( г. Уфа )
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Грузия
Год путешествия: 2000
Автор - Г. А. Сергеев (Уфа)

Это было недавно, это было давно. Прошло время, давно уже нет Союза и для некоторых все это уже история …

Итак, все началось с того, что 28 -го вечером мы собрались в клубе. Там уже были все. Кто-то собирал рюкзак, кто-то в который раз перекладывал с места на место вещи, выискивая необходимое. Были и "двоечники", и "единичники". Не было только моих "троечников". Предпраздничное настроение так и выпирало на лицах руководителей соседних групп - Ефимова и Алексеева. Через пару-тройку дней наступали теплые майские деньки, а вместе с ними и долгожданные, после зимнего сезона, водные путешествия. Весна, как повелось у нас здесь, на Ю. Урале, всегда была хороша для водников, с ее бурными и стремительными порогами "Айгирь" на М.Инзере и "Черной речкой" на Лемезе, порогами на Сакмаре. Народ собирался и готовился к тренировочным походам (так уж заведено у нас), чтобы потом, летом, отправиться подальше и "покруче".
Я подошел в клуб, как положено - к 9 часам, думая про себя, что все наши уже здесь, но увы… Ближе к двенадцати вечера все начали подходить. Андрей принес тент, палатку, весло, 3 банки тушенки и… пошел обратно домой. У него заболела жена. Итак, 8 человек в моей группе. "Тройка". Летим на Кавказ. Это чуть дальше, чем у всех остальных групп, которые собрались на весенние праздники и поэтому нас провожает народ (сейчас этот трюк с перелетом, наверное, был бы невыполним, а тогда…тогда был социализм и билеты по цене были доступны каждому, хотя… сейчас, наверное, тоже найдутся…).

29 апреля
Мы благополучно добрались до остановки и совсем немного ждали 101 автобус. Дождь мелкими каплями поливал и поливал, показывая всем своим видом, что не хочет отпускать нас из Уфы. В восемь тридцать мы на "ТУ-134" отправились рейсом Уфа - Ставрополь - Тбилиси (билет стоил по тем ценам 41 руб). Температура в Ставрополе была чуть выше нашей, уфимской, зато в Тбилиси было уже тепло и солнечно. Билеты на автобус до г. Ахмета были уже куплены заранее. Нам повезло - у Альфии, одной из участниц нашей группы, здесь живет тетка. Поэтому мы без промедления, в 15-30 местного, отправились из Тбилиси в далекий горный поселок (небольшой, но симпатичный городок) Ахмета, районный центр (билет стоил по тем ценам 3 руб. 50 коп., за груз отдали водителю 10 руб.). В Ахмете были в 19 ч. 40 м., а в 20-00 уже в грузовике добирались до поселка Биркиани. В 21час с небольшим были на месте, сделали небольшой крюк, т.к. водитель не сразу понял и завез нас на Ахметский мост через Алазани. Возвратились и добирались до п. Биркиани уже без приключений. За перевозку водитель денег не взял. Встали лагерем 3-4 км выше моста.
(Хочу заметить, что действие проходит в тех местах, что сейчас называют ущельем на границе Грузии и Чечни.)

30 апреля
В 8 утра поднялись и быстренько, разделившись на две части, (одна из которых осталась на месте готовить снаряжение) помчались в деревню, дабы посетить местные магазин и почту. Почты в Биркиани не оказалось и пришлось топать еще 3 км до Далкоби (боюсь соврать по названию), впрочем, перерыва по дороге между деревнями не наблюдается, и это как бы одна сплошная деревня.
К сплаву были готовы ближе к 17-00. Стартовали и прошли верхний участок до плотины.
Участок интересен и немного своеобразен. Хочу отметить прозрачность воды в верховье реки. К слову сказать, и забегая вперед, в нижнем течении реки, ближе к Мингечаурскому водохранилищу, вода, набранная в кружку, не позволяет разглядеть дно сосуда. И это - один из контрастов верхнего и нижнего течения реки. В нижнем течении реки с большим трудом можно найти питьевую воду. Гораздо проще с вином Алазанской долины. И это - одно из препятствий горной реки, с которым нам пришлось столкнуться и преодолеть с успехом.
