15 января 2013
Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян" (Тула)
Тип материала: Описание Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 1994
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Продолжительность - 8 - 10 дней
Сезонность - июнь - август

Из г. Кызыла до пос. Бояровка (80 км) можно добраться автобусом или т/х "Заря". От поселка до реки пробита дорога длиной 100 км, по которой могут проехать автомашины с двумя ведущими мостами (ГАЗ-66, ЗИЛ-157, Урал). Машину можно заказать в Бояровском колхозе или в райцентре Сарыг-Сепе. Река Улуг-О - левый приток Бий-Хема, длина 130 км, площадь бассейна 1918 кв. км, падение - 1321 м, средний расход воды в устье 60 куб.м.
Маршрут пользуется популярностью за счет небольшой протяженности и большой плотности препятствий. Всю реку можно разделить на три участка.
1 участок: р. Сыынак - р. Кара-Сугул. Длина участка 30 км, средний уклон 8 м/км, расход воды 10 - 15 куб.м/с. Препятствия 1 - 2 к. с, перекаты, лес довольно далеко от реки (300 - 400 м).
2 участок: р. Кара-Сугул - пор. "Чертова дюжина". Длина участка - 49 км, средний уклон - 12 м/км, расход воды - 30 куб.м /с. Препятствия 3 к. с., прижимы. Время прохождения двух участков - 2 - 3 дня, река носит характер быстротока. За Урюк-Сугом, правым притоком, следует быть осторожным. Через 4 км первый сложный порог реки - "Чертова дюжина". Ориентир начала третьего участка - малозаметный ручей справа, за ним левый поворот, за которым следует приставать к правому берегу для просмотра.
3 участок: пор. "Чертова дюжина" - устье р. Улуг-О. Длина участка 28 км. Средний уклон - 14 - 18 м/км, расход воды до 70 куб.м/с. Препятствия 4 - 5 к. с. пороги слаломного типа, много камней в русле, река здесь зажата в узком труднопроходимом ущелье. Это самый сложный участок на маршруте, определяющий его категорийность, все препятствия следуют непрерывно друг за другом.
Пор. "Чертова дюжина" - просмотр вдоль правого берега, характеризуется крутым падением и целым рядом высоких и мощных сливов с пенными ямами. Проход вдоль правого берега, причаливать к любому берегу. Через 50 м следующее препятствие -"Тарелочка" - длинная и мощная шивера длиной 3 км, 3 - 4 к. с. После шиверы начинается порог "Катерина" состоящий из трех ступеней. "Катерина-1" - просмотр и страховка по правому берегу. В начале порога слева - гряда камней, справа прижим к выступающему утесу, далее несильная струя между обливных камней и также несильный навал на большой валун. Правей валуна по центру относительно чисто. В конце порога сливы из камней и плит. Начинать прохождение лучше под правым берегом, далее в центр, чалиться лучше у правого берега. "Катерина-2" - самая простая из "Катерин", прямолинейный участок, 200 м с мощной струей и валами. "Катерина-3" - один из наиболее сложных порогов маршрута.
Начало перегорожено грядой камней. В них есть два прохода: по центру и правее центра. Оба прохода ведут к воротам шириной 4 м из двух огромных камней. В 10 м ниже ворот стоит "боец", на который идет сильный навал воды. Ниже "бойца" от левого берега до середины русла вправо гряда камней становится подводной, создавая пологий слив, еще ниже 1,5 м слив с плиты с пенной ямой: у левого берега слив слабее. Просмотр порога по правому берегу, страховка в конце порога. Наиболее оптимальная линия движения по центральной струе в ворота, оставить "бойца" слева, далее в центральный слив, чалиться к правому берегу. Через 50 м после "Катерины" четырехступенчатый порог "Демирсал" - препятствие 4 к. с. За плесом после 4-ой ступени "Демирсала" начинается "Рижский каскад" - один из сложнейших на реке, который состоит из четырех ступеней. Разведка по правому берегу, самые сложные 1-ая и 4-ая ступени каскада. В середине 1-ой ступени памятник на правом берегу, препятствие слаломного типа, много камней, обломков скал в русле, протяженность 200 м, сложная линия движения. 2-ая ступень - 200 м слалома среди огромных валунов, между которыми пологие сливы. 3-я и 4-ая ступени - плотины из камней, сложность прохождения сильно зависит от уровня воды в реке. После "Рижского каскада" остаются следующие препятствия, разделенные короткими промежутками: порог "Аллигатор", порог "Пропажа" (ниже устья р. Чедыр 300 м). Через 200 м после порога "Пропажа" двухступенчатый порог "Саша" - препятствие 4 - 5 к. с. Просмотр 1-ой ступени (более сложной) с левого берега, 2-ой ступени - с правого берега. Далее до впадения в р. Бий-Хем можно идти без просмотра с берега, река носит характер быстротока, много шивер. От устья р. Улуг-О до г. Кызыл 119 км, препятствия отсутствуют, ходовое время 13 - 15 часов. На этом участке р. Бий-Хем судоходна.
Литература: 1, 2, 26, 27, 28.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.