В соседней ветке разговор зашел в дискуссию об объёмности. И так как это фотораздел, а не "У костра", то я выделил в отдельную тему.
- Но, конечно, объект так должен быть нарисован, в таком освещении, чтобы части его сливались с фоном. Иначе добиться объёмности объекта почти невозможно.
-
C чего это вдруг, такое утверждение?
Ну как бы это очевидно. Мы ж вроде не скитальце уже обсуждали иллюзию объемности. Сейчас допишу и поищу. [прим: поискал и не нашел]
- Ощущение объемности возникает как из планов, так и из объемности отдельных объектов на рисунке.
-
Планы - это планы, в пейзаже они могут дать дополнительную объемность, а вот в "предметной съемке" людей, птичек, цветов и прочего, эта многоплановость скорее будет отвлекать от основного объекта съемки. Если снимали птичку я хочу видеть птичку и желательно с сюжетом, а вижу вместо птички отвлекающую, выделенную светом довольно фактурную ветку на которой она сидит (как в фото [
с сойкой] которое тебе понравилось) не говоря уже про все остальное.
Мне кажется, Дмитрий, ты сводишь до "предметной рекламной съемки для каталога продукции".
В продолжение, процитирую полностью заметку Сергея Смоловича (оператор, США)
Иллюзия объемности. Автор: Сергей Смолович
Никакие объективы никакого объема не передают!
В кадре, на фотографии и в картине можно создавать лишь иллюзия объема, а сама по себе фотка, так же как и любое произведение станковой живописи - плоская. Эту самую иллюзию объема создает не объектив, а только автор.
Ну не могу себе представить Левитана или Микеланджело обсуждающих "Какая кисточка и краска лучше передает объем?" Для грамотного создания иллюзии объема применяться огромное количество изобразительных средств, приемов и методов. И все они связаны в первую очередь с КОМПОЗИЦИЕЙ художественного произведения в целом
Простым РАЗМЫТИЕМ заднего плана никакой убедительной иллюзии объема не построишь. Чаще всего получается как раз наоборот УПЛОЩЕНИЕ пространства, так как получается резкий объект, "вырезанный и наклеенный" на ватный фон..
Для создания убедительного ощущения пространственности, композиция, прежде всего должна быть построена в соответствии с законами зрительной перспективы,
во-вторых необходима разработанная ПЛАНОВОСТЬ - передний план, средний план, задний план,
в-третьих должны использоваться ФАКТУРЫ и КОНТРАСТЫ,
в-четвертых - СВЕТ.
Последнее особенно интересно. Сколь совершенно не вылепили форму объекта, он не станет работать как трехмерный, если его световые и теневые стороны не окружены соответствующе-противоположным тоном и его "касания" одинаковы.
Объект необходимо осветить так, чтобы свет, кроме выявления формы еще и распределялся таким образом, чтобы в каких-то местах объект был темнее фона, в его теневых участках, а в других светлее фона, и при этом его силуэт, то есть линия контура везде читалась по-разному. Где-то четко и резко, а где-то мягко, вплоть со полного растворения, слияния с фоном..
Я могу проиллюстрировать все эти моменты примерами, но хотелось бы быть уверенным в том что, их будут рассматривать как иллюстрации к теории.
Красными стрелками указаны участки, где касания объекта с фоном четкие, резкие, темные на светлом или светлые на темном фоне, а синими стрелками, где контур сливается с фоном, подчас до его полного исчезновения.
Постарайтесь тщательно проследить как в каждом отдельном предмете это проявляется - он непременно где-то на светлом фоне, где-то на темном читается, а где-то его граница малоконтрастна и почти растворяется в том, что позади него ..
Последний пример - это кадр с моего маленького фильмика Adagio
https://www.youtube.com/watch?v=eWZjEwVwRos
Посмотрите его, и тогда нагляднее будет видно как силуэт мужчины в очках будучи окружен различными по тону оттенками строит необходимую мне степень объемности.
Третья фотка (так как правила запрещают больше двух фоток)
Это я к тому, что эта самая степень объемности - величина тоже "специальная", ее следует регулировать точно в соответствии с художественным замыслом, где-то больше, а где-то меньше..
Ведь образ, кроме всего прочего должен быть в определенной степени графичным. А если все кадры в фильме будут сплошь объемными, то получится просто скучно.
Ну вот, на пока все. Сергей Смолович
http://www.sergecinema.com/
Прим. И.П.: Жаль продолжения не последовало. Я немного поправил текст, не изменяя смысла. Убрал некоторые выделения большими буквам, некоторые восклицательные знаки, кавычки...
А еще там была фраза "
Ни в одной книжке по фотографии или по композиции вы этого не найдете" я ее стер сначала, а потом захотелось спросить: Встречали ли вы в книжках о фото, кино или о композиции об этом? В каких? Я не встречал.
Игорь Пономарев - Клуб "Новый Бродяга", Клуб "Вечерний кинозал"