31 мая 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Велотуризм

Пройденный маршрут:  Черкесск – Усть-Джегута – Сары-Тюз – Хумара – Новый Карачай – Каменномостский – Верхнекаменномостский – р.Кубань – Эльбрусский – р.Кубань – р.Даут – п.Даут – пер.Эпчик – Теберда – Домбай – Теберда – Карачаевск – Кардоникская – Зеленчукская – Сторожевая – Преградная – Курджиново – Андрюки – Псебай – Мостовской – Губская – Хамкетинская – Новосвободная – Севастопольская – Абадзехская – Каменномостский – (электричка) Майкоп – Апшеронск – Хадыженск – (электричка) Туапсе

GPS-трек: часть 1часть 2

Участники похода: Ольга (olga_snowflake) и Артём (r-tyom) Соколовы

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Маршрут на велосипеде — салатовым цветом.

Пройдено за 10 ходовых дней: 615 км

Общий набор высоты:  9270 м

Цветом выделены комментарии Артёма

Фото с отчета смотри здесь

1 день.  Черкесск – Усть-Джегута – Сары-Тюз – Хумара – Новый Карачай – Каменномостский – Верхнекаменномостский – р. Кубань

(80,5 км. Набор высоты 778 м. )

Рано утром в 5 часов прибываем на вокзал Невинномысской, быстро выгружаем вещи и велосипеды из вагона, так как через 15 минут отходит наша электричка в Черкесск. Оказалось, электричка имеет всего один вагон и останавливается как раз напротив нашего вагона из Питера. Пересаживаемся без проблем и в 7:30 прибываем в Черкесск. Собираем велосипеды.

Здесь хочется отметить одну важную вещь: мы откручивали педали, чтобы было удобнее запихивать велосипеды на верхнюю полку. И при прикручивании их обратно Тёма на своем велосипеды перепутал случайно правую и левую педаль. Таким образом, резьба на левом шатуне оказывается сорванной. Но заметили мы это только в Каменномостском. Итак, выезжаем из города. Ищем кафе, где бы позавтракать. Но еще очень рано, все закрыто. Поэтому покупаем ряженку, йогурт и булочки и съедаем все в теньке. Солнце печет уже во всю, градусов 30. А еще только утро!! Я загорел и обгорел за первые 4 часа похода))

Дорога в Усть-Джегуту очень оживленная, машин много! Проезжаем плотину через р. Кубань. Впечатляет. Фотографируем. Только потом видим знак «Фотографировать запрещено!». Быстренько уезжаем. Только я занял позицию поудобнее, прямо посередине плотины-моста, как слышу, кто-то свистит, обернулся и увидел наверху активно жестикулирующего охранника в форме)).

После Усть-Джегуты — поселок Важное, после него дороги расходятся. Одна – в Карачаевск, другая – в Сары-Тюз. Едем по последней. То, что надо для велосипеда!

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Асфальт  хороший, машин почти нет, красота! Останавливаемся у колонки, обливаемся водой, особенно голову, а то невыносимо жарко. Местный житель объясняет нам, что эта вода не очень чистая для питья и благодушно выносит нам ведро чистой воды. Вскоре решаем искупаться в Кубани. Но вода ледяная, река очень бурная, поэтому просто обливаемся водой. После Нового Карачая есть дорога через реку и в Карачаевск. Мы хотели там заехать в Шоанинский храм, но время уже было  4 часа. Дорога к храму займет часа 2, а нужно еще проехать  населенку и найти место для стоянки. Решаем просто сфотографировать храм снизу.

Проезжаем поселки и к 7 часам  находим-таки место для ночевки – слияние рек Кубани и Колтюбе (полуразрушенный мост, переходим его, там ограждение и табличка «Даутский Заказник» и куча запретов). Ранний утренний подъем и насыщенный день дают о себе знать, в 10 уже ложимся спать. Спим беспокойно из-за шумной горной речки, непривычны такие звуки)))

2 день.  Долина р. Кубань – Эльбрусский – заброшенный пионер. лагерь на р. Даут. (53,2 км. Набор высоты  1225 м.)

Утром перед нами встает проблема сломанной педали, вернее сорванной резьбы. Все попытки Тёмы закрепить ее не увенчались успехом, она просто выпадает из шатуна. Решаем найти укромное место недалеко от нашего поворота на р. Даут, там я останусь с вещами, а Тёма поедет на моем велосипеде, прихватив шатун и педаль в пос. Эльбрусский (15 км), попробует найти сварщика.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Набрал хороший темп в сторону Эльбрусского. Вокруг обалденные виды. Прямо на горизонте возвышается могучий Эльбрус! Периодически останавливаюсь для фотографирования неземной красоты. На развилке дорог и рек, перед заброшенными домами, останавливаюсь у беседки. Водитель «Камаза» привез свою семью, чтобы показать местные красоты. У него-то я и узнал про местного сварщика Алексея. Приехав по адресу, я не застал «кулибина» дома(… Его жена сказала, что он уехал в одно из ближайших сел и вернется не раньше 2-3х часов. Время 11 часов. Поразмыслив, я принимаю решение не пытаться отыскать Алексея, а поехать обратно к Оле и уже с ней вернуться снова в Эльбрусский. По пути встретил 3-х велосипедистов с баулами. После разговора выяснилось, что он с ВелоКубани и у них небольшой местный поход. Один из байкеров, более мотерый, показывает мне свой расколотый шлем, объясняя, что упал на спуске. Я в свою очередь поведал ему свою беду. Уважаемый рассказал мне подобный случай с педалью, как он проехал 800 км по Карелии на болте и посоветовал мне так же вкрутить болт и ехать дальше))

Жду его полтора часа в теньке. Досадно, что  нет телефонной связи. Сегодня жарко, но ветер с гор дует свежий. Возвращается Тёма. Разъясняет ситуацию. Решаем ехать туда вместе, две головы лучше, чем одна. Дом сварщика Алексея сразу у въезда в поселок. И вот удача — он оказывается дома! Нам действительно повезло, что мы застали мастера на месте! Выслушав мои пожелания по ремонту, со словами: «У нас есть пол часа» Алексей предлагает  оптимальное решение проблемы и приступает к делу: нарезал новую резьбу на шатуне, вкрутил в шатун винт подходящего размера, обрезал его. На педали пришлось обрезать часть оси с резьбой. Приварил ось педали к ранее вкрученному болту в шатуне и дело в шляпе) С задней стороны шатуна приварил металлическую шайбу, чтобы болт не выкрутился. Дал мне с собой запасной болт на случай аварии и отпустил. После сего ремонта я проехал весь маршрут без проблем и до сих пор езжу! Думаю теперь буду менять шатуны, только когда моя конструкция развалится)) не раньше. На мой вопрос благодарности, сварщик сказал: «Потом сочтемся». Оля купила Алексею 4 пачки сигарет. Он был, по всей видимости, приятно удивлен, так как она купила именно те сигареты, которые он курит (заметила, когда он выкидывал пачку). Еще спросил: «А вы что, тоже курите?»)))

Полчаса и педаль на своем месте как и раньше! Двигаем в магазин, перекусываем и едем обратно и через 10 км — нужная нам дорога через р. Кубань в долину реки Даут.  Железный мост и табличка «Даутский заказник. Въезд и проход запрещен». Но нам деваться некуда, проходим)) Дорога грунтовая, идет вдоль речки Даут, сразу начинается очень плавный набор высоты. Вокруг очень красиво! проезжаем несколько домиков пастухов, встречаем охотника с ружьем, но без добычи.  Делаем перекус из сухофруктов и батончика из мюслей.

К 7 часам уже начинаем искать место для ночевки. И тут нам на встречу попадается пожилой пастух со стадом коров. Он интересуется нашим маршрутом и предлагает остановиться в домике от бывшего пионерского лагеря. Рядом стоит избушка, в которой живет его семья: дочь, жена и внучок двух лет))) Есть место для костра и облагороженный родничок. В домике света нет, есть только кровати с матрасами (но дом пастуха освещен – у них генератор).  Мы соглашаемся – в компании все же веселей! Сегодня нас ничто не тревожит, спим без задних ног!

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

3 день. р. Даут – пер. Эпчик. (10,3 км. 1320 м).

Подъем ранний, встаем в 5:30. Сегодня сложный день, нужно как можно ближе подойди к перевалу, а еще лучше – перевалить на ту сторону. У Тёмы с утра  плохое самочувствие —  сказывается высота, к тому же он еще обгорел, болит спина, а ведь сегодня придется тащить рюкзаки на себе! Ждать нет возможности, надо ехать. Готовим на горелке, завтракаем, собираемся и прощаемся с гостеприимными хозяевами. Выезд в 7:10.

Погода хорошая, на небе легкие облака, прохладно, вокруг красивые горы. Видим спуск с перевала Ыбчик. Доезжаем до пос. Даут. Там 2 домика пастухов, все обжитые. В одном люди машут нам руками, зовут в гости, смотрят в бинокль на нас. Но нам надо на перевал… Сворачиваем направо на дорогу к перевалу. Сразу начинается крутой подъем. Даже велы везти рядом тяжело. Нам надо набрать почти 1000 м высоты за каких-то 7 км! Часто останавливаемся, пьем. На встречу попадаются пастухи на лошадях. Вскоре подъем становится очень крутым и каменистым. Решаем нести рюкзаки на себе. Тёме очень тяжело – спина обгорела и нести рюкзак довольно больно. Дорога после последнего домика превращается в тропу.

В 4 часа встаем на обед. Видим рядом стадо диких яков. Мимо проезжает УАЗик. Вот это машина! Пройдет где угодно! После нее встречаем опять пастухов на лошадях. Уточняем у них дорогу на перевал.

После обеда проходим километра два и тут начинают стремительно наползать облака, закрывая перевал, видимость падает до 20 м!!! Вообще непонятно, куда идти. Сил уже нет. Тащим рюкзак и велы по очереди. Время 7 вечера, и мы решаем вставать на ночевку. Находим ровное место, ставим палатку, готовим чай и бутерброды и заваливаемся спать в 10 часов.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Высота 2700 м. До перевала еще 300 м набора высоты и примерно 1,8 км пути. Надеемся, что завтра будет ясная погода.

4 день. Штурм Эпчика)) Пер. Эпчик – Теберда. (19,8 км. 582 м).

Как только рассвело, я проснулась и открыла палатку. Передо мной зачаровывающая картина – чистое небо, темные горы и белый Эльбрус! Вокруг бродят дикие яки и громко «хрюкают»))).

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Самочувствие сегодня у нас получше, выспались,  нужно штурмовать перевал.

Готовим завтрак на горелке (опять греча со сгущенкой). Собираемся, в 7:20 выдвигаемся. Яков мы все же напугали и они разбрелись по склонам. Вот и не лень им по горам скакать! Только один самый крупный и белый, в отличие от других (остальные все черные) стоит и смотрит на нас.

По очереди втаскиваем рюкзаки и велики к перевалу. Уложились в 4 ходки. Иногда уклон был такой, что мне казалось нереальным втащить туда даже пустой велосипед! Но глаза боятся, а ноги идут…))  Когда переходили высохшее русло речки, я случайно увидела в камнях лицо!!! Присмотрелась — бронзовый бюст в галстуке, возможно, принесенный из ближайших пионерлагерей (ныне заброшенных).

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Последние 50 м велосипеды мы втаскивали по двое, уклон порядка 40°! Сердце просто колотится, дышать тяжеловато. Но вот в 11.30 мы на перевале с велосипедами! УРА! Мы на Эпчике! Это были самые длинные 2 км в моей жизни!

По ту сторону перевала тоже невообразимая красота! Даже видно было дорогу на Мухинский перевал. Пока карабкались на перевал я натерла мозоль на подошве, около большого пальца, заклеиваю лейкопластырем и одеваю носки и кроссовки, пусть жарко, но мозолей больше не хочется. Полчаса на перекус, фотосессию и одевание сумок и начинаем спускаться.

Спуск по мелкокаменистой тропе, идущей серпантином. Причем, лучше выбирать тропу левее. Те, что идут выше, правее, уходят по склону дальше, а нам надо вниз к реке Эпчик. Не пытайтесь спуститься напрямик по уклону, это не реально!) Внизу опять же бродят яки, они видят нас и начинают скакать вниз к кошаре. Кстати, подъем со стороны Теберды на перевал был бы намного сложнее. Спускаемся до домика, там пасутся коровы да лошади. Вскоре приезжает на лощади и сам пастух и начинает отгонять диких яков от коров на самый верх, к перевалу, так что поговорить нам не удалось.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Переходим на левый (орографически) берег р. Эпчик и подъезжаем к небольшому озерцу. В нем блаженствовала корова до нашего прихода).

Виды вокруг завораживающие! Устраиваем на озере обед. Через час продолжаем спуск. Тропу практически не видно, едем по кочкам и траве. Еще раз думаем про себя, что здесь подъем намного сложнее!!!

Вскоре тропинка спускается к речке, и мы спешиваемся. С одной стороны — обрыв к реке, с другой – уклон почти в 30 град. Огромные валуны мешают нормальному спуску, постоянно перетаскиваем через них велосипеды. Переходим 2 брода. В одном месте раздираю ногу передними звездами, рана не очень глубокая, но неприятно. Плюс постоянно бьемся педалями, да еще и слепни одолевают, просто кошмар.  И не оденешься, солнце шпарит! Но через пару километров тропа становится проезжабельной, а вскоре вообще превращается в дорогу. Быстро слетаем в Теберду и ищем турбазу. Надо отдохнуть и помыться после сложного перехода (и душного поезда).

Остановились у первого отеля: цена за 2- местный номер с удобствами и кондеем – 1500р. Едем дальше. У прохожего узнаю о местных турбазах. В магазине нам советуют остановиться у одной семьи в отдельном домике за 300 р. с человека. Место нам понравилось, решаем остаться  и завтра скататься радиально в Домбай. Сегодня хоть и был спуск,  но довольно сложный, вымотались. В спокойной обстановке, после того, как я снял сумку с велосипеда, я заметил, что три стойки из шести у багажника лопнули(… с одной стороны одна и с другой две… Вот так спуск.

5 день (21 июля). Теберда – Домбай – радиалка к водопаду и леднику Алибекский – Домбай – Теберда. (62,8 км. 1303 м).

Утром просыпаемся в 8 часов, решили поспать подольше. Встаю и понимаю, что у меня болит все тело от шеи до пальцев ног! Все-таки физическая нагрузка была немалая! Завтракаем и в начале одиннадцатого выезжаем налегке. Тут вспоминаем, что для радиалки нужны пропуска, вчера уже было поздно их забирать, а сейчас очень не хочется ехать вниз в город, искать погранзаставу, терять время, ведь уже начинает вовсю жарить солнце. Решаем ехать без них. Хозяин позвонил своему родственнику, а он узнал через свои связи, что наши пропуска уже готовы. Возможно, удастся купить разовые пропуска на месте, дабы не возвращаться на погранпост. Хозяин нашего домика Мурат советовал нам поехать на Северный приют, там красивое ущелье и озеро. Но как все успеть за один день? Нам еще очень хотелось бы посетить водопад и ледник Алибекский. Решаем все же идти по нашему плану. До Домбая чуть больше 20 км. Дорога отличного качества, очень плавный набор высоты. Я его даже не замечала почти. Сейчас на протяжении всего подъема от Теберды до Домбая меняют асфальт и укрепляют придорожные участки. Только в самом конце перед поселком 12% уклон, но он недолгий.

Река Теберда

Подъезжаем к Домбаю

Въезжаем в Домбай. Находим кафе и съедаем по хычину с чаем. При заказе хычина, я расчитывал получить никое сдобное изделие размером с небольшую булочку, а принесли 2 больших тарелки, на каждой из них лежал сочный хычин!  Размером с приличный блин). Потом уже поняли, что нам бы и одного хватило на двоих)).Вокруг высокие заснеженные пики, красотища!

В поселке Домбай. Обедаем в кафе

Едем в сторону альплагеря Алибек. Асфальт вскоре заканчивается, и дорога превращается в лесную и каменистую, ну и постоянно вверх! Проезжаем границу заповедника, платим по 50 руб. с человека. Доезжаем до альплагеря, пристегиваем там велосипеды, берем с собой заплечный рюкзачок, еду, аптечку и фотоаппараты.По пути встречаем группу ребят из Магнитогорска. Они идут пешком на водопад. Заводится беседа на велосипедную тему: оказывается ребята даунхильщики). Очень сожалеют, что не взяли своих «верных коней» с собой.

Дорога к альплагерю Алибек

Через 2 км после лагеря стоит погранпост и без пропусков ни на водопад,  ни на Турье озеро или перевал Алибек никого не пускают! Мы объясняем пограничнику нашу ситуацию с пропусками и тут он быстро звонит по мобильному в Теберду на заставу и спрашивает, готовы ли наши пропуска. Получив положительный ответ, он нас пропускает! Вот это удача!!! Мы быстрым шагом доходим до водопада (есть указатель). Водопад впечатляет, такой мощный, куча брызг! Фотографируемся, набираем водички из источника и бежим на Турье озеро и ледник.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

На пути к водопаду Оля где-то обронила велоперчатку… На обратном пути нам встретился мужчина с золотой цепью и Олиной перчаткой)) Вернув нам рукавичку, мужчина сказал: «Увидите по пути белую кепку, повесьте, пожалуйста, на ветку, слева по ходу движения!»))) любезно поблагодарив,  мы откланились. На развилке между тропами на водопад и на Турье озеро табличка, извещающая о том, что мост через реку сломан.

После брода через речку тропа начинает скакать между камней, и я ее теряю и незаметно выхожу на другую, идущую круто в гору, но мы не придаем этому значения и карабкаемся по ней. Вскоре теряем ее, начинаем искать среди зарослей и внезапно выходным на разрушенный домик. В описании отчета, скачанного из интернета и взятого с собой, узнаем, что это хижина Визбора, а от нее находим и нашу тропу на озеро! Времени уже 5 часов. Припозднились мы что-то… Вскоре переходим вброд речку, скачем как горные козлы, вода просто ледяная, ноги сводит моментально! И тут выходим на гребень у ледника Алибекский. Вот это мощь! Виды вокруг поражают!! Долго фотографируем.Вскоре я замечаю тучу, наползающую с перевала. Меня это пугает, и мы решаем не идти к озеру, а возвращаться обратно. Место расположения озера было уже понятно) оставалось примерно метров 500 до него. Но это не просто по прямой дороге пройти, а нужно было ползти по гребню.

Где-то в камнях

Вид на ледник

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Обратно идем четко по тропе, она маркирована и стоят турики. Спускаемся быстрее, чем поднимались. Доходим до велосипедов и тут замечаем, что колесо у Тёмы спущено. Начинаем клеиться (хотя по уму нужно было бы взять запасные камеры). Тут начинает греметь гром… Ох как не хочется дождя! Тёма даже куртку с собой не брал. Через 15 минут стартуем и вскоре выезжаем на асфальт. Дождь так и не собрался. Выезжаем из Домбая. Обратно долетели за час, дорога почти всегда под горку, крутим довольно шустро! Я смог поставить скоростной рекорд похода — 66,9 км/ч, учитывая грубые Schwalbe Nobby Nic.

В Теберде заезжаем в магазин и покупаем продукты. А вот дома нас ждало небольшое разочарование. Во вторую комнатку в коттедже заселили отдыхающих. Видимо, они очень часто останавливаются у наших хозяев. С ними были двое детей и разделять их с родителями не хотелось. Поэтому было решено нас поселить в комнатку во дворе у хозяев. Но придя туда, мы обнаружили муравьиную тропу, причем  живности этой было очень много, да еще и с крыльями! В общем, поселили нас в комнату в хозяйском доме, там было хорошо и уютно, но все-таки, в коттеджике было лучше… Ужинаем макаронами с сардельками. Но я только откусила от них кусочек и поняла, что есть их невозможно…. В общем, вечер был немного подпорчен.

Вообще в Домбае и Теберде очень много всего интересного: и Муруджинские озера, и Бадукские озера, и Чучхурские водопады, и Северный приют! Надо для этого дня 3-4! Причем некоторые места доступны только в пешем варианте. Надо приезжать сюда еще раз! Кстати, вечером решаем, что на Мухинский перевал мы не пойдем. Погода просто мегажаркая, подниматься на перевал нет никакого желания, да и к тому же после Эпчика я толком не отдохнула, все мышцы ужасно болят. Решаем ехать через Карачаевск и дальше по маршруту.

6 день. Теберда – Карачаевск – Кардоникская – р. Маруха. (81,5 км. 638 м.)

Утром долгие сборы. Тема меняет камеру и переставляет покрышки местами на своем велосипеде. Прощаемся с хозяевами, фотографируемся на память.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Хозяин говорит, что дорога сейчас будет постепенно идти на спуск, и мы быстро слетим в Карачаевск. Выезжаем почти в 10 часов. Жара уже стоит невозможная. Проезжаем поворот на дорогу, ведущую к Мухинскому перевалу. Грустно, что  нет сил туда уже ехать…((( Быстрого «слета» в Карачаевск не получилось – постоянно дул сильный встречный ветер, приходилось крутить даже на спусках, разгоняясь хотя бы до 25 км/ч!!! Ну хоть было не так жарко ехать. По пути встречаем вагончики с ульями и покупаем баночку мёда.

Въезжаем в Карачаевск, сразу ищем магазин, покупаем по холодному йогурту и кефиру с булочкой, да пару апельсинов. Все съедаем в парке в тенечке и двигаем дальше. Пока мы кушали, наблюдали следующую картину: двое горячих карачаевских парней на крутых авто – Жигули последней модели)) остановились прямо по середине проезжей части по разные стороны от двойной сплошной и активно ведут дружескую беседу!))) Местные, видимо, уже настолько привыкли к подобным выходкам, что абсолютно спокойно объезжали хлопцев).

+39…

Карачаевск

В поселке Кумыш развилка, на ней поворачиваем налево, на Кардоникскую, проезжаем туннель, недлинный, метров  500. А мы-то подготовились, нацепили фонари и шлемы, как будто будем километров 5 по темному тоннелю крутить!)) Тоннель оказался не только автомобильным, но и коровопроходным). С обоих сторон было очень много лепешек))). После тоннеля начинается длинный тягун почти до самой станицы Кардоникская.

вот такой тягунок

Время уже 7 часов, солнце низко,  но жара не спадает! Вскоре въезжаем в станицу. Тут Тёму посетила мысль найти жилье у местных, поскольку здесь начинаются поля и места довольно открытые, встать с палаткой незаметно становится проблематично. Спрашиваем в магазине, никто ничего не знает. Вскоре находим дом, где нас соглашаются приютить, но хозяева оказываются настоящими любителями спиртного! Посмотрев на комнаты и жильцов, мы быстро прощаемся и крутим педали подальше от этого места! Уж лучше спать в кустах!

Солнце уже село, и начинает темнеть, а дорога очень оживленная, кругом поля, никакого леса. Проблема с ночевкой встает перед нами во всей красе. Вскоре доезжаем до речки Маруха, берега ее заросли кустами и место для ночевки можно найти, но замечаем там много местных, приехавших на отдых. Проверяем пару мест – все занято, а нам очень не хочется привлекать к себе внимание! Катаемся по дороге взад вперед. И тут я примечаю  незаметную тропку, ведущую к реке. Теперь нужно дождаться, чтобы не было проезжающих машин, видящих, как мы туда заезжаем. Вскоре такой момент выдается, и мы быстро слетаем с дороги в эти кусты! Слава Богу, место оказывается свободным и вариантов для постановки палатки просто море!

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Сначала мы пытаемся залезть подальше, в самые кусты, но, уже раскинув палатку, видим, что стоим прямо на муравейнике, и тут этих ползающих насекомых очень много! В другом месте – камни и облепиха, которая может порвать палатку. Приходится встать на более открытом участке, но с дороги нас все равно при любом раскладе не видно. Распаковываем вещи, готовим ужин и успокаиваемся. Потом берем мочалку с мылом и идем мыться на речку. Вода здесь хорошая, прохладная, но не ледяная, как в горах. Вот теперь чувствуем себя намного лучше. Любуемся звездным небом и падаем спать. Подъем завтра опять в 5:30. Ночью никто не тревожил.

7 день. р. Маруха – Зеленчукская – Преградная – Курджиново – Псебай.

(101 км. 1083 м.)

Опять встаем рано, хочется выехать еще до наступления жары.  Пьем кофе с печеньем и бутербродами, собираемся за полтора часа. Как же приятно ехать,  когда нет солнца! Быстро доезжаем до Зеленчукской и завтракаем в кафе. Проезжаем поворот на Архыз, когда-нибудь мы и туда скатаемся!

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Дальше нас опять ждут длинные тягуны, хорошо, что солнце еще низковато, дует прохладный ветерок, но чем дальше, тем хуже… Опять солнцепек, слепни окружают, а впереди нескончаемый подъем. В принципе, он не особо крутой, можно спокойно въехать на 2-1, 2-2, но при такой температуре можно запросто заполучить тепловой удар!..  После Сторожевой – подъем километров на 6. Докручиваем до автобусной остановки, здесь уже начинается спуск в поселок Копу-Баши. Но мы не спешим, открываем банку консервированных ананасов, вот где счастье!

На въезде в Преградную – река Уруп. Съезжаем  с дороги и ищем место на берегу под деревьями. Купаемся и отдыхаем от жары.

Время уже к обеду, собираемся и едем в станицу к магазину. Заодно находим сбербанк, и Тёма снимает деньги. Покупаем продукты и обедаем в парке на лавочке в теньке. Времени уже 3 часа, надо ехать, но жара невозможная. Но выбора нет, едем. Сразу на выезде – длинный тягун, который я просто не смогла осилить, воздух обжигает и ветра нет! Справой стороны огромных размеров не то водоем, не то поле… в дальнейшем, как я понял это были зловонные стоки… Переезжаю на встречную обочину – там немного тенек от кустов, иду пешком. Неожиданно на небе появляется небольшая тучка и закрывает солнце! Вот это удача! Прыгаю на велик, и по-тихоньку заезжаем в гору. А там уже и спуск до Курджиново.

Граница между Карачаево-Черкесской республикой и Краснодарским краем ощутима не только визуально: обозначающие знаки, но и по качеству асфальтовых дорог! Полосы шире, асфальтовые дороги ровнее, разметка и указатели новенькие!! В поселке опять перекусываем мороженым и выпиваем по бутылке холодного лимонада. Карачаевская «груша» спасала нас от жажды практически на протяжении всего маршрута))

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Дальше езда нас только радует. Жара уже идет на убыль, дорога практически всегда в теньке от деревьев, да и подъемы пропали, все  ровно, как стол! Бодро докручиваем до Псебая, где начинаем искать место для ночевки. Я предлагаю встать на р. Малая Лаба после поселка. Но тут на дороге видим указатель на турбазу. Заезжаем, все неплохо, 300 р. с человека. Хотя я хотела попросить разрешения поставить палатку, но администратор сказала, что места особо нет… Теплый душ после такого насыщенного дня – это просто кайф! Спим опять без задних ног. Единственным минусом было то, что в номерах не было кондиционеров!

8 день. Псебай – Мостовской – Губская – Хамкетинская – Новосвободная – Севастопольская – р. Фюнтв. (96,7 км. 936 м.)

Выезд как обычно ранний, в 7:20 мы уже крутим педали в сторону Мостовского. Дорога прямая, все вокруг плоско, даже непривычно, едем мимо кукурузных и подсолнуховых полей.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

За полтора часа проезжаем 30 км и останавливаемся попить лимонаду на заправке на въезде в городок. Тут и второй прокол – на моем велосипеде заднее колесо. Клеемся и ищем кафе, так как завтракали мы очень легко. Перекусив, выезжаем из города в сторону Губской. В этой станице нам попадается на обочине колодец, бежим к нему и начинаем водные процедуры, жара опять невозможная. Дальше находим ларек с фруктами и покупаем арбуз! Съедаем его в теньке в парке рядом с Лениным.

Перед Хамкетинской подъемчик, а дальше – асфальт заканчивается и насыпана довольно крупная щебенка, просто отвратительно! В Хамкетинской спрашиваем у местного, когда будет асфальт, говорит в Новосвободной и советует как дальше ехать. У  меня на карте показано, что эта основная щебеночная дорога в дальшейшем уходит в сторону, а от нее отходит второстепенная грунтовая в Новосвободную. Вот мужчина нам про нее и рассказал, что как только основная пойдет круто вниз, вправо пойдет в лес нужная нам отвилка. Мы прощаемся, едем, спасаемся от слепней.

Тут видим все так, как говорил местный. Сворачиваем в лес, но дорога наша через  1 км просто исчезает, идет в никуда, мы попытались идти по навигатору прямо через лес, но попали в такие дебри, что просто я думала, мы никогда оттуда не выберемся, да еще и полчища комаров атакуют, лезут в глаза, кошмар! Начинаем проверять все отворотки, и я даже на некоторых встречаю велосипедные следы! Покрышки  — слики, видимо, местные ехали в Новосвободную, туда же, куда и нам надо! Но дороги я не нахожу!

