Липатов Н. А. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Липатов Н. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба №6037

Справочные сведения о маршруте
Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.
Категория сложности: пятая (5).
Район путешествия: Тува (Центральный Саян).
Нитка маршрута: Пос. Орлик – пер. Чойган – оз. Зеленое – оз. Кок-Хем – р.Кок-Хем – оз.Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл.
Протяженность активной части маршрута: 250 км.
Продолжительность путешествия: 29 дней.
Средства сплава: четырехместный катамаран объемом около 2 тонн, каяк "Rainbow Zulu" объем 230 литров.
Уровень воды: высокий, выше среднего.

№ п/п Фамилия И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
1 Липатов Николай Анатольевич 1982 Р. Жом-Болок–Ока 5у; р.Китой 5у; р.Урик 5у; р.Чарыш 3р; р.Б.Лаба 2(5)р. Руководитель, капитан кат-4.
2 Липатов Анатолий Степанович 1948 Р. Жом-Болок–Ока 5у; р.Китой 5у; р.Урик 5р Матрос кат-4; фото-видео оператор
3 Скворцов Андрей Владиславович 1979 Р. Жом-Болок–Ока 5у; р.Китой 5у; р.Урик 5у; р.Б.Лаба 3у Каякер, реммастер
4 Москалева Анастасия Олеговна 1979 Р.Умба 3у; р.Кутсайоки 4у; р.Катунь 4у Матрос кат-4; медик
5 Моргунов Олег Анатольевич 1956 Р. Китой 5у; р.Утулик 4у; р.Ока 4у Матрос кат-4, завхоз
6* Красильников Владимир 1962 Р.Утулик 3р; р.Хара-Мурин 4р; р.Китой 6у Помощь на пешем переходе

Примечание: Красильников В.В. шел только пешую часть маршрута.

Общая смысловая идея похода, его необычность и новизна

Выбор маршрута был продиктован желанием пройти связку труднодоступных саянских рек, а неизбежный волок при заброске разнообразить посещением Чойганских минеральных источников и восхождением на пик Топографов. К сожалению, снегопад на перевале и резкое ухудшение погоды сделали малоцелесообразным восхождение, однако из-за высокого уровня воды стало возможным достаточно полное прохождение реки Кок-Хем.

Большинство групп начинают сплав после порога №14 "Катаклизм", с обносом выходного порога №15 "Челюсти", либо вообще предпочитают волок, начиная сплав по Бий-Хему от озера Кара-Балык. Мы же прошли эту реку от озера Кок-Холь, обнеся лишь действительно непроходимые участки.

По данным, которые нам удалось собрать, река была впервые пройдена в 1984 году, при этом группа не смогла пройти "чисто" практически ни одного сложного препятствия. Регулярные поломки судов и их последующий ремонт заставили туристов затратить массу сил и времени. Также есть сведения о более успешном прохождении реки группой уральских туристов-водников в 2002 году, однако связаться с ними для уточнения деталей не удалось. Таким образом, по имеющейся информации, наша группа одной из первых совершила успешное прохождение всех основных порогов на этой реке.

Учитывая паводковый уровень воды на большинстве саянских рек летом 2003 года, повлекший множество несчастных случаев, полное и успешное прохождение нашей группой реки Бий-Хем также заслуживает внимания.

Варианты подъезда и отъезда

До поселка Орлик можно добраться автотранспортом из любого крупного города Иркутской области. Мы ехали из г.Ангарска, так как там большую часть расходов на заброску брал на себя дружественный нам электролизно-химический комбинат.

Для сильно обеспеченных групп есть вариант вертолетной заброски сразу на озеро Кара-Балык. Забрасывать можно как группу целиком, так и отдельно вещи (для желающих упростить волок). Аэродром находится рядом с Иркутском, час полета стоит около 1000 долларов. Сложность заключается в том, что вертолету нужно делать дозаправку где-то в районе Орлика, т.е. топливо туда нужно отвезти заранее, а это расходы, расходы…

От Ангарска до Орлика около 600 километров, на микроавтобусе "Тойота" нам удалось их преодолеть за день. В самом поселке группы подвыпивших бурят настойчиво предлагают свои услуги.

В поселке была добыта следующая полезная информация:

1. Стоимость заброски под перевал Чойган для больших групп – 300 рублей с носа, но общая цена должна быть не ниже 6 – 7 тысяч.
  2. В поселке куча подвыпивших компаний бурят, которые на словах готовы забросить и за 3 тысячи, но на деле это оборачивается обманом на любом этапе сделки. Правило "скупой платит дважды" действует здесь железно.
  3. Дорога туда очень плохая (потом подтвердилось), желательно чтобы водитель соображал куда едет. Если погода стоит дождливая, то в труднопроходимом болоте по пути может понадобиться лебедка.
  4. Теоретически перевал Чойган можно пройти на лошадях если их заранее найти. Стоимость 5 долларов/сутки за лошадь. Дальше источника Чойган на следующий перевал для лошадей дороги нет, идти можно только пешком. Информация добыта от знакомых ангарчанам бурят и на наш взгляд является достоверной. Мы договорились о заброске на следующее утро в 9.00 под перевал Чойган на автомобиле ЗИЛ-131 с лебедкой за 6000 руб.

Заканчивать маршрут можно в поселке Тоора-Хем. В нем есть речное сообщение с г.Кызылом, раз в два дня ходит теплоход "Заря". Билет до Кызыла стоит 584 рубля. Минусы этого варианта: рейс могут внезапно отменить, или, как в нашем случае, придется провести стоя в теплоходе около 6 часов из-за отсутствия в салоне свободных сидячих мест. Еще можно улететь самолетом, в поселке есть аэродром, цена для "нетувинцев" 2400 рублей, тувинцам - 600 рублей. Также можно уехать на машине, сейчас до Мюуна пробили дорогу, но ехать придется на вездеходе типа "Урала", т.е. долго.

Если не хочется связываться с "Зарей", нужно на стрелке рек Мюун и Бий-Хем подняться по Мюуну вверх до одноименного поселка. Оттуда есть сносное автомобильное сообщение с Кызылом. Течение в р.Мюун практически отсутствует, но если лень грести, можно в качестве буксира задействовать попутную моторку, они там не редки.

Группы, которым не надоест скучный сплав по тихой воде, могут доплыть до Кызыла самостоятельно. Расстояние по Бий-Хему около 250 километров, преодолевается оно за 3 дня в режиме "от рассвета до заката".

График движения

Дни пути Дата Участок пути Км Определяющие препятствия
1. 23.07. Заезд в Орлик 600 Пост ДПС на въезде в парк "Тункинские Гольцы".
2. 24.07. Заброска под перевал ("Зил"), пешком до источников Чойгана 90 + 10 Крутой спуск к источникам
3. 25.07. Полудневка, потом переход до Зеленого озера 8 Курумник между каменными "плотинами"
4. 26.07. Вынужденная дневка, частичная заброска вещей на перевал Кок-Хем-Дабан 4 Плохая видимость на перевале
5. 27.07. Перевал Кок-Хем-Дабан, недоходя 1 км. до озера Устью-Кок-Холь 16 Плохая видимость на перевале, скользкие от дождя и снега камни. Явно не июльская температура воздуха
6. 28.07. Часть группы обратно на перевал, затем вместе до порожистого каньона на Кок-Хеме 15/5 Начало зарослей карликовой березки. Встреча с росомахой.
7. 29.07. Остаток пути до оз.Кок-Холь. Начало стапеля. 3 Крайне тяжелый волок, отсутствие тропы, заросли карликовой березки
8. 30.07. Стапель, сплав до порога №9, обнос судов 3 Шивера, пороги №8, №9
9. 31.07. Сплав до по.№13 "Эшафот", обнос вещей за порог 4 Порог №10 "Малютка", пор. №11, пор.№12 "Лифт на эшафот", пор.№13 "Эшафот"
10. 01.08. Обнос катамараном пор.№13 "Эшафот", частичное его про-хождение каяком, пор.№14 "Катаклизм" прохождение, сплав до пор. №15 "Челюсти". 7 пор.№13 "Эшафот", пор.№ 14 "Катаклизм", пор. №15 "Челюсти"
11. 02.08. Полудневка, обнос катом пор.№15 "Челюсти". После обеда прохождение каяком пор. №15, сплав по озеру Кара-Балык до стеллы 8 Пор. №15 "Челюсти". Возможный встречный ветер на озере
12. 03.08. Сплав до притока Одарым. Прохождение порога "Огурец" и Шивитского каскада 22 Пор. "Огурец", Шивитский каскад
13. 04.08. Сплав до порога "Сюрприз". Прохождение порогов "Водопадный", "Сухой" 25 Пор. "Водопадный", пор. "Сухой"
14. 05.08. Прохождение пор. "Сюрприз", сплав до пор. "Кайфас", его прохождение 7 Пор. "Сюрприз", пор. "Кайфас"
15. 06.08. Прохождение каяком пор."Кайфас", прохождение порогов "Узкий" и "Элен", сплав почти до водопада 35 Пор. "Кайфас", пор."Узкий", пор."Элен"
16. 07.08. Сплав до водопада, его обнос, прогон 30 Водопад, прижимы к завалам
17. 08.08. Сплав за Харал 50 -
18. 09.08. Сплав за Мюун 50 -
19. 10.08. Сплав до Тоора-Хема, антистапель 20 -
20.- 25. 11.08.- 16.08. Выход с маршрута - Обилие народа на теплоходе, отсутствие билетов до Москвы

Техническое описание маршрута

Путешествие по эталонному водному маршруту пятой категории сложности мы начали 19 июля 2003 года, сев в фирменный поезд №10 "Байкал", который отправляется по нечетным числам в 23.24 с Ярославского вокзала. Билет до Ангарска стоил 1720 рублей. Нас было трое: Николай Липатов – руководитель похода, Андрей Скворцов – наш отважный каякер и, прибывшая за день до этого в Москву из Санкт-Петербурга, новый член нашего экипажа,Москалева Настя. Встреча с остальными участниками похода должна была состоятся в г. Ангарске, где местный электролизно – химический комбинат, с которым мы сотрудничаем уже пятый год, любезно предоставит нам уютный микроавтобус "Тойота" для доброски в поселок Орлик. В поезде доехали без особых приключений, за исключением обычной в таких случаях ругани с проводниками по поводу провоза на третьей полке 2,4 – метрового каяка. В результате каяк был нами перенесен в багажный вагон (благо он был соседним), а Андреем уплачен штраф в размере 153 рублей.

23.07. Примерно в 8 утра по местному времени (московское + 5 часов) мы прибыли в г. Ангарск. Встреча с друзьями, быстрая погрузка вещей и вот уже мы едем по дороге в Орлик. В том месте, где автомобильная дорога подходит к оз. Байкал (район Култука) устраиваем перекус, закупив знаменитого копченого омуля (10 руб. (!) за штуку). Интересно, что избалованные местные рыбаки омуля не жалуют, предпочитая ему свежепойманного соленого хариуса. Поскольку позавтракать нам в поезде не удалось, подобные издевательские шутки были отнесены к своеобразному сибирскому юмору.

На поступеред пос. Кырен мы привлекли внимание доблестного бурятского ДПС-ника. А ведь ничто не выдавало в нас туристов, разве что пара каяков на крыше автобуса… После дежурной проверки документов с нас стали требовать уплаты денег за нахождение в национальном парке Тункинские Гольцы, даже какие-то бумаги по этому поводу представили. Выручили ангарчане, заявив что всю жизнь тут ездят и ничего не платят, парк нас не интересует и вообще мы едем в Орлик. Через минуту мы были благополучно отпущены.

Вечером около 20.00 останавливаемся за пару километров до Орлика на берегу р.Оки. Расстояние от Ангарска около - 600 км. На "пазике" мы никогда не успевали проехать это расстояние за день, а на Тойоте – получилось! Двое сразу отправились в поселок, чтобы договориться о машине на утро, остальные стали обустраивать лагерь.

Вечером мы отпустили водителя "Тойоты", который ночевать с нами не захотел. На вопрос не хочет ли он спать, он ответил "а я днем специально темные очки одел чтобы вас не пугать. Пока ехали – два раза поспал!"

24.07. С 9 утра мы ждали грузовик. Появился он около 10.20 и еще минут сорок мы катались по Орлику по каким-то знакомым водителя. Начало пути на машине особым желанием скорой заброски тоже не отличалось. Водитель и два его напарника (все буряты) не могли проехать ни одного "бурхана", чтоб не выпить там портвейна за здоровье местных богов. Правда, водитель на удивление не пил. Чуть ниже Хойто – Гольских источников была сделана остановка на обед. Во время обеда мы спрятали в лесу каяк Володи Красильникова, который должен был нас покинуть после восхождения на пик Топографов и пешком вернуться к этому месту. В 18 часов вечера мы закончили трястись в кузове ЗИЛа, и остановились у небольшого сарайчика под перевалом. Здесь "дорога" кончалась и начиналась ярко выраженная тропа на перевал Чойган. За двухчасовое опоздание у водителя "сторговали" еще 200 рублей.

В этот день пешка у нас была не запланирована, но поскольку до наступления темноты еще было несколько часов, а ночевать у сарая не хотелось, решили пойти на перевал из расчета "сколько пройдем". Вышли в 18.15. Тропа начинается очень крутым и продолжительным подъемом. Группа, еще не привыкшая к тяжелым нагрузкам, идет на пределе сил Особенно устает Андрей, который приделал к каяку лямки от рюкзака и несет его за спиной. Его личные вещи находятся внутри каяка. Он отстает, так как общий вес у него получается больше чем у остальных.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003После крутого подъема тропа выходит на длинное (2- 3 километра ) горное плато. Леса уже нет, местами появляются заболоченные участки. Первый пессимизм после подъема проходит, идти уже легче. Идти рекомендуем в туристических ботинках. В них здесь комфортно, а попадающиеся ручьи легко перепрыгиваются "по камушкам". Через некоторое время выходим к большому туру, поджидаем отстающих, перекусываем. Решаем сегодня дойти до источников, чтобы в ночь снять усталость в горячих ваннах.

За перевалом несколько озер, обходя которые тропа не теряет высоты, а даже несколько поднимается вверх, траверсируя правый склон долины. Спуск к источникам очень долог и крут, особенно трудно Андрею – у него низ каяка цепляется за склон и идти приходится нагнувшись вперед.

К источникам пришли примерно в 22.00, группа сильно растянулась. Темнеет позднее, около 22.30. Так как на группу имелось пять хороших светодиодных фонарей, установка лагеря даже в полной темноте не вызвала бы у нас никаких проблем. На нескольких больших полянах относящихся к источникам встретили группы других туристов и лагерь отдыхающих тувинцев.

Территория источников формально относится к Туве, хотя до ближайшего населенного пункта около 200 км, а со стороны Бурятии – гораздо меньше. По рассказам, буряты и тувинцы воруют друг у друга лошадей и по этому поводу устраивают периодические "разборки". Так что теплыми соседскими отношениями здесь не пахнет.

Мы быстро опросили "знатоков", где лучше принять ванну и остановились на горячей (около 40 градусов) - радоновой. Находится там можно не более 5 минут, что вызывает лишь сожаление. Представьте себе – холодный Саянский вечер, через приоткрытую дверь виднеются темные горные пики, а мы, лежа в горячей ванне, балдеем от поднимающихся со дна струй пузырьков, создающих эффект "джакузи".

Сразу за радоновой находится ванна с другой минеральной водой, где можно находится чуть дольше. Вода там немного холоднее, но все равно мало с чем сравнимое удовольствие. Сытный ужин, запитый минеральной водой "от почек" (по вкусу ничем не отличается от Аква-Минерале в бутылках!), довершил приятный вечер.

25.07. Первые полдня ушли на дальнейшее знакомство с источниками. Всего около 20 выходов различного состава и температуры воды. Отложившиеся за тысячелетия наросты солей образуют причудливые поля красно–рыже–белой расцветки. Большинство источников оборудованы удобными ваннами. Есть занятное место для лечения геморроя: деревянный унитаз в канаве, подняв крышку которого и усевшись оголенной "пятой точкой", можно некоторое время "коптиться" на газу сложного химического состава, выходящего из-под земли. Говорят помогает.

Вообще источники производят очень приятное впечатление. Позже, замерзая на Зеленом озере, мы все будем с грустью мечтать о теплых ваннах Чойгана…

Варим обед. Подошли ребята из Тулы, они ждут часть своей группы, которая должна подойти со дня на день, а потом – они тоже на Бий – Хем. Обмениваемся ценными сведениями и картографическим материалом.

В 14.00 выходим по направлению к Зеленому озеру. Тропа наверх по правому берегу Чойган-Хема отходит с южного конца поляны через лес. Сразу же начинается крутой подъем по лесу с выходом на скалы. Тропа периодически разбивается на несколько ответвлений, а затем вновь собирается воедино. На скалах лезем, страхуя друг друга и помогая Андрею с каяком.

Через некоторое время открывается вид на водопадный участок – здесь мы передохнули иОтчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003 немного поснимали фото и видео. Рекомендуем до этого места взять с собой пластиковую бутылку с чаем, поскольку до этого места подхода к воде нет. Позже тропа поднимаясь, проходит совсем рядом с рекой – слышен явный шум водопадных порогов. Совмещаем их осмотр с очередным перерывом и перекусом. Вокруг полно голубики. Рядом текущая река - это то, что называют бэйс-каякингом, падение где-то 100 на 100 метров. Пожелали удачи кибер-каякерам будущего, которые когда-нибудь ее покорят, пошли дальше к перевалу. Тропа ныряет в заросли карликовой березкиОтчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003 и выходит из них перед грандиозной каменной плотиной из каменных глыб, целиком перегораживающей всю реку (вода течет под плотиной). Дальнейший путь нужно продолжать по правому берегу. После первой плотины тропа проходит выше очень красивого сине – зеленого озера, а потом начинает теряться. Через некоторое время, зная что перед второй плотиной все равно следует перебраться на левый берег реки, мы увидели поваленное через реку бревно и легко осуществили задуманное, не замочив ног. На левом берегу нас ждал сложный и крутой подъем по крупным камням курумника. Путь отмечен турами, по пути попадаются ручейки где можно пить. Так по верху мы вышли ко второй естественной плотине. Не рекомендуем этот путь если будете идти в дождь: двигаться нередко приходится "прыжками" по камням и сыпухе, многие камни "живые". Если они будут еще и мокрыми – костей не соберете. Лучше идти до упора по правому берегу Чойган – Хема, а потом лезть почти вертикально вверх по плотине на левый берег. Там уже камней поменьше и идти легче, но участок очень крут!

На травянистом бугре после второй плотины обнаруживается тропа, хотя идти и так легко. На верхней точке плотины есть тур. Здесь мы сделали очередной перерыв и перекус. Время около 18.00. Видно небольшое озеро справа и большие камни впереди, на северо – западном конце Зеленого озера, однако обольщаться не стоит – идти в обход озера очень нелегко.

Группа сильно растянулась на курумнике. Подошедший Олег (первыми к туру вышли руководитель группы и Володя Красильников) сказал, что у Андрея порвались лямки и он занят ремонтом. Было принято решение вдвоем идти к Зеленому озеру обустраивать лагерь, а Олег вызвался помочь Андрею.

Вокруг Зеленого озера тропа идет по левой стороне (по ходу движения), несколько раз пересекая участки сыпухи. Пошел дождь, идти тяжело. Лагерь поставили в юго-восточной части озера, перейдя вброд ручей, впадающий в озеро. Место стоянки оставляет желать лучшего. Неожиданно нашлись дрова, видимо заброшенные сюда предыдущими группами, мы же с этого места планировали готовить на газовой горелке. Значит - сэкономим! Часам к восьми вечера подтянулись все участники, причем Андрей мудро решил не носить на себе каяк, а сел в него и переплыл озеро.

Сготовили ужин. Дождь льет непрерывно. При попытке без надлежащего леса поставить общественный тент немного рвем его. Планируемое завтрашнее восхождение на пик Топографов выглядит весьма сомнительным.

26.07. Дождь льет всю ночь. Очень холодно. С утра все в тумане, видимость 100- 200 метров, о восхождении не может быть и речи. Под моросящим дождем Анатолий героически сготовил завтрак и разнес его по палаткам. Геркулес немного подгорел и горчит, почти все недоели. Решаем отказаться от восхождения и ждать погоды для выхода на перевал Кок – Хем – Дабан. Запас по времени у нас есть. После завтрака дождь усилился, все сидят по палаткам. Подул ветер – мы наивно полагаем, что это к улучшению погоды. В мокроте и холоде, на сырых дровах и пронизывающем ветре сготовили обед. Обсуждаем вариант частичной заброски вещей на перевал. Вода в озере поднимается, до костра и палаток еще правда далеко. Особая проблема у Насти – послечая из-за отсутствия леса приходится далеко убегать по мокрой карликовой березке.

Пообедав все снова залезли в палатки. Далее приводим строчки из Настиного дневника: "…Время около пяти вечера. Лежим в палатках, закутавшись в спальники и одев на себя все теплые вещи. Так еще относительно терпимо. Вслух высказываю кажущуюся нереально ужасной мысль, о том что сейчас придет Коля и погонит всех на перевал. На меня шикают, чтоб не каркала. Через пять минут появляется Коля и… В общем меня чуть не убили".

Итак, примерно в 17.30 часть группы, решившая что им будет проще пройти перевал в две ходки (они отставали до этого), ушла по предварительно разведанному заботливым руководителем пути на перевал Кок-Хем-Дабан. Пока длилась первая "заброска", вода в озере еще поднялась. До уровня палаток остается 30- 40 см.

Вечером в 20.00 вернулись ребята, они дошли до перевального тура, туда шли 2 часа, назад час. Решаем переставить 3-х местную палатку повыше, несмотря на ее неизбежное намокание во время этого процесса. Николай с Анатолием, долго высчитывая скорость прибывания воды, пришли к выводу, что если чуть-чуть и зальет – то где-то в 5-6 часов утра. А там - все равно вставать! В конце концов, озеро это - не горная река, вода здесь поднимается существенно медленнее. Поужинав, ложимся спать, на всякий случай положив фонари поближе. Завтра уходим отсюда по–любому.

27.07. Дождь опять лил всю ночь. В каком-то отчете мы читали, что на период конца июля – начала августа в районе пика Топографов выпадает чуть ли не полугодовая норма осадков. На наш взгляд – это чистейшая правда! С утра стало еще холоднее. Палатка Андрея, которую вчера переставили, сильно промокла. Ребята ночью замерзли. До другой палатки вода не дошла сантиметров 10-15 (все-таки расчет был верным!), а вот "место кострища" и остатки дров давно уже озере. Суммарно вода в озере поднялась почти на метр. Не увидев этого лично – не поверили бы точно!

Завтрак готовили прямо в палатке на горелке. Какой же в палатке в это время кайф! Соседняя палатка стучит зубами, наверное от зависти. На завтрак снова сготовили геркулес и он снова оказался горьким. Большой "привет" фирме-производителю илично продавщице.

В это утро мы прощались с Володей Красильниковым, который уходит обратно. К теплой ванне Чойгана. К жаркому костру. К сладкому геркулесу. В общем, чтобы ему не ходить порожняком, ему были отданы два комплекта кошек и еще куча снаряжения, которое планировалось использовать на пике Топографов. А нам вон по той, уже знакомой тропинке, наверх, наверх…

Вышли в 9.00 под дождем - мокрым снегом, туманом и ветром. Лучше не придумаешь. Подъем на перевал Кок-Хем-Дабан идет от озера по хорошо заметной тропе. Начало подъема от второго ручья, впадающего в озеро. Следует очень крутой взлет на пологую террасу. Тропа на взлете проложена серпантином. От пологой площадки начинается еще один подъем, уже менее крутой, на следующую террасу. Там, где тропа неявно выражена стоят туры из камней. На второй террасе расположено небольшое озеро, которое мы оставили слева по ходу. С этого времени дождь исчез, а пошел снег. Далее следует серия еще из трех крутых подъемов. Тропа временами теряется, но в сомнительных местах везде стоят туры, да и ребята вчера здесь ходили еще без снега.

На террасах, по мере дальнейшего подъема встречается еще несколько озер. После последнего, расположенного у стенки цирка с крутым снежником, тропа окончательно теряется, но путь до перевальной точки помечен турами. Правда туры стоят здесь несколько хаотично, но это говорит лишь о различных вариантах подъема. Здесь уже все было покрыто слоем снега, который не таял. К перевальному туру наверху дошли к 12.30. Здесь нас ждал заснеженный каяк и перекус. Когда сняли рюкзаки, стало совсем холодно – вся одежда и обувь промокли. Часть вещей решили оставить на перевале. Спуск с перевала крутой но короткий. Наибольшие трудности вызывал снег, который присыпал камни и трещины между ними. Шли очень осторожно. Здесь берет начало р. Кок – Хем. Мы решили идти левым берегом. Попадаются вздувшиеся от дождей притоки Кок-Хема, которые мы преодолеваем вброд не снижая скорости – ноги-то все равно мокрые! Начинает появляться карликовая березка, она еще маленькая и безобидная… Тропа часто теряется, но идти легко. В таком режиме идем до 16.00 и встаем на стоянку, не дойдя километр до озера Устью – Кок – Холь. Озеро уже видно, но мы устали и решаем встать именно здесь. Вечером видели маленький разрыв голубого неба.

28.07. Проснулись в 7.15 утра. На газе сготовили завтрак, поели. На улице – редкое солнце! Андрей и Олег ушли на перевал за вещами и каяком, у остальных полудневка. Наконец-то можно просушить вещи! Погода сменяется на пекло, не обгореть бы. Ребята вернулись в 14.30, рассказывая наперебой, как хорошо на перевале, когда там тепло. Олег оставил на перевальной точке бутылку водки – мы все равно не пьем, а тащить ее лень. Брали "на всякий бурятский случай". Вообще удивительно, что в этом году весь экипаж попался некурящий и непьющий. Что называется "в здоровом теле - здоровый дух"!

По жаре обедали и собирались долго. Кстати, на обеде закончился первый газовый баллон "Tierra", который держался аж 4 готовки! Здесь же оставляем оставшиеся 1.5 кг горького геркулеса.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Так, лениво собираясь и отдыхая, вышли только в 17.00. Ребята снова решили идти в две ходки, каяк бросили тут. Сразу после озера Устью-Кок-Холь метрах в 40 от нас выбежала росомаха, которую поначалу приняли за медведя. Здоровая зверюга! Осмотрела нас, а потом, испугавшись криков, убежала вверх по склону. Места здесь дикие, труднодоступные, плюс заповедником считаются, да еще и тувинцы на Чойгане рассказывали, что здесь не охотятся.

Тропа постепенно пропадает, а березка становится все выше и выше. Попался склон целиком заросший стлаником, тропы нет. Продирались напролом, нередко падая и снова вставая, сопровождаемые надрывным треском уничтожаемой березки и постоянным зудением мошки. Внизу ее заросли почти в человеческий рост, видим друг друга только по ярким лопастям весел, прикрепленных сбоку к рюкзакам. Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003

Здесь внизу, уже порядком обессилев, у самой реки нашли стоянку. Отдыхаем, а в сознанииОтчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003 витает мысль начать сплав, поскольку троп к месту стоянки не подходит, и вероятно здесь делали перекус уже сплавляясь по Кок-Хему. По нашей воде это теоретически возможно, ширина и глубина реки уже позволяет сплав даже на катамаране, останавливает только почти полное отсутствие строевого леса. Решили идти дальше. Идем руслами притоков Кок-Хема и ручьев, так легче. Возможно, до прошедших дождей это было тропами. Пройдя низину находим тропку, которая поднимаясь приводит в болото и снова теряется. Прошли еще некоторое время, и в 21.00 встали на ночлег. Рядом на Кок-Хеме порог водопадного типа. Река течет в небольшом каньоне. Выяснилось, что у командира пропал коврик, который был притянут ремнями сбоку у рюкзака, пока придется спать на оболочке баллона. Анатолий сильно устал, вечером отказался от ужина и сразу лег спать. От намеченного графика отстаем.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.200329.07. С утра Николай бегал до стоянки у реки искать коврик. Результатом явилось доказательство того, что коврик не был забыт, а пал в неравной схватке с коварной березкой. Встали в 8.40, погода хорошая, Анатолий чувствует себя нормально. После завтрака, примерно в 10.15, мы вчетвером вышли в сторону оз. Кок-Холь, а Андрей пошел обратно за каяком. Тропа либо отсутствует, либо отвратительная. Пожалуй, этот участок волока был самым сложным. К озеру вышли в 13.00 (!), средняя скорость в пути была 1 км/час. Обходить озеро не стали, стоянка находится прямо у воды. Принимая во внимание достаточно высокий уровень воды и крайне тяжелый волок (потом мы выяснили, что были первой группой на реке за длительный срок, шедшим за нами было уже попроще), было принято начинать сплав по Кок-Хему от озера Кок-Холь.

Попив чаю и перекусив, Олег ушел за вторым рюкзаком, а оставшаяся на стоянке часть группы начала постройку катамарана. Строевой лес растет метрах в ста вверх по заросшему карликовой березкой склону, и растет, прямо скажем, не густо. Умаялись крепко, особенно трудно искать деревья на "продолины". Каркас на 80% состоит из лиственницы, на 20% из елки. Просьба к последующим группам не пытаться использовать в постройке кедры, их сырая древесина крайне непрочная, только деревья погубите. Около 17.00 появился Олег. Глядя на его лицо, даже у сурового командира не возникло мысли привлечь его к постройке судна.

Ближе к вечеру к командиру стали подходить особо впечатлительные члены экипажа и интересоваться планом спас-работ в отношении Андрея, который все не появлялся. Заботливое начальство рекомендовало действовать по принципу "утро вечера мудренее", а пока подумать над способом сбора недозревших кедровых шишек, которые упорно не хотели покидать деревья.

Пока шкурили стволы, пришла пора ужинать, а тут и Андрюха приплыл. Время было около 19.00. По его словам на участке от оз. Устью-Кок-Холя до нашей стоянки 4 каньона с порогами, 2 проходимых, 2 – нет. Для надувных судов сплав нецелесообразен (много непроходимых по габаритам мест, а обнос собранного судна по "березке" смерти подобен), а вот группе опытных каякеров, при организованной страховке, можно было бы попробовать. Андрей шел только спокойную воду (как с ним и было оговорено), все препятствия обносил по берегу.

С этого ужина и далее весь поход каждый прием пищи (кроме завтрака) мы ели грибы. Здесь в горах их еще немного и они не надоедают. Появились в большом количестве и ягоды. Рыбы пока нет, по описанию она должна появиться за предпоследним порогом. Все это очень кстати, вечером мы сделали ревизию продуктов и поняли, что из-за оставленного геркулеса необходима разумная экономия. Дополнительный чай пьем со взятым Настей сахарином. Эти "волшебные таблетки" очень здорово выручали нас весь поход.

30.07. С утра льет дождь, подъем около 8 утра. После завтрака дождик не перестает моросить, приходится вязать каркас прямо под ним. Снова стало холодно и мокро. Постройку ката закончили уже после обеда, около 14.00. Хоть погода и плохая, решили выходить, как мы уже знаем, хорошей погоды можно ждать долго. Вышли в 16.00. На кате капитаном (задний правый) идет Николай, впереди (передний правый) Анатолий, Настя - первая слева, и Олег, соответственно, левый рулевой.

Начинать сплав на озере большой плюс, стоячая вода позволяет всем сгрестись и заранее выявить ошибки, а заодно и разогреться перед речкой. После озера примерно 200 метров Кок-Хем течет спокойно, потом начинается шивера (около 500м). Перед ней зачалились на левый берег для осмотра. Тропа по берегу кое-какая есть. В шивере много камней, чтобы не рвать кат раньше времени, решили обнести вещи, причем сразу за порог №9, там есть сносная стоянка. Длина порога №9 около 250 метров, падение 15 метров. 7-8 сливов, первые два по 3- 4 метра. Сливы засорены камнями и даже для каяка прохождение сомнительно. О катамаране речь не идет.

Шиверу прошли нормально, кат шел первым и с воды страховал каяк. В одном месте из-за негабарита делали проводку ( 20 метров ), каяк это место прошел. Где в шивере находится порог №8 – мы не знаем, весь участок примерно одинаковой сложности. Чалка к левому берегу перед порогом №9 - у одиночного сухого дерева на несильном течении. Пока готовили ужин, обнесли кат, каяк и сплавные вещи до стоянки. Тропа у порога лучше, но она проходит далеко от реки и выходит уже после порога к нашей стоянке. Погода плохая, вечером дорвавшись до обилия дров, наконец, жжем большой костер и пытаемся сушиться. Урезанный завхозом ужин уплетается моментально, и как-то сами собой у вечернего костра начинаются разговоры о рыбе и спелых шишках…

31.07. С утра опять дождь и холод. Выходим на воду поздно, около 11.00. После порога №9 до порога №10 "Малютка" около километра спокойного сплава. Порог расположен на правом 90 градусном повороте реки, ориентиром по описанию служит сухое дерево на левом берегу, сейчас от него остался пень, высотой метра два. Осматривали порог по правому берегу, здесь есть маленькая тропинка. Порог небольшой по длине, около 50 метров. Вода, на заходе под левым берегом, минуя габаритный проход между двумя зубьями, чуть ниже образует несильную бочку, а затем мощным 1.5 метровым водопадным сливом падает в кипящую "ванну", дополнительно образуемую отбойными валами повернувшего на 90 градусов левого берега. После этого поток спокойно течет направо, там уже не опасно. Для катамарана сложность представляет заход в порог, явно зависящий от уровня воды, и последующее поведение судна в "ванне". С берега казалось, что после "прыжка" туда, катамаран носом ударит о каменную стену левого берега (от слива до нее как раз длина катамарана), после чего корма попадает под падающий поток слива, и катамаран делает эффектную "свечку". А если еще и на заходе попасть правым баллоном на торчащий из воды каменный зуб, то вероятность данного события сильно увеличивается. В общем, как вы уже догадались, обносить такой прекрасный порог просто неприлично. Мы решили его идти.

Обнеся вещи по правому берегу и поставив Андрюху на съемку/страховку, мы стали готовиться к прохождению. Было принято решение поменяться местами Николаю и Анатолию, с временным возложением на последнего капитанских полномочий. Данная перестановка была вызвана тем, что опыт прохождения препятствий такой посадочной формулой у нас гораздо выше, а поскольку линия движения в пороге одна, то от капитана по большому счету требуется не больше, чем от матроса.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Итак, прохождение. Стартовав от правого берега, кат, увернувшись от нескольких камней в русле, траверсировал поток под левый берег, успешно вписался в габаритный заход, и миновав слегка притормозившую нас первую бочку, свалился в "ванную". Там очень кстати передние и задние "горбы" катамарана подогнулись, сильно уменьшив длину судна, и тем самым позволили избежать заклинивания, а умелые действия команды и отбойные валы левого берега выбросили нос катамарана вправо, на тихую воду. Первый порог на этой реке пройден!

После этого кат встал на страховку после порога (на нем находились Олег и Николай), Настю с "морковкой" поставили рядом с "ванной", Анатолий взял камеру, и все стали ждать прохождения Андрея. Для него заход опасности не представлял, главное надолго не остаться бултыхаться в "ванне" и не обнаружить там вдруг "карман".

Прохождение было четким, после падения в "ванну" каяк перевернуло, но струя быстро вынесла его оттуда, и встал Андрей уже за порогом. Страховка не пригодилась. Пройденный порог по нашей воде мы оцениваем 5-й категорией.

До порога №12 "Лифт на эшафот" около двух километров шиверы. Шли гружеными, страховали каяк, разведка осуществлялась с воды. Где-то в этой шивере находится пор.№11 , который мы опять не заметили. Перед пор.№12 заметный уклон и шум, других ориентиров нет, порог расположен на крутом правом повороте. Чалка и разведка по левому берегу обязательны, необходимо определить место чалки перед пор.№13 "Эшафот", который является непроходимым.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Пока часть группы осматривала пороги, остальные готовили обед. Обноса вещей требует непосредственно пор. №12, за ним пару сотен метров простой шиверы, но т.к. вязаться ради этого лень, обнесли вещи сразу за пор.№13. Порог №12 представляет собой слив около 1.5 метров, в габаритном проходе между двумя валунами, после чего еще метров 70 сложной шиверы. При осмотре порога мы недооценили камень в середине слива, и во время прохождения катамаран задел его задней поперечиной каркаса. Получилось мощное торможение от бочки и от удара, в результате чего вывесившиеся вперед Анатолий и Настя упали в воду. Катамарану удалось быстро догнать Настю и зачалиться на правый берег, Анатолий выбрался туда же самостоятельно. Затем кат перечалился к левому берегу, и встал на страховку Андрея, который прошел порог очень технично.

Затем, проходя по очереди сложные участки, подошли к заранее обозначенному месту чалки, метров за 70 до порога №13. Порог №13 начинается после огромных валунов на входе, потом для затравки пара 3-х метровых сливов, а за ними… Это нечто!!! Безумная, завораживающая, заставляющая тихо стоять рядом и упиваться адреналином мощь воды! Стиснутый скалами адский пенный поток несется вниз по S -образной(!) траектории, длина около 40- 50 метров, падение метров 10. На каждом повороте потока бой в стену, карманы, нависающие скалы… Еще не факт, что вынесет!

Нет, даже не надейтесь, сюда мы не полезли. Мы продолжили осматривать порог (это еще не конец!). За описанным выше участком следует относительно спокойный кусочек метров 300 довольно банального сплава 5-6 категории, Башкаус напоминает. До этого места мы и обнесли вечером кат и каяк, оставив их прямо на тропе (метров 60 над уровнем реки), и отложив вопрос о возможности прохождения до утра. Ночевали на стоянке после пор.№13.

1.08. После завтрака пошли доосматривать участок пор.№13 и принимать решение. Предполагаемое прохождение выглядело так: спускаем по скалам кат на веревке к реке (необходимое снаряжение типа обвязок, "восьмерок" и веревки имелось), затем проходим порог. На участке не особо сложная линия движения, нужно в шахматном порядке уворачиваться от больших валунов, причем делать это на скорости, чтобы была возможность пробивать довольно мощные "бочки".

Наиболее опасным выглядело место, где с правого берега на высоте 1 метра от воды нависал каменный выступ (под ним соответственно "карман"), а проход рядом с этим местом был довольно габаритный, метрах в трех слева из воды торчали острые "зубья". Детально осматривая это место с различных точек, мы увидели большой полуобливной камень между выступом и центром струи, который идеально отбрасывал основной поток и правый баллон катамарана влево, прочь от кармана.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003После этого командир и двое членов экипажа дали "добро" на прохождение, но один из матросов, осмотрев порог с высоты птичьего полета, сказал что ему картина ясна, и здесь явный "непроход". Заменить его, порядком отвыкнувшего от катамаранного сплава Андреем, командир не решился. В результате - остаток порога был бесславно обнесен катамараном по берегу. Андрей же на каяке решился на прохождение. Кат встал на страховку. Прохождение Андрея было грамотным и очень техничным, катамаран с завистью наблюдал за ним. После прохождения каякер подтвердил, что для попадания в карман нужно обладать незаурядным талантом, которого у нас нет.

От пор.№13 до пор.№14 "Катаклизм" 200 метров спокойной воды. Олег выяснил это ещеОтчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003 вчера, когда ходил туда рыбачить. По нашим сведениям, там должна была начаться ловиться рыба, но к сожалению это не так. Оставив вещи на прежнем месте, мы перечалили катамаран к началу №14 и начали осмотр (все по левому берегу). Начало порога по S -образной траектории. Привычный габаритный для катамарана заход под левым берегом, затем метров через 10 крутой поворот налево в небольшой слив (1- 1.5 метра ), метров 10-15 спокойной воды в узком каньоне, тормозящая бочка перед основным вторым сливом, и одновременно с поворотом направо на 90 градусов мощный водопадный слив 3 – 3,5 метра с боем в стену и образованием пенной "ванны" между сливом и левым берегом (как в "Малютке", только круче). Из "ванны" струя идет вправо, огибает скалу левого берега (при этом имеется неслабый прижим к скале правого берега), затем 30 метров спокойной воды, слева есть большой улов для чалки (можно выйти на берег), после улова последний водопадный слив 2 метра, и выходная шивера (70- 100 метров ). На наш взгляд – этот порог высшей категории сложности. Прохождение решили разбить на две части, с промежуточной чалкой в улове. Первым шел катамаран, Николай с Анатолием снова поменялись местами. Андрей встал на съемку/страховку на скалу после второго слива.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Миновав под самым левым берегом габаритное место мы свалились в первый слив, который нас изрядно притормозил и развернул. Из-за узости каньона катамаран при развороте стал цепляться носом и кормой за скальные берега, однако аккуратно отталкиваясь от них веслами, мы избежали заклинивания судна и выровняли его по течению. При этом катамаран сильно потерял скорость и почти остановился. Можно выдохнуть и сосредоточиться. Дальше следовал мощный набор скорости для прыжка с водопада, однако бочка до него сильно останавливает. В водопад свалились под левым берегом, при этом Анатолий вывалился из стремян и упал на каркас, остальные усидели чудом. Как и в "Малютке", струя самостоятельно вынесла кат из "ванны", однако избежать правого прижима нам не удалось. "Кармана" там нет, катамаран прижало к скале, но для переворота позывов не было, струя все же слабовата. Пока стояли, Анатолий сумел снова забраться на свое место, и уже полным экипажем, отталкиваясь от берега, мы вышли из прижима и зачалились в улове на левый берег.

Андрей без приключений добрался до основного слива, прошел его нормально, но отплевываясь от воды, не успел задать нужный крен в прижиме, в результате чего перевернулся. Из прижима его вынесла струя, метров через 5 он уже успешно встал "винтом". Однако, как он сам потом рассказывал, в этот момент он абсолютно забыл о существовании третьего слива, поэтому встав, он стал не спеша протирать от воды глазки, ушки… Отряхнувшись он увидел, что до слива-то всего оказывается пара метров, и начал работать веслом так, что буруны пошли. В результате он траверсировал поток у слива таким образом, что корма каяка чуть ли не свешивалась в водопад. Причалив к берегу он услышал теплую, поздравительную речь командира, смысл которой сводился к необходимости более тщательного запоминания характера препятствия.

Прохождение третьего слива порога катамараном запомнилось очередным вылетом Анатолия из стремян на каркас и вылавливанием дорогого импортного весла. Все закончилось благополучно. Выходная шивера для разгруженного судна сложности не представляет. Андрюху в сливе перевернуло и пополоскало, однако все тоже закончилось штатно.

Обед у нас был на прежнем месте. Закончив его, мы перетащили вещи за пор.№14, увязали их на кат, и продолжили сплав. До порога №15 "Челюсти" около 5 километров абсолютно нудного сплава. Радость доставляют лишь бескрайние поля березки по берегам, кому-то по ней идти… Порог №15 начинается шиверой на крутом левом повороте. До этого течение настолько спокойное, что нечаянно влететь туда невозможно. Чалка для осмотра на левый берег. Порог представляет собой ряд засоренных камнями сливов 2 – 2.5 метра, общая длина около 300 метров. В пороге много полугабаритных мест и камней, увернуться от всего невозможно. Прохождение порога катамараном приведет почти к стопроцентной поломке чего-либо, опасности для жизни и здоровья нет. Идти не хочется, нет стимула. Удовольствия прохождение не принесет, а ради "галочки" в маршрутке, штопаться потом неделю, стоя на озере, неохота. Катамаран решили обносить, каяк будет проходить завтра. Еще раз повторимся, что если задаться целью пройти реку целиком, то этот порог проходим. Сложность порога для надувных судов оцениваем 5 категорией (при такой сложности прохождения повреждения катамарана сводятся к минимуму), опасность - 4, 4-5.

Вечером обнесли вещи за порог, тут есть хорошая стоянка. До озера по прямой - метров 100, но река еще долго петляет, по ней метров 300. На ужин Олег преподнес нам королевский подарок, наконец-то наловив десятка два хариусов. Обнос катамарана оставили назавтра, сегодня уже лень. Вечером пытались жарить рыбу на крышке от кана, которую предполагалось использовать как сковородку. Очень неудобно и долго. В результате сварили ухи и до отвала ей наелись. Чувство голода забылось, забылась и мелкая утренняя ссора.

2.08. С утра светит солнце. Решили устроить полудневку, надо высушить вещи и помыться после последнего сегодняшнего обноса пор.№15, больше на маршруте обносов быть не должно! После завтрака Настя бегала на водопад, который видно справа от реки. Оба раза переходя вброд разлившийся на протоки Кок-Хем она падала и купала фотоаппарат, который естественно, перестал работать.

После обеда собрались, и стали страховать Андрюху. Пор №15 - "Челюсти" он прошел нормально, благополучно миновав все полупроходимые для катамарана места. Сегодня мы планировали лишь пересечь озеро Кара-Балык и встать на другой его стороне, поэтому вышли поздновато, около 17.00. Как же муторно грести столько времени по спокойной воде! Хорошо еще, что в конце озера подул мощный попутный ветер.

На озере несколько брошенных изб промысловиков, внутрь не заходили. На берегах полно самых разнообразных следов зверей, живьем однако никого не видели. Шли около двух часов, встали на левом берегу в другом конце озера, у памятной стелы. В избе рядом Олег нашел длинный кусок толстой проволоки, и плоскогубцами сделал из нее подобие решетки для барбекю. Остаток похода мы жарили рыбу только на ней, и можем сказать, что это настоящая находка для лентяев – рыбу не надо ни чистить, ни потрошить. Решетка с рыбой кладется чуть выше уровня углей, когда рыба запекается с обоих сторон, с нее легко удаляется кожа вместе с чешуей, затем ложкой снимается все мясо (по вкусу что-то среднее между жареным и копченым, довольно вкусно), а внутренности остаются внутри скелета и потом выбрасываются. Отличное дополнение к ужину! Жить будем!

3.08. Погода солнечная, на воду вышли в 10.30. Вошли в Бий-Хем, течение слабое, экипаж по солнышку гребет неохотно, все больше засматриваясь на стаи непуганых хариусов, которые плавают прямо под баллонами. На воде множество уток. За очередным поворотом видим лося, зашедшего в воду, и мирно щиплющего там какую-то подводную лосиную травку. Нашим пацифистским настроениям лось не поверил, и в туче брызг исчез в лесу. Километров через 10 после озера здоровый плес, вода стоит. За плесом явно слышен звук порога "Огурец" . Зачалились перед ним на левый берег, прошли до середины порога посмотрели, и вернулись для прохождения. Порог простой, может быть пройден сходу. Заход чуть правее центра и дальше по основной струе, минуя цепочку стоячих валов и несильную бочку в конце. Так как время уже 13.00, на левом берегу после порога устроили обед. После обеда вышли около 15.30. На реке легкие шиверы, которые плавно переходят в Шивитский каскад . Натренировавшись проходить шиверы на Кок-Хеме, идем все сходу. Катамаран первый, за ним каяк. Шивера усложняется, не соскучишься. Где-то примерно в пятой ступени, на заходе в габаритный проход успеваем немного сбросить скорость, и катамаран натурально застревает между двумя камнями. Может оно и к лучшему, зато не поломали каркас. Последующий осмотр с берега не выявил лучшего места для прохода. Каяк успел зачалиться раньше. Экипаж ката вылез на берег и за чалку провел судно на 10 метров вперед. Остаток каскада прошли без серьезных ошибок. Уровень воды у нас был высокий, и мы категорически не рекомендуем повторять наши действия экипажам, прошедшим Кок-Хем по берегу. На груженых судах с не очень опытным экипажем здесь можно "наломать дров". Сложность участка оцениваем как твердую 4-ку, но протяженность – почти 8 км !

Около 17.00 встали на хорошую стоянку на левом берегу, после впадения притока Одурум. Здесь полно смородины, грибов, а вот рыба почему-то ловится перестала. Есть дерево с памятными табличками побывавших здесь групп, мы свою тоже прибили. Вытаскивая на берег кат, обнаружили небольшой разрыв внешней оболочки баллона, видимо "поймали" в шивите. Завтра будем зашивать.

4.08. С утра погода хорошая. После завтрака зашили катамаран, на воду вышли в 11.00. Через сорок минут сплава, четко по описанию, подошли к пор. "Водопадный". Ориентир – скальные выходы по левому берегу высотой 12- 15 метров. Осмотр по левому берегу. Как потом выяснилось, за сам порог мы приняли заходную шиверу, о чем однако не жалеем. Заход в порог не сложен, однако правильную линию движения с воды определить непросто. Отсняли прохождение этой части порога, сначала кат, потом каяк. Проход ближе к левому берегу, шли гружеными. После отчаливания катамаран ушел вперед и первым заметил основной слив порога, который находился метрах в 100 впереди, и виден только вблизи. Слив не сильный, высотой 1.5 метра, проход ближе к правому берегу. Катамаран сигнализировал каяку веслом об опасности, а сам прошел слив сходу и встал ниже для съемки/страховки. Каяк прошел ближе к центру, где было больше камней, но слабее слив. В нашу воду заход в порог был сложнее его самого.

Через километр сплава река входит в каньон, шиверы чуть усложняются. Необходимо зачалиться к левому берегу для разведки пор. "Сухой" Подъем на стену идет по крупному курумнику, наверху есть слабая тропка, однако и без нее идти легко. До порога не дошли метров 150, решили разгрузить кат, а заодно и пообедать здесь. В районе самого порога есть ручей, так что бегать за водой к реке не надо. По берегам растет много красной и черной смородины. Пока обедали и обносили вещи, прошел короткий мощный ливень. К прохождению приступили позднее чем думали.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Порог "Сухой" является несложным, но интересна линия движения. Катамаран шел по S-образной траектории. После входной шиверы заход под правый берег, огибание каменной гряды, уход через центр к левому берегу, здесь несильная бочка, дальше струя несет в центр, однако надо чалится в уловок у левого берега, здесь удобный спуск к воде для последующей увязки. Однако обленившийся после обеда экипаж ката не успел зачалиться в планируемом месте и встал только метрах в 40 ниже по течению. В результате пришлось потом спускать вещи там, где нормальные люди этого никогда не делали. Каяк прошел порог под правым берегом, избегая крупных бочек.

До следующего порога "Сюрприз" около 3-х часов сплава. Попадаются длинные участки горелого леса и несколько каньонов. Перед порогом справа впадает приток, затем река входит в каньон и следует несколько мощных шивер с жесткими бочками. На берег не выходили, шли сходу, чалясь в уловах до и после опасных участков. На крутом правом повороте начинается сам порог, нужно успеть зачалиться к левому берегу. Здесь мы планировали встать на ночевку. Отличная тропа для осмотра проходит наверху, где-то в середине порога прямо на тропе отличная стоянка (пожалуй, лучшая за весь поход). Полно крупной и спелой голубики, смородины, грибов. Единственная проблема – вода далеко, положили в рюкзак большой полиэтиленовый мешок для мусора (чистый естественно), литров на 50, и в нем с вечера принесли воды. Сверху отличные виды на горы, реку.Вечером после ужина мы еще долго сидели у костра, жарили рыбу-барбекю и пили чай с голубикой.

5.08. Встали и вышли поздно, сказываются вечерние посиделки. Около 11.30 спустили по тропе обноса вещи вниз, за порог, поставили Андрея на съемку. Порог, особенно если смотреть сверху, опасности не представлял. Заход в порог под левым берегом, затем ближе к правому, здесь обход ближе к центру единственно опасного места - прижима у правого берега. Вода высокая, линия движения простая, валы большие, от прижима уход есть. К прохождению подошли не особенно серьезно. При прохождении ката, мы отметили, что валы с верху кажутся сильно безопасней, чем есть на самом деле, а в прижим затаскивает очень даже ощутимо. Об этом было сообщено Андрюхе, однако он все же недооценил мощь воды. Еще на заходе в порог его положило на одном из валов, и дальше почти весь порог (!) он шел вниз головой, лишь успевая на мгновенья вставать, чтобы вдохнуть очередную порцию воздуха. Прижима ему миновать не удалось, но место на его счастье оказалось проносное и глубокое, камней головой он не собрал. Встал он самостоятельно, но уже после порога. Страховка не понадобилась. В тысячный раз подтвердили правило: относись к любому порогу с уважением!

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Через час сплава нон-стоп подошли к порогу "Кайфас". По описанию ориентиром близости порога является какой-то приток, который мы не видели, видимо шли другой протокой. Перед порогом здоровый плес, слышен шум и видно падение уровня реки. Не промажешь. Чалка на правый берег, здесь и чуть выше есть тропы, нижняя для осмотра, верхняя для обноса, вскоре они сливаются. Бегло осмотрели порог, потом перенесли вещи ниже порога и устроили там обед. Проходить решили после обеда, хорошо перед этим отдохнув. Порог серьезный, выложиться на прохождении надо полностью, а не лениво махать веслами. Андрею при регистрации маршрута в МКК, запретили идти первые два слива порога, сейчас, он предлагает командиру пойти на должностное преступление и выпустить его на прохождение порога целиком. Однако командир советует ему не торопиться с выводами о сложности препятствия, толком его не осмотрев.

В 16.30 вышли на осмотр и последующее прохождение. Высокий уровень воды сильно изменил порог по сравнению с описанием. Начинается он короткой заходной шиверой, в ней цепочка стоячих валов под левым берегом, (рядом с ними правее есть бочка, можно выбрать кому что нравится), затем пологий но мощный слив 2,5- 3 метра. Метров через 10-15 второй такой же слив, за ним участок относительно спокойной воды метров 50, на котором обходя камни можно выбрать дальнейшую линию движения. После этого участка основной поток идет слева и по центру, образуя у левого берега мощнейшую смесь косых бочек, в центре русла находится отвесный водопадный слив метра 2 высотой, а совсем справа у берега, огибая каменную глыбу, мелкая габаритная протока, засоренная камнями. Далее слева находится прижим, про который с ужасом отзывались в описании, но сейчас карман там залит, к тому же оказались залитыми камни по центру русла. Планируем идти прямо по ним. После этого можно считать, что порог кончился, дальше только быстроток и невысокие пологие валы. Нижняя чалка возможна в одну из нескольких "бухт" слева – здесь мощные улова. В результате высокой воды, сложность порога осталась примерно на том же уровне, а вот опасность увеличилась. Все сливы и бочки, которые по описанию катамараны преодолевают без проблем, превратились в мощные водопады, каждое из этих препятствий в отдельности может считаться именным порогом! Основная задача была не растерять экипаж в первых двух сливах порога, тем более не допустить переворота судна, ведь страховки у нас фактически нет, а попытка прохождения самосплавом третьего слива может так и окончится попыткой – мощное обратное течение в бочках не каждый сумеет преодолеть.

Андрея для съемки поставили на участке спокойной воды перед третьим сливом. Это единственная точка, с которой виден весь порог, однако на получившихся фотографиях он не смотрится абсолютно. Не верь глазам своим – это самый опасный порог на всем маршруте! Кстати, будущим группам большое пожелание попытаться крупно отснять прохождение в две камеры, должно здорово получиться.

На 17.30 был назначен старт катамарана, в это время Андрей должен включить камеру. Николай с Анатолием меняются местами, идет перевязка стремян, подкачка судна и обязательная для всех разминка. Последние минуты тянутся мучительно долго. В голове обрывки мыслей: это подтянул, здесь подвязал, вроде все. Тридцать секунд до старта, двадцать… И в напряженной тишине все с нетерпением ждут слова "старт", с жадностью ловят любую команду командира.

Старт. С этого момента страх уходит, уступая место холодной расчетливости и работе на пределе сил. Заход под левый берег, сигнал Андрею, мощный разгон и прыжок в бочку, правее стоячих валов. Снова разгон, секунда полета, удар воды в грудь, и вот уже первый слив позади. До второго всего ничего, успеть бы набрать скорость. Еще удар, на этот раз сильнее, где-то треск, но сейчас не до этого. Можно на долю секунды обернуться. Нас четверо! Шансы успешного прохождения возрастают. Следует уход под правый берег с уводом судна от камней, затем в центр, и вплотную к каменной гряде справа, мы прыгаем с водопадного слива. Катамаран зарывается в пену и на секунду останавливается, но мощные гребки заставляют его двигаться дальше, прямо на обливные камни, направлявшие когда-то струю в карман. Успешно пройдя после них скальные "ворота", означающие завершение порога, мы зачалились в самый первый улов справа, здесь пришлось немного погрести по "поганкам", но это уже мелочи. Главное прошли! Вытаскивая катамаран на берег, обнаружили источник треска: сломалась часть внутренней "продолины" каркаса под Настей. Завтра будем ремонтировать. Встречаем озабоченного Андрюху. Он даже через видоискатель камеры видел, как затормозило кат в водопадном сливе. О прохождении порога целиком уже не просит, думает идти ли вообще. Приняли решение оставить кат здесь и дать ему время подумать до утра.

Самая хорошая стоянка расположена в конце тропы обноса, прямо у воды. Мы не сразу ее нашли и обедали выше, там тоже стоянка, но хуже. Теперь мы перенесли вещи вниз, натянули общественный тент и стали с комфортом пережидать вновь начавшуюся непогоду. Сегодня естественно уже никуда не пошли, а вечер потратили на жарку грибов и приятные беседы о прохождении. Андрей думает.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.20036.08. Подъем в 8 утра. Погода неважная, после завтрака отремонтировали кат, переоделись в сплавное и стали страховать Андрюху, который придумал оригинальную линию движения в пороге и решил идти. Катамаран с Олегом - Николаем на задних номерах и Настей с морковкой впереди, перечалили на левый берег в улово, отсюда можно видеть порог и моментально выйти в критический момент, минуя "поганки". Анатолий встал на съемку. Андрей стартовал ниже двух первых сливов, и чтобы миновать опасный для него водопадный слив по центру струи, ушел под самый правый берег в узкую протоку. Здесь он прошел нормально, несмотря на неслабые косые валы, а потом в какой-то безобидной на первый взгляд бочке, красиво перевернулся "свечкой". Встал уже после порога, страховка не понадобилась.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003От порога "Кайфас" до порога "Узкий" около пяти минут сплава. Порог виден с воды, особых ориентиров нет. Зачалились на левый берег, здесь есть тропа для осмотра. По нашему описанию порог отличался особой красотой, но по моросящему дождику восторга он не произвел. Река уходит в глубокий каньон, тропа идет на большой высоте. Наверное, было бы действительно красиво отснять прохождение по хорошей погоде, прямо с воды. В спортивном плане порог не интересен, начинается он узким (метра 3 шириной) заходом, потом ряд валов, поворот реки направо, здесь несколько мощных бочек, от которых при желании можно увернуться, и последний крутой левый поворот, после которого ничего нет. Шли гружеными, по высокой воде вся река представляет собой большое улово с "поганками", тяжелый катамаран ворочается тяжело. Собрали почти все бочки, ну и ладно. Более проворный каяк прошел, можно сказать, по спокойной воде.

Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Отчет о пеше-водном путешествии 5й кат. сложности в районе Тувы по маршруту: пос. Орлик – пер.Чойган – Зеленое озеро – оз. Кок-Холь – р. Кок-Хем – оз. Кара-Балык – р.Бий-Хем – пос. Тоора-Хем – г.Кызыл, совершенном с 19.07.2003 по 16.08.2003Через 10 минут сплава порог "Элен" . Виден с воды, чалка на правый берег. Здесь тропа для обноса, чтобы детально осмотреть порог, нужно сходить с нее левее. Решили после прохождения устроить здесь обед, поскольку долго возились со съемкой на предыдущем препятствии. Обнесли вещи за порог, в нашу воду представляющий собой идеальное место для катания детей на рафте. Другое дело, что никакой идиот рафт сюда не понесет, для этого существует речка "Катунь", а вот для небольших судов порог может быть опасен. Основная струя под левым берегом, большие валы и бочки. Перед мощным выходным валом уход ближе к центру от прижима к левому берегу. После выходного вала чистая и спокойная вода на десятки километров вперед. Это навело Николая и Настю на мысль несколько развеселить заскучавший экипаж, и попытаться поставить кат-4 "свечкой", а-ля речка Мста. Но, к сожалению, во время прохождения Настя видимо передумала, да и скорость течения была великовата. Так что попытка правого переднего номера добавить разнообразия в рутину прохождения, ни к чему не привела. Порог был пройден успешно, но без "огонька".

Назначили Андрею время старта, а сами стали готовить обед. В нужную минуту все заняли свои места на съемке или страховке. Андрей лег на какой-то из бочек в середине порога, тщетно пытался встать, и уже после прохождения выходного вала, "отстрелился". Вода уже была спокойная, но мы весь поход мечтали о красочных спас работах! Идет скорее работа на камеру: летит "морковка", Андрей ее ловит, отважные катамаранщики участливо плавают вокруг. Лица у всех такие, словно совершили подвиг по спасению ребенка на пожаре. Уже на берегу наш отважный каякер демонстрирует погнутую где-то в пороге лопасть весла, которая помешала ему встать.

Пока готовили обед, Олег поймал самого большого за весь поход хариуса, весом около килограмма. Вышли в 15.40, идет дождик, холодно. Греемся интенсивной греблей, да еще плюс вода несет, в результате имеем неплохую скорость. Начальство довольно. Попадаются ощутимые прижимы к завалам из деревьев, но 90 процентов времени сплав скучный. Видели косулю, стаи журавлей и гусей. Думаем дойти сегодня до водопада. К 20.00 на катамаране начинают зреть панические настроения, высказываются мысли о ночевке на воде, о попадании в темноте в водопад, да и к тому же все мокрые, голодные и холодные… Доводы командира о том, что в походе пятой категории людям вообще свойственно чувство усталости, и то что стемнеет еще только через два часа, экипаж уже не успокаивают. Приходится вставать на ночлег на одной из галечных кос, хотя, что называется, пятой точкой чувствуется близость водопада и хорошей стоянки.

7.08. С утра для разнообразия встали в 9.30. Какой же это кайф! В 11.30 вышли, через полчаса (оставляю без комментариев) вышли к водопаду. Перед ним подпор воды и шум такой, что влететь невозможно. Чалка на левый берег, здесь начинается "улица" для обноса. Обносим вещи, смотрим водопад. Попытаться, конечно, можно (вы понимаете что именно). Но на выходе стоит очень опасный камень, сильно сужающий поток слева. Ну и на входе отвесный слив метра три. А вот серединку можно было бы попробовать прыгнуть, в большую воду здесь не заклинит.

Обносим суда, внизу большая поляна с кострищами. До обеда можно попытаться поймать тайменя, а Настя пытается учиться плавать на каяке. К обеду тайменя не поймали. Если быть честными, то вообще ничего не поймали. Отсутствие обещанной описанием "суперрыбалки" объяснили высокой водой, в которой рыба не ловится. В обед группа с понурым видом жует сублимированный творог с курагой, жареным арахисом и шоколадом. Скучно без рыбы.

Вышли на воду в 15.40. Вода скучная, от скуки гребем все время, меняемся баллонами, чтобы тренировать разные группы мышц. Анатолий иногда поет песни. Настя считает, что так плыть веселее, а Андрей на каяке почему-то всегда в такие моменты уплывает подальше.

На ночевку встали в 20.00 сложно сказать где, к карте не привязывались. Вечером Олег поставил закидушку на тайменя, может все-таки поймаем? Ужин отметился обилием вкусного киселя, и тем, что в радиусе двух метров вокруг стоянки можно легко набрать по кружке ягод трех видов - черная и красная смородина плюс голубика.

8.08. Подъем в 9.00, с утра накрапывает дождик. На закидушку поймали пучок водорослей и коряги. Вышли в 10.30, привязались к карте. Через некоторое время стали свидетелями редкого по красоте зрелища. На правом берегу увидели лося, который то ли от наших криков, то ли из-за какой-то опасности, прыгнул в воду и стал переплывать реку прямо перед нами. Пришлось даже немного притормозить катамаран, чтобы не налететь на его могучие рога. Доплыв до крутого левого берега, он долгое время не мог выбраться, выпрыгивая и поднимая тучи брызг. Весь процесс был заснят на видео (вот что значит держать камеру под рукой), кадры получились потрясающие. На обед встали около 13.30 у впадения Серлиг-Хема. Рыбу не поймали и здесь. После обеда вышли в 15.30, через некоторое время увидели первую моторку, правда еще без людей. Погода издевательская: шквал дождя, вымачивающий до нитки, потом солнце, и только успеваешь высохнуть – снова дождь. Вода высокая, течение более-менее везде есть. Гребем на судах все время, но естественно не интенсивно. Проплыли Баш-Хем, в 18.00 увидели Харал. По описанию вода здесь должна быть сильно грязной, но сейчас она чуть более мутная чем в Бий-Хеме, в общем терпимо. Встали на ночевку километрах в 6 ниже. Вечером нодья, блины и доистребление раскладки. Примерно за 1 час до окончательной стоянки, выйдя на берег, на голом бревне неожиданно увидели крупную гадюку. Это была наша первая встреча со змеей в течение пяти последних путешествий по Саянам.

9.08. Встали в 9.00, ночью был заморозок. Вышли в 10.40, идем по вчерашней погоде, в целом довольно холодно. К обеду дошли до притока О-Хем, стояли на правом берегу метров 200 до него. Здесь березовая роща и просто сумасшедшее количество белых грибов. Всей группе, а особенно Насте, через некоторое время сбор любых грибов был запрещен. Из тонны собранных боровиков, с собой взяли "только филей".

О-Хем впадает заметным мутным притоком, видимо золотодобывающую драгу с Харала перенесли сюда. Вечером встали у р.Мюун (3 часа хода от О-Хема), здесь уже попадаются моторки, цивилизация близко. Мюун практически не имеет течения, как вариант выброски с маршрута – подняться по нему до одноименного поселка, а оттуда уехать на машине. Как выяснили позже уехать из Тоора-Хема на машине можно, но сложно. Мы, обладая запасом времени, решили дойти до Тоора-Хема и уйти оттуда на теплоходе "Заря", это представлялось нам красивым завершением маршрута.

10.08. Всю ночь лил дождь. Как же за этот поход он нам надоел! Вышли на воду в 11.20, одели на себя неопреновые гидрики, в них хоть не так холодно. К 15.00 без обеда добрались до Тоора-Хема, стоять надо у впадения правого притока Азас (он же Тоора-Хем). Здесь большая поляна, даже дрова имеются. Выше притока находится пос. Тоора-Хем, ниже – пос. Салдам. Пристань, куда причаливает теплоход, находится в Салдаме, рядом с ней дом с вывеской "покупаем у населения гениталии марала". Выяснили, что "Заря" ушла сегодня утром, и что куковать нам тут до вторника. Билет до Кызыла стоит 584 рубля. Еще можно улететь самолетом, в поселке есть аэродром, цена для "нетувинцев" 2400 рублей, тувинцам - 600 рублей. Также можно уехать на машине, сейчас до Мюуна пробили дорогу, но ехать придется на вездеходе типа "Урала", т.е. долго. Решили ждать "Зарю".

Несмотря на воскресенье, в Тоора-Хеме работают магазины, в них есть все, включая ананасы, виноград и бананы. Правда все очень дорого, решили с экзотикой подождать до дома. Купили несколько банок местной тушенки, на одной крупными буквами написано "Тушенка", а ниже маленькими "со свининой" (на деле оказалось соевое мясо), а другой сорт оказался мясным фаршем с костями. Ходили звонить в Москву, переговорный пункт работает круглосуточно. Местное население в подавляющем большинстве трезвое и к туристам относится хорошо. Разница с Москвой по времени составляет 4 часа. В поселке есть прокуратура, военкомат, гостиница, ресторан и пр. Вечером начали отъедаться после похода.

11.08. На улице солнце! Целый день сушились, мылись, загорали, играли в волейбол. Вода в притоке заметно теплее и чище чем в Бий-Хеме, накупались вдоволь. За все время к нам на стоянку пришло только двое местных рыбаков, оба интересные собеседники, узнали от них много интересного. Где-то в 18.00 пошли в Салдам, удостоверились, что "Заря" приплыла. Капитан сказал, что билетов уже нет (когда и как он их успел продать – загадка), но не было случаев, что кого-то оставляли на берегу. Уедем. Посадка начинается в 7.30, отплытие в 8.30. Из неприятной информации – помимо высокой цены билета, еще нужно доплачивать за багаж – 10 кг на человека бесплатно, потом 5 руб./кг.

Вечером к нам на стоянку пришла группа чешских туристов (пешком). По-русски более-менее лопочут, выяснили, что они пришли с оз.Азас, там есть туристическая база, и завтра хотят уехать на "Заре" в Кызыл, "на праздник тувинской культуры". Все они студенты, в летние каникулы решили познакомиться с нашей страной. После Кызыла хотят ехать на Байкал, Олег как специалист стал им рассказывать и показывать на карте, куда лучше сходить. Чехи тыкали пальцами в какие-то богом забытые островки, а Олег им говорил: "Здесь осенью ветер с гор идет, Сарма называется, унесет вас к чертовой матери!". Чехи с пониманием кивали. На ночь они расположились рядом с нами, спать легли рано.

12.08. Подъем в 6.00, накормили себя и чехов рисовой кашкой, подарили им остатки крупы, быстро собрались и выдвинулись на пристань. Пришли туда в 7.20, уже полно народу. Вскоре вышел капитан, сказал нам вязать вещи на крышу (хорошо у чехов был рядом моток веревки), а в салон стали пропускать только тувинцев с билетами. Когда все места с билетами были заняты, запустили всех остальных, в том числе и нас. После отплытия сразу стало ясно, что это полный … Конец одним словом. Внутри народу битком, вместо 60 положенных, на борту наверное человек 150. Хотя тех, кто через 10 минут после отплытия стал протискиваться через весь салон в туалет, людьми можно считать весьма условно. Стоим в проходе, теснота, местные что-то непрерывно галдят на своем языке… Это кошмар. До Кызыла 6 часов мы стояли на ногах, единственным развлечением было прохождение теплоходом последнего Хутинского порога . Валы и бочки не сильно большие, видимо все залило водой.

В Кызыл прибыли просто никакие. Контроль билетиков на выходе действительно существует, "на халяву" не получится. Процедуру взвешивания тоже пришлось пережить, правда мы заявили что нас семеро, и маленько сэкономили. Отделались парой сотен рублей.

Дальнейшая перспектива постоять еще ночку на ногах в общественном автобусе до Абакана как-то не вдохновляла. Немного отойдя от портовых частников, Анатолий договорился о доброске с водителем "Газели". Машинка очень комфортабельная, как маршрутка, только салон качественней. Уехали за 3500 рублей, по дороге завернув на почту для отправки телеграммы в МКК.

Дорога до Абакана идет по началу среди гор. Рядом с дорогой видели могилу А. Лебедя, разбившегося здесь на вертолете. Место и впрямь "нелетное", кругом горные пики и туман. Водитель, а заодно и мы, слушаем местную национальную музыку. Под спокойную мелодию нараспев повторяется одна и та же фраза в течение 20 минут. Как можно слушая такое не уснуть за рулем? В 18.00 остановились пообедать в придорожном кафе. Кормят очень недурно. В Абакан на вокзал приехали около 22.00, разница с московским временем 4 часа. Выяснилось, что билеты на Москву есть только на вечер следующего дня и только купейные. Для нас это было накладно, учитывая предстоящую ночь в гостинице и прочие расходы. Читали в описании, что имеет смысл доехать до ближайшей станции на транссибе (Канск), а затем добираться до Москвы, там ходит много попутных поездов. Долго терроризировали справочную и в результате Николай, Настя и Андрей решили ехать до Новокузнецка (поезд отправлялся через 40 минут), там день гулять, а вечером оттуда уезжать на поезде Новокузнецк-Москва, билеты взяли здесь же. Олегу также предстоял долгий путь домой "на перекладных", а Анатолий собрался лететь на самолете, его поджимало время. Билеты до Новокузнецка взяли купейные (других не было), встал вопрос, пустят ли туда с каяком. Багажного вагона в поезде нет, но несмотря на то, что Андрей заблаговременно оплатил квитанцию "негабаритный груз на руках", проводник наотрез отказался пускать нас с каяком в вагон. За несколько минут до отправления, мы успели сделать попытку "дать на лапу" проводнику, начальнику поезда, какому-то там проверяющему прокурору, но все тщетно. В срочном порядке каяк был передан Олегу и Анатолию для отправки в Москву багажом, а Андрюха поклялся всю жизнь мстить за это МПСовцам.

13.08. Этот день является походным условно. В 8 утра по местному времени (те же 4 часа разницы) часть группы прибыла в Новокузнецк. Первым делом пошли в книжный магазин, попросили посмотреть карту России, чтобы к ней привязаться. Потом гуляли по городу, чтобы убить время пошли на утренний сеанс в кино. Видимо, он существует весьма формально, потому что мы втроем были единственными зрителями. Вечером погрузились на поезд, билеты у нас были самые отвратительные - три верхних "боковушки" в разных частях вагона. Часов до десяти вечера поезд шел пустой, мы уже тешили себя надеждой пересесть в купе, но в какой-то Тьмутаракани в вагон влезла бригада строителей, которая заполнила все свободные места.

14.08. – 16.08.03. Поезд до Москвы. Наконец-то мы дома!

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

1. Река Кок-Хем и большинство ее препятствий доступны для прохождения в высокую воду катамаранами небольшого и среднего объема. Опытным каякерам можно стартовать от озера Устью-Кок-Холь. При наличии страховки на участке до следующего озера Кок-Холь, можно пройти ряд интересных порогов. Начинать сплав надувным судам рекомендуем от озера Кок-Холь, выше него река маловодна и много непроходимых по габаритам мест. Кроме того на озере имеется более-менее нормальный строевой лес. Пороги на реке достаточно сложные, некоторые можно отнести к высшей категории сложности. Наибольшее удовольствие от прохождения реки получат опытные группы, которые не станут обносить все пороги по берегу.

2. Мы предполагали, что волок будет тяжелым. Но то, что мы получили между двумя озерами на Кок-Хеме, превзошло все наши ожидания. Слово "березка" стало отныне именем нарицательным. Посоветовать можно только изнурительные тренировки перед походом.

Понятно, что тащить кучу тяжелых вещей на волоке не хочется. Но если вам суждено будет попасть на Зеленое озеро по плохой погоде, вы пожалеете о не взятом дополнительно свитере и теплых носках.

Многие туристы в отчетах отмечали наличие сносной тропы для волока вдоль Кок-Хема до самого озера Кара-Балык. Не беремся утверждать, что ее точно нет, скажем так: крайне велика вероятность ее не найти и идти по березке напролом. В нашем случае поиски тропы приводили к тому, что участники похода разбредались в разные стороны (при этом сразу теряя друг друга из вида), потом кто-то увидев "просвет" в джунглях радостно кричал "тропа!", все чертыхаясь лезли к нему, а через десяток-другой метров "тропа" заканчивалась. Либо оказывалась явно звериной и уводила в противоположную сторону.

3. На маршруте достаточно много гнуса. На волоке не до него, так что пока дойдете до реки привыкнете. Взятые репелленты использовались редко. Мажется тот кому лень чесаться.

4. Если в группе есть хотя бы один рыбак, и вы способны отличить белый гриб от мухомора – смело урезайте раскладку. Маршрут не имеет себе равных по обилию даров природы. Если пойти в августе, то к общему изобилию добавятся поспевшие кедровые орехи.

5. Среди туристов ходят слухи о конфликтах с тувинцами. Вроде бы имели место случаи грабежа туристских групп на территории этой республики. История событий такая: в начале 90-х годов Тува хотела выйти из состава России и там происходили регулярные волнения. Ангарчане рассказывали, что туда даже летал их местный ОМОН, для воспитательной работы. С тех пор все более-менее затихло, и сейчас мы не встретили каких-то агрессивных настроений в наш адрес. Более того, рядом с Тоора-Хемом мы стояли несколько дней и никто нас не беспокоил, а в самом поселке не видели ни одного напившегося субъекта. Это в выходные дни!

6. В целом группа осталась очень довольна походом, небольшой "минус" к "отличной" оценке можно поставить из-за погоды, но тут уж кому как повезет. Рекомендуем!