23 июля 2019
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано

Велопоход Воронеж-Дивногорье-Давыдовка

Я познакомился с Михой на одном очень хорошем велосипедном форуме, посвященном механике. Мы сразу нашли общий язык, и после двухгодичного теплого общения решено было устроить совместный велопоход. Всю долгую холодную зиму 2009 года мы строили планы. В итоге было решено, что в конце июля я приеду со своим верным Specialized к Михе в Воронеж, в окрестностях которого мы и проведем наш первый велопоход.
Я катаюсь на велосипеде уже более 10 лет, и ни разу не встречал человека, подобного Михе. Он стал мне настоящим Братом — что значит слово Брат на Руси, думаю, что и так понятно каждому безо всяких лишних слов.

Из Москвы до Воронежа вместе с велосипедом

Еще за месяц до нашей встречи я мотался по Москве в поисках велосипедных сувениров и компонентов  для Михи. Все нужное было закуплено. Я потратил почти весь июльский день, чтобы ничего не забыть, все собрать и отправится в путь. Путь не был особенно долгим, мне было необходимо добраться по Павелецкому направлению МЖД до станции Жилево, в 3 км от которой должна была состояться наша первая встреча. Миша решил встретить меня на машине и довезти до своего дома, как говорится, с ветерком.

В 2 часа ночи, когда собирался прилечь подремать, я получил от него SMS о том, что он выезжает, а значит, и мне предстояло отправиться на пл. ЗИЛ, где нет турникетов, для того, чтобы сесть на первую эл-ку в сторону точки нашей встречи. Выехал за 2 часа до отправления первой эл-ки, доехал по пустынной ночной Москве очень быстро, пришлось почти 55 минут коротать на набережной Москвы-реки, наблюдая за первыми рыбаками и сонными водителями троллейбусов. Но время пролетело незаметно, и вот я сажусь в первый вагон «собаки» до ст. Жилево. Доехал я без проблем.
Родное Подмосковье встретило меня приятным теплым безмятежным утром, я проехал 3,5 км, и в условленном месте стал ждать друга, а через 25 минут приехал Миха!! Мы тепло поздоровались, погрузили велосипед в машину и взяли курс на Воронеж.

Подготовка к велопоходу

Добрались мы быстро и без проблем. Воронеж встретил нас 33 градусной жарой. Устроились мы в небольшом уютном летнем домике в 5 км от Воронежа. В первый же день сделали очень вкусный шашлык из парной свинины. Все необходимое для жизни и организации быта у нас было под рукой. Посмотрели город, подремонтировали байки, закупились нужной провизией, немного, как водится, потупили, и спустя 3-4 дня было решено начать наш поход.

От Воронежа до Сторожевого на велосипедах

Сначала асфальт, потом плотина через Воронежское водохранилище, и вот наконец-то мы на грунтах вдоль р. Воронеж. Грунты в норме. Миша уверенно ведет, держим неплохой средний ровный темп. Иногда, кажется, что дорога ведет в тупик, в заросли, однако, после очередных кустов, всегда начинается отличный накатанный новый путь.

Спустя некоторое время добрались до Дона и покатили по его заливным лугам. Грунтовки элитного качества, красивейший вид на сосновые боры, холмы на высоком берегу Дона, голубое небо и яркое южное солнце… Катилось очень легко и непринужденно. Мы ехали, колесили, крутили, рулили. Сверялись со звёздами по прибору, GPS усердно показывал, что мы едем прямо по реке! На небе появлялись одно за другим дождевые сизые облака.

Подъехали почти к Нововоронежу. Немного поплутав, стали забираться по ступенькам на огромный мост через Дон, когда нас накрыл сильнейший ливень с грозой и громом. Переждали под мостом и двинули дальше, избегая мокрых липких грунтовок, тихим холмистым асфальтом уже по высокому берегу Дона, там нас сразу встретил высокий длинный подъем протяжённостью около 2 км, примерно на середине подъёма снова накрапывает дождь, который постепенно усиливается! Мы ускоряем темп, глазами ища будку автобусной остановки!!! Вот через 300 метров и она! Прячемся. Около 10 минут пережидаем дождь, и глазами провожаем чернеющую тучу, с дождевыми полосами, двигающуюся в сторону Нововоронежа. Нас задело только краем.

Далее нас ждал пустой асфальт до Архангельского. Заехали в магазин, купили кое-что из еды. Вскоре приехали в небольшую деревушку, на окраине которой перекусили.

Время около 18 часов. Двинули дальше до развилки дорог — направо крутая горка, налево вниз «говна». Залезли в «говна». По пути встретили у колодца смешного мужичка, который нормально так матерным словом призывал к себе своего пса. Вернулись, набрали воды из колодца и двинули в гору пешком, градиент был около 16 градусов. Далее мы едем мимо пролеска по колее в траве, по которой прошёл дождь на вершине возвышенности. Начинает смеркаться. И мы вязнем в мокром черноземе. Глина с мелом, вдобавок ещё и чёрная.

Чем дальше проезжали, тем сильнее наматывалась грязь!!! Вскоре пошли пешком, волоча за собой тяжеленные, 25-30 кг груженые байки. Потеряли порядка двух часов светлого времени. Совсем встала ночь, но луна освещала дорогу. По GPS в 100-200 метрах располагалась деревня Сторожевое. Идем прямо туда!!!  Но тут ещё круче. Лужи а-ля болота… пробираемся вслепую по траве… ноги скользят, грязь такая скользкая, что стоять невозможно!!! Слава Богу, добрались до источника воды, где я принялся отмывать свой велик.  Отмыли немного байки и двинули прочь из Сторожевого в поисках места ночлега.

Миха устал, да и я еле на ногах держался. Было уже около 12 часов ночи, и где встать на ночь — мы совершенно не представляли. Смотрели голубоватый экран приемника GPS, но все пролески остались уже позади. Как только выехали из Строжевого, увидели поля, а между ними, как оказалось, березовые посадки в 5-6 рядов. И это всего в 400 м от дороги! Туда мы и направились. Поужинали, разместились, и крепко-крепко уснули.

От Сторожевого до Дивногорья

Ночь была тихой. Легли мы поздно, но выспались отлично. Место для ночлега было выбрано изумительное: небольшой молодой березняк, низкая мягкая травка, и поля подсолнечников вокруг.

К тому же, место почти не просматривалось с дороги. Решено было никуда не торопиться. Развели костерок, сварганили завтрак, не спеша собрались, попрощались с «нашим домом» и покатили не спеша дальше.

Нам предстояло немного покрутить по асфальтам, чтобы спустя 25 км опять спуститься к берегу Дона. Немного хорошего быстрого темпа и сменой езды «на колесе», и вот, спустя пару часов с небольшим, мы сворачиваем на пустой асфальт в сторону реки. Опять Дон, грунтовки, горочки, зной и жара. Остановились в тени перекусить, только спрятались от палящего солнца, как на нас накинулись злые оводы — нормально перекусить нам не удалось. Поехали.

Через 20 км останавливаемся у источника в небольшой деревушке. Местный житель рассказывает нам историю о целебном роднике, из которого мы берем действительно вкусную воду. Воду из этого источника хотели брать на продажу, но до постройки завода по производству минералки так и не дошло, Союз распался, а источник радует своей водицей небольшую только небольшую деревеньку в 20 домов, да редких путешественников типа нас с Михой.

До Дивногорья уже недалеко. Перекусываем отменным воронежским мороженым и двигаемся дальше.
Вот Коротояк. Обалденный вид на старицу Дона.

Миша прорезает покрышку. Пока он чинится, я сижу в тени и съедаю пачку русского картофеля. Едем дальше, крутой спуск к Дону. Асфальт заканчивается, и мы берем курс почти по азимуту на уже виднеющееся вдали Дивногорье.

Грунтовка немного разбитая, я начинаю раскручивать быстрый темп, и мы летим к поставленной цели. Вот и мост через маленькую, уютную речушку Тихая Сосна. Почему она Сосна, я не знаю, но что она Тихая, в этом каждый может убедиться сам. Ложе ее почти не имеет уклона, воды ее чисты и неторопливы. Около моста небольшой пляж. До Дивногорья всего-то рукой подать, однако, мы берем немного восточнее и уходим в сторону пос. Харьковские Пески. Небольшой поселок, станция, и мы в очередной раз карабкаемся в гору. Слева от нас раскинулись огромные меловые карьеры, где добывают мел. Удивительное зрелище. Карьер глубиной в 22 этажный дом и шириной около 500 метров!!!

Спускаемся в долину безымянного ручейка, снова взбираемся вверх, и въезжаем в д. Дивногорье. Местные жители тут доброжелательные, и видно, что они привыкли, так или иначе, к постоянным визитам туристов, в том числе и на велосипедах. Находим родник, набираем воды и ползем вверх по курганам в надежде найти хорошее место для ночлега. Через 3 км в стороне от Див находим посадки редких деревьев, с помощью Михи я закатываю свой велосипед на холм. Карабкались туда около 10 минут, занятие далеко не из легких.

Место неплохое, ровное, с удивительным видом на всю округу. Есть сухие дрова, есть место для палатки. Уставшие от дневного пробега, мы не спеша готовимся к ночлегу, готовим ужин, вспоминаем минувший день, строим планы на завтра. Ведь завтра мы попадем в жемчужину здешних мест!!!

Вечереет, красивое небо, звезды, степь и курганы вокруг. Тент палатки не ставим, ночь обещает быть безмятежной и очень теплой.

Отзыв о музее-заповеднике «Дивногорье»

Ночь прошла спокойно и тихо. Выспались мы очень хорошо. Встали пораньше, ведь впереди нас ждала насыщенная программа. Поели кашу, сварили чай, немного помылись остатками воды, собрались и поехали вниз с холма к заповеднику.

Нашим глазам предстало очень милое ухоженное место. Мы сходу посетили святой источник, искупались в Тихой Сосне.

Затем нам долго пришлось подниматься вверх по лестнице с велосипедами. Лестница крутая, ступенек много.

То, что мы увидели наверху, сложно описать словами и передать фотографией. Это надо видеть. Белые горы, пролески оставляют собою тесный уступ, как бы последнюю свою ступень к берегу Дона, на которой кое-как скручиваются небольшие постройки и святые обители, деревья и бесчисленные тропинки.

Проехали не спеша весь заповедник, много раз слезали с велосипедов, фотографировали и не переставали удивляться. Доехав через 6 км до большой деревушки, спустились снова вниз к Дону.

Погода, которая нас радовала в первые дни, немного насупилась: пошел небольшой дождик, поднялся свежий ветерок. Ехали по GPS, огородами, проселками, вдоль железной дороги, но все же заехали в тупик —  дороги вдоль Дона кончились, уступив место непроходимым зарослям кустарника. Мы немного вернулись, пересекли под мостом ж\д пути и снова полезли вверх, набирая все новые и новые метры высоты. Луга, ветер, холмы, мы держим довольно бодрый темп, работая очень слаженно. Поля подсолнухов сменяются распаханной целиной, и вот он, 2 км спуск к большому поселку. Скорость почти за 50 км\ч — трясет очень сильно, приходится сильно вдавливать ручку тормоза почти до руля, чтобы вписаться в тот или иной поворот разбитого грейдера.

Проехав деревушку, мы выехали на мост, пересилив который, мы оказались в очень уютном городке Лиски. Поехали сразу на вокзал, посмотрев расписание поездов — решили не оставаться на 4 день из-за портящейся по прогнозам погоды, а двинуться по дорогам вдоль ж\д путей, и где-нибудь в удобном месте сесть на последнюю электричку, отходившую из Лисок в 20:20.

При выезде из города я рву цепь. Клепать мы ее не стали, а просто поставили новый замок (вот как важно его иметь в велоаптечке!). Забегая вперед, скажу, что на этой цепи я проехал еще 2000 км. Только осенью я очень удивился, меняя её — откуда же там 2 замка.

Выехав из очень тихого и хорошего городка Лиски, мы сделали небольшой привал в сосновом бору, и выехали на пустынное шоссе.

Машины тут встречались не чаще, чем 1-2 в 10 минут. Наконец-то выглянуло солнце, и мы, подгоняемые попутным ветром, решили вкрутить.

Уж не помню, кто кого догонял, но ехали мы долгое время более 35 км\ч. Чуть не пропустили наш поворот на станцию Давыдовка. И спустя 20 минут мы были уже на низкой платформе. Подождали около 20 минут «собаку». Пришла новая ЭД9М. Мы слаженно загрузились в первый вагон под недовольные возгласы разъездных кассиров-контролеров. Заплатили за двоих около 70 руб, разместились и поехали. В электричке был ЧОП. Народ ехал приличный, маргиналов не было, а вагон был очень чистый, уж никак не сравнить с теми, в которых приходиться ездить по МЖД. За окном поезда вечерело, виднелись далекие огоньки поселков и деревень. Проехали Нововоронеж с его зловещей мерцающей в последних солнечных лучах атомной станицей, и вот уже наша станция Масловка. Вышли и покрутили 15 км в темноте да нашей дачи. Немного погонялись, втопили как следует, и успели на нашу базу как раз перед сильным ливнем.
Километраж получился 294 км за 3 дня.

Обратно в Москву

Следующий день прошел весь в сборах. Мы заехали на городской рынок. Миха подарил мне очень ценный инструмент, собрал подарки для меня и моих родных, был мед, варенье, фрукты, овощи. И мы выехали в ночь, держа путь опять же на Жилево. Приехали ровно за 2 минуты до моей первой электрички, выгрузились и никак не могли найти шайбу от эксцентрика. В последний момент Миха ее таки нашел, но колесо я так и не закрепил. С тяжеленным велорюкзаком почти в 45 кг в одной руке и велосипедом в другой, я почти на ходу вбежал в закрывающиеся двери последнего вагона электрички. Отдышался уже внутри, установил нормально колеса, и устроился у окошка, с видом на постоянно меняющиеся пейзажи родного Подмосковья. Ближе к Москве, народ стал прибывать, пошли контролеры, пришлось платить 40 рублей. Вышел опять на ЗИЛе, и через пока еще пустынный центр унылого города докатил до родного дома. В 7 утра уже обнимал сонную Киру. А Миха жал на газ, возвращаясь к себе домой.

Твой брат никогда не предаст, твой брат рубаху последнюю отдаст.