5 августа 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V

Отчёт о водном походе 5 к.с. по рекам Башкаус – Чулышман – Чульча – Чуя - Катунь 2019 год

1. Справочные данные о походе (паспорт похода)

Место проведения: Российская Федерация, Республика Алтай.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

(пятая)

с 26.04.2019

по 22.05.2019

Подробная нитка маршрута: г. Сергиев Посад – г. Москва – г. Новосибирск (ж/д) – пос. Акташ – р. Башкаус (авто) – р. Башкаус (сплав) – р. Чулышман (авто) – р. Чакрым (пешком, разведка возможности сплава) – р. Чулышман (сплав) – р. Чульча (волок) – р. Чульча (сплав) – р. Чуя (авто) – р. Чуя – р. Катунь – пос. Чемал (сплав) – г. Новосибирск (авто) – г. Москва – г. Сергиев Посад (ж/д)

Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Уровень воды

каньон Змейка

1 км

Скальный каньон, 2 ступени в его начале, представляющие собой сливы и слалом между камней. В нашу воду – во 2-ой ступени ледяной мост, далее в каньоне –ещё один.

каньон Открытый

500 м

Скальный каньон, один слив до 1,5 м (в нашу воду – негабарит), далее ещё несколько сливов.

порог Предбанный

300 м

Шивера со сливами и камнями в невысоком скальном каньоне.

порог Камень преткновения

500 м

Несколько сливов в зигзаге реки, далее река упирается в обломок скалы, по обеим сторонам от него каменные обломки, ниже ещё одна глыба, перекрывающая струю.

Трек

250 м

Слив в сужении со скальными обломками в центре русла, далее быстроток с несколькими сливами.

шивера-порог

Скальный коридор

1 км

Шивера со сливами, камнями и прижимами в скальных стенках (в нашу воду наледь по обоим берегам).

Интеграл

150 м

Быстроток со сливами, далее зигзаг между скальными обломками  заканчивающийся прижимом к ЛБ. (в нашу воду – ледяной каньон со стенами высотой до 2 м)

Проводка

300 м

2 слива справа и слева от группы камней, далее очередной быстроток со сливами в скальном сужении.

порог Прощание Саратана

Слив 1,5 м, за ним прижим к ЛБ

р. Чулышман

шивера

Мини-каша

500 м

Мощная шивера с множеством сливов, бочек, камней и навалов на них.

Поперечный

300 м

Каменная гряда делит реку на 2 протоки. ПрПрот многоводнее и чище в начале, ЛПрот – в конце. Необходим манёвр, есть несколько проходов справа налево.

шивера-порог

Длинный

250 м

Мощная шивера с большим падением с множеством сливов, бочек и камней.

Стадо бегемотов-1

150 м

Мощная шивера в плавном ПрПов с большим количеством надводных валунов в русле.

Стадо бегемотов-2

250 м

2 ступени. 1-я ступень на ЛПов – 2 слива через всё русло в воротах, образованных каменными глыбами, далее валы и бочки. 2-я ступень – горка с множеством камней.

шивера

Чёрный клык

200 м

Мощная шивера с большим количеством надводных валунов в русле и по берегам

Кульминация

500 м

3 ступени: 1-я ступень – ворота между камней, подпертый снизу камнями, 2-я ступень – ещё одни ворота, 3-я ступень – косая бочка и слив в ворота с резким манёвром вправо.

шивера № 23

400 м

В 1-ой части – крутые сливы с навалами на камни. Во 2-ой части – огромные камни перегораживают реку, сливы между ними, далее косые валы.

шивера № 24

650 м

Мощная шивера с множеством камней. В нашу воду – несколько явно выделяющихся каменных гряд через всё русло со сливами между камнями.

порог Пустячок

200 м

Входная часть – слалом среди скальных обломков, со сливами и бочками. Далее струя бьёт в крупный камень, за ним навал на камень поменьше. Справа от проход закрыт полуобливными камнями, слева – чистый проход с парой сливов.

шивера № 26

На ПрПов каменистая отмель отжимает поток к скальному ПБ, крутопадающая шивера с камнями, сливами и бочками.

500 м

Река сжимается каменными осыпями с обоих берегов, в русле отдельные камни, валы.

Средний

порог Труба

300 v

В русле обливные и надводные камни, валы, бочки.

шивера Предкаша

500 м

Валы, сливы между камнями, переходит в порог Каша.

порог № 44

400 м

Двойной зигзаг, в русле огромные скальные обломки, далее ещё один ПрПов со сливами.

порог № 45

150 м

В русле группы камней, струя идёт от ПБ к ЛБ, несколько сливов на основной струе.

Туданский

200 м

Сливы с мощными бочками между двумя крупными скальными обломками, далее слив через плиту с обливным выступом, ниже идёт цепочка мощных валов и бочек.

Средний

Коварный

300 м

Слив-горка вокруг большой глыбы, далее горка в сужении русла, ниже 2 слива с бочками и сильный навал на два полуобливных камня

Итыкайский

200 м

Длинная горка с большим падением с хаотичным нагромождением камней с навалами на них и сливами.

400 м

Мощная шивера с большим падением с камнями, бочками и сливами, хаотично разбросанными по реке.

порог № 4

50 м

Мощный свал через каменную гряду, ниже бочка, справа навал на скалу у ПБ.

Две глыбы

300 м

Заходная шивера со сливами и бочками, далее серия косых валов, ниже 2 глыбы посередине реки, на которые наваливает струя.

Каменоломня

200 м

Шивера с большим числом обливных камней вверху и череду сливов до 1,5 м с косыми бочками и валами внизу.

р. Чуя

порог № 9

150 м

Серия сливов в ЛПов, последний самый мощный, в нем несколько подводных камней, затем навал на скалу.

порог Суровый

300 м

Навал на скалу высотой 7 м, далее ряд больших обливных камней, серия косых ворот, сливы и навалы на камни. Далее слалом между камней, за которыми  большие бочки, ниже шивера на ПрПов и косые скальные ворота.

порог Пирамида

150 м

Русло разделяется на 2 струи, основная – левая, разгоняясь, наваливает на центральный пирамидальный камень высотой 5 м. Перед камнем косая бочка, далее быстроток с бочками.

порог № 14

2 протоки вокруг острова из крупных глыб, основная левая, в ней ряд полуобливных глыб и навал на большой зуб. Далее ещё несколько навалов на камни и слив через гряду камней.

порог Гарнитур

400 м

3 части:. 1-ая – сливы на разгонной струе, 2-ая – серия навалов на камни, бочки, скальные ворота с прижимом к ЛБ, 3-я – водопад Тихий высотой до 1,5 м.

порог Поворотный

1-ая ступень – быстроток со сливами через 2 гряды камней поперёк всей реки,

2-ая – на ЛПов струя проходит через нагромождение каменных глыб.

порог Трио

250 м

Шивера с валами, ниже 3 больших камня, между которыми сливается вода.

Гулькин нос

150 м

В 1-ой ст. река упирается в груду камней, справа непроход, слева – слалом меж камней, 2-ая ст. – прямой слив с бочкой.

порог Зайсан

100 м

На входе 1-ой ступени водопадный слив с мощной бочкой, далее навал на скалу ЛБ. 2-ая ступень – поток с пульсирующими прямыми и косыми валами и бочками.

200 м

Слив с бочкой под мостом, далее ещё несколько сливов с бочками в сужении реки, на выходе валы.

порог Слаломный

3 км

Протяжённый каскад препятствий, состоящий из цепочек валов до 1,5 м, сливов и бочек.

порог Турбинный

100 м

Струя с косыми бочками на ЛПов, далее  слив и 2 протоки, в обоих слив с бочкой, в ПрПрот косой, в ЛПрот – более пологий.

порог Т/к Горизонт

150 м

1-я ст. – горка разделена грядой камней на две протоки, в ПрПрот – слив с  валами, бочками и навалом на скалу ПБ,

2-я ст. – слив с бочкой на 2/3 русла.

р. Катунь

порог Ильгуменский

300 м

Cужение русла, струя с валами до 2,5 м высотой, в конце порога у ЛБ бочка 1,5м.

каскад порогов

Кадринская труба

14 км

Cерия сужений в скальных берегах, валы до 2 м, бочки.

порог Шабаш

400 м

1-ая ст. на входе валы, бочки до 1,5 м, далее основной слив: в центре бочка 2 м, слева косые бочки до 1,5 м, справа чисто. 2-ая ст. на входе слева сливы через плиты; справа слив 1,5 м с бочкой, по центру струя с валами до 2 м.

порог Тельдекпень-1

Разгонная шивера на ПрПов, далее в скальных воротах слив, ниже валы до 1,5 м, в каньоне множество воронок и поганок. Через 300 м ещё один слив.

порог Тельдекпень-2

250 м

Справа обломок скалы, слева горка с валами, между ними слив, далее мощные поганки в скальных стенках.

Общее число пройденных препятствий:

5С – 2 шт., 5В – 11 шт., 5А – 12 шт.,

4С – 5 шт., 4В – 14 шт. 4А – 6 шт.

Общее число участников: 8 чел.

Средства сплава: катамаран двухместный – 4 шт.

Адрес хранения отчёта: Библиотека ФСТ МО, ТК «Абрис», Московская обл., г. Королёв, ул. Коминтерна, д. 14.

Маршрут и состав группы утверждены МКК ФСТ МО.

Маршрутная книжка № 12/2019 от 14 апреля 2019 г.

2. Справочные данные о районе похода

Алтай в переводе с тюркского означает «Золотые горы». Это – самая высокогорная область Сибири. С севера на юг высота хребтов постепенно возрастает и достигает наибольшей величины в Катунско-Чуйской цепи, где расположена наивысшая отметка Алтая – гора Белуха (4506 м). Характер рельефа большей части горных массивов – альпийский – глубоко изрезанный с остроугольными пиками. На вершинах многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются ледники, дающие начало горным рекам.

Климат района – резко континентальный: жаркое лето и очень холодная зима. По многолетним данным экстремальные значения температуры поверхности почвы в Чуйской и Курайской степях колеблются от –6З°С до +58°С, т.е. годовая амплитуда здесь достигает 121°С. Летом суточные колебания температуры составляют 20 – 25 градусов (от –6°С ночью до +20°С днем). Резкие контрасты температуры объясняются не столько высокогорным характером степей, сколько сильным выхолаживанием при безоблачном небе и безветрием. Температура в горах понижается с подъёмом на каждые 100 м на полградуса. Осадки распределены неравномерно: в горных районах количество осадков достигает 1000 мм в год, в равнинной части – не более 500 мм. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишённая растительности нивальная зона.

Растительность Горного Алтая уникальна. К настоящему времени там зарегистрировано более 1800 видов растений, около 1000 видов лишайников, что составляет около 50% всей флоры Сибири.

В регионе сохранился целый комплекс видов животных, редких и исчезающих в других регионах. В Красную книгу Республики Алтай занесено 19 видов млекопитающих, 67 видов птиц, 4 вида рыб, 20 видов насекомых.

Коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая – алтайцы.

Наиболее крупные города, через которые проходит маршрут:

Новосибирск (до 1926 года – Ново-Николаевск) – третий по численности населения город России. Административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области. Город областного значения, образует муниципальное образование город Новосибирск со статусом городского округа, являющегося самым населённым муниципальным образованием в стране. Город является центром Новосибирской агломерации. Крупнейший торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр Сибири. Новосибирск основан в 1893 году, статус города получил в январе 1904. Численность населения – 1612833 человека (по данным 2018 года). Город расположен на обоих берегах реки Обь рядом с Новосибирским водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС. Территория города, в пределах его городской черты, составляет 505,62 км².

Барнаул является административным центром Алтайского края. Располагается в Западной Сибири в лесостепной равнинной зоне на левобережье реки Обь в устье реки Барнаулка. Рельеф Барнаула сформирован Приобским плато, осложнён плоскобугристыми поверхностями, оврагами, крутоспадающими склонами рек Обь, Барнаулка и Пивоварка.

Горно-Алтайск расположен в предгорьях Алтая, на реке Майма, близ её впадения в реку Катунь. Со всех сторон окружён невысокими северными отрогами хребта Иолго. История города восходит к началу XIX века – тогда на месте современного Горно-Алтайска находилось небольшое поселение телеутов. В 1824 году из Бийска сюда переехали первые русские поселенцы и основали село Улала. Дальнейшее его развитие было тесно связано с работой Алтайской духовной миссии. В 1831 году в Улале начинает работу главный стан, здесь собираются миссионеры и священнослужители. Позднее в село переезжают и некоторые бийские купцы. За несколько десятилетий Улала превращается в крупный торговый центр Бийского уезда Томской губернии. В Горно-Алтайске работают Республиканский краеведческий музей имени А. В. Анохина, Национальный театр, университет. На территории города находится Улалинская стоянка древнего человека. В Горно-Алтайске в данный момент строится здание для хранения мумии «Алтайской принцессы». Это здание будет пристройкой к основному зданию национального музея и напоминать курган, откуда была извлечена мумия.

Маршрут Верхний Башкаус – нижний Чулышман проходит по Улаганскому району республики Алтай. Башкаус – левый приток Чулышмана, берёт свои истоки с северных склонов юго-восточных отрогов Курайского хребта и течёт на северо-запад, севернее Курайского хребта. После впадения левого притока Джундука общее направление долины поворачивает на север, к Чулышману и Телецкому озеру, прорезая Улаганское плато. Сплавной участок Верхнего Башкауса имеет пороги 5 к.с., но этот участок используется, в основном для раскатки перед Нижним ущельем или сплавом по Чулышману. Самое сложное препятствие на этом участке Саратанский каньон – череда препятствий в узком ущелье с большим падением и высокой скоростью потока. Истоки Чулышмана стекают с отрогов южной части Шапшальского хребта в озеро Джулу-Коль (Джулукуль) в южной части Чулышманского нагорья (часто озеро называют истоком). На нижнем Чулышмане располагается Туданский каскад. Каскад начинается несложными шиверами, за которыми следует порог «Туданский», технически сложный, требующий разведки и страховки. Ещё один именной порог каскада «Коварный» – также достаточно сложное препятствие.

Река Чульча (слово «Чуль» имеет древние корни и происходит из лексикона коренных народов Сибири, на шорском и хакасском языке слово «чул» означает «маленькая речка, ручей») берёт своё начало с западного склона Шапшальского хребта и является одним из крупнейших притоков реки Чулышман. Длина реки 180 км, в том числе 135 км от озера Итыкуль, где начинается сплав, до устья. Площадь бассейна Чульчи составляет 2390км2. Если долины соседних рек, в основном, неплохо изучены, исключая отдельные труднопроходимые участки, то долина Чульчи мало изучена и практически не посещается людьми. Причиной последнему отчасти является то обстоятельство, что Чульча проходит по юго-восточной части Алтайского государственного заповедника. Главное же, конечно, в малодоступном характере долины Чульчи.

Река Чуя берёт начало на западных склонах хребта Чихачева. Собственно, Чую образуют два рукава: северный – р. Бугузун, и южный – р. Барбургазы. Длина реки составляет 320 км. В районе пос. Чибит долина реки настолько заполнена моренными отложениями, что Чуя прорезала себе сквозь горы путь в новом месте, образовав 15-ти километровую цепь сложнейших порогов Мажойского каскада. Чуя вскрывается в конце апреля, замерзает в конце октября. Наибольший расход наступает в июле, заканчивается – в сентябре. Чуя – правый приток реки Катунь – самой крупной реки Алтая.

Катунь берёт начало у подножья г. Белуха. Обогнув Катунский хребет, река (от устья Аргута) круто поворачивает на север и в 688 км от истока, сливаясь с Бией, даёт начало великой сибирской реке – Оби. Основные притоки – реки Кокса, Кураган, Аргут, Чуя, Кадрин, Урсул, Сумульта.

3. Состав группы, пройденные препятствия

№ п/п

Фамилия, имя,

отчество

Туристский опыт

Обязанности в группе, распределение по судам

Лямин

Антон

Евгеньевич

5р – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

5р – Дулисмар – Нерал –  Дюпкун – Горбиачин – Чёрная (Путораны)

5у – Малый Нарын – Арчалы – Каракуджур – Джоанарык (Киргизия)

4р – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань – Б Лаба – Белая (Кавказ)

4р – Хангарул – Зун-Мурин – Утулик (Хамар-Дабан)

4р – Кокса – Катунь (Алтай)

руководитель,

капитан кат-1

Зайцев

Сергей

Владимирович

5у – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

4у – Нярма-Яха – Кара (Полярный Урал)

3усл (у) – Лоймола – Уксунйоки (Карелия)

н/к с эл.4(у) – Колосайоки (Карелия)

видеооператор,

Пётр

Николаевич

4у – Кокса – Катунь (Алтай)

3усл (у) – Лоймола – Уксунйоки (Карелия)

н/к с эл.4(у) – Колосайоки (Карелия)

хронометрист,

матрос кат-2

Зайцев

Юрий

Владимирович

4у – Ток (Амурская область)

4у – Тохмайоки – Уксунйоки (Карелия)

лоцман,

капитан кат-3

Рыжов

Николай

Геннадьевич

5у – Колвица – Канда – Кутсайоки – Ура – Зап. Лица – Титовка (Кольский)

4у – Зеленчук – Аксаут – Маруха – Кубань (Кавказ)

старший хронометрист, матрос кат-3

Зельнякова

Мария

Вадимовна

6у – Обихингоу (Памир)

6у – Ак-Алаха – Кара-Алаха (Алтай)

6у – Китой (Саяны)

5у – Чон-Кемин (Киргизия)

5р – Чуя – Катунь (Алтай)

медик,

капитан кат-4

Бычков

Максим

Алексеевич

5у – Кекемерен (Киргизия)

5у – Малый Нарын – Арчалы – Каракуджур – Джоанарык (Киргизия)

4р – Аалдзга – Мокви – Восточная Гумиста (Абхазия)

4р – Колвица – Рябина – Красненькая – Кутсайоки – Тумча (Кольский)

4у – Урик (Саяны)

Гарнитур

Поворотный

Трио

участок Мажойского каскада от Оройского моста до пор. Малыш (включит.)

6А – 6C

Тельдекпень-2

4. Основная часть

4.1. Общая идея похода

Идея сплавиться по Алтайским рекам весной родилась, прежде всего, из-за невозможности большинства участников группы в 2019 году пойти в большой поход летом. В процессе утрясания графика отпусков группа сошлась во мнении, что у всех получится сходить в поход в районе майских праздников. Определившись со сроками, стали подбирать подходящие регионы. На Кольском ещё холодно, на Кавказе уже бывали, и, за исключением Средней Азии (куда большинству участников было необходимо оформлять разрешение на выезд, и к тому же многие дороги в горах могли быть ещё занесены снегом), оставался Алтай. В отчётах некоторых групп говорилось о возможности сплавиться по известным алтайским рекам весной, а не летом, как обычно. Именно Алтай и был выбран как регион будущего похода.

Основная цель похода состояла в повышении спортивного мастерства участников, что подразумевало насыщенность маршрута препятствиями и достаточное их количество на реках маршрута (желательно разного характера – как по протяжённости, так и по расходу воды).

Исходя из этих стартовых условий и стали подбирать маршрут. В итоге остановились на следующей последовательности рек. Сначала проходим верхний Башкаус (для разминки и с возможностью автосопровождения, что подстраховало бы нас при возможных сложностях на реке, если условия сплава будут затруднены низким уровнем воды и/или неблагоприятной ледовой обстановкой – как, кстати, и вышло), затем Чулышман (тут мы ожидали, что со льдом проблем уже не возникнет, а вода будет достаточно высокая, хотя бы не ниже средней), на Чулышмане проверить на возможность сплава приток Шавлы Чакрым и сплавиться по нему при благоприятном уровне воды. Далее, после прохождения Чулышмана, пройти нижние пороги Чульчи (пяторочный участок), после чего переехать на Чую, пройти верхнюю часть Мажойского каскада (пятёрочную часть до Оройского моста) и далее идти по ней и по Катуни, на сколько хватит времени, сил и желания.

4.2. Варианты подъезда и отъезда, расположение МЧС, зон ограниченного доступа, прочая подобная информация

Заброска на реки Горного Алтая обычно начинается в городах Новосибирск, Барнаул и Бийск, куда можно добраться авиа- и железнодорожным транспортом, а также из Горно-Алтайска, где есть аэропорт (железной дороги нет).

Автомобильная заброска на Алтай из Барнаула чуть короче, чем из Новосибирска, но в Новосибирск поезда идут значительно быстрее, чем в Барнаул, в итоге в обоих случаях суммарное время заброски (ж/д + авто) получается одинаковое. Кроме того, через Новосибирск идёт значительно большее число поездов, что даёт больший выбор при планировании поездки. Поэтому, а также в связи с большим объёмом багажа и нежеланием заморачиваться с получением груза в праздничные дни (как оказалось потом, мы перестраховались), мы решили ехать до Новосибирска поездом. Один человек летел самолётом до Новосибирска и встретил нас там на ж/д вокзале.

Обратно мы также решили ехать поездом, а двое участников (Маша и Максим), которые уезжали раньше, после прохождения Башкауса, Чулышмана и Чульчи, уехали на машине в Новосибирск и оттуда улетели в Москву самолётом.

Часть рек на Алтае доступна для обычного транспорта (не полноприводного), в этих случаях заброска производится прямо на реку. В нашем случае автомобильная заброска состояла из 2 участков. Сначала на обычной Газели мы ехали до Акташа, где пересаживались на ГАЗ-66 и далее на реки Башкаус и Чулышман ехали уже на нём.

При заброске до Акташа и выброске группы из Чемала, а также двух человек с Чуи мы воспользовались услугами Ивана Замчалова. Его телефоны: +7-960-939-11-55 и +7-3854-31-11-10, также информацию можно посмотреть на сайте "http://www.bialtur.biysk.ru." rel="nofollow"

Забрасывались на Башкаус, а также перебрасывались с Башкауса на Чулышман, а с Чулышмана на Чую с помощью Александра Суховеркова и его ГАЗ-66. Его телефоны: +7-913-691-96-76 и +7-903-919-74-30.

Обоих их рекомендуем всем, кто планирует походы на Алтай, оба соблюдают договорённости как о времени подачи машины, так и по стоимости перевозки (что в других регионах бывает не всегда). Если соберёмся ещё ехать на Алтай, с удовольствием воспользуемся их услугами снова.

Поскольку дорога на Газели от Новосибирска до Акташа занимает почти целый день, то, доехав до Акташа, мы остановились на ночь в гостинице по адресу: с. Акташ, ул. Трудовая, д. 9, тел. +7-960-968-10-35, +7-903-919-77-44 (ИП Стонт Макар Макарович, он же занимается и заброской туристов на маршруты на своём ЗИЛ-131, отзывы тоже положительные).

По завершении маршрута, когда возможность задержки с доставкой груза не была критичной, и поскольку два человека из нашей группы после прохождения Чулышмана улетели домой самолётом (временно оставив груз у Ивана Замчалова), то на обратной дороге мы отправляли большую часть груза транспортной компании «Деловые линии». Сдача груза, взвешивание и оформление необходимых документов происходит быстро, Кроме того, с 2018 года у этой транспортной компании появился терминал в Сергиевом Посаде. В Новосибирске есть терминал этой грузовой компании (всего их 4), работающий круглосуточно 7 дней в неделю, что очень удобно. Расположен он по адресу: г. Новосибирск, Северный проезд, 37/5 (N54.945°, E82.9234°), тел. +7-383-210-53-54, сайт: www.dellin.ru.

Поскольку в наших планах было пройти Чакрым – приток Шавлы, впадающей в Чулышман ниже Шавлинского ущелья, то была сделана попытка получить разрешение на посещение Алтайского заповедника. Итог длительных переговоров с администрацией заповедника – официального разрешения (с печатями и штампами) получено не было, но было получено устное – мол, идите, если возникнут проблемы с егерями, свяжетесь с нами – всё равно у вас спутниковый телефон есть. На этом наша работа с заповедником и завершилась, поскольку пройти Чакрым мы не смогли из-за низкого уровня воды, и непосредственно на территорию заповедника почти не заходили. Но тем, кто решит пройти Чакрым (а, на наш взгляд, прохождение каньонов Чакрыма будет очень и очень спортивным, и того стоит), советуем попробовать официальное разрешение получить. Ниже приводим контактную информацию:

ФГБУ «Алтайский государственный заповедник»)

Адрес: 649000 г. Горно-Алтайск, пер. Набережный, д. 1, а/я 91

Телефон (факс): +7-38822 214-19.

Эл. почта: agpzmain@mail.ru.

Сайт: "http://www.altzapovednik.ru" rel="nofollow".

Перед прохождением маршрута мы зарегистрировались в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС, ниже приводим их координаты:

Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пер. Спортивный, д. 12А

Телефоны: +7-38822-229-14 – оперативный дежурный, +7-38822-264-10, +7-38822-231-24, сайт: "http://www.04.mchs.gov.ru/" rel="nofollow", эл. почта raltspas@mail.ru.

4.3. Аварийные сходы с маршрута, возможность экстренной связи

Наш маршрут включал большое число рек с переездами между ними с помощью автотранспорта и пролегал по разным, удалённым друг от друга районам Горного Алтая. Поэтому на разных реках возможности сняться с маршрута сильно отличались.

Вдоль сплавного участка Башкауса (в нашем случае – участок 5 к.с. от впадения р. Иолду до села Улаган) на некотором удалении проходит грейдер до деревень Саратан и Язула. Сняться можно на большей продолжительности участка. Но если такая ситуация возникнет в Саратанском каньоне, то для выхода наверх может потребоваться горное снаряжение.

На Чулышмане при возникновении необходимости сняться с начальной части маршрута, до начала Шавлинского ущелья, стоит возвращаться к деревне Язула по тропе, идущей по правому берегу. В самом Шавлинском ущелье сняться с маршрута практически невозможно, троп и дорог нет, выход наверх из ущелья крайне сложен и трудоёмок. Такая ситуация сохраняется до конца Шавлинского ущелья. Начиная со впадения р. Шавла по берегам Чулышмана начинают появляться тропы. Есть возможность запросить помощи с кордона заповедника Чодро, расположенного на правом берегу примерно в 5 км ниже устья Шавлы (стоит отметить, что с воды кордон не видно). Далее изредка есть тропы по обоим берегам реки, но используются они преимущественно пастухами, другого движения по ним практически нет. На этом участке можно либо двигаться по этим тропам до дороги, идущей из Улагана через перевал Катуярык в село Балыкча, либо продолжить сплав до этой же дороги с обносом порогов. Дорога через перевал Катуярык появляется на левом берегу реки через 7 – 9 км ниже порога Ворота. Трафик на этой дороге более существенный, здесь есть возможность договориться с водителями проезжающих машин об экстренной выброске. Кроме того, можно планировать прохождение этого участка реки с автосопровождением, что облегчит Вам прохождение порогов Туданского каскада.

Реки Чуя (исключая верхнюю часть Мажойского каскада) и Катунь (за исключением участка от впадения Ильгуменя до села Куюс) текут вдоль автомобильных дорог и сняться при необходимости можно почти везде. На некоторых участках дорогу видно с воды, в других местах до дороги придётся немного пройти. На участке Катуни от Ильгуменя до Куюса сняться с маршрута можно у впадения реки Урсул, где к реке подходит автомобильная дорога (многие группы здесь заканчивают маршрут). На этом участке по обоим берегам часто встречаются и грунтовые дороги. Так что при необходимости сняться с маршрута на этом участке стоит или выбираться по ним до асфальтовых дорог, либо, если позволяют обстоятельства, продолжить сплав с обносом наиболее сложных препятствий.

Сотовая связь на маршруте:

– на Башкаусе – есть вблизи Усть-Улагана, в верховьях нет;

– на Чулышмане и Чульче – сотовой связи нет;

– на Чуе – связь изредка есть – как правило, вблизи населённых пунктов и/или турбаз;

– на Катуни – есть вблизи населённых пунктов и в некоторых удалённых от населёнки местах, где cвязь не закрывается местным рельефом (зависит от сотового оператора).

В сезон на этих реках бывает много туристических групп, возможно, при необходимости удастся связаться с большой землёй и запросить помощь через них (или непосредственно у них). В нашем случае много групп было в период майских праздников, после их окончания туристических и коммерческих групп мы не встретили.

4.4. Особенности предпоходной подготовки

Данный поход не отличался оригинальностью предпоходной подготовки и включал в себя обычные мероприятия: подготовку судов, проверку снаряжения и его ремонт или замену, своевременную покупку билетов, подготовку карт и лоций, закупку продуктов и прочего. Несколько участников приобрели сухие костюмы взамен неопреновых, кто-то поменял спасжилет, кто-то – защитный костюм. За зиму решили, что наш состав ремнабора в определённой степени излишен (не столько по качественному его составу, сколько по количеству каждого элемента, особенно расходников – тезы, клея и т.д.), и при сборах с особой тщательностью подошли к их комплектованию – так, чтобы снизить его вес и объём без снижения его ремонтной способности.

С началом сезона открытой воды в апреле съездили группой на Полометь, посмотрели на новых участников группы, раскатались после зимы и вспомнили, как держать в руках весло, покидали морковки, отработали самосплав.

4.5. Карта маршрута

Способы передвижения:

– сплав,

– пешком,

– заброска, переброска, выброска (ГАЗ-66).

4.6. График движения группы

Весь день ясно, + 12…16 ºС

ПБ Башкауса выше пор. Предбанный – ПБ Башкауса перед ЛПов после высоты 1298,5

15 мин

пороги Предбанный, Камень преткновения, Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка, Прощание Саратана

Весь день облачно, + 8…12 ºС

Переезд на Чулышман

ЛБ Чулышмана выше моста у дер. Язула – ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш

30 мин

Утром и днём облачно, вечером снег,

+ 6…10 ºС

ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш – остров у впадения р. Шавла

9 ч 40 мин

шивера Мини-каша, пороги Поперечный, Длинный, Стадо бегемотов-1, Стадо бегемотов-2, Чёрный Клык, Кульминация, шивера 23, 24, порог Пустячок, шивера 26

Утром облачно, днём и вечером ясно,

+ 10…14 ºС

Осмотр волока и каньона р. Чакрым

Полуднёвка, баня

ПБ 0,5 км ниже пор. Туданский – ЛБ Чулышмана 1 км выше впадения Чульчи

пороги Туданский, Коварный, Итыкайский,

Весь день ясно, + 19…24 ºС

Занос судов на Чульчу и сплав по ней

пороги № 4, Две глыбы, № 6, Каменоломня

35 мин

пороги № 14, Гарнитур, Поворотный, Трио

+ 12…14 ºС

Прохождение выходной части Мажойского каскада (стоянка там же)

пороги Гулькин нос, Зайсан

+ 3…6 ºС

ЛБ Чуи ниже пор. Т/к Горизонт –  ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень

+ 8…10 ºС

ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень  – ЛБ Катуни 1 км выше впадения р. Бол. Аяла

порог Ильгуменский, Кадринская труба, порог Шабаш

+ 10…12 ºС

ЛБ Катуни 1 км выше впадения р. Бол. Аяла  – пос. Чемал

55 мин

пороги Тельдекпень-1, Тельдекпень-2, Еландинский, Чемальская труба

+ 15…19 ºС

Переезд в Новосибирск

Авто

Утром и днём ясно, вечером облачно,

+ 15…19 ºС

Электричка

4.7. Техническое описание действий группы

Участники:

Лямин Антон Евгеньевич (Антоха, Адмирал) – руководитель похода, капитан кат-1 (рис. 1);

Зайцев Сергей Владимирович (Серёга) – видеооператор, фотограф, медик, матрос кат-1 (рис. 2);

Стрелков Юрий Николаевич (Юрбас) – завхоз, капитан кат-2 (рис. 3);

Калмыков Пётр Николаевич (Петька) – хронометрист, матрос кат-2 (рис. 4);

Зайцев Юрий Владимирович (Юрец) – лоцман, капитан кат-3 (рис. 5);

Рыжов Николай Геннадьевич (Колян) – старший хронометрист, матрос кат-3 (рис. 6);

Зельнякова Мария Вадимовна (Маша) – медик, капитан кат-4 (рис. 7);

Бычков Максим Алексеевич (Макс) – реммастер, матрос кат-4 (рис. 8).

Суда и распределение по экипажам:

кат-1 «Белрафт-2ТТ» (Адмиральская двойка) – Лямин Антон и Зайцев Сергей (рис. 9);

кат-2 «Fox-802» (Юрбасова двойка) – Стрелков Юрий и Калмыков Пётр (рис. 10);

кат-3 «Григ-ХХ» (двойка Коляна) – Зайцев Юрий и Рыжов Николай (рис. 11);

кат-4 «Красное солнышко» (Машина двойка) – Зельнякова Мария и Бычков Максим (рис. 12).

Условные сокращения и обозначения:

шив. – шивера,

р. – река,

руч. – ручей,

ТХВ (техническое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение, отдых в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъёмки, прохождение порогов (включая их катание), осуществление спасработ,

ЧХВ (чистое ходовое время) – время, потраченное группой на передвижение и прохождение порогов (не включая отдых в пути, просмотр порогов, выставление страховки и фотосъёмки, в случае, если какие-то пороги «катались» группой – одно «зачётное» прохождение, без учёта «покатушек»).

Расстояния измерены:

– водные участки маршрута – курвиметром по топографической карте масштаба 1:100000 с коэффициентом 1,2;

– пешие участки маршрута – навигатором GarminE-Trex 30.

Рис. 1 – Лямин Антон

Рис. 2 – Зайцев Сергей

Рис. 3 – Стрелков Юрий

Рис. 4 – Калмыков Пётр

Рис. 5 – Зайцев Юрий

Рис. 6 – Рыжов Николай

Рис. 7 – Зельнякова Мария

Рис. 8 – Бычков Максим

Рис. 9 – Экипаж катамарана «Белрафт-2ТТ»

Рис. 10 – Экипаж катамарана «Fox-802»

Рис. 11 – Экипаж катамарана «Григ-ХХ»

Рис. 12 – Экипаж катамарана «Красное солнышко»

25 апреля.

Электропоезд Сергиев Посад – Москва.

19:00 – Общий сбор основной части команды (5 человек). Взвешиваем рюкзаки и грузим их в прицеп Жене Иванову (рис. 13).

19:45 – Закончили погрузку и выехали на ж/д вокзал Сергиева Посада.

20:00 – Прибыли на вокзал, выгрузили вещи. Там уже нас ждал Колян. Антон сходил за билетами на электричку. После этого с Серёгой и Юрбасом закупили еду в поезд в Атаке напротив вокзала.

20:55 – 21:10 – Погрузка вещей в электричку.

21:21 – Выехали в Москву.

22:44 – Приехали на Ярославский вокзал. Начали обходным путём через все турникеты и весь вокзал перетаскивать вещи к поездам дальнего следования.

23:20 – Перетащили все вещи на перрон. По пути встретили Машу, которая ждала нас на вокзале. Путь пока не объявили, ждём. Антон с Серёгой пошли за курями-гриль, нашли только одну целую, остальных собрали по запчастям.

23:45 – Взвесили вещи Маши и Макса, тут как раз объявили путь, и мы начали таскать вещи к вагону. По пути встретили множество людей азиатской внешности, значительная часть которых направлялась в наш вагон, что значительно замедлило погрузку рюкзаков в поезд.

00:30 – Выехали из Москвы. Переоделись, разместили по вагону вещи, порадовались началу отпуска.

02:20 – Отбой.

26 – 27 апреля.

Поезд Москва – Новосибирск.

Обычное поездное бытие. Отсыпались, ели, спали. Закупались на станциях какой-то едой, играли в преф, вели беседы обо всём…

28 апреля.

Машина Новосибирск – Акташ.

Утро – облачно, + 2…5 ºС,

день – облачно, + 4…8 ºС,

вечер – облачно, + 5…10 ºС.

10:30 – Подъём.

11:47 – Приехали в Новосибирск, водитель встретил нас прямо на перроне. На вокзале ждал Макс. Начали таскать вещи в Газель, стоявшую на привокзальной площади.

12:15 – Выехали с вокзала после фотографирования (рис. 14). Ночью в Новосибирске шёл снег.

16:05 – 16:20 – Остановились в придорожном кафе, купили пирогов и пива.

17:30 – 18:05 – Обед в Бийске.

18:10 – 18:30 – Закупка продуктов.

18:35 – Выехали после фотографирования у музея Чуйского тракта (рис. 15).

20:40 – 21:05 – Тёрки с ДПС из-за неправильно оформленной страховки водителя. Далее это продолжилось с определённой периодичностью, видимо, потому, что ДПС-ники передавали друг другу нашу Газель «по эстафете». Из-за этих остановок приехали часа на 2 – 3 позже расчётного времени.

02:45 – Приехали в Акташ, нашли ожидающий нас ГАЗ-66. Новый водитель недоволен столь поздним нашим прибытием. Ещё бы, три часа ночи, а договаривались встретиться в двенадцать часов.

03:00 – Заселились в гостиницу и сразу повалились спать.

Рис.13 – Погрузка вещей для отправки на вокзал

Рис. 14 – На ж/д вокзале в Новосибирске

Рис. 15 – У музея Чуйского тракта

29 апреля.

Заброска и осмотр верховьев р. Башкаус, стапель на ПБ выше каньона Змейка. Карта лист 1.

2 км – пешком. ЧХВ – 20 мин. ТХВ – 40 мин.

Утро – ясно, + 6…10 ºС,

день – облачно, + 10…14 ºС,

вечер – облачно, + 4…8 ºС.

09:00 – Подъём. Перегрузили вещи с Газели в ГАЗ-66, доедаем всё, что осталось с поезда (а осталась целая сумка).

10:25 – Отъезд из гостиницы (рис. 16). Тут же, в Акташе, отметились в военкомате.

11:20 – 11:40 – Остановка и фото на Улаганском перевале (рис. 17).

13:00 – Проехали с. Саратан.

13:10 – 13:25 – Очередная остановка с фотографированием.

13:45 – 14:25 – Осмотр предполагаемого места стапеля на ПБ и Ильдугемского каньона (точка 1). Уровень воды низкий. Вход  в каньон (где должны быть самые интересные сливы) непроходим по гарабитам (рис. 18), а далее в самом каньоне ничего интересного нет – простая гладкая вода. Ниже каньона  река разливается, местами становится очень мелко. Отправляемся искать другое место, более подходящее для начала сплава.

14:45 – Нашли хорошее место для стапеля ниже по течению, на ПБ выше каньона Змейка (точка 2, рис. 19).

14:55 – Перекус.

15:20 – Начинаем собирать катамараны. Быстрее всех управились Колян с Юрцом, следом за ними – Юрбас с Петькой. Остальные 2 экипажа собрали каты через полчаса. Решили тут заночевать и утром уже с новыми силами отправиться в путешествие.

17:40 – Колян с Юрцом по такому случаю вызвались дежурить первыми и начали готовить ужин.

18:40 – 20:00 – Ужин.

22:00 – Начали отбиваться.

Рис. 16 – Перед заброской на Башкаус

Рис.17 – Остановка на Улаганском перевале

Рис. 18 – Вход в Ильдугемский каньон

Рис. 19 – Место стапеля

30 апреля.

ПБ р. Башкаус выше каньона Змейка – ПБ р. Башкаус выше порога Предбанный. Карта лист 1.

Пройденные препятствия: каньоны Змейка и Открытый. Уровень воды низкий.

26 км. ЧХВ – 5 ч. ТХВ – 7 ч.

Утро – ясно, -2…2 ºС,

день – ясно, + 12…16 ºС,

вечер – ясно, + 4…8 ºС.

07:20 – Подъём дежурных.

08:10 – Поднялись остальные, начали завтракать (рис. 20). За ночь вода упала на 15 см.

10:45 – Собрались и затеяли фотооргию. Делаем фотографии всех участников похода и экипажей (рис. 21).

11:00 – Начали сплав.

Рис. 20 – Первое утро на Башкаусе

Рис. 21 – Наша команда перед выходом

11:15 – Чалка на ЛБ для осмотра каньона Змейка (4А к.т., точка 3).

Ориентиры: 2 км ниже впадения реки Каратош. Начинается на ППов, за которым река не просматривается. На входе по ЛБ крупнокаменистая отмел и скала ниже, по ПБ – скальная стенка.

Осмотр, обнос, съёмка: ЛБ или ПБ.

Страховка: с ЛБ и с воды.

Места для стоянки: нет.

Описание: Общая длина каньона около 1 км, препятствия сосредоточены на начальном отрезке в 250-300 м. Можно выделить 2 ступени. В 1-ой ступени на входе слив около 1 м и дорожка валов. Далее река обломком скалы делится на две протоки: левая шире, но с камнем в центре (надводным или подводным в зависимости от уровня воды). Проходы слева и справа от камня очень узкие (около 2 м). ПрПрот чище, но идёт по дуге и уже, заход в неё гораздо сложнее. На обломок навал воды. За скалой по ЛБ есть улова и место для чалки. 2-ая ступень начинается после короткого быстротока на местном ЛПов чередой сливов и бочек. Далее два больших надводных камня и короткая крутая горка. Следом улова слева и справа для подстраховки с воды. Далее спокойный участок до конца каньона.

В нашу воду каменистая отмель на ЛБ занята наледью, в 1-ой ступени ЛПрот перегорожена льдиной. Во 2-ой ступени, после улова за скалой ЛБ река уходила под небольшой ледяной мост. Самое «интересное» нас ждало ниже, в спокойной (по лоции) части каньона – сплошной ледяной мост поперёк всего каньона (при осмотре его не видно).

Верхняя часть каньона представляет собой узкий скальный коридор, осложнённый выступающими камнями и остатками ледяного покрова. Размеры проходов между ними едва превышают габариты судов. Решили пройти 1-ую ступень каньона и зачалиться в улове у ЛБ перед 2-ой ступенью, поставив страховку в улове, обнести 2-ую ступень и далее идти походной колонной.

11:30 – Прохождение кат-1, Пётр снимал видео, Юрец с Коляном на страховке. При прохождении ПрПрот катамаран уткнулся носами в ПБ и совершил полный оборот через правый борт, далее выровнялся и зачалился в улове ЛБ перед ледяным мостом (рис. 22).

11:35 – Прохождение кат-4, на страховке и видео – те же. Прошли чисто, не касаясь камней, но с полным оборот в том же месте, что и кат-1(рис. 23).

11:40 – Прохождение кат-2, Серёга снимал видео, Юрец с Коляном на страховке. В ПрПрот уткнулись носами в ПБ, отгребли назад и продолжили сплав (рис. 24).

11:50 – Прохождение кат-3, Сергей снимал видео, Антон и Юрбас на страховке. Экипаж повторил манёвр адмиральского катамарана, в дополнение Колян хорошо приложился правой рукой о ледяной выступ с ПБ (рис. 25). Свободная часть команды, не занятая в прохождении, видеосъёмке и страховке, в это время обносила ледяной мост во 2-ой ступени (рис. 26).

12:00 – Далее вышли походной колонной. Чуть отошли от 2-ой ступени, как шедший первым Юрбас сообщил по рации о ещё одной наледи за ЛПов, которую от 2-ой ступени было не видно (точка 4). Наледь перекрывала всё русло, образовалась она стекавшим по ПБ маленьким ручейком. Шедший за ним кат-1 зачалился на ЛБ на камнях под крутым склоном. Остальные 2 ката остановились в уловах выше. С берега Антон и Сергей с помощью морковки вытащили Юрбаса с Петькой, которые держались в следующем уловце перед ледяным мостом (рис. 27). Далее к этому же месту перечалились кат-3 и кат-4. Выход был один – поднимать катамараны наверх на гору высотой около 20 м с использованием морковок. Адмирал влез наверз, закрепил морковку за растущие наверху деревья, сказал вылезать и вытаскивать суда наверх, а сам пошёл на осмотр каньона.

Рис. 22 – Кат-1 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 23 – Кат-4 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 24 – Кат-2 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 25 – Кат-3 в 1-ой ступени каньона Змейка

Рис. 26 – Ледяной мост во 2-ой ступени каньона Змейка

Рис. 27 – Вытаскиваем кат-2 перед ледяным мостом

12:35 – Закончили подъём катамаранов на скалу ЛБ. Решили попить холодного чаю, а то уж слишком жарко! Новые хозяева сухих костюмов (Антон, Серёга и Юрец) в полной мере осознали, что надевать их желательно по погоде, т.е. не перебарщивать с поддеваемым под них тёплым термобельём. Продираемся далее 400 м с катамаранами через лес.

13:30 – Спустили катамараны к реке (точка 5) и продолжили сплав. Начался каньон Открытый (4А к.т., точка 6).

Ориентиры: на 0,5 км ниже начала каньона «Змейка».

Осмотр,  съёмка: ЛБ или ПБ.

Обнос: сложный по камням обоих берегов.

Страховка: с воды в пороге и после.

Места для стоянки: нет.

Описание: река на 150-метровом участке разгоняется и затем резко сдавливается скальными берегами, образуя узкое горло со сливом менее 1,5 м высотой. По средней и низкой воде габаритный непроход. В зависимости от уровня воды в конце шиверы у ЛБ может появиться или отсутствовать улово, куда можно зачалиться. После обноса на воде по обоим берегам есть места для одного катамарана, на ЛБ на струе, на ПБ – в улове. Далее в каньоне несколько сливов, после них препятствий нет, как нет и отвесных и непрерывных скальных стенок.

13:45 – 14:00 – Подошли к узкому негабаритному месту Открытого каньона. Обнесли негабарит по ЛБ. При обносе Колян уронил весло, догнали с Юрцом без посторонней помощи. Дальше в каньоне было несколько сливчиков до 0,5 м, прошли походной колонной в порядке кат-2, кат-1, кат-3 и кат-4. Ниже каньона – мели и разбои.

14:15 – 14:40 – Перекус на ЛБ.

15:15 – 15:20 – Остановка на ЛБ для подкачки кат-4.

15:35 – Прошли реку и деревню Саратан.

16:05 – 16:40 – Прошли походной колонной Саратанские шиверы (3 к.т., точка 7). Их протяжённость около 2 – 3 км, периодически встречаются сужения реки каменистыми осыпями и выходами скал. Шиверы как они есть )) После них снова разбои и мели, хотя встречаются уже реже.

16:50 – Впадение р. Атуркол с ПБ.

17:25 – 17:30 – Отдых на ЛБ у впадения р. Келескелу.

17:50 – Впадение р. Сорулу с ЛБ.

18:00 – Чалимся на ПБ перед пор. Предбанный. На полке справа видно два домика и загон для скота. Решили пройти вперед посмотреть, можно ли остановиться чуть ниже. Прошли, но хороших мест для стоянки не увидели, решили встать на ночёвку в месте чалки (точка 8). Рация до водителя не добивает. Юрбас побежал на гору и далее по дороге, чтобы связаться с водителем и вызвать наш грузовик к месту ночёвки. Разгружаемся.

19:00 – Приехал ГАЗ-66.

20:20 – Ужин.

22:00 – Отбой.

1 мая.

ПБ р. Башкаус выше п. Предбанный – ПБ Башкауса перед ЛПов после высоты 1298,5. Карта лист 1.

Пройденные препятствия: порог Предбанный, пороги Саратанского каньона: Камень преткновения, Трек, Скальный коридор, Интеграл, Проводка, Прощание Саратана. Уровень воды низкий.

10 км. ЧХВ – 3 ч 20 мин. ТХВ – 7 ч 15 мин.

Утро – облачно, +6…8 ºС,

день – облачно, + 8…12 ºС,

вечер – облачно, + 6…10 ºС.

07:20 – Подъём дежурных.

08:00 – Поднялись остальные.

08:30 – Завтрак.

09:05 – Починка катамаранов: Адмирал клеит баллон, Колян подтягивает шнуровку катамарана.

10:40 – Сергей ушёл на съёмку порога Предбанный (4В к.т., точка 9).

Ориентиры: дорога на ПБ, выходы скал с обоих берегов, вход в невысокий каньон.

Осмотр, съёмка: с ПБ.

Страховка: с ПБ, с воды ниже порога.

Места для стоянки: на ПБ выше порога.

Описание: Шивера со сливами и отдельными камнями в русле. Берега – либо каменные осыпи, либо скальные выходы высотой до нескольких метров по обоим берегам.

10:50 – Предбанный тандемом прошли кат-4, кат-3, кат‑2, зачалились в улове ПБ после порога (рис. 28). После прохождения Юрец подменил Серёгу на съёмке. Кат-3 и кат-4 встали на страховку.

11:00 – Штатно прошёл кат-1 и зачалился к остальным на ПБ (рис. 29).

Рис. 28 – Кат-3 и кат-2 в пороге Предбанный

Рис. 29 – Кат-1 в пороге Предбанный

11:05 – Отправились осматривать по ПБ вход в Саратанский каньон и порог Камень преткновения (5В к.т., точка 10).

Ориентиры: на 0,5 км ниже порога «Предбанный», ПрПов за отмелью на ПБ.

Осмотр,  съёмка: с высокого ПБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: порог находится в начале Саратанского каньона. Начинается от отмели на ПБ, далее река делает ПрПов, затем ЛПов, где располагается 1-ый пологий слив, далее следует 200 м быстротока, затем плавный ЛПов продолжается, и там расположен ещё один слив, за ним река упирается в обломок скалы (Камень преткновения), его можно либо обойти слева (в нашу воду слева был непроход, пришлось обносить по камням ПБ), далее струя упирается в треугольную глыбу, проход так же слева. Потом снова быстроток, ниже улова по ПБ.

Сверху с высокого ПБ увидели, что из-за низкого уровня воды прохождение пор. Камень преткновения сильно осложнено выступающими камнями. Классический проход ближайших к Камню преткновения сливов вблизи ЛБ оказался невозможен из-за негабарита. Решили, что пойдём под ПБ, поскольку там есть возможность вытащить катамараны на берег и обнести непроходимый участок. Выходная часть порога (где стоит треугольный зуб), была проходима (рис. 30, 31).

Рис. 30 – Порог Камень преткновения (вид сверху с ПБ каньона)

Рис. 31 – Выходная часть порога Камень преткновения

11:45 – Тандемом прошли начало порога и зачалились на ПБ перед негабаритом кат-1 и кат-2 (рис. 32).

12:05 – То же проделали кат-4 и кат-3 (рис. 33, 34).

12:15 – Прошли нижнюю часть порога с интервалом в две минуты в порядке кат-2, кат-4, кат-1 и кат-3. Прохождение не вызвало трудностей – к каменному обломку прижимало несильно. После прохождения первые экипажи зачаливались у ПБ и страховали последующие (рис. 35 – 37).

Рис. 32 – Кат-1 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 33 – Кат-4 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 34 – Кат-3 в верхней части порога Камень преткновения

Рис. 35 – Кат-2 в нижней части порога Камень преткновения

Рис. 36 – Кат-4 в нижней части порога Камень преткновения

Рис. 37 – Кат-1 в нижней части порога Камень преткновения

12:20 – Немного прошли вперёд и зачалились, Адмирал ушёл осматривать реку для дальнейшего прохождения. Впереди –наледь через всю реку (рис. 38).

12:30 – Антон по рации сказал, чтобы чалились на ЛБ перед самой наледью на камни и обносили её. Сам остался на ПБ указывать место чалки.

12:45 – Переправили к наледи на ЛБ в порядке кат-2, кат-3, кат-4, кат-1. Эта наледь закрывала начало порога Трек (4А к.т., точка 11).

13:00 – Обнесли наледь (рис. 39) и пошли далее с периодическими остановками на осмотр.

Ориентиры: заметное сужение русла в невысоких скалах  в плавном ЛПов с дальнейшим просматриваемым за ним расширением.

Осмотр, съёмка: ЛБ или ПБ.

Страховка: с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: слив в сужении со скальными обломками в центре русла, которые делят струю на 2 части (в нашу воду эта часть порога была закрыта наледью), далее быстроток в плавном ПрПов с несколькими сливами, берега – скальные стенки или каменные осыпи.

Рис. 38 – Наледь в начале порога Трек

Рис. 39 – Обнос наледи в начале порога Трек

13:05 – Впереди очередная наледь по всей ширине реки, но пологая, позволяющая обнести суда по ней (точка 12). Чалимся на ПБ на камнях под ней, начинаем подъём катов.

13:30 – Закончили обнос наледи. Два катамарана обнесли полностью на ПБ ниже неё, два других – спустили по льду в воду (рис. 40 – 42).

Рис. 40 – Очередной ледяной мост

Рис. 41 – Обнос ледяного моста

Рис. 42 – Обнос ледяного моста

13:50 – 14:05 – Очередная остановка на ПБ для осмотра реки. Впереди шивера-порог Скальный коридор (4С к.т., точка 13). Осмотрели его верхнюю часть, перекрывающих реку наледей не обнаружили.

Ориентиры: расположен на 0,5 км ниже порога «Трек».

Осмотр, съёмка: с ходу.

Места для стоянки: нет.

Описание: в нашу воду шивера длиной около 1 км со сливами, небольшими бочками, камнями и прижимами в скальных стенках. Местами наледь по обоим берегам, по большей части находится выше уровня головы гребцов.

14:10 – 14:20 – Прошли походной колонной порог Скальный коридор со взаимостраховкой следующим порядком: кат-1, кат-2, кат-4, кат-3 (рис. 42, 43). Шли осторожно, с периодическими чалками для осмотра, постоянно поддерживали связь по рации.

Рис. 43 – Кат-2 в пороге Скальный коридор

Рис. 44 – Кат-3 в пороге Скальный коридор

14:30 – Зачалились на ПБ, отправились на просмотр порога Интеграл (5А к.т., точка 14).

Ориентиры: на 1,2 км ниже начала пор. «Скальный коридор», небольшой плёс в расширении русла.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды после порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: начинается быстротоком с несколькими сливами в расширении каньона. Далее в скальных стенках узкий зигзаг вправо-влево-вправо между большими скальными обломками (в нашу воду берега и камни были покрыты остатками льда до 2 м высотой и представляли собой ледяной каньон), заканчивающийся прижимом к ЛБ, после которого ПрПов и расширение реки. В некоторых местах ширина прохода около 4 м.

14:40 – Прохождение пор. Интеграл кат-2 и кат-4. Антон с морковкой на страховке на ПБ, Сергей там же с видеокамерой. Кат-2 после утыкания в ЛБ развернуло, после чего он вышел из порога кормой вперёд. кат-4 прошёл штатно. После прохождения суда встали на страховку с воды у ПБ (рис. 44, 45).

14:50 – Далее прошли кат-1 и кат-3, которые повторили траектории предыдущих судов. Оба ката задевали левым баллоном ЛБ, но оперативно выравнивали траекторию перед последним ЛПов (рис. 47, 48).

Рис. 45 – Кат-2 в пороге Интеграл

Рис. 46 – Кат-2 и кат-4 на выходе из порога Интеграл

Рис. 47 – Кат-1 в пороге Интеграл

Рис. 48 – Кат-3 в пороге Интеграл

Далее шли двумя тандемами в готовности к чалке перед порогом Проводка (5А к.т.).

Ориентиры: на 0,5 км ниже начала предыдущего порога, река идёт в скальном сужении, далее расширение реки и подпор – это начало порога.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ, с воды ниже порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: в нашу воду 1-ая ступень представляла собой 2 слива справа и слева от группы камней посередине реки. В нашу воду ЛПрот была закрыта наледью от ЛБ до середины реки, а в ПрПрот косой слив влево частично с ПБ закрыт береговой наледью. Далее следует расширение реки с уловом у ПБ, за которым идёт очередной быстроток с несколькими сливами в очередном скальном сужении.

15:00 – Кат-4 сходу прошёл 1-ю ступень пор. Проводка по ПрПрот, за ним прошёл кат-1. Оба экипажа зачалились в небольшом улове на камнях ПБ. Остальные экипажи ожидали команды на прохождение. После прохождения экипаж кат-4 встал на страховку.

15:10 – Прохождение кат-3 1-ой ступени Проводки. На выходе из протоки судно слегка затащило течением под ледяной карниз ПБ, но Юрец предвидел это, заблаговременно вылез из упоров и уклонился.

15:20 – Кат-2 прошёл 1-ю ступень Проводки по ПрПрот. На выходе из протоки судно развернуло носами к ледяному карнизу ПБ, тем самым неприятного столкновения со льдом гребцам удалось избежать (под карнизом прошли носы судна).

15:25 – 15:45 – Чуть передохнули и пошли дальше. Вторую ступень Проводки прошли тандемами без происшествий.

16:10 – Пройдя около 300 м кат-1 и кат-2 зачалились на крутом ПБ перед очередной наледью через всю реку (точка 15). Антон с Серёгой полезли осматривать неледь и возможность её обноса. Кат-4 подошёл чуть позже, кату-3 по рации сказали подождать чуть выше по течению, т.к. в уловце у ПБ места для всех судов было маловато.

16:20 – Наледь оказалась высокой. Забраться на неё можно было только по скале ПБ. Катамараны было решено поднимать на наледь с помощью морковок: один человек держит кат морковкой сверху со скалы, два-три человека перемещают кат внизу, по скале и наледи.

16:30 – 17:15 – Антоха залез на скалу и закрепил морковку. Затем начали заносить каты на наледь. Сначала подняли кат-2, за ним кат-3. Тут как раз подгрёб кат-4, подняли и его. Параллельно, с помощью морковок и страхуя ими же, переправили 3 ката по наледи на ЛБ. Кат-1 подняли в последнюю очередь (он стоял на камнях чуть выше улова, куда все чалились перед подъёмом судов) – Антон и Серёга решили стартовать со льда у ПБ, да и места на все каты было маловато (рис. 49 – 54).

Рис. 49 – Чалка и подъём судов на наледь

Рис. 50 – Обнос очередного ледяного моста

Рис. 51 – Обнос ледяного моста

Рис. 52 – Тюлений старт кат-3 с наледи

Рис. 53 – Тюлений старт кат-1 с наледи

Рис. 54 – Кат-4 после большой наледи

17:20 – 17:30 – По очереди спрыгнули на катамаранах с наледи в порядке кат-3, кат-2, кат-1 и кат-4 и пошли далее походной колонной.

17:35 – 17:45 – Прошли порог Прощание Саратана (4В к.т.) походным порядком кат-1, кат-2, кат-4, кат-3 со взаимостраховкой. При прохождении Кат-3 слегка прижало к ЛБ. Далее каньон постепенно заканчивается, долина реки расширяется.

Ориентиры: расположен примерно на 1 км ниже порога «Проводка». В начале порога крутой ЛБ становится скальной стенкой, а на ПБ – наоборот, скальная стенка заканчивается и начинается отмель. Видно сильное падение реки.

Осмотр, съёмка: нет.

Места для стоянки: нет.

Описание: струя уходит под ЛБ в слив высотой около 1,5 м, за ним прижим к ЛБ.

18:05 – Встали на ночёвку на широкой поляне на ПБ после высоты 1298,5 (точка 16), наш водитель уже нас ждёт. Выпили за Башкаус и начали ставить лагерь.

20:20 – 21:00 – Ужин.

22:00 – Отбой.

2 мая.

Переезд на р. Чулышман.

Сплав по р. Чулышман (ЛБ выше моста у д. Язула – ПБ у впадения р. Средний Кулаш). Карта лист 2.

Уровень воды ниже среднего.

9 км. ЧХВ – 1 ч 10 мин. ТХВ – 2 ч 30 мин.

Утро – облачно, +4…6 ºС,

день – облачно, + 6…10 ºС,

вечер – пасмурно, снег + 2…5 ºС.

07:20 – Подъём дежурных.

08:10 – Подъём остальных членов команды.

09:10 – Завтрак. После завтрака сбор лагеря и погрузка катов на верхний багажник нашего ГАЗ-66 (рис. 55).

10:45 – Выехали на р. Чулышман.

13:05 – 13:20 – Остановились размяться и сфотографироваться на перевале Ажу (рис. 56).

14:05 – Приехали на р. Чулышман (точка 17, рис. 57). Остановились на ЛБ выше моста к дер. Язула.

14:20 – 14:35 – Перекусили. Затем погрузили вещи, часть еды оставили Александру.

16:25 – Начали сплав (рис. 58).

16:35 – Кат-3 острым камнем разрезал шкуру вместе с баллоном. Экстренно зачалились на ЛБ и приступили к ремонту (рис. 59). Порез оказался длиной около 25 см.

17:55 – Закончили ремонт катамарана и вышли.

18:55 – Встали на ночёвку на ПБ у впадения р. Средний Кулаш (точка 18, рис. 60). Начался снегопад. Натянули тент.

20:00 – Ужин. Решили, что ночь будет холодная, поэтому решили доесть оставшийся ещё с поезда Доширак.

20:50 – Проехали верхом два алтайца с кордона в сторону д. Язула.

21:15 – Начали петь песни. Съели рыбу, остававшуюся с поезда. К полночи разошлись по палаткам.

Рис. 55 – Башкаус. Грузим кат катамараны на верхний багажник

Рис. 56 – Перевал Ажу

Рис. 57 – Прибытие на Чулышман

Рис. 58 – Перед стартом по Чулышману

Рис. 59 – Первые сюрпризы Чулышмана. Чиним кат-3

Рис. 60 – Стоянка в устье реки Средний Кулаш

3 мая.

ПБ Чулышмана у впадения р. Средний Кулаш – остров у впадения р. Шавла. Карта лист 2.

Пройденные препятствия – препятствия Шавлинского ущелья: шивера Мини-каша, пороги Поперечный, пр. № 15, Стадо бегемотов-1, Стадо бегемотов-2, шивера Чёрный клык, порог Кульминация, шиверы № 23 и № 24, порог Пустячок, шивера № 26.

Уровень воды ниже среднего.

24 км. ЧХВ – 5 ч 40 мин. ТХВ – 9 ч 40 мин.

Утро – облачно, +4…6 ºС,

день – ясно, + 10…14 ºС,

вечер – ясно, + 6…10 ºС.

07:30 – Подъём дежурных.

08:20 – Поднялись остальные, завтракаем. За ночь насыпало снега – палатки, катамараны, весь лагерь, да и все окрестности – в снегу (рис. 61).

10:45 – 10:55 – Снова проехали два алтайца, теперь уже в обратную сторону – из Язулы вниз по течению. Владельцы неопреновых костюмов лихо и молодцевато влезают в замёрзший неопрен.

11:05 – Вышли.

11:50 – 11:55 – Подошли к шивере Мини-Каша (4В к.т., точка 19). Чуть передохнули, осмотрели начало шиверы. Решили проходить её без просмотра.

Ориентиры: ЛПов, через 200 м ПрПов почти под 90º, светлая крутая осыпь ЛБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: Длина до 0,5 км, мощная шивера со значительным уклоном, с большим количеством сливов, отдельных бочек, узких проходов между камнями и навалов на них. Берега крутые – либо каменистые, либо земляные осыпи. В нашу воду в некоторых местах по берегам наледи.

Рис. 61 – Снежное утро 3 мая

Рис. 62 – Кат-3 в шивере Мини-каша

Рис. 63 – Кат-2 и кат-4 в шивере Мини-каша

12:10 – 12:15 – Без происшествий прошли Мини-кашу походной колонной в порядке кат-1, кат-3, кат-2 и кат-4, зачалились отдохнуть и поделиться впечатлениями в улове за камнями у ЛБ (рис. 62, 63).

13:20 – Сходу колонной прошли шиверу Катушка и порог Башни, не встретив каких-либо трудностей. На общем фоне они никак не выделяются.

13:50 – Прошли порог Поперечный (4В к.т.). Заходили в порог по ПрПрот, дойдя до гряды камней, прошли через ворота в ней, оказавшись в более чистой ЛПрот. Далее шли по основной струе, обходя камни (рис. 64, 65).

Ориентиры: ПрПов, в начале порога светлая осыпь по ЛБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: река разделена каменной грядой на две протоки, в ПрПрот воды на входе больше, но на выходе закрыта группой камней; в  ЛПрот – больше камней на входе, но на выходе она чище и воды в ней больше. В гряде есть несколько проходов из ПрПрот в левую. Далее мощная шивера со сливами и камнями в русле.

14:00 – Походной колонной прошли шиверу-порог Длинный (4В к.т., рис. 65, 66), представляющий собой мощную шиверу с большим падением, с множеством сливов, бочек, надводных и подводных камней. Прохождение штатное. Надо сказать, что от Мини-каши, после которой идёт небольшой более спокойный участок, практически до порога Стадо бегемотов-1 идёт сплошная цепь шивер, в которой выделить какие-то отдельные препятствия достаточно сложно. Так, Поперечный мы опознали лишь по светлой осыпи на ЛБ.

Рис. 64 – Кат-2 и кат-4 в шивере-пороге Длинный

Рис. 65 – Кат-2 и кат-3 в шивере-пороге Длинный

Рис. 66 – Походная колонна в шивере-пороге Длинный

14:10 – Зачалились на острове с наледью для просмотра порога Стадо бегемотов-1 (5А к.т., точка 20). Выбрали линию движения меж камнями с заходом вдоль ПБ.

Ориентиры: остров на ЛПов.

Осмотр, обнос: сложный по ЛБ.

Съёмка: с ЛБ, с воды, с острова перед порогом.

Страховка: с ЛБ ,с воды.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 150 м. Мощная шивера с большим количеством надводных валунов в русле и по берегам. В пороге струя плавно поворачивает направо, затем идёт под скалой ПБ. В нашу воду начиналась островком с наледью.

14:15 – 14:25 – Прошли шиверу поочерёдно в порядке кат-3, кат-2, кат-4, кат-1. Первым прошёл кат-3 и встал за камнем вблизи струи для страховки остальных экипажей. Все экипажи заходили в порог возле ПБ, далее за большим валуном уходили влево, перед камнями на повороте снова смещались вправо. Штатное прохождение у всех экипажей (рис. 67 – 70).

Рис. 67 – Кат-3 в пороге Стадо бегемотов-1

Рис. 68 –  Кат-2 в пороге Стадо бегемотов-1

Рис. 69 –  Кат-4 в пороге Стадо бегемотов-1

Рис. 70 – Кат-1 в пороге Стадо бегемотов-1

14:30 – Пошли дальше.

14:35 – Остановились на ЛБ для осмотра порога Стадо бегемотов-2 (5А к.т.). Сходили на осмотр препятствия. Вернувшись к катам, решили, что пора бы и перекусить. Во время перекуса решили: пройти 1-ую ступень порога двумя тандемами, а 2-ую ступень и видневшуюся далее шиверу Чёрный клык – походной колонной.

Ориентиры: Скала по ПБ и крутой ЛПов.

Осмотр, обнос: по ЛБ (тропа)

Съёмка: с ЛБ.

Страховка: с ЛБ и с воды ниже.

Места для стоянки: на ЛБ перед порогом.

Описание: длина около 250 м, состоит из 2-х ступеней. 1-я следует за входной шиверой, располагается на ЛПов и представляет собой два последовательных слива в «воротах» по центру реки, образованных крупными каменными глыбами, и далее цепочка валов. До 2-й ступени – прямой участок с валами и локальными «бочками». На ППов начинается 2-я ступень порога – некрутая горка с множеством хаотично разбросанных в русле камней.

15:05 – Закончили перекус, Серёга пошёл на видеосъёмку 1-ой ступени, Антон – на страховку спасконцом.

15:10 – Кат-3 и кат-2 тандемом без происшествий прошли 1-ю ступень порога (рис. 71, 72). Кат-3 встал на страховку у ЛБ, Петька пошёл снимать.

15:15 – 1-ю ступень порога тандемом прошли кат-1 и кат-4. Кат-1 прошёл ровно по сливам в ворота, а кат-4 не смог обойти последний обливной камень, взобрался на него, свалился боком и из ступени вышел лагом (рис. 73, 74).

15:20 – Колонной по основной струе прошли 2-ю ступень пор. Стадо бегемотов-2.

Рис. 71 – Кат-3 в пороге Стадо бегемотов-2

Рис. 72 – Кат-2 в пороге Стадо бегемотов-2

Рис. 73 – Кат-1 в пороге Стадо бегемотов-2

Рис. 74 – Кат-4 в пороге Стадо бегемотов-2

15:30 – Прошли походной колонной шиверу Чёрный клык (4С к.т., рис. 75, 76). Штатное прохождение в порядке кат-1, кат-2, кат-3, кат-4 по основной струе. За препятствием первые суда зачалились к ПБ и страховали остальных. Во время прохождения нас догнала группа на катамаранах-двойках из Омска.

Ориентиры: после 2-ой ступени порога «Стадо бегемотов-2» идёт чуть более спокойный участок около 100 м, за которым по центру реки 2 огромных валуна-«троллейбуса» – это начало порога; за порогом справа впадает р. Нижний Кулаш.

Осмотр, обнос, съёмка: нет.

Страховка: взаимостраховка, с воды и ПБ ниже порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 200 м, мощная шивера с большим количеством надводных валунов в русле и по берегам. Сам Чёрный клык расположен в самом конце шиверы на ПБ.

Рис. 75 – Кат-2 выходит из порога Чёрный клык

Рис. 76 – Кат-3 и кат-4 выходят из порога Чёрный клык

15:35 – Собравшись в улове по ПБ ниже Чёрного клыка, пошли колонной дальше. Прошли несколько номерных шивер.

15:40 – Пройдя шиверы, зачалились после них на ЛБ в начале порога Кульминация (5С к.т., точка 21) для его осмотра и обноса вещей.

Ориентиры: Жёлто-коричневая осыпь по ЛБ, виден перепад, река «пропадает», множество камней в русле, линия движения с ходу не видна.

Осмотр, обнос, съёмка: с ЛБ (тропа)

Страховка: с ЛБ, с воды после порога.

Места для стоянки: на ЛБ в центре порога.

Описание: длина порога 500 м. В нашу воду можно было выделить 3 ступени. 1-я ступень – основной проход в ворота между ПБ группой камней, идущих от ЛБ до центра реки, оставляющих проход чуть больше ширины катамарана, подпертый снизу камнями у ПБ, из-за чего струя делает резкий поворот к центру реки. Далее струя упирается в камни ЛБ и поворачивает вправо, где следует 2-ая ступень – слив с бочкой за ним по центру реки между камнями. Далее расположена скала по ЛБ, перед ней расположено несколько камней, за которыми есть улово. Ниже идёт 3-я ступень, представляющая собой мощную косую бочку и за ней узкий слив с резким манёвром вправо в воротах между скальными обломками. Ниже её – быстроток с возможностью зачалиться на ЛБ.

16:50 – Закончили обнос вещей за порог. Выставили страховку ниже 3-ей ступени на камнях ЛБ. Решили проходить порог следующим образом: 1-ую ступень справа, 2-ую – по центру, перед 3-ей зайти в улово, чтобы скорректировать курс судна.

17:15 – 17:20 – Прохождение порога экипажем кат-1 (рис. 77). Траектория движения у всех экипажей была примерно одинаковая: в 1-ой ступени – движение под ПБ, во 2-ой – смещение к центру и маневр через каменные ворота в 3-ей. Перед 3-й ступенью зашли в улово, но перестраховались и в бочке взяли слишком вправо, из-за чего задели правым баллоном за камни и ворота прошли лагом. Остальные экипажи этот момент учли, и так сильно вправо уже не брали.

17:30 – 17:35 – Прохождение порога экипажем кат-2 (рис. 78). Юрбас заморачиваться с уловом перед 3-ей ступенью не стал и рубанул бочку сходу, вышли они из ворот ровно, ничего не зацепив.

17:40 – 17:45 – Прохождение порога экипажем кат-3 (рис. 79). Юрец с Коляном сделали изящный пируэт в улове, развернулись (без остановки в нём), и ровно вышли через ворота.

17:50 – 17:55 – Прохождение порога экипажем кат-4 (рис. 80). Макс и Маша зацепили крайний камень, за которым образовывалось улово, зашли в него, чуток отдохнули и затем, выйдя через ворота 3-ей ступени, зачалились на ЛБ.

18:15 – Закрепили вещи на судах и продолжили сплав. В процессе крепежа вещей нам «помогал» один из участников группы омичей, уже изрядно навеселе, ведя разговоры за жизнь.

Рис. 77 – Кат-1 в пороге Кульминация

Рис. 78 – Кат-2 в пороге Кульминация

Рис. 79 – Кат-3 в пороге Кульминация

Рис. 80 – Кат-4 сосредотачивается перед 3-й ступенью порога Кульминация

18:25 – 18:35 – Пройдя короткий относительно спокойный участок реки, походной колонной начали прохождение шиверы № 23 (5А к.т., точка 22, рис. 81 – 84) в порядке кат-1, кат-2, кат-3, кат-4. В процессе прохождения кат-1 и кат-2 менялись местами, по очереди идя первыми. Все суда шли вдоль ПБ, кроме кат-3, который за каким-то лешим крался вдоль ЛБ, из-за чего разок зацепил левым баллоном камень у берега и совершил полный оборот. После этого одумался, и поплыл, как все – у ПБ.

Ориентиры: небольшой более спокойный участок за порогом Кульминация.

Осмотр, обнос, съёмка: нет.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 400 м. В 1-ой части идут крутые сливы с навалами на камни и узкими проходами между ними, струя идёт возле ПБ. ПБ – скальный обрыв, ЛБ – крупноглыбовый. Во 2-ой части – огромные камни перегораживают реку, сливы между ними, далее косые валы.

Рис. 81 – Кат-1 в шивере № 23

Рис. 82 – Кат-2 в шивере № 23

Рис. 83 – Кат-3 в шивере № 23

Рис. 84 – Кат-3 и кат-4 выходят из шиверы № 23

18:40 – Собравшись после прохождения шиверы № 23 на ЛБ, начали прохождение походной колонной шиверы № 24 (4С к.т., точка 23, рис. 85 – 87) – она следует почти сразу за шиверой № 23.

Ориентиры: начинается почти сразу за небольшим плёсом после шиверы № 23.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 650 м, мощная шивера с обилием надводных и обливных камней. В нашу воду – несколько явно выделяющихся каменных гряд (прямых либо косых) через всё русло со сливами между камнями. Между грядами тоже много камней, требующих манёвра. В конце практически переходит в порог Пустячок.

18:45 – Зачалились в улово у ЛБ и начали просмотр порога Пустячок (5В к.т., точка 24). Решили первым пустить адмиральский кат, за ним тандемом кат-2 и кат-4 (Юрец снимет с берега прохождение первых трёх экипажей, Колян подстрахует морковкой). Прошедшие каты встают на страховку и страхуют следующие экипажи.

Ориентиры: сразу после шиверы № 24.

Осмотр, обнос: осмотр верхней части лучше по ЛБ. Осмотр нижней – по ПБ.

Съёмка: с обоих берегов.

Страховка: верхняя часть – с ЛБ, нижняя часть – с ПБ, с  воды.

Места для стоянки: нет.

Описание: общая длина около 200 м. В нашу воду можно было выделить 2 ступени. Входная часть – основная струя лавирует среди скальных отломков, со сливами, бочками и навалами на камни, завершаясь держащей бочкой через всё русло после слива высотой около 1 м. Далее струя бьёт в крупный треугольный камень. За ним сильный навал на камень поменьше, здесь возможен переворот судна. Справа от этого камня проход закрыт полуобливными камнями, слева – чистый проход с парой сливов, но течение несёт вправо, и чтобы попасть туда, нужно очень энергично работать. Далее основная струя уходит под ЛБ, постепенно смещаясь вправо.

Рис. 85 – Кат-1 в шивере № 24

Рис. 86 – Кат-2 в шивере № 24

Рис. 87 – Кат-3 в шивере № 24

18:45 – 18:50 – Прохождение порога Пустячок катом-1 (рис. 88). В верхней части по касательной навалились левым баллоном на камень, снялись с него и дальше прошли ровно, без эксцессов, зачалившись на ПБ.

18:50 – 18:55 – Прохождение кат-2 и кат-4 (рис. 89, 90). Кат-2 разок навалился левым баллоном на камень в первой ступени, в нижней ступени – на треугольный обломок, однако, выправился, спустился ниже и зачалился возле кат-1. Кат-4 прошёл чище всех, почти не задев камней в этом пороге.

19:00 – 19:10 – Кат-3 прошёл не столь удачно, как предыдущие экипажи: в 1-й ступени чиркнул баллоном о камень и порвал шнуровку баллона к раме, во 2-й ступени не смог вовремя уйти влево от треугольного камня, пошёл вправо от зуба и застрял в камнях (рис. 91). Что бы освободить судно пришлось вылезти из упоров и сдёргивать его чалкой. Далее зачалился к трём ожидавшим его катамаранам.

19:25 – Вышли после ремонта шнуровки кат-3 на ПБ. Сказывается усталость всей команды. Но решаем пройти ущелье до конца, чтобы на завтра иметь полный день для разведки возможности волока и сплава по реке Чакрым.

Рис. 88 – Кат-1 в пороге Пустячок

Рис. 89 – Кат-2 в пороге Пустячок

Рис. 90 – Кат-4 в пороге Пустячок

Рис. 91 – Кат-3 застрял в камнях в пороге Пустячок

19:40 – 20:00 – Походным порядком кат-1, кат-3, кат-2, кат-4 прошли шиверу № 26 (4С к.т., точка 25, рис. 92, 93) и далее череду безымянных шивер, сложность которых постепенно снижается к выходу из Шавлинского ущелья, а также появляются более спокойные участки. Шли со взаимостраховкой, с периодическими чалками в уловах для отдыха и сбора всей группы. Постоянно поддерживали связь друг с другом по рациям, шедший впереди экипаж сообщал более удобный путь прохождения следующим за ним экипажам.

Ориентиры: ПрПов после порога Пустячок

Осмотр, съёмка: возможны частично, в тех местах, где позволяет берег.

Обнос: невозможен из-за скальных выходов по обоим берегам.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 200 м, на ПрПов каменистая отмель отжимает поток к скальному ПБ, представляет собой крутопадающую шиверу с шириной русла около 10 м, плавно огибающую эту отмель, в середине – несколько мощных бочек, на выходе падение увеличивается.

20:10 – 20:15 – Начали поиск стоянки на ПБ перед слиянием Чулышмана с Шавлой. Осмотрели берег, подходящего места для стоянки не нашли. После давнего пожара кругом поваленные деревья и кустарники.

20:45 – Встали на ночёвку на 200 м ниже в устье р. Шавлы на острове у ПБ (точка 26). Когда-то на острове тоже был пожар, центральная часть острова представляет собой бурелом из поваленных деревьев. Мы же встали на нижней части, где деревья сохранились целыми, да и дрова рядом в избытке. Из неудобств – крутой подъём на высокий берег острова со стороны основного русла. Но за водой можно ходить и в протоку, огибающую остров – там подход удобный.

21:50 – 22:30 – Ужин.

22:50 – Отбой.

Рис. 92 – Кат-1 в шивере № 26

Рис. 93 – Очередной сбор судов при прохождении шиверы 26

4 мая.

Стоянка та же. Осмотр волока и каньона р. Чакрым. Карта лист 2.

Полуднёвка, баня.

5 км (в одну сторону). ЧХВ – 1 ч 45 мин. ТХВ – 2 ч 50 мин.

Утро – ясно, + 8…10 ºС,

08:20 – Встали дежурные.

09:00 – Подъём остальных, завтрак.

10:00 – Собираемся на осмотр р. Чакрым. Перетаскиваем катамаран Антона на другой берег острова для переправы через протоку на коренной берег Чулышмана.

11:00 – Шесть человек погрузились на один катамаран, перебрались на ПБ протоки и ушли на разведку р. Чакрым. С собой взяли рацию для связи с лагерем. Оставшиеся в лагере Колян и Макс занялись ремонтом кат-3 и приготовлением обеда.

11:40 – Перешли Шавлу вброд ниже её слияния в одно русло после нескольких островов (точка 27). Брод по колено. Серега выделился и вместо одного брода, перешёл три брода от острова к  острову.

12:50 – Вышли на Чакрым (точка 28, рис. 94). Шли прямо по лесу, часто заваленному упавшими деревьями. Пока шли, снимали с себя клещей, особенно Антон с Машей, которые шли впереди. Дойдя до Чакрыма, устроили доскональный осмотр на наличие клещей. Оказывается, не зря – Серёге один клещ залез даже в трусы, остальные тоже по одному-двум клещам с себя сняли. Попили водички. Проверили связь с лагерем – она есть, ловит, Колян в лагере чинит кат. По прямой до лагеря – 4 км. В этом месте воды для сплава маловато. Вот подлить бы ещё полметра – задорный получился бы сплав. Решаем разведать Чакрым выше.

13:20 – Поднимаемся вверх по Чакрыму вдоль ПБ.

14:00 – Дошли до скалы, закрывающей дальнейший проход по каньону (точка 29). Серёга с Антоном полезли вверх осмотреть каньон (рис. 95), а остальные отдыхали внизу. Увидели окурки на берегу, значит, люди тут ходят. Воды мало, посередине реки торчат камни и на катамаране их не обойти. Решили Чакрым не проходить. Сделали фото на память (рис. 96, 97). Оказывается, и тут ловит связь с лагерем.

14:30 – Возвращаемся обратно в лагерь. На обратном пути наткнулись на хорошую тропу, ведущую к устью Чакрыма. Частично она идёт по лесу, но натоптана хорошо, не теряется, а частично проходит по полянам на границе леса (точки 30 – 35, рис. ). Правда, к броду выходит к островам, поэтому пришлось бродить Шавлу 2 раза (рис. 98), хотя одну протоку удалось перейти в ботинках по камням, найдя мелкое место. Кроме того, на островах тропа иногда теряется в буреломе (рис. 99), но на ЛБ Шавлы продолжается, хотя там удобно идти и по береговым камням. По пути собираем пихтовые веники для бани.

16:40 – Вернулись в лагерь. Колян времени зря не терял – поставил флагшток, на котором красиво развевается наш флаг.

16:45 – 17:25 – На обед отведали суп, который приготовили Колян с Максом к нашему прибытию, о котором мы им сказали заранее по рации.

18:20 – Чуть в стороне от лагеря, на песчаной отмели начали делать баню из тента (рис. 100). Опытным путём установили, что имеющийся тент позволяет сделать баню с шириной/глубиной/высотой не более чем 2,0*2,0*1,8 м.

19:30 – Юрбас сложил печь, чуток её растопил и оставил поддержание огня в печи на простых смертных, а сам ушёл в лагерь готовить блины. Говорит, что дома их не готовит, но, когда увидишь, как он их подбрасывает и с первого раза переворачивает, понимаешь, что он может все.

20:30 – Поели блинов со сгущенкой. Каждому досталось по полторы штуки.

21:00 – Идём в баню. Уже темно и пришлось взять фонарики. Колян не пожалел своего фонарика и повесил его внутри бани, чтобы было видно раскаленные камни, дабы никто на них не рухнул, споткнувшись. Потом оказалось, что из-за влажности он перестал выключаться. В дальнейшем Колян пытался фонарь просушить, но все усилия оказались тщетны.

22:30 – Пришли из бани. Поняли, что еды нам мало, и решили приготовить последние несколько дошираков, оставшиеся с поезда.

22:40 – Ужин.

23:40 – Ложимся спать.

Рис. 94 – Чакрым перед впадением в Шавлу. Воды маловато…

Рис. 95 –  Каньон Чакрыма

Рис. 96 –  Последнее место на Чакрыме, до которого можно дойти снизу

Рис. 97 –  Чакрым приветствует отважных сплавщиков

Рис. 98 –  Брод через Шавлу

Рис. 99 – Бурелом на островах Шавлы

Рис. 100 – Постройка бани

5 мая.

Остров у впадения р. Шавла – ЛБ Чулышмана ниже пор. Каша. Карта листы 2 и 3 .

Пройденные препятствия: пороги Бегемот, Труба, шивера Предкаша.

Обнос порога Каша.

Уровень воды средний.

Сплав: 28 км. ЧХВ – 3 ч 20 мин. ТХВ – 5 ч 10 мин.

Пешком: 6 км (4 км с грузом и 2 км налегке). ЧХВ – 2 ч 25 мин. ТХВ – 2 ч 55 мин.

Утро – ясно, + 6…8 ºС,

08:00 – Встали дежурные.

08:40 – Поднялись остальные.

09:00 – Завтрак. Мимо нас прошла группа омичей, которых мы встретили позавчера на Кульминации.

11:35 – Вышли (рис. 101). За ночь уровень воды в Чулышмане поднялся на 20 см.

13:25 – Подошли к началу порога Бегемот (4А к.т., точка 36, рис. 102, 103). Пошли сходу походной колонной: вначале кат-1, за ним кат-4, далее кат-2 и замыкает кат-3.

Ориентиры: ЛПов, осыпь по ПБ.

Осмотр, съёмка: с обоих берегов.

Обнос: сложен из-за большой протяжённости порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 500 м, начинается входной шиверой, далее река постепенно сжимается каменными осыпями с обоих берегов, в русле отдельные камни, валы.

13:30 – 14:05 – Пройдя Бегемот, остановились на перекус на ЛБ (точка 37).

14:50 – Чалка на ЛБ для осмотра порога Труба (4В, точка 38). Антон отправился на осмотр препятствия. Порог длинный и до его окончания он не дошёл. Серёгу отправили на видео, который выбрал очень удалённое от берега место для съёмки. Проходить решили тандемами со взаимостраховкой.

Ориентиры: 2 крутых поворота: сначала ПрПов, потом ЛПов.

Осмотр, обнос: ЛБ (сложный).

Съёмка: с ЛБ (неудобная), с воды.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: ЛБ в начале порога.

Описание: длина 300 м. Начинается за ЛПов, бурный поток, в русле обливные и надводные камни, валы, бочки. Основная струя читается с воды. Ближе к концу порога по ПБ идёт отвесная скала.

Рис. 101 – Группа перед стартом с острова в устье Шавлы

Рис. 102 – Кат-1 в пороге Бегемот

Рис. 103 – Кат-3 в пороге Бегемот

15:15 – 15:25 – Прошли кат-2 и кат-4, затем встали на страховку с воды на ЛБ (рис. 104).

16:00 – 16:10 – После возвращения Сергея так же прошли кат-3 и кат-1 (рис. 105). Пошли осматривать шиверу Предкаша (4В к.т., точка 39). Выбрали место чалки перед порогом Каша, поближе к самому порогу, чтобы меньше тащить вещи. Во время осмотра примерно в середине шиверы встретили прошедших утром омичей, принимающих баню.

Ориентиры, после участка спокойной воды за порогом Труба видны скальные выходы по обоим берегам.

Осмотр, обнос: по тропе ЛБ.

Съёмка: с ЛБ.

Страховка: с ЛБ, с воды.

Места для стоянки: ЛБ.

Описание: длина около 500 м, очень мощная струя в плавном ПрПов, валы, сливы между обливными и надводными камнями, переходит в порог Каша.

16:35 – 16:45 – Прохождение шив. Предкаша. Идём все вместе со взаимостраховкой следующим порядком: кат-1, кат-3, кат-2 и кат-4 (рис. 106, 107). Проходили осторожно, чтобы не свалиться в Кашу. Зачалились перед порогом Каша (6В к.т., точка 40). Вытаскиваем вещи и каты на поляну чуть выше берега. Переупаковываем вещи для обноса Каши.

Ориентиры: сразу за шиверой Предкаша. Высокая светло-жёлтая осыпь на ПБ –  уже начало порога!!!

Осмотр, обнос: тропа по ЛБ.

Места для стоянки: удобная поляна перед порогом.

Описание: длина 2 км. Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Перепад высот около 40 м. Средний уклон 20 м/км. Порог – непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни.

17:45 – Начали обнос порога. Первой ходкой понесли рюкзаки, дабы разведать, сможем ли нести катамараны, не разбирая. Сначала тропа взбирается на высокий склон, где идёт по чистому полю. Потом начинаются кусты, и тропа ныряет в скальные осыпи, поросшие деревьями. Для обноса рюкзаков хороша, но габариты растущих вдоль тропы деревьев не способствуют удобной переноске неразобранных катамаранов.

18:20 – Закончили первую ходку, нашли подходящую для лагеря поляну (точка 41) и начали отдыхать. Антоха нашёл в своём рюкзаке банку энергетика, которую распили на всех. Ниже, на самом берегу возле воды, увидели катамараны, которые обнесли мужики из соседней группы, ныне парящиеся в бане на Предкаше.

18:35 – 19:15 – Обратная дорога к началу Каши. Группа сильно растянулась.

19:30 – 20:40 – Вторая ходка. Несём катамараны. Кат-4 отвязал шкуру от баллонов, остальные потащили неразобранные каты на горбу. (рис. 108, 109).

21:00 – 21:30 – Ужин.

22:20 – Отбой.

Рис. 104 – Кат-2 в пороге Труба

Рис. 105 – Кат-1 в пороге Труба

Рис. 106 – Кат-3 в шивере Предкаша

Рис. 107 – Кат-4 в шивере Предкаша

Рис. 108 – Кат-1 преодолевает порог Каша

Рис. 109 – Адмирал в задумчивости… Волок, однако…

6 мая.

ЛБ Чулышмана ниже пор. Каша – ПБ Чулышмана 0,5 км ниже пор. Туданский. Карта лист 3.

Пройденные препятствия: пороги Ворота, № 44 и № 45.

Уровень воды средний.

25 км. ЧХВ – 3 ч 10 мин. ТХВ – 5 ч 10 мин.

Утро – ясно, + 9…11 ºС,

08:40 – Подъём дежурных.

09:10 – Подъём остальных, завтракаем. В это время пришли омичи с остатками вещей, грузят каты. За ночь вода ещё поднялась на 20 см.

12:20 – Долго ковырялись и грузили вещи на каты, в итоге вышли поздно.

12:40 – Чалка на ПБ для просмотра порога Ворота (непроход, точка 42). Воды мало, и порог непроходим.

Ориентиры: крутой не просматриваемый ЛПов, берега реки высокие. На ПБ на повороте песчаная полка, где намыто много стволов деревьев.

Осмотр, обнос: по ПБ.

Съёмка: с обоих берегов.

Места для стоянки: вблизи порога нет, до ЛПов на ПБ.

Описание: порог образован огромными, перегораживающими реку, скальными обломками. В нашу воду был непроходим.

13:00 – 13:30 – Поочерёдно перегоняли каты вплотную к порогу и зачаливали их на ПБ прямо перед скальными обломками (рис. 110).

13:30 – 14:10 – Не разгружая обнесли суда за порог (рис. 111).

14:15 – Вышли от пор. Ворота.

14:30 – 15:25 – Подошли к притоку Куркуре на ПБ. Перекусили, сходили на водопад, сфотографировались (рис. 112).

16:25 – Проплыли деревянный пешеходный мост.

Рис. 110 – Чалка ката-3 в пороге Ворота

Рис. 111 – Порог Ворота, обносим кат-2

Рис. 112 – Группа у водопада Куркуре

17:15 – С ходу прошли порог 44 (4В к.т., точка 43, рис. 113, 114). Первым – Адмирал, за ним – Маша, потом – Юрбас и Юрец.

Ориентиры: ПрПов, чуть ранее перед ним – скала по ПБ.

Обнос: ЛБ.

Страховка: с обоих берегов, взаимостраховка.

Места для стоянки: по обоим берегам.

Описание: длина около 400 м, начинается на резком ЛПов валами в струе, далее зигзаг – сначала направо, потом налево, в этом ЛПов в русле лежат огромные скальные обломки, затем ещё один ПрПов со сливами, после чего река успокаивается.

17:25 – Тем же порядком прошли порог № 45 (4А к.т., рис. 115).

Ориентиры: сразу после порога 44.

Обнос: ЛБ.

Страховка:с обоих берегов, взаимостраховка.

Места для стоянки: хорошие поляны по обоим берегам.

Описание: в русле разбросаны группы камней, струя обходит их сначала вдоль ПБ, потом ближе к ЛБ, есть несколько сливов на основной струе.

17:30 – Остановились на ПБ Начали осмотр порог Туданский (5В к.т., точка 44). Первую ступень можно пройти по левой и средней протокам, правая обмелела. Во второй ступени вода через плиту не переливалась, поэтому необходимо было после сближения с плитой резво уходить вправо, чтобы её обойти, а это грозило прохождением данной части порога лагом. Маша сказала, что с такими условиями прохождения хочет обнести порог. Решили остановиться на ночёвку за порогом (точка 45) и проходить его утром на разгруженных судах.

18:00 – 18:20 – По ПБ обнесли вещи примерно на 0,5 км ниже порога, где была подходящая для стоянки площадка.  Катамараны же спрятали в камнях возле улова перед порогом.

19:00 – 19:30 – Ужин.

20:00 – Адмирал зачах и ушёл спать, как и Маша с Максом. Остальные согрели ещё чаю и сели у костра пофилософствовать.

22:40 – Отбой.

Рис. 113 – Кат-1 и кат-4 в пороге № 44

Рис. 114 – Кат-3 на выходе из порога № 44

Рис. 115 – Кат-3 в пороге № 45

7 мая.

ПБ Чулышмана 0,5 км ниже пор. Туданский – ЛБ Чулышман 1 км выше впадения р. Чульча. Карта лист 3.

Пройденные препятствия: пороги Туданский, Коварный, Итыкайский, шивера № 51.

Уровень воды средний.

15 км. ЧХВ – 3 ч 10 мин. ТХВ – 8 ч 20 мин.

Утро – ясно, + 11…13 ºС,

день – ясно + 19…23 ºС,

вечер – ясно, + 10…12 ºС.

08:00 – Встали дежурные, через полчаса – все остальные.

08:50 – Завтрак.

09:20 – Начинаем собираться. Машу за штаны укусил маленький щитомордник. Предупредила, чтоб ходили в обуви. За ночь вода в реке поднялась на 40 см – вся прибрежная отмель, на которую вчера вечером мы ходили за водой и умываться, теперь затоплена.

10:40 – Собрали все вещи, поднесли их поближе к берегу реки и оправились к катамаранам, по пути осматривая порог Туданский (5В к.т., точка 44). На ЛБ от входа в пор. Туданский начинает собираться народ, прибывающий туда как по дороге, так и по реке сверху. Привозят и собирают катамараны. Видимо, на праздниках решили немного посплавляться.

Ориентиры: огромные скалы в русле создают перед порогом сильный подпор. Деревянная стенка из наносных бревен посреди русла.

Осмотр, съёмка, обнос: по обоим берегам.

Страховка: с воды, локальные участки с ПБ.

Места для стоянки: по обоим берегам.

Описание: длина около 200 м. Условно можно разделить на 2 части. Первая: вход в порог разделён двумя крупными скальными обломками на три части, в каждой – слив высотой около 1,5м с мощными бочками. Ниже левого слива в русле скальный выступ ЛБ, на который наваливает. Отразившись, струя уходит вправо, соединяясь со струей после прямого среднего слива. За правым сливом поток разбивается между камнями ПБ.

Через 30 м быстротока снова две глыбы делят русло на три части. Далее – второй слив: проход только слева – тут слив через большую плиту с обливным выступом в середине. Заход в него технически сложен – между 1-й и 2-й ступенями сильный снос направо, навал на глыбу между левым и центральным проходами. Однако косой мощный слив с плиты не так страшен, как опасность туда не попасть и угодить в центральный слив, узкий и забитый камнями. Ниже идёт цепочка мощных валов и бочек до конца порога.

11:15 – Закончили просмотр. Воды в реке прибавилось на 40 см. Бочки и валы в пороге стали заметно мощнее, в 1-ой ступени бочка за средним сливом показалась нам мощнее, чем в левом, а во 2-ой ступени вода стала переливаться через плиту, что упростило её прохождение. Ниже 2-ой ступени появились высокие валы, закрывшие торчавшие вчера кое-где камни. Первыми вызвались идти Юрец с Коляном. На скале ПБ Серёга снимал видео, страховали морковками – Макс на выходе из порога, Антон после 1‑й ступени.

11:35 – 11:40 – Порог Туданский прошёл кат-3 и встал на страховку с воды на ЛБ. 1-ую ступень прошли по левой протоке, немного там задержавшись без угрозы переворота. При подходе к сливу 2-ой ступени сошли с основной струи влево в тень камня, где сделали полный оборот через левый борт и поправили курс судна. Далее прошли через косой слив по плите по намеченной траектории. Бочка за сливом оказалась промывная. Удачно прошли выходные валы, разворачивая к каждому из них нос катамарана. После прохождения встали на страховку с воды на ЛБ (рис. 116).

11:50 – 11:55 – Вторым пошёл кат-1. Пётр заменил Сергея на видеосъёмке. Макс заменил Антона на морковке. 1-ую ступень прошли по средней протоке без задержек (бочка там оказалась совсем не такая страшная, как мнилось с берега), 2-ую ступень тоже штатно. В нижней части порога на один из валов зашли левым лагом, в результате пришлось сделать полный оборот через правый борт. Прошёл кат-1 и зачалился на ПБ. Экипаж ушёл на страховку/видео (рис. 117).

11:55 – Прошли 2 катамарана другой группы и встали на страховку на ЛБ. В это время Сергей заменил Петра на видеосъёмке, Антон Макса на морковке.

12:05 – 12:10 – Прошёл кат-4 и встал на страховку на ПБ чуть ниже кат-1. Прохождение аналогично кат-1, с такими же вращениями на нижних валах (рис. 118).

12:15 – Пошёл катамаран другой группы и перевернулся на выходных валах. Экипаж нашего кат-3 дёрнулся было спасать, но 2 ката их группы пошли спасать аварийный кат и выловили его. Наша помощь не потребовалась. Но в процессе этой суеты Юрий упустил весло! J

12:30 – 12:35 – Успешно прошёл кат-2 весь порог полностью и зачалился на ПБ возле нашей стоянки. Прохождение аналогично кат-3 (рис. 119).

12:40 – 13:20 – Все экипажи собрались на ПБ возле лагеря и крепят вещи на суда. Закончив погрузку, вышли с места стоянки

Рис. 116 – Кат-3 в пороге Туданский

Рис. 117 – Кат-1 в пороге Туданский

Рис. 118 – Кат-4 в пороге Туданский

Рис. 119 – Кат-2 в пороге Туданский

13:25 – Походной колонной прошли шиверу № 47.

13:30 – Подошли к порогу Коварный (5С к.т., точка 46), зачалились на ЛБ, отправились на просмотр. В пороге ближе к ЛБ Антон увидел потерянное весло. Его достали из воды Колян и Юрцом и взяли на свой катамаран. Весло оказалось не тем, что упустил Юрец ниже Туданского. В общем, остались при своих. После просмотра решили проходить с вещами.

Ориентиры: ЛПов после предыдущей шиверы, каменные глыбы через всё русло.

Осмотр, обнос: по ЛБ.

Съёмка: ЛБ.

Страховка: с воды, локальные участки с ЛБ.

Места для стоянки: ЛБ.

Описание: длина 300 м. Несколько ступеней. Отличается особенно мощными сливами. Начинается сливом-горкой по всей ширине русла. Большая глыба делит русло на 2 части: справа струя упирается в камни ПБ, делая поворот на 90º, основной поток идёт между глыбой и ЛБ, тут ещё одна глыба, на которую очень сильно валит, и слив имеет сложную форму. Второе ключевое место – горка в сужении русла. Слева камни (подводные и надводные). Правая часть потока наваливает на глыбу ПБ, образуя косой отбойный вал и мощные бочки перед и за ним. Далее 2 следующих друг за другом слива с бочкой по всей ширине реки. Третье ключевое место – сильный навал на два полуобливных камня, делящие реку на три части. Ниже участок быстротока с валами, на выходе бочка по всей ширине русла.

14:10 – Колян занял место для страховки на ЛБ сразу после 1-й ступени, Юрбас внизу порога в улове ЛБ, Петя на видеосъёмке на камне примерно в середине порога.

14:20 – 14:25 – Прохождение кат-1. Первую ступень прошли по ЛПрот, среднюю часть вблизи ПБ по основной струе с косыми валами и бочками, в третьей ступени ушли в крайнюю ПрПрот, зацепились за камень и вышли из неё кормой вперёд. Далее зачалились на ЛБ. Серёга пошёл менять на видеосъёмке Петьку, Антон заменил Юрбаса на нижней страховке, а Юрбас переместился на верхнюю точку страховки, чтобы быть ближе к началу порога и быстрее начать прохождение (рис. 120).

14:40 – 14:45 – Прохождение кат-3. Во время отчаливания подъехал наш ГАЗ-66 и начал активно сигналить, правда мы, занятые прохождением, то ли не поняли, то ли не услышали. 1-ую ступень прошли по ЛПрот, среднюю часть вблизи ПБ по основной струе с косыми валами и бочками, 3-ю ступень по средней протоке. В косом сливе 3-ей ступени судно развернуло через правый борт, и оно вышло из порога кормой вперёд. Зачалились на ЛБ. Сергей стал снимать видео, Юрец с морковкой на выходе из порога (рис. 121).

15:00 – 15:05 – Прохождение кат-4. Первую ступень прошли по ЛПрот. В средней части старались избегать мощных сливов и крались ближе к ЛБ по левому краю основной струи, а также между надводными камнями у ЛБ. 3-ю ступень прошли по ЛПрот. Зачалились на ЛБ, изготовились страховать с воды (рис. 122).

15:25 – 15:30 – Прохождение кат-2. 1-ую ступень прошли по ЛПрот, среднюю часть вблизи ПБ по основной струе с косыми валами и бочками. В первом сливе 2-ой ступени у судна опасно задрало левый и притопило правый баллоны, но всё же вышли на ровном киле. В 3-ей ступени ушли в среднюю протоку, зачалившись у остальных катамаранов на ЛБ (рис. 123).

Рис. 120 – Кат-1 в сливах ниже основной горки в пороге Коварный

Рис. 121 – Кат-3 в основном сливе порога Коварный

Рис. 122 – Кат-4 крадётся вдоль ЛБ в пороге Коварный

Рис. 123 – Кат-3 на выходе из порога Коварный

15:35 – Вышли после пор. Коварный.

15:45 – Тандемами прошли шиверу № 49, следующую за Коварным. Первыми прошли шиверу штатно кат-1 и кат-2. В одной из бочек шиверы кат-3 задержало и развернуло вправо на 90  градусов, Юрец чуть не вывалился из упоров, но удержался. Ниже по течению, шедший последним кат-4 заварился в бочке, которую перед этим успешно прошёл кат-3. В ходе борьбы с бочкой у Макса выбило из рук весло, которое стоявшие на страховке ниже Юрец с Коляном выловили и вернули владельцам.

16:00 – 16:40 – Зачалились на ЛБ, дошли до нашего ГАЗ-66. Не упустили возможность отдать вещи на ГАЗ-66, чтобы оставшуюся часть реки идти налегке, и заодно перекусили.

17:10 – Зачалились на ПБ перед порогом Итыкайский (5В к.т., точка 47) и начали просмотр. В нашу воду мощных сливов и сильных навалов на надводные камни не было. Порог решили проходить тандемами в взаимостраховкой. Серёга снимал видео с высокого камня на ПБ.

Ориентиры: дорога по ЛБ, заметное падение реки.

Осмотр, съёмка: по ПБ.

Обнос: по дороге ЛБ.

Съёмка: ПБ.

Страховка: с воды.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 200 м, длинная горка с большим падением с хаотичным нагромождением надводных и обливных камней с навалами на них и сливами.

17:25 – 17:30 – Прохождение порога кат-2 и кат-4. Кат-2 шёл по центру русла, кат-4 ближе к ПБ. После прохождения зачалились на ПБ и страховали остальные экипажи (рис. 124).

17:45 – 17:50 – Прохождение кат-1 и кат-3. Кат-1 шёл по центру русла и ближе к концу порога левым баллоном проехался по небольшому обливному камню без опасности переворота, кат-3 ближе к ПБ. После прохождения зачалились на ПБ к другим экипажам (рис. 125).

17:55 – Выдвинулись далее.

18:10 – Прошли походной колонной шиверу № 51 (5В к.т.) со взаимостраховкой в порядке кат-3, кат-1, кат-2 и кат-4. На выходе из шиверы кат-1 опасно навалило бортом на один из камней и едва не перевернуло, но экипаж смог удержать кат на ровном киле. Остальные прошли спокойнее, без ненужной эквилибристики (рис. 126).

Ориентиры: через 100 м от пор. Итыкайский.

Осмотр,  обнос: по ЛБ.

Съёмка, страховка:с воды, с ЛБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 400 м, прямой участок реки с большим падением сжат скалой ПБ и высокой осыпью ЛБ. Основные препятствия – отдельные камни, широкие и глубокие бочки и косые сливы, хаотично разбросанные по реке.

18:20 – Таким же образом штатно прошли шиверы 52-54. Они уже спокойнее и проще. чем 51.

18:40 – 18:50 – Чалка на ЛБ для поиска стоянки. Машина стоит рядом. Часть команды отправилась по берегу искать место под лагерь.

19:00 – Перечалились на найденное ниже на ЛБ для стоянки место (точка 48). Два судна собрали плавник на ПБ и привезли его к лагерю.

19:30 – Встали на стоянку. Подъехала наша машина с вещами.

20:30 – Ужин.

23:30 – Отбой.

Рис. 124 – Кат-2 и кат-4 в пороге Итыкайский

Рис. 125 – Кат-1 и кат-3 в пороге Итыкайский

Рис. 126 – Кат-3 в шивере № 51

8 мая.

Стоянка та же. Занос судов на Чульчу и сплав по ней от порога № 4 до её впадения в Чулышман. Карта лист 6.

Пройденные препятствия: пороги № 4, Две глыбы, № 6, Каменоломня.

Уровень воды низкий.

Пешком: 4 км (занос судов). ЧХВ – 2 ч 10 мин. ТХВ – 1 ч 40 мин.

Сплав: 4 км. ЧХВ – 1 ч 15 мин. ТХВ – 1 ч 50 мин.

Утро – ясно, + 12…14 ºС,

день – ясно + 20…25 ºС,

вечер – ясно, + 10…12 ºС.

08:20 – Подъём дежурных, остальных – почти через час, в 09:10.

09:25 – Завтрак.

11:30 – Переправились всей командой на ПБ Чулышмана для осмотра Чульчи.

12:00 – Дошли до Чульчи, решили отравить пару человек обратно к катам для их охраны. Вызвавшиеся Петька и  Колян вернулись стеречь катамараны, остальные отправились вверх по течению до ближайшего порога. Дошли по ЛБ Чульчи до порога № 4, нашли подходящее место для спуска судов и начала сплава. Юрбас по пути учил всех есть зелёные сосновые шишки. И научил!

14:15 – Шестеро человек вернулись с просмотра Чульчи. Организовали перекус. Решили, что сплавляться пойдут Антон с Серёгой на кат-2 и Юрбас с Максом на кат-4. Остальные отправились обратно в лагерь – поднимать хозяйство и готовить ужин.

14:30 – Часть команды, отправляющаяся в обратно в лагерь, собрала плавник, погрузила его на кат-3 и кат-1 и направилась к ЛБ. В лагере кто-то пошёл гулять, кто-то занялся стиркой, ремонтом снаряжения и прочими делами.

14:30 – 16:40 –  Занос 2 катов к месту начала сплава по Чульче. Тащили каты, не разбирая и не сдувая, прикрепив стропы к ручкам на катах и закинув их на плечи. Тропа почти везде это позволяет (рис. 127). Напротив пор. Каменоломня подъём по скалам, далее – ровная тропа. Шли в режиме: 25 минут идём, 10 минут отдыхаем.

17:15 – Команда на Чульче начала сплав чуть выше порога № 4 (4В к.т., точка 49). Так как участников всего четверо, то распределение людей при прохождении всех порогов было одинаковым – двое проходят препятствие, третий снимает видео, четвёртый страхует морковкой с берега. Далее при описании сплава этого дня: кат-2 – экипаж Антон и Сергей, кат-4 – экипаж Юрбас и Макс. Юрбас снимал с ЛБ, Макс отсюда же страховал морковкой.

Ориентиры: на резком ЛПов.

Осмотр, обнос, съёмка, страховка: ЛБ.

Места для стоянки: выше на поляне ЛБ.

Описание: мощный свал воды через каменную гряду, ниже по всей ширине бочка, справа – навал на скальный обломок у ПБ, бочка тащит влево. Общее падение около 2 м.

17:15 – 17:20 – Кат-2 отправился в порог № 4. Уровень воды низкий, и, на наш взгляд, в такую воду сплав не должен представлять большой сложности. С таким настроем сразу начались косяки. Задев за обливной камень непосредственно перед основным сливом, судно развернулось левым баллоном, а затем и кормой к сливу. В держащей бочке под сливом катамаран резко остановило, отчего Антон вывалился из упоров на раму, но удержался на судне. В бочке катамаран промыло в сторону ЛБ и выбросило. Экипаж продолжил сплав кормой вперёд. Антон вернулся в упоры, помог Серёге развернуть судно и благополучно зачалиться на ЛБ (рис. 128, 129). После такого прохождения все настроились на серьёзный сплав. Далее Серёга сменил Юрбаса, а Антон – Макса.

17:25 – 17:30 – Кат-4 отправился в порог № 4. Со всей серьёзностью и ответственностью прошли данный порог по той же траектории, но без выпадения кого-либо из стремян. Зачалились так же на ЛБ (рис. 130).

17:35 – 17:40 – Далее тандемом прошли шиверу ниже порога, и зачалились на ЛБ для осмотра порога Две глыбы (5А к.т., точка 50).

Ориентиры: плавный ЛПов, прямой участок реки.

Осмотр, обнос, съёмка: ЛБ.

Страховка: ЛБ, с воды в пороге и ниже.

Места для стоянки: ЛБ.

Описание: длина около 300 м. 1-ая часть – заходная шивера с большим количеством камней и отдельными сливами и бочками, 2-ая часть – серия косых валов и далее россыпь обливных и полуобливных камней, заканчивающаяся двумя глыбами посередине реки, на которые наваливает струя. Обход справа осложнён камнями на выходе ниже двух глыб, обход слева – сложнее на входе и требует манёвра, но ниже двух глыб чище.

17:45 – 17:50 – Прохождение кат-2 пор. Две глыбы. Береговая схема та же – Юрбас на съёмке, Макс на морковке. С точки старта вышли на основную струю, по мере продвижения смещались к ЛБ и обошли две глыбы по левому сливу, обруливая лежащие на входе в ЛПрот обливные камни (рис. 131).

17:55 – 18:00 – Кат-4 отправился в пор. Две глыбы. Прошёл тем же путём, что и кат-2 (рис. 132).

Рис. 127 – Занос катов к месту начала сплава на Чульче

Рис. 128 – Кат-2 (Лямин, Зайцев С.) заходит в порог № 4

Рис. 129 – Кат-2 выходит из порога № 4

Рис. 130 – Кат-4 (Стрелков, Бычков) в пороге № 4

Рис. 131 – Кат-2 (Лямин, Зайцев С.) в пороге Две глыбы

Рис. 132 – Кат-4 (Стрелков, Бычков) в пороге Две глыбы

18:05 – Далее пошли походной колонной. Прошли выходную шиверу после Двух глыб, порог № 6 и шиверу после него. На общем фоне выделить что-либо трудно. Фоновый сплав 3 – 4 к.т., слалом между камней, валы, бочки. Всё идётся с ходу.

18:15 – Зачалились на ПБ выше порога Каменоломня (5А к.т., точка 51). Серёга встал на видеосъёмку, Антон с морковкой – на страховке в улове ПБ ниже порога.

Ориентиры: за плавным ЛПов, с воды виден сильный уклон.

Осмотр, обнос, съёмка: ПБ.

Страховка: ПБ, с воды ниже.

Места для стоянки: ПБ.

Описание: порог длиной около 200 м, общее падение до 4 м. В нашу воду представлял собой шиверу с большим числом обливных камней вверху и череду сливов до 1,5 м с косыми бочками и валами внизу.

18:20 – 18:25 – Прохождение кат-4 пор. Каменоломня. Заходную шиверу проходили по центру, перед сливами отрабатывая вправо, чтобы обойти камни на входе, далее снова по центру (рис. 133).

18:30 – 18:35 – Прохождение кат-2 пор. Каменоломня. Антон с Серёгой изначально начали прохождение входной шиверы ближе к ЛБ, поэтому к основным сливам вышли сразу левее камней. Сами сливы прошли так же по центру (рис. 134).

18:40 – Продолжили сплав по Чульче. Ниже Каменоломни простые шиверы не выше 3 к.т.

19:05 – Завершение сплава по Чульче. Выйдя в Чулышман, зачалились на высоком ЛБ, подняли суда и вернулись в лагерь.

19:30 – Команда с Чульчи вернулась в лагерь на ЛБ Чулышмана. Сразу сели ужинать.

21:30 – Стихийный ранний отбой.

Рис. 133 – Кат-4 в пороге Каменоломня

Рис. 134 – Кат-2 в пороге Каменоломня

9 мая.

Переезд на р. Чуя (ЛБ Чулышмана 1 км выше впадения р. Чульча – ПБ Чуи чуть ниже недостроенной ГЭС). Карта листы 3 и 4.

Утро – облачно, дождь + 8…12 ºС,

день – облачно + 13…15 ºС,

вечер – облачно, + 13…11 ºС.

07:30 – Подъём дежурных.

08:00 – Подъём остальных, завтрак. Выпили по стопке за праздник.

10:45 – Выехали на Чую.

10:55 – Заглох наш автомобиль. Ждем, когда его починят, и читаем лоции на следующую часть маршрута. В это время дождь закончился. Серёга, как эксперт в теории надежности, советами помогает водителю с ремонтом. Макс, тем временем, помогает делом.

11:25 – Едем дальше.

11:35 – Опять заглохли. Тут уже серьезнее. Начали заводить с толкача (рис. 135)..

13:50 – Наконец завели этот автомобиль! Едем дальше.

14:40 – Остановились на перевале Кату-Ярык. Дует сильный ветер, идёт дождь. Быстро фотографируемся (рис. 136).

14:50 – Едем дальше.

16:30 – Проехали Усть-Улаган.

17:00 – И снова ремонт! Делаем перекус.

17:20 – Починились и едем дальше.

17:30 – Остановились в Акташе для посещения военкомата и отметки об убытии. Потом пошли в магазин за овощами. Купили около шести пакетов еды, в том числе две коробки печенья, консервы с сайрой, молока, яиц и отдельно для Коляна четыре рулона туалетной бумаги. После посещения магазина Юрбас жаловался, что накупили еды, хотя её у нас и так навалом.

18:20 – Поехали дальше.

19:00 – Приехали на Чую, на поляну по ПБ чуть ниже недостроенной ГЭС (точка 52, рис. 137), сделали общее фото, попрощались с водителем.

21:30 – Праздничный ужин по поводу 9 мая. Ещё бы – накупили столько еды… Ведём разговоры на военные темы, вспоминаем воевавших дедов и прадедов. Запустили салют.

22:50 – Начали рассказывать анекдоты про Штирлица.

23:20 – Ложимся спать.

Рис. 135 – Дорога на Чую. Небольшая техническая заминка

Рис. 136 – Дождь со снегом на перевале Катуярык

Рис. 137 – Прибыли на Чую. Фото на фоне нашего вездехода

10 мая.

Переправа на ЛБ Чуи, днёвка. Карта лист 4.

Стоянка – ЛБ Чуи чуть ниже недостроенной ГЭС (6 км выше р. Мажой).

Утро – ясно, + 11…13 ºС,

день – ясно, + 13…15 ºС,

вечер – ясно, + 11…13 ºС. Весь день очень сильный ветер.

07:40 – Подъём дежурных, через 45 минут встали остальные.

09:30 – Завтрак. Адмирал объявил о своём решении сделать дневку, так как Маша заболела, да и он сам, кажется, заболевал. В виду этих обстоятельств идти верх Мажойского каскада сегодня, да с вещами, – большой риск не успеть на самолёт Маше и Максу. С ПБ Чуи лагерь решено переместить на ЛБ, чтоб в лесу укрыться от ветра, да и стоянка там уютнее. Дуем каты, пакуем и привязываем вещи.

11:50 – 12:20 – Переправа на ЛБ. Уровень воды средний, вода мутная, как после паводка.

12:40 – Ставим палатки (точка 53, рис. 138). Маша с Максом начали разбирать катамаран и сушить баллоны.

14:50 – 16:00 – Обед. Антон и Маша ушли болеть в палатку. Народ сидит и травит байки у костра. (рис. 139). Адмирал делает вид, что с ним всё пучком – периодически, раз в полтора часа, выползает из палатки, подходит к костру, тусует там минут 5-10 и возвращается в палатку. Маша, не облечённая властью, такой ерундой не занимается и просто спит. Серёга сходил осмотреть окрестности. Поднялся на гору, дошёл до избы и вернулся в лагерь.

20:00 – 20:30 – Ужин.

21:00 – Антон с Машей ходят и выкапывают ёлочки и кедрики себе на память, которые Маша завтра увезёт с собой в Москву.

23:00 – Отбой.

Рис. 138 – Стоянка на Чуе 10 мая

Рис. 139 – Днёвка на Чуе

11 мая.

ЛБ Чуи чуть ниже недостроенной ГЭС – ПБ Чуи ниже пор. Пирамида.

Пройденные препятствия: пороги № 9, Суровый, Пирамида.

Уровень воды ниже среднего.

11 км. ЧХВ – 4 ч 20 мин. ТХВ – 7 ч 40 мин.

Утро – ясно, + 5…7 ºС,

день – ясно + 12…14 ºС,

07:30 – Встали дежурные.

08:10 – Поднялись остальные.

08:30 – Завтрак. Маша и Макс допаковывают рюкзаки для отъезда домой. Рюкзаки они везут с собой, катамаран оставят на хранение Ивану Замчалову, мы его отправим потом вместе с нашими катамаранами.

10:20 – Начали перевозить Макса с Машей на ПБ, как раз подъехала и заказанная машина.

10:50 – Попрощались с Машей и Максом, посадили их в такси. Вернулись к месту стоянки, грузим вещи на каты.

11:20 – Начали сплав (рис. 140). Уровень воды относительно вчерашнего дня упал сантиметров на 15.

11:30 – Пошли первые несложные шиверы.

11:50 – Впадение р. Мажой с ЛБ.

12:00 – В шивере Юрец упустил весло. Сходу его подобрать не смогли, так как кат-3 уносило течением вниз от весла, которое затем прибило к ПБ. Зачалились на ПБ, Юра сходил за застрявшим в камнях веслом.

13:00 – Одна из первых серьёзных шивер (точка 54). Решили снять на видео, послали Серёгу на видеосъёмку. Прошли с взаимостраховкой в порядке кат-3, кат-2. Встали на галечной отмели ПБ (точка 55). Тут же рыбачил мужик со спиннингом. Юрий заменил Сергея на видео, кат-2 страхует с воды.

13:15 – Эту же шиверу прошёл кат-1 и зачалился на ПБ.

13:25 – Вместе вышли с галечной отмели ПБ. Пока мы развлекались, мужик, рыбачивший выше, уже дошёл до нас.

13:35 – 14:10 – Прошли более спокойный участок, остановились на ПБ и все вместе пошли на просмотр реки с высокого берега. Сложных препятствий пока не видно – сплошной чередой идут шиверы.

14:15 – Стартовали все экипажи с ПБ. Идём с взаимостраховкой.

14:30 – 14:35 – Остановились на осмотр очередной шиверы, а также размять ноги на ПБ (точка 56). Далее таким порядком и шли: сначала проходят 2 катамарана тандемом, страхуя друг друга, чалятся в подходящем месте, и дальше идёт третий кат. Идём осторожно, чтобы сходу по-гусарски не влететь в пор Суровый. Какие-то отдельные препятствия на участке от впадения Мажоя до пор. № 9 выделить сложно – следующие друг за другом шиверы примерно одинаковы, фоновый сплав 4А – 4В к.т (рис. 141 ,142).

14:50 – Остановились на перекус на ПБ.

15:20 – Продолжили сплав всё той же походной колонной. Шиверы продолжаются.

16:25 – Зачалились на ЛБ для просмотра порогов № 9 (5А к.т., точка 57) и Суровый (5С к.т., рис. 143, 144).

Порог № 9

Ориентиры: левый скальный бом, за ним прямой участок реки.

Осмотр, съёмка, обнос, страховка: ЛБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 150 м, в начале – слалом между больших скальных обломков, далее в ЛПов следует серия сливов, наиболее мощный из них последний, который усложняют несколько подводных камней, и затем навал на скалу высотой 7 м, после неё начинается порог Суровый.

Порог Суровый

Ориентиры: наледь шириной 50 м, стекающая с ЛБ и поднимающаяся по кулуару не менее чем на 50 м вверх. Порог начинается сразу после пор. № 9.

Осмотр, съёмка, страховка: ЛБ.

Обнос: невозможен.

Места для стоянки: нет.

Описание: состоит из 3 частей. 1-ая – наиболее сложная: струя наваливает на огромную скалу высотой 7 м, обозначающую вход в Суровый, и разделяется ею на две протоки. ЛПрот более спокойна, но мелководна, и выводит в каменный завал. Кроме того, попадание в эту протоку связано с риском быть наваленным на скалу на входе. ПрПрот многоводнее, в русле расположен ряд больших обливных камней, образующих несколько косых ворот, сливы и сильнейшие навалы на камни усложняют движение. 2-ая ступень – мощнейшая шивера, начинающаяся сразу после косых ворот 1-ой ступени. Сразу за воротами река снова разделяется на две протоки. ПрПрот короче левой, в ней очень большое падение, сливы, бочки, прижим. Струя мечется между больших обливных камней, за которыми большие бочки. 3-ая ступень – простая шивера, расположенная на ПрПов и кончающаяся косыми скальными воротами у слияния обеих проток.

Рис. 140 – Оставшиеся 3 ката перед стартом на Чуе

Рис. 141 – Шиверы верхней части Мажойского каскада Чуи

Рис. 142 – Шиверы верхней части Мажойского каскада Чуи

Рис. 143 – Порог № 9 и верхняя часть порога Суровый

Рис. 144 – Нижняя часть порога Суровый

Решили проходить оба порога за одно прохождение, т.к. вменяемой чалки после пор. № 9 как таковой нет. Первым вызвался идти кат-3. Юрбас встал на страховку морковкой ближе к середине порога, Антон – внизу, ближе к выходу, Серёга снимал видео со склона ЛБ.

17:05 – 17:15 – Пороги № 9 и Суровый прошёл кат-3. Выйдя с ЛБ, прошёл между камней к ПБ и под ним обошёл гряду надводных камней. Пройдя метровый слив, оказался левее основной струи, вследствие чего не успел уйти от навала на 7-метровую скалу у ЛБ. Во избежание навала лагом развернули судно носами к скале, ударились в неё носами и промылись вниз по течению, успев быстро поставить судно носом вниз. Далее, лавируя между надводными камнями ЛПрот, приняли слишком близко к ЛБ и попали в подковообразную ловушку из крупных надводных камней у ЛБ. Выход вниз по течению невозможен из-за негабаритного слива, выйти вверх не позволяло сильное течение. После нескольких попыток выйти через верх решили втащить судно на камень и спрыгнуть с него в основную струю. В ловушке провели несколько минут. Оставшшуюся часть порога преодолели успешно и встали на страховку у скалы ЛБ (рис. 145, 146).

17:25 – 17:30 – Успешно прошёл порог кат-2. Заход в порог по той же траектории. После обхода под ПБ гряды камней немного задержались в бочке под сливом, подставив под него левый борт. Далее развернулись и выгребли в правую часть потока, избежав навала на 7-метровую скалу. Остальную часть порога прошли по ЛПрот. При прохождении гряды камней испытали два неопасных навала на камни. Зачалились на ЛБ, приготовились страховать кат-1. Юрец поднялся на склон ЛБ для фотосъёмки (рис. 147 – 149).

17:35 – 17:40 – Успешно прошёл кат-1. Заход в порог по той же траектории. После обхода под ПБ гряды камней в сливе зацепили левым баллоном обливной камень. Вследствие чего судно моментально развернуло правым баллоном вниз по течению, опасно накренило вправо и тут же снесло потоком. Выправив судно, экипаж оказался вблизи ПБ, избежав угрозы навала на 7-метровую скалу. Остальную часть порога прошли по ЛПрот. При прохождении гряды камней испытали незначительный прижим к надводному камню. Зачалились на ЛБ (рис. 150 – 152).

Рис. 145 – Кат-3 в пороге № 9

Рис. 146 – Кат-3 в пороге Суровый

Рис. 147 – Кат-2 в пороге № 9

Рис. 148 – Кат-2 в пороге Суровый

Рис. 149 – Кат-2 в пороге Суровый

Рис. 150 – Кат-1 в верхней части порога Суровый

Рис. 151 – Кат-1 в нижней части порога Суровый

Рис. 152 – Кат-1 в выходном сливе порога Суровый

17:45 – Вышли с Сурового.

17:50 – Начало просмотра порога Пирамида (5В к.т., точка 58). Кат-1 зачалился на ЛБ, остальные на ПБ. Юрбас ушёл ниже порога страховать морковкой, Сергей снимал видео с ЛБ.

Ориентиры: расположен в 200 м ниже пор. Суровый, каменная гряда посередине реки – это уже начало порога.

Обнос: невозможен.

Страховка: на ПБ ниже порога, также возможна и с ЛБ.

Места для стоянки: в нашу воду возможно было стать на ПБ после порога.

Описание: длина 150 м. Русло разделяется грядой камней на 2 струи. Основная мощная струя идёт слева от гряды и, разгоняясь, с большой скоростью наваливает на центральный пирамидальный камень высотой около 5 м. Перед камнем косая бочка Камень разбивает струю на 2 части. Основной поток уходит влево. Далее 50 м быстротока с косыми бочками.

18:20 – 18:25 – Прохождение кат-3. В порог зашли по центру струи, в итоге взобрались на пирамиду носами, развернулись на ней на 90º влево и съехали в левый слив. За пирамидой сместились к ПБ и так дошли до конца порога. Зачалились на ПБ и страховали с воды Юрбаса с Петькой.

18:30 – 18:35 – Прохождение кат-2. Зайдя в порог по центру основной струи, экипаж интенсивно грёб в направлении левого от пирамиды слива. В результате прошли её по касательной, задев кормовой частью судна. За пирамидой сместились к ПБ и так дошли до конца порога. Зачалились на ПБ рядом с кат-3. Кат-2 остался страховать кат-1, а Юрец Зайцев пошёл снимать прохождение кат-1 на маленький фотоаппарат и нашлемную камеру.

18:45 – 18:50 – Прохождение кат-1. В порог вошли левее основной струи, в бочке перед пирамидой зашли в тень береговых камней, и, развернувшись кормой вниз по течению, интенсивно гребли вверх по течению, смещаясь к ЛБ, и прошли вдалеке от пирамиды под ЛБ. За пирамидой сместились к ПБ и так дошли до конца порога. Зачалились на ПБ к остальным катам.

19:00 – Чуть ниже нашли место для стоянки. Перегнали туда каты и встали лагерем на ПБ (точка 59).

20:10 – 20:50 Ужин.

20:30 – Петя с Юрбасом поднялись наверх посмотреть, что ожидает впереди. На расстоянии ближайшего километра серьёзных порогов нет. Серега тоже поднялся наверх, проверить наличие связи – все операторы доступны (МТС, Мегафон и Билайн).

21:30 – Отбой.

Рис. 153 – Кат-3 в пороге Пирамида

Рис. 154 – Кат-2 в пороге Пирамида

Рис. 155 – Кат-1 в пороге Пирамида

12 мая.

Сплав: ПБ Чуи ниже пор. Пирамида – Оройский мост. Карта лист 4.

Пройденные препятствия: пороги № 14, Гарнитур, Поворотный, Трио.

Уровень воды ниже среднего.

Обнос нижней части Мажойского каскада (Оройский мост – Чибитская поляна, ПБ Чуи чуть выше дер. Чибит).

Сплав: 6 км. ЧХВ – 1 ч 30 мин. ТХВ – 5 ч 50 мин.

Пешком: 4 км. ЧХВ – 2 ч 35 мин. ТХВ – 3 ч 15 мин.

Утро – пасмурно, + 5…7 ºС,

день – пасмурно + 12…14 ºС,

вечер – пасмурно, + 4…6 ºС.

07:20 – Подъём дежурных, к 8 часам – остальных.

08:25 – Завтрак. Юрец ремонтирует шнуровку на кат-3. Что-то ей в этом походе не везёт.

10:50 – Вышли. Вода за ночь упала на 15 см. Почти сразу же походной колонной прошли порог Мини (пр. № 12) – шивера с несколькими сливами.

11:05 – Подошли к шивере. № 13 (точка 60), зачалились на ПБ. Сергей встал на видеосъёмку.

11:15 – 11:20 – По основной струе тандемом прошли со взаимостраховкой кат-2 и кат-3, встали на страховку на ПБ (рис. 156). Затем прошёл кат-1.

11:30 – Подошли к порогу № 14 (5В к.т., точка 61), зачалились на ЛБ. Петька встал на видеосъёмку, Колян и Юрец ­ на страховку с морковками на выходе из порога.

Ориентиры: ПБ – скальная осыпь, виден плавный ЛПов реки и гряда скальных обломков ближе к ЛБ.

Осмотр, съёмка, страховка: ЛБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: река делится на 2 протоки островом из крупных глыб, основная – ЛПрот, в ней ряд полуобливных глыб, в её конце навал на большой зуб. Далее в русле ещё несколько навалов на камни и ниже – слив через гряду камней по всей ширине реки с узкими проходами между ними.

11:50 – 11:55 – Прохождение кат-1. Пройдя по ЛПрот, сместился вправо в тень каменной гряды, выправил курс, сделав телемарк, далее прошёл по центру струи через сливы и зачалился на ЛБ (рис. 157, 158). Серёга заменил на съёмке Петьку.

12:05 – 12:10 – Прохождение кат-2. В нижнем сливе через гряду проехался правым баллоном по одному из камней без опасности переворота (рис. 159). Зачалился на ПБ и встал на страховку кат-3.

12:15 – 12:20 – Идеальное прохождение кат-3, чалка на ПБ возле Юрбаса (рис. 160). Пока проходили кат-2 и кат-3, Антон по ЛБ спустился ниже, перелез через завал в ПрПов, осмотрел реку ниже. Ничего криминального нет, можно идти с ходу.

12:50 – Далее со взаимостраховкой прошли пр. № 15 и пор. Карман (пр. № 16), не выделив их на общем фоне реки.

Рис. 156 – Кат-2 и кат-3 в шивере № 13

Рис. 157 – Кат-1 в верхней части порога № 14

Рис. 158 – Кат-1 в нижней части порога № 14

Рис. 159 – Кат-2 в пороге № 14

Рис. 160 – Кат-3 в пороге № 14

13:05 – Подошли к порогу Гарнитур (5В к.т., точка 62) и начали осмотр с ПБ. Серёга с высокого камня снимал видео. Петька страховал морковкой в средней части порога, Юрбас – на выходе.

Ориентиры: плавный ЛПов, заметное общее понижение берегов, резкий уклон.

Осмотр, съёмка: ПБ.

Страховка: с ПБ.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 400 м, можно выделить 3 части. 1-ая – в основном сливы на разгонной струе, 2-ая – серия навалов на каменные глыбы, в сужениях мощные бочки, заканчивается скальными воротами с двойным сливом и прижимом к ЛБ. 3-я – водопад Тихий высотой до 1,5 м, ниже которого короткий участок спокойной воды. Самый энергозатратный порог из пройденных нами на Чуе.

14:10 – 14:15 – Прошёл кат-3 и зачалился в улове ПБ ниже порога. Проход по основной струе между камней. Во второй части порога попал в держащую бочку под сливом и вышел из неё кормой. Остальные участки прошёл штатно (рис. 161, 162).

14:30 – 14:35 – Прошёл кат-2. Экипаж при отплытии неудачно выбрал линию движения между камнями у ПБ, в результате до входа в порог судно село на небольшой надводный камень правым баллоном и прижалось к другому камню левым. Дальнейшее прохождение самого порога аналогично кат-3, с тем же разворотом в бочке. Скальные ворота и водопад прошли без затруднений (рис. 163, 164).

15:00 – 15:05 – Прошёл кат-1. Весь порог прошли уверенно и без задержек. Слив с держащей бочкой во второй части порога прошли по левому её краю без остановки в ней, хорошенько разогнавшись до неё (рис. 165 – 167).

Рис. 161 – Кат-3 в верхней части порога Гарнитур

Рис. 162 – Кат-3 выходит кормой из бочки в пороге Гарнитур

Рис. 163 – Кат-2 перед бочкой в бочке в пороге Гарнитур

Рис. 164 – Кат-2 уходит от прижима в пороге Гарнитур

Рис. 165 – Кат-1 заходит в порог Гарнитур

Рис. 166 – Кат-1 в пороге Гарнитур

Рис. 167 – Кат-1 перед двойным сливом в пороге Гарнитур

15:05 – 15:35 – Перекус на ПБ.

15:35 – Вышли на осмотр порога Поворотный (5А к.т., точка 63). Решили проходить по правой части русла и в конце уйти между камней влево. Колян встал на страховке с морковкой, Юрец снимал видео.

Ориентиры: через 50 метров после пор. Гарнитур.

Осмотр, съёмка: ПБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ПБ местами, с ЛБ ниже порога.

Места для стоянки: нет.

Описание: длина 200 м, две ступени. 1-ая – участок быстротока со сливами через 2 гряды камней, идущих поперёк всей реки, 2-ая ступень – ЛПов, струя идёт от ПБ к ЛБ и проходит через нагромождение каменных глыб, сливы и навалы на камни. ПБ – сначала осыпной, дальше скала, ЛБ – крупноглыбовый, ниже порога улово.

15:50 – 15:55 – Порог Поворотный прошли тандемом кат-1 и кат-2 и зачалились на ЛБ. Во 2-ой ступени порога кат-1 без угрозы переворота проехался баллонами по нескольким обливным камням. Кат-2 учёл его ошибки и прошёл более чисто, взяв во 2-ой ступени чуть правее. Оба судна зачалились на ЛБ сразу за порогом (рис. 168, 169). Антон пошёл снимать на камни ЛБ на свой фотоаппарат, Юрбас с Петькой изготовились к страховке.

16:00 – 16:05 – Прохождение кат-3. В начальной части порога едва не сел левым баллоном на острый надводный камень. Дальнейшая траектория движения, как у кат-2. Зачалился к другим судам (рис. 170).

16:05 – Отправились всей командой на просмотр порога Трио (4В к.т.) по ЛБ.

Ориентиры: высокая скальная стенка по ПБ после спокойного участка.

Осмотр, съёмка: ЛБ.

Обнос: нет.

Страховка: с ЛБ, взаимостраховка.

Места для стоянки: ЛБ.

Описание: длина 250 м, начинается разгонной шиверой с высокими валами, в конце порога – 3 больших камня, между которыми сливается вода, слева слив шире и многоводнее, справа – более засорён камнями.

16:20 – 16:30 – Порог Трио прошли со взаимостраховкой кат-1 и кат-2 (рис. 171, 172).

16:35 – 16:40 – За ним прошёл и экипаж кат-3. Вся команда зачалилась на ПБ перед Оройским мостом (точка 64). После зимы его активно чинят. На берегу лежат доски, везде валяются обрезки арматуры и куски железа. На данный момент восстановлены опоры, лежат 2 трубы как основы, но полотна моста как такового ещё нет. Разгружаем катамараны, пакуем вещи в рюкзаки и чехлы для обноса нижней части Мажойского каскада (рис. 173, 174).

Рис. 168 – Кат-1 и кат-2 заходят в порог Поворотный

Рис. 169 – Кат-1 и кат-2 во 2-ой ступени порога Поворотный

Рис. 170 – Кат-3 во 2-ой ступени порога Поворотный

Рис. 171 – Кат-1 перед сливом порога Трио

Рис. 172 – Кат-1 и кат-2 ниже порога Трио

Рис. 173 – Окончание сплава у Оройского моста

17:15 – После фотографирования у моста отправились обносить вещи до Чибитской поляны. От моста идёт хорошая грунтовка (рис. 175, 176).

17:45 – Закончили первую ходку наверху ущелья, где дорога выходит на ровную поляну. Прошли около 1 км. Дует очень сильный ветер. Оставили рюкзаки и пошли обратно за катами.

18:00 – Пришли обратно к мосту за катамаранами. Юрбас закрепил свой кат стропой, перекинутой через плечи, такими образом, что ручки на баллонах оказались на уровне вытянутых рук. Антон сделал также, Юрец с Коляном несли катамаран на плечах.

18:30 – Завершили вторую ходку к месту первой стоянки. 5 мин. перерыва и идём дальше.

18:55 – Сделали ещё один привал. По прямой от места прошлого привала 1 км, от Оройского моста соответственно 2 км. Идем обратно на вторую ходку.

19:10 – Идём вторую ходку к месту второго привала. По пути встречаем коров, которые неприкаянные бродят по полю. Всё небо затянуло, начинается дождь.

19:30 – Закончили 2-ую ходку к месту второго привала. Очередные 5 мин. отдыха и идём вперёд.

19:55 – Подошли к развилке дороги. Одна дорога спускается длинным серпантином вниз к реке, далее скрывается за рельефом и, кажется, выходит к Чибиту. Другая уходит куда-то на гору вправо. Туда нам не надо. Нам надо куда-то левее, ближе к реке. Решили вещи пока оставить здесь и принести оставшиеся. Выходим обратно за второй ходкой.

20:10 – Пришли к месту второго привала, забираем оставшиеся вещи и выходим.

20:30 – Пришли с оставшимися вещами к развилке дорог. Решили сделать перекус.

20:45 – Пошли на разведку: Юрец осматривать берег на наличие спуска катов на воду и места для стоянки, Антон, Петя, Юрбас и Серёга – в поисках места для ночёвки. Нашли спуск к Чибитской поляне по склону небольшой горы, здесь спускается вниз множество троп. Большая часть пути идёт по полю с редкими кустами, на склоне горы – лес, вблизи поляны – автомобильная колея. Решили убрать каты от дороги, перенесли их за бугор в сторону реки.

21:05 – Взяли рюкзаки и пошли в низ ущелья на поляну, которую увидели при разведке.

21:30 – Пришли на Чибитскую поляну (точка 65). Юрец с Коляном остались и начали ставить палатку, а Юрбас с Петей пошли убирать свой и их катамаран в обмен на кипячёную воду. Последние были дежурными и должны были накормить ужином оставшихся. Уже темно и идёт полноценный дождь, поэтому идти по сырой земле довольно скользко и опасно, особенно есть учесть, что всё вокруг в коровьих лепёшках.

Решили каты вниз не спускать, а отнести их с дороги на небольшую полянку (точка 66), через которую мы проходили по пути к месту ночёвки. От этой же полянки идёт тропа, спускающаяся к порогу Малыш.

22:15 – Антон, Серёга, Юрбас и Петя занесли каты на обнаруженную полянку и вернулись в лагерь. У первой пары около развилки дорог была спрятана ещё и герма с едой, поэтому Антон пошёл в одно лицо прятать кат, а Серёга – забирать эту герму.

22:30 – Ужинаем в палатке, на ужин кускус. Юрец грел воду на горелке в тамбуре палатки.

23:00 – Легли спать.

Рис. 174 – Готовимся к обносу

Рис. 175 – Обнос нижней части Мажойского каскада

Рис. 176 – Мужики проходят Мажойский каскад

13 мая.

Стоянка та же (Чибитская поляна).

Прохождение выходной части Мажойского каскада, полуднёвка. Карта лист 4.

Пройденные препятствия: пороги Гулькин нос, Зайсан.

Уровень воды ниже среднего.

1 км. ЧХВ – 20 мин. ТХВ – 1 ч 20 мин.

Утро – пасмурно, снег + 4…6 ºС,

день – пасмурно, снег + 7…9 ºС,

вечер – пасмурно, дождь, + 4…6 ºС.

08:20 – Встали дежурные.

09:10 – Встали остальные.

09:40 – Завтрак. Все окрестные вершины в снегу – навалило за ночь. Похолодало. Решили пойти к катам в 11:30, а пока заняться своими делами. Вода за ночь упала на 10 см от вчерашнего уровня.

11:15 – Начали одеваться в сплавное.

11:40 – Вышли к катамаранам. Петька с Серёгой остались в лагере следить за вещами и поддерживать костёр.

12:00 – Поднявшись к катам, Антон и Юрбас пошли по берегу в поисках подходящего места для спуска катамаранов к реке. Дошли до Малыша, посмотрели, впечатлились. Ниже по течению, у начала порога Гулькин нос, нашли наклонную ложбину, поросшую кустами. Слезли вниз к реке, оценили – с помощью морковок суда можно спустить, а внизу есть небольшая отмель, где поместятся все 3 ката.

12:40 – В лагерь по рации сообщили, что нашли, где спускать катамараны (точка 67) и что будем проходить пороги Гулькин нос и Зайсан. Петя и Серёга вышли из лагеря к катам. Как пришли на поляну – пошёл снег.

13:00 – 13:40 – Спуск катамаранов к воде. Сначала спустили кат-2, потом кат-3, последним – кат-1. Наверху к деревьям карабинами прикрепили морковки, трое сверху выдавали верёвку и один человек спускался перед катамараном, чтобы направлять его и отцеплять от кустов и деревьев. Затем спустились оставшиеся участники. Высота спуска – 1,5 морковки (рис. 177 – 179).

14:00 – Решили сплавляться сразу всей командой со взаимостраховкой. Снимать будем на нашлемные видеокамеры, у кого они ещё живы, да может Антоха на свой водоплавающий фотоаппарат что-то снимет. Выбрали траекторию для захода в порог Гулькин Нос (5В к.т.). Для прохождения 1-ой ступени необходимо было перед камнями пересечь реку и уйти по крайнему левому сливу.

Ориентиры: находится в каньоне в 200 м от порога Малыш/

Осмотр, съёмка: с воды

Места для стоянки: нет.

Описание: длина около 150 м, две ступени. В 1-ой ступени река упирается в груду камней, правая часть русла проходима только протаскиванием, в левой – слалом между каменными глыбами. На выходе – сложный заход в узость между скальным ЛБ и каменным выступом в русле. 2-ая ступень – невысокий прямой слив через всё русло с сильной бочкой.

14:05 – Стартовал кат-3. Выгрести к ЛБ не смогли и были прижаты к надводным камням. От камней оттолкнулись вёслами и ушли по сливу. Далее зашли в улово под ЛБ и встали на страховку.

14:08 – Стартовал кат-2, успешно перебрался к сливу у ЛБ, прошёл его и встал на страховку у ПБ чуть ниже кат-3.

14:10 – Стартовал кат-1, успешно перебрался к сливу у ЛБ, прошёл его и отправился

во 2-ю ступень, двигаясь вдоль ПБ. По мере приближения ко 2-ой ступени Гулькиного Носа сместился к ЛБ и прошёл слив с бочкой. То же проделали следующие за ним кат-3 и кат-2.

14:12 – Двигаясь таким же порядком с промежуточными перечалками, подошли к 1-ой ступени порога Зайсан (5В к.т., точка 68) (двухступенчатый слив).

Ориентиры: через 100 м за пор. Гулькин нос.

Осмотр, съёмка: с воды

Места для стоянки: нет.

Описание: имеет 2 ступени. 1-ая мощнее, начинается перед ПрПов, на входе водопадный слив с мощной бочкой, далее поток наваливает на скалу у ЛБ. 2-ая ступень представляет собой поток с мощными пульсирующими прямыми и косыми валами и бочками.

Кат-1 успешно прошёл слив под ЛБ и встал на страховку ниже. Следующий за ним кат-3 на выходе из бочки ненадолго прижало к ЛБ без опасности переворота. Кат-2 при прохождении слива принял вправо и оказался по центру русла.

14:15 – Вторую ступень пор. Зайсан первым прошёл кат-2 под ПБ, где был чистый от камней проход. Кат-3 во второй ступени не успел перебраться к ПБ перед россыпью надводных камней и сел на один из них. Чтобы снять судно с камней, Юрцу пришлось вылезти из упоров и протащить его. В это время кат-1 вышел от ЛБ и прошёл между камней по своей траектории. Следующие далее валы были пройдены всеми экипажами штатно. Далее собрались и шли походной колонной.

14:25 – Зачалились у лагеря, перекусили.

15:00 – Ушли в Чибит за бараном, оставив Юрбаса и Петьку в лагере на хозяйстве. Погода наладилась. Тучи ушли, появилось солнце.

17:00 – Вернулись Серёга и Юрец вместе с кониной. Сказали, что баран будет чуть позже, надо будет потом за ним сходить. Антон с Коляном в ожидании барана остались гулять по Чибиту и заодно зашли на турбазу. В это время в лагере начали варить конину.

17:50 – Серёга пошёл в Чибит подсоблять Коляну и Антохе с бараном.

19:15 – В лагерь возвратились Антон с Коляном и Серёгой, принесли барана.

19:30 – Суп из конины на ужин.

20:00 – Начали разделывать барана. Часть замариновали на жарку, кости оставили на суп. Серёга пожарил бараньи потроха Волнуется, что лёгкие все никак не прожарятся.

20:40 – Второй ужин от Серёги. Легкие чуть мягковаты, но Антон нас заверил, что они такие и должны быть, так что все нормально. Посмотрели прогноз погоды на ближайшие несколько дней. Гисметео обещает нам заморозки и снег. Решили, что надо отсюда убираться и как можно дальше.

22:00 – Ложимся спать. На ночь оставили варить лошадиные кости. Ближе к вечеру моросило, а к ночи опять пошел снег, сильно похолодало.

Рис. 177 – Спуск судов к порогу Гулькин нос

Рис. 184 – Кат-1 перед второй ступенью порога Зайсан

Рис. 185 – Кат-2 во второй ступени порога Зайсан

14 мая.

Чибитская поляна – ЛБ Чуи на 3 км выше правого притока Сатакулар. Карта листы 4 и 5 .

Пройденные препятствия: пороги Бегемот и Слаломный.

Уровень воды низкий.

50 км. ЧХВ – 5 ч 10 мин. ТХВ – 6 ч 40 мин.

Утро – пасмурно, дождь + 0…3 ºС,

день – пасмурно + 3…6 ºС,

вечер – пасмурно, + 2…4 ºС.

07:30 – Подъём дежурных, через час – остальных.

09:10 – Завтрак.

11:20 – Вышли после фотографирования (рис. 186). Вскоре после Чибита река входит в разбои, течёт по лесу, встречаются завалы. Холодно, очень сильный ветер.

12:20 – 12:30 – Чалка на ПБ. Замёрзли на холодном ветру, бегаем, приседаем, машем руками – согреваемся, как можем.

13:30 – 13:40 – Снова чалка на ПБ для сугрева.

14:15 – Впадение с ПБ р. Айгулак.

14:25 – Чалка на ЛБ для просмотра порога Бегемот (5А к.т., точка 69). Из правого основания моста на высоте чуть меньше полуметра торчит арматура, поэтому плыть надо осторожно, ближе к левому основанию моста. Колян встал на страховку в нижней части порога, Юрец на видео.

Ориентиры: порог начинается под старым деревянным автомобильным мостом.

Осмотр, обнос, съёмка: с обоих берегов, с ЛБ удобнее.

Страховка: с ЛБ, взаимостраховка.

Места для стоянки: нет.

Описание: начинается 1,5-метровым сливом с бочкой в узком проходе под деревянным мостом, из правой опоры торчит арматура. Далее – зуб в центре, второй слив в сужении русла с ещё одной бочкой, и после этого в плавном ЛПов ещё один слив с бочкой в сужении, далее цепочка валов. Заканчивается шиверой.

14:55 – 15:05 – Прошли тандемом кат-1 и кат-2, зачалились на ЛБ. Оба экипажа прошли все бочки по основной струе без задержек, кат-1 обошёл зуб слева, кат-2 – справа (рис. 187, 188). После прохождения на страховке Антон сменил Коляна, на видео Серёга сменил Юрца.

15:15 – 15:20 – Прошёл кат-3 и зачалился на ЛБ. Прохождение такое же, как и кат-1 (рис. 189).

15:20 – 15:50 – Перекус.

16:10 – 16:45 – Прохождение порога Слаломный (4В к.т., точка 70) походной колонной со взаимостраховкой (рис. 190). Порог интересный, река несёт хорошо. Далее так и шли до места ночёвки без остановок.

Ориентиры: плавный ПрПов, берега поднимаются.

Осмотр, обнос, съёмка: затруднителен из-за длины препятствия.

Страховка:  взаимостраховка с воды.

Места для стоянки: есть несколько мест по обоим берегам.

Описание: протяжённый каскад препятствий длиной 3 км, состоящий из цепочек валов до 1,5 м, сливов и бочек. В русле встречаются крупные надводные камни до 4 – 5 м высотой. Линия движения на протяжении всего препятствия достаточно сложная, требуется активное маневрирование, некоторые проходы между воротами узкие, есть прижимы.

18:00 – Встали на стоянку на ЛБ (точка 71).

21:00 – Ужин. Юрец сварил шулюм, едим барана второй день. А на утро опять будет конь.

21:40 – Ложимся спать. На ночь опять оставили вариться лошадиные кости.

Рис. 186 – Команда перед выходом с Чибитской поляны

Рис. 187 – Кат-1 и кат-2 в пороге Бегемот

Рис. 188 – Кат-2 в нижнем сливе порога Бегемот

Рис. 189 – Кат-3 заходит в порог Бегемот

Рис. 190 – Кат-3 в пороге Слаломный

15 мая.

ЛБ Чуи на 3 км выше правого притока Сатакулар – ЛБ Чуи ниже пор. Т/к Горизонт. Карта лист 5.

Пройденные препятствия: пороги Турбинный, Т/к Горизонт.

Уровень воды низкий.

38 км. ЧХВ – 4 ч 25 мин. ТХВ – 6 ч 30 мин.

Утро – пасмурно, снег + 2…4 ºС,

день – пасмурно, снег + 3…6 ºС,

вечер – пасмурно, + 3…6 ºС.

06:15 – Пришли коровы. Юрец с Юрбасом проснулись и их отогнали.

07:20 – Встали дежурные.

08:10 – Встали остальные.

08:30 – На завтрак конь с рисом. Как добавку обгладываем сварившиеся за ночь кости.

10:50 – Идёт снег. Вышли (рис. 191).

11:50 – 12:00 – Сильный ветер со снегом. Остановились на ПБ для согревания. Чуть раньше встретили на реке журавлей (рис. 192).

12:15 – Прошли с. Иодро.

12:50 – 13:00 – Очередная чалка на ПБ для согревания.

14:00 – 14:30 – Перекус во время сильного снегопада и ветра (точка 72, рис. 193).

15:35 – Начало осмотра порога Турбинный (5А к.т., точка 73). Колян встал на страховку с ПБ в нижней части порога, Юрец снимал с камня у ПБ в центре порога.

15:50 – 15:55 – Кат-2 без задержек в бочках прошёл пор. Турбинный и встал на страховку на ЛБ (рис. 194).

16:00 – 16:05 – Аналогично прошёл кат-1 и встал на ПБ. Сергей заменил Юрца на видеосъёмке (рис. 195).

16:10 – 16:15 – Как и первые 2 ката, прошёл кат-3 и зачалился на ПБ (рис. 196).

Ориентиры: крутой ЛПов, за которым не просматривается река, ЛБ – вертикальная стена из конгломерата.

Осмотр, съёмка: с ПБ

Обнос: ПБ

Страховка: с ПБ, с воды из-за большого обломка скалы ниже порога по центру.

Места для стоянки: на ЛБ ниже порога.

Описание: длина основной части менее 100 м, общее падение в пороге до 4 м. Порог условно можно разделить на 2 части. Первая – разгонная струя с косыми бочками на ЛПов (в нашу воду с неё можно было сойти на участок более спокойной воды влево). Далее косой слив и русло разделяется на две протоки. ПрПрот резко поворачивает вправо в косой слив с бочкой высотой до 1,5 метров. ЛПрот – более пологий слив, так же заканчивющийся бочкой.

Рис. 191 – Перед стартом 15 мая

Рис. 192 – Колян, Юрец и журавлики

Рис. 193 – Перекус под свежим снегом

Рис. 194 – Кат-2 в пороге Турбинный

Рис. 195 – Кат-1 в пороге Турбинный

Рис. 196 – Кат-3 в пороге Турбинный

16:20 – Вышли с пор. Турбинный.

16:25 – Подошли к порогу Т/к Горизонт (5В к.т., точка 74, рис. 197) и начали осмотр по ПБ. Юрбас остался на страховке с морковью на выходе из 1‑й ступени. Пётр снимал видео с высокой скалы ПБ.

Ориентиры: через 500 м ниже пор. Турбинный в глубоком узком каньоне.

Обнос: ПБ

Страховка: с ПБ ниже 1-ой ступени, с воды ниже порога.

Места для стоянки: на ЛБ ниже порога.

Описание: длина порога 150 м, общее падение в пороге до 5 м. Состоит из 2-х ступеней. 1-я – крутопадающая горка с мощными бочками, разделена грядой камней на две протоки. ЛПрот в нашу воду не представляла спортивного интереса, а на выходе из неё торчали камни. В ПрПрот – слив с косыми валами на входе, навал на скалу ПБ, далее ещё 2 слива с бочками. 2-я ступень – на ЛПов слив с бочкой на 2/3 русла; обходится по языку слева.

16:30 – 16:35 – Прошёл кат-1. Первую ступень прошёл по правому сливу, вторую чуть левее середины. Встал на страховку с воды у ПБ (рис. 198).

16:35 – 16:40 – Прошёл кат-3. В первой ступени катамаран слишком близко подошёл к скальной стенке ПБ, задел её и был развёрнут потоком через правый борт. Не сумев полностью выправить судно, ударились носами о ПБ, далее кат был развёрнут кормой вниз и в таком положении вышел из 1-ой ступени. Ко 2-ой ступени экипаж выправил курс судна, и прошёл по левой части русла. (рис. 199) Зачалился на острове за порогом и страховал с воды кат-2. После того, как кат-3 встал на страховку, Сергей заменил Петра на видео, а Антон – Юрбаса на морковке.

16:55 – 17:00 – Прохождение кат-2, прошли так же, как кат-1 (рис. 200).

17:05 – Кат-3 и кат-2 переплыли на ЛБ для поиска стоянки, нашли её и передали по рации место для чалки экипажу кат-1, команда которого возвращалась к своему кату.

17:20 – Встали на ЛБ на поляне под высокой скальной стеной (точка 75).

19:30 – Ужин. Приготовили шашлык из баранины.

20:40 – Юрбас со словами «Зачем возить с собой муку?» начал готовить блины.

22:30 – Отбой.

Рис. 197 – Общий вид порога Т/к Горизонт

Рис. 198 – Кат-1 в первой ступени порога Т/к Горизонт

Рис. 199 – Кат-3 в первой ступени порога Т/к Горизонт

Рис. 200 – Кат-2 во второй ступени порога Т/к Горизонт

16 мая.

ЛБ Чуи ниже п. Т/к Горизонт – ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень. Банный день. Карта листы 5 и 6 .

Уровень воды низкий.

50 км. ЧХВ – 3 ч 45 мин. ТХВ – 4 ч 45 мин.

Утро – облачно, + 4…6 ºС,

день – облачно, + 8…10 ºС,

вечер – облачно, + 8…10 ºС.

07:40 – Подъём дежурных, через полчаса – остальных участников.

08:20 – Завтрак.

11:05 – Вышли.

11:35 – Стрелка рек Чуя и Катунь.

11:50 – Антон предложил поменять Серёгу на Коляна, и Юрец ему уступил, отдав своего матроса. Антон с Коляном сидят и вспоминают, как они сплавлялись по Катуни в 2015 году.

12:20 – 12:35 – Остановились чуть ниже впадения р. Иня на перекус (точка 76). Как потом оказалось, на этой остановке Юрбас утратил свой знаменитый ножик.

13:20 – С ЛБ впадает р. Малый Яломан, рядом – деревня с таким же названием.

13:55 – 14:40 – Перекус.

15:35 – Прошли шиверу Тёщин язык – четыре года назад тут была большая бочка, где перевернулись Петя с Юрбасом. Сейчас тут ничего нет.

15:50 – Подошли к порогу Ильгуменский и базе Кур-Кечу (точка 77). Остановились на ЛБ чуть выше базы и пошли выяснять, работает ли баня, можно ли её заказать. Нашли управляющую, которая уговорила нас ночевать не в палатке (так, в принципе, на этой турбазе можно), а снять аил и переночевать в нём. Надо сказать, на её уговоры мы поддались легко. Все сразу вспомнили, что хорошо бы что-то подсушить, технику зарядить, и т.д. В итоге поселились в аиле на семерых, в котором из удобств семь деревянных коек, стол, две скамейки, стул и два окна. Заказали баню с 19 часов на 3 часа. Пеносим вещи с катов в аил. Поднимаем каты с воды на берег. Когда переодевались, зашел Серёга и сказал, что «Аил наполнился запахом туристов».

18:45 – Поужинали перед баней, а то потом будет поздно.

19:05 – Побежали в баню. Баня понравилась, прогрета хорошо. Но в предбаннике на входе находится печка, и поэтому в нем было очень жарко. Есть выход на р. Ильгумень, куда ходили окунаться после парилки. Встретили хозяина кордона, который сказал, что с 1 по 6 мая тут отдыхало около 800 человек, была даже одна свадьба из Москвы.

22:00 – Пришли с бани. Допили оставшийся чай.

22:30 – Распаренные легли спать. Сегодня погода потихоньку стала улучшаться. Снега нет, дождя тоже, иногда солнце выглядывает. Но по-прежнему очень сильный холодный ветер.

Рис. 201 – Кат-2 заходит в шиверу Тёщин язык, памятную по 2015 году

Рис. 202 – Стоянка на базе «Кур-кечу»

17 мая.

ЛБ Катуни у впадения р. Бол. Ильгумень – ЛБ р. Катунь на 1 км выше притока Большая Аяла. Карта лист 6.

Пройденные препятствия: порог Ильгуменский, Кадринская труба, Шабаш.

Уровень воды низкий.

69 км. ЧХВ – 5 ч 50 мин. ТХВ – 8 ч 10 мин.

Утро – облачно, + 4…6 ºС,

день – облачно, + 10…12 ºС,

вечер – облачно, + 8…10 ºС.

07:30 – Встали дежурные.

08:10 – Встали остальные.

08:50 – Завтрак. После завтрака таскаем вещи к катам и грузим их на суда.

11:05 – Вышли. Со взаимостраховкой прошли порог Ильгуменский (4В к.т., рис. 203, 204), задорно поскакали по валам.

Ориентиры: на ПБ большое улово и большой песчаный пляж; слева устье р. Б. Ильгумень и строения турбазы, ниже пляжа скальные выходы по обоим берегам.

Осмотр, обнос, съёмка: ЛБ или ПБ.

Страховка: с воды в пороге.

Места для стоянки: возможна стоянка на турбазе по ЛБ.

Описание: сужение русла, струя с валами до 2,5 м высотой, в конце порога у ЛБ бочка 1,5м.

11:30 – 12:00 – Осмотр р. Кадрин на предмет сплава по выходной части, но воды для сплава недостаточно (рис. 205).

Рис. 203 – Кат-1 и кат-2 в пор. Ильгуменский

Рис. 204 – Кат-2  и кат-3 мчат по валам в пор. Ильгуменский

Рис. 205 – Маловодный Кадрин

12:05 – 13:10 – Прохождение походной колонной Кадринской трубы (4В к.т.). Прошли без происшествий, катаясь на валах и бочках как для развлечения, так и в тренировочных целях – заходя наискось, лагом, кормой. В трубе много элементов, где можно так развлекаться (рис. 206, 207).

Ориентиры: после впадения с ПБ устья р. Кадрин.

Осмотр, обнос, съёмка: невозможны из-за длины препятствия.

Страховка: взаимостраховка с воды.

Места для стоянки: в трубе есть несколько хороших стоянок по обоим берегам.

Описание: серия сужений в скальных берегах, валы до 2 м. Нет отдельно выделенных препятствий, а идет непрерывная серия прорывов основной струи между застойными зонами в микробухтах в углублении скал. В нашу воду ближе к берегам появилось много камней, внесших свою лепту в хаос и турбулентность водной струи.

Рис. 206 – Кат-1 и кат-3 в Кадринской трубе

Рис. 207 – Кат-2 в Кадринской трубе

13:50 – Подошли к порогу Шабаш (4С к.т., точка 78) и начали осмотр. Осмотрели весь порог. Вода низкая, поэтому решили в ходе прохождения порога потренироваться в преодолении мощных бочек. Решили снять на видео поочерёдно обе ступени. Юрбас встал на страховку спасконцом ниже 1-ой ступени, Петьку поставили на видеосъёмку напротив основной бочки на ПБ. Первыми пойдут тандемом кат-1 и кат-3, чтобы при возможной аварийной ситуации подстраховать друг друга ещё и с воды.

Ориентиры: ПрПрит Кузюр, затем после ЛПов сужение долины и видны светлые осыпи на ЛБ, высокий склон ПБ.

Осмотр, обнос, съёмка: ПБ, в нашу воду была возможна чалка к ПБ.

Страховка: с воды, с ПБ.

Места для стоянки: перед порогом на ПБ.

Описание: 1-ая ступень на плавном ПрПов. На входе валы, бочки до 1,5 м. Далее основной слив в скальных воротах: в центре мощная прямая бочка до 2 м, слева косые бочки до 1,5м, справа чисто.2-ая ступень через 200 м после первой. На входе слева сливы через плиты; справа слив 1,5 м с жёсткой бочкой, по центру слив между бочками, далее струя с валами до 2 м.

14:35 – 14:40 – 1-ю ступень прошли тандемом кат-1 и кат-3, зачалились на ПБ возле Юрбаса. Кат-1 удачно пробил основную, выходную бочку 1-ой ступени, пройдя её чуть левее центра, зато его слегка закусило во входной бочке в начале порога. Кат-3 прошёл верхнюю часть 1-ой ступени левее входных бочек по струе, нырнул в основную бочку по центру, где кат развернуло влево, и вышел из неё он вниз правым баллоном, развернувшись носом по течению ниже бочки. После прохождения кат-3 встал на страховку с воды, Серёга заменил Петьку на видеосъёмке (рис. 208, 209).

14:50 – 14:55 – 1-ю ступень прошёл кат-2. На выходе из основной бочки катамаран встал на носовую свечу и, вращаясь по диагонали, перешёл в боковую свечу правым баллоном вверх, после чего опустился килем на воду кормой вперёд. Экипаж, оставаясь в упорах, развернул судно носом вниз и закончил прохождение порога, зачалившись на ПБ (рис. 210, 211).

15:00 – Сняв отжиг Юрбаса с Петькой, Серёга с видеокамерой переместился на съёмку 2-ой ступени порога. Во 2-ой ступени хотели также сигать в бочки и отрабатывать их прохождение.

15:05 – 15:10 – 2-ую ступень прошли тандемом кат-3 и кат-2. Кат-3 прошёл под ПБ, зашёл в бочку ближе к её левому краю, незначительно задержался в ней, затем вышел на центр русла, прошёл по валам и зачалился на ПБ. Кат-2 прошёл по самому краю той же бочки (левому), затем также вышел на валы по центру русла и зачалился на ПБ возле кат-1. Оба ката прошли чуть левее, чем предполагали с берега, и не попали в центр бочки (рис. 212).

15:20 – 15:25 – 2-ю ступень прошёл кат-1. Перед бочкой не суетились и не спешили, тщательно прицеливаясь. В итоге зашли в центр бочки, сделали кормовую свечу, далее вышли из бочки вправо на центральные валы (рис. 213).

15:25 – 15:55 – Перекус на выходе из п. Шабаш и обсуждение его прохождения.

16:40 – Впадение с ЛБ р. Урсул.

16:55 – Впадение  с ПБ р. Большая Сумульта.

17:10 – Сходу со взаимостраховкой прошли пор. Каянча. После него Антон ностальгии ради выкупил Коляна у Юрца за мытьё котла вместо них, сегодняшних дежурных. Юрцу пришлось плыть с Серёгой, но ради немытья котла он согласен.

19:15 – Встали на ЛБ на 1 км выше притока Большая Аяла (точка 79).

20:35 – Ужин.

21:30 – Серёга сжигает носки. Говорит – долго сохнут, поэтому они ему не нужны. Ещё он третий день сушит свои флисовые перчатки, в которых плыл в метель по Чуе.

22:00 – Отбой. Завтра длинный путь и большой прогон.

Рис. 208 – Кат-1 рубится в бочке 1-ой ступени пор. Шабаш

Рис. 209 – Кат-3 в 1-ой ступени пор. Шабаш

Рис. 210 – Кат-3 встаёт на носовую свечу в 1-ой ступени пор. Шабаш

Рис. 211 – Юрбас жжот в 1-ой ступени пор. Шабаш

Рис. 212 – Кат-3 во 2-ой ступени пор. Шабаш

Рис. 213 – Кат-1 во 2-ой ступени пор. Шабаш

18 мая.

ЛБ р. Катунь на 1 км выше притока Большая Аяла – ПБ Катуни в с. Чемал возле базы «Усадьба Славная». Карта листы 6 и 7.

Пройденные препятствия: пороги Тельдекпень-1, Тельдекпень-2.

Антистапель.

89 км. ЧХВ – 7 ч 55 мин. ТХВ – 8 ч 45 мин.

Утро – ясно, + 8…12 ºС,

день – ясно, + 15…19 ºС,

вечер – ясно, + 8…11 ºС.

07:20 – Подъём дежурных.

08:15 – Подъём остальных.

08:30 – Завтрак.

10:45 – Вышли. Чтобы попробовать сплав и на других судах, поменялись экипажами: на кат-1 сегодня идут Юрбас и Серёга, на кат-2 – Антон и Петька, на кат-3 – Юрец и Колян. Через 5 минут сплава походной колонной прошли пор. Аяла (3 к.т.), представлявший собой цепочку валов и слив в скальном сужении.

11:35 – Впадение с ПБ р. Бельтертуюк.

12:50 – Впадение с ЛБ р. Ороктой.

13:10 – 13:25 – На притоке р. Эдиган отдохнули, пообщались с рыбаками. Те сказали, что за последние три-четыре дня вода в Катуни сильно упала. Они попросили у нас карты Катуни, отдали им один комплект карт.

13:30 – 13:45 – Прохождение походной колонной со взаимостраховкой порог Тельдекпень-1 (4А к.т., рис. 214 – 216). Для тех из группы, кто на Катуни ещё не был, такие мощные поганки и воронки в диковинку.

Ориентиры: через 1,5 км после устья р. Эдиган с ПБ река делает крутой ПрПов, потом сразу ЛПов (это начало порога).

Осмотр, съёмка: с обоих берегов, снимать удобно с моста.

Обнос: возможен по ЛБ, но сложен из-за протяжённости препятствия.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: перед порогом на ЛБ.

Описание: разгонная шивера на ПрПов, далее плёс, за ним ближе к ЛБ скальные ворота – вход в порог. В воротах слив, затем валы до 1,5м, ниже в каньоне со стенками 5 – 8 м большое количество мощных воронок и поганок. Через 300 м ещё один слив, за ним мост, и опять поганки.

13:50 – 14:05 – Прохождение походной колонной со взаимостраховкой порога Тельдекпень-2 (4В к.т., рис. 217 – 218). Снова повальсировали в воронках и поганках.

Ориентиры: плавный ЛПов, скальные выходы по ЛБ, устье р. Чеба по ПБ.

Осмотр, съёмка: ЛБ.

Обнос: возможен по ЛБ, но сложен из-за протяжённости препятствия.

Страховка: взаимостраховка.

Места для стоянки: перед порогом по обоим берегам, но плохие.

Описание: справа сухая протока, в основной протоке справа обломок скалы, слева горка с валами, между ними слив, далее мощные поганки в скальных стенках высотой

6 – 10 м.

14:25 – 15:00 – Перекус на ЛБ (рис. 219). Очередная смена экипажей: Колян сел с Петькой на кат-1, Юрбас с Серёгой на кат-2, Антон с Юрцом на кат-3.

15:50 – Прошли походной колонной пор. Еландинский (3 к.т.). В нашу воду представлявший легко обходимые сливы с бочками ближе к обоим берегам и небольшую бочку по центру.

17:00 – Решили потренировать самосплав и спасательные работы – поочередно прыгаем с ката. Тренируем разные варианты: с ката прыгает один, а второй на судне его ловит,  прыгают с ката оба, отплывают и пытаются забраться обратно на судно, прыгают с ката оба, второй экипаж ловит сначала их, потом пустой кат. Третий кат страховал весь этот пир духа, и так менялись по кругу. Стоит отметить, что условия для такой тренировки в этот день были очень благоприятные, как по погоде, так и по характеру реки – сложных порогов на этом участке реки уже нет, а течение несёт очень хорошо, что сильно отличается от аналогичных тренировок на спокойной воде. И сам участок реки, позволяющий провести такую тренировку, достаточной длины, чтобы можно было это делать на ходу, без обвоза судов и повторного прохождения одного и того же короткого участка, как у нас часто бывало раньше (рис. 220 – 222).

19:00 – Прошли тандемом со взаимостраховкой пор. Чемальская труба – шивера с валами.

19:30 – Чалка в Чемале на ПБ, на незастроенной частной территории (точка 80). Решили тут остаться с ночёвкой. Разгружаемся, ставим лагерь, спускаем каты и развешиваем их на просушку.

21:30 – Ужин.

00:10 – Ложимся спать. Пришли мужик с женщиной и спросили, почему мы поставили тут палатки. Сказали, что закончили сплав и ждём машину, которая приедет за нами завтра утром. Они ругались, мол, это частная территория. Попросили, чтобы не разводили открытый огонь, и чтобы ушли с территории к 10 часам. Мы пообещали.

Рис. 214 – Кат-1 в пор. Тельдекпень-1

Рис. 221 – Отработка самосплава

Рис. 222 – Отработка самосплава

19 мая.

Выброска в г. Новосибирск.

Утро – ясно, + 10…12 ºС,

день – ясно, + 15…19 ºС,

вечер – облачно, + 13…15 ºС.

08:00 – Общий подъём.

08:40 – Завтрак. Что-то из вещей уже складываем, что-то ещё досушиваем, благо погода позволяет (рис. 223).

10:20 – Закончили сбор вещей и перемещение их к дороге.

11:00 – 12:00 – Антон, Колян, Петя и Юрец пошли в Чемал по магазинам. Как вернулись, туда же отправились Юрбас с Серёгой.

12:35 – Приехала Газель, начали погрузку вещей.

12:45 – Закончили погрузку вещей и выехали. По дороге подобрали Юрбаса с Серёгой.

14:00 – 14:30 – Остановка на придорожном рыночке за Манжероком. Массовая закупка сувениров, чаёв, бальзомов и медовухи.

16:30 – 16:50 – Остановка на автозаправке под Бийском. Подъехал Иван Замчалов за оставшимися деньгами.

17:00 – 17:30 – Пообедали в столовой в Бийске.

21:00 – 21:20 – Приехали в Новосибирск. Сдали вещи в транспортную компанию.

21:40 – Высадили Коляна на автовокзале Новосибирска, он успел на автобус до Новокузнецка, откуда поедет на родину, в Шерегеш.

22:00 – Приехали к гостинице, выгрузились, заселились, сходили в магазин. Радуемся благам цивилизации.

00:00 – Отбой.

Рис. 223 – Антистапель в Чемале

20 – 21 мая.

Поезд Новосибирск – Москва.

08:30 – Петя позавтракал в одно лицо. Пошел будить остальных.

09:00 – Остальные пошли завтракать, и Петя ещё разок перекусил, уже со всеми.

09:40 – Пошли культурно просвещаться. Пока ждали на ресепшене, выяснилось, что Макс с Машей перед отъездом жили в этой же гостинице. Говорят, что они запомнились своими деревцами, которые были выкопаны на Чуе перед отъездом. Был понедельник, и почти все музеи были закрыты. Нашли только работающий Музей Рериха. Нам там устроили целую двухчасовую экскурсию. В благодарность за это почти каждый купил в сувенирной лавке по книге. Потом Петя уговорил всех сходить к памятнику Николаю II с цесаревичем и сфотографировался на их фоне. Петька-то у нас из дворян, а остальные не голубых кровей, поэтому не вдохновились идеей запечатлеть себя в этом памятном месте.

13:10 – Вернулись в гостиницу и сразу же пошли обедать.

14:00 – Выдвинулись на вокзал. Петьку и Серёгу с вещами отправили на вокзал на такси, остальные пошли пешком.

14:25 – Пешая группа пришла на вокзал, Петька с Серёгой уже ждали их на привокзальной площади. Занесли вещи внутрь вокзала.

14:40 – Серега поехал на край города за косметикой, о которой узнал ещё 10 лет назад от своего начальника. Антон, Юрбас и Юрец пошли в магазин за едой в поезд. У Юрца и Сергея сегодня День рождения! Юрец с купеческим размахом скупает продукты и напитки в поезд.

15:40 – Объявили номер пути, начали таскать вещи на платформу. В этот момент подъехал поезд, грузим вещи прямо в него.

16:10 – Загрузились в поезд, Серега прибежал за 15 минут до отправления поезда.

16:40 – Наш поезд на Москву тронулся. Пока ехали, перечитали все сувенирные книги из Музея Рериха.  Решили для начала немного поспать, а дальше начать отмечать днюху Зайцевых.

Завтра – поезд, байки, воспоминания, преф и т.д.

22 мая.

Электропоезд Москва – Сергиев Посад.

17:50 – Прибытие поезда на Ярославский вокзал Москвы. У каждого по рюкзаку и только один баул с костровым, поэтому быстро дошли до электричек. Антон купил билеты.

18:15 – Выехали в Сергиев Посад. Будний день, поэтому народу в электричке много. Стояли с вещами в тамбуре. Серега пошёл в соседний вагон, где нашел одно свободное место. Видимо, не насиделся в поезде.

19:50 – Приехали в Сергиев Посад. Тут нас встретила Маша на машине, куда погрузили все вещи. Юрца встретила жена, и они с Серёгой поехали к себе домой в свой район, а Антон, Юрбас и Петя – в свой. Закончился очередной поход…

4.8. Потенциально опасные участки маршрута

Первая половина маршрута (рр. Башкаус, Чулышман, Чульча) расположена на слабо заселённой территории Алтая. Деревни редки. В некоторых местах автомобильные дороги есть, но движение по ним слабое. Есть и полностью недоступные участки маршрута. На второй половине маршрута, где неподалёку от рек проходит Чуйский тракт (рр. Чуя – Катунь), местность заселена уже гораздо плотнее, по берегам часто встречаются деревни и турбазы. Но, с учётом условий первой половины маршрута, группа должна быть готова к полностью автономным действиям и к любым возможным ситуациям. Возможные места схода с маршрута указаны в п. 4.3.