Немного о реке: сильный уклон, валы и бочки по 1 м. Река узкая и быстрая, сложно чалиться. Время было позднее, кроме того надвигалась гроза, и мы решили плотину не обносить, а сделать лагерь, чтобы назавтра с новыми силами выполнить эту работу. Пред плотиной есть несколько мостов (2-3) типа бревна, под которыми невозможно пройти. Под вечер мы несколько озябли, все-таки валы нас пообливали, да и бахилы были дырявые. Анвар, "специалист" по зачаливанию, не удержался и нырнул в воду. Поэтому, не говоря много слов, после зачаливания приняли по маленькой. Поставили лагерь, обустроились. Все было хорошо, один минус - вблизи от нашего лагеря проходила дорога, метрах в 300-400. Через час-другой к нам подкатили "друзья" - чеченцы на грузовике и… началось. Это были два друга, называвшие себя кистинцами - гордыми и уверенными. Один молчаливый и добродушный, другой Алик - Шерхан,- так называли его в округе (во всяком случае, он сам так представился). Слово за слово, как бы то ни было, а "четверть" мы уговорили. Прошло еще некоторое время и, как и ожидалось, подкатил "жигуль", а в нем - Анзор с другого берега (левого), возвышенный и самодовольный. Он утверждал, что мы общаемся не с теми людьми, и пригласил нас к себе в особняк. К слову сказать, места здесь интересные - по ту и другую сторону реки расположены деревни с компактным проживанием разных народностей - кисттинцев, аваров, осетин, грузин и т.д. Время было уже позднее, и мы не смогли предоставить ему эту возможность, - завтра (а вернее, уже сегодня) нужно было двигаться вперед по загадочной и пока только начинавшейся Алазанской долине. Пьянка же с Шерханом продолжалась. Мы пили и говорили о дружбе, о любви к русскому и кистинскому народам. Чем больше набирались, тем больше Шерхан забывал о дружбе и наговаривал на грузин. Было несколько неудобно. Он рассказал о том, что у него переломаны ребра в какой-то из пьяных драк, говорил об отчаянной и кровавой мести. (Как я понял, это особенно проявляется у кистинцев и чеченцев). А в конце он захотел женщину (в группе была половина женщин, и они, конечно, давно уже были в палатках и не участвовали во всех этих разговорах). Было трудно объяснить, еще труднее отправить его к себе домой. Миша пытался. У него пожалуй даже выходило. Он объяснил что мы все женаты и это действовало. За ночь Шерхан еще несколько раз приезжал и уезжал на своем грузовике …
Наутро болела голова - утверждение, что с хорошего вина не болит голова, не подействовало. То ли вино было не то, то ли голова не была подготовлена, в общем наступало Первое мая - день солидарности всех трудящихся, нужно было поправить здоровье и двигаться в путь.

1 мая
Возле нашей палатки был не совсем лучший вид,- это Анвар не выдержал вчерашнего напора винных разнообразий и оросил траву. Было трудно собираться, болела голова, и пол-котелка с вином, стоявшие мирно и рядом с палаткой, пошли "на ура". Собирались долго и нудно. Подклеивали плоты и бахилы, мешки, зашивали фартуки. Однако была маленькая, но приятная деталь - туземцев не было.
Мы надули два шара тбилисского изготовления, повесили флажки и бодро стали собираться к выходу на маршрут. После вчерашнего дня уже чувствовалась некая уверенность друг в друге на воде, в возможности гребка, в твердости дюралевого весла. После обноса плотины мы вновь помчались по стремительной реке, узкой и извивающейся, со множеством проток. Ни моста с железной стойкой, ни памятника туристке, о которых было сказано в одном из отчетов, мы не встретили. Было много завалов, но, в основном, все проходимые. Иногда приходилось выходить из плота, дабы провести его на отмели или уйти от неприятных завалов. За 8-10 км до ахметского моста нас заметили с берега туземцы и начали преследовать на УАЗе. В лицах, что появлялись из окон лимузина, всем видом выказывая свое добродушие и гостеприимство, мы без особого труда угадывали наших знакомых из Ахметы - Вано и его друзей. Тех самых, которые встретились нам вчера при пересадке с автобуса на грузовик и которые нам в этом помогли. Их было восемь, и нас - тоже. Как видно, народ хотел отметить первое мая вместе с нами. Нам же после вчерашнего вечера хотелось чуть-чуть отдохнуть. Погоня продолжалась полчаса, может больше. Было занятно смотреть, наверное, со стороны: два плота летят по стремнине, а по берегу, то подпрыгивая, то притормаживая, то ускоряясь мчались два "жигуленка" и УАЗик, без дороги и наугад. Берег был высоким, но не настолько, чтобы не слышать о всевозможных предложениях и остановке. Через некоторое время берег изменил рельеф, появились заросли и весь праздничный кортеж остался где-то позади. Вспоминая вчерашний вечер и почесывая затылок, мы выбрались на левый берег, перед самым мостом, возле скалы с прижимом, где в глубине леска была хорошая полянка. Здесь нас никто не смог бы достать. Мы буквально за 10-12 минут разгрузили плоты и все занесли на поляну. Со стороны моста и дороги лагерь не просматривался, и туда не было возможности заехать на машине. Все были в восторге, что спрятались, но это продолжалось недолго, потому что нас разыскали. Виновником всего этого была Ленка - любительница постирать чего-нибудь. Ее без труда заметили с другого берега и уже на "Жигулях" подкатили к берегу прямо напротив нас, хотя лагерь и не просматривался с другого берега. Они орали что-то на своем языке вперемешку с русским, и по их виду было понятно, что они не уйдут просто так - с миром. Пришлось выйти из кустов и вступить в разговор. После долгих дебатов сошлись на том, что я выйду из лагеря через гору на дорогу, возле моста, там и договоримся. Через 20-30 минут мы обошли гору (через верх) и очутились возле трех новеньких "Жигулей". Они сверкали своей ослепительной роскошью (извините за каламбур - тогда практически еще не было иномарок, да и теоретически мы этого тоже не могли представить). А в это время, как мы впоследствии узнаем, навстречу нам двигался Биссариони (в простонародье - Бейсик). Как и следовало ожидать, мы проходили по горе разными тропами и, естественно, разминулись. Бейсик спустился в лагерь, потом возвратился обратно. После долгих рассуждений и дебатов, было решено попасть в лагерь на "Жигулях", объехав гору. Сразу скажу, что затея была изначально неверной и, не доехав до лагеря 200-300 метров, "Жигуль" остановился. По этой местности проехать было просто нереально. Выбор места лагеря был правильным.
Наши друзья глубоко задумались. Чтобы не огорчать наших гостей, мы пошли на компромисс, согласившись с ними поехать к ним и отметить Первое мая, а проще - "познакомиться". В 21-00 нас ждали на горе, возле памятника старинным войнам 1659 года, ждали всех без исключения. Я конечно не мог всех взять, да и неизвестность, в некотором роде, нас настораживала. Я взял с собой Мишу и Бориса (Буткеева) - это псевдоним, не подумайте чего, и мы отправились на гору, предварительно договорившись с оставшейся группой во главе с Анваром, что мы вернемся к 24 -00. Сразу оговорюсь - этот срок мы не выдержали…
