Виды туризма

14 января 2013
"Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 1218 0
Протяженность пешей части - 230 км
Протяженность сплава - 360 км
Продолжительность сплава - 10 дней
Сезонность - июль - август
Категория сложности - IV.

Путешествие связано со значительными пешими подходами к реке и требует от группы серьезных навыков в передвижении по горному рельефу.
На озеро Большое Токо, где начинается маршрут, можно добраться спецрейсом самолета (2 часа) из города Зея, который, в свою очередь, имеет авиатранспортную связь с Благовещенском.
Путь на Маю идет от восточного берега озера на северо-восток к реке Худоркан. На протяжении около 10 км (4 - 5 часов) приходится преодолевать заболоченные участки, заросли кедрового стланика, подъемы и спуски, ручьи в глубоких впадинах.
Вдоль Худоркана идут, переходя с берега на берег и срезая повороты, также около 10 км. В месте резкого поворота реки на север преодолевают крутой подъем и уходят от воды на юго-восток. Примерно через час пути, после пересечения глубокого ущелья с ручьем, снова подъем, затем выход к большому озеру. За вторым озером (в 1 км от первого) болотистый участок и ряд параллельных гряд, поросших лесом; между ними 3 ручья, мари и горелый лес. До реки Саргаканды (приток Идюма) около 12 км (дневной переход). Через Саргаканду есть удобный брод недалеко от впадения ее в Идюм.
Вдоль Идюма лучше двигаться более возвышенным правым берегом, в стороне от реки, где иногда попадаются участки неплохой тропы. Путь вдоль Идюма занимает около 4 дней: 60 км до правого истока Идюма, впадающего с юго-востока. По узкой долине этого истока подход около 15 км к перевалу Эгв-Саллак. За перевалом вдоль реки Эгв-Саллак спускаются к реке Аюмкан и идут вдоль нее до ее слияния с рекой Кунь-Манье (переход 30 км), где можно начать сплав.
Сплав по Мае требует мастерства и внимания. Лучше всего идти на надувных лодках и плотах из автокамер.
Водная часть путешествия разделяется в зависимости от характера реки и степени сложности на 3 участка.
Первый участок: река Аюмкэн до слияния с Кунь-Манье (сливаясь, эти реки образуют Маю). Аюмкан извивается в широкой долине, образуя много проток. Русло неширокое, течение быстрое, на изгибах рек галечные отмели. В малую воду участок труднопроходим. Завалов нет.
Второй участок начинается от устья Кунь-Манье. Долина Май сужается, русло петляет, на поворотах характерным препятствием становятся прижимы. Река нередко поворачивает под прямым углом. Плыть приходится возле самых скал, ибо возле выпуклых берегов располагаются отмели, которые далеко вдаются в русло. Уклон реки на этом участке 2 - 2,5 м/км.
В 10 км ниже устья Атаги на Мае начинается участок шивер (5 каскадов) общей длиной около 2 км. Это препятствие в обычную воду проходится без разведки, но требует внимания. В 6 км ниже шивера за правым поворотом - сильное сужение русла (слив с высокими стоячими волнами). Перед впадением реки Эдягу-Чайдах на правом берегу остатки поселка. Далее небольшие шиверы, перекаты, преодолеваемые в основном посередине. За устьем Салги русло Май продолжает петлять, встречаются прижимы (особого внимания требуют прижимы на 10 и 12-м км от устья Салги).
Ниже впадения Борогона Мая течет в широкой долине, становится шире и мельче. В 4 км от устья Бартака - шивера. Приняв воды реки Лимну, Мая приобретает черты равнинной реки: чаще появляются острова, протоки, много мелей и мелких перекатов. На галечных островах и в протоках попадаются завалы. Уклон до устья Борогона - 2 м, ниже - 1,8 м.
Сплав по Мае лучше заканчивать в 20 км ниже ее впадения в Уду, где проходит зимник на село Удское (16 км). Этот путь лежит через бурелом, болото, гарь. Но возвращаться от устья Май до Удского еще труднее. Из Удского есть самолетное сообщение с Николаевском-на-Амуре. До села Чумикан по Уде несколько раз в неделю (в зависимости от уровня воды) ходит катер.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст