Виды туризма

17 января 2013
Устинов С.В. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 729 0
Руководитель: Устинов С.В. (Москва)

Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Состав группы;
  3. Характеристика района похода;
  4. Туристские возможности;
  5. Пути подъезда и выезда;
  6. Организация заброски;
  7. График движения;
  8. Пешеходная часть;
  9. Сплавная часть;
  10. Техническое описание маршрута
Справочные сведения о походе

Проводящая организация - ЦДЮТЭ ЮОУ МКО (шк. 985).
Округ Москвы - Южный.
Район похода – Алтай.
Вид туризма - пеше-водный.
Средства сплава - катамараны 2 - 4местных, 2 - 2местных.
Категория сложности – четвертая усложненная.
Протяженность активной части: 363 км. Пешеходная часть - 121 км. Водная часть - 242 км.
Продолжительность - 32 дня.
Пешая часть - пер.Орой н/к,2229 м – оз. Н. Шавлинское – рад. пер. Мастерский 1Б,3760 м – рад. пер. Москвич 1Б,3075 м – пер. Орбита 1Б,3000 м – пер. Н. Шавлинский 1Б,3300 м – рад. пер. В. Шавлинский 2А,3415 м – р. Маашей (Мажой) – устье р. Маашей - пос. Чибит.
Сплавная часть - пос. Чибит - р. Чуя – р. Катунь – пос. Чемал.

Состав группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Пешеходный, горный, лыжный опыт Водный опыт Судно, Обязанности
1 Устинов Сергей Владимирович 1955 5Рг Кавказ 4Р Ока Саянская К4(1) Руководитель, Видео, Фото
2 Грибков Алексей Дмитриевич 1978 4Уп Кавказ 3У Приполярный Урал К4(1) Зам. Руководителя
3 Егоров Валерий Вячеславович 1980 3Уп Восточные Саяны 4У Ока Саянская К2(1) Пом. Руководителя, Краевед
4 Журавлев Николай Владимирович 1982 2Уп Краснодарский край 3У Песчаная К4(1) Медик
5 Коняхин Андрей Сергеевич 1983 2Уп Краснодарский край 3У Песчаная К4(2) Участник
6 Костиков Андрей Алексеевич 1983 2Ул Хибины 4У Ока Саянская К2(2) Медик
7 Ларкин Игорь Анатольевич 1983 2Ул Хибины 4У Ока Саянская К4(2) Фото
8 Савченко Денис Александрович 1982 2Ул Хибины 3У Песчаная К4(2) Участник
9 Семенов Дмитрий Александрович 1983 2Уп Краснодарский край 4У Ока Саянская К4(1) Снаряженец
10 Сенин Василий Владимирович 1982 2Уп Краснодарский край 4У Ока Саянская К2(1) Реммастер
11 Сенин Александр Владимирович 1983 2Уп Краснодарский край 4У Ока Саянская К4(2) Завпит
12 Черняк Евгений Александрович 1983 2Ул Хибины 4У Ока Саянская К2(2) Участник
13 Сенин Михаил Владимирович 1980 2Уп Краснодарский край 4У Ока Саянская К4(2) Участник

Характеристика района похода

Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана, Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).

Разница во времени с Алтайским краем и Республикой Алтай 3 часа. Когда в Москве 12.00, в Барнауле и Горно-Алтайске 15.00.

Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19°, июля +18,9°, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до -31,8°, июля от +9° до +18°. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150-200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

Район похода (Чуйский хр. - Сев. Чуйский хр. - р. Чуя и Катунь) относится к Горному Алтаю - самая высокая горная область Сибири, здесь развернут веер хребтов, составляющих каркас горной страны. Одна ветвь составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами, здесь находится высочайшая вершина Сибири гора Белуха (4506 м). Вторая линия хребтов - Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский - проходит севернее. Третья ветвь - Курайский, Айгулакский и Сумультинский.

Самая крупная река Горного Алтая - Катунь - является водной артерией Чуйского тракта. Начинается Катунь у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией, в 22 км юго-западнее Бийска, образуется река Обь. В пределах Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км.

Река Чуя, ее протяженность 281 км, берет начало с западных склонов хребта Сайлюгем. Вступая в Чуйскую степь, она теряет характер горной реки и приобретает медленное течение. Ее извилистое русло образует многочисленные острова и старицы. Воды Чуи мутны от массы ледниковой мути и песка, приносимых притоками из мощных ледников Южного и Северо-Чуйского хребтов. Проходя через Мажойский каскад, Чуя образует мощные и сложные пороги. Далее характер горной реки сохраняется до впадения Чуи в Катунь.

Туристские возможности

Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для туризма. Это единственный в РФ туристский регион, где возможно проведение походов любой категории сложности по всем видам туризма: горного, водного, лыжного, спелеотуризма, а также вело- и автомототуризма.

В Чуйском и Северо-Чуйском хребтах известно более 60 перевалов (включено в перечень 61 перевал), сложностью от н/к (11 перевалов) до 3Б (1 перевал), наибольшее количество перевалов 2А и 2Б (20 перевалов). Следовательно, здесь можно совершать горные походы до 6 к.с. Недостаток горных походов в этих районах связан с большим количеством камнепадов, усиливающихся к концу лета. В тоже время сильная лесистость долин, ненаселенность, наличие сложных переправ позволяют совершать в районе и пешеходные маршруты 2-6к.с. включительно.

Жемчужиной Северо-Чуйского хребта считаются Шавлинские озера и верховья долины р. Пр. Шавла. Проведенный поход убедил нас в этом, но хочется отметить, что и другие долины Северо-Чуйского хребта могут состязаться в красоте с Шавлинской долиной (например, долина р. Маашей).

В Северо-Чуйском хребте успешно работает альплагерь "Актру".

С 25 апреля по 15 мая внизу, в долине Катуни, появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Правда, водникам следует помнить, что основную часть этого периода составляют дни с частично благоприятной погодой. Река Катунь имеет протяженность 656 км. Сплав по ней от верховьев до пос. Манжерок (где заканчиваются пороги и другие препятствия), оценивается 5к.с., при этом некоторые участки сплава могут быть оценены 4к.с. для катамаранов (например, сплав от пос. Усть-Кокса до пос. Чемал). Не исключено, что возможно выбрать участок сплава для похода 3к.с.

Катунь также имеет полноводные притоки, пригодные для сплава: Аргут (который также имеет притоки Ак-алаха, Карагем, Шавла, Джазатор), Чуя, Урсул. Сплав по этим притокам с выходом в Катунь позволяет пройти маршруты от 4к.с.усл. (Чуя от пос. Чибит – Катунь до пос. Чемал), до 6к.с. (Аргут – Катунь, Чуя выше Мажойского каскада – Катунь и др.). Участок сплава по р. Чуя от верховьев до Мажойского каскада имеет 3к.с.

Сезон для проведения горных, пешеходных и водных походов – июль-август, при этом пик летнего походного сезона - с 15 июня по 15 сентября, пора созревания ягод, орехов, сбора грибов. Особенность летнего периода - большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность, представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины.

В районе, на реках Чуя и Катунь сложилась система проведения водных соревнований. Команды из Новосибирска, Барнаула, Горно-Алтайска и др. регионов и областей в конце апреля соревнуются на Чуе по технике водного туризма (на пор. Бегемот) и ралли (пор. Бегемот – устье Чуи). В августе те же коллективы проводят соревнования на р. Катунь (в 2000г. проводилось ралли "CAMEL Ak Talay Margan, Катунь 2000г." от пор. Ильгуменский до пос. Куюс).

Для лыжных походов сезонное время – это с конца февраля до конца марта, когда в долине Катуни, откуда начинаются маршруты, значительно улучшается погода. Но на перевалах в это время самый суровый период года.. Здесь можно проводить лыжные походы 2-6к.с.

По поводу Чуйского района можно также сказать, что близость горного массива имеющего множество сплавных рек и разветвленной системы дорог способствует организации комбинированных маршрутов.

Пути подъезда и выезда

До г. Бийска мы добирались поездом №96 Москва-Барнаул в вагонах до Бийска. Отправление из Москвы 03.08.2000 в 23-00. Через 72 часа прибыли в Бийск (5ч. стояли в Барнауле), т.е. в 20-50 по местному времени (в 17-50 по Москве).

В Бийске нас встретила машина, на которой мы доехали до перевал Орой (через пос. Чибит, где мы оставили заброску). Нас завезли ребята из Бийска, с которыми мы договорились из Москвы. Сами они туристы-горники, поэтому отлично знают все местные дороги и перевалы. Машина их собственная, т.е. они не являются посредниками. Нашего водителя звали Костя.

