16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
Руководитель: Бузыкин М. А. (Москва)

1. Справочные сведения о походе:
  3. Итоги, выводы и рекомендации
Справочные сведения о походе
Паспорт маршрута

Нитка маршрута: Рыбинск - Ярославль - Новосибирск – Бийск – пос. Катанда – р. Нижний Кураган – р. Катунь - пос. Иня – пос. Чибит – р. Чуя – р. Катунь - пос. Иня - пос. Чибит - Оройский перевал - р. Шавла - р. Аргут – р. Катунь - р. Урсул – р. Катунь – Чемал – Бийск – Новосибирск – Ярославль - Рыбинск.
Категория сложности: 5.
Средства сплава: 4-х местный катамаран "Аргут" и два 2-х местных катамарана "Горец".
Сроки путешествия: 02 июля – 01 августа 2004 года.
Уровень воды: Н. Кураган, Чуя, Шавла - высокий; Урсул, Катунь - средний.

Фамилия И.О.Год рожд.Туристский опытОбязанности
1.Бузыкин Михаил Анатольевич1976Кереть 3р, Чуя-Катунь 4у, Она 4р, Б.Лаба-Белая 2 с.эл. 5у, Жомболок–Ока 5уруководитель, кап. К-2 (1)
2.Грачёв Антон Николаевич1975Чуя-Катунь 4у, Аксаут-Зеленчук-Кубань 3 с эл.4у, Б.Лаба-Белая 2 с.эл.5у, Жомболок–Ока 5узавхоз, К-4
3.Данилов Михаил Валентинович1976Ю.Шуя 2у, Кереть 3у, Она 4у, Жомболок–Ока 5уштурман, К-4
4.Дыленок Алексей Александрович1976Кереть 3у, Она 4у, Жомболок–Ока 5уврач, К-4
5.Кожевников Сергей Николаевич1972Н.Кураган-Кучерла-Катунь 5у, Жомболок–Ока 5устраховка, К-2 (2)
6.Смирнов Александр Анатольевич1978р.Умба 3у, Она 4у, Б.Лаба-Белая 2 с.эл.5устраховка, кап. К-2 (2)
7.Сурьянинов Дмитрий Андреевич1980Кереть 3у, Она 4у, Чуя-Катунь 4у, Жомболок–Ока 5уреммастер, К-2 (1)
8.Шелег Андрей Валерьевич1976Чуя-Катунь 4у, Аксаут-Зеленчук-Кубань 3 с эл.4у, Б.Лаба-Белая 2 с.эл.5у, Жомболок–Ока 5увидеооператор, кап. К-4

График движения группы на маршруте

ДеньДатаУчасток маршрутаКмСпособ передвиженияОпределяющие препятствия
1-302.- 04.07.Рыбинск – Ярославль – Новосибирск-поезд,автобус-
3-404.- 05.07Новосибирск – Бийск – пос.Катанда-поезд, микроавтобус-
506.07пос. Катанда – р. Кыргыз30пешком-
607.07р. Кыргыз – р. Караайры (Осиновка)12пешком-
708.07стапель в устье р. Караайры---
809.07устье р. Караайры – устье р.Ешту4сплав3-й каньон (Пор. № 14 "Каскадёр")
910.07устье р. Ешту – 1 км до устья р. Н. Кураган33сплавПор. № 43 "Прорыв", завалы, заломы
1011.071 км до устья р. Н. Кураган– р. Катунь – 10 км до устья р. Аккем24сплавзавалы, заломы в низовьях р.Н. Кураган
1112.0710 км до устья р. Аккем – пос. Иня – р. Чуя (район Бельгебашских разбоев)50 + 65сплав + машина (ГАЗ 157)Аккемский прорыв"
1213.07Бельгебашские разбои (5 км ниже пос. Чибит) – пор. "Мокрый"45сплавпор. "Бегемот"
1314.07р. Чуя пор. "Мокрый" – р.Катунь – пос. Иня – пос. Чибит – мост через Чую в районе нижней трети Мажойского каскада (тропа на Оройский перевал)24 + 75сплав + машина (УАЗ-452)пор. "Турбинный", пор. «Турклуб "Горизонт»
1415.07мост через Чую в районе нижней трети Мажойского каскада – 3 км до тура на Оройском перевале10пешком-
1516.073 км до тура на Оройском перевале - 2 ручей – р. Шавла15пешком + лошади-
1617.07стапель---
1718.07от устья р. Шабаги – пор. "Мономах"4сплавпор. "Эшафот", пор. "Мономах"
1819.07пор. Мономах - пор. Калибр3сплавпор. "Трек", "Суваки"
1920.07пор. "Тройной" – "Ак-Оюкские кудри"6сплавпор. "Уйгур"
2021.07Ак-Оюкские кудри" – пор. "Кечу"8сплавфоновые препятствия, пор.22.-30.
2122.07пор. "Кечу" – р. Аргут (100 м от устья р. Шавла)29сплавпор. "Кечу", пор. "Неустроева"
2223.07р. Аргут – р. Катунь – 3 км ниже пос. Иня60сплавпор. "Атланты"
2324.073 км ниже пос. Иня – устье р. Урсул57сплавпор. "Ильгуменский", пор. "Шабаш"
2425.07р.Урсул – р. Катунь, 2 км ниже устья р. Урсул7 + 9пешком + сплавпор. "Замок"
2526.07полуднёвка, 2 км ниже устья р. Урсул – устье р. Каянча 212сплавфоновые шиверы 2-3 кат. сл.
2627.07устье р. Каянча 2 – устье р. Каспа48сплавпор. "Тельдекпень 1", пор. "Тельдекпень 2"
2728.07устье р. Каспа – устье р. Чемал - антистапель40сплавпор. "Еландинский", "Чемальская труба"
28 - 2929. - 30.07Чемал – Бийск - Новосибирск-автобус, поезд-
29 - 3130.07. - 1.08Новосибирск – Ярославль - Рыбинск-поезд, электричка-

Заброска и выход с маршрута

Поезд № 80 Москва – Красноярск. Отправление из Ярославля в 19-50. Прибытие в Новосибирск в 17-10. Далее поездом № 601 Новосибирск – Бийск. Отправление из Новосибирска в 18-32. Прибытие в Бийск в 5-08. Время указано московское. Разница местного времени с московским составляет + 3 часа. Машина была заказана из Ярославля в фирме ООО "БийскАлтайТур" (http:bialtur.biysk.ru; e-mail: ivan@mail.biysk.ru; тел. 8-3854-324222; 8-3854-719600; 8-3854-233111). Фирма гарантирует, что в случае поломки автомобиля в дороге, сразу будет выслано другое автотранспортное средство. При въезде в Усть-Коксинский район располагается пограничный пост. При себе необходимо иметь (для ускорения процесса регистрации) заверенный МКК или любым юридическим лицом список группы (ФИО, дата и место рождения, прописка, номер и серия паспорта). Осмотр вещей или уплата каких-либо сборов не производились. Общее время в пути до пос. Катанда составило около 10 часов. В посёлке Катанда мы встретились с егерем Усть-Коксинского государственного природного биосферного заповедника Павлом Шишкарёвым, проживающим по адресу: пос. Катанда, ул. Советская, 177 (тел. соседей (38848) -29323). С ним у нас была предварительная договорённость о найме 4 лошадей для заброски в верховья р. Н. Кураган. Договорились о встрече в 9 часов утра на поляне перед верхним паромом через Катунь. Паром находиться примерно за 1 км до посёлка. Не доезжая небольшого леса перед посёлком, к реке уходит грунтовая дорога. Она и ведёт к верхнему парому через реку.

Отъезд с маршрута от поляны на стрелке рек Чемал и Катунь. Отсюда до автобусной станции с вещами 35 - 40 минут хода. Из пос. Чемал до Бийска доехали на рейсовом автобусе. Отъезд в 15 часов, время в пути 4ч 30 мин. Из Бийска до Новосибирска - поезд № 602 Бийск-Новосибирск Гл. Отправление со станции в 17-15. Прибытие в Новосибирск 3-55. Из Новосибирска до Ярославля – поезд № 65 Абакан – Москва. Отправление из Новосибирска в 11-40, прибытие в Ярославль в 11-00.

Техническое описание маршрута

6.07. Мы оказались первыми в 2004 году, кто планировал осуществить сплав по р. Н. Кураган. Из-за большого уровня воды в р. Катунь (по реке плыли вывернутые с корнем деревья) паром не ходил. Полдня ушло на подготовку парома к переправе людей, снаряжения и лошадей на правый берег Катуни. Пешую часть маршрута начали в 14 часов. Каждый участник группы нёс вёсла и часть металлической рамы катамаранов. В среднем получилось около 10 килограмм груза на человека. Остальной груз везли 4 лошади. Тропа идёт по левому орографическому берегу реки Н. Кураган. До р. Золотой (Золотой ключ) (левый приток, не подписанный на карте, располагается между р. Каражюл и р. Громатуха) можно доехать на транспорте повышенной проходимости. До него за 1ч 37 мин мы дошли в очень быстром темпе, стараясь не отставать от лошадей. Хорошо набитая вездеходная тропа идёт в отдалении от реки. До следующего притока р. М. Громатуха 1 час хода. Тропа становится хуже, но пока нет подъёмов. Ещё через десять минут хода - р. Б. Громатуха. На цветной карте эти два ручья обозначены как рукава р. Громатуха. Броды через ручьи простые. После р. Б. Громатуха до р. Кыргыз тропа значительно ухудшается, есть два явно выраженных взлёта. Первый находится в районе отметки " 1098", второй - вскоре после него. Через р. Кыргыз сделан хороший мост с перилами. Домик егерей находится метрах в 300 от моста. Он закрывается на ключ, поэтому переночевать без хозяев в нём не удастся. От домика идёт тропа к реке, там есть поляна, достаточная для постановки лагеря, где и было принято решение заночевать (в домике находились егеря, возвращающиеся в пос. Катанда). Полностью группа собралась в лагере в 21ч. 30 мин. Чтобы найти поляну при сплаве, пометили её цветным шариком.

На этом участке пешего маршрута есть следующие места, наиболее пригодные для стоянок: до р. Золотой; место, где тропа выходит к реке Н. Кураган, ориентировочно в районе Пор. "Б. Притор"; после спуска, в районе отметки " 1098" и после моста через р. Кыргыз.

От р. Кыргыз до р. Караайры (р. Осиновка) находится природоохранная зона государственного природного биосферного заповедника "Катунский", куда вход свободный и бесплатный.

7.07. Вышли в 10 часов. Тропа продолжается от верхней поляны, где стоит домик. Чистое ходовое время (ЧХВ) до р. Ешту (Аласкыр) 1ч. 15 мин. Здесь есть хорошее место для стоянки на острове р. Ешту. Левая протока "бродится", через правую – переброшен небольшой мостик, расположенный метрах в ста от указателя выше по течению р. Ешты и с тропы не виден. До р. Караайры + 1ч 25 мин ЧХВ. На всём участке выраженные подъёмы и спуски. Место для стапельного лагеря находится на левом берегу р. Караайры – две поляны, первая до моста через р. Караайры, другая за мостом.

