13 ноября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Якутский
Вид туризма: Пешеходный туризм

К Каменным Людям Сундуруна

Недавно в ykt.ru были опубликованы фотографии Сундурунских Кисиляхов, взятые с фейсбука. Пост в Фейсбуке был посвящен к тому, как стремительно набирают популярность кисиляхи, называемые в народе Каменными Людьми Сундуруна: сотни перепостов фотографий с большим количеством восторженных комментариев. Это понятно, так как мир увидел новые места .

Сундурунские Кисиляхи - это тысячи Маньпупуньеров, расположенных на границе Аллаихи и Нижней Колымы. Эвенское название местности - Иҥа Бэйэл, что переводится как "каменные люди".

С чего все началось?

Первые фотографии Каменных Людей Сундуруна появились в 2012 в одной из публикаций известного якутского фотографа Александра Кривошапкина - Дерсу. Тогда, принимая участие в арктической экспедиции по учету оленей, Александр смог заснять с борта самолета уникальные ландшафтные образования в верховьях реки. Привезенные фотографии сделали фурор в мире фотографов и сразу несколько групп стали планировать экспедиции в эту часть якутской тундры. Но получилось так, что за прошедшие 8 лет это удалось сделать только одной группе и этими счастливчиками оказались мы:)

Если многие группы рассматривали только вариант вертолетной заброски, то наш путь к останцам был выбран через Восточно-Сибирское море - путь далекий и нелегкий. В итоге мы проехали более восьмиста километров на маломерных судах через Индигирку, море и р.Сундурун, и более ста километров пешим ходом по тундре.

В составе группы оказались туристы из Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. Основной костяк - это якутяне: жители Якутска, Чурапчи, Нижнеколымска. Средний возраст группы - 57 лет.

Маршрут группы прошел регистрацию в Спасательной Службе РС(Я) и все участники получили разрешение в Пограничной службе России.

Маршрут на моторных лодках: р.Индигирка - Колымская протока, Колымская Губа - Северо-Восточное море - р.Сундурун. Итого в один конец 400 км.

Пешком планировали пройти 30 км с рюкзаками и столько же налегке, но Природа распорядилась по своему...

К Каменным Людям Сундуруна

Перед стартом под Чокурдахом.

По пути увидели рыбаков. В это время они ловят чира. Тяжелая работа - работают в две смены. Лов сразу отправляют в контейнер шоковой заморозки и далее спускается в ледники.

Сделали остановку на Индигирке

Также по пути сделали большую остановку для посещения церкви Станчик.

Станчик - самая северная православная церковь на нашей планете. Построен в 18 веке русскоустьинцами на Колымской Протоке в дельте Индигирки. В составе группы с нами был замечательный человек, дирижер хора одной из московских церквей, выпускник Гнесинки Николай Кореньков. Николай с самого начала планировал провести пение в церкви. Группа поддержала Николая, хотя не все были представителями православной веры.

Отрывок со снятого видео.

Индигирка в районе устья разбивается на несколько частей, образуя здесь огромную дельту. Наш путь лежал через самую восточную протоку - Колымскую, которая , расширяясь, превращается в губу. Устье протоки и сама губа мелководны и нам нередко приходилось натыкаться на мели, хотя фарватер был хорошо известен нашим ребятам.

Мель уходит далеко в море и только через километры начинается глубина, где можно помчаться на полную мощность.

Кругом бескрайняя гладь и где-то вдали над морем висят миражами льды северного океана.

Заход в Сундурун также полна сюрпризами - здесь также нужно знать фарватер, которая начинается еще за несколько километров до устья. Здесь также при ошибке можно сесть надолго. У ребят есть спутниковые треки в телефонах и эти участок мы проходим удачно.

Сундурун - вялотекущая речка и сильно виляет посреди тундры. Почти до 50-го километра вода здесь имеет солоноватый вкус. Берега вначале низкие, без растительности кроме трав. Постепенно появляются высокие яры и низкорослые кустарники на них.

К Каменным Людям Сундуруна

На берегах можно увидеть старинные юрты и заброшенные участки рыбаков.

Индигирка и Сундурун богаты птицами. Здесь нередко встречаются краснокнижники. Нам повезло увидеть это разнообразие птиц, включая стерхов, которыми, казалось, полна тундра. Было здорово просыпаться по утрам под их клики) Чокурдахские ребята говорили, что будете чувствовать себя как в зоопарке, но реальность оказалась круче!

К концу первого дня, доехав до пресной воды, остановились на ночлег

К Каменным Людям Сундуруна

Вдали над тундрой показались горы, а между ними скалы, до которых должны доехать

Первая часть здесь

Дальнейшее продвижение на лодках по Сундуруну оказалось затруднительным из-за частых мелей: в этом году тундра почти высохла из-за отсутствия осадков, обмелели реки.

Река в тундре сильно петляет - можно делать круги по 10 километров и возвращаться на то же место снова и снова. Кисиляхи из-за этого приближались медленно.

В конце, устав таскать лодки по мелководью, решили сделать стоянку на высоком берегу в районе устья одного из притоков Сундуруна и оттуда отправиться пешком.

Отсюда по реке до места назначения, почти, 40 км, а по прямой по суше, всего, 14 километров. Учитывая, что в составе группы находятся участники в возрасте, заложили в этот путь два дня.

Распредели поровну продукты, общее групповое снаряжение взяла мужская половина. В итоге, у женщин оказалось, примерно, 18 кг веса в рюкзаках, а у мужчин 30-40 кг с учетом того, что некоторые несли увесистую фотоаппаратуру, а местные ребята ружья с патронами. Ружья здесь необходимость, т.к. не раз бывали встречи с бурыми медведями, а в районе побережья моря вероятность встречи с  белыми медведями была очень высока. Забегая вперед, скажу, что их, и бурого, и белых, мы увидели на нашем маршруте.

Утром решили часть груза поднять по речке на двух лодках как можно выше. Разделились на две группы и связь держали по рации.

О связи: кроме раций был спутниковый телефон Глобалстар с двумя запасными аккумуляторами. Связь с "материком" оказалась на уровне приемлемой стабильности! У меня был опыт 15-летней давности когда с побережья Лаптевого моря по Глобалстару дозванивался с большим трудом. ГЛОБАЛСТАР МОЛОДЦЫ! Понятно, что Ирридиум ловит еще четче, но связь по нему в два раза дороже, а учитывая, что по истечению определенного времени любой остаток денег на счету телефона обнуляется, он для нас не по карману.

К Каменным Людям Сундуруна

Пройдя два километра, мы остановились для связи с речной группой. По рации связи не было поэтому долго прислушивались к звукам моторных лодок, но их не было слышно. Только. через полчаса захрипела рация. Поднявшись на высоту по биноклю увидел ребят. Еле разобрал слова - они сели на мель и звали нас к лодкам.

Рации были новые - зарекламированные недешевые "Комбат". У нас в компании есть рации, которыми пользуемся во время походов, но на этот раз решил к этому походу приобрести рации с большой емкостью аккумуляторов и с достаточной дальностью, пригодной для пересеченных местностей типа гор. Специализированная московская фирма рекомендовала "Комбаты", что и приобрел еще весной. Расстояние до точки, где встали ребята, было примерно 1,5 км. Голая, ровная тундра, отлично вижу ребят - даже слабая рация могла обеспечить здесь неплохую связь

Объединившись с ребятами прошли всего километров 6, и остановились на ночь. Так как, в тундре по кочкам было трудно идти, перераспределив груз, облегчили вес женщин.

Лично мне тундра очень нравится - здесь просторы. Помню, в первое знакомство с тундрой я чуть не заблудился. Тогда мела пурга, под которой, почти под открытым небом,  пролежали почти сутки. В какой-то момент решил немножко отойти от лагеря и потерял его с виду. Поплутав, вышел на речку и только благодаря ей через полдня вышел к лагерю. Несмотря на этот неудачный первый опыт общения с тундрой, я ее сильно полюбил. Здесь мысли другие: они быстры, свободны и летают далеко по бескрайности) Здесь люди другие - они лучше чем на "Материке": с ними легко и надежней. Такими же оказались наши проводники, помощники Александр, Арсен, Спиридон и Иван.

На завтрашний день 10 километров прошагали, можно сказать, легко) . К подходу к Кисиляхам нас встретил СТЕРХ:

Остановились на берегу реки в 4-х километрах до первых скал. Выбор места стоянки был обусловлен обилием дров - кустарников, которые здесь уже доходят трехметровой высоты. Александр как-то говорил, что Сундурун отличается от других рек свой растительностью: кустарников таких размеров в этой полосе тундры на других речках не сыскать.

К Каменным Людям Сундуруна

С лагеря открывается отличный вид на Кисиляхи!

Завтра сходим к ближайщим Каменным Людям, проведем обряд, попросив пустить к себе, а с послезавтрашнего дня начнется знакомство с МИРОМ КАМЕННЫХ ЛЮДЕЙ.

Часть первая

Часть вторая

Эти скалы сундурунской тундры нам известны как Каменные Люди - Каменные Люди Сундуруна.  Так называют их и сейчас. Эвенское название Сундурун Иҥа Бэйэл. Якутское название этих скал - Кисиляхи Сундуруна. В тридцати километрах от нашей стоянки находится главенствующая высота с отметкой 576 метров. На карте он отмечен как Кисилях Тас. Понятно, что было и название на языке чукчей, которые до прихода эвенов, кочевали по этой тундре. Об этом мы слышали у наших проводников.  Они говорили, что здесь можно встретить горы с оленьих рогов, сложенные над могилами вождей племен этого народа.

Наши проводники Александр и Арсен выросли в этих местах и стада их родителей часто проходили по Сундуруну.

К Каменным Людям Сундуруна

Уважая традиции и обычаи наших народов, первый день решили сделать обрядовым. В составе нашей группы были председатель общин эвенов Нижнеколымского улуса Аммосова Зоя Серафимовна и эзотерик Федорова Варвара Степановна из Якутска.

В следующий день планировали перенести лагерь повыше к скалам - примерно в 10 километрах от первой стоянки. И сделав это место базовым, в остальные дни должны были делать только экскурсии по скалам налегке. а Николай еще вчера ушел наверх, обещав присоединиться через день

Так как являюсь членом Русского Георграфического Общества, в дальних походах, экспедициях всегда с собой беру флаг этого общества.

Последующие дни были посвящены к посещениям скал, по которым можно было делать дневные переходы. Дальние скалы остались "нетронутыми" нами - это район следующих походов.

По приезду в Якутск, многие знакомые спрашивали какие они эти Каменные Люди Сундуруна по сравнению с другими Кисиляхами. Я не могу судить о самых популярных Верхоянских Кисиляхах - там я не был, но могу делать сравнения только по некоторым параметрам с Оймяконскими Кисиляхами, где в 2012-м создали туристический маршрут и начиная с этого времени ежегодно водим группы туристов. Могу сравнить с Кисиляхами Улахан Сис  - с Гранитными Городами Улахан Сис, в которых посчастливилось погостить в прошлом году: если Кисиляхи Оймякона расположились на вершинах высоких скальных гор, то Кисиляхи Улахан Сис занимают вершины сопок в лесотундровой зоне.  В отличии от них Каменные Люди Сундуруна раскинулись на пологих холмах арктической тундры, лишенной растительности кроме трав. Высота скал везде одинаковая - 20-30 метров (судя по карте, такая же высота и у Верхоянских Кисиляхов).

Все они грациозны, величественны и очень красивы и, несомненно, являясь уникальными созданиями Природы, достойны для посещения туристов со всего мира.

Далее Вы сами можете оценить Каменных Людей Сундуруна - Сундурун Ин,а Бэйэл с фотографий, привезенных с этой экспедиции:

Каменные Люди сложены с породы, когда-то появившимися с глубин земли в процессе геологической деятельности. В некоторых местах скалы в полную высоту пронизаны  кварцевыми нитками и в них нередко находили кристаллыК Каменным Людям Сундуруна

Наши проводники и помощники: Александр, Арсен, Спиридон и Иван. Без них бы эта экспедиция не состоялась. Низкий поклон ребятам!

Среди этих скал нас никогда покидало чувство счастья, благодарности судьбе, что она позволила оказаться здесь. Мы рады и тому обстоятельству, что стали первыми путешественниками, кому удалось дойти до этих мест и открыть дорогу другим. Мы стали первыми фотографами, которые ходили среди этих скал со своими камерами

Жертва искусства

Искусство требует жертв!!!:)))
Николай - любитель полнокадровой съемки на слайды. Возможно он консервативен и немножко отстал от своего времени, но по качеству, цветоотдаче и ценности снимки его камеры намного превосходят все ныне существующие.
Камера не походная:) - объемная, тяжелая + держит его крепкая массивная тренога. И это все приходится таскать на себе...
В прошлом году Николай прошел вместе с нами по абыйской лесотундре около семидесяти км, а в этом году по аллаиховской тундре более ста километров.

Вдоволь погостив у Каменных Людей, решили спуститься в расположение первого базового лагеря. Николай же решил задержаться и одну ночь провести на среди скал, расположившиеся за на другой стороне круга.

На берегу реки, где полно дров, мы устроили праздник живота:), восстановив силы для перехода к лодкам.

Решили, что некоторая часть группы остается в ожидании Николая, а основная группа, взяв возрастных участников похода, двинется в сторону лодок раньше на один день

Продолжение следует

Источник : "https://dnevniki.ykt.ru/" rel="nofollow"%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/1161353