Виды туризма
Дата: 1-7 мая 2011 г.
Маршрут похода: Актогай - оз. Сасык-Коль - Жанама - Ушарал - Рыбзавод Балыкшинский - Ужбулак - Токжайлау - Кабанбай - Койлык - Сарканд - Джансугурово - Суыксай - Капал - Акешки - Достижение - Ескильди Би - Уштобе
Пройденное расстояние: 652 км
Суммарный набор высоты: 4600 м
Автор: Евгений Кудрявцев (Искитим, Новосибирская область)
Список участников
- Екатерина Безуглова, 1980 г.р., Новосибирск
- Евгений Кудрявцев, 1988 г.р., Искитим, организатор похода, автор отчета
- Евгений Подрябинкин, 1984 г.р., Новосибирск
- Анастасия Савельева, 1986 г.р., Новосибирск
- Иван Сутурин, 1985 г.р., Новосибирск
Лирический отчет
Предыстория и начало похода
Если бывают в жизни совпадения, то такие - редко. 5 вагон поезда №325 Новосибирск-Алматы, в котором наша группа отправилась в поход, обслуживали те же проводницы, что и 11-й вагон поезда №326 Алматы-Новосибирск, в котором в августе 2010 года мы с братом возвращались из велопохода по Казахстану и Киргизии. Таким образом, нынешнее приключение стало продолжением… нет, не продолжением, а зеркальным, перевернутым отражением похода "Кирзастан-2010" - новая природа, непредвиденные проблемы, большее число участников, новый для меня подход к организации и проведению похода, иной микроклимат в группе. Идея организации походика на майские праздники возникла еще в январе. Хотелось хорошо подготовиться к сезону, погреться под жарким весенним солнцем, увидеть горы и бескрайние степи, пообщаться с местным населением, отведать блюда национальной кухни. К середине апреля, претерпев множество изменений, сложился окончательный состав группы. После двух тренировочных покатушек каждый из участников получил допуск к участию, и 29 апреля в 16-48 плацкартный вагон тронулся по направлению к стартовой точке похода - станции Актогай в Восточно-Казахстанской области. На поезд ребята успели кое-как - застряли в метро, прокололись по дороге и простояли в пробке. Велосипеды упаковывали уже в вагоне. Я же спокойно, без пробок и проблем с метро, залез в Искитиме. На следующее утро поезд проходил пограничный контроль: Российская сторона ограничилась проверкой паспортов, а казахи кроме этого досматривали каждую сумку, уточняли, перепроверяли содержимое коробочек, пакетиков, баулов и карманов. Некоторых людей проверяли по несколько раз. "У некоторых даже кружки обнюхивали в поисках запаха алкоголя", - И.С. Особый упор делался на поиск запрещенной литературы (газет, журналов, листовок агитационного и религиозного толка). У нас всего этого не было. Зато были два литра бензина "Калоша" и пять баллонов с газом. И то, и другое мы везли из дома потому, что достать их в казахстанских магазинах было бы тяжело. Описывая содержимое велорюкзака, Катя указала пограничникам на влажные салфетки, еду и пять баллонов дезодоранта. Что ж, мы крутим педали, сильно потеем, пять баллонов дезодоранта на пятерых не так уж и много! Так мы провезли газ. Не успокоившись, казахский пограничник захотел изучить содержимое Катиного фотоаппарата. Батарейки к нему нашлись с трудом, но и здесь мы оказались чисты - кроме изображения милого енота дотошный пограничник не увидел ничего. Мой рюкзак и я сам никаких подозрений не вызвали. Так мы провезли и бензин. После этих приключений енот стал символом нашего похода, а за пикантность ситуации на границе к нему добавилась приставка "канатоходец". Днём после границы в вагоне воцарилась тишина. Группа пеших туристов из турклуба НГУ обсуждала свой поход и перешнуровывала снегоступы, а мы, перепробовав несколько карточных игр, увлеклись игрой в "Верю не верю", взорвав 5-й плацкартный неистовым смехом. Вечером поезд обмыл легкий дождь, в 20-22 по местному времени мы выгрузились в сумерки, быстро собрали велосипеды и выехали с перрона станции Актогай. Первые обороты педалей, остановка у колонки, короткие беседы с местным населением и поиск дороги в сторону оз.Алаколь - всё, чем запомнился Актогай. Проехав три километра на юг, мы взобрались на путепровод и при свете налобных фонарей пересекли железную дорогу. Впереди была 80-километровая асфальтированная прямая до оз.Сасык-Коль. На ночевку встали в полной темноте в 60 метрах от дороги рядом с таинственным кабелем, уходившим глубоко в землю. Ярчайшие молнии на востоке пугали и удивляли.
D=16 km, t=1:06
День первый. 1 мая. Черепаха
Утром на сборы ушло около трёх часов - моя горелка GoSystem Flexifuel никак не могла доварить овсянку. Облака, гулявшие после восхода, сдуло в Китай, и мы поехали под ярким солнцем. Быстро, беззаботно, под горку и с попутным ветром катились по направлению к озерам.
В тот день в моей голове сложилось молитвенное обращение к еноту-канатоходцу:
- Енот-канатоход, убереги нас от забот,
- От ветреной погоды, пищеварительной невзгоды!
Надежных источников питьевой воды на дороге не было. В 16-45 выехали на федеральную трассу A3. На развилке в кассе автозаправки набрали чистой питьевой воды и в довесок получили карту автодорог Казахстана. Чтобы попасть на берег Сасык-Коля, против ветра и в горку проехали около 5 км в направлении от Ушарала и повернули направо, к озеру. Каменистую солончаковую грунтовку размыло после вчерашнего дождя. На берегу было пустынно и по-деревенски тихо. К развалинам подсобного хозяйства ехал трактор, пастух возвращал коров в загон, рыбаки сворачивали сети и разбирали улов. Не найдя удобного подхода к воде, мы поставили палатки в отдалении. Мутную озерную воду процедили через бинты, дезинфицировали средством "Акватабс" и вскипятили. На ужин приготовили плов и какао. Мои попытки делить продукты пограммово и поштучно не сработали, до конца похода ели столько, сколько хотели.
Вечером - удивительной красоты закат и громкое кваканье лягушек, ночью - костер и звёздное небо.
D=85 km, t=4:27
День второй. 2 мая. Ушарал
Утром грунтовка на озере подсохла, на трассу выехали без проблем. В 9 утра солнце припекало, поэтому, переодевшись в маечки и шорты, обильно намазавшись кремом от загара, мы выехали в Ушарал в надежде на очередной теплый день. Асфальтированная дорога вела под горку, но встречный ветер не позволял разогнаться быстрее 15 км/ч. Длительная фотосессия была устроена на путепроводе через ж/д ветку, соединяющую Казахстан и Китай. Под многотонными фурами мост трясся и шатался.
Вода, которую мы запасли еще в Актогае, подходила к концу, реки, обозначенные на карте, были то слишком грязными, то пересохшими. Суточный запас воды удалось пополнить только в ауле Жанама из колонки в частном доме. Сразу за аулом - пост ДПС и поворот на Ушарал. В райцентр мы приехали в 13-45. Золотозубые сотрудники "полициясы" указали путь к зданию миграционной полиции, но в нем не было ни души. Ни до, ни после нашего обеда в кафешке напротив. День 2 мая в Казахстане был праздничным, нерабочим, как и в России. Этим мы и объяснили то, что все кабинеты миграционной полиции были закрыты. Штампы о регистрации решили поставить в следующем районном центре на пути - городе Сарканд. Добраться до него нам нужно было за три дня.
Ушарал - районный центр Алакольского района: 16 тысяч жителей, асфальтированные центральные дороги, универсальные магазины на главной площади, рынки, банк, обменные пункты, банкоматы, принимающие карты Visa. В городе проживает немало русских, популярны велосипеды. Выбравшись с центральной площади Ушарала на трассу, поворачиваем направо и выбираемся на короткую, менее загруженную дорогу. Поворот на нее никак не обозначен, поэтому весь трафик идет по основной трассе.
Мы поехали в сторону гор, и прежний мордодуй стал дуть в бок. Настя периодически качала заднее колесо, жаловалась на плохой накат, а Женя читал лекцию о правильном давлении в камерах, геометрии рамы, каденсе и капал Насте на нервы. =) Оно и понятно - двигались мы со скоростью 12 км/ч. Вдоль дороги появились заброшенные сельхозугодия, арыки и горные ручьи. В одном из ручьев вымылись и постирали одежду. После постирушки Ваня решил заменить заднюю покрышку, которая начала рваться по корду, на новую. На ночлег встали после заката на берегу реки, в 30 метрах от дороги.
D=118 km, t=7:10
День третий. 3 мая. Сколько еще до перевала?
Мелодия "Бременские музыканты" на Катином телефоне пробудила нас в 6-30. На сборы ушло 2,5 часа. В 10 утра мы подъехали к водонапорной башне пос. Рыбзавод Балыкчинский, что находится на берегу оз. Алаколь. Дорога от трассы до поселка - асфальтированная прямая с небольшим уклоном к озеру.
Возле водонапорной башни - масса магазинов с курортными ценами и продавцами из советского прошлого (старенькая бабушка, называющая тенге рублями, и глуховатый мужчина в потертых трико). Затарившись водой, тушенкой, соком, продуктами национальной кухни (таном и куурдаком), поехали к озеру.
Берег оказался обрывистым. Не спускаясь к воде, умылись, позавтракали и вернулись на "Достукскую" трассу. Через 10 км после рыбзаводского свертка повернули направо и начали подъем в горы. Жара и солнцепек сразу дали о себе знать - на пыльной грунтовке педалилось тяжело. Через 5 км выехали на асфальтированную дорогу и продолжили подъем в горы. Группа постоянно растягивалась - Настя крутила очень медленно, после затяжных подъемов ждали ее по 5 минут. Спуск в долину р.Кызылтал обернулся тяжелым подъемом с сыпучей грунтовкой протяженностью 4,15 км. Катя забралась на вершину под аплодисменты, за Настей пришлось спускаться. Через 7 км с чередой спусков и подъемов добрались до аула Ужбулак (Глиновка). Красивый поселок с водопроводом, арыками и прохладой пирамидальных тополей. Сквозь аул просачивалась прямая дорога, по которой мы выбрались на высшую дневную точку 1239 м. Там, в тени на склоне холма еще лежал снег. Затем за 21 км идеального асфальта мы сбросили 500 метров высоты. В Дзержинском (ныне - Токжайлау) удалось заскочить в еще открытый магазин, купить домашнего хлеба, за которым продавец сбегал домой. Голодные, замученные и сонные - поцапались из-за вопроса о том, стоит ли пилить до заката, чтобы на следующий день всё же успеть на регистрацию в Сарканд. По моим подсчетам, оставался один день для того, чтобы зарегистрироваться. Утро вечера мудренее, решили не пилить и заночевали сразу за Дзержинским на полянке у края распаханного поля.
D=86,7 km, t=6:06
День четвертый. 4 мая. Разлука
Спуск, которым завершился предыдущий день, уперся в уже привычные нам "качели". Под горку скорость развивалась уникальная - Женя установил личный рекорд скорости 72,1 км/ч, Ванин навигатор показал аж 75,9 км/ч. За ночь ни один из пяти организмов участников, ни одна из 10 ног восстановиться не успели, поэтому подъемы давались со скрипом. С блеском в глазах мы провожали машины с прицепами, большими багажниками, автобусы и грузовики, способные поместить наш скарб - хотелось в кратчайшие сроки добраться до Кабанбая или даже Сарканда. Но мы всё же своим ходом все вместе докатились до Кабанбая. В поселке ребята поменяли деньги, зашли в магазин, а мы с Женей тем временем отправились в полицию и паспортный стол, где попытались узнать, можно ли сделать регистрацию там, в Кабанбае. Ответ получили отрицательный, то есть единственным вариантом выхода из сложившейся ситуации была заброска кого-либо на машине с паспортами в Сарканд для регистрации. Так и поступили. Таксисты за 90 км пути заломили марсианскую цену, а дядечка на внедорожнике Nissan согласился подбросить меня и Настю за 3000 Тг. Велосипеды вместились на заднее сидение, рюкзаки - в багажник. "Давай, мужик",- сказал Женя, пожав мне руку. Обменявшись рукопожатиями с ребятами, мы с Настей уехали в Сарканд. Ваня, Катя и Женя должны были приехать туда к вечеру. Дядечка в Nissan'е оказался капитаном бронетанковых войск Казахстана. За разговорами о жизни и политике он привез нас в центр Сарканда. Там, рядом с центральной площадью стояли несколько муниципальных зданий. Миграционная полиция находилась на неприметной улочке к северу от площади. Был обед, все кабинеты пустовали. Начальник Саркандского отделения миграционной полиции прибыл на службу лишь в 16-05. Он задал пару вопросов, потом их же пару раз повторил, чтобы понять, не обманываю ли я его в описании маршрута, цели похода, количества его участников. Тут же он "ковырнул" меня на возможность получения взятки якобы за истекший регистрационный срок. Нет, не удалось. Дни посчитали на пальцах, полицейский притих и как-то потупил глаза. В общем, после заполнения пяти заявлений регистрация досталась легко. Кстати, выдается она бесплатно.
"Тем временем оставшаяся группа перед поездкой в Сарканд решила подкрепиться. Но возле первого же магазина их догнал участковый. Подробно расспросил и, разумеется, попросил документы. Был тактичен и вежлив. Ребятам пришлось рассказать душераздирающую историю, приключившуюся с ними, в которую он хоть и с трудом, но поверил. Пожелал удачи и отпустил. Выдвинулись к кафе, находившемуся на выезде из города. Сказать об этом кафе, что оно было странным - это не сказать ничего. На вопрос "а что у вас есть?", ответили, что почти ничего. Потом, переглядываясь между собой, сотрудники кафе добавили про грибной суп и прямым текстом сказали, что лучше им съездить в другое кафе, и даже рассказали, как туда добраться. Поехали туда. Только сели есть, к кафе подъехали два автомобиля. Водители автомобилей подошли к ребятам, представившись миграционной полицией, потребовали документы. Узнав об их отсутствии, долго беседовали, угрожая, и, вероятно, намекая на взятку. Но, не солоно хлебавши, отправились восвояси, а группа продолжила маршрут до Сарканда", - И.С.
Зарегистрировавшись, мы с Настей выехали из Сарканда навстречу ребятам. Долгожданная встреча произошла за аулом Алмалы. Вновь жмём друг другу руки. Не виделись целый день! У костра - рассказы о событиях и впечатлениях.
D=125 km, t=6:45
День пятый. Пятое мая. "Курить есть?" (с) Чабан на пер. Гасфорда
Утром мы решили не готовить завтрак самостоятельно и заехали в летнюю кафешку за Алмалы. На 3200 Тг в общей сложности получили лагман, пельмени, блинчики с шоколадом, салаты, чай… Уходя, сгребли со стола хлеб и зубочистки. Через 5 км после плотного завтрака въехали в Сарканд. Там обменяли деньги, закупили еду и бытовые товары, зашли на почту и даже попали в небольшое ДТП. Выезд из райцентра нашли не сразу. Кромка трассы, ведшей в Джансугурово, была как после бомбежки, выкрики "яма!" из головы колонны доносились каждые 10 секунд. Перед Джансугурово, обогнув кольцо диаметром 150 метров, повернули налево и выехали на Капальскую трассу. Слёту забираться на пер. Гасфорда (1069 м) не рискнули и устроили небольшой перекус у его подножия. Набор высоты при подъеме на перевал составил 424 метра на протяжении 5,5 км. Ближе к седловине дорогу прорезали канавки и расщелины, что мешало подъему. Я забрался первым, через 3 минуты подъехали Женя с Ваней, еще через 15 минут под очередные овации на перевал взобралась Катя.
Никуда не спешившая Настя появилась через 20 минут после Кати. С перевала открывался замечательный вид на Джансугурово и степь за ним, с другой стороны виднелись заснеженные пики Джунгарского хребта. На подъезде к Суыксаю мы поднялись на отметку 1121 м., оттуда лихо скатились к знаку "Пограничная зона". Удивление, пренебрежение и мысли о том, где достать воду. В отчетах я читал, что граница казахстанской погранзоны находится немного южнее, поэтому увидеть этот зеленый знак в Суыксае не ожидал. Ни поста, ни погранцов замечено не было, поэтому мы поспешили как можно скорее выехать из пограничной территории, ее граница оказалась за поселком Арасан. Из плакатов и инфостендов мы поняли, что Арасан и Капал входят в общую рекреационную зону с лечебными источниками, к которым тянутся туристы. За Арасаном началась длинная прямая с чередой спусков и подъемов. Мест для остановки не было совсем.
На одном из подъемов мы приметили красивые пласты камней, рядом с ними и заночевали.
D=74,8 km, t=4:15
День шестой. Шестое мая. Гудронный коллайдер
Утром на место стоянки пришло стадо коров и лошадей, ведомое любопытным пастухом. Накрапывал дождик, поэтому от завтрака и утренней экскурсии по камням решили отказаться. Дорога в Капал лежала вдоль заснеженного Джунгарского хребта по голой степи с редко поставленными деревьями и кустарниками. То укрываясь от дождя, то раздеваясь, доехали до поселка. Колонок вдоль дороги не было, решили добраться до Капальского источника за поселком и добыть воду там. Но источник найти не удалось, воду набирали из реки, рядом с ней и пообедали. Вкусный суп, приготовленный Настей, доедали под дождем. Быстро собравшись, поехали дальше вслед за Ваней - он своим развевающимся велочехлом создавал огромный безветренный "колпак", в котором отсиживались все, кому ни лень. В 16-00 доехали до трассы, начался сильный дождь, вынудивший спрятаться под остановку и простоять там около часа. Ливень перешел в мелкий дождик, я замерзал и выехал первым. Ребята остались под крышей и ждали, пока дождь утихнет совсем. На холме я попал в очень плотный туман, видимость не превышала 50 метров.
Фуры, автобусы и машины с мигалками нагнетали обстановку, ехать в тумане было откровенно страшно. Через пять километров меня догнала Настя, затем подъехал Женя. Выяснилось, что Ваня прокололся еще до въезда в туман, а Катя осталась помогать ему. Остановившись под кроной жиденького деревца, Настя, Женя и я поглощали Настины ништяки и дожидались Ваню с Катей. Тогда Женя и произнес супер-пупер комплимент Насте по поводу ее ништяков. Сразу между ними снялось напряжение, длившееся после первых Жениных лекций о давлении в шинах и каденсе. Дословный текст комплимента не вспомню. Через 10 минут Ваня с Катей догнали нас, и все вместе мы подъехали к повороту на Мопр. Справа перед поворотом тянулись взлётно-посадочные полосы и ангары военного и гражданского аэропортов Талды-Кургана. Грунтовка, по которой нам предстояло ехать вечером и на следующий день, была немного раскисшей после дождя. Она могла доставить немало проблем в случае повторного дождя и породила молчаливое недовольство в группе. Палатки поставили в красивой долине пересохшей реки. Макароны с кетчупом ели порознь из-за неприятного, наутро забытого конфликта. Те же макароны вызвали конфликт в животе Вани, и всю ночь он боролся с тошнотой.
D=100 km, t=5:45
День седьмой. 7 мая
Ночью прошел небольшой, дождь, но на состояние дороги он не повлиял, наоборот, за ночь она подсохла. До Уштобе - около 50 км, поэтому решаем ехать без завтрака, ограничившись какао. Дорога от трассы до Мопра глинисто-песчаная, местами начинает зарастать. Воды очень мало, ручьи, обозначенные на карте, даже весной остаются пересохшими.
Первые 20 километров едем по заданному треку, но на одном из бродов дорога уходит влево и теряется. Пришлось ехать в сторону пос. Достижение, там выехали на асфальтированную дорогу и направились к трассе Талды-Курган - Уштобе. До Ескельди-Би летим под горку на 3-6, 3-7, благо ветер дул в спину, но после поворота на Уштобе ветер начал дуть почти в лицо, и мы кое-как добрались до Уштобе на 2-4.
В райцентре, прокол за проколом, доехали до вокзала, отыскали кафешку Айна, в которой просидели до 17-30. После кафе зашли в автомойку, где нам за 500 Тг вымыли и насухо вытерли все пять велосипедов.
На вокзале пришлось задуматься над судьбой оставшегося газа и бензина. Попытка продать "калошу" с успехом провалилась, пришлось отдать бензин мужикам на СТО. Во время упаковки велосипедов на вокзале к нам привязался дотошный сотрудник транспортной полиции: проверил документы, разузнал, откуда едем, спросил, кто у нас старший, трижды настаивал на том, чтобы "посмотреть меня на компьютере" (я со своей потрескавшейся губой, как он сказал, "что-то ему не нравился"). Я дважды отказался, но он особо не настаивал. Кроме нас в здании вокзала была группа пеших туристов, которая праздновала окончание похода с водочкой и всеми соответствующими ароматами. От них по залу ожидания разносился запах перегара, однако злой полицейский в употреблении спиртного заподозрил именно нас (по казахстанским законам появляться в общественных местах в нетрезвом виде и даже с запахом алкоголя запрещено). Тем не менее, нам удалось без проблем сесть в поезд. Куда мы дели газ? Катя с болью в сердце выбросила его из окна туалета.
D=47,4 km, t=3:00
Таможню прошли без лишних волнений. Собака, натасканная на наркотики, несколько раз подбегала к пакету с Настиной картошкой быстрого приготовления, за что получила прозвище "Собака-Доширака". На Российской стороне границы поезд простоял 2,5 часа. Женщина-кинолог и ее миниатюрный спаниель просто покорили нас своей тактичностью. После границы до самых сумерек играли в "Верю - не верю", пока пассажирка, лежавшая по соседству, не попросила нас успокоиться. Рано утром в 04:25 поезд остановился Искитимском вокзале, откуда ровно 11 дней назад я отправился в одно из своих самых приятных путешествий. А для ребят это путешествие продолжалось еще 1 час 15 минут - ровно столько они ехали до Новосибирска.
Выводы и рекомендации
- Интересный маршрут с разными видами пейзажей, рельефа и дорожного покрытия. В летнее время года может возникнуть проблема поиска питьевой воды на отрезках Актогай - оз.Сасык-Коль и Акешки-Мопр. Для приготовления пищи удобнее всего использовать газовую или бензиновую горелку, т.к. дрова на маршруте встречаются редко. В весеннее время года обязательно наличие ветровки, свитера, непромокаемых штанов для защиты от холода и дождя. Для предотвращения солнечных ожогов обязательно применение кремов от загара с максимальным уровнем защиты.
- Иностранный гражданин, прибывающий на территорию респ. Казахстан обязан в течение пяти дней после въезда в страну зарегистрироваться в отделении миграционной полиции. Отсчет пяти дней начинается на следующий день после въезда.
- Местное население к туристам относится доброжелательно - помогает в пути, указывает верное направление, охотно отвечает на вопросы. По-русски говорит большинство взрослых за исключением казахов, переселившихся из Китая в последние 5-10 лет. Дети школьного возраста также хорошо владеют русским языком.
- Мобильная связь распространена довольно плотно. В городах и крупных поселках работают операторы K-Cell, Active, Beeline KZ.
Добавлено: 12.06.2011 г.
Комментарии