Виды туризма

11 января 2013
Павел Воронцов
( г. Москва )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано
0 1097 0
Автор: Павел Воронцов (Москва)

По многочисленным просьбам автор выложил на карту с указанием маршрута следования, однако он остается при своем мнении, которое считаем нужным довести до сведения читателей, что она не является неотъемлемой частью повествования.

Воскресная прогулка

Некоторые читатели позволили усомниться в реальности данной поездки и правдивости изложения. Как человек, давно знающий автора и сам принимающий участие в этих событиях, могу уверить, что, в общем и целом все описанное здесь соответствуют действительности. Автор правдив настолько, насколько он как художник может и желает быть правдивым. Возможно, в изложении отсутствуют второстепенные лица, факты и детали о которых автор не счел нужным или забыл упомянуть, из-за незначительности их влияли на общий ход повествования. Так автор не упомянул о машине сопровождения с кухней, медиками, массажистами и резервными велосипедами, о группе поддержки из красивых девушек, обо мне, вынужденному за две недели до описываемых событий, лично договариваться с ГАИ по Московской области о пропуске нашей колонны, справедливо пологая, что это ни сколько не уменьшает ценности текста для читателей.

Благодарности: автор выражает глубокую благодарность торговому дому "Сириус", магазину "Все для велотуризма", модельному агентству "Мулен Руж", туристическому агентству "Золотое кольцо России", песенно-танцевальному коллективу при доме культуры "Соколиная Гора" г. Москвы и лично и.о. командира 2-го полка ДПС ГАИ по Московской области подполковнику Севастьянову В. Г. без участия которых поездка и ее описание были бы невозможны.

 
Просьба к читателям, не имеющим специального медицинского образования не ставить диагноз автору. Замечания по литературной корректуре, пунктуации и орфографии приветствуются.

Глава первая. Калистово - Александров - Струнино

21.08.2005 . 7.40 1. Подъем. Завтрак. Быстрые сборы.

8.05. Выехал с дачи. На станции купил билет до Александрова.

8.26. Сел в электричку. Путешествие начинается. У меня велосипед "Украина" 1984 года выпуска, рюкзак, карты Московской и Владимирской области. Компас - вещь интересная, забавная, но практической пользы он мне как компас, надеюсь, не принесет, для ориентации (ориентирования) хватит и карт. А взял я его из-за того, что у него есть сбоку маленькая линеечка на пять сантиметров, очень удобно рассчитывать расстояние по карте. Сотовый телефон заряжен. Два семейных ключа, отвертка, плоскогубцы. На всякий случай пузырек йода и стерильный бинт. Паспорт. Полторы тысячи рублей. Еще взял по привычке проездные билеты на метро и наземный транспорт города Москвы, страховой медицинский полис и карточку сбербанка. Из этого, надеюсь, ничего не понадобится, в пиковой ситуации, может быть, поможет карточка сбербанка, а остальное я взял из-за того, что все это всегда ношу вместе в заднем кармане брюк. Вот и первая неудача. Оказывается, что надел тяжелые туфли вместо приготовленных легких летних сандалий. Досадно. Теперь мне придется всю дорогу крутить педали в этих туфлях. План у меня простой. На электричке добраться до Александрова, а потом на велосипеде доехать до Красноармейска. По карте по прямой это около 50 километров . Я поеду не совсем по прямой . Маршрут таков: от Александрова доехать до Струнино – по прямой 11 километров , но на этом участке дорога наиболее извилиста и километровых разметок нет, пусть будет 15- 16 километров , затем через Шаблыкино, Григорово до Площево – на карте есть километровые отметки – всего 15 километров . Потом правый поворот и по трассе 1 км . Затем налево. На карте изображена абсолютно прямая дорога – 24 км до самого Красноармейска. 11.5 километров она грунтовая, а затем асфальтовая. Итого 55 км , ну пусть для ровного счета будет 60. На асфальтовой дороге я с горы развиваю скорость до 30 км/ч . В гору, конечно, по-другому. На ровной дороге мне свежему, полному энергии по силам держать 20 км , хотя очень долго это и напряжно. Комфортная скорость 15 км/ч , я ведь на прогулке. По грунтовой дороге скорость может быть другая, но ведь даже 10 км/ч – совсем не плохо, да и грунтовки судя по карте не много. Итак, расчетное время со всеми допусками – 4 часа движения. Пусть я буду отдыхать в дороге 2 часа, ну тогда 6 часов всего. Все реально. До тех пор, пока брат не стал заниматься профессионально бегом он ходил в велосипедную секцию. Кажется, в классе 6-7 он тогда учился. Они дети на обычной тренировке проезжали по 60 километров , а уже после года тренировок могли проехать за тренировочный день 100- 120 километров . Сам я в школьные годы накатывал по 50 километров в день и ничего. Анисимов вон на велосипеде из Одессы до Москвы ездил, впрочем, у Анисимова всегда все по взрослому и все получается.

Я один. Предлагал я Саше Григорьеву и Косте Дигину составить мне компанию, но не сложилось. Саша Григорьев – человек разумный. Любит отдыхать с комфортом, не любит неожиданностей и неприятностей, не любит напрягаться, просто ленивый. Он мне предлагал покататься на велосипедах около дачи, ему бы было это интересно. Но это не интересно мне, все окрестности своей дачи я объездил еще в детстве. При всем при этом Григорьев опытный велосипедист, года три назад купил велосипед за штуку (!) баксов. И регулярно на нем катается, до этого активно катался на роликовых коньках. Не спрашивал, сколько он обычно проезжает на велосипеде, но на роликовых коньках он в легкую за раз проезжал до 20 километров . Григорьев последние годы активно занялся спортом. Не зная, что на него нашло. Когда учились в институте, он был рохля рохлей. Последние два года Саша начал ходить в тренажерный зал. Сейчас он делает несколько подходов и по 10-12 раз приседает со штангой больше 90 кг . Я регулярные тренировки закончил, как закончил школу. Тогда у меня была очень неплохая физическая подготовка, с братом, конечно, не сравниться, но все же. Но и это было очень давно. Григорьев испугался даже не трудностей, которые могли бы ожидать нас на маршруте, а меня, вернее моего технического оснащения. Я имею в виду мой велосипед. Да уж, есть чего опасаться. Велосипед у меня сохранился со школьных времен, в студенческие годы он был еще на ходу, но я на нем уже практически не ездил. Его доконал брат. В конце концов, он сломал тормоза, погнул раму и примерно с 90-91 года велосипед стоял на приколе в сарае. Никто им не занимался, но и не выбросил. Вторая жизнь велосипеда началась неделю назад, 13 августа, в субботу. Я купил новые задние и передние колеса в полном сборе, с новыми камерами и покрышками, купил новую каретку, тоже в сборе, с новыми подшипниками и муфтами. Мы вместе с Григорьевым ходили специализированный магазин в Сокольниках. Он тешил себя мыслью раскрутить меня на покупку нового велосипеда. И вот тогда бы мы накатались. Поэтому мы ходили по рынку, и он расхваливал тот или иной велосипед, говорил об их достоинствах и недостатках. Я, может быть, и куплю новый велосипед, но не сейчас. Во-первых, я не знаю, на сколько он мне действительно необходим и как часто я им буду пользоваться. Во-вторых, я ничего не понимаю в современных велосипедах и мне трудно отличить велосипед стоимостью в 14 тысяч рублей и в 30. Совсем дешевые велосипеды были за 7, а самые дорогие за 60 и даже 200 тысяч. Вообщем я был настроен реанимировать старый велосипед и это мне удалось. Если опыт катания окажется успешным, то может быть в следующем сезоне, посоветовавшись с женой, куплю современный велосипед. Вот с женой мы покатаемся в окрестностях дачи. Конечно. Я на старом велосипеде, а она на новом. А может быть, купим и два новых велосипеда. А потом ребенок подрастет и три. Но это будет потом, не сейчас.

14 августа я сделал пробный заезд. Выехал из того же Александрова, 112 км от Москвы, и поехал в сторону дачи в Калистово, 53 км от Москвы. Нет, я не думал доехать до самой дачи. Я реалист. У меня была та же карта Московской области, (карту Владимирской я как раз тогда и купил в Александрове) и я видел, что нормальной дороги нет вдоль железной дороги. Сильно удалятся от ж/д я не хотел потому, что не был уверен в велосипеде. В самом начале пути, еще в самом Александрове, я поломался. Два раза слетала цепь и вот, в конце концов, вылетела звездочка цепной передачи на заднем колесе. Мне удалось все починить. И даже устранить причину спадания цепи. Из-за небольшой кривизны рамы заднего колеса звездочка на педали и на заднем колесе лежали не совсем в одной плоскости. Отсюда частые спадания цепи. Выгнул раму как надо, все, цепь с тех пор ни разу не спадала. Все очень хорошо. Я доехал до Струнино, потом добрался до Арсаки, и платформы 90 км . Там уже сел на обратную электричку. В общей сложности километров 7 шел по насыпи, вдоль железнодорожного полотна везя велосипед в руках. В нашей округе, в районе 50 км и ближе к Москве всегда есть хоть маленькая, но тропинка вдоль полотна. Но мир в районе 100 км устроен иначе. Там никаких тропок нет. Машинисты проезжающих поездов, глядя на меня, думали, наверно, что я на всех конкурсах чудаков стабильно занимаю вторые места. Других объяснения, того, что они видели, я полагаю, у них быть не могло. Но в целом, я был доволен. Испытания прошли удачно. Я уверен в своем велосипеде, и главное в себе. Думаю, что я справлюсь и могу устранить проблемы старого велосипеда. Разработанный мною маршрут сильно удален от железной дороги, но я сейчас этого уже не боюсь. А вот Григорьев не захотел рисковать.

С Костей история другая. Ему я сделал предложение в прошлый понедельник, и он неожиданно для меня, не подумав, согласился. Но это было не серьезно. На такой поступок нужна решимость. А Косте решимость нужна еще в большей степени, чем мне. Для меня, все-таки, Ярославское направление родное, у меня здесь дача. А Косте все это не знакомо, ему придется ехать в Александров из самой Москвы, а не из Калистово. И до Ярославского вокзала тоже надо добираться ему с велосипедом как-то на метро. У Кости есть машина, но вариант, добраться ему на машине с велосипедом до моей дачи не обсуждался. Для этого нужна серьезная подготовка, более серьезное отношение к этой затее. Велосипед у Кости, по его словам, не очень хороший. Конечно не чета моему, более менее новый, но и не такой крутой как у Григорьева. Велосипедной подготовки, по словам Кости, у него нет. Недавно проехал километров 10 и устал. Хотя это, конечно, очень субъективно, я вот тоже устану, проехав 10 километров . Альтернативным вариантом для Кости, как провести воскресенье, было, отправится с друзьями на МАКС. Сегодня последний день его работы. Видимо, он так и поступил. Поэтому я один. Ну что же, один, так один. В компании было бы веселее, но не судьба. Эх, жаль, что у меня нет спидометра. В школьные годы у меня на "Украине" стоял спидометр, и я без него никуда не ездил, поэтому то я так уверенно и рассуждаю про скоростные режимы. Мне бы сейчас он пригодился. Вот у Григорьева он есть, у него даже GPS есть. Но нет самого Григорьева. Ну ладно. Вот я уже и приехал, конечная.

9.30. Приехал в Александров. Погода хорошая. Светит солнце. Сегодня обещали до 24. Но сейчас градусов 17. Начал движение по маршруту. На окраине города купил два пакета сока "Фруктовый сад" по 0.5 литра с трубочками и пачку печенья "Юбилейное". Двигаюсь в сторону Струнино. Здесь я уже был в прошлое воскресенье, поэтому с картой не сверяюсь. Поворачиваю направо, проезжаю Марино, Большое Каринское, Малое Каринское. Дорога асфальтовая, хорошая. Горки небольшие. Я двигаюсь обычно по левой стороне, как пешеход, навстречу машинам, чтобы они меня видели. Перед поворотами перестраиваюсь вправо, вдруг из-за поворота выскочит машина и меня не успеет заметить. Настроение хорошее, состояние тоже.

10.30. Доезжаю до спуска в Дарьино и Бухары. Для того чтобы оказаться в Струнино надо повернуть по асфальтовой дороге вправо. Но ведь мне туда не очень надо. Думаю объехать Струнино по проселочным дорогам и выехать прямо на Шаблыкино. Дорога на карте есть. Спускаюсь по грунтовой дороге на Бухары. Дарьино слева. Еду по дороге.

Встречаю толпу грибников. Они не знают дорогу на Шаблыкино. Они не местные. В Шаблыкино ездят из Струнино на маршрутках. Эта дорога ведет, по их словам на старую ферму.

Еду дальше. Действительно, есть какие-то развалины. Сильно пересеченная местность. Крутые спуски и подъемы. Въезжаю в лес. Вау. До сих пор дорога была накатанная, плотная, по ней ходили грузовые машины. Но в лесу все резко поменялось. Да здесь пройдут грузовики, Камазы или Уралы. Танки грязи не боятся. Это какой-то "камел-трофи". Грязь непролазная. Колеса забираются по ось в лужу и грязь. Радуюсь, что надел туфли. Продолжаю двигаться вперед. Конца грязи не видно. Шаблыкино, кстати, тоже. Похоже, я заблудился…

Стоп. Авария. Беда. Лопнула цепь. Я думал, что хуже поломки, чем вылет звездочки у меня уже не будет. А вот все как обернулось. Да дела. Она ведь старая. Я ее не стал менять. У меня были сомнение на счет цепи, но ведь испытательный заезд она выдержала. А нагрузки в грязи нет. Ну все, похоже, надо заканчивать экспедицию и поворачивать назад, домой. Жаль, обидно.

11.19. Выбрался из леса. Очистил велосипед от грязи. Цепь везу с собой. Качу велосипед. На пологих горках качусь на нем вниз. Это все-таки легче. Совсем не плохо, горок тут много. Сделал маленькое открытие: если крутит педали на велосипеде без цепи, то он все равно чуточку будет двигаться вперед, но с цепью было бы удобней. Добираюсь до Струнино. Там можно сесть на электричку и домой. На ум приходит мысль починится. Но где? В Александрове я видел магазин с велозапчастями. Но это очень далеко. А есть такой магазин в славном городишке Струнино и есть ли там то, что мне нужно? Если до двух часов не сумею починиться, то я не буду предпринимать попыток доехать Красноармейска сегодня. Придется в следующий раз . Добираюсь до окраин Струнино. Останавливая паренька лет 10-12 на велосипеде. Он мне обстоятельно объясняет, где есть нужный мне магазин. Это на другом конце города. Еду туда. Попутно захожу в различные хозяйственные магазины. Был даже магазин с автозапчастями, но все тщетно.

Ага, вот и тот самый магазин. Подвал пятиэтажного здания. У входа сидит милая девушка и читает книгу. В городе нет света, поэтому она на улице. Но при свечном освещении берется найти цепь для моего железного коня. Цепь стандартная, 112 звеньев, пожалуйста, 90 рублей. Меняю цепь. Это не совсем простая операция, надо ее сначала разомкнуть. Но все получается, у меня же есть инструменты. Ура. Победа. Молодец паренек - краевед, все правильно объяснил, молодец девушка, а я то какой молодец. Настроение отличное.

12.55. Все в порядке, еще нет даже часа. Принимаю решение: продолжить движение по маршруту.

Глава вторая. Струнино – поворот с федеральной трассы А108 на Ботово

13.00. Окраины Струнино. У меня кончился весь сок. Закупаю полутора литровый пакет "Тонуса", зеленое яблоко. Вот банальная истина – все что делается, делается к лучшему. Ко мне сейчас очень подходит. Менее распространено утверждение, что два отрицательных результата дают положительный. Это тоже про меня. Цепь, похоже, все равно когда-нибудь сломалась и это удача, что она сломалась именно тогда, если бы она сломалась дальше, мне бы было тяжелей найти замену. Впереди таких крупных населенных пунктов как Струнино уже нет. И плутал я по лесу совсем немного. Та дорога меня, конечно, куда-нибудь вывела, но точно не на Шаблыкино. Сейчас я его уже проехал. Абсолютно отрицательный результат – я потерял более двух часов, но это не катастрофично, время у меня еще есть. Еду дальше. Дорога хорошая, машин мало. Сил еще много. Проезжаю какой-то населенный пункт. Останавливаюсь, спрашиваю у паренька лет пятнадцати, что за деревня. Говорит Григорово. Очень хорошо, я думал до него еще далеко. Значит до федеральной трассы осталось 6 километров . Проезжаю Нововоскресенское. На дороге стоит щит – здесь находится Нововоскресенский храм. И на карте он тоже обозначен. Хорошая карта.

14.30. Вот Площево и трасса. Автобусная остановка у поворота. Останавливаюсь на привал. Сажусь, приятно сидеть на лавочке, а не в седле. Открываю сок. Достаю печенье. Обедаю. У остановки останавливаются жигули. Трое парней выходят направо, девушка, через дорогу налево. Едут в Сергиев Посад. Они не знают дороги на Красноармейск, не помнят впереди близкий поворот налево. Ну ладно. Подходит мужик с удочкой, в высоких резиновых сапогах. Изучает расписание автобуса. До ближайшего минут 50. Говорит, что надо продолжать спать, уходит. Съедаю все печенье. Мне пора. Главная задача сейчас не пропустить поворот налево. Там грунтовая дорога, могу и не заметить. Надо проехать ровно километр. На федеральной трассе есть километровые отметки. Как раз в районе автобусной остановки стоял столб - 20 км до Сергиева Посада 2. Машин вот только очень много и скорости у них у всех больше 100. Еду по правой стороне очень осторожно, иногда скатываюсь на обочину. Проехал ровно километр и вот он дорожный знак о пересечении вспомогательной дороги. Значит есть поворот и направо и налево. Странно, на карте вправо дороги нет. Подъезжаю. Направо действительно есть дорога, но она перекрыта решетчатыми воротами. Дорога уходит вглубь лесного массива метров на пятьдесят и там упирается уже в стальные зеленые ворота со звездочками. Все обнесено забором. Ага, значит там какой-то военный объект. В душу (сознание) медленно закрадываются нехорошее предчувствие новых неприятностей. Поворачиваю налево. Действительно грунтовая дорога неестественно прямая уходит вглубь леса, еду по ней, но это еще ничего не значит. Проезжаю 150 метров и останавливаюсь. Нехорошие предчувствия подтвердились. Все, приехали. Впереди метрах в семидесяти вижу такие же решетчатые ворота, которые перегораживали дорогу направо. На них щиты с крупными надписями, что проезд запрещен. Мне надо было это предвидеть заранее. Да, это ошибка подготовительного этапа. Чем раньше допущена ошибка в проекте, тем дороже она будет стоить. А я ведь мог об этом догадаться. Ведь надо было только обобщить известные факты, и тогда вывод был бы получен сам собой. Я с детских времен знал, что под Красноармейском находится стрельбище, испытательный полигон, где испытывают стрелковое оружие. Мы все это знали. Временами, даже до нашей дачи доносится канонада, иногда весьма продолжительная. Ну кто может строить такие абсолютно прямые дороги – только военные. И еще, на карте обозначено много мелких населенных пунктов, почти везде они находятся в трех, четырех километрах друг от друга, а то и чаще. Здесь же коридор шириной 6-7 и длинной в двадцать километров, где нет ни одного населенного пункта. Это и есть полигон, запретная зона. Точно. Только теперь эти логические рассуждения уже не нужны. Теперь встает другой вопрос – что делать? Ехать мне в эту запретную зону не сворачивая с ранее намеченного пути как бульдозер или возвращаться домой по трассе до Сергиева Посада и там садится на электричку, так и не достигнув намеченной цели? А ведь столько было уже потрачено сил. Я преодолел половину пути, думая, что самую трудную половину. Когда я еще выберусь на такую экспедицию? Нет, я ни шпион, ни разведчик, ни диверсант. Я турист. Я на отдыхе. Мне не пятнадцать лет. Я взрослый человек. Не буду я соваться в эту запретную зону. И не надо уж мне так срочно в этот Красноармейск, мелкий провинциальный городишко с 25 тысячами населения. Никто там меня не ждет.

Гляжу, ко мне подъезжает по грунтовой дороги мотоциклист в шлеме и темно-синем, кажется форменном комбинезоне. Кто это? Откуда он тут взялся? Неужели это охрана за мной. Нет, в это я отказываюсь верить, не может быть, чтобы этот объект так тщательно охранялся. Это уж слишком.

Мотоциклистом оказывается очень дружелюбный парень лет двадцати пяти. Он из Сергиева Посада. Ездил в прошлом году по этой дороге на Красноармейск. Тогда у него были проблемы с собаками, которые, оказывается, охраняют полигон. Его задержали на КПП, вот здесь. Показывает на карте где находится КПП, уже на асфальтовой дороге километрах в восьми от города. Еле отмазался, а хотели задержать и отвести в комендатуру. Спрашиваю его, а сегодня то, ты чего сюда поехал. Отвечает, что просто так, посмотреть. Странный все же какой-то парень. Вместе с ним подъезжаем к воротам вплотную. Забора здесь никакого нет, можно просто обойти ворота сбоку и все. Парень подзуживает меня ехать через полигон, сегодня говорит, воскресенье, сегодня не стреляют, стреляют обычно в понедельник. Им из Сергиева Посада слышно, когда стреляют. И собак сегодня не видно. А КПП можно обойти.

Нет, я туда не поеду. Мотоциклист – провокатор какой-то. Я не очень опасаюсь, что попаду под выстрелы. Но я не знаю, что я буду говорить на КПП. Обходить его я тоже не хочу. Я же по-русски читать умею, здесь четко написано: "Стой. Опасно. Запретная зона. Проезд запрещен". Кстати, могу и под обстрел попасть тоже. Где-то читал, что сейчас для состоятельных людей под Красноармейском организовываются забавы достойные их положения. Можно покататься на танке, БТРе, пострелять из любого стрелкового оружия и даже из того же танка. Как раз воскресенье – очень удобное время для любителей такого активного отдыха.

Поворачиваем обратно. Мотоциклист исчезает как сон. Я останавливаюсь изучать карту, как можно объехать полигон. Разумеется, лучше его объезжать слева, а не справа. Не надо будет возвращаться назад по трассе, и к Сергиеву Посаду и к моим местам ближе, если что.

Выбираюсь на трассу, еду в прежнем направлении еще три километра. Я уже в Московской области. Вот левый поворот на Ботово на грунтовую дорогу. Время у меня еще есть. Силы есть. Сок есть. Настрой есть. Печенья вот только нет.

Принимаю решение: продолжить движение по вновь утвержденному маршруту.

Глава третья. Поворот с федеральной трассы А108 на Ботово - Красноармейск

15.15. Поворачиваю на Ботово. Ба, сколько здесь машин. Одни выезжают на трассу, другие съезжают с нее. Нет, они не опасны. Скорости у них черепашьи, не то, что на трассе. Они медленно объезжают колдобины на дороге. Куда это они все? Дорога идет преимущественно вверх. Тяжело. Учусь читать карту. На карте кое-где нанесены отметки высоты над уровнем моря. Вот на повороте на ту злополучную прямую дорогу стоит цифра 208. А на маршруте, который я себе разработал между Шарапово и Шильцы есть цифра 268. До Шарапово 8 километрах по прямой. За Ботово, прямо на дороге стоит отметка 230. Да, а до Ботово я еще и не доехал.

Останавливается легковая машина, полная пассажиров. Парень лет семнадцати в летней морской форме – гардемарин, спрашивает, как проехать на Гремучий Ключ? Я одет в масленые джинсы, в зеленую военную рубашку. В купе с моим велосипедом вполне похож на местного, обязанного все знать в округе. Но я отвечаю, что понятия не имею, я здесь впервой. Карта в моих руках убеждает гардемарина, что я действительно не отсюда. На карте нет никакого Ключа.

Проезжаю Ботово. Достигаю отметки в 230 метров . Еду дальше. Горки, вверх, вниз, но по карте видно, что общая тенденция все же вверх. Машины исчезли, а теперь опять появились. Видимо, не надо мне было спускаться, подниматься. А надо было ехать вслед за машинами, так бы гору и объехал. Переезжаю речку. Выезжаю на открытое пространство. Вот он Гремучий Ключ. Стоит табличка. И сюда едут все машины. В излучине реки их на вскидку стоит около сотни. Чуть поодаль стоит церковь. Здание новое, кажется еще не совсем достроенное, крыша покрыта андулином. Наверно это какой-нибудь известный источник с целебной водой. До машин метров 300 вниз. Но спускаться я к ним не буду. Надо экономить силы и время. Пью сок, его тоже надо экономить. Но все-таки узнать подробней про это место хочется. Отдыхаю, жду, когда ко мне подойдут три паломницы, возвращающиеся с источника. Они идут пешком на автобус до Милинники. За час думают дойти. Крепкие еще тетки. Да, это действительно почитаемый источник со святой водой. Место как-то связано с Сергием Радонежским. Как именно я до конца не понял. Я считал, что скит Сергия Радонежского находился близь села Радонеж. Там даже памятник ему поставлен. Это километров шесть от нашей дачи. Мы туда частенько ходим прогуляться. И летом, и зимой на лыжах. Там тоже есть источник, и тоже ходят паломники. Место обустроено, есть церковь, и даже маленькая гостиница. Но такого количества машин там никогда я не видел, хотя подъезды туда не в пример лучше, дорога асфальтирована. Если когда-нибудь я еще раз соберусь проехать по этому маршруту, обязательно осмотрю это место, а сейчас надо торопиться.

Проехал Ляпино. Звонил брат, спрашивал, где я и как дела. Сказал ему в, двух словах, про цепь и запретку. Они собрались идти гулять на реку, и он звонит рассказать, где будут лежать ключи, если я приеду, а дома никого не будет. Не беспокойся, вы успеете нагуляться, пока я приеду. Я в Щильцы. Выехал на асфальтированную дорогу, люди ждут автобуса на остановке. Спрашиваю, в какой стороне Шарапово. На вопрос как добраться до Красноармейска получаю разумный совет, надо на автобусе доехать до Сергиева Посада, а там на электричке…

У меня есть опыт езды в автобусе с велосипедом. Это было в 85. Мне было 15 лет, а Сергею Кузьмину, соседу по даче, 14. Вот безотказный человек, с полуоборота согласился составить мне компанию прокатиться в летний трудовой лагерь нашей школы в какой-то деревне под Дмитровом. Какой точно я уже не помню. Мы были тогда совершенно безбашенные. Отправились в путешествие, абсолютно не представляя масштаба трудностей и возможные последствия безрассудного поступка. Карты у нас не было, я знал только название деревни. Выехали после обеда. Шансов доехать на велосипедах у нас не было никаких, но осознали это мы только когда отъехали километров пять от Хотькова. До Дмитрова добрались на каком-то КАМАЗе, шофер - дальнобойщик согласился нас подвести. А обратно поздно вечером возвращались как раз на автобусе. Ездил я тогда на этом же велосипеде, но он тогда не был таким ветераном.

Небольшой уклон вниз. Вот и Шарапово, и развилка. Налево, вниз дорога ведет до Алексеево, и как мне объясняют до военной части, там тупик. Мне надо направо, на Лозу. На развилке лежит большой камень с надписью о том, что он поставлен в честь ветеранов стратегических ядерных сил стойко стоявших на защите интересов Родины. Вот это да, куда я попал.

Подходит мужик в спортивных трусах, он бывший велосипедист, объездил здесь всю округу. Говорит, что до Лозы я действительно по этой дороге доеду только карта у меня не правильная, дороги тут совсем другие и идут по-другому. Мужик явно датый. Он гонит. У меня прекрасная карта масштаба 1:200 000, это значит в одном сантиметре 2 километра . До сих пор она меня не подводила, все сходилось тютелька в тютельку. Шаблыкино не в счет, там я сам виноват. На Савеловском рынке я видел на CD - ROM е километровые карты, а Паша говорил, что знает ссылки в интернете где есть даже пятисотметровые, но меня вполне устраивает и эта, весь маршрут на одном развороте, очень удобно.

Крутой спуск и такой же крутой подъем. Красивая, стройная пожилая женщина в белом платье с внешностью сельской учительницы из кинофильма показывает дорогу на Лозу. Странно. Асфальтовая дорога уходит куда-то в сторону, направо, а мне женщина говорит надо ехать налево. Там дорога уложена какими то булыжниками, никогда такой не видел в наших краях, если по такой дороге активно ездить на машинах, то, думаю, через несколько лет камни должны уйти в землю совсем и от дороги ничего не останется, а если по ней никто не ездит, то зачем укладывать булыжник и так тщательно? На карте изображена только одна асфальтовая дорога до самой Лозы, но ее нет 3. Видимо тот бывший велосипедист в трусах прав, действительно, что-то с картой. Наверно это фундаментальное свойство материи, вблизи военных ядерных объектов пространство искривляется. Нужно будет у Вадима и Наташи Пронкиной спросить, что они знают про искривление пространства, как-никак физфак окончили.

16.58. Дорога идет вниз, петляет. Заезжаю в лес. Все вниз и вниз. Еду на тормозах и крепко держу руль. Навстречу вверх идет мужик профессорского вида, в очках и с бородой. Такие в высшей школе преподают. Ведет за собой велосипед. Открываюсь ему, что еду из Александрова в Краснармейск. Мужик проникается ко мне изрядным уважением и очень подробно объясняет, где какие дороги и ориентиры. По отечески говорит, что доехать в принципе можно, но опасается, что вот сейчас уже пять часов, а в девять уже темнеет и холодно, так что советует быть осмотрительным и подумать о повороте на Сергиев Посад после Лозы. Я вежливо благодарю за советы и мы прощаемся.

Достигаю Лозы. Спуск кончился, всего вниз я проехал километра два. На карте стоит отметка 165 метров . Теперь я буду должен двигаться вдоль реки Торгоша, а затем Вори до самого Красноармейска, по прямой это около семнадцати километров. Сейчас вверх. Новоселки. Здесь люди тоже ждут автобус. Где-то тут должна быть дача родителей Антона 4.

Еще два или три километра и Еремино. Мешает встречный ветер. Я устал. Рубашка вся мокрая от пота. Я уже в горки на велосипеде не еду, я везу его пешком. Часто останавливаюсь, чтобы отпить немного сока. Неправда, что во время больших нагрузок не надо пить. Я одно время ходил в тренажерный зал к Сергею Михайловичу Бубновскому, известный в Москве специалист, и он меня научил, что пить надо, но только маленькими глоточками. Я так и делаю. На самом деле я лукавлю и сам себя обманываю. Я часто останавливаюсь, потом что устал. И карту я достаю чаще и разглядываю дольше, чем раньше по той же причине.

18.00. Зубцово. Стою на вершине подъема, возле указательного знака. Греюсь в лучах звезды по имени Солнце. Выпиваю остатки сока. Вперед, на Лычево. Людей уже не шокирует вопрос о дороге на Красноармейск. Все не задумываясь, указывают направление, для них это уже обыденно. Это вселяет оптимизм.

18.30. После Лычево еще один сантиметр по карте, то есть два километра ? , и я достигаю асфальтовой дороги. Теперь надо подумать. Дорога эта идет уже до самого Красноармейска, через Барково и Федоровское. Если я поеду по ней, не будет никаких неожиданностей, и, несмотря на то, что этот путь несколько длиннее, чем напрямик вдоль реки, с учетом того, что дорога лучше, времени у меня на нее может уйти меньше. Но после Федоровского дорога идет вдоль железной дороги, по которой я планирую возвращаться, в случае если успею на электричку, а я, кажется, успеваю. Если я на нее не успею, то мне придется возвращаться по этой же самой дороге на велосипеде. Два раза по одним и тем же местам ехать не хочется, и я сворачиваю налево.

У обочины стоят пятеро мужиков. У них горе. Старенький фольцваген заехал в кювет, откуда ему уже самому не выбраться. Мужики ждут подмогу. Предлагают мне накатить 100 грамм . Я вежливо отказываюсь. Мужики мне объясняют дорогу на Красноармейск, показывают ориентир - строительный кран высоко стоящий над лесом. Мы желаем друг другу удачи и я опять поднимаюсь в гору.

Проезжаю Михаловское насквозь до тупика, я пропустил поворот направо. Несколько людей мне объясняли, что поворачивать надо у пруда, а я его не заметил, думал, что это что-то большое, а это просто какая-то лужа. Но я потерял всего минуты три – четыре. Поворачиваю, дорога здесь становиться песчаной, даже по ровной местности ехать становиться очень тяжело. Я упал и погнул руль. Выправляю руль и форсирую в брод ручей, меня о нем предупреждали.

Въезжаю в лес. Очень красивые места, самые красивые за всю дорогу. Растут сосны. Дорога здесь по-прежнему песчаная и она проходит несколько ниже общего уровня земли, поэтому корни деревьев во многих местах оголены, смотрится великолепно. Хорошо, что я не поехал через Федоровское.

19.02. Вот и кран. Стоит здоровенный посреди леса, обнесен забором из колючей проволоки. Что тут за строительство не понятно, в этом сезоне здесь точно ничего не строили. Сюрреализм какой-то. Сока у меня уже давно нет, у меня мочИ уже нет, и мОчи тоже. Но после крана начинается асфальтовая дорога. Еще метров пятьсот и следующий ориентир – пожарная часть. Значит город близко. Встречаю людей расположившихся на пикник, жарят шашлыки. Наконец доехал до каких-то домов, это пригород. Вижу вереницу людей. Думаю спросить, где тут железнодорожный вокзал, но они идут не на электричку, а на автобус. А до вокзала, говорят, еще далеко. Я про себя смеюсь, далеко - это до Александрова. Минут пятнадцать – двадцать плутаю по городу, в основном вниз и вот он вокзал.

19.43. Читаю надпись на здание вокзала - "Красноармейск". Приехал, задание выполнено. Зачет.

Глава четвертая. Красноармейск - Софрино - Калистово

19.43. Однако электричка в 20.23. Еще ровно сорок минут. Я 10 часов был в пути. На вокзале никого нет, касса закрыта и купить билет негде. На платформе тоже почти никого нет, гуляют две бабушки и одна внучка. Бабушки как-то неуверенно говорят, что может быть электрички уже и не будет, мало ли, что она указана в расписании, а вот не будет и все. Я решаюсь проехать до Федоровское, если электричка будет, то я на нее там сяду, а если нет, я уже буду чуть ближе к даче, да и мерзнуть на вокзале сорок минут не хочется. Перехожу по железнодорожному мосту через реку Воря, здесь она раза в три-четыре шире, чем возле нашей дачи, и еду строго навстречу заходящему солнцу, вначале по тропинке вдоль полотна до Путилово, а затем по хорошей асфальтовой дороге. Дорога ровная, радость достигнутого результата придает мне новые силы, лучи солнца приятно согревают меня, и я за тридцать минут пролетаю восемь километров, слегка поплутав у самой платформы Федоровское. При съезде в село у поворота на Барково стоит огромный коричневый щит, сообщающий о том, что там находится свинофермы частей ракетных войск стратегического назначения. Забавно. Ради этого щита стоило сюда ехать.

20.20 . Я на платформе. По дороге сюда я видел электричку идущую в Красноармейск, значит, она точно будет возвращаться.

20.33. Захожу в электричку. Звоню брату, сообщаю, что со мной все в порядке и я еду домой. Проезжаю платформы Рахманово и поселок Дальний. Их нет на карте. Видимо их построили совсем недавно, несколько лет назад, тогда же когда электрифицировали эту часть дороги до Софрино. До этого электрички сюда из Москвы не ходили, а тепловоз тянул по одной колее несколько вагонов три четыре раза в сутки от Софрино до Красноармейска и обратно. Одна колея тут так и осталась. Если бы электричка не пришла, то мне нужно было бы добраться до Рахманово, а отсюда до дома около восьми километров.

20.52. Софрино, мне надо выходить. Перехожу на другую платформу и смотрю расписание. До электрички в Калистово еще двадцать минут. Тут надо сделать усилие над собой и остаться на платформе в Софрино, а не пуститься в путь на велосипеде. Я отлично знаю дорогу, и неоднократно ходил по ней пешком, особенно часто мне это приходилось делать в середине девяностых, когда электрички ходили с перебоями. Здесь семь километров вдоль железной дороги, но не стоит этого делать.

21.15. Еду в электричке.

21.24. Последнее препятствие - на остановке открылась только одна половинка двери. С трудом вытаскиваю велосипед. Осталось последние восемьсот метров, уже почти стемнело, но я знаю здесь каждый корешок на дороге.

Вот я и дома. Макароны и сосиски еще теплые. Брат наливает мне горячего, душистого чаю. Пью его с кабачковым вареньем. Выпиваю целый литр. Вкусно. Рассказываю ему про свои приключения. В мечтах у меня новый велосипед, поездки в Ярославль, Владимир, Переславль-Залесский. Если я смогу вернуться к тренировкам, то в следующем году можно попытаться эту же дистанцию преодолеть бегом - пешком. Брат слушает и смеется. В период подготовки к соревнованиям для него норма бегать по 160 километров в неделю. По телевизору показывают новую отечественную комедию. Тоже смешно.

Лежу. Завтра мне на работу. Моя электричка в 7.33. Еще мне надо с утра на процедуры в поликлинику. В отпуске на пляже наступил на острую палочку и поранил ногу. До сих пор еще не зажила. Боли уже давно нет, хожу – не хромаю, но опухоль на одном пальце не проходит. Мне сделали семь процедур УВЧ, а сейчас назначили еще какие-то другие с электромагнитами. Возможно, потом у меня будут проблемы со страховой компанией, но в поликлинику я завтра не пойду, сил уже нет и на работе лучше быть пораньше.

23.00. Отбой. До возвращения жены и ребенка осталось девять дней.

Примечание редакции:

1 Время указанное жирным цветом – это точное время, автор его твердо запомнил. Время указанное обычным шрифтом – приблизительное.

2 ррр

3 На карте то, что автор называет асфальтовой дорогой, на самом деле, означает дорогу с покрытием, а покрытие может быть любым, может быть асфальт, а может и булыжники.

4 Это единственное место, где автор немного нафантазировал. Такой мысли в его потоке сознания быть не могло потому, что о том, что дача родителей Антона находится именно в этом районе, он узнал уже после поездки.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст