9 ноября 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Ленинградский район
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано

Поход 73 км - Рощино. Бывшая финская мельница на реке Гладышевке. Огромный валун в лесу

Продолжаем исследовать красивые уголки Карельского перешейка. На этот раз мы запланировали пройти 37 километров от станции 73-й километр до станции Рощино. Целью было погулять по лесу Гладышевского природного заказника, выйти на Гладышевское озеро, посмотреть бывшую финскую мельницу у поселка Сопки, а также нагрузить ноги спортивной ходьбой. По пути мы нашли огромный валун на берегу реки, которого нет на картах. Смотрите подробный отчет в этой статье.

До станции 73 километр доезжаем на поезде, идущим из Петербурга в Выборг

Вход в заказник расположен почти у самой платформы. Сразу же начинается лес

Пейзажи тут очень разные, один сменяет другой. То сосновый лес, то еловый, то смешанный

Поход 73 км - Рощино.

Часть пути проходит по просторному сосновому лесу, залитому солнечным светом

Подходим посмотреть на болотистое озерцо, обозначенное на карте. В реальности это небольшой разлив ручья, подходы к которому заболочены. Без сапог ближе не пройти

По дороге к озеру Гладышевскому видим небольшую турбазу. Подходы к ней украшены страшными табличками

Поход 73 км - Рощино.

Вышли на пляж озера Гладышевского. Тут явно мелко, рядом много травы. В отличие от пляжа на том берегу, что ближе к Семиозерью, здесь купаться летом будет не так интересно - там глубина быстро нарастает, а здесь придется до нее долго идти. Но зато тут тихо, красивые пейзажи

Доходим до устья реки Великой, которая впадает в Гладышевское озеро

Места тут красивые

Чья-то заброшенная туристическая стоянка

Гладышевское озеро в том месте, где в него впадает река Великая. Место совсем унылое - отдыхать тут было бы скучно, купаться невозможно. Зато при нас тут рыбак ловил рыбу, для рыбаков тут хорошо

Делаем привал

Поход 73 км - Рощино.

Дальше нам много придется пройти по асфальтовому шоссе. Пересекаем реку Гладышевку, которая вытекает из Гладышевского озера. По пути она сольется с другой рекой,  и принесет свои воды в Финский залив

Поворачиваем в лес. Этот деревянный мост ведет к бывшей финской мельнице. На картах она обозначалась как мельница Уусимюллю

Река Гладышевка здесь бурная, поэтому энергии воды хватало, чтоб вращать колеса мельницы

Поход 73 км - Рощино.

Мельница построена в 1859 году. Здание ее сохранилось до сих пор. Из деревянного дома выходит искусственный канал, отделенный от основного русла реки каменной дамбой.

Вода текла по этому каналу и вращала колеса мельницы, расположенные внутри деревянного дома. Чтоб ее загнать сюда, на основном русле реки стояла плотина.

Вода выходит изнутри дома небольшим искусственным водопадиком

Поход 73 км - Рощино.

Дом не заброшен, его кто-то арендует - вроде бы какая-то организация. На одном сайте писали, что в советское время здесь была баня, в которой отдыхали различные солидные люди, то-есть партийная элита.

Вид с другого берега реки. Хорошо видно сложенную из гранитных валунов дамбу, отделяющую основное русло реки от канала

Остатки бетонной плотины. Она явно достроена позже, чем сама мельница. Скорее всего, изначально плотина была деревянной

Поход 73 км - Рощино.

Пороги на реке. Это место есть на картине художника Серова, которая называется "Финская мельница". Серов тоже любил Карельский перешеек. И мы его понимаем.

Пройдя дальше по берегу, я нашел огромный валун

На севере Карельского перешейка такие камни часто встречаются, а вот здесь это редкость. И он не обозначен на картах, не упомянут в списках природных объектов! Исправлю это своей статьей в блоге. Гранитный великан достоин того, чтоб о нем знали!

Поход 73 км - Рощино.

Видимо, когда-то он был выше, а потом скатился вниз, в реку, и теперь лежит в долине реки

Рядом с ним еще один канал, отделенный от основной части реки. Это значит, что изначально река была в два раза шире и мощнее, пока от нее не отделили дамбами два канала. Один проходит через мельницу, другой через этот валун. Для чего он сделан, не очень понятно, возможно, чтоб уменьшить мощь реки, которая могла разрушить мельницу. Но в итоге получилось очень красиво - небольшой ручей , дерево, огромный камень - пейзаж замечательный!

Мои спутники залезли на камень

Поход 73 км - Рощино.

Фигурка на камне позволяет оценить его масштабы

Красота природы

Камень расколот пополам

Поход 73 км - Рощино.

Скорее всего, в нем была изначально природная трещина, проделанная силами воды. А потом люди попытались ее расширить клиньями, чтоб расколоть камень и вывезти его по частям - но  им не хватило сил это осуществить.

Фотографируем расщелину

Напоминает фильм "Миссия невыполнима"

Поход 73 км - Рощино.

Стройные люди могут пролезть внутрь.

Идем дальше. Часть пути проходим по лесной дороге вдоль реки

Берега крутые. Реку еле видно, потому что ее закрывает зелень

Поход 73 км - Рощино.

Проходим через поселок Сопки. Впереди с важным видом идет местный кот.

Проходим еще немного вдоль реки, а потом дорога повернет обратно к шоссе

Проходим мимо поселка Сосновая Поляна. Здесь мы отошли от основного маршрута, чтоб посетить мемориал, посвященный советским воинам, погибшим в годы Второй Мировой войны.

Поход 73 км - Рощино.

Лично мои впечатления - мемориалы на Карельском перешейке все с пафосом, подчеркнутой торжественностью - и в итоге довольно бездушные. Есть с чем сравнить. На Лужском рубеже хочется молчать и думать о тех, кто погиб в боях за нашу Родину.  А здесь, где много современных памятников, какие-то  бравые винтовки, гламурные листики - вместо того, чтоб просто снять молча шапку с головы и почтить память павших молчанием. Одно хорошо - здесь выбиты фамилии погибших солдат. Они все погибли в 1944 году, когда прорывали финскую оборону.

Возле мемориала есть скамейки для отдыха. Делаем тут привал. Пройдено уже 30 километров.

Возле Линдуловской рощи заходим посмотреть финские оборонительные сооружения, которые мы исследовали в марте 2020 года. Сейчас решили показать их тем, кто здесь не был. Это бункер с люком в крыше, через который вылезал наблюдатель, а внизу сидели в штабе командиры. Большая часть бункера разрушена, но наблюдательный пункт сохранился

Поход 73 км - Рощино.

Несмотря на то, что была уже осень, часть нашей группы атаковали осы. Видимо, кто-то из туристов наступил на их гнездо. Осы начали их жалить, кого-то 2 раза укусили, а кого-то даже и 6 раз!  Характерно то, что меня и детей нашей группы они вообще не тронули. Мы стояли в общей толпе, к нам даже не пытались подлетать, а некоторых жалили многократно. Отсюда был вывод - они хорошо запомнили, кто их потревожил, и именно их и атаковали, не тратя зря яд. Имейте в виду - при себе всегда надо иметь антигистаминные препараты, чтоб принять их в случае укусов.

Внутри бункера

У станции Рощино большинство закончили маршрут. Трекеры насчитали 37 километров. А я и Саша Коновалов погуляли еще два часа, чтоб добрать километраж, у нас получилось 43 километра. Уже стемнело, смотрим поселок при свете фонарей. Показываю ему бывшую финскую плотину, при которой когда-то была гидроэлектростанция

Прогулочная зона вдоль реки Рощинки

Распространенный в российских парках объект - "Скамья Примирения". Двое садятся на ее концы, и форма скамьи вынуждает их сблизиться, потому что они съезжают к центру

Всякие фигурки

Похоже, что это домовенок

Качели

Памятник коту Тотти. Здесь жила в финские времена шведская поэтесса Эдит Седергран, которая умерла в молодости. Тотти был ее самым любимым существом на свете.

Поход 73 км - Рощино.

Для тех, кто хочет посетить валун и мельницу - схема, которая показывает, где они расположены относительно поселка Сопки. Туда можно доехать автобусом, идущим из Петербурга до поселка Каменка

Если вам понравился материал в моем блоге, то можете отблагодарить немного, перечислив немного денег на шоколадку моему сыну. Киньте небольшую сумму на мой телефон +7-981-8345749, это будет мне знаком, что моя заметка пригодилась людям!)

Страница нашего туристического клуба "Восемь Врат" в Петербурге: "https://vk.com/club17791063" rel="nofollow"

Источник: "https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/289176.html?utm_source=embed_post" rel="nofollow"