15 декабря 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Верхневолжский район
Вид туризма: Велотуризм

Байкрафтинг: Кострома - Галич - Тотьма - Великий Устюг - Котлас

Освоил новый вид отдыха - байкрафтинг. Это когда немного едешь, потом немного сплавляешься, потом опять немного едешь. Что-то около 700 км на велосипедке и 75 км на лодке.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Нефильтрованный фотоальбом "https://photos.app.goo.gl/Qpc9kEAc2TDe11pz7" rel="nofollow" (дичайшие количества одинаковых и бессмысленных фоток)

Д1 - "https://www.strava.com/activities/3764898431" rel="nofollow" 207 км - Кострома-Галич-Чухлома (бессмысленный личный рекорд суточной дистанции на фэтбайке)

Выгрузился в Костроме с поезда Москва-Владивосток (романтика то какая).

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Поехал на набережную Волги, сибаритски приготовил себе на горелке кофе из Волжской воды, выпил с привезенными из дома сырниками

На выезде из города лил дождь.

Участок Кострома-Судиславль - наверное федеральная трасса - траффик есть, конечно не поток, как может быть в подмосковье, но машины постоянно шныряют. Качество асфальта чудесное, много раз подумал "вот бы я был на шоссейнике". На выезде с Судиславля - много декоративно-прикладного искусства: типа дорожный знак, на нём куницы, зайцы и еще что-тоВелопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Ожидал что после поворота с основной трассы на Галич трафик станет меньше, но нет. До самого Галича так и шныряли. В Галиче симпатично выглядит въезд в город - с видом на озеро.

Также в Галиче много декоративно-прикладного искусства в типа как парке,

Еще в Галиче расположен моднейший завод по производству автокранов.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

под шлем залетела пчела, ужалила, поболело-прошло.

Чухлома запомнилась моднейшей колонкой, в которой рычаг сделан из велосипедной вилки

а также тем, что во всех деревянных домах пластиковые окна + наличники. Выглядит диковато, но наверное в 21 веке иметь в доме окна с деревянными рамами сейчас настолько неудобно, что все ставят пластиковые пренебрегая традиционализмом и эстетикой и выбирая удобство использования.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Где-то за Чухломой ночевка в лесу.

Д2 - "https://www.strava.com/activities/3764898392" rel="nofollow"  157км Солигалич-Тотьма

В районе Солигалича появляются следы лесозаготовки. По дорогам шныряет много лесовозов

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Пару лет мечтал проехать эту срезочку между Костромкой и Вологодской областями, на ней же проходит водораздел между бассейнами реки Волги и Северного Ледовитого Океана. В разных отчетах пишут особенные ужасы про участок Куземино-Гремячий, на подъезде к нему со мной поравнялся мужчина на автомобиле, потрепались, мужик узнав, что я еду на Тотьму, сказал "ну готовься, тебе 12 км тащить, там глина". Сразу после Куземино выглядело многообещающе - конец асфальта и все такое...

Ехать дальше, действительно глина

Но в общем ехать можно.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

ну а где-то обносить. Но обносил мало. Луж 5 может... На шоссейнике конечно замучался бы, но в общем какой-то особенной драмы не было, просёлок как проселок машина гольф-класса не проедет, а на уазике вполне можно протащиться, особенно с учетом того, что слева и справа свалено много "второсортного пиломатериала", есть из чего наложить гать. Может мне с погодой как-то особенно повезло, хотя за день до этого дожди были. Ну в общем Куземино-Гремячий заняло чуть больше часа.  Где-то в середине так называемые Чаловы горы. Въезжаешь в торчок метров 200, там стоит памятная доска, типа водораздел и крест. Красивый вид

Постепенно глиняная грунтовка превращается в песчаную и вот он, Гремячий.

Дальше до Тотьмы поехал по траектории с каким-то дичайшим количеством грейдеров, их там около сотни км было.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Тотьма красива, заночевал на скошенном поле с видом на город.

Д3 - Тотьма-Нюксеница-Матвеевское

"https://www.strava.com/activities/3764898345" rel="nofollow" 105км  - Тотьма-Нюксеница

Ничего особо примечательного. Телепортировался асфальтом до Нюксеницы. Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областямВелопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

там, разыскивал колонку или родник, местный товарищ налил мне питьевой воды из шланга, разговорились, он посмеялся над моим планом выехать на Опоки вдоль газопровода, сказав что там охрана, камеры и без пропуска не проедешь, остановят, будет суд, опись, протокол, проверка не террорист ли и все прочее подобное.

Я тогда прямо в Нюксенице надул пакрафт и поплыл вниз по Сухоне. Позднее, кстати, я пересекал газопровод "сияние севера" и понял, что охрана то ладно, но пропилить по нему 50 км было бы непросто. Красиво выглядящая на спутниковых картах грунтовочка на деле является колеёй, по которой передвигаются на Уралах и Камазах повышенной проходимости.

"https://www.strava.com/activities/3764965535" rel="nofollow" - 25км - на пакрафте Нюксеница-Матвеевское

Немного сплавился по Сухоне на пакрафте. Достопримечаетельностей никаких, виды бесконечно красивые

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Место где можно выйти на берег ждал километров 5 наверное. А то так слева и справа высокие берега из чего-то известкового, наклон сильный, палатку не поставишь, а где не высокие, там заросли кустов и на берег не выйдешь. В итоге доплыл до деревни Матвеевское, ночевал через овраг от деревни на красивейшем высоком берегу.

Д4 - Матвеевское-Полдарса-Опоки-Мыс Бык

"https://www.strava.com/activities/3764898289" rel="nofollow" - 61км - Матвеевское-Полдарса

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Чуть приятных дорог до выезда на основную трассу, потом телепортирование по асфальту, лежа на руле (китайская реплика руля jones loop bar который по форме является еще и лежаком).

По дороге на Подарсу, где планировал вылезти на воду, нагнал бесконечной красоты велосипедистку в шлеме, велоформе, контактах и ровно крутящую. Немного поболтали. Но я, лошара, вместо того, чтобы еще посоциализироваться упилил вперед т.к. не терпелось вылезти на воду и смотрть на Опоки.

Чуть видов из Полдарсы - сельская дорога, вундер-агрегат на колёсах повышенной проходимости и водяная колонка в кожухе.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

"https://www.strava.com/activities/3764951725" rel="nofollow" - 27км по воде. Полдарса-Опоки-Мыс Бык

Опоки прекрасны! Там в общем-то все берега очень красивые, но Опоки больше и красивее всех прочих. Еще там течение Сухоны ускоряется, ощущения когда плывешь - чудесные.

Напротив скал - места неорганизованного отдыха - в пойме народ стоит с палатками, купается в реке.

Подплыл поближе к высокому берегу. Течение там ускоряется примерно до 10 км/ч  (на других участках Сухоны где я был - это в среднем 4.5 кмч)

Чуть ниже по течению  - фонтан. Бьет из земли на месте пробуренной артезианской скважины. Там место организованного отдыха  - столы, лавочки. Народ туда привозят на моторках (сколько стоит - не спросил) и там люди пьют, едят, гуляют.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Ночевал у мыса Бык, где можно было выйти на левый берег и далее второстепенными дорогами ехать до Великого Устюга. мыс Бык тож очень красивый, по высоте вполне себе как Опоки.

Ночевал на каменистой площадке на берегу, палатку растягивал на бревна и камни, колья не воткнёшь. Пожалуй это была из всей поездки самая гламурная ночёвка - прямо у воды, красивое место.

Как всегда насладился удобством печи-щепочницы. Разжигается за три секунды и потом топится деревянной мелочёвкой, которую как топливо для костра никто и рассматривать не будет. При этом и сосиску пожарить и воду вскипятить - без проблем. На фото понатолкал в печь слишком большие палки. Чтобы хорошо горело надо более мелкие щепки класть.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Д5 - Мыс Бык-Великий Устюг-дер.Едново, пойма с.Двины-берег с.Двины напротив Красавино

"https://www.strava.com/activities/3764898412" rel="nofollow" 84км - м.Бык-в.Устюг-Едново-пойма

Сначала каменистая дорога по берегу

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Потом начинаются просёлки, постепенно они переходят в грейдеры.

Посередине деревни собрана печь. Причем это не остатки сгоревшего дома. Это именно собрали на поляне печку, предполагаю, что  в рекламных целях

ДК, например

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Еще чуть грейдеров, с неплохим градиентом

Постепенно все это переходит в асфальт

И ближе к Великому Устюгу начинается лубок. пасека деда мороза, резиденция деда мороза, фигура деда мороза, итд.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

В в.Устюге за сараями смотровая площадка с видом на Сухону (или там она уже с.Двина?) и на автомобильный мост.

В брошенных зданиях вместо забитых окон - навешены рисованный окна с занавесочками.

На ликеро-водочном заводе за проходной прослеживается велопарковка

Красивая, благоустроенная набережная.

И вот ура-ура - паром везет меня за реку, чтобы там закоулками ехать на Котлас.

Это самая интересная часть поездки, потому что сквозной дороги там нет. Там есть дороги и деревни (многие брошенные) со стороны Великого Устюга, есть дер Бурмасово стоящая на воде со стороны Котласа. В промежутке по берегу ничего кроме леса. Т.е. надо где-то выйти к реке, проплыть непроезжую часть и потом найти способ выйти с воды уже на дорогу к Котласу.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Со стороны Устюга система дорог ведет себя "по убыванию" - Все начинается с широченного грейдера "3 полосы в каждую сторону"

Постепенно километров за 20 он становится узким грейдером.

Ни деревень, ни людей. Лес слева-справа - бурелом.  Там меня еще очень развлекали слепни. А еще, я вспомнив что там было на карте много деревень с "медвежьими" названиями, решил что надо поиздавать какие-то звуки (чтобы не уткнуться в медведя, а дать ему шанс меня услышать и свалить). Громко разговаривал со слепнями, комментируя все их действия а также мои ответные взмахи руками.

Потом еще немного лесовозной дороги со следами лесозаготовки

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

и дальше доброго молодца ждут три дороги:

налево пойдешь - может к реке выйдёшь...

прямо по гати пойдёшь - наверное на лесоповал попадёшь...

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

направо пойдёшь  - в брошенную деревню Едново попадешь.

Я пошёл налево. Обычная лесная дорога, потом крутой спуск вниз, в пойму Северной Двины. Ездят там похоже уже не на УАЗиках, а или на газ66, или на тракторах Беларус. Дорога через лес, много где проложена гатью.  Слепни пропали, вместо них комары и мошка.

Как спустился в пойму - лес закончился, дорога пошла по полю. Гнус жужжит.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Постепенно привела в болото. Т.е. твердой поверхности нет, стоять можно на кочках, но если на кочке стоять долго, постепенно она уходит куда-то вглубь. Когда кочки стали идти редко, мне стало стрёмно, я повернул назад.

нашел ветку дороги, которая вывела  к берегу протоки. Склон метров пять. Гнус жужжит.

наверху надул лодку. отнес вниз. Гнус жужжит.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

разобрал велосипед, по частям отнес вниз. Гнус жужжит.

как-то неидеально упаковал всё, залез в лодку, ура, я на воде.

Впоследствии обновил на openstreetmap конфигурацию тамошних лесных и полевых дорог, чтобы будущие поколения байкрафтеров знали где можно вылезти на воду. По спутниковой карте это не так понятно, как на местности...

"https://www.strava.com/activities/3764932294" rel="nofollow" 17км - пакрафт - Пойма-Берег с.Двины

Пару километров по стоячим протокам и вот я вышел в Северную Двину. Гнус сдуло ветерком, по крайней мере комаров точно, а мошка чуть осталась, но не так как в пойме.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

На реке появились бакены - но смысл их непонятен, ни одного судна я не видел. Похоже, весь лес там по дорогам лесовозами таскают. Сначала с делянки Урал или Камаз вытаскивает бревна к грейдеру, а там его уже на шоссейные Скании да прочие Вольво грузят.

Плыву- сзади грохочет. Вижу догоняет гроза.

Вылез за берег, сложил велосипед и вещи кучей, накрыл тентом, надел плащик, жду.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Начался ливень, плащика явно не хватило, накрылся лодкой. Гроза прошла, еще полчаса моросило, потом дождь прошел. Уже вечер, опять упаковываться в лодку и плыть поздно. Поставил палатку подальше от высокого склона, поближе к берегу (от оползней), только залез, вторая волна грозы. Прошла, вроде намочило несильно. распаковал спальники-коврики уснул. Среди ночи просыпался оттого что сползаю по склону, от звуков дождя и от звуков оползней - когда ливень мочит песчанно-глинянный склон, то он по чуть-чуть осыпается.

Д6  - Берег с.Двины-Бурмасово-Котлас

"https://www.strava.com/activities/3764898358" rel="nofollow" 7км - пакрафт

Проснулся, еду готовить не стал, закинулся сухарями и орехами. Хотел быстрее выйти на твердую землю. А то там где  ночевал нескончаемый высокий берег, где-то наверху бывшие деревни, сейчас нежилые, а за ними десятки километров леса. В общем места явно не для перемещения на велосипеде.

Упаковался в лодку, поплыл, сзади (с юго-запада) опять нагоняет гроза. Вижу, зацепит только краем, т.е. не прямо на меня идет. Ну и ладно, ради такого не буду на берег вылезать, поплыл чуть под дождём. Ливня было секунд 20, а дальше моросило. В лодку почти не налило.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Постепенно правый берег становится ниже, потом справа начинается низина, намытый песчаный остров

И вот ура - привязанная лодка. поднялся - там по полю дорога, по которой видно - ездят. Копны сена лежат. Все, цивилизация, добрался до Бурмасово значит.

Перетаскал все по крутому склону наверх, там упаковался, поехал. Огромное спасибо рыбаку владельцу лодки, что поналожил на склоне гать из веток. А то глина после дождя очень скользкая.

"https://www.strava.com/activities/3764918148" rel="nofollow" - 31км - в Котлас

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Дороги постепенно становятся все шире и шире. Полевая дорога переходит в грунтовку.

Грунтовка  в грейдер

Грейдер дальше примыкает к более широкому грейдеру.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

В дер.Выставка - брошенная церковь с видом на долину Северной Двины.

И смотровой площадкой со скамейкой

На автобусной остановке - все признаки гос. власти.  Остановка хоть и покосившаяся - внутри очень чистая.

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Следующая остановка совсем монументальная, из бетона что-ли

Еще немного и Котлас

Купил билет, поехал на реку - выполнить минимальные банно-прачечные процедуры

Велопоход с элементами рафтинга по Костромской и Вологодской областям

Над рекой сквер, в нем детская площадка. Там динозавры спорят о том, что лучше для велотуризма - подседельный баул или багажник и пик99. в этот раз поклонник багажника выглядит более убедительным.

Фото у вокзала.

Источник: "http://omachulski.blogspot.com/2020/07/blog-post.html" rel="nofollow"