Надо отметить, что на всём протяжении пешей части, в местах, где тропа подходила к реке, по ней бежали ручьи, поэтому приходилось идти по колено в воде. Со слов егерей, вода в р. Н. Кураган была очень высокая, близка к паводковому уровню.

За р. Караайры начинается сам заповедник. Вход платный (в 2004г. - 100 р./сутки, 60р./день). Разрешение на прохождение по территории заповедника необходимо получать в центральной усадьбе заповедника по адресу с. Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1. (тел.: (38848)-22946, 22903; "http://katunsky.h1.ru" rel="nofollow") или у егерей (неофициально). Могут быть проблемы с разрешением изготовления деревянной рамы для катамаранов.

На поляне за мостом через р. Караайры мы попрощались с егерем. Стоимость аренды лошадей составила 500 р. в сутки и оплата двух сопровождающих лиц по 150 р/сутки. В общей сложности мы заплатили 4600р.

Было принято решение в этот же день провести разведку каньонов выше впадения р. Караайры и определить место начала сплава. При разведке 2-го каньона р. Н. Кураган обнаружили бревно, перекрывающее всю реку. Обнос этого участка реки невозможен. Прохождение 1-го каньона выглядело с берега несложным, но был очень проблематичен выход на тропу. Осмотр 0-го каньона показал, что он в эту воду был одним препятствием. Организация необходимой страховки для препятствий такого типа и уровня сложности, в условиях отсутствия резерва времени и недостаточной слаженности действия экипажей в начале похода, вызывала сомнение. Хазинихский (Йолдинский) каньон не осматривали.

После возвращения в лагерь было принято решение начать сплав от устья р. Караайры через сутки, ожидая понижения уровня воды в реке. Сплав по нижнему участку р. Караайры был отвергнут из-за возможности повреждения судов в начале маршрута.

8.07. День был посвящён сбору катамаранов, распределению общественного снаряжения по судам и отдыху. Два судна были собраны непосредственно у воды, на стрелке р. Н. Кураган и р. Караайры (тропы для спуска к воде нет). Третье судно было собрано на верхней полке, где проходит тропа, но внизу места было достаточно для сбора всех трёх судов.

Уровень воды – высокий. По имеющимся у нас описаниям, самым серьёзным препятствием 3-го каньона являлся пор. "Каскадёр", при этом отсутствовали чёткие его ориентиры. В некоторых описаниях говорилось, что порог начинается за правым притоком р. Авьяк. При пешей заброске мы видели что на некоторых лоциях этот ручей вообще не был обозначен. Поняв, что чётких ориентиров этого препятствия у нас нет, на фоне высокого уровня воды и сложности при зачаливании, было выбрана тактика прохождения с просмотром всех препятствий каньона. Постфактум можем сказать, что порог "Каскадёр" начинается за следующим безымянным правым притоком, обозначенным на цветной карте после р. Авьяк. Этот приток впадает в р. Н. Кураган в начале порога "Каскадёр", тем самым, являясь плохим ориентиром.

Сплав по р. Нижний Кураган

9.07. Старт группы в 10 часов. Выполнили траверс на правый берег для разведки первого именного препятствия 3-го каньона – пор. "Рекрут".

Пор. № 2 "Рекрут" 3+ к.с. Препятствие начинается метров через 100 после устья р. Караайры. Сначала - короткая разгонная шивера, а на левом повороте через всю реку - косой пологий слив высотой около 1 м с бочкой. Отмечается умеренный навал на камни правого берега. После предварительного просмотра, первым прошёл К-4 и встал на страховку под левым берегом. Далее поочерёдно прошли порог К-2 (1) и К-2 (2).Все катамараны заходили в слив в его правой части и уходили от навала на каменные обломки.

До пор. "Каскадёр" 10 минут сплава. Отдельные препятствия, которые отмечены на лоции как именные (№6 – "Просека", №9 – "Ледник", №10 – "Седой", №11 – "Подарок", №12 – "Страховой", №13 – "Неожиданный"), не превышают 3-й категории сложности. Эти все пороги короткие, сливы не превышают 1 метра, бочки "проносные". Можно идти без разведки, но быть готовым к быстрым и точным маневрам. В нашей группе первыми шли в тандеме катамараны двойки, зачаливаясь в сомнительных местах для просмотра реки.

Пор. №14 "Каскадёр" 4-5 к.c. Ориентиры: река значительно расширяется и делает левый поворот, в русле реки лежат два огромных камня, впереди виден бом, справа впадает ручей. Осмотр порога проводили с правого берега. Препятствие располагается на S – образном повороте реки, сначала - левый, затем - правый. Сначала идёт разгонная шивера, в русле много полуобливных камней, бочек. Справа русло более мелкое и каменистое. Под самым правым берегом большое количество скальным обломков, по которым можно обнести суда за центральный котёл.

После шиверы вода переливается через скальные обломки, образуя в середине реки сложные сливы. В них находятся острые каменные "зубья", под сливами – большие пенные котлы, особенно мощный в центре реки. Общий перепад в средней части составляет около 2 м. Однозначной траектории движения через центр реки нет. Возможен проход под левым берегом между камнями. Такое прохождение более безопасное, главное, удержаться на заданной траектории движения и не быть снесённым основным потоком в центр.

В нашу воду под правым берегом открылась дополнительная протока, достаточная для прохождения судов. В этой протоке падение воды более плавное, в конце протоки - слив около 1 м с бочкой под бомом правого берега. Затем все протоки соединяются, река поворачивает направо, и струя еще метров 50 течет достаточно быстро, валы до 1 м, незначительные сливы и бочки.

Было принято решение пройти порог по правой протоке. Порядок движения судов: К-2 (1), К-2 (2) и К-4. Первое судно, пройдя порог, встало на страховку за поворотом у левого берега. Все суда успешно прошли порог по заранее намеченной линии движения. Сложность порога при прохождении через центр реки можно оценить 5-й категорией сложности, под правым и левым берегами – 4-й.

Этим порогом заканчивается 3-й каньон. Долина реки расширяется. После каньона на правом берегу избушка, рядом с которой стоянка. После порога "Каскадёр" следует шиверистый участок с препятствиями 2-3 к.с. Осмотр не обязателен. Линия движения легко читается с воды. На ночёвку встали на острове реки Ешту (Аласкыр), на оборудованной стоянке. Перед стоянкой левый берег – каменистый пляж. От порога "Каскадёр" до устья р. Ешту – 10-12 минут ЧХВ. Причалили в 18 ч 20 мин.

10.07. Ниже левого притока р. Ешту следует несколько простых шивер.

Пор. № 28 "Базовый " 4 к.с. находится в 5 минутах ЧХВ от р. Ешту. Длина порога 300 - 400 метров. Ориентиры: скальное сужение, справа - крупногалечный пляж, с воды виден значительный уровень падения реки. Осмотр проводили с правого берега. Порог представляет собой мощную горку с большим уклоном, некоторые валы больше 1 м, за ними мощные, но "проносные" бочки. Линия движения читается с воды, но желательно предварительно посмотреть. Первыми пошли две "двойки" тандемом, подстраховав, позже, К - 4 с воды.

Ещё через 5 минут - связка препятствий № 34.- 36., по характеру аналогичные пор. № 28. По мощности и сложности эти препятствия также не уступают пор. № 28. Шли без разведки, читая препятствия с наплыва и подстраховывая друг друга.

Пор. № 40 "Кыргыз" 3+ - 4 к.с. Находится через 3 минуты после пор. № 36. Ориентиры: река делает левый поворот, справа – большая суводь, прямо – высокий бом. Осмотр препятствия выполняли с правого берега. С бома хорошо виден участок реки длиной 300 - 400 метров. Длина всего порога 700 – 800 метров, множество полуобливных и подводных камней, валы до 1м, бочки. С обоих берегов нависало несколько "расчёсок".

После просмотра начала порога с бома правого берега, было принято решение идти всем вместе, страхуя с воды. Траектория движения судов определялась с наплыва К-2 (1). Все экипажи успешно прошли препятствие. Оно оказалось менее мощное, чем пройденные пор. № 28, 34 – 36, но технически более сложное. Место впадения р. Кыргыз в реку Н. Кураган мы не видели.

От пор. "Кыргыз" до пор. "Прорыв " – 20 минут ЧХВ. Зачалились на правый берег после пор. № 41. Есть место для стоянки. Ориентиры пор. № 41: река делает левый поворот, справа впадает ручей, шивера длиной метров 70, более мощная, чем общий фон реки на этом участке. Пор. № 42 и № 43 "Прорыв" проходят вместе, так как после пор. № 42 проблематичен выход для правильного захода в пор. № 43. Осмотр порога проводили по левому берегу. Тропа идёт сначала вдоль берега, потом - по каменистой осыпи, после которой спускается к воде. Местами она теряется или идёт далеко от реки по верхней полке. Традиционно в пор. № 43 "Прорыв" выделяют пять ступеней:

- 1-ая ступень: река разделяется многолетним завалом на две протоки, основная – левая. В ней крутой слив высотой около 1,5 м с острым зубом, за ним глубокая бочка. После слива вся масса воды наваливается на каменные обломки под левым берегом и уходит к центру реки. Выдержать траекторию движения и уйти от навала на камни очень сложно. Справа от завала река течет через каменные "гребёнки". Длина этого участка около 40 м, дальше протоки соединяются, и струя метров 50 течёт через камни, образуя валы, невысокие сливы (до 1 м), бочки.

- 2-ая ступень: далее посреди струи, ближе к левому берегу в русле лежит крупный скальный обломок. Слева от него - косой слив с прижимом к левому берегу. Справа - проход достаточно чистый и широкий, мощная бочка. Через 30 метров после слива – стоячие валы до 1,2 м высоты. В конце этого участка, справа от другого большого камня, две мощнейшие бочки, следующие практически одна за другой и легко останавливающие катамараны – "двойки".

- 3-я ступень: длина примерно 30 - 50 метров, на прямом участке бурная горка со стоячими валами. Общая длина трёх ступеней около 300 м. После 3-й ступени есть прогонный участок длиной метров 50 и улова под обоими берегами.

- 4-я ступень: расположена на S-образном повороте реки. Представляет из себя мощную шиверу с большим уклоном и запутанными проходами между многочисленными полуобливными камнями, сливами и жесткими косыми валами. Длина ступени 400- 500 м, заканчивается у улова левого берега.

- 5-я ступень: за уловом река поворачивает направо, и струя снова раздваивается. В центре русла расположен островок. Основная струя идет под левым берегом. Протока заканчивается достаточно бурной горкой и сливом высотой около метра. В правой протоке - шивера средней сложности. Длина ступени примерно 100 м.

