21 декабря 2020

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

На следующий день, проводив основную группу, решили сделать экскурсию по Сундуруну в поисках костей мамонтовой фауны. С этой целью поднялись вдоль реки.

Костей разных полно и некоторые в качестве экспонатов могут украсить стеллажи любого музея, но понятно, что их не понести на себе.

Тур к Каменным Людям Сундуруна вполне можно назвать палеонтологическим туром: берега рек впадающие в северные моря, полны костями вымерших животных, живших 10 000 - 40 000 лет назад. Они тут везде: представьте, что здесь тысячилетями ходили стада мамонтов, паслись огромные стада бизонов, и, обязательно, рядом с ними находились хищники...Кости этих животных никуда не делись - они тут, а то что найдено и вывезено - это, всего лишь, тысячная, миллионная часть.

Человек Радуги!
Начиная с обеда наш взор часто был обращен в сторону Каменных Людей - искали среди них Николая. Он появился вместе с радугой, верней, вначале на горизонте появилась радуга, потом лучи солнца озолотили ближайшие скалы Бэйл Урукчэн, и прямо с радуги проявился он!

Коля - божественный человек

Утром решил повести группу напрямик - так получалось короче, но была возможность напереться на топи (места незнакомые) и их обход бы занял больше времени. Нам повезло: только в одном месте сделали небольшой крюк.

Во время обеда по биноклю заметил наших - они находились вдалеке на сопке и для них до лагеря оставалось часа два ходьбы. Их путь лежал по маршруту, по которому мы прибыли к Каменным Людям. Этот путь удобен для ходьбы - меньше кочек, но делает значительный круг.

Мы прибыли в лагерь к семи вечера, удивив первую группу: они ждали нас на следующий день.

Настроение у всех было приподнятым - мы выполнили поставленную цель и были очень рады этому!

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

Перед ужином вдалеке от лагеря заметили огромного бурого медведя, он шел со стороны моря прямо к останцам. В это время здесь для него питания хватает - вся тундра покрыта разными видами ягод, и поэтому если бы встретились, то могли бы разойтись мирно. Опасность представляют белые медведи, у которых в генах нет врожденной боязни от человека, но вглубь материка они проникают очень редко. Хотелось увидеть его, но сдалека)

Когда-то эти бивни украшали самого крупного, сильного животного Севера

Оттайка мерзлоты

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

Внизу нашли череп древнего бизона

По дороге обратно решили походить по тундре, так сказать, пофотоохотиться с камерой:)

Тундра была полна пениями разных птиц.

Недалеко от нас пролетел стерх. Крик его мы услышали сдалека. Он сделал круг по тундре и тут к нему присоединился другой. Вдвоем сделали еще круг и тут увидели, как к ним поднимается третий

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

Случайно наткнулся на семейку) Несколько щенят успели нырнуть в нору, а у этих двоих любопытство взяло вверх

Тундра. Куда ни глянь - бескрайность. Только где-то торчат из земли проросшие рога северных оленей или кости некогда бродивших здесь исполинов. Каждый бугорочек виден издалека, тем более развалившееся строение из жердей.

Что это? Похоже на крест, поставленный кому-то. 1907 год. Кто ты был? Как занесло тебя сюда?

Похоже, что жердь потом использовался в качестве пасти - капкана для песца

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

На месте, где Сундурун впадает в море, находится заброшенный рыболовецкий участок. По строениям и по оставленным здесь вещам угадывается, что бригада была большая. Ребята рассказали, что хозяин базы пропал в море, когда внезапно налетел шторм. Наверняка, его душа бродит еще здесь - это чувствовалось.

Когда-то звуки этого саксофона заполняли Тундру...

Недалеко на острове в устье Сундуруна, увидели канадских казарок - редких краснокнижных птиц. И тут нам повезло - вдалеке увидели белые пятна. Это оказались белые медведи. Жалко, что нет у меня сильного телевика (об этом пожалел не раз!)

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

В этот раз часто садились на мель. Приходилось прыгать в воду и тащить лодку. Интересно: вокруг бескрайняя вода, суши не видно, а ты ходишь по колено по морю)

Приближаясь к устью Индигирки увидели другую медвежью семейку.  быстро уводила медвежат подальше от берега.

Наверное, сейчас увидеть овцебыка в якутской тундре не является большой новостью, как и увидеть бизона в тайге:)
Этот бык бегал по берегу Индигирки, сравнительно недалеко от Чокурдаха. Животное опасное и не зря даже стаи полярных волков сторонятся его - он нападает во все что шевелится:), а рога-то острые и лоб как глыба гранита)))

С информации со страницы в инстаграмме Национального Парка "Кыталык" @national_park_kytalyk известно, что, начиная 2000-го года с Таймыра было привезено 38 овцебыков. В настоящее время их количество достигло 400 голов - прижились отлично.

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

Подъезжая к Чокурдаху попросили ребят еще раз сделать остановку, где берег был богат прозрачными камнями разных цветов. В этот раз, кроме камней мы нашли череп древнего медведя: пещерного или бурого - это предстоит выяснить.

Вот так прошел наш тур в самые далекие, можно сказать, крайние материковые останцы-кисиляхи. Многие называют эти скалы кекурами, но лично я не принимаю их так: "Кекуры" взяли свое название от якутского "Көкүр", " Көкүр таас" - отдельностоящая одиночная скала. Здесь эти скалы стоят слившись группой и только в стороне от них можно увидеть отдельных скал. Более подходящий термин - это "Кисиляхи". Из Википедии: "высокие скальные столбовидные останцы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания. Представляют собой камни, торчащие на поверхности плоских гор или из-подо льда со снегом. Состоят из твёрдых горных пород, преимущественно гранита, в некоторых кисиляхах обнаружены песчаники времён юрского периодааргиллитыглинистые сланцы. Свиду камни похожи на человека, откуда и происходит их название. Основание кисиляха может быть незначительным по высоте — примерно с рост человека, и при этом немного тоньше самого столба."  Проще говоря, Кисиляхи - это те же Каменные Люди. Так более понятно людям, да и Кисиляхи для нас священны.

Как писал в первой части, мы счастливчики! Мы увидели Каменных Людей Сундуруна своими глазами, трогали их, жили среди них. Мы увидели Тундру во всей красе, увидели всех обитателей северного края. Нам очень повезло, повезло что имеем такое место - Наш Север!

В данное время в  аллаиховской тундре созданы резерваты республиканского и местного значения, создан Национальный Парк "Кыталык", т.е. есть стопроцентная уверенность, что Тундра вместе с его редкими животными будет сохранена.

Туристический маршрут "Каменные Люди Сундуруна" вместе с этой экспедицией, начинает свою работу и следующим летом в планах провести уже три тура.  В планах приобрести специальную технику для этого маршрута, чтобы облегчить передвижение туристов и сделать маршрут более комфортным.

Каменные Люди Сундуруна. Возвращение

Еще раз спасибо нашим проводникам Александру, Арсену, Спиридону и Ивану! Без Вас мы бы не осмелились поехать в эти места, да и не получилось бы!

Спасибо всем туристам, что поверили нам и отправились в это далекое путешествие. Вы молодцы и по праву можете назвать себя первопроходцами этого турмаршрута! Вы в истории этого маршрута! Очень надеюсь, что туристическая тропа не раз сведет всех вместе!

Источник : "https://dnevniki.ykt.ru/" rel="nofollow"%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/1162721