Виды туризма

2 декабря 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Вид туризма: Велотуризм
0 954 0

Предыстория

Несколько лет назад я подписалась на ЖЖ Варандея – очень рекомендую: обо всех регионах, где побывал Илья, он пишет крайне обстоятельно и подробно. В прошлом году он объявлял о намерении поплыть на теплоходе «Клавдия Еланская» вокруг Кольского полуострова и искал компанию. Мне захотелось еще тогда, но были другие планы. А у него получилось не очень удачно: в первый его приезд в Мурманск рейс вообще отменили, большинство попутчиков отвалилось, и только через месяц им наконец удалось сплавать вдвоем и немного погулять по Терскому берегу.

В этом году клич кинул уже Антон Кротов. Это известный - так называемый вольный - путешественник, которого я читаю еще с конца 90-х годов, а лично пообщаться удалось только в прошлом году на Шри-Ланке. Он собирался выходить на «Клавдии Еланской» 24 июня до Чаваньги, а оттуда идти 45 км до устья Варзуги. 24-е – на следующий день после моего ДР, так что я решила сделать себе такой романтичный подарок.

Я подумала, что раз там есть дорога, то и на велосипеде можно проехать, а если нельзя – в крайнем случае пешком с ним дойдем. Стала искать отчеты в интернете и наткнулась на рассказ о том, как двое ребят ездили на великах из самой Чапомы. Правда, у них не были указаны никакие даты и непонятно, сколько они потратили времени, но в целом выглядело все довольно радужно.

Билеты на «Клавдию Еланскую» сейчас продаются даже в интернете – на автобусном сайте, для водного транспорта это редкость. Когда я 3 года назад плыла на Сахалин из порта Ванино, билет приходилось заказывать по телефону, а выкупать в кассе – за несколько часов до отправления. При покупке мы столкнулись с тем, что Чапому теплоход проплывает на 5 часов позже Чаваньги, при этом билет в нее стоит дешевле, потому что она на 50 км ближе. Видимо, в нее он заходит только на обратном пути.

Вот расписание теплохода, которое я уже позже нашла, но некоторые остановки (Тетрино и Пялица) он сейчас не делает.
Велопоход по Терскому берегу

Я хотела выделить на поход дня 3-4, чтобы потратить поменьше отпускных дней, но внезапно 24 июня и 1 июля удачно объявили нерабочими днями, так что и поход немного удлинился, и удалось ограничиться 4 днями отпуска.

Клавдия Еланская, день 1

В Мурманск мы прилетели Аэрофлотом в 10.30. В аэропорт и самолет пускали только в масках и перчатках.
Велопоход по Терскому берегу

От аэропорта до порта, где стоит атомный ледокол «Ленин», около 36 км. Прошлой зимой мы с младшими детьми, приехав в Мурманск на марафон скандинавской ходьбой, ходили на «Ленин» в музей. Оказалось, что наш теплоход вовсе не рядом с «Лениным», а в грузовом порту на закрытой территории. Единственные люди, которых нам удалось там найти, толпились около какого-то судна. На фотках «Клавдия Еланская» была белоснежной красавицей, а тут одни ржавые окна какие-то. Но судя по контингенту пассажиров – людей с хорошими туристскими рюкзаками - это все-таки была она. А желтая шапочка Кротова развеяла остальные сомнения.

Велосипеды мы пронесли по трапу отдельно от рюкзаков. Дядька в форме сказал, что их можно поставить в грузовой отсек. Мы пошли было за ним, как вдруг он добавил: «по 300 рублей за велосипед». Мы решили выяснить, нельзя ли их хранить в каюте бесплатно, как я всегда делала на «Принцессах» - Марии и Анастасии, плавающих в Хельсинки и Стокгольм. Вскоре к нам подошел более крупный дядька, представившийся старпомом, извинился за первого, дал веревку и указал место, куда можно будет поставить велики через полчаса после отплытия. Бесплатно, разумеется. Благодаря старпому все плавание получилось очень душевным - он создавал особую атмосферу на судне.

При регистрации билетов все удивлялись, что нас никто не встречает в Чапоме – как мы тогда собираемся там выйти? Ни в Чапоме, ни в Чаваньге, ни в Сосновке нет пристани, и пассажиров встречают на лодках по предварительной договоренности. Но мы решили заняться этим вопросом позже.

Первое время нас сопровождал вот такой буксирчик:

Велопоход по Терскому берегу

Каюта у нас была четырехместная и, к сожалению, с задраенным окном. Каюты с окнами, похоже, разбирают первыми, потому что никому из нас – «кротовцев», как потом выяснилось, они не достались. Зато в каждой каюте есть туалет и душ.