После осмотра всего порога, было принято решение идти, не разгружая вещей. Основная трудность заключалась не столько в точных манёврах, сколько в прохождении бочек во второй ступени без киля. Были выставлены два участника со спасконцами в улове возле левого берега после третьей ступени. Промежуточная чалка была запланирована к левому берегу, в это же улово. Первым пошёл экипаж К-2 (1). Первую ступень судно прошло по правой протоке, выдержав запланированную траекторию. Во второй ступени в первой бочке судно было полностью остановлено и во вторую бочку вошло практически без скорости, но успели точно выставить носы. После 5-7 секунд борьбы катамаран вышел из бочки полулагом и зачалился в улове, возле правого берега. Судно стало на страховку с воды, спасконцами продолжали страховать с левого берега.

Вторым пошёл К-2 (2). Следуя той же траектории, катамаран успешно прошёл первую ступень. Во второй ступени, в бочках катамаран потерял скорость и был струёй смыт правый гребец. Он успел зацепиться за обвязку катамарана и создал противовес другой гондоле. Самостоятельно экипаж зачалил катамаран в улов под правый берег, где стоял К-2 (1) на страховке. К-4 успешно прошёл порог и зачалился под правый берег. После этого была произведена дополнительная разведка 4-й ступени порога с правого берега для выбора оптимальной траектории движения. 4-ую и 5-ую ступени проходили одновременно. В 5-й ступени порога шли по левой основной протоке. Порядок движения - К-4 с последующей страховкой следующих судов с воды, затем по отдельности К-2 (2) и К-2 (1).

Все суда успешно прошли пор. № 43 "Прорыв". На разведку, перекус и прохождение всего порога было затрачено 4ч 40 мин (с 12ч 40 мин до 17ч 20 мин). Есть стоянка на левом берегу через 300 метров после порога.

До следующего именного порога№ 50 "Большой притор" 3 к.с. – 12 минут. Ориентиры: река делает плавный левый и резкий правый поворот, находящийся в скальном сужении. Препятствие находится в скальном сужении, перед ним - большое улово справа. Осмотр - с правого берега. Оно представляет собой крутопадающую горку длиной метров 70, с валами около 1 метра. На заходе – прижим к скале левого берега. После порога река резко расширяется, течение замедляется. Просмотр порога не обязателен. Все суда поочерёдно успешно прошли порог, придерживаясь центра русла. Порядок движения: К-2 (1), К-4 и К-2 (2).

От пор. "Большой притор" до пор. № 53 "Венец" 4 к.с. 30 минут сплава. В пороге сложная траектория движения, валы до 1,4 м, бочки. Он идётся в связке с пор. № 54-59. Шли без разведки, дистанция между судами 40 метров. Время прохождения этого участка составило около 10 минут, что позволяет сделать вывод, что его длина не менее 3 км. Рекомендуются промежуточные чалки для отдыха. До устья р. Н. Кураган – 40 минут сплава, река успокаивается, порогов нет, но течение остаётся быстрым. Большую сложность представляют здесь завалы, заломы и "расчёски". Идти надо в ту протоку, которая лучше просматривается с воды. Три сплошных завала пришлось обнести. Основное русло собирается под левым берегом и протоки там более полноводны. При прохождении этого участка К-2 (1) повредил "шкуру" баллона, и лагерь был разбит не доходя 1 км до устья реки. Ремонт катамарана отложили на следующий день.

11.07. Первая половина дня - ремонт судна и обед. Выход на воду в 15 часов. Сплав до р.Катунь - 5 минут. Много проток, завалы заломы.

Уровень воды в Катуни высокий. От устья реки Н. Кураган до Тюнгура сплав по Катуни занял 1ч. 05 мин. В посёлке не останавливались. Известно, что есть магазин и почта. На правом берегу располагается турбаза "Высотник". На стоянку встали на левом берегу р. Катунь, не доходя до реки Аккем. ЧХВ - 2ч 05 мин. Препятствий на этом участке нет.

12.07. От стоянки до р. Анатра (есть указатель) ЧХВ - 50 минут. Вскоре после впадения ручья начинается"Аккемский прорыв" 3-4 к.с. Ориентиры: река входит в ущелье, сужается, появляются скальные выходы, справа впадает р. Берткем. "Прорыв" - длинное препятствие, несколько километров. Представляет собой чередование огромных валов до 3 м (некоторые обратные) и бочек в районе выхода в реку скальных пород и относительно спокойных участков воды между ними. На границе суводей и струи присутствует выраженная вертикальная турбулентность воды ("воронки" и "грибы" или "поганки"). Река, даже в районе скальных сужений, достаточно широкая, чтобы при желании уйти от большинства препятствий. Выделение большого числа ступеней в пороге (от 3 до 8), видимо, было оправдано при сплаве на байдарках.

Порог шли без разведки, поскольку ширина реки позволяла заранее наметить безопасную траекторию движения. Суда шли от улова к улову, обходя самые опасные валы и бочки, страхуя друг друга с воды. К концу порога мощь валов и бочек заметно ослабела. От начала порога до реки Аргут – 40 минут сплава. От стоянки до стрелки рек Катунь и Аргут группа дошла, не останавливаясь, за 1ч 40 мин. На стрелке организовали обед, осмотрели музей-кафе "Аргут" и оставили запись о нашей группе.

За устьем р. Аргут шивера. Валы до 1,2 м. Перед посёлком Инегень остатки парома, трос расположен низко над водой, правая его часть находиться в воде. На трос зацепились принесённые паводком деревья. За устьем р. Чуя начинается "Ининская труба" . Валы до 1,2 м, "проносные" бочки.

Сплав закончили за 3 км до пос. Иня, сразу за первым подвесным мостом через реку Катунь после впадения р. Чуя, на левом берегу в 16 ч 10 мин. ЧХВ – 2ч 05 мин. Первая запланированная часть маршрута была нами успешно пройдена.

По разработанному и утверждённому графику маршрута похода следующей речкой должна была быть Шавла. С учётом высокой воды в р. Н. Кураган и Катуни, было решено сначала сплавиться по реке Чуя, надеясь на понижение уровня воды в реках Шавла и Аргут. В посёлке Иня в этот же день была арендована машина ГАЗ-157 и группа, не разбирая суда, была завезена на реку Чуя, в район Бельгебашских разбоев (не доезжая 5 км до пос. Чибит). Лагерь поставили в лесу возле дороги.

Сплав по р. Чуя

13.07. Выход на воду в 10ч50 мин. До пор. Сумрачный 3 к.с. – 25 мин. сплава. Река спокойная, разбои, завалов нет. Ориентиры порога: щит на дороге "Улагарский район". Осмотр порога по правому берегу. Длина порога около 300 метров, образован выходом скальных пород. Ближе к левому берегу цепь сливов и бочек. Проходили порог ближе к правому берегу. Просмотр порога не обязателен. Есть место для стоянки.

Пор."Буревестник" 3 к.с. находится примерно в 400 метрах за пор. "Сумрачный". Ориентир: порог начинается сразу за островом. Идти лучше по правой протоке и чалиться непосредственно перед порогом. Осмотр производится с правого берега. Порог состоит из двух ступеней. В первой ступени (150 м) в русле реки находятся крупные скальные обломки, проход между ними затруднён. Вторая ступень: река сужается, образуется сбойка струй, валы до 1м. Первым прошёл К-2 (2), маневрируя между камнями, и встал на страховку на правом берегу ниже 2-й ступени. Потом прошли К-2 (1), повторив линию движения К-2 (2). Экипаж К-4 предпочёл более простое прохождение порога под правым берегом. Просмотр порога не обязателен. Есть место для стоянки.

Пор. "Ярбалыкский" 2-3 к.с. метров 500 длиной, небольшие валы, бочки, полуобливные камни. Начинается сразу за пос. Ярбалык. Шли с ходу, без осмотра. Сложности не представляет.

От пор. "Буревестник" до пор. "Бегемот" 5 к.с. – 1ч 10 мин ЧХВ. Ориентиры: мост через реку. Чалиться на левый берег, метров за 70 до моста есть хорошее улово. Осмотр можно выполнять по обоим берегам. Левый берег – каменная осыпь, правый – скальный выход. Этот порог – одно из самых серьёзных препятствий на реке Чуя. Порог начинается с небольшой разгонной шиверы перед мостом. Непосредственно перед мостом – бочка, которая может сильно изменить угол входа под опоры моста, где находится мощный косой слив с "жёсткой" бочкой. После бочки метров 15-20 идёт быстроток, после которого - два косых вала, отбрасывающих судно на центр реки. В центре реки находится камень специфической формы ("Акулий плавник"), который делит реку на две протоки. В большую воду камня не видно. Правая струя падает в пенный котёл под скалой правого берега, левая – относительно чистая, небольшие валы. После этого протоки соединяются, и река делает плавный правый поворот. Под левым берегом – большое улово. Далее условно начинается вторая ступень порога - река опять сужается каменными выходами, образуются валы до 1 м, несколько глубоких бочек. Постепенно река успокаивается. На левом берегу, за порогом, хорошая стоянка. Обносить суда и вещи можно по левому берегу.

После разведки порога с обоих берегов, были выставлены два человека со спасконцами в улове под левым берегом. Прохождение осуществлялось на гружёных судах. Первым пошёл К-4. Пробив бочку под мостом, экипаж отработал под левый берег, оставив "Акулий плавник" справа и зачалился в улов возле левого берега. После этого поочерёдно прошли К-2 (1) и К-2 (2) по той же траектории. Выходную часть порога "Бегемот" прошли в кильватерном строю, страхуя друг друга. Первым шёл К-4.

До пор."Йодринский" прошли с ходу ряд препятствий, обозначенных в лоции как пор. "Классический", "Слаломный", "Веер", "Городовой", "Безымянный". Сложность этих препятствий 3-4 к.с. Наиболее сложные и протяжённые из них пор. "Классический" и "Слаломный", последний порядка 3- 4 километров длиной. Осмотр препятствий в среднюю воду не обязателен.

Пор."Йодринский" 3-4 к.с. Ориентиры: мост, после которого река делает плавный правый поворот, на правом берегу - пос. Йодро. Осмотр по левому берегу. Препятствие представляет собой длинный порог-шиверу, примерно 500 метров. Много надводных камней, валы, бочки. Под левым берегом проход более чистый. Все суда прошли порог, придерживаясь левого берега с взаимостраховкой. Встали на стоянку в 18ч. 30 мин в районе пор. "Мокрый" 2-3 к.с.

14.07. Сплав начали в 9ч 45 мин. Пор. "Турбинный" 4-5 к.с. Чётких ориентиров нет. Начинается на резком 90° повороте, по берегам скальные стенки. Рекомендуем предварительно ознакомиться с панорамой порога и двигаться к нему ближе к правому берегу, чтобы успеть зачалиться в улове у правого берега перед порогом. Тропа осмотра и обноса идёт по правому берегу. Порог короткий, метров 50, в центре реки – большой каменный остров. Основная протока – левая, где поток сваливается на каменную плиту, образуя бочку на заходе. Метров через двадцать – слив с этой плиты, под которым находится ещё одна бочка. В правой протоке – сложный слив около 1,5 метров. В нём образуется сбойка потоков, вода течёт через каменные зубья. После слива большая часть струи бьёт в скалу правого берега.

Зачалились в улове у правого берега. Провели осмотр порога. Были выставлены два человека со спасконцами на правом берегу после порога. Решили проходить порог по левой протоке, не разгружая суда. Все участники должны понимать, что через 500 – 600 м находится не менее сложный порог. При возникновении нештатной ситуации люди должны быть готовы действовать самостоятельно, а не ждать, когда другое судно догонит и подберёт их. Первым успешно преодолел порог К-4 и встал на страховку с воды. После этого порог успешно прошли катамараны – "двойки". Все суда старались заходить в левую протоку по малому радиусу, но был очень мощный снос вправо на каменный остров. Только благодаря мощному подпору воды возле самого острова, удалось отработать на середину левой протоки перед сливом на плиту.

Метров через 500 – 600 после порога начинается третий кульминационный порог на реке Чуя - пор. "Турклуб "Горизонт" 5 к.с. Он расположен в коротком каньонном участке, длиной около 200 метров. Осмотр и обнос вещей, судов по правому берегу. После прохождения пор. "Турбинный", выбрали место чалки перед следующим порогом. Чалиться пришлось практически на быстротоке. Явно выраженных уловов нет. В пороге можно выделить две ступени. Первая ступень длиной метров 80, перепад 5- 7 метров. Река разделена каменными обломками на две протоки. Проходимы обе, но в левой протоке неизбежно попадешь в самый центр большой бочки под скалой левого берега. В обеих протоках – сливы и бочки. После этого река делает левый поворот с мощным прижимом под скалу правого берега. Начинается вторая ступень порога (100 метров) – сливы до 1м, бочки. Впереди виден островок. После порога можно зачалиться на оба берега, но лучше на левый, так как правый берег очень крутой.

Организовать надёжную страховку очень сложно, так как при оверкиле в первой ступени есть большой риск попасть в прижим под правым берегом (наверное, с карманами), а после этого русло реки прямое, можно самостоятельно вылезти на берег. Решили поставить двух людей со спасконцами после порога на правом берегу. Шли гружёными. Первым порог прошёл К-4, выбрав для прохождения в первой ступени правую протоку, успешно ушёл от прижима и встал на страховку в улово левого берега.

После четвёрки, по той же траектории, порог прошли К-2 (1) и К-2 (2). После бочки в конце первой ступени К-2 (2) развернуло носами к правому берегу и пришлось приложить немалые усилия, чтобы уйти от прижима. Все суда собрались после порога возле левого берега.

До выхода в реку Катунь остаётся 20–25 минут сплава. Последние 3-4 километра реки идут "Выходные шиверы" 3+ к.с. Шли без разведки. Требуется постоянный маневр. После того, как вошли в Катунь, до места, где стояли после прохождения рек Н. Кураган - Катунь, затратили 20 минут сплава. Сплав завершили в 14 часов. На прохождение реки Чуи, в общей сложности, было затрачено 6ч 30 мин ЧХВ.

После организации перекуса, двое участников были посланы в пос. Иня для поиска машины. Оставшаяся часть группы разобрала суда, просушила и перераспределила общественное снаряжение и оставшиеся продукты питания. Машина (УАЗ – 469) приехала в 18 часов. В Чибите группа была в 20 часов. Для дальнейшей заброски, ещё в Бийске (ООО "БийскАлтайТур"), нам посоветовали обратиться к Ивану на АЗС в пос. Чибит, который возил туристов на Оройский перевал. После разговора нам удалось узнать, что мост через Чую, в начале Мажойского каскада, разрушен прошлогодним паводком.

Есть вариант объезда через Курайскую степь по Чуйскому тракту, но перед Оройским перевалом после дождей произошла каменная осыпь, дорога засыпана и не восстановлена (позже мы узнали, что за несколько дней до нашего приезда в пос. Чибит, Константин Науменко (водитель ГАЗ-66) с группой киевлян расчистили этот завал).

Местные жители, которые забрасывают на перевал на лошадях, ушли на Шавлинские озёра с группой иностранцев и будут через сутки. Стоимость лошади – 1000р/сутки.

Оставался ещё один вариант, который мы рассматривали в Ярославле: пешком по мосту через Чую в нижней трети Мажойского каскада и подъём на Оройский перевал. Мы остановились на последнем варианте. Тот же водитель и повёз нас к мосту через Чую. Была глубокая ночь. Переходить мост ночью было опасно. Места для лагеря не было, дров нет. Спали под открытым небом на склоне, подложив к ногам рюкзаки, чтобы не сползать вниз по склону.

Пешка на р. Шавла

15.07. Подъём в 6ч 30 мин. Переправу начали в 7ч 15 мин. Увидев состояние моста, мы поняли, что были абсолютно правы, что не стали переправляться в ночь. Ночёвка под открытым небом, без огня была оправдана. В 8 часов группа собралась у зимника на полке левого берега, откуда начинается тропа на перевал. Анализ схем и картографического материала впоследствии показал, что более правильно тропа показана на схеме пешей заброски на Шавлу. На цветной карте показано, что тропа выходит к плато Ештыкол в его северо-западной оконечности, а, реально, она вышла на плато с восточной стороны. Туристистская тропа на протяжении большей части подъёма идёт по левому берегу р. Орой. Возможно, есть ещё одна скотопрогонная тропа, которая обозначена на карте, но нужна – первая.

Приготовили завтрак. Вышли в 8ч 45 мин. От зимника идут вверх две тропы, одна строго вверх, другая влево. После разведки выяснили, что обе тропы вскоре сходятся, и мы пошли по левой. Тропа некоторое время идёт по полке, поросшей высоким кустарником, затем входит в лес. Начинается серпантинный подъём, тропа при этом идёт влево, то есть вверх по течению реки Чуя, огибая одну из вершин её левого борта. Воды нет, поэтому при желании её можно набрать возле зимника. Тропа хорошо набитая, трудностей с ориентацией нет. Взлёты местами достаточно крутые, но после них есть небольшие обзорные площадки с видами на Мажойский каскад, где можно отдохнуть. В одном месте тропа раздваивается (слева от тропы – скальная гряда). Одна тропа продолжает идти вверх по течению и немного вниз, другая, правильная, поворачивает направо, и подъём продолжается. Серпантин кончается на площадке, слева – вершина, справа – место для лагеря, рядом с ним течёт р. Орой. На эту площадку мы поднялись в 12ч 30мин. Здесь группа отдыхала целый час. Затем тропа продолжает подниматься полого вверх по редколесью и выходит на луговину, где есть брод через р. Орой (или его правого истока, см. цветную карту). Р. Орой можно перейти по камням. Дальше путь всегда идёт по левому берегу ручья. Тропа сначала хорошая, потом встречаются отдельные заболоченные участки. В лесной зоне крутизна подъёма увеличивается. Лагерь разбили в 17 часов, не дойдя несколько километров до конца лесной зоны.

16.07. Группа вышла на маршрут в 9 часов. Последние стоянки, где можно найти дрова, находятся справа от тропы, на перевальном плато их нет, поэтому заночевать лучше, не выходя из леса. После того, как закончился лес, туристская тропа соединилась со скотопрогонной тропой (проезжает полноприводный автотранспорт), обозначенной на цветной карте. Необходимо повернуть направо и обогнуть скальный останец, расположенный слева от тропы. Обогнув его, справа увидели плато Ештыкол. Тропа поднимается на небольшой холм, за которым сложен перевальный тур. Это и есть Оройский перевал. По разным данным его высота оценивается от 2040 до 2229 метров, некатегорийный. От последней стоянки до перевала мы дошли за 1ч 40 мин. После тура тропа метров 300 идёт по болотистой местности, после этого становится набитой и практически сухой. Она огибает болотистое плато Ештыкол слева. Впереди виден распадок - долина р. Шабаги. В 12ч 50 мин мы дошли до первого брода через р. Ештыкол (перешли по камням). Через 40 мин хода подошли к слиянию р. Ештыкола и его правого притока – места, с которого начинается р. Шабага. Здесь заканчивается вездеходная дорога. Далее, на цветной карте тропа обозначена по правому берегу р. Шабага, но это скотопрогонная тропа (потом трудно будет перейти на нужный левый берег реки), а туристская тропа идёт по её левому берегу, как обозначено на схеме. Брод несложный. За ним есть неплохое место для стоянки, но дров практически нет. Видно значительное сужение долины реки Шабага. Пока группа отдыхала, показались алтайцы, которые возвращались с Шавлинских озёр. Мы арендовали 4 лошадей, чтобы нас забросили до стрелки рек Шабага и Шавла. В 15ч лошади были навьючены и мы тронулись в путь. Лошади пошли по правому берегу, а мы – по левому. Тропа идёт по крутому левому берегу, то поднимаясь, то спускаясь. В районе каменистых осыпей приходится идти по камням возле самого ручья. Надо быть очень осторожными, чтобы не травмироваться. До первого левого притока р. Шабага, обозначенного на цветной карте, мы дошли за 40 мин, насчитав 4 оборудованных места для стоянок, причём последние два - непосредственно за ручьём. Через 5 минут – второй ручей, через который перекинуты брёвна и сделаны перила. Здесь мы соединились с нашими проводниками. Есть хорошие места для стоянок. После ручья тропа поднимается вверх по склону и идёт на значительном расстоянии от реки. После спуска на плоскую террасу, в районе небольшой поляны со следами кострища, она разбивается на несколько троп, которые потом снова соединяются в единую. Не следует сильно уходить влево, в противном случае можно уйти по ложной тропе на Шавлинские озёра. На стреле рек мы были в 17 часов.

Пошёл дождь. Увидев р.Шавла и оценив уровень воды, как близкий к паводкому, было принято решение сплав начать не ранее, чем через сутки. Поставили метку уровня воды.

Сплав по р.р. Шавла - Аргут - Катунь

17.07. За ночь уровень воды поднялся не меньше, чем на 10 сантиметров. Собираем катамараны. Пасмурно, периодически накрапывает дождик. К вечеру уровень воды не изменился.

18.07. За ночь вода опустилась сантиметров на десять, и решено было стартовать. Цвет воды напоминал кофейный напиток. С утра перешли через Шабагу и просмотрели несколько поворотов Шавлы, пока можно было пройти по левому берегу. По лесу ручьями бежит вода. Русло реки было чистое, на крутых поворотах отдельные брёвна и завалы. На схеме этот участок реки обозначен, как препятствие № 1. Река очень узкая, времени на исправления допущенных ошибок нет. Место предполагаемой промежуточной чалки, перед пор. "Пунктир", пометили цветным воздушным шариком (в дальнейшем, мы постоянно использовали этот способ маркировки чалок). Тактика прохождения – поочерёдно прошли катамараны – "двойки" и помогли зачалить К-4.

