13 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1973
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II

Протяженность - 220 км. Число ходовых дней - 12. Сезонность-15 июня - 15 августа. Категория сложности - II (схема 49).

Содержание книги

Подъезд к началу маршрута - теплоходом из Архангельска до пристани Пукшеньга. Если ехать теплоходом линии Архангельск - Котлас, то выйти на пристани Емецк-Луг и пересесть на теплоход, идущий до пристани Пукшеньга, или пройти на байдарках вниз по Северной Двине 16 км до устья Пукшеньги.
Дальше путь лежит вверх по Пукшеньге. На первых 42 км 7 групп постепенно усложняющихся порогов: Кривцы, Лесвяков, Овечий, Жаровик, Прудовик, Еловец и двойной Бабик. В зависимости от уровня воды через все эти пороги суда нужно проводить или местами обносить. Между порогами тянутся спокойные плесы, которые можно пройти на веслах. Устье левого притока - Шиленьги находится почти против устья правого притока - Шуды.
Шиленьга - быстрая, мелкая, извилистая речка, шириной 6-10 м. На 45 км длины перепад высот 9 м. Недалеко от места впадения в Шиленьгу слева безымянного ручья нужно искать начало 10-километровой тропы - волока в бассейн Пиньгиши. Тропа идет по сухим участкам водораздела и частично совпадает с меридиональной просекой. На пути цепь небольших рыбных озер: Фигозеро, Прозрачное, Няндозеро и др. Выйдя к озеру Малый Куваш, найти вытекающий из него ручей и спуститься по нему до Пиньгиши. Длинное и узкое Каргозеро, соединенное короткой протокой с Пиньгишей (в 1 км выше устья Куваша), хорошее место для дневки. Ниже по Пиньгише почти на всем более чем 100-километровом участке встречаются завалы, коряги, топляки, местами перекаты.
Выйдя в Северную Двину, повернуть налево, вверх по течению, и пройти 500 м до пристани Пиньгиша, где маршрут заканчивается. Дальше ехать теплоходом до Архангельске (см.    маршрут 87).

По речам Пукшеньге, Шиленьге и Пиньгише (88)

Литература : 177, 179, 192.

Источник: Л.А. Плечко, И.П. Сабанеева. "Водные маршруты СССР. Европейская часть". Москва, "Физкультура и спорт", 1973.

Сканирование и обработка текста: Александр Нестеров (Рига), Фыва Цукен (Москва), 2004.