По отчетам мы знали, что на «Клавдии Еланской» всегда мало народу и можно вольготно расположиться, а в каюту вряд ли подселят посторонних. Поэтому удивились, когда к нам подселили двух парней из Беларуси – Сергея и Колю. Они тоже откликнулись на призыв Кротова и собирались идти из Чаваньги пешком. Интересно, что их долго мурыжили на регистрации, потому что, по их словам, они первые иностранцы на этом корабле.
Велопоход по Терскому берегу

В коридоре я встретила Антона Кротова, который сообщил, что общее собрание будет через час после отплытия в его каюте номер 200. Но в каюту все не поместились, и мы собрались на палубе, в самую холодную и ветреную погоду за все время плавания. Нас было больше 30 человек - в основном молодежь, девушек несколько больше. Каждый представился и рассказал немного о себе. Наиболее частая формулировка была «ищу себя». Некоторые добавляли: «работать по специальности не хочу». Как и в Доме для Всех на Шри-Ланке, большинство были не в отпуске, а в долгом путешествии – многие ехали не из дома (а были и такие, у кого даже дома нет – например, одна девушка временно живет в коммуне под Москвой и еще не придумала, где дальше поселиться), многие после этого походика собирались дальше кататься по Кольскому автостопом, ходить по Хибинам и жить в Доме Для Всех в Кировске, который должна была организовать Аня Головко, тоже присутствовавшая на теплоходе.

Вот общее фото (из ЖЖ Антона):
Велопоход по Терскому берегу

На палубе выше нашей каюты был титан с кипятком, похожий на те, что в поездах, и мы бегали к нему всю дорогу с котлами и термосами.

Клавдия Еланская, день 2

Утром второго дня мы прибыли в Гремиху, она же Йоканьга, она же Мурманск-140, а официальное название порта – Островной. Там вышла большая часть пассажиров и выгрузили много груза. Больше всего было, почему-то, коробок с мороженым. Это закрытый порт, и туда пускают только жителей, так что те несколько часов, что «Клавдия Еланская» там стояла, мы довольствовались прогулкой по пристани. Велопоход по Терскому берегу

На этой же остановке нам устроили экскурсию в капитанскую рубку. Провел ее старпом (не тот, что позаботился о наших велосипедах, а другой). Он рассказал, что обслуживание теплохода стоит 10 тысяч долларов в день, так что наш рейс считается социальным – даже при почти полной загрузке, как сейчас, он совершенно не окупается. Для жителей поселка Островной это единственная связь с цивилизацией – дорог туда нет, и продовольствие завозится только кораблем.

Потом пришел и капитан, который работает здесь уже 30 лет (из 42 лет существования корабля), очень прикипел к нему и боится, что его спишут. Раньше они ходили в Архангельск – гремиханцам (как называет он жителей Гремихи) было оттуда удобнее садиться в поезд, т.к. к Москве Архангельск вдвое ближе Мурманска. Сейчас они ходят в Островной каждую неделю круглый год – до него море не замерзает, а вот до Чаваньги всего 2-3 рейса в год – летом. Интересно, что он, как и Антон Кротов, называет «Клавдию Еланскую» пароходом.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Сразу после Островного мы огибали мыс Святой Нос, и на корабле громко объявили, что мы на границе Баренцева и Белого морей. Она даже как-то называется, но я не запомнила. Там волны были особенно сильными. И, как и в прошлый вечер, так сильно качало, что некоторые пассажиры страдали морской болезнью. У администратора, которая регистрирует пассажиров, продавались и таблетки от укачивания.

В этот день мы видели и больших черных млекопитающих – косаток, как сказали знающие люди.
Ближе к вечеру мы решили разыскать людей, тоже плывущих в Чапому, чтобы выяснить, как там с высадкой. Администратор выдала нам список нужных кают, но одного парня – лет тридцати - мы и сами вычислили на палубе. Макс плыл со своей мамой (Ириной) на ее родину в Стрельну – это деревня на одноименной реке в 12 км от Чапомы. Он сообщил нам, что они заранее заказали лодку от корабля прямо в Стрельну. Еще одна женщина лет 60 (буду называть ее тетенькой в голубом), которую Сережа застал читающей книгу в каюте, сказала, что за ней приедут, и успокоила нас – мол, в Чапому едет много груза, так что и нас как-нибудь захватят.

В этот день чаепития и прочие собрания АВП-тусовки (АВП – это Академия вольных путешествий, основанная давно Кротовым) проходили в каюте с круглым номером 300 – это общая многоместная каюта со столами. Спать там можно прямо на полу. Когда я туда попала, я даже позавидовала ее обитателям: там просторно и не душно: есть окна на палубу. Те же чувства я испытывала и на пароме «Сахалин», задыхаясь ночью в своей каюте-душегубке и вспоминая сидячие каюты.

Лектором был выбран Фёдор Мохнаткин, зимовавший пару лет назад в Антарктиде и в Арктике. Рассказ был очень интересный. В Антарктиде Фёдору понравилось больше: там можно гулять где вздумается, а на Северной Земле, где он был, далеко от жилья не отойдешь: везде белые медведи.
Велопоход по Терскому берегу

Заодно обсудили и бурых медведей, которых, говорят, много на Терском берегу. Кротов выразил уверенность, что группе 30 человек медведи не страшны. Да и мы, хотя нас было всего двое, не особенно беспокоились. Сахалин трехлетней давности сделал нас беспечными в этом вопросе: на нем-то, говорят, вообще медведи кишмя кишат, а мы ни одного не встретили, что ж их на Кольском бояться.

В сидячей каюте мы обнаружили и последнего человека, плывущего с нами до Чапомы, - Дениса. Он выделялся из всех и одеждой, и и безмятежным выражением лица, и огромным ростом. Он плыл в Чапому, чтобы пройти оттуда до Варзуги пешком, а с собой у него был пакрафт «Кулик» (самый легкий из известных мне, красноярского производства) для переправы через реки. В последний год он работает матросом на каком-то мурманском судне, которое полгода стояло на ремонте в Кронштадте, так что он на своем пакрафте сплавал почти на все форты, а также на некоторые ладожские острова, например Коневец. Предыдущую его трудовую биографию мы не выясняли, но наверняка там было что-то столь же интересное. По поводу высадки в Чапоме он, в отличие от нас, не переживал и не наводил справок: как-нибудь выйдет. (Может, он втайне рассматривал вариант эвакуироваться на пакрафте?)


Терский берег, день 1. Чапома – изба

Утром мы проснулись в восемь и стали будить наших соседей-белорусов: в это время уже должна быть остановка в Чаваньге. Но оказалось, что ночью мы проходили Сосновку, которую по расписанию должны были посетить только на обратном пути, и из-за этого сейчас опаздываем часа на три. Ребята не дождались Сосновку и легли спать, а вот Антон смотрел высадку и был впечатлен. Говорит, людей выбрасывали практически в море с большой высоты. И им, и нам сегодня это тоже предстояло.

Часов в одиннадцать мы увидели, как к кораблю с берега движется лодка с прицепом в виде большой платформы – как мини-баржа.
Велопоход по Терскому берегу

Потом еще пара лодок подошли. И туда стали спрыгивать люди с трапа – это кто сам мог, а некоторых – например, ребенка в комбинезончике – передавали из рук в руки. А с грузовой палубы, которая находится на корме, стали краном сгружать багаж на платформу. Тем временем Аня и еще пара девушек пошли договариваться о том, чтобы их довезли до берега. Цена сильно превзошла ожидаемые 300 рублей – им еле удалось сторговаться за 700 с человека. (Впоследствии ребята нам сказали, что им удалось скинуть цену до 500 р). Несколько человек залезли в моторную лодку, а остальные погрузились на плавучую платформу, которую предстояло тянуть другой лодке. На платформе все очень веселились и предвкушали интересное приключение. Лодке было нелегко тянуть такую ораву - какое-то время она даже не могла тронуться с места.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Мне было тревожно за нашу высадку и завидно, что все уже выходят на маршрут. Даже мелькнула наивная мысль – тоже выйти в Чаваньге и прокатиться до Чапомы, а обратно найти какую-нибудь другую дорогу. Хорошо, что мы так не сделали.

На корабле осталось совсем мало народу. В Чаваньге зашли только пара человек, так что кроме нас – выходящих в Чапоме, на «Клавдии Еланской» плыли только люди, использующие ее как круизное судно. Несколько девчонок изначально подумывали о Чаваньге, но потом решили, что не осилят пока такое путешествие, и прямо в кассе на корабле купили билеты обратно.

Тетенька в голубом рассказала нам, что жила в Чапоме все детство. Сначала они оттуда ездили в интернат в Тетрино (в 30 км от Чапомы), а потом – вообще в Варзугу. Сейчас ехала после 10-летнего перерыва навестить родственников и заодно сопровождала багаж – ее одноклассница заказала много мебели и посуды. А еще она везла пару бутылок вина сестре на день рождения, потому что, по ее словам, в Чапому спиртное не привозят – там сухой закон.

Часа через 3,5 мы замедлили ход, но берег по-прежнему был очень далеко, и с него к нам никто не плыл. Даже когда мы остановились, деревня была едва различима вдали. Чаваньга была минимум вдвое ближе. Когда на горизонте появились лодки, казалось, что они идут на веслах – слишком медленно они приближались. Первая лодка приехала за тетенькой в голубом, но отказалась брать кого-либо еще, да и вид у нее был гниловатый, а на дне было много воды. Потом приехала моторка – вроде как за Максом и Ириной – и привезла грузовую платформу поменьше, чем в Чаваньге. Дальше началась путаница. Мы бегали между грузовой палубой, откуда кричала на платформу, и трапом, с которого разговаривала с мужиками в лодке, и никак не могла выяснить, куда они плывут и возьмут ли нас. Макс был уверен, что они плывут в Стрельну, а на платформе об этом впервые слышали. В конце концов мужик в лодке сказал: «ладно, возьму, но бесплатно мы не возим». Правда, от вопроса о цене уклонился. Дядька, отвечающий за грузы и хотевший при посадке взять с нас деньги за велосипеды, теперь любезно предложил погрузить их краном. Это было волнующее зрелище, потому что вместе с великами над морем завис и Сережин велорюкзак, который зацепили за петельку, рисковавшую в любой момент оборваться. Но все обошлось. Велики поехали на платформе, а мы с Сережей и Денисом - в лодке. Кроме нас там были Макс с Ириной и два местных мужика. Едва мы чуть отошли от корабля, как он набрал ход и стал уменьшаться. Один из мужиков проворчал, что по правилам он должен был убедиться, что мы достигли берега. А еще они мгновенно открыли по банке пива, заставив нас усомниться в сухом законе в Чапоме. А может, он просто в море не действует?
Велопоход по Терскому берегу

Приплыли мы в бухточку на реке Чапоме – довольно широкой и теплой. С нас троих взяли тысячу рублей, да и то мужику, похоже, было неловко брать деньги. Денис собрался идти вверх по реке на водопад – крупнейший в Мурманской области, до которого было 8 км. У нас было мало времени, к тому же, говорили, что на велосипедах туда не проехать. Так что мы попрощались и вышли на маршрут.
Велопоход по Терскому берегу

В деревне было много народу, в том числе детей, но, видимо, как и в других деревнях на Терском берегу, в основном это те, кто приезжает только на лето. Круглогодичных жителей здесь не больше 50. С Чапомой, Тетрино и Чаваньгой есть еженедельное вертолетное сообщение из Варзуги, причем для местных билет стоит около 4 тысяч, а для остальных – в несколько раз больше.
Велопоход по Терскому берегу

В полукилометре от деревни было кладбище. Почти все кресты на нем были деревянными, причем многие – с треугольным верхом. А еще такие кресты, только выше, иногда стояли на берегу – как я потом прочитала, они называются приметными. Надписи на крестах тоже были непривычные: «здесь покоится тело...», «спи, дорогой папаша»...
Велопоход по Терскому берегу

Вначале дорога была неплохой, нам удавалось ехать. Потом начался песок, и тут уже пришлось ехать по тундре рядом и часто спешиваться. Но мы еще были полны оптимизма и радовались езде по разным покрытиям. Иногда пейзаж был почти космическим.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Вскоре нас обогнал грузовик и просигналил нам. Видимо, там ехал Макс со своей мамой в Стрельну. Мы помахали им рукой. Это была единственная машина, которую мы встретили до Чаваньги.

В восьми километрах от деревни мы увидели избу – так называемую рыбацкую тоню, и решили в ней заночевать. Печкой не пользовались, как и в других избах, - готовили на своем газу. После ужина Сережа пошел на реку Югину в 500 метрах от избы, а я читала журналы, которых там было полно – «Пенсионерочка», «Бабья радость» и другие. Раньше я таких не видела – оказывается, они все северные, издаются в Архангельской области.

Вот первый Сережин улов.
Велопоход по Терскому берегу


Терский берег, день 2. Стрельна, Тетрино

Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Этот день был очень длинным и насыщенным. Первая переправа была через реку Югину - ее мы перешли по автомобильным следам по колено. А вообще алгоритм был такой: сначала я надевала свои плавательные тапочки и шла на разведку – определяла глубину и выбирала лучший путь, потом мы снимали велорюкзаки и переносили все в две ходки: отдельно их и велики. Получалось небыстро.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Дорога была песчаная, так что мы больше шли, чем ехали. По берегу ехать тоже не получалось.
Подъезжая к деревне Стрельна, мы увидели мужчину, качающегося на качелях, и догадались, что это Макс вспомнил свое детство, когда приезжал сюда к бабушке на лето. Он зазвал нас в гости, и они с Ириной напоили нас чаем в доме, где на стенах были развешаны фотографии их предков. Никого из них уже нет в живых, и изба уже несколько лет круглый год стоит пустая. Потом он предложил нам сходить выше по реке половить рыбу и посмотреть красивые места. Пока они ловили, я гуляла и фоткала.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Здесь у Сережи был лучший улов за всю его рыбацкую жизнь. Одну рыбину и блесну он подарил Максу, которому в рыбалке не везло.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

В этот день мы впервые стали использовать накомарники. Я их положила в рюкзак на всякий случай, найдя в шкафу – покупала два года назад детям в поход на Приполярный Урал. И они нам очень пригодились. Более того, я не понимала, как я без них жила и ходила в лес всю предыдущую жизнь.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Известно было, что река Стрельна переходится и переезжается только в отлив. Мы примерно знали их расписание (выпытали у перевозивших нас с корабля мужиков), поэтому и позволили себе пить чай и рыбачить: ждали отлива. Но найти удобное место для перехода удалось не сразу. Это была самая широкая река, которую мы переходили в этом походе, - у нее было целых три рукава. А после перехода мы обнаружили участки глубокой черной вязкой жижи, о которых читали в отчете, причем трудно опознаваемой.
Велопоход по Терскому берегу
<переход Стрельны>

На перекусе мы увидели птиц, сидевших недалеко от нас. Пошли к ним – они потихоньку начали вставать, но улетать не спешили. Когда встали – оказалось, это дикие гуси, довольно упитанные. Именно на них сюда приезжают охотиться - например, Сережин коллега собирается в эти места в августе в охотничий тур за 80 тысяч.
Велопоход по Терскому берегу

Открытый пустынный берег сменился лесочком, по которому даже удавалось ехать. И тут у нас случилась более впечатляющая встреча. Сережа, ехавший первым, вдруг остановился и сказал: «медведь». Я посмотрела вперед - не просто медведь, а медведица с двумя медвежатами, причем она смотрит на нас и встает на задние лапы. Из статей в интернете я знала, что если медведь встает – плохо дело: возможно, он готовится к атаке. А еще недавно читала отчет велотуристки-одиночки Анастасии Янгировой, сплавлявшейся прошлым летом по реке Маккензи и часто встречавшей медведей, - она в таких случаях начинала стучать по металлу и петь. Так мы и поступили – застучали по рамам чем попало и запели хором «Марш энтузиастов». Медведи побежали через дорогу и скрылись в кустах. После этого нам расхотелось ехать по этой дороге и мы вышли на берег. И пела я после этого до самого вечера непрерывно – несколько часов. Стоило мне замолчать на несколько секунд и задуматься о следующей песне, как Сережа начинал громко кричать. Мы хотели сообщить всем окрестным медведям о нашем присутствии, исходя из того, что они сами не захотят с нами встречаться – по крайней мере нам хотелось в это верить.

По берегу мы долго шли пешком, потом опять вышли на дорогу. И так до самого вечера – реки, пески, ручьи. В какой-то момент встретили белую дикую лошадь – так называемую арктическую, известную в этих местах.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

А дальше дорога пошла вдоль моря, и там мы уже наткнулись на свежеобглоданный скелет лошади и ее части, разбросанные по берегу. Было жутковато.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Все наши прогнозы по скорости и расстоянию летели в тартарары. Даже до Тетрино, которое всего на полпути до Чаваньги, мы добрались только к вечеру. Первым мы там встретили мальчика, который рассказал, что прилетает сюда с бабушкой на лето на вертолете. И уже в конце деревни нам наконец попался и взрослый мужчина. На тот момент мы уже изрядно устали, да и время было позднее, но Сережа очень хотел избежать ночевки в палатке в этом медвежьем краю. К счастью, мужчина сказал, что до ближайшей тони всего километров 12 – она будет на втором по счете мысу. Нашему рассказу о встрече с медведями он не удивился, но заверил нас, что медведи у них добрые.
Велопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегуВелопоход по Терскому берегу

Доехав до тони, мы были очень счастливы – наконец-то мы в безопасности. Сварили вкусную уху (с макаронами вместо картошки) и легли спать уже после полуночи. Правда, у избы был большой недостаток: в отличие от палатки, там было невозможно перебить всех комаров – через какие-то щели прилетали новые. Так что среди ночи пришлось надеть накомарник.

В этот день мы прошли-проехали 42 км.

Терский берег, день 3 (28 июня). Чаваньга

Эта тоня была невелика - внутри только одна широкая кровать, зато очень уютная и явно часто посещаемая.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Но по дороге попадались и совсем заброшенные избы. Правда, и в них всегда была еда.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Днем мы вошли в вожделенную Чаваньгу. По ней тоже пришлось передвигаться в основном пешком, увязая в песке. По отчетам мы надеялись встретить там молочную ферму и магазин. Но ни того, ни другого не оказалось. Вернее, по словам местных, магазин был закрыт. Может, из-за выходных. Зато там был мост! А мы уже готовились к сложной переправе: на карте река Чаваньга довольно широка. Машины ее переезжают, видимо, только в отлив, как и Стрельну. А мост пешеходный. На той стороне тоже много машин – которые, видимо, дальше вообще не ездят.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

В одной из речек Сережа поймал и отпустил несколько щучек, а я в это время поспала полчасика на берегу: залезла в спальник, а на голову надела накомарник. Вообще, накомарник – это настоящее спасение, как я уже говорила. Когда кусают руки-ноги – это ерунда по сравнении с лицом и особенно глазами, так что в нем можно существовать вполне комфортно. И вскоре нам представился случай еще раз это проверить – в болоте.

Мы ожидали, что после Чаваньги дорога улучшится, но не тут-то было. Все то же самое. В одном месте справа пошла альтернативная дорога. Навигатор нас почему-то вел на берег Варзуги именно по ней, а не по песчаной, так что мы решили попробовать. И она завела нас в настоящее болото, местами даже топкое. Я болота люблю, в отличие от Сережи, но и меня несколько утомило двухчасовое таскание велосипедов на себе. При первой же возможности мы перетащили их на основную дорогу.

Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Теперь мы уже не переобувались при переходе рек и ручьев, потому что ноги после болота все равно мокрые были. Только штаны иногда закатывали. И вот перешла я очередной ручей, поправляю штанины и вижу, что елка в десяти метрах впереди как-то сильно трясется. Может, там зверь какой? И тут же показался средних размеров мишка – подросток, наверно. Я уже отработанным движением достала нож из рулевой сумки, чтобы по раме колотить, да и песня у меня всегда наготове. Он не стал меня долго разглядывать, а убежал через дорогу. Даже с Сережей не повидался.

Когда я пела, с берега раздался звук автомобильной сирены. Сережа предположил, что кто-то, слыша пение и крики, нам с берега сигналит. Но кто может сигналить в такой глухомани? Потом мы слышали этот звук много раз – какие-то птицы так кричат, - и каждый раз сначала за сирену принимали.

Дорога пошла по берегу рядом с лесом. Там везде полно следов медвежьей и лошадиной жизнедеятельности - часто вперемешку. Сережа меня спрашивал, почему я не пою. А что толку петь, если из-за шума моря никто нас все равно не услышит. А вскоре и у Сережи случилась личная встреча с медведем. В тот момент мы пешком шли. Он вдруг остановился и говорит: «в лесу медведь, на меня смотрит». Я уже не в первый раз размышляю, есть ли смысл спасаться от медведя в море, если он все-таки нападет. По рекам-то они плавают, но вдруг морей избегают? (Уже сейчас прочитала, что и по морю они плавают вовсю).

Еще десять минут песен и стука по металлу.
- Ушел? – спрашиваю.
- Не знаю: я когда его увидел, назад отступил. Медведю же нельзя в глаза смотреть.
- Давай подойдем.
- Вроде ушел.

Потом Сережа интересно описывал свое поведение: встретившись с медведем взглядом, он отвернулся и почувствовал себя в большей безопасности: это как дети, закрывая глаза, думают, что и их перестают видеть. Если бы он продолжал смотреть на него, мог не справиться со своей начинавшейся паникой.

В этот вечер нам наконец удалось поездить по кромке воды, причем скорость иногда достигала 15 км/ч. И так мы целый час ехали.

Мне надоело ложиться после полуночи и я объявила, что если в ближайшее время мы не встретим избу, будем ночевать в палатке. Но тони долго не попадались. (Потом уже по карте мы поняли, что проскочили минимум одну, не заметив). А берега пошли открытые и безлесные – неопасные, как я думала.

У реки, после которой я хотела ночевать, был крутой высокий берег – такой, что пришлось каждый велик вдвоем вверх заталкивать. Наверху – открытое плато. И по нему прямо на нас идет медведь и смотрит с любопытством. Я взяла самую высокую ноту, которую смогла, и тянула ее почти бесконечно. Параллельно мы громко стучали. Но медведь то ли смелый, то ли глухой попался – никакой реакции. Идет себе дальше. То есть к нам – ближе. А где-то неподалеку и рычание квадроциклов раздалось, но ему все нипочем. Нам уже не по себе. Но метрах в двадцати от нас он вдруг остановился, постоял и изменил направление градусов на 60. Прошел мимо и стал вальяжно удаляться. Периодически останавливаясь и опять взглядывая на нас. Тут уж Сережа решился его сфоткать.

Велопоход по Терскому берегу

Теперь уж и меня потянуло ночевать в тоню. Приехал квадроцикл с двумя местными парнями. До тони оказалось всего километра четыре, но нас предупредили, что вообще-то там запрещено ночевать не работникам рыболовецкого колхоза. Еще они рассказали, что вчера встретили группу Антона Кротова. Мы бы тоже с удовольствием их встретили. Изначально мы планировали их догнать уже во второй день, но при нашей почти пешеходной скорости их фора в 4 часа и 60 км помешала нам это сделать.

В этой тоне, в отличие от прошлых, места было много - на широких деревянных нарах человек 16 можно было разместить.

На ужин опять была уха. А из избы я каждый раз выходила, опасливо озираясь. Мне уже казалось, что медведи здесь кишмя кишат. Но больше мы их не видели. Кстати, все встреченные нами медведи были не коричневые, как на картинках, а темно-серые.

После этого похода у меня проснулся огромный интерес к медвежьей теме. Теперь я испытываю к этим животным смесь страха с восхищением, причем второе преобладает. Я осталась очарована их красотой и грациозными движениями. И теперь читаю и смотрю о них все, что нахожу.


Терский берег, день 4 (29 июня). Варзуга, Кашкаранцы

Утром я наконец решила искупаться в Белом море – вдруг больше случай не представится. До глубины было очень далеко, так что ограничилась плесканием на мели.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

На берег реки Варзуги мы приехали к середине дня. Там было сильное течение и волны. На пакрафте, наверно, страшновато было бы плыть – могло вынести в море.

Сережа пошел искать, кто бы мог нас переправить. Женщина в ближайшем доме неприветливо сказала, что лодочник уехал и неизвестно когда вернется. Но неподалеку виднелись из-под машины ноги ее мужа, и тот сразу согласился нас перевезти. Ехал он на моторке с бешеной скоростью. Переправа на двоих с велосипедами обошлась нам в 250 р. По словам перевозчика, за день до этого сюда весь день приходила по частям и переправлялась группа Кротова. У нас опять затеплилась надежда увидеть кого-нибудь из них – в Варзуге.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

На другом берегу были все те же бесконечные пески. Но сами пейзажи сменились, было очень красиво. Почти сразу нас начали атаковать полярные крачки – это более мелкие родственники чаек. В Стрельне они тоже угрожающе над нами кружили, но там мы нечаянно оказались рядом с их яйцами. А здесь яиц видно не было, а они все равно нас преследовали. Я побаиваюсь и недолюбливаю чаек с тех пор как они два года назад нападали на меня на Фриульских островах рядом с Марселем, а одна даже побила по голове. И в этой поездке их было тоже слишком много.

Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Мы так устали утопать в песке, что решили не заходить в Кузомень, славящуюся как раз своими песками. И продолжали двигаться в том же режиме, что в предыдущие дни: немножко едем, долго идем. Если так пойдет, можно и на поезд не успеть, - подумали мы. И внезапно за пару километров до поворота на Умбу начался грейдер. Это был редкий случай, когда мы ему обрадовались. Потому что наконец смогли нормально ехать. И до самого поезда ехали.


Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

В деревне Варзуга никого из вольных путешественников мы не встретили. Да и вообще там было мало народу. А в магазине не было хлеба. За ним нас отправили в пекарню, но предупредили, что она могла уже закрыться - это в середине-то дня. И действительно, она была закрыта, но оттуда вышел дяденька с авоськой, из которой торчал хлеб. Сережа спросил у него, сколько километров осталось до Умбы, и тот, видимо проникнувшись, подарил нам одну буханку. Как здорово было поесть свежего хлеба!
Велопоход по Терскому берегу

В Варзуге находится целый комплекс церквей, старейшая из которых построена в XVII веке. На другом берегу тоже есть достопримечательности, и туда примерно каждые полчаса лодки курсируют. Но мы спешили в Кандалакшу на поезд. После нашей черепашьей скорости этих дней нам не верилось, что мы способны много проезжать - даже по асфальту.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Обратно поехали другой дорогой, через деревню. Жалко было уезжать – очень хорошо там на высоком берегу.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Грейдер должен был идти полпути до Умбы, но асфальт начался гораздо раньше. В этой части он новенький, а ближе к Умбе – старый и плохонький.

В этот день у нас на пути была еще одна интересная деревня – Кашкаранцы – с красивой церковью конца XIX века, видной издалека. А еще там на доме висел портрет Ленина.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

У нас с Сережей разные стратегии выбора места ночевки: он боится комаров, а я – холода и ветра. Так что ему нравятся места в чистом поле, а мне – среди деревьев. В эту ночь мы встали на самом берегу моря под деревом, так что нас не кусали, и холодно не было.
Проехали 90 км.


Терский берег, день 5 (30 июня). Умба.

На болотах то и дело попадались загадочные заборы – вдали от населенных пунктов. Назначения их мы так и не поняли.

Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

До Умбы самым красивым местом на нашем пути была деревня Кузрека на одноименной реке.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

На озере Круглом Сережа порыбачил, а я поплавала. Не помню, купалась ли я раньше за полярным кругом.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Умба очень понравилась – хорошо бы ее подробнее посмотреть. Там была даже экологическая тропа «Старинная поморская деревня Умба», но у нас не было на нее времени, да и дождь уже начался. Кстати, я раньше в слове Умба ставила ударение на второй слог, а на Терском берегу мы ни разу не слышали такого варианта – там все ставят на первый.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Дальше на нашем пути были огромные озера Щучье и Колвицкое. Для ночевки мы выбрали первое, надеясь, что такое название дано ему неспроста. Утром там должна была состояться последняя в походе рыбалка. Берег нас очень разочаровал: все стоянки завалены мусором. И это в 60 километрах от Кандалакши!
Проехали 140 км.
Велопоход по Терскому берегу

Терский берег, день 6 (1 июля). Кандалакша

Утром был сильнейший ветер, почти ураганный. Стойки нашей палатки выгнуло в другую сторону. Хотелось скорее уйти оттуда на шоссе, где из-за деревьев ветра наверняка было меньше. Не стали ничего готовить – съели творог, купленный накануне в Умбе, и запили чаем из термоса. Предвкушаемые с вечера Сережина рыбалка и мое купание сорвались.

Дождь лил весь день. А еще начался серьезный рельеф – все время вверх-вниз.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Единственный поселок по дороге в Кандалакшу – Лувеньга. Это название было мне уже знакомо. Наверно, в моем первом лыжном походе - в Колвицкие тундры в 1998 году – мы сюда выходили с маршрута.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Глядя накануне на карту, я ожидала около Кандалакши красивые морские виды. Но оказалось, что все самое красивое было в прошлые дни. По дороге в Кандалакшу моря не видно вообще.
Самые сложные тягуны были перед самым городом – приходилось даже пешком заходить, это было легче и быстрее. А дождь к тому времени стал ливнем – таким, что почти ничего перед собой видно не было. На спуске было страшновато.

В предыдущие дни мы все хотели встретить АВПшников, но безуспешно. И на вокзале мы застали-таки парня и девушку из этой компании – правда, имена спросить забыли. Они доехали из Кузомени автостопом. По их словам, некоторые еще остались в Варзуге и почему-то в Кашкаранцах. Где же они там от нас спрятались?

Еще на вокзал приехала нас проводить Татьяна Кулебякина из Полярных Зорь, с которой мы были в походе по Норвегии в 2011 году. Было очень приятно повидаться.
Велопоход по Терскому берегу Велопоход по Терскому берегу

Через пару дней в Кировске открылся Дом Для Всех, который существует до сих пор.
Денис, с которым мы расстались в Чапоме, создал на тамошнем водопаде геокешинговый тайник, потом прошел пешком до самой Умбы (около 300 км получилось!), причем по дороге спас зайчонка от куницы. А еще переплыл на пакрафте Варзугу и поплавал по Канозеру. Ушло на это чуть больше двух недель.

А Сергей с Машей – тоже из нашей пароходной тусовки – совершают сейчас, уже из Кировска, совсем потрясающее пеше-байдарочное путешествие: Октябрьский – Чурозеро – Краснощелье (это середина Кольского, примерно на долготе Кузомени), а сейчас уже который день сплавляются по реке Поной к морю, в еще более дикую, чем наша, часть Терского берега. Следить можно здесь. Мне туда уже тоже захотелось - правда, все-таки с пакрафтом вместо байдарки.

Итоги: для похода от Чапомы до Варзуги велосипед не очень рекомендую, там пешком лучше. Разве что фэтбайк, может быть? Но его через реки будет тяжелее перетаскивать. Очень рекомендую иметь неопреновые носки - можно в сочетании с сандалями. Ну и ехать в этот район лучше, наверно, в июле-августе, когда есть ягоды. В августе еще и комаров гораздо меньше.
Забрасываться на "Клавдии Еланской" удобно, недорого и интересно - очень советую.
Кстати, на следующий ее рейс - 21 июля - собиралась тоже компания АВПшников во главе с А.Кулешовым, но за несколько дней до выезда почему-то ужесточили карантинные меры и на теплоход перестали пускать людей без местной прописки.



Треки в Страве: День 1День 2День 3День 4День 5День 6

 

Источник : "https://tanma.livejournal.com/92648.html" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию