Виды туризма

17 января 2013
"Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт"
Тип материала: Описание Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1976
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 672 0
Протяженность сплава - 230 км
Продолжительность - 10 - 12 дней.
Сезонность - июнь - август.
Категория сложности - V.
Схема

Чуя, правый приток Катуни, в своей верхней и средней частях течет по голым, выжженным солнцем степям в низких, местами заболоченных берегах. Интересный в спортивном отношении, но короткий отрезок расположен лишь там, где река сжимается отрогами Северо-Чуйского и Курайского хребтов. После плотины ГЭС (против 456-го км Чуйского тракта) река входит в горы и преодолевает серию сложных порогов "Менского каскада" длиной около 1,5 км, а в 2,5 км ниже - "Мажойский каскад". "Мажойский каскад" - труднопроходимое, а местами непреодолимое каньонообразное ущелье, в нижней части переходящее в каньон с обрывистыми стенками высотой 100 - 150 м. Длина "Мажойского каскада" - около 15 км, поэтому сплав целесообразно начать от поселка Чибит. До Чибита можно доехать автобусом или попутной машиной из Горно-Алтайска, а в Горно-Алтайск - автобусом из Бийска или самолетом из Барнаула.
В 3 - 4 км от поселка, несколько выше устья правого притока - Бельгебаша, Чуя дробится на извилистые быстрые протоки - так называемые "Бельгебашские разбои" длиной 9 км. Некоторые галечные острова покрыты лесом, в протоках встречаются завалы.
После 424-го км тракта (он почти все время идет вдоль реки, и километровые столбы служат хорошей привязкой препятствий) по берегам появляются скальные выходы, река вновь течет одним руслом. Здесь расположен сравнительно простой порог "Сумрачный" длиной 200 м. В конце его прижим к камням левого берега. Примерно в 1 км от "Сумрачного" порог "Буревестник", который нужно осмотреть перед сплавом. Обе ступени порога насыщены камнями, маневр выполняется в высоких валах.
В 300 м ниже моста через Чую перед поселком Яр-Балык река минует 2 ступени "Яр-Балыкского" порога в сужениях русла, образованных скоплениями валунов. Необходима разведка. Одно из наиболее сложных препятствий Чуи - порог "Бегемот" с мощными сливами и бушующими валами высотой до 2,5 м. Первый водосброс находится между опорами моста через реку, в 700 - 800 м ниже устья ручья Айгулак. На протяжении 300 м - еще 4 слива (разведка).
Против 411-го км тракта Чуя минует порог "Классический" - сравнительно невысокая скорость течения позволяет осуществлять уверенный маневр между крупными камнями и в сливах. Через 500 м "Классический" постепенно переходит в сложный порог "Слаломный" длиной около 1,5 км. Запомнить при разведке линию движения и ориентиры на таком большом расстоянии трудно (нужно еще учесть, что причалить между порогами тяжело и может получиться так, что их придется проходить в один прием), от лоцмана потребуется быстрота реакции, а от экипажа - слаженность в выполнении маневра.
После "Слаломного" река несколько успокаивается, на участке в 20 км расположено 5 несложных порогов: "Обманный", "Веер", "Городовой", "Безымянный" и "Дозорный", или "Ратник" (последний назван по скале, напоминающей голову воина; на скалу - сильный навал воды). Кроме порогов есть на этом участке и неприятный, особенно в малую воду, каменистый перекат против Белого Бома.
От моста через Чую против поселка Иодро начинается порог "Иодринский" длиной 1,5 км с несколькими сложными участками. Разведку удобнее делать по левому берегу.
Примерно в 4 км от "Иодринского" расположен порог "Мокрый", который можно проходить без предварительного просмотра, еще через 5 км - шивера "Степная", а за "Степной" - несколько простых шивер.
От 371-го км тракта нужно плыть очень внимательно: впереди за выступающими скалами левого берега прячется мощный порог водопадного типа "Турбинный". На протяжении 25 м сброс воды составляет 4 м. В 600 м ниже "Турбинного" не менее опасный порог "Турклуб Горизонт" в узком скальном коридоре. Оба порога необходимо разведать. Последнее препятствие Чуи - густо забитая камнями шивера в 1,5 - 2 км за порогом.
Сплав по Катуни можно продолжить до Чемала или Усть-Муны (см. маршрут 56), откуда автобусом или попутной машиной уезжают в Горно-Алтайск и Бийск.
Литература: 60, 61, 64, 65, 69, 70, 72.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст