10 ноября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Польша
Вид туризма: Велотуризм

О нас

Мы начинающие велотуристы, можно сказать, находимся в самом начале этого пути, поэтому и предлагаемый отчет рассчитан на таких же как мы. Надеемся, что он сослужит кому-нибудь добрую службу. Идея его написания родилась в результате длительных безуспешных информационных поисков конкретики по Green Velo, лишенной рекламной приукрашеннности и художественной гиперболы. Если вам лень читать много букв, просто посмотрите картинки, зачастую они информативны сами по себе.

Идея прокатиться по условно бесконечному веломаршруту родилась в ходе ежедневных покатушек по калининградским типа велодорожкам с высокими бордюрами, выталкивающим велосипедистов под колеса автотранспорта на проезжую часть, делить которую пока автолюди с велолюдьми у нас никак не желают.

Захотелось пропустить через себя длинную дорогу с медленным калейдоскопом непрерывно меняющихся картинок окружающего мира, - с его запахами трав, пением птиц, шелестом древеcной листвы под шорох колес, наматывающих на себя новые километры приключений, - всего того, что даёт непосредственное соприкосновение с природой... И такая велодорожка нашлась у соседей - причем совсем близко от российско-польской границы.

Веломаршрут

В Эльблонге начинается (или заканчивается – как угодно) велосипедный маршрут Green Velo, общей протяженностью более 2000 километров, сшитый из звеньев самых разных по качеству покрытия и протяженности дорог и дорожек, как и разноцветная, но весьма симпатичная эмблема веломаршрута:

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Вот какая информация представлена, в том числе, на русском языке, на официальной страничке Green Velo в интернете:

Восточный велосипедный маршрут Green Velo - это самый длинный, одинаково размеченный велосипедный маршрут в Польше. Он проходит, в основном, асфальтированными дорогами общего назначения с низкой интенсивностью движения через живописные территории Восточной Польши. На этом маршруте введены различные решения, повышающие безопасность велосипедистов. Главный маршрут насчитывает 1885 километров, а соединительные маршруты - это еще около 200 километров, размеченных по стандарту, подобному разметке главного маршрута.

Примерно 300 км маршрута - это новые и перестроенные велосипедные дороги, пешеходно-велосипедные трассы и около 150 км - отремонтированных грунтовых дорог. Построено или отремонтировано более 30 мостов и пешеходных мостиков, перестроено более 20 ключевых перекрестков. На маршруте создано 230 MOR, то есть Мест облуживания велосипедистов, оснащенных cтойками, навесами и скамейками, а также мусорными корзинами и информационными таблицами.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Вдоль тропы проходит более 10 000 км других размеченных велосипедных маршрутов, и находятся более сотни известных туристических достопримечательностей. Маршрут ведет через пять национальных парков и множество ландшафтных парков. В северной части тропы длинные участки проходят вдоль старых железнодорожных насыпей. На пути выделено 12, так называемых, велосипедных царств - привлекательных регионов, в которых стоит запланировать более длительный отдых. Туристам предложено свыше 100 однодневных и выходных поездок, а также многодневных велосипедный рейдов по царствам, которые представляют собой необычное туристическое велосипедное «меню» на территории Восточной Польши – самой красивой части нашей страны. Вам предоставляется возможность посетить неизведанные уголки пяти воеводств Восточной Польши – территорию с уникальными историческими и природными объектами. Мы подскажем – какие именно достопримечательности ждут вас в Велосипедных королевствах с их наиболее интересными памятниками древности и великолепными жемчужинами природы. Мы осознаем, что велотуристы ожидают от путешествия особых впечатлений, поэтому предлагаем ознакомиться с предложением объектов, обустроенных специально для велосипедистов. К вашим услугам перечень различного типа объектов, предлагающих гостиничные и гастрономические услуги, полезная информация о том, как удобнее всего попасть на маршрут, а также база торговых точек и пунктов велосервиса.

История маршрута

Проект «Велосипедные маршруты в Восточной Польше», в рамках которого создан маршрут Green Velo, финансировался Европейским фондом регионального развития в рамках Оперативной программы «Развитие Восточной Польши 2007-2013», Приоритетная ось V: Устойчивое развитие туристического потенциала на основе природных условий, Мероприятие V.2 Велосипедные маршруты.

Маршрут заложен в 2008-2009 годах в рамках проектной документации, а инвестиция началась на основе технико-экономического обоснования, разработка которого завершена в 2012 году. Строительство трассы продолжалось с 2013 до конца 2015 года. Дофинансирование всего проекта составило 274 миллионов злотых, а инвесторами были органы самоуправления пяти воеводств Восточной Польши, по территории которых проходит маршрут: Люблинского, Подляского, Подкарпатского, Свентокшиского и Варминско-Мазурского воеводств.

Интересно, правда? Правда, правда… но насколько это действительно правда, нам и предстояло убедиться воочию за трое с половиной суток небольшого, но специально взятого с этой целью отпуска.

Отзывы о данном веломаршруте, с которыми удалось ознакомиться в ходе подготовки к поездке, в общем и целом коррелировали с официальной информацией относительности привлекательности и доступности трассы, хотя и были довольно противоречивы, - сколько людей, столько и мнений. Ну что же, мы не привыкли отступать!

Итак, с чем пошли в поход.

Снаряжение.

Наши велосипеды - городские складнички тайваньской фирмы Tern с 24-колесами и планетарными втулками, свободно вмещающимися в багажник нашего автомобиля Subaru Forester: у жены 3х-скоростной Castro D3i, у меня – 7-скоростной Node D7i.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Прямо скажем, не самый подходящий вариант для передвижения по пересеченной местности и гравийным дорогам – а таковых оказалось не менее 70%, хотя рекламная информация об этом умалчивает. Отсутствие какой бы то ни было амортизации ощущалось не самым приятным образом ударами в кисти рук и в задницу при движении по гравийным и уложенным старыми плитами дорогам. Неважнецкая накатистость также существенно снижала темп движения, но так ли он важен при турпоездке? Но есть у этих велосипедов и свои плюсы: удобство транспортировки в автомобиле и в поезде за счет складывающейся легкой алюминиевой конструкции, и, что немаловажно, наличие встроенной динамки с возможностью извлечения «зелёной» электроэнергии для передней фары и подзарядки смартфона/навигатора с помощью специально докупленного устройства от компании Biologic. Впоследствии, правда, оказалось, что вырабатываемой мощности хватало лишь на условный «подпор»» аккумулятора моего Samsung Galaxy S7, снижающего скорость расхода электроэнергии до уровня, достаточного для достижения очередной точки подзарядки при выключенном экране гаджета и работающей навигации от Osmand. В следующий раз будет необходимо дополнить комплект промежуточным устройством Power Bank с входным током 0,5А.

Велоснаряжение и одежда

Исходя из тезиса, что каждый экспромт должен быть хорошо подготовлен, мы скурпулезно подошли к формированию походного снаряжения. Оно должно было быть максимально легким и компактным, удовлетворяющим все возможные потребности велотуриста на маршруте:

- летняя одёжка, как говорится, на любую погоду: мембранные куртки, флиски, штаны - на прохладную погоду, футболки, шорты - на жаркую погоду;

- велошлемы Speсialized;

- лёгкая туристическая палатка американской фирмы MSR Hubba Hubba NX весом 1700 грамм;

- кондовый футпринт размером 3х2 из терпаулинга, купленный в магазине стройматериалов по совету друзей;

- трехрежимный фонарь для освещения палатки, а-ля «Бедронка»;

- самонадувающиеся коврики Therm-a-Rest ProLite;

- гермосумки немецкой фирмы Ortlieb Back Roller Plus для основного снаряжения;

- велосумка багажная Topeak MTX TRUNKBAG EX для мелочей;

- велосумочка на руль для фотоаппарата класса «ультразум»;

- фотоаппарат Canon SX1;

- спальные мешки Marmot NanoWave 45 весом 822 грамма каждый;

- французкий армейский сухой паёк на всякий случай (а вдруг магазина с едой на пути не будет);

- спортивный термос для прохладной воды одноименной фирмы Thermos;

- швейцарский армейский нож "Victorinox".

Коврики, спальники и велосумки были любезно присланы магазином туристических товаров во Вроцлаве курьерской доставкой прямо в кемпинг в Эльблонге по предварительному заказу, однако не обошлось без накладок: менеджер магазина забыл указать получение денег курьером службы доставки DPD и тот, вручив нам посылку, лишь пожал плечами в ответ на восклицание, что за заказ мы не заплатили. Пришлось об этом проинформировать магазин, и перепуганный продавец пообещал к нашему возвращению из поездки снова прислать курьера с подарком и опцией pobrania opłat, т.е., добровольно-принудительного изъятия денег у клиента.

К моменту поездки в наличии из данного комплекта не оказалось велопалатки: она застряла где-то в почтовом коридоре по дороге из Германии. Поэтому решено было отказаться даже в теории заночевать под открытым небом, а для «посидеть на спине» при желании и хорошей погоде вполне достаточно было сверхкомпактных ковриков.

Таким образом экстрим окончательно отпал. Нас ждали тёплые постельки в уютных польских отелях. Во всяком случае, мы на это сильно надеялись. А надеялись, потому, что ответа на свои запросы по электронной почте в места предполагаемого ночлега на момент старта не дождались. Кстати, последний ответ - из отеля в Бранево - пришел уже когда мы были дома, давно в этом отеле переночевав…

Навигационное обеспечение Osmand было выбрано по совету встреченного на просторах великой паутины бывалого велочеловека Dr. Thürmann, поделившегося заодно и самостоятельно составленным велотреком участка протяженностью 232 км от Эльблонга до Семпополя. Мы же решили этот участок удлинить на 16 километров до железнодорожной станции Корше, где было решено закончить путешествие и на поезде вернуться в Эльблонг.

Ну, поехали потихоньку.

День первый

Итак, в качестве стартовой точки был выбран кемпинг 61 в Эльблонге, бронировать номер мы не стали, а взяли с собой большую кемпинговую полуавтоматическую быстросборную палатку "Maverick Family", чтобы максимально приблизить наш отдых к активно-туристическому варианту.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Забазировались с вечера, переночевали, свернулись, и, оставив машину тут же на стоянке за 10 злотых в сутки, пересели на велики и неспешно покатились по маршруту.

Кемпинг 61 заслуживает отдельной похвалы: всё очень чисто, зелено, большая территория, душевые и туалеты содержатся в идеальном состоянии, не в каждом отеле такое встретишь. Есть место для стирки, вай-фай, розетки по всей территории, свои каяки, можно половить рыбу – это всё входит в цену, которая прямо скажем, весьма и весьма гуманная. Как сказала пожилая хозяйка, приходиться соответствовать, люди приезжают со всей Европы. И даже вот на таких палаточных автобусах:

немцы и здесь отличились :)

На велосипедах по Вармии и Мазурам

В Эльблонге маршрут сначала проходил по современным велодорожкам с разметкой, в старом городе увидели полицию на велосипедах, что довольно необычно, во всяком случае, для нас

насладились видами старого Эльблонга, покатались у Эльблонгского канала

и пустились по загруженному в навигатор треку.

Еще в городе увидели первый МОR, miejsce obsługi rowerzystów – место обслуживания велосипедистов

На велосипедах по Вармии и Мазурам

собственно, дальше на маршруте они все были одинаковы и по комплектации ничем не отличались: беседка, стоянка для велосипедов, карта – всё выполнено в едином зеленом гринвеловском стиле. Тут же обнаружились и недостатки: отсутствие поилок, электричества для подзарядки гаджетов. Тем более, что навигационная программа к этому моменту успела неприятно удивить своей прожорливостью. Пришлось экран выключить, благо звуковое сопровождение было довольно подробным, да и знаков, обозначающих веломаршрут, было пока в избытке.

По мере выезда из города, велодорожки сменились старыми обычными дорожками для пешеходов, а потом и вовсе начались трудности, как из-за постепенно ухудшающегося покрытия, так и обусловленные постоянным набором высоты – начался штурм Эльблонгской возвышенности.

Карты веломаршрута, которые доступны для скачивания на официальной страничке, дают достаточно подробную диаграмму высот.

В Ягоднике (Jagodnik) сделали остановку на очередном МОR, размяли ноги

подзарядили смартфон в ближайшем доме с разрешения хозяев, ремонтировавших крышу, и покатили дальше.

Дорога через лес доставляла одно удовольствие, переливистые трели птиц и разная дикая животина сопровождали нас в зелёном море.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Ну, как говорится, нет подъёма без спуска и вскоре выбрались на фромборгскую дорогу, отныне поделенную между автомобилистами и велосипедистами, и ускорили темп движения, иногда разгоняясь до 50 км/ч на спусках. После перекрестка дороги 503 с дорогой Nadbrzeże это счастье закончилось, и дальше вдоль Вислинского залива до Толькмицко о веломаршруте напоминали только оранжевые знаки. Дорога местами представляла собой просто укатанный грунт со щебнем, но по большей части была выложена из небольших плит неопределенного назначения. Новенькие знаки на заброшенном железнодорожном переезде удивили… не только у нас «умеют» потратить деньги.

на Вислинском заливе сделали небольшую остановку,

попробовали водичку, а кто-то даже искупался, не без поплавка, конечно

На велосипедах по Вармии и Мазурам

и уже следующий большой привал сделали в Толкмицко, дабы отведать на честно заработанный ужин выловленного в Вислинском заливе судака, приготовленного милейшими хозяевами по собственному рецепту в симпатичном придорожном кафе

уютный тихий городишко, тёплая, совершенно безветренная погода, умиротворение…

После Толкмицко снова начался подъем по усыпанной щебнем дороге и после ужина ехать было уже не так легко… иногда приходилось спешиваться и толкать своих алюминиевых коней в гору. Так незаметно выбились из графика и пришлось скорректировать маршрут, спрямив путь с выездом на дорогу 504 на Фромборк и далее на Бранево.Во Фромборке пофотографировались у памятника Копернику и основанного в 1261 году Фромборкского собора, где 33 года своей жизни провёл выдающийся учёный, то ли немец, то ли поляк. Супруга попыталась покормить соборного кота с ошейником остатками жареного судака, но от угощения котейко почему-то отказался, видимо не бедствует.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Солнце начало уже заходить, вечерняя прохлада заставила надеть флиски и быстрее крутить педали по дороге 504, быстро наверстывая ошибки планирования и переоценку собственных сил.

В Бранево приехали уже затемно и без проблем разместились в отеле Кристалл, заблаговременно найденном с помощью польского приложения поиска ночлегов meteor24. Booking.com здесь не поможет, так как небольшие отели в польской глубинке, не испытывающие большого наплыва туристов, с этой популярной системой бронирования отелей не работают. Коней поставили в специальное стойло, где они также успешно переночевали под присмотром рецепции.

День второй

Наутро снова в путь, предстоял самый протяженный участок веломаршрута до Лидзбарка-Варминьского – около 100 километров пути, однако пройти этот участок строго по маршруту нам было не суждено.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Поначалу дорога пошла через поля, где мы наслаждались разноцветом и благоуханием полевых трав,

потом по большей части пошли нормальные дороги с настолько малой интенсивностью движения транспорта, что казалось его здесь не бывает вовсе. А может виной тому был выходной день.

У костёла нас нагнала польская пара - майор полиции в отставке и его жена, путешествовали также, как и мы, из Эльблонга, до которого приехали из Варшавы поездом. Их цель была дальше нашей и поэтому мы остались фотографироваться, а ребятам пожелали хорошей дороги. В тот момент мы еще не знали, что скоро снова встретимся.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Свою ошибку мы поняли довольно быстро, весело разогнавшись по спуску от Бжостек. Навигатор было потребовал свернуть резко влево, однако на перекрестке совершенно точно стоял знак без стрелки, и мы пролетели вперед несколько километров аж до н.п. Борниты, где на развилке Орнета - Мингайны навигатор сообщил о перекладке маршрута.

Каюсь, грешил на неверно проложенный трек, но отсутствие оранжевых знаков на дороге быстро разубедило меня. Здесь надо оговориться, что помимо собственно Гринвело, в Польше промаркирована целая сеть иных сопутствующих, пересекающихся и сходящихся велодорожек, и при желании любая из них может называться его неотъемлемой частью.

Возвращаться в гору несколько километров до пропущенного поворота мы не решились и, изучив предусмотрительно распечатанную с сайта карту, приняли влево и покатили по жёлтой велодорожке на Хенриково. Надо сказать, этот участок доставил нам немало удовольствия – хорошая автодорога, ни единой машины, впрочем, и на обед заехать оказалось тоже некуда, поэтому на первой же попавшейся остановке автобуса мы решили пополнить запас калорий французским армейским пайком.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Что там кушает французский солдатик? Посмотрим… Кстати, в этих местах в 1807 году произошло сражение русских и пруссаков с войсками Наполеона.

Французский сухпай в имеющемся варианте со свининой оказался весьма калорийным, вкусным и разнообразным – собственно свинина с фасолью, креветки с тунцом, потрошеные финики, мармелад, кофе, какао, шоколад, изотоник… всё это удовольствие мы, люди некрупные, растянули до конца поездки.

Подкрепившись и с удовлетворением отметив качественный подход к питанию во французской армии, поехали далее по маршруту Мингайны – Мейска Воля - Буги – Руново.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

У поля забрались на смотровую вышку посмотреть, как в Калининграде строят велодорожки. Но нет, ничего такого не увидели.

В Мейской Воле «военные достали карту и давай дорогу спрашивать», а тут навстречу бабулька на велике мчит в красном зипуне.

Узнав, что мы с калининградщины, похвалила Сталина и Россию; свою оценку обстановки обосновала возрастом далеко за 80 и жизненным опытом с военных лет, а посему велела передать всей нашей стране от неё привет, что я с удовольствием и делаю. Заодно проехалась по ЭТИМ, которые непонятно зачем понавезли в Польшу оружия и выразила надежду, что люди одумаются, и с соседями по ту сторону границы поляки будут жить в мире и согласии.

А вот и ЭТИ, легки на помине. Привет, НАТО! Экипаж реактивной системы залпового огня поприветствовал стоящего на обочине российского офицера запаса и лихо помчался по своим натовским делам.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

После длительной и муторной поездки по песку и гравию после Руново свернули на автодорогу 513, ведущую к конечному пункту этого дня путешествия – Лидзбарк-Варминьски. Начиная с 1350 года и до XIX в. Лидзбарк-Варминьски являлся столицей Вармии. В 1495-1496 и в 1503-1510 годах у своего дяди, епископа варминского Лукаша Ваченроде проживал Николай Коперник. На дорогах Вармии то и дело виднеются коричневые указатели „Szlak Kopiernikowski“, свидетельствующие о том, что некогда этими дорогами до нас проезжал вездесущий создатель гелиоцентрической системы мира.

Город, как водится, встретил нас отличной велодорожкой еще на дальних подступах к центру. После нескольких фотографий в старом городе мы ошвартовались у ресторана недалеко от замка, строившегося с 1348 по 1401 годы тремя епископами-князьями. Последним знаменитым жителем лидзбарского замка был Игнацы Красицкий (Ignacy Błażej Franciszek Krasicki), польский поэт, драматург и публицист эпохи Просвещения, епископ Вармии и сенатор Речи Посполитой, князь, архиепископ Гнезненский и примас Польши, да и, судя по всему, просто хороший человек, в честь которого и назван расположенный здесь 4-звездочный отель.

Отведав польской кухни, разместились в замке вместе с велосипедами в одном номере, ибо великие люди прошлого гаража для металлических коней не предусмотрели. Впрочем, номер был достаточно просторный, с видом на заполненный водой ров, в котором весело квакали лягушки.

День третий

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Выспавшись как следует в княжеских покоях и насытившись баснословно обильным и разнообразным завтраком, сфотографировались у замка и поехали теперь уже строго по маршруту к предпоследнему контрольному пункту, где нас ожидал ночлег на фермерском хозяйстве или, как сейчас говорят, в агротуристике.

Первую остановку сделали перед красивым костелом в Сточку Кляшторным, (Stoczek Klasztorny) середины 17 века, где как раз шло богослужение. Очень красиво!

Познакомились с немецкой пожилой парой, в возрасте лет эдак под 60. И что удивительно, оба страдали нарушениями опорно-двигательного аппарата, но это не мешало им через пот и кровь идти к намеченной цели. Настоящие немцы, одним словом.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

В лесном массиве велодорожка впервые превратилась просто в туристическую тропу, но ехать по ней было очень приятно, кое-где стояли плакаты, поясняющие, что растет, и кто живет в лесу. Нашлось и место отдыха, лет ему, судя по просевшей и поросшей мхом крыше, было изрядно, но поленница дровишек четко говорила за то, что за полянкой ухаживают.

Вскоре тропа превратилась в дорогу лесорубов, местами усыпанную каким-то крупным шлаком. Во время короткой паузы на водопой и перекус у лесного, явно богатого форелью, ручья, нас нагнала та самая пара пожилых немцев, которых мы повстречали в костеле в Сточку Кляшторным. Бюргер выматерился и задал риторический вопрос, куда поляки закопали 68 млн евро, выделенные Евросоюзом на обустройство маршрута, зло пнув изрядный кусок шлака, как будто эти деньги лежали аккурат под ним. Потом нас нагнала та самая пара польских велосипедистов, и мы радостно поприветствовали друг друга, как старые добрые знакомые. Они тоже заплутали, правда я не уточнил, где именно.