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Потратив полчаса на поиски, решаем возвращаться на главную каменистую дорогу. Вскоре она сменяется на глубокую колею. Едем по ней круто вниз, потом опять вверх и снова вниз и тут видим, что в лес уходит та самая дорога, про которую говорил местный! А та, предыдущая, видимо была просто лесовозной, не зря мы видели там рубленые деревья, она никуда не вела! И тут же опять появляются эти велосипедные следы. Странно, что местные здесь плутают, значит, неместные! Уставшие, осиливаем кое-как эту дорогу сначала по лесу, потом по полю и въезжаем в Новосвободную к реке Фарс. Тут полчаса купаемся, отмокаем в чистой прохладной воде, а затем катим к колодцу и магазину. Покупаем лимонад, колбасу и мороженое. Обидно, потратили столько времени на поиски дороги…. Но хоть бродили в лесу, солнце не жгло, но зато с ног до головы искусаны комарами.

В Новосвободной начинается асфальт и мы вскоре доезжаем до Севастопольской, а после нее уже начинаем искать место для ночевки. Времени уже 8 часов, но как  назло, вокруг одни непролазные дебри с полчищами комаров. Проверяем отвилки, но хорошего места нет. Вскоре доезжаем до яблоневого сада и думаем, что вставать надо там. Тут я замечаю, что-то с великом не то, не едет – оказывается, на задние звезды намотался мой купальник, который сушился сверху на пенках, от тряски на кочках он, видимо, съехал и попал в систему. Пришлось резать… Так я осталась без купальника.

А дальше мы вообще обнаруживаем, что наших двух чехлов от велосипедов нет! Они всю дорогу ехали у Тёмы на велоштанах под резинками, как же они смогли выпасть!? Решено, остаемся ночевать в саду. Я спускаюсь вдоль сада ниже по дороге, отлично накатанной с крупными камнями. Оказывается, выводит она к реке, очень хорошее место, то, что надо! Комаров, конечно, все равно много. Тёма решает ехать обратно до Севастопольской 10 км и искать чехлы… Я остаюсь одна, ставлю палатку, а потом сижу в ней при свете фонаря и жду. Чехлы не нашлись. Ну что ж, Тёме стало легче ехать на пару килограмм. Какой-то день потерь сегодня. А у меня, кстати, именины…

Готовим ужин, едим бутерброды с колбасой и ложимся спать. Вдруг слышим, как кто-то громко сопит и топает вокруг палатки! Перепугавшись, светим фонариком и видим большого белого пса, прибежавшего на запах колбаски)). Я еще одна слышала, что где-то неподалеку лают собаки, видимо, там дома, хотя по карте эта дорога переходит реку и идет дальше горами обратно в Севастопольскую и никаких домов на ней нет… В общем, подкормили мы пса и он всю ночь нас охранял, улегся прямо у входа в палатку, в ноги. Поэтому спали хорошо)Периодически пёс рычал или просто вскакивал и убегал куда-то с лаем, но потом возвращался и ложился досматривать сны.

9 день. Абадзехская – Каменномостский. (33,0 км. 526 м.)

Утром просыпаемся как обычно рано, а пса нашего нету! Жалко, хотели его сфотографировать и презентовать банку тушенки. Собираемся, в 7 часов утра выходим с места ночевки. И тут из-за куста выскакивает наш беломордый друг! Пока я отвлекала его хлебом, Тёме удалось открыть банку тушенки. Пёс проглотил мясо за одну секунду и, наверно, даже не понял, что съел. В общем, мы вышли на дорогу, и пёс побежал за нами. А куда нам его девать? Не с собой же везти теперь. Но тут на наше счастье начался довольно крутой спуск, и мы летели на скорости 40 км/ч. Собака отстала.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

Абадзехскую быстро пролетели, дальше прямая дорога до Каменномостского (старое название Хаджох мне больше нравится). Тут на въезде видим указатель «Дольмен»  и рядом домик-музей небольшой.

Тут же стоят палатки и среди них есть велотуристы, но правда на простеньких городских велосипедах с корзинками на багажниках. Я сразу вспоминаю вчерашние следы. Мы посещаем дольмен и музей, а потом общаемся с велосипедистами. Это мужчина с внуком из Лабинска, едут на Лаго-Наки, а оттуда хотят в Гуамское ущелье попасть. Но до Лаго-Наки они думают поймать грузовую попутку, так как по такой жаре крутить 30 км на перевал просто убийственно. И тут они рассказывают, как плутали вчера в лесу между Хамкетинской и Новосвободной целых 2 часа, свернув не на ту дорогу,  раньше, чем нужно было. Ну надо же!))) Мы в свою очередь говорим им, что мы плутали в том же самом месте и видели их следы. Мы долго удивлялись и смеялись!

Дальше мы с Тёмой решаем найти турбазу или кемпинг, остановится и отдохнуть от велосипеда, поскольку я уже очень сильно натерла себе «пятую точку».  Но находим только домик с двумя комнатами за 500 р. с человека. Но похоже, дешевле здесь ничего нет, хотя надо было бы просто идти на р. Белую и там где-нибудь поставить палатку. НО! еще раз замечу, что в большой компании мы бы легче решали вопрос с остановками. Вдвоем как-то решения принимаются не совсем обдуманно. Или эта жара просто выносит мозг!.. Принимаем душ и начинаем грандиозную стирку. Развешиваем все и идем пережидать жару в домик, там еще прохладно.

Вечерком посещаем Хаджохскую теснину, вход платный 150 руб. Каньон, конечно, грандиозный,  такие отвесные скалы, а внизу бурлит река! Только вот вместо изумрудной воды мы видим грязный поток черной воды… Оказывается, где-то вверху по течению произошел сдвиг пластов и теперь река вымывает горную породу… Местные говорят, не известно, сколько это продлится, может, месяц, а может и пару лет.  Осмотрев ущелье, идем пешком на водопады, по левому берегу (орографически) реки Белой. Там очень хорошая, натоптанная тропа, которая выводит к водопадам Руфабго, минуя кассы оплаты))) Осматриваем первые 4 водопада, а дальше уже не идем, так как нужно карабкаться по тропе, а потом еще прилично идти по ущелью, а времени уже начала восьмого вечера, обратно не хочется по темноте возвращаться. Вообще водопады очень красивые, как и само ущелье, но народу здесь бывает очень много и поэтому есть и мусор и запах туалета, устроенного в камнях…((  Это, конечно, огорчает.

Домой приходим уже затемно. Сегодня нужно решить едем ли мы к морю через перевал Азишский и потом по 30-му маршруту или по асфальту до Хадыженска, а там на электричке в Туапсе. В итоге принимаем решение ехать по последнему варианту… Все-таки жара нас сильно измотала, да еще и от велосипеда мы ни дня не отдыхали, пятая точка у меня жутко болит. Еще меня смутил спуск вдоль реки Шахе, я сразу вспомнила спуск с Эпчика, где мы намучались идти по узкой тропе, съедаемые слепнями и царапаясь о валуны. В общем едем к морю по асфальту. Там, конечно, тоже не будет легче, жара никуда  не денется, ну хоть не надо будет тащить на себе и велик и сумку. Хотя потом я уже думала, что будь бы у нас компания, пошли бы и через горы)))

В общем, идем на вокзал  и смотрим расписание электричек до Майкопа, подкинемся 40 км.

10 день. Майкоп – Хадыженск. (75,4 км. 879 м.)

В 9:20 мы приезжаем на станцию Хаджох, где садимся на электричку и доезжаем до Майкопа. Электричка оказалось ужасно медленной, и 40 км мы ехали почти 2 часа. Уж лучше б мы сами выехали в 7 утра и в 10 были бы в Майкопе…

Майкоп

Из Майкопа выезжаем уже по жаре и как всегда в начале дороги – нудный тягун, который длился почти до самого поселка Зозулин. Там покупаем лимонад и мороженое.

После поселка идеальное место, чтобы переждать жару – река Пшеха, чистая и не очень бурная, но остановится на ней нам не дал один местный молодой парень, с виду настоящий алкаш, который привязался, как банный лист. Он поймал машину и решил ждать нас у реки, чтобы продолжить беседу за бутылкой пива. Нам такой собеседник абсолютно ни к чему. Поэтому быстро проезжаем реку и вкатываемся в Апшеронск. Вот такая досадная ситуация. Ехать просто невозможно, воздух обжигает! Останавливаемся у придорожного кафе, внутри работает кондиционер, заказываем окрошку и охлаждаемся в течение часа.

После Апшеронска небольшой подъем, а затем грандиозный спуск до самого Хадыженска!

Спуск в Хадыженск

Времени уже 7 часов вечера, а я помню, что в 2007 году мы садились в Навагинской на электричку, и она была где-то в районе 8 вечера, значит, в Хадыженске она около 7, можем успеть! Спрашиваем у местных дорогу на станцию, быстро крутим до переезда и тут видим, что  стоит какой-то поезд. Тёма бежит на платформу, а я спрашиваю у стоящих рядом людей, говорят, в Туапсе идет!! Закинуть велосипед прямо с сумками нам помогают мужчина с женщиной, спасибо им огромное! Таким образом, мы залетаем в электричку за 1 минуту до отправления! Мне даже не верится, но мы едем на море!!!!

Это было необъяснимое чувство, когда мы сидели все взмокшие на сиденьях элки и пытаясь отдышаться, не верили тому, что мы все-таки успели на нее)) Я достал из велоштанов бутылочку еще прохладного Тархуна. Едем и радуемся тому, что нам удалось избежать прохождения пыльного Шаумянского перевала.

На вокзал в Туапсе мы прибываем в 21:40. Уже темно, и здесь, похоже еще жарче, даже вечером 28 градусов! При очень неудобном спуске с велосипедом по ступенькам перехода Туапсинского вокзала, у меня из велоштанов выпадает пустая бутылка из-под лимонада и разбивается вдребезги прямо рядом с сидящим мужчиной. Слышится матерное слово и воцаряется десятисекундная тишина)))

Идем как и 5 лет назад на городской пляж, но тут все переменилось! Теперь уже 2 ж/д полотна и сделана небольшая набережная (на сколько денег хватило), весь кустарник и деревья между ж/д путями и пляжем вырублены, нет никакого укромного местечка! Но мы проходим все кафешки и развлекалки и устраиваемся за одним из волнорезов. Решаем палатку не ставить, комаров все равно  нет, дождя не предвидится, да и так будет незаметнее, тут много людей, жгущих костры и просто сидящих на берегу. Залезаем в теплое море. Расслабляемся на все 100. Обедаем бомж-пакетами и заваливаемся спать. Спится просто отлично, свежий воздух, но только будят проходящие мимо поезда)) Этот день я считаю окончанием  непосредственно велопохода. Дальше 3 дня мы просто отдыхаем на море.

11 день. Утром, часов в 7-8 на пляж  начинают подтягиваться отдыхающие. А мы собираемся и по-тихоньку уходим с пляжа, едем на вокзал, чтобы узнать насчет билетов — у нас станции отбытия стоит Лоо, а мы хотим в Туапсе сесть. Справочная сказала, что «без проблем сядем здесь». Узнаем у людей, где можно найти кемпинг, нас отправляют в поселок Агой, но ехать туда через Агойский перевал у меня просто уже нету сил. Тогда продавщица кваса советует нам жилье у своей знакомой.

Приходит женщина и мы торгуемся до 250 руб. на человека. Она берет такси, а мы едем за ней на велосипедах. Жилье довольно далеко от моря, но  нам все  равно, доедем) Тетя Роза —  наша хозяйка, показывает комнату и уходит обратно на свою работу на вокзал. Мы решаем здесь остаться до конца отпуска. В общем пережидаем жару, вечером идем на пляж (по пути покупаю новый купальник).  Но вода в море такая теплая, что мне даже противно, заходишь – а она даже не охлаждает! Да и пляж мне не нравится, с одной стороны насыпь метра 3, с другой море, с третьей краны порта и нефтеперегонной базы. Никакой эстетики.

12 день. На след. День решаем съездить на скалу Киселева, где снимался фильм «Бриллиантовая рука». Едем через Агойский перевал,  но, не доезжая до верхней точки, поворачиваем налево по асфальтовой дороге и спускаемся до указателя «Автокемпинг. Скала Киселева». Эх, знали бы мы, что до кемпинга не так уж и далеко, приехали бы сюда… Хотя место здесь так себе, все на машинах, мест ровных очень мало, в основном все под уклоном. Но есть туалеты и летние души.

Туапсе

В Туапсе

Пляж в Туапсе

Привязываем велосипеды к дереву и идем на пляж. Вот это место мне по душе!

Скала Киселёва

Прозрачная вода

Настоящий дикий пляж, вокруг отвесные скалы, сосны, а в воде каменные рифы, покрытые мхом, а между ними прозрачная и прохладная глубина! Вот тут мы пожалели, что не взяли очки для подводного плавания! В общем, я бы провела тут весь день, но, к сожалению, мы  не взяли с собой почти никакой еды, только пару апельсинов. Да и еще сегодня должен приехать наш друг и товарищ Саша из Краснодара на шоссейнике, и мы договорились вечером встретиться в Туапсе.

Прощаемся с этим чудным местом и выезжаем. Но про дорогу обратно спрашиваем у местных. Говорят, можно не через перевал по загруженной трассе ехать, а спуститься сейчас сразу вниз по дороге, а потом пройти метров 200 по металлической лестнице. Ну, мы так и делаем, правда, спуск с велосипедами по лестнице не очень затруднителен, а вот наверх было бы очень сложновато! Выезжаем мы в районе реки Паук. И не спеша едем до городского пляжа, где обедаем в столовой. Столовая располагала комплексными обедами ценой в 150р. Цена полностью соответствует качеству.

После сидим у «сухого фонтана» и ждем Сашу. Через полчаса подъезжает и он, проехал 190 км за 6:28 ч.))) Радостная встреча))) едем в наши «апартаменты», и Саша решает переночевать у тети Розы. Ужинаем и едем купаться на городской пляж. Вода уже и здесь прохладная. Возвращаемся уже в темноте. Спим не очень хорошо, жарко и кусают комары.

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

13 день. Утром провожаем Сашу на автовокзал, у него сегодня мероприятие в Краснодаре и своим ходом он уже не успеет доехать. Велик загружается в багажник автобуса, прощаемся.

Но  у нас сегодня еще встреча – знакомая с Тёминой бывшей работы приезжает в отпуск к себе домой. По ее наводке находим еще один хороший пляж, как раз в месте впадения речки Паук в море. Если пройти по берегу дальше, в сторону Агоя, начинаются дикие пляжи и там дальше даже есть дикий палаточный городок! Эх, если б кто подсказал нам, мы бы остались там на все эти 3 дня). Купаемся в море, затем видим надвигающуюся тучу и едем к дому, но дождь так и не собрался, хотя говорили, что в поселках в 20 км от моря  был даже град!

Скатались домой. Перекусили в местной столовой от РЖД. Вот тут мы действительно вкусно поели! При полноценном обеде на две персоны и бутылочке кваса мы потратили всего 240р.

Собрали свои вещи и снова поехали к морю. Вся гроза ушла в море. Мы еще долго сидели на волнорезе и пытались поймать молнию в кадр)

Отчет о велопоходе по Западному Кавказу

14 день. На следующий день на море был шторм, на пляже у р. Паук ужасно пахло водорослями, и вода была черного цвета, поэтому мы ушли дальше, и купались, где вода была чище и берег без водорослей. Меня даже пару раз захлестнуло волной — впечатления непередаваемые) Кстати, вчера мы купили подушку для плавания и сегодня она пришлась как раз кстати, качаться на волнах на ней одно удовольствие).

Сегодня день отъезда, поэтому к 12 едем к дому и собираем вещи. Прощаемся с тетей Розой  и выезжаем на вокзал. Поскольку велосипедные чехлы были утеряны, мы купили пленку еще день назад и дома прорепетировали упаковку велосипедов. Заезжаем в «Магнит», покупаем продуктов в дорогу.

На этот раз с вагоном нам жутко повезло: новехонький, с кондиционером, биотуалетами и мягкими полками) в общем, ехали с полным комфортом, хотя за те же деньги, что и в Невинномыскую две недели назад! Вот и все, закончился отпуск, но желание вернуться на Кавказ осталось!

Выводы и итоги.

•  Июль – слишком жаркое время для путешествия именно на велосипеде. Лучше все же в сентябре, нет такой испепеляющей жары, но возможны дожди… На нашем пути не было ни одного дождя.
  • Сейчас жалею, что не пошли 30-м маршрутом. Он был бы очень логичен в нитке нашего маршрута. Выяснилось, что вдоль реки Шахе идет не тропа, как я думала, а грунтовая дорога, так что это было бы не так сложно, как на спуске с пер. Эпчик. Но жара сыграла свою роль в этом решении. И нужно конечно делать дни полного отдыха от велосипеда, а то пятая точка потом вообще откажется садиться в седло…
  • Нужно обязательно посетить еще раз Теберду и Домбай, там просто море всего интересного, походить по горам пешком, посетить Бадукские  и Муруджинские озера, Северный приют, Клухорский пер. и Клухорское озеро, Чучхурские водопады и Чучхурский перевал, перевал Алибек и тд и тп.!!!
  • В нашем маршруте изначально мы планировали подброситься на участке от Карачаевска до Мостовского, дорога там не то, чтобы скучная, даже кое-где живописная, но отняла у нас 2 дня, а никаких достопримечательностей на ней не было. Но попутку как-то не получилось у нас поймать. Ну и мне кажется, что лучше не объединять эти два района: Теберда-Домбай-Архыз и Адыгею (Лаго-Наки, Фишт, Гуамское ущелье и пр.) Так как они находятся на значительном расстоянии друг от друга, а дорога между ними все же скучновата и сил и времени отнимает много.

Источник : "http://velomatras.com/west_caucasus2012/" rel="nofollow"