Пор. № 2 "Пунктир". Ориентиры: левый поворот, справа - скала "Артыбаш" - одиночный камень, высотой 1,5 метра. Суда поочерёдно перечалились в улов, непосредственно за этим камнем и пошли осматривать порог. Порог расположен на плавном левом повороте реки, множество камней, справа – залом. Сложная траектория движения. Места для чалки за порогом нет. Был осмотрен следующий порог – № 3 "Шлагбаум", имеющий характер шиверы-порога на прямом участке реки, длиной метров 200. Решено было идти эти два порога в связке и чалиться на правый берег, непосредственно перед следующим порогом. Первым пороги прошёл экипаж К-2 (1), помогая зачалиться К-2 (2) и К-4.

Пор. № 4 "Эшафот". следует за пор. ""Шлагбаум", после правого поворота реки. Русло реки сужается, и вода идёт через большие обливные камни с косыми сливами, за которыми образовались глубокие котлы, особенно глубокие и мощные в выходной части порога. После этого река делает левый-правый повороты, справа опасный залом. Чалка на правый берег после правого поворота. Прохождение порога осложнилось нависшим деревом у последнего пенного котла.

Прохождение порога было опасным. Экипаж К-2 (2) траверсировал на левый берег выше порога и срубил дерево, которое повернулось по течению и осталось в пороге. Появилось достаточно места под правым берегом для прохождения судов. На правом берегу после сливов поставили двух спасателей со спасконцами. Верёвку укоротили, чтобы люди не попали в залом при аварии. Первым порог прошёл К-2 (2). В последнем котле судно остановилось и начало смещаться под левый берег, к спиленному дереву. В последний момент, глубоким зацепом, удалось направить судно на струю, избежав опасной встречи с деревом. Зачалились после правого поворота на правый берег и встали на страховку с воды. Затем порог успешно преодолели К - 2(1) и К- 4.

Перед "Эшафотом" у ручья хорошая стоянка. В нашу воду этот ручей мы "бродили" по пояс в воде. После "Эшафота" просмотрели реку до следующего препятствия – пор. № 5 "Зета". Выбрали место для чалки перед препятствием и поочерёдно прошли этот участок, который имеет характер шиверы 2-3 категории сложности. Здесь был организован перекус. При разведке этого участка (35 минут в одну сторону) нашли следующее место для чалки на правом берегу, сразу за пор. № 6 " Мономах ", где есть просторная поляна для лагеря. Два эти порога шли в связке.

Пор. № 5 "Зета". Каменистый остров разбивает русло реки на две протоки, правая, более полноводная, полностью перекрыта бревном, левая – только частично. В ней вдоль самого берега островка есть проход, примерно 3 метра шириной, главное, после острова успеть резко уйти вправо. За островом сливы, бочки. Справа – каменистая осыпь, после неё ещё один остров. Обе протоки проходимы. Река после острова делает правый поворот и на следующем левом повороте начинается

пор. № 6 "Мономах". Порог не имеет чётких ориентиров, длинный и сложный. Начинается с мощной разгонной горки, "жёсткие" бочки. В конце порога – остров, левая протока перекрыта бревном, чтобы попасть в правую протоку, необходим резкий поворот вправо, который затруднён сломанным деревом возле правого берега, перегораживающим заход в протоку по внутреннему радиусу. В начале правой протоки, ближе к острову слив с большого обливного камня ("Мономах"), за которым мощная бочка. Далее несколько более слабых бочек, участок быстротока на плавном правом повороте и чалка за большим кустом на правый берег. Шёл дождь, фотосъёмка не производилась. Первыми в тандеме пошли катамараны двойки. Вначале осторожно прошли вдоль берега по левой протоке, мимо второго острова – по правой протоке. При прохождении пор. "Мономах" придерживались основной струи, удачно ушли от сломанного дерева и попали в правую протоку, где первый К-2 (1) прыгнул с камня и был на некоторое время остановлен в бочке, К-2 (2) – успел немного уйти вправо, оставив камень по левому борту. Чалка на правый берег, где вытащили суда, чтобы дать место для зачаливания К-4. Экипаж К-4 выдержал запланированную траекторию движения, также прыгнул с "Мономаха" и зачалился на правый берег. Сплав закончили в 16ч 20 мин.

19.07. С утра отправились на разведку реки и поиск места для чалки. Место для чалки выбрали на маленьком узком острове, возле правого берега, отделенного от него узкой (1 м) протокой. Глубина её около 1 метра. Остров находится перед пор. № 11."Тройной". На этом участке, длиной около 2 км, находятся препятствия, обозначенные на схеме как препятствия № 7. "Трек" и 8.- 10. "Суваки" . Эти препятствия носят характер мощных шивер, равномерное падение без локальных препятствий, на множестве поворотов – заломы, траектория движения сложна. На последнем правом повороте перед запланированной чалкой на остров, справа в русле реки большие камни, струя идёт под левым берегом. В центре струи большой камень и полузатопленное бревно, перегораживающее проход. Струя идёт прямо на них, необходимо сделать резкий уход со струи вправо и перепрыгнуть через притопленный тонкий конец бревна.

Первыми в связке пошли К-2 (1) и К-2 (2). Дистанция 25- 30 метров. Все препятствия прошли успешно. В конце успели уйти со струи вправо, задев бревно лишь конечной частью кормы. Достали спасконцы и дали команду для старта К-4. Экипаж К-4 также успешно преодолел основные препятствия на данном участке, но не успел уйти со струи. Катамаран прижало левым баллоном к камню, правый борт начал уходить под бревно. Люди остались на камне и на судне. "Двойки" выполнили траверс на левый берег. Эвакуировали троих людей с судна и вещи. Капитан остался временно на судне. С помощью основной верёвки и двух спасконцов удалось катамаран снять с камня, а потом и капитана. Итог: третья часть металлической рамы не подлежала ремонту, оставшаяся часть значительно повреждена, были сильно порваны шкуры и баллоны обоих гондол.

На левом берегу, ниже пор. "Калибр", нашли стоянку, необходимую для ремонта судна. До вечера ремонтировали катамаран. Экипаж К-2 (2) ушёл на разведку реки.

20.07. Ремонт четвёрки продолжался до 11 часов. После этого К-2(2) и К-2 (1) разгруженными поочерёдно прошли связку пор. № 11"Тройной" и пор. № 12 "Калибр" и зачалились у левого берега возле лагеря. Страховка осуществлялась с левого берега катамараном – "четвёркой".

Пор. № 11 "Тройной" - крутопадающая горка на прямом участке с мощными сливами и бочками. Вдоль левого берега – большие камни, за которыми есть места для чалки одного судна. В конце горки река делает правый поворот, за которым едва заметная галечная отмель. Проходимы обе протоки. Шли правой. За отмелью начинается пор. № 12 "Калибр.

Пор. № 12 "Калибр" – на прямом участке реки, ближе к левому берегу, два слива. Расстояние между ними около 20 метров. Оба сливы чистые. Первый прямой. Второй – трёхсторонний с мощной бочкой за ним.

После вчерашней разведки, было принято решение идти сразу до пор. № 15 "Уйгур". Место чалки на левом берегу было кем-то до нас помечено большим куском розового полиэтилена. Препятствия № 13. и № 14. "Осыпь" шли сходу, сначала две "двойки", потом – "четвёрка". После нескольких поворотов реки слева впадает р. Кумрглы-Оюк, за ним остров. Шли по левой протоке. За островом начинается порог № 14, образованный осыпью правого берега – крутая горка, валы, бочки, хаотическое нагромождение камней. Сложная траектория движения. После порога длинная шивера, обозначенная на схеме "№ 14", и заходная шивера (600-700м) пор. "Уйгур". Чалка на левый берег между камней перед промаркированным деревом, метров за 100 до основного участка порога.

Пор № 15 "Уйгур". Ориентиры: порог начинается длиной заходной шиверой, затем на левом повороте видно значительное падение реки. Ориентиры нечёткие, лучше посмотреть место чалки заранее. Основной участок порога – широкая крутопадающая горка, длиной метров 100-150, перепад 4- 5 метров. В русле нагромождение валунов, между которыми - узкие проходы, зачастую негабаритные, траектория движения чрезвычайна сложна. Многие проходы завалены брёвнами. В начале основной ступени – "расчёска", проход под правым берегом, в конце ступени – полузатопленное бревно через всё русло реки. Далее перепад уменьшается, река делает левый поворот, несколько сливов между камней. Правый берег - каменистая осыпь. Порог заканчивается. Чалка к левому берегу. Оценив уровень сложности препятствия, было решено обнести все вещи в район пор. № 16, где хорошая стоянка, К-4 занесли в улово левого берега, сразу за бревном, в конце основного участка.

К-4 прошел окончание пор. "Уйгур", ниже основного участка, и зачалился к левому берегу в середине пор. 16. После этого организовали перекус. Выставили сигнальщиков со спасконцами. Первым порог проходил экипаж К-2 (1). В начале основного участка катамаран сместился под правый берег, обходя "расчёску", потом на центр реки, выискивая проходы между камней. Перед бревном, в конце ступени, катамаран встал в тень за камнем. Экипаж отдохнул, выставил носы катамарана под острым углом против течения и постарался максимально близко "стрельнуть" к левому берегу, затем резкий разворот судна влево и прыжок через тонкую часть бревна. Этот манёвр им удался. Выходная часть порога пройдена успешно. Зачалились на левый берег. Экипаж К-2 (2) также успешно прошёл весь порог, примерно по такой же траектории, используя в некоторых случаях другие "ворота". Полное прохождение пор. "Уйгур" завершили в 15ч 30 мин.

Пор. № 16. Начинается от осыпи правого берега. На входе, ворота из крупных камней. Далее плавный левый поворот, справа островок. На участке валы до 1м с бочками. На правом повороте расположен пор. "Батут". Просмотрели с левого берега вход в пор. "Батут", который оказался чистым. Решено было идти осторожно двумя двойками тандемом, на расстояние для уверенного приёма радиосигнала от К-4. В случае сомнений, решено было выбрасываться на ближайший берег. В кильватерном строю прошли связку порогов "Батут" и "Тушкем" до галечной отмели. Там зачалились и сообщили об особенностях траектории движения экипажу К-4, который благополучно перечалился к двойкам. В нашу воду этот участок можно оценить со сложностью 4+, мощные сливы и бочки. Линия движения была видна с воды, протоки были полноводны, заломы заметны издалека. Подробное описание этих препятствий мы дословно взяли из отчёта В. Юрина, поскольку прошли их очень быстро.

Пор. № 17 "Батут". Начинается серией сливов по 1,0 м в правой части русла за левым поворотом, на прямом участке и на правом повороте. Далее на прямом участке - пара бочек по 1,0 м. Чалка на галечной отмели справа; на эту же отмель выходит тропа. Далее правый поворот, на повороте остров, правая протока мелкая, в левой - нехороший залом или завал.

Пор. № 18. "Тушкем". Начинается на крутом левом повороте; правый берег - высокий обрыв, уходящий в воду. В конце поворота сложный слив 1,0 м около маленького островка. Далее на протяжении 150- 200 м многочисленные разнообразные сливы, бочки до 1,0 м, некоторые из них весьма жесткие. На правом повороте косой слив 1,0 м у левого берега. Далее еще серия прямых сливов. По правому берегу начинается широкая луговая полка с кустарниками, одиночными березами и лиственницами. Порог постепенно заканчивается, справа галечная отмель.

Из-за большой протяжённости отдельных препятствий, увеличения ширины русла реки и уменьшения её скорости было принято решение поменять тактику движения судов. Основная сложность заключалась в выборе проходимой протоки, чтобы не попасть в завал. Сливы, бочки, валы не представляли особой сложности для судов большого водоизмещения. Теперь просматривали только повороты и дальше в пределах прямой видимости. Издалека намечали очередную чалку, также просматривали и протоки, где это было необходимо. После этого тандемом шли два К-2, сообщая по рации место чалки и линию движения для К-4.

В таком режиме были пройдены пор. № 19, пор. № 20 "Лесная труба" и пор.№ 21"Ак-Оюкские кудри".Сложность участка - 3-4 к.с., валы до 1,2 м, бочки, много полуобливных камней. Траектория движения читалась достаточно легко. В поворотах встречаются заломы, завалов не было. На последнем участке порога "Ак-Оюкские кудри" К-4 наехал правым баллоном на острый камень вблизи берега и пробил баллон. Зачалились на галечный остров. Стоянку нашли в метрах 300 ниже по течению. Решили остановиться на ночь.

21.07. На следующий день, из-за затянувшегося ремонта, на воду встали в 15ч 30 мин, планируя дойти до пор. № 31 "Кечу".

Пор. № 22 "Прижим" находится после левого поворота реки, образован осыпью правого берега. Представляет собой прямую горку, валы до 1 м, сливы и бочки. Примечателен тем, что позволяет сориентироваться после длинных и однообразных предыдущих препятствий. Шли без разведки.

Пор. № 24 и № 25 – несложные короткие участки с валами до 1м.

В пор. № 26 через всю реку нависала наклонённая берёза. Зачалились перед препятствием у левого берега, осмотрели варианты прохождения под деревом. Справа на струе полузатопленное бревно. "Двойки" прошли между толстыми сучьями дерева, потом, высадились на берег, вернулись и приподняли дерево, облегчив прохождение "четвёрки".

№ 27 и № 28 - несложные шиверы, прошли без осмотра. Впереди показался остров – ориентир пор.№ 29.Провели разведку препятствия по правому берегу до большой просторной поляны. Левая протока была завалена. Суда проходили вдоль острова по правой протоке, за островом уходили на центр реки и чалились на правый берег, возле поляны. С этой поляны хорошо видно, как по склону горы тропа уходит вверх и вправо от реки через хребет. Эта тропа далее раздваивается, одна идёт в пос. Инегень (долина р. Катунь), другая в долину р. Чуя (район бома Яломан-Таш). При разработке маршрута мы рассматривали её, как один из возможных вариантов выхода с маршрута. Тропа осмотра некоторое время идёт по правому берегу, но в районе пор. № 30 становиться очень трудной, местами опасной и в районе пор. № 31 "Кечу" теряется. После пор. № 29 осмотр препятствий лучше проводить с левого берега. Река входит в узкое ущелье, правый берег крутой, вдоль левого можно пройти в береговой зоне.

Пор. № 30 находится в этом в ущелье. На заходе – два бревна, перекрывающих всю реку с обоих берегов. Они расположены на расстоянии 5 метров друг от друга по течению. Потребовался сложный манёвр, чтобы обойти оба. В пороге выделяются несколько косых сливов более 1 метра с мощными бочками. Зачалились за 100 метров до начала пор. № 31 "Кечу". Суда вытащили на берег. Лагерь разбили за пор. № 32 "Боливар" в 20ч 30 мин.

22.07. Пор. № 31 "Кечу". Ориентиры: в центре русла - остров, на нём многолетний завал. Обе протоки перегорожены деревьями. Более широкая -левая, но в ней много крупных камней, сложная траектория движения. Правый берег - осыпь, далее переходящая в высокие скальные стенки. Левый берег лесистый, по нему идёт тропа. Порог состоит из двух ступеней. Первая ступень – за островом образуется горка с перепадом более 3 м, за ней прижим к скальному выступу правого берега. После 50 м спокойной воды вторая ступень - пологая горка длиной около 50 м с отдельными камнями, заканчивается сливом под выступом правого берега, далее еще одна бочка 1,2 м в левой части струи.

Переправились двумя "двойками" для разведки правой протоки. Протоку перегораживает два дерева, одно на уровне воды, другое – на высоте 1м. Решили перепилить нижнее бревно, а под верхним пройти, пригнувшись к гондолам. Нижнее бревно перепилили, и оно уплыло вниз по течению. Решено было проходить порог поэтапно, с промежуточной чалкой после первой ступени к левому берегу. Первыми порог успешно прошли двойки.

После прохождения К-2 (2) встал на страховку, К-4 прошёл первую ступень по той же траектории. Затем, в той же последовательности, прошли вторую ступень порога и следующий за ним пор. № 32 "Боливар" , который начинается сразу за пор. "Кечу". Валы, бочки до 1,0- 1,2 м. Заканчивается на правом повороте реки у бома левого берега. Зачалились к левому берегу у лагеря и здесь привязали вещи. Прохождение пор."Кечу" и пор."Боливар" завершили в 13 часов.

№33– участок с фоновой сложностью реки в районе устья р. Бельсу. После этого начинаются разбои, где выделяются препятствия № 34 и 35. Основные протоки видны с наплыва. В одном месте, где река разбивается на множество рукавов и течёт среди галечных отмелей, мы зачалились для просмотра пор. № 36 "Завал".

Пор. № 36 "Завал". Тропа осмотра идёт по левому берегу. На крутом левом повороте правый берег - скальная стенка, далее переходящая в безлесную полку, левый - высокий бугор. На резком левом повороте каскад сливов высотой до 1,2 м с бочками до 1,2 м. Далее на прямом участке бочки до 1,0 м, после правого поворота шивера. За ней первый на этой реке участок спокойного течения длиной около 1 км. По правому берегу начинается сплошная цепь Сайлюгемских бомов. После бомов, справа, большой свежий селевой вынос. Река делает левый и правый повороты, слева – бом. На следующем левом повороте начинается порог "Лестница". На селевом выносе организовали перекус и просмотрели порог. Промаркировали его ключевые места.

Пор № 37. "Лестница". На левом повороте сливы с каменных плоских плит до 1,2 м. Далее извилистый участок с валами и бочками до 1,0 м. В конце порога правый поворот, крутопадающая горка с валами и бочками до 1,2 м, и на выходе - треугольный обливной камень ближе к правому берегу. Общая длина порога около 500 м.

Обе "двойки" прошли порог тандемом, входя в левый поворот по внутреннему радиусу, чтобы уйти от плит. Треугольный камень в конце порога оставляли справа. Зачалились к левому берегу и подстраховали К-4 с воды. Далее около 500 метров простой шиверы и, после высокого бома на левом берегу, чалка к левому берегу для просмотра порога "Неустроева".

Пор. № 38 "Неустроева". Ориентиры: впереди виден бом, река делает левый поворот, ощущается подпор воды. Начинается на левом повороте после плеса, правый берег - скальная стенка, левый – каменная осыпь. После каскада заходных сливов высотой до 1,0 м на повороте следует короткий участок чистой воды, затем большая обливная плита в центре и основной участок - крупноглыбовая горка с суммарным перепадом в несколько метров. По центру каскад сложных сливов до 1,5 м с бочками и котлами. За порогом расширение русла, река делает правый поворот. Осмотр порога по левому берегу.

После осмотра было принято решение идти на гружёных судах. Выставили двух человек со спасконцами, одного в конце основной части порога, другого – в начале правого поворота. Экипаж К-4 шёл первым, справа от обливной плиты, удачно преодолел сливы в основной части порога и зачалился после правого поворота.

Затем порог прошли катамараны - "двойки". К-2 (1), в отличие от остальных судов, обошёл обливную плиту слева. Прохождение порога группа завершила в 17 часов.

Пор. № 39. Прижим к стенке правого берега. Напротив прижима - стоянка.

Пор. № 40. Порог на правом повороте, в основной, правой протоке. Левая протока мелководная, завалена брёвнами.

№ 41. Шивера после устья р. Сайлюгем. В начале справа обширная мель. В конце левый берег - высокий бом.

№ 42. Длинная шивера. В начале остров, основная протока правая; на крутом левом повороте неприятный залом с левого берега и бочка 1,0 м в оставшейся части. Ближе к концу шиверы по правому берегу начинается осыпь, переходящая в бом. Левый берег пологий. Валы, бочки до 1,0 м, некоторые весьма жесткие. Кончается в устье р. Ачик.

Без осмотра прошли препятствия № 39 - 40 и решили не торопиться выйти в р. Аргут. Пор. № 41 и 42 шли более осторожно, просматривая реку за поворотами. Препятствия № 39 - 42 рекомендуем просмотреть.

От устья р. Ачик до впадения в Аргут валы, бочки до 0,8 м, прижимы, разбои, заломы. От пор. "Неустроева" до фермы на правом берегу 1ч 30 мин сплава. После устья р. Н. Сайлюгем начинается обширный участок разбоев, галечных островов, заломов, чередующихся с высокими бомами. Надо быть очень внимательными, на одном правом повороте сплошной завал через всю реку. Ориентиры: прямо бом, справа – безлесый участок и обрывистый берег высотой около 2 м. Суда обнесли по правому берегу. Перед самым впадением в реку Аргут - бомы с огромными, частично надводными карманами, достаточными, чтобы "запарковать" катамаран - "четвёрку". В повороты перед бомами лучше входить по внутреннему радиусу.

Стоянка на Аргуте в 100 м ниже устья, напротив длинного острова. Дров очень мало. Сплав завершили в 19 ч 50 мин.

23.07. Сплав начали в 10ч 30 мин. Через 30 мин подошли к первому препятствию "Быстрого Аргута" – пор. "Лесной остров".

Пор. № 43. "Лесной остров". Начинается на правом повороте. Правый берег – стенка, левый – крупные камни у берега, впадает ручей. Валы, бочки до 2 м. Прошли порог в кильватерном строю под правым берегом, стараясь уйти от валов и бочек.

Участок реки от пор. " Лесной остров " до пор. ""Атланты" прошли с ходу, без осмотра.

Пор. № 44 "Туганский". Ориентир: высокий скальный обломок призмовидной формы в реке у левого берега. Валы до 2,5 м, мощные бочки. Прошли справа от скалы, уйдя с основной струи.

Пор. №45 "Слив ЛАС". Ориентиры: устье ручья, водопадом стекающего с левого борта долины. Валы, бочки до 2м.

№46 "Шивера Z" - длинная, многокаскадная шивера на зигзагообразном участке реки. Валы до 2 м, бочки. Между отдельными препятствиями - большие плёсы. В самом конце – широкий плавный поворот, после чего река сужается и формируется слив с обратным валом высотой 2,5 м. Есть проход под правым берегом. После него река снова расширяется и успокаивается. Катамараны - "двойки" успели заранее уйти ближе к правому берегу и прошли эту выходную часть шиверы в метрах пяти от обратного вала. После чего стали с интересом наблюдать за прохождением К-4, который слишком поздно оценил опасность данного препятствия и очень энергично пытался уйтис основной струи. В последний момент им это удалось, и они только левой гондолой прошли через край этого вала. Со слов ребят, зрелище это было не для слабонервных, и, зайди они немного левее, вероятность оверкиля была бы очень высокой.

Пор. № 47 "Две отмели". Расположен за крутым правым поворотом. Впереди хорошо просматривается правый поворот долины.

Пор. № 48 "Тихоня". Каскад препятствий, начинается почти сразу за пор. №47. Валы, бочки до 2,5 м. Наиболее сложна последняя ступень, образованная длинной грядой обливных камней от правого берега. Заход слева, на выходе опрокидывающиеся валы до 2,5 –3,0 м. Все катамараны успешно успели уйти от этих валов под левый берег.

За порогом несколько километров спокойной воды. Нам показалось, что расстояние на схеме до пор. "Атланты" показано неверно. ЧХВ около 15 минут, вместо прогнозируемых 30-40. К порогу подошли в 13 часов. Чистое ходовое время от устья реки Шавла составило 1ч 35 мин.

Пор. № 48 "Атланты". Ориентиры: летняя ферма (сарай) на правом берегу; левый поворот долины; на повороте справа улово с отмелью. Из улова виден вход в порог - скальные ворота. Зачалились в улове под правым берегом. На правом берегу есть тропа осмотра, легко можно обнести суда и вещи. Порог расположен на прямом участке реки, цепочки опрокидывающихся валов и пульсирующих бочек высотой до 2,5 м. Наиболее мощные бочки расположены в середине русла и ближе к правому берегу. У левого берега – проход более безопасный, бочки не такие мощные. На выходе из порога: невысокий скальный выступ с правого берега, куда бьёт вся правая часть струи. При оверкиле в начале порога, большая вероятность, что струя "забьёт" человека в подводные карманы этого выступа. Уйти со струи самосплавом очень сложно. Р. Сато-Кулар впадает двумя протоками, в середине порога и после него.

После осмотра порога было решено идти гружёными, поскольку наши катамараны - "двойки" бочки проходят гораздо увереннее при загруженных носах. Первым прошёл порог К-2 (1) и встал в улове под правым берегом на страховку с воды, которая в данном пороге выглядит весьма символичной. Тактика прохождения была следующей. От места чалки в улове перед порогом катамаран поднялся вверх по течению вдоль галечной отмели и вошёл в начало порога на границе центральной и средней трети ширины русла реки. Для безопасного прохождения конца порога надо было успеть попасть в ворота под левым берегом, образованные большим полуобливным камнем и скальным обломком на левом берегу. Далее постоянно старались удержать траекторию движения вдоль левого берега.

К-2 (2) и К-4 выполнили прохождение порога, придерживаясь тактики, выбранной первым катамараном. Все суда прошли на значительном расстоянии от скального выступа правого берега в конце порога и зачалились возле правого берега, после порога. Завершили прохождение порога в 14ч 30 мин. Дальнейший участок реки до пор. № 53 "Ворота" прошли с ходу.

Пор. № 50 "Дикая шивера". Начинается примерно через 200 м после пор. "Атланты" на плавном правом повороте. Множество обливных и надводных камней, валов и бочек высотой до 1,5 м. Кончается за правым поворотом.

Пор. № 51 "Игольное ушко". Находится на следующем правом повороте. Слева на камнях – памятник. В русле обломки скалы, крупные камни. Валы до 1,5 м, многочисленные мощные воронки и поганки. Прошли вдоль левого берега.

№ 52 "Ленивая шивера". Воронки, поганки, в конце - пологие валы до 1,0 м. Кончается на левом повороте.

Пор. № 53 "Ворота" – выходной порог реки Аргут. От пор. "Атланты" до пор. "Ворота" 17 мин сплава. Осмотр по левому берегу, по прибрежным камням. Начинается порог с длинной разгонной шиверы перед правым поворотом. В конце порога - одиночный слив в скальных воротах, за сливом бочка 1,0 м. За порогом плес 100 м и последняя галечная горка. Чалка после порога возле левого берега. Первым порог прошёл К-4, за ним катамараны-"двойки". Все суда прошли слив в его левой части.

На перекус встали на стрелке рек Катунь и Аргут, в музей-кафе "Аргут". Отметили очень красивый контраст между грязными водами реки Аргут и бирюзовым цветом воды в Катуни. Уровень воды в Катуни упал за время нашего отсутствия и стал средним.

Сплав по Катуни
Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая Отчет о водном туристском путешествии 5 категории сложности, совершенном с 2 июля по 1 августа в районе Алтая

Перекус закончили в 16 часов. Сегодня, по плану, по р. Катунь нам предстояло дойти до пос. Иня. Участок реки до пос. Иня описан выше. До устья реки Чуя мы дошли за 2ч 10 мин.

"Ининская труба" - протяженный участок с высоким правым берегом и скальной стенкой по левому берегу. Начинается практически от устья реки Чуя. В первой его трети - подвесной мост, после которого слева стоянка, где группа останавливалась после прохождения рек Н. Кураган и Чуя. Сложная картина течений, развитая вертикальная турбулентность - воронки, поганки. На выходе из трубы - сужение в скальных стенках, два высоких автомобильных моста Чуйского тракта (недействующий и новый) и пор. №54 "Ининский" - валы до 1,2 м, бочки. Всю "Ининскую трубу" прошли за 40 мин. С воды пос. Иня не виден. Причалили к правому берегу перед действующим автомобильным мостом. Сходили в посёлок, докупили продукты и позвонили домой. Встали на ночёвку в двух километрах ниже по течению от пос. Иня, на высокой полке правого берега.

24.07. Вышли в 10ч. 40 мин. Встречаются короткие шиверы с валами до 1м и проносными бочками. Река широкая и можно уйти практически от всех препятствий, что мы и делали. Шёл дождь, и окунаться в валы и бочки не хотелось. До пор. "Ильгуменский" дошли за два часа.

Пор. № 55 "Ильгуменьский". Ориентир порога: река поворачивает направо, справа впадает река Б.Ильгумень, в устье которой построен кемпинг, слева – скальные обломки. Перед порогом справа – большое улово с песчаным пляжем. Осмотр проводили с правого берега. Порог образован в месте сужения русла реки, образованного выходом кореных пород. В центре реки – серия мощных валов до 3 метров, а вдоль берегов есть относительно спокойные проходы. Все катамараны прошли порог через основные валы в центре. Первым прошёл К-4 и встал на страховку с воды возле правого берега. Потом прошли катамараны - "двойки".

От пор "Ильгуменский" до правого притока р. Айлагуш – 20 минут сплава и ещё 5 минут до р. Кадрин. Между двумя этими правыми притоками несложная шивера (№ 56).

Пр.57.- 67. "Кадринская труба" - интересное длинное препятствие, начинающееся после устья р. Кадрин. На этом участке река периодически сужается и расширяется из-за скальных выходов. Есть чётко выраженная струя с валами до 2 м, множество водоворотов и "поганок". По берегам растёт множество кедров. В конце этого участка реки струя впадает в "озеро", образованное скальными выходами, где очень сложная и мощная вертикальная турбуленция воды – пор. № 68 "Мешок". В месте впадения реки в "озеро "– перепад воды составляет около 1,5 метров. Было очень интересно наблюдать как катамараны бросает от одного берега "озера" к другому. Всем судам пришлось приложить определённые усилия, чтобы снова выйти на струю. "Кадринская труба" и пор. "Мешок" были пройдены за 25 минут. По берегам много стоянок.

Не дойдя до пор. № 69 "Шабаш" сделали перекус на левом берегу (с 15 до 16 часов). В схемах, прилагаемых к отчёту, есть значительная неточность в обозначении расстояния между этими порогами. Мы затратили на прохождение этого участка 1 час, а на карте показано – 2- 2,5 км.

Пор. № 69 "Шабаш". 4-5 к.с. Ориентиры порога: впереди, на левом берегу, видны скальные стенки, река делает правый поворот, слева, перед порогом, – галечная отмель. Осмотр порога с правого берега. В пороге выделяют две ступени. На заходе в первую ступень (100- 150 метров) в русле реки, ближе к правому берегу, обломок скалы. Основная струя идёт слева от камня. Сначала мощная бочка до 1,5 метра, потом серия из валов до 3 метров, один из которых – пульсирующий и обратный ("Одеяло"). Справа от камня полноценной протоки для прохода судов не было. Потом участок быстротока 100 метров и вторая ступень – мощная прямая горка в сужении реки с валами до 3 метров. В нашу воду по мощности вторая ступень не уступала первой.

Пошёл дождь, фото и видеосъёмки не производились. Решено было порог пройти с промежуточной чалкой после первой ступени. На правом берегу после первой ступени стояли два человека со спасконцами. Первым прошёл ступень К-4. Судно обошло бочку на заходе с левой стороны и начало резко смещаться вправо, чтобы уйти от "Одеяла". Им это удалось. Зачалились возле правого берега и встали на страховку. После "четвёрки" первую ступень прошли остальные суда по той же траектории. Вторую ступень прошли в кильватерном строю, первым шёл К-4, дистанция между судами – 20- 25 метров. От пор. "Шабаш" до устья р.Урсул – 30 минут сплава, сходу прошли несложные шиверы (№71-72). К устью р. Урсул подошли в 17 часов.

Расход воды в Урсуле был 15 м 3 /сек, слалом между множеством камней. К-4 уже не подлежал разборке и новой сборке после поломок на р. Шавла. Было решено, что на следующий день по Урсулу пойдут только катамараны – "двойки", а экипаж К-4 перенесёт лагерь на 1 км ниже по течению р. Катунь на левый берег и закажет на вечер баню в кемпинге. Вечером разобрали суда и запаковали их в рюкзаки.

Сплав по р. Урсул

25.07. Вышли в 8 ч 05 мин, взяв с собой рации, два спасконца, часть ремнабора и продукты для перекуса. Экипаж К-4 перевёз нас на левый берег, откуда начинается тропа вверх по Урсулу. Тропа идёт примерно на высоте 100 метров от реки. Первые 30 минут мы выбирали всю высоту, периодически то поднимаясь, то спускаясь. После этого ещё 30 минут хода по террасе левого берега до памятника, который стоит слева от тропы (Беляевский Роман 1970-1986). Внизу виден порог "Замок". От памятника вниз на поляну перед порогом идёт тропинка. Мы решили ещё подняться вверх по основной тропе. От тропы периодически вниз идут небольшие тропки к огородам, поэтому высоту лучше не терять. Через 20 минут мы увидели впереди дома и решили начать сплав с этого места. Тропа на всём протяжении хорошая, набитая, идёт по безлесой местности. Мы спустились к реке и увидели большую поляну, где можно собрать суда. Поскольку на левом берегу строительного материала нет (его мы не видели и в районе пор. "Замок"), то сначала собрали К-2 (2) и переправились на левый берег, где срубили деревья для поперечин. Пока мы собирали второй катамаран и делали перекус, мимо нас прошла, не останавливаясь, группа на трёх катамаранах двойках. Сплав начали в 13ч 30 минут. Течение быстрое, препятствий нет, встречаются отдельные полуобливные камни. Прошли мимо разрушенных деревянных опор моста.

До пор. "Замок" сплав занял 8 минут. Ориентиры порога: река делает резкий правый поворот, слева у воды большая поляна, справа – ещё один памятник погибшему туристу воднику. Зачалились для осмотра на правый берег, где обнаружили просторную оборудованную туристическую стоянку и остатки "шкур" катамаранов. Тропа осмотра есть на обоих берегах, лучше слева. При осмотре порога мы увидели в центре реки на камнях перевёрнутый катамаран, ещё один в разобранном состоянии на левом берегу. Третьего судна не было. Сделали траверс на левый берег. Выяснили, что группа (2 девушки и 4 парня) потеряла ориентацию на реке и вошла в порог без осмотра. Только первое судно успело сделать необходимый манёвр, остальные два судна оказались на камнях, впоследствии, одно было смыто струей и поймано с берега. Пострадавших и травм не было.

Пор. "Замок" 3-4 к.с. – препятствие, длиной около 15 метров. В центре русла лежат два больших камня, на которые идёт основная струя. Справа от камней протока забита полуобливными камнями, мало места для манёвра. Левая протока проходима, но после центральных камней надо сделать резкий поворот направо и уйти от камня, который перегораживает левую протоку. Идти лучше разгруженными. Практически сразу за пор. "Замок" начинается пор. "Лестница" 3 к.с. Длина его около 50 метров и представляет собой три слива через всю реку через 10- 15 метров каждый с бочками за ними. Проще его идти в связке с предыдущим порогом.

Первым порог по левой протоке, уйдя от камня, прошёл экипаж К-2 (2) и зачалился в улово у левого берега после первого слива пор. "Лестница". Его задачей было поймать перевёрнутый катамаран, если того смоет со струи и подстраховать с воды К-2 (1). Экипаж К-2 (1) зачалился сразу за камнем в левой протоке пор. "Замок", чтобы достать свободный конец верёвки, которая была прокинута внутрь рамы перевёрнутого катамарана. Совместными усилиями катамаран удалось вытащить на берег. На снятие катамарана и прохождение порога ушло в общей сложности больше трёх часов.

Мы попрощались и пошли дальше. Река держит в постоянном напряжении, требуется постоянный слалом, но мощность реки небольшая. Река очень напоминает Шавлу, только не такая мощная. Можно идти без осмотра, намечая линию движения. Очень хорошая тренировка быстроты принятия решений. Следующий именной порог, обозначенный в наших описаниях – пор. "Ворота" 3 к.с. Длина его около 50 метров. Река делает сначала правый поворот, потом резкий левый поворот, который находится в скальном сужении, после него локальный слив до 1м и с бочкой. Между поворотами справа, с высоты, впадает ручей. Начало порога не сложнее пройденного до этого участка. Зачалились после правого поворота у левого берега, напротив впадающего ручья. Тропы осмотра практически нет. Очень крутой склон (много змей!!!). Посмотрев, что находится за левым поворотом, прошли окончание порога, идя друг за другом. Дальше в лоции выделялась шивера "Слалом", но мы её не обнаружили в эту воду.

Порог "Водопад" 3+ к.с. – препятствие в небольшом каньоне с отвесными стенками. Ориентиры: впереди видны каньонные стенки. Зачалились для просмотра порога на правый берег. В этом узком каменном коридоре река делает правый поворот, ощущается прижим к левому берегу. На входе и выходе препятствия – сливы до 1 м с бочками. После порога - большое улово возле правого берега. Проходили поочерёдно, сначала К-2 (1), потом К-2 (2), уходя от прижима.Чалились после порога в улове.

До устья реки Урсул от этого места идут выходные шиверы, сложность которых несколько выше, чем общий фон реки. На прохождение всего участка от пор. "Замок" до устья реки мы затратили 20 минут. Лагерь со стрелки рек Катунь и Урсул был уже снят, и мы сразу пошли по Катуни до кемпинга на левом берегу, где была баня. Расстояние от устья Урсула - 1 км. В лагере были в 16 ч 20 мин. В этот вечер нам удалось попариться в бане.

26.07. Выход в 15ч 40 мин. По плану надо было сегодня дойти до правого притока р. Каянча –2, где можно посмотреть наскальные рисунки древних людей. ЧХВ – 1ч 05 мин. На этом протяжении несложные препятствия, по своей структуре характерные для всей Катуни, валы, бочки. Перед пор. Каянча 2-3 к.с. – пешеходный мост между двумя вертикальными каменными стенками. Ориентиры места, где можно посмотреть наскальные рисунки: река делает плавный левый поворот, справа, через каменную горку впадает ручей Каянча- 2, метров сто ниже по течению - песчаный пляж с тополями. Стоянка есть непосредственно у ручья и на пляже, на берегу р.Катунь.

27.07. С утра пошли смотреть петроглифы. От обеих стоянок тропинки идут вверх на основную тропу, которая огибает вершину правого берега слева. От этой тропы, там, где она проходит максимально близко к скальным выходам горы, отходит заметная тропка, которая и выводит непосредственно к месту, где можно увидеть эти рисунки.

Сплав, после экскурсии, начали в 12 часов. Встречаются несложные шиверы, которые шли сходу (№ 79-87) . С нашей точки зрения, самым интересным из них является пор. № 81 "Аялы" . Порог расположен после плавного левого поворота, где река сужается между скальными обломками, образуя мощный слив с бочкой до 1,5 метра. До пор. "Тельдекпень 1" мы дошли за 4 часа.

Пор. № 89 "Тельдекпень 1". Ориентиры: незадолго впадает правый приток - р. Эдиган. Река делает плавный правый поворот, где расположена шивера № 88, за поворотом справа – песчаный пляж. На следующем левом повороте начинается сам порог. Мы зачалились для осмотра на этот пляж. В большую воду лучше чалиться на левый берег до шиверы № 88. Осмотр провели с правого берега. Порог расположен в красивом каньоне, длиной около 800 метров. В конце порога автомобильный мост. Высота стенок в каньоне – 10- 15 метров. Выходы скальных порог образуют периодические сужения и расширения русла реки. Основные препятствия в пороге: мощные воронки и "поганки", т.е. существует мощная вертикальная турбулентность воды.

Суда порог прошли поочерёдно, сначала К-4, потом "двойки". Все суда не по разу сделали развороты вокруг собственной оси.

Порог № 90 "Тельдекпень-2". Начинается практически сразу за пор. "Тельдекпень-1". Порог расположен в аналогичном каньоне, но сам порог заметно слабее. Основные препятствия – "поганки" и водовороты. Прошли с ходу. После этого начали искать стоянку. По плану завтра осмотр пещеры древнего человека в районе пор. № 91. От порога "Тельдекпень-2" до стоянки – 40 минут сплава. Стоянку нашли под соснами на левом берегу, за 100 метров до пор. № 91. Вдоль обоих берегов идут дороги, много людей.

28.07. С утра прошли пор. № 91. В русле реки находятся два каменных острова, между которыми мощное течение. Пещера находится в скальнике правого берега, перед порогом № 91. Вход в неё хорошо виден с воды. Есть ещё одна пещера, до которой надо идти вверх по р. Бийка, по правому берегу, около 3 км.

До пор. № 93 "Еландинский" 40 минут сплава. Ориентиры: в скале правого берега на возвышении виден вход в штольню, слева впадает р. Тыгкескен, перед порогом реку пересекает ЛЭП. В центре порога скальные выходы. Есть две протоки. Основная – левая, в ней валы до 1,5 м, бочки до 1метра. За порогом недостроенная Катунская ГЭС. Посмотрели штольню. Порог прошли поочерёдно, страховка не выставлялась.

До устья р. Чемал дошли за 3 часа. Небольшие валы, редкие бочки. За несколько км до пос. Чемал русло реки сжимается – "Чемальская труба" (№ 94), появляются валы до 1м, бочки, прижимы. Устье р. Чемал с воды видно плохо. Ориентиры: река делает резкий левый поворот на 90°, входя в ворота, образованные огромными скальными обломками. После них надо зачалиться на правый берег.

Лагерь разбили на стрелке рек Катунь и Чемал, на высоком берегу в 16 часов. Дров нет, поэтому мы запаслись дровами ещё до начала "Чемальской трубы". Пока разбирали суда и сушили вещи, двое человек сходили в посёлок и узнали расписание автобусов. В метрах 200 от поляны – Чемальская ГЭС, работает "тарзанка", рынок сувениров. Решили уезжать до Бийска на следующий день. Ночь прошла спокойно.

Итоги, выводы и рекомендации

1. Группа практически полностью прошла разработанный маршрут. Отказ от прохождения верхних каньонов р. Н. Кураган связан с высоким уровнем воды.

2. Все участники группы должны чётко представлять нитку маршрута, иметь схожее представление о летнем "отдыхе" и быть готовыми к высокому уровню физических и психологических нагрузок.

3. В июле месяце мы встретили первую группу туристов только при прохождении р. Аргут, то есть уже в конце основной части маршрута. При планировании похода в эти сроки надо рассчитывать на полную автономность группы, только на свои силы при прохождении и организации страховки на порогах. Быть готовыми к множеству завалов на реках Н. Кураган и Шавла.

4. Кроме спортивной составляющей похода, группа познакомилась с наскальными рисунками древних людей, побывала в пещере первобытного человека.

5. В отчётах идёт разное трактование места, где заканчивается р. Йолда и начинается река Н. Кураган. Нам удалось узнать, что Н. Кураган начинается после р. Хазиниха, а выше её река называется Йолда. На цветной карте обозначение "Йолда" также расположено выше устья р. Хазинихи.

6. Мы затратили на заброску до р. Караайры около 10 ч ЧХВ и 11-12 ч - общего. Физически подготовленная мужская группа может попытаться пройти это расстояние за 1 день, если удастся договориться с проводниками. Хотя, тактически более оправдано закладывать на пешую заброску полтора дня и пол-дня на сборку судов.

7. Заброска на лошадях на р. Шавла от пешеходного мостика в районе нижней трети Мажойского каскада, а возможно и от посёлка Чибит, занимает один ходовой день.

8. При заброске на реку Урсул по левому берегу снизу, суда можно не разбирать. Тропа хорошая, идёт по безлесой полке левого берега.