Заказ а/машины для заброски на реки: (3854) 31-25-81; 29-13-79; 71-76-45 Наумов Константин

Состояние дороги хорошее (асфальт). Эта дорога называется Чуйский тракт (шоссе М52)– а/дорога Бийск-Ташанта. Чуйский тракт проходит через Алтайский край (177км) и большей частью находится в Республике Алтай (540км), заканчивается в Ташанте, у границы с Монголией. На протяжении первых 250км от Бийска дорога идет в южном направлении, затем поворачивает на юго-восток. Первые 147км тракт проходит по правому берегу р. Катунь, затем пересекает ее и, поднимаясь на перевалы, удаляется от реки. Самая высокая точка тракта – Семинский перевал – 1894м (9км подъем и 11км спуск). После 358-го км дорога снова пересекает Катунь и затем почти до конца пролегает вдоль реки Чуи, вначале по ее левому берегу, затем, после 547-го км, по правому. Чуйский тракт дает выход России в Монголию, а также является единственной автомагистралью, связывающей Горный Алтай с Бийском.

До пос. Чибит ехали всю ночь, приехали в поселок в 6-20 утра. Далее грунтовая дорога идет вдоль Мажойского каскада по правому берегу р. Чуя. Дорога проходима для грузового транспорта, а в сухую погоду – и для легкового. Перед притоком Маашей через Чую а/мост, за которым начинается крутой подъем вдоль р. Маашей, затем сворачиваем вправо по ходу от реки и пологими склонами выезжаем на пер. Орой. Этот участок пути доступен только машинам повышенной проходимости. До перевала от Чибита ехали 3ч (31 км).

По завершении похода в пос. Чемал нас встретил, как договорились, тот же водитель и довез до Бийска. Но мы долго искали друг друга, т.к. он сказал, что встретит до поселка около какой-то турбазы, которую мы так и не нашли и проплыли за поселок. На такой случай необходимо было договориться о контрольном месте встрече, где-то в поселке, например, около какой-либо местной достопримечательности (аптека, магазин, бензозаправка или др).

Организация заброски

Существует возможность организовать заброску судов, снаряжения, продуктов автомашиной практически в любое место на Чуйском тракте. Мы организовывали заброску судов, снаряжения и продуктов в поселок Чибит, договорившись о хранении оставляемого груза с хозяевами крайнего (выше по р. Чуя) дома.

График движения

При прохождении маршрута возникла необходимость корректировки запланированного графика движения и использование заявленного запасного варианта на пешей части. График движения пришлось корректировать с первого дня пешей части, т.к. при заказе автомашины из Бийска до Чибита нам предложили доехать сразу до перевала Орой. Это предложение выглядело заманчивым, т.к. реальной информации о такой возможности заброски ни у нас, ни у наших знакомых туристов не было. При планировании похода не было даже уверенной информации о наличии и состоянии моста через р.Чую ниже впадения в нее р. Мажой. (По этой причине в маршрутную книжку была сделана запись о запасном варианте выхода в пос. Чибит). Заполнить этот пробел и дать реальные рекомендации мы посчитали полезным делом и согласились на такую заброску.

Поэтому активную часть пешеходного маршрута мы начали прямо с седловины пер.Орой, съэкономив один день и немного сократив протяженность пешеходной части (этим объясняется небольшое расхождение в запланированном и в пройденном расстоянии).

Переход на запасной вариант маршрута (пер. Н. Шавлинский 1Б вместо пер. В. Шавлинский 2А) был вызван соображениями безопасности. Т.к. в июле длительное время стояла солнечная и жаркая погода, то обнажились ледовые склоны и участились камнепады (снег стаял!). Эти особенности текущего сезона мы ощутили в двух радиально-кольцевых выходах, сделанных от Н. Шавлинского озера. Проанализировав обстановку, мы пришли к выводу, что при прохождении пер В. Шавлинский 2А в направлении, где сторона,определяющая сложность перевала, должна проходится на спуск, с тяжелыми рюкзаками, да еще скорей всего во второй половине дня (или надо ночевать на перевале!), при отсутствии возможности просмотра всего спуска (около 350 метров) и выбора лучшего варианта движения, трудно обеспечить эффективную безопасность группы. Поэтому было принято решение о прохождении с грузом запасного перевала Н. Шавлинского, с последующим изучением определяющей стороны пер. В. Шавлинского и оценкой возможности наиболее безопасного радиального выхода на пер. В. Шавлинский 2А. Именно этот вариант затем был полностью осуществлен.

Определенные коррективы в график движения вносили также погодные условия (дождь и снег в высокогорье и дождь при сплаве). По этой причине несколько раз группе пришлось проводить "вынужденные" дневки или сокращать ходовой день.

В районе порога Ильгуменский группа провела незапланированные заранее дневки для наблюдения соревнований "Сamal Ak Nflfy Vfrqan, Катунь 2000" Западно-Сибирского региона, случайными свидетелями которых, а потом и участниками, мы стали.

Пешеходная часть

День пути Дата Участок маршрута км Время Перепад высот (м) Характер препятствий, кат. сл. Способ передвижения
1-4 03.08-06.08 Москва – г. Бийск - - - Ж/д. Поезд.
5 06.08-07.08 Бийск – пос. Чибит – пер. Орой н/к 442 +31 8.30 + 3.00 - Чуйский тракт, асфальт. Грунтовая дорога. Крутизна до 20° Автомашина. Автомашина повышенной проходимости.
5 07.08 пер. Орой н/к – р Шабага 10 2.30 +0 -280 Тракторный след 1,5км; хорошая тропа; резкие перепады высоты; мелкие броды. Пешком; страховка альпенштоком.
6 08.08 М. Н. – оз. Н. Шавлинское 17 5.10 +280 -200 Тропа; простые броды ручьев. Пешком; страховка альпенштоком.
7 09.08 М. Н. – пер. Мастерский 1Б (рад.) 14 8.00. +1777 -1777 Тропа; крутизна до 35°; морена; осыпь и разр. ск. до 45°. Пешком; страховка альпенштоком; на камнепадоопасных участках каски и движение малыми группами; простое лазание.
8 10.08 Дневка - - - Баня. -
9 11.08 М. Н. – р. Л. Шавла – пер. Москвич 1Б (рад)– пер. Орбита 1Б 22 8.10 +1172 -1172 Тропа; брод р. Пр. Шавла, р. Лев. Шавла; морена; откр. и закр. ледник; трещины; снег; бергшрунды; чехол из мелкой осыпи на ледовом склоне до 35°; морена из валунов. Пешком; страховка альпенштоком; переправа через р. Л. Шавла с сопровождением; на камнепадоопасных участках каски и движение малыми группами; на леднике связки, кошки.
10 12.08 М. Н. – руч. Н. Шавлинский 1,5 0.40. +100 Тропа; подъем до 35° морена. Пешком; страховка альпенштоком.
11 13.08 М. Н. – пер. Н. Шавлинский 1Б – лед. Маашей 11 4.30 +1217 -200 Слабая тропа; морена; ледник; засыпанный бергшрунд; осыпь до 35°. Пешком; страховка альпенштоком; на камнепадоопасных участках каски и движение малыми группами.
12 14.08 М. Н. – пер. В. Шавлинский 2А (рад.) – р. Маашей 12 5.10 +315 -1365 Без тропы; морена; ледник; осыпь до 35°; разрушенные скалы до 45°; снежники; тропа. Пешком; страховка альпенштоком; на камнепадоопасных участках каски и движение малыми группами; свободное лазание; применили перила на спуске с пер. В. Шавлинский
13 15.08 М. Н. – р. Маашей – р. Чуя 17,5 4.50 -626 Тропа – серпантин, перепад высот. Пешком; страховка альпенштоком.
14 16.08 М. Н. – пос. Чибит 15 3.10 -290 А/мост через р. Чуя: грунтовая дорога;. Пешеходный мост через р. Чуя Пешком.

Сплавная часть

День пути Дата Участок маршрута км Время Характер препятствий, кат. сл. Способ передвижения
15 17.08 Стапель – р. Чуя – Бельгебашские разбои 5 0.25 Валы 1м; камни; острова; а/мост. Сплав по основной струе б/р (без разведки).
16 18.08 Дневка (по погодным усл.) - - Дождь ночью и утром, временами днем. -
17 19.08 М. Н. – пор. Бегемот 20 4.10 Разбои – острова, протоки; пор. Сумрачный – 3к.с. (сливы, валы, бочки 1м); пор. Буревестник - 4к.с. (1ст. – валы, камни; 2ст. – валы 1,5м); пор. Ярбалыкский – 2к.с. (валы, камни). Сплав. Разбои – по основной струе, б/р; пор. Сумрачный – по основной струе, разведка; пор.Буревестник–заход справа, 2ст.-по центру, разведка; пор.Ярбалыкский – по струе, б/р.
18 20.08 М. Н. – пор. Ратник 14 2.40 Пор. Бегемот – 4к.с. (каньон, камни, бочки, сливы 1,5м); Пор. Классический – 3к.с. (валы, камни); Пор. Слаломный – 4к.с. (повороты реки, камни, узкие проходы); Пор. Обманный, Веер, Городовой, Безымянный, Ратник – 2к.с. Сплав. Пор. Бегемот – заход по центру далее под лев. берегом, последний слив по центру; Пор. Классический, Слаломный, Обманный, Веер, Городовой, Безымянный, Ратник – б/р, по осн. струе.
19 21.08 М. Н. – пор. Турбинный 28 2.40 Пор. Иодринский – 3к.с. (1ст. – в конце навал на 2 валуна, 2ст. - валы 1,5м, бочка); Пор. Мокрый, шив. Степная – не определились; Шив. Раздор – валы до 1м. Сплав. Пор. Иодринский – в конце 1ст. слева, 2ст. по струе, разведка; Далее - б/р, по струе.
20 22.08 М. Н. – р. Катунь 6 1.25 Пор. Турбинный – 4к.с. (слив слева с нависающего камня и сливная труба справа заканчивающаяся навалом на скалу, перепад 4м х 20м); Пор. Т/к Горизонт – 5к.с. (пор. водопадного типа, в начале по центру камни, валы, в середине слив 1,5м, затем навал на скалу справа и все это многообразие заканчивается бочкой 1м); Шив. Конечная – 3к.с. (валы 1м, камни, бочки 1м). Пор. Турбинный – проходили разными путями, левой и правой протоками, разведка, обнос груза; Шив. Конечная – б/р, по струе.
21 23.08 Дневка - - Блины, рыба. -
22 24.08 М. Н. – пор. Ильгуменский 35 2.20 Вода выше среднего, шиверы залиты; Пор. Ининский – на общем фоне не заметен; Далее – валы и бочки до 2,5м. Сплав. Обход больших валов и бочек. Ветер дождь.
23 25.08 Дневка - - - Тренировка в пор. Ильгуменский на рафте и катамаранах. Разведка.
24 26.08 Дневка - - - Участие в соревнованиях "Camel Ak Talay Margan, Катунь – 2000".
25 27.08 М. Н. – р. Урсул 35 2.40 Пор. Ильгуменский – 5к.с. (в начале справа и в центре мощные бочки, затем струя с косыми и пульсирующими валами до 3м с центра уходит ближе к лев. бер.); Пор. Кадринская труба – 4к.с. (валы, прижимы, камни, воронки); Пор. Шабаш – 5к.с. (1ст. - в начале валы и бочки, затем ближе к лев. берегу мощная пульсирующая бочка 2м, 2ст. – справа и слева бочки, по центру струя с валами на выходе до 3м); Далее – шиверы, валы, воронки, поганки. Сплав. Пор. Ильгуменский – зашли левее центра, затем уход со струи, один К4 – пересекая струю на право в центре порога, перевернулся. Разведка; Пор. Кадринская труба – б/р, по струе; Пор. Шабаш – 1ст. справа, 2ст. по центру с уходом влево. Разведка; Далее – б/р.
26 28.08 Дневка (по погодным усл.) - - - Баня под дождем.
27 29.08 М. Н. – пор. Тельдекпень 1 54 4.30 Шиверы чередуются плесами, сильные водовороты, жесткие бочки до 1м. Сплав б/р.
28 30.08 М. Н. – пор. Еландинский 20 2.20 Шивера перед пор. Тельдекпень 1 – валы до 1,5м; пор. Тельдекпень 1 – 4к.с. (имеет 3 ст., водовороты, поганки, сбойка струй); пор. Тельдекпень 2 – 5к.с. (слив, сильные воронки, поганки); Далее – водовороты, умеренные валы. Сплав. Шивера, пор. Тельдекпень 1, 2 – везде по центру. Разведка; Далее – б/р.
29 31.08 М. Н. – пос. Чемал – г. Бийск 25 2.20 Пор. Еландинский – 2к.с. (в начале слева мощная бочка, в конце справа бочки); Пор. Чемальские ворота – 2к.с. (не выделяется на общем фоне, мощные воронки и поганки); До Бийска Чуйский тракт, асфальт. Сплав. Пор. Еландинский – справа от бочки, затем слева или справа. Разведка; Пор. Чемальские ворота – б/р, по струе; До Бийска автомашина.
30-34 01.09-04.09 Бийск – г. Москва - - Ж/д. Поезд.

Техническое описание маршрута

Пеший маршрут мы начали с седловины перевала Орой (н\к, 2229 м). Идём по тропе, по широкому болотистому лугу, азимутом 230, в сторону долины р. Шабага. Через 6-7 км (1 ч 20 мин), в районе слияния трёх ручьёв тропа переходит на левый берег (переправа по камням) р. Шабага. Далее идём тропой левого берега. На тропе много камней, идти неудобно. Через 1 км начинается лесная зона. Здесь первое, не очень большое (2-3 палатки) место для лагеря с дровами.

Через 2-2,5 км от трёх ручьёв (35 минут хода), перед первым притоком слева, тропа круто забирает вверх и поднимается над рекой метров на 100-150, в обход скального участка. А затем тропа спускается к притоку (около 1 км от начала подъёма, 35 минут хода). На другом берегу ручья - подходящее место для лагеря. Ровных площадок хватит для установки 5-6 палаток. Переправа по камням простая. И хотя время ещё не позднее, на ночлег останавливаемся здесь. Воду берём из чистого ручья (10 метров от палаток), дрова – сухие ветки (сухостоя поблизости не видно).

Р. Шабага – р. Шавла – оз. Н. Шавлинское

Продолжаем идти тропой левого берега р. Шабага. Генеральный (основное направление) азимут движения – 235°. Через 5 мин после выхода еще один приток, более крупный. Через него переходим по бревну. Здесь хорошее бивачное место для нескольких групп. Через 5км от ночлега (1 час 40 мин) тропа, не доходя до слияния Шабаги и Шавлы примерно 700м, сворачивает налево и идёт по долине р. Шавлы (Аз. 160). Тропа сильно петляет. Через 2 км (50 мин) от поворота - небольшой разлив Шавлы (ориентир - ручей справа), через 1км (30 мин) - еще один, побольше (ориентир - два ручья справа). А примерно через 1км (25 мин) - еще один большой болотистый разлив. Тропа сухая, хорошо заметна, места разлива обходит по краю.

Впереди хорошо видна развилка долины Шавлы. Идём в долину Правой Шавлы тропой правого берега. Через 1,5 км (30 мин) начинается затяжной подъём, который вскоре (1-1,5 км, 45 мин хода) приводит к Нижнему Шавлинскому озеру. На озере все удобные места стоянок расположены на 2-х участках: в начале (по ходу) озера, т.е. в северной его части на правом берегу и в средней части, на том же берегу, в районе ручья, впадающего в озеро справа.

Правый берег озера порос лесом, здесь проходит тропа и расположены бивачные места. На левом берегу крутые осыпи и скалы уходят в воду, тропы не наблюдается, леса нет. Отметка уровня озера – 1984 метра. На озере редко-редко, но можно заметить уток. Говорят, что ловится рыба. Туристских групп расположилось на берегу не менее 10-15. Нам удалось найти (и встать на ночёвку) свободное место для бивака только за ручьём (переправа по бревну), в 100-150 метрах от него.

От начала озера до бивака шли 25 минут (около 1,5 км). Хороших дров рядом с лагерем мало, т.к. туристов бывает много. Но, походив по окрестностям, набрали не только сухих веток, но и добыли несколько сухих брёвнышек. Рядом с палаткой (15 метров) впадает в озеро небольшой ручей, пробивающийся из-под морены. Воду для готовки брали из этого ручейка, а не из озера (в котором вода тоже достаточно чистая).

Оз. Н. Шавлинское – (радиально) пер. Мастерский 1Б, 3760

С места ночёвки идём по тропе, которая начинается по правому берегу ручья, впадающего в озеро Н. Шавлинское справа. (Аз.80). Сначала тропа поднимается вдоль ручья, затем круто (до 35) набирает высоту (метров 300), и вскоре (30 мин подъёма) выходит в правый карман морены. Тропа, проложенная по карману морены, примерно через 1 км (10 мин) выводит к небольшому уютному озерку. Здесь есть место для бивака с костром. Дрова можно набрать на склоне. Далее дров нет. Отсюда долина до верховий не просматривается, т.к. она немного изгибается вправо по ходу. Дальше идём по тропе пологими травянистыми склонами старой морены. Вскоре переходим на камни. На камнях тропа промаркирована турами.Тропа проложена по валам морены правого борта долины. Два или три раза встречаются бивачные площадки. Проходим остатки большого снежного конуса выноса лавины с левого борта. Метров через 500 после этого тропа разветвляется на две. Левая поднимается на гребень правобережной морены, а правая, траверсируя склоны, подходит к языку ледника.

Левой тропой доходим до места напротив осыпного кулуара с ручьём в правом борту долины. (3 км от маленького озера, 1 час 10 мин хода). С гребня морены спускаемся в карман, метров на 15, и начинаем подъём по осыпному кулуару. Осыпь неустойчивая, крутизна в средней части достигает 40°. Поэтому путь выбираем поближе к скалам справа по ходу. Здесь проще найти твёрдую опору. Движение осуществляем в касках, плотной группой, с соблюдением мер прохождения камнепадоопасных склонов (основная опасность – сбросить камни на ниже идущих). Через 45 минут подъёма вышли в верхний цирк. Здесь есть небольшой ручей среди камней. Перед нами два понижения в гребне, к которым ведут скально-осыпные кулуары.

По предварительной информации, оба кулуара являются вариантами подъёма на перевал Мастерский (радиально 1Б, сквозное прохождение 3А. Консультант Громов В.В.). Левый, по ходу, кулуар выводит на гребень выше, чем правый, но подъём по нему выглядит намного положе и безопасней.

Выбираем путь по левому, по ходу, кулуару. Осыпными, достаточно устойчивыми склонами (до 35°) из крупных и средних камней, подходим под заключительный участок подъёма на гребень (от ручья 45 мин). На последнем участке длиной 600-700 метров средняя и мелкая осыпь чередуется с выходами скал. Подъём осуществляем, соблюдая меры безопасности (каски, рукавицы, плотная группа, наблюдение за склоном, переходы по одному от укрытия до укрытия, самостраховка альпенштоком и т. д.). Путь движения выбираем поближе к скалам справа по ходу. У скал подниматься немного проще и безопаснее, т.к. срывающиеся камни уходят влево от линии движения. Крутизна этого участка в среднем 40°. В верхней части подъёма скальных выходов становится больше. На коротких участках (до 2-х метров) применяем свободное лазание. Скалы простые. Для безопасного передвижения достаточно обуви на нескользкой подошве и гимнастической страховки. Крутизна подъёма в верхней части достигает 50°. Через 1 час 30 минут после начала движения по заключительному взлёту, выходим на гребень. (Всего подъём от гребня морены – 3 часа, 2,5 км). По другую сторону от гребня спускается крутой скально-ледовый склон.

Тура нет. Описание пройденного пути совпадает с описанием, данным при консультации Громовым В.В. Т.к. известно, что первопрохождение перевала было в 70-х годах, а о других прохождениях ничего не известно, то тур мог и не сохраниться. На спуске применяем те же меры безопасности. Путь движения – в основном по пути подъёма, спрямляя серпантины подъёма по мелкой осыпи. На таких участках спускаемся параллельными маршрутами или мелкими группами (главное, не сбрасывать на товарищей камни). Облегчают спуск редкие снежники.

Возвращение на гребень морены заняло 1 час 50 минут. Далее повторяем, в обратную сторону, пройденный утром путь по тропе. Через 1 час 10 минут подходим к лагерю у озера Н. Шавлинское.

Дневка на оз. Н. Шавлинское

После вчерашнего, напряженного дня решили сделать дневку. Устроили баню (есть очаг и каркас). Купаться в озере Н.Шавлинское, соблюдая обычные меры безопасности, можно. Надо учесть только, что вода холодная. Но окунутся после парилки – одно удовольствие. Дно – мелкие камни, встречается песок (напротив лагеря), глубина набирается постепенно (5 метров от берега по пояс).

М.н. - пер. Москвич 1Б, 3075 - пер. Орбита 1Б, 3000 - М.Н

Первоначально планировалось осуществить кольцевой выход по маршруту: пер. Орбита – пер. Москвич – ледник Гляциологов - р. Лев. Шавла – м.н. Но, проконсультировавшись на месте с другими группами туристов и получив дополнительную информацию, решили пройти кольцевой маршрут в другом направлении. Ведь лучше в конце дня возвращаться по тропе (известно, что она есть), чем без тропы искать переправу через Л. и Пр. Шавлу

Вдоль оз. Н. Шавлинское по тропе дошли до р.Пр. Шавла. Далее по той же тропе спускаемся вдоль реки. Не доходя метров 200-300 до слияния Л.и Пр. Шавлы обнаружили, хорошее бревно через основной рукав Пр.Шавлы (45 минут от выхода). Осторожно переправляемся по одному. Оказалось, что за этим руслом следует ещё ряд проток. Поиски места переправы затрудняются густыми кустами. Для переправы через другие протоки поднялись метров на 300 выше по течению и обнаружили, что вода выходит из-под камней. По камням благополучно перешли последние рукава Пр.Шавлы. Здесь начинается слабая тропка (скорее след), которая идёт сначала вдоль левого берега, а затем уходит налево под 90°, пересекая окончание водораздельного хребта Пр. и Л.Шавлы. По этой тропке выходим к Л.Шавле (35 минут от начала переправы,около 1 км). Тропа ведёт нас правым берегом в верховье реки. Идти очень неудобно. Много упавших деревьев, нагроможденных паводком брёвен. Через 2 км (50 минут хода) подходим к месту, где сливаются два истока Л.Шавлы. Нам надо идти вдоль левого истока. Поэтому ищем место переправы. После дождей воды в реке много. Переправиться ниже слияния истоков (где по предварительной информации обычно можно переправиться) сейчас трудно. Правый исток переходим по бревну с перильной страховкой, затем поднимаемся правым берегом левого истока, пока скалы по берегу не вынуждают нас переправиться на левый берег. Переправа по камням. Здесь местами видна слабая тропка.

Подъём вдоль ручья и по левому берегу затруднён скалами. Сворачиваем в сухой распадок направо по ходу. Тропы нет, но изредка встречаются турики. Из распадка поднимаемся влево по ходу и по склонам морены поднимаемся на гребень левобережной морены. Отсюда виден ледник Гляциологов. Спускаемся с гребня морены (метров 20 по высоте) и по пологой террасе перед ледником подходим к нему. (От 2-х истоков 2 км, 1час хода). На ледник заходим правой по ходу стороной, а затем переходим левее на срединную морену. Идти по срединой морене удобно. Вскоре появляются открытые трещины, которые как правило, легко обходятся. Начиная со средней части на леднике, появляется снег. Поэтому делаем связки и дальнейшее движение осуществляем в связках. Поднимаемся в связках по середине ледника, маневрируя между видимыми и обнаруженными трещинами.

Находясь на середине ледника, наблюдали вблизи крупный камнепад с левого борта. Преодолев взлёт ледника, выходим на более пологую его верхнюю часть. Отсюда хорошо видно седловину перевала Орбита и угадывается расположение перевала Москвич.

Продолжаем движение к перевалу Москвич. Пологими снежно-ледовыми склонами подходим к перевалу. Перед самой седловиной открылась в леднике приличная трещина. Обходим её справа по ходу, и по осыпному склону выходим на перевал (1 час 40 минут, 3 км от начала ледника).

После отдыха идём к перевалу Орбита, частично воспользовавшись своими следами. Перевальный взлёт выше бергшрунда ледовый (30,60 метров), да и бергшрунд, обычно закрытый, сейчас представляет опасность. Намечаем путь подъёма по левой части ледового взлёта, где лёд присыпан мелкими камнями. Используя самостраховку альпенштоком и ледорубом, поднимаемся по осыпи на льду под верхние скалы и вдоль скал выходим на перевал Орбита. (Около 1 км,45 минут от пер. Москвич).

Спуск с перевала по мелкой подвижной осыпи в довольно широком кулуаре. Крутизна склона достигает 40°, протяжённость - 250 метров. Склон камнепадоопасен. Используем меры прохождения камнепадоопасных склонов (см. пер. Мастерский). Спуск до ледника занял 10 минут. Ледник открытый. Идём левым бортом. Редкие трещины легко обходятся. С ледника выходим на морену и здесь обнаруживаем хорошую тропу, промаркированную турами. Тропа, придерживаясь гребня морены, выводит нас к В. Шавлинскому озеру. Здесь начинается лес, есть хорошие места для нескольких лагерей (1 час от перевального взлёта, около 5 км).

Обходить озеро В. Шавлинское можно по тропам левого и правого берега. Обе тропы соединяются у окончания озера, где исток из озера протекает под каменным завалом. Оба варианта имеют недостатки. Левая тропа забирается высоко на склон, обходя отвесную скалу, обрывающуюся в озеро. Двигаясь по правой тропе, туристы вынуждены преодолевать участок берега из крупных (с одноэтажный дом и более) камней. Этот участок протянулся на несколько сот метров.

Мы выбрали тропу правого берега. Преодоление участка с большими камнями требует применения навыков свободного лазания. Но главная трудность заключается в правильном выборе оптимального пути. На обход озера потратили 35 минут (около 1 км). Далее спускаемся по тропе правого берега реки. Тропа хорошо натоптана, идти достаточно удобно. Через 50 минут пути (около 4 км) подходим к нашему лагерю.

М.н. – маленькое озеро в долине пер. Н. Шавлинского

Обсудив вечером погодные условия, решили воспользоваться запасным вариантом маршрута и идти перевал Н. Шавлинский вместо В. Шавлинский. Сначала наш путь совпадает с маршрутом к перевалу Мастерский. Идём по тропе правого берега ручья, впадающего в озеро. Затем преодолеваем по тропе крутой подъём и выходим в карман по правому борту. Начинает идти дождь. Доходим до первой удобной площадки у маленького озера (40 минут от выхода). Решаем переждать непогоду, и в результате получаем внеплановую днёвку.

М.н. – пер. Н. Шавлинский 1 Б,3300 - лед. Лев. Маашей

С места ночёвки идём по тропе пологими травянистыми склонами старой морены. Вскоре переходим на каменистые склоны. На камнях тропа промаркирована турами. Тропа проложена по валам морены правого борта долины. Два или три раза встречаются бивачные площадки. Проходим остатки большого снежного конуса выноса лавины с левого борта. Метров через 500 после этого, тропа разветвляется на две. Идём по правой, по ходу, тропе к языку ледника. Выход на ледник простой. Ледник пологий без трещин. К перевальному взлёту подошли через 2 часа 55 минут после выхода с бивака (около 9 км).

Возможны два основных варианта подъёма. Слева по ходу сначала по осыпному склону около 50-60 метров, затем по ледовому заснеженному склону крутизной до 30-35°, протяжённостью около 150 метров. И справа по ходу по слабовыраженному осыпному контрофорсу крутизной 30-35° и протяженностью 200 метров.

Решили двумя подгруппами пройти оба варианта подъёма. Такое решение повышает оперативность работы каждой подгруппы на подъёме, а значит повышает безопасность и уменьшает время прохождения перевала., а также позволяет получить группе разнообразные технические навыки.

На левом маршруте подгруппа из 6 человек для подъёма на перевал использовала на ледовом склоне перила, закреплённые на ледобурных крючьях. Было провешено 100 метров перил, а завершающие 50 метров подъёма были пройдены в связках с одновременной страховкой (на подъём по этому пути ушло 1 час 10 минут).

На правом маршруте подгруппа из 7 человек поднималась по осыпному склону, используя самостраховку альпенштоком, и применяя меры безопасности преодоления камнепадоопасных склонов (смотри подробнее подъём на пер. Мастерский). На подъём по этому пути затрачено 35 минут.

С перевала к леднику спускаемся по крутому (до 35°),осыпному склону протяженностью 70 метров. В нижней части спуска осыпь лежит на льду. Спуск занял 5 минут. Далее идём по пологому леднику к небольшому озерцу на морене (от перевала 25 минут, около 2 км). Здесь ночуем. Ровных площадок достаточно для размещения до 10 палаток, вода в озерце чистая, от ветра можно защититься стенкой из камней. Нет только дров. На этот случай у нас припасены примуса.

М.н. – (радиально) пер. В. Шавлинский 2А 3415

От места бивака хорошо видно перевалы В. и Н. Шавлинские. Б. Ещё вечером рассмотрели хорошенько перевальный взлёт В. Шавлинского перевала и убедились, что для подъёма на перевал, в данных условиях, ледового снаряжения не требуется. Основная проблема - это камнепадоопасность и, соответственно этому, выбор пути и мер безопасности.

По морене двинулись к пер. В. Шавлинский. Через 25минут (около 1,5 км) подошли к перевальному взлёту. Далее идём тесной группой в касках и обвязках, которые одели в лагере (на случай, если понадобится использовать основную верёвку). Подъём на перевал условно можно разделить на три участка. Первый участок - от начала взлёта до скального пояса - имеет протяженность метров 70 и крутизну до 35°. Здесь на снежном склоне есть языки мелкой и средней осыпи. Участок заканчивается скальной ступенькой, которая в 2-3-х местах прорезана небольшими осыпными кулуарами. Второй участок подъёма имеет протяжённость порядка 100 метров и заканчивается у скал под седловиной перевала. Крутизна этого участка – 40°. Сейчас весь этот участок без снега и покрыт мелкой осыпью среди выходов небольших скал. Здесь (на первый взгляд ровном склоне) имеется слабовыраженный контрофорс между двумя осыпными кулуарами. Третий участок имеет протяжённость порядка 80 метров. Выход на перевал закрывает разрушенный скальный пояс. Обойти его можно слева по ходу, по снежно-ледовому кулуару крутизной до 45° в верхней части. Или справа по ходу по слабовыраженному скально-осыпному кулуару с небольшими участками снега. Крутизна на этом пути достигает на коротком участке 50-55°.

При подъёме к указанным мерам безопасности добавляем постоянное наблюдение за склоном и выбор наиболее безопасного пути. Первый участок преодолеваем наискосок справа налево по ходу движения, а скальный пояс – в средней его части (15 минут). На втором участке поднимаемся по слабовыраженному контрофорсу, закладывая серпантины. Камни из-под ног уходят в кулуар направо или налево. Не смотря на это, также исключаем хождение друг над другом. На прохождение второго участка затратили 30 минут. На третьем участке выбираем правый по ходу путь. Горловину скального кулуара (10-15 метров) проходим по одному, чтобы не побить друг друга камнями. Это ключевой участок подъёма. Крутизна этого участка достигает 50-55°. Лазание здесь простое, но надо двигаться быстро и осторожно. Выше горловины расположен крутой ледовый склон (метров 10), который легко обходится по границе льда и скал вправо по ходу подъёма. Преодоление третьего участка заняло 20 минут. С перевала открывается красивый вид.

Спуск осуществляем по пути подъёма. В начале спуска, при прохождении горловины кулуара повесили перильную верёвку, закреплённую на петле за скальный выступ. Последний участник (руководитель) спускался свободным лазанием с нижней страховкой через скальные выступы. На спуск к началу взлёта на перевал затрачено 40 минут. Далее по леднику и морене возвращаемся в лагерь (20 минут).

М.н. – р. Маашей

Собрав лагерь после радиального выхода, начинаем спуск по морене в юго-восточном направлении. Здесь путь движения размечен турами. Через 20 минут доходим до ручья, вытекающего из лед. Лев. Маашей (от бивака около 1 км). Далее идем вдоль ручья по левобережной морене.

С морены спускаемся на травянистую террасу и здесь обнаруживаем набитую тропу (30 минут, около 1,5 км от выхода к ручью). В конце травянистой террасы по камням переходим на правый берег ручья и продолжаем движение по тропе. Тропа очень хорошо разработана, идти удобно. Через 300 метров от переправы выходим к хорошей бивачной площадке на берегу небольшого озера. Хороших дров в округе нет, только кустики. Далее тропа поднимается на левобережную морену ледника Маашей и идёт по её гребню до окончания ледника Маашей и даже немного дальше. В начале лесной зоны тропа с гребня морены спускается к р.Маашей и идёт вдоль неё левым берегом (1 час 20 минут, около 3,5 км от выхода на тропу). При спуске с морены надо быть внимательным, т.к. набитая тропа разделяется на мелкие тропинки, некоторые из которых исчезают в густом кустарнике (мы ошиблись, и пришлось искать основную тропу).

Бивачных мест в верхней (и далее в средней) части долины Маашей мало. На ночлег остановились на левом берегу напротив красивого водопада в ущелье правого борта долины Маашей (40 минут, около 2 км от спуска к р. Маашей).

М.н. – р. Маашей – р. Чуя

Идём по тропе вниз по долине р. Маашей. Тропа идёт левым берегом, то немного поднимаясь на борт, то подходя к реке вплотную. Основное направление - ССЗ. Для переправы через левые притоки уложены брёвна. Озеро Маашей тропа обходит левым берегом. В северной части озера на левом берегу есть бивачное место (дрова есть), откуда открывается красивый вид на верховья долины Маашей (2 часа, 6 км от бивака).

От озера тропа немного уходит в сторону на левый борт, обходя теснину, через которую прорывается река. В районе левого притока Каракабак долина р.Маашей расширяется. Здесь тропа значительно удаляется от реки. Можно найти много мест для размещения лагеря. Через 6 км от озера (2 часа пути) тропа выходит на грунтовую дорогу. На этом участке основное направление пути - ССВ. Далее идём по дороге мимо фермы и моста внизу через Маашей на правый берег и через 50 минут (около 5 км) выходим к мосту через р.Чую. Здесь удобное место для бивака. Дров достаточно, если отойти на 100 метров. Воду брали из реки Чуя (мутная). Рядом обустраивается частная база для туристов-альпинистов и отдыхающих. На базе есть мёд, молоко, можно заказать хлеб (исполнение заказа 3-4 часа).

М.н. - р. Чуя

Т.к. нам необходимо было забрать заброску из пос. Чибит, а хозяева, у которых мы ее оставили, попросили заходить рано утром, то было решено подойти как можно ближе к поселку (но не на виду), а утром следующего дня зайти за заброской.

Переправились по а/мосту через Чую, и идём по дороге, проложенной по правому берегу р. Чуи. Присматриваем место для лагеря. Ровных мест полно, но вода только в Чуе, которая здесь течёт большей частью в каньоне. Дошли до места напротив р. Орой. Далее через 4-5 км будет посёлок Чибит. Решили спуститься здесь к реке и поискать место для ночлега (внизу есть пешеходный мост через Чую). Спускаемся по ответвлению от основной дороги, а затем по тропе до пешеходного моста через Чую(2 часа 10 минут, 11 км от выхода из лагеря). Мост перегорожен закрытой калиткой, на дощечке надпись "проход 50 рублей". Единственное место, с трудом подходящее для лагеря, находится на левом берегу Чуи. Размещаемся на этом месте. Палатки пришлось ставить прямо на тропе (тесно). Дров достаточно, воду брали из Чуи (мутная). Хозяин моста не объявился. На ночлег с большими удобствами можно было бы разместится у фермы. Но для этого надо к ней подняться (а завтра опять спускаться).

М.н. – пос Чибит

Перешли пешеходный мост через Чую и по дороге вниз по долине дошли до пос.Чибит (4 км,1 час).

Сплав по р. Чуя

В основном все препятствия группа проходила в порядке: К4(1), К2(1), К4(2) и К2(2). Первые 2 судна - самые опытные.

Стапель – р. Чуя – Бельгебашские разбои

Для сборки судов есть удобное место перед (выше по течению) подвесным мостом, который на 50% без настила. (Местные жители здесь переходят, по примеру туристского "обезъянника"). Здесь же в небольшом улове удобное место для купания. Дно – песок и камни. Категорически не следует заходить глубоко в воду и выходить на струю. Рекомендуем заходить на глубину не более пояса.

Уровень воды в реке оцениваем как средний (субъективно). С самого начала сплава сильное течение, валы до 1м, иногда камни в русле, небольшие острова. Подходим к автомобильному мосту на деревянных опорах. Мост имеет 2 пролёта над водой. Шли правым пролётом, т.к. в левом - навал на опору основной струёй. Через 25 минут сплава остановились для ночлега на острове перед (около 1км) правым притоком Бельгебаш.

Место ровное, дров много любых. Воду берём из реки (мутная). На острове растёт много облепихи и немного смородины.

Бельгебашские разбои – пор. Бегемот

Ночью шел дождь, с утра хотя и пасмурно, но дождя нет. Собираемся. Как только сняли лагерь, снова зарядил дождик. Решаем идти. Вскоре после выхода начинаются разбои. Идем, держась основного русла. В местах поворотов – кучи бревен, деревья с корнями. В одном месте, даже трудно понять, какое русло главное, здесь река сразу разбивается на 4, а может и 5 рукавов. Прошли самым правым. Разбои шли 35 минут.

Еще через 5 минут увидели справа стеллу и щит "Улагарский район". Метров через 300 начинается пор. "Сумрачный". Это первое значительное препятствие (не считая разбоев, которые не разведаешь). Поэтому разведку и страховку выполнили по полной программе. Зачалились перед порогом слева. Разведку провели слева, хотя справа тоже можно. Порог относительно простой: сливы, валы и 2-3 бочки до 1м. Практически прямая линия движения по основной струе. К4(1) страховали с берега, остальные - с воды и берега.

Примерно через 500м, сразу после острова, начинается порог "Буревестник". Порог имеет две ступени. Следуя имеющемуся у нас описанию, зачалились перед порогом слева. Просмотр слева очень плохой – вторая ступень не просматривается, крутой заросший берег мешает даже передвигаться. Страховать слева почти бесполезно. Перечалиться на другую сторону с нашего места уже невозможно. Ступени порога проходили раздельно. Сначала К4 с самым опытным экипажем прошел первую ступень и встал на страховку в месте, которое нам удалось заметить во время нашего просмотра. К4(1) прошел первую ступень справа (почти у берега), остальные там же. После просмотра второй ступени по правому берегу прошли ступень в прежнем порядке. При этом страховку К4(1) обеспечивали с берега, а остальным судам – с берега и воды. Во второй ступени главное препятствие – высокие валы (нам показалось, что до 2-х метров), причём некоторые имеют запрокидывающуюся вершину. Валы не обойти. Линия движения прямая – прямо по валам.

Далее идет практически сплошная шивера, которая после пос. Яр-балык усиливается на протяжении 500м. Это место называется "пор.Ярбалыкский". Затем следует спокойный быстроток. От порога Буревестник до порога Бегемот шли походным порядком, обеспечивая взаимную страховку, и просматривая препятствия с наплыва. До "пор. Бегемот" шли 40 минут. Встали перед порогом на левом берегу. Здесь удобное место для стоянки. Может разместиться несколько групп. Хорошие дрова в ближайшей округе выбраны. Приходится довольствоваться хворостом. Воду брали из Чуи (мутная).

Пор. Бегемот – пор. Ратник

В пороге Бегемот условно можно выделить 5 ступеней. Протяжённость порога метров 500. От ступени к ступени мощность и сложность порога возрастает. Первую ступень можно выделить на участке перед мостом метров за 20. Здесь простые валы до 1 метра высотой. Между опорами моста (габарит по ширине 3,6 м, по высоте 1,5 м) слив высотой около 1,5 м, за которым сразу следует бочка. Это - вторая ступень. Через 20-30 метров после второй ступени начинается третья ступень. Валы высотой до 1,5 метров заканчиваются крутым сливом и бочкой. Ещё через 20 – 30 метров расположена четвёртая ступень порога. Здесь мощный слив создаёт бочку высотой до 1,8 м. Причём в правой части бочки, в пене, можно рассмотреть острый зуб. На последующих нескольких десятках метров стоячие валы заканчиваются мощной пятой ступенью, в которой не очень большой слив создаёт высокую (1,8м) и жёсткую бочку. Специфика порога также в том, что нельзя выбрать точку на берегу, с которой было бы видно весь порог. Поэтому здесь пригодились бы рации. Осматривать порог можно по обоим берегам. Мы делали осмотр с левого берега.

После завтрака обносим вещи за 5-ую ступень "пор. Бегемот" левым берегом. Ещё раз изучаем порог. Обнос левым берегом не очень удобный. Если идти по берегу, то трудно идти по камням, а если идти по дороге, то потом надо спускаться к реке по крутому склону без тропы. Возможность обноса правым берегом нами не изучалась.

Страховку первого катамарана обеспечивали с берега в трёх точках, имея четыре спасконца в конце порога, и по два спасконца в промежуточных точках. Страховку остальных судов производили с воды (К4.1) и берега (вдвое меньшее количество спасконцов, чем для первого судна). В среднем подготовка и прохождение порога одним судном, после завершения обноса вещей, занимала 25 минут (основное время – смена страхующих).

За порогом Бегемот через несколько сот метров следует "Пор. Классический". Он имеет протяжённость метров 500. В русле несколько камней. Порог прошли без разведки по основной струе в походном порядке. Камни в русле легко обходятся.

"Пор. Слаломный" начинается после большой скалы в русле, на которую идет небольшой навал. После скалы метров 500 относительно спокойные – отдельные камни, невысокие валы. Затем сложность постепенно возрастает (валы до 1,5м, бочки, камни, навалы) и в заключительной трети порога самое сложное и интересное место, требующее энергичных маневров. В двух-трёх местах на коротком участке надо развернуть катамаран дважды почти на 180°, при этом проход между камнями иногда не превышает 4 метров. Порог проходили по основной струе без разведки со взаимной страховкой.

Приблизительно через 1,5км обычного быстротока на Чуе - деревянный мост с 4 опорами. Проход возможен в двух пролетах (центральный и правее). Мост сидит низко, пройти под ним можно только пригнувшись.

За мостом сразу следует "пор. Обманный". Порог простой, проходим в любом месте. Шли без разведки в походном порядке по основной струе.

Следующие простые пороги "Веер", "Городовой", "Безымянный" шли без разведки по основной струе.

Пор. "Ратник" также несложен. Его легко узнать по характерной скале в русле, имеющей форму остроконечного шлема. В пороге - небольшой навал на скалу в русле. Шли без разведки по основной струе в походном порядке.

Вскоре после пор. Ратник попался еще один участок, претендующий на порог – скала в русле, навал, слив, валы. Прошли слева от скалы без разведки в походном порядке.

Остановились на левом берегу примерно 1км ниже порога Ратник. Ровных полян много, но это в основном сенокосные луга. Выбираем место на краю скошенного луга. В качестве дров использовали кучу плавника на берегу. Воду брали из реки (мутная).

Пор. Ратник – пор. Турбинный

Через 20 минут после выхода подходим к пос. Белый Бом. В поселке 2 моста. Один - в конце посёлка, другой 1-1,5 км дальше (большой мост, 5 опор). Проход свободный. Характер реки – быстроток с отдельными камнями в русле. Далее до пос. Иодро шли 40 минут. Зачалились на левом берегу перед мостом, за которым начинается пор. "Иодринский". Осмотр порога возможен по любому берегу. Мы смотрели с моста и по правому берегу. Порог состоит из 2-х ступеней. В конце первой ступени идёт навал на 2 валуна в русле. В конце второй ступени большие валы до 1,5м, бочка. Проходили по основной струе слева от камней со взаимной страховкой с воды.

Далее идет быстроток, местами переходящий в шиверу. Определить точно место расположение пор. "Мокрый" и шив. "Степная" нам не удалось. т.к. ничего примечательного на реке мы не обнаружили. Перед шив. "Раздор", по правому берегу, оборудованное бивачное место (стол, скамейки, туалет). Если ориентироваться по километровым столбам на дороге правого берега, то это 719-718 км. Здесь удобно остановиться на обед. До обеда шли 1ч 10мин.

Шиверу "Раздор" шли по основной струе, без разведки, походным порядком (валы до 1 м, камни в русле). Далее следует быстроток. Следующий после шиверы пор. "Турбинный" не имеет чёткого ориентира. В качестве предварительного ориентира можно отметить место, где к реке по правому берегу близко подходит шоссе (5 метров), и в сторону реки смотрит сливная труба, проложенная под дорогой. Порог после этого будет через 2-2,5 км (10-15 минут сплава). От места обеда шли 30 минут очень осторожно, чтобы не попасть в порог.

На ночлег остановились на правом берегу за 200 метров до начала порога. Место не очень удобное, ровных площадок мало, дров мало (сучья тополя и плавник), вода из реки (мутная). В довершение ко всему дождь, начавшийся после обеда, к вечеру не только не перестал, но усилился, и шёл всю ночь.

Пор. Турбинный – р. Катунь

Ночью был дождь. С утра - более-менее ясно. Обносим вещи за пор. "Турбинный". Обнос и просмотр проходит по правому берегу. В месте крутого левого поворота реки тропа по правому берегу проложена по скальным полочкам. Для уверенного хождения по такой тропе (тем более с грузом) нужны навыки лазания по простым скалам.

Порог Турбинный расположен за крутым (около 120°) левым поворотом. После поворота поток воды разделяется скальным островом на две части. После этого вода в обеих протоках на коротком участке в 20 метров падает на 4 метра по высоте. При этом прохождение левой протоки затрудняется навалом на скалу в её конце, а также трудностью захода – струя на повороте прижимает вправо. А прохождение правой протоки затруднено сильным навалом на большой камень при выходе из протоки.

После обноса вещей и организации страховки с берега и воды (с трудом обнесли К4) проходим порог обеими протоками. При этом при прохождении правой протоки К4 правым бортом ударило о большой камень, но всё обошлось царапиной на шкуре катамарана. В левой протоке катамараны прошли чисто (здесь навал на камень в конце протоки гораздо слабее).

После завершения прохождения пор. Турбинный начали обнос вещей за пор. "Т/к Горизонт" (самый интересный порог нижней Чуи). Другого удобного места для выхода на берег до порога т\к Горизонт нет. Вещи пришлось нести ниже порога метров 300, т.к. обрывистый берег не позволяет ранее спуститься к реке. Общая протяжённость обноса вещей порогов Турбинный и т\к Горизонт составила не менее 1 км.

Порог Т/к Горизонт расположен в 500 метрах от порога Турбинный в узком скальном каньоне за правым поворотом реки. Порог водопадного типа. За правым поворотом большими камнями поток делится на две протоки. В обоих протоках падение воды на протяжении 20 метров составляет метров 5. Затем следует крутой левый поворот и, как следствие этого, сильный навал на отрицательную скалу справа. Порог завершается острым, запрокидывающимся валом высотой 1-1,5 метра. Прохождение порога осложняется также тем, что страховку можно поставить только в одном месте. А этого может оказаться недостаточно для обеспечения безопасности.

После просмотра, обноса вещей и организации страховки поочерёдно проходим порог. Все прохождения были удачными. При этом К2, желая получить побольше впечатлений (уже стояла страховка с воды) решил собрать все крупные сливы, маневрируя из протоки в протоку.

Загрузившись, идем далее. Обычный быстроток скоро переходит в шив. "Конечную". Длина шиверы около 1км. Шивера напоминает порог Слаломный, но значительно проще – камни в русле, валы до 1м, бочки до 1м, ломаная линия движения. Шивера заканчивается перед впадением Чуи в Катунь. На левом берегу Катуни, напротив места впадения Чуи хорошее, просторное место для лагеря. От порога т\к Горизонт сюда шли 25 минут. Здесь ровная песчаная поляна с чахлой травой. Редкие тополя, дров мало, воду брали из Катуни. Имеется стол, скамейки, кострище.

Сплав по р. Катунь

Вода выше среднего (за прошедшие два дня поднялась на 20-30 см). По этой причине на месте шивер, обозначенных в лоции, встречаем стоячие валы.

Через 15 минут после выхода проходим под пешеходным подвесным мостом, который перекинут высоко над водой. Пор. "Ининский" на общем фоне не заметили. Через 20 минут от выхода подходим к пос. Иня. Остановились на правом берегу после 2-го моста. В посёлке можно купить хлеб, т.к. есть хлебопекарня.

Далее через 7-8км (шли 35 минут) следует пос. Яломан. Характер реки тот же - валы, быстроток. В посёлке сделали большую остановку (ждем вечера, 17ч 00мин, чтобы зарядить аккумуляторы).

Зарядив аккумуляторы, плывем дальше. Идет дождь, вода выше среднего уровня. В шиверах валы и бочки до 2,5м (достаточно круто). Идём походным порядком, выбирая линию движения с наплыва.

До пор. "Ильгуменский" от поселка шли 1ч 25мин, все время идет дождь, холодно. Перед порогом, на левом берегу, некое подобие частной турбазы. За ночевку и за дрова надо платить (рекомендуется останавливаться на правом берегу, на песчаном пляже). Турбаза от Онгудайского лесхоза. С 25.08 по 27.08 здесь должны быть соревнования. Ночуем.

Площадки хорошие (за плату), дрова хорошие (за плату), чистую воду брали из р.Ильгумень. На базе есть электричество, можно при необходимости подзарядить аккумуляторы (за плату).

Дневка. пор. Ильгуменский

Дневка. Узнали у организаторов соревнований подробности. Т.к. запасное время у нас ещё есть, то решили принять участие в соревнованиях "Camal ak Talay, Катунь 2000".

Собираем рафт, который нам выдали для участия в соревнованиях и проводим тренировку на пор. "Ильгуменский" на рафте и катамаранах. Просмотр возможен по обоим берегам (мы просматривали порог с нашего берега). Страховку обеспечивали организаторы соревнований.

Приняли участие в соревнованиях "Camel Ak Talay Margan, Катунь – 2000" на рафтах в коротком спринте через Ильгуменский порог.

Пор. Ильгуменский – р. Урсул

В начале порога справа и в центре жёсткие бочки высотой до 1 метра, затем по центру следуют валы высотой до 2,5 метров. Через 100 метров река начинает делать правый поворот. В этом месте основная струя складывается с отбойной струёй от левого берега. В результате в начале поворота образуются пульсирующие валы с опрокидывающимися вершинами высотой до 3 метров. Наиболее простой путь прохождения порога -у правого берега через небольшую (относительно) бочку и далее вдоль правого берега в обход основной струи по уловам.

Т.к. страховку обеспечивали организаторы соревнований, то порог шли в походном порядке. К4(1) зашел левее центра (обходя бочку) и, пройдя первую группу больших валов, начал пересекать струю вправо, чтобы уйти от больших пульсирующих валов в начале поворота реки. Но делал этот манёвр немного вяло и с ленцой (вчера сколько раз проходили!). В результате катамаран не успел пересечь струю и левым баллоном зашел на один из пульсирующих валов (под 3 метра) полулагом и легко перевернулся через диагональ.

Это событие послужило хорошим мобилизующим фактором. Через 10-15 секунд, ещё до окончания порога, весь экипаж уже сидел на перевернутом судне и греб к левому берегу. Помощь страхующих не потребовалась. Потери составили: 2 строительные каски (благо был запас), которые находились на головах и фотоаппарат.

К2(1), К4(2) и К2(2) зашли там же, но видя участь первого судна, работали в пороге энергично и успели вовремя завершить манёвр.

Непродуманной заранее задачей оказался для нас обратный переворот катамарана с грузом на ровный киль. Перевернуть катамаран обратно смогли только после того, как с помощью носовой чалки и спасконца смогли жёстко зафиксировать на воде положение катамарана у берега. Затем, поднимая ближний к берегу баллон, с пятой попытки перевернули катамаран на ровный киль. В этих работах участвовало 7 человек (больше не хватило места). Всё происшествие от момента переворота до выхода на маршрут заняло 20 минут. И послужило хорошим уроком.

После впадения правого притока р. Кадрин начинается пор. "Кадринская труба" (от ночевки 6-7 км, 25 минут ходового времени). Кадринская труба имеет протяжённость 4 км и представляет собой цепочку чередующихся препятствий (валы, прижимы, камни, воронки). Идём в походном порядке. Путь движения выбираем с наплыва. На отдельных участках валы в пороге достигали 2-2,5 метров.

До пор. "Шабаш" шли без разведки. Ориентир порога – большой галечный остров слева. Зачалились на правом берегу напротив галечного острова за 100м до порога в небольшом улове.

Порог состоит из двух ступеней, разделенных 200 метрами быстротока с уловами. 1-ая ступень начинается сразу за правым поворотом реки. В начале ступени по центру и слева валы и бочки до 1 метра, справа проход проще, хотя бочки тоже есть. Затем ближе к левому берегу в центре - мощная пульсирующая бочка высотой до 2м, после - высокие пульсирующие валы. Наиболее простой проход порога – вдоль правого берега. 2-ая ступень – справа и слева бочки, по центру мощная струя с валами разного направления. На выходе самые мощные и большие пульсирующие валы с опрокидывающимися гребнями, высотой до 3м.

Порог просматривали по правому берегу. Ступени проходили раздельно. Первому судну страховку обеспечивали организаторы соревнований. Остальные суда своей группы страховали с воды у правого берега.

В первой ступени К4(1) подходил к порогу по центру реки, где наехал на единственный камень, затем, обходя мощнейшую бочку, ушел под правый берег. После чего сразу зачалился справа для страховки.

К2(1), видя как предыдущий катамаран задержало на камне, решил сразу идти поближе к правому берегу. Но здесь попал в неприметную, но хитрую бочку, образованную небольшим (относительно) сливом, внизу которого беспорядочно пульсировала водная масса малой плотности. Спрыгнув в этот слив, экипаж начал цепляться за струю после пены. Но притопило правый баллон, и гребца выбило из упоров и на мгновение затащило под катамаран. Видимо, такое положение не устраивало гребца, и он, ухватившись левой рукой за упор, одном махом вскочил обратно на катамаран, держа весло в правой руке. Далее катамаран прошел правее основной бочки, как и намечалось, и присоединился к первому страхующему катамарану. Остальные суда, с учётом полученного опыта, прошли вдоль правого берега без проблем.

Вторую ступень проходили в том же порядке с заходом по центру и последующим уходом влево, от больших валов в конце. Страховку первому судну обеспечивали организаторы соревнований. Остальные суда страховали с воды катамараном.

Далее идут шиверы, валы, скалы, воронки и поганки. Встали на ночевку на правом берегу напротив впадения левого притока р. Урсул.

Р. Урсул – шив. перед пор. Тельдекпень I

Пасмурно, прохладно, встречный ветер средней силы. Шиверы чередуются с плесами, местами сильные водовороты и жесткие бочки. Плёсовые участки становятся длиннее, а шиверы короче. Идём походным порядком, выбирая путь движения с наплыва. Встали на ночёвку на левом берегу перед шиверой, предшествующей пор. "Тельдекпень I". На дрова использовали плавник и кустарник. Площадка бивака песчаная, поросшая редкой травой. Воду брали из реки.

Шив. перед пор. Тельдекпень I - мост после пос. Еланда

С утра просмотрели по левому берегу шиверу (валы и бочки до 2-х метров) и порог Тельдекпень 1. Вышли – пасмурно, прохладно. Прошли (примерно по центру) мощную шиверу перед пор. "Тельдекпень I" и зачалились к песчаной отмели на правом берегу, в месте левого поворота реки. Отсюда удобно просматривать порог правым берегом (вдоль реки идёт дорога). Порог расположен в скальном коридоре. Имеет 3 ступени-сужения, третья ступень самая мощная. В местах сужения ширина реки не более 15 метров. Водовороты, поганки, развитая вертикальная и горизонтальная турбулентность струй являются основными препятствиями в пороге. Порог имеет протяженность до 500 метров, и заканчивается в районе автомобильного подвесного моста через Катунь. Эффективную страховку, при прохождении порога организовать затруднительно т.к. к воде не спуститься, ни в пороге, ни ещё на протяжении 400 метров за порогом.

Проходили порог по 2 катамарана со взаимной страховкой. Линия движения – по центру, где влияние водоворотов и пр. наименьшее.

Через 2км пор. "Тельдекпень II". Просмотр возможен по любому берегу. Мы просматривали порог по левому берегу, а затем с целью видеосъёмки переправились двумя катамаранами на правый берег и просмотрели порог и с правого берега. Сложная часть порога имеет длину порядка 100 метров и находится в начале каньона длиной около 700м. В пороге мощный слив, пульсирующие воронки, поганки, водовороты. Проблемы с организацией страховки те же что и в предыдущем пороге. Решили эти проблемы аналогичным образом.

До пор. "Еландинский" шли около 1 часа. Ориентир порога – отверстие штольни на склоне горы по правому берегу. Порог интересный. Порог просматривали по левому берегу. Возможен просмотр и по правому берегу, здесь проходит дорога.

В начале порога невысоким скальным островом русло реки делится на две неравные части. Основной поток воды идёт слева. Напротив острова в левой протоке слив с бочками по краям. За ними следуют невысокие валы. Затем идёт второй слив с бочками и валами помощнее, чем в первом. Первым порог проходил экипаж К4(1) и обеспечивал остальным страховку с воды.

От порога до места ночлега шли 30 минут. Быстроток местами рождает водовороты, поганки и умеренные валы. Встали на левом берегу, в 2-х км от подвесного пешеходного моста после пос. Еланда. Берег песчаный, ровных мест для палаток много. Дрова умерено хорошие (здесь растут большей частью сосны), воду брали из реки. По берегу реки есть тихие заводи с песчаным дном, где возможно организовать купание (мы не купались).

Мост после пос. Еланда – пос. Чемал

Характер реки прежний. Участки спокойного быстротока чередуются с участками валов (не более 1 метра), встречаются большие камни в русле и острова. Уловы за камнями часто имеют вид мощных водоворотов. Идём походным порядком, путь движения выбираем с наплыва.

Ближе к посёлку Чемал по берегам появляются скалы. Пор. "Чемальские ворота" начинается сразу после впадения правого притока р. Чемал (в сотне метрах от впадения, р.Чемал перегородила плотина ГЭС). Здесь Катунь делает крутой поворот налево, при этом основной поток бьёт под прямым углом в скалу правого берега. В результате образуются мощные водовороты, поганки, хаотические валы. Прошли порог походным порядком, со взаимной страховкой, без разведки, выбирая путь движения с наплыва.

На антистапель и ночёвку остановились в конце посёлка Чемал на правом берегу. Место бивака – ровная травянистая площадка за прибрежной полосой деревьев. Здесь можно разместить несколько групп. Дров мало, воду брали из реки. К поляне, на которой мы разместились, со стороны посёлка подходит грунтовая дорога. Заказанная нами машина смогла подъехать для погрузки прямо к лагерю.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст