Виды туризма

17 января 2013
Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1994
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
0 285 0
Кордон заповедника (или выше) - р. Чулышман - оз. Телецкое (н. - VI к. с.)
Протяженность пешей части - 18 км
Протяженность сплава - 250 км
Продолжительность сплава: 13 - 15 дней
Сезонность: июнь - август
Схема 2

Известно несколько вариантов подхода к Чулышману, позволяющих начать сплав от:
- устья левого притока - Богояша;
- пос. Язулу,
- пос. Чодро;
- зимовья Катуярык.
Исходная точка маршрута с. Мугур-Аксы (Мунгун - Тайга), куда можно прилететь самолетом из Кызыла. От села по хорошей грунтовой дороге доехать до оз. Хиндиктиг-Холь (машины ходят на стоянку рыбаков, от которой пройти вдоль озера) можно проплыть на моторке (пешая часть укоротится до 10 - 12 км) до его западной оконечности, истока р. Моген-Бурен, откуда удобнее двигаться по азимуту к оз. Джулукуль по всхолмленному, заросшему низким ерником плато с многочисленными болотцами и озерами. Дойдя до юго-восточной кромки Джулукуля сплавиться по нему до его северо-западной оконечности. Ориентир: большой скальный обломок почти правильной пирамидальной формы. Длинный узкий залив постепенно переходит в р. Чулышман. От оз. Джулукуль до впадения своего крупного правого притока Оик-Ора Чулышман петляет по заболоченному, слабо всхолмленному нагорью. Некоторые шиверы на круто падающих участках реки настолько забиты камнями, что требуют обноса. Шиверу перед устьем правого притока Туту-Оюкаб обносят по правому берегу около 3 км. Пятикилометровую шиверу с уклоном 30 - 40 м/км перед впадением р. Богояш удобнее обносить по тропе левого берега. Против устья р. Богояш необходимо перебраться на правый берег. Ниже Оин-Ора Чулышман входит в горы, по берегам лиственничная тайга, постепенно переходящая в кедровую. Уклон возрастает местами до 30 - 40 м/км. Обнос по хорошо набитой тропе правого берега около 10 км до устья левого притока - Уанду. Через 10 - 12 км река огибает высокую светлую стенку правого берега, хорошо заметную издали. Левый скальный берег тоже круто обрывается вниз. Это начало "Язулинского каньона". После тщательной разведки обычно проходят первые 2-3 км каньона до "Чертова моста". Далее мощность препятствий возрастает и они становятся опасными, а берега почти отвесными. Обнос до пос. Язулу по тропе правого берега. В 500 м ниже впадения правого притока Верх.Кулаша через Чулышман высоко над каньоном перекинут "Чертов мост", под которым бушует 4 м водопад. От моста начинается более сложный отрезок каньона, в котором много водопадных сливов и сложных порогов из них несколько, вероятно, еще никем не пройдены. Очень трудна здесь разведка и страховка. Средний уклон русла 27 м/км. В Язулу имеется почта и магазин, напротив - мост через реку, по которому тропа уходит через перевал на Саратан в долину Башкауса.
На участке от Язулу до устья Адулюгема, левого притока Чулышмана, вначале встречаются лишь несложные шиверы, далее - порог в крутой излучине реки у отвесной глинистой стены. Цепь камней в центре делит реку на 2 протоки, правая на выходе перегорожена камнями. В получасе сплава от порога расположена бурная шивера, которая в 2-х км выше устья Адулюгема переходит в очень сложный порог "Мини-Каша". Им начинается трудное даже для плотов "Шавлинское ущелье", отличающееся большим уклоном, высокой скоростью потока, крутыми сливами, мощными
валами, насыщенностью русла глыбами. При сплаве нужна детальная разведка. Обнос по тропе правого берега, которая пересекает Нижний Кулаш в 2 км выше его устья (сохранился старый мост). Ниже моста тропа трудная: иногда проходит по руслу ручья, местами заболочена. В 1 км выше устья Шавлы тропа круто, серпантином спускается к Чулышману. В 20 км ниже Шавлы (два часа сплава в среднюю воду) расположен порог "Бегемот": чистый пологий слив в сужении реки и 1,5-метровые валы за сливом. Ниже еще 2 слива с валами до 2,5 м следуют друг за другом с интервалом 300 м, В 30 минутах сплава от "Бегемота" Чулышман разбивается галечными отмелями на протоки и образует характерный изгиб, затем река сужается: справа - бом, слева - высокая терраса. Это "Труба". В 2-х км ниже - "Каша", самый опасный порог Чулышмана длиной 2 км. Он трудно проходим. Большое падение и мощные сливы делают прохождение очень рискованным. Участок от "Трубы" до "Каши" представляет собой сложную шиверу, преодолевать которую сходу нельзя. Обнос "Каши" - по хорошей тропе левого берега. За "Кашей" 3 мощные шиверы с 1,5-метровыми валами, а через 2 км - порог "Ворота". Река здесь почти полностью перегорожена огромными скальными обломками, у левого берега узкий проход с 2 сливами, следующими друг за другом. Разведка по левому берегу. "Ворота" - начало 2-километрового порожистого участка, который нужно осмотреть. Ниже до зимовья Катуярык препятствий нет. Берега - мрачные скалы, лес постепенно пропадает, вдоль реки - узкая полоса тополей. В 4 км ниже Катуярыка очень сложный "Туданский" порог длиной 2 км, которому предшествуют 2 более простых, отделенных от него и разделенных между собой плесами. Пороги надо разведать. Обычно обносят основные сливы "Туданского" порога, между двумя грядами огромных глыб, перегородивших реку. Прохождение остальной части препятствий возможно при уверенности, что удастся уберечься от переворота в мощных 3-метровых валах.
В 3 км ниже "Туданского" порога - последний каскад порогов Чулышмана - "Итыкайская цепь", начало которой труднопроходимо, либо непроходимо в зависимости от уровня воды - русло забито крупными валунами. Обнос - 500 м по террасе левого берега. В потоке и дальше много скальных обломков.
От устья Чульчи, правого притока Чулышмана, до Телецкого озера около 50 км - препятствий нет. В устье Чулышмана нужно сплавляться у левого коренного берега, чтобы ближе подойти к пристани "Мыс Кырсай". Отсюда теплоход "Пионер Алтая" ежедневно совершает рейс по Телецкому озеру до турбазы "Золотое озеро" (с. Артыбаш), откуда можно доехать до Бийска на автобусе или попутной машине. Можно также добраться сначала до с. Турочак, а далее самолетом или на водометном катере до Бийска.
Литература: 1, 2, 5.

Источник: Киняев В. В., Мазуров В. В., Паршиков М. И. "Водные маршруты Алтая и Саян". Тула, 1994.

Сканирование и обработка: Михаил Трусков, Тула - 2001.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст