17 января 2013
В. Митрофанов "Ветер странствий"
Тип материала: Статья Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1975
Автор - В. Митрофанов

Источник: "Ветер странствий", №10. "Физкультура и спорт", М., 1975.

Самолет, едва не задев крыльями горы, обступившие поселок, сделал круг, выжженная степь, вздрагивая, бросилась навстречу, остановилась. Несколько десятков домиков, редкие группки лиственниц вдоль реки, лохматые сородичи яков - сарлыки, лениво бредущие по улице, - Мугур-Аксы. Отсюда будем выбираться к озеру Джулукуль, истоку Чулышмана.
Дорога пошла влево, к озеру Хиндиктиг-Холь, и ровная долина реки Каргы сменилась холмами (машина с трудом ползла вверх; весело сбегала в седловины). И вот уже неброское среди голых холмов озеро с ласковой синей водой, избушка рыбаков, а вдали, на востоке, цепочка голубоватых гор с белыми вершинами. Рыбаки довезли на моторке до истока вытекающей из озера речки Моген-Бурен, посоветовали выходить на тропу, что увеличило бы пешую часть почти вдвое. Мы решили идти по азимуту.
Под ногами низкий цепляющийся корявый кустарник, густо облепивший холмы и зыбкие низинки; среди темной зелени кустарника проплешины полянок, светлые пятна озер, озерков, лужиц, проток - высокогорная тундра.
Утром спустились с холма, где разбивали лагерь, поднялись на другой и увидели озеро. Оно было рядом, может быть, полчаса, ну час ходьбы. Мы резво пошли вперед и... прошли еще три.с половиной часа.
...Длинный, узкий залив в низких заболоченных берегах в северо-западной части озера незаметно становится рекой - появляется слабое течение, постепенно скорость его растет, берега сужаются. Это уже Чулышман, неширокая, метров в десять, спокойная речка с перекатами, плесами, шиверками, порожками. Правда, и здесь камней местами в русле столько, что провести наш ПСН-10 не удается - обнос по зыбким, колеблющимся под ногами высоким кочкам, торчащим из болотной жижи берегов. Река медленно, петля за петлей, пробирается среди низких холмов плоскогорья. Приходится постоянно работать веслами до очередного миролюбивого... непрохода.
До правого притока, реки Туту-Оюк, пришлось сделать четыре обноса, а за ним вообще упаковать плот, так как следующий непроходимый участок тянется километров пять, от устья Туту-Оюка до Богояша, крупного левого притока Чулышмана.
Сплошь забитое камнями русло, уклон не менее 30 метров на километр по всей длине участка не вызывают сомнений в выборе способа передвижения. Дошли по едва заметной тропе левого берега до Богояша, переправились на правый, где вскоре должна была появиться хорошая тропа, и двинулись дальше. Чулышман вдруг рассыпался по широкой долине веером каменистых проток и лишь через два километра собрал воду в одно русло.
Дальше, до впадения справа Ойн-Ора, река полноводнее, скорость течения возрастает, появляются песчаные и галечные пляжи - после болот это уже роскошь. Пороги стали мощнее, сливы - короче и круче, с метровыми валами за ними. Возросшая скорость реки увеличила опасность порвать плот в усеянных камнями порогах и шиверах, поэтому кормовым (благо ноги в щитках) нередко приходится спрыгивать с плота и, удерживая его за веревки, гасить скорость.
Полтора часа сплава, и вновь участок, как две капли воды похожий на кусок реки перед Богояшем, правда, короче километра на два. Обнос.
Прошли с ходу несколько несложных порогов и шивер - и вот уже два рукава Ойн-Ора, а километрах в двух ниже длинная затягивающая шивера. Сперва она преодолевается легко, а когда начинаешь сознавать, что пора причаливать, чтобы осмотреться, причаливать уже некуда да и некогда: едва успеваешь отыскивать единственные узкие коридоры в этом пляшущем лабиринте камней, валов, сливов. Лишь километра через два бешеного слалома удалось прибиться к берегу.
Когда смотришь на реку сверху, кажется, что проходы есть, снизу же оголяется столько камней, что сплав представляется занятием несерьезным. Все же мы усмотрели маневр с пересечением реки (выбрасываясь на скатанные валуны у берега) в устье ручья.
Чулышман вошел в горы и повел себя как горная река. Еще при подготовке к походу участок ниже устья Ойн-Ора настораживал нас сгущением пересекающих реку горизонталей. Вычисленные по ним уклоны достигали 40 метров на километр. И вот опасения подтвердились. Трудно узнать в кипящей, ревущей стремнине добродушную речушку тремя десятками километров выше.
Упакован плот, собраны рюкзаки, тропа уводит от реки в лиственный лес, но и там висит грохот Чулышмана. Через два часа вышли к бурной речке, пересекающей тропу тремя рукавами.
Избушка, затесы на лиственницах, красная дощечка с надписью: "Р. Узун-Кара-Суу". Еще три часа хода, и тропа спускается к двум юртам на берегу Чулышмана. Противоположный берег надвое рассечен долиной реки Салуру. Здесь и дальше, на просмотренном участке, везде можно плыть - Чулышман, видимо, удовлетворен нашей пятнадцатикилометровой жертвой.
Преодолели три несложные шиверы и через час сплава подошли к высокой светлой стенке, началу длинного каньона перед поселком Язулу. Пологий слив, навал воды на выступ скальной стенки, короткая сотня метров плеса, узкий трехметровый проход у левого берега перегороженной камнями реки, а дальше нужно уже резво отбиваться вправо, вслед за рекой, чтобы уйти от сучьев поваленных деревьев. И снова влево, влево - струя наваливает на огромные, едва прикрытые сверху валуны у правого берега (снизу они с "оголены на метр) - в полутораметровые мощные валы в центре.
Короткие минуты передышки, разведка и очередная трепка. Острый зуб в струе, полуприкрытые камни, метровые валы, а за глыбой в излучине реки бурлящий двухметровый вал. Он так нас пожевал, что мы не успели зачалиться в намеченном месте - протащило дальше, где начинался уже следующий порог, отнюдь не слабее предыдущего.
И снова требуется филигранный маневр, чтобы точно пройти между разбросанными острыми глыбами, крепколобыми валунами с водопадными сливами и глубокими провалами воды за ними, набрать поменьше воды в плот - иначе не отгрестись от мрачного зуба в белом кипятке струи. Сужение реки, длинный слив и огромные валы, норовящие сложить плот пополам.
Выше и круче становятся берега, местами они почти отвесные. Подъем плота и вещей крайне затруднен, если вообще возможен без альпинистского снаряжения. А река, как загнанный зверь, мечется меж рваными гранями стенок, наваливается на скальные обломки. Двухметровые валы, метровые и двухметровые сливы, сильные прижимы, наконец, сплошной пятнадцатикилометровый порог Язулинского каньона - обнос.
Опять за спиной тяжелый мокрый плот. Шаг за шагом по скользкому после дождя склону ползешь, выбираясь на тропу, далеко ушедшую от реки. Набитая тропа, беснующийся Чулышман внизу, новый мост и дорога, уходящая к поселку Саратан, на Башкаус, а в стороне от реки укрылся за холмом поселок Язулу.
Ниже поселка этот оборотень Чулышман опять спокоен - лишь несколько несложных шивер и один порог за час сплава. Но порог хитрый. Крутая излучина реки, цепочка камней в центре образуют что-то вроде двух проток, из которых правая кажется более чистой. Но это ловушка. В конце протоки огромный валунище, и уйти от него некуда: справа отвесная стена, слева камни...
Еще полчаса чистой стремнины - и начинается длинный опасный порог "Мини-каша", который проходится на пределе возможностей экипажа и плота.
В коротких шиверах между ступенями едва успеваешь прибиться к берегу, а ниже Адулюгема сплошное многокилометровое месиво не оставляет и этой возможности.
...Пятый час бредем долиной правого притока Нижнего Кулаша, вверх по пологому склону через бурелом тайги, где далеко ушедшая от Чулышмана тропа упирается в мост через ручей. То заболоченная, то идущая по руслу ручья тропа, чавканье под ногами сменяется всплесками, долгий, серпантином, спуск к реке, и Чулышман, быстрый, полноводный, мутный после дождя, здесь, выше устья Шавлы, вновь спокоен.
Он вновь спокоен, чтобы через два часа хода вздыбиться огромными валами порога "Бегемот" (правда, после всего пройденного они воспринимаются, как детские качели, - вверх-вниз, вверх-вниз), вспениться, взъяриться неистовым хаосом "Каши", пробиться трехметровыми щелями скальных завалов "Ворот" и "Тудана" и, наконец, миновав многокилометровый каменный лабиринт "Итыкайской цепи", окончательно растерять свою ярость и лениво катиться к прекрасному голубому Алтын-Колю.