2 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2007

Дата: 2007 г.

Автор: Юлия Дронова

Источник: Турклуб "Сплав"

Путевые заметки преимущественно Дроновой Ю.В.

10.08.2007. Новосибирск

Позади остались долгие 5 дней в поезде с книжкой "Ким" Киплинга и беседами с попутчиками. Особо занимательными были беседы с нашим "корешем" с боковушки Серёгой… Звучали они в последние дни примерно так: "Фу!!! Пи-пец!...". Ибо с тех пор, как его внесли в вагон, он только и занимался тем, что бухал… и писал… порою прямо в штаны! Непередаваемые обонятельные очучения!

Зато обитатели соседних боковушек оказались весьма интересными субъектами. Наташа из Иркутска в гордом одиночестве едет на какой-то сращенный через и-нет слёт всех желающих отдохнуть в палатках средь гор Алтая. А Алексей ехал из Владивостока домой в Омск, прожив за 7 лет целую жизнь на Дальнем Востоке, успев отслужить, жениться, расплодиться, развестись и т.д.…

Ну, вот вся банда и в сборе (если не считать Аленки с Димой Швецовым, которые уже где-то там). Красноярцы приехали развеселые, разудалые, особенно Иван. Жжёт шутку за шуткой, т.е. несет всякую ерунду и весело смеется…

Сидим в Новосибирске у ж.д. вокзала, ждем автобус. Погуляли по городу, нашли забавным ларек с надписью: "МИЛИЦИЯ ОПЛАТА КРУГЛОСУТОЧНО"… А еще здесь продают пиво, завернутое в бумагу с надписью: "Спрячь, смотрят дети!". Ну, метро впечатлило, пожалуй, только меня. Полнота радостных ощущений была подкреплена стопкой, накаченной "за встречу" с Москвой. Пришлось выпить и мне, потом еще раз уже "за встречу" с Зеленогорцами…

…Иван в полном экстазе…

Все ушли есть шашлык, меня бросили на рюкзаках. :( Вот злыдни!

Блин! Солнце светит, а ветерок-то холодный. Это вам не теплый душный Дальний Восток!

Супер! Встретились все как родные! Вот бы весь поход прошел на такой волне!!! Евгенич после очередной "санитарной остановки" пестни завел. Красота!

11-12.08.2007. Автомобильная заброска - день 1

Едем по Новосибирску… Складывается впечатление, что Владивосток - самый задроченный город Сибири и Дальнего Востока. Мать бы так наших мэров и губернаторов! Жалко город - мог бы быть таким красивым!

Автобус у нас - атас! Полный цивил! Чтоб я так всегда в походы забрасывалась… Сидим в комфортных креслах, смотрим "Джентльменов удачи", кондиционер работает - благодать.

Когда все слишком хорошо, это настораживает, как правило. В этот раз, оказалось, не зря… Доехали мы в этом автобусе до Белого Бома. Именно там, как выяснилось, а вовсе не у гостиницы под Акташем, как мы полагали, нас должна была ожидать машина. Должна... Была... Но не ожидала! А водитель автобуса заявил, что он сейчас забирает велосипедистов и едет обратно!...

Мама дорогая! Ночь-полночь, темень непроглядная, а машины нэма! И что самое неприятное, нет связи. Правдами-неправдами убедили водителя, что нас нужно-таки довезти до гостиницы под Акташем.

Приехали в пять утра. Я передала хозяйке гостиницы диск о путешествии мотоциклистов, которым она пол года назад подарила термос. Хозяйка очень обрадовалась! Сказала, что они сильно переживали за ребят, ведь те были в здешних краях уже по зиме, и путь им предстоял еще неблизкий.

Утром подъехала машина. Как выяснилось, она действительно была сегодня ночью на белом Боме, но водитель спал беспробудным сном и не заметил подъехавшего автобуса. Мы отправили его передохнуть, сказали, чтобы он подъехал через пару часов, когда подъедут Дима с Аленой.

…И вот они прибыли. Вновь радость встречи, объятия, выпить "за воссоединение группы". Все здорово! Сейчас подъедет ЗИЛ, и мы двинемся дальше…

Вдруг Дима Швецов задает вопрос, который всех повергает в легкий шок: "А вы синий рюкзак выгружали?". Тут все вспоминают о рюкзаке, присутствие которого насторожило всех при выгрузке из автобуса. Взглянув на его содержимое. Мы решили, что он к нам не имеет никакого отношения, и отправили его обратно.

В общем, мы поняли, что на поляне, где мы обустроились в ожидании машины, нам придется какое-то время пожить. А вот сколько жить придется - одному Богу ведомо… Автобус, должно быть, уже где-то в районе Бийска, если не дальше! Водитель ЗИЛ-а любезно согласился подождать необходимое время, пока мы не уладим свои дела. А Евгенич, Алена и Дима повисли на телефонах в попытке связаться с автобусом… Спустя какое-то время выяснилось, что рюкзак никто из направляющихся в Новосибирск не признал своим и водитель оставил его где-то в Белом Боме (или НА Белом Боме, леший его знает, как правильно). Через час-полтора Алена с Димой привезли-таки свое сокровище, мы пообедали и, наконец, двинулись к нашей речке.

Сначала ехали по хорошей асфальтовой дороге, по Чуйскому тракту. Потом у какой-то (не обратила внимания на указатель) деревни свернули направо. В этом направлении расположено одно единственное поселение - бывший животноводческий колхоз. До этой деревни тоже был асфальт и во вполне хорошем состоянии, что странно. Ну кому нужно поддерживать асфальтовую дорогу ради какой-то полузаброшенной деревни?!... А водитель пояснил, что ее здесь просто некому разбивать.

За селеньем асфальт кончился, пошла грунтовка. Она ведет к покосам в долине реки, название которой водитель не знал. Постепенно дорога превращалась в направление…

Ландшафты здесь весьма своеобразны. Каменисто-песчаный грунт покрытый низкой редкой травкой и иногда пучками толи травы толи мелкого кустарника. И что самое интересное, этот грунт образует практически ровное достаточно жесткое основание. Т.е дороги можно прокладывать в любом месте и в любом направлении. Дорога там, куда направлены колеса.

Постепенно долина сужалась, появлялось все больше крупных камней и вариантов проезда становилось все меньше. В конце концов, дорога (если ее можно так назвать, в чем я лично не уверена) осталась всего одна и полезла траверзом вверх на перевал. Зрелище жутковатое. Слева за бортом машины кромки дороги (все же будем ее так величать) не видать. А где-то очень далеко внизу мирно течет речушка по своей долине. На берегу стоит изба, где в сезон живут, по всей видимости, пастухи да косари.

Вскарабкались на перевал. Выскочили из машины - красотишча! В дали виднеются заснеженные вершины и та долина, откуда мы прибыли. Сфоткались, покатили дальше, впереди еще один перевал.

Спустились вновь в долину. Вот это, я думаю, можно назвать "Альпийскими лугами" (знать бы еще, не какой они высоте). Почвы здесь, видать, побогаче, чем вдоль Чуйского тракта перед нашим поворотом направо, и такая же мелкая низкая травка образует густой ровный ковер. О таком газоне можно только мечтать! Интересно, он сам по себе такой короткий или это все усилия стад животных, пасущихся здесь? Хотя мы наблюдали здесь всего 5-10 молоденьких бычков. Наверное, это все-таки, естественное состояние здешних лугов.

По долине мы ехали недолго и вскоре поползли снова вверх. По сравнению с этим, предыдущий подъем показался детской горкой…

Дорога часто поворачивала то направо, то налево и круто забирала вверх. Иногда казалось, что вот за этим подъемом дороги дальше нет - обрыв, ощущение усугублял длинный капот ЗИЛ-а, за которым дорогу видать далеко впереди, а на подъеме… Но водитель уверенно вел свой аппарат вперед, и всякий раз под колесами оказывалась все та же дорога. Так ползли вверх довольно долго, наверное часа два в общей сложности. Минут через 30 после начала крутой подъем перешел в пологий участок. Проехали четыре озера, и снова дорога поползла вверх по серпантину. Примерно на одном уровне с нами, а может, и ниже, по другую сторону долины в горах виднелся шикарный ледник. Я ледников никогда не видела, зрелище впечатляющее! Наконец, добрались до второго перевала! Вылезли из машины, ветрище, дубак - караул! Стуча зубами, выпили за это дело, сфотографировались и вниз, вниз к заветной реке.

На спуске слева от нас был виден оползень. Шикарный такой, здоровенный навал камней, как будто стекший с гор. Возможно, сошел во время того самого землетрясения.

Начинался дождь (водитель говорит, здесь дождь был всегда, сколько раз он сюда приезжал), когда мы уже в сумерках добрались до того места, где все решили, что дальше дороги нет. Во всяком случае за бродом направление ее не угадывалось. Водитель и до этого-то места никого раньше не довозил. Дорога с перевала шла вдоль какого-то ручейка с чистой прозрачной водой. Слева к нему подошел мощный поток мутной воды. Вот на этом-то слиянии мы и выгрузились. ЗИЛ отправился восвояси.

Заброска была что надо!

Дождь лил во всю. Натянули тенты, занялись установкой лагеря, ужином… когда суета улеглась, и сели выпить-закусить было уже часов десять. Дождь прекратился, над нами раскинулось высокое звездное небо. Довольные окончанием дождя и автомобильной части похода мы легли спать…

…Проснулись - снова под дождем. Под дождем позавтракали, под дождем (ну, под тентами, конечно) собрали рюкзаки, под дождем отправились в первую ходку до Карагемской поляны вниз по этому белесому потоку. Пешком топать пришлось потому, что поток хоть и мощный, но для сплава как-то маловат. Во всяком случае для четверок, а их у нас три и не из самых маленьких… Да и на двойке не хотела бы я здесь маневрировать, шибко велика вероятность продраться. Вот на каяке само то бы, но мы не каякеры, в данной ситуации, к сожалению…

Идем…и вот досада - дорога-то продолжается! Правда периодически она бродит через речку туда-сюда. Но, я полагаю, что для советской военной техники броды вполне ходимые. Но особо огорчаться по этому поводу не пришлось, поскольку минут через 40 ходу стало ясно, что дальше уже никакая техника не проедет… Дорога, правда, продолжалась, но тот участок совершенно непроходим для любой машины. Похоже, тоже последствия землетрясения.

Мутная река пошла в каньон, а дорога траверзом уходила выше. Часа через два, может, немного меньше 1.40-1.50) ходу эта дорога привела нас на огромную поляну у реки. У той самой реки, по которой нам предстояло продолжить наш путь.

Здесь на поляне разбросаны несколько бань, и стоят кучи туристов. Это какая-то отправная точка у пешиков и горников…и у водников.

Дождь прекратился, не знаю, на долго ли, но сейчас светит солнце, народ возвращается со второй ходки. Вот-вот начнется наш ВОДНЫЙ поход!

13.08.2007. Карагем. День 2

И наконец-то, ВОДНЫЙ поход начался!

Вещи вчера закончили таскать часа в четыре. Пообедали и ну катамараны строить. Наш экипаж со своим катом возился дольше всех. 233 раза накачивали и спускали болоны, не могли никак срастить заднюю с передней надувашки. Вовка прав, лучше делать одну надувашку с диафрагмой, тогда меньше возни при стапеле. В конце концов, добившись мало-мальски приемлемого результата, принялись за раму.

Как стемнело, строительство приостановили… и пошли в баню. Напарившись кому сколько угодно, чистые и прекрасные мы дружно расселись у костра, слушая пестни и догрызая ложками арбуз. :)

Сегодня достроили каты. Не торопясь собрались и в 15.00 после обеда выстроились в полной боеготовности у воды. Налили Хане, выпили-закусили, Евгенич напомнил всем символику на воде, наметил порядок движения, с тем и вышли на воду.

Прошли-то мы всего минут 20-30. Но за эти 30 минут стало ясно, что груженая "Матильда" - что-то типа ж/д вагона - 356 гребков с каждого, чтобы крутануть эту махину…

Догреблись до Калын-Агача - притока слева. Метров 50 ниже устья зачалились на правый берег, нашли вполне приемлемую чалку - приблизительное уловцо, на 4 ката хватило. Пошли смотреть пор. "Стартовый", "Олимпийский", "Эридан".

Ходить замучились: по кущам, по камням, тропы просмотровой нет… Ольга говорит, что где-то высоко идет хорошо набитая тропа, может по ней-то мы и понесем рюкзаки? Мы с Ромой тоже пытались найти эту тропу, подозревая, что она все же должна быть, нашли лишь какую-то, похоже звериную, тропку, которая периодически растворяется в зарослях. А тропа пролегает гораздо выше, местами так высоко, что в лоб от реки до нее не проломиться.

Просматривали пороги мы часа полтора-два. Вернулись к катам в 17.20, поразмыслив, решили жить прямо здесь, а завтра отработать с утра каньон, а после уж, может, послезавтра, снимать лагерь и тащить рюкзаки.

Мне трудно по памяти описать в деталях, что собой представляют пороги, но могу точно сказать, таких я еще не видела! Воды не очень много, но прет она как с цепи сорвавшись. Будем лететь-свистеть по такой струе, лишь бы успевать от камней да коряг уворачиваться. Бочек страшных огромных я не узрела. Ну… т.е. они, на мой взгляд, для наших катов не страшны (хотя, завтра, возможно, я и изменю свое мнение). А вот на камни местами наваливает так, что "мама дорогая"!!!

Мне вот что понравилось в нашей группе, это позиция: "Есть руководитель, как он решит, так тому и быть". Сидореныч, правда, весьма выразительно и красочно высказывал свое мнение относительно того, когда стоит нести рюкзаки. Но Вовка ведь мирный :), и вот он уже довольный сидит у костра, подогретый, впрочем, как и все остальные, зеленогорским ядреным самогончиком. "За первый день на воде"!

Кузнецов:

Итак сегодня понял, что такое водные походы высшей к.с. Это не просто пороги, не просто какой-то маршрут, это совокупность воды и берега. Конечно, пешечники - они ходят много. Но! По тропам. А водники ходят там, где течет река. Это такие места, в которые пешечникам в -//-//- -//- -//-//- (не удалось расшифровать) сунуться слабо. (Блин, какой я пьяный!) Пешники ходят по тропам, проложенным за десятилетия. А мы одни там, где удобно смотреть воду. Поэтому мы видим >:-( (чешу репу) окружающую реальность во всей красоте и полноте. :-) А это требует жертв! Пешка в неопрене по пересеченной местности - это СУПЕР-СУПЕР!!! Конечно, всякие продвинутые граждане худеют в неопрене перед TV, а мы в слиянии с природой. ;)

…Одни междометия… Ну, бля, ваще!!!

А все-таки прорвемся!!!

С моих слов записано верно

Кузнецов С.А. _______________________

Пушкарев Рома:

Стоим мы на Карагеме возле первого каньона, и возникают такие классные ощущения. Мы всей хорошей компанией сидим возле костра, воссоединились с природой. С утра нас ждут классные пороги. Одним словом, все классно!!!

14.08.2007. Карагем. День 3

Чётко, блин! Настроение супер! Мне нравится эта речка! Вот это я понимаю - пороги: здесь сплав "говном" не пройдет, и "струя - не дура, вынесет" не проканает. Тут работать надо. Техника, блин! Супер! Река не шибко полноводная, но мощная и много камней разных размеров в русле. Слалом - будь здоров… "Стартовый" порог интереса особого не представляет, главное от камней увернуться, впрочем даже налететь на них, полагаю, не смертельно. Все прошли слева. Нас раскрутило перед бочкой, кого-то там на камень навалило, кто-то чисто прошел… Но самое интересное началось со второй ступени "Олимпийского". Первая ступень "Олимпийского" проходится, на первый взгляд, слева. Туда бьет основная струя, там валы…и дерево торчит прямо в струе, и чем чревато наскочить на это бревно на такой струе, Х.З. Бревно это почти не заметно. Там два пульсирующих вала, в которых оно лишь иногда проглядывается. Побоявшись в самом начале похода закоцать каты (и было б ради чего - ради пары сомнительных плюшек? Когда у нас впереди целая речка…две речки…три!), прошли все справа. Там камни, практически негабарит для четверки… Но наши мужики решили чуток доработать это недоразумение, выворотили пару "пацанов" из русла. Тем самым высвободив место для хотя и принудительной, но все-таки возможной чалки. Решили использовать открывшиеся возможности во благо человечества - пошли сразу смотреть что там во второй ступени.

А вторая ступень плавно переходит в начало "Эридана". Во входной части "Эридана" навалены какие-то деревья, какое-то нагромождение камней. Есть вариант уйти сразу влево, но за выходным сливом "Олимпийского" такой быстроток, что шансов попасть в левую протоку как-то маловато. Правее река разбивается меж нагромождений камней и среди них есть по центру вполне приемлемая лазейка для ката. Но тут нюанс: обливник прямо на сливе торчит. Передние-то поперечины его без проблем пройдут, а вот задняя, если камень меж гондол взять, оденется на него, как…ну не будем об этом. На этот зуб надо налететь какой-нибудь гондолой (лучше левой). Мы именно так и прошли. А вот у москвичей что-то не срослось и они словили этот камень четвертой поперечиной. Теперь по ней можно радугу чертить.:-) И дальше до самого выхода ни одной возможности чалки.

Во второй ступени "Эридана" стоит "чемоданище" в русле, за которым ниже и слева гряда камней. Проход сразу за "чемоданом" направо или за следующим камнем, они друг за другом стоят. В первый слив вправо никому не удалось попасть, некоторые, туда и не собирались. Мы-то собирались, но не выгребли, упали в следующий проход. А вот московский кат угораздило словить ту гряду камней, что слева за "чемоданами".

Дальше все идется по струе, главное не зарюхаться слишком влево - там такой "огород"!!! …Москвичи словили в этом огороде самый шикарный камень, тот, с которого сложнее всего слезть. И ведь слезли же! :-) Наша и зеленогорская четверки успешно ушли вправо, словив один и тот же обливник. Чуток подергавшись, и мы и они без проблем слезли с него. Двойка (во всяком случае, то, что я видела и слышала) прошла без эксцессов.

Дальше быстроток, а там еще порожков попроще. Перед одним из них, кстати, стоянка обжитая по правому берегу. Асам этот порог сразу после стоянки (ее с воды видно) на левом повороте. Там справа "шлагбаум", вот от него нужно резко за поворотом налево отработать, а лучше сразу траверзом заходить, мы так сделали, потом сразу направо - выход. По зубьям, правда, но выход, зубья не криминальные - мы проверили…

Потом опять быстроток и порог на левом притоке с заломом под левым берегом чуть ниже притока. Здесь вся сложность в том, чтобы не налететь поперечинами на зуб при выходе. Он хотя и обливной, но над общим уровнем воды все ж высоко. Три наших ката взяли этот камень правой гондолой, после чего обнимались со следующим камнем у левого берега (вот сейчас набираю это и совершенно не помню о чем тут речь…). Но кидает на него не сильно, оттолкнулся и дальше пошел. Вот только зеленогорская четверка взяла первый обливник между баллонов, но, слава Богу, беспоследственно.

За этим порогом решили завершить сплав на сегодня. Разделись и, кто в чем мог, в том и пошли в базовый лагерь. Намылись, выпили за первый рабочий день, сидим общаемся. Кроха до гитары добрался… ХОРОШО, БЛИН!

Вот среди отличительных особенностей сегодняшнего дня хочу отметить чалки. Здесь нет тиховодов и уловов. Просто нет. Есть только мощная струя по центру и не такая мощная вдоль берега, причем только у одного из двух… Правда, среди этого "не такого мощного течения" таки можно найти что-то отдаленно напоминающее уловцо или "тень" за камнем. Там-то мы и чалились. И чалились часто, постоянно бегали на просмотры.

…И как назло, все время чалились на правый берег, т.е. мне - левому носовому -приходилось пробкой от шампанского вылетать из посадок и хватать кат, удерживать от струи… Уж я-то удержу, как же… Хотя, держала же, ни одной чалки не протабанили, а нас-то никто не ловил - первыми идем. Остальным катам в этом плане было несколько проще, их уже встречали на берегу. Вот щасье было, когда последние две чалки были на левый берег! Тут уж Крохе экстренное катапультирование приходилось исполнять. :-)

А у меня и у Кузнецова сегодня был первый в жизни шестерочный порог! :-) Вот за это-то мы и хотим сейчас накатить табачку! :-)

Димка, капитан московской четверки, похоже весьма расстроен прохождениями его экипажем порогов. Сейчас-то он сидит довольный, а вот в обед ему, явно, взгрустнулось. Еще бы, новую поперечину жалко, небось…

Рябошапко Иван:

Юльчик, Привет!

Намедни ты глаголила, что строки оного блокнота являются чем-то вроде чата для коллектива, составляющего группу данного похода.

Это сразу накладывает некоторую ответственность, т.к. надо придумать себе некий псевдоним, который как-нибудь отражал бы сущность пишущего. Спасибо, барышня. Теперь приходится сидеть, ломать голову, соображая, кто же ты там внутри со своим миром. Вообще, почему-то, на кончике нейронов своим раздражением сразу бросилось слово - Гоблин, но это ведь самобичевание и личная дискредитация, что не свойственно моей натуре. Поэтому, давай, я назову себя старым индейским именем: "Красное пятно штанов и анораки на белом теле Иванаки", что в переводе можно озвучить одним словом "Кумач".

Ночь, костер. Куда-то вверх устремляются искры, наверное, где-то там вдали, пытаясь найти более счастливую жизнь. Нежели в тепле своего родителя - огня. Но и как все заблудшие, потерявшие свои корни души, встречают лишь забвение и безвестную смерть. А наш костер горит, размыкая кольцо тьмы, которая плотной пеленой легла на берега реки Карагем.

Так же и мы, сидящие сейчас у костра, то ли пытаемся найти единение с этим огнем, который дает нам жизнь и тепло, то ли, как его искры, пытаемся оторваться, убежать от нашего общества, заковавшего нас в свои социальные рамки. Но, в отличие от искр, мы, улетая в какую-то неизвестность, можем сами в себе поддерживать жизнь, благодаря небольшой группке людей, окружающей тебя в твоей оторванности от цивилизации, от твоего костра.

Может быть, тогда нам не нужен "костер", может быть, мы сможем прожить в мороз? Не правда. Каждого из нас, сидящих сейчас под звездным покрывалом Алтайского неба, окружают люди-искорки. И все вместе мы создаем костер, который нас и согревает, и дает нам жизненные силы идти дальше.

15.08.2007. Карагем. День 4

Вот блин! Сегодня я поняла, что такое на самом деле пеше-водный поход… Оказывается это вовсе не водный поход с пешей заброской, а пеший поход вдоль реки, причем с неоднократным прохождением одного и того же участка, с периодической посадкой на катамаран, в общей сложности не более одного часа за ходовой день…

Встали, как обычно, в 8.00, позавтракали и в 10 часов двинулись обносить рюкзаки (некоторые вышли минут на 20-40 позже). Через час мы дошли до стоянки на правом притоке, где обождали тех, кто как раз вышел минут на 20-40 позже. Я, Сидоренко и Дима Захаров шли впереди всех. Последним пришел Кузнецов…через 50 минут после нас. Решили идти дальше до впадения в Карагем слева Селевого, а справа Камрю. На Камрю поставили лагерь, отобедали, пошли сплавляться. Добрались до катов под грозовым дождем. Я, наверное, впервые с такой радостью влезала в мокрый, холодный неопрен. Я шла в купальнике и в штанах ЗСК, а путь тут неблизкий, больше часа топать. Я была еще холоднее и мокрее гидрашки, которая мне просто пуховым свитером показалась…

Гребли мы в общей сложности часа… полтора.

Пытались всю дорогу сопоставить реку с описанием, но как-то безуспешно.… По описанию есть такой порог "Россыпь". Ориентир: за левым поворотом скала справа, дальше чалка. Единственное место, похожее на это описание, мы встретили уже почти у самой нашей стоянки. Но порогом то, что за ним последовало, назвать сложно. В русле разбросаны навалы деревьев, стволы, ветки, но проход совершенно беспроблемный, прекрасно виден с воды. Эти стволы от тех деревьев, которые оказались залитыми селем. Здесь, похоже, конфигурация русла еще долго будет видоизменяться. Возможно, еще год назад здесь и бала "Россыпь"…

До того мы прошли еще пару порогов, но они несложные, читаются с воды. Можно идти без просмотров.

Вот "Ё" моё! Дима Захаров встрял со своими грибами, чем подрезал крылья моей литературной музе, теперь она вновь стала похожа на птицу киви, да еще и ногу подвернула (а сейчас мне кажется, что муза-то и была без крыльев, это уж точно).

Грибов вдоль тропы обноса до едрени фени. Не удержались от того, чтобы собрать, не смотря на избыток еды даже в зеленогорские дни. А еще сегодня Д.Р. у Андрея, как внезапно выяснилось уже вечером.

Ладно, пока пойду грибы разделывать. Потом, мож, еще чего черкану…

16.08.2007. Карагем. День 5

Вот сегодня был реальный полноценный рабочий день. С утра, как обычно, вышли в 10 часов. Начали с перечалки на левый берег на осыпь. Решено было обнести пор. "Селевой". На входе в этот порог среди камней забилась пара-тройка бревен, которые делают невозможным вход. Дальше порог выглядит вполне ходимым, но места, откуда можно стартовать мы не нашли. В итоге мы обнесли полностью "Селевой" и пошли дальше. Шли, будто первопрохождение делали: глянули вперед, прошли, до куда видно, зачалились, смотрим, что дальше.… Не всегда это было оправдано, зачастую просматривали совершенно безобидные участки (по местным меркам, конечно же). Но зато мы обнесли шлагбаум, который при таких скоростях мог бы оказаться весьма криминальным. На первый взгляд, под ним есть проход, но какой-то сомнительный. Евгенич решил не рисковать (да, собственно, и не было ради чего) и велел всем обносить. Некоторые считали, что их кат там бы прошел, но все без лишних разговоров обнесли и пошли дальше.

Вот этим-то и нравится мне наша команда! Вроде бы и народу много, и народ-то весь разный - кто откуда, кому сколько… а все знают, что почем, что делать и когда, и как! Приятно находиться в такой компании!

После этого шлагбаума были еще какие-то пороги, шиверы, щас уже и не вспомню, что именно там было. Но вот чего не забыть, так это киль красноярского ката четверки…

Было это в пороге "Бобслей". С виду порог не особо-то криминальный. Пара камней, ворота из валуна слева и бревна справа, за воротами прижимчик небольшой к скале справа (таких вроде уже не один прошли…). Три ката прошли без проблем, правда, зацепили кто чем эту скалу… Мы носами впоролись, назад отбросило, выровнялись и дальше пошли. Двойка кормой зацепила, московская четверка тоже носом стукнулась, оттабанила и дальше (сейчас уже не помню, как все было, но Кузнецов после утверждал, что они чисто прошли, не задели даже). А вот Климычевская четверка что-то там недоработала, сильно зашла вправо и влепилась левым бортом в прижим. Постояли они там секунд пять, пока их разложило. Секунды мы сосчитали уже по видео, которое я вовремя побежала снимать (хорошая все-таки штука - маленький фотик и аквапак при себе, а еще лучше водоплавающий фотоаппарат, но у меня такого нэма). Возможно, если бы правый борт своевременно среагировал и прыгнул на левый болон, все обошлось бы куда меньшими потерями. А потери вышли - всем потерям потери: переломило все пять поперечин, одну даже в двух местах…

Как сказано в отчете, по которому мы идем, "обед совместили с ремонтом". Поставили деревянные поперечины. Управились весьма оперативно, обед всего-то на час-полтора затянулся. Но что мне особенно хочется отметить, каждый пытался внести хоть какую-то лепту в реанимацию аварийного ката!

Итак, за сегодняшний день мы сделали кое-какие выводы:

" Идти нужно в перчатках, если не хочешь перерезать себе пальцы спасконцом в аварийной ситуации. Двое из нас сегодня оросили своей кровью берега Карагема. Все, как по описанию: "Захаров сильно порезал палец";
"
" При прохождении препятствий без рюкзаков обязательно нужно брать с собой топор. Новые поперечины мы строгали кто чем, в том числе, зубчатыми стропорезами, для того никак не приспособленными;
"
" Непременно нужно брать с собой цепную пилу или ножовку. Весьма пригождается при сооружении деревянного каркаса;
"
" Если ты идешь в линзах, не поленись взять с собой запасной комплект или очки. Никогда не угадаешь, где у тебя вымоет линзу. Алена, например, пережила без потерь уже не один киль в линзах, в том числе сегодняшний. А у Димки Захарова вымыло линзу практически на ровном месте (по меркам Карагема, конечно). Брызги, знаете ли, окатило…
"
Дальше за "Бобслеем" еще пара-тройка порогов, которые мы проскочили сходу чисто. В основном это прижимы то слева, то справа, в конце какой-то порог с заломом. Проходится, в принципе, легко, цепляешь там чуток каких-то палок…правда, на этих-то палках и рискуешь заработать себе пробоину в днище…

Зачалились на выходе из первого каньона, отправились за рюкзаками на "Селевой". Ходу здесь час-полтора, кто как ходит, кто сколько несет. Забрали рюкзаки, поставили новый лагерь в отлично приспособленном для того месте (обжитом). Вокруг лагеря куча грибов, которые Алена с Димой непременули собрать. Я почистила, завтра хочу омлет соорудить, надеюсь, хватит сил подскочить вместе с дежурными…

Аленка что-то захворала, надеюсь, завтра все будет хорошо. Тяжело все же бороться с водой (или с рюкзаком), когда тебе херовато. :-(

На ночевку мы встали примерно в 20.30, а темнеет тут около 21.00. То есть мы отработали по полной весь световой день, не смотря на ремонт, идем по графику. Молодцы!

Кстати, местечко для житья здесь чудеснейшее. С воды его не увидеть, но есть вполне конкретные ориентиры: слева впадает приток Кара-Айры сразу за сопкой с огромным скалистым уступом, справа большая такая каменистая коса прямо напротив устья, и тут же ниже косы высокий берег покрытый хвойными. Вот среди этих хвойных и притаилась эта стоянка. А каты мы оставили ниже по течению на следующее косе справа.

17.08.2007. Карагем. День 6

Писать что-то совсем нет настроения…

Что хорошего сегодня:

Шли весь день с рюкзаками по воде, ничего не обносили. Наш кат даже "Разбойников" проходил груженым, в отличие от всех остальных.

Уже второй день подряд нас балует погода. Солнышко почти весь день. Не жарко, правда, зато хотя бы зубами меньше клацать приходится.

Мы с Ольгой намыли головы на обеде. Теперь чистые и прекрасные.

День прошел без криминала. Отлично все прошли "Разбойников". Все каты сработали как надо. Хотя, тупили мы долго, намечая траекторию движения.

Что плохого сегодня:

Иван весло свое посеял.

Вышли поздновато, в 11.00.

Димка опять линзу потерял.

Кузнецов (и не только он) исцарапался в облепихе.

18.08.2007. Карагем-Аргут. День 7

Попробую для начала вспомнить, с что там происходило вчера…

Так, так, так, где же мы вчера проснулись?... Ах да, на высоком правом берегу среди хвойных. И (О, ДА!) пошли мы с рюкзаками прямо на катах. А это означает, что мы их вчера на себе не таскали! :-)

Та-ак, это вспомнила, а что же там было на воде?... Помню, были какие-то заломы, но почти все они были легко проходимы, т.е. сами заломы где-то вдоль берегов или островов раскиданы. Единственное место, где нам пришлось проводить каты через залом, сразу после порога "Белый Бом". Сам порог-то из себя особых сложностей не представляет, но просмотреть его следует именно из-за этих вот заломов. Кучи бревен в русле реки, как известно, такая переменчивая вещь: сегодня тут проход, а завтра уже шлагбаум. И поди угадай наперед "сегодня" ты идешь или "завтра"…

Тут я рассказываю, как мы обносили шлагбаум, но, кажется, это воспоминания не вчерашние, такое было описано в пятый день…

Самыми интересными были пор. "Винт" и "Разбойники".

"Винт" состоит из поворота сначала налево, потом направо и снова на выходе влево. Чалка перед порогом на правый берег за прибрежную скалу. Хорошее падение, несколько бочек на правом повороте, а за поворотом там слева "чемодан" полуобливной, по центру два небольших обливничка, а между ними какая-то хрень торчит типа корча или т.п. Короче идти надо где-то между этими хренями. Мы прошли, прижимаясь к правому берегу. Немного переусердствовали даже, забирая вправо, покрутились. Двоечка прошла гладко. А вот Москва чутка чего-то неподрасчитала, им пришлось посидеть немного на этом "чемодане", еще одну поперечину немного коцнули.

На "Винте" выставляли страховку, съемки… Последней шла климычевская четверка. Их побежала снимать только я по левому берегу. А берега порога представляют собой две почти вертикальные каменистые осыпи. Осыпь левого берега особо впечатляет…и как она только держится?... Так вот под ней-то я и встала с фотоаппаратом… а мимо камушки - стук… стук… стук… и в реку. Жутковато как-то. А эти четверо все рядятся и рядятся, куда же и как же пройти… Но, надо отдать должное, прошли отлично. Левым баллоном по "чемодану" просвистели, как по маслу.

За "Винтом", кажется, шел прогонный участок. Точно не помню, но помню, что к "Разбойникам" первыми подошли москвичи, а обогнать адмиральский крейсер они могли только на чём-то ничём.

"Разбойники" состоят из двух ступеней. Первая ничего, особых размышлений не вызвала: идем левее, левее вдоль залома под берегом. А вот вторая ступень заставила нас несколько потупить, соображая, куда бы сунуть свои каты и где бы воткнуть страховку… Единодушно все решили идти без рюкзаков. Только Евгенич сказал: "А ну их эти рюкзаки! Идем с ними!". У него как раз колено разболелось - ну как рюкзак-то тащить?! :-)

Проходили порог о-очень долго и нудно. Порог длинный, пока всех попеременили на страховках, фотах и видеах… по окончании решили, что мы там и живем. К тому же на левом берегу миллион места для лагеря. А облепихи там…….жуть сколько! Тьма тьмущая! Порог можно бы каким-нибудь "Облепиховым" назвать. :-) Насобирали в спирт, в бутылку с сахаром, в компот и, конечно же, в желудки. Натрескались ягод до болей языков и зубов… Ели даже те, кто кислятину не очень-то жалует.

Встали сегодня утром, привязали барахло (Ура! Опять идем с рюкзаками по воде) и в 10.05 уже отчалили. Ведь можем, если хочим! А то в прошлый раз с непривычки, что надо лагерь собирать и на каты складывать, вышли в 11 с лишним.

Кстати, сегодня была первая ночь без дождя. Но утро все расставило по своим местам, и мы, клацая зубами под проливным дождем и ветром, погребли. До "Чибитских" порогов река похожа на Сицу, только весьма веселенькую Сицу. Рукава мелководные, перекаты, расчески, срань всякая…

А вот сами "Чибитские" порожки - ВЕЩЬ! Особенно приятно, что шли мы их сходу, стройной кильватерной колонной. Жаль только не снимали. В таких бочечках классные фотки бы вышли! Можно было бы, в принципе, где-то притормозиться, поснимать, но в такой зусман хотелось только одного - тепла костра. (Хотя есть мнение, что там и негде было причалить-то, но раз уж я по горячим следам так записала, значит, видимо, были там возможности зачалиться где-то). А оно нас ожидало только после впадения в Аргут.

И вот около полудня мы в него впали. Дождичек припустил такой бодренький. Мыться ходили, как… как бы это выразиться покрасноречивей… в общем, долго набираться мужества приходилось, чтобы на купание отправиться. Только Олег, пока мы рюкзаки отвязывали, каты чалили, костер изобретали (думали, где его притулить), быстренько окунулся и идет такой помытый… в одних трусах. На улице резко похолодало от одного его вида!

Пока готовился обед, все ютились у костра с мыслью, что ну их эти озера и прорывы в такую-то мерзкую погоду! Но, слава богам, после обеда дождь прекратился, начало проглядывать солнце, и мы в приподнятом настроении отправились кто куда. Одни решили, что жизнь бессмысленна, если не видеть Карагемского прорыва; иные сочли, без рыбалки на озере не жизнь; а третьи подумали: "сон - вот истинное счастье!".

К "одним" отнеслись я, Ку, Олег и Андрей (он-то как раз и был тем, кто видел вопрос созерцания прорыва смысложизненным :-) ). Полазили мы вокруг прорыва, впечатлились. Климыч без конца приговаривал: "Не пойду! И не уговаривайте!". Я предложила сюда ходить водникам, достигшим весьма и весьма преклонных лет - какой красивый "последний путь"! Климыч оспорил эту мысль, дескать, чем старше, тем сильнее жить хочется. А вот сейчас у костра он говорит, что лет в 70 пойдет….

"Вторыми" вызвались Ромка, Вован, Кроха, Захаров Димка, Ваня. Рыбы они, правда, там не нашли, а жаль! Но гуляли долго, наверное, на час позже нас вернулись, может и больше. Рассказывают, что там всего три озера. Вовка - самый сильный, самый быстрый - обежал все три, с местным каким-то заобщался, остальные ограничились посещением двух.

Теперь мы ужинаем и пьем… Как не пить - завтра дневка! Правда, народ выглядит каким-то вымотанным, все сидят по своим углам и тупят. Мало того, стрескали весь паек раскладочный и остались голодными (что для нас совсем нехарактерно).

Один только Димка взял на себя роль весельчака-балагура и, надо заметить, весьма успешно с нею справляется. Народ вроде как-то хоть общаться начал, чуток оживился опосля тостов "за города", "за жахнем", "за э-эх"…

19.08.2007. Аргут. Дневка. День 8

Дневка. А следовательно, вчера по всем законам жанра должен был быть веселый вечер…и он был. Старания Захарова по части: выпьем, жахнем, потихонечку, за то, за это… успешно были подхвачены Ванькой с его бесконечным задором и весельем… На этой волне и покатил кураж. Выпивали, разводили, снова выпивали… Ваня жёг весь вечер, словами не передать - надо слышать и видеть! Пестни горланили и под гитару, и без гитары, да так от души… Правда, уже спящие на тот момент утром заявили, что со стороны это слышалось, как жуткий вой. :-) Глупые, слышали б они все это изнутри! Нам понравилось!

Особо воинствующим в этот вечер был Климыч. Но умелыми хитросплетенными действиями Ивана он был успешно деактивизирован и уложен на коврик у стола.

А веселье, меж тем, продолжалось. Активными оставались Ольга, я, Захаров, Кузнецов, Ваня и Рома. Евгенич время от времени подавал признаки жизни. В тот момент, когда гитара зачем-то оказалась у меня, Ванечке показалось, что Ку как-то загрустил (вернее стал уходить глубоко в себя), и он кинулся забавлять Серегу то ладушками, то шутками-прибаутками… В итоге Кузнецов до того приободрился, что заявил о своем желании пописать, и Ваня заботливо увел его от костра… Не было их… все уже спать легли, а их все не было. Как выяснилось на утро, они общались по душам. В процессе оной беседы Кузнецов какими-то правдами-неправдами убедил Ваню заехать ему по чайнику…

Проснулся Ку далеко после обеда та-а-аким красавцем! О том, что он сегодня как никогда живописен, народ прочухал еще до того, как тот явился миру, поэтому устраивал паломничество к московской палатке, дабы лицезреть ЭТО… :-)

Удивительное, все-таки, явление - Димка Захаров: он почти ничего не ест, только суп в обед и грибы (а их вчера не было), пьет вместе со всеми стопку за стопкой (правда, закусывает время от времени), а потом, уже после того, как все либо ушли, либо уползли, либо были эвакуированы от костра, со словами: "Я хотел напиться в этом походе и я это сделал!" встает и ровненько, как по струнке идет в палатку… Уникум, блин!

Я проснулась одна из последних. После меня выползли только рома, Захаров и… Кузнецов. Кузнецов, на удивление, оказался бодр и весел (ну, по его, конечно же, меркам болезни с бодуна).

Аленка, Дима Швецов и Андрей отправились после завтрака на двойке на озера. Мне, если честно, стыдно, что я к ним не присоединилась, но было так бесконечно лень… В такую погоду, дарованную нам местными богами, хотелось распластаться на солнышке и лениво чистить перышки. Чем я, собственно, и занималась весь день. Ольга крестиком вышивала. А мужики до обеда пьянствовали. После обеда все расползлись спать т.к. на алкоголь было наложено адмиральское табу. Несколько живчиков остались бодрствовать и отправились попытать себя в рыбалке. Безуспешно. Здесь рыбы нет.

Я с Кузнецовым отправилась прогуляться по окрестностям. Очень хотелось потрогать гору, которая возвышалась над нами, очень характерная гора для здешних мест. Тем временем вернулись трое с озер и (о щасье!) принесли грибов. Я с самого начала похода мечтала сделать вареники с грибами, надеялась всеми фибрами на дневку, да не тут-то было. На нашем берегу растут только сомнительного вида пластинчатые грибы.

Вернулись с прогулки часов в семь, я принялась за разделывание грибов, дежурные - за приготовление ужина, а Ольга - за оладьи. В силу сложившихся обстоятельств пришлось отказаться от идеи с варениками и съесть грибы просто жареными.

Почти затемно вернулись Алена с Димой с прорыва. Были несказанно обрадованы оладьям с вареной сгущенкой и грибам. :-)

Времени десять вечера. Народ в большинстве своем разбрелся по палаткам. Только Олег чего-то проснулся на ужин (красноярцы все дружно его, ужин, проигнорировали) и теперь мается: спать не хочет, а пить нельзя и нес кем. :-( Да еще экипаж "Рафтмастера" суетится, завершая реставрацию потрепанного Карагемом ката.

Оладушки - Вещь! :-)

21.08.2007. Аргут. День 10

Блин! Вчера поняла, что дневка - один из самых приятнейших дней похода. А все почему? Да потому, что не надо мыться… Кто-то скажет: "Фу, свиньи! Не моются, и рады!". А ведь походные купания - это не горячий душ с мочалкой гелем и молочком для тела. Это когда ты вылезаешь из холодной гидры, прыгаешь в ледянющую воду, вылетаешь из нее пулей (иначе просто не получается), мылишься и ныряешь еще раз все в ту же ледяную воду… Жаль, конечно, что бани не было на дневке, но всем было не до того…

В общем, вышли мы с дневки, попрощавшись с Карагемом, и дальше погребли по Аргуту. Одна речка пройдена! После прорыва идет, так называемый, "Степной Аргут". Здесь он несет свои воды через широкую долину, неглубоко прорезая ее руслом. Мы прошли мимо разрушенного моста, мимо паромной переправы, кстати, действующей. Прошли порог "Степной" и какие-то шиверы.

Некоторое время шли балдея на катах. Я и не думала уж, что на этой речке хоть сколько-нибудь доведется пройтись "говном", сцепившись двумя-тремя катами, ведя развеселые беседы…

Довелось… но не долго, вскоре мы подошли к "Надолбам". Зачалились на правый берег, долго смотрели, заценивали, че почем. Входная часть выглядит вполне безобидной при условии, что не будешь соваться куда не следует, русло широкое все бочки можно обойти. Дальше поворот направо, мы было решили, что там уже конец порога и чуть не вернулись к катам для прохождения. Хорошо, бдительный Сидоренко - самый быстрый, самый сильный - решил таки глянуть, что там, и канул. Мы за ним, а там за поворотом на выходе обнаруживается бочара через все русло, а за ней навал на кусок скалы под правым берегом. В итоге решили идти тандемом. Вперед пошли мы, следом двоечка. Где-то посреди порога до поворота она зачалилась на промежуточную страховку. Потом прошли остальные четверки до самого выхода, а уж после Ромка с Олегом проскочили нижнюю часть порога.

Не успев и глазом моргнуть, дошли до трубы Сапожникова. Перед входом до пальца на левом берегу зачалились, глянули вперед, решили спуститься метров на 100 ниже для просмотра ближайших ступеней трубы. Эти ступени мы о-очень долго смотрели, мудрили, страховали, снимали - 3 часа проходили. После чего Евгенич сказал: "Делай, как я", и мы пошли друг за другом… "Делай, как я" - тема весьма занятная. Каждый последующий катамаран неизбежно отклоняется от курса предыдущего. Вследствие этих смещений зачастую крайний кат уже идет, как Бог пошлет… Так у нас двоечка словила исключительно шикарную бочару где-то под правым берегом. Вылетела из нее свечкой почти на весь корпус ката… слава Богу, ровным килем!

За трубой начинается ПВС. Перед ним мы причалили к правому берегу, встали лагерем на отличной полянке наверху.

И все бы хорошо, да у меня схватило поясницу… Да так, что КАРАУЛ! Спасибо безграничное Евгеничу - спас! Он, кудесник, изрядно похрустев моими косточками, вернул мне способность двигаться. Ух, если бы не он… дальше страшно представить!

Не знаю что там народ еще делал и долго ли сидел у костра, но я уже в десять часов изрядно помятая и нафиналгоненная легла спать.

Утром встали по обыкновению в восемь. После завтрака адмирал велел всем отдыхать до 11.00. :-) Я за это время чуток поразмяла свою поясничку, кто-то поспал, кто-то просто посидел за чашечкой чая. И вот уже 11 часов, и надо нести рюкзаки. Ну мы и понесли, попутно оглядывая порог. Сразу сказали, что не пойдут Ольга и Андрей. Под сомнением были я и Аленка. Высший руководящий состав решил следующее: двойка и зеленогорская четверка обносят порог полностью, Москва и Владивосток обносят верхнюю часть, от середины идут. В середине порога под левым берегом "чемоданище" стоит такой косой, чуть выше него под правым берегом есть место, откуда можно стартовать. Оттуда и начинали они прохождение. Я не пошла по состоянию здоровья (и не только) и, наверное, на свое счастье. Мужики говорят, порог - жесть. Вместо меня пошел Олег. Ему изначально очень хотелось пойти, и он прошел! :) В Москве тоже замена была: Швецов вместо Андрюхи пошел.

Все живы, все целы! Это главное!

Отобедали, привязали рюкзаки и пошли сходу шестерочный каскад "Шивера Седая", пороги "Угловой" и "Медвежий". Евгенич по пути припомнил все камни, которые в свое время прошел килем кверху.

Перед "Иедыгемским" зачалились на левый берег. Чалки, надо заметить, на Аргуте куда проще, чем на Карагеме. Река полноводная, широкая, берега каменистые, неизбежно образуются какие-нибудь тиховоды, даже уловца. Просмотрели порог сверху с поймы, решили, сейчас пройдем и остаемся жить здесь.

В "Иедыгемском" две ступени, сначала входная широченная Шивера с несколькими вариантами проходов. Дальше поворот направо, сужение, бочка слева, потом постепенно угасающие валы. Все прошли чисто. Правда я что-то затупила. Как оказалось после прохождения, я гребла совсем не туда, куда весь остальной экипаж… Хвала Всевышнему, я всего лишь девушка, и трое дюжих мужичков меня легко перегребли, и мы прошли чинно!

Я уже второй раз за поход замечаю такую фигню: капитан командует в одну сторону, все гребут туда, а я четко слышу в другую и, будучи правильным матросом, гребу туда, куда слышу… Надо с этим что-то делать…

Теперь народ, приняв свои 150 (похоже, не только 150), активно обсуждает пережитое. Впервые, кстати, за поход слышу столь активные дебаты на тему воды. Обычно у нас болтали о чем угодно, но не о воде, не о бочках, не о свечках, не о посадках, не о порогах. Не характерно это как-то для водников.

Возможно за эти пару дней я многое упустила в записях, но два дня сразу воспроизводить тяжеловато моей безнадежной памяти. А вчера я писать была просто физически не в состоянии.

Сегодня народ, не смотря на табу адмирала, на недостаток спирта (всё уже выпили), на предстоящие "шестые" пороги, напился…..

22.08.2007. Аргут. День 11

Случилось страшное… И, вообще, у меня сегодня все плохо…. :-(

Самое страшное - я утопила диктофон… Я было уже заготовила банку вазелина, чтобы побезболезненней сообщить об этом Евгеничу, но, слава Богу, все обошлось. Приберегу ее, чтобы Карикову доложить… Не сказать, конечно, чтобы Паша был осчастливлен этим известием, но битие отложил… Нет! И надо же было этому диктофону из всех тысяч раз, что я доставала фотоаппарат последовать за ним именно тогда, когда ему просто некуда было больше упасть, кроме как в мутную струю Аргута…

Случились это в "Стерегущем". Прошли, как водится, первыми, подождали следующий экипаж, и я поскакала на фото, вскарабкалась на тот самый камушек…

Проходили "Стерегущий" левой протокой, постфактум глянули, что там в правой твориться, ее сверху никак не увидеть. Веселенькая оказывается штучка! Полагаю, что в другой раз можно будет провести один кат на страховку слева, а остальные по рекомендациям по рации пустить справа.

Вскоре подошли к порогу "Большой Арыюльский". Красивый, однако, порожек, живописный. И колбасит там - будь здоров! Красноярские каты проскреблись правой протокой, или даже не протокой, а прижимаясь вправо меж камней (протокой это спорно можно назвать). А мы и Москва ломились через веселуху между двумя чемоданами. Нас прикольно долбануло по корме "петухом" после второго валуна, а Москву на этом "петухе" потрепало чуток. Шли мы порог целый час с 12.00-13.00.

В 13.30 подошли к порогу "Белый". То что он белый, сомнений не вызывает, но по количеству изгибов русла его, по-моему, следовало бы назвать "Зигзагом" или "Змейкой" какой-нибудь.

Мурыжили мы его два часа. Он сам по себе длинный, пока все просмотришь, пока все фото-видео расставишь, друг друга подменишь… Первые снова мы, как обычно, без всякой страховки… Уже сам этот факт, особенно в свете событий в "Бобслее", бодрит еще как! За мной еще наблюдается синдром "банановухости", что при таком широком пороге, где возможны неожиданные вариации прохождения, совсем не кстати… Но в итоге мы прошли как надо. Только на выходе нас навалило на камень, но он очень плавно выступает из струи, поэтому мы без проблем сползли с него. Не знаю, что там нас ждет впереди, но пока мне этот порог понравился больше всех на Аргуте!

Прошли, встали на страховку, встретили успешно прошедших зеленогорцев, те подменили Москву на фото-видео, мы дождались, пока "Рафтмастер" выйдет, и уже собрались стартовать дальше… тут из порога выплывает кат2 кверху пузом. Еще на ПВС нас догнала группа барнаульцев, минчан и чехов. Вот их-то двойка и легла на входе. Свою четверку, чудаки, они поставили на страховку где-то в середине порога, и естественно, никакие спасработы отработать там не смогли. Всех выудили, выловили, пошли дальше, оставив приходить в себя потерпевших. По ходу нашли их весло. Они остались премного благодарны и рады, получив его обратно. :)

А мы, пройдя метров 600-800 ниже "Белого", встали на ночевку на левый берег. Под палаточки здесь место не ахти, с уклончиком приличным к реке, но жить можно. А для особо привередливых есть тьма отборнейших мест на полке повыше. Но у нас в группе больше ленивых, чем капризных, посему никто на ту полку не полез с палаткой… Вовка говорит, где-то сразу за "Белым" на левом берегу есть стоянка. Она высоко на полке, с воды не заметить, но она есть и обжита.

Поскольку жить остановились рано, после запоздалого обеда мужики разбрелись кто куда. Кто-то пошел попытать удачу в рыбалке у притока чуть ниже стоянки, но рыбы, похоже, здесь вовсе нет. Судя по отсутствию насекомых, мутной воде и вездесущей струе, ей тут просто кушать нечего и спать негде… Другие отправились исследовать окрестности, остальные разбрелись по лагерю.

Так скоротали время до ужина. Теперь расползаемся потихонечку по палаткам.

Через полторы недели похода начинаю в полной мере ощущать отличие алтайской шестерки от прочих пройденных мною рек… Вспоминается многое, слышанное мною об этих реках за годы в водном туризме. Вспомнились и слова Чуйковой о "жесткой воде", и слова Середы о "физкультуре", и разговоры о сыпящихся камнях прямо в реку… Но пуще всего прочего ощущается движение в режиме "non stop". В принципе, как таковые пороги, требующие просмотров, страховок, съемок, не вновь. Доводилось сталкиваться и с мощной струей, и с чалками прямо на ней, и с весьма мощными порогами, которые выхватываются сходу… Но все дело в том, что здесь все это идет одно за одним, без перерывов, постоянно. За минувшие десять дней помню только три расслабленных момента - это разливы Карагема перед "Чибитскими" порогами, дневка и кусочек "Степного Аргута"…

Когда в следующий раз пойду в "шестерку", не поленюсь таки мышцу чутка поднакачать… Мне еще ни одна речка не "давала прикурить", нигде не выхватывала я полной "Ж" (в смысле полной тютельки) и расслабилась, забила на тренировки…а зря! Плюс к тому разок пренебрегла разминочкой…потянула косую мышцу.

Женщины… мужикам, может, это и не обязательно… женщины, делайте зарядку перед выходом на воду. Слабоват у на организьм, всё же! Если предстоит выкладываться по-полной, что необходимо на серьезной воде, не поленитесь разогреть мышцу.

…Потянула мышцу, организм, видимо, в попытке на ее замену подключить какие-то вспомогательные резервы, где-то не так сработал, в результате смещение позвонков. Поясница прихватило так…….. И если бы не чудо-Евгенич…

23.08.2007. Аргут. День 12

Вот мы и доехали до устья Шавлы. Прошли сегодня чудесный порог "Раздельный". Не всеми, правда экипажами, только две 4-ки, но прошли! От нашей ночевки до него примерно 40 минут. Подошли к порогу, посмотрели, впечатлились… Вся эта мощная река со всем свои нехилым расходом воды сливается в одну бочару метров 15-20 шириной. Обнесли два ката, двойку и москвичей, на страховку. Пошел первый Евгенич, вместо меня снова посадили Олега. А мы с Ромкой встали на страховку. Кат прошел идеально, зашли по центру, вылетели из бочки пулей. Глядя на это сомневающийся Климыч решил идти. Но, видать, что-то пошло не по плану (видео покажет, что и как было), и четверка абсолютно шикарно и красиво вылетает по отбойнику из-за скалы кверху килем. Все, к счастью, остались на кате. Двумя четверками забили в улово справа, поставили на ровный киль.

Ниже порога расположился живописнейший каньон. Вертикальные, местами даже нависающие скалы. Грандиозно!

Сразу после каньона насобирали дров на правом бережку. Вгрузившись по-полной, такими баржами дошли до устья Шавлы. Климыч, чудак, оседлал бревно, привязанное к кату. Презабавнейшее зрелище. А морда счастливая! :)

А вот Кузнецов выглядит куда менее жизнерадостно. Он проснулся сегодня со свернутой набок головой, и даже не смотря на рукоприкладства Евгенича, до сих пор прибывает в таком положении. Видать, при обносе ПВС что-то повредил, потом добил нагрузками…

24.08.2007. Аргут. Дневка. День 13

Сия дневка радикально отличается от предыдущей… трезвостью! Все спиртное, что с прошлой дневки дожило до нынешних дней, допили вчера вечером. Да и того было немного. Хватило только на то, чтобы Кузнецову, Ваньке и Роме нагорланиться вволю песен, а Евгеничу с Климычем где-то в тени за костром полночи мирно шушукаться. Ну еще Оля, я и Захаров бодрствовали у костра.

Зато сегодня была таки баня! Ну какой же поход без бани? Кроха был главным истопником, весь день бдел за каменкой. А тем временем народ расслаблялся. Ромка хозяйничал по кухне, Швецов изобретал какие-то оладья из не бог весть чего, но в итоге получилось вполне съедобно. Я и Захаров доблестно продрыхли половину дня. Я выползла из палатки около часа, Димка вовсе часа в три. Лично меня обуяла великая леность. Едва набравшись сил выгрестись из палатки, я уползла на косу загорать. Так и повалялась до шести. К тому времени народ начал городить каркас бани. Я попыталась было принять участие в строительстве, но Кроха - человек-гора с Вовкой начали изобретать какие-то немыслимые конструкции, и в итоге сами затупили чё и к чему. Я не выдержали накала страстей, ушла. В итоге они выстроили классический вариант параллелепипедного каркаса… Напарились мужики от души! Вопли доносились с реки весьма восторженные! Бабс-составляющая похода баню проигнорировала. Аленке весь день было херовато, не до бани, Ольга в принципе не парится, а я одержимая все той же леностью, решила, что я и так чиста, тепла и тоже не пошла.

К вечеру обнаружилась еще пара-тройка занемогших. Что за хрень - не понятно. Сначала грешили на соленые грибки… Но их ели все, а мутит далеко не всех, а мне и Ваньке приплохелось и вовсе после ужина. ХЗ. Наверное это все от отсутствия спирта в организмах!

Более или менее определились сегодня с выброской. Мы, как и было запланировано, от Ини уезжаем заказанной машиной, а москвичи, Зеленогорск и Андрюха гребут дальше до Манжерока. Алена с Димой отколются от них где-то в середине пути, поедут утерянные билеты восстанавливать. Грустно, конечно, но мы выйдем не вместе. Не вместе поедем в машине до Новосиба, не вместе купим наше первое пиво, не вместе загрызем шашлычка, не вместе потусим где-нибудь в кафешке на набережной Новосибирска… 9 Уже послезавтра разбежимся каждый своим путем. Печально… Ну, ничего, завтра у нас еще нормальный рабочий день, Впереди еще "Атланты". Еще повоюем! :)

26.08.2007. Катунь. Расставание. День 15

…И повоевали таки! Да еще как!

Выгреблись с дневки в десять с копейками. Сделали снимок на выходе из "Дикого Аргута", выслушали традиционное Евгеничевское "Не расслабляться, Аргут халатности не прощает" и встали на воду. Пошла череда каких-то шивер, по нашей воде местами камни в русле попадались, небольшие валы бочечки. Периодически встречались коротенькие порожки в основном с валами по язычку.

…И вот в одном из таких неприметных порожков (кажется, это был "Тихоня") обнаруживается совершенно чудесная косая бочка… нас кобаснуло в бочке, выскочили, переглянулись - прикольно! Тут же глядь назад: "Ё моё! Двойка легла!". Перевернулись и плывут такие по разным сторонам ката, ждут, когда их спасут… Ничего, спасли, конечно, дело-то нехитрое здесь в "Быстром Аргуте" да по нашей-то небольшой воде.

Удивились такому повороту событий - не ожидали. Припомнили утреннее "не расслабляться", пошли дальше.

Вскоре подошли к "Атлантам". В нашу воду порог не криминален. Все легко проходится и обходится. Нырнули в порог кильватерной колонной, прошли, за порогом выпили в память о тех, кто здесь остался, чьи таблички прибиты над порогом.

Ну, уж когда "Атланты" позади, мы пошли совсем расслабленными с мыслью: "Да, что-то там еще плещется впереди, только что нам, прошедшим только что "шестерку", эти порожки! Ха!"… И тут "Ёлы-палы! "Ворота""… Влетела наша четверка туда вместе с двоечкой. Двойка-то ничего, она левее зашла, а вот нас в правом сливе колбаснуло еще как! В голове моей мелькнула мысль о киле, когда я пыталась найти воду под своей гондолой. Тем временем Сидореныч уже вылетел из посадок на середину ката… вышли ровным килем! А порожек-то ничего! Смотрим назад - как там остальные: двойка вместе с нами вышла, Зеленогорск вообще прошел ровно, Москва…. Есть! Киль! Всем спасать!

В таком состоянии вывалились (по-другому это не назовешь) в Катунь. Покорячились с постановкой ката на ровный киль, перечалились на обед. Некоторые огорчились, что "просвистели" музей на слиянии. 9 А вот теперь уж действительно пошел расслабон. Завалились на каты, кто лежа, кто устроившись меж рюкзаков, как в кресле, кто и вовсе спя. По пути встретилось какое-то селеньице, кажется, Инегень, решили туда наведаться, опустошить магазины, да не тут-то было! Сенокос, знаете ли. Все на полях, магазин закрыт.

Докатились до подвесного моста, за ним встали лагерем. За неимением ничего более отмечали нашу последнюю совместную ночевку… молоком да чаем.

А утром нам предстояла самая грустная процедура нашего похода - расставание… Расставание совершенно неправильное: половина группы разбирается и уезжает, а вторая часть катится дальше до Чемала…

Сейчас они уже далеко внизу, а мы с уложенными рюкзаками вялимся на солнышке и ждем, когда Евгенич с Вовкой вернуться с "Газэлъю".

Пустота такая внутри, будто от тебя половину отрезали и пустили сплавляться по реке. Мы столько времени были вместе, были рядом, были одной командой. Вместе с ними мы прожили целую жизнь, пусть совсем маленькую, но совершенно несвязанную с нашими реальными жизнями, а теперь мы без них. Печально. 9 Но это неизбежный исход любого похода, остается принимать все как есть.

Расставание - это, конечно, грустно, но вместе с тем душу греет приятное ощущение классного похода! Такое ощущение удовлетворенности и сытости походом бывает далеко не каждый раз. Хватило всего: и нагрузок физических - и гребли и пешки, и переживаний за каждый проходящий порог экипаж, и красот, и песен у костра, и пьянок-гулянок… Маловато было, разве что, просто общения. Среди всего вышеупомянутого зачастую на задушевные беседы не оставалось ни времени ни сил.

А еще нас весь поход радовала погода. Нет, у нас не было жаркого палящего солнца каждый день, случался и дождь, и град, и ветер… Но ни разу нам не доводилось проснуться в палатках, усыпанных снегом, не приходилось сбивать лед с гидрашек, а после в них влезать с широко раскрытыми глазами, мы не выскакивали на берег с экстренным желанием костра и онемевшими от холода руками, ногами, челюстями… А на дневках погода и вовсе как на заказ - солнышко, теплынь, благодать! :) И антистапель - что надо - просушились, обогрелись, накупались, назагарались…

С водой, опять же, повезло. В Карагеме, где расход воды в принципе небольшой, воды было выше среднего. Скрестись по камням, перетаскивать в негабаритах наши огромные каты нам не приходилось. А на Аргуте воды было меньше среднего, что позволило нам пройти некоторые редкоходимые пороги. Самые сложные участки маршрута пройдены нами без потерь (шесть поперечин, пара-тройка весел и изрезанные пальцы не в счет :)) Все живы, целы и довольны!

27.08.2007. Иня. День 16

Несмотря на то, что группа располовинилась, поход продолжается…

Ждали мы вчера ждали, голодно становилось, а Вовки с Евгеничем все не было. Еды тоже не было… Пошли мы с Аленкой по грибы, здесь на полях растут шампиньоны. Собрали, пожарили, очень вкусно вышло. Не зря, видать, шампиньоны так ценят во всем мире! Перекусили, жизнь стала налаживаться… но этих двоих-то все нет...

…Явились, наконец! Без машины. Без вестей. Но с едой и флаконом! Отметили это дело тихонечко, чтобы те не услыхали, те, что дальше пошли… Поставили опять палатки, стали жить до утра.

Сегодня снялись с лагеря, выползли на дорогу. Евгенич вновь отправился в деревню вызванивать нашу выброску. И вот теперь уже ясно, что машина за нами едет, что нам здесь вялиться часов до 17-18ти. Аленка с Димой, наши "неместные", отправились до Ини доложиться, наконец, государству о своей утрате. Государство сей факт мало заинтересовал, и они вернулись ни с чем, т.е. с помидорами, огурзами и молоком, без бумажек.

"Разлагаемся… По полной программе разлагаемся… Поездная тренировка", - говорит Евгенич.

И вот около пяти-шести вечера таки явилась за нами долгожданная Газэл. Быстренько закончили начатый было ужин, загрузились в машину и двинули в обратный путь. Дорога идет какое-то время вдоль Катуни. Смотрим на реку, а мысль сама дорисовывает наши катамараны, прошедшие здесь совсем недавно. Где-то там за хребтом, возможно, они вставали на ночевку…. От таких мыслей вновь становится грустно.

Катунь отошла куда-то в сторону, а дорога поползла на перевал. Было еще светло и мы радовались возможности созерцать окрестности. Ведь по дороге туда мы этот участок проезжали по полной темноте.

По пути нам заявили, что наша телега неисправна, и в Бийске нам пришлось перегрузиться в другую аналогичную Газэл и продолжить путь. Надеялись приобрести чего-нибудь интересного местного в Сростках, но там продавали ночью только мед в различных вариациях, его мы сочли недостойным нашего внимания.

28.08.2007. Новосибирск

В Новосибирск прибыли около трех часов ночи. Ночной город сильно отличаетяс от ночного Владивостока. Ладно, что он весь освещен и подсвечен, не в этом принципиальное отличие… Он живет. На дорогах куча машин, работают светофоры, пешеходы гуляют по улицам. Насыщенность улиц примерно такая как в маленьких городках, типа Арсеньева, днем.

Сдали вещи в камеру хранения, сами отправились кто куда: Крохе с Кузнецовым приспичило срочно отведать шашлыков, и они отправились в ближайшую забегаловку, остальные решили, что три часа ночи не самое подходящее время для завтрака или ужина, не ясно куда ближе, и отправились почивать до утра в зал ожидания. Все проснулись часам к девяти, и умывшись, отправились исследовать Новосибирск.

У Крохи жарким пламенем сиял факел в одном месте - ему срочно нужно в баню… Мы решили, что мысль не так уж плоха, все равно туда собирались, завтракаем и идем отпариваться!

И тут началась череда моих разочарований… После долгого пребывания на лоне природы очень хотелось цивила, городской красоты и комфорта. Если баня, то как минимум такая, как в прошлом году в Иркутске, вся в кафеле, в зеркалах, с кожаным диванчиком, какой-то музыкальной аппаратурой…. Если кушать, то непременно в кафе, приятном уютном кафе. Я вообще мечтала выпить кофе с мороженым в какой-нибудь кофейне, хотя бы в такой, как в Хабаровске у вокзала..

Но, похоже об это мечтала только я…

Завтракать мужики завалили в так называемую пельменную - заведеньице в котором даже столиков нет, только раздаточная и высокая общая столешница с барными стульями. О дизайне помещений тут не может быть и речи!

Но на этом мои обломы не закончились: Кроха нашел знаменитые "Федоровские бани". Еще внешний вид этого сооружения посеял в моем сознании смутные сомнения… Облезлые стены, обшарпанные грязные окна, никакого крыльца, вход как в подъезд жилой хрущевки… Неужели там может быть приличный интерьер?... Предложила зайти глянуть, прежде чем заказывать время, но все решили довериться крохиному выбору… Может, кто-то со мной и не согласиться, зря доверились! Там, конечно, все в кафеле…но ему уже 300 лет в субботу, и укладывали его пьяные советские строители! Да, там было одно зеркало с облезшим отражающим слоем. Был даже кожаный диван, больше похожий на сиденье в электричке, только широкое и без спинки… И даже музыкальная аппаратура - местное радио.

Ну, тут, как говориться, пришлось "расслабиться и получать удовольствие"… Расслабиться-то и было самым сложным - помогла баночка-другая пивка. И процесс пошел… В итоге славно напарились, намылись. Парная там, надо отдать должное, что надо!

После отправились в зоопарк. Сидоренко с Евгеничем, видавшие виды, в том числе, и виды зоопарков, наивно полагали, что визит туда уложится в пару часов… Но когда они выяснили, что дикие жители дальнего востока, я, Грекин и Кузнецов, ни разу в зоопарках не были, поняли, что это надолго и покинули нас, отправились куда-то пить пиво. Мы же, исследовав, как нам казалось, очень быстро все самое интересное в зоопарке, решили выхватить еще немного экстрима в этом путешествии - прокатиться на "Американских горках". Не знаю, кто как, а я похоже выхватила… Почему "похоже"? Потому что я не уверена, я не помню там ничего страшного, но помню что громко верещала что-то типа: "В ж… такой экстрим! 8-() Пусть люди асфальта здесь адреналин ловят!!! Снимите меня отсюда-а-а-а…"

Накатались, решили отправиться до набережной, где должны быть наши, пешком. По пути встретили блинную фаст фуд. Мы с Кузнецовым тут же решили сравнить с иркутскими "12 месяцев". Отстояли огромную очередь - вкусно, но не то… "12 месяцев" рулят!!!

Пытаясь добраться до набережной пешком пытали встречных прохожих, как пройти. Выяснили что в Новосибирске однозначно есть какие-то параллельные измерения. Потому что каждый вновь опрашиваемый указывал, кто уверенно, кто не очень, в новую сторону и называл новое время движения до набережной… Ни в одно из этих измерений мы так и не попали, и в итоге добирались на общественном транспорте. Приехали поздно, наших там уже не было, заскочили в "Вилку и ложку", местная сеть типа столовой "Копейка", и отправились на вокзал. До поезда оставалось около часа.

У камеры хранения нас добрым матом встретил родимый Адмирал…. Мол где вас, гулящих женщин, носит?!! Потупили виновато глазки и занялись подготовкой к погрузке в поезд.

В поезде нас ожидал неприятный сюрприз… окно не открывается… Но, к счастью Ванечка-проводник с топориком в руках каждое утро (ну это у меня было утро, сколько там на часах было я затрудняюсь ответить) исправлял это недоразумение… :) Правда это, пожалуй, было единственное, с чем Ванечка успешно справлялся как проводник… Сортиры у нас мылись… а мылись ли вообще? Воняло так, будто не мылись вовсе! Сам вагон, помню, Ваня прошмыгал тряпкой пару раз… за четверо суток. Мусор небоскребом возвышался над ящиком практически постоянно. Нет, я конечно, понимаю, что он был один на весь вагон, это, должно быть, тяжело… но ведь в карты поиграть, да с девицами флиртовать время находилось!!!

Дорога обратно показалась не такой уж и долгой. Видимо потому, что спали почти все время. Иногда просыпались, покупали еду, ели и снова спали… Только в последнюю ночь перед Владивостоком, когда уже распрощались с Адмиралом, нас прибило по картам. Резались в "дурака" как дети, стебали друг друга, нюхали табачок, хохотали до упаду… Упали часа в три ночи. Проснувшись за полтора часа до прибытия продолжили веселый стеб друг над дружкой и над теми, с кем совсем недавно расстались. Особенно радовала нас дарованная Ольгой "тютелька". Соседи по вагону косо на нас смотрели еще с вечера. Вряд ли они бы поверили в то, что это был всего лишь табачок и мы практически трезвы… :)

02.09.2007. Владивосток

Вот и закончилась эта жизнь, жизнь под названием Карагем-Аргут 2007.

На вокзале нас встретил родной Геннадий Григорич.

Спасибо ему, дорогому, никогда своих не забывает!