8 марта 2021

9. Дневник

10. Ссылки

1. Маршрут

Нить маршрута: Брест-Каменец-Каменюки-Свислочь-Мстибово-Шиловичи-Гродно-Озёры-Скидель-Мильковщина-Каменка-Щучин-Василишки-Жилянцы-Липнишки-Субботники-Бакшты-Ивенец-Рубежевичи-Мир-Несвиж-Городея

Вот, что запланировано: трек.

А вот что проехали в итоге: трек.

Шли не по плану в нескольких местах, но движение по плану мне представляется лучшим вариантом.

Дистанция: 874 км

Общий набор высоты: 6100м

Ходовых дней: 8

Дневок: 0

Качество дорог очень хорошее. Отрезки перелатанного асфальта, ребристых гравиек или вязкого песка ничтожно малы (давление в покрышках не спускали, а Света весь поход ехала с заблокированной вилкой). В общем, требования к велосипеду самые минимальные.

Важно!!! Пограничная зона!

Маршрут проходит через пограничную зону Беларуси. До того как въехать в приграничную зону, необходимо оплатить госпошлину. Она оформляется в любом банке, но реквизиты счета есть в наличии только в отделениях БеларусьБанка. По факту у нас не проверяли документы, но госпошлина стоит не таких больших денег, чтобы из-за ее отсутствия иметь проблемы с пограничниками. Оплаченная госпошлина действует ровно год.

Важно!!! Заповедники!

- Беловежская пуща. Нельзя разводить костры! Нельзя разбивать лагерь (ставить палатки)!

- Налибоки. Можно разводить костры и разбивать лагерь только в специально отведенных местах.

Это надо учитывать при планировании мест ночевок!

2. Фото

У фотографий по ссылке есть GPS привязки и можно посмотреть где они сделаны.
фото

3. Цель похода и принцип построения маршрута

Цель - в спокойном режиме покатать по хорошим дорогам с минимумом автотранспорта, насладиться природой и полюбоваться на костелы неоготического стиля. И в планах пару раз остановиться в гостиницах на помыться=)

Маршрут прокладывал в программе Google Earth. Это очень крутой и удобный инструмент!

До планирования маршрута я мало что знал об этой части Беларуси и слабо представлял, что там можно посмотреть. На руках были билеты Москва-Брест и Минск-Москва и все майские праздники между ними. По хорошим дорогам и плоскому рельефу заложил по 100 км на день и 800 км на все майские. По отзывам друзей которые были в Беларуси в велопоходе, понял, что надо обязательно посетить Беловежскую пущу, Мирский замок и Несвижский замок. Куда еще стоит поехать вообще непонятно...

Пробовал найти в интернетах ресурс, где есть развернутая информация по достопримечательностям Беларуси так, чтобы была привязка к карте. Но такого ресурса не оказалось - либо на нем пропущены интересные объекты, либо слишком много объектов и часть из них без фотографий. Придется долго гуглить и все равно можно проворонить интересный объект который может оказаться совсем рядом с намечаемым маршрутом. И тут наткнулся на здоровскую функцию отображения фотографий на картах Google Maps! В Google Maps фотографии отображаются не как в яндекс картах - множеством иконок по всему полю карты, а бегущей строкой внизу окна, при этом фотографии не нужно кликать для просмотра, а первыми показываются самые популярные, то есть самые интересные объекты в поле карты находятся мгновенно. При наведении на фотографию тонкая линия показывает точку на карте, где сделано это фото, не загромождая поле карты.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Итак, нахожу красивые объекты (для меня это были костелы неоготического стиля) в Google Maps и ставлю метки в Google Earth. В итоге получилась карта утыканная метками(флажками). Теперь можно взглянуть на карту в целом и прикинуть как загнуть маршрут объехав большинство меток. Трек через Беловежскую Пущу я  взял у друзей, а через Налибокский лес взял кусок из трека ежегодного веломарафона "Налибоки". Еще в районе города Гродно срисовал недавно открытый веломаршрут на 30 км. Остальное проложил по космоснимку в Google Earth.

4. Костелы Беларуси

Костелы неоготического стиля у нас в России практически не встречаются. Именно они привлекли мое внимание - безумно красиво и для нас экзотика=) Костелы других стилей, или местные православные храмы, меня не очень впечатляют и мы специально к ним не заруливали, а лишь мимолетно созерцали из седла попадающиеся по пути.

Откуда взялись костелы в Беларуси? Западная Беларусь уже давно исторически находилась под влиянием католической церкви. Сейчас в Гродненской область процент католиков среди местного населения больше 60%, самый большой по Беларуси.  Более подробно про католицизм в Беларуси здесь: Католицизм в Беларуси (википедия)

Большинство посещенных нами костелов построены в короткий период 1900-1910. Тогда было ослаблено давление на беларуских католиков, был издан указ о веротерпимости, разрешено было переходить из одного вероисповедания в другое. Костелы потрясающие. Но им как и всем религиозным объектам сто лет назад пришлось несладко. Почти полное разрушение, использование не по назначению, разграбление и эвакуация (костелы до сих пор оспаривают возможность возвращения икон и утвари в собственные стены у музеев).  В последние годы идет активная реконструкция костелов, у костелов можно нередко встретить штукатуров, верхолазов, художников по фрескам.  Иногда внутрь костела удается попасть именно из-за того, что там кто-то работает. Также имеет смысл тактично поискать ксендза в соседних с костелом дворах, они часто живут рядом с костелами и могут открыть его для вас. Ну и конечно костел открыт во время службы. Есть костелы в которых службы ведуться, допустим, раз в неделю, заезжим ксендзом. Службы ведуться в основном на польском и белорусском языках, похоже ксензов назначают из Польши - они как правило говорят с сильным польским акцентом.

5. Список вещей

Одежда (моя):

- шлем

- солнечные очки

- флисовая шапка (для сна)

- баф тонкий 2 шт. (надевал под шлем)

- велоперчатки с пальцами

- велоперчатки без пальцев

- ветровка Arc'teryx

- куртка мембранная Sivera

- флиска из Декатлона

- свитер Гамаюн Про Sivera (для сна)

- термокофта

- джерси

- футболка хлопковая (для сна)

- тайтсы с начесом

- шорты 2 шт

- штаны флисовые (для сна)

- трусы синтетические

- трусы хлопковые 2 шт

- велотуфли контактные

- тапочки

- носки тонкие 3 шт

- носки хлопковые (для сна) (не использовал, надевал всегда сразу флисовые)

- носки флисовые (для сна)

Бивак (на двоих):

- тент от одноместной палатки + одна дуга + 8 колышков

- тент 3мx3м с растяжками (без стоек и без колышков)

- коврик (строительный утеплитель 3 мм в два слоя, нижний слой большой кусок на двоих, верхний слой только под плечи-спину-попу) (верхний слой постоянно использовали чтобы сидеть на нем вне палатки/тента)

- двухместого спальник Сплав на +10 (ссылка)(Было прохладно (ночью было до +5), можно было взять еще один одноместный спальник на +10 и раскрыв его накрываться сверху вдвоем внутри двуспального) (выкрутились тем, что набрасывали сверху спальника все, что было у нас с собой) (ну и гостиницы в помощь)

- сетка от комаров на голову

- пенопопка

Кухня:

- горелка с емкостью 0.8 л Jetboil + газ 250гр

- котелок 0.8 л (чтобы распараллелить чай и еду)

- ложка

- кружка

- нож без открывашки

- марганцовка (не использовали, т.к. не брали воду из водоемов)

- сухое горючее (2 таблетки) (не использовали)

- спички + зажигалка

- изотоник в таблетках

- чай в пакетиках

- соль

- сахар (почти не использовали, можно не брать в следующий раз, все равно чай со сладостями пьем)

Электроника:

- смартфон

- универсальный аккумулятор usb на 12000 mAh (не использовали, смартфон в режиме полета смог бы продержаться всю неделю, к тому же, была возможность заряжаться в гостиницах от 220в) (нам можно было не брать его или взять меньшей емкости)

- зарядка usb от 220В + короткий кабель micro usb

- фонарь велосипедный + аккумуляторы 18650 4 шт (не использовали, останавливались всегда до заката)

- налобный фонарь + аккумулятор AA 1 шт

- фонарь задний красный + 2 шт аккумуляторов AAA

- навигатор garmin 600 + 10 шт аккумуляторов AA

- зарядка для аккумуляторов AA

- фотоаппарат зеркальный + 4 шт аккумуляторов (зарядку не брал) (израсходовал два с половиной аккумулятора) (аккумуляторы не держал близко к телу)

бокс-вкладыш в рюкзак для фотоаппарата

- объектив 70-200mm + защитный фильтр + поляризационный фильтр

- объектив 17-50mm + защитный фильтр + поляризационный фильтр

- объектив 14мм

- средства чистки оптики: груша, микрофибра, чистящий карандаш

Вещи:

- мусорные мешки 240л 4 шт (для перевозки двух велосипедов в поезде)

- чехол от дождя на кожаное седло

- гермомешки (для одежды и электроники)

- тросик с замком для пристегивания велосипедов

- веревка 1.5 метра (куча применений для нее)

- аптечка (состав как обычно: много перевязочного материала и лейкопластырей, зеркальце, ножницы, перекись водорода, обезболивающее, фастум, немного от простуды, немного от живота)

- солнцезащитный крем

- ватные палочки

- ремнабор:

- насос

- камеры запасные 3 шт (на два вела)

- заплатки с клеем

- запасной петух

- запасной замок на велосипедную цепь

- хомуты

- мультитул с выжимкой

- миниплоскогубщы

- надфиль

- скрепки

- нитки + иголки + наперсток

Документы:

- паспорт РФ

- билеты + багажные квитанции на велосипеды

- деньги наличные и карточка

- распечатка карты общая с нанесенным треком

- распечатка карты железных дорог Беларуси

- карандаш простой

Вес моих сумок с вещами:

- сумка на руль - 2.6 кг

- сумка задняя - 3.6 кг

- рюкзак - 8 кг (4.5 из них - это фотоаппарат)

Вес Светиных сумок с вещами:

- сумка на руль - 2.2 кг

- сумка задняя - 1.9 кг

- сумка в раме - 2 кг

Общий вес вещей (с учетом веса сумок и рюкзака, но без учета воды и еды) ~ 20 кг на двоих.

6. Питание

Горячая еда утром и вечером готовилась на газовой горелке. На ужин, завтрак и на умывание хватало 4-5 литра воды (на 2 человека). Еда докупалась на день-полтора вперед в местных магазинах. В Беларуси есть аналог нашим "Магнитам" и "Пятерочкам" - "Родны Кут".

Наш типовый рацион:

Утро:

- овсяная каша (заварная)

- бутерброды с сыром или охотничьими колбасками

- чай

Обед:

- булка

- сыр

- сок

Ужин:

- макароны (Макфа-эксперсс 2-х минутной готовности) или сублимированное пюре

- сыр или охотничьи колбаски

- чай со сладостями

Во время движения:

- белорусские аналоги Пикников, Сникерсов, Марсов, мюсли, булки, и, конечно, вафельки Витьба=))

- вода с изотоником

7. Погода

Ровно перед майскими праздниками наступило похолодание. Из-за прохладной погоды с дождями мы сделали больше ночевок в гостиницах, чем планировали. Сильный северо-восточный ветер дул нам в лицо на протяжении 2/3 пути. Когда трек в последние дни повернул на юг, нас понесло с бешеной скоростью. Когда светит солнце - очень жарко, когда тень - сразу чувствуется холодный северный ветер. Ветровки не снимали на протяжении всех дней.

день   ночь   м/с

30 апреля    +10    +5      1      ЮЗ  туман, моросящий дождик

1 мая            +15    +7       3-4  СВ   переменная облачность без осадков

2 мая            +18    +9       0              переменная облачность без осадков

3 мая           +18    +7        1-3  В     переменная облачность, гроза, дождь

4 мая           +19    +7       2-5  С     переменная облачность, дождь

5 мая           +20    +9       3-8  С     ясно, переменная облачность без осадков

6 мая           +21   +8        2-7  СВ    ясно, переменная облачность, дождь

7 мая           +20   +7        3-8  СВ   ясно, переменная облачность, дождь

8 мая           +23   +11      1-3  ЮВ   ясно

8. Природа

Постоянно наблюдали аистов и ястребов над полями. В районе Мира несколько раз очень близко видели больших орлов!Вот это птицы! В этом же районе перебежал дорогу большой заяц и, заметив нас, в считанные секунды пересек километровый отрезок поля! Вот это мощь! Там же видели раскопанную кабанами землю. В Налибокском заповеднике много ужей и гадюк на дороге (ужей намного больше). Постоянно громко поют птицы. Видели уток, лебедей, цапель. В Налибокском заповеднике видели следы косуль. Уже после похода нашел статью с видео и фото с фотоловушек  Налибокского заповедника.

Ну и конечно в вольерах Беловежской пущи много зверья)) Зубров в заповеднике можно увидеть не через решетку в районе "Звериного перегона".

Несколько вечеров появлялось чуть-чуть комаров, но после захода солнца они исчезали - видимо холодно им было. Судя по отзывам - летом в жару крылатых насекомых очень много в заповедниках.

9. Дневник

30 апреля
69 км
набор высоты: 190м

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Приезд в Брест. Из окна поезда наблюдаем дожди, ветер и холод. Меняем рубли на зайцы (их местные называют лукашиками, зайцев-то уже нет), оплачиваем госпошлину за въезд в пограничную зону. Брестская крепость несмотря на цветущую вокруг зелень, погружает в трагическую историю этого места. Голос Левитана, протяжно поющие в записи пионеры и школьники с идеальной выправкой у вечного огня.

В городском парке Бреста очень уютно, каналы, через них перекинуты мостики. Фотографирую местную шуструю белку.

Неожиданно быстро оказываемся за пределами Бреста. Активное автодвижение с узкой афальтовой обочиной за Брестом. Везде в деревнях празднуют Пасху, все нарядные с корзинками стекаются к церквям. Девушки на каблуках в черных мини-юбках, но в платках на голове. Видимо церковные праздники один из немногих поводов девушкам показать себя. Перед Каменцом появляется велодорожка. В Каменце Каменецкая башня на которую забраться не получается - перед Пасхой она раньше закрывается.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Дальше мы движемся по пустынным идеальным асфальтам.

В Каменюки въезжаем продрогшие с твердым желанием найти ночлег. Поселяемся в трехзвездочную гостиницу с врущей на каждом шагу управляющей. Ночь холодная даже в гостинице - отопление включенное при заселении было неумолимо выключено на ночь.

1 мая

100 км
набор высоты: 380м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Сразу за Каменюками попадаем в Беловежскую Пущу.

На официальном сайте Беловежской Пущи крайне скудная информация. Нормальные схемы и карты мы увидели только на проходной в Каменюках (смотри раздел ссылки). Маркировка веломаршрутов на деревьях очень странная - разметка четкая свежая, но ни на каких плакатах или выдаваемых посетителям схемах нет этих обозначений маршрутов. То есть понять, куда ведет маркировка, не представляется возможным. В выдаваемых посетителям схемах веломаршрутов тоже очень странно - есть карта маршрута, есть пронумерованные фотографии интересных объектов, но нет никакого соотношения фотографий с картой. То есть нельзя по схеме понять, как добраться до того или иного объекта. Самая адекватная карта - топографическая карта заповедника (смотри раздел ссылки).

Пропускной пункт есть с юга в Каменюках (круглосуточный) и с севера в Тиховоля. Заезжать в Беловежскую пущу лучше через Каменюки (южный въезд). Именно у этого пропускного пункта наибольшее количество информации, гостиницы, вольеры и прокат велосипедов. Гостиницы в самой Беловежской пуще в два (и более) раз дороже, чем за ее пределами (например, в Каменюках). Асфальтовые дорожки на всей территории заповедника идеальные. Мы встретили пару, которая в прошлые сезоны каталась по Беловежской пуще на роликах. Веломаршруты проходят и по грунтовым дорожкам. В южной части парка много информационных стендов возле природных объектов, в северной части такого нет. В центре пущи расположена резиденция белорусского Деда Мороза. На территории заповедника есть небольшие деревеньки. Вольеры в пуще заметно отличаются от городских зоопарков. Тут животные чуствуют себя намного привольнее. Запомнились рысь, зубры, олени, лошадки, волки и медведи.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

На восток от въезда в Каменюках на большой поляне находится "Звериный перегон", там можно встретить свободно ходящих зубров. Мы там увидели зубра в 300 метрах, но не стали через поле идти к нему.

С едой и питьем в заповеднике не густо. Поесть и попить можно только в Каменюках или в резиденции Деда Мороза (я не уверен, что столовая в резиденции работает в будни). За водой мы стучались в калитку одной из южных деревень.

Там, где наш трек почти касается границы с Польшей, находится пешеходный пропускной пункт через границу. Многие велотуристы едут через него в Польшу и обратно. Здесь мы встретили толпы польских велотуристов. Со стороны Польши там тоже заповедник.

Природа в заповеднике восхитительная! Это такое удовольствие катить среди леса и болот по идеальным дорожкам и без машин! Я не ожидал, что получу столько удовольствия от этого! Беловежская пуща просто засасывает!

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

На выезде из Беловежской пущи перед деревней Тиховоля у нас ничего не спрашивают, а лишь желают хорошей дороги. В городе Свислочь мы чуть позже 18 часов и боимся, что магазины уже закрыты, но нас спасает "Родны Кут". Прямо на его крыльце уговариваем батон хлеба. За Свислочью встаем на ночевку в небольшом сосновом лесу между полей.

2 мая

90 км
Набор высоты: 470м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Утром очень не хочется вылезать в космос ледяной из спальника. После разведения костра становится веселее)

Издали виден костел Святого Яна Крестителя в Мстибово. Его у нас не было по плану, но зачарованные его куполами, решаем проехать через него.

Дальше едем к костелу Святой Троицы в Шиловичах.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Он потрясает с первого взгляда. Воздушный, ажурный, светлый.

К нам вышла монахиня, разговаривающая по-польски, сама предлагает нам зайти в костел. Эта монахиня удалилась и на смену ей пришла другая, лучше говорящая по-русски, но тоже с польским акцентом. Но даже когда она не находила аналогов слов - было все понятно, польские корни слов похожи на белорусские.

Костел изнутри так же красив, как снаружи. Монахиня нам рассказала про новейшую историю этого костела. Сам он построен в 1907-1914 годах и сразу попал на мировые войны и позже в нем был устроено зернохранилище. От зерна в стены глубоко проникла плесень и теперешний ксендз с ней еле справился, пригласив лучших химобработчиков Европы. На костеле раньше был купол из кирпича (я и не знал, что такое бывает, кирпичный купол мы позже увидели в Успенской часовне в Скидели) и элементы кровли, выполненные керамической черепицей. Но в момент восстановления купол заменили на более легкий жестяной, при этом костел потерял несколько метров в высоте.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

По тогдашней технологии раствор фундамента замешивался на яичных белках, так что местные куры тоже ударно поработали в свое время. Оказывается у яичных растворов есть ряд преимуществ перед современным цементным.

Монахиня пригласила нас на чай, но мы, вежливо отказавшись, перекусили на лавке возле костела и поехали дальше.

По плану у нас в этот вечер быть в Гродно в заранее забуканой квартире и меловые карьеры на полпути. Но Свете тяжко дается крутеж без предварительной вкатки перед походом, и мы выкидываем из плана Красносельские карьеры и прямиком в Гродно через трассу P99. За километров 20-30 до Гродно трасса становится ощутимо оживленной, асфальтовая обочина на ней небольшая и мы часто съезжаем с асфальта, чтобы разъехался встречный и попутный транспорт. Думаю, ехать через карьеры было бы немного длиннее, но спокойнее в плане машин.

Заметно чувствуются подъемы и спуски Гродненской возвышенности. Въезд в Гродно сопровождается скоростным длинным спуском и радужно встречающими новыми районами города. Стройные цветные новостройки, хорошая погода и люди создают впечатление молодого развивающегося города.

3 мая

94км
Набор высоты: 250 м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Утром осматриваем центр Гродно с костелами и приятными историческими улочками.

На востоке Гродно заезжаем в танковый музей под открытым небом, там мега-активно готовятся к 9 мая.

Гродно неожиданно для нас оказался достаточно большим городом. Устав от вчерашнего автомобильного трафика, выезжаем из Гродно не по дороге Гродно-Щучин, а по менее оживленной Гродно-Озеры. Хотя как оказалось дорога Гродно-Щучин широкая и имеет большую асфальтовую обочину.

В Скидели подъезжаем к костелу Вознесения Девы Марии и не можем сдержать улыбки - какой же он махонький и симпатичный=)) У него сохранились купола из кирпича и черепица. Перед ним течет река Спушанка, а вокруг уютно обступают деревья.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

В Мильковщине разглядываем интересный обветренный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

На костеле Святого Антония в Каменке встречаем веселых верхолазов. Они просили рекламировать их услуги в костелах, через которые будем проезжать: "Скажите, что есть такие классные ребята, хорошо все делают!))". Один из них оказывается родом из Шиловичей, костел в которых нас сильно впечатлил.

Надвигаются свинцовые тучи с раскатами грома. Против шквалистого встречного ветра пытаемся проскочить большое поле и на 2 часа зависаем на крытой автобусной остановке, пережидая дождь. Сильно продрогли, только в конце завернувшись в тент от палатки. После дождя решаем поскорее слиться в гостиницы Щучина, выкинув петлю к костелу Святого Станислава в деревне Людск.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Центр Щучина оказывается приятно ухоженным, на лавочках в парке тусует гопо молодежь в спортивных костюмах. Света на последних сотнях метрах пути рвет относительно новую цепь. На следующее утро я выкину два звена, и это будет единственная поломка за поход=))

4 мая

94км
Набор высоты: 326м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Дальше в течение двух-трех дней у нас не предвидится крупных городов для ночевок в гостиницах - надеемся, что дожди уйдут))

В деревне Старые Василишки застаем ксендза во дворе своего дома рядом с костелом Святых Апостолов Петра и Павла. Он любезно открывает нам костел и показывает интересный "грот" слева от алтаря выполненный в виде пещеры.

Снаружи на каменном обрамлении входа в костел заметны замазанные надписи. Что за надписи, кто и зачем их замазал? Со слов местных жителей говориться, что надписи - это имена тех, кто помогал в постройке костела. Позже при советской власти по указу какого-то майора были замазаны в рамках борьбы с религией.
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Делаем радиалку к светлому костелу Святого Архангела Михаила в деревне Белогруда. Делаем перекус на приятной детской площадке рядом с костелом. Тут же и хороший заход в воду на речке Дитва. Уже не первый раз вижу на костелах такой светлый кирпич. Издали он ассоциируется с современным дешевым кирпичом (у нас на новостройках такой рассыпается уже через пару лет), но вблизи видно, что это благородный обожженный кирпич.

Далее объезжаем Лиду по грунтам. Опять дует плотный порывистый ветер, нагоняя дождевые тучи. Часто останавливаемся, то укроемся под тентом, то под деревом, то наденем дождевые куртки, но дождь поливает мощно кусками вокруг, а на нас попадают какие-то обрывки. Грунтовые полевые дороги сменяются приятными кусочками соснового леса.

К вечеру настраиваем себя на костерок на берегу озера. На подъезде шикарный сосновый лес, а вот озеро все в камышах и заболоченных берегах. Потыкались-потыкались, но подхода к воде кроме как с дороги не нашли.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Забрались в центр красивого соснового леса и встали на ночевку без озера.

5 мая

106 км
Набор высоты: 290 м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Утром осматриваем костел Святого Юрия в деревне Оссава(Асава) . Костел открыт и туда на утреннюю службу с трудом пришла одна нарядная бабулька на каблуках. Купола костела не выразительные и издали он смотрится не так впечатляюще. Все меняется, когда попадаешь под его могучие каменные стены, а роспись внутри вообще очень ярка и изыскана. Сама деревня маленькая - с десяток домов.

Тут самая северная точка нашего трека, далее мы поворачиваем на восток, и сильный северный ветер дует уже не в лоб, а больше сбоку. В этот день мы часто видели указатели на Iye (Ивье), нас жутко смешит это написание. И еще весь поход часто повторяли полюбившееся "ШчУчЫн" и "БЯрОзАука" =))

На подъездах к Липнишкам издали виден высокий устремленный вверх каменный костел Святого Казимира. На фото он выглядит как костел средних размеров, но на самом деле камни, из которых он сложен, очень большие и его размеры действительно впечатляют! Попасть внутрь нам не удалось - до вечерней службы еще часа 4. Историю костела нам рассказывает задорная продавщица близлежащего магазина. Камни для его возведения были взяты из заброшенного замка неподалеку. Для затаскивания громадных каменных блоков была возведена не менее грандиозная насыпь по которой на волах затягивали камни наверх. Выбор волов, а не лошадей, обусловлен их противооткатными свойствами: лошадь, оступившись назад, уже не в силах удержать блок. Вол же если сделал шаг - назад уже не отшатнется. Автомобильная дорога, которая проходит рядом с оградой костела, уже давно требует расширения и каменную ограду вокруг костела едва не снесли, но вовремя остановились. Дело в том, что у ограды массивный фундамент, удерживающий грунт, и без нее костел может превратиться в пизанскую башню. И на этом месте (ул. Садовая) на дороге до сих пор не могут одновременно разъехаться встречные фуры.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

В деревне Субботники костел Святого Владислава тоже закрыт до вечерней службы.

После Субботников трек еще изогнулся на юг, и нас понесло по ветру!!! Мы только и успевали отсчитывать десятки километров).

Быстро осматриваем закрытый костел Святых Симеона и Тадеуша в Лаздунах-1 и едем к Налибокскому лесу на ночевку.
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)
Уже хочется погреться у уютного костерка. Но! Я плохо промониторил ситуацию перед походом и оказалось, что Налибоки - это не просто лес, это заповедник!!! А значит, костров там нельзя разводить! Едем - в лесу ни одного костровища...  Проблем с законом как-то не хочится - решаем ночевать без костра.

Стоило нам въехать в заповедни, сразу обступила дикая природа. Из-под колес тут же начали вылетать утки и цапли. Пытаемся найти место для ночлега и натыкаемся на медвежьи следы и медвежий помет, и эти следы тут везде. Укладываясь спать, вешаем еду на дерево в стороне от тента, где спим. Я для профилактики мечу территорию по периметру так как метят территорию все хищники)) Перед сном Света немного паникует:  "А как мы услышим медведя, если он ночью придет? И что надо делать?". Я ее успокаиваю: "Если медведь решит прийти, то уже бесполезно что-то делать. Главное не убегать, не кричать как раненое животное (высоким голосом). В общем, ничего не надо делать.". Света сразу успокоилась и заснула. Позже поняли, что нас переглючило, и помет был не медвежий, но тогда мы были абсолютно уверены, что спим среди медведей)) Хотя они там водятся.

Когда стемнело, через сосновые кроны открылось шикарное звездное небо. Звезды просвечивали даже через тент. Ночь выдалась холодной, плюс к этому рядом была вода: с одной стороны река Ислочь с другой каналы. Посреди ночи я вставал и дополнительно стелил на спальник наши тканевые пустые вело-багажники и все, что было у нас с собой.

6 мая

83 км
Набор высоты: 230 м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Утром было тяжело сделать шаг из спальника, но в сосновом лесу солнце на восходе (и закате) хорошо проникает между стволов деревьев и согревает своим теплом.

Вилючая рыхлопесчаная дорожка сменяется накатанными грунтами. Едем сквозь лес то и дело встречая ужей. Красивый лес, хорошие грунты))

В Ивенце осматриваем костел Святого Алексея. К нему примыкает большое городское кладбище. Как-то неуютно любоваться архитектурой когда находишься среди могил...

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

На подъездах к Рубежевичам мы проскакиваем между дождей и попадаем на вечернюю службу в костел Святого Иосифа. Территория перед костелом со вкусом облагорожена элементами из  камня.

Вечером встаем на ночевку на высоком месте среди порытого кабанами мха. Кабаны на нас так и не вышли, но в этом месте были очень громкие птицы и временами кричали совсем нечеловеческим голосом. Это была самая теплая ночевка за поход, даже несмотря на отсутствие костра.

7 мая

113 км
Набор высоты: 490 м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Остается одна ночевка перед поездом, и ее мы решаем провести в гостинице Несвижа или Городеи (от Городеи идут электрички на Минск), а последний день перед поездом покататься по Минску.

Часть пути до Мира у нас проходила по оживлсенной трассе Минск-Брест. Но у нее вдоль обочины идет широченная велодорожка и никакого дискомфорта быстронесущиеся машины не приносят. Несколько раз видим совсем рядом гигантских орлов! Вот это птицы!

К Миру подъезжаем не с трассы, а с другой стороны по гравийкам.

Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Мирский замок утопает в туристах. Толпы детей, приехавшие на автобусах, кипучая торговля сувенирами, всюду щелкают селфи. Вобщем, раскрутили это местечко знатно). Даже есть легкий вертолет, осуществляющий воздушные экскурсии вокруг замка. И от желающих полетать нет отбоя!

Повинуясь зову толпы делаем селфи и выдвигаемся в сторону Несвижа.

Заезжаем в Городею на ж/д станцию посмотреть расписание электричек и заодно заселяемся в хорошую гостиницу напротив сахарного завода.

Кинули вещи и налегке поехали осматривать Несвиж. К Несвижу едем по гравийкам проскакивая между сильных дождей, а назад в Городею по трассе. Трасса Несвиж-Городея в противовес трассе Мир-Городея оказывается с хорошей велодорожкой.

В Несвиже любуемся костелами, замком, объезжаем по парку озеро. В парке наведены каналы, мостики, есть островки. В замок внутрь не попадаем - он уже закрыт на сегодня.
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Решив перекусить, встречаем в кафе друзей из МИЭТа, которые колесят по Беларуси на машине. За ужином обмениваемся впечатлениями и местами, которые можно посетить.

Очень быстро возвращаемся в Городею по пути наблюдая красочный закат.

8 мая

27 км
Набор высоты: 90 м
Отчет. Велопоход по Западной Беларуси (май 2016)

Утром едем из Городеи в Минск. С нами в вагон садится очень разговорчивый и бойкий велотурист из борисовского велоклуба. На подъездах к Минску в дискуссию включились все из ближайших купе)) Света безуспешно пытается дремать у меня на плече)

Минск в мае прекрасен! Куча парков, множество хороших велодорожек. Город утопает в велосипедах, катаются в больших количествах и хорошо. Делаем неспешную петлю по Минску стараясь захватить больше парков.

10. Ссылки

Географическая карта Беларуси:

Схема железнодорожных дорог Беларуси:

Официальный сайт Беловежской Пущи (сайт имеет функционирующий онлайн чат с сотрудниками пущи, так что можно не тратиться на международные звонки чтобы узнать какую либо информацию)
Официальный сайт Беловежской Пущи со стороны Польши (вариант сайта на польском языке наиболее полный)

Карта Беловежской пущи:

Веломаршруты по Беловежской пуще:

Костелы Беларуси - часть 1

Костелы Беларуси - часть 2

Костелы Беларуси - чатсь 3

Веломаршрут возле Гродно (я его включил в запланированный трек в разделе Маршрут):

Карта Налибоковского заповедника:

"Путеводитель по Беларуси на велосипеде. ТОП-9 интересных маршрутов"

"Велопутиводитель по Беларуси" (на белорусском языке) (с фотографиями с этого похода)

Отчет от Велотвери "Велопоход по Западной Беларуси 2015"
Отчет о велопоходе "Близкая и неизвестная Беларусь (2016)"

Отчет По Беловежской пуще на велосипедах. Сбыча мечт.

P.S.: Беларусь идеальное место для бессюрпризного велотуризма в первую очередь для начинающих туристов. Всегда можно легко сойти с маршрута, поменять его, воспользоваться благами цивилизации. В Беларусь не нужна виза из России, нет языкового барьера. Кто не был никогда в Беларуси, будут приятно удивлены. Люди отзывчивые, деревеньки ухоженные, поля засеяны, леса не замусорены, дорог много, машин мало. Только гор там нет=)))

Источник : "https://leha-foto.livejournal.com/3589.html" rel="nofollow"