Виды туризма

22 января 2013
Владимир Сазонов
Тип материала: Описание Регион путешествия: Марокко
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 708 0

Автор: Владимир Сазонов

Источник: strannik.de

Жители ливийской пустыни ведут одинаковый образ жизни в котором нет никакого порядка и никакого смысла. Одеждой им служит узкий кусок материи из грубой шерсти, который закрывает очень малую часть их тела. Каждый из них обматывает вокруг головы кусок черного холста в виде тюрбана. Женщины их полны и мясисты. Их задние части исключительно толсты и жирны, и таковы же груди, телом же, там где подпоясываются, очень тонки, Они очень любезны, как при разговорах, так и при рукопожатии. Иногда они простирают свою благосклонность до того, что позволяют себя целовать. Однако дальше заходить вредно, так как мужчины, возбуждаясь подобными вещами, убивают друг друга безо всякой пощады. В этом они более мудры, чем некоторые из нас, ибо никоим образом не желают носить рога.

Страны черных населены людьми, которыу живут как животные без королей, без синьоров, без республик, без правительства и каких-нибудь обычаев, и едва умеют сеять зерно. Одеждой им служат шкуры баранов. Никто не имеет собственной предназначенной для него жены. Но днем они пасут скот или обрабатывают землю, а ночью собираются вместе 9 или 12 мужчин и женщин в одной хижине. Каждый ложится с той, что ему больше нравится, и засыпает и отдыхает лежа на бараньих шкурах. Они ни с кем не воюют. Одни из них поклоняются солнцу и склоняют перед ним голову как только оно появляется. Другие почитают огонь, как например народ Валаты. Наконец, неоторые из них- христиане, как египтяне. Многие из них сделались магометанами. Как раз тогда многие купцы из Берберии начали ездить в эти страны...

Название королевства Тимбукту - по названию города, построеного королем по имени Манса Сулейман в 610 году Хиджры. Дома в Тимбукту - это хижины, сделанные из столбов, обмазаных глиной с соломенными крышами. В городе есть храм, построенный из камня и извести одним превосходным мастером из Гранады...Король держит около 3000 всадников и бесконечное число пеших воиновЮ вооруженных луками, сделанными из дерева дикого укропа... Король - ярый враг евреев. Если же он услышит, что какой-нибудь купец из Берберии навещает их или ведет с ними торговлю, он конфискует его имущество. ...Жители Тимбукту по природе любезны. У них в обычаях прогуливаться по всему городу ночью, играя на музыкальных инструментах и танцуя. Горожане держат для своих нужд много рабынь и рабов...

Хасан Ибн Мужаммед ал-Ваззан (Лев Африканский) 1550

Заговор швейцарских мудрецов

Питер, даже не осведомившись кто я такой и откуда, немедленно спросил когда я прилетаю в Касабланку, и посоветовал ехать оттуда в Маракеш немедленно - причем не лететь соединительным рейсом в 17:40, а сразу брать такси, чтобы выиграть час времени. "Иначе ты опоздаешь к ужину" - объяснил Питер. Тем не менее я прилетел в Маракеш самолетом, решив что такси - это уж слишком. Меня встретил в аэропорту приятный интеллигентный араб, который мне всю дорогу рассказывал про Маракеш (он оказался мэром города, и все полицейские по дороге отдавали ему честь), и довез меня к высокой ограде окруженной сигнализацией. Мне открыл лакей и пригласил во дворец. Питер прибежал через минуту с верхнего этажа и не представился, и я думал что хозяин где-то чем-то занят, а это - другой лакей, который приведет меня к Питеру. Он отвел меня в предназначенные доля меня покои, а через несколько минут вернулся и сказал : "Я собственно не знаю кто ты такой и откуда, а мои гости тоже - ну ладно, пожалуй к нам к ужину, надеюсь гости возражать не будут...". Я сбивчиво стал объяснять как и почему у меня оказался его телефон, но Питер уже вел меня по мраморной лестнице вдоль галереи с картинами к освещенной свечами веранде. Играла тихая музыка. Знатные гости были тоже швейцарцами - один пожилой господин и две достаточно солидные дамы, я им представился и после двух вежливых вопросов кто я и откуда, все стали продолжать медленную и бессодержательную светскую беседу.

Часть беседы велась по-французски который я не понимал, часть - на каком-то горном диалекте немецкого который я понимал через пень-колоду, хоть все и извинялись передо мной что не могут выдерживать "литературного" немецкого, часть - по-английски, в основном когда мне удавалось вставить какую-нибудь реплику или ответить на вопрос.

Мы перешли в сад, где нам принесли нежнейший французский луковый суп с коньяком и мягкую рыбу с необычайно вкусным соусом. Мне объяснили, что нужно поливать рыбу ровно двумя ложками соуса а потом закусывать ровно одной оливкой... Дозировка вырабатывалась столетиями.

- Ах, какой прекрасный суп...

- Вчера когда я говорил с Его Величеством - ах - он такой милый ... - щебетали светские дамы.

- Ах, Королева-Мать собирается послезавтра в Швейцарию, и я думаю...

В какой-то момент Питер оторвавшись от светской беседы повернулся ко мне и сказал :

"Все мы уходим из жизни через ту же дверь, через которую возвращаемся в жизнь опять..."

Потом посмотрел на меня в упор и спросил - "Это вопрос к тебе относится! Что ты думаешь по этому поводу ?"

Я вспомнил про учение Гухьясамаджи, про бардо и стадии перехода сознания к Ясному Свету и обратно к жизни в Сансаре...

Питер перебил меня и сказал, ято я у него - самый дорогой гость, после чего меня стали осыпать вопросами о моей жизни и моей работе.

В тусовку вокруг короля я попадал уже второй раз - первый раз было три года назад в Бутане, где немалая часть королевских советников - тоже швейцарцы. Основная проблема окружения короля - постоянная борьба за внимание Его Величества, всегда советникам кажется что им этого внимания не достает, и они все время "коллекционируют" умные мысли чтобы между прочим высказать все это при хороших обстоятельствах перед королем, поэтому мне уже не впервой пришлось рассуждать на тему управления государством (хотя в Марокко я был только несколько часов и имел об этой стране нулевое представление).

Питер хотел запустить большой экологический проект - превратить Марокко в зону биологически чистого сельского хозяйства. Я рассказал о подобном опыте в Бутане, и мы уже спланировали встречу на высшем уровне марокканского и бутанского королей. Питеру понравилось что вокруг бутанского короля много швейцарских советников и что он часто бывает в Швейцарии - вот, пусть марокканский короли увидит что другие просвещенные короли слушаются швейцарских советников...

Огромным уважением пользуется недавно ушедший король Хассан II, но также и ныне правящий король Мухаммад VI, очень образован и с большим энтузиазмом правит страной. Король Хассан II построил по всей стране основную инфраструктуру - дороги, телефоны, электричество, транспорт, водопроводы и водохранилища, парки и сады. Наладил уборку улиц и поставил повсюду общественные туалеты, содержащиеся в чистоте. Мудрая внешняя политика позволила Марокко не ввязываться в серьезные военные конфликты, сохранить хорошие отношения как с США и Израилем, так и с арабскими странами, включая Ирак, Сирию, Ливию и Алжир. Уехавшие в Израиль евреи активно включаются в экологические проекты в Марокко. Конфликт в Испанской Сахаре удалось существенно ослабить дипломатическим путем. Сейчас бывшая Испанская Сахара включена в территорию Марокко. Фронт ПОЛИСАРИО ведет до сих пор военные действия, но Алжир и Ливия, кормившие наемных "повстанцев" из глубинки черной Африки, перестали поддерживать ПОЛИСАРИО, и марокканские власти смотрят на проблему Сахары с оптимизмом. Совсем недавно, только в августе 2000, в Марокко нашли неплохое нефтяное месторождение недалеко от Ер-Рашидия. Хотя другие арабские страны из-за нефти богаче, в Марокко живут лучше из-за мудрой политики короля.

Швейцарцы были в восторге от Марокко и считали что тот процесс духовного обновления, который проходит под руководством мудрого короля - как раз то что нужно.

- В Швейцарии половина населения - психи. Их гложут депрессии, неврозы, истерия, шизофрения. Здесь в Марокко население психически здоровое. Они живут большими семьями, они уважают своих стариков, их старики - действительно демонстрируют величие духа, они дают молодым особую мудрость а не жалуются на болезни и слабости... Гуманная сущность Ислама еще очень потребуется миру - здесь в Марокко швейцарцы, как представители "сверхцивилизации" понимают что где-то им еще многому учиться у мусульман !

Питер рассказывает как в детстве он был слабым, болезненным ребенком, и родители поместили его в лечебницу где он до семнадцати лет жил на уколах, пока он не встретил умного доктора, посоветовавшего ему убежать из большицы и пройти курс лечения на природе, с естественным питанием и комплексом физических упражнений. И ему удалось вылечиться, потом открыть свой бизнес, принесший небывалые доход, потом кончить университет... И он не хочет ни за что жить в Швейцарии - ему больше всего нравятся Марокко и Шри Ланка, где он попеременно пребывает.

Но беседы с Питером подходили к концу, Питер торопился в Рабат на свидание с Королевой-Матерью, он оставил меня в своем дворце и организовал мне машину с шофером для поездки по стране.

Меня в первую очередь интересовали пустыни и Атласные горы. Пирет порекомендовал мне переехать через перевал, посетить Вварзазат и Загора, далее добраться до кишлака М'хамит, откуда идти в пустыню. Потом он долго мне объяснял как управлять слугами во дворце, платить ли им чаевые и сколько, главное что я усвоил - если я явно не потребую завтрака, никто не почешется и не принесет. И еще электричество во дворце очень дорогое. Так что покидая дворец необходимо повсюду гасить свет...

Берберские крепости

Мой шофер был наполовину марроканец, наполовину француз, он сносно говорил по-английски когда дело касалось бытовых мелочей, но не мог беседовать о тонких и духовных вещах, поэтому он мне мало помогал в общении. Это было не очень хорошо - нередко моими информаторами служили продавцы ковров и сувениров, или - как ни странно - бедуины, которые знали языки куда лучше чем арабы и берберы.

В древние времена территорию Марокко заселяли берберы, сначала подвластные Карфагену, а потом - Римской империи. В годы лихолетья, когда Римская Империя распадалась на части, в Марокко высадились вандалы, и римляне с берберами скрылись в Атласных горах.

Теперешние берберы утверждают что они - потомки римлян и этрусков. Берберы - белые, с головой в форме лампы, голубыми глазами и бородкой российских интеллигентов-разночинцев, рано лысеющие, абсолютно не похожи на арабов и на африканцев. Атласные горы местами очень и очень высокие - несколько вершин превосходят четыре километра, а зимой в горах много снега и даже лыжные курорты. Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей - дома побольше напоминают крепости. Глиняные дома не выдерживают обильных дождей, и время от времени дома по-просту размываются, а около десяти лет назад когда дожди были очень сильными, смывало целые деревни. Поэтому в берберских районах повсюду - развалины глиняных крепостей, рядом с которыми строятся новые.

Сердце берберии - деревня Телвет, в которой находится замок правителей семейства Глауи. Замок построен не очень давно, но Глауи предпочли Рабат и заграницу, и больше в своем фамильном замке не живут, теперь замок отдан под музей.

Среди бербер процветает суфизм и мистические учения, которые в Марокко не так распространены как в других мусульманских странах. На могилах святых (марабу) проводятся суфийские бдения, однако это не особенно поощряется властями, охраняющими традиционный ислам, поэтому и не показывается особо иностранцам.

В глубине Сахары

Другое интересное племя в марокко - туареги, родственные берберам, но живут туареги не в горах а в пустыне, раньше кочевали, а теперь осели. Туареги носят голубые тюрбаны и голубые плащи, пожтому их называют "голубыми людьми".

Это 52 дня от Загора (берберский город в Марокко) до Тимбукту. Весь этот маршрут вышивают на туарегских коврах в виде узора из разноцветных верблюдов - верблюд -день. Зеленый верблюд - оазис, голубой верблюд - фламинговое озеро, коричневый верблюд - горный переход, желтый верблюд - пески, черный верблюд - каменная пустыня.

До 60-ых годов 20 века туареги контролировали всю пустыню от Марокко до Нигера, и обеспечивали караванам "крышу" - то есть сопровождали караваны и одновременно грабили. Работорговля в Нигере процветала тоже до 60-х годов 20 века, и французские власти с этим тоже ничегшо не могли поделать. Это удалось остановить когда правительства Алжира, Марокко, Мали и Нигера приняли жесткие законы о границах и ограничениях кочевий, на этом знаменитый караванный путь закончился.

Песок Сахары - очень тонкий, тоньше сахара, и очень нежный, но когда ветер, это ужасно, надо закрывать лицо. Туарегский тюрбан - самый лучший головной убор с этой точки зрения. Но настоящих песков с дюнами не так уж много - в Марокко только два небольших островка, в Алжире побольше. В основном пустыня горная или каменистая.

Я договорился с одним из туарегов, Хасаном, идти в пустыню с ночлегом. Хасан подготовил мне верблюда (одногорбого дромадера). Чтобы сесть на верблюда, он должен лечь в четыре приема, потом надо на нем устроиться поудобнее а потом верблюд также в четыре приема поднимается, и ты оказываешься на огромной высоте над землей. Если смотреть снаружи, то верблюд плавно, как корабль, идет по пескам. На самом деле это для сидящего на верблюде озузается совсем по другому. Щаг задними ногами - подобно сильному пинку под зад, потом шаг передними ногами, и шея вербдюда клонится резко книз, и нужно держаться за клюк сзади седла чтобы не полететь через голову. Так, подпрыгивая и балансируя, без опыта выдержать пару часов перехода зовольно трудно, все время нужно выполнять сложные гимнастические упражнения чтобы не свалиться с верблюда вбок или через голову. Особенно трудно, когда верблюд спускается с дюны вниз. А пески состоят из высоких дюн, и переход - бесконечная череда подъемов и спусков.

Утром пески малиново-красного цвета потом они медленно светлеют и желтеют по мере восхода солнца. Жара наступает достаточно быстро. На острые гребни дюн очень трудно взобраться, зато очень приятно спускаться, как со снежной горки.

Дюны перелопачивает ветер, и пески наступают на дороги и селения. Для защиты от наступления песков жители делают заграждений из прутьев, однако нередко пески оказываются сильнее, и даже большие шоссе местами размываются песками на сотни метров.

Туареги очень талантливы, им легко даются иностранные языки. Хасан очень неплохо говорил по-французски, по-немецки, по-английски и по-японски, и в пустыне мы с ним немало беседовали на японском языке ! Он мне показывал звезды, объяснял созвездия и их значения, рассказывал о дальних кочевьях и фламинговых озерах, о том как в древности из Марокко везли в Тимбукту соль, а обратно - полные мешки золота.

Маракеш

Маракеш - то теперь уже редкое место на самом западном востоке, где сохранился настоящий восточный базар, известный нам скорее по литературе и кинофильмам, чем в реальности. Центральная площадь Маракеша - Джамаа Аль-Фна в любое время дня и ночи заполнена народом и полна событий. Группа из Ганы постоянно выстукивает один и тот же ритм, медленно выплясывая, и горе тому кто задержится около этой группы - забудет время, часы, дни и ночи ! Сбоку заклинатели змей, подобно своим индийским коллегам играющие на флейте унылую ломаную мелодию, и норовящие повесить кобру на шею зазевавшегося прохожего. Далее - жонглеры факелами и акробаты. В семье акробатов нередко много детей, которые под музыку кувыркаются. Арабские музыканты собирают целые оркестры и выстукивают разухабистые ритмы, а танцоры - кстати преимущественно мужчины - исполняют танец живота. Немало бродячих артистов и музыкантов из соседних стран - Алжира, Мавритании, Мали и Сенегала. Если ты приблизишься к кружку, вокруг которого ведется представление - тебя обязательно заметит вежливый араб, который пригласит тебя на почетное место внутри круга и стребует плату за зрелище - обычно это около одного доллара. Если представление со змеями - то заклинатель с коброй пойдет прямо на тебя, протягивая к тебе кобру и шапку для подаяний.

Но самое интересное - это расказчики. Они собирают вокруг себя замкнутые кружки и, отчеяно жестикулируя, ведут повествования. Иногда рассказывают двое на два голоса, иногда один, меняя голоса. Рассказывают все - но чаще всего сказки из 1001 ночи или средневековые фантастические ромаы, однако добавляют своей фантазии и изменяют сюжет, добавляя злободневные повороты. Временами расказщики резко останавливаются (на самом интересном месте) и заявляют что продолжат только тогда когда наберут полную шапку денег. Встречаются также проповедники с горящими глазами. Вот так же и Пророк, более тысячи лет назад, ходил по аравийским базаром и покорял публику своим доверчивым взглядом и наивным восторгом. И понимаешь, как вдохновение Пророка смогла покорить десятки стран и сотни народов, как этот восторг передался из Аравии до Марокко, Африки и Индонезии, вдохновив миллионы людей, и как своей простотой и безыскуственностью заставил людей отказаться от прежних сложных религиозных традиций и заумных философских систем - Ислам победил на одном дыхании, почти не встречая серьезного сопротивления ! Приняли ислам консервативные египтяне, еще втихомолку поклонявшиеся Ра и Осирису, приняли умные берберы и спрятавшиеся в Берберии римляне, приняли ученые персы, забросив мудрости зороастризма, приняли многие африканские племена, приняли индусы, малайцы, индонезийцы, забыв премудрости буддийской философии, приняли кочевые тюрки, остановив свои духовные искания...

Кроме рассказчиков и проповедников можно встретить гадателей - с птицами, картами, книгами. Гадалка в чадре предсказывает судьбу молодым арабам, раскладывая карты прямо на земле. Старый гадатель роется в книгах и истолковывает клиенту все детали его проблем. А рядом красивый негр с микрофоном рекламирует новый стиральный порошок, показывая образцы белья...

Особенно сказочен базар ночью, когда рядом с акробатами, танцорами, гадателями зажигаются костры и продовцы варят еду, и ароматы плова, шашлыков, каштанов наполняют площадь. Торговцы зажигают свечи, и толпы любопытных бродят вдоль огромной площади в разные стороны...

Маракеш - красный город. Все дома, мечети и дворцы Маракеша сделаны из красно-розоватой глины, а к вечеру, в лучах заката, дома становятся кроваво-красными. Центральную часть города (Медину) окружает длинная стена, сохранившаяся с 12 века. По городу модно бродить часами от лавки к лавке. Хозяева стационарных магазинов стараются завлечь гостя интересной беседой. Они н заставляют купить товары и не завышают цены до баснословно-высоких, они распрашивают гостя, предлагают чай, а товары предлагают как-бы между прочим. Они ищут в первую очередб друзей, ибо понимают что каждый друг приведет еще покупателей. Наоборот, на базаре торговцы очень агрессивны, они резко завышают цены и буквально вынуждают купить, и от них очень трудно отвязаться.

При всей активности в Маракеше достаточно чисто, время от времени вдоль базара едут уборщики. Власти города позаботились и о гостях - жесткими штрафами запрещены "фальшивые гиды" - то есть приставалы которые не дают прохода иностранцам. Гиды должны иметь специальный диплом и значок, правда такие "официальные" гиды берут за свои услуги дорого. Нищих и попрошаек в городе стало меньше - они не нападают на иностранцев толпами. Тем не менее рекомендуется иметь при себе кучку монеток по одному дихраму - по неписанному закону нужно каждого нищего оделять ровно одним дихрамом - и время от времени эти деньги раздаются.

Причина вмешательства властей - в том, что из-за приставаний населения и агрессивности торговцев туристы перестали посещать Маракеш повторно. Однако законы защиты иностранцев првели к тому что появился дорогая и грубая "индустрия туризма", и за оградой дорогих отелей и ресторанов уже не просто разглядеть естество страны.

Однако Маракеш остался Маракешем. Расказчики на площади, танцоры и аккробаты - развлекают местных жителей - арабов и берберов, и вовсе не на туристов, и еще не появились "профессионалы", чтобы вытеснить естественную жизнь на площали Джамаа-Аль-Фна.

Сентябрь 2000 г.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст