (Верхнего) каньона 23 сплав шиверы, пороги 4-5 кс
9.08 8 место ночевки(м/н)-зимовье ниже Хара-Жалгинского каньона 3 пешком обнос вещей, сборка судов. Стапель №2
10.08 9 м/н - начало Амбартагольских Щек" 13 сплав шиверы, пороги 4-5 кс
11.08 10 м/н - водопад на р.Урик 27 сплав пороги 5-6 кс, мощные шиверы
12.08 11 м/н - 1 км выше "Нижнего ущелья" р. Хоньчин 2+5 сплав + пешком Полудневка, обнос водопада, подъем вверх по р.Хоньчин
13.08 12 м/н - начало "Нижнего ущелья" 1 Стапель № 3, сплав мощные шиверы
14.08 - 15.08 13-14 начало "Нижнего ущелья" - пережидание паводка -
16.08 15 м/н - устье р.Хара-Жалга 17 сплав пороги 5-6 кс, мощные шиверы
17.08 16 Кольцевой выход. М/н - верховья р.Хара-Жалга 12 пешком тропа, без тропы
18.08 17 Завершение кольцевого выхода, подъем в долину р.Дабан-Жалга - м/н- 3 км выше устья Дабан-Жалги 10 пешком тропа
19.08 18 м/н - перевал в долину р. Даялык. 16 пешком тропа
20.08 19 м/н -зимовье на р.Даялык. Стапель №4. 5 пешком тропа
21.08 20 м/н -пр. № 17 "Хара-Горхонского каньона". 15 сплав, проводка судов мелководные шиверы, пороги 4кс.
22.08 21 м/н - 2 км ниже устья р.Даялык. Полудневка. 17 сплав шиверы, пороги 4кс.
23.08 22 м/н - 2 км ниже р.Б. Хая. 35 сплав шиверы, пороги 4кс.
24.08 23 Дневка - - -
25.08 24 м/н - мост через р.Б. Белая. 85 сплав шиверы,перекаты.
26.08 - 30.08 25-29 м/н -с.Голуметь - г.Черемхово - г.Москва - попутка, ж/д -

Техническое описание маршрута

В техническом плане весь маршрут можно разбить на несколько участков, однородных по характеру препятствий: 1. "Верхнее Ущелье" р.Урик; 2. Хара-Жалгинский (Верхний)каньон; 3. р.Урик до начала "Амбартагольских Щек"; 4. "Амбартагольские Щеки"; 5. р.Урик до устья л. п. р. Хоньчин; 6. пешеходный переход вверх по р.Хоньчин; 7. "Нижнее Ущелье" р.Хоньчин; 8. р.Урик до устья п. п. р.Хара-Жалга; 9. пешеходный переход на р.Даялык; 10. сплав по р.Даялык с прохождением Хара-Горхонского каньона; 11. р.Урик от устья п. п. р.Даялык - р.Б.Белая до автомобильного моста. Ниже мы приводим техническое описание каждого из этих участков в отдельности.

Участок 1. "Верхнее Ущелье" р.Урик.

Начинается в 1 км ниже моста через Урик и заканчивается входом в Хара-Жалгинский каньон. Протяженность 22 км, средний уклон около 12-14 м/км. Уровень воды - высокий.

От моста через Урик река на протяжении 1 км спокойна, основные препятствия - песчаные отмели. Перед началом глобального поворота долины на восток уклон реки заметно возрастает и начинаются отдельные мелководные шиверы. Часто требуется проводка судов. Сразу за поворотом русло немного сужается и река приобретает характер затяжной шиверы. Через 1.5 часа после начала сплава (с перетаскиванием через камни) небольшой правый приток. Ещё через 10 мин зачалились к правому берегу на обед. Река в этом месте уже приобрела вполне сплавной характер. От места обеда Урик делает правую дугу, огибая ровную травянистую поляну. По поляне, вдоль реки идет накатанная автомобильная колея. Очевидно, это дорога вдоль верховий Урика, о которой нам рассказывал водитель. Через 5 мин сплава после обеда через реку протянуты тросы навесной переправы. Учитывая высокий уровень воды, можно предположить, что эта переправа будет представлять опасность для сплава лишь по паводку. Ещё через 5 мин Урик делает короткую дугу, огибая выступ правого берега (или плотно примыкающий островок). В конце дуги находится первый порог ущелья.

П 1. Представляет собой крутопадающую горку, состоящую из трех последовательных сливов. Первые два слива высотой около 1 м, причем второй - с навалом на полуобливной камень в правой части русла. Третий слив высотой около 1.5 м с мощной бочкой и дорожкой валов за ней. Длина порога 70 - 80 м. В самом начале горки на высоте около 1.5 м два троса навесной переправы. Порог шли сходу, в режиме походной колонны, чалились на 40-метровом участке быстротока к правому берегу.

П 2. В конце быстротока река делает крутой левый поворот, наваливаясь на огромный камень, стоящий ближе к правому берегу. За поворотом начинается горка, более длинная и мощная, чем в П 1. После осмотра с правого берега порог шли по языкам сливов. Страховка тандемом.

П 3. Расположен сразу за П 2. Река делает плавный левый поворот. На повороте в центре - группа подводных камней. Проход возможен как справа, так и слева. После камней - сбойка струй и начало крутопадающей горки длиной около 80 м. Шли по основной струе, камни на повороте обходили справа. Чалились к левому берегу перед началом крутого левого поворота. Ниже по течению - большой остров вплотную к правому берегу. Река, огибая его, круто поворачивает влево. Здесь на левом берегу есть хорошее место для стоянки. Обогнув остров, река выходит на прямой участок и начинается П 4.

П 4. Длина порога 250 - 300 м, просмотр возможен по левому берегу. В начале порога в русле лежат огромные полуподводные камни, в узких проходах между ними сливы до 1.5 м с мощными бочками. Ближе к концу порога, с интервалом 25 - 30 м следуют два скальных сужения русла. В сужениях мощные сливы высотой более 1 м с навалом на правобережные выступы скал. Второй слив вдобавок осложнен лежащими ниже открытыми камнями. За сливом река поворачивает налево, следует быстроток длиной 30 - 40 м, под левым берегом достаточно мощный улов. Порог проходили двумя связками со страховкой тандемом. На входе в порог держались центра струи, лавируя между крупными камнями. В скальных сужениях старались держаться левой части струи, уходя от навалов на берег. Несмотря на усилия экипажей К4-2 и К4-3, шедших во второй связке, суда всё же зацепили второй скальный выступ, причём К4-3 сильно порвал деку. Чалились сразу за вторым сливом в улов левого берега.

П 5. Длина порога 70 м. Через 40 м быстротока по центру русла лежит полуподводный камень, за ним слив около 1 м с последующим навалом на огромный "зуб". Ниже "зуба" гряда камней отбрасывает правую часть потока крутой горкой под скальную стену правого берега. Левая, более узкая часть потока, двумя резкими поворотами огибает "зуб" и падает через обливные камни. За порогом быстроток около 30 м. К4-1 и обе "двойки" траверсировали струю под правый берег и зашли по центру правой протоки. Навал на скалу правого берега несильный. Чалка за камнями у правого берега. К4-2 и К4-3 сразу при выходе из улова прижались к левобережным камням и обошли "зуб" слева, перепрыгнув через несколько обливных камней. Далее река круто поворачивает влево и после короткого участка шиверы начинается П 6.

П 6. Длина порога около 150 м. Порог начинается участком слалома между подводными камнями. Основная струя идет по центру и заканчивается сливом высотой 1 м с мощной бочкой. В 10 м за сливом лежит огромный плоский камень, делящий русло на две неравные протоки. За камнем уклон резко увеличивается. Левая более широкая протока образует несильный навал на береговой выступ, а затем круто падает, прорываясь через гряду острых зубьев. В правой протоке, на уровне камня вся вода концентрируется под правым берегом, а через 50 м резко уходит на середину русла в косые ворота из двух крупных камней. Ширина ворот около 4-х метров, на нижний камень мощный навал воды. В середине порога впадает правый приток. Осмотр порога по правому берегу, сразу за воротами выставили страховку "морковкой". Шли тандемом, за сливом резко уходили под правый берег, ворота проходили вплотную в верхнему камню. Чалились на коротком быстротоке к правому берегу.

П 7. В конце быстротока по центру русла стоит огромный плоский камень. В 10 м за ним - остров. Левая протока - более широкая и чистая, но в конце острова она сваливается на центр русла мощной горкой через гряду торчащих зубьев. В правой протоке - мелководный слалом между обливными камнями. В конце протока запружена несколькими крупными камнями и резко уходит влево вдоль острова пологой горкой высотой около 1.5 м. Прямо над свалом воды на высоте 1 м застряло дерево. В 30 - 40 м ниже слияния проток - мощный навал на большой полуподводный камень, лежащий ближе к правому берегу. Тонкий слой воды падает с камня вертикально около 2-х метров, образуя за ним мощный котел. Далее следует крутой левый поворот русла. Струя падает вдоль скалы правого берега мощной 150-метровой горкой, наваливаясь на береговые выступы.

Перед началом прохождения экипаж К2-1 зачалился в голову острова, перепилил дерево, закрывающее выход из правой протоки и втащил его на берег. Порог проходили тандемом, с взаимостраховкой. В первой "связке" шел К4-1 и обе двойки с интервалом 25 - 30 м. Суда чисто прошли по правой протоке, на сбое струй в конце острова резко отработали вправо, уходя от навала на камень и далее шли придерживаясь правого берега, уходя от навалов на скалы. Чалились в конце порога к правому берегу в улов. К4-2 и К4-3, шедшие во втором тандеме сразу за островом пересекли сбой струй и ушли от навала на камень в левую часть русла. Далее шли с лавировкой между камней, постепенно смещаясь под правый берег.

П 8. Расположен за крутым левым поворотом. Струя сильно наваливается на скалу правого берега, образуя 1.5 метровый слив водопадного типа с прижимом. Далее, на протяжении 300 - 400 м поток несколько раз смещается от правого берега к левому и обратно. В русле много открытых камней, жесткий слалом. Осмотр порога проводили по левому берегу. Шли тандемами с взаимостраховкой. Входной слив порога "простреливали" в его левой части, уходя от навала на скалу, далее шли по основной струе с лавировкой между камней. К2-1 при прыжке со слива сломал продолину и поперечину из штатного металлического набора. К4-1 получил пробоину длиной 30 см в днище оболочки.

Чалились за порогом к левому берегу в начале крутого правого поворота реки. Отсюда мы провели разведку порогов П 9. и П 10. (как оказалось, последних порогов Верхнего Ущелья).

П 9. Длина порога около 80 м. Сразу за правым поворотом гряды камней с обоих берегов концентрируют поток в середине русла, образуя мощную, крутопадающую горку в конце которой стоят "косые" ворота шириной около 4 м. Пройдя ворота, струя устремляется к левому берегу, образуя навал на выступ скалы. Нижний камень ворот, на который наваливает вся мощь реки очень крупный и поэтому хорошо заметен от начала порога.

П 10. Длина 30 м. Представляет собой слив водопадного типа высотой около 2 м. Находится через 40 - 50 м. быстротока после П 9 за крутым левым поворотом. Река в этом месте подпружена группой крупных камней ближе к правому берегу, образующих два слива. Правый - шириной около 3 м изломан двумя крутыми поворотами и на выходе бьет в скальный выступ правого берега. На наш взгляд, это "негабарит", по крайней мере для 4-х местных катамаранов. Левый слив занимает примерно треть русла и осложнен снизу торчащими острыми камнями. Здесь важно четко выйти на нужную точку кромки слива. Бочки за сливом практически нет.

Через 350 - 400 м быстротока за П 10. вода срывается вниз 4-х метровым водопадом за которым Урик входит в Хара-Жалгинский каньон с высокими отвесными стенками.

Прохождение П 9. и П 10. было решено отложить назавтра, так как было уже 19.00 по местному времени, кроме того две "четверки" имели серьезные повреждения оболочек, на третьей были поломаны сидения, а К2-1 сломала одну из металлических поперечин. Основные причины поломок - обилие открытых камней, узкие проходы между ними, мелкосидящие камни под сливами и многочисленные проводки груженых судов в начале сплава.

Единственное место в этом районе, более или менее пригодное для ночевки находится на левом берегу между П 9. и П 10. Здесь старый крупнокаменистый вынос осыпи имеет незначительный наклон и успел порасти мхом и редкими деревьями. В радиусе 40 м между крупными камнями нам удалось пристроить 4 свои палатки. Разгруженные суда провели до лагеря на веревках и занялись ремонтом.

К утру следующего дня уровень воды упал примерно на 0.5 - 0.6 м и стал чуть выше среднего. Прохождение порогов П 9. и П 10. стало практически нереально. Ровно посередине ворот в П 9. "вырос" острый камень - нож, а в П 10. под всем левым сливом открылись острые камни и местами обнажилась плита на перегибе слива. Кроме того, в левой трети русла на крутом левом повороте открылось множество камней, практически исключающее заход в левую часть слива. Связку препятствий П 9. и П 10. было решено обнести и мы приступили к осмотру Хара-Жалгинского каньона.

Участок 2. "Хара-Жалгинский" (Верхний) каньон.

Двойное название каньона обусловлено тем, что в среднем течении Урик имеет еще один правый приток с аналогичным названием. Протяженность около 3 км, средний уклон около 20 м/км выбирается ступенями мощных сливов. Уровень воды - чуть выше среднего.

Каньон начинается 4-х метровым водопадом в конце прямого участка быстротока на правом повороте. Правый берег в этом месте - отвесная скала, левый - крупнокаменистая осыпь. Левые 2/3 водопада падают прямо по течению, образуя внизу мощный пенный котел с открытыми "зубьями" в нем. Правая треть сваливается под береговую скалу, образуя винтовой трек. В нашу воду - это "непроход". Обнос возможен по осыпи левого берега. За водопадом 60 - 70 м быстротока и небольшой левый поворот. Левый берег в этом месте тоже переходит в высокий скалистый бом, за которым просматривается второе препятствие: огромный камень посередине русла делит поток на две части. Левая уходит мощным сливом около 1.5 м под скальную стену левого берега, правая - падает серией сливов через полуобливные камни. Проход возможен по правой протоке с посадкой на камни, либо обнос по осыпи правого берега. Для дальнейшего осмотра нам пришлось подняться на бом около 30 - 35 м. За вторым препятствием река плавно поворачивает направо, слева впадает небольшой ручей. Примерно через 100 м быстротока между крупным левобережным камнем и скалой правого берега образуется мощный слив с дорожкой валов за ним. Между камнем и скалой враспор зажато крупное бревно. Оценить возможность прохождения под бревном с нашей точки стояния было достаточно затруднительно. Ещё через 150 - 200 м быстротока Урик делает крутой правый поворот в высоких скальных стенках и уходит к правому борту долины. На повороте виден мощный слив (высоту оценить затруднительно).

После осмотра первых препятствий мы приняли решение об обносе, так как серьезная обработка каньона могла вызвать срыв дальнейшего графика движения. Об остальных препятствиях каньона знаем по рассказам плотовиков из Новокузнецка, которые несколько лет назад поднимались сюда от Зун-Холбы, но дошли только до середины каньона, там, где огромный кусок скалы перегородил всю реку. По средней воде на него, якобы, можно выехать и сбросить суда вниз на веревках. Далее, до конца каньона, есть несколько локальных сливов различной высоты.

Поднявшись вверх мы нашли хорошо набитую тропу для обноса. От места лагеря поднялись "в лоб" по крутому склону на высоту 60 - 70 м до тропы. В основном из-за этого подъема деревянные рамы решили с собой не брать. Через несколько минут после выхода на тропу подошли к огромному дереву, вывороченному с корнем и лежащему поперек тропы. Отсюда вправо уходит слабозаметная тропинка, ведущая на скальную полку над каньоном. Место очень напоминает "смотровую площадку" над порогом "Водопадный" в "Моткиных Щеках". Основная тропа после упавшего дерева идет дальше, отходит от реки и вскоре начинает спускаться в распадок небольшого притока. За притоком начинается участок заболоченной террасы. Вскоре тропа поднимается на сухой, лесистый склон, некоторое время идет траверсом, затем начинает спускаться и раздваивается: левая продолжает полого спускаться вдоль реки, правая - круто падает вниз и через 10 мин выводит к зимовью на левом берегу Урика. В 100 м ниже по тропе удобная поляна для лагеря. Чистое время обноса, с учетом крутого подъема из лагеря, около 50 мин. К вечеру этого дня завершили второй стапель.

Участок 3. р. Урик до начала "Амбартагольских Щек".

Протяженность 13 км, уклон 5 - 7 м/км. Уровень воды - чуть выше среднего.

Сразу за зимовьем в русле крупный остров ближе к левому берегу. Основная протока - правая. В конце протоки начинается S - образный порог с двумя прижимами. Шли сходу. После участка быстротока - длинная каменистая горка, заканчивающаяся перед поляной, где обычно начинают сплав при заброске через Зун-Холбу. До самого устья Зун-Холбы от зимовья около 20 мин. сплава.

Препятствия 1.-12., начинающиеся за устьем Зун-Холбы - локальные простые пороги и шиверы средней сложности. Линия движения хорошо видна с наплыва, шли сходу.

Препятствия 13.-16. по нашей воде слились практически в одну 2-х километровую шиверу. В начале шиверы в русле появляются крупные камни, количество которых постепенно увеличивается. В конце шиверы отыскать чистые проходы становится сложнее. Шли сходу, чалились на левый берег перед началом хорошо заметного правого поворота реки.

П 17. "Змейка". Начинается на правом повороте реки. Осмотр с левого берега. Крупнокаменистая отмель у левого берега смещает весь поток под правобережную скалу, образуя крутопадающую горку длиной 70 - 80 м. Валы и сливы до 1.5 м. В середине горки струя наваливается на правобережный камень, образуя мощный отбойник. На выходе из горки навал на камень в центре потока, после чего вся струя уходит под левый берег. У правого берега большой улов. После осмотра по очереди прошли порог. Заходили в левой части струи, прижимаясь к крупнокаменистой отмели. Миновав навал на камень, уходили вправо и чалились в улове. К-4-2 обошел камень на выходе слева. Страховка не требовалась, так как за порогом длинный спокойный участок.

П 18.-19. 400 метровый отрезок реки с большими камнями в русле. Начинается спокойным, почти плесовым участком, затем слалом средней сложности между крупных глыб. Проходы достаточно широкие, пологие сливы высотой более 1 м. Основная струя идет сначала по центру, в конце порога весь поток смещается под правый берег, образуя пологий слив около 1.5 м с несильной бочкой. За сливом около 50 - 60 м чистой воды. Осмотр П 18.-19. проводили по тропе левого берега. Шли тандемом с взаимостраховкой. За порогом чалились к левому берегу, там отличное место для стоянки.

Участок 4. "Амбартагольские Щеки".

Протяженность 2- 2.5 км. Средний уклон 20 - 22 м/км. Уровень воды - высокий.

Вечером этого же дня провели разведку 2-х километрового участка "Щек", включающего в себя П 20.- 26. По нашей воде препятствия достаточно сложно отделить друг от друга, поэтому при осмотре весь каньон разбивали на отрезки в соответствии с местами промежуточных чалок. Общий осмотр "Амбартагольских Щек" по левому берегу занял около 40 мин. Передвигались в основном по береговым камням и остаткам троп, в трех местах пришлось подняться на невысокие (7 - 10 м) береговые бомы. По результатам разведки весь каньон разбили на 4 неравных участка, наметили места промежуточных чалок и необходимые точки страховки. С каждого места промежуточной чалки можно было без труда осмотреть весь следующий за ним участок реки.

Наибольшие опасения при осмотре вызвал высокий слив (около 1.5 м) в начале первого участка. Очевидно, это входной слив П 21. "Тройной прыжок". На кромке слива проглядывалась острая верхняя плита, а снизу - едва скрытый водой камень. Однако, дождь начал расходиться и потому окончательное решение отложили на утро.

До конца вечера в месте лагеря вода поднялась на 10 - 15 см, а к утру ещё на 30 - 40 см. Перед началом сплава ещё раз осмотрели участок "Щек" до первой промежуточной чалки. Общий подъем воды составил здесь 70 - 80 см и осмотренный вечером слив стал вполне проходимым.

"Амбартагольские Щеки", 1 ступень. Протяженность 700 - 800 м. В месте лагеря река под левым берегом перегорожена несколькими грядами камней. Основная струя резко уходит под правобережную скалу, образуя пологий 1.5 м слив с мощной бочкой. Далее следует навал на береговые камни и поток смещается на центр русла. Через 50 - 60 м быстротока - по центру входной слив высотой около 2м. В 10 м выше по течению у правого берега есть улов, куда можно зачалиться и обнести слив по береговым камням (что и предполагалось накануне). Ширина слива 5 - 6 м. В центральной части, где вода отвесно падает с плиты, кромка слива достаточно ровная и под ним проглядывается узкий, чистый язык. Слева и справа имеются крутые боковые свалы под ограничивающие слив камни, здесь мощные пенные котлы. В 25 - 30 м за сливом струя наваливается на огромный камень, перегородивший почти половину русла. Справа и слева от него есть узкие (до 3 м) ворота. Выход из правых ворот забит камнями, левые - чистые, с пологим 1.5 метровым сливом. За сливом струя резко смещается вправо и через 20 м идет в ещё одни такие же ворота, где находится двойной винтовой слив с общим перепадом более 1.5 м. За вторыми воротами через 40 - 50 м струя наваливается на огромный левобережный камень, образуя вдоль него водопадный слив высотой более 1.5 м. За сливом навал на крупный камень с мощным отбойником. Правая, более пологая часть слива и отбойник от ниже стоящего камня образуют винтовой трек в обход основной водопадной ступени слива. После трека струя сильно бросает на крупные левобережные камни, гряда которых смещает весь поток под правый берег 80 метровой крутопадающей горкой. В конце горки под самым правым берегом слив более 1 м в воротах шириной 3 м из крупных камней. Далее поток разгоняется вдоль правого берега и через 30 - 40 м наваливается на крупный правобережный камень, образуя левее его пологий слив более 1 м. Сразу за камнем у правого берега есть небольшие улова в тени камней, которые были выбраны нами для промежуточной чалки.

Осмотр первой ступени проводили по левому берегу (сначала по тропинке, затем по крупным береговым камням). Страховку было решено осуществлять тандемом, причем первая связка дополнительно страховалась двумя "морковками" в районе входного слива и вторых ворот. Все пороги "Щек" проходились в такой последовательности: первую связку возглавлял К4-1, далее с небольшими интервалами шли К2-1 и К2-2, во второй связке сначала шел К4-3, за ним через 30 - 40 м К4-2.

От места лагеря, траверсируя струю, резко уходили под правый берег, слив проходили левее центра, уходя от навала на правобережный камень. Далее, выйдя на середину русла начинали разгонять суда для прохождения мощного входного слива. К4-1 заходил в слив точно по центру, пытаясь попасть в чистый узкий язык. Катамаран хорошо пробил бочку за сливом, однако экипаж недооценил силу последующего навала на камень и был прижат к нему правым баллоном. Струя подтопила левый баллон так, что его пришлось срочно разгружать. Только после этого экипаж смог сдвинуть судно и "свалиться" в правые ворота. Перекинув катамаран ещё через несколько камней, экипаж сместил судно влево и зашел точно в винтовой трек. Горку шли строго по языкам сливов, направляя катамаран в выходные ворота. Слив в конце порога проходили в левой его части и, миновав навал на правобережный камень, встали за ним в улов.

Обе "двойки" преодолели входной слив также строго по центру. К2-1 перед заходом в слив пришлось "притормозить" на одном из камней, ожидая прохождения "четверки". За счет маневренности "двойки" легче ушли от навала на камень и успешно преодолели двое ворот. В дальнейшем линия движения совпадала с К4-1.

К4-3 и К4-2, идущие во второй связке учли опыт предыдущей "четверки" и заходили во входной слив впритирку к левому камню. Суда сильно тормозились в пенном котле, однако, такой заход позволили обоим экипажам избежать навала на камень и четко зайти в двое последующих ворот. Выходную часть ступени шли также, как и первая связка.

"Амбартагольские Щеки", 2 ступень. Протяженность 200 - 250 м. Сразу за местом чалки струя наваливается на гряду камней у правого берега и круто уходит на центр, минуя двое ворот шириной 4 - 5 м. В воротах пологие сливы 1 и 1.5 м соответственно. Разогнавшись на прямом участке длиной 60 - 70 м, поток упирается в несколько крупных камней в центре русла и сваливается под правый берег, образуя сначала косой 1.5 метровый слив, а через 30 м - прямой водопадный слив, высотой более 1.5 м с навалом на правобережную скалу. В 40 м ниже последнего слива вся правая часть русла забита крупными камнями и образует почти плесовый участок. Траверсировав этот участок под левый берег, можно попасть в достаточно крупный улов прямо перед началом крутого левого поворота реки. Здесь была намечена вторая промежуточная чалка.

Осмотр участка проводили по правому берегу, для чего пришлось сначала обойти невысокий скальный выступ, а затем спуститься на крупнокаменистую береговую отмель. Ступень гораздо короче предыдущей, места для маневра больше. Решили ограничиться страховкой тандемом.

Выйдя из улова, суда траверсировали струю на центр для захода в первые ворота. После вторых ворот, на прямом участке держались в правой части струи, чтобы зайти в косой слив там, где он был менее крутым. Пройдя последний слив, резко траверсировали реку в улов под левым берегом. Данная линия движения особых затруднений не вызвала и была четко реализована всеми судами.

"Амбартагольские Щеки", 3 ступень. Протяженность 600 - 700 м. Участок начинается слабым быстротоком перед крутым левым поворотом реки. Далее струя разгоняется, образуя пологий слив высотой 1 м с косой бочкой ближе к центру русла. В 20 м за ним стоит крупный камень, на который идет несильный навал с отбойником. Через 5 - 6 м - мощный 1.5 метровый слив водопадного типа через всю левую половину русла. Непосредственно за камнем струя сваливается пологим водоскатом вправо, перпендикулярно основному сливу. В 30 м за сливом левые две трети русла перегорожены грядой камней. Струя уходит вправо, наваливаясь на огромный камень, стоящий ближе к правому берегу. На протяжении 150 м поток разгоняется вдоль скальной стенки правого берега, образуя дорожку тугих валов с закрученными гребнями, после чего упирается в несколько крупных полуподводных камней и резко уходит под левый берег крутой 50 метровой горкой. В конце горки два огромных скальных обломка образуют косые ворота шириной 3.5 - 4 м. Перед правым камнем несколько полуподводных обливников, на которые идет мощнейший навал воды. На уровне ворот левый берег обрывается в воду крутым бомом, навал несильный. Далее гряда крупных камней, отходящая от левого берега на протяжении 100 - 120 м смещает поток ближе к правому берегу. В конце гряды - горка из двух сливов 1 и 1.5 м высотой. В 50 м за последним сливом у правого берега достаточно большой улов.

Разведку третьей ступени проводили по левому берегу. На левом повороте реки слабозаметная узкая тропинка поднимается на высоту 5 - 7 м, траверсируя скальный бом и через 50 - 60 м круто спускается по поросшему кустарником склону. Далее левый берег - ровная низкая терраса, на которой видны следы стоянок. По тропинке, идущей вдоль берега можно пройти чуть ниже самого кульминационного места 3-й ступени - узких ворот между каменными глыбами. После осмотра порога мы пришли к выводу, что поставить дополнительную береговую страховку в двух ключевых местах ступени нам не удастся. Левый берег в районе первого водопадного слива - отвесный бом, а подойти к сливу снизу по камням не позволял уровень воды. На уровне выходных ворот левый берег также обрывается высоким бомом, под который маятником может затащить страховочную веревку. Правый берег на протяжении всего порога - отвесная скала. Учитывая всё вышеизложенное, мы решили ограничиться страховкой тандемом.

От места старта экипажи судов смещались вправо для захода в первый слив. Пробив косую бочку, пытались подойти впритирку к камню, стоящему над сливом, чтобы обогнуть его и попасть на пологий водоскат вправо. Очевидно, все экипажи недооценили силу косого "бочонка" и неприметного с берега отбойника у камня, потому что выполнить задуманный маневр не удалось никому. Пытаясь уйти вправо за камень, все суда падали с основного слива полулагом. Катамараны сильно тормозились в пене под сливом, что позволило экипажам в несколько гребков сместить суда вправо вдоль слива и избежать навала на огромный камень. На дорожке валов старались держаться в левой части струи, чтобы в начале крутопадающей горки успеть отработать влево. Однако, чисто пройти скальные ворота в конце горки удалось только "двойкам". Все "четверки" задевали правым баллоном полуобливные камни, экипажам с трудом удавалось удержать суда от разворота лагом и "протолкнуть" их в створ ворот, ударившись носом о правый камень. Выходная часть ступени особых проблем не вызывала, пройдя строго по языкам сливов, все катамараны зачалились в улов правого берега.

"Амбартагольские Щеки", 4 ступень. Протяженность 150 м. Перед плавным левым поворотом три четверти русла под правым берегом забиты грядами камней. Основная струя идет под левым берегом. Разгоняясь в начале поворота, поток проходит ворота из камней шириной 4- 5 м, падая крутым сливом высотой более 1 м. Через 40 - 50 м - навал на крупный камень, стоящий в русле левее центра. Между камнем и скальной стенкой левого берега - пологий 2-х метровый слив с мощной бочкой и последующим несильным навалом на выступ берега. Это последний слив в "Амбартагольских Щеках", за ним ещё 250 - 300 м шиверы средней сложности до поляны на левом берегу, куда обычно обносят суда.

Просматривали ступень по камням правого берега. Заход в последний слив виден плохо, однако, по данным вчерашней общей разведки, он хорошо просматривается с наплыва. Страховку осуществляли тандемом. Из улова правого берега траверсировали реку под стенку левого берега и заходили в первые ворота по языку слива. За сливом резко смещались влево, уходя от навала на камень. В выходной слив заходили чуть левее камня, скатываясь по языку слива отрабатывали вправо. Бочка за сливом достаточно мощная и жесткая. Шиверу за сливом шли по основной струе, чалились к поляне левого берега.

Время прохождения "Амбартагольских Щек" - 4 часа. После прохождения вернулись в лагерь за вещами (35 минут по тропе). Обнос вещей занял 50 мин чистого времени. За время сплава в месте лагеря вода поднялась ещё на 30 см.

Участок 5. р.Урик до устья р.Хоньчин.

Протяженность 27 км. Средний уклон 5 - 6 м/км. Уровень воды высокий - паводковый. Чистое ходовое время 2 часа 30 мин.

Препятствия 27.-59. по высокой воде представляют собой мощные шиверы средней сложности. Линия движения читается с наплыва. Все мелкие камни в русле закрыты водой, шли в режиме походной колонны. Примерно через 1 час сплава от поляны за "Щеками" зачалились в устье левого притока р. Эбер-Губдол. Устье плохо видно с наплыва. Около 30 мин ушло на поиски тропы вверх по притоку. От хорошо набитой тропы, идущей вдоль левого берега Урика в нужном направлении отходят несколько слабо заметных тропинок, качество которых нас не вдохновило. Учитывая также то, что разбирать суда пришлось бы под проливным дождем, решили продолжить сплав до устья р. Хоньчин.

Вход в каньон "Водопадный" - скальные ворота шириной 15 - 20 м. Препятствия внутри каньона - простые, шли сходу. Перед водопадом в русле крупный галечный остров, в центре которого какой-то доброжелатель водрузил флаг с российской символикой. Левая протока более полноводная, крутой дугой огибает остров, несильно наваливаясь на скальный выход левого берега. После слияния проток около 30 - 40 м быстротока и река уходит в 15-метровый водопад, водяная пыль от которого хорошо заметна. Шли левой протокой, прижимаясь к острову, в месте слияния проток траверсировали струю под правый берег и зачалились для ночевки на ровную поляну. В принципе, при нашем уровне воды можно было пройти и правой протокой вдоль берега, но на выходе в ней несколько полуобливных камней.

К утру следующего дня паводок достиг своего пика. Обнос судов и вещей за водопад занял около 40 мин. На 2-х километровом участке до устья р. Хоньчин П 61.-64. слились в единую мощную шиверу с валами и бочками до 2 метров. Шли в режиме походной колонны с взаимостраховкой. Зачалились чуть ниже устья Хоньчина на левый берег. Здесь есть ровная площадка под скалой, в принципе можно заночевать. За время обеда успели разобрать и просушить суда, а также разведать тропу вверх по Хоньчину.

Участок 6. Пешеходный переход вверх по р.Хоньчин.

От поляны в устье Хоньчина тропинка круто взлетает вверх на высоту 25 - 30 м и выходит на хорошо набитую тропу по левому берегу притока. Здесь под корнями деревьев мы оставили заброску, взяв с собой продуктов на пять дней. Учитывая хорошее состояние тропы, решили прихватить с собой продолины от "четверок".

Подъем вверх по Хоньчину проходит практически везде по краю каньона, что позволяет осмотреть почти все препятствия. По тропе мы планировали подняться вверх на 9 - 10 км до зимовья на левом берегу реки. Однако, в начале каньона тропа спустилась вниз на березовую полку, прошла по ней около 1 - 1.5 км и безнадежно потерялась. По карте в этом месте - брод тропы на правый берег Хоньчина. Река находилась в состоянии медленно спадающего паводка и о броде не могло быть и речи. По небольшим звериным тропам мы продвинулись ещё на 1 - 1.5 км вперед, после чего решили провести разведку. Отдельные звериные тропы круто взлетают вверх, поднимаясь на высокий скалистый гребень. За гребнем спуск в долину крупного левого притока, тропинки постоянно теряются. За притоком на 1 км вперед просматривается обрывистый левый берег Хоньчина. Решили тропу дальше не искать и начать сплав с того места, куда дошли (примерно середина шиверы 29). Лагерь разбили на крутом склоне.

Участок 7. р. Хоньчин до устья.

Протяженность 5 км. Средний уклон 15 - 16 м/км. Уровень воды - высокий.

От места стапеля в первый день мы сплавились на 1.5 - 2 км ниже и встали на березовой полке левого берега. Это единственное место на этом участке реки, пригодное для стоянки. Уровень воды, начинавший спадать накануне вечером, опять резко пошел вверх. Простая шивера № 29. превратилась в длинное, мощное препятствие с жесткими валами и бочками до 1.5 - 2 м. Шли тандемом с взаимостраховкой. Перед началом плавного левого поворота в русле ближе к левому берегу островок длиной 80 - 100 м. Чуть ниже слияния проток мы зачалились на левый берег и вынесли суда. Полка слегка заболочена, но место под палатки можно выбрать. Здесь нам пришлось провести два дня, пережидая паводок. Осмотр "Нижнего Ущелья", начинавшегося через 300 - 400 м показал, что прохождение при таком уровне воды чревато серьёзной аварией, а страховка внутри каньона малоэффективна. Стенки каньона практически везде отвесны и достигают высоты 30 - 70 м. Подняться наверх можно только в 3 - 4 местах по правобережным распадкам, желательно с веревочными перилами. При высокой воде осмотр всех основных препятствий каньона возможен только сверху.

К утру третьего дня уровень воды в месте лагеря упал на 70 - 80 см и мы решили начать сплав. Перед прохождением осмотрели "Нижнее Ущелье" до преп. 38, так как дальше каньон существенно упрощается. По данным разведки, уровень воды в каньоне упал на 1.2 - 1.3 м, появилось много уловов, пригодных для чалки, однако осмотр препятствий внутри каньона по-прежнему был невозможен, так как уровень воды сохранялся высоким. Препятствие при данном уровне воды было оценено нами выше стандартной "пятерки" и поэтому К2-2 решили обнести, так как его экипаж не имел достаточного опыта сплава. Экипаж должен был обеспечивать видеосъемку сверху. "Нижнее Ущелье" было решено проходить в прежнем режиме: двумя связками, страховка внутри связок осуществлялась тандемом. В первой половине каньона было намечено три места для промежуточных чалок, где обе связки собирались вместе.

От места лагеря идет заключительный участок шиверы 29., шли по основной струе с лавировкой между камнями. На плавном правом повороте в русле видны крупные камни, просматривается высокий левобережный бом. Это начало двухступенчатого П 30. "Входной". Первая ступень порога - мощная 100 - 120 метровая шивера со слаломом между крупных булыжников, чистые струи идут по центру и ближе к правому берегу. Через 20 - 30 м быстротока - вторая ступень порога, представляющая собой круто падающую горку длиной 60 - 70 м. Левые три четверти русла забиты крупными полуподводными камнями, прорываясь сквозь них мощными 1.5 метровыми сливами поток наваливает на скалистый выступ левого берега. Узкая правая часть потока огибает скальный выступ правого берега и горкой из 3 - 4 чистых сливов падает вниз. За порогом просторный улов под скалой правого берега, река входит в каньон.

Первая связка, состоящая из К4-1 и К2-1 заходила в порог по центру, постепенно смещаясь к правому берегу. Во второй ступени держались правобережной скалы, заходя строго по языкам сливов. Порог прошли чисто и зачалились в улове правого берега.

Вторая связка весь порог шла по центру. Во второй ступени - сложный слалом на заключительной горке, после которой резко уходили вправо. Однако избежать навала на скальный выступ левого берега не удалось. Оба катамарана ударились об него кормой. У К4-2 выбило заднюю поперечину, на ремонт ушло 10 мин.

П 31.-32. расположены на прямом 300 - 400 метровом участке. Мощная струя идет ближе к левому берегу, образуя серию пологих сливов высотой около 1 м. В русле тугие закрученные валы, мощные бочки. Камни практически все залиты, слалом несложный. За правым поворотом шивера переходит в П 33. "Динозавр". Гряда крупных камней, отходящая от левого берега постепенно смещает основной поток вправо. Струя наваливает на огромный полуобливной камень в центре русла и через 40 - 50 м за ним идет в ворота шириной 4 - 5 м под правым берегом. В 30 м за воротами - навал на плоский полуобливной камень, занимающий треть русла. Чуть ниже камня под правобережной скалой - просторный улов.

Линия движения на этом участке вполне однозначна и все суда её чётко выдержали. Пр.31.-32. шли вдоль левого берега по основной струе. В начале правого поворота смещались в центр русла, заходя в пр.33. "Динозавр" вдоль гряды камней. Миновав навал на центральный полуобливной камень, заходили в ворота под правым берегом. На выходе из ворот резко отрабатывали влево. Обогнув плоский камень, чалились в улов под скалу правого берега.

За Пр.33. начинается прямой участок быстротока длиной 300 - 400 метров. Мощная струя образует дорожку тугих закрученных валов. На всем участке явно выражены два пологих 1.5 метровых слива. Первый - через 100 - 150 м по центру русла (П 34.), второй - в скальном сужении под левым берегом перед началом крутого левого поворота (П 35.). За последним сливом - 30 метровый участок быстротока и за левым поворотом начинается П 36. "Водопад". Правее центра в русле стоит огромный камень, слегка прикрытый водой. Поток набегает на него и падает отвесно с 4-х метровой высоты. Узкая протока правее камня падает несколькими ступенями, прорываясь через частокол острых "зубьев". Левый водопадный слив имеет высоту около 3 м. Ширина слива около 6 м. В левой трети слива мощный боковой свал под наклонную скалу левого берега. За сливом глубокий пенный котел и через 30 - 40 м под правым берегом несколько мелких уловов в тени камней. При высоком уровне воды, на наш взгляд, обнос водопада весьма трудоемок, так как после слива в пр.35. надо успеть пересечь мощную боковую струю от правого камня. Кроме того, вода вплотную подступает к крутой осыпи правого берега и суда придется проводить через частокол "зубьев", удерживая их на сильной струе.

Пр.34. и 35. шли по основной струе. Перед крутым левым поворотом начинали разгоняться для захода в водопадный слив П 36. К4-1 заходил в левый край слива, попав левым баллоном в боковой свал. Катамаран сильно бросило влево и он, ударившись о скалу, "встал на диагональ". Мощный отбойник от скалы и слаженная работа носовых быстро вытянули судно из-под слива и через 30 м экипаж, траверсировав участок пены встал в улов под скалой правого берега. Катамаран получил пробоину длиной 20 см в "шкуре" левого баллона. К2-1 заходил в водопад ровно по центру слива. После прыжка судно вертикально "воткнулось" в глубокий пенный котел и мгновенно было перевернуто через нос.

К4-1 пересек струю под левый берег и подошел к аварийному судну, однако, экипаж "двойки" к этому моменту уже выбрался на баллоны и уверенно управлял катамараном. Увидев, что "двойка" не повреждена и самостоятельно чалится в маленький улов под скалу левого берега, К-4-1 прошёл П 37., так как мест чалки перед ним уже не было.

П 37. - несложный, мощный порог длиной 150 - 200 м. На входе - крупные камни в центре русла, правее - много мелких камней. Основной поток скатывается влево двумя пологими сливами высотой около 1.5 м. После несильного навала на выступ скалы струя идет в ворота шириной 4 - 5 м, здесь пологий слив, высотой чуть более 1 м. За порогом около 50 м быстротока, под правым берегом большой улов. Порог прошли по основной струе, чалились в улов правого берега.

Связка катамаранов К4-2 и К4-3 заходили в П 36. "Водопад" строго по центру слива. К4-2 после прыжка со слива глубоко увяз носом в пенном котле, струя сильно подбросила корму и перевернула судно через нос. Экипаж К2-1, который к этому моменту уже находился на ровном киле перед началом П 37., убедился, что следующая "четверка" прошла "Водопад", после чего пропустил вперед себя аварийный катамаран и последовал за ним на тот случай, если кто-то из гребцов будет смыт с судна. Однако, экипаж "четверки" уверенно держался на перевернутом судне и пытался им управлять. Сразу за порогом экипаж аварийной "четверки" поймал "морковку", брошенную с К4-1, судно было сдернуто со струи и застряло на камнях у правого берега. Усилиями нескольких экипажей катамаран с вещами был вытащен на берег. Баллоны катамарана были целы, однако серьезные переломы рамы не позволяли использовать судно для дальнейшего сплава. Скальный кулуар на месте чалки был достаточно опасен для подъема наверх, поэтому было принято решение отправить вниз по течению тандем К4-3 и К2-1. Экипажи судов прошли ещё два порога и зачалились к правому берегу в том месте, где подъем был более пологим. Поднявшись вверх, они по тропе правого берега вернулись назад и навесили веревочные перила для подъема. К этому времени аварийная "четверка" уже была разобрана. Экипаж К4-2 по веревке поднялся наверх из каньона и отправился по тропе правого берега к стрелке с Уриком.

Остальные экипажи продолжили сплав по каньону в режиме походной колонны. Пр.38.-45. существенно проще предыдущих. По большой воде все мелкие камни залиты, в русле локальные пологие сливы до 1.5 метров и мощные водовороты. Линия движения читается с наплыва. Шли сходу с взаимостраховкой. Чистое время сплава до конца каньона - 7 минут. Экипаж К4-2 преодолел этот участок по тропе правого берега за 40 минут, тропа здесь значительно хуже, чем на левом берегу.

После обеда на стрелке Урика и Хоньчина сняли оставленную заброску и продолжили дальнейший сплав по р. Урик на четырех судах, распределив равномерно людей и груз.

Участок 8. р. Урик до устья п. п. р. Хара-Жалга.

Протяженность 13 км. Средний уклон - 4 - 5 м/км. Уровень воды - выше среднего.

Препятствия 65.-79. на данном участке сплава представлены вначале простыми мощными шиверами, а затем - каменистыми перекатами. Шли сходу в режиме походной колонны. Через 38 мин сплава от устья Хоньчина на правом берегу Урика видны избы промысловиков, через 14 мин - ещё два новых домика также на левом берегу. Через 3 мин сплава от домиков на плавном левом повороте справа впадает правый приток р. Хара-Жалга. (В отчёте №5089, лоцией из которого мы пользовались, этот приток ошибочно назван Дабан-Жалгой.) В устье притока на правом берегу отличное место для стоянки. Мы решили встать здесь на ночевку, так как до устья р. Дабан-Жалга, по которой планировался переход на Даялык было не более двух км, а о качестве стоянки там у нас сведений не было.

Вечером этого дня разведали тропу вверх по Дабан-Жалге и убедились в её отличном качестве. На данный момент группа вошла в запланированный график движения и имела ещё два резервных дня. Поэтому было решено совершить радиально-кольцевой выход вверх по р. Хара-Жалга с тем, чтобы осмотреть каньон на реке, а заодно поискать золотой корень и кедровых шишек (на Урике шишек не было вообще).

Мы поднялись вверх по тропе левого берега Хара-Жалги, перешли реку на другой берег и, преодолев два небольших водораздельных хребта, спустились вниз сначала по правому притоку Хара-Жалги, а затем по самой Хара-Жалге до прежнего места стоянки. За 1.5 дня в общей сложности преодолели около 15 км, из них половина - без тропы.

Участок 9. Пешеходный переход на р. Даялык.

От стоянки в устье р. Хара-Жалга тропа идет вдоль правого берега Урика. На подходах к Дабан-Жалге она ненадолго теряется, появляясь вновь в 150 - 200 м выше по левому берегу притока. Здесь хорошо набитая тропа круто идет вверх, затем траверсирует склон и через 3 - 4 км плавно спускается и переходит на правый берег Дабан-Жалги. Вскоре после брода тропа опять теряется и появляется в 30 - 40 м выше по склону. Далее хорошо набитая тропа плавно поднимается на водораздельный хребет и начинает круто спускаться в долину р. Янхор. Брод через Янхор достаточно простой (уровень воды - средний). За бродом продолжили движение влево, в долину хорошо заметного правого притока. На подходе к притоку тропа опять потерялась и обнаружилась только через 200 - 300 м по правому берегу притока. Далее тропа везде хорошо заметна и теряется только в болоте перед самым перевалом. Перевал в долину Даялыка имеет два понижения. Основная седловина - левая, здесь же идет тропа на спуск. За перевалом - длинное озеро, тропа обходит его слева по границе леса. В конце озера тропинка пересекает вытекающий из него ручей и траверсом идет к правому борту долины. Здесь тропа разветвляется: левая уходит круто вниз, правая - продолжает движение траверсом и начинает плавно набирать высоту. Мы решили, что это - одна из троп, спускающихся с правой седловины перевала и поэтому начали спуск вниз. Через 2 - 3 км, подойдя к ручью, тропа неожиданно потерялась и поиски её оказались безуспешными. Последние 1 - 1.5 км шли без тропы, ориентируясь на небольшую горку на правом берегу Даялыка. Река огибает гору, делая хорошо заметную петлю. В месте выхода к Даялыку хороших стоянок нет, так как берега подболочены и поросли мхом. После разведки поднялись выше по течению реки на 1 - 1.5 км, здесь длинный сухой островок с расположенным на нём зимовьем. Чистое ходовое время от устья р. Хара-Жалга - 6 часов 20 минут.

Участок 10. р. Даялык от зимовья до стрелки с р. Урик.

Протяженность 30 км. Средний уклон 8 - 10 м/км. В Хара-Горхонском каньоне уклон достигает 15 - 20 м/км. Уровень воды - средний.

Даялык на начальном отрезке сплава представляет собой мелководную шиверу с огромным количеством открытых камней. Маневр достаточно сложный, в некоторых местах чистых проходов нет вообще. За 1.5 часа чистого ходового времени прошли около 9 - 10 км и зачалились на левый берег перед началом крутого левого поворота. На берегу несколько жилых строений, с правого берега впадает мощный приток. За левым поворотом - длинный остров, в русле много крупных камней - это начало шивер 13. и 14. Шли сходу правой протокой, в конце острова навесная переправа. За препятствиями река собирается в одно русло и ненадолго успокаивается. Впереди виден крутой левый поворот, с правого берега на повороте впадает крупный ручей. Это ориентиры начала Хара-Горхонского каньона.

П 15. расположен за крутым левым поворотом русла. В центре реки - остров, основная протока правая. Поток наваливается на камни правого берега, образуя пологий слив более 1 м с мощной бочкой, далее - дорожка валов, заканчивающаяся плесовым участком. Осмотр порога проводили по левому берегу. Шли тандемом по основной струе, навал на камни несильный. Чалились в конце плёсового участка к левому берегу для осмотра следующего препятствия.

П 16. Протяженность около 200 м. Первая половина порога - мощная шивера с крупными камнями, линия движения сильно запутана. Затем весь поток собирается ближе к левому берегу и здесь падает крутой горкой, прорываясь через несколько крупнокаменистых гряд. Некоторые "каменные ворота" имеют ширину катамарана. С последней гряды - наиболее мощный слив высотой около 1.5 м, за ним пенный котел. За порогом около 50 - 70 м быстротока. После осмотра шли тандемом по основной струе с маневром между камнями. Из-за большой вероятности посадок на камни расстояние между судами в тандеме было увеличено до 50 - 60 м. Невысокий уровень воды спокойно "прощает" неизбежные наезды на некоторые камни. Чалились в конце быстротока на правый берег. Здесь встали на ночевку посреди моховой поляны.

П17. На левом повороте реки начинается шивера длиной около 250 - 300 м. Русло в этом месте значительно расширяется, в некоторых местах проходы только с перетаскиванием через полуобливные камни. В конце порога - в русле остров, правая протока целиком забита завалом. Между островом и левобережной скальной стенкой поток падает крутой горкой через две гряды камней. Наиболее чистые сливы высотой около 1 м в центре русла. За порогом 40 метровый участок плеса. Осмотр проводили сначала по правому берегу, а затем с острова, перейдя туда по завалу. Порог шли по центру с лавировкой между камней. Полностью избежать посадки на камни удалось только К2-1.

П18. В конце плеса, ближе к левому берегу ещё один островок. Левая мелководная протока сваливается под скалу, здесь много застрявших брёвен. Основная правая протока падает крутой 100 метровой горкой вдоль берега, затем смещается на центр и попадает в "каменный мешок", выход из которого возможен только через плоский полуобливной камень. Осмотр порога проводили по правому берегу. Шли тандемом по основной струе. На выходе все "четверки" пришлось перетаскивать через полуобливной камень. Чалка за порогом вправо.

П 19.-20. В русле крупный остров. Основная протока - правая, на заходе в неё шивера с крупными камнями. С правого берега впадает крутопадающий приток, за которым уклон увеличивается и шивера переходит в 200 метровую горку. Ширина проходов между камнями чуть более двух метров. Осмотр проводили по правому берегу. Шли тандемом по основной струе с маневрированием между камнями. Чалились к правому берегу ниже порога.

П21. Порог начинается на правом повороте шиверой с обилием открытых камней, узкие проходы, сложный манёвр. Через 100 м шивера переходит в крутопадающую горку длиной около 50 м. На выходе узкий слив около 1 м в воротах из камней. За сливом 40 метровый плёс, левый берег - отвесная скала. Осмотр проводили по левому берегу. Шли тандемом по основной струе с лавировкой между камнями.

На пройденном участке Хара-Горхонского каньона экипажи хорошо приспособились к "каменистому" характеру порогов Даялыка по средней воде. Дальнейшие препятствия, в целях экономии времени, было решено идти в режиме походной колонны.

П22. Короткая горка перед левым поворотом, на выходе навал на скалу правого берега.

П 23. За правым поворотом два слива около 1 м каждый в воротах из камней.

П 24. Слив около 1 м в центре русла, далее несильный навал на группу камней. Левее камней - дорожка валов и на выходе ещё один пологий слив около 1 м.

П 25. Начинается шиверой сразу за П 24. Через 40 м вода сваливается под скалу правого берега, образуя мощный прижим. За порогом большой улов у левого берега.

П 26. Следует через 50 м за П 25. Начинается сливом в воротах из камней ближе к правому берегу, далее дорожка валов. На левом повороте навал на камень в центре русла, левее его - пологий слив около 1.5 м. За сливом - навал на полуобливной камень. На выходе плёс длиной 60 - 70 м.

П 27. Начинается в конце плёса, в правой протоке. Крутопадающая горка длиной 100 м, узкие проходы, сливы более 1 м.

П 28. Трехкилометровый участок реки с локальными препятствиями в виде коротких горок с камнями или отдельных прижимов. Участок заканчивается в устье крупного правого притока Даялыка.

П 29. Расположен на крутом левом повороте реки, правый берег - отвесная скала. После короткой шиверы по центру русла слив около 1 м, за ним горка с валами. После правого поворота - серия мощных сливов между камней.

П 30. В русле остров, поросший лесом. В левой протоке два последовательных слива, за ними дорожка валов. Слева впадает крупный приток - р. Хара-Горхон.

После впадения Хара-Горхона отдельные препятствия на реке представлены короткими шиверами. Такой характер Даялык сохраняет до самого устья. За несколько километров до устья Даялыка справа в него впадает красивый приток - водопад. Чистое сплавное время от Хара-Горхона - 55 минут.

Участок 11. р.Урик от устья п.п. р.Даялык - р.Б.Белая до автомобильного моста.

Протяженность 122 км. Уровень воды - средний.

За устьем Даялыка препятствия на Урике представлены простыми шиверами. Через 4 км река входит в "Чертово" ущелье. На входе прижим к левобережной скале, у правого берега - мощный улов с водоворотами. Это П 99.

П 100. Начинается в 1 - 1.5 км ниже. В русле несколько островков, между ними - пологие сливы около 1 м. Шли сходу, левее центра.

П 101. В конце прямого участка поток наваливается на гряду камней правого берега, образуя мощный водосброс более 1.5 м. Левее - пологий язык, за ним дорожка валов. Шли вдоль левого берега. Чалились сразу за правым поворотом к правому берегу.

П 102 "Чёртики". За правым поворотом в русле несколько крупных камней, между ними несложный слалом. Далее река входит в невысокий скальный коридор длиной около 100 м. На входе косой слив с мощной бочкой. Под левым берегом слив достигает высоты 1.5 м, справа он более пологий. За сливом - участок быстротока. На выходе из порога в центре русла полуобливной камень. Справа проход шире, но через 15 - 20 м - навал на выступ правого берега. Осмотр порога проводили по правому берегу. Шли тандемом с взаимостраховкой. Входной слив проходили под левым берегом, где он наиболее крут, на выходе шли правее обливного камня с последующим уходом от навала на правый берег.

Все остальные препятствия маршрута шли сходу в режиме походной колонны. Встали на днёвку на высоком левом берегу между правыми притоками Б. и М. Хая. Чистое ходовое время от "Чёртиков" - 4 часа 10 мин. От места днёвки за 1 ходовой день дошли до моста на р. Б. Белая. До устья Урика шли 6 часов, далее по Б. Белой ещё 2 часа 40 мин. Перед мостом на левом берегу удобное место для ночёвки, до вечера успели просушить снаряжение.

Итоги путешествия, выводы, рекомендации

1. Наша группа прошла достаточно сложный и интересный в спортивном отношении маршрут, использовав почти по максимуму все возможности бассейна р. Урик.

2. Данный маршрут в условиях нашей воды можно оценить сильной "пятеркой" с элементами 6 кат. сл. Оценка отдельных участков маршрута на наш взгляд такова:

"Верхнее Ущелье" р. Урик, точнее его вторая половина, где река набирает свою мощь (примерно 10 - 12 км) может украсить любой "пятерочный" маршрут. Отсутствие прогонных участков требует от экипажей большой слаженности. Участок может служить хорошей подготовкой к дальнейшим препятствиям. Прохождение "Верхнего Ущелья" в среднюю и ниже воду весьма сомнительно.

"Хара-Жалгинский" каньон в нашу воду (ближе к средней) представляет собой набор мощных препятствий пополам с "непроходами". Очевидно, в более высокую воду каньон может быть пройден с минимальным количеством обносов. Его сложность в целом явно превышает 5 кат. сл.

"Амбартагольские Щеки" р. Урик (2 - 2.5 км) - протяженное, сложное и опасное препятствие, увенчанное несколькими мемориальными табличками. Мы проходили его в высокую воду и, на наш взгляд, отдельные участки "Щек" можно отнести к элементам 6 кат. сл. В среднюю и ниже воду может возникнуть несколько "негабаритов" для 4-х местных катамаранов. В паводок - практически 100% обнос. Даже в высокую воду все препятствия можно просмотреть вдоль левого берега, поднимаясь в отдельных местах на 7 - 10 м над водой. Требуются начальные навыки передвижения по скалам и умение реально оценить свои силы.

"Нижнее Ущелье" р. Хоньчин (4 км) - название не вполне понятное, так как береговой рельеф носит характер явно выраженного каньона с высотой стенок от 30 до 70 м. Подъем из каньона наверх возможен в 3 - 4 местах по правому берегу, желательно с веревочными перилами, что накладывает свой отпечаток на технику прохождения и возможности страховки и фотосъемки. Препятствия в каньоне в основном локальны, но по высокой воде быстротоки между ними сокращены до минимума. Мы считаем, что при высокой воде прохождение "Нижнего Ущелья" в целом, а порога "Водопадный" в особенности, существенно выше стандартных "пятерок". Обнос порога в высокую воду по камням правого берега трудоемок и достаточно опасен. В среднюю и ниже воду, согласно имеющейся у нас лоции и рассказам группы из Новокузнецка, порог "Водопадный" непроходим из-за торчащих снизу камней, обнос справа вполне возможен.

"Хара-Горхонский каньон" р.Даялык (около 8 км) нами был оценен хорошей "слаломной четверкой" в основном из-за среднего уровня воды. Характер долины, уклон и строение порогов свидетельствуют о том, что при повышении уровня воды хотя бы на полметра этот участок может перейти в разряд "полноценной пятерки".

Все остальные препятствия р. Урик, включая "Чертово Ущелье" и "Красный каньон" можно отнести к разряду "полноводной четверки". При среднем и чуть выше уровне воды группа, идущая на "пятерку" в состоянии пройти все препятствия с наплыва.

3. График маршрута достаточно сложный и напряженный, предполагает "рваный" темп движения и огромное количество стапелей (которое можно сократить вдвое за счет трудоемкого переноса судов вдоль Хара-Жалгинского каньона р. Урик и Нижнего Ущелья р. Хоньчин). Такой ритм походной жизни воспринимается достаточно тяжело с психологической точки зрения и может быть рекомендован лишь хорошо "схоженным" группам, идущим не в первую "пятерку".

4. На картах, имеющихся у нас, от устья Зун-Холбы вверх по правому берегу Урика обозначена тропа. Кроме того, водитель, который нас подвозил, уверял, что во времена работы экспедиции там была проложена плохая, но автомобильная колея (часть этой колеи мы видели в районе устья притока, вытекающего из оз. Хара-Нур). Таким образом, нам кажется возможным для групп, использующих стандартную заброску через Зун-Холбу подняться вверх по правому берегу Урика и оценить свои шансы на сплав по Верхнему Ущелью и Хара-Жалгинскому каньону в зависимости от уровня воды и опыта.

5. Последующим группам, при наличии времени, можем порекомендовать более тщательно поискать тропу на р. Хоньчин вверх по р. Эбер-Губдол, так как по словам Л. Измайлова она там всё-таки существует. Мы проводили разведку под проливным дождем и, возможно, это сказалось на её результатах. С другой стороны, переход на Хоньчин в этом месте лишит группу возможности полюбоваться 15-ти метровым водопадом Урика и поймать под ним огромного хариуса или ленка.

6. Переход на р. Даялык для "умеющей ходить" группы вполне реально осуществить за 1 день. Однако, планировать этот переход можно при уровне воды выше среднего. Иначе проталкивание катамарана через камни большого удовольствия не доставит (особенно до начала Хара-Горхонского каньона).

7. В ныне действующем классификаторе водных спортивных походов отмечен только один маршрут по р.Урик, оцененный 5 кат. сложности. Категория сложности явно определяется участком "Амбортагольских щек". Хотелось бы отметить, что по воде выше средней этот участок можно оценить между 5 и 6 кат. сл. С обносом "Амбортагольских щек" маршрут по р.Урик оценивается не выше 4 кат. сл.

8. В дополнение хотим порекомендовать несколько маршрутов-связок, позволяющих полнее использовать возможности бассейна р.Урик:

п.Монды - Зун-Холба - р.Урик - р.Эбер-Губдол - р.Хоньчин - р.Урик - пос. Инга. Маршрут даже с обносом "Амбортагольских щек" и "Водопадного" на Хоньчине можно оценить пеше-водной "пятеркой" (не слабее, чем существующая "пятерка" р.Она - р.Ия).

п.Монды - Зун-Холба - р.Урик - р.Дабан-Жалга - р.Даялык - р.Урик. При условии уровня воды выше среднего на Даялыке, даже с обносом "Амбортагольских щек" р.Урик маршрут можно оценить неплохой пеше-водной "пятеркой".

Рекомендовать для прохождения Верхний Урик сложно, т.к. здесь нужна высокая вода. Однако, хотелось бы отметить, что полное прохождение "Верхнего каньона" и "Амбортагольских щек" на Урике в связке с "Нижним Ущельем" р. Хоньчин делает этот маршрут с эл. 6 кат. сложности.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст