16 января 2013
Лурье В.А., Кузьмина Н.С. (Москва)
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2001
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
Руководитель: Лурье В.А., Кузьмина Н.С. (Москва)

1. Справочные сведения о походе:
    4. Дары природы
Справочные сведения о походе
Паспорт маршрута

Поход проведен: детским турклубом "Азимут" ДТДиМ Восточного округа г. Москвы.
Вид туризма: водный (с элементами пешего).
Район путешествия: Горный Алтай.
Категория сложности: 4 к.с.
Нитка маршрута: г. Москва – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – пос. Катанда – вверх по р. Кураган (пешком) – вверх по р. Хазиниха (пешком) – пер. Хазинихинский – вниз по р. Турген (пешком) – р Катунь(сплав) – устье р. Аккем – радиальный выход вверх по р. Аккем до Аккемское озера (пешком) – р. Катунь (сплав) – пос. Чемал – г. Бийск - г. Москва.
Средства сплава: 4 четырехместных катамарана, 2 двухместных катамарана, 2 каяка.
Протяженность маршрута: волок к верховьям р. Катунь-102 км; радиальный выход к Аккемскому озеру - 96(48)км; сплав по р. Катунь - 422 км.
Продолжительность похода: 30 дней.

Состав групп

Группа № 1

№ п/пФамилия И.О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
1Лурье Валентин Абрамович1951р.Шавла 5рруководитель
2Дементьев Игорь1978р.Коргон-4у Р.Она–4 узам.руковод.
3Горелов Сергей1982р.Кожа–3у, р.Она–4укомандир
4Хренов Андрей1982р.Кожа–3у р.Она–4уремонтник, лоцман
5Смирнов Максим1982р.Кожим–3у, р.Она–4уответств. за снаряжение
6Дроздов Александр1982р.Она-4уфотограф
7Карцева Татьяна1982р.Кожа–3у, р.Она–4узавхоз, медик

Группа № 2

№ п/пФамилия И.О.Год рожд.Туристский опытОбязанности в группе
8Кузьмина Нина Сергеевна1954р.Кереть-3р р.Ока-4уруководитель
9Жиряков Сергей Вячеславович1969р. Кoргон-4у; р.Она–4узам.руковод.
10Лурье Евгений1983р.Она-4укомандир, видеооператор
22Поляков Дмитрий1986р.Кереть-3уфотограф
23Феактистов Костя1986р.Писта-3у, р.Кереть-3уотв. за техническое описание

Пути подъезда и выезда

До г. Бийска мы добирались поездом №96 Москва-Барнаул в вагонах до Бийска. Отправление из Москвы 02.08.2001 в 20.30. Через 69 часов прибыли в Бийск (5ч. стояли в Барнауле и успели попариться в отличной бане), т.е. в 20.30 по местному времени (в 17.30 по Москве).

В Бийске нас встретила машина, на которую мы погрузили вещи, сами сели на последний автобус Бийск-Горно-Алтайск и доехали на нем до Горно-Алтайска, где заночевали на базе ГорЦДЮТур. Утром к 8.30 за нами заехал заказанный ПАЗ и повез нас в поселок Катанда. В Катанде мы были к 17.00.

Заказ а/машины для заброски на реки

Телефоны Горно-Алтайска: (38822)2-54-35 Смирнов Виктор Васильевич.

Телефоны в Бийске: (3854) 31-25-81 Наумов Константин. Состояние дороги до пос. Усть-Кокса достаточно хорошее (в основном асфальт). От Усть-Коксы до Катанды дорога ухудшается(грунтовка), но по нашей сухой погоде проблем не возникало.

По завершении похода в пос. Чемал утром 28.8 нас встретил, как договорились, тот же водитель что довез до Катанды. Мы встретились с ним у автостанции в Чемале, после чего он подъехал к самой поляне, где ночевали. К 13.30 мы были в Бийске, с заездом в Горно-Алтайск, и 3-х часов остававшихся до поезда нам хватило, чтобы докупить продукты на обратную дорогу. Основная же часть продуктов на обратную дорогу оставалась в ГорЦДЮТуре Горно-Алтайска, откуда мы их и забрали.

Организация заброски

Мы организовывали заброску каяка и продуктов на нижнюю часть маршрута в поселок Катанда, договорившись о хранении оставляемого груза с родственниками проводников, которые вели наш караван к верховьям Катуни.

Техническое описание маршрута
График движения (таблица дневных переходов)

График, составленный предварительно и заявленный в МКК был очень условным, вопросы заказа лошадей, движения с ними были оговорены с Горно-Алтайским ГорЦДЮТур весьма условно. Реальные условия волока определились только на месте. Они сильно отличались от запланированных, как по расстоянию, так и по времени. В связи с тем, что на волок понадобилось времени, существенно больше запланированного, нам пришлось сразу нагонять график, проходя на прогонных участках по 45- 50 км в день, а на нижнем участке до 70 км в день. Несмотря на большие трудности и напряженный график (всего одна дневка за 30 дней), мы полностью выполнили программу похода и закончили его в запланированный срок.

ДниДатаУчастки маршрутаСпособ передвиж.КмВремя(час)Характер препятствийПримечания
1-42.8 - 5.8Москва – Бийскпоезд----
45.8Бийск - Горно-Алтайскавтобус---Ночевка на базе ГорЦДЮТ.
56.8До пос. Катандаавтобус---Ст. на большой поляне у парома перед пос. Катанда
67.8Вынужденная дневка----Перепаковали вещи, оставили заброску в поселке
78.8В 1.5 км перед притоком Кыргызпешком296.30Хорошая набитая тропа, Плавный набор высоты. Крутые подъемы и спуски через скальные бомы. Простые переправыСт. на большой поляне на ЛБ р. Кураган ниже зимовья. Перепад высот +280
89.8До реки Осиновкапешком123.30Крутые подъемы и спуски через скальные бомы. Простые переправы.Ст. на двух небольших поляна напротив моста через Осиновку. Перепад высот +340
910.8До стрелки слияния Левой и Правой Хазинихипешком145.00Крутые подъемы и спуски через скальные бомы. Сложная переправа.Ст.- на большой открытой поляне ЛБ р. Хазиниха. Перепад высот +348
1011.8До спуска в долину р. Тургенпешком288.00Сложные переправы, Перевал Хазинихинский - 1А, перевал безымянный - н/кСт. - на безлесном плато южных склонов Катунского хребта на правом берегу относительно реки Турген. Перепад высот +592, -610, +380, -50
1112.8До реки Катунь в устье р. Тургенпешком194.30Сложные переправыПоиск тропы(2,5 часа). Ст. на большой лесной поляне ПБ реки Катунь в 200 м ниже устья реки Турген.
1213.8До пор Щеки-1сплав182.30Швр. средней сложности (Ложные Щеки)Ст – на поляне высокого ПБ перед 1-ой ступенью "Щек"
1314.8До р.Зайчихасплав161.30Пороги Катунских Щек, мощные швр.Ст. - на большой, открытой поляне высокого ПБ перед устьем реки Зайчиха.
1415.8До р. Собачьясплав454.30Швр.средней сложности "Тюрьма", и т.д. пор. Вишняки"Ст. - на большой поляне ПБ в березовой роще за устьем реки Собачья
1516.8До зим. Гагаркасплав546.00Швр. средней сложности. "Часы", "Копченая", разбои, протоки. завалыСт. - на большой поляне ПБ перед зим. Гагарка.
1617.8До пос. Катандасплав404.30Шиверы средней сложностиСт на высокой поляне ЛБ между устьями притоков В.Катанда и Н.Катанда у поселка Катанда.
1718.8Полудневка. Перепаковка заброски. До устья р.Аккемсплав323.30Мощные швр.Ст.-на красивой лесной поляне ПБ, за устьем правого притока р.Аккем (базовый лагерь)
1819.84 км перед р. Текелюпешком246.30Хорошо набитая тропа, простые броды, крутые подъемы и спуски по скальным бомамСт на небольшой полянке на ЛБ реки Аккем после большой осыпи прямо на тропе.
1920.8До Аккемского озерапешком174.00Хорошо набитая тропа, простые бродыСт. на большой поляне на берегу Аккемского озера между метеостанцией и домиками ПСО Аккем
2021.8Радиальный выход в "Семиозерье" - 2 км ниже р.Текелюпешком14 + 143.30 + 3.00Очень крутой подъем(500-600) м, хорошая тропа. Хорошо набитая тропа, простые бродыБолее 1 часа ходили между озерами цирка. Ст. на небольшой полянке на ЛБ реки Аккем у самой воды
2122.8До базового лагеряпешком276.00Хорошо набитая тропа, простые бродыСт. на поляне базового лагеря.
2223.8До устья реки Аргутсплав182.30Аккемский прорыв, мощные шиверыСт - на большой поляне ПБ на стрелке Аргута и Катуни перед впадением Аргута.
2324.8Катание на пороге "Ворота" на Аргуте. Радиальный выход на порог "Атланты" на Аргутепешком102.30Крутые подъемы и спуски по скальным бомам.Ст - на большой поляне ПБ на стрелке Аргута и Катуни перед впадением Аргута.
2425.8До пор. Ильгуменскийсплав627. 00Мощные и средние швр.В пос.Иня сходили за хлебом в местную пекарню. Ст. на большой поляне высокого ПБ за пляжем у пор.Ильгуменский.
2526.8В 4 км до пос. Куюссплав738.00Пороги Ильгуменский, Шабаш-1, Шабаш-2, мощные шиверы Кадринского прорываНа обеде в устье р.Камечалкын(правый приток) осмотрели скалу с петроглифами. Ст. на большой оборудованной поляне ПБ за песчанным пляжем перед пос. Куюс
2627.8До пос. Чемалсплав646.00Пороги Тельдекпень–1, Тельдекпень–2, Еландинский, швр.средней сложностиСт. на большой травянистой поляне ПБ за пос. Чемал
2828.8Пос. Чемал – г. Бийскавтобус---С заездом и часовой остановкой в Горно-Алтайске
28-3029.8-31.8Г. Бийск – г. Москвапоезд----

Пеший переход к верховьям р. Катунь (волок)

Из Горно-Алтайска заказным автобусом мы доехали до поселка Катанда, расположенного на ЛБ р.Катунь. В поселке мы оставили заброску на вторую часть маршрута. Поселок соединяется с правым берегом Катуни удобной паромной переправой. На ночевку встали на большой, живописной и мягкой, как пух,травянистой поляне, непосредственно у переправы. Высота стоянки 885 м над уровнем моря (здесь и далее высоты измерялись персональным навигатором GPS-12). Спать ложились в надежде завтра отправиться в путь, но информация, которую мы давали из Москвы, несколько исказилась, поэтому весь следующий день 7 августа ушел на конкретную подготовку лошадей для нашего путешествия. Всего на 23 человека берем 13 лошадей (по 2 рюкзака на лошадь + одна резервная). Караван будет вести местный егерь Николай Архипов, который бывал на лошади в верховьях Катуни. Вопреки информации, полученной нами из Горно-Алтайска, конный перевоз туристов из Катанды они организовывают впервые. Наши полиэтиленовые каяки на лошадь не грузятся. Мы решили оставить свой каяк в заброске. Параллельная группа решила нести свой каяк на спине, сделав ему специальные лямки. Мы обязались немного помогать им в случае необходимости, они же обещали давать нам иногда каяк для тренировок. Кроме того на дневке мы переупаковали рюкзаки, стараясь сделать 24 вьючных места приблизительно одного веса от 30 до 40 кг.

8 августа. Встали рано в 7.00. К 9.00, как и договорились стояли у переправы с готовыми рюкзаками и упаковками. Проводники (4 человека) привели лошадей лишь к 9.30. Первым рейсом парома отправили лошадей, вторым переправились сами с грузом. На осваивание технологии навьючивания лошадей ушло много времени. В 12.00 Начали волок.

От парома отходят две тракторные дороги, идти следует левой, придерживаясь южного направления. К слову надо сказать, что весь пеший маршрут, за исключением небольших участков, придерживается азимута в 140-200°. Через несколько минут начинается лес и приходится преодолевать первый довольно крутой подъем.

12.30. После подъема открывается чудесный вид на северные отроги Катунского хребта и отчетливо видна долина р. Кураган, вдоль которой проложена дорога. 13.10 Продолжая идти по дороге, мы уже давно слышали шум мощной реки слева, но только сейчас она показала нам свои холодные чистые воды. Река будет нам ориентиром на протяжении нескольких дней, поэтому надо запомнить, что шум должен быть слева и стараться, по возможности, всегда держать его на слуху.

14.20. Место для обеда мы выбрали практически однозначное: одинаково удобное как для лошадей, так и для людей. Теперь на время всего волока мы всегда будем вставать там, где удобно лошадям. Большая поляна с редким лесом и небольшим ручейком справа от дороги – была последним и едва ли не единственным удобным для стоянки местом на этот день. Для ориентира можно отметить, что поляна находилась в пятнадцати минутах ходьбы от квартального столбика. Ради экономии времени мы не делали полноценный обед, а обходились холодным перекусом. Однако, сильно уставшие лошади требовали к себе большого внимания. На любой довольно длинной остановке животное необходимо расседлать и отправить пастись, что вкупе с обратными действиями занимает много сил и, конечно, времени.

16.30. Заканчиваем отдых. Чтобы не тратить зря времени, мы отправили более слабую часть группы вперед по тропе, а физически более сильную оставили помогать вьючить животных. Вскоре после обеда тропа, петляя, входит в густой лес и заметно сужается. Местами путь проходит через сильно заболоченные участки и пересекает несколько левых притоков р. Кураган, среди которых река Громатуха, впрочем, все реки довольно мелкие и легко переходятся в брод.

20.10. Тропа упирается в довольно мощный поток, который можно принять за приток р. Кураган. На самом деле это один из рукавов Курагана и переходить его не надо, а следует идти вдоль него. 20.30 Наконец, деревья расступаются и образуют большую поляну, на ней мы и будем ночевать. Из-за того, что идущие вместе с лошадьми не оставили никакого знака при отходе с тропы, несколько человек с каяком потерялись. В результате к лагерю все пришли в районе 21.30. В дальнейшем мы учли эту ошибку и более ее не допускали: метили все развилки троп туалетной бумагой. Первый переход с непривычки показался сложным. Стоянка на большой поляне на ЛБ р. Кураган ниже зимовья. Высота 1160 метров.

9 августа. 9.30. Вышла со стоянки первая группа. Вторая, после навьючивания лошадей вышла в 10.00. Выйдя из леса, тропа поначалу хорошо заметна и идет через поле с высокой по грудь травой. Вскоре тропа разветвляется - идти следует левой. Определить правильное направление довольно легко: во-первых, не надо далеко удаляться от реки слева, а во-вторых, придерживаться лучше южного или юго-западного направления. При приближении к лесу тропа теряется, чтобы найти ее нам пришлось разделиться и под углом к движению искать ее.

10.10. Небольшая, но шустрая речка Кыргыз отделяет территорию Катунского заповедника. Перейдя ее по специально заваленному дереву, практически сразу натыкаемся на зимовье, скорее всего егерей. От избы в разные стороны отходит много тропинок. Идти надо в том же направлении, в котором вы и шли раньше. Мы же по ошибке свернули к реке, надеясь, что вдоль Курагана идет тропа, однако это оказался всего лишь спуск к воде.

Как и вчера, тропы попадаются хорошо заметные, но местами трудно проходимые, особенно с лошадьми. Буквально в метре от тропы идти просто невозможно из-за огромного количества трав и кустарников, которые всеми силами пытаются заполнить пустое пространство редко используемой тропы. Идти приходится, соблюдая большую дистанцию, чтобы отскочившие ветки не попали в глаза, а еще лучше закрыть чем-нибудь лицо и руки. Вещи, которые поедут на лошадях запаковывать необходимо очень тщательно, дорогие и необходимые вещи убирать подальше, так как острые колючки крыжовника и малины не жалеют никакую ткань.

Все более и более явным становится приближение основного Катунского хребта. Тропа уже не идет ровно, а затяжные подъемы чередуются со спусками и прямыми участками, местами тропа выходит на открытые скальные участки с красивыми панорамами. 12.12. Тропа выходит к реке Ешту, очередному притоку реки Кураган. Для того, чтобы перейти его, необходимо подняться чуть выше основной лошадиной переправы, где по поваленным деревьям река легко преодолевается.

13.40. Тропа выходит на открытый скальный участок перед крутым спуском, где лучше подождать проводников, чтобы помочь им провести лошадей. 14.30. Вскоре, после того как животные проведены по скользкому каменному обрыву, тропа выходит на серию небольших полянок напротив моста через реку Караайры(Осиновка). Мост через Осиновку егеря построили лишь в начале прошлого года. Мост фундаментальный, его не повредило даже сильное наводнение весной этого года. Раньше в этом месте был очень опасный брод. И периодически гибли туристы, о чем говорят несколько мемориальных табличек. Сначала здесь решили обедать, но последние лошади пришли к 15.30, поэтому проводники дали команду вставать на ночевку. До следующего места, где можно будет заночевать с лошадьми, мы по их словам, засветло не дойдем. Место здесь очень живописное и мы абсолютно не жалели, что остановились, очень много грибов, черной смородины, крыжовника, брусники. Каяк перенесли вперед в устье р. Хазиниха. Все суда перенесли по мосту на ПБ Осиновки. Стоянка на двух небольших полянах напротив моста через Осиновку. Высота 1440.

10 августа. 10.00. Чтобы лишний раз не рисковать, все остальные вещи рано утром по мосту перенесли на другой берег, а затем не спеша перевели животных. Загружали лошадей уже на другом берегу.

Густой лес уступает место редколесью с высокотравьем. Тропа почти постоянно идет с небольшим уклоном вверх. 10.54. Тропа выводит нас на площадку с изумительным видом на каньон реки Иолдо. 11.04 Пройдя еще несколько минут, мы достигли шатровой палатки егерей, которая стоит на стрелке рек Иолдо и Хазиниха. Устраиваем здесь небольшой привал и дожидаемся отстающих. Тропа вдоль Хазинихи на карте не обозначена. На самом деле она хорошо набита и ведет к заброшенному егерскому зимовью.

11.40. Вскоре из-за деревьев показывается мощный водопад на реке Хазиниха. Тропа идет в светлом сосновом лесу вдоль речки. В районе водопада начинается огромный черничник с крупными, сладкими ягодами. Если группа идет с лошадьми, то в этом месте надо обязательно подождать проводников с животными! Дальше идет примерно километровый участок, где камни и корни деревьев образуют щели, которые являются труднейшим препятствием для лошадей. Там, где человек прошел бы за пять минут, лошадь приходится вести целых двадцать. На наших глазах одна лошадь провалилась в яму и, чудом не сломала ногу, вторая поранила сухожилие и не смогла идти дальше, ее оставили, чтобы забрать на обратном пути. Это говорит о том, что совсем не лишним будет взять с собой как минимум одну свободную лошадь.

14.50-17.10. Перекус. Сидеть приходится больше обычного: лошадям нужен длительный отдых. После перекуса мы делимся на небольшие группы и идем вперед. Идти очень легко, лес периодически чередуется с субальпинотипными лугами и зарослями березки. 18.30. Через некоторое время путь преграждает большое болото, поросшее травой. Пройти его не сложно, но ноги намочить придется.

Тем временем проводники решают перейти на левый берег Хазинихи, по которому идет более удобная тропа для лошадей. Мы же продолжаем идти по ПБ. По правому берегу тропы не видно, приходится пробираться узкой и неудобной звериной, а кое-где идти вообще наугад. 19.30. Вскоре выходим к маленькому зимовью, около которого придется переходить на другую сторону реки. Это первый серьезный брод на маршруте. В этом месте река разделяется на невероятное количество проток, в которых легко запутаться, а огромной высоты кустарники вместе с протоками образуют лабиринты.

20.30. Встали на большой поляне на левом берегу реки Хазиниха после брода, где много места и для большой группы и для отдыха лошадей. Наш проводник специально шел к этому месту, потому что ни до этого места, ни дальше хороших стоянок практически нет. Стоянка на большой открытой поляне ЛБ р. Хазиниха. Высота 1788 метров.

11 августа. 9.30. От стоянки тропа идет в западном направлении. Сначала через лес, но вскоре он заканчивается, и начинается уже субальпийский пояс с отдельно стоящими величественными кедрами и лиственницами, и высокотравьем. 10.05. Небольшое болото, образовавшееся из-за разлива нескольких ручейков, впадающих в Хазиниху, преграждает нам путь. 10.10. Брод небольшой речки, впадающей с запада в Хазиниху.

10.40. Тропа внезапно обрывается, вспоминаем, что минут двадцать назад прошли развилку, ведущую к воде. Решаем бродить Хазиниху здесь. Река очень мощная и в этом месте для преодоления довольно сложна, но, правильно помогая друг другу, мы без проблем оказались на другом берегу. Погода явно сопутствует нам: легкий ветерок и ясная погода помогают забыть обо всем и наслаждаться алтайской (русской, между прочим) незабываемой красотой.

12.00. Мы уже почти подошли к перевалу, осталось самое трудное, и вместе с тем самое красивое – подняться наверх. А пока мы внизу можно любоваться кристально чистым предперевальным озером, из которого берет свое начало Хазиниха. 12.30. Сделав на середине подъема небольшой привал, мы увидели в пятистах метрах от нас медведя, который нежился в тени у одного из ручьев. Увидев нас, медведь убежал, мы же продолжили путь.

13.34. Перевал весь покрыт большими камнями. Тропы нет. Полагаем перевал можно оценить как . Высота перевала около 2380 метров. С севера дует сильный ветер, не встречая на своем пути никаких препятствий

Отдохнув некоторое время, мы идем дальше. С перевала открывается грандиозный вид на долину спуска. Характер растительности и рельефа с другой стороны Катунского хребта принципиально другой.

14.30. Брод на ПБ реки. 15.12. Брод на ЛБ реки. Идти приходится по лугу с высокой по пояс травой, под ногами мягкая земля, которая местами превращается в грязь.

15.15-18.00. Под первыми появившимися деревьями встали на перекус. После еды тропа пошла на восток. Вскоре после обеда высокая луговая трава сменяется на карликовые кустарники, а земля под ногами становится более плотной. 18.17. Переправа на левый берег небольшой речки, текущей в западном направлении навстречу нам. Высота в этом месте 1750 м. Начинаем подъем вверх по притоку.

19.55. Тропа начинает траверсировать хребет, уходя в другую долину. Придется преодолевать еще один перевал в этот день. Воздух насыщен вечерней прохладой, но усталость уже сказывается, и идти уже не так легко. В 20.30 поднимаемся на перевал. Высота 2130 метров. За ним идет практически ровное перевальное плато. Спуск почти не заметен. Уже почти в полной темноте мы пересекли несколько мелких ручейков, а тропу едва можно было различить. 21.45. Пройдя еще минут пятнадцать, решили вставать – дальше идти было просто бессмысленно. Спуститься мы сегодня уже не успеем. На стоянке большие проблемы с водой и дровами, но к счастью есть пастбище для лошадей. Так что переночевать одну ночь вполне реально. За водой ходили больше 1 км назад к ручейкам. В темноте завалили одинокую сухую пихту на крутом склоне и еле втащили ее на поляну. Основная растительность на плато – стланик. Стоянка на безлесном плато южных склонов Катунского хребта на правом берегу относительно реки Турген. Высота 2080 м.

12 августа. 10.30. Выходим опять на тропу и идем на юго-восток. Скоро тропа начинает спуск с горы, на которой мы ночевали. 10.50. Брод. 11.32. Брод 13.04. Брод через реку Турген. Переправа довольно сложна, но большое количество рек, которое нам пришлось преодолеть, стало хорошим учебным пособием, и речка была пройдена без проблем. 13.35. Обратный брод через Турген.

14.30. Мы подошли к реке Сокалсу, у которой тропа разделялась. Основная, более нахоженная, идет вброд, а другая тянется в поле вдоль реки. Проводники, обогнавшие нас, оставили на развилке знак, однако никто из нас, его не заметил. Перейдя реку вброд, мы оказались у зимовья. Долина Катуни хорошо видна в 1-2-х км от зимовья.

14.30-15.30. Решили перекусить. 15.30–18.00. Хороших троп очень много. Подойти к реке можно было довольно просто, но нам нужно туда, куда вышли лошади. На поиски следа, ушедшего каравана ушло почти два с половиной часа. 18.30. Перебродив последний раз Турген (в два этапа через большой остров), мы вышли на его ПБ. 18.30. Последний брод небольшой речки. 19.00 Тропа выходит в поле и тянется так до самых берегов Катуни. Стоянка на большой лесной поляне ПБ реки Катунь в 200 м ниже устья реки Турген. Высота 1580 м.

Лоция реки Катунь от устья реки Туркен до устья реки Аккем

Лоция реки Катунь написана для уровня воды ниже среднего.

13 августа. Весь вечер вчерашнего дня и утро сегодняшнего собирали суда. Сделав несколько фотографий и попрощавшись с проводниками, начинаем сплав.

14.50. Начало сплава. Грузить суда можно только в небольшой заводи около поля, так как струя не позволяет спокойно зачалить катамараны. Здесь река довольно широка с небольшими стоячими валами. Пока идут пологие берега, река во многих местах раздваивается, образуя большие каменистые мели и острова. Один из рукавов, как правило, для сплава не пригоден. В реку впадает много небольших ручейков.

15.10. Небольшая бочка по середине струи. Обходили у правого берега по быстротоку. 16.30. Характер реки меняется, река течет одним руслом, берега становятся выше, появляются скалы. Появляются шиверы средней сложности с валами и сливами. Мы приняли этот участок за "Щеки" и перед характерным местом с большим камнем посередине решили встать на обед. После того, как мы дошли до настоящих "Щек", решили назвать этот участок "Ложные Щеки". Место для обеда выбрали на высоком правом обрывистом берегу.

19.40. Встали на высоком правом берегу в небольшой березовой роще. Стоянка располагалась непосредственно перед началом слива порога "Щеки-1". Возникли некоторые проблемы с чалкой судов, поскольку улова вдоль правого берега практически нет. Видим скальник на ПБ, на правом повороте справа впадает ручей – приметы начала Щек. Так как было уже поздно, решили, было, вставать на первом подходящем месте. Стоянка на поляне высокого ПБ перед 1-ой ступенью порога "Щеки-1". Крутой подъем к месту стоянки по распадку почти ползком(тяжело поднимать воду).

14 августа. Ориентиром начала каньона "Щеки" являются скальные выходы на правом берегу. За 200 до начала первого слива справа в глубоком распадке впадает ручей.

День начали с осмотра препятствия. Порог расположен в мощном скальном сужении, на входе, ближе к правому берегу, лежит крупный камень. Левее его – мощный слив около 1,5 м с высоким валом и бочкой. Наибольшую опасность представляет навал на обломок скалы ПБ, хотя струя хорошо обливает камень и попасть на него сложно. Затем река поворачивает направо и дальше следует несложная шивера.

Порог осматривали с правого берега. Первый катамаран страховали с ПБ двумя береговыми спасконцами, а все последующие суда с воды из улова ПБ первым катамараном. Прохождение первого слива практически однозначное – ближе к ЛБ. Первым шел Кат4-1, за ним, после его зачалки - остальные.

12.55. После 500 м спокойной воды перед крутым левым поворотом мощный слив на выходе из порога "Щеки-1". Шли тандемами с взаимной страховкой

12.56. Порог "Щеки-2" начинается через 500 метров от последнего порожка. Порог представляет собой узкий каньон с серией сливов и валами ок.1,5 м и несильными прижимами к скалам. Длина каньона около 300 м, а за ним 500 м слабой шиверы. "2-е щеки" проходили без осмотра по основной струе. Первый тандем страховал все последующие из улова под левым берегом.

14.10-16.40. На обед встали на террасе правого обрывистого берега над "3-ими щеками". Просмотр порога"Щеки-3" совмещаем с приготовлением еды. После резкого правого поворота река входит в короткий скальный каньон, где русло перегораживает крупный скальный обломок. Слева после основного слива следуют небольшие валы с опасными прижимами к левой скале. При заходе в порог следует держаться ближе к скале, а после слива резко уходить вправо.

Несмотря на то, что основная струя идет под ЛБ, обойти камень можно и справа. Проход по основной струе сложнее, но мы выбрали именно его. Просматривали порог с ПБ, первое судно Кат2-2 шел правее скалы и его страховали береговым спасконцом. Остальные суда шли по одному с нижней страховкой из улова ПБ слева от скалы по основной струе. Кат4-3 прошел по краю скалы, Кат4-3 шел "Щеки-3" и "Щеки-4" без пассажира, его посадили ниже "Щек-4"

Порог "Щеки-4" начинается через 100 метров после предыдущего порога на правом повороте, и представляют собой живописный каньон с отвесными скалами длиной около 300 метров. Просмотр с ПБ. При входе в порог, на повороте - прижим к камням у левого берега вместе с небольшим сливом. Далее в русле одна за другой стоят две огромные скалы. Первый обломок скалы без проблем проходится справа, а вот со вторым все сложнее. Теоретически проход возможен как с ЛБ, так и с ПБ, но на практике в правый проход попасть трудно из-за мощной отбойной поганки

Начало порога все суда проходили ближе к ЛБ, так как движению справа мешают торчащие из воды полуобливные камни. Первым с береговой страховкой шел Кат4-4. При попытке обойти второй камень справа, огромная поганка сбросила катамаран со струи и нанесла прямо на скалу. Киля избежали чудом. Увидев это, мы решили изменить тактику: катамараны зачаливались в улово у правого берега напротив первого камня, а затем траверсировали к ЛБ и обходили вторую скалу слева. Не смотря на кажущуюся сложность, этот способ полностью себя оправдал. Страховка осуществлялась из улова под ЛБ для всех судов кроме первого из параллельной группы, которое страховали спасконцом с ПБ в конце каньона.

18.44. Небольшой ручеек впадает в Катунь с правого берега между четвертыми и пятыми щеками. 18.50. Порог"Щеки-5" расположен в 500 м ниже предыдущего порога на левом повороте. Порог представляет собой ряд несильных валов со сливами до 1 м и слабый прижим к правому берегу. Проходили тандемами с самостраховкой с предварительным осмотром с ПБ для первого тандема. Остальные суда шли с наплыва.

19.20. За порогом "Щеки-5" еще 2 километра каньон продолжается и изобилует мощными, но простыми шиверами. Проходили кильватерной колонной с самостраховкой. После каньона "Щеки" долина реки существенно изменяется: берега становятся более пологими, а русло реки заметно расширяется. 19.40. На стоянку встали на травянистом поле правого берега в устье реки Зайчиха.

15 августа. 10.00. Начало сплава. Течение довольно сильное, местами валы до 1 м. 10.50 С правого берега впадает река Озерная, обладающая заметной долиной, по которой определяется граница Катунского заповедника. 11.03. Вскоре с левого берега крупным заливом впадает река Тихая. На ее берегу стоит несколько домов. Спустя 20 минут сплава после впадения реки Тихой на ПБ появляются следы горелого леса. В устье небольшой речушки на правом берегу устроили небольшой отдых. Напротив стоянки располагался небольшой каменный остров.

12.55. Шивера "Тюрьма" представляет собой серию мощных валов до 1.5 м. Проходили кильватерной колонной с самостраховкой.

13.05. С правого берега впадает река Большая Тихая.

13.25. Порог "Вишняки" расположен на левом повороте реки. При приближении к порогу создается впечатление, что высокий склон водораздельного хребта движется прямо на вас, так как поворота реки не видно. Порог представляет собой серию мощных валов в центре русла высотой около 1.5 м. После порога несколько шивер, которые мало чем отличаются от порога "Вишняки". Линия движения легко читается с воды. Шли тандемами с взаимостраховкой без осмотра.

13.40. Река Луковка с правого берега. 14.10-16.00. На обед встали в небольшой роще за каменным пляжем левого берега в устье реки Зеленка. 16.20. Большой каменистый перекат с мощной прижимной струей к скале на правом берегу. Шли по основной струе, но если вы не хотите повредить баллоны и шкуру судов, то лучше заранее идти правее. 16.45. Река немного сужается, а по берегам начали появляться красивые скальные выходы. В этом месте течение немного усиливается и образуется ряд несложных шивер. Проходили тандемами без просмотра.

17.20. С левого берега шумным потоком впадает река Быструха. Напротив ее устья шивера средней сложности. Проходили тандемами без просмотра. 18.20. На ночевку встали на невысоком правом лесистом берегу сразу после впадения справа реки Собачья. На стоянке, около старого кострища есть реперный столбик 30, 3.

16 августа. 10.00. Начало сплава. Сразу за стоянкой с небольшими промежутками идут четыре шиверы. Первая из них - "Часы", начинается на правом повороте сразу за стоянкой, но наиболее сложная из них третья - "Копенная". Много валунов в русле образуют улова и небольшие бочки. Валы более 1.5 м. Проходили тандемами без осмотра в обход основных бочек.

11.05. С левого берега впадает р. Бирюкса. Этот приток легко отличить по впадающему с правого берега, почти напротив, небольшому ручейку. 11.00-12.00. Вынужденная остановка. Покупка рыбы у местных рыбаков. 12.07. Справа быстрыми многочисленными ручейками впадает река Зайчонок. 13.00. Слева, почти прямо из леса, в Катунь впадает река Кабаниха. Ее устье находится прямо напротив большого скального острова в русле Катуни.

14.00-16.00. Еще после нескольких небольших притоков, названия которых точно установить не удалось, встали на обед на большом каменистом пляже левого берега, недалеко от деревни Мараловодка. Это первая деревня с начала волока, и мы рассчитывали "подзаправиться" хлебом, но его не было.

17.23. Проплываем большой навесной мост, у деревни Кайтанак. Деревня и река Уюлушка, впадающая в Катунь, расположены с левого берега. После деревни Катунь входит в Уймонскую степь и характер реки кардинально изменяется. Долина расширяется до огромных размеров (особенно по меркам горных рек), местами доходя до нескольких километров. Русло реки делится на многочисленные протоки. Во многих из них возможны мели и завалы. Несмотря на равнинный характер, течение остается довольно сильным. Большое количество ответвлений не мешает верно наметить линию движения по основному руслу.

19.00. Левый берег начинает постепенно повышаться, и вскоре на крутом песчаном обрыве появляется поселок Усть-Кокса. Недалеко от поселка на правом повороте слева впадает река Кокса. 19.30. Проплыв еще некоторое время, встали на ночевку на огромной поляне низкого ПБ перед зимовьем Гагарка.

17 августа. 10.00. Начало сплава. 10.30. Река делает небольшую петлю и на правом берегу обнажается скальник. Напротив него несильный перекат. Однако после переката река опять разливается, а правый берег отходит далеко в сторону. Перекат проходили в кильватерной колонне с самостраховкой. 10.40. ЛЭП. Недалеко деревня Горбуново, с воды которую заметить очень сложно. 13.05. Мост у поселка Н.Уймон. Справа за мостом впадает р. Мульта. Возле деревни река вновь собирается в одно русло, течение усиливается, появляются перекаты и шиверы. Напротив устья реки Мульта возвышается высокий обрывистый скальный берег. 15.20. Паром у деревни Катанда. Сама деревня с воды не заметна, она расположена на высоком левом берегу за небольшим лесом. Здесь река уже полностью похожа на свое верховье: берега вплотную подходят к руслу. За паромом идет крутой правый поворот с двумя шиверами. Шиверы проходили тандемами без осмотра.

15.30. Встали на левом берегу после правого поворота за островом. Полудневка. Забрали заброску и принесли ее в лагерь. Стоянка на высокой поляне ЛБ между устьями притоков В. Катанда и Н. Катанда у поселка Катанда.

18 августа. Полудневка. Докупили хлеб и переупаковали заброску. 13.20. Начало сплава. В группе, наконец, появился каяк. 13.45. Слабая шивера после впадения р.Кураган с правого берега. Шиверу проходили тандемами без просмотра. 14.28. Средней сложности шивера с явным сливом и валами до 1.5 м. Проходили тандемами по основной струе без осмотра.

14.33. На левом берегу появляется поселок Тюнгур и навесной мост рядом с ним. 14.50. Справа впадает река Кучерла, вода в которой такая же белая, как и в верховьях Катуни. 16.00. Самая мощная на данный момент шивера с валами более 2м. Проходили по основной струе тандемами без просмотра. После шиверы следуют десять минут абсолютно гладкой воды с мощнейшими турбулентными потоками. Такая тишина настораживает, река как бы готовится к очередному прыжку. 16.10. После правого поворота следует мощная шивера (по ее характеру ее можно было бы назвать порогом) с валами около 2.5м. Шивера представляет собой серию мощных валов, прерываемых левым поворотом. Шиверу проходили тандемами по валам без осмотра. Устроили небольшие катания на 20 минут на каяке. 17.20. На стоянку встали чуть ниже устья р. Аккем, на месте старой паромной переправы правого берега и разбили базовый лагерь.

Радиальный выход к Аккемскому озеру

В устье реки Аккем установили базовый лагерь для двух групп. Всего 18 человек отправляются в четырехдневный радиальный выход к Аккемскому озеру, а 5 человек остаются в лагере, сторожить вещи, подремонтировать сплавсредства и осмотреть несколько ступеней Аккемского прорыва.

19 августа. Утром погода не баловала нас обилием солнечного тепла, шел мелкий дождь. Поэтому сборы немного затянулись. Идти решили ходками: 1 час идем, затем 15 минут отдыхаем. 9.30. Вышли с нашей стоянки. Лесная утоптанная тропа идет вдоль правого берега р. Аккем в южном направлении. 10.30–10.45. Отдых. После отдыха на небольшой полянке лес отступает, и тропа около 25 минут идет по полю. 11.20. Брод небольшой р. Ороктой, после небольшой подъем, и тропа опять выходит в поле. 11.45 – 12.00. Отдых.

12.10. Подошли к мосту на левый берег Аккема. Мост, к сожалению, полуразрушенный, но человек по нему проходит без проблем (положены доски). Около моста сфотографировались. 12.15. За мостом идет крутой подъем около 150 м и после тропа выходит на поле, где становится широкой и многолюдной, очень много стоянок.

12.35. Вскоре тропа входит в лес, и пересекает небольшой ручей. 12.50-13.00. Еще один приток Аккема. Около него решили сделать короткий привал. Оба притока отмечены на карте, но названия не подписаны. Дальше тропа почти постоянно идет в гору. Идти тяжело. Отдыхать решили каждые 45 минут. 13.45–14.00. Отдых.

Люди, лошади и, местами моросящий дождь сделали свое дело… грязь, корни, скользкая земля сильно усложняют дорогу. 14.30–15.30. После довольно большого левого притока р. Аккема, встали на большой привал. Сразу после перекуса очень крутой подъем около 500м. Тропа идет по лесу. 16.15–16.30. Отдых.

16.42. Пройдя еще минут десять, дошли до следующего притока. Переправа по камням. 17.00. Еще один мощный приток, при прохождении которого, открывается чудесный вид на ущелье реки Аккем. Бродили приток по камням. 17.15-17.30. Oтдых. На тропе появляется все больше и больше камней и вскоре она выходит на большую каменистую осыпь. Камни, как говорят, живые, поэтому идти следует очень аккуратно, особенно если шел дождь и они мокрые. После тропа выходит прямо к левому берегу Аккема, и некоторое время идет вдоль нее. 18.15-18.30. Отдых. 19.10. Тропа опять выходит на большую каменную осыпь, мелкий дождь делает камни скользкими и опасными.

19.30. Неожиданный ливень застает нас в самом конце осыпи и заставляет в скором порядке искать место для ночевки. Место не очень удачное, практически аварийное, с трудом разместили палатки, дров мало. Если бы не дождь встали бы чуть подальше на хорошей обжитой поляне.

20 августа. 9.15. Идем дальше. Практически сразу после нашей стоянки начинается крутой каменистый склон – курумник. 9.55. Очередной приток. Проход по мокрым бревнам. 10.00-10.15. Отдых.

10.30-11.00. Подошли к притоку Текелю, где находится красивый водопад, где сделали небольшой привал. Водопад с ЛБ виден плохо, но на брод Аккема время решили не тратить, а посмотреть издали. Сфотографировались напротив притока. Здесь впервые мы увидели хребет, на котором должна быть Белуха, которая пока в облаках. Погода налаживается. Все это сильно поднимает настроение и прибавляет сил. При сравнении со вчерашним днем тропа сегодня идет более плавно, без резких наборов и сбросов высоты, однако идти совсем не легче, а даже труднее. 11.45-12.00. Отдых.

12.11. Еще один небольшой приток. Переход по камням. 12.45-13.00. Отдых. 13.33. Горный приют "Высотник". Наконец-то кончается лес и начинается хорошая ровная тропа, которая идет вдоль Аккема, не отходя от него. Теперь постоянно видна и уже не исчезает Белуха.

14.10. Подошли к северному окончанию Аккемского озера. Вид очень красивый.

14.30. Территория, на которой мы решили остановиться, принадлежит отряду ПСО "Аккем", поэтому потребовалось их разрешение, чтобы разбить лагерь. Узнав, что встали всего на один день, денег за стоянку с нас не взяли. Бесплатные стоянки находятся у южной оконечности озера – там целый палаточный лагерь горников и пешеходников. Стоянка на большой поляне на верхней террасе на берегу Аккемского озера между метеостанцией и домиками ПСО Аккем. Места для палаток под небольшим наклоном, дров очень мало – советуем взять с собой с места последнего отдыха. Осмотрели городок каменных скульптур на южной оконечности озера.

Договорились на метеостанции о бане. Стоимость 60 рублей со взрослого, и 40 рублей с ребенка. Воду в баню наносили сами. Так же пришлось подколоть дров. Однако, игра стоила свеч: баня просто великолепная.

21августа. Первоначально планировалось подняться по Аккемскому леднику к подножию Белухи. Спасатели, которые теперь постоянно дежурят внизу у озера, сказали нам, что там не очень интересно, и, что при нашем скромном резерве времени(максимум 5 часов), лучше пойти западнее в так называемое "Семиозерье". Что мы и решили сделать. Часть группы осталась в лагере залечивать болячки и мозоли, а остальные в составе 14 человек пошли налегке в радиальный выход.

Вышли в 8.00. От озера, почти сразу за домиками ПСО, отходит вправо тропа и сразу начинается очень крутой подъем. При достаточной акклиматизации подъем не требует слишком больших усилий. После подъема тропа плавно идет все выше, и выше, позволяя любоваться окружающей красотой. Немного мешает сильный ветер.

Под ногами карликовые кустарники. Перед последним взлетом тропа теряется, мы бредем по камням и через 20 минут к 10.30, мы уже наверху в долине "7-ми озер". Мы дошли до отметки 2880 м. Это самая высокая точка нашего маршрута. К сожалению, в нашем навигаторе практически кончились батарейки, и мы смогли воспользоваться им на этом участке маршрута всего 1 раз.

Нам необычайно повезло с погодой: весь день стояла ясная погода, говорят здесь это большая редкость и многим так и не удается увидеть Белуху. Там, наверху, начинаешь понимать, зачем люди идут за тысячи километров в горы… Побродив около часа между озерами и сделав несколько снимков наверху, начали спуск.

Спустившись обратно к озеру к 13.00, мы быстро перекусили, и двинулись в обратный путь(15.30). К 19.00 встали на берегу реки Аккем на небольшой полянке прямо у воды.

22 августа. 8.30. Начало 2-ого дня обратного пути. С самого начала дня мы не стали ждать друг друга, а разделились на небольшие группы и шли в своем темпе. Как выяснилось позже зря! Дело в том, что большое количество человек, проходящее ежедневно по этому маршруту, не вынужденно пробивает все новые и новые тропы, в результате сбиться с нужной очень легко. Вдоль Аккема идут две основные тропы: одна внизу(ближе к реке), другая повыше. Так вот те, кто шел ниже, в результате к обеду пришли позже на 1.5 часа! И самое главное, что практически все шли разными путями и никто друг друга не видел. Обед устроили перед мостом через Аккем.

После обеда, перед самой Катунью, когда теряться-то вроде бы и негде, практически все опять заблудились. Как смешно это не звучит, но это правда. Причем происходит это настолько незаметно, что ты продолжаешь идти в полной уверенности, что идешь верно. К базовому лагерю все выходили в течение часа и из разных мест. К 16.30 все были в лагере.

Техническое описание реки Катунь от устья реки Аккем до пос. Чемал

23 августа. 11.30. Начало сплава. Ориентиром начала Аккемского прорыва служил небольшой ручей Берткем, впадающий справа в 300- 400 метрах от прорыва. За ручьем резкое сужение реки, виден небольшой левый поворот. На левом берегу кончается березняк и начинается осыпь, переходящая в скальную стену.

12.00. 1-я ступень. Расположена на левом повороте и представляет собой валы до 2 м на струе и небольшую бочку справа. Осмотр по ПБ. Проходили тандемами. Первый тандем страховали с берега, а все последующие со страховкой с воды из улова под ЛБ. Шли по основной струе в обход бочки. Остальные суда шли в бочку.

12.20. 2-я ступень. Расположена на прямом участке в сильном каньонном сужении. Сильная струя усложняет маневрирование, а наибольшую опасность представляет бочка по центру около 1 м. Осмотр с ПБ не достаточно удобен, но слева еще хуже. Шли тандемами, Первый тандем держался ближе к ПБ. Остальные суда шли в бочку.

12.40. 3-я ступень. Отличительной особенностью этого участка, является большой валун, лежащий у правого берега. Порог с явно выраженным сливом. После слива валы около 2.5 м. Ближе к правому берегу вал переходящий в небольшую бочку. Вся мощь исчерпывается 30-ю метрами. Устроили небольшую тренировку, пытались траверсировать реку по валам. Осмотр по правому берегу. Шли тандемами со страховкой с воды и берега. Первый тандем шел в центральный слив по валам только с береговой страховкой.

13.25. 4-я ступень. Представляет собой средней сложности шиверу, без явно выраженной линии движения, с небольшими валами 1- 1,2 м. Проходили тандемами с осмотром ПБ. Страховка осуществлялась с воды. Шли по основной струе.

13.44. 5-я ступень. Так же как и предыдущая представляет шиверу, но при входе справа довольно серьезная бочка около 1,5 м Дальше 5-я ступень ничего сложного для прохождения не представляет. Проходили тандемами по такой же схеме, как и все предыдущие. Все суда шли в бочку.

14.30-17.00. Погода не дала нам времени на поиски хорошего места для обеда. Вставать пришлось на крупновалунной осыпи ПБ после окончания 5-ой ступени Аккемского прорыва. В течение обеда шел проливной дождь. Пришлось делать громадный сушильный костер, благо дров(плавник) было более чем достаточно и натягивать тент.

17.20. 6-ая ступень. Последний и наиболее сложный участок. Порог с хорошо заметным сливом и мощной струей. Валы достигают 3 м, а с левого берега мощная бочка. Осмотр с ПБ. Шли тандемами. Первый тандем шел с взаимостраховкой, а все последующие страховались первым тандемом из улова ЛБ с воды. Порог проходили на большой скорости в центральный слив, минуя бочку.

17.50. 7 и 8 ступени представляют собой мощные шиверы. средней сложности. В конце 8-ой ступени в центре русла огромный обломок скалы – признак окончания Аккемского прорыва. Проход возможен по обеим протокам. Проходили тандемами, сходу, без осмотра. В 7-ой ступени во втором тандеме в бочке перевернулся Кат2. Его отловил Кат4-2, шедший с ним в тандеме, и помог зачалиться в улове ЛБ. После чего оба судна продолжили путь. Последний обломок все суда проходили справа.

18.20. После прорыва мощь шивер несколько падает. Наибольшую опасность представляют бочки, которые с воды очень плохо заметны. Все шиверы проходили тандемами без осмотра. Как правило, шиверы лучше проходить по центральным валам на большой скорости. 19.30. На стоянку встали на всем известной поляне ПБ при впадении в Катунь Аргута. Рядом со стоянкой на поляне знаменитый музей туристского творчества.

24 августа. Дневка. Не смотря на то, что до конца маршрута оставалось еще около 200 км, которые мы должны были пройти за оставшиеся несколько дней, – дневка была необходима. Стрелка Аргут-Катунь – место довольно своеобразное: многие его, наверное, не любят за перенаселенность, а многие наоборот. Чувствуешь себя как в коммунальной квартире. Но после зажатых, мокрых стоянок на Катуни здесь сухо и уютно. До обеда тренировались на каяках и Кате2 на выходном пороге Аргута - "Ворота". Серьезный порог с мощной бочкой под правым берегом. Страховка с кат4-3 с воды, из улова ПБ, и со спасконцом.

Пользуясь случаем, не могли не посмотреть красивейший порог "Атланты". После обеда вышли вверх по Аргуту по тропе ЛБ. Путь до порога не простой. Тропа периодически теряется на скалистых курумниках, много колючих кустарников. Порог с двух сторон стиснут камнями, которые веками подвергались действию воды. Словами невозможно описать их гладкость, теплоту, коварство и непостижимость. Это надо видеть.

25 августа. Утром мы с удивлением обнаружили, что голубая вода Аргута превратилась в грязный поток, по цвету слегка напоминавший какао без молока. Вода выше среднего (за ночь вода в Аргуте поднялась на 20-30 см). По этой причине шиверы, стали более мощными. Удивительнее всего, что вода в Катуни не изменилась, она по-прежнему, прозрачно голубая.

9.00. Начало сплава. Вода резко делится на голубую катунскую слева и коричневую аргутскую справа. 9.10. Сразу после устья Аргута подряд следуют две мощные шиверы. Валы до 2м по центру оказываются легким препятствием по сравнению с небольшими бочками, которые абсолютно не видны с воды. Шли тандемами с взаимостраховкой. На второй шивере в бочке киляется груженый Кат2. Кат4-2, идущий с ними тандемом помогает экипажу зачалиться и встать на ровный киль. Они же забирают у Кат2 продуктовый рюкзак.

9.30. Вся вода становится "аргутской". Швр следуют одна за другой. Приходится быть очень внимательными – в грязной воде плохо заметны даже большие камни. 9.30 -10.00. Отдых. Собираем всю группу целиком.

10.25. Шиверы становятся менее мощными. Идем кильватерной колонной с интервалом 50-100 м между судами. 12.15. Справа впадает река Чуя. И сразу справа появляется шоссе. 12.50. Проходим под пешеходным подвесным мостом, который перекинут высоко над водой. Под мостом порог "Ининский". Порог на общем фоне не заметили. Шли кильватерной колонной по основной струе.

13.00–14.00. Подходим к пос. Иня. Остановились на правом берегу после 2-го моста. В посёлке покупаем свежий хлеб, - есть хлебопекарня.

14.00. Продолжаем сплав. Характер реки тот же - валы, быстроток.

15.40. Слева виден пос. Малый Яломан. Река начинает сильно петлять. 16.00-17.30. После очередного левого поворота слева впадает мощный Большой Яломан. Встаем на обед на песчаном пляже перед притоком. Еду готовим в рощице выше пляжа.

17.30. Продолжение сплава. 19.00. Сложность и мощность шивер заметно возрастают, валы и бочки до 2,5 м (достаточно круто). Идем тандемами с взаимостраховкой, боимся влететь в порог "Ильгуменский". Одну особенно мощную шиверу принимаем за порог. За шиверой сразу понимаем, что ошиблись.

20.00. Порог "Ильгуменский" узнаем по характерной песчаной отмели слева и нагромождению крупных камней перед правым поворотом. Перед порогом, на левом берегу, некое подобие частной турбазы. Вода по-прежнему очень грязная, погода пасмурная. Скоро будет темнеть. Решили встать на ночевку. Порог осмотрели сразу же по ПБ. Стоянка на большой поляне верхней террасы ПБ перед порогом Ильгуменский выше песчаного пляжа.

26 августа. 9.00. Начало сплава. Пор. "Ильгуменский". В начале порога справа и в центре жёсткие бочки высотой до 1 метра, затем по центру следуют валы высотой до 2,5 метров. Через 100 метров река начинает делать правый поворот. В этом месте основная струя складывается с отбойной струёй от левого берега. В результате в начале поворота образуются пульсирующие валы с опрокидывающимися вершинами высотой до 3 метров. Наиболее простой путь прохождения порога -у правого берега через небольшую (относительно) бочку и далее вдоль правого берега в обход основной струи по уловам.

Порог проходили в следующем порядке: сначала тандемом с взаимной страховкой Кат4-1 без пассажира и Кат4-3 зашли левее центра (обходя бочку) и, пройдя первую группу больших валов, пересекли струю вправо, чтобы уйти от больших пульсирующих валов в начале поворота реки. После прохождения суда встали на страховку в улово ПБ за порогом. Остальные суда шли по одному по центру прямо в бочку и по всем валам.

10.00. За порогом до Кадрина несколько слабых шивер. Проходим кильватерной колонной с интервалом 50-100 м между судами. 10.25 Справа впадает Кадрин. За ним после входной шиверы - 1.5 км спокойной воды, а затем начинается "Кадринская труба", которая имеет протяжённость 4 км и представляет собой цепочку чередующихся препятствий (валы, прижимы, камни).

Перестраиваемся и начинаем двигаться тандемами. На одном из судов первого тандема – фотоаппаратура. Путь движения выбираем с наплыва. На отдельных участках валы в пороге достигали 2- 2,5 метров. В трубе сделали две промежуточные чалки, где организовали фотосъемку. 11.30. Закончили прохождение "Кадринской трубы" До порога "Шабаш" шли без разведки.

12.30. пор. "Шабаш". Ориентир порога – большой галечный остров слева, через 2 км после левого притока Кузюр. Осмотр с ПБ. Порог состоит из двух ступеней, разделенных 200 метрами быстротока с уловами. Каждую из которых можно считать за самостоятельный порог. "Шабаш-1" начинается сразу за правым поворотом реки. В начале ступени по центру и слева валы и бочки до 1 метра, справа проход проще, хотя бочки тоже есть. Затем ближе к левому берегу в центре - мощная пульсирующая бочка высотой до 2 м, после - высокие пульсирующие валы. Наиболее простой проход порога – вдоль правого берега. "Шабаш-2" – справа и слева бочки, по центру мощная струя с валами разного направления. На выходе самые мощные и большие пульсирующие валы с опрокидывающимися гребнями, высотой до 3м.

Зачалились на правом берегу напротив галечного острова за 100м до порога в небольшом улове. Ступени проходили раздельно. Первую ступень Кат4-1 прошел ближе к ПБ по самому безопасному варианту без пассажира, с береговой страховкой из улова ПБ за первой ступенью и встал на страховку в улово ПБ. Далее проходили по одному судну. Кат4-3 пошел так же как предыдущий. Кат4-2 пошел на скорости в центр основной бочки. Его практически поставило на свечу, но оставило на ровном киле. После прохождения Кат4-2 зачалился для страховки в улове под скалой ЛБ. Кат2 и каяк прошли ближе к ПБ. Кат4-2 остался страховать каяк1, который собирался проходить в центр бочки. Каяк1 завис в бочке, где у него сорвало юбку, Кат4-2 взял каяк и каякера на борт, но зачалиться перед "Шабашом-2" не смог. Кат4-1 прошел 2 ступень по центру, уходя ниже к ПБ, где в конце порога была береговая страховка, и встал на страховку в улове ПБ. За ним в порог пошел Кат4-2 с каяком на борту. Он шел ближе к ЛБ и попал в одну из бочек. Все обошлось. Кат4-2 зачалился у ЛБ за порогом. После их чалки, порог прошли остальные суда, держась его середины, по валам. Пассажира посадили в улове после порога "Шабаш-2". Все время моросит дождь - фотографировали мало. 13.45. Закончили прохождение порогов "Шабаш".

После "Шабаша" река успокаивается. Изредка попадаются слабые шиверы с валами до 1 м, "поганками", небольшими сливами. 16.00-17.30 Встали на обед перед устьем правого притока Кенечалкин, впадающего в Катунь небольшим водопадиком. Ниже впадения притока, на скале ПБ древние петроглифы. От устья притока к скале ведет тропа (500 м).

17.30. Продолжили сплав. Шиверы чередуются с плесами, местами сильные водовороты. Плёсовые участки становятся длиннее, а шиверы короче. Мест для стоянок крайне мало. Весь участок проходили кильватерной колонной с интервалом 50-100 м между судами, практически без отдыха. 20.45 Встали на большой поляне ПБ, со скамейками и навесом, рядом проходит хорошая грунтовая дорога, ведущая в пос. Куюс (до поселка 4 км).

27 августа. 9.00. Начали сплав. 9.00-11.00. Участок слабых шивер, чередующихся с быстротоком и плесами. Весь участок проходили кильватерной колонной с интервалом 50-100 м между судами без отдыха. 11.10. Справа впадает приток Эдиган. Через 300 м после устья притока начинается мощная шивера перед левым поворотом. Перед шиверой зачалились и просмотрели место зачаливания в ее конце. Прошли шиверу тандемами с взаимной страховкой. В конце шиверы осмотрели место чалки в пороге "Тельдекпень-1".

11.30. Порог "Тельдекпень-1" расположен в скальном коридоре. Имеет 3 ступени-сужения, вторая ступень перед мостом самая мощная. В местах сужения ширина реки не более 15 метров. Водовороты, поганки, развитая вертикальная и горизонтальная турбулентность струй являются основными препятствиями в пороге. Порог очень красивый и не опасный, однако, в нем могут подстерегать неожиданности: внезапно возникшая поганка может подхватить судно и закружить. Бороться с этим практически бесполезно – очень мощная струя, нужно ждать пока поганка рассосется и быстро уходить с этого места. Порог имеет протяженность до 500 метров и заканчивается в 200 м ниже автомобильного подвесного моста через Катунь.

Первую ступень прошли тандемами и зачалились в небольшом улове ЛБ перед второй ступенью. Осмотрели вторую и третью ступень с моста. Проходили тандемами. Эффективную страховку, при прохождении порога организовать затруднительно т.к. к воде не спуститься, ни в пороге, ни ещё на протяжении 400 метров за порогом и нормальных уловов без поганок в скальном коридоре тоже нет. Самой действенной здесь является взаимостраховка тандемами.

12.40. Через 2км за устьем правого притока Чеба - порог "Текдельпень-2" . Просмотр возможен по любому берегу. Сложная часть порога имеет длину порядка 100 метров и находится в начале каньона длиной около 700м. В середине порога огромная скала. В пороге мощный слив, пульсирующие воронки, поганки, водовороты. Мы просматривали порог по левому берегу. Проходили порог тандемами с взаимной страховкой. Линия движения – по центру, где влияние водоворотов и поганок. наименьшее. Проблемы с организацией страховки те же что и в предыдущем пороге. Решили эти проблемы аналогичным способом. 13.10. Закончили прохождения порога.

14.30. Дошли до порога "Еландинский" . Ориентир порога – отверстие штольни на склоне горы по ПБ. Возможен просмотр с двух берегов. В начале порога невысоким скальным островом русло реки делится на две неравные части. Основной поток воды идёт слева. Напротив острова в левой протоке слив с бочками по краям. За ними следуют невысокие валы. Затем идёт второй слив с бочками и валами помощнее, чем в первом. Порог просматривали по ПБ - здесь проходит дорога. Кат4-1, Кат4-2, и Кат2 прошли правой протокой, зачалились к острову и организовали страховку, фото и видеосъемку. Последние тандемы шли в центр бочек. Каяк кильнулся во 2-ой бочке, но легко встал после нее, катамаран почти встал на свечку, но упал на ровный киль. 15.00. Закончили прохождение порога.

15.10. Характер реки прежний. Участки спокойного быстротока чередуются с участками валов (не более 1 метра), встречаются большие камни в русле и острова. Уловы за камнями часто имеют вид мощных водоворотов. Весь участок проходили кильватерной колонной с интервалом 50-100 м между судами, практически без отдыха.

16.10. Ближе к посёлку Чемал по берегам появляются скалы. Порог "Чемальские ворота" (труба) начинается сразу после впадения правого притока р. Чемал (в сотне метрах от впадения р.Чемал перегородила плотина ГЭС). Здесь Катунь делает крутой поворот налево, при этом основной поток бьёт под прямым углом в скалу правого берега. В результате образуются мощные водовороты, поганки, хаотические валы. Проходили кильватерной колонной с взаимостраховкой.

16.45. Место бивака – травянистая площадка за прибрежной полосой деревьев. Здесь можно разместить несколько групп. Дров мало. К поляне со стороны посёлка подходит грунтовая дорога. Заказанный нами автобус смог подъехать для погрузки практически прямо к лагерю(на верхнюю террасу).

Выводы и рекомендации
Выбор района и нитки маршрута. Интересные места

Горный Алтай пользуется заслуженной популярностью у туристов всех видов. Здесь относительно развитая сеть дорог (в соседних Саянах дорог меньше!), высокие хребты (до 4500 м), густые леса, горные реки позволяют составить туристский маршрут на любой вкус, любой сложности.

Основным условием планируемого маршрута была возможность сплавиться по реке Катунь сверху на судах с металлическими рамами. Основной вариант заброски через Язовку в Казахстане отпал, после выяснения условий получения разрешения на въезд в заповедник через посольство Казахстана. Начинать получение разрешения нужно не менее чем за 3 месяца до начала похода. У нас этого времени не было. Тогда-то и возник авантюрный вариант заброски с лошадьми по Курагану, предложенный нам в ГорЦДЮТуре г. Горно-Алтайска по телефону. На словах все звучало заманчиво, на деле все оказалось и сложней и дороже. Каждая лошадь в день стоила нам 350 рублей (с учетом обратной дороги 6 дней). Кроме того, караван собирали в последний день, хотя мы договаривались заранее, и не все лошади оказались в хорошей форме для такого сложного перехода.

Несмотря на сложности, пеший переход был настолько эмоционален и интересен, что мы нисколько не жалеем о затраченных средствах и силах.

Приступая к разработке пешей части маршрута, мы, конечно, не могли не запланировать посетить район г. Белухи, известнейший район паломничества всех пеших и горных туристов. Мы спланировали радиальный выход вверх по реке Аккем до Аккемского озера. В течение прохождения верхней части маршрута, радиальный выход был под вопросом из-за длительного перехода на лошадях. В последний момент, "урезав" все дневки и проходя двойные нормы на прогонных участках, мы решили все же пойти к Белухе. Это был самый красивый этап похода, кульминацией которого был подъем в долину 7 озер("Семиозерье"). Ни один из тех, кто добрался до верхних озер, ни на минуту не пожалел о потраченных усилиях.

Сплав по Катуни проходил по местам, издавна посещаемым человеком. Известно, что здесь пролегал древний торговый путь, а в долинах есть старинные захоронения и иные интересные археологические объекты.

Особенностью маршрута является то, что по нашим сведениям ни одна водная группа не подходила к началу сплава нашим путем. Кроме того, впервые в Московском детском туризме (по нашим сведениям) группа сплавилась по Катуни сверху донизу.

Невозможно не упомянуть, что Алтай – родина многих известных людей: космонавтов, писателей, актёров, художников. Путь подъезда к маршруту пролегал через село Сростки – родное село В. Шукшина. Прямо на нашем маршруте в долине Катуни, находится другое примечательное место – посёлок Н. Уймон, в котором сделала непродолжительную остановку в 1926 году экспедиция, возглавляемая Н. Рерихом.

Конечно, приведённым не исчерпывается перечень интересных мест района путешествия. Интересующихся подробнее, отправляем к книге "Алтайский Край", Профиздат, 1987 г. и к книге "Алтай", Авангард, 1999 г.

Изменения маршрута и графика движения

График, составленный предварительно и заявленный в МКК был очень условным, вопросы заказа лошадей, движения с ними были оговорены с Горно-Алтайским ГорЦДЮТур весьма ориентировочно. Реальные условия волока определились только на месте. Они сильно отличались от запланированных, как по расстоянию, так и по времени. В связи с тем, что на волок понадобилось времени, существенно больше запланированного, нам пришлось сразу нагонять график, проходя на прогонных участках по 45- 50 км в день, а на нижнем участке до 70 км в день. Несмотря на большие трудности и напряженный график (всего одна дневка за 22 дня активной части), мы полностью выполнили программу похода и закончили его в запланированный срок.

Особенности сплава по Катуни

Основными препятствиями на Катуни являются мощные шиверы с большими валами и сливам, с небольшим количеством камней, с малым уклоном(до 5 м/км) и большим расходом (более 100 куб м/сек). Большой расход на сплавной части дает возможность хорошо маневрировать и выбирать разную по сложности линию движения на порогах для экипажей с разной подготовкой. Практически ни на одном пороге нет однозначной линии движения.

Наиболее интересными на маршруте по нашей воде являются пороги "Щеки-1", "Щеки-3", "Щеки-4", 3-я и 6-я ступени Аккемского прорыва, пороги нижней Катуни: "Ильгуменьский", "Шабаш-1", "Шабаш-2", "Еландинский".

Все участники похода прошли все пороги на маршруте. Исключение составляет пассажир судна Кат4-1 Докучаева Елена, которую высаживали на порогах "Щеки-3", "Щеки-4", "Ильгуменьский", "Шабаш-1", "Шабаш-2".

Оптимальным временем для прохождения данного маршрута следует считать период с середины июля до конца августа. В целом погода в нашем походе была замечательная и удивительная для этого района, славящегося обилием осадков. Отсутствие жары и холода, минимум дождей, не только позволило нам справиться с напряженным графиком, но и дало возможности 2 дня любоваться г. Белуха, что является большой редкостью.

Дары природы

Маршрут буквально изобилует "дарами природы". Особенно много грибов было на верхней части волока (до перевала), на сплаве ниже Щек, у устья реки Аккем, на радиальном выходе. Грибы встречались разные: белые, подосиновики, рыжики, грузди и т.д. Практически каждый день, несмотря на нехватку времени, ели или жаренные или соленые грибы, или клали их в суп.

Ягод было просто очень много. Мы насчитали 14 видов ягод. Особенно много было черной и красной смородины(верхняя часть волока до перевала), черники (волок ниже перевала, Щеки), малины (Щеки). Огромное количество брусники было на радиальном выходе.

Кедров много на пешей части до перевала, и год был урожайный, так что шишки мы поели достаточно.

Рыбы в принципе на Катуни много, но ее надо уметь ловить. Наши проводники вдвоем наловили нам в устье реки Турген столько рыбы, что хватило на всю группу. А в устье реки Бирюкса, в зимовье стоит бригада рыбаков (4 человека), заготовляющих хариуса. Мы купили у них 10 кг рыбы по 40 рублей за 1 кг, опустошив на половину один из 8 заполненных 20 литровых бидонов. Как им удалось наловить столько рыбы, они оставили в секрете.