Наиболее опасным моментом при прохождении маршрута является прохождение именных препятствий. Многие из них осматривать сложно, трудозатратно и долго. Тем не менее,  если есть возможность, стоит всегда осмотреть их и поставить страховку.

Значительное число препятствий этого маршрута – протяжённые шиверы-пороги с большим уклоном реки, большим количеством камней (осколков скал) в реке и расходом воды. Кроме того, многие их них  расположены в ущельях/каньонах, поэтому их осмотр и страховка значительно затруднены, а некоторых и невозможны. Обнос таких препятствий часто очень трудоёмок, а иногда невозможен. Поэтому группа должна быть готова к прохождению таких препятствий с ходу. В группе должны быть подготовленные экипажи (хотя бы один, а лучше два), способные проходить такие препятствия без страховки.

Стоит быть готовым к резкому подъёму уровня воды в реках и иметь резервные дни на пережидание паводка.

4.9. Обеспечение безопасности

При подготовке и прохождении данного маршрута были приняты следующие меры безопасности:

1.             При прохождении маршрута все члены группы находились в неопреновых  либо сухих гидрокостюмах, касках, спасжилетах, дооборудованных отдельными либо вшитыми обвязками с личными спасконцами с карабинами, а так же с нашитыми ручками для помощи при посадке на катамаран из воды, имели при себе стропорезы, все члены группы были в защитных костюмах «Тритон»/«Альтамир».

2.             Каждое судно было оборудовано спасательной обвязкой и оснащено спасконцом. Предварительно участники группы потренировались в кидании «морковок». На каждом судне было по 2 запасных весла.

3.             Группа максимально использовала плюсы автосопровождения на той части маршрута, где оно было (Башкаус), а также возможность оставить продукты на нижнюю часть маршрута (Чуя – Катунь) водителю, который нас как забрасывал на Чулышман, так и забирал с него и перебрасывал на Чую (прохождение рр. Чулышман и Чульча). Это дало нам возможность идти либо на разгруженных судах, либо с частью груза, что облегчило катамараны и повысило их маневренность.

4.             При прохождении большинства определяющих препятствий применялась следующая тактика: предварительный просмотр препятствий, определение основной и запасных траекторий движения, ориентиров с воды, мест чалок (основных и аварийных), очерёдность прохождения экипажей, выставление страхующих, фото- и видеосъёмки, затем осуществлялось само прохождение. Если позволяли условия сплава, при прохождении сложных препятствий ставилась страховка ниже порога спасконцами с берега, а на протяжённых препятствиях – также после ключевого, наиболее сложного места препятствия.

5.             В связи с большим числом протяжённых, расположенных в ущельях препятствий многие их них группа проходила тандемами. Так, на первой половине маршрута (Башкаус – Чулышман), где было 4 экипажа, такие препятствия обычно проходились двумя тандемами, при этом шедшие впереди 2 судна страховали друг друга при прохождении, а после чалки страховали следующие за ними 2  других катамарана, которые в свою очередь также осуществляли взаимостраховку. На второй половине маршруте (Чуя – Катунь), где осталось только 3 экипажа, прохождение таких препятствий осуществлялось сначала тандемом из двух судов, а после их чалки шёл третий экипаж.

6.             На более простых участках рек применялась тактика прохождения сходу походной колонной, при этом катамараны находились друг от друга в пределах прямой видимости, осуществляя взаимостраховку.

7.             Маршрут, состав группы и сроки похода были зарегистрированы в Алтайском поисково-спасательном отряде МЧС России.

8.             При планировании маршрута график движения был составлен с достаточным запасом времени для разведки, страховки, прохождения и отдыха экипажей. Кроме того, при возникновении каких-либо задержек имелась возможность отказаться от прохождения каких-либо рек или их отдельных участков и препятствий (в этом случае предполагалось, прежде всего, сократить сплав по Катуни).

9.             В связи с автономностью значительной части маршрута и отсутствием сотовой связи, для экстренной связи группа имела спутниковый телефон.

10.         Каждый участник на весь срок похода был застрахован, при этом страховой полис предусматривал расходы поисково-спасательного авиарейса в случае экстренного вывоза с маршрута.

4.10. Наиболее интересные исторические и природные объекты

Алтай – край богатый природными и историческими объектами. Перечислим тех из них, которые находятся в непосредственной близости от мест, по которым проходит маршрут, и расположим их в порядке следования по маршруту.

Чуйский тракт – для большинства путешественников Алтай начинается с автомобильного шоссе федерального значения М52, Чуйского тракта. Трасса Новосибирск − Ташанта является частью азиатского маршрута АН4, имеет протяжённость 953 км и в пределах РФ проходит по территориям трёх субъектов: Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Официально Чуйский тракт начинается у моста через Бию в городе Бийске и заканчивается у границы с Монголией. Сначала тракт проходит по правому берегу реки Катунь, затем, в посёлке Усть-Сема, пересекает её и, преодолевая перевалы Семинский и Чике-Таман, отходит от реки. В селе Иня снова пересекает Катунь, а затем почти до конца идёт вдоль Чуи. Дорога по Чуйскому тракту очень живописна, поскольку проходит по территории с очень разными типами рельефа – это и равнины долины Оби, и предгорья и хребты Алтая, и степи. История тракта длинна, интересна, почти легендарна. Это одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей; находится он в Бийске.

Петроглифы. На правом берегу реки Чуя, на 723 км Чуйского тракта, между сёлами Иня и Иодро в урочище Калбак-Таш, находится комплекс из множества наскальных рисунков – петроглифов, древнейшие из которых дотируются 8 тысячелетием до н.э. На скальной уплощённой возвышенности, расположенной поперёк долины реки Чуи, нанесено более 500 композиций, насчитывающих более 5 тысяч рисунков – все они выбиты каменными или металлическими орудиями.

Каменные бабы, или, как называют их алтайцы, кезер-таш – каменные изваяния, оставленные в истории Алтая тюркской эпохой. Эта группа памятников относится к VI-IX векам. В Горном Алтае найдено более 30 изваяний. Многие были найдены вдоль Чуйского тракта, семь – в Курайской степи. Часть изваяний были вывезены в музеи Томска, Горно-Алтайска, Москвы и Санкт-Петербурга, некоторые бабы остались на своих местах.

Каменные бабы ставились около могил и жертвенных холмиков, так как, согласно представлениям тюрков, душа умершего могла быть заключена шаманом в камень. Бабы являются воплощением образа древнего воина (пусть название каменные бабы не вводит в заблуждение). Несмотря на скупость изобразительных средств, эти изваяния индивидуальны и похожи на древних людей, живших на Алтае более тысячи лет назад.

Пазырыкские курганы представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооружённые во время скифского периода (II – V в. до н.э.). Цепочка из пяти курганов протянулась с севера на юг в урочище Пазырык на правом берегу реки Большой Улаган. Под огромными насыпями из камней, покрытых лишайниками и мхом, были прямоугольные ямы, в которых стояли погребальные камеры, напоминающие срубы. В срубах были обнаружены бальзамированные тела мужчин и женщин, находившихся в саркофагах, тела мужчин были покрыты татуировкой. Здесь были найдены экземпляры роскошной одежды, обуви, ковры местной и иранской работы, столики на резных ножках, вышитая шёлковая китайская ткань, кориандр и украшения из маленьких ракушек, известных в то время в Персидском заливе. Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов, вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу.

Найденные в Пазырыкских курганах предметы позволяют утверждать, что у скифов были налажены связи не только с Китаем, но и с Персией и другими странами. В настоящее время извлеченные из Пазырыкских курганов ценности хранятся в Эрмитаже, отдельные находки можно также увидеть в краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска.

Водопад Учар (Большой Чульчинский) был открыт всего несколько десятков лет назад. При этом водопад молодой, ему около 100 – 150 лет, образовался он в результате обвала гор, которые запрудили реку. Водопад большой и очень красивый, суммарная высота падения воды 160 метров. Суммарная – потому что он не отвесный, а каскадный – вода скачет среди огромных камней.

К Чульчинскому водопаду от реки Чулышман ведет тропа по правому берегу реки Чульчи. Грохот становится слышен задолго до появления самого водопада, а возле водопада шум такой, что не слышно крика рядом стоящего человека. Зрелище он представляет поистине грандиозное.

Каменные грибы – удивительные формы выветривания горных пород, представляющие собой останцы в виде грибов, находятся они в урочище Аккурум, примерно в 1,5 км ниже впадения реки Чульчи на правом берегу Чулышмана. Выросли эти грибы примерно так: глыба из прочной породы служила своеобразным зонтиком для своего основания. Более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, в результате превратившись в своеобразную «грибную ножку», и сейчас грибы продолжают постепенно разрушаться.

Телецкое озеро – одно из самых глубоких (325 м) озёр мира, является вторым по глубине водоёмом России после Байкала. Озеро имеет тектоническое происхождение, оно лежит в глубокой и сравнительно узкой межгорной котловине на высоте 436 м над уровнем моря. Условно озеро можно разделить на две части: южную, вытянутую по меридиану, длиной более 50 км и северную, имеющую широтное направление длиной 28 км. Эти части Телецкого озера различны по строению дна, берегов, по климатическим, ветро-волновым и другим особенностям. Особо следует сказать о климате Телецкого озера. Своеобразный ветровой режим на озере создает в его долине особый вид климата. За день погода может поменяться несколько раз. При этом температурный режим в долине Телецкого озера значительно мягче по сравнению с удалёнными от озера районами.

Водопады на Телецком озере. Берега почти на всем протяжении Телецкого озера – отвесные скалы, где сразу у берега начинается глубоководье. Поэтому тут много водопадов, самые известные: Корбу (12 м) и Киште (8 м), расположенные на одноименных реках, впадающих в Телецкое озеро, водопад Большой Шалтан (20 м), находящийся в 12 км от устья реки Камга, на ее небольшом притоке Большой Шалтан.

Водопад в устье реки Каспа. Мало кто знает, что на такой маленькой реке как Каспа есть водопад, и не один... Каскад водопадов небольшой, и, кажется, весьма неприметный. Находится он на левом берегу Катуни, в устье реки Каспа. Каскад состоит из двух почти одинаковых водопадов около 4 м высотой, расположенных друг от друга на расстоянии 30 метров вниз по течению. Второй водопад имеет чашу, что позволяет купаться в нем в тёплое время года.

Петроглифы грота Куюс расположены в Чемальском районе, в 5 км от села Куюс, на правом берегу Катуни. Совсем недалеко от петроглифов, выше по течению реки Катунь, находится водопад Бельтертуюк. В этом месте можно увидеть почти 200 различных рисунков. Основная часть датируется эпохой бронзы, но есть некоторые рисунки эпохи неолита.

Тавдинские пещеры (комплекс пещер) – самые доступные, простые и популярные пещеры Горного Алтая. За активный сезон в комплексе бывают тысячи туристов. Именно этот комплекс ассоциируется у большинства с настоящими пещерами. Несомненно, от Туткушской или Музейной эти пещеры отличаются простой и доступностью. Если быть ещё точнее, то и «чистотой».  Есть разные варианты названий этого комплекса. Кто-то говорит о Талдинских пещерах, а кто-то – о Тавдинских.

Чемальский тракт начинается в селе Усть-Сема, через которое проходит Чуйский тракт. Началом Чемальского тракта считается развилка возле моста через Катунь. Направо, через мост идёт Чуйский тракт. Налево, вдоль реки Катунь – Чемальский. На протяжении тракта расположены множество баз отдыха, туристических комплексов и палаточных кемпингов. Район окрестностей Чемальского тракта и села Чемал очень популярен среди туристов благодаря красивой природе и живописным пейзажам берегов Катуни, берёзовых и сосновых рощ-парков, невысоких лесистых гор, переливающихся на солнце бархатистой зеленью.

Катунь  является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом «кадын» – «хозяйка, госпожа». Начинается Катунь на южных склонах массива горы Белуха, из ледника Геблера. В верховье река делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта (так называемую Катунскую подкову), пересекает котловину Уймонской степи, а после впадения реки Аргут принимает северное направление. В верхнем, а местами и в среднем течении река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. Питание Катуни в тёплое время года зависит в основном от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15°С. А период половодья, начинающийся в мае, продолжается на протяжении всех летних месяцев. Многочисленные ручьи и реки, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной 50 км и более. Основными из них являются реки Чуя, Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Аргут, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша. Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, иногда отвесными, склонами. Днища долин и русла рек заполнены валунами и галечником, очень часты выходы коренных пород, образующих множество порогов и водопадов. Мощнейший из притоков Катуни – река Аргут имеет протяжённость 236 км. Выше впадения реки Карагем Аргут, прорываясь сквозь горные теснины, образует чрезвычайно красивый каскад порогов Карагемский прорыв. В долине Катуни видны следы аккумулятивной деятельности рек в виде многочисленных террасовых ступеней, самые высокие из которых, близ села Иня, поднимаются над урезом реки более чем на 200 м.

5. Материальное оснащение группы

5.1. Личное снаряжение

Специальное снаряжение каждого из участников:

-                   спасжилет с обвязкой,

-                   каска,

-                   весло катамаранное,

-                   гидрокостюм сухого или мокрого типа,

-                   стропорез,

-                   защитный костюм «Тритон», «Gletcher» или «Альтамир».

5.2. Общественное специальное снаряжение

3,6

Зельнякова Мария – капитан,

Бычков Максим – матрос.

Спасконец – 5 шт. (по одному на судно, на Рафтсервисе имелось 2 спасконца).

Запасное весло – 8 шт. (по 2 запасных весла на каждый катамаран).

Чалочная верёвка с карабином – 1 шт. на каждое судно.

5.2.2. Прочее общественное снаряжение

Для ночёвки мы пользовались двумя трёхместными палатками Tramp Cave (с большими тамбурами) и одной трёхместной палаткой Novatour Байкал 3. Большие тамбуры палаток Tramp Cave удобны для защиты вещей от дождя и для готовки пищи в непогоду. Кроме того, для организации более комфортного лагеря в плохую погоду мы пользовались групповым тентом.

Для приготовления пищи использовался набор из трёх титановых котлов объёмом 7,5, 6 и 4,5 л и таганок. На случай плохой погоды у нас были 2 горелки (газовая и мультитопливная) и запас топлива к ним (газ и бензин).

Для связи между экипажами, при прохождении порогов и при организации страховки, а также для связи с базовым лагерем нами использовались рации Baofeng UV-5R. На группу имелось 5 раций – по одной на экипаж, и ещё одна, обычно являющаяся запасной, а на участках с автосопровождением она же передавалась водителю и использовалась для связи с ним. Это позволяло вполне комфортно организовывать страховку и взаимодействие при прохождении препятствий на маршруте. При использовании раций на воде они помещались в водонепроницаемые гермы из мягкого силикона, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлых походах. К рациям имелся достаточный запас аккумуляторов (по 3 шт. на каждую рацию).

Для удобства ориентирования и для фиксации координат препятствий использовались 2 навигатора Garmin ETrex 30. На каждое судно имелся ламинированный комплект карт масштаба 1:100000.

Фото-видеосъёмка осуществлялась на 1 беззеркальную фотокамеру Sony Alpha Nex 7 и 1 влагозащищённый маленький фотоаппарат Canon PowerShot D30. Sony Alpha оснащалась универсальным объективом 18-200, достаточным количеством аккумуляторов (всего — 8 шт.) и перевозилась в герметичном боксе типа Pele. Комбинация двух таких фотоаппаратов оказалась очень удобна. Sony Alpha использовали для основательной и бескомпромиссной по качеству съёмки тех препятствий, где такая возможность была. Маленький же применялся в тех случаях, когда надо было осуществить съёмку с неудобной позиции, с воды и т.д., либо же не было возможности передать большой фотоаппарат от 1-го экипажа последнему или наоборот.

Также в группе было 5 нашлемных экшн-камер, доролняющих фотоаппараты при прохождении протяжённых препятствий и невозможности снять препятствие с берега. Для каждой нашлемной камеры имелся запас аккумуляторов. Кроме того, для зарядки последних имелось 4 пауэрбанка, их ёмкости с запасом хватило на весь поход. Возможность зарядить аккумуляторы имелась и при переездах между реками в машине.

Для экстренной связи в группе имелся спутниковый телефон Iridium 9575.

5.3. Общий вес

Виды расходов

На группу из 8 человек

На одного человека

Еда при проезде к месту похода (в поезде и на заброске)

Раскладка

Медицина (обновление аптечек и пр.)

Хозяйственные расходы (докупка снаряжения, обновление ремнаборов, пакеты, Fairy, губки, скотч, топливо и т.д.)

Спутниковая и сотовая связь

Электричка до/из Москвы*

Поезд Москва – Новосибирск (включая багажные билеты)*

Поезд Новосибирск – Москва*

Переезд Новосибирск – Акташ (ГАЗель)

Переезд Акташ – Башкаус – Чулышман и автосопровождение на Башкаусе (ГАЗ-66)

Переезд Чулышман – Чуя (ГАЗ-66)

Переезд Чемал – Новосибирск (ГАЗель)*

19000

Отправка багажа грузовой компанией Новосибирск – Москва

И Т О Г О :

41810***

* расходы на 6 человек

** расходы на 5 человек

*** суммарные расходы на одного человека, полностью прошедшего маршрут

7. Итоги, выводы, рекомендации

®                Пройден сложный и насыщенный препятствиями маршрут 5 к.с. по рекам Горного Алтая. Этот поход позволил широко охватить данный регион, пройдя 5 известных рек (Башкаус, Чулышман, Чульча, Чуя и Катунь) и преодолев на маршруте 25 препятствий 5 к.с. и 25 – 4 к.с., что с запасом соответствует походу 5 к.с.

®                Пройденные нами реки Горного Алтая заслуженно считаются одними из наиболее популярных и интересных в спортивном отношении, позволяющих получить опыт прохождения как большерасходных (Чулышман, Чуя, Катунь), так и слаломных рек (Башкаус, Чульча). Также стоит отметить относительную доступность и удобство этих рек для заброски-выброски и организации походов.

®                Сложность маршрута была по силам участникам группы и соответствовала их уровню физической и тактико-технической подготовки. Участники группы приобрели практический опыт обработки различных препятствий 4 – 5 к.с. на различных реках – как большерасходных, так и слаломных. Кроме того, на прогонных участках нижней Катуни были отработаны самосплав и действия участников и экипажей в аварийной ситуации. Все участники продемонстрировали требуемую техническую и физическую подготовленность.

®                Уровень воды в пройденных реках на маршруте был от низкого до среднего, но, судя по отчётам, может быть и высоким. При этом у весеннего сплава проявляются свои особенности. Так, например, сложность сплава по Чульче снизилась, а вот снижение уровня воды на Башкаусе не привело к снижению сложности сплава, поскольку компенсировалось наличием в каньоне ледяных мостов, требующих дополнительных усилий и времени на просмотр реки и организацию их обноса, а кроме того, изменением характера отдельных препятствий, расположенных в это время года в каньоне с высокими ледяными берегами.

®                Маршрут пройден достаточно напряжённо, но не в ущерб безопасности, которой при прохождении уделялось особое внимание. Большая часть определяющих и предопределяющих препятствий проходилась с разведкой (при её возможности) и с организацией страховки (с берега или с воды). Травм, аварий, килей при прохождении маршрута не было.

®                Прохождение Башкауса в этот период было осложнено наличием больших наледей по берегам и частыми ледяными мостами, перекрывающими порой всю реку. Последние по своей опасности аналогичны неожиданным лесным завалам на быстротоке. Пришлось осуществлять разведку буквально каждого поворота, что мы и делали. Это резко снижало время прохождения, но в подобных условиях, в целях обеспечения безопасности, на наш взгляд, является обязательным. Кроме того, отдельные препятствия стали сложнее в силу того, что берега их представляли стены ледяного каньона высотой до 2 м с отрицательным уклоном.

®                Была проведена разведка возможности сплава по р. Чакрым. К сожалению, из-за малого уровня воды сплав по Чакрыму осуществить не удалось, но при среднем уровне воды и выше сплав по этой реке будет однозначно интересен в спортивном отношении.

®                Данный поход подходит для опытных и хорошо подготовленных групп, участники которой имеют опыт прохождения препятствий 5 к.с. Группа должна чётко представлять себе свои возможности и грамотно выбирать режим движения. В группе не должно быть береговой команды, все экипажи должны быть готовы к самостоятельному прохождению препятствий. Наличие протяжённых сплавных участков в каньонах требует от экипажей владения практическими навыками организации всех видов страховки.

®                Весенний сплав по рекам этого маршрута хорошо подходит тем, кому надоело ездить весной в Карелию или на Кавказ. Формат проведения похода в период майских праздников этому благоприятствует. При этом возможно прохождение как маршрута целиком, так и каких-то рек на выбор из пройденных в различных комбинациях. Такой поход может быть как раскаточным перед летними походами, так и самостоятельным, основным походом для тех, у кого не получается сходить в поход летом.

8. Литература

При подготовке к походу, а также при написании отчёта использовалась информация из следующих источников:

1)        "http://veslo.ru/2006/otchet/altay2/altay.html" rel="nofollow"

2)        "http://veslo.ru/2011/otchet/altay/bash_chul.html" rel="nofollow"

3)        "http://veslo.ru/2015/otchet/ChuiChu/Chulyshman-Chuia_2015.html" rel="nofollow"

4)        "http://veslo.ru/2015/otchet/Chu/Chu_2017.html" rel="nofollow"

5)        "http://veslo.ru/2001/othet/bashk/othet2001.html" rel="nofollow"

6)        "http://tk-perovo.ru/index.php?id=165" rel="nofollow"

7)        "http://new.taganok.ru/altai/r-bashkaus-ulyshman-avgust-2008/" rel="nofollow"

8)        "http://gaba.su/Pages/Publication_253.html" rel="nofollow"

9)        "http://www.turizmvnn.ru/report/chuya-prohozhdenie-mazhoyskiy-kaskad-2007/" rel="nofollow"

10)    Отчёт о водном туристском походе 5 к.с. (г. Барнаул – р. Катунь – р. Кадрин – р. Катунь – р. Урсул – р. Чуя – р. В. Башкаус – р. Н. Чулышман – р. Чульча – г. Барнаул), 2018 г., руководитель Мазуров А.Н., марш. книжка № Р18/4-503 – библиотека ФСТ-ОТМ.

11)    Отчёт о водном туристском походе 5 к.с. по Горному Алтаю по рекам Башкаус, Чулышман, Чуя и Катунь, 2018 г., руководитель Кривонос А.В., марш. книжка № 1/4-506 – библиотека ФСТ-ОТМ.

12)    Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 к.с. по Горному Алтаю (реки Башкаус, Чулышман, Чульча, Чаган-Узун, Чуя, Катунь), совершённого группой туристов в составе сборной команды города Москвы, 2018 г., руководитель Валуев С.В., марш. книжка № 1/4-508 – библиотека ФСТ-ОТМ.

13)    Отчёт о водном походе 5 к.с. по рекам Талдура – Чаган-Узун – Чуя – Катунь, совершённом группой туристов команды «Зацеп!», 2018 г., руководитель Гольдис А.К., марш. книжка № 1/4-503 – библиотека ФСТ-ОТМ.

14)    Отчёт о прохождении водного туристского спортивного маршрута 5 к.с. по рекам Башкаус, Чулышман, совершённом сборной командой Иркутской области, 2018 г., руководитель Кузьмин В.В., марш. книжка № 0-102-18А – библиотека НО ФСТР.

Приложение 1. Маршрутные точки

N50°29'32,9"

E88°19'15,0"

Точка 4

Ледяной мост 1 в каньоне «Змейка»

N50°29'46,3"

E88°19'10,4"

Точка 5

Конец обноса каньона «Змейка»

N50°29'52,8"

N50°32'35,4"

E88°05'19,5"

Точка 11

Ледяной мост 2 (начало порога «Трек»)

N50°32'24,1"

N50°48'28,6"

E88°35'21,4"

Точка 27

Брод 1 через Шавлу (путь к Чакрыму)

N50°48'38,7"

N50°48'46,8"

E88°36'18,1"

Точка 34

Брод 2 через Шавлу (путь от Чакрыма)

N50°48'45,2"

E88°36'13,0"

Точка 35

Брод 3 через Шавлу (путь от Чакрыма)

N50°48'36,8"

N51°04'34,1"

E88°00'20,9"

Точка 49

Начало сплава 8 мая (чуть выше порога № 4)

N51°05'56,9"

N50°18'13,2"

E87°29'41,4"

Точка 67

Спуск судов 13 мая (порог «Гулькин нос»)

N50°18'03,4"

N50°31'54,8"

E86°34'39,6"

Точка 77

Стоянка 16 мая (т/база у пор. Ильгуменский)

N50°36'26,9"

Стоянка 18 мая

N51°25'19,4"

E85°58'39,5"

Приложение 2. Картографический материал.

Источник : "http://veslo.ru/2020/otchet/altay2019/altay.html" rel="nofollow"