8 апреля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Пешеходный туризм

Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020. Часть 1

Поход в Хибины я планировал много лет, но чаще всего оказывалось, что свободное время для Хибин приходилось на межсезонье, когда там ловить особо нечего. Спустя много лет мне выдалась возможность совершить поход в августе месяце. Август – это самое благоприятное время для Хибин, погода относительно стабильная, есть ягоды и грибы, гнус уже не так досаждает и солнце все еще не заходит за горизонт, позволяя сдвигать график и идти в ночное время суток при хорошей освещенности и по прохладе.

Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

Сам поход планировался по западным Хибинам с возможным заходом в Восточные Хибины. В этом районе много различных перевалов, с категорией или без нее, множество различных форм рельефа, начиная от тектонических трещин и глубоких речных долин, заканчивая неприступными цирками. Собрав группу единомышленников, я стал разрабатывать маршрут с учетом того, что для участников похода это был первый горный поход и до этого они не бывали в горах, а про категории перевалов вообще не слышали. Маршрут создавался с учетом этих критериев, так же задачей стояло охватить как можно больше, но при этом без лишний кругалей. В итоге нитка маршрута была вот такая:

День 1.
ст. Имандра -> пер. Щель Крест (выс. 340 м., лето, зима н/к) -> пер. Аку-Аку (выс. 440 м., лето, зима н/к) -> стоянка под водопадом в ущелье Аку-Аку.

День 2.
Стоянка под водопадом в ущелье Аку-Аку -> пер. Юмъекорр (выс. 700 м., лето, зима н/к) -> руч. Меридиональный – брод через р. Гольцовка -> руч. Часнайок -> стоянка под пер. Чоргорр Южный.

День 3.
Пер. Чоргор Южный (выс. 851 м., лето н/к, зима 1А) -> руч. Петрелиуса – р. Кунийок -> База КСС -> руч. Партомйок -> пер. Умбоозерский (выс. 527 м., лето, зима н/к).

День 4.
Пер. Умбоозерский (выс. 527 м., лето, зима н/к) -> руч. Сев. Каскаснюнйок -> руч. Юж. Каскаснюнйок -> оз. Академическое -> пер. Рисчор Южный (выс. 890 м., лето н/к, зима 1А) -> стоянка на руч. Рисйок.

День 5.
Руч. Рисйок -> База КСС -> р. Кунийок -> руч. Петрелиуса -> пер. Петрелиуса Западный (выс. 850 м., лето н/к, зима 1А) -> р. М. Белая -> стоянка на оз. Тахтарявр

День 6.
Радиальные выходы с оз. Тахтарявр, разведка перевала Тахтар (выс. 1120 м., лето 1Б, зима 2А)

День 7.
Оз. Тахтарявр -> пер. Тахтар (выс. 1120 м., лето 1Б, зима 2А) -> /альтернатива р. М. Белая -> пер. Седло Тахтарвумчорра (выс. 1093 м., лето 1Б, зима 2А) /-> альтернатива - пер. Тахтарвум (выс. 955 м., лето 1Б, зима 2А) или пер. Катастрофа Восточный (выс. 920 м., лето 1Б, зима 2А)/ – стоянка на безымянном озере.

День 8.
Безымянное озеро -> пер. Вопросик (выс. 940 м., лето н/к, зима 1А) – рудник Тахтарвумчорр – хребет Тахтарвумчорр – пер. Географов (выс. 880 м., лето 1А, зима 1А) – стоянка на озере Малый Вудъявр.

День 9.
Оз. Малый Вудъявр - Кировск

Маршрут получился интересным, он охватывает западные Хибины и частично заходит в Восточные Хибины. Но на бумаге всегда все хорошо смотрится, на деле же все не так идеально и надо иметь в запасе различные альтернативные варианты. Расчетная протяженность 111 км. По продуктам с собой взяли гречку, овсяную кашу, супы быстрого приготовления, сало, муку, тушенку свиную и говяжью, рыбные консервы, сгущенное молоко, джем. В качестве перекусов с собой взяли галеты, козинаки, орехи, шоколад, различные конфеты, батончики мюсли. Напитки были тоже разнообразными: чай, кисель, какао, кофе. Из одежды и снаряжения с собой было взято: треккинговые ботинки 1 пара, обувь для стоянки 1 пара, ветровка, штаны ветрозащитные, комплект термобелья, флисовая кофта, пуховка, носки, легкая шапка, легкие перчатки, футболки запасные, фонарь налобный, треккинговые палки (с ними очень удобно в горах), коврик, палатка 3-х местная red fox explorer, спальный мешок (для Хибин в августе подходит спальник с температурой комфорта -3), хоба (сидушка), сухое горючее, горелка, 2 котелка (3 и 2 л), газ (баллоны kovea, объемом 0.45 л, веревка десятка 25 м., термокружка, тарелка, нож, термос, аптечка, garmin etrex 20, распечатанная карта местности масштаба 1:500 000, фотоаппарат, дрон mavic 2 pro.

Участники похода:
Алексей - организатор, завхоз, повар.
Опыт походов:
Южный Урал (зима, весна, осень, лето).
Северный Урал (зима, весна, осень, лето).
Северный Кавказ (летние восхождения на Эльбрус в 2012, 2013, 2014, Архыз (зима 2014), руч. Аксаут – Мухинский перевал – Теберда (зима 2014).
Западный Кавказ, Гагрский хребет (лето 2012, лето 2013)
Дальний Восток, Магаданская обл. (летний одиночный поход по хребту Черского 2014, летний одиночный пеше-водный поход по северу Магаданской области и Северной Якутии 2015).
Норвегия, Лофотенские острова (зима 2019).
Испания (зима 2020).

Инна – девушка, которая не любит перевалы и сайру.
Горы в Грузии.
Двухдневный поход по Карелии.

Аби – гость из Индии, которого заманили в заполярье.
Опыт походов:

Однодневный поход к р. Луга, Ленинградская область.
Двухдневный поход по Карелии.

День первый. Дорога и первые перевалы. Имандра – ущелье Аку-Аку.
    Вот настала дата отъезда, вечерний поезд из Петербурга. Через сутки мы будем идти с рюкзаками в горы. Поездка на поезде не обошлась без приключений – почти на каждой крупной станции к нам подходили пограничники и выпытывали все, так как среди нас был иностранец. В самом поезде полно туристов, в основном водники. Большая их часть вышла из поезда на станции Кемь, вагоны заметно опустели. На станции Имандра из поезда вышло несколько туристических групп, которые пошли по р. Гольцовка. Мы же перешли р. Гольцовка по подвесному мосту и встали на небольшой привал и перекус после поезда. Там же к нам вышел турист-одиночка, он был из Петербурга, планировал идти в Хибины с другом, но друг не смог, и он отправился один. Мы предложили ему присоединиться к нам, так как частично наши маршруты и планы совпадали, далее мы шли вместе. На закате пересекли границу леса и вышли в горную тундру. Здесь нас порадовали огромные ягодные поляны с голубикой и шикшей. Шли мы там медленно, то и дело останавливаясь, чтоб обобрать очередной куст с голубикой. Впереди же маячил перевал Щель Крест, хоть он и без категории, но все же в нем был какой-то подвох. Вскоре этот подвох дал о себе знать. Нам пришлось идти по очень противному курумнику, состоящему из мелких и крупных замшелых и местами булыжников, лежащих на дне тектонической трещины. Нужно проявлять осторожность проходя данные препятствия, так как с тяжелым рюкзаком очень легко подвернуть или сломать ногу. На этом перевале мы потеряли довольно много времени.

01. Вид с подвесного моста через р. Гольцовка

02. Озеро на пути к ущелью Аку-Аку

03. Озеро Имандра

04. Если приглядеться, то можно увидеть перевал Юмъекорр на дальнем плане в центральной части кадра

05. Подходим к перевалу Щель Крест, входим в перевальное ущелье

06. Спуск в ущелье

07. В перевальном ущелье

08.

Наконец-то мы входим в ущелье Аку-Аку, впереди еще один перевал, но его мы прошли совершенно незаметно. Само ущелье представляет собой высокие гранитные стены, почти отвесные, дно ущелья усыпано булыжниками и песком, присутствует тропа. В конце ущелья есть замечательное озеро, но обход этого озера весьма интересный. Вариант первый, он самый очевидный – подойти к озеру и пройти по узенькой скальной полочке, которая нависает над озером. Для некоторых участников похода это стало испытанием. Решено было проходить ее налегке. Я челночным способом перебросил рюкзаки всех участников по полке в безопасную зону, затем мы стали переходить саму полку. Был и второй вариант, он не очевидный. Немного не доходя до озера, можно свернуть в сторону (там даже видимая тропа есть), подняться на склон и пройти это место верхом. Перейдя полочку, мы стали искать место для стоянки. Ближайшая стоянка к озеру была занята, поэтому мы расположились возле водопада. На наш поздний ужин мы приготовили гречку с тушенкой, выпили какао и отправились спать.

