30 ноября 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Пешеходный туризм

Пеший поход на Кольский полуостров, Хибины. Маршрут довольно лёгкий. В этом году на всех перевалах был снег.

1 день

От станции Нефелиновые пески двигаемся по дороге вверх, направление на восток. Примерно через километр вышли на дорогу, идущую в направлении северо-юг, по ней пошли на север в направлении станции Имандра. Пересекли два небольших ручья и по третьему ручью, сходящему с перевала «Звездочка», стали подниматься вверх. Пересек4ли ЛЭП и через 700-800 м. по левую сторону ручья вход в ущелье, довольно широкий и плавный, но по обе стороны видно поднимающиеся стеночки. По мере углубления в ущелье, стены становятся круче. Ущелье очень красивое. Проходится насквозь, хотя на карте обозначено как  закрытое. Прошли ущелье, перешли ручей Юмъекорруай и вошли в ущелье Аку-Аку. В южной части ущелья поставили лагерь. Ущелье необыкновенно красивое, всем рекомендую. Во второй половине дня походили радиалочки по ущелью, посмотрели выход на завтрашний маршрут.

2 день

Пошли из ущелья по притоку ручья Юмъекорруай, который протекает через всю южную часть. Двигались к его истоку. Приблизительно через километр повернули направо по ходу ручья. Далее вдоль ручья по хорошо набитой тропе поднимались к перевалу Хибинпахчор. От истока ручья тропа уходит правее к перевалу. Не доходя перевального взлёта тропа пропадает, но мы продолжаем двигаться правее, т.к. видна перевальная щель, к ней и направляемся. Перевальная щель длинная, засыпана курумником (не самое комфортное место для прогулки) расположена с севера на юг. Выйдя с перевальной щели, повернули налево и траверсом пошли на перевал Юмъекор. Так идти не советую. Правильнее было спуститься (под Хибинпахчором хороший пологий спуск) и по набитой тропе подняться на Юмъекор. А мы решили не терять высоту и попали… Через 500 м. перевал стал хорошо виден, вот только подобраться к нему оказалось невозможно! Траверсом прошли 2/3 склона, а дальше начались скальные выходы и между ними «осыпуха», крутизна склона приблизительно 40-450. Пришлось спускаться в таком «замечательном» месте. Далее поднялись на Юмъекор. Вся перевальная щель, в этом году, представляла из себя длинный снежник. С Юмъекора спустились вдоль притока ручья Меридианальный. Спуск не сложный, плавный и длинный. После спуска прошли вдоль притока около 3-х километров и встали на ночёвку в живописном месте.

3 день

Продолжили путь по притоку, через 2-2,5 километра дошли до Меридиального и по нему пошли вверх к истоку, по направлению к перевалу Арсеньева. Весь путь занял 7-8 километров. Поставили лагерь в километре от подъемы на Арсеньева. Получилась полуднёвка. Отдохнули, погуляли. Встретили группу, которая безуспешно пыталась взять «Крестовый» и затем пришли на Арсеньева.

Пеший поход на Кольский полуостров, Хибины

4 день

От места стоянки до подъема к перевалу Арсеньева восточный, прошли приблизительно километр. Перевал не ярко выраженный, снизу выглядит как не глубокая пологая седловина. Подъем достаточно тяжелый. Склон почти на всём протяжении усеян курумником. Крутизна склона в разных местах от 30 до 500. Спуск с перевала тоже не простой, его лучше начинать левее седловины перевала. Также сплошной курумник, крутизна разная, в основном 45-500, но есть и более пологие места 25-300. Дошли до ручья Ферсмана, по левому берегу хорошо заметная тропа. По тропе пошли вниз к устью ручья и впадению его в реку Малая Белая. Тропа периодически переходила с берега на берег, а ручек к низу становился всё более стремительный и полноводный. На одном из бродов, ближе к устью, делали верёвочную переправу. Дальше тропа стабильно шла левым берегом и вскоре мы вышли к Малой Белой. Вдоль реки проходит грунтовая дорога, по которой мы прошли метров 300 вверх по реке и поставили лагерь.

5 день

С утра вышли с места стоянки на дорогу, идущую вдоль реки и пошли вверх. Через 5-5,5 километров дошли до озера на высоте 476,3 метра над уровнем моря. Дорога заканчивается возле озера. На озере поставили лагерь. Еще одна полуднёвка, на которой хорошо отдохнули, поленились и погуляли.

6 день

С утра вышли со стоянки. До подножия горы Петрелиус приблизительно 1,5 километра. Подъем на перевал Западный Петрелиус технически и физически не сложный. Подъём пологий, склон усыпан курумником (как обычно). Перевальная щель выраженная, завалена курумником и есть небольшой снежник. Наверху, в перевальной щели ветер. Чтобы не улететь вместе с рюкзаком, нужно хорошо напрячься. Были на Петрелиусе в 2018 году, ветер был точно такой же. Наверно это традиция. К слову, 100 метров вниз от перевала, что в одну, что в другую сторону и ни какого ветра. Спуск с перевала менее приятный чем подъем. Много «сыпухи», имеется и курумник. Крутизна склона от 30 до 400. Это спуск по перевальному взлёту около 200 метров, дальше всё полого и  без «сыпухи». По левую сторону, на пологом участке спуска, каскад из 5 небольших озёр. Далее дошли до границы леса и встали на ночёвку.

7 день

Вышли со стоянки по тропе вниз. В лесной зоне тропа местами заболочена. Примерно через 3 километра вышли на грунтовую дорогу, идущую на восток. Если бы в этом месте мы перешли ручей, то вышли бы на дорогу идущую на север, а по ней смогли бы выйти прямо к базе. Но мы не ищем легких путей…. На самом деле в этом году все ручьи и речки оказались полноводными, надо было наводить переправу и вообще не хоте5лось мочиться по пояс. А по дороге, идущей на восток, мы примерно через 2,5-3 километра вышли ан основную дорогу, идущую от Кировска к базе. Перед самой дорогой перешли вброд речку по замечательному мелководному месту (воды по щиколотку, не более). Даше по дороге на север  и через 5 километров пришли на базу.

Пеший поход на Кольский полуостров, Хибины

На базе можно остановиться у МЧСников – 400 рублей/сутки или в гостинице – 1 500 рублей /сутки. Самая большая радость на базе, это баня. Прекрасная, жаркая с веничками и купанием в холодной реке. На следующий день с базы нас отвезли к поезду на «буханке» - самый надёжный транспорт в этих местах. Трафик – 5000 рублей.

Общее впечатление от похода прекрасное. Очень красивый маршрут, замечательная погода, повезло по полной программе, ни одного дождя – красота!!!.

Источник: "https://poiskputi.ru/journals/69/peshiy_pohod_kolskiy_poluostrov_hibiny_2020.html" rel="nofollow"