Виды туризма
Отчет о велопоходе Петушки-Кривандино
Цели похода:
- разведать путь к озерам Крутовского заказника, дорогу оттуда на Туголесье либо Кривандино;
- покататься на фэт-байке (велике с широкими шинами низкого давления) по пескам, для которых он и предназначен;
- устроить психологический тренинг по передвижению более суток в мокрых кроссовках;
- проверить кое-что из походного быта, например, удобнее ли пользоваться фильтром (специальным, типа барьер ультра), чем кипятить.
Общая протяженность маршрута 105 км, из них 65 - пески и болота, остальное асфальт, включая 15 незапланированных км в Москве ночью по возвращению.
Итак, в Петушки приехал в 13 часов, дальше уже знакомая дорога до впадения речки Сеньги в Клязьму. На песке сразу становится заметно преимущество толстых колес: средняя скорость в движении в 2.5 раза выше, чем прошлый раз на узких. Но выясняется и недостаток. В первой же серьезной луже купаю кроссовки - на узких колесах проехал бы ее с разгону, а на широких сильное сопротивление воды тут же гасит скорость. Сильное вкручивание тоже не помогло - заднее колесо буксует, видимо, из-за слишком низкого давления на дно. В итоге, вел остановился в самом глубоком месте, и пришлось наступить в воду.
Берег Клязьмы - хоть картины пиши
Первые три озера, которые меня интересуют, расположены группой. Путь до этой группы был довольно живописным и не трудным. Встретил зайца и ужа. Не вместе, а последовательно. На повороте на оз. Круглец бурелом, не проехать. Следующее оз. Святец. К нему ведет много свежих автомобильных следов, и судя по табличкам, там находится охотхозяйство. Слышу издалека шум мотора, и решаю, что к людям я не хочу, поворачиваю сразу на оз. Оленье. Оно меня, на самом деле, более всего интересовало, благодаря красочному рассказу Сергея Странника "http://www.strannik-sergey.ru/2016/2/2016-05-21-bagulnik/2016-05-21-bagulnik.html" rel="nofollow".
Дорога на это озеро гораздо реже используется, и скоро становится понятно, почему: дорога переходит в болото, вряд ли проходимое для автотранспорта летом. Для меня же с великом - вполне. Надо отметить одну особенность болот. Ровная поверхность земли тут не означает ничего хорошего. Она ровная не потому, что твердая и на ней следов не остается, а потому, что жидкая, и следы быстро затягиваются! Наоборот, для ходьбы по болоту чем кочковатее, тем лучше и безопаснее. Утонуть сам я особо не боялся, потому что фэт обладает очень хорошей плавучестью, его водоизмещение около 30 кг! Для того чтобы сделать кадр с великом в луже, мне пришлось его туда старательно запихивать, он всплывал и падал набок. И я нигде не проваливался глубже, чем по щиколотку, т.е. в берцах или невысоких сапогах ноги в этом болоте останутся сухими.
Дорога на озеро через болото
Психологический тренинг
Фэт-байк в болоте. Вот такой глубины то, что издалека кажется ровной и твердой колеей. Идти надо не по ней, а по кочкам сбоку.
Брусника
Болото перемежается сосновым леском, в котором тьма брусники. Правда, еще не совсем созрела. С велом по кочкам пробираюсь медленно, но вот вижу несколько высоких сосен впереди - они окаймляют берег озера. Сам берег твердый, не болотистый, и в воду переходит резко, без зарослей камыша. А болото при этом простирается во все стороны от озера примерно на километр. На берегу нахожу несколько кострищ от стоянок рыбаков, у одного из них и встаю, разбиваю палатку, фильтрую воду. До темноты хожу по берегу, фотаю. С берега в озеро начинает выползать туман.
Потрясающая тишина. Когда у другого берега пролетает утка, слышно, как она рассекает крыльями воздух. А когда она тормозится, садясь на воду -- вообще пугающе громко.
Подхожу к озеру в первый день. На противоположном берегу - тоже болото примерно на километр. За ним виднеется лес, в нем, по самой границе болота, проходит дорога вокруг трех озер, по которой мне завтра ехать.
Стемнело, холодает, ложусь спать. Есть несколько вещей, которые невозможно забыть или повторить. Например, первую ночь на затянутом туманом озере в одиночку. Когда на нем совсем-совсем никого больше, и со всех сторон болото. Ночью были слышны всплески - то ли русалки, то ли рыбы) Палатку я поставил так, что если расстегнуть вход, озеро видно, но ночью нельзя было разглядеть ничего, кроме тумана.
Утром было очень холодно, в 5 утра вылез из палатки, надел на себя все, что было, и побегал вокруг, чтобы согреться. Вода, кстати, гораздо теплее. Но погружаться в нее полностью не решился - поскольку я один, и мало ли что там может быть - сеть или крючки. Пофотал рассвет сквозь туман под далекое но громкое пение неизвестной мне птицы. В 6 солнце уже начало припекать, рассеяло туман, я еще пол часа сушил палатку, собрался, и пошел назад через болото.
Утренний туман
Дальше дорога шла вокруг группы из трех озер, выходя дальше к р. Большая Ушма, где я уже был прошлый раз. Чем дальше я двигался, тем менее наезжанной становилась дорога. Скоро опять стало ясно, почему. Дорога идет по границе болота вокруг Оленьего, а с болотом связано множество ручьев, и все они пересекают дорогу. Раньше, может, там и были какие-то мостики, но сейчас дорогу через каждые 50-100 м преграждают огромные лужи, которые, к тому же, почти всегда нельзя обойти сбоку, т.к. там ручеек тоже создал болото. В общем, приходится продолжать свою психологическую практику, уверенно погружая кроссовки в воду. Из-за такой дороги я сильно замедлился.
Типичная в этих краях мега-лужа. Справа и слева - болото. Отличительная черта луж, вызванных ручьями - ржавая вода, как и во всех местных реках и ручьях.
В конце этого трудного участка встречаю пожилую пару с ведерками, видимо ягоды собирают. Как всегда, расспрашивают меня про чудо-велосипед. Кроме них за все время в лесу я встретил только нескольких на мотороллерах. Вообще, это тут популярный транспорт, много следов.
Через пару километров случился настоящий epic fail. Некоторые глубокие лужи можно объехать по высокому борту дороги. Т.е. лужа - это существенное понижение дороги, а ее края с боков при этом резко обрываются. И кое-где по этим краям протоптаны хорошие тропинки. На очередной необъятной луже я въезжаю на такую тропинку, но в середине не разъезжаюсь с маленьким деревом и заваливаюсь на бок, прямо в лужу глубиной по колено. Я приводнился в нее на левую ногу и руку, а правой успел отодвинуть велосипед, чтобы он не прилетел на меня, и он приводнился задней частью, т.е. багажником с велорюкзаком. Встаю, выкатываю велик наверх, выхожу с ним из лужи, оцениваю последствия.
Очень хорошо, что я герметично запаковал телефон, лежащий в кармане, т.к. карман весь мокрый. Велорюкзак таки зачерпнул грязной воды через неплотно закрытую молнию. Видимо, судьба у него такая - прошлый раз в нем вода плескалась, потому что швы промокли под проливным дождем, в этот раз я швы проклеил и дождя не было, но это его не спасло. Выливаю воду из рюкзака, доезжаю до Бол. Ушмы, где делал привал прошлый раз, раскладываю и сушу на солнце вещи. Теряю на этом еще час, и становится ясно, что на озера Верхнее и Нижнее я не успею, на Туголесье тоже не успею, и остается выполнить план-минимум - оз. Кендур и назад через Кривандино.
Дальнейшая дорога была довольно-таки скучной - вкручиваешь себе по песочку, и все. Единственное что - иногда рядом с дорогой взлетали большие птицы - я их идентефицировал как глухарей, возможно неправильно - но полет тяжелый, крылья коричневые, и размер не меньше утиного - это все, что я успевал заметить. Еще видел большую хищную птицу, определить ее не смог.
В одном месте был участок дороги с лиственным лесом, очень темным по сравнению с местным сосняком. И там-то на меня набросились комары. До этого их почему-то почти не было, как и слепней (зато на болоте попадались лосиные мухи). Поворот на озеро Кендур сильно зарос высокой травой, но дорога оказалась не заболоченной. В траве встретил гадюку, она очень быстро удрала. Само озеро поросло по берегам камышом, так что к воде подойти сложно, долго я там задериваться не стал.
Озеро Кендур
Дальше приключений особых не было, доехал до поселка Мишеронский, от него начался асфальт. Машин по нему ездит довольно много, что неприятно. Зато, в отличии от дороги на Шатуру в прошлый раз, почти везде есть обочина, по которой можно ехать, тем более на фэте. Пол часа заняла у меня генеральная чистка вела, чтобы с ним можно было войти в электричку. По дороге в Москву выяснилась неприятная вещь - электрички от площади трех вокзалов до моего дома так поздно уже не ходят, пришлось проехать до Покровского-Стрешнего, и оттуда уже своим ходом.
Выводы похода таковы:
- для целей побывать в Мещере велик не обязателен, до озера, где я ночевал, всего 20 км от станции. Обратно лучше выбираться той же дорогой, дорога вкруг озер заболочена, а дорога до станций Казанского направления длинна и скучна. Если кому-то из моих друзей это интересно, можем сходить вместе, т.к. я туда планирую вернуться, когда брусника дозреет))
- фильтровать воду летом удобно и быстро. Не надо ждать, пока остынет, чтобы залить в пластик.
- фэт-байк очень хорош в песках, но в лужах не столь хорош (или надо опыта поднабраться/другую резину поставить).
Источник : "https://iserp.livejournal.com/44207.html" rel="nofollow"
Комментарии