Все развивалось стремительно и послушно. На горе нас ждал "Жигуль". Мы "брякнулись" в него и подождали "УАЗик". Миша с Борей пересели в УАЗик и мы помчались навстречу неизвестности и гостеприимству. Вскоре (у Ахметы) к нам присоединились еще два "жигуленка" и уже вчетвером мы, набирая скорость, по темноте мчались из Ахметы по одному из ущелий притока Алазани вверх и в горы куда-то по направлению заповедника. Там вверху было что-то вроде нашего заводского профилактория или турбазы. В машине играла музыка, воспроизводя ультрасовременные ритмы, было хорошо и уютно. Километров через тридцать, может больше, мы были на месте. Погода стояла не слишком приятная - накрапывал дождь, дул не сильный, но пронизывающий ветер, было не очень уютно. Капризы природы не могли, однако, омрачить этот вечер. Грузинское гостеприимство, их желание показать свои обычаи, произнести тосты, сделали неурядицы погоды незначительными. Мы вошли в домик, сплетенный из виноградной лозы, расставили столики, скамейки. Тут же развели костер и, после некоторого времени, на углях начали делать шашлыки. По времени мы явно не успевали к назначенному сроку в лагерь, но все было так радужно и торжественно, что перечеркнуть все это и уехать мы не могли. На стол поставили хорошенькую четверть с вином и две бутыли нестандартного вида чачи. Мы должны всего-то… все это выпить и все. Было все, как положено по грузинскому обычаю. Выбирали тамаду, первый тост за него и далее бесконечное множество тостов за всех родных и близких, незнакомых и друзей, за тех кто покинул нас без времени и т.д. Пили вино, играли на гитаре, танцевали грузинские танцы. Был во хмелю, но соображал четко. Тамадой был Биссариони - он отлично говорил и нельзя было не выпить после таких изысканных, тонких и лаконичных тостов. Его друг Вано - учитель по музыке. Были еще 5-6 человек - неплохие ребята. Один из них говорил, что играет и поет во втором составе "Иверия". Прошло какое-то время, и мы отправились в обратную дорогу. Было темно. Дорога спускалась местами серпантином. Водители были из числа сидевших за столом. Ехали долго и нудно, где - не понятно, помню, что заехали на свадьбу, а уже оттуда (по моему предположению) эскорт из трех "жигулей" и УАЗа направился в наш лагерь. Мы были в "хорошем" состоянии и наши друзья никак не хотели отпускать нас через гору в лагерь, решив, что мы не дойдем. Поэтому был рассмотрен план оперативной переправки на УАЗе через Алазани. Было темно, воды в реке прибавилось. И то, что наши друзья не решались сделать днем на трезвую голову, мы спокойно и уверенно провели ночью и во хмелю.Я был пьян, но соображал четко (повторился - увы, это было так) и ехать на этом драндулете через р. Алазани ночью, да еще пьяным, категорически отказывался (матом). Меня убедили (не очень убедительно), но я все же сел, и мы отправились на ту сторону. В освещенном секторе от фар, на другой стороне реки, металась Ленка и думала совсем о другом (у нас было все нормально, и об этом, как впоследствии выяснилось, она не догадывалась). Она была в купальнике и этим самым привлекала озабоченное внимание грузин. Многие из них, и не помышлявшие о неразумной переправе, вдруг попрыгали в машину, и мы помчались на другой берег через бурный поток Алазани. На середине русла реки мои ноги медленно начала заливать вода. Я выдал еще пару матерных слов, не забыв о валах и бочках, и видимо повинуясь всеобщему порыву, помноженному на бесстрашный рев мотора, нас выбросило на берег, и мы с облегчением повыпрыгивали из УАЗика. Авто остановилося прямо у палатки, и водила заглушил двигатель. Девочки (а их у нас было четыре) быстренько попрятались в палатках по моей беззвучной команде. Мы достали еще вина и немного чачи и продолжили несколько тостов у костра. Альфия и Гузель уделили нам некоторое время и выпили по стопочке сухого вина. Через некоторое время наши друзья, пожелав нам спокойной ночи и предложив встречу на следующий день на Телавском мосту, развернулись и помчались в обратный путь через реку. Мы пожелали удачной переправы и хорошей дороги. Так закончилось первое мая.

2 мая
Голова не болела, было хорошо. Мы с Мишей и Борей трескали оставшееся в котелках вино и были уже "хорошими". Ленка ворчала. Как бы то ни было, а необходимо было двигаться вперед. Вышли примерно в 12-13 час. Погода была хорошей. Светило солнце и мы, расхлебенясь, загорали. Было очень много проток, скорость течения - приличная. Постепенно протоки исчезли, и у правого берега нас настигли два туземца на "Ниве" и настойчиво пригласили "познакомиться". Предложили довезти весь наш груз до фермы, а там и отметить "знакомство". Мы сделали попытку отказаться, мотивируя тем, что нас уже ждут на Телавском мосту, и это подействовало. Через некоторое время встретили мост, который по-видимому был выстроен совсем недавно, т.к. в отчетах по Алазани он не фигурировал. Мы прошли еще некоторое время - до 18-19 часов и, выбрав укромное место, сделали стоянку, так и не дойдя до Телавского моста. Сегодня не хотелось пить - хотелось просто отдохнуть и поспать. Приготовили ужин засветло и более костров не делали, опасаясь, что нас найдут. Всю ночь был слышен шум моторов машин - видимо, где-то недалеко была трасса.

3 мая
Утром мы были бодренькими. Вышли, однако, где-то около 13 часов. Немного подклеивались. Река изобиловала завалами. Встретили в одном завале быка - бедолагу где-то, видимо, снесло. По берегам вовсю распустилась и благоухала белая акация. Запах был потрясающим. Прошли телавский мост. На мосту остановился "жигуленок". Тут же появился народ, и нам предложили выпить по стаканчику. Но надо было двигать вперед. Через час сделали остановку на обед. Погода была переменная - немного моросил дождь, потом снова выходило солнце и снова накрапывал дождь. Прошли несколько сложных завалов. В который раз появилось солнце и так же быстро скрылось за серой пеленой туч. Время шло к вечеру, и мы никак не могли найти подходящее место для стоянки. Кругом было "хреновато", но мы остановились и во второй раз были без "провожатых". Моросил мелкий дождь. Мы сделали ужин, трахнули спирту и улеглись спать.

4 мая
Утром встали пораньше. Собрались. Вышли раньше 9 часов. Это было маленьким рекордом на этом участке пути. Чуть ниже по течению, в завале, обнаружили байдарочное весло. С пятого захода вытянули его и забрали с собой. После этого занялись упражнениями по гребле. Нужно было пройти немало километров, а течение становилось все медленнее и медленнее. Мы вошли в среднее течение реки Алазани, спокойное и непринужденное. Возле моста на Вазисубани мы не выдержали и вышли на берег, собрали свои вещички. Предстояло проделать путешествие в более чем 100 км на всех видах колесного транспорта. Нам надо было добраться до нижнего течения Алазани, там, где начинался каньон, перед Мингечаурским водохранилищем. Приключения по преодолению пеше-транспортного путешествия начинались. До Мукузани доехали на грузовике (Вазисубани по тракту находится по направлению Телави, на карте же обозначено по направлению к Цнори). Закупили хлеба и колбасы. Привязались два друга - грузин и наполовину грузин (русский). Настойчиво предлагали вечером выпить. Как могли, отказались. Но они продолжали наш маршрут следования и приехали на место раньше нас. Нам надо было до Цители - Сабатло. Правда, добратьсу туда сразу было невозможно, и мы помчались на перекладных. Первый автобус был до поселка Рами. Дорога шла вдоль алазанского канала и, как утверждали местные, была значительно короче той, объездной, обозначенной на карте (через Цители - Цкаро). Попутной машины вечером в направлении Земо - Кеди и далее было ждать бесполезно - их просто не было. Мы подождали еще час на всякий случай, и побрели за деревню, по направлению движения, устанавливать лагерь для ночлега. "Друзья" не отставали от нас и один из них взялся помочь донести рюкзак Ленки. Через 200-400 метров мы выбрали полянку и остановились. Наш помощник отстал и еле плелся сзади. Как и следовало ожидать, пришли любопытные. Принесли 4-5 литров молока. Очень приятственно. К вечеру наши провожатые из Цнори совместно с друзьями из Рами приготовили бадейку вина и несколько флаконов чачи. Погода была не самой лучшей, дул сильный холодный ветер, палатки срывало, деревьев не было и укрыться за что-либо не было возможным. Грузины притащили баллон и разожгли его. И еще долго в поле бесновался огонь, возбуждая внимание и вопросительные взоры любопытных селян, которые не удосужили нас вниманием. Мы пили, ели, снова пили на ветру в поле. Пришлось наших гостей (наверное, правильнее сказать - хозяев) приодеть в штормовки. Сквозняк был приличный. Несмотря на это, процесс продолжался до поздней ночи. Друзья никак не хотели уходить, и то один, то другой порывались залезть в палатку. Будкеев задорно беседовал на входе в свою палатку с Васей-полугрузином (попутно замечу, что в Цнори достаточно много русских, оставшихся еще со времен царской России. Там у них, судя по рассказам местных, было поселение): к нашей же палатке пытался прорваться его друг-грузин.
Валя была в растерянности - ей хотелось спать, но без шума и без гама. Многие к этому времени уже ушли, и оставались только наши провожатые из Цнори и один из Рами. Мне, наконец, все надоело и я решительно взялся за дело (говорят, я допустил несколько нецензурных выражений - право же, не припомню). После этого стало тихо, и через некоторое время Буткеев смирно лежал в своей палатке, а трое грузин вместе со мной помчались во свои владения - к третьему грузину, который жил здесь. У него был небольшой участок, где он выращивал арбузы, одновременно работая в насосной станции. Здесь, в поле, чуть-чуть поодаль, стояли три вагончика, внутри которых расположились пять коек, куда нас и притащил друг-грузин. Все трое сразу же плюхнулись на кровати, я же порывался идти обратно. Было далеко, километра 2-3 по темноте. Накрапывал дождь, дул ветер. Меня не хотели отпускать, Я убедил их в своей правоте, и мы (уже вдвоем и собакой) отправились провожать меня. Грузин довел меня до палатки и… провожать себя уже не позволил. Я залез в палатку и сразу же уснул. (сделаю одну оговорку - называя ребят грузинами, я не в коей мере не имею в виду что-то обидное, просто имени со временем не припомню).

5 мая
Наутро было тяжело. Но мы встали. Быстренько собрали вещи, нужно было ехать. С Анваром сходили в вагончики, забрали штормовки и фонарик. Машин долго не было, некоторые просто не останавливались. Выручили наши друзья. Остановили ЗИЛок, и мы, попрощавшись с ними, помчались по направлению к Земо-Кеди. Дорога с каждым километром все ухудшалась и наконец стала совсем плохой. Нас трясло и бросало в кузове, и мы мечтали только о том, как бы поскорее доехать и выбраться из него. Вскоре наша мечта сбылась, и мы оказались в поселке. Потом поехали дальше. Встретился КРАЗ, груженый трубами для оросительной системы. Ехали на нем. Потом разгружались и загружались... Ехали на "Урале"-трубовозе, который нас и довез до самой реки, чуть дальше деревни Ц.-Сабатло. Кстати, водитель поинтересовался - не та ли мы группа, что должна была быть на телавском мосту 2-го мая и не зовут ли меня Геной (геноцвалли). И это за 100 -200 км от того места, где мы должны были встретиться с Вано и Биссариони - просто удивительно! Мы подтвердили, что являемся именно той группой, и попросили извинения за то, что не смогли в тот день добраться до телавского моста. Передали привет Вано и Биссариони, его друзьям через водителя.
Погода была чудесной, солнце сияло, было жарко. Мы сварили обед (вода, кстати, была грязной, и картошка в супе плавала грязная, бульон был…), подготовили плот и снаряжение к сплаву. До каньона оставалось 5-6 километров по карте. Однако это было совсем не так. Было непривычно - вода мутная и грязная до неузнаваемости. Чистых ручьев не было. Хотелось пить. Ближе к вечеру пристали к левому берегу (уже Азейбарджан), где расположился народ. Они собирались пить вино. Нам нужна была вода. Подсказали и объяснили, что метрах в 200-400 располагается источник с водой. Мы набрали воды и собирались отчаливать. Не успели. Нас пригласили к столу. Мы не отказались. Вино было хорошее - Кохетское, чуть крепче других. Мы сидели и ели шашлык, только что приготовленный из барашка. Уже хорошо "накушались", когда поняли что надо идти… и ставить палатки, разбивать лагерь. Новые друзья помчались за новой партией вина. Привезли и несколько куриц. В новой компании были азербайджанцы, грузины, лезгины - все работники местного Кахетского винзавода. Когда начался второй заход выпивки и разделывания кур, я уже спал в своей палатке. Это был первый случай, когда я раньше времени выключился, оставив группу без присмотра. Роль командира взял на себя Миша и справился с ней совсем не плохо.
Все было мирно и тихо, никого никуда не увозили, в лагере был порядок (относительный) и спокойствие. Мише помогала Ленка (трезвая), пытаясь упрятать его в палатку, когда тот уже не мог держаться на ногах. Миша выполнил свою задачу, стойко продержался всю ночь, не позволил увезти Ленку "покататься" на "волге", и вот теперь он мог с чувством выполненного долга свалиться в палатку и заснуть крепким, богатырским сном (рост у Миши был в то время за 1,90 м.).

6 мая
Встали утром (наверное). Выпили вина, - хотелось воды. Просмотрели все котелки, в надежде на чай, но увы - там было только вино. Должен был дежурить Миша, он сходил за водой, поставили готовить. Ясное дело, что выйти пораньше мы не могли. Ленка ходила и рассказывала всем о вчерашнем, пользуясь тем, что она была единственной, кто не пил, ловко подтрунивала, вставляя этакие недвусмысленные словечки. Остальные девчата, которые почти не пили, вчера каким-то чудом тоже поднабрались.
Вышли как обычно, не очень рано. Каньон представлялся не очень длинным по описанию и, судя по карте, был длиной километров в 20. Мы же шли часов 6 минимум, хотя скорость течения здесь приличная. Два-три поворота - и на левом высоком берегу располагается передвижная пасека. Говорят, она всегда здесь находится. При входе в каньон скорость течения значительно увеличивается, русло сужается до 15 метров. Появляются хорошие валы и бочки до 1,5 метров. Русло местами раздваивается, но, в основном, течет одним мощным потоком. Иногда (очень редко) встречаются плесы, в большую воду их, видимо, нет. Причалить к берегу местами трудно или практически невозможно, однако эти участки не такие протяженные. Разведку производить можно, и притом небольшими участками, т.к. берега представляют отвесные песчано-скалистые выходы. Прохождение практически всех препятствий возможно без разведки. Три-четыре препятствия можно разведать, все они находятся в средней части каньона или ближе к концу. Гребли вовсю. Каньон показался длинным, хотя полностью его каньоном не назовешь. Местами берега - пологие, а растительность здесь куда богаче, чем это было в верховье. Здесь свободно растут гранат и бамбук, да и многие другие растения. В самом нижнем течении реки (каньона) появляются очень красивые горы. На меня они произвели большое впечатление. Горы были похожи на те что были сняты в к\ф "Золото Маккены". Местные так и говорили, что фильм снимался у них. Смешно, но похоже. За 5-10 км до водохранилища встретили местных рыбаков (артель). Выпили за здоровье, закусили и пошли дальше. Нужно было грести. Водохранилище уже подпирало, и течение в значительной степени уменьшилось. Через полчаса-час нас догнала моторка. Мы прицепили трос к моторке и с ветерком помчались навстречу открывающему свои просторы Мингечаурскому морю (водохранилищу). Рыбаки подарили нам 5 кг судака, и еще одну рыбину на 10-15 кг. Мы два дня варили и жарили ее. Вечером с азербайджанцами пригубили спирт, который у нас как н.з. был. Приготовили уху, приняли, попели песни. На этот раз все было нормально, легли спать вовремя.

7 мая
Путешествие стремительно приближалось к своему логическому завершению. Наутро встал раньше всех. Мимо проходил водовоз. Почти договорился. Надо было как-то выбираться. Собирались готовить завтрак, когда подкатил грузовик, и мы в спешном порядке загрузились в машину. Сдували плоты, собирали палатки. Получилось довольно быстро. На грузовике тряслись долго и нудно, пока не выбрались на основную дорогу от Мингечаура. Подсели на автобус до Белакани, а там прямиком на Тбилиси. Вечером уже были в столице Грузии. Билеты на самолет - на 10 мая, и мы решили остаться у родственников Алфии и погостить в Тбилиси. Вечером сходили в баню.

Назавтра играл "Спартак" с "Динамо", и мы никак не могли упустить такой случай и не посмотреть футбол. Время нашего присутствия в Тбилиси совпало с празднованием Пасхи. Мы воочию увидели, как это происходит в Грузии. Это было грандиозно. Из Тбилиси в подарок взяли с собой целый букет разнообразных вин с названиями тех деревень, которые мы совсем недавно проходили по Алазанской долине. Вот и все. Это запомнится. Это осталось в памяти. И это было тогда, когда мы еще были в одном Союзе…