Поговорили за жизнь, за политику, опять же за качество Гринвело в разрезе «где деньги, Зин»? Обменявшись координатами, распрощались, договорившись встретиться в Варшаве.

Но самый убийственный участок для наших ягодиц и велосипедов был перед Бартошице – через поля порядка 8 километров вела старая дорога, вымощенная восьмиугольной изрядно выветрившейся со временем плиткой.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

За терпение и труд в Бартошицах мы были вознаграждены возможностью полежать на солнышке у городского пруда с фонтанчиком на прихваченных термарестах, благо время на этот раз позволяло.

Отдохнув и подзагорев, поехали дальше по отличным городским велодорожкам, которые сменила автодорога на Семпополь.

Дозвониться до хозяев следующего ночлега — т.н. агротуристики -  не удалось, поэтому пришлось вспоминать, что надежда умирает последней. Но и на этот раз повезло – нас ждали.

Нам досталась часть дома с санузлом, горячим душем, а также в наше распоряжение были предоставлены гриль с колбасками, пруд с рыбой и кот Бонифаций с собачкой, которые эти самые гриль-колбаски то и дело у нас клянчили, хотя поначалу дружить не желали. Но голод не тетка, пришлось учиться дружить и понимать незнакомый язык!

Полное умиротворение, природа, красота вечернего заката, стрекотание сверчков, цветочки и круги на воде от поедающей брошенный хлеб рыбы… ради этого уже стоило терпеть все тяготы и лишения велопохода, хотя на самом деле мы испытывали только приятную усталость.

День четвертый, последний

Ночью впервые пошел дождь, но к моменту выхода на последний отрезок маршрута осадки прекратились и оставшийся путь мы проделали при пасмурной погоде, лишь однажды сделав остановку у сельского магазина, чтобы пополнить поилки.

Как водится, у каждого магазина с утра свои завсегдатаи с дежурной бутылкой пива на завтрак

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Корше встретил нас хорошими велодорожками. Вот уж диву даешься – городок всего ничего, заурядная железнодорожная станция, а вот на тебе – все для велолюдей! У переезда нас ждали две достопримечательности – водонапорная башня из марсианских хроник

и старый паровоз на заслуженном отдыхе

За переездом обнаружилась закусочная и чуть поотдаль – маленькая пекарня со вкуснейшими пирожными.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Кофе там не подавали, поэтому, закупившись тортиками мы двинули к кебабной сразу за переездом, где и подкрепились перед посадкой в обратный путь.

Ну вот и поезд — конечное звено в цепи нашего путешествия!

О поезде тоже хотелось бы сказать пару слов. Первый поезд Корше – Ольштын был купейный, и велосипеды пришлось частично сложить, чтобы они уместились в тамбуре, зато второй, Ольштын – Эльблонг, был комфортабельный, с мягкими креслами с подголовниками, с местами для велосипедов. При покупке билета через интернет можно заранее посмотреть, каковы условия для велосипедистов в конкретном поезде; есть два варианта – либо вагон оборудован штатными местами для велосипедов, либо об этом надо договариваться с проводником и число мест ограничено. Эта же информация имеется на «бумажном» расписании (rozkład jazdy) на станции.

На велосипедах по Вармии и Мазурам

Билеты необходимо купить на себя и на велосипед, это можно сделать на сайтепольской железной дороги PKP Intercity или прямо в вагоне у кондуктора сразу за весь маршрут с пересадкой. На станции Корше кассу ликвидировали. За всё-про всё мы отдали 104 злотых с копейками. Кондуктор ходит с электронным сканером, поэтому билет можно иметь на смартфоне в электронном виде.

Через два часа нас уже ждал солнечный Эльблонг и курьер с халявным подарком от магазина туристического снаряжения во Вроцлаве. На этом наш первый велосипедный вояж благополучно закончился.

В зачете 260 километров хороших и не очень дорог, новые знакомые из Польши, Германии и Финляндии, разнообразная языковая практика, порция здоровья (надеемся)) и отличное настроение!

Источник : "https://pillauer.livejournal.com/682.html" rel="nofollow"