29 апреля 2021
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Велотуризм

Наконец-то, настал долгожданный отпуск. Мысля прокатится по Башкирии возникла еще зимой, и соответственно тему замутил на форуме заранее. И вроде народ предварительно приплюсовывался. Думал, что поедет не менее 6-7 человек. Но, по истечению времени, слились все по разным причинам, и в итоге в поход поехали я и Слава - вдвоём. Ну, зато пущай все остальные кусают зубы – и довольствуются красотой соседней Республики на экранах мониторов.

День первый. Марш-бросок до Куперли (79 км).
Билеты на автобус купили заранее, так как ездил в 2014 году примерно в это же время и автобусе (КАвЗ) не было свободных мест, а в багажное отделение забито до отказа. Велосипеды тогда расположили на ступеньках задней двери автобуса.
В этом же году, к моему большому удивлению, подали здоровенный автобус (автобус VDL) и с просто огромным багажным отделением, куда наши велосипеды со снятым передним колесом поместились изумительно. Да и автобус был почти пустой, к счастью. Заброска до г. Мелеуза обошлась нам в 502 руб.(из них 140 за багаж содрали: велосипед+баул).
Велопоход "Башкирскими красотами"
В Мелеузе прокатились по Бульвару Славы, сделали несколько фотографий на фоне памятника «Я люблю…», который почти есть в каждом городе нашей страны, закупили продукты и выехали в направлении с. Нугуш. Мелеуз мне запомнился как город пешеходных переходов: они утыканы чуть ли не через каждые 10 метров друг от друга.
Погода разгулялась, солнышко припекало.
На перевале к Нугушу, остановились возле таблички «Осторожно медведи». Пожелали себе не встречаться с медведями.
Велопоход "Башкирскими красотами"
До c. Нугуш добрались за 2 часа.
Оформили пропуска в Национальный парк «Башкирия» (20 руб./день/чел), пропуска на экскурсионный маршрут до Куперли(180 руб./чел). Мало того, что их контора находится на самом въезде в Нугуш на улице из одного дома, так, человек, выдающий пропуска, оформлял их очень долго. В час по 3 человека.
До Куперли ехал в первый раз, и главный ориентир это был трек, любезно предоставившей Чиффой (отдельный респект ей). Вскоре наткнулись на проверяющих. Они галантно попросили предъявить пропуска.
Дорогу до Куперли представлял себе немного иначе: очень грязную, разбитую. Но, грязь была только в самом начале пути лесной дороги, и то чуть-чуть.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Погода была на нашей стороне. Ехать можно было спокойно и уверенно.
На одной из остановок Слава нашел очки унисекас. Видимо кто-то потерял из «золотой» молодежи.
Вскоре, после двух перевалов уткнулись в речку Урюк, которую нам надо было форсировать. Вода чистая, теплая.
Велопоход "Башкирскими красотами"
А вот после брода, начался очень интересный, нудный, затяжной, крутой подъем. До седьмого пота пробило, пока забрались.
Через несколько километров приехали на долгожданное место, и увиденное трудно описать словами. Красота, живописное место.
Отдыхали тут и 4 пешкаря (прим. автора – «пешие туристы»).
Внизу вдоль реки пробивались «любители грязи», короли бездорожья.
Поужинали, легли спать.

День второй. Матрасный расслабон.(44 км)
Утро солнечное. Выспались.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Позавтракав, решили сходить до водопада. Кстати, вода мне не понравилась сразу. Мутноватая чересчур. Карстовый мост – памятник природы. Серия шумных водопадов. В общем, очень понравилось место, и оно достойно отдельной поездки налегке, что и хочу осуществить в следующий раз.
Сделав куча фотографий выехали обратно к с. Нугушу. По пути встретили ребят на машинах, причем одна из них простая стоковая шеванива, и 6 или 7 квадроциклов.
Спуск к Урюку с перевала полностью на тормозах. Убиться там можно, если ехать без «головы». Вспомнилась прошлогодняя поездка клуба на Куперлю, когда капитан мероприятия запретил присутствовать на сея мероприятие без шлема. Спорить и говорить что-то за и против не буду. Просто не надо лихачить на спусках)))Всем бобра!
На берегу Нугушского водохранилища решили пообедать. Пришла мысль сварить суп-уху. Слава чистил, я готовил.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Мест под палатки с дикой стороны водохранилища много, но к воде подойти практически невозможно. После вкусного обеда неспешно выкатили дальше. Опять повстречались проверяющие пропуска.
По приезду в с. Нугуш опробовали мелеузовского фирменного кваса. Лагерь разбили на берегу водохранилища за с. Саргаем (Сергеевка), на платной территории по 100 руб с человека.
Посчастливилось, и купить пенного нугушского. Напиток понравился своим слегка сладковатым (как мне показалось) вкусом. Очень рассмешила семья из Челябинска, которая привезла с собою на природу мультиварку. Челябинск очень суровый город!
Велопоход "Башкирскими красотами"
С заходом солнца к нам примкнулся кот Фёдор. На имя Фёдор он не откликался, но сделал вид, что территория под его контролем. Поэтому выгнать его не удалось.
По воде скользили лодки, наполняя яркими красками всю красоту в лучах уходящего светила. Очень здорово…

День третий. В поисках медведя, или как перебороть свой страх (61 км.)
5:00 зазвонил будильник, не дав досмотреть сладкий сон. Выехали рано, так как надо было успеть посетить пещеру Сумган-Кутук (вернее доехать до нее) и к 17:00 успеть на катер, который нас переправит по Юмагузинскому водохранилищу до с. Максютово.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Погода была на нашей стороне. Тучи рассосались сами собой, и ясное небо над головой дало сигнал, что ехать можно и нужно до пещеры. Приобрели входные пропуска на экскурсионный маршрут, на всякий случай.
Доехав до Серяти, свернули в сторону леса.Добравшись до шлагбаума, решено было ехать налегке, оставив вещи под кустами, потому что с баулами ехать было просто бы долго, и мы бы не успели вернуться. Вдруг из лесу раздался то ли лай, то ли рёв кого-то зверя. Стало не по себе. Похоже было на собаку, но что она делала в лесу? Загадка. Впрочем, через 5 минут лай-рёв прекратился, и больше мы ничего подобного не слышали. Скинули вещи, взяли с собою запасы воды, вооружились топором, ножами и копьем (мирно лежавшее на столе беседки) заехали в мрачный лес. Выдававший пропуска, сказал, что в пещеру ездят мало по чему-то, в основном народ идет на Куперлю. Оно стало и понятно: дорога не сильно накатана, местами заросшее травой, кустами, и очень крутые подъемы, местами поваленные деревья, глубокие лужи. Первый час мы ехали молча, прислушиваясь к каждому шороху со стороны леса и отчетливо понимая, что наши «игрушки», в случае чего, против медведя ничем не помогут. Только на спуске звук трещоток нарушал лесную серенаду. Сердце стучало импульсивно. После первого перевала выехали на полянку-опушку, где стояла табличка с названием некогда существовавшего здесь населенного пункта.
Чистый воздух и запах сосен воодушевлял.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Первые лужи на дорогах, первые медвежьи следы. Поначалу их было мало, но чем дальше углублялись в лес, тем все больше и больше их становилось.
Через три с половиной часа добрались до самой пещеры.20 км пройдено.На первый взгляд – просто глубокая дырка в земле.
Памятные таблички вокруг. И пожалуй все. Ожидал лучшего, на фотографиях в инете видел какую-то лестницу спускающуюся вниз. Но ничего не было, без спецснаряжения там делать больше было нечего.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Но окружающая природа завораживает. На выходе от пещеры пересеклись с группой пешкарей. Вот кого-кого, а встретить в этих краях людей я не ожидал. Ребята топали по маршруту «Нугушская кругосветка», со стороны Куперли. Немного с ними пообщались и отправились обратно. Встреча с людьми как-то воодушевило, и уже на обратном пути ехали не молча. Времени на обратную дорогу было с запасом.
Через 10 км Слава ломает «петуха».
И это не очень приятно, так как все вещи оставили на начальном этапе. Пришлось идти пешком. Благо со спуска он мог ехать. Добравшись до вещей, поменяли «петуха», выехали к Юмагузинскому водохранилищу.
Вход на ГЭС – 100 руб. с человека. Куча машин в очереди, забрать свои катера. Номера регионов зашкаливают разнообразием. Кто-то даже с Хантов приехал «поплавать». К назначенному времени приехал катер. Загрузились, и поплыли. Аренда катера нам обошлась в копеечку (хотя это был самый дешевый вариант), но это того стоило. Это просто сказка.
Велопоход "Башкирскими красотами"
С погодой везло уже третий день. Юмагузинское водохранилище построено не так давно, на реке Белой. Плыть предстояло около 50 зигзагообразных километров. Окружающие отвесные скалы, и каким-то странным образом растущие на них сосны, свежесть от воды – оставляли яркие впечатления.
Капитан катера подарил нам соленую рыбку из вод этого чудесного водохранилища.
Возле скалы «Трёх вождей» остановились порыбачить, и насладиться творением рук человека. На скале отчетливо виден профиль Ленина, остальные вожди (Маркс и Энгельс) едва различимы из-за осыпания пород под действием времени, осадков и т.п.
Спустя два часа плаванья мы сошли на берег в районе с. Максютово, где на берегу Агидели встали на ночлег. Переваривая сегодняшний день за ужином, вспоминали утреннее беспокойство встречи с медведями и вечерний экстаз на катере.
Велопоход "Башкирскими красотами"

День четвертый. Мегасупер матрасный день (30 км.)
Отсыпались как могли. Сегодня предстоял матрасный день – посещение Каповой пещеры, которая находилась от нас в 25 км и отдых на берегу Агидели. Погода нас радовала снова. И даже набежавшие из неоткуда тучи ни сколько не пугали нас.
Дождя не было. От Максютово шел приличный грейдерный подъем в гору. В одном месте можно срезать участок пути, через лесную укатанную дорожку, что мы и сделали. Дорога до Гадельгарея мне не понравилась, крупный грейдер, опасно спускаться. Но другой дороги не было.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Тем более ехали уже по Заповеднику Шульган-Таш. По пути встретили «хозяина» этих чудесных мест. Узнали у него за что, где, и как, и сколько надо платить, если захотим свернуть с дороги общего пользования на территорию особо охраняемого ресурса. Фраза «всегда договоримся» меня позабавила. Дело в том, что у них расценка идет такая: 70 руб. стоит 1 км в будни, 100 руб. в выходной. Вариант маршрута через территорию заповедника был интересен, пока не насчитали мне приличной суммы, и это при том, что я не на машине или на квадрике, а на велосипеде. Разговаривал я по телефону с замом. Он то по-русски, то по- башкирски местами что-то мне пытался объяснить. Но, в итоге было решено вложить в бюджет поездки больше, и миновать этот участок, переплыв на катере. «Хозяин» же заповедника, был русским, и переговорив с ним уже стало понятно, что на велосипеде я наношу малый вред почве, и что по цена «всегда договоримся». Эта так малая информация для тех, кто захочет прокатиться в будущем в тех краях. Без пропуска грозит штраф, а то и ответственность. Выходите на связь лучше сразу с начальником.
В Гадельгарее (на картах Гадельгареево) мы купили очень вкусные пряники, и не менее вкусный лимонад «Шихан». По главной улице есть асфальт, и хороший спуск. До пещеры - 5 км. Заехали попутно на озеро Йылкысыккан. На камне на пяти языках высечено название озера. Само озеро грязное.
Через пару километров долгожданный крутой спуск. Я умчался вперед сверкая пятками. На КПП в заповедник, приобрели входные билеты. Стоимость 240 руб. с человека. Нам разрешили заехать на велосипеде. Посетителей мало в будни. Хоть пофотографировать можно без очереди. Оставив велосипеды около пещеры, вооружившись фонарями, нас и еще троих туристов повели в пещеру.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Фонари брали свои, теми, что дают при входе только ключи у двери искать. В Каповой пещере я бывал в 2014 году. Поэтому мне уже она была знакома. Но мне понравилось, что было мало людей, и не было гоготания по всей пещере. Также возник интерес в будущем посетить платные залы, цены которых варьируется на отметке 4500 руб. с человека.
Пройдясь по «горлу» и нафотографировавшись, за территорией пещеры нам предложили чай с блинами и медом. «Бесплатно?!», - спросил удивленно Слава. «Ага, бесплатно!», -иронично ответил я. Для себя сделал вывод только один – в Башкирии за все плати. Блины с липовым медом и ароматным чаем после прохладной пещеры оказались как рак кстати.
Около Мамонта поставили и Единорога-носорога. В 2014 году его не было.
На платной дегустации меда все-таки решили отведать дикий мед. Чайная ложечка этой продукции стоит 50 руб. По вкусу мне показалось, что это простой мед с орехами. Хотя и вкуснее.
Велопоход "Башкирскими красотами"
На стенде «Животный мир» увидели змею медянку, которую я спутал с гадюкой по пути в пещеру Сумган-Кутук.
Лагерь разбили на территории турбазы «Агидель», опять же 100 руб. с человека. Зато время есть постираться и отдохнуть. Здесь продается хорошая медовуха, цена 200 руб, за 1,5 литра. Напиток хорошо пьется, но налегать на него не стоит. Пока готовился обед, Слава решил заняться гравированием камней на память о походе. Получилось как в магазине.

День пятый. «Мегалосиный марш-бросок, день клещей». (124 км.)
Утром после сытного завтрака, форсировали Агидель.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Наш путь снова начался по лесным дорогам и горкам. Тут без навигации можно и заблудиться.
Сегодня решили добраться до Зилаира. Расстояние приличное, учесть такие подъемы и дороги. Выехали на дорогу на Кызлар-Бирган.В дождливую погоду тут можно хорошо помесить грязь. Но погода снова на нашей стороне. Дождя нет! По поводу названия поселка. Как нам пояснили с улыбкой на лице башкиры, название поселка с башкирского на русский переводится как «путаные девочки» (от слова путана). В общем, без улыбок не обошлось. Дорога до Кызлара-Биргана сначала была отчетлива, но в лесу она заросшая травой, местами даже трудно было ориентироваться.
В этот раз Слава снимал десятками с себя клещей. На меня они не липли, почему то, а на него, как на банный лист.
В конце концов, один наглец все-таки укусил. Провел целую операцию по освобождению ноги товарища от злого вредоноса. Благополучно удалив клеща, мы отправились дальше…искать дорогу. Скоро выехали на вполне накатанную дорожку. Пока пробирались, даже не заметили как березы сменились на сосны. Пересеклись с лесовозом. Подсказали как ехать. Дальше дорога стала интереснее, грязнее, укатанная лесовозами.
Велопоход "Башкирскими красотами"
В Кызлар-Биргане пополнили запасы воды, и выехали на основной грейдер до Кананикольсокого. Дорога по грейдеру была бы приятна, если бы не проезжающие лесовозы, которые то и дело, проезжая мимо, измельчали песок в пыльную пудру.
Что интересного до Кананикольского? Абсолютно ничего. Подъем-спуск, спуск-подъем. Пыль. Обочин нет. Кругом лес…и ни одного водоема.
После Кананикольского дорога на Зилаир стала шире.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Запасы воды кончались, а набрать воды было негде. После нескольких подъемов – спусков обнаружилась проблема с багажником у Славы. Старая Алтайская рана дала о себе знать. Багажник держался на соплях, то и дело терся об боковину колеса. Ближе к вечеру заехали в Петровку, где купили минералки и лимонада.
Слава приуныл. Через 15 км, мы разбили лагерь на берегу р. Зилаир.
На ужин были макароны с рыбой. Горелка ни разу за время подхода не подвела. Единственное, склонился к тому, что газ будь брать с винтовыми баллонами. Лучше и дольше горит. День был тяжелый, с потерями сил. Анекдоты от Трахтенберга немного подняли пропавшее настроение.

День шестой. В ожидании чуда (112 км.)
Утро началось с ремонта багажника Славы. Ничего путного не оставалось делать, как занизить багажник максимально до колеса. Кривовато, но зато хоть не задевал за колесо и держался. Завтракать не стали, решили доедем до Зилаира и в местном Магните наполним свои желудки йогуртами и т.д. Пока собирались, набежали тучи, начал накрапывать мелкий дождь. Наконец-то! И если бы мы на час позже выехали, то не попали бы под такую струю. Да и еще на трассе. Надев дождевиковую пиковскую продукцию, заехали в Зилаир. По асфальту в дождь, да еще под горочку – вся грязь на тебе с ног до головы. Дождевики со своей функцией справились.
«Магнит» был еще закрыт, продукты купили в «Полушке». Дождь прошёл, выглянуло солнце.
Велопоход "Башкирскими красотами"
На выезде из Зилаира поснимали с себя дождевики. Путь лежал теперь по трассе до Кугарчей. Подъемы уже стали легче, горки не настолько крутые.
На границе Зилаирского и Зианчурского районов поменялся и пейзаж.
А после затяжного спуска и вовсе лесной массив на горках резко поредел.
Велопоход "Башкирскими красотами"
И вот спустя 2,5 часа мы в на Ямашлинском водохранилище.
Сколько было радости, когда мы подъезжали. Хотелось окунуться в бодрящую водицу, поплавать. Пока мы ехали я глазами искал наше традиционное место стоянки. И очень странно, что не было ни одной машины на том берегу. Подъехав ближе к месту, я очень сильно разочаровался. Водохранилище обмелело, зацвело, все в тине, купаться не возможно. Поэтому и отдыхающих нет. Оставаться здесь на ночевку не хотелось. Решили ехать до Андреевки. Отдохнув на берегу, решено ехать через перевал на Габбасово, дорогой, которую нашел в том году.
В лесу начали одолевать комары, которых в глубинках Башкирии было очень мало. Преодолев перевал, дорога простилалась между гор почти до самой трассы на Кувандык.
Велопоход "Башкирскими красотами"
Не спеша, доехали до Башкирского родника, что на границе с Оренбургской областью.
Около Андреевки комаров была тьма.
Ну, вот опять разочарование. Сидеть среди комаров желания было не возникло, решили уж доехать до Сакмары, не доезжая Воздвиженки. Дорога конечно в этих местах была на редкость хреновая. Из всего маршрута, эта был самый худший участок. Добравшись до места, комаров меньше не стало, а наоборот.
Благо есть крем «Армакон Камара». Рекомендую покупать его, стоит недорого, но самое главное без запаха, и реально защищает. В лучах уходящего солнца, насыщенный километрами день, провожали у небольшого костра, завершающий этап маршрута. В голове прокручивались яркие моменты, впечатления в походе.
Велопоход "Башкирскими красотами"

День седьмой. Утро начинается с укуса комара (13 км.)
Вот и подошел наш небольшой поход по Республике Башкирия к концу.
Утром сели на электричку до Оренбурга, и стуча колесами, она нас понесла по родным степям. Комары достали. Почему у нас их так много их в Области? Не понятно….
Подытожим:
Много интересного увиденного. Теперь есть идея съездить в Мурадым, на несколько дней. Его исключили из списка, из-за нехватки времени. Хотя на будущее именно из Каповой надо ехать на Мурадым, а не на Зилаир (через Кызлар-Бирган»). Но оставим это на следующую поездку. Не все сразу.
463 км проеденного пути по лесным, грейдерным и асфальтным дорогам, подъемам, спускам, красочными местами. Около 50 км плавательной экскурсии. Хороший поход, жаль только, что народу мало было…Всем бобра!
Велопоход "Башкирскими красотами"

Источник : "http://www.orenvelo.ru/publ/velopokhod_bashkirskimi_krasotami_11_17_06_2016/2-1-0-225" rel="nofollow"