Виды туризма

14 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
0 380 0
Руководитель: Суворов А.В. (Москва)
Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба


Содержание:
  1. Справочные сведения о походе;
  2. Состав группы;
  3. Характеристика района похода;
  4. Пути подъезда и выезда с маршрута;
  5. График движения;
  6. Лоция реки Ока Саянская;
  7. Техническое описание сплава;
  8. Заключение и рекомендации
Справочные сведения о походе

Название учреждения – ЦРТДиЮ "ЖУЛЕБИНО" ЮВОУ.

Округ – Юго-восточный.

Район похода – Восточные Саяны.

Вид туризма – водный.

Сроки похода – 04.08.2000 – 30.08.2000.

Состав группы

№ п/п Фамилия И.О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности № кат.
1 Суворов А.В. 1970 р. Катунь,Ока 4р Руководитель К4-1
2 Попов В.Н. 1962 р. Катунь,Ока 4р Зам. руководителя К4-2
3 Темляков М.В. 1979 р. Катунь,Ока 4у Пом.руководителя К4-3
4 Букреев Леонид 1982 р. Ока 4у Фотограф К4-1
5 Быков Александр 1982 р. Ока 4у Завпит К4-2
6 Девятков Алексей 1982 р. Ока 4у Реммастер К4-3
7 Барабаш Евгения 1983 р. Ока 4у Хронометрист К4-1
8 Плавский Тимофей 1983 р. Ока 4у Топограф К4-3
9 Девятков Денис 1985 р. Умба 3у Краевед К4-1
10 Гиниятуллин Роман 1982 р. Тумча 3у Ответств. за отчет К4-1
11 Васин Николай 1983 р. Ока 4у Командир К4-2
12 Баранов Александр 1983 р. Кереть 3у Завхоз К4-3
13 Быков Слава 1984 р. Кереть 3у Метеоролог К4-3
14 Кротова Юлия 1983 р. Ока 4у Краевед К4-2
15 Лучников Максим 1985 р. Умба 3у Завхоз К4-2

Характеристика района похода

Горная система Восточный Саян расположена на юге Сибири и имеет протяженность длиной около 1000 км (от левобережья Енисея почти до берегов оз. Байкал). Восточный Саян – одно из красивейших мест в районе озера Байкал. Поскольку это горы новейшей складчатости, этот район богат множеством интереснейших высококатегорийных рек, которые привлекают к себе большое количество туристов-водников.

Восточный Саян – хороший полигон для проведения пеших походов I-II категории сложности. По долинам рек Хойто-Гол, Дундо-Гол, Аржан-Хем проходят набитые тропы или дороги, поэтому движение по ним не является затруднительным. Однако движение без тропы в этом диком районе крайне не рекомендуется.

В этом районе находятся самые высокие и технически сложные вершины Саян – пик Топографов (3044м, 2А) и пик Чойган (2918м, 1Б). Посещение этих вершин может разнообразить нитку пешеходного, а также пеше-водного походов. При составлении графика движения пешеходного похода следует учитывать, что каждый второй день маршрута может быть ненастным.

В целом, поскольку район не является высокогорным, движение происходит в основном по тропам, реже по куруму.

Особых слов восхищения заслуживают минеральные источники, расположенные на берегу реки Хойто-Гол и Аржан-Хем – мин. ист. Хойто-Гол и мин. ист. Чойган. Это уникальные, живописнейшие уголки природы. Здесь, на берегах ледяных рек, расположены россыпи горячих (40-50) минеральных источников. Местные жители заботливо сделали у источников баньки, которые может посетить любой желающий. Эти места считаются у местных жителей святыми, поэтому непозволительно неуважение и потребительское отношение к жемчужинам творения природы.

Районом водной части нашего путешествия являлся Окинский район – самый высокогорный район Бурятии. Сплав осуществили по реке Оке-Саянской. Река пригодна для сплава на различных судах. В техническом отношении ее можно оценить как реку 4 к.с. Река является полноводной и мощной, что и является причиной большинства сложностей ее прохождения. Также сплавными являются крупные притоки Оки – Тисса, Жомболок, Урду-Ока, Хойто-Ока. Начало сплава по ним зависит от уровня воды, взятых судов и климатических условий данного периода.

Пути подъезда и выезда с маршрута

До пос. Слюдянка добирались поездом №350 Москва-Чита. Отправление из Москвы 04.08.2000 в 14.30, прибытие в Слюдянку в 6.45 08.08.2000 (местное время + 5 часов). Из пос. Слюдянка наняли машину до пос. Орлик (доехали до поселка Сорок и за него еще 10 км ). Время в пути – 9 часов. От пос. Орлик до минеральных источников Хойто-Гол можно заказать машину Урал.

От пос. Верхнеокинский до пос. Зима – заказ автомашины, или автобус местного сообщения.

До мин. ист. Чойган можно долететь вертолетом из города Кырен. Время полета 1 час 45 мин, оплата 10 000 руб за час – в оба конца, разумеется.

Из пос. Орлик 2 раза в неделю – среда и суббота - автобусное сообщение со Слюдянкой – отправление туда – в 12.00, обратно – в 5.00. Время в пути – 9 час., стоимость билета – 150 руб. Автобус всегда заполнен местными, и рассчитывать на место в нем могут лишь маленькие группы из 3-4 человек.

Из пос. Слюдянка курсируют электропоезда в сторону Иркутска и Улан-Удэ, а также ежедневный местный поезд в порт Байкал.

Из пос. Монды 2 раза в неделю ходит автобус в г.Иркутск.

Из г. Зима до Москвы добирались поездом №9 Иркутск-Москва. Отправление из Зимы - 28.08.2000 в 11.00, прибытие в Москву – 31.08.2000 в 15.20.

График движения

День Дата Участок маршрута Км Время Препятствия Способ передвиж.
1-5 04.08-08.08 г.Москва – пос.Слюдянка 5310 98 час - поезд
6 9.08 Пос.Слюдянка-пос.Сорок + 10 км – р.Ока ок.450 8,5 час - автомаш.
7 10.08 Стапель - - - -
8 11.08 Р.Ока – ЛБ перед пос.Орлик 25 3 час 40 мин Шиверы II - III к.с. сплав
9 12.08 Тисские пороги - ЛБ перед р.Сенца 24 4 час 10 мин Тисские пороги сплав
10 13.08 Лавовый поток – остров напротив пос.Хужир 22 2 час 40 мин Шиверы III к.с. сплав
11 14.08 Отсидка - - - -
12 15.08 Р.Ока – ПБ за слиянием с р.Аятаме 18 1 час 45 мин Шиверы, перекаты сплав
13 16.08 ЛБ за слиянием с р.Халбая-Хара-Гол 10 1 час 10 мин Шиверы сплав
14 17.08 Пор. Геологов, ПГ-1,ск.Каландрашвили 6 50 мин Пор.Геологов, ПГ-1, ск. Каландрашвили сплав
15 18.08 Пор.Окинский, Бурятский, ПГ-2, прп.№20,21-ПБ 8 1 час 20 мин Пор.Окинский, Бурятский, ПГ-2, прп.№20,21 сплав
16 19.08 Пор.Ары-Бурье – ПБ перед прп.23 4 20 мин Пор.Ары-Борье, прп.23 сплав
17 20.08 Дневка - - - -
18 21.08 Прп.№23-35 – пор.Харагольский-1 – ЛБ за ним 12 1 час 30 мин Прп.№23-35, пор.Харагольский-1 сплав
19 22.08 Харагольский-2 – прп.№39-58 – ПБ за р.Тэргэтэ 18 2 час 40 мин Харагольский-2, прп.№39-58 сплав
20 23.08 Пор.Мельница – прп.№60-69 – пор.Центрифуга – прп.№71-74 - ПБ перед р.Урда-Ока 16 2 час 50 мин Пор.Мельница – прп.№60-69, пор.Центрифуга, прп.№71-74 сплав
21 24.08 Р.Ока– ЛБ напротив р.Хара-Гол (65км от п.В.Ока) 71 7 час 40 мин Шиверы III-IV к.с. сплав
22 25.08 Отсидка - - - -
23 26.08 Р.Ока – ЛБ перед пос.Верхне-Окинский. Антистапель. 65 4 час 50 мин Шиверы, перекаты сплав
24 27.08 Пос.Верхне-Окинский – г. Зима. – г.Иркутск 110 + 210 1 час 45 мин + 4 часа - автомашина, поезд
25 28.08 г. Иркутск – г.Москва 5100 74 часа - поезд

Лоция реки Ока Саянская

Следует отметить, что большинство препятствий Оки в целом и ущелья Орхо-Бом, в частности, имеет характер крупногалечных перекатов. Их состояние существенно зависит от уровня воды, а структура постепенно меняется со временем из-за перемывания русла. Большинство препятствий реки мы шли после паводка, приравненного местными жителями к наводнению, поэтому не стоит ориентироваться на такой уровень воды. В менее дождливое лето характер препятствий будет существенно отличаться от описанного нами.

На участке сплава от летника Долан-Гуру до пос. Орлик встречаются простые шиверы и перекаты II-III к.с., не требующие просмотра. Линия движения легко определяется с воды.

За пос. Орлик после слияния с Лпр – р.Тисса – Тисский порог. Состоит из 3-х ступеней, протяженностью 150- 250 м, разделенных между собой. Наиболее мощные валы – в конце второй ступени под ЛБ. Прохождение по основной струе походным порядком.

На протяжении нескольких километров после устья Жомболока на Оке продолжается лавовый каньон. Простые шиверы, валы до 0,7 м. Далее многочисленные разбои, протоки. По берегам поселки, отдельные фермы и дома до самого ущелья Орхо-Бом. Перед входом в ущелье, в районе о.Тухурен-Тала, основной протокой является левая. Ходовое время от устья Жомболока до входа в ущелье около 3,5 часов.

1.- 4. Шиверы, валы до 1 м. Перед п. пр. р.Етомай – хорошая стоянка. Перед прп.5 слева, за устьем Хамбая Хара-Гол хорошая стоянка.

5. "Трех Геологов". Горка с прижимом к правому берегу, валы до 1 м. Опасна, в основном, сбойка основной струи, идущей вдоль берега, с широкой, сильно турбулентной струёй, скатывающейся с горки. На этой сбойке развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки - ощутимая для малых судов. В малую воду возможен просмотр с острова.После просмотра с ЛБ прошли походным порядком правее центра.

6.- 8. Шиверы, валы до 1 - 1,6 м.

9. "Пронеси Господи -1". Прямая труба с валами до 1,5 м. Начинается сразу за правым поворотом. Просмотр с левого берега. Слева перед порогом хорошо заметная отмель и улово, но ручей виден плохо. В первой трети под ЛБ бочка 1,2 м. В средней части под ПБ бочка около 2-х м. После просмотра прошли походным порядком по центру и левее него.

10. "Каландарашвили". Простая шивера-горка с прижимом к скале левого берега. В скале опасные карманы. По центру на выходе – бочка 1,5м. Под ПБ в средней части огромная бочка более 2,5 м. Прошли после просмотра по центру походным порядком. В малую воду проход под ПБ и по центру исключен, что заставляет преодолевать навал на скалу ЛБ.

11. Простая шивера, валы до 1 м.

12. "Окинский". Один из самых мощных порогов в ущелье. Начинается за левым поворотом. Ориентир – отвесная скала – "Парус", высотой около 30м на ЛБ. Просмотр по правому берегу, чалка к галечной отмели в начале поворота. В первой трети ближе к правому берегу расположен котел, глубиной 1,5 м, в который затаскивает течением с трех сторон. Во второй трети в средней части и ближе к ЛБ валы до 2,5 м, в последней трети пульсирующие валы до 2 м. Проходили по центру походным порядком.

13. "Бурятский"(Интеграл). Отделен от пор."Окинский" быстротоком 200- 300 м. Просмотр слева по отмели или справа со скалы. Горка с прижимом вправо; после горки под скалой неприятный котел 2 м, который можно обойти по центру через бочку 1,7 м. При желании можно пройти под ЛБ, обойдя препятствие. На выходе прижим к выступу правого берега, на траверзе его - пульсирующие валы до 1,5 м. Прошли походным порядком по центру и левее него. Через 300- 400 м, на правом повороте слева песчаная отмель и хорошая, но сильно загаженная стоянка.

14. Шивера, валы до 1,5 м.

15."Пронеси Господи - 2". Простая горка с прижимом к выступу скальной стенки правого берега. Струя раздваивается, часть воды уходит в бифуркационное улово направо. Опасен и сложен только для тяжелых малоподвижных судов. Прошли с ходу, по центру.

16.- 21. Шиверы,валы до 1,5 - 2 м.

22. "Ары-Бурье". Длинная шивера с беспорядочными валами, в конце - прижим к левому берегу. Высокие пульсирующие валы до 2 м - выше прижима по центру и под ПБ. Прошли походным порядком по центру и правее него.

23.- 30. Шиверы. Валы до 1 м, местами до 1,5 м, отдельные бочки до 2 м (в прп.№29 под ПБ!).

31. Шивера у галечного островка. В основной правой протоке - неприятная турбулентная сбойка основной струи с боковой, сливающейся с галечной горки. Несколько напоминает пор. "Трех Геологов", но в меньшем масштабе. На выходе – валы до 1,5 м.

32.- 35. Шиверы, валы до 1,5 м. В конце шив. 35 - котел 3 м в прижиме у левого берега, где одна "четверка" легко перевернулась через нос – экипаж едва удалось выловить до пор. Харагольский-1. Перед порогом на ЛБ – место для стоянки.

36."Харагольский - I". Начинается от устья р. Харагол, Валы до 2 м. На входе слева бочки до 1,5 м, на выходе пульсирующие валы до 2 м. Просмотр по левому берегу. После просмотра прошли по центру. Напротив последней трети порога на ЛБ – стоянка.

37. Шиверы, валы до 0,5 м.

38. "Харагольский - 2". Начинается на местном левом повороте, просмотр по ЛБ. Прямая труба с валами до 2 м. Прошли походным порядком.

39.-50. Шиверы. Валы до 1,5 м, на выходе из некоторых препятствий - пульсирующие валы и бочки до 2 м.

51.- 54. Шиверы, валы до 0,5 м.

55.- 58. Шиверы, валы до 1,5 м. При наличии прижимов за ними у внутреннего берега образуется улово с мощными поганками, проход по внутреннему краю основной струи (на выходе прп. №56 под ПБ бочка более 2-х м).

59. "Мельница"." Порог-перекат в основной левой протоке. Просмотр по острову затруднен, чалка - на приверхе острова чуть правее точки разбоя. Горка с общим падением 1,5м, валы до 1,7 м, на выходе прижим влево. Прошли походным порядком, ориентируясь на прошлогоднюю линию движения.

60.- 69. Шиверы, аналогично 55.-58. В районе препятствий 62.-63. ущелье расширяется, по обоим берегам хорошие стоянки. Встречаются рыбаки на моторках, приплывшие снизу, но мало – т.к. высокая вода.

70. "Центрифуга". Галечная горка слева направо и прижим к правому берегу. На входе под ПБ бочка около 2 м. Валы до 1,5 м, на выходе пульсирующие валы до 2 м. Легко обходятся слева по улову. Прошли по центру и правее него после просмотра.

71.- 73. Шиверы, валы до 1,5 м. Перед устьем р. Хойто-Ока хорошая стоянка – но там стояли три группы. Стоянка на ПБ перед р.Урду-Ока не дурна.

Далее следуют изолированные шиверы с валами до 1,5 м, в основном заканчивающиеся в районе рек Б. и М. Слюда. Несколько шивер расположены ниже. Местонахождение отдельных препятствий не соответствует указанному на карте. Отдельного упоминания заслуживают два правых прижима под ПБ валы и бочки более 2,5 м!.

111. Перед прижимом левый поворот, один крупный и несколько мелких островов. Высокая скала правого берега - рыжего цвета (все остальные скалы серые). Цепочка чистых валов до 2 м заканчивается бочками до 2,5 м, не угадываемыми с наплыва.

117. Прижим к скале правого берега выше устья р. Хульцай; ориентирование по поворотам реки. На выходе массив пульсирующих валов и бочек до 2,5 м.

Много местных рыбаков на моторках, отношение нейтральное. Ниже Арзомской шиверы горы резко кончаются, здесь много стоянок рыбаков и куротников, по правому берегу появляется дорога. От пос. Левый Сарам основная протока левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден). Пoc. Верхнеокинский расположен в стороне от реки и с воды также не виден. Перед поселком река собирается в одно русло. С правого берега к реке подходит лесистый кряж Толстый мыс, издалека видный среди равнинной местности. За мысом галечный перекат слева направо, на левом берегу видны моторки, сарайчики, остатки катамаранных и плотовых рам. Здесь, на береговой террасе - традиционное место завершения маршрута.

Техническое описание сплава

День приезда. 08.08.2000. Город Слюдянка. Ночевка в парке в 400м от вокзала на берегу оз.Байкал. Знакомство с местными достопримечательностями (музей Камня Жигалова, музей Байкальской железной дороги, омуль разного копчения).

1 день. 09.08.2000. Вблизи вокзала г.Слюдянка ( 150 м ) есть линейный отдел милиции. Один из милиционеров для извоза купил крытый ЗИЛ. На этой машине мы ехали на Оку в прошлом году и чувствовали себя спокойно с двумя ментами в кабине (один из них был с майорскими погонами). Цена машины – 4 тыс рублей. В последнее время туристы избаловали местных водителей, поэтому торг затруднен.

Нас высадили в 10 км на СЗ от пос.Сорок, близ летника Далан-Гуру. Водители опасались нехватки бензина на обратную дорогу, т.к. в пос. Орлик якобы были с ним проблемы. Мы остановились на пологих травянистых площадках среди лиственниц.

2 день. 10.08.2000. Стапель. Сборка катамаранов на дюралевых рамах. Для диагоналей долго пытались найти какую-нибудь березу. Местные нами не интересовались, лишь проходила бурятская семья с летника, предлагали молоко.

3 день. 11.08.2000. Характер реки: перекаты, шиверы с валами до 1 м. При ширине русла до 60 м, глубина 1 – 2,5м. Дно крупно-галечное. По ПБ идет хорошая грунтовая дорога в сторону пос. Орлик, иногда она выходит на берег реки. Обрывистые берега на поворотах сменяются пологими травянистыми площадками среди хвойного леса – обилие мест для стоянок. Препятствие реки не представляет сложности и линия движения легко читается с воды. После мощного Л пр – р.Диби через 7 км на высоком ПБ видны первые дома пос.Орлик. Останавливаемся на ночлег на пологих площадках ЛБ в 1 км южнее поселка. Стоянки есть и на ПБ, но там более многолюдно.

4 день. 12.08.2000. Сплавляемся 1,5 км до улицы пос.Орлик, выходящей к берегу. Делаем остановку. Докупаем продукты. Изучаем поселок. Надо бы зарядить аккумуляторы, но жаль времени (о чем потом пожалели). Ассортимент продуктов и хозтоваров разнообразен, цены московские.

Через 50 мин сплава наблюдаем место впадения мощного левого притока. Это р.Тисса. Сразу за ней три ступени Тисских порогов. Проходим походным порядком (здесь и далее), что подразумевает прохождение первых двух судов тандемом со страховкой в дальнейшем третьего судна с воды. Первая ступень длиной 150 м, валы до 1,5 м под ЛБ. Вторая ступень – на сужении реки длиной 200м с пульсирующими валами на выходе до 2-х м. Третья ступень - валы и бочки до 1,5 м. Проходим без просмотра.

Продолжаем сплав, наблюдаем ЛЭП с ЛБ на ПБ и обратно, остатки паромной переправы и новый автомобильный мост. Ночевка перед устьем р. Сенца на ЛБ. Ровные поляны, обилие дров. Рядом летник, где живет бурятская семья. Можно купить молочные продукты.

5 день. 13.08.2000. Весь предыдущий день, вечер и всю ночь шел проливной дождь. За ночь вода поднялась на 1,1 м. Скорость течения с 8,5 км/час увеличилась до 12 км/час. Сплавляемся среди обломков деревьев, плавника. Вода мутно-коричневого цвета.

Характер реки: перекаты, шиверы с валами до 1,5 м. При ширине русла до 60м глубина до 4 м, береговая линия затоплена, выступающих камней нет даже у берега. Дно крупно-галечное.

Довольно часто река делится на протоки, но основное русло легко отличить. Перед устьем Жомболока хорошее место для ночевки. Далее река пропиливает лавовый поток. Справа и слева можно наблюдать в разрезе лавовые языки на протяжении более чем 20 км. Из-за отвесных стен лавы ночевка здесь затруднительна. За зимовьем Сайлаг по ЛБ к берегу подходит грунтовая дорога. На крутом повороте реки в 2-х км от зимовья ее смыло селевым потоком. Здесь пытается работать бульдозер. На 220 км (здесь и далее от пос. Верхнеокинский) расположен пос. Хужир. Магазин в нем есть, но товаров нет, как нет и электричества (хотя говорят, бывает). Покупаем домашний хлеб и молоко. Ночуем на острове напротив поселка. Наша ночевка из него не видна. Здесь пологие площадки и обилие дров, а также найден щенок (породистый) – вероятно он был смыт на остров при подъеме воды.

6 день. 14.08.2000. Предыдущий день и всю ночь шел дождь. И сегодня он не прекращается ни на минуту. Вода поднялась еще на 0,7 м. Скорость течения около 20 км/час. Мимо проносятся вывороченные с корнем живые сосны, высотой 30- 40 метров. Если вода еще поднимется на 10 см – с острова придется срочно бежать, т.к. остров будет затоплен. Здесь обилие сухостоя, есть разрушенная рыбацкая хижина. Северный, более низкий берег острова давно затоплен, как затоплен и противоположный берег.

К вечеру дождь утихает, вода спадает на 0,2 м. Воду для готовки нужно отстаивать и процеживать, т.к. в ней очень много взвеси.

7 день. 15.08.2000. За ночь вода ушла еще на 0,3м. Сплавляемся по воде темно-коричневого цвета. Найденного щенка перевозим на левый коренной берег – он долго пытается бежать за нами. Этот участок сплава характеризуется высокой скоростью течения и затопленными берегами. Постоянно проплывают вырванные с корнями огромные деревья. В районе пос. Алаг-Шулун много проток, но основную выделить просто. На ЛБ расположено село Моэлта. Это последний электрифицированный пункт перед ущельем, хотя электричество подают с перебоем. Далее река вновь делится на несколько проток, но из-за высокого уровня воды они все проходимы. Держимся правых по ходу. Останавливаемся на ночлег у чистого правого притока – р.Аятаме. Здесь высокий берег, обилие саранчи, ровные травянистые площадки. Дров достаточно. На ближних склонах обилие черной смородины, в лесу много грибов. В 1,5 км на восток есть зимовье. К нему подведено электричество, которого сейчас нет. Туда приезжают буряты для сбора ягод.

8 день. 16.08.2000. Мы не торопимся в Орха-Бом, т.к. очень высокая вода и пороги в ущелье очень мощны. Еще невозможно ловить рыбу, потому что вода совершенно мутная. С утра за 30 мин сбегали на одну из окрестных вершин – полюбоваться сверху долиной р.Ока.

За ночь вода упала еще на 0,4 м. Сплавляемся по кофейному потоку, входим в ущелье Орха-Бом. Вокруг красивейшие отвесные стены ущелья (высотой до. 2800 м ). Справа по ходу – р.Етомай. Перед устьем – хорошая стоянка. До и после места впадения простые шиверы с валами до 1 м. Через 1,7 км за Л пр – р.Халбая-Хара-Гол, встаем на ночевку на пологом берегу. Обилие пологих площадок, сухостой. В лесу полно грибов и брусники. У устья р. Халбая-Хара-Гол слабо ловится хариус (за ним можно подняться на 4 км вверх по притоку). В омутах ловится налим. Ждем падения воды.

9 день. 17.08.2000. За ночь вода упала на 0,6 м. С места ночевки видно горку с навалом на ПБ - пор.Геологов. Проходим походным порядком под ПБ, учитывая навал на скалу. Слева впадает приток Кэрмэша-эше-Хара-Гол, справа водопадом впадает ручей. Шиверы № 7,8 – хаотичные валы и бочки до 1,5 м. На выходе из прп.№ 8 под ЛБ до 1,8 м. За прп. № 8 нужно пристать в песчаном заливе под ЛБ для осмотра прп. № 9 – пор.Пронеси Господи-1.

Прохождение походным порядком по центру и левее него - этого мощного порога, длиной 200 м с валами на выходе до 2 м. В 200 м ниже находится прп. №10 – пор. Скала Каландрашвили, длиной 200м. Осмотр по ПБ затруднен из-за обилия смытых паводком деревьев. Ориентир – скала, высотой 300 м на ЛБ. Прохождение по центру походным порядком. Встаем на ночевку на ПБ на песчаных полянах за порогом. Обилие плавника, много ягод, грибов.

10 день. 18.08.2000. За ночь вода упала еще на 0,3 м. Через 400 м – остров и несложный перекат в правой протоке. За крутым левым поворотом еще через 200 м расположено прп №12 – пор. Окинский. Ориентир – ручей Хусан-Жалга на ПБ и высокая скала ЛБ. Длинный осмотр по ПБ. Длина порога 150 м. Под ПБ в первой трети порога мощная бочка около 1,8 м. По центру в первой трети валы до 2 м. В средней части по центру мощные валы до 2,5 м. На выходе пульсирующие валы до 1,5 м. Прохождение походным порядком по центру. В конце порога на ПБ ровные площадки для ночевки, обилие сухостоя, место для бани.

Через 100 м на правом повороте – пор.Бурятский (Интеграл). Осмотр со скалы ПБ. Длина порога 100м. В первой трети на входе бочка – 1,8м. Далее прижим вправо и неприятный котел под скалой ПБ более 2-х м. На выходе валы до 1,5 м. Прохождение походным порядком по центру. При желании валы и бочки можно легко обойти под ЛБ. За пор. Бурятский на ЛБ – место стоянки. Далее за шиверой 14 прп №15 ПГ-2. Прижим к скале вправо. Прохождение походным порядком по центру.

Прп. №16 – 19 – шиверы, валы до 1,5 м. Перед крутым поворотом у правого притока чалка к ПБ – осмотр прп №20 – это мощная шивера с валами до 2 м. В первой трети под ПБ мощная бочка 2,5 м Прохождение походным порядком под ПБ и по центру. У одного из катамаранов от мощного удара валом разошелся балон от носа до кормы. Спасработы были проведены успешно. Шкуру зашивали 2,5 часа.

Прп. №21 – шивера, валы до 1,8м. Ночевка в конце прп. №21 на ПБ из-за позднего времени. Песчаный пляж, пологие травянистые площадки, ручей, обилие плавника. Встречаются грибы. Ловится налим.

11 день. 19.08.2000. Прп. №22 – пор. Ары-Бурье длинный мощный порог-шивера, с валами до 2 м. Наиболее мощные пульсирующие валы в первой части по центру. Прохождение с ходу по центру походным порядком. На выходе навал на скалу ЛБ. Ночевка за прп. №22 на песчаном ПБ. Хорошая рыбалка, много ягод, грибов.

12 день. 20.08.2000. Прекрасная баня на песчаном берегу. Отличная ловля хариуса и налима. Ягоды, грибы, блины, моросящий дождь целый день.

13 день. 21.08.2000. Прохождение сходу походным порядком шивер с валами до 1,5 м и бочками до 2-х метров. Особо можно отметить прп.№ 29 и 31. Здесь встречаются бочки более 2-х м. Пытаясь собирать все препятствия, нашли несколько мощных бочек и валов, заставивших к дальнейшим шиверам относиться более серьезно. При прохождении шиверы №35 обнаружили под ЛБ огромный пенный котел. Первые два судна прошли по его краю, оценив сложность прп., третье судно шло через котел, где было легко перевернуто через нос. Спасработы прошли удачно – экипаж был выловлен до р.Хара-Гол. В результате киля был потерян спининг, каска и весло, которое, впрочем, было поймано на следующий день. Экипаж полоскало в бочке от 5 до 15 сек., в зависимости от спасжилета (надувные держало больше). Катамаран жевало более 1 мин.

Перед левым притоком р.Хара-Гол на ЛБ есть место стоянки со старой деревянной разрушенной баней. Т.к. это место было занято, решаем ночевать на ЛБ в конце пор. Харагольский-1. Р.Хара-Гол из-за дождей в месте брода имеет глубину 1,3 м - с трудом переходится стенкой из 2-3-х человек.

Пор. Харагольский – дл.200 м. На входе – валы и бочки до 1,5м, далее валы до 1,5 м и на выходе пульсирующие валы до 2м под скалой ПБ. Прохождение по основной струе походным порядком. За порогом – плес 100 м. Здесь хорошая рыбалка, в урожайный год есть кедровые шишки.

14 день. 22.08.2000. Через 100 м плеса чалка к ЛБ – просмотр прп №38 –пор.Харагольский-2. Это прямая труба около 150 м с валами до 2 м. Прохождение по центру походным порядком. Прохождение шивер № 39-58 сложности для больших судов не представляет. Линия движения хорошо читается с воды. Для шивер характерны валы и бочки до 1,5 м, на выходе из прп.- пульсирующие валы до 1,5 м. При желании, собирая все прп., можно найти бочки более 2-х м, как, например, в прп. № 46,56 под ПБ. Часто встречаются удобные места для стоянок – в основном, у шивер. За шиверами иногда пробуем ловить хариуса. Удается с переменным успехом.

Останавливаемся на ночлег за устьем р. Тэргэтэ на обихоженной туристами стоянке ПБ – здесь подряд расположены 3 удобные стоянки. Наша украшена барельефами людей на мощных стволах деревьев. Хорошая рыбалка. Красивое место. В прошлом году здесь нами были встречены первые рыбаки.

15 день. 23.08.2000. С места ночевки проходим плес – 700м. Далее ориентир – остров и в левой протоке прп.№ 59 – пор.Мельница. Это порог представляет собой перекат с валами до 1,5м. Возможен просмотр по острову – чалка на южной оконечности острова. В нашу воду порог не представляет особой сложности. В большую воду, слышали, весьма серьезен. Прохождение по основной струе походным порядком. Прп. № 60-69 – шиверы. Незначительные прижимы в поворотах, валы и бочки до 1,5м. Ущелье постепенно расширяется. За шиверами останавливаемся, ловим хариуса.

Ориентир прп. № 70 – пор.Центрифуга – галечный остров – слева, и скала – справа, на крутом левом повороте. Просмотр с острова. На входе под ПБ – бочка 1,5 м. Далее валы до 1,5 м, бочка 1,2 м левее центра. На выходе прижим к скале ПБ и пульсирующие валы 2м., легко обходятся под ЛБ). Прохождение походным порядком правее центра.

Шиверы 71-73 – нагромождение валов и бочек до 1,5м. Камни лишь под берегом. Ночевка в конце прп № 73 – перед слиянием с р.Хойто-Ока на ЛБ занята. Это конец Орха-Бома. Хорошее место для стоянки, дневки, бани, рыбалки. Здесь находится граница Бурятии, далее – Иркутская область.

Встаем на ночевку в 1 км ниже прп. №73 на ПБ перед устьем р.Урду-Ока. Здесь ровные песчаные площадки, считающиеся местом стоянки здешних рыбаков. Соседство с рыбаками не принесло нам неприятностей. Они даже угостили нас пойманной сетью рыбой. Вода в Урду-Оке чистая, дров вокруг навалом. Встречаются грибы и брусника.

16 день. 24.08.2000. Опять пасмурно. До Верхне-Окинского осталось 136 км. Далее – изолированные шиверы с валами до 1,5м. Особого внимания заслуживают шиверы № 111,117. Ориентиры – обрывы скал ПБ, обе на Л повороте. Чистые валы до 2 м, в конце – бочка 2,5м. С воды не читаются. Один катамаран поставило на "свечу", другие прошли сбоку походным порядком. При желании можно легко обойти эти прп. под ЛБ. В нашу воду даже в прп. №111, 117 легко можно получить киль. Далее до р. М.Слюда – шиверы и перекаты, не представляющие интереса для больших судов. Долина выполаживается, встречаются рыбаки, но их мало, т.к. вода высокая и мутная. Возможна ночевка на пологом ПБ за устьем р. М.Слюда. Ровные площадки, много дров, ловится хариус. Мы здесь обедаем и продолжаем сплав под моросящим дождем. На поворотах реки часто встречаются отвесные скальные стены. По берегам встречаются избы, зимовья. В месте впадения чистых притоков (Хульцай, Дандонар, Игнюк) возможна ловля хариуса. Встаем на ночевку на песчаном возвышении на ЛБ напротив р. Хара-Гол. Неважная ночевка. Небольшие ровные пятаки, хотя дров достаточно.

17 день. 25.08.2000. Отсидка из-за дождя. Предыдущий вечер, ночь и весь день лило как из ведра. За ночь подъем воды на 0,5 м, за день – еще на 1 м. По реке опять плывут вывороченные с корнем деревья. Дождь стеной не прекращается ни на минуту.

18 день. 26.08.2000. С утра пасмурно, дождь лишь накрапывает. За 2 дня дождя скорость течения реки увеличилась почти вдвое. Мутный поток несет нас на СВ. Встречаются незначительные пороги и перекаты, камней в русле нет, рыбаков практически тоже. Опять дождь. По ЛБ начинается лиственный, преимущественно березовый лес. Вдоль ЛБ идет проселочная дорога. Между ней и берегом есть 3 – 4 места для стоянки. Хотя берег сильно затоплен, они видны с воды.

Ниже Арзомской шиверы горы резко кончаются. По берегам – дороги. От пос. Левый Сарам основная протока – левая, переходит в основную правую сразу после пос. Бахвалово (с воды не виден). По сравнению с бурятскими поселками эти – нищие. Пос. Верхне-Окинский с воды не виден. На ЛБ наблюдаем сарайчики, моторки. По ЛБ идет хорошая дорога. Здесь традиционное место антистапеля – достаточно удобные места для ночлега, есть сухостой, но очень мало. До поселка 1 км. В поселке работают ларьки. Можно договориться о ночевке в детском саду. При ночевке на берегу вещи лучше убирать. Можно воспользоваться рейсовым автобусом, но мы пытаемся найти машину. Водитель крытой а/м сам находит нас вечером и предлагает свои услуги. Это Анатолий Кочнев. С ним можно иметь дело – серьезный и не жадный мужик. Ночью мы уезжаем в пос.Зима ( 110 км, 1 час 45мин).

Через 1,5 часа мы на проходящем поезде уезжаем в г.Иркутск (4 часа в пути, стоимость билета – 70 руб (плацкарт)). В Иркутске обзор достопримечательностей, баня, рынок. Ночевка в помещении ЦДЮТК по адресу: ул.Красноказачья, д.9. Утром поезд в Москву.

Заключение и рекомендации

1. Восточный Саян очень интересен для пеших и водных маршрутов групп школьников.

2. Идеальное время проведения похода – август.

3. Нитка маршрута была традиционной, но не была рассчитана на длительную непогоду, поэтому из-за частых дождей несколько сбился график движения.

4. Прохождение водной части позволило нам ознакомиться с миром Восточных Саян.

5. Интересным и познавательным для участников может быть посещение источников Хойто-Гол и Чойган.

6. Простота подъезда, природное изобилие препятствия различной категории сложности делают этот район притягательным для туристов со всей страны.

7. При нахождении в республиках Тува и Бурятия нужно стараться не оскорблять религиозные чувства местного населения.

8. При планировании пешей части нужно хотя бы третий день закладываться на непогоду.

9. В водной части можно более растянуть Орха-Бом. Это позволит лучше изучить его препятствия, а также получить большее удовольствие от рыбалки.

10. Из-за паводкового уровня воды сплав некоторых участков маршрута прошел в ускоренном темпе.

11. Из-за высокого уровня воды сложность представляли не только именные пороги, но и ряд шивер (№ 20!, №35!!!, №111, №117).

12. Наблюдая резкий подъем воды в течении суток настоятельно рекомендуем при малейшем намеке на непогоду исключить стоянки на островах, выбирая для них лишь высокий коренной берег. Суда привязывать с учетом возможного подъема воды!

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию