Виды туризма

14 января 2013
Евгений Кудрявцев
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Казахстан
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано
0 1296 0

Дата: 1-7 мая 2011 г.

Маршрут похода: Актогай - оз. Сасык-Коль - Жанама - Ушарал - Рыбзавод Балыкшинский - Ужбулак - Токжайлау - Кабанбай - Койлык - Сарканд - Джансугурово - Суыксай - Капал - Акешки - Достижение - Ескильди Би - Уштобе

Отчет о велосипедном походе по Алматинской области Казахстана

Пройденное расстояние: 652 км

Суммарный набор высоты: 4600 м

Автор: Евгений Кудрявцев (Искитим, Новосибирская область)

Список участников

  1. Екатерина Безуглова, 1980 г.р., Новосибирск
  2. Евгений Кудрявцев, 1988 г.р., Искитим, организатор похода, автор отчета
  3. Евгений Подрябинкин, 1984 г.р., Новосибирск
  4. Анастасия Савельева, 1986 г.р., Новосибирск
  5. Иван Сутурин, 1985 г.р., Новосибирск

Лирический отчет

Предыстория и начало похода

Если бывают в жизни совпадения, то такие - редко. 5 вагон поезда №325 Новосибирск-Алматы, в котором наша группа отправилась в поход, обслуживали те же проводницы, что и 11-й вагон поезда №326 Алматы-Новосибирск, в котором в августе 2010 года мы с братом возвращались из велопохода по Казахстану и Киргизии. Таким образом, нынешнее приключение стало продолжением… нет, не продолжением, а зеркальным, перевернутым отражением похода "Кирзастан-2010" - новая природа, непредвиденные проблемы, большее число участников, новый для меня подход к организации и проведению похода, иной микроклимат в группе. Идея организации походика на майские праздники возникла еще в январе. Хотелось хорошо подготовиться к сезону, погреться под жарким весенним солнцем, увидеть горы и бескрайние степи, пообщаться с местным населением, отведать блюда национальной кухни. К середине апреля, претерпев множество изменений, сложился окончательный состав группы. После двух тренировочных покатушек каждый из участников получил допуск к участию, и 29 апреля в 16-48 плацкартный вагон тронулся по направлению к стартовой точке похода - станции Актогай в Восточно-Казахстанской области. На поезд ребята успели кое-как - застряли в метро, прокололись по дороге и простояли в пробке. Велосипеды упаковывали уже в вагоне. Я же спокойно, без пробок и проблем с метро, залез в Искитиме. На следующее утро поезд проходил пограничный контроль: Российская сторона ограничилась проверкой паспортов, а казахи кроме этого досматривали каждую сумку, уточняли, перепроверяли содержимое коробочек, пакетиков, баулов и карманов. Некоторых людей проверяли по несколько раз. "У некоторых даже кружки обнюхивали в поисках запаха алкоголя", - И.С. Особый упор делался на поиск запрещенной литературы (газет, журналов, листовок агитационного и религиозного толка). У нас всего этого не было. Зато были два литра бензина "Калоша" и пять баллонов с газом. И то, и другое мы везли из дома потому, что достать их в казахстанских магазинах было бы тяжело. Описывая содержимое велорюкзака, Катя указала пограничникам на влажные салфетки, еду и пять баллонов дезодоранта. Что ж, мы крутим педали, сильно потеем, пять баллонов дезодоранта на пятерых не так уж и много! Так мы провезли газ. Не успокоившись, казахский пограничник захотел изучить содержимое Катиного фотоаппарата. Батарейки к нему нашлись с трудом, но и здесь мы оказались чисты - кроме изображения милого енота дотошный пограничник не увидел ничего. Мой рюкзак и я сам никаких подозрений не вызвали. Так мы провезли и бензин. После этих приключений енот стал символом нашего похода, а за пикантность ситуации на границе к нему добавилась приставка "канатоходец". Днём после границы в вагоне воцарилась тишина. Группа пеших туристов из турклуба НГУ обсуждала свой поход и перешнуровывала снегоступы, а мы, перепробовав несколько карточных игр, увлеклись игрой в "Верю не верю", взорвав 5-й плацкартный неистовым смехом. Вечером поезд обмыл легкий дождь, в 20-22 по местному времени мы выгрузились в сумерки, быстро собрали велосипеды и выехали с перрона станции Актогай. Первые обороты педалей, остановка у колонки, короткие беседы с местным населением и поиск дороги в сторону оз.Алаколь - всё, чем запомнился Актогай. Проехав три километра на юг, мы взобрались на путепровод и при свете налобных фонарей пересекли железную дорогу. Впереди была 80-километровая асфальтированная прямая до оз.Сасык-Коль. На ночевку встали в полной темноте в 60 метрах от дороги рядом с таинственным кабелем, уходившим глубоко в землю. Ярчайшие молнии на востоке пугали и удивляли.

D=16 km, t=1:06

День первый. 1 мая. Черепаха

Утром на сборы ушло около трёх часов - моя горелка GoSystem Flexifuel никак не могла доварить овсянку. Облака, гулявшие после восхода, сдуло в Китай, и мы поехали под ярким солнцем. Быстро, беззаботно, под горку и с попутным ветром катились по направлению к озерам.

В тот день в моей голове сложилось молитвенное обращение к еноту-канатоходцу:

  • Енот-канатоход, убереги нас от забот,
  • От ветреной погоды, пищеварительной невзгоды!

Надежных источников питьевой воды на дороге не было. В 16-45 выехали на федеральную трассу A3. На развилке в кассе автозаправки набрали чистой питьевой воды и в довесок получили карту автодорог Казахстана. Чтобы попасть на берег Сасык-Коля, против ветра и в горку проехали около 5 км в направлении от Ушарала и повернули направо, к озеру. Каменистую солончаковую грунтовку размыло после вчерашнего дождя. На берегу было пустынно и по-деревенски тихо. К развалинам подсобного хозяйства ехал трактор, пастух возвращал коров в загон, рыбаки сворачивали сети и разбирали улов. Не найдя удобного подхода к воде, мы поставили палатки в отдалении. Мутную озерную воду процедили через бинты, дезинфицировали средством "Акватабс" и вскипятили. На ужин приготовили плов и какао. Мои попытки делить продукты пограммово и поштучно не сработали, до конца похода ели столько, сколько хотели.

Вечером - удивительной красоты закат и громкое кваканье лягушек, ночью - костер и звёздное небо.

D=85 km, t=4:27

День второй. 2 мая. Ушарал

Утром грунтовка на озере подсохла, на трассу выехали без проблем. В 9 утра солнце припекало, поэтому, переодевшись в маечки и шорты, обильно намазавшись кремом от загара, мы выехали в Ушарал в надежде на очередной теплый день. Асфальтированная дорога вела под горку, но встречный ветер не позволял разогнаться быстрее 15 км/ч. Длительная фотосессия была устроена на путепроводе через ж/д ветку, соединяющую Казахстан и Китай. Под многотонными фурами мост трясся и шатался.

Вода, которую мы запасли еще в Актогае, подходила к концу, реки, обозначенные на карте, были то слишком грязными, то пересохшими. Суточный запас воды удалось пополнить только в ауле Жанама из колонки в частном доме. Сразу за аулом - пост ДПС и поворот на Ушарал. В райцентр мы приехали в 13-45. Золотозубые сотрудники "полициясы" указали путь к зданию миграционной полиции, но в нем не было ни души. Ни до, ни после нашего обеда в кафешке напротив. День 2 мая в Казахстане был праздничным, нерабочим, как и в России. Этим мы и объяснили то, что все кабинеты миграционной полиции были закрыты. Штампы о регистрации решили поставить в следующем районном центре на пути - городе Сарканд. Добраться до него нам нужно было за три дня.

Ушарал - районный центр Алакольского района: 16 тысяч жителей, асфальтированные центральные дороги, универсальные магазины на главной площади, рынки, банк, обменные пункты, банкоматы, принимающие карты Visa. В городе проживает немало русских, популярны велосипеды. Выбравшись с центральной площади Ушарала на трассу, поворачиваем направо и выбираемся на короткую, менее загруженную дорогу. Поворот на нее никак не обозначен, поэтому весь трафик идет по основной трассе.

Мы поехали в сторону гор, и прежний мордодуй стал дуть в бок. Настя периодически качала заднее колесо, жаловалась на плохой накат, а Женя читал лекцию о правильном давлении в камерах, геометрии рамы, каденсе и капал Насте на нервы. =) Оно и понятно - двигались мы со скоростью 12 км/ч. Вдоль дороги появились заброшенные сельхозугодия, арыки и горные ручьи. В одном из ручьев вымылись и постирали одежду. После постирушки Ваня решил заменить заднюю покрышку, которая начала рваться по корду, на новую. На ночлег встали после заката на берегу реки, в 30 метрах от дороги.

D=118 km, t=7:10

День третий. 3 мая. Сколько еще до перевала?

Мелодия "Бременские музыканты" на Катином телефоне пробудила нас в 6-30. На сборы ушло 2,5 часа. В 10 утра мы подъехали к водонапорной башне пос. Рыбзавод Балыкчинский, что находится на берегу оз. Алаколь. Дорога от трассы до поселка - асфальтированная прямая с небольшим уклоном к озеру.

Возле водонапорной башни - масса магазинов с курортными ценами и продавцами из советского прошлого (старенькая бабушка, называющая тенге рублями, и глуховатый мужчина в потертых трико). Затарившись водой, тушенкой, соком, продуктами национальной кухни (таном и куурдаком), поехали к озеру.

Берег оказался обрывистым. Не спускаясь к воде, умылись, позавтракали и вернулись на "Достукскую" трассу. Через 10 км после рыбзаводского свертка повернули направо и начали подъем в горы. Жара и солнцепек сразу дали о себе знать - на пыльной грунтовке педалилось тяжело. Через 5 км выехали на асфальтированную дорогу и продолжили подъем в горы. Группа постоянно растягивалась - Настя крутила очень медленно, после затяжных подъемов ждали ее по 5 минут. Спуск в долину р.Кызылтал обернулся тяжелым подъемом с сыпучей грунтовкой протяженностью 4,15 км. Катя забралась на вершину под аплодисменты, за Настей пришлось спускаться. Через 7 км с чередой спусков и подъемов добрались до аула Ужбулак (Глиновка). Красивый поселок с водопроводом, арыками и прохладой пирамидальных тополей. Сквозь аул просачивалась прямая дорога, по которой мы выбрались на высшую дневную точку 1239 м. Там, в тени на склоне холма еще лежал снег. Затем за 21 км идеального асфальта мы сбросили 500 метров высоты. В Дзержинском (ныне - Токжайлау) удалось заскочить в еще открытый магазин, купить домашнего хлеба, за которым продавец сбегал домой. Голодные, замученные и сонные - поцапались из-за вопроса о том, стоит ли пилить до заката, чтобы на следующий день всё же успеть на регистрацию в Сарканд. По моим подсчетам, оставался один день для того, чтобы зарегистрироваться. Утро вечера мудренее, решили не пилить и заночевали сразу за Дзержинским на полянке у края распаханного поля.

D=86,7 km, t=6:06

День четвертый. 4 мая. Разлука

Спуск, которым завершился предыдущий день, уперся в уже привычные нам "качели". Под горку скорость развивалась уникальная - Женя установил личный рекорд скорости 72,1 км/ч, Ванин навигатор показал аж 75,9 км/ч. За ночь ни один из пяти организмов участников, ни одна из 10 ног восстановиться не успели, поэтому подъемы давались со скрипом. С блеском в глазах мы провожали машины с прицепами, большими багажниками, автобусы и грузовики, способные поместить наш скарб - хотелось в кратчайшие сроки добраться до Кабанбая или даже Сарканда. Но мы всё же своим ходом все вместе докатились до Кабанбая. В поселке ребята поменяли деньги, зашли в магазин, а мы с Женей тем временем отправились в полицию и паспортный стол, где попытались узнать, можно ли сделать регистрацию там, в Кабанбае. Ответ получили отрицательный, то есть единственным вариантом выхода из сложившейся ситуации была заброска кого-либо на машине с паспортами в Сарканд для регистрации. Так и поступили. Таксисты за 90 км пути заломили марсианскую цену, а дядечка на внедорожнике Nissan согласился подбросить меня и Настю за 3000 Тг. Велосипеды вместились на заднее сидение, рюкзаки - в багажник. "Давай, мужик",- сказал Женя, пожав мне руку. Обменявшись рукопожатиями с ребятами, мы с Настей уехали в Сарканд. Ваня, Катя и Женя должны были приехать туда к вечеру. Дядечка в Nissan'е оказался капитаном бронетанковых войск Казахстана. За разговорами о жизни и политике он привез нас в центр Сарканда. Там, рядом с центральной площадью стояли несколько муниципальных зданий. Миграционная полиция находилась на неприметной улочке к северу от площади. Был обед, все кабинеты пустовали. Начальник Саркандского отделения миграционной полиции прибыл на службу лишь в 16-05. Он задал пару вопросов, потом их же пару раз повторил, чтобы понять, не обманываю ли я его в описании маршрута, цели похода, количества его участников. Тут же он "ковырнул" меня на возможность получения взятки якобы за истекший регистрационный срок. Нет, не удалось. Дни посчитали на пальцах, полицейский притих и как-то потупил глаза. В общем, после заполнения пяти заявлений регистрация досталась легко. Кстати, выдается она бесплатно.

"Тем временем оставшаяся группа перед поездкой в Сарканд решила подкрепиться. Но возле первого же магазина их догнал участковый. Подробно расспросил и, разумеется, попросил документы. Был тактичен и вежлив. Ребятам пришлось рассказать душераздирающую историю, приключившуюся с ними, в которую он хоть и с трудом, но поверил. Пожелал удачи и отпустил. Выдвинулись к кафе, находившемуся на выезде из города. Сказать об этом кафе, что оно было странным - это не сказать ничего. На вопрос "а что у вас есть?", ответили, что почти ничего. Потом, переглядываясь между собой, сотрудники кафе добавили про грибной суп и прямым текстом сказали, что лучше им съездить в другое кафе, и даже рассказали, как туда добраться. Поехали туда. Только сели есть, к кафе подъехали два автомобиля. Водители автомобилей подошли к ребятам, представившись миграционной полицией, потребовали документы. Узнав об их отсутствии, долго беседовали, угрожая, и, вероятно, намекая на взятку. Но, не солоно хлебавши, отправились восвояси, а группа продолжила маршрут до Сарканда", - И.С.

Зарегистрировавшись, мы с Настей выехали из Сарканда навстречу ребятам. Долгожданная встреча произошла за аулом Алмалы. Вновь жмём друг другу руки. Не виделись целый день! У костра - рассказы о событиях и впечатлениях.

D=125 km, t=6:45

День пятый. Пятое мая. "Курить есть?" (с) Чабан на пер. Гасфорда

Утром мы решили не готовить завтрак самостоятельно и заехали в летнюю кафешку за Алмалы. На 3200 Тг в общей сложности получили лагман, пельмени, блинчики с шоколадом, салаты, чай… Уходя, сгребли со стола хлеб и зубочистки. Через 5 км после плотного завтрака въехали в Сарканд. Там обменяли деньги, закупили еду и бытовые товары, зашли на почту и даже попали в небольшое ДТП. Выезд из райцентра нашли не сразу. Кромка трассы, ведшей в Джансугурово, была как после бомбежки, выкрики "яма!" из головы колонны доносились каждые 10 секунд. Перед Джансугурово, обогнув кольцо диаметром 150 метров, повернули налево и выехали на Капальскую трассу. Слёту забираться на пер. Гасфорда (1069 м) не рискнули и устроили небольшой перекус у его подножия. Набор высоты при подъеме на перевал составил 424 метра на протяжении 5,5 км. Ближе к седловине дорогу прорезали канавки и расщелины, что мешало подъему. Я забрался первым, через 3 минуты подъехали Женя с Ваней, еще через 15 минут под очередные овации на перевал взобралась Катя.

Никуда не спешившая Настя появилась через 20 минут после Кати. С перевала открывался замечательный вид на Джансугурово и степь за ним, с другой стороны виднелись заснеженные пики Джунгарского хребта. На подъезде к Суыксаю мы поднялись на отметку 1121 м., оттуда лихо скатились к знаку "Пограничная зона". Удивление, пренебрежение и мысли о том, где достать воду. В отчетах я читал, что граница казахстанской погранзоны находится немного южнее, поэтому увидеть этот зеленый знак в Суыксае не ожидал. Ни поста, ни погранцов замечено не было, поэтому мы поспешили как можно скорее выехать из пограничной территории, ее граница оказалась за поселком Арасан. Из плакатов и инфостендов мы поняли, что Арасан и Капал входят в общую рекреационную зону с лечебными источниками, к которым тянутся туристы. За Арасаном началась длинная прямая с чередой спусков и подъемов. Мест для остановки не было совсем.

На одном из подъемов мы приметили красивые пласты камней, рядом с ними и заночевали.

D=74,8 km, t=4:15

День шестой. Шестое мая. Гудронный коллайдер

Утром на место стоянки пришло стадо коров и лошадей, ведомое любопытным пастухом. Накрапывал дождик, поэтому от завтрака и утренней экскурсии по камням решили отказаться. Дорога в Капал лежала вдоль заснеженного Джунгарского хребта по голой степи с редко поставленными деревьями и кустарниками. То укрываясь от дождя, то раздеваясь, доехали до поселка. Колонок вдоль дороги не было, решили добраться до Капальского источника за поселком и добыть воду там. Но источник найти не удалось, воду набирали из реки, рядом с ней и пообедали. Вкусный суп, приготовленный Настей, доедали под дождем. Быстро собравшись, поехали дальше вслед за Ваней - он своим развевающимся велочехлом создавал огромный безветренный "колпак", в котором отсиживались все, кому ни лень. В 16-00 доехали до трассы, начался сильный дождь, вынудивший спрятаться под остановку и простоять там около часа. Ливень перешел в мелкий дождик, я замерзал и выехал первым. Ребята остались под крышей и ждали, пока дождь утихнет совсем. На холме я попал в очень плотный туман, видимость не превышала 50 метров.

Фуры, автобусы и машины с мигалками нагнетали обстановку, ехать в тумане было откровенно страшно. Через пять километров меня догнала Настя, затем подъехал Женя. Выяснилось, что Ваня прокололся еще до въезда в туман, а Катя осталась помогать ему. Остановившись под кроной жиденького деревца, Настя, Женя и я поглощали Настины ништяки и дожидались Ваню с Катей. Тогда Женя и произнес супер-пупер комплимент Насте по поводу ее ништяков. Сразу между ними снялось напряжение, длившееся после первых Жениных лекций о давлении в шинах и каденсе. Дословный текст комплимента не вспомню. Через 10 минут Ваня с Катей догнали нас, и все вместе мы подъехали к повороту на Мопр. Справа перед поворотом тянулись взлётно-посадочные полосы и ангары военного и гражданского аэропортов Талды-Кургана. Грунтовка, по которой нам предстояло ехать вечером и на следующий день, была немного раскисшей после дождя. Она могла доставить немало проблем в случае повторного дождя и породила молчаливое недовольство в группе. Палатки поставили в красивой долине пересохшей реки. Макароны с кетчупом ели порознь из-за неприятного, наутро забытого конфликта. Те же макароны вызвали конфликт в животе Вани, и всю ночь он боролся с тошнотой.

D=100 km, t=5:45

День седьмой. 7 мая

Ночью прошел небольшой, дождь, но на состояние дороги он не повлиял, наоборот, за ночь она подсохла. До Уштобе - около 50 км, поэтому решаем ехать без завтрака, ограничившись какао. Дорога от трассы до Мопра глинисто-песчаная, местами начинает зарастать. Воды очень мало, ручьи, обозначенные на карте, даже весной остаются пересохшими.

Первые 20 километров едем по заданному треку, но на одном из бродов дорога уходит влево и теряется. Пришлось ехать в сторону пос. Достижение, там выехали на асфальтированную дорогу и направились к трассе Талды-Курган - Уштобе. До Ескельди-Би летим под горку на 3-6, 3-7, благо ветер дул в спину, но после поворота на Уштобе ветер начал дуть почти в лицо, и мы кое-как добрались до Уштобе на 2-4.

В райцентре, прокол за проколом, доехали до вокзала, отыскали кафешку Айна, в которой просидели до 17-30. После кафе зашли в автомойку, где нам за 500 Тг вымыли и насухо вытерли все пять велосипедов.

На вокзале пришлось задуматься над судьбой оставшегося газа и бензина. Попытка продать "калошу" с успехом провалилась, пришлось отдать бензин мужикам на СТО. Во время упаковки велосипедов на вокзале к нам привязался дотошный сотрудник транспортной полиции: проверил документы, разузнал, откуда едем, спросил, кто у нас старший, трижды настаивал на том, чтобы "посмотреть меня на компьютере" (я со своей потрескавшейся губой, как он сказал, "что-то ему не нравился"). Я дважды отказался, но он особо не настаивал. Кроме нас в здании вокзала была группа пеших туристов, которая праздновала окончание похода с водочкой и всеми соответствующими ароматами. От них по залу ожидания разносился запах перегара, однако злой полицейский в употреблении спиртного заподозрил именно нас (по казахстанским законам появляться в общественных местах в нетрезвом виде и даже с запахом алкоголя запрещено). Тем не менее, нам удалось без проблем сесть в поезд. Куда мы дели газ? Катя с болью в сердце выбросила его из окна туалета.

D=47,4 km, t=3:00

Таможню прошли без лишних волнений. Собака, натасканная на наркотики, несколько раз подбегала к пакету с Настиной картошкой быстрого приготовления, за что получила прозвище "Собака-Доширака". На Российской стороне границы поезд простоял 2,5 часа. Женщина-кинолог и ее миниатюрный спаниель просто покорили нас своей тактичностью. После границы до самых сумерек играли в "Верю - не верю", пока пассажирка, лежавшая по соседству, не попросила нас успокоиться. Рано утром в 04:25 поезд остановился Искитимском вокзале, откуда ровно 11 дней назад я отправился в одно из своих самых приятных путешествий. А для ребят это путешествие продолжалось еще 1 час 15 минут - ровно столько они ехали до Новосибирска.

Выводы и рекомендации

  1. Интересный маршрут с разными видами пейзажей, рельефа и дорожного покрытия. В летнее время года может возникнуть проблема поиска питьевой воды на отрезках Актогай - оз.Сасык-Коль и Акешки-Мопр. Для приготовления пищи удобнее всего использовать газовую или бензиновую горелку, т.к. дрова на маршруте встречаются редко. В весеннее время года обязательно наличие ветровки, свитера, непромокаемых штанов для защиты от холода и дождя. Для предотвращения солнечных ожогов обязательно применение кремов от загара с максимальным уровнем защиты.
  2. Иностранный гражданин, прибывающий на территорию респ. Казахстан обязан в течение пяти дней после въезда в страну зарегистрироваться в отделении миграционной полиции. Отсчет пяти дней начинается на следующий день после въезда.
  3. Местное население к туристам относится доброжелательно - помогает в пути, указывает верное направление, охотно отвечает на вопросы. По-русски говорит большинство взрослых за исключением казахов, переселившихся из Китая в последние 5-10 лет. Дети школьного возраста также хорошо владеют русским языком.
  4. Мобильная связь распространена довольно плотно. В городах и крупных поселках работают операторы K-Cell, Active, Beeline KZ.

Добавлено: 12.06.2011 г.

Фотографии
Отчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области КазахстанаОтчет о велосипедном походе по Алматинской области Казахстана
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
04 июня 2019
Велопоход на реку Осетр
Дневник
02 июля 2019
Майский велопоход в Мещеру