09. Неприятная полка над озером

И впечатления Инны

GPS логи первого дня: пройдено 10.9 км, набор высоты 702 м., сброс высоты 458 м., начало движения в 18:53, окончание движения в 01:21.

День второй. Грозовой перевал. Планы меняются. Ущелье Аку-Аку – р. Гольцовка.
    Так как весь вчерашний день были в пути и легли спать поздно, то и встали поздно. Проснулись примерно в 11 утра. Пока все спали я отправился разводить костер, чтобы отпугнуть разлетавшихся комаров. Позже приготовили завтрак и отправились гулять по округе. Было купание в водопаде и первые полеты на дроне. Ближе к 12 часам мы вернулись в лагерь, взяли рюкзаки и выдвинулись к перевалу Юмъекорр. Это здоровая тектоническая трещина, ее видно издалека. Так же это место называют ущелье Юмъекорр, что в переводе с саамского означает "Ущелье мертвых". По преданию здесь погибли шведы, которые нападали на саамов в конце XVI века. А вот текст этого предания, взятый с просторов сети:
    "Однажды узнали шведы, что есть в Лапландии богатства, много золота и самоцветов, что прям под ногами найти можно. Собрались тогда шведы в поход да и пошли на местных аборигенов, забрали их скот, земли, и стали выпытывать, где богатства лежат. Побежал народ от них по тундрам прятаться, а тот, кто на Имандре жил, на острове Высоком, решили пойти в горы Хибинские на хребет Юмъекорр - там склоны высокие, крутые, враг не догонит. Собираются саамы в путь, а старушка одна вещи теплые не ищет, хлеб не собирает, а только осоку с собой собирает да веник.
    «Куда траву то берешь?» — спросили ее односельчане, женщина же только ответила: «пригодится».
    Как зашли беженцы в горы, а там снега много лежит, а наверху он страшно нависает лавиноопасной шапкой. Пошли лопари в обход. Бабушка последней идет, следы веником заметает, сухую траву на крутой склон бросает. Нагнали тут их шведы, видят - люди наверху, а на склоне мусор разбросан, подумали захватчики, что лопари тут поднимались и пошли по крутому откосу.
    Весна то была, снега много, он твердый, обледенелый, трудно идти. Стали тут шведы топорами ступеньки рубить, тут склон осыпался и похоронил под собой врагов."

Примерно к 15 часам мы вышли на перевал, где сделали большой привал. Виды впечатляли, особенно то, какой огромной выглядит эта трещина, если на нее смотреть с воздуха. Нам на встречу поднималась группа туристов, подъем по западному склону на перевал довольно крутой и идти по нему с тяжелым рюкзаком довольно тяжело, по туристам это было видно. Кстати, крутой спуск на самом деле тоже дело нелегкое.

10. Баланс камней у водопада возле стоянки

11. Лагерная суета

12. Озеро Имандра

13. Озеро Аку-Аку

14. Тропа к перевалу Юмъекорр

15. Перевал Юмъекорр

16. В перевальном ущелье. Перевал Юмъекорр

17. Вид с перевала Юмъекорр в долину руч. Меридиональный

18. Панорама ущелья Юмъекорр с воздуха. Вид на озеро Имандра. Внизу можно увидеть силуэты участников похода.

19. Панорама ущелья Юмъекорр с воздуха. Вид на долину руч. Меридиональный. Внизу можно увидеть силуэты участников похода.

20. Долина руч. Меридиональный

Едва спустившись с перевала нас накрыло грозой и дождем. Мы укутались в куртки и принялись готовить обед. На обед был приготовлен борщ с тунцом, сочетание странное, но этот борщ нам пришелся очень по душе. Пока обедали гроза кончилась, и мы отправились дальше – вниз по ручью Меридиональный к р. Гольцовка. Постепенно из горной тундры мы снова перешли в зону карликового леса, который напоминал бонсай, а позже вышли в полноценный еловый лес с березовым криволесьем. Ручей Меридиональный красив – кругом гранитные ванны и небольшие водопады, но купаться после дождя не тянуло, так как мы были и так мокрые из-за капель воды, которые были на листьях и в зарослях, по которым мы шли.

21. В долине руч. Меридиональный

22. Руч. Меридиональный

23. Долина ручья Часнайок

24. Водопады на ручье Меридиональный
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

К восьми часам вечера мы пришли к р. Гольцовка. По плану маршрута планировалось идти еще 5 километров вверх по ручью Часнайок, но оценив состояние участников я принял решение вставать лагерем на берегу р. Гольцовка. Здесь же наши пути разошлись с туристом одиночкой, который решил все же идти дальше, потому что у него были очень узкие временные рамки. Здесь же возникли первые разногласия с Аби, который тоже рвался идти дальше. Разделение группы не есть хорошо, поэтому мне пришлось остудить пыл Аби и он с негодованием остался с нами на ночевку. Поход должен приносить удовольствие, а не бессмысленную изматываловку и наматывание километров ради километров. Мы расположились лагерем, я развел костер. На огне все просушили свои вещи, приготовили ужин. Намерзшись под дождем и оголодав, приготовили слишком много, поэтому доедали до позднего вечера. Здесь же, у костра, был скорректирован маршрут исходя из физического состояния участников. Я решил подниматься по р. Гольцовка в сторону перевала Арсенина Восточный (выс. 1030 м, лето н/к, зима 1А), а там пройти либо через перевал Ферсмана (выс. 980 м., лето 1Б, зима 2А), либо через Арсенина Восточный по стандартному Хибинскому маршруту.
GPS логи второго дня: пройдено 10.8 км, набор высоты 667 м, сброс 713 м, начало движения в 12:22, окончание движения в 20:10.

25. Ночь на реке Гольцовка
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

День третий. Неприступный перевал и сайровый суп.
    Утро было жарким, в палатке было немного душно. Выбравшись из палатки, распалили небольшой костер, приготовили завтрак и отправились бродить вдоль реки Гольцовка, так же было купание в ледяной реке, некоторым оно далось с дикими воплями. Погода стояла хорошая – ясное небо чередовалось с переменной облачностью.

26. День на реке Гольцовка

27. Река Гольцовка с воздуха

28. Река Гольцовка. Справа можно рассмотреть нашу палатку

29. Река Гольцовка по центру и ее правый приток руч. Часнайок слева

30. Река Гольцовка

Нагулявшись вдоль реки, вышли со стоянки в 14:39 и неспешно стали подниматься вдоль реки вверх по течению. Шли не спеша, делая часто привалы около притоков, впадающих в р. Гольцовка и наслаждались видами.

31. Верховье реки Гольцовка

32. Один из левых притоков реки Гольцовка

33. Гора Палгасвумчорр. Палгасвумчорр по-саамски – «Хребет долины охотничьей тропы» (от «пальгес» – «охотничья тропа»). Этим словом на карте Рамзая отмечен красивейший отрог горы Юдычвумчорр, по форме похожий на волну, парус или клюв птицы.
Сегодня гора имеет двойное название. Истинное название Палгасвумчорр часто путают с названием горы Ферсмана. Настоящая гора Ферсмана - это высшая точка массива Часначорр и всех Хибин находится недалеко, к северо-востоку. Ошибка вероятно связана с тем, что гора при взгляде с севера (из долины ручья Меридиональный) имеет характерный асимметричный клювоподобный профиль и благодаря этому является отличным ориентиром для групп туристов.

34.

35.

36.
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

Ближе к вечеру подошли к озеру под перевалом Ферсмана, где сделали большой привал и сварили сайровый суп. Этот сайровый суп запомнился надолго для участницы нашего похода. Дело в том, что она ни разу не пробовала данный деликатес, ну и реакция после принятия данного супа была выражена негодованием и желанием уничтожать всех вокруг. Мне же суп очень понравился, вот такие разницы во вкусах, хорошо хоть веганов не было в походе.

37. Озеро, расположенное недалеко от перевала Ферсмана

38.
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

39. В ожидании сайрового супа.

