Александр Нестеров (Рига)
Год путешествия: 1988
Автор - Александр Нестеров (Рига)

Карта района похода

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Переживания от поездки на плато Путорана в 1987 году еще не стерлись в памяти, поэтому в 1988 году нам захотелось поехать в более обжитые, но рыбные места . Как всегда манил север. Архангельский аэропорт запомнился необычайной многолюдностью и полным равнодушием к пассажирам. Карелия казалась черезмерно затоптанной и безрыбной. Выбор пал на Кольский полуостров. В туристском альманахе Север прочитали мы об удивительном Сейдозере, культовом месте саамов. По описанию в Сейдозере водится голец. Решение принято - село Ловозеро, озеро Ловозеро, Сейдозеро. Сейдозеро протокой соединено с Ловозером.
25 июля 1988 года компания в составе Василича, Гаврилыча и Миши на поезде из Риги доехала до Оленегорска с пересадкой в Ленинграде, затем автобусом до Ловозера. На всякий случай зашли в рыбинспекцию. Оказалось, что весь западный берег Ловозера от реки Сергевань до Сары включительно закрыт для рыбной ловли. Вот вам и Сейдозеро. На ходу пришлось менять планы. Нам посоветовали порыбачить на реке Курга. Кое-какие кроки на район Ловозера у нас были, решили идти на Кургу.
27 июля поменяли водку на смесь для мотора, подрядили моторку и к вечеру высадились на правом берегу Вирмы в том месте, где она вытекает из Попова озера. Ранее там был поселок под именем Семерка.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Переночевали, с утра начали собирать катамаран. Для каркаса приходится рубить молодые деревья, пожалели, что не взяли дюралевый каркас.

Гаврилыч вытесал транец для мотора. Собрали катамаран, поставили мотор, загрузились пошли, но недолго. Обрубили винт и его крепление. Поставили запасной винт и самодельное крепление, пошли. Мотор тянет хорошо, километров 6 в час обеспечивает. Опыта переходов по озерам нет, вода в озере холодная, попадешь в воду, больше 30 мин не продержишься из-за переохлаждения. Шли недалеко от берега, освоились. К обеду дошли до острова Пашка, встали лагерем.

Миша пытался ловить на спиннинг, безрезультатно.
Мы с Гаврилычем осмотрели остров, поели ягод: морошки, черники, голубики, красной смородины. Обсудили дальнейший маршрут и решили с утра посмотреть реку Вавнийок и дальше идти от острова к острову на Кургу.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Река Курга впадает в залив Ловозера, называемый Зимняя Курга. Залив двумя протоками - южной и северной соединяется с Ловозером. Мы пошли к южной протоке, вошли в нее, потыкались по берегам пока живущие на летовке местные саамы не подсказали дорогу. К вечеру, оставив по левую руку устье Черной речки, дошли до первых порогов Курги.

Еле-еле наловили рыбы на согудай, поставили палатку, заночевали. Рядом был лагерь москвичей. Три семьи с ребятишками. Они собирали грибы, ягоды, просто отдыхали. Поговорили с соседями. Вверх они не хотят идти из-за трудностей подъема бечевой, наверное это правильно, ребятишки у них были маленькие.
Утром позавтракали, собрались и пошли вверх под мотором. Река позволяла, камни были, но разбросаны редко, глубина достаточная. В подходящих местах ловили рыбу.
Стал попадаться приличный хариус. Рыбу ловили только для еды.

Если вместе с хариусом попадала щучка, ее отпускали, осторожно сняв с крючка и отмыв от песка и камешков.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Лучше всего хариус ловится на самом перекате и чуть ниже его. Мы применяли самодельные блесны с вращающимся лепестком двух цветов из латуни или посеребренной латуни. На эти блесны хорошо берет и ленок, и хариус, и таймень, и щука - вся рыба, включая язей и окуней. Только голавля не приходилось ловить на эти блесны.
Распорядок дня включал горячий завтрак и ужин, а также перекус: хлеб, сухарь, шербет и кусочек твердокопченой колбасы, а воды в реке сколь угодно. Пойманную рыбу собирали в матерчатый мешок для вечерней ухи или согудая. Остановки делали в удобных для рыбалки местах.

Плесы проходили под мотором, порожистые участки - бечевой. Миша отпихивался веслом и ногами от камней, а мы с Гаврилычем тянули бечеву за нос и корму. Так мы довольно быстро продвигались вперед. Погода стояла хорошая, но одной ночью прошел сильный дождь, который продолжался и днем. Бечевник шел по высокой траве. К средине дня мы все основательно вымокли, пришлось устроить полудневку на острове. Высушили одежду, продукты. На перекате у острова хорошо ловился хариус.

Река Курга разделяется озером Яловое на два участка - верхнюю и нижнюю Кургу, очень похожих друг на друга.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

То же чередование плесов, перекатов и порогов.

По берегам лес, кустарники, болота. Много грибов, различных ягод. В реке много рыбы, в основном хариуса и щуки. Ближе к осени- конец августа, сентябрь пойдет кумжа. В июле она нерестится в верхних озерах - с общим именем Ленъявр. Курга - излюбленное место отдыха ленинградцев. Приезжают на месяц с детями, с запасами соли и сахара, продуктов питания, солят грибы, варят варенье, ловят рыбу, отдыхают. В походе познакомились с орнитологами из Ленинграда. Ставят сети на птичек, ведут учет, кольцуют и выпускают. В свободное от учета время самозабвенно ловят рыбу для дома, для семьи. Они-то и рассказали нам о кумже.

Мест для стоянки достаточно, есть стоянки, обжитые годами. При выборе стоянки стоит избегать мест с зеленой травкой, красивых, но мокроватых и к тому же еще населенных мошкой и комарами.

Мы на таком мысе остановились один раз, и этого хватило, чтобы запомнить надолго.
2 августа дошли до озера Яловое. Озеро большое, много заливов, легко заблудиться. Стоит идти по компасу. Хорошо иметь карту.

Место впадения верхней Курги в Ялове заметно по огромным валунам, которые Курга принесла в половодье. Под дождем прошли озеро и встали лагерем на верхней Курге. Ловили рыбу. Я изловчился ловить хариуса на мушку. Попадались довольно крупные. Где под мотором, где бечевой прошли мы верхнюю Кургу и 4 августа были на Ефимозере.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Решили пожить несколько дней на берегу, попробовать поймать кумжу, пособирать грибы, ягоды. Нашли чью-то стоянку, оборудовали кострище, поставили палатку.

На другой день Миша предложил половить рыбу с катамарана.

Они с Гаврилычем спустили катамаран на воду и долго ходили по озеру со спиннингом и дорожкой. Поклевок не было. Видимо рановато. Надо за кумжей презжать в конце августа. Ставили донку на червя. Червяка можно найти. Кто-то постоянно теребил и съедал червяка, но не засекся. А вот с грибами лучше. Было много молодых подосиновиков. Много черники и голубики.

7 августа стали собираться в обратную дорогу. Теперь где шли бечевой, там Миша и Гаврилыч шли на веслах, а я фотографировал прохождение ими порогов.

В подходящих местах ловили хариусов.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

К вечеру 7 августа мы уже прошли Яловое озеро и заночевали на прежней стоянке.

Познакомились с тремя семьями москвичей, которые сочетали отдых со сбором даров природы. 8 августа вышли в обратную дорогу, шли с рыбалкой и ночевкой на одной из прежних стоянок. 10 августа были на первом пороге Курги, где заночевали. На прощание Миша поймал щучку, которую зажарил на вертеле. Подготовили мотор, переночевали и 11 августа прошли на Ловозеро южной протокой, прошли Ловозеро и вечером 11 поднялись по Вирме до села, где разобрались и сложились.

Кольский полуостров. Рыбалка на реке КургаКольский полуостров. Рыбалка на реке КургаКольский полуостров. Рыбалка на реке Курга

Ночь перекантовались на автобусной остановке и рано утром 12 августа автобусом доехали в аэропорт Мурманска Мурмаши, откуда 13 августа улетели в Ригу.

Дополнительные сведения о районе похода можно получить в книге
"Север", биб-ка туриста, ФиС, 1975, 264с с ил.,
На сайте группы "http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow" приведены карты и фотографии.

Выводы и рекомендации.
1. Рыба есть, ловить нужно в разумные сроки.
2. Иногда мы ощущали кислородное голодание, видимо нужно давать некоторое время для адаптации к условиям местности, к длительности светового дня.