16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
Дата: 10.08 - 1.09.2002 г.

Источник: Турклуб "СПЛАВ" (Приморский край, г. Владивосток)

Справочные сведения о походе

1. Проводящая организация

Туристический клуб "СПЛАВ"

Фактический адрес: г. Владивосток, ул.Гоголя, 41, спорткомплекс

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

В Забайкалье есть сравнительно небольшой участок среднегорья с уникальным миром природы. Здесь есть пустыня и тундра, тайга и ледники. Это место называется хребет Кодар - самая высокая и расчлененная часть Станового нагорья. Здесь же находится и высшая точка Забайкалья (пик БАМ, 3072). Горное расчленение Кодара достигает 2-км размаха, грозно высятся "башни", "пирамиды" и "клыки" скалистых вершин.

Поэтому при выборе маршрута наше внимание и привлекла удивительная страна - хребет Кодар. Тем более, что по БАМу подъезд достаточно простой.

Прокладывая маршрут мы решили реализовать и спортивные и познавательные цели. Горы хребта Кодар сравнительно молодые, поэтому район изобилует скальными стенками и живыми осыпями. Незабываемы в этом районе и ледниковые озера, уютно примостившиеся между отвесными скалами.

Природный мир Кодара необычайно разнообразен. Здесь можно встретить медведей, лис, белок, бурундуков, зайцев. В лиственничных лесах поражает обилие голубики, смородины, малины и грибов. Но все же неизбежны в летнее время таежный клещ и гнус, редко комары.
Климатические условия района очень суровы: снег здесь лежит с сентября по июнь. Зимой температура опускается до -40о -45о С. Летом же осадки на хребте Кодар никогда не принимают абсолютного характера: дожди здесь идут в основном ночью не более 1.5-2 часов.

Из представителей растительного мира здесь наиболее замечателен кедровый стланник ("радость" туриста - пешеходника), сплошь покрывающий долины некоторых рек, на высотах 1300-1500 метров к нему присоединяются даурская лиственница, каменная береза, осина, тополь. В высокогорье со стланником резко контрастируют заросли золотистого рододендрона и альпийские лужки с лютиками и геранью.

Все эти факты сыграли решающую роль при выборе маршрута. Район позволяет выбрать и технически сложные участки и достаточно простые, но не менее прекрасные.

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма К.с. Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая Ходовых дней
Пеше–водный IV Водная – 22 13 10/08/2002 – 1/09/2002
    Пешая –

4. Подробная нитка маршрута

г.Владивосток - г.Хабаровск - г.Тында-Новая Чара-Западный портал туннеля-устье реки Хадатканда (стоянка оленеводов)-перевал Верхне-Сакуканский-перевал Олений-устье реки Хадатканда-р.Сюльбан(сплав) - ст.Сюльбан - ст.Хани - ст.Юктали - г.Тында - г.Хабаровск - г.Владивосток.

5. Определяющие препятствия маршрута

(перевалы, траверсы, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лёд, водные участки и т.д.)

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяжённых) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)
Каньон 1 IV Около 2 км Ярко выраженный каньон, начинается за Хадаткандой. Резко возрастает уклон реки. На входе камни. Справа проход 3–4м. Слева проход шире, но более забит камнями, необходимо резко уходить вправо за камень. Русло сжимается до 7–8м. Страховка с уступа левого берега из–за скалы.
Каньон 2 IV 3–3.5 км Характер препятствий – шиверы В начале каньона много камней, узкие проходы.
Каньон 3 IV 500 м Высота стенок 10–15 м. Каньон узкий и короткий Как с правого, так и с левого берега можно просмотреть все основные препятствия
Каньон 4 VI 2–4 км Из четвертого каньона пройдены лишь пороги 36, 37, 38 Просмотр возможен с левого берега
      Пороги 39, 40 – не пройдены из–за не большого уровня воды и не подготовленности экипажей

6. Подъезд

г.Владивосток-г.Хабаровск (поезд Владивоосток-Совгавань), г.Хабаровск-г.Тында (поезд Хабаровск-Нерюнгри), г.Тында-г.Новая Чара (поезд Тында-Кисловодск), г.Новая Чара-Западный портал туннель ( рабочий поезд Чара-Куанда)

7. Отъезд

Ст.Сюльбан-ст.Хани (рабочий поезд), ст.Хани-ст.Юктали (рабочий поезд), ст.Юктали-г.Тында (рабочий поезд), г.Тында-г.Хабаровск (поезд Нерюнгри-Хабаровск), г.Хабаровск-г.Владивосток (поезд Совгавань-Владивосток).

Участники похода (2 отделение)

ФИО участника Пройденные походы Должность
1 Кариков Геннадий Григорьевич Акишма – 3Р Капитан Кат–2 "Орка"
    Снежная – 5Р
    Урик – 4Р
2 Кудрявцева Светлана Олеговна Сица – 1У участник
3 Бедюх Юлия Сица – 1У участник
4 Никитенко Алексей Николаевич Урик – 4У Помощник руководителя группы, капитан Кат–4 "03"
    В.Мельгин – 4У
5 Лахин Антон Валентинович Сица – 1У Участник, заведующий снаряжением
    Рудная – 3У
6 Шкляр Екатерина Сица – 1У участник
7 Вахитов Камил Шамилович Снежная – 5У Капитан Кат–4 "Холостяк"
    Урик – 4У
    ?
8 Фролова Светлана Сица – 1У участник
9 Похватная Оксана Варерьевна Ципа – 5У Руководитель группы, капитан Кат–2 "Торпеда
    Акишма – 3У

1.09 23 Владивосток

Развернутый план похода

Дни пути Время (по Владивостоку) События
1 22.44 Отправление поезда № 185 из Владивостока.
2 15.06 Прибытие поезда в Хабаровск.
  19.5 Отправление поезда в Тынду.
3 1.22 Ст.Облучье (стоянка 17 мин.), после нее все пошли спать.
  18.2 Ст.Сковородино (стоянка 20 мин.), купили окорока.
4 0.05 Прибытие поезда в Тынду, погуляли по городу.
  3.3 Отбой.
  7.28 Подъем – нас согнала администрация вокзала, сварили курицу.
  9.26 (9.22 по расп.) Отправление поезда в Чару, съели курицу на глазах у изумленных пассажиров.
  16.10 (15.46 по расп.) Ст.Юктали. Первое впечатление – полная дыра без магазинов на стации.
  18.41 Ст.Хани (стоянка 20 мин.), купили пропавшего сока, уехали в 19.26.
  ? (21.53 по расп.) Прибытие на ст.Н.Чара, сварили ужин в лесу, нас оставили на вокзале с цыганами и закрыли.
5 1.3 Отбой.
  6 Подъем, дежурные встали раньше и сварили завтрак.
  7.22 Поели в быстром ритме.
  7.45 Отправление бичевоза.
  10 За окнами Малое Леприндо.
  10.45 Западный портал туннеля, перетрясаем рюкзаки.
  11.3 Вводная лекция ®.
  11.4 Вышли в направлении оленеводов, шли в сбитом ритме, приноравливались к рюкзакам.
  13.3 Встали на обед возле третьего каньона.
  13.44 Пошли на просмотр каньона. Впечатление одно – очень мало воды.
  15.00 – 16.00 Оставили заброску.
  16.30 – 21.45 Пешка в сбитом ритме, группы приноравливаются к дороге.
  23.16 Ужин, помойка.
6 2 Легли спать.
  7.3 Подъем дежурных.
  8 Общий подъем.
  8.1 Разминка.
  10.05 Выход.
  10.05 – 12.15 Слажено идем. Ритм примерно 25 через 5.
  12.15 – 14.05 ОБЕД.
  14.05 – 17.15 Слажено идем. Ритм примерно 20 через 5. Несколько раз привалы чуть затягивались.
  17.15 Пришли к оленеводам, нарубили дров, приняли баню и горячую воду.
7 Дневка. Сделали огромный торт и поздравили Наталью Дмитриевну с Днем Рождения.
8 7 Подъем ни свет ни заря
  9.00 – 9.30 Массовое фотографирование с оленями
  9.3 Старт
  10.1 Ключ слева, шли по дороге
  10.15 Ключ слева
  10.3 Брод через Сюльбан, в страховке не было никакого смысла, прошли быстро
  10.35 – 11.00 Крутой подъем
    До обеда делаем 6 переходов, 25 минут идем, 5 отдыхаем
  13 Встали на обед возле высохшего озера, повсюду оленьи следы, воды почти нет, кое–как нашкрябали, Дронова, со своей необычной фамилией по мнению Малащенкова, паслась ягодой
  14.15 вышли
  14.3 Ключ слева
  15.1 Стояка оленеводов возле разрушенного загона
  15.25 Приток слева
  15.4 встали
  15.5 Вышли
  15.55 Ключ слева впадает в Хадатканду (на местном наречии Кодарканда»
  16.2 Ключ слева, брод, встали. Потрясающая стоянка оленеводов. Поляна, а вокруг горы!, фотаемся
  16.3 Решили делать перекус, ели бублики с сыром
  19.35 Конец большого озера
  19.45 встали
  19.5 Вышли
  20 конец большого озера, вдоль озер шли по болоту, хорошо видна гора похожая на взлетную площадку
  20.15 Встали, виден пик БАМ, реально
  20.2 Вышли
  20.45 Встали, виден пик БАМ и долина Верхнего Сакукана, Антон без штанов на фоне пика
  20.5 Вышли
  21.1 Встали на ночовку
9 8.1 Встали, дежурные проспали, ночью был дождь и поэтому не могли развести костер
  10.3 Вышли, идем на спуск пробираясь в долину верхнего Сакукана, тропа постоянно теряется
  11.4 Встали, ключ слева
  11.5 Вышли, нашли тропку
  12.1 Встали, спустились к верхнему Сакукану, вода до сумасшествия лазурная, ключ слева
  12.3 Вышли, ползли вверх вдоль Сакукана
  13 Встали
  13.07 Вышли
  13.1 Встали на обед, по всей видимости чей–то ночлег, красота неописуемая
  14.25 Вышли
  14.45 Оставили свой вымпел, постоянно по дороге встречаются пирамидки из камней, направляющие на тропу
  14.5 Встали на осыпи
  14.55 Вышли
  15.2 Приток справа, перешли и встали
  15.25 Вышли
  15.55 Встали, идем по долине, красота, вокруг горы
  16 Вышли
  16.35 Встали, подошли к леднику, вернее наледи, желающие покатались на нем, но их почему то было не много
  16.55 Встали, ключ слева, перешли вброд, на чьей–то стоянке и на оставленных там дровах сделали перекус, без топора – отстой! Холодно!
  17.5 Вышли, оставшиеся дрова распихали по рюкзакам, вокруг дров уже не было и в ближайшее время не предвиделось
  18.2 Встали, недалеко наледь, но бежать туда не охото
  18.35 вышли
  19 Встали почти под перевалом Верхне Сакуканский
  19.5 На вершине перевала Верхне Сакуканский, нашли записку москвичей и какого–то Вадима, ждем всех и спускаемся вниз
  20.25 Прошли великолепное озеро, спуститься к нему нет времени, наползает туман надо искать место ночевки
  20.4 Немного спустились, встали на ночевку на дне высохшего озера, наполз ужасный туман, в 10 метрах ничего не видно, пошли встречать отстающих, начался дождь, подобранные дрова рубили, если так можно сказать ножом. Еще раз та же истина без топора ––отстой!!!
  22.3 Подошли отставшие
10 8 подъем
  8.45 Подошел тот самый Вадим, чью записку нашли на перевали, он оказывается с Читы, ? нашел с ним общих знакомых, вместе позавтракали,
  9.4 вышли
  10.2 Подошли к водопаду, встали, красота неописуемая, фотались
  10.4 вышли
  10.5 Встали, еще один водопад, поползли под него, девушка с загадочной фамилией Дронова, купалась в нем почти нагая, по этому поводу все деликатно промолчали, кроме ……да, да , правильно, Димана
  11.1 Вышли, перекуров почти не делаем, только на достопримечательных местах
  13 обед
  14.35 Выход, идем вдоль реки, чащоба не просветная
  15.15 Встали,
  15.2 Выход, шли вдоль реки, группа разделилась, девченки полезли вверх, в надежде на более хорошую тропу, мальчишки остались идти вдоль реки
  15.4 Встали между двумя ключами
  17.45 Встали, все оставшиеся поднялись вверх, на осыпи сделали перекус, ели шоколад, почему то его было очень много
  18.1 Вышли, дорога по верху ничего хорошего не предвещала, появился жуткий орешник, который в принципе не исчезал, начался мерзкий дождь, в итоге перевал Олений в тот день нам не отдался и пришлось спускаться к реке
  21.1 Встали на ночевку, лагерь оборудовали в мерзкий дождь, было гадко и противно, но как только развели большой костер жизнь сразу стала налаживаться
11 Около 9.00 подъем
  17.3 перекус
  До 21.30 Строительство катов
  22 Баня и день рождения Антона
13 Дневка. Доделали катамараны, после обеда прошли каньон к–1, оставили каты ниже него и вернулись к оленеводам.
14 8 Подъем.
  8.3 Завтрак.
  10 Вышли от оленеводов, добрались до катов, собрались и ждем ®.
  11.5 Вышли и решили дождаться ® возле каньона К–2. Речка веселая, но слабенькая – несет хорошо, но "бульки" маленькие.
  12.5 Встали за 10 порогом на косе. Сам порог не сложный, но обнос не удобный и занимает больше получаса.
  13.5 Обед.
  15.5 Приехал ® и Камил.
  16.3 Вышли дальше.
  18 Встали на ночевку. Рыбы нет. Пришлось довольствоваться грибами с лапшой.
15 0.3 Легли баеньки.
  9 Общий подъем.
  11 Вышли.
  13 Встали на обед перед каньоном К–3. Сходили за заброской.
  14.30 – 15.00 Просмотр порога 31.
  16.00 – 19.00 Шли по наледи. Река мелкая, но просматривается основное русло (ближе к железной дороге). В лицо дул сильный ветер, временами шел дождь.
  20 Встали на ночевку возле ретранслятора.
16 1 Легли "набоковую".
  8.13 Встали дежурные.
  9 Встали все.
  11 Выход. По пути попадаются легкие шиверы.
  12.3 Прошли и встали за Сюльбанской шиверой.
  13 Прошли шиверу 36 и встали за порогом 38. Все прокатились по несколько раз. Пороги 37, 38 слабые, но на 3 тянут железно.
  14.3 Обед.
  15.30 – 17.30 Просмотр порога 39 и 40. Тропа, как и было обещано, по правому берегу.
  17.30 – 21.00 Собралась 4–ка: Денис, Денис, Антон, Алена. Потренировались. В это время остальные встали на страховку и фото. Прошли порог 39 и зачалились за ним. ® сказал, что порог "непрохонжа". Разобрали кат. Вернулись назад.
  Поздно вечером в лагере сделали большой костер и спокойно посидели.
17 9.13 Подъем дежурных.
  10 Общий подъем.
  12.3 Основная часть группы собралась и вышла.
  13.15 Вышли последние.
  14 Все на станции.
  16.17 Отправление бичевоза до ст.Хани.
18 0 Поздравили Галю с Днем рождения.
  1 Приехали в Хани, легли спать на вокзале.
  7.3 Подъем.
  8.1 Отправление бичевоза до ст.Юктали.
  12.1 Ст.Юктали. Помылись в душе на местной ТЭС, нашли "супермаркет" и наелись до отвала.
19 1 Легли спать.
  7 Подъем.
  8.1 Отправление бичевоза до Тынды.
  19 Прибытие в Тынду. Сварили ужин и погуляли по городу.
20 2 Легли спать.
  8 Нас разбудили и заставили полностью подняться администрация вокзала.
  10 Позавтракали.
  11.00 – 13.00 Поспали.
  14 Обед в столовой.
  15.00 – 19.00 Гуляем по городу.
  20 Ужин в столовой.
21 0.4 Отправление поезда до Хабаровска.
22 7.40 (6.40 по расп.) Прибытие поезда в Хабаровск. Распределили дежурство за рюкзаками.
  21.1 Отправление поезда во Владивосток. Этот поезд – "Совгавань – Владивосток" – получил номинацию в разделе "Самый бичевский и обделанный поезд за весь маршрут нашего следования".
23 15.00 (14.10 по расп.) Прибытие поезда во Владивосток. Нас встречают с песнями и плясками однополчане.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

К потенциально опасным участкам маршрута можно отнести все определяющие сложность рек препятствия, особенно при резком падении или подъёме уровня воды или потере ориентировки.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

Хорошая рыбалка на реке на порогах и выше них, в устье любого ключа. Ловится, в основном, хариус. Вдоль Сюльбана местами растёт красная смородина, много брусники и грибов.

На пешке в большом количестве водятся грибы, голубика, малина, смородина, брусника.

В устье реки Хадатканда расположен исторический памятник послевоенных лет: развалины концлагеря и заброшенная урановая шахта.

Дополнительные сведения о походе

Перечень специального общественного снаряжения

1. Катамаран "двойка" - 2 шт.
  2. Катамаран "четвёрка" - 2 шт.
  3. Выброска 30 м - 4 шт.
  4. Чальный конец 20 м - 4 шт.
  5. Верёвка 40 м (9 мм) - 1 шт.
  6. Карабин муфтованный - 4 шт.
  7. Фотоаппарат - 2 шт.
  8. Палатка - 2 шт.
  9. Тент на палатку - 2 шт.
  10. Подстилка под палатку - 2 шт.
  11. Тент костровой - 1 шт.
  12. Котлы - 3 шт.

Перечень специального личного снаряжения

1. Каска - 12 шт.
  2. Пенный жилет - 12 шт.
  3. Весло - 12 шт.
  4. Запасное весло - 4 шт.
  5. Костюм защитный - 12 шт.
  6. Нож в чехле - 12 шт.

Всё личное снаряжение должно быть подогнано по весу и росту каждого участника и удобно при гребле.

Фотографии:

Отчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, КодарОтчет о водном туристском походе III к.с. по р. Сюльбан, Кодар