Перекусив, мы отправились к перевалу, шаг за шагом, преодолевая валунистые морены. Вот и начался предперевальный курумник. Он представлял собой нагромождение огромных каменных глыб с острыми гранями. По ним предстояло забраться вверх. Шли медленно и аккуратно. На отметке 850 метров нашли удобное место для привала. Видя то, что ребятам перевал дается с трудом, а впереди еще и спуск с него, я решил сгонять к вершине перевала налегке, чтоб посмотреть, а стоит ли овчинка выделки и стоит ли мучить ребят, чтоб сюда забираться или же спуститься обратно к озеру и там встать лагерем, а завтра идти на более легкий перевал. Пока ребята отдыхали, я очень быстро поднялся к вершине перевала. Вершина перевала встретила меня скальной стенкой, с натянутой веревкой, поднявшись чуть выше и оценив дальнейшие перспективы, я принял решение возвращаться вниз к озеру или же подальше, чтоб вставать лагерем и идти через более легкий перевал. Спустившись к ребятам, я изложил ситуацию и сказал, что им будет тяжело, поэтому разумнее повернуть назад и идти через некатегорийный перевал на следующий день.

40. Под перевалом Ферсмана

41. Перед вершиной перевала Ферсмана

42. Вид с перевала Ферсмана на запад

На спуске у Инны случился приступ боязни высоты – и она очень медленно спускалась по камням вниз. Спустившись к моренам, дорога была легче, мы довольно быстро дошли до озера, где ели сайровый суп и решили спуститься еще ниже и встать на одной из стоянок у ручья, вытекающего из этого озера. Стоянка оказалась очень хорошей. Мы приготовили ужин и легли спать.
GPS логи третьего дня: пройдено 13.5 км, набор высоты 921 м, сброс 619 м, начало движения в 12:39, окончание движения в 00:40.

День четвертый. Перевал и потерянное снаряжение. Истоки р. Гольцовка – пер. Арсенина Восточный – руч. Ферсмана
    День ожидался не трудным. Нужно было перейти через перевал Арсенина Восточный, спуститься по ручью Ферсмана и там расположиться на следующую стоянку. В этот день мы проснулись поздно и решили идти совсем не спеша, перевал никуда не денется и погода весьма неплохая. Вышли из лагеря в половине третьего дня. Незадолго до перевала мы сделали обеденный привал и приготовили гречку с тушенкой, а заодно сбросили вес из рюкзаков перед штурмом перевала. Подниматься на этот перевал я решил не в лоб, а траверсом по правому борту долины р. Гольцовка с выходом на высотную отметку 962.1 м, с которой открылся бы вид на цирк Ферсмана и всю долину р. Гольцовка. Затем по плану было идти траверсом по склону придерживаясь высоты около 900 метров. Сложность перехода заключалась в том, что надо было идти траверсом по курумнику несколько километров. Камни лежали очень удобно и то и дело чередовались с травяными полянками. Возле высоты 962.1 м. мы расположились привалом и налегке отправились гулять по гребню цирка Ферсмана. Аби постоянно просил, чтоб его фотографировали с разных ракурсов. Так вот, пока он бегал с фотографиями и позированием он потерял бухту веревки длиной 25 метров. Причем обнаружил потерю не он, а я и то только на следующий день. За это ему был сделан выговор, конечно в ход пошли отмазки о том, что мол я не просил грузить на меня общественное снаряжения и я не виноват что оно отстегнулось от рюкзака, но тут в дело вмешалась Инна и коллективной силой мы убедили его в том, что он не прав и несет ответственность за снаряжение, которое ему было доверено. Но это все события следующего дня.

43.

44. Стоянка четвертого дня

45.

46. Боковые притоки р. Гольцовка
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

47. Берем штурмом гребень.

48. Вид на долину реки Гольцовка с отрогов Палгасвумчорр

49.

50.

51. В скальный просвет можно видеть цирк Ферсмана

Вдоволь нагулявшись по гребню, мы двинулись на юг, траверсом приближаясь к перевалу Арсенева Восточный, идти по курумнику было довольно легко, иногда получалось разогнаться. К часу ночи мы были на вершине перевала. После недолгого отдыха на перевале, мы приступили к спуску. Спуск был по началу крутым и с небольшой сыпухой, в дальнейшем перешел в курумник. Вскоре мы были у ручья Ферсмана, далее вдоль него продолжали спуск в долину реки Малая Белая. В половине третьего утра мы были на стоянке, где мы развели костер и быстро приготовили ужин и отправились спать.
GPS логи четвертого дня: пройдено 9.8 км, набор высоты 615 м, сброс 789 м, начало движения в 12:34, окончание движения в 00:36.

52. На перевале Арсенева Восточный
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

53. Вид с перевала Арсенева Восточный на долину руч. Ферсмана и реки Малая Белая (перпендикулярна ручью Ферсмана)

54. Южный склон массива горы Палгасвумчор

Продолжение отчета о пешем походе в Хибинах. Первую часть можно прочитать здесь: Отчет о пешем походе в Хибинах, часть 1

Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

День пятый. Долина рек и озер. Ручей Ферсмана – река Малая Белая – озеро Тахтарявр.
    Это утро было затяжное. Так как переход планировался небольшой я решил постоять на этом месте подольше. Со стоянки наблюдали как группы спускались с перевала Арсенева Восточный. После завтрака овсянкой ребята улеглись спать под открытым небом, греясь под северным солнцем. Я же в это время решил приготовить походные дрожжевые лепешки. Для этого я замесил тесто на воде, добавил сахар, соль и дрожжи. Дождался покуда поднимется и начал печь лепешки. Пек на слабом огне горелки в крышке котелка. В качестве масла использовал топленое сало. В итоге лепешки получились вкусными и питательными и разлетелись на ура, даже на переход до озера не осталось.

55. Один из каскадов на ручье

56. Один из каскадов на ручье

Со стоянки тронулись в 16 часов. Шли по тропе, а потом вышли на дорогу вдоль реки Малая Белая, по ней двинулись выше по течению реки к озеру Тахтарявр. К семи часам вечера мы пришли на озеро. Когда расположились лагерем, выяснилось, что Аби где-то потерял свою кофту (разговор об утере снаряжения видимо плодов не принес). И он отправился искать ее. Мы же с Инной продолжили обустраивать лагерь и стали готовить ужин – поставили размачиваться бобы. На сегодня планировался бобовый суп с тушенкой. А пока бобы размачиваются мы отправились гулять дальше, вверх по течению и обсуждать перспективы маршрута.

57. Ручей Ферсмана незадолго до места впадения в реку Малая Белая

63. Один из цирков массива Тахтарвумчорр

64. Река Малая Белая на фоне цирка массива Тахтарвумчорр

65. Панорама озера Тахтаръявр

Часам к десяти вечера вернулся Аби с найденной кофтой, как раз к ужину. Тем временем погода начинала портиться. Из-за перевала тянуло низкую облачность, ночью начался мелкий обложной дождь.
GPS логи пятого дня: пройдено 11.2 км, набор высоты 388 м, сброс 377 м, начало движения в 16:22, окончание движения в 19:53.

День шестой. Погода вносит коррективы.
    Дождь шел всю ночь. Сквозь сон я понял, что надо сбрасываться с маршрута, так как непогода тут надолго. Утром дождь продолжался, лишь к обеду наступило затишье. Я колебался, либо устроить тут длинную стоянку, либо попробовать прорваться в погодное окно на перевал Петрелиуса Западный (выс. 850 м., летом н/к, зимой 1А). И я решил прорваться к перевалу, так как был шанс добраться до базы КСС в этот день и следующим днем выйти радиалкой на оз. Академическое, но у погоды были совершенно другие планы. Подходя к перевалу, мы встретили группу, которая спускалась с него. По их данным перевал, несмотря на сгущающиеся тучи еще проходим и камни пока не скользкие. Подъем на перевал дался легко, но спуск с него был довольно крутым в условиях плохой видимости – нас накрыло облаком.

66. Дневные сборы

67. Река Малая Белая

68.

69. Озеро под перевалом Петрелиус Западный и перевалом Рамзая
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

70. Туманный путь к перевалу Петрелиус Западный.

71. На подходе к перевалу.

72.

73. Крутой был исследователь

Благополучно спустившись к озеру, мы сделали небольшой привал, перекусили и двинулись дальше. По пути нас застал обложной дождь, пока шли все вымокли. В этот момент я принял решение сбрасываться с маршрута и поворачивать не в сторону базы КСС, а в сторону Кировска.

74. Озеро под перевалом Петрелиуса. Из него вытекает одноименный ручей
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

75. Взгляд в светлое будущее, а в мыслях когда же кончится дождь.

76.

К вечеру, все промокшие мы пришли на стоянку, что возле самоизливающейся фонтанирующей скважины. Сойдя с дороги в лес, был быстро поставлен лагерь, а затем разведен большой костер, чтобы просушиться. Всю ночь шел дождь.
GPS логи шестого дня: пройдено 15.8 км, набор высоты 745 м, сброс 866 м, начало движения в 14:44, окончание движения в 23:00.

День седьмой. Цивилизация.
    Утром дождь продолжился. Нехотя вылезши из палатки, приготовили завтрак и стали собирать лагерь. Дождь то прекращался, то снова начинался с новой силой. Сворачивать мокрую палатку то еще удовольствие. С погодой улучшений не предвидится, поэтому выходим в Кировск и там кантуемся в хостеле до вылета в Петербург. От стоянки в сторону Кировска ведет дорога, пешком она проходима. Перешли вброд реку Кунийок, после брода дорога стала лучше. Нам навстречу стали попадаться внедорожники, но двигались они все в сторону базы КСС, нам же надо в Кировск. Идя по дороге, к дождю мы привыкли, даже делали небольшие привалы. Пешком мы дошли до перевала Кукисвумчорр (выс. 480 м., летом н/к, зимой н/к). Пока фотографировали перевальное озеро, нас настигла попутка в сторону Кировска, решил попробовать ее застопить и таки удалось.

77. Ленивые сборы под дождем

78. Долина реки Кунийок

79. Многочисленные водопады

80. Река Кунийок

81. После брода

82. Кажется в тумане виднеется перевал Исток (выс. 1075 м., летом 1А, зимой 1Б)

83. На пути к перевалу Кукисвумчорр

84.

85.

86. Озеро Сердцевидное

87. Озеро на перевале Кукисвумчорр

88. Река Вудъяврйок

Последние несколько километров пути мы выбирались с комфортом на колесах. В Кировске мы пришли в хостел, где решили снять номер на троих. У нас оставалось еще примерно 1.5 дня в запасе.
GPS логи седьмого дня: пройдено пешком 11.7 км, на машине 12.3 км., набор высоты 300 м, сброс 236 м, начало движения в 12:01, окончание движения в 16:18.

День восьмой. Завершение.

В этот день было принято решение сделать радиалку налегке из хостела до ближайших вершин. Выбор пал на ущелье Скалистое. По пути нам встретился местный житель, который предложил идти вместе туда, так как он тоже в том направлении двигался. Пройдя над ущельем скалистым, мы поднялись на вершину 855.7 м, откуда спустились в Кировск, а после этого мы решили отправиться на шашлыки к озеру Малый Вудъявр. До озера добрались на такси и найдя укромное место распалили огонь и пожарили мясо, тем самым завершив поход по Хибинам. На следующий день мы отправились обратно в Петербург, я с Инной полетел на самолете, а Аби отправился в Петербург по железной дороге.
GPS логи восьмого дня: пройдено пешком 11.3 км., набор высоты 723 м, сброс 715 м, начало движения в 14:47, окончание движения в 20:09.

89. Ущелье Скалистое

90. Вид на Кировск

91.

92. Вид на ущелье Скалистое
Отчет о пешем походе в Хибинах, август 2020.

93. А вы видите профиль гнома?

94.

95.

96. На вершине 855.7 м.

97. Одно из зданий Кировска

98. Озеро Малый Вудъявр

99. Панорама озера Малый Вудъявр с воздуха

100. Панорама озера Малый Вудъявр с высоты 490 м.

101.

102.

Заключение
    Несмотря на внесенные коррективы маршрут получился очень интересным. Наш график движения – старт во второй половине дня и остановка ночью подходит только для летних маршрутов, так как летом в данном районе светло, осенью и весной ходить с таким графиком движения опасно. В виду внесенных изменений фактическая нитка основного маршрута получилась следующей: ст. Имандра – пер. Щель Крест – ущ. Аку-Аку – пер. Аку-Аку – озеро – пер. Юмъекорр – руч. Меридиональный – р. Гольцовка – цирк Ферсмана – перевал Ферсмана – возвращение в дол. реки Гольцовка – пер. Арсенева Восточный – руч. Ферсмана – р. Малая Белая – оз. Тахтарявр – пер. Петрелиуса Западный – руч. Петрелиуса – р. Кунийок – пер. Кукисвумчорр – Кировск – ущ. Скалистое – вершина 855.7 м – Кировск. Протяженность маршрута составила 107,3 км, из них 95 км пешком и 12.3 км на попутной машине.

Источник : "https://alexey-dozmorov.livejournal.com/43553.html" rel="nofollow"