8 июня 2020
Тип материала: Отчет
Вид туризма: Водный туризм

Отчёт

О водном (катамараны) походе 5 категории сложности в районе Черногория по маршруту:

р. Лим – р. Морача – р. Тара, совершенном с 30 апреля по 12 мая 2019 г.

Маршрутная книжка № 1/4

Руководитель группы:

Шумилин Николай Владимирович

телефон: 8 903 229 05 03

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует  5  категории сложности.

Поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Рязань 2019

Содержание отчета

1. Сведения о походе и его организация               3

1.1 Паспорт маршрута                                                                      3

1.2 Состав группы и средства сплава                                           4

1.3 Обеспечение безопасности на маршруте                            5

1.4 Организация похода                                                                  5

1. Сведения о районе путешествия 8
  7. Выводы и рекомендации 31
  8. Используемая лоция 33
  9. Фотографии и картографические материалы 39

10.1 Картографический материал                                                 39

10.2 Фотографии                                                                                49

1. Список использованной литературы                                              86

1. Сведения о походе и его организация

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода Продолжительность, дней Сроки проведения Уровень воды
Водный Пятая

159,9 км

Общая Активная 30.04.2017

12.05.2017

р. Лим – средний;

р. Морача – высокий;

р. Тара – высокий.

Нитка маршрута:

г. Рязань — г. Москва — г. Тиват — г. Котор — оз. Плавское – сплав по р. Лим от оз. Плавское до моста в 5 км ниже г. Беране – монастырь Морача – сплав по р. Морача от монастыря Морача до впадения р. Мала Риека – г. Подгорица – кемпинг у моста Джурджевича – сплав по р. Тара от Ущелья Дьявола до впадения р. Пива –  г. Котор — г. Тиват —  г. Москва — г. Рязань

1.2 Состав группы и средства сплава

р. Аалдзга – Мокви – Отап 5 У

Доктор К-4-2

1.3 Обеспечение безопасности на маршруте

В обеспечении безопасности в водном походе важную роль играет верно выбранная тактика обработки и прохождения препятствий, правильно подобранное снаряжение, соответствующее уровню сложности похода.

Была разработана и практически применена схема следования судов во время прохождения предопределяющих препятствий кильватерной колонной, подразумевающий взаимостраховку с воды. Определяющие препятствия проходились как с береговой страховкой спасательными концами, так и страховкой с воды.

Снаряжение полностью соответствовало маршруту 5 к.с. Каждое судно было оснащено двумя запасными веслами, 1-2 спасательными концами и чалками достаточной длины. Все участники похода имели надувные спасательные жилеты достаточного объема и неопреновые гидрокостюмы 3 мм толщины. Несколько участников также приобрели защитные костюмы фирмы «Тритон». Так же в групповое снаряжение входил комплект раций, и была отработана система сигнальных знаков для визуального оповещения.

1.4 Организация похода

Провоз багажа

Для перелетов в Черногорию и обратно мы выбрали авиакомпанию Montenegro Airlines, так как стоимость билетов у них была вполне удовлетворительная (мы покупали билеты в январе, то есть примерно за четыре месяца до похода), и нас устраивала их политика в отношении провоза багажа. По их правилам каждый пассажир может провезти с собой багаж до 23 кг и ручную кладь до 8 кг. Все это конечно должно укладываться в разрешенные габариты, но никто не обращает внимание, если габариты немного превышены. Провоз негабаритного багажа (в нашем случае это упаковки с рамами и веслами), если его оформить как спортивный инвентарь, будет стоить дополнительно 70 евро. В списке разрешенного спортивного инвентаря у авиакомпании есть каяки, и если им объяснить, что вы провозите в негабаритных упаковках весла и разобранные плавсредства, то они согласятся считать это спортивным инвентарем. Мы рассчитали весь наш багаж таким образом, чтобы все укладывалось в нормативы провоза бесплатного багажа кроме упаковок с рамами и веслами, которые мы оплатили отдельно. Итого провоз всего нашего снаряжения на самолете обошелся нам в 280 евро (две рамы катамаранов туда и обратно).

Въезд в Черногорию

У России сейчас с Черногорией безвизовый режим. Для въезда в страну нужен только загранпаспорт, срок действия которого еще не менее трех месяцев. Граждане России могут находиться на территории Черногории безвыездно не более 90 дней.

Туристическая регистрация

По законодательству Черногории все туристы должны делать туристическую регистрацию по месту проживания в стране. И если в гостиницах это за вас должны делать сотрудники гостиниц, то в частном секторе вы должны делать это сами. Регистрация производится в специальных пунктах, которые есть почти во всех городах. Стоимость регистрации зависит от города, проживать в котором вы собираетесь. Обычно составляет от одного до трех евро в сутки. В нашем случае все оказывается сложнее, так как мы не собирались проживать по каким-то постоянным адресам, а за отсутствие туристической регистрации законодательством Черногории предусмотрен штраф 20 евро при проверке документов в стране и 200 евро при отсутствии бумаги о регистрации при выезде из страны. Чтобы избежать проблем с этим, мы договорились, что Мирослав, который организовывал наши трансферы между реками, оформит на нас туристические регистрации, как будто мы на протяжении всей нашей поездки проживаем у него в кемпинге у моста Джурджевича на реке Тара. За это мы заплатили по три евро с человека в день. Но по факту за всю поездку никто ни разу не проверял эту регистрацию. На выезде из страны мы даже специально вкладывали эти бумаги в документы, но на паспортном контроле пограничники сразу эти бумажки откладывали и даже не заглядывали в них. Так что я так и не могу точно сказать, на сколько действительно нужно делать туристическую регистрацию, и можно ли обойтись без нее.

Закупка еды

Еду в поход мы закупали уже в Черногории. Для этого мы заехали в большой супермаркет, который находится рядом с аэропортом в Тивате. Мы заранее искали в интернете, какие продукты в Черногории есть, а каких нет. Поэтому все основные продукты по нашей раскладке мы купили, но чего-то все-таки не нашлось. В частности, при планировании похода в Черногории, не рассчитывайте на гречку, пшенку – ориентируйтесь на рис, макароны, картофельное пюре. Так же есть какие-то проблемы с чаем – его очень мало, это в основном чай для похудения и вроде этого. Нормальную тушенку найти не получилось – вместо нее покупали консервированный говяжий гуляш, но мяса в нем было не очень много и стоил он дороже нашей тушенки. В целом цены на продукты не такие уж и большие, особенно если закупаться в крупном супермаркете.

Жилье

На время нашего проживания в Которе в начале и конце похода мы решили снимать жилье в частном секторе через приложение Airbnb – так получается дешевле, чем в гостиницах или хостелах, есть большой выбор разных вариантов. Так, например, в конце похода мы сняли на всю команду небольшой домик, и могли у него во дворике разложить сушиться катамараны и все сплавное. Кроме того так получается как-то душевнее, можно посмотреть на быт местных жителей и, например, договориться с хозяевами жилья о трансферах из аэропорта и в него. Нужно конечно иметь в виду, что такой вариант возможен только в популярных туристических районах, а Котор как раз к таковым и относится.

Трансферы на маршруте

Насчет всех переездов на маршруте мы договаривались с фирмой MiroTara (mirotara.com), а именно с хозяином фирмы Мирославом Шливанчанином. Он хорошо разговаривает по-русски, но переписку все же предпочитает вести на английском языке. Большую часть трансферов он осуществлял сам, чтобы нам было удобнее объяснять, куда именно нам нужно приехать и откуда нас нужно забрать. А в случае единственного трансфера, когда он сам не смог нас отвезти, он активно помогал нам по телефону в общении с его водителем, который вез нас и не понимал по-русски и по-английски. Так же надо добавить, что Мирослав уже много лет возит по рекам Черногории каякеров из Европы, и отлично знает, где можно к рекам подъехать, где можно встать лагерем и тд. Еще у него можно проконсультироваться по всем вопросам оформления разрешения на сплав по Таре в Национальном Парке Дурмитор, потому что он постоянно общается с рейнджерами заповедника и всегда в курсе последних изменений. Так же на Таре мы провели две ночевки в кемпинге Мирослава, и Мирослав делал для нас туристическую регистрацию. В целом мы остались полностью довольны сотрудничеством с Мирославом.

Национальный Парк Дурмитор

Для сплава по реке Тара нужно оформлять разрешения, так как она находится на территории Национального Парка Дурмитор. Разрешения платные и стоимость будет зависеть от участка реки, вашего средства сплава и сезона, когда сплав происходит. Фактически река разделена на три участка, на каждый из которых нужно получать отдельное разрешение: Ущелье Дьявола, от Ущелья Дьявола до моста Джурджевича, от моста Джурджевича до конца заповедника. Начинать сплав и заканчивать можно только в специальных отведенных для этого местах. Становиться лагерем на территории заповедника можно только в кемпингах. Для оформления разрешения нужно, чтобы на каждом из судов был «гид-проводник», то есть человек с каким-либо удостоверением, подтверждающим его туристическую квалификацию. Мы в качестве таких документов показывали спортивные разрядные книжки – там есть все, что им нужно – и фотография с печатью, и список походов. Правда учитывая то, что там все было написано по-русски и они скорее всего ничего там прочитать не могли, то наверное им можно показывать любые книжечки или корочки с фотографией и печатью. Главное, чтобы не было сразу понятно, что это что-то не то. Так же, говорят, их могут устроить маршрутные книжки с печатями МКК и тд. По поводу текущих расценок в Национальном Парке лучше заранее узнавать у Мирослава, так как цены там не всегда одинаковые.

Язык

Жители Черногории говорят на сербском языке. Отдельные слова похожи на русские, но в целом понять, что тебе говорят достаточно сложно. Некоторые черногорцы знают русский язык, как например Мирослав и хозяйка нашего первого жилья в Которе в начале похода. Но большинство по-русски не понимает. Рассчитывать на то, что все знают английский тоже не стоит – в крупных городах вроде Котора скорее всего вы сможете объясниться по-английски почти везде, а вот где-нибудь в глубинке с этим уже могут быть большие проблемы. Так что будьте готовы, что иногда придется объясняться жестами.

1. Сведения о районе путешествия

Черногория (черногор. Црна Гора, Crna Gora) — государство в юго-восточной Европе, на адриатическом побережье Балканского полуострова. Название получила по горе Ловчен (1749 м), расположенной в историческом центре страны у Которского залива.

Границы и береговая линия

Протяжённость сухопутных границ составляет 625 км. На западе Черногория граничит с Хорватией (25 км), на северо-западе — с Боснией и Герцеговиной (225 км), на северо-востоке — с Сербией (124 км), на востоке — с Косово (79 км), на юго-востоке — с Албанией (172 км).

Длина побережья Черногории составляет 293,5 км, территориальные воды — 12 морских миль. Черногория имеет в своём составе 14 морских островов, совокупная протяжённость береговой линии которых составляет 15,6 км. На северо-западе страны находится крупный залив Бока Которска, имеющий площадь водной поверхности 87,3 км² и врезающийся в сушу на 29,6 км. К югу от него располагаются небольшие заливы Траште и Жуковац-Лука, а также бухты Трстено-Лука, Язи-Лука и Мала-Лука в районе Будвы. Основные морские курорты располагаются на Будванской ривьере.

Рельеф

Территорию страны можно условно разделить на три региона: горные системы северо-востока страны, побережье Адриатического моря, а также относительно ровная котловина Скадарского озера и долин впадающих в него рек, где расположены два крупнейших города страны: Подгорица и Никшич.

Большая часть Черногории расположена на Динарском нагорье, высшая точка которого в Черногории — гора Боботов Кук (2522 м) в массиве Дурмитор. Наивысшая вершина Черногории — Зла-Колата (2534 м н.м.) в горах Проклетие. Вдоль границы с Албанией и Косово располагаются Северо-Албанские Альпы (Проклетие). Черногорские горы подверглись наибольшему воздействие эрозии льдом за последний ледниковый период среди гор полуострова. В юго-западной части страны находится Черногорское карстовое плато — часть карстового региона запада Балканского полуострова. Средняя высота плато — 900 м над уровнем моря, хотя некоторые части возвышаются на 1800 м. Самая низкая часть нагорья — долина реки Зета (450 м), расположенная посередине плоского поля в районе Никшича.

Краевые хребты нагорья круто обрываются к узкой (2-6 км шириной) прибрежной полосе, которая пропадает в северной части берега, где воды Которского залива подходят вплотную к склонам Ловчена. В прибрежных районах отмечается повышенная сейсмическая активность.

Полезные ископаемые: бокситы, медь, свинец, соль.

Климат

В северной Черногории — умеренно-континентальный, на Адриатическом побережье — средиземноморский. В приморской области лето обычно продолжительное, жаркое (23-25°C) и достаточно сухое, зима — короткая, мягкая (+3-7°C) и дождливая. В горных районах умеренно тёплое лето (19-25°C) и относительно холодная зима (от −10 до +5°C), осадки выпадают в основном в виде снега.

Горные области Черногории являются одним из районов с наибольшим числом осадков в Европе. Как и большинстве районов Средиземноморья максимум осадков приходится на зиму, но в горах имеется и второй летний максимум. Осадков выпадает от 500 до 1500 мм в год, преимущественно в виде дождя, в горах близ морского побережья местами выпадает свыше 3000 мм. В городке Црквице, расположенном в карстовых районах над Которским заливом, среднегодовое количество осадков достигает 5 100 мм. В северных областях Черногории снег лежит до 5 месяцев в году. Количество солнечных часов в год: в Игало — 2386, в Улцине— 2700.

Температура морской воды в течение семи месяцев колеблется в диапазоне от 12 до 26 °C, прозрачность морской воды местами превышает 35 м.

Водные ресурсы

Поверхностный сток Черногории делится на две основные речные системы, текущие в разных направлениях. Реки Пива, Тара (144 км), Чеотина (125 км) и Лим (123 км) текут на северо-запад и являются притоками реки Дрина (бассейн Дуная). Реки юга страны принадлежат бассейну Адриатического моря. Крупнейшие из них — Морача (99 км) и её приток Зета (65 км) (бассейн Скадарского озера). Река Буна, вытекающая из Скадарского озера, ранее была единственной судоходной рекой Черногории, но на настоящий момент судоходство по ней не осуществляется. Три черногорских реки (Морача, Зета и Пива) на всём своём протяжении текут по территории Черногории.

Большинство черногорских рек — горные, образуют глубокие каньоны. Каньон реки Тара глубиной около 1200 м, является самым глубоким в Европе и вторым по глубине в мире. Реки Черногории обладают энергетическим потенциалом 115 кВт на 1 км² территории, что является очень высоким показателем. Имеются ГЭС на реках Пива и Зета, однако полный гидроэнергетический потенциал не реализован по разным причинам, включая экологические.

Большая часть стока карстового региона проходит по подземным каналам.

Крупнейшее озеро Черногории и всего Балканского полуострова — Скадарское (40×16 км). Общая площадь его водной поверхности варьируется от 390 до 530 км²; две трети озера (по площади) находятся на территории Черногории, одна треть — на территории Албании. Озеро располагается в обширной карстовой впадине, дно которого находится ниже уровня моря.

Кроме Скадарского, в Черногории есть ещё искусственное Пивское озеро (на реке Пива), озеро Шасское (3,64 км²), находящееся вблизи Улциня, озёра Крупач и Сланское у Никшича, а также довольно много небольших горных озёр ледникового происхождения (Биоградское озеро, Плавское озеро, Црно-Езеро и другие).

Почвы

Отличительной особенностью Черногории является накопление краснозёма в прибрежном районе. Этот тип почвы, получающийся при выветривании доломитовых и известняковых пород, также распространён во впадинах карстового района; голые скалы южной части карстовой почвы практически не имеют. Почвы горных районов представлены обычными бурыми лесными и подзолистыми почвами. Восточные районы более плодородны и покрыты лесами и травой.

Пахотных земель — 13,7 %, земель занятых постоянными зерновыми культурами — 1 % (2005). Орошаемых земель нет.

Флора и фауна

Растительный мир Черногории разнообразен: всего на территории страны зафиксировано 2833 вида растений, из них 212 — эндемики Балканского полуострова, а 22 — эндемики Черногории. Около 1/3 площади страны покрыто лесами (хвойные и смешанные), 39,58 % — пастбища. В античность на побережье Адриатического моря росли преимущественно дубы и кипарисы, но их вырубка привела к эрозии почв и замене лесов на средиземноморскую кустарниковую растительность (маквис).

Плотность населения Черногории невысока, поэтому на её территории можно найти крупных млекопитающих: медведей, оленей, куницу, и диких кабанов. Встречаются также волки, лисы и лесные кошки. Страна также богата различными видами птиц, рептилий и рыб.

Экология и природоохранные территории

В районах интенсивного туризма, например в Которе, наблюдается загрязнение прибрежных районов сточными водами.

Согласно конституции Черногории, республика является «экологичным государством», под различными природоохранными режимами находится 8,1 % территории (в том числе национальные парки Дурмитор, Ловчен, Биоградская гора и Скадарское озеро).

1. Основные препятствия и информация о прохождении

г. Тиват – г. Котор 8   Машина
3 1.05 г. Котор – Плавское озеро 220 17:00 – 22:30 (5:30) Машина Дождь

+15

4 2.05 Сплав по р. Лим от Плавского озера 37.6 13:15 – 18:15 (5:00) Сплав Облачно

+14

5 3.05 Сплав по р. Лим до моста после ущелья за г. Беране 11.3 11:20 – 14:20 (3:00) Сплав Облачно

+19

6 4.05 Мост за ущельем за г. Беране – монастырь Морача 100 10:45 – 14:50 (4:05) Машина Облачно

+14

7 5.05 Сплав по р. Морача от монастыря до порога Штольня 20.5 10:40 – 15:45 (5:05) Сплав Дождь

+10

8 6.05 Сплав по р. Морача от порога Штольня до п. Мрке 15.4 11:30 – 16:00 (4:30) Сплав Дождь

+11

п. Мрке – кемпинг у моста Джурджевича 170 19:00 – 22:30 (3:30) Машина
9 7.05 Кемпинг у моста Джурджевича – разведка Ущелья Дьявола – мост ниже Ущелья Дьявола 25 13:00 – 14:00 (1:00) Машина Облачно

Сплав по р. Тара от моста ниже Ущелья Дьявола до базы рафтинга 16.7 14:30 – 16:10 (1:40) Сплав
База рафтинга – кемпинг у моста Джурджевича 3   Машина
10 8.05 Кемпинг у моста Джурджевича – база рафтинга 3   Машина Ясно

+13

Сплав по р. Тара от базы рафтинга до места ночевки 37.8 13:20 – 17:20 (4:00) Сплав
11 9.05 Сплав по р. Тара от места ночевки до впадения р. Пива 20.6 11:45 – 13:35 (1:50) Сплав Облачно

+11

12 10.05 р. Тара – г. Котор 170 12:40 – 19:00 (6:20) Машина Облачно

+19

13 11.05 г. Котор Ясно

+21

14 12.05 г. Котор – г. Тиват 10   Машина
г. Тиват – г. Москва     Самолет
г. Москва – г. Рязань     Поезд

Итого активными способами передвижения:  159.9 км.

