22 марта 2021
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Пеший поход по Хибинам 30.07.16-7.08.16

В этой статье я хочу подробно рассказать о своем походе по Хибинам. Как он готовился и как он прошел. Какие я получил впечатления, что понравилось и не понравилось.

Обо всем этом читайте под катом.

Пеший поход по Хибинам 2016

Итак. Все началось с великого взрыва с травмы колена. Думаю мои постоянные читатели следили за ходом реабилитации после операции, для остальных оставлю ссылки. один и два

Так вот, нога ведет себя хорошо и пора ее испытать. Поэтому надо идти в поход, желательно в горы и желательно не особо сложные. Ну и в этом году я так и не успел нигде сплавиться, не порядок.

В результате поиска гор, рек и маршрутов у меня и вырисовался Кольский. Пешка по Хибинам и сплав по Умбе. Про сам сплав читайте тут, а в этом отчете будет только пешая часть.

Собирать легкоходный рюкзак смысла не было т.к. хотелось проверить ногу под нагрузкой. Ограничил себя 20 кг, в них без особых проблем уложился. Подробнее об списке снаряжения можно почитать тут.

Лучшая погода за полярным кругом считается в начале августа, на эти даты и ориентировался.

Далее я заморочился непосредственно выбором маршрута пешки. Времени всего 8 дней, а хочется посмотреть побольше. В результате я выбрал следующую маршрутную нитку:

Нефелиновые пески – ущ. Юмъекор (н/к) – пер. Чорргор Северный (1А) – пер. Рисчорр (н/к) – оз.Академическое – пер.Академический (1А) – пер. Петрелиуса (н/к) – ущ.Рамзая (н/к) – оз. Малый Вудъявр – Кировск – Апатиты.

В итоге к Академическому озеру спускаться не стали. В остальном маршрут остался без изменений.

Пройденный трек можно скачать тут.

Скорый Москва-Мурманск довез нас до Нефелиновых песков. Время стоянки 1 мин. Платформы нет.

Накинули рюкзаки на плечи. В руки легли рукояти трек палок и мы двинулись в гору.

От станции идет тропка сквозь лес, которая затем выходит на ЛЭП.

Идем по лэпке до ручья Юмъекоруай. Вдоль этого ручья проходит тропинка по которой нам и надо идти. Высота постепенно набирается и мы входим в горный массив. Натыкаемся на вытоптанную площадку с множеством стоянок, делаем первый привал для завтрака.

Пеший поход по Хибинам 2016

Двигаемся дальше. Зеленка кончается и начинается "марсианский" каменистый ландшафт. Впереди в тумане скрывается первый перевал.

Подъем на Юмъекор. Погода отличная, тепло. Иду в одной футболке. Привыкаю к новому рюкзаку. Идется очень бодро.

Взгляд через плечо - именно от уровня озера мы и пришли. Это Большая Имандра, вдоль берега которой и проходит железка.

Пеший поход по Хибинам 2016

Переваливаемся через седловину и встаем на привал/перекус у мини ручейка. Рюкзаки Оспрей Кестрел 68 удалось купить за пол-цены, потому взяли сразу два одинаковых. Один мне, второй супруге. Подробнее в статье про снаряжение и отдельном обзоре.

Ботинки Lowa Mountain - первый их серьезных поход. Разочаровали, если честно, но об этом ниже.

Спуск в долину трудностей не доставил, сам перевал тоже очень лайтовый, даже дыхание не сбил.

Пеший поход по Хибинам 2016

Пришлось форсировать р. Гольцовка и ее притоки. Сами речки весьма бурные, но через них перекинуты шаткие мостики из бревнышек. Далее вышли к р. Маннепакх и двинули вдоль нее с набором высоты в сторону пер. Сев. Чоргор.

На бережке этого ручья устроили привал на котором пообедали.

Вышли за границу растительности поближе к перевалу, чтобы взять его сразу с утра свежими и отдохнувшими.

Разбили лагерь рядом с живописным водопадиком.

Пеший поход по Хибинам 2016

Новый вариант упаковки палатки Bask Pinnate 2. Гораздо компактнее предыдущего.

т.к. палатка самонесущая, не надо втыкать колышки в камень. Тамбура же можно оттянуть с помощью булыжников и трекинговых палок.

Для хорошего сна на камнях нужен удобный коврик. В этом походе мы применяли термарест Z lite.

Пеший поход по Хибинам 2016

Бивачная обувь - кроксы. Тяжелые, но удобные и фактически необходимые в дальнейшем сплаве.

Вода на ужин из водопада.

Используем котелок с радатором Fire Maple Feast K2.

Ужин

Вечерняя гигиена.

Т.к. в это время еще полярный день, светло даже ночью. Перед сном последний взгляд на начало маршрута.

Пеший поход по Хибинам 2016

Утро нас встретило похолоданием и низкой облачностью, которая буквально перетекала через гребень ближайшей скалы.

Стало прилично холодней и мы надели мембранки. я натянул БАСК MIXT NEOSHELL. Ходовые брюки - мои старые добрые FJALLRAVEN GREENLAND.

У супруги - баск графит. В качестве маршрутных штанов - терма сивера годобль.

Пеший поход по Хибинам 2016

Свежие и отдохнувшие мы начали подниматься навстречу Северному Чоргору. Это категорийный перевал - 1а.

Привал через пару часов движения.

Подьем вверх. Многие камни живые. Приходится идти аккуратно.

Пеший поход по Хибинам 2016

Вошли в облако. Начинает моросить легкий дождик.

В седловине скользкий снежник. Сунулись на него. Хорошо, что разглядели обрыв в конце.

Если вдруг упасть и не суметь самозадержаться, то в конце ждут "гостеприимные" острые камни.

Пеший поход по Хибинам 2016

Да и вот такие протаившие провалы тоже не сулят ничего хорошего, если на них наступить.

Обходим снежник по камням. Немного труднее зато безопаснее.

Вид с седловины. Впереди два часа утомительного спуска по сыпухе. Колени нагружаются очень сильно, но поврежденная нога особо не беспокоит даже без фиксирующего тутора.

Домики слева на фото - база КСС.

Спустились к озеру.

Решили готовить обед, довольно холодно. Надели утепляйки Sivera Шурга Про и Баск PML Altitude.

Вид на Чоргор со стороны долины.

Пеший поход по Хибинам 2016

Двигаемся дальше. Возникло неожиданное препятствие - брод через р. Кунийок оказался чисто автомобильным. Делать нечего. Придется немного намочиться.

Помните, что на переправе стоит расстегнуть пояс рюкзака и грудную стяжку, чтобы в случае чего рюкзак вас не утянул.

Далее по отличной грунтовке, очень бодро почапали в сторону пер. Рисчор. Цель, как обычно - подойти максимально близко к перевалу и встать на ночевку.

Снова неприятный сюрприз. С набором высоты ручей ушел под землю и мы остались фактически без воды. Спускаться обратно в долину желания не было никакого. Поэтому подошли к самому перевалу и встали лагерем.

Хорошо, что спускающиеся с перевала туристы нам рассказали про маленький родничок буквально в 100 метрах. Он был так укромно укрыт, что мы его проглядели.

С водой жизнь наладилась. Готовим ужин.

Собрал из камушков ветрозащиту для примусаС ним вообще вышла интересная история. Сначала мы хотели идти на газу с PCS Fire-Maple Fixed Star, но в последний момент узнали, что у одних наших знакомых на вокзале изъяли все газовые баллоны. Перспектива оказаться в горах без топлива нас не прельщала, поэтому буквально за пару часов для выхода "переобулись" на бензин.

Пеший поход по Хибинам 2016

Взяли галошу, но ей уже было лет пять, с донышка большого бутыля. Видимо бензин слегка протух т.к. горелка все время забивалась хлопьями сажи. Приходилось чистить практически каждый день.

Горячий чай - отличное завершение вечера.

Пара записей в журнал перед сном.

Пеший поход по Хибинам 2016

С утра погода испортилась. Стало еще холоднее и поднялся сильный ветер со стороны перевала.

Делать нечего, пошли наверх. В облаке с видимостью 50 метров, против ветра и дождя, который начался практически сразу. Взошли на седловину Южного Рисчора. Затем повернули направо и полезли на плато.

Наверху нас ждала совершенно сюрреалистическая картина. Ровный каменистый пейзаж в облаке с видимостью метров 30. Плато кажется бесконечным, а непрекращающийся дождик только усиливает уныние.

Пеший поход по Хибинам 2016

За 4 часа дождя вымокли насквозь даже хваленые мембраны. Настроение испортилось окончательно. Решили не идти к Академическому озеру. Все равно его красоты не были бы видны в тумане. Пошли на спуск с Академического перевала. Он категорийный - 1а и представляет собой отвратительную живую сыпуху. Очень легко подскользнуться, но еще страшнее вызвать осыпь, особенно если кто-то идет ниже.

Мы с супругой пошли зигзагом, я шел первым и грустил по отсутствию каски.

Дождь только усилился и мокрая сыпуха доставила немало проблем. Но в конце концов мы спустились в долину и уперлись в ручей. Благодаря ливню он был весьма бурным, и лезть в него мокрым и замерзшим совсем не хотелось. Поэтому приняли решение ставить лагерь.

Переоделись в сухое и начали готовить в тамбуре еду. Кто бы что не говорил, а бензиновой горелкой без проблем можно пользоваться в тамбуре. Естественно надо подходить к делу аккуратно.

Пеший поход по Хибинам 2016

С тех пор все завтраки готовили даже не вылезая из спальников.

Ближе к ночи дождь ненадолго прекратился и даже немножко выглянуло солнышко. Мы попробовали просушить вещи на ветру, но из-за высокой влажности прогресса не было никакого. А затем ливень зарядил вновь. Погода вообще на протяжении всего похода менялась очень быстро. От полностью ясного неба к тучам и дождю за 5-10 минут.

С невеселыми мыслями легли спать.

Пеший поход по Хибинам 2016

Утро встретило нас отличной солнечной погодой. До полудня сушили вещи. Хваленые лововские ботинки также промокли и не хотели высыхать еще целый день.

Затем выдвинулись. Переход ручья.

Задача на ходовой день - обойти хребет по долине и встать в районе перевала Петрелиуса.

Почва насыщена водой и не до конца высохшие ботинки промокли вновь.

Встретился фонтанчик бьющий прямо из-под земли.

Пеший поход по Хибинам 2016

В долине ручья Петрелиуса стоят несколько групп. А мы набираем высоту и уходим дальше.

На подходе к перевалу по традиции проблемы с водой. Иду до маленького водопадика в расщелине.

Т.к. пришли на стоянку не очень поздно и еще оставались силы, то решили пофотографировать. Вот, что пара перевалов делает с практически новыми ботинками. Наличие более высокого резинового ранта однозначно бы защитило носы ботинок от повреждений. К концу похода из состояние стало еще хуже.

Вид сбоку

А вот как выглядит защита носка на тряпичных ботинках Асоло.

Нашли вот такие артефакты. Находятся же люди готовые тащить в гору стекло...

Ну и конечно его надо выбросить. Вообще в Хибинах довольно мало мусора, но он все ж встречается.

Особенно часто натыкаешься на порванные берцы. К чему бы это...

Пеший поход по Хибинам 2016

Подъем на перевал Петрелиуса.

Взгляд с седловины. Сам по себе перевал оказался весьма легким.

Встали у истоков реки Малая Белая. Очень популярное место. Ходит мимо много групп. Потрясающая красота множества ручейков, водопадиков и озерец переходящих в одну реку.

Пеший поход по Хибинам 2016

Забор воды в складное тканевое ведро. Очень удобная штука.

Осмотревшись на месте решили тут же сделать дневку.

Супруга тут же побежала фотографировать ягодки и ручейки.

Пеший поход по Хибинам 2016

Несколько групп встали неподалеку. Вдалеке виден перевал.

Устроили пострирушки

Передневалив двинулись к крайнему препятствию за этот поход - ущелью Рамзая.

Пеший поход по Хибинам 2016

Оставляем позади гостеприимную долину, вдалеке озеро Большая Имандра.

Провели еще одну ночь в долине откуда вышли к горнолыжной базе в окрестностях Кировска.

На такси доехали до Апатит, где переночевали в гостинице Аметист. На следующее утра нас на вокзале ждала группа для сплава...но это уже следующая история.

Теперь несколько выводов из всего мероприятия:

Маршрут подобран хорошо - много красивых мест, достаточно перевалов, как н/к, так и единичек. При этом график не напряжный и позволил сделать одну дневку.

С погодой повезло. Проливной дождь целый день шел только один раз. В остальном с утра было солнечно или просто облачно,а дождик собирался к вечеру, когда уже была поставлена палатка.

Суммарная нагрузка от 20кг рюкзака и от перемещения по рельефу перенеслась хорошо. На спусках периодически начинали болеть колени,но оба одинаково,а значит тмоя травма никак не сказалась.

Одежда и снаряжение подобрано даже с избытком.

Еда - очень вкусная и разнообразная.

А пока на этом все. Спасибо за внимание!

Пеший поход по Хибинам 2016

Источник : "https://survivalpanda.livejournal.com/177296.html" rel="nofollow"