1. Технический отчет

30.04.2019

Первая часть группы – пять человек (я, Саша, Коля Абашин, Денис Татарнов и Миша), вылетали из Москвы в Тиват на день раньше второй группы – трех человек (Денис Стрекалов, Ренат и Влад). Так решили поступить в связи с тем, что у участников похода из второй группы были сложности с тем, чтобы пропустить последний рабочий день перед праздниками, и в то же время мы решили не терять день, и заняться в это время непосредственно подготовкой похода уже на месте – закупить продукты и тд. Итак, мы встретились в аэропорту Домодедово, быстро решили вопрос с провозом негабаритного груза с сотрудниками авиакомпании, и в 13:50 по московскому времени вылетели в Тиват. Всего 3 часа полета на стареньком Фокере и мы приземлились в Тивате, который встретил нас прохладным ветерком с моря и моросящим дождичком. Очень быстро получили наш багаж, у выхода из аэропорта нас уже ждала машина до нашего съемного жилья, насчет которой мы договорились предварительно, мы выехали из аэропорта и уже через 15 минут приехали по нашему адресу в Которе. Хочу отметить, что в этой поездке мы решили не использовать гостиницы и хостелы для проживания в Которе в начале и конце нашего похода, а снимать жилье в частном секторе через приложение Airbnb. Лично я остался очень доволен полученным результатом – так получается дешевле, чем в гостинице, удобней, чем в хостеле, и есть большой выбор жилья на любой вкус. Да, конечно нужно иметь в виду, что такой вариант сработает только в городах сильно ориентированных на туристов, но Котор – это именно такой случай. Так вот, мы заселились в нашу квартиру с замечательным видом на Которский залив, и пошли прогуляться по вечернему Котору. Оценили средиземноморскую кухню и местное вино в кафе на набережной и вернулись спать домой.

1.05.2019

С утра немного перепаковали рюкзаки после самолета и встретили приехавшего за нами водителя – Мирослава, который осуществлял все наши трансферы на маршруте. Мирослав хорошо говорит по-русски и отлично знает черногорские реки. Мы загрузились к нему в микроавтобус и поехали в торговый центр закупать еду в нашу поездку. Планируя закупку продуктов в Черногории имейте в виду: нормальную тушенку не найти – мы покупали говяжий гуляш в банках, но мяса в нем было не очень много; чай не так просто найти и он достаточно странный – плохо заваривается; гречки у них нет – рассчитывайте раскладку на макароны, рис и картофельное пюре. Зато мы были приятно удивлены, найдя русскую сгущенку. Так же все были в восторге от абрикосовой ракии (местная водка), которая называется Breskva. После закупки провианта мы перекусили в чем-то вроде столовой и поехали встречать вторую часть нашей группы в аэропорт. В 16:00 по местному времени приземлился их самолет из Москвы, но вышли из здания аэропорта они только через полтора часа. Как оказалось, квадрокоптер, который был у них в багаже, можно ввозить на территорию страны только имея специальное разрешение от какого-то там министерства. Так что обнаружив его, всех троих сразу забрали на разговор и досмотр. В результате вопрос был решен, и потеряно было разве что время. Загрузили наших товарищей в машину и стартовали на первую реку. Погода, пока мы ехали по побережью, была то пасмурная, то солнечная, но с момента поворота от моря в глубь страны стало становиться все холоднее и холоднее. Мирослав сказал, что нам сильно не повезло с погодой, что такой холодной весны не было уже лет десять. Проехав бесчисленное множество серпантинов, тоннелей и мостов, уже в темноте мы приехали на Плавское озеро (Фото 3), от которого мы начинаем наш сплав по реке Лим. Подмерзая даже в машине, ни у кого не было особого желания ночевать в палатках и искать ночью место для лагеря. Поэтому обнаружив рядом с озером небольшую гостиницу после короткого обсуждения было принято решение ночевать в ней. Нам выделили большую комнату с восемью кроватями – ровно по количеству участников нашего похода, как будто специально для нас. Но ночью было холодно и здесь.

2.05.2019

Выйдя утром из гостиницы, чтобы оглядеться, мы обнаружили, что прямо от нее, по тропинке можно спуститься к замечательной поляне прямо на берегу, где удобно будет собирать катамараны. Я думаю, что если бы мы не приехали накануне затемно, то увидев эту поляну, решились бы таки на ночевку в палатках. Перенесли из машины наши рюкзаки на берег, договорились с Мирославом о точке, где он нас будет забирать с Лима, и отпустили его. Параллельно, собирая катамараны и готовясь к сплаву, приготовили завтрак на бензиновой горелке. Нужно дополнительно сказать, что мы заранее готовились к проблемам с дровами на маршруте, и так как перед походом выяснилось, что купить нужные нам газовые баллоны в Черногории совсем не просто, в последний момент была приобретена бензиновая горелка, которой мы остались очень довольны. Вода закипает на ней быстрее, чем на газовой, и купить бензин – совсем не проблема. После завтрака стартовали. Сначала река спокойно течет от озера среди населенки по обоим берегам, а потом она уходит в небольшое ущелье, которое содержит верхний каскад порогов Лима. Начинается все с каскада несложных шивер с обилием камней (Фото 4). Все идется сходу. Самым сложным препятствием каскада является порог Калитка:

— Порог Калитка (4А)

Ориентиры: после высокого осыпного левого берега начинается шивера. После нее плес и левый поворот реки. Почти сразу за поворотом начинается порог.

Описание: порог представляет собой две бочки через всю реку, идущие одна за другой.

Проходили сходу, осматривать их особой нужды нету.

После этого еще некоторое время идет каскад однотипных шивер, которые постепенно упрощаются. Все идется сходу.

Далее долина расступается, река совсем успокаивается и начинаются разбои (Фото 5). В районе разбоев начали искать место для лагеря, чтобы не становиться рядом со следующим крупным населенным пунктом – Беране. Встали лагерем на острове среди разбоев, с дровами проблем нет, но несколько грязненько. Вообще нужно отметить, что из трех рек, увиденных в Черногории в этом походе, Лим – самая грязная с большим отрывом. На берегах на деревьях постоянно висит куча мусора. Видимо это связано с тем, что в верховьях реки находится много жилухи, а местные жители используют реку в качестве мусоропровода.

3.05.2019

Утром собрались и стартовали. Очень быстро дошли до Беране – относительно крупного города. При сплаве через город нужно быть аккуратными – в русле попадаются бетонные блоки с арматурой. Вскоре после окончания города река уходит в ущелье. В ущелье течение спокойное. Первое препятствие ущелья:

— Порог Нежность (4А)

Ориентиры: примерно через два километра после входа в ущелье, скопление больших валунов у правого берега, левый – крутая осыпь.

Описание: слив сложной структуры через все русло.

Прошли сходу (Фото 6).

После него – чалка в улово у левого берега. Оттуда поднимается дорога на шоссе, по которому можно пройти на осмотр следующего порога. В этом месте дорога делится на две ветки – новая идет через новый тоннель, старая (перекрытая) – идет через старый тоннель, пробитый в скале. Осмотр порога по старой дороге.

— Порог Врата (5А)

Ориентиры: через 300 метров после порога Нежность. Река входит в скальный каньон, чалка к осыпи левого берега.

Описание: река течет в скальном коридоре. На протяжении 300 метров три ступени, разделенные участками относительно спокойной воды. Первые две ступени – это сливы через две гряды камней, третья ступень – это трек с прижимом к правому берегу. В месте прижима просматриваются подводные карманы.

Проходили по очереди, на страховку ставили морковку сразу после прижима с левого берега (Фото 7-10).

После прохождения порога начали искать место для лагеря с выходом к дороге, чтобы Мирослав смог забрать нас оттуда на следующий день. За порогом Врата ущелье заканчивается и берега становятся более пологими, но все заросли кустарниками. В связи с этим некоторое время не могли найти ничего подходящего. В итоге зачалились и вылезли на чей-то огород, вынесли катамараны и встали лагерем на поляне в небольшой рощице. Мы подбирали место еще и так, чтобы нас не было видно с дороги, чтобы избежать интерес со стороны местного населения или полиции. Позже, в ходе этого путешествия мы поняли, что в Черногории, даже если встать лагерем на обочине дороги, никто на тебя не будет обращать внимание. Даже полиция. Только дальнобойщики бикают. К слову, это был один из единственных солнечных вечеров похода, даже немного позагорали.

Отчет о водном походе 5 к.сл. Черногория-реки Лим, Морача,Тара.

Утром вынесли катамараны к дороге, чтобы Мирослав точно нас заметил, и начали собирать лагерь. Вскоре приехал и Мирослав, загрузились к нему в машину и поехали на Морачу. По пути остановились в ресторане национальной кухни Козак (это фамилия владельца, как объяснил Мирослав, он родом из казаков, но я не понял, как этих казаков сюда занесло). В ресторане хотели попробовать что-нибудь из блюд национальной кухни, про которые нам рассказывали и рекомендовали, но нас таки уговорили на одно большое общее блюдо – ягненка с картошкой. Было конечно вкусно, хоть и достаточно жирно, но осталось некоторое разочарование, что национальные блюда снова прошли мимо нас. Ренату очень понравилась пригоница – это что-то вроде пончиков, только без дырки посередине и они не сладкие, а соленые. Но, судя по всему, это самое неуловимое черногорское блюдо, потому что за все последующие дни в Черногории ни в одном заведении пригоницы больше найти не удалось. Подкрепившись поехали дальше. В Мойковаце заехали в магазин, чтобы закупить хлеб и некоторые продукты, которые не удалось найти при первой закупке. И без того пасмурная погода продолжила портиться – небо затянуло тучами, и иногда шел дождь. Под дождем мы приехали к кемпингу рядом с монастырем Морача (Фото 11-12). Единственный спуск от дороги к реке, который есть рядом с монастырем, проходит как раз через этот кемпинг. Мирослав сказал, что в прошлый раз, когда он забрасывал группу на Морачу, хозяин кемпинга попросил за спуск к реке, чтобы все купили у него пива. В этот же раз Мирослав почему-то не захотел общаться с хозяином кемпинга и попросил меня самого с ним поговорить. Так как сразу выяснилось, что по-русски и по-английски он не понимает, то я просто попросил у него восемь бутылок пива. Мы посидели у него за столиком, выпили. Затем я спросил у хозяина кемпинга, можем ли мы встать у него лагерем и сколько он за это с нас возьмет – он ответил, что ничего с нас не возьмет. Мы были несколько удивлены таким гостеприимством, спустились к реке, поставили лагерь. С Мирославом распрощались до Тары. Почти сразу начался ливень и мы сидели под тентом и разговаривали, когда к реке спустился хозяин кемпинга с удочкой. Он подошел к нам и начал что-то объяснять. На сколько мы поняли, он имел в виду, что мы друг друга неправильно поняли, и он имел в виду, что ничего с нас не возьмет, если мы не будем стоять лагерем в его кемпинге, а сразу уплывем по реке вниз. А раз мы все-таки стоим здесь лагерем, то мы ему что-то должны. Немного поторговавшись, мы сошлись на том, что мы купим у него еще пива.

5.05.2019

Всю ночь шел дождь, и утром за завтраком он тоже продолжался, хоть и стал заметно слабее. Вода в реке у нашего лагеря поднялась на 30 сантиметров и если вчера она была прозрачно-голубой, то сейчас она уже стала совсем мутной. Собрали лагерь, загрузились и стартовали.

Вскоре после спуска к реке начинаются бодрые шиверы, которые идут одна за другой. Река уходит в глубокое ущелье со сложной береговой обстановкой. Так мы быстро долетели до первого именного препятствия на Мораче:

Порог Бегемотики (4Б)

Ориентиры: впереди за плавным правым поворотом кажется, что огромные глыбы перегородили всю реку.

Описание: порог представляет собой несколько громадных камней, при подходе к которым создается впечатление, что они перегораживают всю реку. На самом же деле вдоль правого берега есть проход с очень резким маневром – можно за первым камнем уйти в центр, просочиться между камней, и дальше остается только выходная шивера.

Но по нашей высокой воде все усложнялось тем, что не было возможности зачалиться и пройти посмотреть этот порог по берегу. Поэтому пришлось идти его сходу. Первый катамаран не успел сделать маневр и застрял на камнях. Второй катамаран удачно оттолкнулся от первого застрявшего катамарана и таким образом выполнил необходимый маневр, уйдя в центр и проскочив между камней. Экипаж первого катамарана протащились немного вдоль берега вверх по течению, заново стартовали и, уже зная расположение камней, удачно прошли порог (Фото 13-14).

При прохождении порога было сломано одно весло со второго катамарана. И эта история заслуживает отдельного упоминания. Перед походом в ходе обновления снаряжения, было закуплено четыре весла от фирмы-производителя RST. В пороге Бегемотики было сломано первое из них – просто при попытке оттолкнуться от камней оно переломилось как спичка. Забегая вперед, скажу, что из четырех таких весел до конца похода дожило только одно. Еще два весла будут сломаны позже – одно при зацепе в бочке, одно практически на ровном месте при гребле. Во всех трех случаях весла ломались прямо по стыку лопасти и дюралевой трубки, что явно говорит о том, что производитель использует для этих весел плохой дюраль, и эти весла не годятся для сложных водных походов.

Но это было лирическое отступление, а мы по бодрым шиверам подошли ко второму именному препятствию на Мораче:

Порог Саянский (4С)

Ориентиры: начинается почти сразу после порога Бегемотики.

Описание: порог представляет собой несколько ступеней, каждая из которых по большому счету является отдельным препятствием – это крутопадающие шиверы с бочками, сливами, крупными камнями и иногда узкими проходами.

Сложно соотнести этот порог с описаниями из отчетов, по которым мы составляли лоцию к этому походу. Некоторые из ступеней просмотреть по нашей воде было нельзя, перед некоторыми, где впереди были видны большие камни в реке и где проход был не очевиден, мы чалились и пролезали по скалам для просмотра. По большому счеты, во всяком случае по нашей воде, я бы разделил этот порог на четыре-пять отдельных порогов четвертой категории сложности. Прошли без приключений (Фото 15-18).

Далее идет череда постепенно упрощающихся шивер (Фото 19), и последний километр перед впадением притока Мртвица – вообще практически ровная вода. Напротив притока причалили, чтобы передохнуть и осознали, что воды в Мораче действительно много – особенно после впадения притока, так как из Мртвицы воды в реку вливалось почти столько же, сколько из Морачи до притока. А обычно, судя по фотографиям, Мртвица – это такой каменистый ручей. Стартовали дальше. Снова пошел дождь. По берегам стоит подтопленный лес. Долина реки начинает сходиться в узкое глубокое ущелье, кругом скалы черного цвета. Но река пока течет спокойно. Даже тогда, когда река оказывается в совершенно глухом каньоне глубиной не меньше пятидесяти метров, она продолжает течь спокойно (Фото 20). Красивейший водопад (Фото 21-22), который прорывается из трещины в стене правого берега – это ориентир, примерно через один километр будет первый порог. Впереди показалась линия перегиба воды, чалимся для просмотра на осыпь из крупных камней у правого берега.

Порог Разминка (5А)

Ориентиры: примерно через километр после водопада.

Описание: мощнейший слив с заварным котлом у левого берега и двумя бочками, следующими одна за другой у правого берега.

Мы были несколько удивлены этим порогом, учитывая, что лоция нам обещала порог 3-4 категории сложности, а перед нами предстал мощнейший слив с заварным котлом у левого берега и двумя бочками, следующими одна за другой у правого берега. Ставили страховку спасконцом за порогом на правом берегу. Оба экипажа по очереди повторили одну и ту же траекторию – аккуратно заходили от правого берега, чтобы не попасть левым баллоном в котел, и пробивали бочки справа (Фото 23-26). После порога в улове нашли плавающую банку пива (Фото 27).

В этом месте каньон Морачи выглядит особенно впечатляюще – прямо из воды стены вертикально уходят вверх метров на пятьдесят. Зная, что где-то совсем рядом находится следующий порог, мы аккуратно зашли за поворот и сразу зачалились к небольшой галечной отмели у правого берега. Впереди виден перегиб воды – это следующий порог:

Порог Дуэлянты (5С)

Ориентиры: через 300 метров после порога Разминка.

Описание: берега – отвесные скалы высотой метров 50. Порог состоит из двух ступеней: первая – это гряда камней, образующая несколько ворот, оптимальная траектория – в самые левые ворота; вторая ступень – это мощный участок с валами и чередой бочек, следующий одна за другой.

Порог находится в глухом каньоне – его можно частично просмотреть только с дороги, которая находится метров на пятьдесят выше, при заезде на реку. Зачалившись перед ним, возможности просмотреть уже нет (Фото 28). Ну, точнее один способ просмотреть все-таки есть и мы им воспользовались: несмотря на непрекращающийся дождь, Денис все-таки сумел пролететь этот участок реки на квадрокоптере, который к нашей удаче не стал новой игрушкой черногорских пограничников. Поэтому мы имели четкую картину того, что ждало нас впереди. Порог состоит из двух ступеней: первая – это гряда камней, образующая несколько ворот, оптимальная траектория – в самые левые ворота (Фото 29); вторая ступень – это мощный участок с валами и чередой бочек, следующих одна за другой (Фото 30). Страховка в пороге возможна только тандемом. Стартовали в порог двумя экипажами на расстоянии тридцати метров друг от друга. Прошли по намеченной траектории – в первой ступени через самые левые ворота, во второй ступени – смещаясь слева в центр (Фото 31-34). При прохождении порога в одной из бочек было сломано второе из весел.

Ожидали по лоции вскоре и следующий порог, но он оказался несколько дальше, чем говорилось в описании – не через 500 метров, а километра через два после Дуэлянтов. До следующего препятствия ущелье начинает постепенно расходиться, берега становятся более пологими, на них начинают появляться деревья. Дождь продолжается.

Порог Пирамиды (4С)

Ориентиры: через два километра после порога Дуэлянты. Перед порогом небольшой разлив реки, впереди видно скопление камней – пирамид у правого берега.

Описание: в высокую воду представляет собой три последовательных слива с бочками вдоль левого берега, вдоль правого берега лежат огромные камни, отжимающие основную струю к левому берегу.

Возможности для чалки и просмотра особенно не было – берега густо поросли подтопленными кустами. Так что проходили порог сходу тандемом (Фото 35-36).

После порога на одной из простых шивер сломали еще одно из весел RST. Далее, учитывая непростую береговую обстановку, очень боялись пропустить единственное пригодное место для стоянки перед следующим порогом, про которое писали в отчетах наши предшественники. Место оказалось не очень очевидным – к реке спускается дорога, место для лагеря есть только наверху у шоссе рядом с огородами. Поскольку вариантов других у нас не было, то встали у шоссе. Выпили банку пива, найденную после порога Разминка. Пока ставили лагерь погода сжалилась над нами и дождь закончился, но вечером он пошел снова, а ночью была гроза.

6.05.2019

Встали утром и дождь почти сразу закончился. Саша сходил на разведку следующего порога, а мы в лагере подкармливали местного собакена. Когда спустились вниз к катамаранам, то обнаружили, что вода в реке поднялась сантиметров на тридцать, а река в этом месте совсем не узкая. Сашина разведка доложила, что у правого берега перед порогом Штольня чалки нет – там затопленные кусты и струя идет прямо вдоль них. Поэтому мы решили искать чалку у левого берега. Зачалились на отмель у левого берега перед началом высокой конгломератной стены и попробовали пролезть снизу вдоль воды до россыпи больших камней, которая образует левый берег в пороге, но удалось пройти где-то только половину пути – дальше вертикальная стена уходит в воду. Поэтому дальше был использован уже отработанный прием с разведкой квадрокоптером (Фото 37-39).

Порог Штольня (5С)

Ориентиры: скопление крупноглыбовых скал у правого берега, через реку переброшен подвесной мост. Порог начинается через 300 метров после моста. Чалка для осмотра сразу за мостом к правому берегу. Для осмотра нужно подняться на шоссе и пройти по нему 300 метров до порога.

Описание: в центре реки лежит огромный камень, который делит русло на две неравные части. Основная – правая, в ней мощный слив с косой бочкой, выбрасывающей на скалу правого берега. В левой протоке слив проще, но туда очень сложно попасть – на заходе сильно прижимает к скале в центре порога.

Проходили тандемом, первый катамаран успешно пробил бочку в правой протоке, лишь немного чиркнув правым баллоном по скале правого берега, второй катамаран зашел в бочку правее, и их сильно бросило в стену, сломав при этом весло, которое оказалось защемлено между баллоном и скалой (Фото 40-43).

Уже после порога заметили, что при этом сильно помяло продолину и перебило шнуровку вдоль правого борта (Фото 44). Так что на первом удобном месте чалки устроили ремонт. Дождь правда при этом не прекращался. Пока продолжался ремонт, приметили на противоположном берегу что-то вроде тропинки, уходящей наверх. Поэтому после того, как раму заново перешнуровали, перечалились на другой берег и, несмотря на то, что это оказалась не тропинка, а просто осыпь, выбрались на шоссе и пошли смотреть следующий порог. Оказалось, что идти не очень близко, с правого берега с дороги порог видно не очень хорошо, но увидели хорошую чалку прямо перед порогом у левого берега. Так что вернулись к катамаранам и перечалились к порогу. Оттуда по камням левого берега можно вылезти прямо к самому порогу, но нет точек, с которых порог было бы видно полностью (Фото 45-46). Так что чтобы просмотреть порог с левого берега нужно изрядно полазить по скалам.

Порог Штамп (5Б)

Ориентиры: примерно через 2-3 километра после порога Штольня. Через реку переброшен пешеходный мост. Чалка за мостом на галечный пляж левого берега. Осмотр порога по большим скальным обломкам левого берега.

Описание: порог образован обвалом конгломератной стены левого берега. Осыпь крупных глыб отжимает струю к скалам правого берега. На участке метров в сто струя сначала наваливает на правый берег, потом после небольшого слива с бочкой наваливает уже на камни у левого берега и потом снова на стену правого. При этом на этом участке приличное падение.

Отчет о водном походе 5 к.сл. Черногория-реки Лим, Морача,Тара.

Проходили по очереди, выставляли страховку спасконцом после порога. Первый катамаран после первого навала на правый берег упустил носы со струи, развернулся и вторую часть порога пришлось проходить кормой вперед. Второй катамаран прошел порог без ошибок (Фото 47-52).

Оказалось, что на прохождение этих двух порогов мы затратили несколько больше времени, чем планировали. А так как мы договорились встретиться с водителем в 16:00 у моста, до которого еще идти и идти, то пришлось поторопиться. Сразу после Штампа идет довольно веселый участок с лавированием между огромных скал в русле – очень красиво (Фото 53). Порог Наш Калибр, который был в лоции мы не обнаружили – должно быть его совсем залило. Проплывали под огромным мостом, который строят китайцы через долину Морачи (Фото 54). Рядом с мостом несколько китайских строительных городков. Когда подошли к мосту, у которого мы договорились встретиться с водителем, поняли, что наверх здесь выбраться будет очень сложно, а с катамаранами совсем затруднительно. Так что пошли дальше до первого удобного выхода. Пройдя еще несколько километров мы совсем отчаялись найти удобный выход, поэтому зачалились куда-то под деревья, вылезли по скалам в какой-то поселок и по шоссе я с Денисом дошли до моста, где мы договорились встретиться. Тут надо сказать, что это единственный трансфер на маршруте, который осуществлял не Мирослав, а другой его водитель, так как в этот день у Мирослава был какой-то семейный праздник. И проблема заключалась в том, что этот другой водитель не разговаривал по-английски и по-русски, а только по-сербски. Так что чтобы ему что-то сказать, приходилось звонить Мирославу, объяснять ему, затем он звонил своему водителю, а мы уже по факту корректировали его действия, снова звоня Мирославу. Вообщем, прождав сорок минут под холодным дождем, мы все-таки нашлись с водителем, но на этом наши приключения не закончились. Через Мирослава мы объяснили ему, что нам нужно удобное место, чтобы поднять катамараны от реки к дороге, и он сказал, что знает такое место, и увез нас куда-то за много километров. Мы решили, что это очень далеко, и пока ехали обратно присмотрели более близкое и более удобное место для выхода от реки. Но водитель почему-то никак не понимал, про что мы говорим и не останавливался у этого места каждый раз, когда мы гоняли его то в одну, то в другую сторону по дороге. В конце концов взаимопонимание было найдено – он отвез нас обратно в поселок, где мы оставили катамараны, мы сплавились до нового места выхода, вынесли катамараны к машине, загрузились, переоделись и поехали, к тому времени уже порядочно замерзнув и устав. На этот раз мы поехали в сторону Тары по другой дороге – не вдоль Морачи, а через Никшич. По пути заезжали в магазин пополнить наш запас продуктов. Уже ночью, когда ехали через перевал в долину Тары, увидели, что вокруг все в снегу. Доехав до кемпинга Мирослава, осознали, что здесь будет холодно. В кемпинге встретили группу Сумарокова, которая закончила сплав по Таре. Как раз в этот день они проходили Ущелье Дьявола – говорят, что воды очень много, в ущелье серьезная 6 категория сложности. Решили, что на следующий день поедем и сами посмотрим с квадрокоптера. Долгий переезд и холод настолько выбил народ из колеи, что в палатках большинство жить не захотели – в итоге поселились в домике с душем и обогревателями.

7.05.2019

Пожалуй, это был самый холодный день похода. Утром пытались посмотреть записи прохождения Ущелья Дьявола с нашлемной камеры из группы Сумарокова, но ни на каком из опробованных устройств не удалось воспроизвести видео. Незадолго до нашего выезда приехали рейнджеры национального парка – переписали паспортные данные участников нашей группы, взяли плату за сплав по Таре от Ущелья Дьявола до моста Джурджевича и выдали нам официальную бумажку. Здесь нужно подробнее рассказать, как сейчас устроен сплав по реке Тара. Река входит на территорию национального парка Дурмитор перед Ущельем Дьявола. На территории национального парка сплав только платный. Фактически, река разделена на три секции, на каждую из которых отдельный ценник – Ущелье Дьявола, от Ущелья Дьявола до моста Джурджевича, от моста Джурджевича до конца национального парка. Соответственно, стартовать и финишировать эти участки можно только в конкретных разрешенных местах, которые караулят рейнджеры заповедника. Ценник на тот или иной участок будет зависеть от средства сплава и от сезона. Вставать лагерем на территории национального парка можно только в официальных кемпингах. Решив все бюрократические вопросы, мы загрузили катамараны на машину и выдвинулись в сторону Ущелья Дьявола по живописнейшей дороге. С дороги хорошо видно только самое начало ущелья (Фото 55), поэтому Денис сделал пролет на квадрокоптере так, что почти все ступени было хорошо видно (Фото 56-58). Да, воды очень много по сравнению с фотографиями из отчета Цветковой – на месте основных ступеней все белое, а учитывая, что мы все это наблюдали с большой высоты, то есть совсем не ощущая падения реки на этом участке, можно представить, какая там мощь. Нехотя пришлось признать, что участок явно имеет шестую категорию сложности, и нам придется отказаться от его прохождения. Пофотографировались и поехали на участок ниже Ущелья Дьявола. Самое сложное – это было заставить себя в такой холод натягивать неопрен, посматривая на снег в горах, который лежит совсем близко. Даже думаю, что если бы не этот холод, то и Ущелье Дьявола смотрелось бы совершенно по-другому. Так или иначе стартовали. Река течет среди живописных скал (Фото 61), то тут, то там впадают ручьи красивыми водопадами. Несложные шиверы только иногда немного отвлекают от созерцания окружающей красоты. Пожалуй, что на этом участке можно выделить только одно препятствие:

Порог Строгий (4А)

Ориентиры: через 2-3 километра после моста.

Описание: несколько крупных камней в русле, образующих ворота с небольшим навалом направо.

Прошли сходу (Фото 59-60).

Этот участок на самом деле заканчивается не у моста Джурджевича, а не доходя до него пару-тройку километров – на берегу стоят домики и деревянный навес. Вытащили катамараны, переоделись в сухое и теплое, попросили рейнджеров, чтобы они просигналили Мирославу, что мы закончили, и уже через несколько минут за нами приезжает машина. Вечером отогревались в нашем домике в кемпинге. Денис Татарнов и Миша компенсировали недостаток эмоций, связанный с отказом от прохождения Ущелья Дьявола, катанием на зип-лайне над Тарой.

8.05.2019

Проснувшись утром, обнаружили, что над рекой висит густой туман – даже мост Джурджевича совсем не было видно. Потом туман стал опускаться все ниже, и это выглядело как будто в ущелье течет река из облаков. Все пошли фотографировать эту красоту (Фото 62-64). Чуть позже открылись сувенирные лавки, которых у моста множество, так как это одна из знаковых достопримечательностей Черногории, и желающие смогли утолить свою жажду сувениров. Когда мы собрались и выехали на место старта, уже совсем распогодилось и, хоть и было прохладно, но с солнышком все-таки веселее. Пока готовились к сплаву, подъехали рейнджеры национального парка для оформления разрешения на сплав по этому участку реки. Решили с ними все вопросы и пошли. Сначала идет такая котловина с пологими берегами, заросшими кустами. Потом, когда впереди становится виден мост Джурджевича, река начинает уходить в ущелье. Сразу за мостом начинаются несложные шиверы, которые вскоре заканчиваются. Дорога, спускающаяся к воде на правом берегу и какие-то постройки – это последняя возможность выйти от реки перед Большим Каньоном Тары – дальше река уходит в многокилометровое ущелье – самое глубокое ущелье Европы и одно из глубочайших в мире (Фото 66). Река неспешно течет среди скал, то справа, то слева водопадами впадают ручьи сквозь заросли папоротников (Фото 65). Местами растительность на берегах напоминает джунгли с лианами и какими-то незнакомыми растениями. За каждым поворотом открывается новый красивейший пейзаж. Видели на берегу каких-то парнокопытных животных — что–то вроде косуль. Так как вставать лагерем на территории национального парка запрещено, по плану мы должны были начать поиски места для стоянки, как только выйдем за пределы заповедника по навигатору. Но проблема оказалась в том, что мест пригодных для лагеря практически и нет. К тому же солнце вскоре перестало светить к нам в ущелье и снова стало холодно. В конце концов нашли замечательную полочку с рощей, где и встали лагерем. Судя по мусору, многие становятся в этом месте. Немного выше нашего лагеря находится небольшая пещера-навес, вся покрытая следами этих парнокопытных. Вечером, когда легли спать, было слышно, что они пошли на берег на водопой. Небо звездное.

9.05.2019

Утром поздравили друг друга с Днем Победы. Так как расстояние осталось пройти небольшое, а накануне река нас не особо радовала обилием порогов, то некоторые участники команды всерьез рассуждали на тему того, чтобы не одевать подсохшие ночью гидрокостюмы, а сразу убрать их в гермы. Но хорошо, что все в итоге передумали и экипировались по полной программе. Сначала река продолжает неспешно идти по ущелью, но когда скалы начинают расходиться в стороны и по берегам появляются дороги, кемпинги и базы рафтеров, вдруг река начинает радовать каскадом крутопадающих шивер:

Каскад шивер перед впадением Пивы (4Б)

Ориентиры: по правому берегу начинаются домики – турбазы и базы рафтеров. Вскоре после них начинаются несложные шиверы. Основная часть каскада начинается от высокого правого осыпного берега.

Описание: в среднюю и даже немного выше средней воду этот каскад скорее всего будет иметь не выше третьей категории сложности. Но в нашу высокую воду он не давал нам расслабиться. Шиверы идут одна за другой, бочки макают по самые уши, а в некоторых местах еще и приходится интенсивно отгребаться от прижимов к большим камням в русле.

Проходили все сходу со взаимостраховкой тандемом (Фото 67-68). Получили огромное удовольствие от такого классного подарка от Тары напоследок.

Кстати надо заметить, что как только заканчивается национальный парк – по правому берегу начинается территория Боснии. Так что есть возможность зачалиться на их берег и побывать в еще одной стране. Река все так же весело бежит до впадения крупного левого притока – Пивы, и утекает на территорию Боснии. В этом месте мы заканчивали сплав по Таре. Автомобильный мост – это ориентир конца маршрута, метров через двести после него впадает Пива, и если не успеть зачалиться, то вы нелегально пересечете границу Боснии и дальше вернуться в Черногорию уже будет несколько проблематично.

Отчет о водном походе 5 к.сл. Черногория-реки Лим, Морача,Тара.

Дошли до самого места впадения притока и пошли на разведку, где здесь можно встать лагерем. На берегу есть три кемпинга, в одном из которых нас согласились приютить бесплатно, потому что туристический сезон еще не наступил и народу в кемпинге все равно никого нету. Вынесли всю нашу снарягу наверх, поставили палатки на газончике и перекусили. Выпили за окончание сплава и День Победы. Разбирали катамараны и раскладывали все сушиться. Иногда начинался дождь и приходилось все быстро прятать, чтобы наши попытки просушиться не были напрасными. Работники кемпинга любезно пригласили нас готовить ужин у них в павильоне на кухне у очень уютного почти камина. Правда пришлось купить у них бутылку какого-то самогона, но и она была к месту.

10.05.2019

Погода решила нас побаловать и дать нам нормально просушиться – с самого утра светило солнце. Посушили катамараны, перепаковали вещи. Мирослав опоздал где-то на час, но зато легко нас нашел. Загрузились и поехали. Дорога сначала идет вдоль реки Пивы – воды в ней вполне достаточно для сплава, и она такая голубовато-прозрачная… Эх, если бы мы знали точно, что на Пиве будет вода, то тоже бы включили ее в наш график. Но, к сожалению, эта река сильно зависит от сброса воды с Пивской ГЭС – вода может быть, а может и не быть вообще. Ниже ГЭС река протекает в живописнейшем глубоком ущелье (Фото 70). Какие-то пороги там сверху видно, но кажется, что не выше 4 кс. Остановились пофотографироваться на Пивской ГЭС – чувствуется рука советских инженеров. Выше ГЭС начинается огромное Пивское водохранилище, обрамленное со всех сторон скалами. Дорога вдоль него проходит через огромное количество тоннелей, которых, впрочем, очень много по всей Черногории. Где-то в районе Никшича свернули на какую-то небольшую дорогу, по которой мы должны были срезать и подъехать к Котору со стороны Которского залива. Но оказалось, что эту дорогу ремонтируют и закрывают каждый день на несколько часов. Так что когда мы доехали до очереди из машин, ждущих открытия, мы узнали, что у нас есть еще полтора часа. Чтобы не сидеть в машине мы прогулялись до ближайшей деревеньки и выпили там пива. Проехав ремонтируемый участок дороги, попали под дождь. Когда выехали к заливу, прекрасный вид, открывающийся на него с дороги, несколько омрачался пасмурной погодой. Жилье, которое мы заранее сняли через Airbnb, находится не в самом Которе, а в небольшом городке Прчань, который находится в четырех километрах от Котора дальше по берегу – прямо напротив него на другой стороне бухты. Быстро нашли наш дом, расплатились с Мирославом и заселились. В этот раз у нас целый дом, и есть дворик, где можно разложить катамараны. Вечером сходили поужинать в ресторанчик поблизости, но не все остались довольны местными ценами. Надо отметить, что большинство заведений в Которе представляет средиземноморскую кухню, национальную кухню Черногории здесь найти не так просто.

11.05.2019

Когда утром все пробудились и наконец привели себя в порядок, мы решили пешком прогуляться по побережью до Котора и осмотреть его достопримечательности. Оказалось, что и Прчань городок довольно старый – в нем есть красивые католические церкви и старые дома с гербами. В Которе сразу пошли в старый город, огороженный венецианской крепостной стеной. Там сохранились узкие колоритные средневековые улочки, хоть первые этажи многих домов и заняты теперь модными магазинами. Так как нашей целью было подняться на крепость, которую с ночной подсветкой было замечательно видно из нашего дома, мы, после недолгих блужданий по центру города, направились в сторону горы, на которой крепость находится. На кассе официального прохода к крепости нам сообщили, что вход стоит восемь евро. Цена нас не очень устроила, к тому же при подготовке похода в путеводителях я вычитал, что есть бесплатный вход в крепость по старой дороге, так что мы решили выбрать этот путь. Относительно хорошая дорога поднимается с другой стороны крепости до стены, где вместо калитки нужно пролезть через бойницу. Далее остается совсем немного до бастиона на вершине скалы, откуда открывается вид на Которский залив. Удовлетворив свои эстетические потребности, мы спустились в город и разбились на маленькие группы в поисках еды, сувениров и пригоницы, которая так понравилась Ренату. Встретились уже вечером в нашем доме, приготовили роскошный ужин из остатков походной раскладки, и дегустируя черногорские вина с пршутом укладывали рюкзаки.

12.05.2019

Встали рано, быстро позавтракали и стали грузить наши рюкзаки в машину, насчет которой я накануне договорился с хозяйкой нашего дома. По пустынным утренним улочкам быстро доехали до аэропорта. Рюкзаки с катамараном все-таки потяжелели – видимо вода в баллонах еще осталась, и сотрудники авиакомпании тщетно пытались получить с нас отдельную плату за перевес. Но в итоге договорились, что мы снова оплатим только провоз рам с веслами как спортинвентарь. При пересечении границы снова возникли трудности с провозом квадрокоптера, но и этот вопрос удалось удачно урегулировать. В Duty Free воспользовались возможностью везти с собой домой поменьше валюты и вылетели бразильским Эмбраером на родину. По прилету в Домодедово получили наш багаж и дальше наши пути разошлись. На этом поход и был закончен.

1. GPS координаты
Нижний каскад — начало 43°19’49.28″С 18°56’52.07″В
Антистапель Тара 43°20’53.36″С 18°50’25.00″В
  1. Смета похода
Вид расходов Назначение На 1 чел. (руб.) На 8 чел. (руб.)
Проезд Самолет Москва – Тиват — Москва 20 000 160 000
Трансферы на маршруте 8 730 69 840
Питание Питание в походе 5 647,5 45 180
Дополнительные расходы Разрешения на сплав в национальном парке Дурмитор 3 672 29 376
Туристическая регистрация 2 592 20 736
Провоз негабаритного багажа на самолете 2 520 20 160
Проживание в кемпингах 1 944 15 552
Проживание в Которе 2 909,25 23 274
Итого по походу   48 014,75 384 118

1. Выводы и рекомендации

1) Группа прошла интересный и разнообразный маршрут в новом для нас регионе. Маршрут соответствует пятой категории сложности.

2) Лим – неплохая река для раскатки перед Морачей и Тарой, однако, я думаю, что не стоит идти ее в том формате, как шли мы. Дело в том, что на реке есть две ярко выраженные секции с порогами, расположенные в самом начале нашего сплавного участка и в самом конце. Между ними длинный прогон без порогов и с разбоями. Так что, при наличии автосопровождения, логичнее будет сначала пройти верхний участок от Плавского озера до автомобильного моста после каскада, а затем сразу уехать в Беране и стартовать оттуда на нижний участок. При таком раскладе можно пройти все интересное на Лиме за один день, не терять время и ехать на следующие реки.

2) Морача от монастыря очень понравилась. В нашу высокую воду река четко разделилась на две очень разные секции – до впадения притока Мртвица – это динамичная слаломная крутопадающая река, а после притока – это уже полноводная река с локальными мощными порогами в красивейшем каньоне со сложной береговой обстановкой. Причем порог Дуэлянты можно просмотреть только с дороги при заезде на реку, при прохождении каньона просмотреть порог уже не получится, если только у вас не будет с собой квадрокоптера, как делали мы.

3) Из-за высокой воды пришлось отказаться от частичного прохождения Ущелья Дьявола с обносом ступеней 6 кс, которое мы планировали изначально. Это очень опасный участок, состоящий из семи ступеней на трех километрах, и если в случае средней и ниже средней воды между ступенями есть относительно спокойные участки для постановки страховки, то в условиях высокой воды страховка становится крайне затруднительной, и сложность участка сильно возрастает. Кроме Ущелья Дьявола на Таре нет особенно интересных препятствий, но река очень хороша с эстетической стороны.

4) Логичным выглядит дополнение этой связки рек рекой Пивой – притоком Тары. Можно пройти участок от Пивской ГЭС до впадения в Тару. Но, к сожалению, сложно угадать, будет ли там вода, потому что эта река сильно зависит от сброса воды из водохранилища, а четкого расписания, на сколько я понял, не существует.

5) На реках Морача и Тара непростая береговая обстановка. Поэтому при планировании сплава по этим рекам нужно заранее узнать, где возможно встать лагерем, а где можно выйти от реки к дороге, и уже исходя из этих данных планировать свой график движения.

6) Река Тара протекает в Национальном Парке Дурмитор. Правила сплава по реке довольно часто меняются, так что нужно заранее уточнить, как будет устроена эта процедура перед поездкой.

7) Вдоль рек почти везде идут дороги, за исключением участка Тары после моста Джурджевича. Это позволяет мобильно перебрасываться с реки на реку или от одной секции к другой. Дороги почти везде очень хорошие, так что микроавтобус вполне подходит для трансферов.

8) Набор продуктов в магазинах не по всем позициям совпадает с ассортиментом в российских магазинах. Так что при составлении раскладки проверьте в интернете наличие нужных вам продуктов в черногорских магазинах – про это пишут на множестве разных форумов и интернет-ресурсов.

9) Иногда попадаются черногорцы, которые знают русский язык, но в большинстве своем они немного говорят на английском и предпочитают сербский. Так что будьте готовы к тому, что придется много объясняться жестами.

1. Используемая лоция

Лоция реки Лим

Начало сплава от озера Плав
1   3 Длина – 300 м. Порог начинается разгонной шиверой. Река собирается в тугой поток и, как бы, упираясь в склон, резко поворачивает направо на 90о. Валы в пороге достигают 1 м. При выходе из порога навал на берег. Делее быстроток и возможность зачалиться у левого берега в тени камней. Впереди виден крутой осыпной склон высотой около 30 метров
2   3 Длина 450 м. Начинается цепочкой валов до 1 м. Левая протока хорошо просматривается и более полноводна. У скалы левого берега 2 косых слива с подводных плит с пробиванием вала в нижнем бьефе. Высота первого слива 1 м, второго – 1,2 м. Чалка возможна на оба берега, но лучше в 50 м за порогом у ПБ Понижение левого берега к воде, остров делит реку на два рукава, впереди видны большие валуны у правого берега, вдали – скала, нависающая над водой у левого берега
3 Калитка 4-5 Порог начинается шиверой 150 м с повышением уклона, затем сужением русла до 10 м, цепочкой валов до 1,5 м на протяжении 30 м, затем ускорением струи и смещением слева-направо. После небольшого быстотока снова серия валов и две бочки одна за другой. Первая косая, винтообразная, сбивающая нос судна вправо. Вторая – очень мощная. За ней вал с мощным обратным гребнем высотой 1,5 – 1,8 м. Сразу. У правого берега выступ скалы. За скалой небольшой карман с противотоком на 2 судна
4   3 Начинается разгонной шиверой 50 метров. Основная струя идет под правым берегом. На выходе русла соединяются, справа достаточно мощная косая бочка. После плавного правого поворота впереди виден остров, делящий реку на две протоки в пропорции 1/4  и  3/4 (более широкая — правая)
5   3 Заход по центру, преодоление валов на протяжении 150 м, прохождение основного слива порога в центре струи. Слив представляет собой ступеньку высотой 1,5 метра, за ней хаотичное движение бурунов за камнями и большое улово за скальным обломком правого берега. Через 20 м обе протоки соединяются. Резкое повышение правого берега, вдоль берега идёт хорошая тропа для осмотра. Впереди вдали видны выходы скальных пород. Остров делит струю на две части в пропорции 1/3  и 2/3 (правая более широкая)
6   3 Перед порогом шивера средней сложности. Валы до 1,2 метра. Длина порога 300 метров. На крутом левом повороте большой остров делит струю на две части. Правая больше левой в два раза. В конце острова большой завал ближе к правому берегу.
      Впереди виден мост. От предыдущего порога до моста 250 – 300 м. Шивера средней сложности. Под мостом струя оттягивает к правому берегу. Большое улово слева.

Затем шивера начинает разгоняться. Пороги не имеют ярко выраженного характера. Валы, бочки. Два поворота, сначала направо, затем, более крутой, налево.

За огромным «жандармом» у правого берега в реку впадает ручей. Дальше река успокаивается, на плавном левом повороте река практически затихает.

7   3 Длина порога – 30 м. Короткий достаточно мощный порог через гряду подводных валунов. Ближе к центру – несколько проносных «бочек». Выставили страховку 2-мя спасконцами за порогом. Проходили поочерёдно с видео-фотофиксацией. Находится в посёлке Мурино. Долина немного расширяется, правый берег – крутой обрывистый, высотой 3м; на правом берегу напротив порога недалеко от воды стоят каменные строения
      Далее долина реки постепенно расширяется. На склонах гор виден снег. Появляются жилые дома пос. Андриевица. Река шустро «бежит» по долине часто разделяясь на рукава. Траектория движения хорошо видна с наплыва. Придерживаемся (в основном) левых проток. Через 1,5 часа неспешной гребли (скорость движения 8–10 км/ч) — крупный населённый пункт Беране. Река собирается в одно русло и течёт по искусственному каналу через весь город. На выходе из посёлка по правому берегу находится какое-то предприятие с подведенной мощной электрической подстанцией. Отчётливо виден крутой левый поворот, церквушку на обрывистом правом берегу, река входит в узкое ущелье.
8 Нежность 3-4 Осмотр затруднён из-за крутизны склона и растущими кустарниками и длинными лианами. Короткий (50 м), мощный порог со сложной структурой течений и очень проблематичной линией обхода мощного «котла» ближе к центру и «бочкой» с косым валом, «стягивающим» в центр потока. Через ~3 км после входа в ущелье; скопление больших валунов у правого берега, левый берег – крутая осыпь
9 Врата 5 Порог состоит из трёх ступеней:

Первая ступень включает в себя прохождение трёх сливов с мощными «бочками» после каждой. «Бочки» находятся в левой части потока с дистанцией в 25-30 м между каждой.

Во второй ступени значительный хаос валов и «поганок», поворот потока под 45о и у полуобливного камня по левому краю потока начинается свал воды с достаточно мощным прижимом под нависающие скалы правого берега. Нужна активная работа экипажа по уходу от прижима.

Третья ступень (самая простая) в 50 м от второй. Представляет из себя цепочку валов до 2 м высотой и несильным прижимом в самом конце к скале правого берега. Далее река успокаивается.

Находится в 300 м после предыдущего порога. После левого поворота река вливается в небольшое озеро, впереди видно, как река входит в скальный каньон с высотой стенок более 300 м. Чалка – к осыпи левого берега.
      Примерно через 2 км, пройдя под мостом автодороги Беране – Биело Поле, чалка к полке правого берега на покос местных жителей и грунтовой дорожке к этому покосу.

Лоция реки Морача

Старт от монастыря Морача
1   3 Сужение русла до 6 м, скальная стенка левого берега, большой уклон и турбулентность в конце. Река начинает «разгоняться» и вскоре входит в узкое глубокое ущелье, где, как правило, один берег скальный.
2 Бегемотики 3-4 Завал? После завала струя концентрируется, справа соединяется с другим рукавом, поворачивает направо через гряду подводных камней и устремляется по валам вдоль опасного скального левого берега Впереди за плавным правым поворотом кажется, что огромные глыбы перегородили всю реку
3   3 Слалом между больших глыб
4 Саянский 3-4 Длина  – 400 м.  Состоит из трёх ступеней:

первая – двойной слив с подводных плит (второй – сложной структуры) в сужении потока;

вторая – слалом по валам и «бочкам» со смещением по струе от правого берега к левому;

третья – концентрация потока у правого берега, представляющего собой вертикальную скалу, пробивание валов, уход от прижима

Река делает крутой правый поворот; левый берег – скальная плита, ниспадающая в воду, перемежающаяся глиняными крутыми склонами
      Автомобильный мост через реку незадолго до впадения реки Мертвица
      Вскоре ущелье сужается и мы входим в скальный каньон. Скалы имеют оттенок невообразимого серо-белого колора. Дорога идёт выше реки на 150 м через тунели. Через скалы прорываются водопады, встречаются пещеры; течение неспешное, чувствуется подпор воды.
5 Разминка 3-4 Порог состоит из двух ступеней разделённых небольшим бытротоком с расстоянием 20 м между ними. В первой ступени слив 1,2 – 1,5 м с плиты через всю реку с надводным камнем по центру реки (проход возможен с любой стороны), а во второй – небольшой слив через подводные камни с прижимом к скале левого берега в конце порога. Справа на скале паралельно реке «висит» старинный металлический арочный мост, затем галечный пляж правого берега. Чалка у правого берега к скалам для осмотра и выставления страховки
6 Дуэлянты 5 В точности повторяет порог «Разминка» с большим отличием в мощности, высоте сливов и размером бочек за ними, протяжённостью (200 м), а также невозможность выставить береговую страховку. Находится в 300 м от предыдущего препятствия
7 Пирамиды 3-4 Короткий (80 м), но очень мощный порог с высоким двухметровым валом-петухом посреди потока и косой «бочкой» за ним Находится в 500-600 м после предыдущего порога. Перед порогом небольшой разлив реки, впереди видно скопление камней-пирамид у правого берега
      После порога «Пирамиды» ущелье постепенно расширяется, скорость потока немного уменьшается, но по пути попадаются ещё несколько довольно «приятных» порожков струйного типа с достаточно глубокими «бочками», которые не дают расслабиться ни на минутку. Ещё через несколько километров чалка к галечному пляжу со спускающейся прямо к воде грунтовой дорогой.
8 Штольня 5 Препятствие состоит из двух сливов струйного типа со сложным заходом (впритирку к правому берегу) и выходом после второго с «набросом» кормы к скале; высокая скорость потока, необходима жёсткая стабилизация движения судна. Порог расположен в скальном коридоре, проход возможен у скал правого берега, где есть при самосплаве большая вероятность быть подмытым под скалы, а при более высокой воде — и через плиту ближе к левому берегу с прыжком за крупным осколком скалы в правую (основную) часть потока. Незадолго до начала порога вдоль правого берега скопление крупноглыбовых скал, через реку переброшена труба. Чалка для осмотра порога – сразу за трубой к правому берегу
9 Штамп 5 Расположен в скальном коридоре; длина – 60 м. Состоит из двух ступеней: первая – трек с прижимом к правому берегу и слив по горке через «бочку»; вторая – струя разделена большим  осколком скалы на две половины: одна половина представляет собой мощную обратную «бочку» со сложным заходом; другая – винтообразный слив с отбоем от наклонной скалы в «котёл» Через 40 минут сплава. Переброшенный через реку пешеходный мост.  Чалка производится на галечный пляж левого берега в 60 м от порога. Осмотр по большим скальным обломкам левого берега.
10 Наш калибр 3-4 Представляет из себя череду косых сливов между крупными обломками скал. Сложность прохождения заключается в постоянном изменении линии движения для предотвращения навала на камни Находится на правом повороте реки. Значительный перепад. Незадолго до препятствия внушительных размеров галечная отмель со спускающейся дорогой для грузовиков по доставке щебня для строительства
      Конец сплава недалеко за большим автомобильным мостом вначале г. Подгорица на левом крутом берегу к которому спускается хорошая грунтовая дорога.

Лоция реки Тара

Старт от поселка Jabuka

Река шустрая, неширокая, но глубины для уверенного сплава достаточно. Встречаются низкогабаритные мосты, нависающие над водой деревья, высокие мосты. Иногда ширина реки не превышает 4–5 м. Шиверы

1 Звездочка 3-4 Длина – 150 м. Чалка на мыс левого берега перед порогом. Порог представляет собой свал воды через камни разного габарита. У левого берега – достаточно мощная «бочка», по центру – «скачки» через подводные камни внушительных размеров. После очередного прижима к скале левого берега, река чуть успокаивается, чувствуется подпор воды, за плавным левым поворотом слышен сильный шум бурлящей воды
      Весь участок 5-6 ЧХВ. Далее следует участок 6 КС
      Ущелье Дьявола
      Ниже моста простой участок 300 м, далее начинается сложный
2   4-5 Осмотр с ПБ. Несколько больших камней в русле. Струя идет слева по бочкам. Поворот струи налево, навал на скалу ПБ.

За порогом начинается крутая бежевая осыпь на ЛБ

После устья р. Быстрицы. Видно падение, камни в русле.
3   5 Шивера. На входе – горка с полуобливными и обливными камнями. На ПБ одинокая конгломератная камень-скала. В русле напротив нее – торчащий из воды камень, который желательно обходить справа, угребаясь от него по бочкам. Напротив бежевой осыпи
4   5 Перепад 4 м, длина 50 м. Русло завалено грудой больших камней. На заходе нужно проходить в узкие проходы между этими камнями. Затем большой перепад, в сливе камень. Слева от него бочки, справа слив через камень и навал на камень ниже. От него нужно уходить правее. Далее ЛП Через 50 м. На осыпи слева высоко видна пещера. В начале порога осыпь заканчивается.
5   5-6 Большой перепад. Каскад из трех высоких сливов с полуобливых и обливных камней. Первый и второй расположены ближе к ЛБ, полуобливные. Проходы справа с бочками. Третий, с которого самый высокий слив, у ПБ. Очень большая бочка.  Чалка в конце в улово за большим камнем. Чалка к ЛБ к большим камням. Справа начинается большая рыжая осыпь.
6   6 Высокий слив с бочкой и прижимом к скале ЛБ с карманом. Сужение реки до 3 м. Далее узкий каньон с фоном 4 кс Через 30 м
7   5 Обливные и полуобливные камни, бочки. На ПП. Слева сыпуха от дороги
      На этом ущелье Дьявола заканчивается.

Река проходит под мостом Джурджевича.

Продолжение сплава от кемпинга

8 Строгий 3-4 В центре реки расположены два полуобливных камня и между ними сложная винтообразная струя. У левого берега чистый проход через гряду камней и «бочку» в конце порога Через 20 минут. За правым поворотом река вливается в небольшое озерцо, ближе к левому берегу – огромный осколок упавшей скалы-трапеции. Чалка к правому берегу.
      Фоновый сплав 3 кс

Чалка на левом берегу у впадения в реку слева мощного ручья с дамбой у устья и домиками для отдыха и большой площадкой для автотранспорта. Общее время участка 4 ЧХВ

1. Фотографии и картографические материалы

Карта 5. Река Морача после впадения притока Мртвица, Большой Каньон Морачи

Карта 6. Река Морача выше города Подгорица

Карта 7. Река Тара, Ущелье Дьявола и участок после него

Карта 8. Река Тара, участок ниже Ущелья Дьявола, мост Джурджевича и начало Большого Каньона Тары

Карта 9. Большой Каньон реки Тара

Фото 25. К-4-1 в пороге Разминка

Фото 26. К-4-2 в пороге Разминка

Фото 27. Найденная банка пива

Фото 28. Береговая обстановка в районе порога Дуэлянты. Перегиб воды впереди – это начало порога

Фото 29. Первая ступень порога Дуэлянты с квадрокоптера

Фото 69. Один из водопадов на Таре

Фото 70. Ущелье реки Пива с Пивской ГЭС

1. Список использованной литературы

1. Отчет о походе 6 к.с. по р. Тара – р. Морача.

Руководитель Цветкова С.В., Москва, 2017.

1. Отчет о походе 4 с эл. 5 к.с. по р. Грнчар – р. Луча – р. Лим – р. Тара – р. Морача.

Руководитель Богославский С.М., Одесса, 2014.

Источник : "http://rznstr.ru/otchet-shumilina-nikolaya-vodnyj-poxod-5-k-sl-chernogoriya-reki-limmorachatara" rel="nofollow"